Земельный кодекс Российской Федерации
Глава XVII. Земли особо охраняемых территорий и объектов
Статья 94. Понятие и состав земель особо охраняемых территорий
7. На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
1) предоставление садоводческих и дачных участков;
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в подпункт 2 пункта 7 статьи 95 настоящего Кодекса внесены изменения
См. текст подпункта в предыдущей редакции
2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ
Принят Государственной Думой 8 ноября 2006 года
Одобрен Советом Федерации 24 ноября 2006 года
Статья 11. Пребывание граждан в лесах
1. Граждане имеют право свободно и бесплатно пребывать в лесах и для собственных нужд осуществлять заготовку и сбор дикорастущих плодов, ягод, орехов, грибов, других пригодных для употребления в пищу лесных ресурсов (пищевых лесных ресурсов), а также недревесных лесных ресурсов.
2. Граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила санитарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.
См. Санитарные правила в лесах Российской Федерации, утвержденные приказом МПР РФ от 27 декабря 2005 г. N 350
3. Гражданам запрещается осуществлять заготовку и сбор грибов и дикорастущих растений, виды которых занесены в Красную книгу Российской Федерации, красные книги субъектов Российской Федерации, а также грибов и дикорастущих растений, которые признаются наркотическими средствами в соответствии с Федеральным законом от 8 января 1998 года N 3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах».
4. Пребывание граждан может быть запрещено или ограничено в лесах, которые расположены на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, иных землях, доступ граждан на которые запрещен или ограничен в соответствии с федеральными законами.
5. Пребывание граждан в лесах может быть ограничено в целях обеспечения:
1) пожарной безопасности и санитарной безопасности в лесах;
2) безопасности граждан при выполнении работ.
6. Запрещение или ограничение пребывания граждан в лесах по основаниям, не предусмотренным настоящей статьей, не допускается.
7. Пребывание граждан в лесах в целях охоты регулируется лесным законодательством и законодательством о животном мире.
Статья 103. Правовой режим лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях
1. К лесам, расположенным на особо охраняемых природных территориях, относятся леса, расположенные на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, памятников природы, государственных природных заказников и иных установленных федеральными законами особо охраняемых природных территориях.
2. В лесах, расположенных на территориях государственных природных заповедников, запрещается проведение рубок лесных насаждений на лесных участках, на которых исключается любое вмешательство человека в природные процессы. На иных участках, если это не противоречит правовому режиму особой охраны территорий государственных природных заповедников, допускается проведение выборочных рубок лесных насаждений в целях обеспечения функционирования государственных природных заповедников и жизнедеятельности проживающих в их пределах граждан.
3. В лесах, расположенных на территориях национальных парков, природных парков и государственных природных заказников, запрещается проведение сплошных рубок лесных насаждений, если иное не предусмотрено правовым режимом функциональных зон, установленных в границах этих особо охраняемых природных территорий.
4. Особенности проведения выборочных рубок лесных насаждений и в установленных федеральными законами случаях сплошных рубок лесных насаждений определяются положениями о соответствующих особо охраняемых природных территориях.
5. В лесах, расположенных на особо охраняемых природных территориях, за исключением территорий биосферных полигонов, запрещается использование токсичных химических препаратов для охраны и защиты лесов, в том числе в научных целях.
6. Особенности использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных на особо охраняемых природных территориях, устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Федеральный закон от 14 марта 1995 г. N 33-ФЗ
«Об особо охраняемых природных территориях»
Раздел II. Государственные природные заповедники
Статья 9. Режим особой охраны территорий государственных природных заповедников
1. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном государственном природном заповеднике.
На территориях государственных природных заповедников запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации.
2. На территориях государственных природных заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:
а) сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
б) поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
в) предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
г) осуществление экологического мониторинга;
д) выполнение научно-исследовательских задач;
е) ведение эколого-просветительской работы;
ж) осуществление контрольно-надзорных функций.
3. В государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы.
Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.
4. На специально выделенных участках частичного хозяйственного использования, не включающих особо ценные экологические системы и объекты, ради сохранения которых создавался государственный природный заповедник, допускается деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике.
5. Пребывание на территории государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.
Статья 11. Особенности правового положения государственных природных заповедников
1. Государственные природные заповедники являются юридическими лицами, которые не имеют в качестве цели своей деятельности извлечение прибыли, то есть являются некоммерческими организациями и создаются в форме финансируемого за счет средств федерального бюджета природоохранного учреждения.
2. Государственные природные заповедники распоряжаются в установленном порядке следующими средствами:
от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;
в счет возмещения ущерба, причиненного природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;
от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;
в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.
3. Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения, взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.
4. Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие). Порядок утверждения, использования и охраны символики государственных природных заповедников устанавливается Правительством Российской Федерации.
О символике государственных природных заповедников в Российской Федерации см. постановление Правительства РФ от 7 октября 1996 г. N 1168
Порядок выдачи разрешений на использование символики государственных природных заповедников утвержден приказом Госкомэкологии РФ от 31 декабря 1996 г. N 543
5. Производство изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.
6. Утратил силу с 1 января 2005 г.
См. текст пункта 6 статьи 11
7. Расположение государственного природного заповедника на территориях двух и более субъектов Российской Федерации не может быть основанием для нарушения его территориальной целостности или изменения статуса.
Раздел IX. Организация охраны особо охраняемых природных территорий
Статья 33. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков
1. Охрана природных комплексов и объектов на территориях государственных природных заповедников и национальных парков осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков, работники которой входят в штат соответствующих природоохранных учреждений.
2. Директора государственных природных заповедников и национальных парков и их заместители являются соответственно главными государственными инспекторами и их заместителями по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков.
Статья 34. Права государственных инспекторов по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков
1. Работники государственных природных заповедников и национальных парков, являющиеся государственными инспекторами по охране территорий этих государственных природных заповедников и национальных парков, в соответствии с законодательством Российской Федерации имеют право:
а) проверять у лиц, находящихся на территориях государственных природных заповедников и национальных парков, разрешение на право пребывания на указанных особо охраняемых природных территориях;
б) проверять документы на право осуществления природопользования и иной деятельности на прилегающих к территориям государственных природных заповедников и национальных парков территориях охранных зон;
в) задерживать на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;
г) направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков, к административной ответственности;
д) изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;
е) производить на территориях государственных природных заповедников, национальных парков и их охранных зон досмотр транспортных средств, личных вещей;
ж) беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
з) утратил силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования Федерального закона от 9 мая 2005 г. N 45-ФЗ.
См. текст подпункта «з» пункта 1 статьи 34
2. Главным государственным инспекторам и их заместителям по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков предоставляется также право:
а) запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон;
б) налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;
в) предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственных природных заповедников и национальных парков средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам государственных природных заповедников, национальных парков, их охранных зон в результате нарушений установленного режима государственных природных заповедников и национальных парков;
г) в случаях, предусмотренных действующим законодательством, направлять материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях в правоохранительные органы.
Федеральным законом от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ в пункт 3 статьи 34 настоящего Федерального закона внесены изменения
См. текст пункта в предыдущей редакции
3. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков пользуются также всеми правами должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор (государственных лесных инспекторов), и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти в области охраны окружающей среды.
4. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при исполнении служебных обязанностей имеют право применять в установленном порядке специальные средства — наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, служебных собак.5. Государственным инспекторам по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков при осуществлении возложенных на них настоящим Федеральным законом задач разрешено ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.
Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.
См. Инструкцию о порядке приобретения (получения), учета, хранения, выдачи, использования и транспортирования служебного, гражданского и боевого ручного стрелкового оружия и боеприпасов (патронов) к нему в Государственном комитете Российской Федерации по охране окружающей среды и его территориальных органах, утвержденную приказом Госкомэкологии РФ от 7 апреля 2000 г. N 230
6. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков обеспечиваются бронежилетами и другими средствами индивидуальной защиты.
7. Государственные инспектора по охране территорий государственных природных заповедников и национальных парков подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статья 35. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения
1. Охрана территорий природных парков, государственных природных заказников и других особо охраняемых природных территорий осуществляется государственными органами, в ведении которых они находятся, в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
2. Работники, осуществляющие охрану территорий государственных природных заказников федерального значения, пользуются теми же правами, что и государственные инспектора по охране государственных природных заповедников и национальных парков.
3. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления могут осуществлять охрану особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения через специально созданные для этой цели структурные подразделения, наделенные соответствующими полномочиями.
Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
Статья 36. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий
1. Утратил силу с 1 июля 2002 г. См. текст пункта 1 статьи 36.
2. Законодательством Российской Федерации устанавливается уголовная ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий.
Согласно Уголовному кодексу РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ нарушение режима особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, наказывается штрафом в размере от ста до пятисот минимальных размеров оплаты труда
3. Вред, причиненный природным объектам и комплексам в границах особо охраняемых природных территорий, подлежит возмещению в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера ущерба, а при их отсутствии — по фактическим затратам на их восстановление.
См. Методику оценки вреда и исчисления размера ущерба от уничтожения объектов животного мира и нарушения их среды обитания, утвержденную Госкомэкологией РФ 28 апреля 2000 г.
Уголовный кодекс РФ
от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ
(с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая 2007 г.)
Принят Государственной Думой 24 мая 1996 года
Одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 года
Статья 262. Нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов
Нарушение режима заповедников, заказников, национальных парков, памятников природы и других особо охраняемых государством природных территорий, повлекшее причинение значительного ущерба, —
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо исправительными работами на срок до двух лет.
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях
от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ
Статья 8.39. Нарушение правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных территориях
Нарушение установленного режима или иных правил охраны и использования окружающей природной среды и природных ресурсов на территориях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, а также на территориях, на которых находятся памятники природы, на иных особо охраняемых природных территориях либо в их охранных зонах (округах) —
влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до двух тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на должностных лиц — от двух тысяч до четырех тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой; на юридических лиц — от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения и продукции незаконного природопользования или без таковой.

Государственные природные заповедники

Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем. Эти заповедники являются в России наиболее традиционной и жесткой формой территориальной охраны природы, имеющей приоритетное значение для сохранения биологического разнообразия.

На территории заповедников полностью изымаются из хозяйственного использования, особо охраняемые природные комплексы и объекты, имеющие природоохранное, научное, эколого-просветительское значение как образцы естественной природной среды, типичные или редкие ландшафты, места сохранения генетического фонда растительного и животного мира. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территориях заповедников, предоставляются в пользование последних на правах, предусмотренных федеральными законами. Имущество заповедников является федеральной собственностью.

Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за заповедниками на правах оперативного управления. Запрещается изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и другие природные ресурсы, которые включаются в заповедники. Природные ресурсы и недвижимое имущество заповедников полностью изымаются из оборота. Положение о конкретном заповеднике, его статус утверждаются органом, уполномоченным на то Правительством Российской Федерации. На территории заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам заповедника и режиму особой охраны его территории, установленному в положении о данном заповеднике; запрещается интродукция живых организмов в целях их акклиматизации. На территориях заповедников допускаются мероприятия и деятельность, направленные на:

  • — сохранение в естественном состоянии природных комплексов, восстановление и предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;
  • — поддержание условий, обеспечивающих санитарную и противопожарную безопасность;
  • — предотвращение условий, способных вызвать стихийные бедствия, угрожающие жизни людей и населенным пунктам;
  • — осуществление экологического мониторинга;
  • — выполнение научно-исследовательских задач;
  • — ведение эколого-просветительской работы;
  • — осуществление контрольно-надзорных функций.

Сеть заповедников России создавалась в течение более восьмидесяти последних лет. Система российских государственных природных заповедников имеет широкое признание в мире: 21 российский заповедник имеет международный статус биосферных резерватов, 7 находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 10 попадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции, 4 — Окский, Тебердинский, Центрально-Черноземный и Костомукшский — имеют дипломы Совета Европы.

Биосферные резерваты

Статус государственных природных биосферных заповедников имеют государственные природные заповедники, которые входят в международную систему соответствующих резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг. К территориям биосферных заповедников в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования, не разрушающих окружающую природную среду и не истощающих биологические ресурсы, могут быть присоединены территории биосферных полигонов, в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования. Конкретный режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственными органами, в ведении которых находятся биосферные заповедники. Проектирование и строительство объектов хозяйственной и иной деятельности во многих случаях проводится без положительного заключения государственной экологической экспертизы.

Национальные парки

Национальные парки являются природоохранными, эколого-просветительскими и научно-исследовательскими учреждениями, территории которых включают в себя природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и которые предназначены для использования в природоохранных, просветительских, научных и культурных целях и для регулируемого туризма. Земля, воды, недра, растительный и животный мир, находящиеся на территории национальных парков, предоставляются в пользование паркам на правах, предусмотренных федеральными законами. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. -М:Дрофа. Историко-культурные объекты, поставленные на государственную охрану в установленном порядке, передаются в пользование национальным паркам только по согласованию с государственным органом охраны памятников истории и культуры. В отдельных случаях в границах парков могут находиться земельные участки иных пользователей, а также собственников. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель за счет средств федерального бюджета и иных не запрещенных законом источников. Эти парки относятся исключительно к объектам федеральной собственности. Здания, сооружения, историко-культурные и другие объекты недвижимости закрепляются за национальными парками на праве оперативного управления. Конкретный парк функционирует на основании положения, утверждаемого государственным органом, в ведении которого он находится, по согласованию со специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Вокруг национального парка создается охранная зона с ограниченным режимом природопользования. За рубежом национальные парки являются наиболее популярным видом ООПТ. В частности, в США история создания некоторых парков насчитывает более ста лет. В Российской Федерации национальные парки стали создаваться лишь с 1983 г. и явились новой для России формой территориальной охраны природы. Идея их создания связана с совмещением широкого спектра задач: охраной природного и культурного наследия, организацией туризма, поиском путей устойчивого развития территории. Новая форма охраняемых территорий позволяет сберечь как уникальные природные комплексы, так и объекты историко-культурного значения. В то же время национальные парки предусматривают возможность посещения их большим количеством людей, ознакомления с природными и историко-культурными достопримечательностями, отдыха в живописных ландшафтах. Подавляющее большинство национальных парков находится в Европейской части Российской Федерации. Полякова М.А. Там же. Национальные парки образованы на территории 13 республик в составе Российской Федерации, 2 краев и 20 областей. Большинство национальных парков находилось в непосредственном подчинении Федеральной службы лесного хозяйства России и один — в ведении Правительства Москвы. На территориях национальных парков устанавливается дифференцированный режим особой охраны с учетом их природных, историко-культурных и иных особенностей. Исходя из указанных особенностей на территориях парков можно выделить функциональные различные зоны, в том числе заповедные, с режимом, характерным для природных заповедников. Вокруг парка выделяется также охранная зона, где хозяйственная деятельность должна согласовываться с администрацией парка. Основную часть территории парков занимают земли, которые предоставляются им для управления и осуществления основной деятельности. Другие территории входят в границы парков, как правило, без изъятия их из хозяйственного использования. Обычно именно на этих землях находятся памятники культуры и истории, составляющие единое целое с окружающими природными комплексами. B настоящее время из всех национальных парков в составе примерно 20 имеются земельные участки других собственников, владельцев и пользователей. Доля таких земель в ряде парков исключительно высока. Сегодняшняя сеть национальных парков охватывает 7 физико-географических регионов, 11 областей и 27 провинций. В парках представлена растительность: равнин — таежные и широколиственно-хвойные леса, широколиственные леса, степи, гор — темнохвойные горные леса, светлохвойные горные леса, широколиственные горные леса, а также болот. Природные ресурсы национальных парков исключительно богаты и разнообразны. Природные комплексы, например, Сочинского национального парка включают до 1,5 тыс. видов сосудистых растений. В каждом парке охраняется до 200 видов птиц и до 50 видов млекопитающих. Особое место в системе национальных парков занимают те, в которых под охрану поставлены многочисленные памятники культуры и истории. Полякова М.А. Там же. С учетом природных, историко-культурных и иных особенностей национальных парков в них могут быть выделены функциональные различные зоны, в том числе:

  • — заповедная, в пределах которой запрещены любая хозяйственная деятельность и рекреационное использование территории;
  • — особо охраняемая, в пределах которой обеспечиваются условия для сохранения природных комплексов и объектов и на территории, которой допускается строго регулируемое посещение;
  • — познавательного туризма, предназначенная для организации экологического просвещения и ознакомления с достопримечательными объектами парка;
  • — рекреационная, предназначенная для отдыха;
  • -охраны историко-культурных объектов, в пределах которой обеспечиваются условия для их сохранения;
  • — обслуживания посетителей, предназначенная для размещения мест ночлега, палаточных лагерей и иных объектов туристского сервиса, культурного, бытового и информационного обслуживания посетителей;
  • — хозяйственного назначения, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения функционирования парка.

Соотношение размеров каждой функциональной зоны в различных парках заметно варьирует. В пределах заповедных зон национальных парков действует режим, в целом соответствующий режиму охраны заповедников. Полякова М.А. Там же.В границах рекреационной зоны национального парка могут находиться территории, предназначенные для спортивной и любительской охоты и рыболовства. При этом охотопользование на территориях парков осуществляется ими самостоятельно или путем предоставления охотничьих угодий в аренду другим охотопользователям.

Дендрарии и ботанические сады

В последнее время дендрарии активно увеличиваются и расширяются. Связано это с развитием курортных мест и появлением все большего числа оздоровительных учреждений, работающих в экологически чистых условиях. Ботанические сады призваны к сохранению редчайших и находящихся на грани исчезновения видов растений. К тому же там проводят различные эксперименты, направленные на защиту вымирающих видов. Дендрарии используются в просветительских целях. На их территории проводят познавательные экскурсии, рассказывая и показывая людям всевозможные диковинные деревья, кустарники и травы. Помимо просветительских задач, дендрарии преследуют своей целью разведение и сохранение всей красоты русской природы, которую только можно запечатлеть в данной местности. Как видно, охраняемых земель много, все имеют разные названия, но цели особо охраняемых природных территорий практически одинаковы — сохранение и приумножение природных объектов, наблюдение за естественным ходом событий, научная и просветительская деятельность.

Природные парки регионального значения

Природные парки регионального значения — относительно новая категория ООПТ России. Они являются природоохранными рекреационными учреждениями, находящимися в ведении субъектов Федерации, территории которых включают природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность, и предназначенными для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях. Особо охраняемые территории России https://ru.wikipedia.org/wiki/ Парки располагаются на землях, предоставленных им в бессрочное пользование, в отдельных случаях — на землях иных пользователей, а также собственников. В

настоящее время в число ООПТ, имеющих статус природных парков, в России включается 30 территорий.

Лечебно-оздоровительные местности и курорты

Анализ и обобщение материалов режимных наблюдений показывает, что на улучшение экологического состояния курортных территорий и лечебно-оздоровительных местностей продолжают оказывать заметное влияние такие факторы, как спад промышленного и сельскохозяйственного производства, обуславливающий тенденцию к постоянному снижению объемов сброса промышленных сточных вод и применяемых ядохимикатов и химических удобрений. Такая тенденция особенно ярко проявляется на курортах и в лечебно-оздоровительных местностях, расположенных в промышленных регионах центра и северо-запада Европейской территории России, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке, а также в районах интенсивного земледелия черноземной зоны и юга России. В качестве отрицательных факторов, ухудшающих экологическую обстановку на курортах, на первое место вышли аварийное состояние многих канализационных и бальнеотехнических систем, очистных сооружений и устройств, а также несанкционированное строительство частных предприятий, захват земельных участков и сохранение мелких вредных производств, в том числе и на участках первых и вторых зон горно-санитарной охраны. Уникальные территории в культурном и природном наследии регионов.- М:Логос 1994.

Государственные природные заказники

Государственными природными заказниками являются территории, имеющие особое значение для сохранения либо восстановления природных комплексов или их компонентов и поддержания экологического баланса. Объявление территории государственным природным заказником допускается как с изъятием, так и без изъятия у пользователей, владельцев и собственников земельных участков. Государственные природные заказники могут быть федерального или регионального значения и иметь различный профиль. Ландшафтные заказники предназначены для сохранения и восстановления природных комплексов — сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных; палеонтологические — сохранения ископаемых объектов; гидрологические — сохранения и восстановления ценных водных объектов и экологических систем; геологические — сохранения ценных объектов и комплексов неживой природы.В 1999 г. более 4000 заказников регионального значения находились в ведении и управлении территориальных органов Минсельхозпрода России, Рослесхоза и Госкомэкологии России. Небольшое количество рыбохозяйственных (ихтиологических) заказников находится в ведении бассейновых управлений по охране рыбных запасов и регулированию рыболовства, входящих в систему Госкомрыболовства России, а часть геологических и палеонтологических — в ведении органов по охране недр, входящих в систему Министерства природных ресурсов Российской Федерации. Углева И.К. Культурное наследие.- М:Белый город, 1996.

Памятники природы

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  • — участки живописных местностей;
  • — эталонные участки нетронутой природы;
  • — участки с преобладанием культурного ландшафта;
  • — места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • — лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам, а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
  • -природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • — уникальные формы рельефа и связанные с ним природные;
  • — геологические обнажения, имеющие особую научную ценность;
  • — геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • — местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • — участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
  • — природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  • — береговые объекты;
  • — отдельные объекты живой и неживой природы.

Памятники природы могут иметь федеральное, региональное или местное значение в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов. Как и заказники, эта категория ООПТ наиболее распространена на региональном уровне. Госконтроль за функционированием более 7,5 тыс. памятников природы регионального значения осуществляли территориальные органы МПР России, Госкомэкологии России, Рослесхоза. Полякова М.А. Охрана культурного наследия России. -М:Дрофа, 2005.

Объекты всемирного культурного и природного наследия

Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия была принята на XVII сессии Генеральной конференции ЮНЕСКО 16 ноября 1972 г. и вступила в силу 17 декабря 1975 г. Основная ее цель — привлечение сил мирового сообщества для сохранения уникальных объектов культуры и природы. В 1975 г. Конвенцию ратифицировало 21 государство, за 25 лет ее существования к ней присоединилось еще 137 государств, и в настоящее время общее число государств — сторон Конвенции достигло 158. О значении Конвенции можно судить по следующему факту: среди природоохранных она является наиболее представительной по количеству государств-участников. Для повышения эффективности работы Конвенции в 1976 г. были образованы Комитет и Фонд всемирного наследия. Международные нормативные акты ЮНЕСКО.- М:Юнипринт, 2002. Спустя два года первые культурные и природные объекты были включены в Список всемирного наследия — своеобразный фонд выдающихся памятников культуры и природы. Из природных территорий первыми получили статус объекта всемирного наследия Галапагосские острова, национальные парки «Йеллоустонский» (США), «На-ханни» (Канада) и «Симэн» (Эфиопия). За последние годы Список стал весьма репрезентативным как по представленным регионам планеты, так и по количеству объектов: к началу 2000 г. он включал 128 природных, 480 культурных и 22 природно-культурных объекта в 118 странах мира. Наибольшее количество культурных объектов в Списке имеют Италия и Испания, Америка и Австралия — самые богатые по природным объектам всемирного наследия. Под охраной Конвенции находятся такие всемирно известные памятники природы, как Ниагарский водопад, Большой Барьерный риф, Гавайские острова, Гранд-Каньон, гора Килиманджаро. Безусловно, находиться в одном ряду с такими жемчужинами природы для любой природной территории почетно и престижно. И этого можно добиться. Фрезер Томас Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО. -М: БММ АО, 1997. Первые попытки включить российские охраняемые природные территории в Список всемирного наследия ЮНЕСКО были предприняты в начале 90-х годов. К 1994 г. Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды и Гринпис России заключили договор о проведении работ по включению ряда российских природных территорий в Список всемирного культурного и природного наследия. В том же году рабочей группой Гринпис России были подготовлены необходимые документы для включения в Список природного комплекса, получившего название «Девственные леса Коми». И в декабре 1995 г. он первым в России получил статус объекта всемирного природного наследия. К концу 1996 г. еще около 6,5 млн. га нетронутой природы России получило высший природоохранный статус. В Список были включены объекты «Озеро Байкал» и «Вулканы Камчатки». В 1998 г. Список пополнился еще одним российским природным комплексом — «Алтай — Золотые горы», а в декабре 1999 г. на XXIII сессии Комитета всемирного наследия было принято решение о включении в Список пятого российского природного объекта — «Западный Кавказ». В настоящее время на рассмотрении Комитета всемирного наследия находятся документы по следующим объектам: «Убсунурская котловина», «Дельта Лены», «Куршская коса», «Остров Врангеля» и «Центральный Сихотэ-Алинь». Начаты работы по представлению в Список природных комплексов плато Путорана, Валдайской возвышенности, Курильских и Командорских островов. Россия богата выдающимися и не затронутыми хозяйственной деятельностью природными комплексами. По приблизительным оценкам, в нашей стране насчитывается более 20 территорий, достойных статуса объекта всемирного природного наследия. Никулин И.Д. Международные нормативные акты ЮНЕСКО— М.: Логос , 2002.

Постановление Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48
(ред. от 23.04.1996)
«Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации»

ПРАВИТЕЛЬСТВО РСФСР

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 18 декабря 1991 г. N 48

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации.

2. Министерствам и ведомствам, в ведении которых находятся государственные природные заповедники, привести положения о них в соответствие с утвержденным Положением о государственных природных заповедниках в Российской Федерации.

3. Признать утратившим силу Постановление Совета Министров РСФСР от 5 июня 1962 г. N 769 «Об утверждении Положения о государственных заповедниках РСФСР, находящихся в ведении Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР».

Первый заместитель Председателя

Правительства РСФСР

Г.БУРБУЛИС

Утверждено

Постановлением Правительства РСФСР

от 18 декабря 1991 г. N 48

ПОЛОЖЕНИЕ

О ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРИРОДНЫХ ЗАПОВЕДНИКАХ

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Государственные природные заповедники являются природоохранными, научно-исследовательскими и эколого-просветительскими учреждениями федерального значения, имеющими целью сохранение и изучение естественного хода природных процессов и явлений, генетического фонда растительного и животного мира, отдельных видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных экологических систем.

Биосферные заповедники входят в международную систему биосферных резерватов, осуществляющих глобальный экологический мониторинг.

II. Задачи государственных природных заповедников

2. На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:

осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;

организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;

осуществление экологического мониторинга;

экологическое просвещение;

участие в государственной экологической экспертизе проектов и схем размещения хозяйственных и иных объектов;

содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей природной среды.

III. Порядок образования государственных

природных заповедников

3. Государственный природный заповедник учреждается Постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым при условии согласия соответствующего субъекта Российской Федерации на отнесение территории заповедника к объектам федеральной собственности и по представлению органа государственной власти субъекта Российской Федерации и специально уполномоченного на то государственного органа Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.

4. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.

5. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации принимает решение о создании охранной зоны государственного природного заповедника и утверждает положение о ней.

IV. Управление государственными природными заповедниками

6. Управление государственными природными заповедниками осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации.

Государственные природные заповедники возглавляются директорами, назначаемыми органами, в ведении которых находятся заповедники.

Директор руководит государственным природным заповедником и несет полную ответственность за его деятельность.

V. Статус государственных природных заповедников

7. Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, находящиеся на территориях государственных природных заповедников, предоставляются в пользование (владение) государственным природным заповедникам на правах, предусмотренных соответствующими федеральными законами. Их изъятие или иное прекращение прав на них запрещается.

8. Исключен. — Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 527.

9. Территории государственных природных заповедников учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, схем землеустройства и районной планировки, а также в территориальных комплексных схемах охраны природы.

10. Государственные природные заповедники являются некоммерческими организациями, финансируются за счет средств федерального бюджета, имеют самостоятельный баланс, счета (в том числе валютные) в учреждениях банков Российской Федерации, а также печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием.

Государственные природные заповедники вправе иметь собственную символику (флаги, вымпелы, эмблемы и другие), утверждаемую государственными органами, в ведении которых они находятся.

Производство печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления с использованием изображений природных и историко-культурных комплексов и объектов, находящихся на территориях государственных природных заповедников, а также их названий и символики осуществляется с разрешения дирекций государственных природных заповедников.

VI. Режим государственных природных заповедников

11. На территории государственного природного заповедника запрещается любая деятельность, противоречащая задачам государственного природного заповедника и режиму особой охраны его территории, в том числе:

действия, изменяющие гидрологический режим земель;

изыскательские работы и разработка полезных ископаемых, нарушение почвенного покрова, выходов минералов, обнажений и горных пород;

рубки главного пользования, заготовка живицы, древесных соков, лекарственных растений и технического сырья, а также иные виды лесопользования, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

сенокошение, пастьба скота, размещение ульев и пасек, сбор и заготовка дикорастущих плодов, ягод, грибов, орехов, семян, цветов и иные виды пользования растительным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

строительство и размещение промышленных и сельскохозяйственных предприятий и их отдельных объектов, строительство зданий и сооружений, дорог и путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций, за исключением необходимых для обеспечения деятельности заповедников;

промысловая, спортивная и любительская охота, иные виды пользования животным миром, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Положением;

интродукция растений и животных с целью их акклиматизации;

применение минеральных удобрений и химических средств защиты растений;

сплав леса;

транзитный прогон домашних животных;

нахождение, проход и проезд посторонних лиц и автомототранспорта вне дорог и водных путей общего пользования;

сбор зоологических, ботанических и минералогических коллекций, кроме предусмотренных тематикой и планами научных исследований в заповедниках;

пролет самолетов и вертолетов ниже 2000 метров над сушей и водным пространством без согласования с заповедником или контролирующими природоохранными органами, а также преодоление самолетами над территорией заповедника звукового барьера;

иная деятельность, нарушающая естественное развитие природных процессов, угрожающая состоянию природных комплексов и объектов, а также не связанная с выполнением возложенных на заповедник задач.

12. Природные ресурсы и недвижимое имущество государственных природных заповедников полностью изымаются из оборота.

13. На территориях государственных природных заповедников разрешается осуществление мероприятий и деятельности, направленных на:

сохранение в естественном состоянии природных комплексов, их восстановление, а также предотвращение изменений природных комплексов и их компонентов в результате антропогенного воздействия;

обеспечение санитарной и противопожарной безопасности людей, животных, природных комплексов и объектов;

предотвращение опасных природных явлений (снежных лавин, камнепадов, селей и других), угрожающих жизни людей и населенным пунктам;

проведение научных исследований, включая экологический мониторинг;

ведение эколого-просветительской работы;

осуществление контрольных функций.

На территориях государственных природных заповедников могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы. Размеры этих участков определяются исходя из необходимости сохранения всего природного комплекса в естественном состоянии.

14. На некоторых участках заповедника в порядке, определенном в Положении о конкретном государственном заповеднике, могут быть разрешены:

организация подсобных сельских хозяйств для обеспечения сотрудников заповедника и членов их семей продуктами питания;

выпас скота, принадлежащего заповеднику и его работникам, в том числе вышедшим на пенсию, а также иным гражданам, постоянно проживающим на его территории;

предоставление работникам заповедника, в том числе вышедшим на пенсию, но проживающим на его территории, служебных наделов (пахотной земли и сенокосов);

заготовка дров и деловой древесины, необходимых для обеспечения потребностей заповедника и постоянно проживающих на его территории граждан;

сбор грибов, орехов, ягод работниками заповедника, а также гражданами, постоянно проживающими на территории заповедника, для личного потребления (без права продажи);

любительский лов рыбы сотрудниками заповедника, а также гражданами, проживающими на его территории, для личного потребления (без права продажи) <*>;

<*> В исключительных случаях на специально отведенных участках допускается любительский лов рыбы преимущественно местным населением.

организация и устройство экскурсионных экологических маршрутов;

размещение музеев природы заповедника, в том числе с экспозицией под открытым небом.

На территориях государственных природных заповедников отстрел (отлов) животных в научных и регуляционных целях допускается только по разрешениям государственных органов, в ведении которых находятся заповедники.

15. Пребывание на территориях государственных природных заповедников граждан, не являющихся работниками данных заповедников, или должностных лиц, не являющихся сотрудниками органов, в ведении которых находятся данные заповедники, допускается только при наличии разрешений этих органов или дирекций государственных природных заповедников.

16. К территориям государственных природных биосферных заповедников могут быть присоединены территории биосферных полигонов (в том числе с дифференцированным режимом особой охраны и функционирования) в целях проведения научных исследований, экологического мониторинга, а также апробирования и внедрения методов рационального природопользования.

Режим особой охраны территории биосферного полигона устанавливается в соответствии с положением о нем, утверждаемым государственным органом, в ведении которого находится государственный природный биосферный заповедник.

17. В пределах охранных зон государственных природных заповедников запрещается хозяйственная и иная деятельность, отрицательно влияющая на природные объекты и комплексы заповедника. Режим охранной зоны заповедника определяется органом, принявшим решение о ее создании.

Особенности организации и режима каждого государственного природного заповедника, возможность и порядок осуществления на его территории ограниченного природопользования, допускаемого настоящим Положением, определяются в каждом конкретном случае положением о заповеднике, утверждаемом органом, в ведении которого находится заповедник.

VII. Организация охраны государственных

природных заповедников

18. Охрана природных комплексов и объектов на территории государственного природного заповедника осуществляется специальной государственной инспекцией по охране территории этого заповедника.

Государственные инспектора по охране территории государственного природного заповедника (далее именуются — государственные инспектора) входят в штат соответствующего государственного природного заповедника.

19. Директор государственного природного заповедника является главным государственным инспектором по охране территории этого государственного природного заповедника (далее именуется — главный государственный инспектор), а его заместители — заместителями главного государственного инспектора.

20. Исключен. — Постановление Правительства РФ от 23.04.1996 N 527.

21. К охране заповедной территории могут привлекаться общественные инспекции, сформированные комитетами по охране природы и общественными природоохранными организациями.

22. Государственный инспектор имеет право:

проверять у лиц, находящихся на территории государственного природного заповедника, документы на право пребывания на этой территории;

проверять документы на право осуществления деятельности в области природопользования и иной деятельности на прилегающей к территории государственного природного заповедника территории охранной зоны;

задерживать лиц, нарушивших законодательство Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях, на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны и доставлять указанных нарушителей в правоохранительные органы;

направлять материалы о привлечении лиц, виновных в нарушениях установленного режима государственного природного заповедника, к административной ответственности;

изымать у нарушителей законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях продукцию и орудия незаконного природопользования, транспортные средства, а также соответствующие документы;

производить на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны досмотр транспортных средств и личных вещей;

беспрепятственно посещать любые объекты, находящиеся на территории государственного природного заповедника и его охранной зоны, для проверки соблюдения требований законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

приостанавливать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственного природного заповедника и его охранной зоны.

Государственный инспектор пользуется также всеми правами должностного лица государственной лесной охраны и других специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Государственный инспектор при исполнении служебных обязанностей имеет право применять в установленном порядке специальные средства: наручники, резиновые палки, слезоточивый газ, устройства для принудительной остановки транспорта, а также использовать служебных собак.

23. Государственному инспектору разрешается ношение служебного огнестрельного оружия при исполнении служебных обязанностей.

Порядок приобретения, хранения и применения служебного огнестрельного оружия регулируется действующим законодательством.

24. Главному государственному инспектору и заместителям главного государственного инспектора предоставляются все права государственных инспекторов, предусмотренные настоящим Положением. Кроме того, указанные лица имеют право:

запрещать хозяйственную и иную деятельность, не соответствующую установленному режиму государственного природного заповедника и его охранной зоны;

направлять в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

налагать административные взыскания за нарушения законодательства Российской Федерации об особо охраняемых природных территориях;

предъявлять иски физическим и юридическим лицам о взыскании в пользу государственного природного заповедника средств в счет возмещения ущерба, нанесенного природным комплексам и объектам соответствующего заповедника, а также его охранной зоны и других подконтрольных территорий в результате нарушения установленного режима.

25. Государственные инспектора подлежат обязательному государственному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

26. Ущерб имуществу государственных инспекторов, причиненный в связи с выполнением служебных обязанностей и служебного долга, возмещается за счет средств заповедников или органов, в ведении которых они находятся. При этом администрация заповедника вправе предъявить регрессный иск к организации или гражданину, ответственному за причиненный ущерб.

27. В случае гибели государственного инспектора, при исполнении служебных обязанностей или служебного долга семье погибшего выплачивается в течение 5 лет со дня гибели его денежное содержание, а по истечении этого срока — пенсия по случаю потери кормильца в порядке, установленном действующим законодательством.

VIII. Научно-исследовательская деятельность в заповедниках

28. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках направлена на изучение природных комплексов и долговременное слежение за динамикой природных процессов с целью оценки, прогноза экологической обстановки, разработки научных основ охраны природы, сохранения биологического разнообразия биосферы, воспроизводства и рационального использования природных ресурсов.

29. Научно-исследовательская деятельность в государственных природных заповедниках проводится:

штатными сотрудниками по планам научно-исследовательских работ;

научно-исследовательскими учреждениями и высшими учебными заведениями соответствующего профиля на договорных началах по общим с заповедниками программам, согласованным с органами, в ведении которых находятся заповедники.

30. Организация и непосредственное руководство научными исследованиями, проводимыми в заповеднике, осуществляется заместителем директора по научной работе, который назначается органом, в ведении которого находится заповедник, и является первым заместителем директора заповедника.

31. В государственных природных заповедниках создаются ученые советы. Состав ученых советов и положения о них утверждаются органами, в ведении которых находятся заповедники.

32. В государственных природных заповедниках формируются и находятся на хранении научные фонды по согласованию с Государственной архивной службой России.

33. Государственным природным заповедникам предоставлено право издания научных трудов.

IX. Финансово-хозяйственная деятельность государственных

природных заповедников

34. Государственные природные заповедники осуществляют деятельность, не противоречащую их задачам и установленному режиму.

35. Государственные природные заповедники самостоятельно распоряжаются собственными средствами, полученными:

от научной, природоохранной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам государственных природных заповедников;

в счет возмещения ущерба, причиненного юридическими и физическими лицами природным комплексам и объектам, расположенным на территориях государственных природных заповедников;

от реализации конфискованных в установленном порядке орудий охоты, рыболовства и продукции незаконного природопользования;

в порядке безвозмездной помощи и благотворительных взносов.

Штрафы, налагаемые в административном порядке за экологические правонарушения и взысканные по постановлениям должностных лиц государственных природных заповедников, поступают в самостоятельное распоряжение государственных природных заповедников и учитываются на отдельном балансе.

36. Планы мероприятий по выполнению задач, стоящих перед заповедниками, объем бюджетного финансирования утверждаются органами, в ведении которых находятся заповедники.

X. Условия и оплата труда в государственных

природных заповедниках

37. Структура и штаты заповедников определяются директорами заповедников в пределах фонда оплаты труда, исходя из задач и специфики заповедника.

38. Формы, система и размеры оплаты труда работников устанавливаются государственными природными заповедниками самостоятельно в соответствии с действующими условиями оплаты и в пределах имеющихся средств на оплату труда.

Доплаты, надбавки, премии и другие виды дополнительного поощрения работников определяются администрацией заповедника в соответствии с действующим законодательством.

39. Жилищный фонд государственных природных заповедников может быть в установленном порядке включен в категорию служебного.

40. При выезде специалиста на временную работу в государственные природные заповедники жилые помещения, занимаемые ими и членами их семей по месту постоянного жительства, бронируются на все время действия трудового договора.

41. Работники государственных природных заповедников принимаются на работу на контрактной основе.

42. Работникам государственных природных заповедников выдается бесплатно специальная одежда, обувь и средства индивидуальной защиты по нормам, утвержденным органами, в ведении которых находятся заповедники, а также нагрудный знак установленного образца. Кроме того, государственным инспекторам бесплатно выдаются форменная одежда со знаками различия и бронежилеты.

43. Работникам государственных природных заповедников, имеющим в личной собственности автомобили, мотоциклы, мотонарты, катера, лодочные моторы и использующим их для служебных разъездов, могут выделяться горючие и смазочные материалы, а также производиться текущий ремонт этой техники.

44. Работникам государственных природных заповедников для отопления жилых помещений отпускаются дрова по льготным расценкам, установленным для рабочих и служащих, занятых на работах в лесном хозяйстве.

45. В отношении работников государственных природных заповедников допускается исключение из правила об ограничении совместной службы родственников, предусмотренного статьей 20 КЗОТ РСФСР.

XI. Государственный контроль в области

организации и функционирования государственных

природных заповедников

46. Государственный контроль в области организации и функционирования государственных природных заповедников осуществляется специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48 (ред. от 23.04.1996) «Об утверждении Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации»

Приказ Минприроды России от 06.12.2013 N 570 Об утверждении Положения о государственном природном заповеднике «Денежкин Камень

<1> Абзац десятый части 14 Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48.

14. На территории заповедника добыча (вылов) водных биоресурсов в научно-исследовательских и контрольных целях допускается в соответствии с законодательством Российской Федерации о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.

<Письмо> Росприроднадзора от 23.05.2012 N ВК-03-03-36/6231 «Об актуализации Методических рекомендаций, направленных письмом Росприроднадзора от 14.11.2011 N ВК-03-03-36/14757» (вместе с «Методическими рекомендациями по проведению рейдовых мероприятий в целях выявления мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов на территориях субъектов Российской Федерации»)

<27> Ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 N 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»; Положение о государственных природных заповедниках в Российской Федерации (утв. Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.1991 N 48).

Приказ Росприроднадзора от 14.06.2007 N 165 «О совершенствовании работы государственных инспекций по охране заповедников и национальных парков, находящихся в ведении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования» (вместе с «Методическими рекомендациями по организации охраны государственных природных заповедников и национальных парков»)

Следует отметить, что согласно п. 24 действующего Положения о государственных природных заповедниках в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 1991 г. (в ред. Постановления Правительства Российской Федерации от 23 апреля 1996 г. N 527) главному госинспектору предоставлено также право взыскания в пользу заповедника средств в счет возмещения ущерба, причиненного не только природным комплексам и объектам на территории заповедника и его охранной зоны, но и на других подконтрольных территориях (заказниках, памятниках природы и др.).

Приказ Рослесхоза от 15.12.1994 N 265 Об утверждении Инструкции по проведению лесоустройства в лесном фонде России

7.4.2. Цели, задачи и режим ведения хозяйства в государственных природных заповедниках определены Положением о государственных природных заповедниках в РСФСР, утвержденным Постановлением Правительства РСФСР от 18.12.91 N 48.

7.4.3. Учитывая целевое назначение лесов заповедников, при лесоустройстве дается подробное описание всех флористических компонентов лесных сообществ, закладываются постоянные пробные площади специального назначения для изучения развития биогеоценозов во времени, проводится детальный анализ нарушений заповедного режима, характера проведенных научно-исследовательских работ, бонитировка кормовых угодий для заповедной фауны.

Статья 7. Задачи государственных природных заповедников

На государственные природные заповедники возлагаются следующие задачи:
а) осуществление охраны природных территорий в целях сохранения биологического разнообразия и поддержания в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов;
б) организация и проведение научных исследований, включая ведение Летописи природы;
в) осуществление экологического мониторинга в рамках общегосударственной системы мониторинга окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)
г) экологическое просвещение и развитие познавательного туризма;
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
Подпункт д) — Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 30.11.2011 N 365-ФЗ)
е) содействие в подготовке научных кадров и специалистов в области охраны окружающей среды.
(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ)

Статья 8. Порядок образования государственных природных заповедников

1. Государственный природный заповедник учреждается постановлением Правительства Российской Федерации, принимаемым по представлению федерального органа исполнительной власти в области охраны окружающей среды. Расширение территории государственного природного заповедника производится в том же порядке.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)
2. Органы государственной власти Российской Федерации, в ведении которых находятся вновь созданные государственные природные заповедники, определяют сроки и этапы формирования организационно-хозяйственной инфраструктуры, соответствующей государственному природному заповеднику как природоохранному учреждению. В период, предшествующий созданию этой инфраструктуры, контроль за соблюдением режима государственного природного заповедника осуществляется соответствующими федеральными органами исполнительной власти либо иными уполномоченными ими органами.
3. На прилегающих к территориям государственных природных заповедников участках земли и водного пространства создаются охранные зоны с ограниченным режимом природопользования.
4. Решение об образовании охранной зоны государственного природного заповедника принимается и утверждается Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 29.12.2004 N 199-ФЗ)


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *