Содержание

Нужна ли аккредитация лаборатории для строительного контроля?

На 2019 год статья частично утратила актуальность ввиду внесения изменений в законодательную базу.

В соответствии со статьей 31 Федерального закона № 184-ФЗ предусмотрена Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров): «Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации». Таким образом, действие Федерального закона № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации» распространяется в том числе на строительные лаборатории. В соответствии с п. 5 статьи 5 412-ФЗ аккредитация в национальной системе испытательных лабораторий является добровольной.

Согласно главе 4 (статьи 18-30) 184-ФЗ, а так же в соответствии с терминологией оценки и подтверждения соответствия, в национальной системе должны быть аккредитованы испытательные лаборатории, участвующие в проведении испытаний и измерений для дальнейшей сертификации или декларирования продукции. В соответствии с перечнем продукции, подлежащей обязательной сертификации и обязательному декларированию, обязательные требования предъявляются к строительной продукции при подтверждении ее соответствия на пожарную безопасность, а также к оконным и дверным полимерным и алюминиевым блокам, стеклопакетам и к конструкциям для возведения железнодорожных сооружений.

На основании Указа Президента РФ от 24.01.2011 г. № 86 была сформирована Единая национальная система аккредитации, одним из основных принципов которой является добровольность (подпункт «в» статьи 1).

Положением о Федеральной службе по аккредитации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 № 845, устанавливается, что аккредитация и контроль над деятельностью лиц в различных сферах деятельности, аккредитованных в «Единой национальной системе», осуществляется исключительно Федеральной службой по аккредитации (Росаккредитация).

Помимо Единой национальной системы аккредитации компетентность испытательной лаборатории может подтверждаться путем аккредитации (аттестации) в любой из систем добровольной сертификации, которые созданы на основании Федерального закона № 184-ФЗ (п. 2 статьи 21) и внесены в реестр систем добровольной сертификации Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) в соответствии с п. 3 статьи 21 184-ФЗ.

В Градостроительном кодексе РФ и в Федеральном законе № 384-ФЗ не только не установлены требования по аккредитации в национальной системе аккредитации, но и нет требований к организации, выполняющей испытания. Поэтому требования об Аккредитации испытательной лаборатории для строительного контроля в Росаккредитации являются незаконными.

Довольно верное отражение ситуации по испытаниям на строительной площадке приводится в п. 5.6 СП 48.13330.2011, СНиП 12-01-2004 «Организация строительства»: «Перед началом выполнения работ на объекте подрядчик, осуществляющий строительство, заключает договоры с аккредитованными лабораториями на выполнение видов испытаний, которые не могут быть выполнены собственными силами».

Таким образом, производить испытания, соблюдая действующие стандарты и методики, с использованием поверенного или калиброванного оборудования, внесенного в государственный или ведомственный реестр, вправе любое лицо, чья компетенция и независимость будет признана всеми участниками строительства.

С. А. Салтыков. ООО «ГЛЭСК». Август 2016 год.

Форум для экологов

На сегодняшний день в отрасли инженерных изысканий сложилась неоднозначная ситуация с вопросом о необходимости государственной аккредитации лабораторий, проводящих инструментальные и лабораторные исследования в рамках проведения инженерно-экологических изысканий (ИЭИ).
В последнее время у некоторых участников рынка инженерных изысканий сформировалось мнение, что лабораторные и инструментальные исследования могут выполняться самостоятельно организациями, проводящими инженерно-экологические изыскания на основании Свидетельства о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства (виды работ: п.4.3 «Лабораторные химико-аналитические и газогеохимические исследования образцов и проб почвогрунтов и воды», п.4.4 «Исследования и оценка физических воздействий и радиационной обстановки на территории») при отсутствии в организации (или по субподрядному договору) лаборатории, аккредитованной в национальной системе аккредитации.
Это мнение во многом основано на том, что п.8.4.25 СП 47.13330.2012 «Инженерные изыскания для строительства. Основные положения. Актуализированная редакция СНиП 11-02-96» по непонятной причине не вошел в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ «Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 1521 от 26.12.2014.
Данный пункт СП, в котором говорится о необходимости аккредитации лаборатории, выполняющей химико-аналитические исследования в рамках инженерно-экологических изысканий, вошел в перечень, утвержденный Приказом Росстандарта «О внесении изменений в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 20 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» № 1650 от 20.12.2015 (далее – Перечень № 1650).
Но применение положения СП на добровольной основе не означает, что действует принцип «Хочу – не хочу», это недопустимо в строительной отрасли. При принятии решения об использовании (или привлечении) аккредитованной лаборатории должно неукоснительно соблюдаться законодательство РФ.
Обязательность аккредитации в национальной системе аккредитации лабораторий, выполняющих исследования (испытания) при проведении ИЭИ, закреплена на законодательном уровне, а именно:
Согласно статье 31 Федерального закона «О техническом регулировании» № 184-ФЗ от 27.12.2002 «Аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации». При этом в Статье 2 вышеупомянутого закона дано определение: «Оценка соответствия — прямое или косвенное определение соблюдения требований, предъявляемых к объекту». С целью оценки соответствия производится «подтверждение соответствия», определение которого дано в той же статье: «Подтверждение соответствия – документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров».
В ходе выполнения изысканий (в нашем случае – инженерно-экологических, хотя похожая ситуация и в других видах изысканий) как раз проводится подтверждение соответствия компонентов окружающей среды существующим нормативам: ПДК, ОДК, ПДУ и т.п.
Таким образом, в соответствии с ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании», испытательная лаборатория, выполняющая исследования (испытания) объектов окружающей среды в ходе проведения ИЭИ в целях оценки соответствия санитарным нормам и гигиеническим нормативам, должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации.
Согласно части 1 статьи 42 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ от 30.03.1999: «Санитарно-эпидемиологические экспертизы, расследования, обследования, исследования, испытания и иные виды оценок соблюдения санитарно-эпидемиологических и гигиенических требований могут проводиться должностными лицами, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации, и экспертами, аттестованными в установленном Правительством Российской Федерации порядке, в целях: 1) установления и предотвращения вредного воздействия факторов среды обитания на человека».
В состав инженерно-экологических изысканий входят исследования природных сред (компонентов окружающей среды): почв и грунтов, поверхностных и подземных вод, донных отложений в поверхностных водных объектах, атмосферного воздуха. Лабораторные химико-аналитические и радиационные исследования (испытания) выполняют для оценки загрязнения почв, грунтов, поверхностных и подземных вод, донных отложений, атмосферного воздуха вредными химическими и радиоактивными веществами. При этом оценка загрязнения осуществляется в соответствии с требованиями к качеству объектов окружающей среды, установленными в соответствующих санитарных нормах и правилах и гигиенических нормативах.
В целях повышения информативности данных исследований общепринятой практикой является установление соотношения полученных результатов с нормативными значениями, являющимися индикаторами наличия или отсутствия загрязнения.
В российской системе законодательного права прописаны нормативные значения только для оценки влияния вредных факторов на здоровье человека и отсутствуют для оценки влияния вредных факторов на прочие компоненты окружающей среды.
Следовательно, для оценки загрязнения природных сред и применения нормативных критериев (ПДК, ОДК, ПДУ и т.п.) единственно возможным является применение нормативной базы в области санитарной эпидемиологии.
Таким образом, в соответствии с ФЗ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», испытательная лаборатория, выполняющая исследования (испытания) объектов ОС в ходе проведения ИЭИ в целях оценки соответствия санитарным нормам и гигиеническим нормативам, должна быть аккредитована в национальной системе аккредитации.
На это утверждение можно возразить, что, порой, лаборатория указывает в протоколе только измеренное значение какого-либо показателя, а сравнение с ПДК (ОДК и т.п.) проводит уже сотрудник изыскательской организации. Тогда, на мой взгляд, ситуация еще «хуже»: аккредитоваться в национальной системе нужно будет изыскательской организации: ведь именно эта организация в таком случае проводит «Санитарно-эпидемиологические … исследования… (далее по тексту закона)». (мой текст: см. Приказ Роспотребнадзора от 19.07.2007 N 224 (ред. от 22.07.2016) «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок»)
Второе возражение, которое наверняка созреет в голове у читателя, заключается в том, что часто изыскания проводятся в ненаселенных районах, т.е. можно говорить о том, что в данных местностях отсутствует по факту то самое «население», о благополучии которого говорится в федеральном законе № 52-ФЗ. Однако и на этот довод можно ответить, что проводят изыскательские работы и, впоследствии, строят объект люди – т.е. «объекты охраны» закона № 52-ФЗ.
На основании вышеизложенного можно с уверенностью утверждать, что необходимость государственной аккредитации испытательных лабораторий (центров), осуществляющих химико-аналитические, радиационные и инструментальные исследования в ходе проведения ИЭИ, предписана законодательством РФ в области технического регулирования и санитарно-эпидемиологического нормирования.
Кроме того, «отмена» аккредитации таких лабораторий (центров) перечеркивает огромную работу, проделанную в последнее время национальным органом по аккредитации – Росаккредитацией – по очищению рынка лабораторных услуг от недобросовестных компаний. Ведь слагаемые качества результата исследований – это не только наличие поверенного средства измерения, но и наличие специалистов с профильным образованием и достаточным опытом работы, постоянно совершенствующих свою квалификацию, наличие аттестованных и внедренных методик и, конечно, неукоснительное, документально подтвержденное соблюдение правил выполнения лабораторных исследований и инструментальных замеров. Только при наличии всех этих компонентов, контролируемых Росаккредитацией, результаты исследований (испытаний) можно считать легитимными для проектирования объекта.
С печалью констатирую, что в проекте пересмотра СП 47.13330.2012 «СНиП 11-02-96 Инженерные изыскания для строительства. Основные положения» (Первая редакция), подготовленного АИИС и прошедшего процедуру общественного обсуждения, вообще нет упоминания об аккредитации испытательных лабораторий (центров), а лишь говорится о необходимости поверки средств измерений.
Отсутствие однозначной позиции Минстроя России по вопросу необходимости аккредитации вышеупомянутых испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации, наличие писем – ответов на запросы с противоречащими друг другу мнениями различных чиновников, вносит сумятицу в организацию работы экспертов и участников рынка.
Созданная ситуация ставит в неравные финансовые условия участников рынка, вкладывающих достаточно большие средства в организацию работ с целью получения адекватного результата, и тех, кто купили в магазине поверенный дозиметр и посчитали, что теперь стали радиологами.
Правда, совсем недавно появилось Письмо Минстроя России «О порядке применения национальных стандартов и сводов правил при проектировании и строительстве предприятий, зданий и сооружений» № 31617-ОГ/08 от 05.09.2016, в котором говорится: «В случае применения таких стандартов и (или) сводов правил (на добровольной основе в соответствии с Перечнем № 1650 – авт.) для соблюдения требований технических регламентов оценка соответствия требованиям технических регламентов может осуществляться на основании подтверждения их соответствия таким стандартам и (или) сводам правил. Неприменение таких стандартов и (или) сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов.
В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций и (или) иных документов для оценки соответствия требованиям технических регламентов.
При этом лицо, осуществляющее оценку соответствия (органы государственной и негосударственной экспертизы), вправе потребовать доказательств, что их использование не повлечет за собой противоречий требованиям Федерального закона № 384-ФЗ» (конец цитаты).
Исходя из прочитанного можно сделать вывод, что если не применяется на добровольной основе требование об аккредитации лаборатории в национальной системе аккредитации (по п.8.4.25 СП 47.13330.2012), то должны быть разработаны и, в соответствующем порядке, утверждены стандарты организации (СТО) на каждый вид лабораторных и инструментальных исследований. А органы экспертизы, в свою очередь, должны запрашивать в этом случае СТО лабораторий и четко их «привязывать» к конкретным результатам исследований.
На мой взгляд, эта позиция компромиссна, но спорна ввиду изложенных выше выводов, основанных на прямом анализе законодательства. Самое неприятное то, что в вышеупомянутом письме формулировки несколько размыты, охватывают куда больший пласт проблем и опять не дают нам четкого ответа: нужно или ненужно аккредитовать лабораторию в национальной системе аккредитации (Росаккредитации).
Считаю необходимым, чтобы в целях соблюдения законодательства РФ в области технического регулирования, санитарно-эпидемиологического благополучия населения и об аккредитации в национальной системе аккредитации, Минстрой России высказал четкую и однозначную публичную правовую позицию по вопросу о необходимости и обязательности аккредитации испытательных лабораторий (центров) в национальной системе аккредитации.
Также необходимо официально и открыто довести позицию министерства по данному вопросу до организаций, занимающихся государственной / негосударственной экспертизой проектной документации и материалов инженерных изысканий, а также до всех заинтересованных участников рынка.

Чек-лист Росаккредитации для лабораторий и органов по сертификации

/ /

Не ошибаются те органы по оценке соответствия, которые не работают. Но одни ошибки могут стать причиной закрытия организации, а другие, если их вовремя устранить, останутся лишь в документах госконтролера. В любом случае о типовых нарушениях, которые выявляют специалисты Росаккредитации, стоит знать. Учиться на чужих ошибках значительно выгоднее, чем на своих.

О подтверждении компетентности и проверках

Начать стоит с того, что проверки Росаккредитации бывают двух типов – регулярные и внеплановые. Начнем с первых.

Аккредитованные органы по сертификации и испытательные лаборатории подтверждают компетентность через год после аккредитации, повторяя процедуру каждые два года.

Эксперты анализируют систему менеджмента и техническую компетентность аккредитованного лица. Смотрят, что сделано органом по сертификации или испытательной лабораторией за период межоценочного интервала. Изучают архивы, «дела сертификатов», протоколы испытаний.

Процедура подтверждения компетентности проводится по заявлению аккредитованного лица.

О работе экспертов

Сейчас эксперты выезжают на место осуществления деятельности аккредитованного лица. До создания Росаккредитации они преимущественно выполняли свою работу дистанционно. Согласитесь, что проверка документов, направленных по почте, и обследование на месте – совершенно разные вещи. Оценка на месте позволяет определить реальную компетентность: уровень знаний и наличие навыков у специалистов.

Если речь идет о лаборатории, то эксперты проверяют наличие помещений, оборудования, средств измерений, необходимых для проведения испытаний в соответствии со всеми заявленными областями аккредитации.

На следующем этапе эксперты фиксируют несоответствия и классифицируют их как критические или некритические. Если нарушения серьезные – действие аккредитации приостанавливается. Перечень выявленных нарушений передается в Управление контроля Росаккредитации, а аккредитованные лица проводят корректирующие действия и готовят отчет по их выполнению. Чем быстрее устраняются несоответствия, тем быстрее возобновляется аккредитация.

О профилактике нарушений

Проверочные мероприятия, как и любой аудит, позволяют аккредитованному лицу стать компетентнее и создают «добавленную стоимость», приводя к усовершенствованию процессов и повышению удовлетворенности клиентов. Замечания нужно принимать как руководство к действию.

Нарушения в ходе подтверждения компетентности выявляются практически всегда

При этом в 90% случаев они устраняются, а действие аккредитации возобновляется. В этом и заключается профилактический эффект процедуры. Эффективность регулярных оценочных мероприятий измеряется долей аккредитованных лиц, сумевших устранить несоответствия. Чем больше эта цифра, тем лучше. Это значит, что компетентность аккредитованных лиц повышается

О внеплановых проверках

Если возникают подозрения, что аккредитованные лица нарушают критерии аккредитации, проводятся внеплановые проверки. Исторически сложилось, что преимущественным основанием для них являлись жалобы, поступающие в Росаккредитацию. Существенную их часть направляют не пострадавшие лица, чьи права ущемлены. Обычно это сами участники рынка услуг по оценке соответствия. Для них жалоба – инструмент конкурентной борьбы, зачастую недобросовестной.

В целях создания нового имиджа государственного контроля с прошлого года национальный орган по аккредитации активно внедряет риск-ориентированный подход при организации проверок. В 2018 году мы первыми из федеральных надзорных ведомств начали работать по индикаторам риска. И уже видим эффект.

Росаккредитация определяет сегменты рынка, где требуется вмешательство и где высок риск грубых нарушений. Ранее в таких случаях надзорные мероприятия проводились по отдельным распоряжениям Правительства. Этот механизм достаточно неповоротлив и не позволяет оперативно реагировать на нарушения. А ведь даже три месяца работы фирмы-однодневки позволяют ей с лихвой покрыть все издержки, связанные с аккредитацией. Внедрение риск-ориентированного подхода резко повысило эффективность работы: в ходе 86% проверочных мероприятий выявлены нарушения и выданы предписания об их устранении.

Справка

В 2017 году проведено 1214 проверок. Из них 832 – в целях оценки устранения несоответствия и в ходе процедуры подтверждения компетентности.

По поручению Правительства проведены 13 проверок, 226 – на основании обращений о возможных нарушениях законодательства об аккредитации, 143 – в рамках оценки выполнения выданных ранее предписаний. В 82% случаев Росаккредитация выявила нарушения и приняла меры реагирования

О приостановлении аккредитации

Для контрольной деятельности Росаккредитации приостановление аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий никогда не являлось самоцелью. Главное – профилактика и обеспечение правомерного поведения аккредитованных лиц. Наша задача – вовремя выявить признаки нарушений и проинформировать об этом, в том числе направив предостережения о недопустимости нарушения установленных требований.

Наилучший результат, если аккредитованное лицо само исправляется: отменяет сертификаты, выданные с нарушениями, проводит внеплановый инспекционный контроль. Во-первых, это позволяет экономить ресурсы надзорного ведомства, сосредоточив их на других серьезных нарушениях. Во-вторых, не создает неоправданного административного давления на аккредитованных лиц, готовых исправить ошибки.

Справка

Всех участников рынка – производителей, потребителей, надзорные органы – интересует безопасность продукции и наличие на нее достоверного сертификата.

В 2015 году количество сертификатов, отмененных по результатам проверочных мероприятий, составляло единицы. В 2016 году выявлено более 200 сертификатов и более 230 протоколов испытаний, выданных с нарушениями, действие 10 сертификатов прекращено. В 2017 году количество таких сертификатов составило 2500. Учитывая, что ежегодно в стране выдается порядка 150 тыс. сертификатов, действие более 5% из них прекращается, причем каждый третий сертификат – по предписаниям Росаккредитации.

О самых распространенных нарушениях

Нарушение первое: иллюзорные испытания

Отсутствие у испытательных лабораторий оборудования, средств измерений, стандартных образцов и материальных ресурсов, необходимых для осуществления работы в соответствии с действующей областью аккредитации

Серьезное нарушение, поскольку испытания в данном случае не проводятся. Испытательные лаборатории, не имеющие необходимого оборудования, исключаются из Реестра аккредитованных лиц.

Как же такие лаборатории вообще могли пройти аккредитацию? Зафиксированы случаи, когда при аккредитации оборудование предоставляется, а затем перевозится в другое место. Бывает, что по одному адресу зарегистрировано несколько аккредитованных лиц. Таких лабораторий немного, но на них приходится основной объем фальсифицированных бумаг. Работа по выявлению таких юрлиц практически завершена, и их противоправная деятельность в ближайшее время будет окончательно пресечена.

Зачастую сотрудникам Росаккредитации приходится проявлять изобретательность. Например, чтобы проверить информацию о том, что испытания не проводились, специалисты службы анализируют потребление электроэнергии. Выявлялись случаи, когда лаборатории, выпускающие тысячи протоколов в месяц, потребляли меньше электроэнергии, чем бытовой холодильник. Притом что необходимое для таких испытаний оборудование достаточно энергозатратное. Это является косвенным доказательством, подтверждающим, что испытания не проводились.

Или другой пример: при испытаниях на прочность цемент застывает в течение 28 дней, а сертификат на него был выдан за меньший срок – это явное нарушение. То же самое можно сказать и о сертификатах на колесные диски, выдаваемые в гораздо более короткие сроки, чем предусмотрено методикой испытаний. Это достаточно длительные работы, в ходе которых колесо должно покрутиться на барабанах, пройти испытания в камере солевого тумана.

Довольно часто лаборатории арендуют дорогостоящее и технически сложное оборудование, например безэховую камеру, необходимое для проведения испытаний согласно заявленной области аккредитации

Деятельность организаций, которые этим грешили, приостановлена, либо их область аккредитации сокращена. Большинство же испытательных лабораторий работают добросовестно и за время, отведенное им на исправление нарушений, докупают недостающее оборудование, и в итоге можно наблюдать рост их измерительных возможностей.

Нарушение второе: без дома и адреса

Отсутствие аккредитованного лица по месту осуществления деятельности

В ходе проверочных мероприятий выясняется, что лаборатории, якобы выдавшие протоколы испытаний, физически отсутствуют по указанному месту работы. Мы выявили широкий пул органов по сертификации, которые пользовались протоколами этих псевдолабораторий. Конечно, по ГОСТу работа и по субподряду, и с контрагентами, в том числе испытательными лабораториями, не запрещена. Но орган по сертификации должен отвечать за их работу.

А когда орган заявляет, что его не пускают в испытательную лабораторию, звучит это как минимум странно. Иногда количество сертификатов, выданных на основании таких протоколов, исчисляется сотнями. Поэтому исполнение предписания Росаккредитации отменить действие всех таких сертификатов стало бы для органа по сертификации экономическим самоубийством.

Как правило, такие органы принимают решение ликвидироваться, а «в наследство» остается огромное количество «бесхозных» сертификатов. Чтобы стимулировать «работу над ошибками», Росаккредитация, учитывая вступившие в силу поправки в закон об аккредитации , предоставит возможность приостанавливать сертификаты и заново провести испытания, в ходе которых чаще всего может подтвердиться, что продукция действительно безопасна. Это реальный выход из сложившейся ситуации.

Если испытательная лаборатория должна быть «привязана» к месту осуществления деятельности и к своему оборудованию, то для органов по сертификации такими «якорями» являются специалисты

Они должны правильно отобрать образцы, организовать процесс, получить протокол испытания, провести анализ всех материалов в соответствии с требованиями ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 . Специалисты Росаккредитации четко выявляют физических лиц, работающих в разных органах и подписывающих тысячи сертификатов в год.

Федеральная служба по аккредитации подготовила поправки в критерии, закрепляющие каждого эксперта за одним органом по сертификации. Это является условием для включения в Реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий Евразийского экономического союза.

Нарушение третье: жизнь без правил

Нарушение требований технического регулирования, правил выполнения работ по оценке соответствия

Этот тип нарушений тесно связан с отраслевой спецификой. В техническом регламенте «О безопасности колесных транспортных средств» описаны схемы сертификации и правила оформления сертификата на основании одобрения типа транспортного средства. Но зафиксированы случаи, когда сертификаты на компоненты китайского происхождения для российских транспортных средств выданы без испытаний.

Сертификация таких запчастей возможна только в том случае, если они поставляются официальными поставщиками изготовителя либо идентичны этим запчастям. По ряду косвенных признаков эксперты Росаккредитации убедились, что это не так. У российских производителей запросили информацию. Они подтвердили, что им такие компоненты не поставляются.

В данном случае речь шла о дешевых китайских подделках, которые не прошли испытания. На этом основании сертификаты были отменены.

Бывает и так, что Росаккредитация отменяет сертификат, а заявители идут «сертифицироваться» в другое место. На помощь приходит Федеральная таможенная служба, представители которой обращаются в суд, после чего сертификаты признаются недействительными.

Нарушение четвертое: вне зоны действия

Оказание услуг вне области аккредитации

Распространена практика проведения аккредитованными лабораториями испытаний по показателям, которых нет в области аккредитации. При этом в шапке протокола испытаний указывается, что лаборатория аккредитована в национальной системе. Таким образом, заказчик вводится в заблуждение. Подобную практику Росаккредитация жестко пресекает. Административная ответственность за такое нарушение предполагает штраф в размере 400 тыс. руб.

Этой административной ответственности опасаются лаборатории, в том числе и государственные, которые проводят реальные испытания. Дело в том, что не все технические регламенты обеспечены методиками испытаний (измерений) и измерений на 100%. Иногда лабораториям приходится распространять методику на схожие группы продукции, которые в ней не указаны. Это предусмотрено стандартом и обеспечивается процедурой расширения области применения и валидации.

Справка

ГОСТы, методические указания и рекомендации на методы испытаний, включенные в перечни документов нескольких технических регламентов Таможенного союза:

• ГОСТ 22648-77 (ТР ТС 005/2011, ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 009/2011, ТР ТС 017/2011);
• МУК 4.1.617-96 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011);
• МУК 4.1.580-96 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011);
• МР 01.022-07 (ТР ТС 007/2011, ТР ТС 008/2011, ТР ТС 017/2011)

Нарушение пятое: компетенция подкачала

Несоответствие персонала квалификационным требованиям

В критериях аккредитации невозможно детально прописать, какое образование нужно иметь специалисту. Например, по взрывозащищенному оборудованию аккредитовывался эксперт, обладающий необходимым инженерным образованием, но получено оно в полиграфическом институте.

В ходе надзорных мероприятий деятельность организации приостановлена как не соответствующая требованиям, предъявляемым к персоналу. Сейчас эта проблема решена: на сайте службы опубликованы разъяснения о надлежащем образовании экспертов при работе по оценке соответствия взрывозащищенного оборудования.

Нарушение шестое: бумага стерпит

Предоставление недостоверных сведений в Единый реестр аккредитованных лиц

Зачастую, чтобы скрыть серые схемы работы, выполненной задним числом, нарушения аккредитованными лицами допускаются сознательно: сведения либо не вносятся, либо вносятся с нарушением сроков. Согласно установленному порядку сведения о протоколе должны вноситься в течение трех дней после принятой заявки.

Проверить это сложно. Выявленные неоднократные нарушения приведут к приостановлению действия аккредитации. Пока Росаккредитация действие ни одного аттестата исключительно на таком основании не приостанавливала, но база нарушений формируется, предостережения аккредитованным лицам направляются.

Ошибки – повод пересмотреть подход к работе и отладить процессы

Ниже приводится порядок действий для аккредитации лабораторий неразрушающего контроля (ЛНК), лабораторий разрушающих и других видов испытаний (ЛРИ) и аналитических лабораторий (АЛ)

Процедура аккредитации испытательных лабораторий включает следующие этапы:

  1. направление заявки на аккредитацию с приложением необходимых документов;
  2. анализ представленных документов;
  3. проверка и оценка заявителя на месте;
  4. анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения;
  5. оформление свидетельства об аккредитации (либо мотивированного отказа);
  6. периодический контроль за деятельностью аккредитованной лаборатории.

Направление заявки на аккредитацию

Заявитель планирующий аккредитацию в качестве органа оценки соответствия, направляет заявку (форма заявки для ЛНК, для ЛРИ, для АЛ) с приложением документов (перечень документов для ЛНК, перечень для ЛРИ). Документы направляются в папке, вместе с перечнем содержимого и сопроводительным письмом.

Анализ документов

Результаты рассмотрения документов отражаются в заключении, которое должно содержать оценку соответствия организации критериям аккредитации. Заключение подписывается специалистом (экспертом) по аккредитации.

Проверка и оценка заявителя на месте

Выездную проверку на месте осуществляет специальная комиссия в состав которой входят эксперты по аккредитации и технические специалисты. Сроки проверки должны быть согласованы с заявителем.

Комиссия оценивает все подразделения заявителя на соответствие критериям аккредитации, проверяет соответствие заявителя представленным документам, его способность выполнять заявленные функции. Если заявитель имеет подразделения, находящиеся на другой территории, эти подразделения так же должны пройти проверку.

Результаты проверки отражаются в акте (форма акта указана в СДА 15-2009) Акт проверки должен быть подписан членами комиссии, в том числе специалистом (экспертом) по аккредитации проверяющего органа, и полномочным представителем заявителя. В акте проверки указывается один из трех вариантов заключения комиссии: невозможность аккредитовать заявителя; возможность аккредитовать заявителя после исправления замечаний; возможность аккредитовать заявителя.

Анализ материалов, связанных с аккредитацией, и принятие решения об аккредитации

Территориальный уполномоченный орган составляет заключительный отчет и проект свидетельства об аккредитации и передает эти документы вместе с актом проверки в Центральный орган, который направляет их в Комиссию по аккредитации. Принятие решения об аккредитации или об отказе в ней осуществляется на заседании Комиссии по аккредитации.

Оформление и выдача свидетельства об аккредитации

После получения положительного решения комиссии по аккредитации, Центральный орган оформляет свидетельство об аккредитации с указанием его области (формы свидетельств об аккредитации ЛНК, ЛРИ или АЛ приведены в СДА-15-2009).

Свидетельство об аккредитации заявителю выдает тот орган, который, проводил проверку и оценку. В свидетельстве об аккредитации устанавливается срок действия аккредитации не более пяти лет.

Орган, который выдает свидетельство об аккредитации, и орган оценки соответствия подписывают договор, определяющий их взаимоотношения на период действия свидетельства об аккредитации.

В случае отказа в аккредитации Орган по аккредитации Единой Системы по согласованию с Комиссией по аккредитации направляет заявителю письмо с мотивированным отказом.

Порядок проведения аккредитации

Аккредитация включает сле­дующие этапы:

— представление заявки и комплекта документов на аккреди­тацию;

— экспертизу поданных документов с оценкой соответствия органа по сертификации или испытательной лаборатории установ­ленным требованиям;

— аттестацию (проверку), проводимую с целью установления фактического состояния органа или лаборатории представленным документам;

— принятие решения об аккредитации по результатам экспер­тизы и аттестации;

— оформление и выдачу заявителю аттестата аккредитации, утверждение «Положения об органе сертификации (или об испыта­тельной лаборатории)»;

— инспекционный контроль за деятельностью органа по сер­тификации, который может быть периодическим или внеплановым.

Каждый последующий этап аккредитации проводится при по­ложительном результате предыдущего этапа.

Лаборатория, претендующая на аккредитацию, направляет официальную заявку в центральный орган по сертификации (для информации) и в национальный орган по аккредитации.

К заявке, направляемой в орган по аккредитации, прилагают­ся:

— «Руководство по качеству» аккредитованной лаборатории;

— проект «Паспорта аккредитованной лаборатории»;

— проект «Положения об аккредитованной лаборатории»;

— образец протокола количественного химического анализа (ЮСА), который аккредитуемая лаборатория предполагает выда­вать заказчику;

— анкета о готовности испытательной лаборатории к аккреди­тации;

— область аккредитации испытательной лаборатории. Аккредитующий орган проводит экспертизу представленных

материалов. Продолжительность экспертизы — не более одного ме­сяца со дня получения материалов. По ее результатам аккреди­тующий орган принимает решение о возможности аккредитации лаборатории, устанавливает сроки проведения проверки. Отказ в проведении аккредитации должен быть обоснованным, но не со­держащим конкретных рекомендаций, выполнение которых гаран­тировало бы аккредитацию. В случае положительного результата экспертизы аккредитующий орган разрабатывает и утверждает программу проведения аттестации.

Аккредитующий орган формирует комиссию с учетом спе­циализации аккредитуемой лаборатории из числа квалифициро­ванных специалистов с обязательным привлечением представите­лей органов общегосударственных служб контроля и надзора и на­правляет ее в аккредитуемую лабораторию.

Перед началом проверки комиссия знакомится с заявкой на аккредитацию и результатами экспертизы представленных мате­риалов. На основе утвержденной программы проведения аттеста­ции составляет программу экспериментальной проверки качества проведения КХА. Непосредственно на месте комиссия проверяет соответствие лаборатории критериям аккредитации, а также соот­ветствие представленной информации фактическому состоянию объекта аккредитации.

По результатам проверки комиссия составляет акт и пред­ставляет его в аккредитующий орган и аккредитуемую лабораторию.

На основе акта комиссии аккредитующий орган принимает решение об аккредитации лаборатории либо об отказе в аккредита­ции.

При положительном результате выдается аттестат аккредита­ции со сроком действия до пяти лет. Сведения об аккредитованном органе или лаборатории вносятся в Государственный реестр. По­вторная аккредитация зависит от результатов инспекционного кон­троля и может проводиться по сокращенной программе. Инспекци­онный контроль проводит аккредитующий орган с участием пред­ставителей территориального органа, осуществляющего государст­венный контроль.

По результатам инспекционного контроля может быть приос­тановлено действие аттестата аккредитации до устранения обна­руженных недостатков в деятельности органа по сертификации или испытательной лаборатории.

Поэтому лаборатория должна не только представить сведе­ния, необходимые для прохождения аккредитации, но и соответст­вовать критериям аккредитации, что положительно скажется на ре­зультатах проводимых испытаний.

На практических занятиях студенту предлагается составить документы заявки на аккредитацию испытательной лаборатории, с деятельностью которой он познакомился в период прохождения производственной практики. Выполнение такой работы поможет уяснить некоторые теоретические вопросы аккредитации и оцепить целесообразность этого процесса в отношении конкретной лабора­тории.

Организация деятельности испытательных лабораторий

Испытательная лаборатория должна обладать юридическим статусом, либо административной и организацион­ной структурой испытательной лаборатории. Юридический ста­тус испытательной лаборатории должен соответствовать действу­ющему законодательству. Она может быть самостоятельным юридическим лицом или подразделением в его составе. Испыта­тельные лаборатории и их персонал не должны подвергаться ком­мерческому, финансовому, административному или другому дав­лению, способному оказывать влияние на выводы или оценки.

Всякое влияние на результаты испытаний со стороны внешних организаций или лиц должно быть исключено. (Испытательная лаборатория не имеет права заниматься деятельностью, способ­ной подорвать доверие в отношении ее независимости в приня­тии решений и беспристрастности при проведении испытаний. Оплата труда персонала, которому поручено проводить испыта­ния, не должна зависеть от количества испытаний и их результа­тов.

Если изделие испытывают организации, которые приняли участие в разработке, производстве или реализации этих изделий (например, изготовители), то должны быть разработаны до­полнительные требования об условиях, обеспечивающих объективность испытаний.

Организационная структура лаборатории должна обеспечивать для каждого сотрудника конкретную сферу деятельности и пре­делы его полномочий (обязанностей и ответственности).

Типовая структура испытательной лаборатории в соответствии с требованиями ЕК 45001 и ГОСТ Р 51000.3-96.

Общее руководство испытательной лаборатории осуществляет руководитель и формирует политику ее деятельности.

Ответственный за систему обеспечения качества разрабатывает и контролирует выполнение положений «Руководства по качеству» лаборатории.

Заместитель руководителя по испытаниям несет ответственность за выполнение всех технических задач, связанных с проведением испытаний.

Специалисты группы по испытаниям непосредственно проводят испытания продукции и оформляют протоколы испытаний в обозначенной области.

Специалисты и эксперты, непосредственно участвующие в проведении испытаний и оценок, должны быть аттестованы в установленном порядке. В отношении требований к обеспечению конфиденциально­сти персонал лаборатории должен иметь обязательства по неразглашению профессиональных тайн, касающихся третьих лиц.

Большое внимание в испытательной лаборатории должно уде­ляться мероприятиям по повышению квалификации персонала. Они должны проводиться как для новых, так и для опытных сотрудников. Различают внешнее и внутреннее повышение ква­лификации. Внешнее, проходит в традиционных формах — учас­тие в конференциях и семинарах, учеба на курсах, самоподготов­ка; внутреннее проявляется в регулярных обсуждениях сотруд­никами лаборатории проблем, связанных с квалификацией (по аналогии со знаменитыми японскими «кружками качества»).

Международная организация «EUROLAB», объединяющая испытательные лаборатории разных стран Европы, установи­ла четыре уровня квалификации персонала, проводящего испытания:

1. Элементарный уровень — неспециальное образование и спе­циальная подготовка.

2. Базовый уровень — основное профессиональное образова­ние, необходимое для выполнения работ в лаборатории.

3. Повышенный уровень — более высокое основное професси­ональное образование для выполнения работ в лаборатории и более

расширенные знания.

4. Наивысший уровень — высшее образование (вуз), способно­сти к решению сложных испытательных задач, углубленные зна­ния испытаний и управления (менеджмента).

Каждый из этих четырех уровней предусматривает три града­ции квалификации: достаточную, хорошую и отличную.

Посред­ством этих критериев оценивается персонал при аккредитации испытательных лабораторий на соответствие ЕК 45001.

Испытательная лаборатория должна быть оснащена средства­ми измерений, испытаний и контроля, а также расходными ма­териалами (химическими реактивами, веществами и др.) для правильного проведения испытаний и измерений, что требуется для признания ее компетентности. В исключительных случаях можно на договорных условиях применять оборудование, не при­надлежащее лаборатории притом — что это оборудование аттесто­вано, а средства измерений проверены в установленном порядке. Данные по оснащенности техническими средствами испытаний приводятся в «Руководстве по качеству».

Оборудование лаборатории, в том числе и средства измере­ний, должны использоваться по назначению. Документация по его эксплуатации и техническому обслуживанию должна быть доступна. Неисправное оборудование, которое дает при испыта­нии сомнительные результаты, должно быть снято с эксплуата­ции и отмечено соответствующим образом, указывающим на его непригодность. Такое оборудование следует хранить в специаль­но отведенном месте до тех пор, пока оно не будет отремонтиро­вано, а его пригодность не будет подтверждена с помощью испытаний или списано.

Каждая единица оборудования для испытания ила измерения должна иметь регистрационную карточку, содержащую следующие сведения:

— наименование оборудования;

— наименование изготовителя (фирмы), тип (марка), заводс­кой и инвентарный номер; даты получения и ввода в эксплуатацию;

— месторасположение в настоящее время (в случае необходи­мости);

— состояние на момент получения;

— данные о ремонте и обслуживании;

— описание всех повреждений или отказов, переделок или ремонта.

Калибровка или проверка измерительного и испытательного оборудования при необходимости проводится перед вводом его в эксплуатацию и далее в соответствии с установленной програм­мой. Общая программа калибровки оборудования должна обес­печивать отслеживаемость измерений, проводимых лаборатори­ей на соответствие национальным и международным образцовым средствам измерений, если таковые существуют.

Если подобную отслеживаемость осуществить невозможно, то испытательной лаборатории необходимо представить убедительные доказатель­ства корреляции или точности результатов испытаний. Образцовые средства измерений, имеющиеся в ла­боратории, следует использовать только для калибровки рабоче­го оборудования и не применять для других целей. Образцовые средства измерений должны быть калиброваны компетентным органом, который может обеспечить отслеживаемость их на со­ответствие национальным иди международным эталонам. При необходимости испытательное оборудование может подвергаться контролю между периодическими повторными калибровками. Образцовые вещества должны, по возможности, отслеживаться на соответствие национальным или международным стандартным образцовым веществам.

Помещения испытательной лаборатории должны обеспечивать условия, неспособные отрицательно повлиять на точность и досто­верность испытаний. Помещения для проведения испытаний дол­жны быть защищены от воздействия таких факторов, как повыше­ние температуры, пыль, влажность, пар, шум, вибрация, электро­магнитные возмущения, и отвечать требованиям применяемых методик испытаний, санитарных норм и правил, требованиям бе­зопасности труда и. охраны окружающей среды. Помещения долж­ны быть достаточно просторными, чтобы устранить риск порчи обо­рудования и возникновения опасных ситуаций, обеспечить сотруд­никам свободу перемещения и точность действий. Помещения для испытаний должны быть оснащены требуемыми оборудованием и источниками энергии, а при необходимости устройствами для ре­гулирования условий, в которых проводятся испытания. Доступ к зонам испытаний и их использование должны соответствующим образом контролироваться. Должны быть также определены условия допуска лиц, не относящихся к персоналу данной лаборатории. Это еще одно из условий обеспечения конфиденциальности информации о деятельности лаборатории для третьих лиц. Данные о состоянии производственных помещений и план их размещении составляют отдельный раздел «Руководства по качеству».

Техническая компетентность испытательной лаборатории определяется наличием в ней квалифицированного персонала, не обходимых средств измерений, испытаний и контроля; помещений с соответствующими условиями окружающей среды; документированных рабочих процессов; нормативно-методических документов на методы и средства испытаний; системы обеспече­ния качества испытаний.

Персонал испытательной лаборатории должен иметь достаточ­ное образование и квалификацию. При этом учитываются следу­ющие моменты:

1. базовое образование;

2. специальное профессиональ­ное образование до начала работы в лаборатории;

3. обучение и под­готовка по специальным вопросам после начала работы в лабораторий;

4. знание методов и средств измерений, испытаний и контроля, необходимых для проведения конкретных испытаний, полученных в ходе повышения квалификации;

5. опыт работы в группах испытаний или на руководящих должностях в испыта­тельной лаборатории.

Помимо этого лаборатория должна располагать необходимой документаци­ей и сведениями, касающимися квалификации, практического опыта и подготовки кадров. Эти данные приводятся в «Руковод­стве по качеству». Для каждого специалиста предусмотрена должностная инструкция с установлением функций и обязанностей, прав и ответственности, а так же квалификационные требования, технические знания и опыт работы.

Аккредитация лаборатории

Разрушающие методы предполагают, что после проведения контроля или исследования дальнейшее применение образцов становится невозможным. Образец подвергается различным видам воздействий, которые изменяют первоначальное состояние исследуемого объекта. Повторить испытания, контроль или исследования на одном и том же образце становится невозможным. Это обуславливает специфические требования к организации и проведению испытаний, контролю или исследованиям, что в свою очередь влияет на аккредитацию лаборатории по разрушающим методам.

Неразрушающие методы позволяют проводить многократные исследования, испытания или измерения одного и того же образца по одному и тому же параметру (параметрам). Образец остается пригодным для дальнейшей работы. Эти методы предъявляют другие требования к организации и проведению исследований, контролю или испытаниям. Аккредитация лаборатории на неразрушающие методы имеет свои особенности, отличные от разрушающих методов.

Указанные группы методов составляют область аккредитации лаборатории. Аккредитация лаборатории может осуществляться как по одной группе, так и одновременно по двум группам методов. При этом в области аккредитации лаборатории всегда указываются конкретные методы, которые может применять аттестованная лаборатория. В зависимости от вида деятельности лаборатории состав методов изменяется. Обычно, испытательные и аналитические лаборатории аккредитуются по методам из обеих групп. Поверочные лаборатории аккредитуются по неразрушающим методам.

Системы аккредитации лаборатории

В зависимости от целей и области деятельности, аккредитация лаборатории может проводиться в одной или нескольких системах аккредитации. Аккредитация лаборатории проводится на уровне региональных, национальных или международных систем аккредитации. Это дает возможность признания результатов работы лаборатории в более широких областях экономической деятельности.

В каждой из систем аккредитации существуют свои требования, критерии и порядок аккредитации лаборатории. Однако большая часть систем аккредитации использует единые международные стандарты по аккредитации лабораторий. Это упрощает процедуру признания результатов работы лабораторий.

Между национальными системами аккредитации многих стран существуют соглашения о признании результатов аккредитации, что позволяет лабораториям осуществлять свою деятельность на международном уровне. В Российской Федерации аккредитация лаборатории осуществляется в национальной системе аккредитации «Росаккредитация».

Наиболее известными и признанными организациями по аккредитации лабораторий на международном и региональном уровнях являются:

ILAC (International Laboratory Accreditation Cooperation) – Международная организация по аккредитации лабораторий. Данная организация представляет собой соглашение, подписанное органами по аккредитации более чем семидесяти стран мира. Цель данного соглашения – обеспечить признание результатов аккредитации лабораторий стран — участниц соглашения;

APLAC (Asia Pacific Laboratory Accreditation Cooperation) – Организация по аккредитации лабораторий стран Азиатско-Тихоокеанского региона. Это региональная организация по аккредитации лабораторий. В состав участников этой организации входит большое число стран юго-восточной Азии. Целью данного соглашения является признание результатов аккредитации лабораторий стран — участниц соглашения;

EA (European cooperation for Accreditation) – Европейская ассоциация по аккредитации . Эта организация обеспечивает признание результатов аккредитации лабораторий стран ЕЭС. Данная организация является региональной. Участниками соглашения являются национальные организации по аккредитации европейских стран.

IAAC (InterAmerican Accreditation Cooperation) – Межамериканская ассоциация по аккредитации . Данная организация создана на основе соглашений органов по аккредитации стран Американских континентов. Аккредитация лаборатории в одной из стран участниц соглашения признается аккредитованной во всех остальных странах, участвующих в соглашении.

Как правило, участниками этих организаций (соглашений) являются национальные органы по аккредитации или уполномоченные организации. Аккредитация лаборатории в одной из национальных систем может означать признание в указанных международных и региональных соглашениях, но не всегда. Иногда требуется аккредитация со стороны уполномоченных организаций, имеющих право проводить аккредитацию от имени этих ассоциаций.

Критерии аккредитации лаборатории

Аккредитация лаборатории в различных системах имеет в основном схожий порядок. Это обусловлено стремлением выработать единые правила для всех участников этого вида деятельности. Для проведения аккредитации в каждой из систем устанавливаются определенные критерии, стандарты и порядок аккредитации.

Основные критерии аккредитации лаборатории могут быть разделены на три группы:

  • критерии, связанные с технической оснащенностью и компетентностью лаборатории. Эти критерии аккредитации лаборатории определяют минимально необходимый уровень оснащения для проведения испытаний, исследований или поверок в определенной области деятельности (области аккредитации). Кроме того, эта группа критериев устанавливает порядок организации и проведения работ по испытаниям, поверкам или исследованию. Совокупность требований по оснащенности лаборатории и организации работ задает уровень технической компетентности лаборатории;
  • критерии, связанные с компетентностью персонала. Данная группа критериев устанавливает минимально необходимые требования к составу, численности и квалификации персонала лабораторий. Как правило, требования этой группы критериев включают в себя не только базовое образование по заявленной области аккредитации, но и обязательное регулярное повышение квалификации сотрудников лаборатории, управление полученными знаниями и опытом;
  • критерии, связанные с системой качества лаборатории. Требования этой группы критериев определяют правила и нормы выполнения основных процессов лаборатории, за счет которых можно гарантировать стабильную работу и получение достоверных результатов исследований, испытаний или поверок. Также эти критерии аккредитации лаборатории включают в себя требования по внутренним и внешним взаимодействиям лаборатории.

Конкретный состав критериев устанавливается в каждой из систем аккредитации. Кроме того, в зависимости от вида аккредитации лаборатории (испытательная, аналитическая или поверочная) критерии аккредитации в одной и той же системе аккредитации могут меняться.

Стандарты аккредитации лаборатории

Единый порядок аккредитации лаборатории задается стандартами аккредитации. В большинстве систем аккредитации применяются международные стандарты. Это облегчает признание результатов аккредитации между различными системами и участниками экономической деятельности. Кроме того, для аккредитации лаборатории могут применяться национальные стандарты или отраслевые стандарты.

>Р 50.4.001-96 Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий

Р 50.4.001-96 Система аккредитации в Российской Федерации. Порядок проведения работ по аккредитации органов по сеотификации, испытательных и измерительных лабораторий

СИСТЕМА АККРЕДИТАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Порядок проведения работ по аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий

Дата введения 1996-10-01

1. Область применения

Настоящие рекомендации устанавливают порядок аккредитации следующих объектов:
— органов по сертификации продукции, услуг, производств и систем качества, а также органов по сертификации (аттестации) персонала (далее — органы по сертификации);
— лабораторий (центров), осуществляющих испытания, измерения, калибровку (далее — испытательные лаборатории);
— контролирующих инспекционных организаций;
— метрологических служб юридических лиц, осуществляющих поверку средств измерений;
— организаций, осуществляющих специальную подготовку экспертов в указанных областях деятельности.
Объектами аккредитации могут быть организации, осуществляющие свою деятельность в обязательной (законодательно регулируемой) или добровольной сфере.
Рекомендации реализуют положения законодательных актов Российской Федерации, стандартов, других нормативных документов, касающихся проведения работ по испытаниям, сертификации и аккредитации, и не устанавливают дополнительных требований к объектам аккредитации и представляемым ими документам по аккредитации.
В настоящем документе не рассматривается взаимодействие между организацией и аккредитующим органом, которое может иметь место до официальной подачи заявки (консультации, получения документов и др.).

2. Нормативные ссылки

В настоящих рекомендациях использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 51000.1-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Система аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий. Общие требования;
ГОСТ Р 51000.2-95 Государственная система стандартизации Российской Федерации. Система аккредитации в Российской Федерации. Общие требования к аккредитующему органу.

3. Общие положения

3.1 Аккредитующий орган осуществляет аккредитацию объектов в соответствии с требованиями государственных стандартов Российской Федерации серии ГОСТ Р 51000, а также в соответствии с другими нормативными документами, устанавливающими требования к конкретным видам объектов аккредитации, правилам и процедурам их деятельности, процедурам аккредитации.

3.2. Документом, удостоверяющим намерения конкретной организации (далее — заявитель) аккредитоваться в заявленной области, является представленная в аккредитующий орган заявка. К заявке прилагают комплект документов, установленный для данного вида объекта аккредитации. Форма заявки и состав комплекта документов указаны в нормативных документах, определяющих требования к объектам и порядку их аккредитации.

3.3. Документом о признании компетентности заявителя является аттестат аккредитации*, выданный аккредитующим органом и зарегистрированный в его реестре.
__________
* Основанием для выполнения организацией работ в законодательно регулируемой сфере является ее аккредитация в соответствии с требованиями Системы аккредитации в Российской Федерации и разрешение уполномоченного законодательным актом Российской Федерации органа (наличие аттестата аккредитации и лицензии на проведение работ).

3.4. При нарушении организацией критериев аккредитации действие аттестата аккредитации может быть приостановлено или аттестат может быть отменен в установленном порядке.

3.5. Аккредитующий орган может поручить работы по аккредитации другому компетентному органу в установленном порядке. Передача функций осуществляется в соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.2, раздел 16.

4. Общая схема процедуры аккредитации

4.1. В соответствии с требованиями ГОСТ Р 51000.1 процедура аккредитации представлена на рисунке 1.

Рассмотрение заявки на аккредитацию

Представление заявителем заявки на аккредитацию (с комплектом документов)

Анализ документов (предварительное рассмотрение заявки с комплектом документов) и принятие решения по заявке

Заключение договора на проведение работ по аккредитации

Экспертиза документов

Назначение эксперта (экспертов) для проведения экспертизы документов

Проведение экспертизы документов и оформление экспертного заключения

Аттестация заявителя

Назначение экспертов по аттестации заявителя (формирование комиссии)

Проведение аттестации заявителя и оформление акта аттестации

Решение об аккредитации

Анализ всех материалов по аккредитации (по результатам экспертизы и аттестации; информации, представленной заявителем) и принятие решения об аккредитации

Оформление, регистрация в реестре и выдача аттестата аккредитации

Инспекционный контроль за аккредитованными организациями

В соответствии с установленной процедурой

Рисунок 1

5. Рассмотрение заявки на аккредитацию

5.1. Заявку с комплектом документов (далее — заявку), представленную в аккредитующий орган, направляют в технический центр или подразделение, выполняющее его функции (далее — технический центр).

5.2. Технический центр проверяет комплектность документов, регистрирует заявку и может направить ее для проведения анализа (предварительного рассмотрения) в соответствующее компетентное подразделение или организацию (далее — исполнительный орган).
При некомплектности документов технический центр направляет заявителю соответствующее уведомление. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения документов — 6 месяцев.

5.3. Технический центр или исполнительный орган по аккредитации:
— определяет технического руководителя по аккредитации конкретного заявителя;
— осуществляет анализ заявки (полноту и правильность комплекта документов; юридический статус и принадлежность заявителя к третьей стороне, если это является критерием аккредитации; наличие персонала, в том числе экспертов, и оборудования);
— при необходимости совместно с центральным органом системы сертификации или другой организацией, выполняющей функции формирования системы (системы сертификации, испытательных лабораторий, метрологических служб и др.), анализирует наличие аналогичных аккредитованных объектов и определяет возможность и целесообразность выполнения работ по аккредитации заявителя.
По результатам этого рассмотрения оформляют проект решения по заявке, приведенного в приложении А. При отрицательном результате рассмотрения оформляют проект письма об отказе в принятии заявки. Комплект документов заявителю не возвращают. Срок хранения этого комплекта — 1 год.
Срок предварительного рассмотрения заявки не должен превышать 1 месяца (если для его проведения необходима дополнительная информация, срок рассмотрения не более 15 дней со дня получения этой информации).

5.4 Решение по заявке или письмо с отказом подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.

5.5. Для предварительного рассмотрения заявки, при необходимости, могут быть привлечены специалисты других организаций.

6. Экспертиза документов

6.1. Экспертизу документов проводит эксперт (эксперты) по аккредитации соответствующих объектов (далее — эксперт).
Для этого технический центр определяет эксперта (при необходимости, по предложению исполнительного органа) и направляет уведомление об этом руководителю организации по месту постоянной работы эксперта.
При поручении организации работ по проведению экспертизы заявки (и аттестации заявителя) исполнительному органу в соответствии с 3.5 взаимоотношения с ним определяются конкретным поручением или правилами аккредитации конкретного вида объектов.
При назначении двух и более экспертов определяется ведущий эксперт.

6.2. Эксперт считается назначенным при согласии эксперта и организации, в штате которой он состоит.

6.3. Основанием для начала работ является заключение договора между организацией-заявителем и аккредитующим органом (техническим центром) или исполнительным органом, определенным в соответствии с 6.1, о проведении работ по аккредитации (или экспертизе).
Стоимость работы по экспертизе заявки определяют в соответствии с установленным порядком оплаты работ по аккредитации.

6.4. Приступая к экспертизе, эксперт обязуется соблюдать конфиденциальность по отношению ко всей информации, которую он получит при ее проведении, и подписывает заявление (приложение Б).

6.5. Эксперт проводит экспертизу всех представленных с заявкой документов, при необходимости запрашивает у заявителя (через организацию, заключившую договор с заявителем, технический центр или исполнительный орган) дополнительную информацию, необходимую для подтверждения или пояснения информации, представленной в заявке.
При необходимости технический центр или исполнительный орган представляет эксперту необходимую информацию.
Срок проведения экспертизы не более 1,5 месяца со дня получения последней информации, необходимой для проведения экспертизы.

6.6. По результатам экспертизы составляют экспертное заключение (приложение В), которое должно содержать:
— оценку соответствия представленной в заявке информации критериям аккредитации;
— указания на несоответствия по конкретным критериям (при наличии несоответствий);
— рекомендации, если заявка нуждается в корректировке в отношении отдельных ее положений, и порядок подтверждения заявителем выполнения этих рекомендаций;
— выводы о соответствии или несоответствии представленной в заявке информации критериям аккредитации.
Все записи, содержащиеся в экспертном заключении, должны четко и ясно излагать оценку соответствия по всем установленным критериям аккредитации.
Примечание. Следует избегать общих записей типа «заявитель обладает квалифицированным персоналом» без конкретного указания на наличие экспертов и других специалистов по разделам заявленной области аккредитации, их образования, опыта работы и другой поясняющей информации.
Экспертное заключение подписывает эксперт.

6.7. Экспертное заключение вместе с комплектом документов представляется в технический центр или исполнительный орган (техническому руководителю работы). Вместе с экспертным заключением могут быть представлены предложения по составу аттестационной комиссии.
Технический центр рассматривает экспертное заключение и подготавливает распоряжение о проведении аттестации заявителя и составе аттестационной комиссии или об отказе в аккредитации (в случае отрицательных выводов по результатам экспертизы). Распоряжение подписывает руководитель аккредитующего органа или заместитель руководителя.
В состав комиссии могут быть включены дополнительно эксперты, если это необходимо для комплексной оценки соответствия заявителя критериям аккредитации. С этой же целью в состав комиссии могут быть включены необходимые специалисты аккредитующего органа, предприятий промышленности, научных и других организаций.
Включение экспертов и других специалистов в состав комиссии осуществляют с их согласия и согласия организаций по месту их постоянной работы.

6.8. Заявителю направляют экспертное заключение и распоряжение о проведении аттестации (не менее чем за 10 дней до начала аттестации) или об отказе в проведении аттестации.
Указанное уведомление является основанием для закрытия этапа договора (или договора) на проведение экспертизы заявки.
Если по результатам экспертизы выявилась необходимость доработки документов, заявителю вместе с экспертным заключением могут быть указаны допустимые сроки устранения замечаний (до начала аттестации заявителя или к ее окончанию).
При прекращении работ по аккредитации комплект документов заявителю не возвращают.

7. Аттестация заявителя

7.1. Комиссия подготавливает и представляет в технический центр проект программы аттестации заявителя на утверждение.

7.2. Срок проведения всех работ по подготовке аттестационной комиссии не должен превышать 1 месяца (если нет задержки информации заявителем).

7.3. Если у заявителя нет предложений или замечаний по составу комиссии (кроме представителя аккредитующего органа), комиссия приступает к работе. Приступая к работе по аттестации, члены комиссии обязуются соблюдать конфиденциальность по отношению к информации, которую они получат для проведения этой работы.
Комиссия проводит аттестацию заявителя в соответствии с установленными требованиями и методиками аттестации по утвержденной программе и в срок не более 10 дней результаты работы оформляет актом. При аттестации комиссия использует комплект документов, находящийся у заявителя. Комиссия представляет акт в технический центр.

7.4. Если аттестационная комиссия высказала рекомендации по корректировке отдельных документов или устранению недостатков в организации работы заявителя, последний должен представить в технический центр план корректирующих мероприятий, устранить недостатки в соответствии с рекомендациями и планом, представить подтверждение их устранения и откорректированный комплект документов в порядке и в сроки, установленные в акте.
При необходимости проведения повторных проверок заявителя они могут быть проведены полностью или только по выявленным несоответствиям. При необходимости у заявителя может быть запрошена дополнительная информация.

7.5. Если необходимость корректировки документов выявилась в процессе подготовки решения об аккредитации, технический центр или по его поручению исполнительный орган информирует об этом заявителя. После устранения замечаний оформляют проект решения об аккредитации.

8. Решение об аккредитации

8.1. При положительных результатах аттестации технический центр (технический руководитель или ведущий эксперт) рассматривает всю информацию о соответствии заявителя установленным требованиям, полученную в процессе экспертизы и аттестации (при необходимости запрашивает у заявителя дополнительную информацию), и оформляет проект решения об аккредитации по форме приложения Г.

8.2. Решение об аккредитации принимает научно-техническая комиссия по аккредитации.
Для этого технический центр на основании проектов решений формирует план работы комиссии.
Представление (доклад) проекта решения об аккредитации на заседании комиссии осуществляет технический руководитель или ведущий эксперт, определенный в соответствии с 6.1, или представитель технического центра.

8.3. Решение об аккредитации является основанием для подписания техническим центром комплекта документов в установленном порядке и оформления договора между аккредитующим органом и заявителем.

8.4. Подписанный комплект документов и аттестат аккредитации технический центр представляет на утверждение и подписание руководителю аккредитующего органа или заместителю руководителя.

8.5. Оформленный комплект документов регистрируется в едином реестре Системы аккредитации органов по сертификации, испытательных и измерительных лабораторий (Системы аккредитации в Российской Федерации) и вносится в реестр аккредитующего органа.
Регистрация в реестре является основанием для:
— получения лицензии на проведение определенных видов работ;
— оформления заказа на получение печати единой формы;
— оформления заказа на бланки сертификатов и других документов, если предусмотрено централизованное обеспечение ими.

9. Инспекционный контроль за аккредитованными организациями

Инспекционный контроль за деятельностью аккредитованной организации осуществляется по процедурам аккредитации конкретных видов объектов в соответствии с установленным порядком проведения инспекционного контроля за их деятельностью.

Приложение А. Форма решения по заявке на проведение аккредитации

Приложение А

Форма решения по заявке на проведение аккредитации
РЕШЕНИЕ
по заявке на проведение аккредитации
N__ от «__» ______199__г.

Рассмотрена заявка N _________ от «__» _____199__года на аккредитацию в качестве

наименование объекта аккредитации

Заявитель

полное или сокращенное наименование заявителя

Юридический адрес

Телефон __________ Факс __________ Телекс __________

В результате предварительного рассмотрения установлено:
Указывают краткую характеристику заявителя:
основную деятельность, юридический статус, предварительную оценку по основным критериям — независимости и компетентности, наличия оборудования и персонала.
При необходимости приводят краткую сравнительную характеристику с аккредитованными организациями или другие аспекты, позволяющие сделать вывод о целесообразности и возможности аккредитации.
В связи с вышеприведенным решили:
Указывают содержание решения:
принять заявку к проведению работ по аккредитации или отклонить заявку в силу несоответствия … (указывают критерии несоответствия).
При необходимости приводят рекомендации.

руководитель (зам. руководителя) аккредитующего органа

(1)

подпись

инициалы, фамилия

«_____» _______________ 199 _____г.

Руководитель технического центра

Руководитель исполнительного органа

подпись

инициалы, фамилия

подпись

инициалы, фамилия

«_____» _______________ 199 _____г.

«_____» _______________ 199 _____г.

(2)

(3)

Примечания:

1. Подстрочный текст не воспроизводится.

2. Объем решения не более 2 страниц.

3. На поле 1, при необходимости, записывают дополнительные указания.

4. Нa полях 2 и 3 могут быть приведены дополнительные предложения (заключения).

Приложение Б. Форма заявления об обеспечении конфиденциальности информации

Приложение Б

Форма заявления об обеспечении конфиденциальности информации
ЗАЯВЛЕНИЕ
об обеспечении конфиденциальности информации

Я , эксперт (или член комиссии по аттестации)

,

фамилия, инициалы,

приступая к экспертизе заявки, peг. номер ________ «___» __________________ 199__г.

на аккредитацию (или к аттестации) в соответствии с письмом

наименование

аккредитующего органа

цех. N_____ от «__» _______ 199__г. заявителя _________________________________

полное наименование заявителя

в качестве

вид объекта аккредитации

обязуюсь соблюдать конфиденциальность информации о заявителе, полученной мной в процессе экспертизы заявки (или аттестации заявители) и отмеченной им как конфиденциальная (если это не противоречит законодательству).

подпись

инициалы, фамилия

«___» _________ 199__ г.

Примечание. Подстрочный текст не воспроизводится.

Приложение В. Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию

Приложение В

Форма экспертного заключения по заявке на аккредитацию
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

по заявке на аккредитацию

краткое наименование заявителя

в качестве

вид объекта аккредитации

Регистрационный номер заявки _______ от «___» ________ 199___г.

Далее указывают полное наименование заявителя и при водят содержание экспертного заключения в соответствии с 6.6 настоящих рекомендаций, нормативными и методическими документами по процедурам проведения аккредитации.

Эксперт по аккредитации

вид объекта аккредитации

Регистрационный номер
сертификата эксперта

подпись

инициалы, фамилия

» __» _________ 199__ г.

Примечание. Подстрочный текст не воспроизводится.

Приложение Г. Форма решения научно-технической комиссии по аккредитации

Приложение Г

наименование аккредитующего органа

Научно-техническая комиссия по аккредитации

РЕШЕНИЕ

об аккредитации по заявке N ______ от » __» ________ 199 __ г.

В соответствии с заявкой N _____________ от «_____ » ______________ 199 __ г.

на аккредитацию в качестве

наименование объекта аккредитации

Заявитель

полное и сокращенное наименование заявителя

Юридический адрес

Телефон ____________ Факс __________ Телекс _______.

проведена экспертиза комплекта документов и аттестация заявителя в соответствии с требованиями

наименование нормативных документов

В результате экспертизы и аттестации установлено:

Указывают краткую характеристику заявителя:

основную деятельность, юридический статус, область аккредитации, оценку соответствия критериям аккредитации.

При необходимости приводят краткую сравнительную характеристику с аккредитованными организациями или другие аспекты, позволяющие сделать вывод о целесообразности и возможности аккредитации.

В связи с вышеприведенным решили:

Указывают содержание решения:

1. Аккредитовать организацию

наименование организации

в качестве

наименование объекта аккредитации

2. Выдать аттестат аккредитации сроком

срок

При необходимости приводят дополнительные рекомендации или условия.

Председатель комиссии

подпись

инициалы, фамилия

«___»_____199__г.

Примечания:

1. Подстрочный текст не воспроизводится.

2. Объем решения не более 3 страниц.

3. На оборотной стороне последней страницы решения помешают визы руководителя исполнительного органа, технического руководителя и руководителя технического центра.
УДК 658.562(083.96) ОКС 03.120.10 Т51 ОКСТУ 0004
Ключевые слова: система аккредитации, порядок проведения работ по аккредитации, органы по сертификации, испытательные лаборатории, измерительные лаборатории.

Текст документа сверен по:
рассылка

Порядок аккредитации

Подтверждения соответствия

Организация работ по аккредитации в области обязательного

Заявителем аккредитации может стать любое российское юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, российский индивидуальный предприниматель, претендующие на аккредитацию, а также, если это предусмотрено соответствующим международным договором Российской Федерации, иностранное юридическое лицо, имеющее право осуществления деятельности на территории Российской Федерации.

Заявителем аккредитации также может быть орган по сертификации или аккредитованная испытательная лаборатория (центр), претендующие на расширение области аккредитации.

Заявитель аккредитации представляет в орган по аккредитации следующие документы и сведения:

1) заявление об аккредитации с указанием:

а) наименования и организационно-правовой формы юридического лица, места его нахождения, данных документа, подтверждающего внесение сведений о юридическом лице в Единый государственный реестр юридических лиц, — для юридического лица;

б) наименования и организационно-правовой формы иностранного юридического лица, места его нахождения, данных документа, подтверждающего регистрацию иностранного юридического лица, — для иностранного юридического лица;

в) фамилии, имени, отчества индивидуального предпринимателя, места его жительства, данных документа, удостоверяющего его личность и документа, подтверждающего внесение сведений об индивидуальном предпринимателе в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, — для индивидуального предпринимателя;

г) области аккредитации, то есть перечня работ в конкретной области деятельности по подтверждению соответствия, выполнение которых намерен осуществлять заявитель аккредитации с указанием объектов подтверждения соответствия;

2) копию документа:

а) о государственной регистрации юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для юридического лица;

б) о регистрации иностранного юридического лица (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для иностранного юридического лица;

в) о государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (с предъявлением оригинала в случае, если копия не заверена нотариусом) – для индивидуального предпринимателя;

3) документы, подтверждающие наличие у заявителя аккредитации, оформленного и соответствующего установленным требованиям порядка управления работами в области подтверждения соответствия;

4) документы и сведения о помещениях, технической оснащенности и квалификации работников заявителя аккредитации.

5) документ, подтверждающий уплату обязательного платежа за рассмотрение органом по аккредитации заявления об аккредитации.

Документы, исполненные на иностранном языке, подлежат переводу на русский язык, нотариальному заверению и легализации консульскими учреждениями Российской Федерации за границей или апостилем (для стран — участниц Гаагской конвенции 1961 г).

Кроме вышеуказанных может быть предусмотрено представление иных документов и сведений, необходимость наличия которых установлена соответствующими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, положениями технических регламентов.

Документы и сведения представляются заявителем аккредитации в орган по аккредитации непосредственно или направляются почтовым отправлением (с объявленной ценностью и описью вложения при почтовом отправлении).

Все документы и сведения, представленные заявителем аккредитации непосредственно в орган по аккредитации, принимаются по описи, копия которой направляется (вручается) заявителю аккредитации с отметкой о дате приема документов и сведений органом по аккредитации.

За предоставление недостоверных или искаженных сведений заявитель аккредитации несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Иностранные юридические лица за предоставление недостоверных или искаженных сведений несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

После приема заявления, документов и сведений, представленных заявителем аккредитации, орган по аккредитации обязан проверить полноту и правильность оформления заявления, документов и сведений, представленных заявителем аккредитации.

В целях подтверждения компетентности заявителя аккредитации выполнять работы в области подтверждения соответствия орган по аккредитации проводит экспертизу представленных документов и сведений, а также проверку соответствия заявителя аккредитации установленным критериям, в том числе на местах осуществления деятельности в области подтверждения соответствия.

Для проведения экспертизы и проверки соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации распоряжением (приказом) органа по аккредитации создается комиссия по аккредитации из состава экспертов по аккредитации, внесенных в соответствующий реестр экспертов по аккредитации.

Состав комиссии по аккредитации и сроки проведения проверки до их утверждения должны быть представлены органом по аккредитации заявителю аккредитации.

Заявитель аккредитации имеет право в течение 5 рабочих дней представить органу по аккредитации возражения по участию отдельных членов комиссии и срокам проведения проверки с обоснованием причин возражения. Решения по снятию разногласий принимаются органом по аккредитации в течение 10 рабочих дней.

Комиссия по аккредитации проводит проверку соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации в соответствии с программой проверки, утвержденной органом по аккредитации. Программа проверки не менее чем за 3 рабочих дня до начала проведения проверки представляется заявителю аккредитации.

Продолжительность проверки заявителя аккредитации не должна превышать один месяц.

Результаты экспертизы документов и сведений, представленных заявителем аккредитации, оформляются экспертным заключением.

По результатам проверки заявителя аккредитации на соответствие установленным критериям комиссия по аккредитации составляет акт в двух экземплярах.

В акте указываются:

— дату, время и место составления акта;

— наименование органа по аккредитации;

— дату и номер распоряжения (приказа), на основании которого проведена проверка заявителя аккредитации;

— фамилии, имена, отчества экспертов, проводивших проверку заявителя аккредитации;

— наименование юридического лица или фамилию, имя, отчество индивидуального предпринимателя или фамилию, имя, отчество, должность представителей юридического лица (либо индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки;

— дату, время и место проведения проверки заявителя аккредитации;

— сведения о результатах проверки заявителя аккредитации, в том числе о выявленных нарушениях, об их характере, заключение о соответствии заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации;

— сведения об ознакомлении или об отказе в ознакомлении с актом представителей юридического лица (либо индивидуального предпринимателя), присутствовавших при проведении проверки, их подписи или отказ от подписи;

Акты подписывают члены комиссии, осуществлявшие проверку.

Один экземпляр акта вручается руководителю юридического лица или индивидуальному предпринимателю или их представителям под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении, которое приобщается к экземпляру акта, остающемуся в деле органа по аккредитации.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя аккредитации принимается органом по аккредитации на основании результатов экспертного заключения и акта проверки заявителя аккредитации.

Орган по аккредитации принимает решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя аккредитации в срок, не превышающий 60 дней со дня поступления заявления об аккредитации со всеми необходимыми документами и сведениями.

Срок принятия решения об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя аккредитации может быть продлен органом по аккредитации при наличии более одного разногласия между органом по аккредитации и заявителем аккредитации по участию отдельных членов комиссии и срокам проведения проверки.

Решение об аккредитации или об отказе в аккредитации заявителя аккредитации оформляется приказом органа по аккредитации.

Орган по аккредитации обязан в указанный срок уведомить заявителя аккредитации о принятии решения об аккредитации или об отказе в аккредитации.

Уведомление об аккредитации направляется (вручается) заявителю аккредитации в письменной форме.

В течение 3 дней после представления заявителем аккредитации документа, подтверждающего уплату обязательного платежа за предоставление аттестата аккредитации, орган по аккредитации выдает заявителю аккредитации аттестат аккредитации.

Основанием отказа в аккредитации является:

— наличие в документах и сведениях, представленных заявителем аккредитации, недостоверной или искаженной информации;

— несоответствие заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации.

Уведомление об отказе в аккредитации направляется (вручается) заявителю аккредитации в письменной форме с указанием причин отказа.

В случае если причиной отказа в аккредитации является несоответствие заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации, в уведомлении также указываются реквизиты экспертного заключения и (или) акта проверки соответствия заявителя аккредитации установленным критериям аккредитации.

Заявитель аккредитации имеет право обжаловать решение органа по аккредитации об отказе в аккредитации или его бездействие в соответствии с законодательством Российской Федерации или настоящим Порядком.

В случае утраты аттестата аккредитации орган по сертификации или аккредитованная испытательная лаборатория (центр) имеют право на получение дубликата указанного документа, который предоставляется им органом по аккредитации на основании их письменного заявления.

Орган по сертификации или аккредитованная испытательная лаборатория (центр) имеют право на получение заверенной органом по аккредитации копии аттестата аккредитации.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *