Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2007 г. N 94 г. Москва О государственной информационной системе миграционного учета

В соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Положение о государственной информационной системе миграционного учета.

2. Установить, что:

а) государственная информационная система миграционного учета представляет собой межведомственную автоматизированную систему и формируется на основе:

центрального банка данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

автоматизированных учетов адресно-справочных подразделений Федеральной миграционной службы;

иных информационных систем, содержащих информацию об иностранных гражданах и лицах без гражданства, операторами которых в соответствии с законодательством Российской Федерации являются органы государственной власти и органы местного самоуправления;

б) Федеральная миграционная служба является государственным заказчиком и координатором работ по формированию и обеспечению функционирования государственной информационной системы миграционного учета;

в) мероприятия, предусмотренные Положением, утвержденным настоящим постановлением, осуществляются заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в пределах установленной численности и за счет средств, предусмотренных на их содержание федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий год;

г) до завершения оборудования пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации средствами передачи информации и линиями связи сведения о пересечении иностранными гражданами и лицами без гражданства государственной границы Российской Федерации передаются в государственную информационную систему миграционного учета в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, принятыми совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

3. Министерству внутренних дел Российской Федерации разработать:

а) совместно с Федеральной миграционной службой и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти:

порядок обработки, передачи и уничтожения сведений (информации) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета (далее — сведения);

типовое соглашение, определяющее порядок информационного обмена сведениями;

б) совместно с Федеральной миграционной службой, Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации, Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю:

нормативный правовой акт, регламентирующий порядок регистрации пользователей и (или) поставщиков сведений и подключения их к государственной информационной системе миграционного учета;

нормативные правовые акты и методические документы, регламентирующие вопросы использования технических и криптографических средств защиты сведений, аттестации объектов информатизации и регулирующие работу удостоверяющего центра государственной информационной системы миграционного учета.

4. Федеральной миграционной службе обеспечить:

совместно с Министерством информационных технологий и связи Российской Федерации интеграцию элементов государственной информационной системы миграционного учета с ресурсами удостоверяющего центра, осуществляющего ведение единого государственного реестра сертификатов ключей подписей;

совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в соответствии со сферами их ведения создание автоматизированной информационной системы, обеспечивающей передачу сведений в электронном виде для включения в государственную информационную систему миграционного учета в сроки, установленные частями 4 и 5 статьи 8 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

Председатель Правительства
Российской Федерации
М. Фрадков

Положение о государственной информационной системе миграционного учета

I. Общие положения

1. Настоящее Положение, разработанное в соответствии с Федеральным законом «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», определяет порядок формирования и обеспечения функционирования государственной информационной системы миграционного учета (далее — информационная система), внесения изменений в сведения (информацию) об иностранных гражданах и лицах без гражданства, содержащиеся в информационной системе (далее — сведения), порядок и срок их хранения, порядок доступа к сведениям, порядок их предоставления, использования и защиты, а также порядок взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в целях эффективного использования и защиты сведений.

2. Целями формирования информационной системы являются:

а) обеспечение национальной безопасности Российской Федерации и общественной безопасности в сфере миграции;

б) обеспечение прав и законных интересов граждан Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации (далее — иностранные граждане);

в) формирование полной, достоверной и актуальной информации о перемещениях иностранных граждан, необходимой для оценки миграционной ситуации на территории Российской Федерации, выработки и реализации мер, направленных на регулирование миграционных процессов на территории Российской Федерации.

3. Принципами, на основе которых формируется и функционирует информационная система, являются:

а) использование информационных систем, созданных в установленном порядке для автоматизации учетной деятельности заинтересованных органов государственной власти и органов местного самоуправления;

б) применение современных информационных технологий для обеспечения автоматизированной обработки сведений и их передачи по цифровым линиям связи;

в) однократный ввод и многократное использование сведений;

г) персональная ответственность должностных лиц участников информационного обмена за полноту и достоверность сведений, их своевременную передачу и изменение, а также хранение и уничтожение в установленном порядке;

д) защита сведений путем использования разрешенных к применению в Российской Федерации средств криптографической и технической защиты, включая средства защиты от несанкционированного доступа;

е) применение средств электронной цифровой подписи, при использовании которых электронный документ, содержащий сведения, имеет юридическое значение и которые обеспечивают невозможность отрицания факта направления и (или) получения сведений.

4. Федеральная миграционная служба совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти создает координационный орган в целях обеспечения согласованных действий по формированию информационной системы.

Председателем указанного координационного органа является директор Федеральной миграционной службы.

II. Участники информационного обмена

5. Оператором информационной системы является Федеральная миграционная служба.

6. Поставщиками сведений в информационную систему являются Министерство внутренних дел Российской Федерации, Министерство иностранных дел Российской Федерации, Федеральная служба безопасности Российской Федерации и Федеральная налоговая служба.

Поставщиками сведений могут являться иные органы государственной власти и органы местного самоуправления в случае, если на указанные органы возложены в установленном законодательством Российской Федерации порядке обязанности (полномочия) по фиксации (учету) информации об иностранных гражданах и (или) ее представлению в органы миграционного учета.

Поставщик сведений заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с настоящим Положением.

7. Пользователями информационной системы являются заинтересованные федеральные органы государственной власти, их структурные подразделения, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы и органы местного самоуправления, а также организации, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации для реализации задач, возложенных на указанные государственные органы и органы местного самоуправления.

Пользователями информационной системы могут являться также иные организации, которым федеральным законом предоставлено право доступа к сведениям.

Пользователь информационной системы заключает с оператором информационной системы соглашение об информационном обмене сведениями в соответствии с настоящим Положением.

8. Обладателем сведений является Федеральная миграционная служба.

Обладателем сведений, переданных для включения в информационную систему, является также поставщик сведений.

9. Поставщики сведений, пользователи и оператор информационной системы являются участниками информационного обмена.

10. Поставщики сведений осуществляют их обработку с помощью технических и программных средств, позволяющих обеспечить автоматизированный ввод сведений в информационную систему.

III. Обеспечение функционирования информационной системы

11. Обеспечение функционирования информационной системы осуществляется путем применения стандартизированных технических и программных средств, прошедших соответствующую проверку и сертификацию, единых форматов, классификаторов учетных данных, словарей, справочников и стандартных протоколов в порядке, определяемом нормативными правовыми актами, принятыми совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

12. Федеральная миграционная служба совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в целях функционирования информационной системы:

а) обеспечивает в соответствии с установленной сферой ведения и требованиями настоящего Положения передачу информации об иностранных гражданах для включения в информационную систему;

б) обеспечивает с использованием современных информационных технологий бесперебойную эксплуатацию технических средств информационной системы;

в) осуществляет автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение сведений, а также их представление в установленном порядке пользователям информационной системы;

г) осуществляет координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области формирования баз данных, содержащих информацию об иностранных гражданах;

д) поддерживает режим защиты сведений;

е) контролирует формирование баз данных информационной системы;

ж) контролирует информационный обмен сведениями между участниками информационного обмена.

13. Поставщики сведений в соответствии с установленной сферой ведения и требованиями настоящего Положения обеспечивают автоматизированный сбор, хранение, обработку, обобщение, передачу сведений, подлежащих включению в информационную систему.

14. Пользователи информационной системы в соответствии с установленной сферой ведения и требованиями настоящего Положения обеспечивают прием сведений.

15. Министерство внутренних дел Российской Федерации в соответствии с установленной сферой ведения осуществляет использование информационно-телекоммуникационных сетей органов внутренних дел Российской Федерации в целях обеспечения функционирования информационной системы.

16. Федеральная служба безопасности Российской Федерации в соответствии с установленной сферой ведения определяет порядок осуществления контроля за организацией обеспечения криптографической и инженерно-технической безопасности информационной системы.

17. Федеральная служба по техническому и экспортному контролю в соответствии с установленной сферой ведения обеспечивает контроль за применением и эксплуатацией средств технической защиты сведений, а также за проведением аттестации объектов информатизации, входящих в состав информационной системы.

IV. Порядок доступа к сведениям

и их предоставления, а также взаимодействия органов миграционного учета с иными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления

18. Доступ участников информационного обмена к сведениям осуществляется с учетом требований настоящего Положения, а также установленных законодательством Российской Федерации ограничений по использованию сведений и при условии применения программно-технических средств, позволяющих идентифицировать лицо, осуществляющее доступ к сведениям.

19. Регистрация пользователей и поставщиков сведений и подключение их к информационной системе осуществляется в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

20. Предоставление сведений пользователю информационной системы осуществляется в объеме, соответствующем его полномочиям в установленной сфере ведения.

21. Предоставление сведений органам местного самоуправления и организациям, не являющимся пользователями информационной системы, осуществляется в объеме и случаях, определяемых Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

22. Предоставление иностранному гражданину доступа к сведениям о нем осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Объем предоставляемых иностранному гражданину сведений определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации совместно с Федеральной миграционной службой и заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

23. Федеральная миграционная служба (ее территориальные органы) и заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы), органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления определяют подразделения, ответственные за организацию информационного обмена сведениями, а также иной информацией об иностранных гражданах, содержащейся в их информационных системах и подлежащей включению в информационную систему.

24. Информационный обмен сведениями осуществляется после заключения соответствующего соглашения и подписания протокола об информационном обмене сведениями между участниками информационного обмена.

25. В соглашении об информационном обмене сведениями между оператором информационной системы и поставщиком сведений должны предусматриваться следующие положения:

а) режим информационного обмена сведениями;

б) порядок информационного обмена сведениями, в том числе между территориальными органами и (или) структурными подразделениями сторон;

в) права и обязанности сторон;

г) условия использования электронной цифровой подписи при осуществлении информационного обмена сведениями;

д) порядок разрешения и (или) ограничения доступа к передаваемым поставщиком сведениям;

е) основания и условия расторжения соглашения.

26. В соглашении об информационном обмене сведениями между оператором и пользователем информационной системы должны предусматриваться положения, указанные в подпунктах «а» — «г» и «е» пункта 25 настоящего Положения.

27. Технические и организационные требования к информационному обмену сведениями, а также перечень и объем сведений, передаваемых и получаемых участниками информационного обмена, устанавливаются протоколом об информационном обмене сведениями в соответствии с порядком регистрации пользователей и поставщиков сведений и подключения их к информационной системе.

V. Обеспечение защиты сведений

28. Обеспечение защиты сведений осуществляется в соответствии с Конвенцией Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 г., федеральными законами «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и «О персональных данных», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.

29. Проведение аттестации информационной системы организует Федеральная миграционная служба.

Поставщики сведений и пользователи информационной системы, являющиеся операторами иных информационных систем, содержащих информацию об иностранных гражданах, организуют проведение аттестации соответствующих информационных систем.

Аттестация информационных систем проводится по требованиям безопасности информации в соответствии с нормативными правовыми актами Федеральной службы безопасности Российской Федерации и Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

30. В целях обеспечения защиты сведений Федеральная миграционная служба определяет структурное подразделение, ответственное за организацию и проведение мероприятий по защите информации.

31. Участники информационного обмена при передаче сведений с использованием сетей электросвязи применяют сертифицированные средства криптографической защиты информации и средства электронной цифровой подписи.

32. Обработка и хранение электронных документов, содержащихся в информационной системе, а также обмен ими осуществляются с использованием электронной цифровой подписи.

33. Уровни и классы используемых средств криптографической защиты информации и других средств защиты информации определяются согласно модели угроз информационной безопасности и действий нарушителя в информационной системе, утверждаемой Федеральной миграционной службой по согласованию с Федеральной службой безопасности Российской Федерации и Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

VI. Состав сведений, порядок и срок их хранения, порядок внесения изменений в сведения

34. Информационная система формируется на основе сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации».

35. В информационную систему включается информация об иностранных гражданах, содержащаяся:

а) в центральном банке данных по учету иностранных граждан, временно пребывающих и временно или постоянно проживающих в Российской Федерации, в том числе участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом;

б) в автоматизированных учетах адресно-справочных подразделений Федеральной миграционной службы;

в) в иных информационных системах, содержащих информацию об иностранных гражданах, операторами которых в соответствии с законодательством Российской Федерации являются органы государственной власти и органы местного самоуправления.

36. Объем сведений, фиксируемых при осуществлении миграционного учета в соответствии со статьей 9 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», а также форма их включения в информационную систему определяются Федеральной миграционной службой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

37. Хранение сведений после снятия иностранного гражданина с миграционного учета осуществляется в течение 5 лет.

Основания и порядок продления указанного срока определяются Федеральной миграционной службой по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти исходя из целей использования сведений.

38. Порядок и срок хранения информации об иностранных гражданах в иных информационных системах определяются операторами этих информационных систем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Оператор информационной системы в случае установления недостоверности сведений обеспечивает их изменение, при необходимости информирует об этом поставщиков сведений и (или) пользователей информационной системы.

40. Поставщик сведений в случае установления недостоверности сведений, переданных им для включения в информационную систему, обеспечивает изменение соответствующих сведений, при необходимости информирует об этом оператора и (или) пользователей информационной системы.

41. Пользователь информационной системы в случае установления недостоверности сведений информирует об этом оператора информационной системы.

VII. Ответственность участников информационного обмена

42. Участники информационного обмена (их должностные лица) в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за ущерб, возникший по их вине в результате:

а) неправильного или ненадлежащего составления электронного документа;

б) разглашения и (или) передачи третьим лицам сведений, паролей доступа к сведениям (включая компрометацию криптографических ключей и ключей электронной цифровой подписи);

в) утраты, несанкционированного уничтожения, изменения, исправления сведений, утери носителей сведений;

г) совершения иных действий (бездействия), повлекших причинение ущерба.

МИНИСТЕРСТВО СВЯЗИ И МАССОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(МИНКОМСВЯЗЬ РОССИИ)

ПРИКАЗ

от 01.07.2013 №153

МОСКВА

Об утверждении Положения
о федеральной государственной информационной системе
«Единая система нормативной справочной информации»

Во исполнение абзаца второго пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 39, ст. 5269)

ПРИКАЗЫВАЮ:

1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации».

2. Направить настоящий приказ на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации.

Министр Н.А. Никифоров

Утверждено

приказом Министерства связи

и массовых коммуникаций

Российской Федерации

от____________ №___________

Положение

о федеральной государственной информационной системе

«Единая система нормативной справочной информации»

1. Настоящее Положение о федеральной государственной информационной системе «Единая система нормативной справочной информации» разработано во исполнение абзаца второго пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 928 «О базовых государственных информационных ресурсах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2012, № 39, ст. 5269) и определяет порядок функционирования федеральной государственной информационной системы «Единая система нормативной справочной информации» (далее – ФГИС ЕСНСИ).

2. ФГИС ЕСНСИ является федеральной государственной информационной системой, обеспечивающей автоматизированные формирование, актуализацию и использование сведений о базовых государственных информационных ресурсах.

3. Оператором ФГИС ЕСНСИ является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (далее – Оператор).

4. ФГИС ЕСНСИ содержит реестр базовых государственных информационных ресурсов (далее – Реестр), в котором размещается:

систематизированная совокупность сведений о базовом государственном информационном ресурсе, представленных в виде паспорта базового государственного информационного ресурса;

перечень наименований уникальных сведений об объекте либо о субъекте (физическом или юридическом лице), которые предназначены для использования при осуществлении межведомственного информационного взаимодействия в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и на создание которых федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы государственных внебюджетных фондов уполномочены в соответствии с федеральными законами, а также перечень идентификаторов этих сведений.

5. ФГИС ЕСНСИ используется для автоматизированного обеспечения:

доступа федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов государственных внебюджетных фондов и иных заинтересованных лиц к информации, содержащейся в Реестре, через интерфейс ФГИС ЕСНСИ;

предоставления информации в Реестр;

размещения информации в Реестре;

хранения информации в Реестре;

обработки информации, содержащейся в Реестре, ее систематизации и анализа.

6. ФГИС ЕСНСИ взаимодействует с федеральной государственной информационной системой «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме».

7. Информационное взаимодействие с использованием ФГИС ЕСНСИ осуществляется в соответствии с Правилами формирования, актуализации и использования реестра базовых государственных информационных ресурсов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 сентября 2012 г. № 928.

В состав участников информационного взаимодействия входят:

поставщики сведений – федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы государственных внебюджетных фондов, осуществляющие формирование проекта паспорта базового ресурса с использованием ФГИС ЕСНСИ;

пользователи сведений – государственные органы, органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов и другие заинтересованные лица, получающие доступ к информации, содержащейся в базовых государственных информационных ресурсах, через интерфейс ФГИС ЕСНСИ;

уполномоченный орган по формированию, актуализации и использованию сведений Реестра, утверждающий форму Реестра;

Оператор.

Создается «Правоохранительный портал Российской Федерации»

Совместным приказом Министерства экономического развития РФ, МВД РФ, Минобороны РФ, Минюста РФ, МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, Федеральной службы безопасности РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 г. №№ 412, 645, 1183, 216, 422, 782н, 120, 425, 370, 1638, 264, ММВ-7-6/437@ утверждены:

  • Положение о Государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации»
  • Регламент подготовки и размещения информации в государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации»
  • Регламент межведомственного обмена информацией с использованием государственной информационной системы «Правоохранительный портал Российской Федерации».

Утвержденные документы наглядно демонстрируют то, о чём я уже не раз говорила – реальные цели и задачи «электронного правительства» очень трудно «уместить» в узких, хотя и понятных гражданам, рамках предоставления государственных услуг в электронном виде.

В Положении обозначены следующие функции Системы:

Положение о государственной информационной системе «Правоохранительный портал Российской Федерации» (Приложение № 1 к приказу Министерства экономического развития РФ, МВД РФ, Минобороны РФ, Минюста РФ, МЧС РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, ФСБ РФ, Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной таможенной службы, Федеральной миграционной службы и Федеральной налоговой службы от 3 сентября 2010 г. № 412/645/1183/216/422/782н/120/425/370/1638/264/ММВ-7-6/437@)

2. Целями функционирования Системы являются:

  • Обеспечение граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства и организаций полной общедоступной информацией о деятельности федеральных органов исполнительной власти, размещающих информацию в Системе, и сведениями, предусмотренными электронными сервисами Системы, с использованием информационных технологий;
  • Обеспечение реализации прав пользователей Системы на обращение в федеральные органы исполнительной власти, размещающие информацию в Системе, о предоставлении информации с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и средств связи, а также на сотрудничество с федеральными органами исполнительной власти в области борьбы с преступностью;
  • Обеспечение обмена информацией между федеральными органами исполнительной власти, размещающими информацию в Системе, в электронной форме в целях подготовки информации для предоставления с использованием Системы.

Первые два пункта направлены на реализацию тех задач «электронного правительства», о которых больше всего любят говорить государственные органы:

  • Оказание услуг населению и организациям в электронном виде
  • Обеспечение прозрачности государственного управления, открытости государственных данных и информации
  • Развитие прямой демократии, вовлечение населения в государственное управление

А вот третий пункт связан с выполнением главных целей любого государства, о которых сейчас, следуя примеру западных стран, стараются не упоминать при обсуждении задач «электронного правительства»:

  • Защита, сохранение и укрепление существующего политико-экономического строя
  • Обеспечение политической, экономической и военной безопасности, борьба с терроризмом.

И если на данный документ взглянуть с этой точки зрения, то всё встает на свои места.

Сразу же возникает вопрос о том, кем и как данная информация может использоваться. Здесь в документе есть явные противоречия:

6. Информация, содержащаяся в Системе, может быть использована пользователями Системы для реализации их законных интересов.

7. … Размещенная в Системе информация является справочной и не имеет правоустанавливающего или правоподтверждающего значения. Информация, размещенная в Системе (за исключением новостного блока), в том числе предоставленная и распространенная с использованием Системы, должна соответствовать информации, предоставляемой и распространяемой Участниками Системы при осуществлении деятельности в установленном порядке.

Интересно, как можно использовать справочную информацию, которая ничего не подтверждает, «для реализации своих законных интересов»? Что это – непонимание очевидных вещей, или же боязнь публично признать, что создаётся крупнейшая система коллективного использования документов и документированной информации, в том числе содержащих персональные данные?

Структура Системы также позволяет сделать некоторые выводы:

9. Структура Системы:

  • Публичная часть – общедоступная информация и средства, обеспечивающие ее поиск, хранение, обработку, передачу, защиту и доступ к ней;
  • Выделенная часть – информация, предназначенная для межведомственного обмена сведениями, а также для подготовки сведений к предоставлению или распространению через публичную часть Системы, и средства, обеспечивающие ее поиск, хранение, обработку, передачу, защиту и доступ к ней.

Если повнимательнее взглянуть на данную затею, то можно сделать вывод о том, что под прикрытием лозунга «всё для народа», силовые структуры создают систему, позволяющую им оперативно обмениваться друг с другом собранной ими при выполнении своих основных функций информацией в электронном виде. И обмен будет вестись не какой-то там «справочной» информацией, а полноценными юридическими значимыми электронными документами, подписанными ЭЦП:

15. Используемые в Системе электронные документы подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица Участника Системы.

Сертификаты ключей электронных цифровых подписей уполномоченных лиц Участников Системы изготавливаются и выдаются удостоверяющим центром общероссийского государственного информационного центра или, по выбору Участника Системы, иным удостоверяющим центром, согласованным с оператором Системы и оператором общероссийского государственного информационного центра.

В настоящее время планируется обеспечить, в случае необходимости, доступ к следующим десяти ресурсам:

  • «Найденные дети»
  • «Ближайшие федеральные органы исполнительной власти»
  • «Участковые»
  • «Проверка автотранспортного средства по паспорту транспортного средства»
  • «Розыск»
  • «Похищенные художественные ценности и антиквариат»
  • «Обращение в федеральные органы исполнительной власти»
  • «Частные охранные предприятия»
  • «Проверка счета-фактуры по номеру таможенной декларации»
  • «Чрезвычайные ситуации»

ГИС? или неГИС? Вот в чем вопрос

Привет, Хабр!

Поводом к этой публикации является отсутствие конкретного определения такой сущности как ГИС (государственная информационная система) с одной стороны, и разнообразная (порой, недопустимая) трактовка этого понятия с другой стороны. Правильная классификация системы (ГИС или неГИС) имеет непосредственное практическое значение: если система неГИС, то ряд обязательных (порой серьезных) требований переходят в разряд рекомендаций.

Что же такое государственная информационная система? Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (далее — закона) содержит понятие информационной системы (в целом) и косвенно определяет ГИС.

Итак, информационная система — это совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств (п.3 ст. 2 названного закона). Определение вполне себе «техническое», не отсылающее к нормам права, и, на мой взгляд, достаточно конкретное, чтобы не вызывать споров по поводу содержания понятия. Кроме того, наличие таких терминов как «база данных», «информационные технологии», «технические средства» позволяет делать вывод с достаточной степенью уверенности, что информационная система хранится (и эксплуатируется) в памяти ЭВМ.

С государственной информационной системой уже посложнее. Согласно пп.1 п.1. ст. 13 государственные информационные системы — федеральные информационные системы и региональные информационные системы, созданные на основании соответственно федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, на основании правовых актов государственных органов. Какие выводы можно сделать из этого понятия?

  1. Государственные системы бывают федеральные и региональные.
  2. Федеральные государственные системы создаются на основании федерального закона или же акта федерального государственного органа.
  3. Региональные государственные системы создаются на основании законов субъектов или же акта регионального государственного органа.

Далее, ст. 14 закона определяет цели создания ГИС — это реализация полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях. Сразу же встает вопрос, что является государственным органом? И как в контексте закона понятие «государственный орган» соотносится с понятием «орган государственной власти», поскольку в тексте закона встречаются и то, и то? Для целей этого материала условимся, что понятия идентичные.

Единого перечня целей создания ГИС не существует, но cам закон определяет вполне себе очевидную цель как реализация полномочий и обмен информацией.

«Полномочие» словарь С.И. Ожегова определяет как «официально предоставленное кому-нибудь право какой-нибудь деятельности, ведения дел». Каждый государственный орган имеет собственные полномочия, изучение которых позволяет сделать вывод о том, что полномочия раскрывают функционал органа и в упрощенном смысле отвечают на вопрос зачем создан тот или иной орган. Иными словами, полномочия это не вся деятельность, которую осуществляет орган, а только та, характеризующая конкретно взятый орган. Общеотраслевые виды деятельности, такие как ведение бухгалтерского, кадрового учета, соблюдение норм в области охраны труда, экологических норм и т.д. не входят в понятие полномочий. Допустимо, на мой взгляд, использовать такой подход к решению вопроса: открыть положение о государственном органе, раздел полномочия и определить, какое конкретно полномочие реализует информационная система. Если ответ найден, это весьма убедительный довод в пользу того, чтобы считать информационную систему государственной.

Согласно п.3 ст. 14 источниками информации для ГИС является статистическая и иная документированная информация, предоставляемая гражданами (физическими лицами), организациями, государственными органами, органами местного самоуправления. Судя по источникам очевидно, что информационное содержание ГИС не может состоять из результатов внутренней деятельности одного конкретного государственного органа.
Правительством РФ Постановлением от 06 июля 2015г. №676 утверждены «Требования к порядку создания, развития, ввода в эксплуатацию, эксплуатации и вывода из эксплуатации государственных информационных систем и дальнейшего хранения содержащейся в их базах данных информации». Отмечу, что с точки зрения этого Постановления, требования обязательны для федеральных и региональных органов исполнительной власти, а для органов управления государственными внебюджетными фондами, органов местного самоуправления эти требования не являются требованиями, ибо носят рекомендательный характер.

Пунктом 1(1) указанных Требований перечислены основные требования, которые должны осуществляться при создании, развитии, вводе в эксплуатацию, эксплуатации и выводе из эксплуатации ГИС:

  • требования регуляторов ФСБ и ФСТЭК;
  • требования к организации и мерам защиты информации, содержащейся в ГИС;
  • требования к защите к персональных данных, если таковые содержатся в ГИС.
    В то же время, п. 5 ст. 16 закона устанавливает, что требования регуляторов (ФСБ и ФСТЭК) в отношении защиты информации в ГИС должны исполняться повсеместно, т.е. всеми органами. Налицо противоречие между Постановлением и законом, но закон имеет бОльшую юридическую силу со всеми вытекающими последствиями.

Какие из всего изложенного можно сделать выводы?

ГИС — это такая информационная система, которая обладает рядом характеристик:

  • создается на основании закона или акта государственного органа (федерального или регионального);
  • создается для обмена информацией и для реализации полномочий государственного органа, также цель создания может быть определена федеральным законом;
  • информационное наполнение — документированная информация, которая предоставляется физическими лицами, организациями, государственными органами, органами местного самоуправления;
  • на ГИС распространяются требования регуляторов ФСТЭК и ФСБ.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *