III. РЕГЛАМЕНТ ПРАВИТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

III. Порядок исполнения поручений,
содержащихся в актах Правительства и протоколах
заседаний Правительства, а также поручений и указаний
Президента Российской Федерации, поручений Председателя
Правительства, заместителей Председателя Правительства

46. С целью организации исполнения федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству издаются распоряжения Правительства, даются поручения Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей).

Исполнение поручений, указанных в абзаце первом настоящего пункта, а также поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства или одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей), Заместителем Председателя Правительства — Руководителем Аппарата Правительства, поручений Председателя Правительства и его заместителей, содержащихся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее — поручения), организуется федеральными министрами, руководителями федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, и руководителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым адресованы поручения.

Председатель Правительства или его заместители определяют необходимость привлечения Экспертного совета к исполнению поручений, предусматривающих подготовку проектов законодательных актов, проектов актов Президента Российской Федерации, Правительства, государственных программ Российской Федерации и иных документов.

47. Доведение поручений до исполнителей и контроль их исполнения обеспечиваются Аппаратом Правительства, как правило, в 2-дневный срок, а срочных и оперативных поручений — незамедлительно, но не позднее чем в течение 12 часов с момента их подписания.

Поручения, содержащиеся в актах Правительства, доводятся до исполнителей путем направления им копии акта.

Поручения, содержащиеся в протоколах заседаний Правительства, доводятся до исполнителей путем направления им выписки из протокола заседания.

Поручения, содержащиеся в протоколах проводимых Председателем Правительства или заместителями Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) совещаний и в резолюциях по рассмотренным ими документам, доводятся до исполнителей путем направления им протокола совещания, или выписки из него, или оформленной в установленном порядке резолюции.

48. В поручении, как правило, устанавливается срок (календарная дата) его исполнения, а если срок исполнения поручения превышает 1 месяц, — то и сроки представления докладов о ходе его исполнения. Если в качестве срока исполнения установлен период времени, началом его считается дата подписания поручения.

В случае если в тексте поручения вместо даты исполнения или периода времени имеется указание «срочно», поручение подлежит исполнению в 3-дневный срок. Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения. В других случаях, если срок исполнения не указан, поручение подлежит исполнению в срок до 1 месяца (до соответствующего числа следующего месяца, а если в следующем месяце такого числа нет, то до последнего дня месяца), считая от даты подписания поручения. Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

Срок исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства, поручений Председателя Правительства, содержащихся в протоколах проведенных им совещаний и в резолюциях, поручений Председателя Правительства, заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) и Заместителя Председателя Правительства — Руководителя Аппарата Правительства, данных во исполнение поручений Правительству, содержащихся в указах и распоряжениях Президента Российской Федерации, а также во исполнение поручений и указаний Президента Российской Федерации Правительству, не продлевается.

При наличии обстоятельств, препятствующих исполнению в установленный срок поручений, указанных в абзаце третьем настоящего пункта, головной исполнитель не позднее чем за 5 дней до истечения половины срока представляет в Правительство обоснованные предложения по корректировке срока исполнения. Если срок исполнения поручения превышает 2 месяца, предложения по его корректировке представляются в Правительство не позднее 30 дней со дня подписания поручения. Решение о корректировке срока исполнения поручения доводится в установленном порядке до головного исполнителя в течение 3 дней со дня принятия этого решения.

О необходимости корректировки срока исполнения поручений на имя Президента Российской Федерации направляется доклад, который подписывается Председателем Правительства либо по его указанию одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием Председателя Правительства.

Срок исполнения срочных поручений не продлевается и не корректируется.

Предложения о корректировке сроков исполнения оперативных поручений могут направляться в Правительство в течение 1 рабочего дня со дня подписания поручения.

49. Если поручение дано нескольким органам исполнительной власти, то руководитель органа исполнительной власти, указанный в поручении первым или обозначенный словом «созыв», является головным исполнителем поручения, организует работу и несет персональную ответственность за его своевременное и надлежащее исполнение. Соисполнители представляют головному исполнителю предложения, подписанные руководителем соответствующего органа (его заместителем), в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения. Головной исполнитель определяет порядок согласования и подготовки итогового проекта документа. При необходимости исполнения поручения в сжатые сроки (не более 10 дней) головной исполнитель организует исполнение поручения в оперативном порядке, для чего создает рабочие группы и проводит согласительные совещания.

При внесении документов головной исполнитель информирует Правительство о соисполнителях, не представивших предложения в установленный срок.

50. О результатах исполнения данного Президентом Российской Федерации Правительству поручения или указания Президенту Российской Федерации направляется соответствующий доклад, который подписывается Председателем Правительства либо по его указанию одним из заместителей Председателя Правительства (в соответствии с распределением обязанностей) с соответствующим информированием Председателя Правительства.

В случае если в результате исполнения поручения или указания Президента Российской Федерации в Государственную Думу был внесен проект федерального закона либо был издан акт Президента Российской Федерации или Правительства, то вместо доклада на имя Президента Российской Федерации в Контрольное управление Президента Российской Федерации представляется информация об исполнении поручения или указания за подписью руководителя структурного подразделения Аппарата Правительства, ответственного за его исполнение.

Головной исполнитель поручения, данного во исполнение поручения или указания Президента Российской Федерации Правительству, представляет в Правительство доклад об исполнении поручения за 5 дней до истечения установленного Президентом Российской Федерации срока, если в поручении Председателя Правительства или Заместителя Председателя Правительства не указан иной срок, с приложением проекта доклада Президенту Российской Федерации.

Если Президентом Российской Федерации дано поручение или указание Председателю Правительства или Заместителю Председателя Правительства и одновременно руководителям федеральных органов исполнительной власти, то дополнительное поручение может не даваться, а доклад об исполнении с приложением проекта доклада Президенту Российской Федерации и иных необходимых материалов представляется в Правительство за 5 дней до истечения срока, установленного Президентом Российской Федерации.

50(1). Утратил силу. — Постановление Правительства РФ от 11.08.2012 N 816.

51. В случае если Президентом Российской Федерации дано поручение или указание непосредственно федеральному министру или руководителю федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство, либо если поручение или указание по вопросам, находящимся в ведении Правительства, дано федеральному министру или руководителю федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, федеральный министр или руководитель указанного органа докладывает Председателю Правительства одновременно с представлением Президенту Российской Федерации доклада об исполнении его поручения или указания.

52. В случае если поручение не выполнено в установленный срок, оно признается неисполненным и остается на контроле. Обязанность по его исполнению сохраняется за исполнителем (головным исполнителем) поручения.

Исполнитель (головной исполнитель) поручения в течение 3 дней после истечения срока, данного на исполнение поручения, представляет в Правительство объяснение о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения в установленный срок с указанием должностных лиц, на которых возложено исполнение поручения, и о мерах ответственности, принятых в отношении работников, виновных в неисполнении поручения.

Заместитель Председателя Правительства — Руководитель Аппарата Правительства периодически информирует Председателя Правительства о состоянии исполнительской дисциплины в федеральных органах исполнительной власти, в том числе о несвоевременном исполнении поручений головными исполнителями и соисполнителями.

Особенности порядка исполнения поручений, содержащихся в актах Правительства и протоколах заседаний Правительства, а также поручений и указаний Президента Российской Федерации, поручений Председателя Правительства, Заместителей Председателя Правительства

Особенности порядка исполнения поручений,

содержащихся в актах Правительства и протоколах

заседаний Правительства, а также поручений и указаний

Президента Российской Федерации, поручений Председателя

Правительства, Заместителей Председателя Правительства

4.7. Поручения и указания, содержащиеся в резолюциях и актах Президента Российской Федерации, актах Правительства, протоколах заседаний Правительства (Президиума Правительства), координационных и совещательных органов Правительства, возглавляемых Председателем Правительства, Заместителями Председателя Правительства, а также поручения Председателя Правительства и Заместителей Председателя Правительства, содержащиеся в протоколах проведенных ими совещаний и в резолюциях (далее в настоящем разделе — поручений), структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, направляются на исполнение в соответствующие департаменты и в копии Министру, заместителям Министра и помощникам Министра.

При необходимости Министр или заместитель Министра (в соответствии с распределением обязанностей) дают дополнительные резолюции по исполнению указанных поручений.

Поступившие в соответствующие структурные подразделения поручения и иные документы рассматриваются директорами департаментов в следующем порядке:

поручения и документы, поступившие до 18 часов текущего рабочего дня, рассматриваются по мере их поступления;

поручения и документы, поступившие после 18 часов текущего рабочего дня, рассматриваются до 10 часов следующего рабочего дня;

поручения, содержащие указание «срочно», и оперативные поручения рассматриваются директорами департаментов в течение часа с момента их получения.

Поручения, содержащиеся в протоколах заседаний Правительства (Президиума Правительства), после доклада их Министру направляются структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, на исполнение заместителям Министра (в соответствии с распределением обязанностей) и в соответствующие департаменты.

Министерство направляет в находящиеся в его ведении федеральные органы исполнительной власти поручения по вопросам, относящимся к полномочиям этих органов, и контролирует их исполнение.

4.8. Директора департаментов, на которых возлагается исполнение поручений, несут персональную ответственность за качество и своевременность представления Министру материалов для доклада Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Заместителям Председателя Правительства.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, на которых возлагается исполнение поручений, несут персональную ответственность за качество и своевременность представления в Министерство материалов для доклада Президенту Российской Федерации, Председателю Правительства, Заместителям Председателя Правительства.

4.9. Поручения направляются в федеральные службы структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, как правило, в день их поступления в Министерство, а срочные и оперативные поручения — незамедлительно.

Доведение поручений до директоров департаментов обеспечивается структурным подразделением, обеспечивающим организацию документооборота в Министерстве, как правило, в день их поступления в Министерство, а срочных и оперативных — незамедлительно.

При необходимости срочные и оперативные поручения могут быть доведены до сведения федеральных служб и директоров департаментов Министерства путем направления им факсимильной копии поручения.

4.10. В соответствии с Регламентом Правительства поручения, содержащие вместо даты исполнения или периода времени указания «срочно», «незамедлительно» (или им аналогичное), подлежат исполнению в 3-дневный срок от даты подписания поручения.

Указание «оперативно» предусматривает 10-дневный срок исполнения поручения.

Если срок исполнения в поручении не указан, оно подлежит исполнению в срок до одного месяца (до соответствующего числа следующего месяца, а если в следующем месяце такого числа нет, то до последнего дня месяца) считая от даты подписания поручения (решения).

Если последний день срока исполнения поручения приходится на нерабочий день, оно подлежит исполнению в предшествующий ему рабочий день.

В случаях, когда по объективным причинам исполнение поручения в установленный срок невозможно (кроме срочных и оперативных поручений), директора департаментов по согласованию с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) представляют не позднее 10 дней (с даты подписания поручения) Министру для направления в Правительство предложения о продлении срока с указанием причин продления и планируемой даты исполнения. В исключительных случаях предложения о продлении срока исполнения поручения по истечении 10-дневного срока (с даты подписания поручения) представляются Министру одновременно с докладной запиской, завизированной заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей), с указанием причин продления и действий департамента по обеспечению исполнения поручения.

4.11. В случаях, когда поручение выходит за сферу ведения Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, директора департаментов обеспечивают его исполнение в пределах своей компетенции и по согласованию с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) представляют Министру предложения в Правительство о привлечении соисполнителей.

В случаях, когда поручение не входит в сферу ведения Министерства и федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Министерства, директора департаментов по согласованию с заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) представляют Министру проект соответствующего доклада в Правительство.

Указанные предложения представляются Министру в течение 3 дней с даты подписания поручения, а по срочным и оперативным поручениям — незамедлительно.

4.12. Если Министр обозначен в поручении словом «созыв» или указан в нем первым (при отсутствии в поручении слова «созыв»), то Министерство является головным исполнителем поручения, организует работу и несет ответственность за его исполнение.

При необходимости заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) или директора департаментов направляют соисполнителям (в заинтересованные федеральные органы исполнительной власти) запросы о представлении определенной информации для исполнения поручения с указанием срока ее представления.

Соисполнители в соответствии с Регламентом Правительства в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения, представляют головному исполнителю предложения, подписанные руководителем (заместителем руководителя) соответствующего органа.

При необходимости директора департаментов или заместители Министра (в соответствии с распределением обязанностей) дополнительно письменно уведомляют соисполнителей о своевременном представлении соответствующих предложений или информации в Министерство.

Заместители Министра и директора департаментов могут также направлять в федеральные органы исполнительной власти запросы о представлении информации (экспертиз, заключений), необходимой для реализации полномочий Министерства или исполнения поручений, в которых в обязательном порядке указываются срок ее представления (исходя из сроков исполнения поручений), а также номер и дата поручения.

4.13. Директор департамента определяет порядок подготовки и согласования итогового проекта документа.

При исполнении поручения в сжатые сроки директор департамента (при необходимости совместно с соответствующим заместителем Министра) организует исполнение поручения в оперативном порядке, для чего создает рабочие группы в составе уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти — соисполнителей поручения, а также представителей других заинтересованных органов исполнительной власти и организаций (по согласованию) или проводит совещания с указанными представителями.

Ответственность за обеспечение участия уполномоченных представителей федеральных органов исполнительной власти — соисполнителей поручения в рабочих группах или в совещаниях, в том числе согласительных, несут руководители этих федеральных органов.

4.14. В случае, если по проектам материалов (за исключением проектов актов и материалов к заседанию Правительства), подготовленных для внесения в Правительство, имеются разногласия федеральных министерств, а также федеральных служб и федеральных агентств, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство, заместитель Министра или директор департамента докладывает о них Министру с информацией о результатах проведенных согласительных процедур и совещаний с участием руководителей федеральных органов исполнительной власти — соисполнителей поручения или их заместителей либо уполномоченных федеральными министрами директоров департаментов федеральных министерств — соисполнителей поручения. О результатах проведенных согласительных процедур Министр информирует Правительство одновременно с представлением соответствующих материалов по исполнению поручения.

4.15. В случае, если Министерство является головным исполнителем поручения, данного во исполнение поручения Президента Российской Федерации Правительству, проект доклада об исполнении поручения Председателю Правительства (Заместителям Председателя Правительства) представляется Министру за 6 дней до истечения установленного Президентом срока (если в поручении Председателя Правительства (Заместителей Председателя Правительства) не указан иной срок) с приложением проекта доклада Президенту Российской Федерации.

В случае, если Президентом Российской Федерации дано поручение непосредственно Министру, проект соответствующего доклада Президенту Российской Федерации представляется Министру на подпись за два дня до истечения установленного срока одновременно с проектом доклада Председателю Правительства об исполнении (или о ходе исполнения) поручения.

4.16. В случае, если Президентом Российской Федерации дано поручение Председателю Правительства (Заместителям Председателя Правительства) и одновременно Министру, а Правительством дополнительное поручение Министру не дано, то доклад Председателю Правительства (Заместителям Председателя Правительства) об исполнении с приложением проекта доклада Президенту Российской Федерации и иных необходимых материалов также представляется Министру не менее чем за 6 дней до истечения срока, установленного Президентом Российской Федерации.

4.17. В случае, если Министерство является соисполнителем поручения, соответствующие директора департаментов подготавливают и в течение первой половины срока, отведенного на исполнение поручения, направляют головному исполнителю ответ за подписью Министра или заместителя Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

Ответственность за обеспечение участия уполномоченных представителей Министерства в рабочих группах или в совещаниях, в том числе согласительных, несут заместители Министра и директора департаментов.

4.18. Об исполнении поручений, содержащихся в актах Правительства, протоколах заседаний Правительства, протоколах проведенных Председателем Правительства совещаний, заседаний возглавляемых им координационных и совещательных органов и в резолюциях, Министр докладывает Председателю Правительства.

Об исполнении поручений, содержащихся в протоколах проведенных Заместителями Председателя Правительства совещаний, заседаний возглавляемых им координационных и совещательных органов и в резолюциях, Министр докладывает Заместителям Председателя Правительства.

4.19. В случае, если поручение не исполнено в установленный срок, директор департамента (головной исполнитель поручения) в течение 2 дней после истечения срока, данного на исполнение поручения, представляет Министру завизированное руководителем структурного подразделения, обеспечивающего организацию документооборота в Министерстве, и заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) объяснение о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения в установленный срок с указанием должностных лиц, на которых возложено исполнение поручения, и о предлагаемых (принятых) мерах ответственности в отношении работников, виновных в неисполнении поручения.

На основании принятого Министром решения директор департамента представляет ему проект соответствующего объяснения для направления в Правительство.

4.20. В случае, если федеральным органом исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства, поручение не исполнено в установленный срок, исполнитель поручения в течение одного дня с даты окончания срока представляет в Министерство информацию о состоянии исполнения поручения, причинах его неисполнения с указанием сотрудников, на которых возложено исполнение поручения, и о мерах, принятых в отношении сотрудников, виновных в неисполнении поручения.

Если руководителем федерального органа исполнительной власти, находящимся в ведении Министерства, решение о привлечении сотрудника к ответственности не принято, Министр вправе принять такое решение в отношении заместителя руководителя федерального органа исполнительной власти, руководителя территориального органа, ответственных за исполнение поручения, и (или) направить в Правительство предложение о привлечении к дисциплинарной ответственности руководителя федерального органа исполнительной власти.

Раскройте бенефициаров, а то!..

Январь 2012 года начался для многих организаций с получения от их контрагентов — энергетических компаний, компаний связи, подразделений холдингов «Газпром», «Транснефть», железных дорог — грозных писем, в которых требовалось предоставление информации о «бенефициарах» компании. В письмах указывалось, что предоставление такой информации требуется в соответствии с поручением председателя Правительства РФ №ВП-П13-9308 от 28.12.2011, а в случае ее непредоставления будут предприняты меры по расторжению заключенных договоров. Насколько законно такое требование — попробуем разобраться.
Надо сказать, поручение председателя Правительства РФ №ВП-П13-9308 от 28.12.2011 действительно существует и, несмотря на то, что оно имеет гриф «Для служебного пользования», его текст быстро разлетелся по бескрайним просторам рунета. Текст поручения можно обнаружить, например, по этой ссылке: http://www.fayloobmennik.net/1408201.
Первые несколько пунктов поручения содержат уже традиционные напоминания о том, что руководство организаций энергетической и транспортной инфраструктуры, связи и т.п. должно декларировать свои доходы и доходы своих близких, внушения тем, кто до сих пор не выполнил обязанности по декларированию, и требования усилить работу по борьбе с коррупцией в сфере государственной экономики.
Наиболее интересен же четвертый пункт, который требует от государственных организаций и организаций с государственным участием по списку, указанному в самом этом пункте:
1) «обеспечить безусловное раскрытие контрагентами по действующим договорам информации в отношении всей цепочки собственников, включая бенефициаров»,
2) при заключении новых договоров — также обеспечивать получение от контрагентов соответствующей информации,
3) разработать внутренние механизмы по расторжению договоров с теми, контрагентами, которые не предоставили информацию,
4) регулярно информировать Росфинмониторинг и ФНС России о составе собственников своих контрагентов и в случае изменения такого состава — также сообщать об этом.
Итак, требования поручения вполне понятны и с сугубо бытовой точки зрения даже обоснованны. Действительно, в сфере государственной экономики следовало бы для борьбы с «распилом денег» хотя бы в его наиболее наглой форме исключить возможность заключения договоров с контрагентами, так или иначе аффилированными с руководством соответствующих государственных или полугосударственных компаний.
Однако насколько такое требование соответствует действующему законодательству? Даже если забыть о вопиющей юридической безграмотности поручения (так, понятие «собственника организации» в той или иной мере применимо по нашему законодательству только к учреждениям и унитарным предприятиям, а у обществ с ограниченной ответственностью или акционерных обществ, которые как раз и составляют большинство контрагентов государственных или окологосударственных компаний, собственников нет, а есть участники и акционеры; «бенефициар» же по российскому законодательству — и вовсе понятие исключительно из банковской сферы), необходимо констатировать тот факт, что предоставление информации не предусматривается ни одним из ныне действующих законов, а потому требование о ее предоставлении является незаконным.
Более того, в некоторых случаях предоставление такой информации будет прямо нарушать действующее законодательство, в частности, предоставление информации о физических лицах без их согласия будет являться нарушением ст.7 Федерального закона «О персональных данных» и в случае такого несанкционированного разглашения информации лицо, предоставившее такие данные, может быть привлечено к гражданско-правовой и административной (ст.13.11 КоАП РФ — штраф на граждан 300-500 руб., на должностных лиц — 500-1000 руб., на организацию — 5-10 тыс. руб.) ответственности.
Дополнительные проблемы могут возникнуть у акционерных обществ, на которые распространяются требования Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг (Постановление Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 2 октября 1997 г. N 27 «Об утверждении Положения о ведении реестра владельцев именных ценных бумаг» с посл. изм. и доп.), п.7.9 которого ограничивает круг лиц, которые могут получать информацию из реестра акционеров. В случае выдачи этой информации иным лицам лицо, ведущее реестр, подлежит административной ответственности по ч.3 ст.15.22 КоАП РФ (штраф на должностных лиц 5-10 тыс. руб., на организацию — 100-300 тыс. руб.).
Таким образом, требование о предоставлении информации не только незаконно, но и подталкивает к правонарушению.
Поскольку требование о предоставлении информации является незаконным, его неисполнение не может являться основанием для расторжения ранее заключенных договоров, а в случае обращения с соответствующим обращением в суд, суд должен будет отказать в удовлетворении иска о расторжении договора.
В то же время следует иметь в виду, что требование о предоставлении информации могло бы предъявляться на преддоговорном этапе — в случае заключения новых договоров. Однако в этой части возможности заявления таких требований также ограничены, поскольку практически все перечисленные в поручении организации должны заключать договоры либо в порядке, установленном Федеральным законом №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», либо Федеральным законом №223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», которые устанавливают перечень требований, которым должны соответствовать контрагенты этих организаций. При этом Закон №94-ФЗ в п.4 ст.11 прямо запрещает устанавливать дополнительные требования к участникам торгов.
Также встречаются высказывания о том, что требование предоставления информации будет включено в законы о закупках, однако пока что такие изменения не внесены. Более того, из представленного Президенту РФ для внесения в Государственную Думу проекта изменений в Гражданский кодекс исключено существовавшее в прежних проектах требование к иностранным компаниям о раскрытии информации об их бенефициаров для допуска их к деятельности на территории России.
В связи со сказанным издание председателем Правительства поручения может быть квалифицировано как нарушение антимонопольного законодательства, а именно, п.2 ч.1 ст.15 Федерального закона «О защите конкуренции»: «Федеральным органам исполнительной власти … запрещаются: … необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований к товарам или к хозяйствующим субъектам».
В то же время хозяйствующим субъектам вряд ли целесообразно портить отношения со своими окологосударственными контрагентами. Их сотрудников также можно понять, с учетом того, что они, как люди подневольные, не могут не выполнять поручение, изданное столь высокопоставленным начальством. Хотя, надо признать, что исполнительское рвение этих сотрудников подчас превосходит даже требования поручения: так, известны обращения с вопросом о «бенефициарах» или «конечных собственниках» к индивидуальным предпринимателям и казенным предприятиям. Дошло даже до того, что заместителю Председателя Правительства Игорю Сечину пришлось давать разъяснения о том, что вовсе не всех контрагентов нужно допрашивать об их «собственниках» (уж если подходить формально, то структурам РЖД пришлось бы задавать такой вопрос каждому из миллионов своих пассажиров). К сожалению, текстом разъяснений мы не располагаем.
В связи с этим, дабы не портить деловые связи наших клиентов, мы в своих заключениях рекомендуем клиентам предоставлять информацию по запросу (если, конечно, это не противоречит политике клиента), тем более, что практически вся запрашиваемая информация находится в открытых источниках — прежде всего в Едином государственном реестре юридических лиц.
В тех же случаях, когда такие сведения не являются общедоступными, например, сведения о паспортных данных физических лиц, рекомендуем либо отказывать в предоставлении части информации со ссылкой на положения Федерального закона «О персональных данных», либо, предоставляя такие сведения, получать соответствующее согласие, предусмотренное ст.9 закона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *