Положение о школьном музее

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы

__________ Сиволина Л.А.

» 17 «_января_2015 год

ПОЛОЖЕНИЕ

о школьном музее

МБОУ «Банищанская средняя общеобразовательная школа»

Льговского района Курской области

1. Общие положения

1.1. Школьный музей является систематизированным, тематическим собранием подлинных памятников истории, культуры и природы, комплектуемых, сохраняемых и экспонируемых в соответствии с действующими правилами.

В основе поисковой и собирательской деятельности музея лежит краеведческий принцип. Тематика школьных музеев тесно связана с историей родного края.

1.2. Школьный музей создан в образовательном учреждении под руководством педагогов и при участии общественности.

1.3. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, входят в состав музейного фонда и Государственного архивного фонда России и подлежат государственному учёту и сохранности в установленном порядке.

2. Цели и задачи

2.1. Школьный музей способствует:

• воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к традициям, культуре и истории своего и других народов;

• приобщению учащихся к историческому и духовному наследию через практическое участие в сборе и хранении документов, изучении и благоустройстве памятников родного села.

2.2. Задачами школьного музея являются:

• использование культурных ценностей для развития детей и подростков;

• содействие в организации и проведении учебно-воспитательного процесса;

• охрана и пропаганда памятников истории, культуры и природы родного края;

• активная экскурсионно-массовая работа с учащимися, с населением, тесная связь с ветеранскими и общественными объединениями;

• формирование фонда школьного музея и обеспечение его сохранности.

3. Содержание и формы работы

3.1. Школьный музей в своей деятельности руководствуются

документами:

• Закон Российской Федерации об образовании;

• Закон Российской Федерации «Основы законодательства РФ о культуре», постановление ВСРФ №3612-1 от 09.11.1992;

• нормативные документы о фондах государственных музеев России.

3.2. Школьный музей принимает участие в плановых переаттестациях, выставках, конкурсах, смотрах, включаются в программы культурно-патриотического и молодёжного движения, участвует в традиционных краеведческих чтениях школьников, районных предметных олимпиадах, конференциях, представляя на них результаты работы юных исследователей по тематике музея.

3.3. Совет музея:

• изучает литературно-исторические и другие источники соответствующей профилю музея тематики;

• систематически пополняет фонды и библиотеки музея путём активного поиска в туристских походах, экскурсиях;

• ведёт строгий учёт фондов в инвентарной книге, обеспечивает сохранность музейных предметов;

• создаёт и обновляет экспозиции, выставки;

• проводит экскурсионно-лекторскую и массовую работу для учащихся и населения;

• устанавливает связь с государственными музеями соответствующего профиля, участвует в выполнении их заданий;

• устанавливает и поддерживает связь со школьными музеями соответствующего профиля;

• проводит обучение по программе “ Школьный музей».

4. Организация деятельности музея

4.1. Создание школьного музея является результатом целенаправленной, творческой поисково-исследовательской и собирательской работы школьников и педагогов по теме, связанной с историей, культурой, природой родного края, и возможно при наличии:

• актива учащихся, способного осуществлять систематическую поисковую, фондовую, экспозиционную, культурно-просветительскую работу;

• руководителя педагога и активного участия в этой работе педагогического коллектива;

• собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определённого профиля;

• экспозиций, отвечающих по содержанию и оформлению современным требованиям;

• помещения, площадки и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа.

4.2. Профиль школьного музея определяется педагогической целесообразностью и характером имеющихся коллекций памятников истории и культуры, природы. Школьный музей нашей школы имеет историко-краеведческий профиль:

4.3. Вопрос об открытии музея решается советом школы или педагогическим советом.

Решение об открытии музея согласовывается с районным отделом образования и оформляется приказом директора школы

4.4. Музею, работа которого отвечает требованиям настоящего Положения, областной аттестационной музейной комиссией присваивается звание «Школьный музей» и выдаётся паспорт школьного музея.

4.5. Наличие школьного музея, имеющего паспорт и прошедшего очередную переаттестацию, учитывается при определении объёмных и качественных показателей при отнесении учреждений и организаций образования к группам по оплате труда руководящих работников.

4.6. Каждые три года проходит переаттестация школьного музея, которую проводит областная музейная комиссия.

5. Руководство работой музея

5.1. Полную ответственность за сохранность и деятельность школьного музея несут директор школы и руководитель музея.

5.2. Работа школьного организуется на основе самоуправления. Из числа учащихся избирается совет музея. Руководство работой актива музея осуществляет педагог-руководитель музея.

5.3. В целях организации работы музея из числа его активистов могут создаваться группы: поисковая, фондовая (по обработке фондов), экскурсионная, лекторская, экспозиционная и др.

5.4. Организационно-методическим центром по работе школьных музеев является Льговский ДДТ Дом.

6. Учёт и обеспечение сохранности фондов

6.1. Весь собранный материал составляет фонды музея и учитывается в инвентарной книге установленного образца (прошнурованной и опечатанной), заверенной печатью школы и отдела образования.

6.2. Фонды музея делятся на основной (подлинные памятники истории, культуры и природы) и вспомогательные (схемы, диаграммы, копии, муляжи…)

6.3. Памятники истории и культуры, имеющие особое научное, историческое или художественное значение, включая государственные ордена и медали, а также предметы, сохранность которых не может быть обеспечена школьным музеем, должны быть переданы в соответствующий государственный музей либо вообще не могут быть включены в фонды музея.

6.4. Хранение взрывоопасных предметов в школьных музеях категорически запрещается.

7. Порядок закрытия музея

7.1. Вопрос о прекращении деятельности школьного музея и его закрытии решается советом школы или педагогическим советом.

7.2. Решение о прекращении деятельности школьного музея согласовывается с районным отделом образования, о чём ставится в известность Льговский ДДТ.

7.3. Для передачи фондов школьных музеев в шефствующий государственный или общественный музей создаётся специальная музейная комиссия при РОО.

7.4. Паспорт школьного музея при закрытии передаётся в ДДТ.

>О деятельности музеев образовательных учреждений

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ПИСЬМО
от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16

О деятельности музеев образовательных учреждений

О деятельности музеев образовательных учреждений

В последнее десятилетие усиливается интерес к истории родного края, активно разрабатываются и реализуются региональные и местные краеведческие программы. Это находит свое отражение в организации различных видов краеведческой образовательной деятельности: работе факультативов, кружков, поисковых отрядов, групп, клубов и других объединений в учреждениях образования; активном участии в программе туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество», в системе всероссийских массовых мероприятий туристско-краеведческой направленности.
Участники движения «Отечество» — школьники и педагоги совершают экскурсии, походы и экспедиции по родному краю, местам ратной славы; ведут описание памятников истории, культуры и природы; оказывают посильную помощь в их сохранении и реставрационных работах; собирают свидетельства о событиях местной истории и людях, в них участвовавших, поддерживают связи с ними; пропагандируют материалы поисково-исследовательской работы в печати, на радио и телевидении.
Закономерным итогом краеведческой деятельности учащихся нередко становится создание музеев, выставок, экспозиций по истории, культуре и природе родного края, своего учреждения образования.
В настоящее время в школах, учреждениях дополнительного образования детей в Российской Федерации насчитывается около 5000 музеев, в том числе:
— исторических — 2060;
— военно-исторических — 1390;
— комплексных краеведческих — 1060.
Приведенные данные касаются только паспортизированных музеев и не учитывают разнообразные формирования музейного типа — выставки, уголки, экспозиции.
В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками — ветеранами войны и труда, Вооруженных сил, организуются тематические экскурсии, уроки мужества, выставки, уроки, классные часы, вечера, дискуссии и др.
На базе музеев образовательных учреждении успешно действуют многочисленные детские объединения по интересам: кружки, клубы, секции и др.
Как правило, вокруг музея формируется детский и взрослый актив, создаются органы самоуправления — совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в первую очередь отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Российского фонда культуры и др. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательской и исследовательской работы в музеях, фонды школьных музеев пополняются новыми материалами, отражающими малоизученные или забытые страницы региональной и местной истории. Музеи образовательных учреждений также имеют большое значение для реализации регионального компонента в образовании.
Вместе с тем многие музеи образовательных учреждений продолжают испытывать серьезные трудности организационно-методического и материального обеспечения. Вопросы эффективного использования потенциала музеев в учебно-воспитательном процессе образовательных учреждений еще не стали предметом пристального внимания и осмысления в педагогических коллективах, методических службах органов управления образованием. Работа педагогов — энтузиастов музейного дела не всегда находит должное внимание и поддержку со стороны администрации образовательных учреждений, педагогов. Слабо используются возможности применения должностей педагога дополнительного образования, педагога-организатора для материального стимулирования руководителей музеев образовательных учреждений. Не везде удается наладить полноценную подготовку и повышение квалификации кадров руководителей музеев образовательных учреждений, обеспечение сохранности и учета собранных материалов.
Минобразование России рассматривает музеи образовательных учреждений как эффективное средство духовно-нравственного, патриотического и гражданского воспитания детей и молодежи, рекомендует образовательным учреждениям, органам управления образованием всех уровней уделять внимание педагогическим и памятникоохранительным аспектам организации и функционирования музеев в образовательных учреждениях, осуществлять необходимое взаимодействие с органами и учреждениями культуры, местными и государственными архивами, отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Необходимо изыскивать возможность оплаты работы руководителей детских объединений на базе школьных музеев, поощрения администрации, педагогических коллективов образовательных учреждений, эффективно работающих в данной области.
С целью совершенствования деятельности музеев в образовательных учреждениях, обеспечения методической помощи в их организации и работе следует руководствоваться Примерным положением о музеях образовательного учреждения (школьном музее), которое может быть использовано для разработки также положений, уставов и других локальных актов образовательных учреждений по вопросам функционирования в них музеев, экспозиций, выставок.

Заместитель министра
Е.Е.Чепурных

Приложение. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

Приложение
к письму Минобразования России
от 12 марта 2003 года N 28-51-181/16

1. Общие положения

1.1. Школьный музей (далее — музей) — обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от их формы собственности, действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учета и хранения фондов — Федерального закона «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3. Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1. Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2. Музейный предмет — памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3. Музейное собрание — научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4. Комплектование музейных фондов — деятельность музея по выявлению, сбору, учету и научному описанию музейных предметов.

2.5. Инвентарная книга — основной документ учета музейных предметов.

2.6. Экспозиция — выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

3. Организация и деятельность музея

3.1. Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2. Учредителем музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3. Деятельность музея регламентируется уставом (положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4. Обязательные условия для создания музея:
— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
— устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учет и регистрация музеев осуществляются в соответствии с действующими правилами.

4. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:
— документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
— организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
— развитие детского самоуправления.

5. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

5.1. Учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.

5.2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.

5.3. Хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.4. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.

6. Руководство деятельностью музея

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2. Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначаемый приказом по образовательному учреждению.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4. В целях оказания помощи музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

7. Реорганизация (ликвидация) музея

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

Текст документа сверен по:
«Официальные документы в образовании»,
N 12, 2003 год

Музеи образовательных учреждений (Ратовская С.А.)

Музеи как структурные подразделения образовательных учреждений создаются в вузах, колледжах, школах, учреждениях дополнительного образования. Музеи бывают разной направленности, например рассказывают учащимся об истории родного края, о развитии науки и образования в конкретном регионе, о выдающихся деятелях в той сфере, для которых учреждение готовит специалистов.
Деятельность музея
Музеи учреждений чаще всего являются их структурными подразделениями, поэтому в части целей создания и текущей деятельности на них распространяется Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а в части учета и хранения фондов — Федеральный закон от 26.05.1996 N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (далее — Закон N 54-ФЗ).
Согласно ст. 27 Закона N 54-ФЗ целями создания музеев в Российской Федерации являются:
— осуществление просветительной, научно-исследовательской и образовательной деятельности;
— хранение музейных предметов и музейных коллекций;
— выявление и собирание музейных предметов и музейных коллекций;
— изучение музейных предметов и музейных коллекций;
— публикация музейных предметов и музейных коллекций.
Государственные музеи, иные государственные учреждения, которым переданы в оперативное управление музейные предметы и коллекции, включенные в состав государственной части Музейного фонда РФ согласно ст. 16 Закона N 54-ФЗ, обязаны обеспечить:
— физическую сохранность и безопасность музейных предметов и музейных коллекций;
— ведение и сохранность учетной документации, связанной с этими музейными предметами и музейными коллекциями;
— использование музейных предметов и музейных коллекций в научных, культурных, образовательных, творческо-производственных целях.
Фонд музея образовательного учреждения — это систематизированное тематическое собрание подлинных памятников истории, культуры и природы. Подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах музеев государственных учреждений, могут быть включены в состав государственной части Музейного фонда РФ, и на них в полной мере распространяются правила учета и требования к сохранности, установленные законодательством.
Музеи ведут образовательную деятельность в форме экскурсий, теоретических занятий, проектов, учебно-исследовательской деятельности.
Еще в 2003 г. Письмом Минобразования России от 12.03.2003 N 28-51-181/16 «О деятельности музеев образовательных учреждений» были доведены рекомендации по организации школьных музеев и Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее) (далее — Примерное положение).
Создается школьный музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности. Организация музея в школе является, как правило, результатом краеведческой, туристской, экскурсионной работы обучающихся и педагогов.
Обязательными условиями для создания школьного музея являются:
— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;
— собранные и зарегистрированные в инвентарной книге музейные предметы;
— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;
— музейная экспозиция;
— устав (положение) музея, утвержденный руководителем образовательного учреждения.
Школьные музеи как структурные подразделения школ подлежат паспортизации на уровне министерства. Кроме паспортизированных музеев в учреждениях могут быть организованы разнообразные формирования музейного типа — выставки, уголки, экспозиции.
Для работы в школьном музее могут привлекаться педагоги дополнительного образования, педагоги-организаторы. В музее колледжа или вуза, как правило, назначается директор музея. В музее могут создаваться органы самоуправления — совет музея, совет содействия или попечительский совет, секции, рабочие группы. При этом развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими научными учреждениями и общественными организациями, в том числе с отделениями Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры, Российского фонда культуры и др.
Профиль музея — специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.
Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.
В школьных музеях министерство рекомендует вести учет музейных предметов в инвентарной книге как основном документе по учету.
Согласно п. 5.1 Примерного положения учет музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам:
— учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге музея;
— учет научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т.п.) осуществляется в книге учета научно-вспомогательного фонда.
Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения. При этом категорически запрещается хранение в музеях взрывоопасных, радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей. Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством. А предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем образовательного учреждения, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный музей, архив.
Для вузов в части, не противоречащей действующему законодательству, продолжает действовать Типовое положение о музее высшего учебного заведения, утвержденное Приказом Минвуза СССР от 05.11.1984 N 725 (далее — Положение N 725). В нем указано, что музей вуза является его подразделением и государственным хранилищем памятников истории, естественной истории, материальной и духовной культуры. На основании Положения N 725 каждый вузовский музей разрабатывает положение, учитывающее его специфику и утверждаемое ректором вуза.
Музей вуза собирает, изучает, научно документирует и обеспечивает сохранность музейных материалов, имеющих учебное, научное и культурное значение. Фонды музея являются основой построения экспозиций.
Экспозиции музея отражают историю и новейшие достижения профильных наук и соответствуют задачам учебного процесса. Структура и тематика экспозиций разрабатываются музеем исходя из конкретных задач учебной, научной деятельности вуза. Экспозиции музея являются базой для учебной и научно-исследовательской работы студентов, аспирантов, слушателей факультетов.
Музей проводит научно-просветительную работу с населением, популяризирует научные знания, организует выставки, циклы лекций, проводит экскурсии, дает консультации посетителям и др.
Согласно п. 1 разд. III Положения N 725 вузовские музеи, в соответствии с их положением в структуре вуза, подразделяются:
а) на межфакультетские и факультетские, находящиеся в подчинении ректората или деканата. Это наиболее крупные, располагающие, как правило, самостоятельными помещениями музеи, содержащие уникальные собрания;
б) на кафедральные, выполняющие в основном учебные функции и подчиняющиеся заведующему кафедрой.
Директор вузовского музея отвечает за всю деятельность музея, его фонды и имущество.
В организации работы музея, планирования его деятельности, экспертной оценки работы музея, организации научно-методической помощи музею принимает участие научно-методический совет, состав которого утверждается ректором по представлению директора музея.
Музейные фонды
Музеи образовательных учреждений ведут систематическую плановую работу по комплектованию фондов, их учету, научной обработке, правильному хранению.
Как правило, для отбора фондов в музей формируется комиссия, которая должна включать экспертов в соответствующих областях. Для небольших школьных музеев в комиссию чаще всего приглашают работников государственных музеев, а в крупных вузовских музеях действуют собственные экспертные комиссии как совещательный и консультативный орган при директоре музея.
Такая комиссия рассматривает общие и частные вопросы комплектования, учета, хранения фондовых материалов, методики фондовой работы, а именно:
— рассматривает программы комплектования фондов, вопросы отбора и приобретения предметов музейного значения;
— выносит решение о приеме материалов на временное и постоянное хранение, назначает конкретные сроки и ответственных за обработку поступивших материалов;
— выносит решение об отнесении предметов к основному и научно-вспомогательному фондам, а также о передаче фондовых материалов на материально ответственное хранение;
— рассматривает вопросы об организации и проведении текущей и итоговой сверки музейных фондов, внутримузейные инструкции и рекомендации по учету и хранению, научному описанию различных категорий музейных предметов, по совершенствованию консервационных и реставрационных работ;
— утверждает материалы каталогов, буклетов, коллекций музея и обзоров музейных фондов.
Часть фондов музея образовательного учреждения может быть включена в состав Музейного фонда РФ.
Согласно ст. 8 Закона N 54-ФЗ включение музейных предметов и музейных коллекций в состав Музейного фонда РФ производится Министерством культуры в соответствии с Положением о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 12.02.1998 N 179 (далее — Положение N 179), после проведения соответствующей экспертизы.
Обратите внимание! Государственные учреждения должны заявлять о приобретении музейных предметов и музейных коллекций независимо от источника и формы приобретения для включения в состав государственной части фонда в двухмесячный срок с момента их приобретения (п. 8 Положения N 179).
Музейные предметы и коллекции считаются включенными в состав Музейного фонда РФ со дня регистрации соответствующего факта в Государственном каталоге Музейного фонда РФ. Собственнику музейных предметов и коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, выдается соответствующее свидетельство.
Государственный каталог — это учетный документ, содержащий основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции Музейного фонда РФ. Ведет государственный каталог Министерство культуры.
Передача прав собственности и другие действия физических и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей в отношении музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, производятся только после регистрации сделки в Государственном каталоге (ст. 10 Закона N 54-ФЗ). Таким образом, приобрести для своего музея предмет, входящий в состав Музейного фонда РФ, учреждение может только после указанной регистрации сделки.
В состав государственной части Музейного фонда РФ входят музейные предметы и коллекции, находящиеся в федеральной собственности и в собственности субъектов РФ, независимо от того, в чьем владении они находятся. Музейные предметы и коллекции, приобретаемые государственными музеями и иными государственными учреждениями за счет средств учредителей либо за счет собственных или иных средств, входят в состав государственной части Музейного фонда РФ (ст. 13 Закона N 54-ФЗ). Указанные предметы и коллекции не подлежат отчуждению, за исключением случаев утраты, разрушения либо обмена на другие музейные предметы и коллекции. Решения об их отчуждении принимаются Министерством культуры. При этом музейную коллекцию делить нельзя (ст. 15 Закона N 54-ФЗ).
Согласно ст. 18 Закона N 54-ФЗ Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны обеспечивать финансовые и иные условия, необходимые для хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций, входящих в состав государственной части Музейного фонда РФ и переданных в оперативное управление государственным музеям, иным государственным учреждениям, а также предоставлять необходимые гарантии возмещения ущерба, причиненного указанным музейным предметам и музейным коллекциям.
Музейные предметы и коллекции, включенные в состав Музейного фонда РФ, подлежат учету и хранению в соответствии с едиными правилами и условиями, определяемыми Министерством культуры РФ, независимо от того, в чьей собственности или владении они находятся.
Отметим, что в настоящее время нет утвержденных единых правил и условий, поскольку утратившими силу признаны как действовавший ранее Приказ Минкультуры СССР от 17.07.1985 N 290 «Об утверждении Инструкции по учету и хранению музейных ценностей, находящихся в государственных музеях СССР», так и сменивший его Приказ Минкультуры России от 08.12.2009 N 842.
Учет музейных предметов и музейных коллекций осуществляется их собственниками или музеями и иными организациями, в оперативном управлении или пользовании которых они находятся, с использованием специальной учетной документации, обеспечивающей возможность полной идентификации этих предметов и коллекций и содержащей сведения об их местонахождении, сохранности, форме использования и т.д.
Основными учетными документами являются главная инвентарная книга (книга поступлений) и другие инвентарные книги, акты приема музейных предметов и музейных коллекций на временное (постоянное) хранение, акты выдачи музейных предметов и музейных коллекций во временное пользование, акты списания музейных предметов и музейных коллекций (в случае исключения их из состава фонда).
Отражение музейных предметов и музейных коллекций на балансе юридического лица, в оперативном управлении или пользовании которого они находятся, не допускается (п. 13 Положения N 179). При этом основные учетные документы фонда подлежат бессрочному хранению и страховому копированию. Страховые копии основных учетных документов передаются на хранение в Министерство культуры РФ (п. 15 Положения N 179).
Закупки
Приобретение музейных предметов может осуществляться в том числе путем их закупки в рамках контрактной системы. При этом учреждения обязаны соблюдать требования Федеральных законов:
— от 05.04.2013 N 44-ФЗ о контрактной системе (далее — Закон N 44-ФЗ);
— от 18.07.2011 N 223-ФЗ о закупках (далее — Закон N 223-ФЗ).
Очевидно, что закупка музейных предметов, как правило, не может быть предметом торгов, поскольку ценность музейных предметов в их уникальности.
Согласно п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ у единственного поставщика могут быть приобретены культурные ценности (в том числе музейные предметы и музейные коллекции, редкие и ценные издания, рукописи, архивные документы (включая их копии), имеющие историческое, художественное или иное культурное значение), предназначенные для пополнения государственных музейного, библиотечного, архивного фондов, кино-, фотофонда и аналогичных фондов (п. 10 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
Таким образом, если закупаемый предмет включен в состав Музейного фонда РФ, о чем имеется свидетельство Минкультуры России, то он может быть приобретен без применения конкурентных процедур на основании вышеуказанного пункта.
Для приобретения произведений литературы и искусства, печатных изданий, не включенных в состав Музейного фонда РФ, учреждение может применить п. п. 13 и 14 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, согласно которым у единственного поставщика может осуществляться закупка произведений литературы и искусства, печатных изданий в случае, если единственному лицу принадлежат исключительные права на них.
У единственного поставщика могут закупаться изделия народных художественных промыслов признанного художественного достоинства, образцы которых зарегистрированы в порядке, установленном Министерством культуры РФ (п. 37 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ).
В том случае, если приобретаются иные предметы, не включенные в состав Музейного фонда, образовательное учреждение вправе воспользоваться п. 5 ч. 1 ст. 93 Закона N 44-ФЗ, согласно которому образовательное учреждение может приобрести у единственного поставщика товар на сумму, не превышающую 400 тыс. руб. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 50% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 20 млн руб.
Помимо самой закупки музейных предметов и коллекций учреждение, имеющее музей, может закупать услуги по их сохранению и реставрации, охране и страхованию.
Закупка таких работ имеет свои особенности. Так, реставрация музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, должна осуществляться путем проведения конкурса с ограниченным участием (п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона N 44-ФЗ).
Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) применяются при заключении контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории РФ и (или) территориях иностранных государств (ч. 2 ст. 84 Закона N 44-ФЗ).
К участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 N 99 (далее — Постановление N 99).
Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными Приложением 1 к Постановлению N 99.
Так, для выполнения работ по реставрации музейных предметов и музейных коллекций, включенных в состав Музейного фонда РФ, а также выполнения работ, оказания услуг, связанных с необходимостью допуска подрядчиков, исполнителей к учетным базам данных музеев, к хранилищам (депозитариям) музея, к системам обеспечения безопасности музейных предметов и музейных коллекций установлены следующие требования:
— наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта на выполнение аналогичных работ за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20% начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка;
— наличие на праве собственности и (или) ином законном основании на срок исполнения контракта (договора) недвижимого имущества, оборудования, технических средств в объеме, установленном документацией о закупке, необходимом для надлежащего и своевременного исполнения контракта, договора.
Бухгалтерский учет
Музейные предметы, не входящие в Музейный фонд РФ, учитываются в составе основных средств на счете 0 10108 000 «Прочие основные средства».
Бухгалтерский учет поступления музейных предметов осуществляется следующими бухгалтерскими записями:
Дебет счета 0 10621 310 «Увеличение стоимости вложений в прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
или Дебет счета 0 10631 310 «Увеличение стоимости вложений в прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 0 30231 730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению основных средств» — при приобретении за плату,
или Кредит счета 1 30404 310 «Внутриведомственные расчеты по приобретению основных средств» — при движении объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств,
или Кредит счета 0 40110 180 «Прочие доходы» — при безвозмездном поступлении в иных случаях
— приобретены музейный предмет или музейная коллекция.
Если музейный предмет необходимо доставить в учреждение за плату, это отражается в учете так:
Дебет счета 0 10621 310 «Увеличение стоимости вложений в прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»,
Дебет счета 0 10631 310 «Увеличение стоимости вложений в прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 0 30222 730 «Увеличение кредиторской задолженности по транспортным услугам»
— отражены услуги по доставке музейного предмета в учреждение.
Срок полезного использования музейного предмета определяется согласно Постановлению Правительства РФ от 01.01.2002 N 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». Музейные фонды имеют код ОКОФ 19 0001000 и входят в 7-ю группу, имеющую срок эксплуатации от 15 до 20 лет. Соответственно, в учреждении устанавливается срок полезного использования 20 лет.
Ввод в эксплуатацию музейного предмета отражается так:
Дебет счета 0 10128 310 «Прочие основные средства — особо ценное движимое имущество учреждения»
или Дебет счета 0 10138310 «Прочие основные средства — иное движимое имущество учреждения»
Кредит счета 0 106×1 310 «Увеличение вложений в основные средства — движимое имущество учреждения»
— музейный предмет или коллекция введены в эксплуатацию.
Если стоимость полученного основного средства составила 3000 руб. и менее, то она списывается с балансового учета в учреждении в момент ввода в эксплуатацию и учитывается за балансом. Это отражается в учете такими проводками:
Дебет счета 0 40120 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит счета 0 101×8 000 «Прочие основные средства».
Одновременно — увеличение забалансового счета 21 «Основные средства стоимостью до 3000 руб. включительно в эксплуатации».
Если стоимость приобретенного предмета от 3000 и до 40 000 руб. включительно, то начисление амортизации по нему производится единовременно в размере 100% при выдаче в эксплуатацию, что отражается в учете следующей записью:
Дебет счета 0 40120 271 «Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов»
Кредит счета 0 104×8 000 «Амортизация прочих основных средств».
Если стоимость предмета или коллекции составила свыше 40 000 руб., то его амортизация начисляется равными долями в течение срока полезного использования.
В случае включения объекта имущества в состав государственной части Музейного фонда РФ в бухгалтерском учете отражается выбытие объекта основных средств (п. 51 Инструкции по применению Единого плана счетов, утв. Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н). При этом забалансовый учет музейных предметов в Инструкции N 157н не предусмотрен.
В том случае, если музейный предмет или коллекция на момент приобретения уже являлись частью Музейного фонда РФ, нет оснований для осуществления расходов по КОСГУ 310, так как приобретаемый объект на балансе числиться не будет. Ранее Минфин России в Письме от 05.02.2010 N 02-05-10/383 предлагал использовать для таких договоров КОСГУ 226.
Таким образом, затраты по договору на приобретение музейного предмета или коллекции, включенных в Музейный фонд РФ, должны отражаться так:
Дебет счета 0 40120 226 «Расходы на прочие работы, услуги»
Кредит счета 0 30226 730 «Увеличение кредиторской задолженности по прочим работам, услугам»
— отражено приобретение предмета или коллекции, включенных в Музейный фонд РФ.
Аналогичной записью отражаются затраты на охрану и страхование музейных предметов вне зависимости от того, включены они в Музейный фонд РФ или нет.
Затраты на реставрацию должны отражаться по подстатье 225 КОСГУ «Работы, услуги по содержанию имущества».

Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)

В настоящее время значительно возрос интерес к созданию музеев в образовательных учреждениях, как особого уникальным социальным институтам, обладающим мощным образовательным и воспитательным потенциалом, в том числе в Государственных образовательных учреждениях начального и среднего профессионального образования.

Музеи в таких учреждениях организуются в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся. Собранные в результате поисково-исследовательской деятельности материалы по истории своих учебных заведений, встречи с очевидцами исторических событий, помогают ребятам ближе соприкоснуться с историей своей «малой» Родины, а музеям — стать настоящими центрами гражданско-патриотического и нравственного воспитания.

Сегодня в образовательных учреждениях Липецкой области функционируют 128 музеев различных профилей.

Предлагаемые методические рекомендации адресованы тем, кто интересуется музейной работой, основными нормативно-правовыми актами, необходимыми для создания и открытия музеев в образовательных учреждениях.

А необходимую методическую помощь по созданию музея Вам всегда окажут в Г(О)ОУ ДОД Детском оздоровительно-образовательном центре (спорта и туризма) по адресу:

ДООЦ (спорта и туризма);

.т. . ()

Приложение к письму

Минобразования России

от 01.01.2001г. №/16

ПРИМЕРНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

о музее образовательного учреждения

(школьном музее)

Общие положения.

1.1.Школьный музей (далее — музей) – обобщающее название музеев, являющихся структурными подразделениями образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности и действующих на основании Закона Российской Федерации «Об образовании», а в части учёта и хранения фондов – Федерального закона «О музейном фонде и музеях Российской Федерации».

1.2. Музей организуется в целях воспитания, обучения, развития и социализации обучающихся.

1.3 Профиль и функции музея определяются задачами образовательного учреждения.

2. Основные понятия

2.1.Профиль музея – специализация музейного собрания и деятельности музея, обусловленная его связью с конкретной профильной дисциплиной, областью науки или искусства.

2.2.Музейный предмет – памятник материальной или духовной культуры, объект природы, поступивший в музей и зафиксированный в инвентарной книге.

2.3.Музейное собрание – научно организованная совокупность музейных предметов и научно-вспомогательных материалов.

2.4.Комплектование музейных фондов – деятельность музея по выявлению, сбору, учёту и описанию музейных предметов.

2.5.Книга поступлений – основной документ учёта музейных предметов.

2.6.Экспозиция – выставленные на обозрение в определенной системе музейные предметы (экспонаты).

Организация и деятельность школьного музея

3.1.Организация музея в образовательном учреждении является, как правило, результатом краеведческой работы обучающихся и педагогов. Создается музей по инициативе педагогов, обучающихся, родителей, общественности.

3.2.Учредителем школьного музея является образовательное учреждение, в котором организуется музей. Учредительным документом музея является Приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения, в котором находится музей.

3.3.Деятельность музея регламентируется Уставом (Положением), утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.

3.4.Обязательные условия для создания школьного музея:

— музейный актив из числа обучающихся и педагогов;

— собранные и зарегистрированные в книге поступлений музейные предметы;

— помещения и оборудование для хранения и экспонирования музейных предметов;

— музейная экспозиция;

-Устав (Положение) музея, утвержденный

руководителем образовательного учреждения.

3.5. Учёт и регистрация музеев осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утверждаемой Министерством образования Российской Федерации.

Функции музея

4.1.Основными функциями музея являются:

— документирование природы, истории и культуры родного края;

— осуществление музейными средствами деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;

-организация культурно-просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешённой законом;

— развитие детского самоуправления.

5. Учёт и обеспечение сохранности фондов школьного музея

5.1.Учёт музейных предметов собрания музея осуществляется раздельно по основному и научно-вспомогательному фондам;

— учёт музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в книге поступлений музея;

— учёт научно-вспомогательных материалов (копий, макетов, диаграмм и т. д.) осуществляется в книге учёта научно-вспомогательного фонда.

5.2.Закрепление музейных предметов и музейных коллекций в собственность образовательного учреждения производится собственником в соответствии с законодательством Российской Федерации на праве оперативного управления.

5.3.Ответственность за сохранность фондов музея несёт руководитель образовательного учреждения.

5.4.Хранение в музеях взрывоопасных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей, категорически запрещается.

5.5.Хранение огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней осуществляется в соответствии с действующим законодательством.

5.6.Музейные предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеем, должны быть переданы на хранение в ближайший или профильный государственный музей, архив.

Руководство деятельностью школьного музея.

6.1.Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководитель образовательного учреждения.

6.2.Непосредственное руководство практической деятельностью музея осуществляет руководитель музея, назначенный приказом по образовательному учреждению.

6.3.Текущую работу музея осуществляет совет музея.

6.4.В целях оказания помощи школьному музею может быть организован совет содействия или попечительский совет.

Реорганизация (ликвидация) школьного музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также о судьбе его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

ИНСТРУКЦИЯ

о паспортизации музеев образовательных учреждений

Паспортизация школьных музеев в Российской федерации проводится с 1974 года. В ходе паспортизации музеям образовательных учреждений вручают номерные свидетельства установленного образца.

Цели и задачи паспортизации:

— выявление сети музеев и присвоение им звания «Музей образовательного учреждения»;

— совершенствование деятельности музеев образовательных учреждений в деле воспитания и образования;

— выявление в музеях образовательных учреждений материалов, представляющих научную, историческую или иную ценность;

— укрепление контактов музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, другими учреждениями и организациями.

Для проведения паспортизации музеев образовательных учреждений создаются комиссии по паспортизации, в которые включаются представители органов образования, культуры, государственных музеев, научных и общественных организаций. Республиканские (краевые, областные) комиссии осуществляют общее руководство, оказывают методическую и иную помощь подведомственным регионам. Подобные комиссии создаются на местах. В их функции входит непосредственная практическая работа со всеми музеями и музейными формированиями на местах. Комиссии планомерно знакомятся с музеями образовательных учреждений с целью присвоения им звания «Музей образовательного учреждения». Одновременно комиссии оказывают музеям, краеведческим объединениям методическую и практическую помощь.

Звание «Музей образовательного учреждения» может быть присвоено в случае выполнения следующих условий:

— наличие собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музея музейных предметов;

— наличие приспособленного помещения и оборудования для хранения и экспонирования музейной коллекции;

— наличие музейной экспозиции;

— наличие музейного актива из числа обучающихся и педагогов, а при необходимости общественности;

— наличие Устава (положения) музея, утвержденного учредителем данного музея.

После знакомства с музеем образовательного учреждения на основании вышеизложенных критериев комиссия решает в коллегиальном порядке вопрос о присвоении звания «Музей образовательного учреждения». Свое заключение комиссия фиксирует в акте обследования. В этом документе дается краткая характеристика музея, указываются конкретные замечания по устранению недостатков (если они обнаружены), принимается решение о присвоении данному музею звания.

В случае положительного заключения комиссии одновременно заполняется паспорт музея и два экземпляра учетной карточки. Паспорт и экземпляр акта обследования музея хранятся в образовательном учреждении. Один экземпляр учетной карточки и акт обследования направляются соответственно в Федеральный центр

детско — юношеского туризма и краеведения МО и Н РФ.

В ЦДЮТур и К РФ музей регистрируется, ему выдается номерное свидетельство установленного образца.

В случае отрицательного решения комиссии в акте обследования указывается аргументированная мотивировка этого решения. Процесс присвоения звания «Музей образовательного учреждения» в этом случае откладывается до ликвидации недостатков. При этом документы в федеральный центр не направляются. После ликвидации недостатков музей может вновь повторить процедуру и оформить получение свидетельства.

ФОРМА АКТА ПРИЁМА ПРЕДМЕТОВ

НА ПОСТОЯННОЕ ХРАНЕНИЕ

Министерство общего Утверждаю

и профессионального Директор

образования образовательного

учреждения

(Фамилия, И. О)

Печать, подпись

АКТ

ПРИЕМА ПРЕДМЕТОВ НА ПОСТОЯННОЕ

ХРАНЕНИЕ

Дата__________№

(Место составления)

Основание:заявление владельца предмета________

(его фамилия, инициалы)

от______ года о приёме предметов на хранение в

( название музе)_____________________________

В соответствии с заявлением __________________

(Фамилия, и. о. владельца)

Передаёт лично ему (ей) принадлежащие предметы, а_____

(название музея)

Принимает на хранение следующие предметы:___________

№№ Наименование, краткое Учётные Примечания

описание, техника, размер обозначения Сохранность

Всего по акту принято________________________________

(цифрами и прописью)

Фамилия, и. о. и подписи

Владельца предметов Представителя музея

В инвентарной книге произведена запись №(или с № по №)

Наименование должности, подпись, дата

Примерный план работы Совета музея образовательного учреждения

Общие задачи и направления в предстоящей работе музея в новом учебном году. Работа со школьным активом музея.

Организация и порядок обучения актива основам музееведения. Участие активистов в музейной работе в масштабах села, города, района. Плановые задания каждому активисту в рамках порученного участка работы.

3.Научно-исследовательская работа.

Какие темы и кем будут изучены и разработаны в текущем учебном году. Например: по истории учебного заведения, школы, села, улице или о конкретном человеке, боевых действиях подразделения, части или отдельном герое. Результатом научного исследования и описания станет проведение поисково-собирательской работы.

4.Научно-экспозиционная работа.

Какие экспонаты будут вводиться в экспозицию или заменяться, какие постоянные или временные выставки будут подготовлены и т. д.

5.Поисково-собирательская работа.

Конкретный план участия школьников и педагогов в туристско-краеведческих экспедициях по поиску и сбору музейных материалов в осеннее — зимние и весеннее — летние каникулы; какие музейные предметы предполагается разыскать в селе, городе, районе, где или у кого; с кем будет завязана переписка по поиску материалов, работа в архивах или в профильных музеях и т. д.

6. Работа с фондами.

Составление научной документации, заполнение инвентарной книги, порядок ведения полевого дневника, составление карточек на музейные предметы, изучение, исследование и описание каждого предмета; создание условий для хранения музейных коллекций, порядок обработки поступающих исторических памятников и т. д.

7.Методическая работа.

Составление или дополнение обзорных, выборных и тематических лекций. Обучение и подготовка активистов музея для проведения экскурсий и т. д.

8.Издательская деятельность.

Составление буклета по школьному музею. Перечень предполагаемой информации для опубликования в периодической печати и других информационных источниках о проводимых мероприятиях активистами музея и др.

9.Экскурсионно-массовая работа.

График посещения учащимися музея. Использование музейных предметов на уроках и во внеклассной работе. Разработка экскурсионных тем, подбор и систематизация экскурсионных материалов.

УЧЕТНАЯ КАРТОЧКА

музея образовательного учреждения

Свидетельство №___________________

Наименование музея________________________

Профиль музея ОУ___________________________ район______________________________________

Область____________________________________Руководитель музея_________________________

Дата открытия______________________________

Характеристика помещения__________________

Разделы экспозиции:

1.________________ 6._____________

2.________________ 7._____________

3 _______________ 8.______________

4._________________ 9.______________

5._________________ 10.______________

Характеристика экспонатов основного фонда___________________________

Количество экспонатов (из них подлинных)_____________________________

Состоит на учете в гос. музее__________________________________________

Количество посетителей (в год)_______________________________________

Количество экскурсий (в год)_________________________________________

Количество лекций (в год)____________________________________________

КЛАССИФИКАЦИЯ МУЗЕЕВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ

Словосочетание «музей образовательного учреждения» даёт представление о статусе музея, его основных функциях и месте в музейной сети. Во-первых, оно указывает на то, что музей относится к типу негосударственных музеев, во-вторых – к типу музеев, работающих на общественных началах, в-третьих, что это музей, в котором основные музейно-профессиональные функции осуществляют учителя и дети, в — четвертых – это музей, главная цель — способствовать обучению и воспитанию учащихся.

Определение профиля музея обусловлено его связью с конкретной отраслью науки и техники, видами искусства и культуры. Профиль музея является важнейшей категорией классификации музеев. Музеи делятся на следующие профильные группы: естественнонаучные, исторические, литературные, художественные, музыкальные, театральные, технические, сельскохозяйственные и пр. Связь с комплексом наук определяет существование музеев комплексного профиля, примером которых являются краеведческие музеи.

Естественнонаучные музеи – ботанические, зоологические, географические, геологические, музеи охраны природы.

Исторические – к их числу относятся военно-исторические (боевой славы), музеи трудовой славы, истории школы, села, предприятия, детского движения. Музеи данного профиля могут и не заниматься изучением истории родного края с древнейших времен до настоящего времени, а могут быть посвящены какой-либо историко-краеведческой проблеме края либо определённому историческому периоду или даже событию.

Литературные — рассказывают о писателях-земляках и

об известных писателях и их связях с местным краем. Одним из возможных направлений краеведческой работы литературного музея может быть выявление тех лиц, событий, природных и технических объектов, описанных в произведениях.

Музыкальные музеи занимаются сбором материалов о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, песнях, танцах, частушках и т. д. Желательно, чтобы юные исследователи не только записывали песни и частушки, собирали музыкальные инструменты, но и сами учились на них играть, исполняя произведения местного песенного творчества, сохраняя тем самым живую культуру родного края.

Мемориальные музеи создаются в память о выдающихся событиях или выдающейся личности, располагаются в памятном здании, связанном с этими событиями или с жизнью и деятельностью этого исторического лица.

Комплексные краеведческие музеи обычно располагают отделами природы, экономики, истории и культуры родного края.

Монографические музеи – посвящены всестороннему изучению какого-либо объекта, явления, определенного лица. Например, музей хлеба, музей книги и т. д. К монографическим музеям можно отнести военно-исторические музеи, посвященные конкретным воинским соединениям или военным событиям: музей МОУ СОШ 28(конкретное. название)

Специфика музеев образовательных учреждений заключается в том, что создаваемые в процессе творчества учителя и учеников, они свободны от жесткого контроля со стороны государственных органов и могут соответствовать какому-то профилю лишь частично, сочетать несколько профилей или изменять профиль по мере развития музея.

Понятие «профиль музея» достаточно условно. Практически во всех классификациях, определяющих профиль музея, на первое место выносятся музеи исторического профиля, т. к. практически все музеи являются историческими, только одни документируют социальную историю, другие историю природы, третьи историю литературы, изобразительного искусства, историю техники и т. д.

Еще одной специфической особенностью музеев образовательных учреждений является то, что все они имеют краеведческий характер, так как преимущественно изучают события и явления, связанные с историей и природой родного края.

Таким образом, фактически все музеи образовательных учреждений любого профиля с полным основанием можно считать краеведческими.

В школьной практике иногда не правомерно называют музеем собрание копий документов, репродукций, картин, наглядных пособий, оформленные выставки и уголки. Все эти коллекции, несомненно, имеют познавательную и воспитательную ценность для школьников, но не представляют собой музея в настоящем смысле этого слова. Экспозиционные материалы любого музея должны раскрывать содержание темы и соответствовать профилю.

При определении профиля необходимо исходить из реальных возможностей создания музея, комплектования его фонда подлинными документами, на которых будет основываться работа музея.

Экспозиции в образовательных учреждениях можно подразделить на уголки, комнаты, залы и непосредственно музеи.

Уголком принято называть один или несколько оформленных стендов или витрин в учебном классе, при оформлении которых не обязательно использование подлинных памятников истории и культуры, а только копиями документов.

Комната – это помещение, в котором также проводятся школьные уроки, но экспозиции содержат подлинники. Для присвоения статуса комнаты необходимо иметь не менее 15-20 подлинных экспонатов.

Зал – обычно располагается на открытом пространстве, например, в школьной рекреации. Но обязательно в фондах такого музейного комплекса должно быть более 20 подлинных памятников.

Статус школьного музея присваивается музейному комплексу, который располагается в отдельном помещении (или несколько комнат) и содержит не менее 100 подлинных экспонатов.

Экспозиция музея «История земли Раненбургской»

МОУ СОШ №1 г. Чаплыгина

Экспонаты музея боевой славы

МОУ СОШ №1 с. Чернава

Измалковского района


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *