Постановление Правительства РФ от 04.11.1993 N 1187
(ред. от 29.09.1998)
«Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации»

СОВЕТ МИНИСТРОВ — ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 4 ноября 1993 г. N 1187

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.98 N 1132)

Совет Министров — Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации.

2. В частичное изменение пункта 1 Постановления Правительства РСФСР от 20 декабря 1991 г. N 54 «Вопросы Министерства юстиции РСФСР» (в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 17 августа 1992 г. N 1501-р) разрешить Министерству юстиции Российской Федерации иметь коллегию в составе 17 человек.

3. Признать утратившими силу:

Постановление Совета Министров РСФСР от 21 июня 1972 г. N 378 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции РСФСР» (СП РСФСР, 1972, N 16, ст. 99);

Постановление Совета Министров РСФСР от 18 июня 1976 г. N 341 «Вопросы Министерства юстиции РСФСР» (СП РСФСР, 1976, N 12, ст. 91);

пункты 1 и 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 21 октября 1990 г. N 459 «Вопросы Министерства юстиции РСФСР»;

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 мая 1992 г. N 299 «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации».

Председатель Совета Министров —

Правительства Российской Федерации

В.ЧЕРНОМЫРДИН

Утверждено

Постановлением Совета Министров —

Правительства Российской Федерации

от 4 ноября 1993 г. N 1187

ПОЛОЖЕНИЕ

О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.98 N 1132)

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является центральным органом федеральной исполнительной власти, обеспечивающим реализацию государственной политики в сфере юстиции.

2. Министерство юстиции Российской Федерации, его органы, учреждения и организации образуют систему Министерства.

3. На Министерство юстиции Российской Федерации возлагаются следующие основные задачи:

участие в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Российской Федерации;

организационно — правовое обеспечение судебной реформы;

обеспечение необходимых условий функционирования судов общей юрисдикции и военных судов;

государственная регистрация нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти;

регистрация уставов общественных и религиозных объединений;

организация и развитие системы юридических услуг;

обеспечение кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, повышение квалификации кадров;

участие в международно — правовой охране прав и законных интересов граждан.

4. Министерство юстиции Российской Федерации осуществляет свою деятельность как непосредственно, так и через министерства юстиции республик в составе Российской Федерации, органы юстиции краев и областей, городов Москвы и Санкт — Петербурга, автономной области, автономных округов, а также управляет непосредственно подчиненными ему учреждениями и организациями.

5. В своей деятельности Министерство юстиции Российской Федерации руководствуется Конституцией Российской Федерации, Законом Российской Федерации «О Совете Министров — Правительстве Российской Федерации» и иными законодательными актами Российской Федерации, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Совета Министров — Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

6. Министерство юстиции Российской Федерации в целях реализации возложенных на него задач:

координирует нормотворческую деятельность центральных органов федеральной исполнительной власти;

разрабатывает проекты нормативных актов или участвует в подготовке таких проектов, вносимых Советом Министров — Правительством Российской Федерации в порядке законодательной инициативы;

участвует по поручению Президента Российской Федерации в проведении экспертизы законов Российской Федерации, направленных ему для подписания;

представляет по поручению Президента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Российской Федерации заключения о соответствии Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации проектов актов, вносимых в установленном порядке на их рассмотрение;

осуществляет работу по систематизации законодательства: ведет банк нормативных актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор по законодательству; участвует в подготовке к выпуску официальных изданий кодексов и сборников законодательства Российской Федерации;

проводит в целях обмена правовой информацией сравнительно — правовой анализ нормативных актов субъектов Российской Федерации, государств — участников Содружества Независимых Государств, а также других иностранных государств;

организует внедрение программно — аппаратных средств и технологий сбора, обработки и анализа правовой информации для судов, Министерства юстиции Российской Федерации, органов, учреждений и организаций юстиции;

осуществляет государственную регистрацию нормативных актов центральных органов федеральной исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан или носящих межведомственный характер, а также контролирует своевременность и правильность их официального опубликования;

регистрирует уставы общероссийских, международных и межрегиональных общественных объединений, контролирует соблюдение их положений относительно целей деятельности объединений, а также регистрирует уставы (положения) религиозных объединений; ведет государственный реестр зарегистрированных в Министерстве юстиции Российской Федерации общественных и религиозных объединений;

обеспечивает и координирует работу по практической реализации судебной реформы;

осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности, в том числе по ее кадровому, организационному и ресурсному обеспечению;

обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов в судьи в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

организует работу по исполнению решений, определений и постановлений судов по гражданским делам, приговоров, определений и постановлений судов по уголовным делам в части имущественных взысканий, а также постановлений других органов, исполнение которых возложено на судебных исполнителей;

организует работу по ведению судебной статистики;

способствует развитию системы юридических услуг в целях реализации прав, свобод и законных интересов граждан, прав юридических лиц; осуществляет регистрацию и выдачу лицензий гражданам и юридическим лицам на право занятия деятельностью по оказанию правовых услуг;

открывает и упраздняет государственные нотариальные конторы, дает поручения соответствующим органам юстиции на их открытие и упразднение, ведет реестр этих контор, а также контор нотариусов, занимающихся частной практикой; устанавливает порядок выдачи лицензий на право нотариальной деятельности и осуществляет другие полномочия, предусмотренные Основами законодательства Российской Федерации о нотариате;

сотрудничает с объединениями и организациями адвокатов в интересах развития правовой помощи гражданам и организациям;

создает, реорганизует и ликвидирует учреждения судебной экспертизы системы Министерства, руководит их деятельностью;

организует работу по обеспечению кадрами органов, учреждений и организаций юстиции, их профессиональную учебу, а также подготовку и повышение правовой квалификации кадров для центральных органов федеральной исполнительной власти;

взаимодействует с соответствующими образовательными учреждениями в подготовке юридических кадров;

осуществляет в установленном порядке финансирование органов, учреждений, организаций юстиции и выделяет финансовые средства в распоряжение соответствующих судов, обеспечивает контроль за их расходованием. Организует материально — техническое обеспечение судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства;

организует и финансирует научные исследования в порученной ему сфере деятельности;

участвует в правовом просвещении граждан, в том числе с использованием средств массовой информации;

организует рассмотрение жалоб и заявлений граждан, связанных с работой органов, учреждений и организаций юстиции, по вопросам, входящим в компетенцию Министерства юстиции Российской Федерации;

представляет в установленном порядке согласованные с Министерством иностранных дел Российской Федерации предложения о заключении международных договоров Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам и по его поручению ведет соответствующие переговоры. Заключает соглашения о правовом сотрудничестве с соответствующими органами иностранных государств и международными организациями. Организует выполнение договоров о правовой помощи, а также других международных договоров, соглашений и конвенций в части, относящейся к компетенции Министерства юстиции Российской Федерации;

организует по вопросам своего ведения взаимодействие с органами юстиции государств — участников Содружества Независимых Государств;

анализирует организацию системы юстиции иностранных государств и осуществляет обмен опытом в целях совершенствования своей деятельности;

осуществляет другие функции, вытекающие из его компетенции.

7. Министерство юстиции Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе:

запрашивать в порядке, установленном законодательством, у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать необходимые информацию, документы и материалы;

привлекать в установленном порядке для осуществления законопроектных, экспертных и исследовательских работ, консультаций научные организации, сотрудников государственных органов, учреждений и организаций, специалистов и экспертов, в том числе зарубежных, создавать временные творческие коллективы, использовать в этих целях специальные бюджетные и внебюджетные средства;

вносить в установленном порядке предложения об улучшении условий труда, материальном и социально — бытовом обеспечении работников судов и системы Министерства;

создавать в установленном порядке учреждения и организации для материально — технического, научного, финансового и социально — бытового обеспечения деятельности Министерства, его органов, учреждений и организаций;

содействовать распространению правовой информации на территории Российской Федерации и за ее пределами, в том числе путем заключения соглашений об издании сборников законодательства с участием Министерства юстиции Российской Федерации.

8. Министерство юстиции Российской Федерации самостоятельно принимает решения по всем вопросам, относящимся к порученной ему сфере деятельности, кроме вопросов, требующих согласования в установленном законодательством Российской Федерации порядке с другими центральными органами федеральной исполнительной власти и соответствующими органами субъектов Российской Федерации.

9. Ведомственные нормативные акты, в том числе инструкции и разъяснения Министерства юстиции Российской Федерации, изданные по вопросам организационного обеспечения деятельности государственного нотариата и органов записи актов гражданского состояния, организации судебных экспертиз, ведения судебной статистики и другим вопросам, относящимся к его компетенции, являются обязательными для работников судов, органов, учреждений и организаций системы Министерства, центральных органов федеральной исполнительной власти, иных органов, должностных лиц и граждан, на которых они распространяются в соответствии с законодательством Российской Федерации.

10. Министерство юстиции Российской Федерации возглавляет Министр, назначаемый в порядке, установленном законодательством.

Министр осуществляет руководство порученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Министерство задач.

Министр имеет заместителей, назначаемых в установленном порядке. Распределение обязанностей между заместителями Министра производится Министром.

11. Министр юстиции Российской Федерации:

вносит в установленном порядке на рассмотрение Президента Российской Федерации и Совета Министров — Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов по вопросам, относящимся к ведению Министерства юстиции Российской Федерации;

издает на основе и во исполнение актов законодательства в пределах компетенции Министерства юстиции Российской Федерации приказы и распоряжения, дает указания, проверяет их исполнение;

назначает и освобождает в установленном порядке руководителей краевого, областного, городов Москвы и Санкт — Петербурга органов юстиции;

назначает и освобождает работников центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации и руководителей подведомственных Министерству учреждений и организаций;

утверждает положения о структурных подразделениях Министерства юстиции Российской Федерации, а также в установленном порядке положения (уставы) о подведомственных Министерству учреждениях и организациях. Положение о подразделении Министерства юстиции Российской Федерации, обеспечивающем деятельность военных судов, утверждается по согласованию с Министерством обороны Российской Федерации;

утверждает в пределах установленной численности работников и фонда оплаты труда структуру и штатное расписание центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации, а также в пределах выделенных ассигнований — смету расходов на его содержание;

присваивает в пределах своей компетенции классные чины работникам центрального аппарата, Министерства юстиции Российской Федерации, органов и учреждений юстиции, судов, а также представляет в установленном порядке к присвоению классных чинов и воинских званий;

представляет в установленном порядке особо отличившихся работников системы Министерства к государственным наградам и присвоению почетных званий;

подписывает в установленном порядке международные договоры Российской Федерации о правовой помощи по гражданским, семейным, уголовным и иным делам;

осуществляет другие правомочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. В Министерстве юстиции Российской Федерации образуется коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности и других руководящих работников системы Министерства, а также иных специалистов в области права.

Члены коллегии, кроме лиц, входящих в ее состав по должности, утверждаются Советом Министров — Правительством Российской Федерации.

Коллегия рассматривает важнейшие вопросы, связанные с деятельностью Министерства юстиции Российской Федерации.

Решения коллегии реализуются приказами и распоряжениями Министра.

В случае разногласий между Министром и коллегией Министр проводит в жизнь свое решение, докладывая о возникших разногласиях Совету Министров — Правительству Российской Федерации.

13. При Министерстве юстиции Российской Федерации состоят Российский федеральный центр судебной экспертизы, Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного, специального и двойного назначения, а также Научный центр правовой информации, обеспечивающий суды, органы, учреждения и организации системы Министерства информацией о правовых актах.

(в ред. Постановления Правительства РФ от 29.09.98 N 1132)

Центральным научным и учебным учреждением Министерства юстиции Российской Федерации является Российская правовая академия.

Министерство юстиции Российской Федерации является учредителем, а также участвует в издании журналов и газет специального юридического и общеправового характера.

14. При Министерстве юстиции Российской Федерации образуется научно — консультативный совет. Состав совета и положение о нем утверждаются Министром.

15. Финансирование центрального аппарата Министерства юстиции Российской Федерации осуществляется за счет средств республиканского бюджета Российской Федерации, направляемых на содержание центральных органов федеральной исполнительной власти Российской Федерации.

Министерство вправе иметь валютный фонд, используемый в соответствии с законодательством Российской Федерации для выполнения возложенных на Министерство задач.

16. Министерство юстиции Российской Федерации является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, другие необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки, текущий, расчетный, валютный и иные счета в банках.

Судебная практика и законодательство — Постановление Правительства РФ от 04.11.1993 N 1187 (ред. от 29.09.1998) «Об утверждении Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации»

Приказ Минюста РФ от 30.11.1994 N 19-01-159-94 <Об утверждении Правил регистрации уставов (Положений) религиозных объединений> (Зарегистрировано в Минюсте РФ 15.12.1994 N 747)

1.1. Настоящие Правила разработаны на основе Конституции Российской Федерации, Закона РСФСР «О свободе вероисповеданий» и другого действующего законодательства Российской Федерации, Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации и регулируют порядок рассмотрения в Министерстве юстиции Российской Федерации, министерствах юстиции республик в составе Российской Федерации, органах юстиции краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов заявлений о регистрации уставов (положений) религиозных объединений.

Положение О министерстве юстиции Российской Федерации

ПОЛОЖЕНИЕ О МИНИСТЕРСТВЕ ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДЕНО УКАЗОМ ПРЕЗИДЕНТА РФ
от 13 октября 2004 г. N 1313

(с последующими изменениями и дополнениями)

(ИЗВЛЕЧЕНИЕ)

I. Общие положения

1. Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, оказания бесплатной юридической помощи и правового просвещения населения, а также правоприменительные функции и функции по контролю в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, политические партии, иные общественные объединения и религиозные организации, по контролю за соответствием деятельности некоммерческих организаций целям, предусмотренным их учредительными документами, и законодательству Российской Федерации, по контролю и надзору в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.
(в ред. Указа Президента РФ от 19.05.2011 N 653)

3. Основными задачами Минюста России являются:

5) организация деятельности по государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций;
(пп. 5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

II. Полномочия

7. Минюст России осуществляет следующие полномочия:

30.1) утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, форму уведомления об изменении сведений, содержащихся в уведомлении о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации или в прилагаемых к нему документах, форму выписки из реестра филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

(пп. 30.1 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.2) по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации утверждает формы документов, используемых при государственной регистрации некоммерческих организаций, утверждение которых не отнесено федеральными законами к компетенции Правительства Российской Федерации;

(пп. 30.2 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.3) определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях;

(пп. 30.3 введен Указом Президента РФ от 02.05.2006 N 451)

30.7) принимает в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий, торгово-промышленных палат, религиозных организаций, иных юридических лиц, о внесении казачьих обществ в государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации, а также о регистрации представительств иностранных религиозных организаций, внесении сведений о филиалах и представительствах международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций в реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций;

(пп. 30.7 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.8) выдает зарегистрированной некоммерческой организации свидетельство о внесении записи в единый государственный реестр юридических лиц, полученное от федерального органа исполнительной власти, уполномоченного осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, а также свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации;

(пп. 30.8 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.9) устанавливает порядок государственной регистрации эмблем некоммерческих организаций и символики общественных объединений, а также принимает решение о государственной регистрации указанных эмблем и символики;

(пп. 30.9 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.10) осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, их уставным целям и задачам, за соответствием деятельности филиалов и представительств международных организаций, иностранных некоммерческих неправительственных организаций заявленным целям и задачам, а также за соблюдением ими законодательства Российской Федерации;

(пп. 30.10 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.11) устанавливает порядок проведения государственной религиоведческой экспертизы;

(пп. 30.11 в ред. Указа Президента РФ от 19.05.2011 N 653)

30.12) направляет своих представителей для участия в мероприятиях, проводимых некоммерческими организациями, в том числе структурными подразделениями международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественными объединениями, политическими партиями и религиозными организациями;

(пп. 30.12 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.14) утверждает по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, методические рекомендации по заполнению форм документов, представляемых в Минюст России и его территориальные органы в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации;

(пп. 30.14 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.15) осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с реализацией ими функций, установленных законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях, в частности с ведением ведомственного реестра зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, а также иных реестров, ведение которых возложено на территориальные органы;

(пп. 30.15 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.27) ведет ведомственный реестр зарегистрированных некоммерческих организаций, в том числе отделений международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественных объединений, политических партий и религиозных организаций; реестр национально-культурных автономий; реестр филиалов и представительств международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций; реестр представительств иностранных религиозных организаций, открытых в Российской Федерации; государственный реестр казачьих обществ в Российской Федерации; реестр государственных нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой; реестр адвокатов иностранных государств, осуществляющих адвокатскую деятельность на территории Российской Федерации;

(пп. 30.27 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.28) ведет и публикует федеральный список экстремистских материалов, перечень общественных объединений и религиозных организаций, иных некоммерческих организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, а также перечень общественных объединений и религиозных организаций, деятельность которых приостановлена в связи с осуществлением ими экстремистской деятельности;

(пп. 30.28 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.29) предоставляет в установленном порядке физическим и юридическим лицам информацию о зарегистрированных организациях;

(пп. 30.29 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

30.31) принимает решения по жалобам на отказ территориального органа в государственной регистрации некоммерческой организации, на уклонение территориального органа от государственной регистрации общественного объединения, а также на предупреждения, вынесенные некоммерческой организации территориальным органом, если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации;

(пп. 30.31 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

8. Минюст России в целях реализации своих полномочий имеет право:

3) запрашивать и получать от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также от организаций, независимо от их организационно-правовой формы, в том числе от регистрируемых общественных объединений, политических партий и религиозных организаций, документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;
(в ред. Указа Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

9. Минюст России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности Минюста России и подведомственных ему федеральных служб, не вправе осуществлять функции по контролю и надзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев, предусмотренных указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.
(в ред. Указов Президента РФ от 04.03.2008 N 311, от 14.07.2008 N 1079)

Установленные абзацем первым настоящего пункта ограничения полномочий Минюста России не распространяются на полномочия Министра юстиции Российской Федерации по управлению имуществом, закрепленным за Минюстом России на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности Минюста России, его территориальных органов и федеральных государственных учреждений.

При осуществлении правового регулирования в установленной сфере деятельности Минюст России не вправе устанавливать не предусмотренные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции и полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также не вправе устанавливать ограничения на осуществление прав и свобод человека и гражданина, прав негосударственных коммерческих и некоммерческих организаций, за исключением случаев, когда возможность введения таких ограничений актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти предусмотрена Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами и издаваемыми на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

III. Организация деятельности

12. Министр:

15.5) отменяет противоречащее законодательству Российской Федерации решение территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации, если иной порядок отмены таких решений не установлен федеральным законом;
(пп. 15.5 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

15.6) если иной порядок не установлен законодательством Российской Федерации, обязывает территориальный орган:

в случае отмены противоречащего законодательству Российской Федерации решения территориального органа об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации — повторно рассмотреть представленные для государственной регистрации документы;

в случае уклонения территориального органа от государственной регистрации общественного объединения — произвести действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

отозвать вынесенное некоммерческой организации территориальным органом предупреждение, противоречащее законодательству Российской Федерации;

(пп. 15.6 введен Указом Президента РФ от 14.07.2008 N 1079)

Органы юстиции

Органы юстиции: организация и основные функции.

Органы юстиции- это система органов исполнительной власти, проводящих государственную

политику в сфере юстиции. Систему органов юстиции составляет Минюст РФ, его территориальные органы, иные органы и учреждения юстиции, а также организации, обеспечивающие их деятельность. Минюст РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере исполнения уголовных наказаний, адвокатуры и нотариата, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов , регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, регистрации общественных объединений, религиозных организаций и политических партий. Его статус в настоящее время определяется Положением о Министерстве юстиции РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 13.10.2004 г. №1313)

Основные задачи Минюста России:

— разработка общей стратегии государственной политики в установленной сфере деятельности

— нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности;

— обеспечение в пределах своих полномочий защиты прав и свобод человека и гражданина.

Решает эти задачи Минюст имея следующие полномочия:

— вносит Президенту РФ и в Правительство РФ проекты ФКЗ, ФЗ, актов Президента РФ и Правительства РФ, другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к компетенции Минюста РФ и подведомственных ему федеральных служб…;

— обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов,

актов Президента РФ и Правительства РФ, а также международных договоров РФ по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

— обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает меры по совершенствованию своей деятельности;

— участвует в организации работы по систематизации законодательства РФ и подготовке Свода законов РФ;

— проводит юридическую экспертизу проектов законодательных и иных нормативных правовых актов , вносимых федеральными органами исполнительной власти на рассмотрение Президента РФ и Правительства РФ;

-осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов

исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина…; ведет контрольные экземпляры нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих государственной регистрации;

-проводит юридическую экспертизу нормативных правовых актов субъектов РФ на предмет их

соответствия Конституции РФ и федеральным законам; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов РФ;

-организует государственную регистрацию уставов муниципальных образований и муниципальных правовых актов о внесении изменений в эти уставы;

-представляет в соответствии с законодательством РФ предложения о заключении и выполнении

международных договоров РФ о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, уголовным и др. делам;

-дает заключения о соответствии положений международного договора РФ законодательству РФ и их юридической силе в РФ…; осуществляет обмен правовой информацией с иностранными государствами;

-утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств…,

осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством РФ

о нотариате;

-определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов РФ; утверждает форму ордера на исполнение

поручения, выдаваемого адвокатским образованием, и форму удостоверения адвоката;

-осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью судебно-экспертных

учреждений Минюста РФ;

-принимает в пределах своей компетенции решения о нежелательности пребывания на территории РФ иностранных граждан и лиц без гражданства;

— подготавливает ежегодные доклады Президенту РФ и Правительству РФ о соблюдении законности федеральными органами исполнительной власти при принятии ими нормативных правовых актов, о состоянии работы по исполнению судебных актов и актов иных органов, по исполнению уголовных наказаний, обеспечению условий содержания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, а также по соблюдению законности и прав человека в учреждениях, исполняющих наказания, и в следственных изоляторах:

— участвует в работе по созданию и ведению специализированных баз данных правовой информации в

соответствии с единой технической политикой в сфере правовой информатизации РФ;

— выдает в соответствии с законодательством РФ разрешения на открытие представительств иностранных юридических организаций

Минюст России возглавляет Министр юстиции РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

В Минюсте России образуется коллегия, в состав которой входят Министр(председатель коллегии) и заместители Министра, руководящие работники системы Минюста России, а также иные специалисты в сфере юстиции. Коллегия на своих заседаниях рассматривает наиболее важные вопросы деятельности Минюста России. Решения коллегии Минюста России реализуются приказами и распоряжениями Министра. В случае разногласий между Министром и коллегией Министр реализует свое решение. О возникших разногласиях Министр информирует Президента РФ или Правительство РФ. При Минюсте России образуются научно-консультативные советы. Состав советов и положения о них утверждаются Министром.

Система органов юстиции.

Функции, возложенные в настоящее время на Минюст РФ, реализуются органами и учреждениями, входящими и его систему, а также службами, находящимися в ведении Минюста. Ее образуют Федеральные управления Минюста РФ по федеральным округам, а также всего территориальные органы юстиции Управления(главные управления, отделы) юстиции в субъектах РФ.

В ведении Минюста находятся:

— Федеральная служба исполнения наказаний

— Федеральная служба судебных приставов

Наряду с этими органами в систему входит ряд функциональных учреждений, в отношении которых Минюст РФ и его территориальные органы осуществляют определенные управленческие полномочия.

К таким учреждениям относятся:

— Органы ЗАГС;

— Федеральное агентство по правовой защите результатов интеллектуальной деятельности военного,

специального и двойного назначения;

— Государственная регистрационная палата при Минюсте РФ;

— Государственные нотариальные конторы;

— Российский федеральный центр судебных экспертиз и региональные лаборатории судебных

экспертиз;

— Российская правовая академия;

— Научный центр правовой информации;

— Редакции журналов «Хозяйство и право, газеты «Российская юстиция». Вся полнота ответственности за выполнение функций органов юстиции лежит на Минюсте РФ. Исходя из этого и строится организация его центрального аппарата, в котором сформированы подразделения

(управления и отделы), отвечающие за конкретные участки работы.

Судебные приставы.

Федеральным законом от21.07. 1997 г. N 118-ФЗ»О судебных приставах» в РФ введена новая

правоохранительная структура в составе Минюста РФ, на которую возложены задачи по обеспечению установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также по исполнению судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. С 2004 г. — Федеральная служба судебных приставов(ФССП России)является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по обеспечению установленного порядка деятельности судов, исполнению судебных актов и актов других органов.

ФССП России подведомственна Минюсту России.( см. схему №41 )

Правовая основа деятельности: Конституция РФ, ФЗ» О судебных приставах» от21.07.97 г.,

ФЗ «Об исполнительном производстве» от21.07.97 г. другие федеральные законы, Положение о ФССП(утв. Указом Президента РФ от13.10.2004 №1316)

Основными задачами ФССП России являются:

1) обеспечение установленного порядка деятельности Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ,

Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции и арбитражных судов;

2) организация принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных

судов, а также актов других органов, предусмотренных законодательством РФ об исполнительном производстве;

3) управление территориальными органами ФССП России.

Систему ФССП составляют Федеральная служба судебных приставов, которую возглавляет директор ФССП- главный судебный пристав РФ, который назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ. Заместители главного судебного пристава РФ также назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ. Все остальные приставы назначаются на должность либо главным судебным приставом РФ, либо главными судебными приставами субъектов РФ. В субъектах РФ созданы Главные управления(управления, отделы) ФССП по субъектам РФ, возглавляемые главными судебными приставами субъекта РФ. В районах созданы районные, межрайонные и специализированные отделы территориальных органов ФССП, возглавляемые старшими судебными приставами.

Судебные приставы- это должностные лица ФССП. (см. схему №42 ) В зависимости от исполняемых обязанностей судебные приставы подразделяются на:

— судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов;

— судебных приставов-исполнителей, исполняющих судебные акты и акты других органов.

В своей деятельности судебные приставы руководствуются Конституцией РФ, ФЗ»О судебных

приставах», ФЗ»Об исполнительном производстве» и иными федеральными законами, а также принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ, Минюста РФ. К кандидату на должность судебного пристава предъявляется ряд требований: он должен быть гражданин РФ, достигнуть25 -летнего возраста, иметь среднее(полное) общее или среднее профессиональное образование(для старшего судебного пристава- высшее юридическое образование), быть способным по своим деловым и личным качествам, а также по состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. На должность судебного пристава не может быть назначен гражданин, имеющий судимость. Судебные приставы в соответствии с характером осуществляемых ими функций проходят

профессиональную подготовку. Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов после прохождения необходимой специальной подготовки имеют право на хранение и ношение огнестрельного оружия и специальных средств.

Судебные приставы при исполнении служебных обязанностей носят форменную одежду, имеют знаки различия и эмблему, образцы которых утверждаются министром юстиции РФ.

Судебные приставы по обеспечению установленного порядка деятельности судов в частности

обязаны:

— обеспечивать в судах безопасность судей, заседателей, участников судебного процесса и свидетелей;

— выполнять распоряжения председателя суда, а также судьи или председательствующего в судебном заседании,

связанные с соблюдением порядка в суде;

— исполнять решения суда и судьи о применении к подсудимому и другим гражданам предусмотренных законом

мер процессуального принуждения;

— обеспечивать охрану зданий судов, совещательных комнат и судебных помещений в рабочее время;

— проверять подготовку судебных помещений к заседанию, обеспечивать по поручению судьи доставку к месту

проведения судебного процесса уголовного дела и вещественных доказательств и их сохранность;

— поддерживать общественный порядок в судебных помещениях;

— предупреждать и пресекать преступления и правонарушения, выявлять нарушителей, а в случае необходимости

задерживать их с последующей передачей органам милиции;

— осуществлять привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю и др.

Судебные приставы-исполнители состоят в штатах районных и межрайонных служб судебных

приставов. Основная их задача- принудительное исполнение судебных актов и актов других органов, предусмотренных федеральным законом об исполнительном производстве. В процессе выполнения этой задачи они в частности обязаны:

— принимать меры по своевременному, полному и правильному исполнению исполнительных документов;

— предоставлять сторонам исполнительного производства или их представителям возможность знакомиться с

материалами исполнительного производства, делать из них выписки, снимать с них копии;

— рассматривать заявления сторон по поводу исполнительного производства и их ходатайства, выносить соответствующие постановления, разъясняя сроки и порядок их обжалования и др.

Судебный пристав-исполнитель имеет широкие права:

— получать при совершении исполнительных действий необходимую информацию, объяснения и справки;

— проводить у работодателей проверку исполнения исполнительных документов на работающих у них должников и

ведения финансовой документации по исполнению указанных документов;

— давать гражданам и организациям, участвующим в исполнительном производстве, поручения по вопросам

совершения конкретных исполнительных действий;

— входить в помещения и хранилища, занимаемые должниками или принадлежащие им, производить осмотры указанных помещений и хранилищ, при необходимости вскрывать их, а также на основании определения соответствующего суда совершать указанные действия в отношении помещений и хранилищ, занимаемых другими

лицами или принадлежащих им;

— арестовывать, изымать, передавать на хранение и реализовывать арестованное имущество, за исключением

имущества, изъятого из оборота в соответствии с законом и др.

Судебные приставы обязаны использовать предоставленные им права в соответствии с законом и не допускать в своей деятельности ущемления прав и законных интересов граждан и организаций.

С февраля1999 г. надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляют

прокуратура.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *