Содержание
I. Общие положения
1. Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (ГУОБДД МВД России)<1> является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел Российской Федерации<2>, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.
——————————-
<1> Далее — «Главное управление».
<2> Далее — «Министерство» или «МВД России».
2. Главное управление является федеральным органом управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации<1> и возглавляет систему Госавтоинспекции<2>.
——————————-
<1> Далее — «Госавтоинспекция».
<2> Указ Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 25, ст. 2897; 2008, N 27, ст. 3250; 2010, N 52, ст. 7053).
3. Структура и штатное расписание Главного управления утверждаются Министром внутренних дел Российской Федерации<1> по представлению заместителя Министра внутренних дел Российской Федерации, координирующего и контролирующего деятельность Главного управления<2>.
——————————-
<1> Далее — «Министр».
<2> Далее — «курирующий заместитель Министра».
4. Главное управление осуществляет управление федеральным государственным учреждением «Научно-исследовательский центр проблем безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации»<1>, федеральным государственным учреждением «Дирекция по управлению федеральной целевой программой «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах»<2>, а также Центром специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации<3>.
——————————-
<1> Далее — «ФГУ НИЦ БДД МВД России».
<2> Далее — «Дирекция».
<3> Далее — «ЦСН БДД МВД России».
5. Главное управление в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и настоящим Положением.
6. Работа Главного управления организуется на основе планирования, сочетания единоначалия в решении вопросов служебной деятельности и коллегиальности при их обсуждении, персональной ответственности каждого сотрудника и федерального государственного гражданского служащего за состояние дел на порученном участке работы и выполнение отдельных поручений.
7. Главное управление в установленном порядке осуществляет взаимодействие по вопросам своей деятельности с подразделениями МВД России, соответствующими подразделениями правоохранительных органов, государственных и муниципальных органов, общественными объединениями и организациями, а также в соответствии с международными договорами Российской Федерации с правоохранительными органами иностранных государств и международными полицейскими организациями.
8. Главное управление в установленном порядке совместно с территориальными органами МВД России на межрегиональном, региональном и районном уровнях обеспечивает эффективность деятельности органов управления и подразделений системы Госавтоинспекции.
9. Главное управление имеет печать с изображением геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации, необходимые для осуществления своей деятельности печати, штампы и бланки со своим полным и сокращенным наименованием, а также может иметь учреждаемые в установленном порядке знаки и символику, отражающие специфику деятельности Главного управления.
Главное управление для обеспечения служебной деятельности пользуется печатью МВД России с изображением Государственного герба Российской Федерации.
II. Основные задачи Главного управления
10. Основными задачами Главного управления являются:
10.1. Подготовка предложений по формированию основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения.
10.2. Совершенствование нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения.
10.3. Совершенствование государственного контроля и надзора в области обеспечения безопасности дорожного движения.
10.4. Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения<1>.
——————————-
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 19 октября 2004 г. N 567 «О координации деятельности органов исполнительной власти в области обеспечения безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 43, ст. 4225).
10.5. Организационно-методическое обеспечение деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.
III. Основные функции и полномочия Главного управления
11. Основными функциями Главного управления являются:
11.1. Осуществление комплексного анализа причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий.
11.2. Прогнозирование развития обстановки в области обеспечения безопасности дорожного движения, разработка предложений руководству Министерства по формированию и реализации государственной политики.
11.3. Анализ и оценка эффективности мер, принимаемых органами управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, иными подразделениями и учреждениями, входящими в систему Госавтоинспекции, а также органами внутренних дел, организациями и подразделениями, участвующими в выполнении задач и осуществлении полномочий по обеспечению безопасности дорожного движения, возложенных на МВД России.
11.4. Обобщение и анализ практики применения законодательства Российской Федерации по вопросам деятельности Госавтоинспекции, выработка соответствующих правовых, организационных и иных мер по повышению эффективности деятельности органов, организаций и подразделений МВД России; анализ практики исполнения административных наказаний, разработка необходимых правовых, организационных и иных мер по совершенствованию административной практики в целях повышения безопасности дорожного движения.
11.5. Определение совместно с федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации приоритетных направлений деятельности в области обеспечения безопасности дорожного движения, в том числе, связанных с организацией и проведением комплекса профилактических мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению административных правонарушений, а также по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий.
11.6. Разработка проектов федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России, а также подготовка предложений по совершенствованию законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов МВД России по вопросам деятельности Главного управления.
11.7. Разработка либо участие в разработке в установленном порядке совместно с заинтересованными подразделениями центрального аппарата Министерства, федеральными органами государственной власти проектов международных договоров в сфере внутренних дел.
11.8. Разработка проектов типовых положений об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, о подразделениях Госавтоинспекции управлений (отделов) внутренних дел по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также о строевых подразделениях Госавтоинспекции.
11.9. Ведение баз данных нормативных правовых актов по вопросам деятельности Главного управления, проведение работы по их систематизации.
11.10. Разработка либо участие совместно с заинтересованными подразделениями Министерства, федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов межведомственных соглашений по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
11.11. Подготовка либо участие в подготовке проектов отзывов и заключений по проектам международных договоров, законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
11.12. Разработка и внесение в установленном порядке предложений, направленных на совершенствование деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований в области обеспечения безопасности дорожного движения.
11.13. Разработка либо участие в разработке государственных, федеральных, ведомственных, аналитических и межгосударственных программ, в реализации которых принимает участие МВД России.
11.14. Подготовка в установленном порядке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации<1>.
——————————-
<1> Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2000 г. N 860 «О подготовке государственного доклада о состоянии безопасности дорожного движения в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 48, ст. 4690).
11.15. Участие в обеспечении согласованных действий федеральных органов исполнительной власти, направленных на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий, в рамках деятельности Правительственной комиссии по обеспечению безопасности дорожного движения.
11.16. Организация и осуществление в пределах компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации специальных контрольных, надзорных и разрешительных функций в области обеспечения безопасности дорожного движения.
11.17. Организация выполнения возложенной на Министерство функции по государственному учету основных показателей состояния безопасности дорожного движения.
11.18. Обеспечение внедрения в деятельность Госавтоинспекции перспективных информационных технологий и современных оперативно-технических средств.
11.19. Организация выполнения возложенных на Госавтоинспекцию обязанностей по созданию, обеспечению функционирования, ведению информационных банков (баз) данных и предоставлению содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в соответствии с законодательством Российской Федерации.
11.20. Обеспечение разработки и утверждения в установленном порядке образцов специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.
11.21. Обеспечение разработки методик сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, экзаменационных билетов, а также требований к программно-аппаратным комплексам для принятия теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами.
11.22. Разъяснение законодательства Российской Федерации, регламентирующего деятельность Госавтоинспекции, с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, организация и проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований.
11.23. Рассмотрение предложений территориальных органов МВД России о структуре и штатной численности подразделений Госавтоинспекции, а также положений об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.
11.24. Организация выдачи в установленном порядке разрешений на установку на транспортные средства устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов), а также дополнительных государственных регистрационных знаков и регистрационных документов на транспортные средства оперативных подразделений федеральных органов исполнительной власти, водительских удостоверений.
Подпункт 11.24 в ред. приказа МВД России от 31.03.2014 N 195.
11.25. Участие в организации и обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения во взаимодействии с федеральными органами государственной охраны, органами федеральной службы безопасности и другими государственными органами обеспечения безопасности, территориальными органами МВД России.
11.26. Организация и непосредственное участие в мероприятиях по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений дисциплины и законности, проводимых в целях защиты прав и законных интересов участников дорожного движения.
11.27. Формирование заявок на проведение научных исследований, участие в обеспечении внедрения достижений науки в деятельность Госавтоинспекции.
11.28. Обеспечение представления и представление по искам, предъявленным к МВД России, в установленном порядке в судах интересов МВД России, а по соответствующим поручениям — интересов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.
11.29. Выявление, обобщение положительного опыта по вопросам деятельности Главного управления, обеспечение его внедрения в деятельность подразделений Госавтоинспекции.
11.30. Оказание практической помощи органам управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иным подразделениям и учреждениям, входящим в систему Госавтоинспекции.
11.31. Участие в разработке и реализации мер по эффективному применению сил и средств Госавтоинспекции в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
11.32. Проведение стажировки в установленном порядке руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.
11.33. Участие в пределах компетенции в повышении уровня профессиональной подготовленности сотрудников Госавтоинспекции.
11.34. Согласование примерных программ и методик подготовки сотрудников Госавтоинспекции в образовательных учреждениях Министерства.
11.35. Проведение заключительного этапа конкурсов профессионального мастерства сотрудников Госавтоинспекции.
11.36. Информирование населения в пределах своей компетенции совместно с Управлением по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации МВД России о результатах деятельности Главного управления, в том числе через средства массовой информации, путем проведения пресс-конференций, брифингов, «круглых столов».
Подпункт 11.36. в ред. приказа МВД России от 15.08.2011 N 934.
11.37. Использование в своей деятельности достижений науки и техники, информационных систем, сетей связи, а также современной информационно-телекоммуникационной инфраструктуры.
11.38. Осуществление в пределах своей компетенции мероприятий по защите государственной тайны и конфиденциальной информации.
11.39. Рассмотрение обращений граждан; иных писем, заявлений; публикаций в средствах массовой информации по вопросам деятельности Главного управления.
11.40. Выполнение в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России иных функций по вопросам деятельности Главного управления.
12. Главное управление для осуществления своих задач и функций имеет право:
12.1. Создавать рабочие группы и комиссии.
12.2. Запрашивать и получать в установленном порядке от соответствующих подразделений федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, должностных лиц этих органов и организаций, а также граждан документы, справочные и иные материалы, необходимые для принятия решений по вопросам деятельности Главного управления.
12.3. Участвовать в установленном порядке в согласовании проектов нормативных правовых актов, разработанных федеральными органами исполнительной власти.
12.4. Привлекать в установленном порядке для выполнения возложенных на Главное управление задач научно-исследовательские, образовательные и иные учреждения системы МВД России, а также ученых и специалистов.
12.5. Участвовать в организации проведения научных исследований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
12.6. Участвовать в установленном порядке в работе международных организаций, разрабатывать и реализовывать совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и иными организациями мероприятия, обеспечивающие выполнение Российской Федерацией обязательств в соответствии с международными соглашениями по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.
12.7. Пользоваться в установленном порядке базами данных Министерства и его территориальных органов, научно-исследовательских и образовательных учреждений МВД России для решения задач, возложенных на Главное управление.
12.8. Участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на Министерство функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения.
12.9. Проводить по вопросам, относящимся к компетенции Главного управления, проверки деятельности органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.
12.10. Вносить предложения курирующему заместителю Министра о постановке на особый контроль органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, имеющих низкие результаты деятельности, а также о привлечении к дисциплинарной ответственности их руководителей.
12.11. Заслушивать отчеты руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, а также иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а по согласованию с руководством Министерства — начальников территориальных органов МВД России по вопросам, отнесенным к компетенции Главного управления.
12.12. Проводить совещания, рабочие встречи, научно-практические конференции и семинары.
12.13. Использовать в соответствии с законодательством Российской Федерации возможности федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций.
12.14. Участвовать в установленном порядке в организации и проведении общественной экспертизы проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, по которым Главное управление является головным разработчиком, а также принимать участие в разработке и рассмотрении концепций, программ, инициатив граждан и общественных объединений по наиболее актуальным вопросам, относящимся к сфере внутренних дел.
12.15. Осуществлять иные полномочия, предоставленные Главному управлению нормативными правовыми актами МВД России.
IV. Организация и обеспечение деятельности Главного управления
13. Главное управление возглавляет начальник.
Начальник Главного управления является главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Начальник Главного управления имеет заместителей, которые являются заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации.
Начальник Главного управления и его заместители назначаются на должность и освобождаются от должности в установленном порядке.
14. Начальник Главного управления:
14.1. Осуществляет непосредственное руководство деятельностью Главного управления и несет персональную ответственность за надлежащее выполнение возложенных на Главное управление задач и функций и реализацию предоставленных прав.
14.2. Распределяет по согласованию с курирующем заместителем Министра функциональные обязанности между своими заместителями, осуществляет контроль за их исполнением; делегирует часть своих полномочий своим заместителям.
14.3. Утверждает положения и планы работы структурных подразделений Главного управления.
14.4. Издает в пределах своей компетенции приказы и распоряжения, обязательные для исполнения личным составом Главного управления.
14.5. Создает в пределах утвержденных штатных расписаний Главного управления временные подразделения целевого назначения для выполнения задач, возложенных на Главное управление.
14.6. Устанавливает в соответствии с законодательством Российской Федерации и служебной необходимостью внутренний распорядок и режим работы Главного управления.
14.7. Осуществляет в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий прием, назначение, перемещение, временное отстранение, освобождение от должности и увольнение сотрудников Главного управления до заместителя начальника управления, входящего в Главное управление, включительно.
14.8. Реализует в соответствии с законодательством Российской Федерации и в пределах, предоставленных нормативными правовыми актами МВД России, полномочия представителя нанимателя от имени Российской Федерации в отношении граждан, поступающих на федеральную государственную гражданскую службу в Главное управление, и федеральных государственных гражданских служащих, проходящих государственную службу в Главном управлении.
14.9. Организует и обеспечивает подбор, расстановку, перемещение и профессиональную подготовку кадров, соблюдение служебной дисциплины, в установленном порядке направляет сотрудников на переподготовку и повышение квалификации.
14.10. Рассматривает предложения и обеспечивает подготовку материалов:
о назначении на должность и освобождении от должности, а также о продлении предельного срока службы руководителей органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации номенклатуры МВД России;
о награждении государственными и ведомственными наградами сотрудников и федеральных государственных гражданских служащих органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также о применении к ним дисциплинарных взысканий.
14.11. Организует в установленном порядке аттестацию сотрудников Главного управления; присваивает сотрудникам Главного управления специальные звания до подполковника полиции включительно. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о присвоении специального звания полковник полиции сотрудникам Главного управления.
14.12. Применяет в установленном порядке и в пределах своей компетенции поощрения в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления, а также граждан, организаций и общественных объединений за активное участие в обеспечении безопасности дорожного движения; вносит предложения по этим вопросам руководству Министерства в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также граждан, организаций и общественных объединений.
14.13. Налагает в пределах своей компетенции установленные законодательством Российской Федерации дисциплинарные взыскания в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления; вносит предложения по этим вопросам руководству Министерства в отношении сотрудников органов внутренних дел, федеральных государственных гражданских служащих и работников органов управления, подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции.
14.14. В установленном порядке направляет сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в служебные командировки.
14.15. Устанавливает в пределах своей компетенции сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления соответствующие надбавки и выплаты.
14.16. Предоставляет отпуска сотрудникам и федеральным государственным гражданским служащим Главного управления.
14.17. Присваивает (подтверждает) квалификационные звания начальникам управлений, заместителям начальников управлений, начальникам отделов Главного управления.
14.18. Решает в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России иные вопросы, связанные с прохождением государственной службы в Главном управлении.
14.19. Организует в пределах своей компетенции:
разработку и реализацию мер по обеспечению правовой и социальной защиты сотрудников, федеральных государственных гражданских служащих Главного управления в соответствии с гарантиями и льготами, предоставленными законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России;
оказание по поручению курирующего заместителя Министра в соответствии с законодательством Российской Федерации правовой помощи сотрудникам, федеральным государственным гражданским служащим Главного управления в защите их прав и свобод по делам, возникшим в связи с осуществлением ими служебной деятельности.
14.20. Организует и обеспечивает в установленном порядке мобилизационную подготовку и мобилизацию в Главном управлении, а также обеспечивает выполнение в Главном управлении мероприятий гражданской обороны.
14.21. Лично принимает граждан в Приемной МВД России согласно графику, утвержденному Министром.
14.22. Организует в установленном порядке защиту сведений, составляющих государственную тайну, и конфиденциальной информации, включая мероприятия по технической защите информации в Главном управлении.
14.23. Осуществляет общее руководство морально-психологическим обеспечением, непосредственно участвует в соответствующих мероприятиях и несет личную ответственность за состояние этой работы, состояние служебной дисциплины и законности в Главном управлении.
14.24. Утверждает:
методику сдачи квалификационных экзаменов на получение права на управление транспортными средствами, экзаменационные билеты, а также требования к программно-аппаратным комплексам для принятия теоретических экзаменов на право управления транспортными средствами;
в установленном порядке образцы специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и водителей к участию в дорожном движении.
14.25. Проводит в установленном порядке международные, всероссийские и зональные совещания, семинары, конференции, учебные и иные сборы.
14.26. Представляет в установленном порядке руководству Министерства предложения о назначении на должность и освобождении от должности начальников органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.
14.27. Согласовывает в установленном порядке:
назначение на должность и освобождение от должности заместителей начальников органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации;
структуру и штатную численность органов управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации, иных подразделений и учреждений, входящих в систему Госавтоинспекции, а также положения об органах управления Госавтоинспекции по субъектам Российской Федерации.
14.28. Реализует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, полномочия главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации.
14.29. Осуществляет руководство деятельностью ЦСН БДД МВД России в пределах предоставленных нормативными правовыми актами МВД России полномочий.
14.30. Утверждает годовые планы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ФГУ НИЦ БДД МВД России, пользуется иными полномочиями по управлению ФГУ НИЦ БДД МВД России, предоставленными ему нормативными правовыми актами МВД России.
14.31. Представляет в установленном порядке Министру предложения о назначении или освобождении от должности генерального директора Дирекции, назначает и освобождает от должности заместителей генерального директора Дирекции, пользуется иными полномочиями по управлению Дирекцией, предоставленными ему нормативными правовыми актами МВД России.
14.32. Реализует иные полномочия, отнесенные к компетенции Главного управления, предусмотренные законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
15. При начальнике Главного управления действует оперативное совещание, порядок проведения и состав которого определяются начальником Главного управления.
16. Делопроизводство, мероприятия по обеспечению режима секретности, вопросы, связанные с прохождением государственной службы, кадровое, материально-техническое, финансовое, морально-психологическое и иное обеспечение Главного управления осуществляются в порядке, установленном законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами МВД России.
Положение о государственной инспекции безопасности дорожного движения министерства внутренних дел Российской Федерации
1. Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
2. Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются — граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются — нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.
3. Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федеральным законом «О полиции», Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О безопасности дорожного движения», другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.
4. Госавтоинспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, организациями, средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с компетентными органами иностранных государств.
5. В систему Госавтоинспекции входят:
а) Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее — подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне);
б) Центр специального назначения в области обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации;
в) подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации (далее — подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне);
г) специализированные подразделения Госавтоинспекции территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации;
д) подразделения Госавтоинспекции управлений, отделов, отделений Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также подразделение Госавтоинспекции Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» (далее — подразделения Госавтоинспекции на районном уровне);
е) научно-исследовательские учреждения Госавтоинспекции и их филиалы.
6. Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне является органом управления Госавтоинспекции.
Подразделение Госавтоинспекции на федеральном уровне в установленном порядке участвует в выполнении функций государственного заказчика, возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации, в том числе по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также по изготовлению оперативно-технических средств для Госавтоинспекции, перечень которых определяется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Руководитель подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации, а его заместители — заместителями главного государственного инспектора безопасности дорожного движения Российской Федерации. Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности Президентом Российской Федерации по представлению Министра внутренних дел Российской Федерации.
6.1. Главный государственный инспектор безопасности дорожного движения Российской Федерации имеет право по вопросам, относящимся к его компетенции:
а) принимать участие в выработке и реализации основных направлений государственной политики в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также в координации деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в этой области;
б) представлять Министерство внутренних дел Российской Федерации во взаимоотношениях с Правительством Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) вести переписку от имени Министерства внутренних дел Российской Федерации;
г) запрашивать и получать в установленном порядке от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
д) вносить в соответствии с законодательством Российской Федерации в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления муниципальных образований и организации предписания (постановления, представления, решения) об устранении нарушений законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
е) создавать по согласованию с заинтересованными государственными органами и организациями совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы) по вопросам, касающимся предупреждения дорожно-транспортных происшествий и снижения тяжести их последствий;
ж) представлять в соответствии с законодательством Российской Федерации интересы Российской Федерации в международных организациях и во взаимоотношениях с иностранными государствами;
з) осуществлять руководство деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.
7. Руководители подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации, а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации.
Главные государственные инспекторы безопасности дорожного движения по субъектам Российской Федерации осуществляют по вопросам, относящимся к их компетенции, руководство деятельностью главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур».
Руководители подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне, за исключением лиц, замещающих должности высшего начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации, назначаются на должность и освобождаются от должности Министром внутренних дел Российской Федерации по представлению руководителя подразделения Госавтоинспекции на федеральном уровне, согласованному с руководителем территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации.
Заместители руководителей подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел по субъектам Российской Федерации.
8. Руководители подразделений Госавтоинспекции на районном уровне являются по должности главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур», а их заместители — заместителями главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, а также на комплексе «Байконур».
Указанные лица назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел по субъектам Российской Федерации по представлениям руководителей территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителя Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур», согласованным с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.
9. Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных инспекторов безопасности дорожного движения по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения.
10. Положения о подразделениях Госавтоинспекции на региональном уровне утверждаются руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации.
Положения о подразделениях Госавтоинспекции на районном уровне утверждаются руководителями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, по закрытым административно-территориальным образованиям, руководителем Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации на комплексе «Байконур» по согласованию с руководителями подразделений Госавтоинспекции на региональном уровне.
11. На Госавтоинспекцию возлагаются следующие обязанности:
а) осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми устанавливаются требования:
- к строительству и реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта; к эксплуатационному состоянию и ремонту дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения;
- к конструкции и техническому состоянию находящихся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования;
- к изменению конструкции зарегистрированных в Госавтоинспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним;
- к перевозкам в пределах компетенции Госавтоинспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов;
б) проведение экзаменов на право управления транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий, предусмотренных пунктом 1 статьи 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», выдача водительских удостоверений; согласование программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, выдача заключений о соответствии установленным требованиям учебно-материальной базы организаций, осуществляющих образовательную деятельность и реализующих основные программы профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий, и соискателей лицензий на осуществление образовательной деятельности по указанным программам в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации;
в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним, а также выдача паспортов транспортных средств в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации;
г) организация и проведение в порядке и сроки, которые установлены законодательством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним;
д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;
е) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;
ж) организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;
з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;
и) осуществление на месте дорожно-транспортного происшествия неотложных действий по спасению людей, в том числе принятие мер по эвакуации людей, оказание в соответствии с законодательством Российской Федерации первой помощи пострадавшим, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;
л) осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;
м) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении;
н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;
о) осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;
п) участие в работе градостроительных и технических советов, а также в рассмотрении предложений об установлении или изменении межрегиональных маршрутов регулярных перевозок пассажиров автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом;
р) разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;
с) разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, юридическими лицами и общественными объединениями;
т) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;
у) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;
ф) выдача в установленном порядке разрешений на установку на транспортных средствах устройств для подачи специальных световых и звуковых сигналов, условных опознавательных знаков (сигналов);
х) создание, обеспечение функционирования и ведение в порядке, определяемом Министром внутренних дел Российской Федерации, информационных банков (баз) данных, а также предоставление содержащихся в них сведений федеральным органам исполнительной власти, органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления муниципальных образований, организациям и гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
ц) участие во взаимодействии с соответствующими подразделениями органов государственной охраны в обеспечении безопасного и беспрепятственного проезда транспортных средств, в которых следуют объекты государственной охраны;
ч) осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и в полном объеме рассмотрения их устных и письменных обращений с последующим уведомлением граждан о принятых решениях в установленный законодательством Российской Федерации срок;
ш) выдача свидетельств о соответствии транспортных средств с внесенными в их конструкцию изменениями требованиям безопасности, а также свидетельство о допуске транспортных средств к перевозке опасных грузов.
12. Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право:
а) запрашивать и получать в установленном порядке от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления муниципальных образований, организаций и должностных лиц сведения о соблюдении ими законодательства Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения;
б) давать юридическим лицам и должностным лицам обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, а в случае непринятия по таким предписаниям необходимых мер привлекать виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации. Предписания даются главными государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами безопасности дорожного движения, государственными инспекторами безопасности дорожного движения, старшими государственными инспекторами дорожного надзора, государственными инспекторами дорожного надзора в соответствии с их компетенцией в письменной форме с указанием сроков представления информации о принимаемых мерах;
в) участвовать в разработке проектов законодательных и иных нормативных правовых актов, технических регламентов и документов по стандартизации в области обеспечения безопасности дорожного движения, вносить в установленном порядке предложения по их совершенствованию;
г) предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения;
д) временно ограничивать или запрещать дорожное движение, изменять его организацию на отдельных участках дорог при проведении массовых мероприятий и в иных случаях в целях создания необходимых условий для безопасного движения транспортных средств и пешеходов либо если пользование транспортными средствами угрожает безопасности дорожного движения, а также на железнодорожных переездах, не отвечающих правилам их содержания в безопасном для дорожного движения состоянии, ограничивать или запрещать проведение на дорогах ремонтно-строительных и других работ, осуществляемых с нарушением требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;
е) запрещать при несоблюдении требований нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения перевозку крупногабаритных, тяжеловесных или опасных грузов, а также движение общественного транспорта по установленным маршрутам;
ж) запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев — при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах;
з) не допускать к участию в дорожном движении путем отказа в регистрации и выдаче соответствующих документов следующие автомототранспортные средства и прицепы к ним:
изготовленные в Российской Федерации или ввозимые на ее территорию сроком более чем на шесть месяцев, или в конструкцию которых внесены изменения, — без документов, удостоверяющих их соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения;
имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки;
владельцами которых не исполнена установленная федеральным законом обязанность по страхованию гражданской ответственности;
и) останавливать транспортные средства и проверять документы на право пользования и управления ими, страховой полис обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства, а также документы на транспортное средство и перевозимый груз, изымать эти документы в случаях, предусмотренных федеральным законом;
к) отстранять от управления транспортными средствами лиц, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, лиц, не имеющих документов на право управления или пользования транспортными средствами, а также лиц, управляющих транспортными средствами с заведомо неисправными тормозной системой (за исключением стояночного тормоза), рулевым управлением или сцепным устройством (в составе поезда);
л) освидетельствовать на состояние алкогольного опьянения, направлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения управляющих транспортными средствами лиц, которые подозреваются в совершении административного правонарушения в области дорожного движения и в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии опьянения, а также направлять или доставлять на медицинское освидетельствование на состояние опьянения лиц, которые подозреваются в совершении преступления против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспорта, для объективного рассмотрения дела в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
м) использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для выявления и фиксации нарушений правил дорожного движения, контроля за техническим состоянием транспортных средств и дорог, принудительной остановки и задержания транспортных средств, дешифровки показаний тахографов;
н) осуществлять в установленном законодательством Российской Федерации порядке административное задержание и личный досмотр граждан, совершивших административное правонарушение, осмотр транспортных средств и грузов с участием водителей или граждан, сопровождающих грузы, производить досмотр транспортных средств при подозрении, что они используются в противоправных целях;
о) вызывать в Госавтоинспекцию граждан и должностных лиц по находящимся в производстве делам и материалам, получать от них необходимые объяснения, справки, документы (их копии);
п) составлять протоколы об административных правонарушениях, назначать в пределах своей компетенции административные наказания юридическим лицам, должностным лицам и гражданам, совершившим административное правонарушение, применять иные меры, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
р) использовать для доставления в медицинские организации граждан, нуждающихся в оказании медицинской помощи в экстренной или неотложной форме, для транспортировки поврежденных при авариях транспортных средств, а также в других предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях транспортные средства предприятий, учреждений, организаций, общественных объединений и граждан, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортных средств специального назначения;
с) пользоваться беспрепятственно в служебных целях средствами связи, принадлежащими юридическим лицам и гражданам;
т) участвовать в установленном порядке в выполнении возложенных на Министерство внутренних дел Российской Федерации функций государственного заказчика по разработке и изготовлению технических средств контроля за соблюдением правил дорожного движения, аварийно-спасательного оборудования, применяемого на месте дорожно-транспортного происшествия в целях снижения тяжести его последствий, а также иных технических средств, автоматизированных систем и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
у) участвовать совместно с заинтересованными организациями и учреждениями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований в области обеспечения безопасности дорожного движения, осуществлять в установленном порядке их реализацию, а также участвовать во внедрении в практическую деятельность Госавтоинспекции научных разработок;
ф) участвовать в установленном порядке в работе международных организаций по проблемам безопасности дорожного движения, разрабатывать и осуществлять совместно с заинтересованными организациями и учреждениями мероприятия, обеспечивающие выполнение международных обязательств Российской Федерации в этой области;
х) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях задержание транспортных средств с помещением их в специально отведенные места до устранения причин задержания;
ш) осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации задержание транспортных средств, находящихся в розыске;
щ) обращаться в суд с иском о признании недействительным разрешения на установку рекламной конструкции в случае несоответствия рекламной конструкции требованиям нормативных актов по безопасности движения транспорта.
13. Надзор и контроль за деятельностью Госавтоинспекции осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации. Гражданин, считающий, что действия либо бездействие сотрудника Госавтоинспекции привели к ущемлению его прав и свобод, вправе обжаловать эти действия либо бездействие вышестоящему должностному лицу Госавтоинспекции, прокурору и (или) в суд.
14. За противоправные действия или бездействие сотрудники Госавтоинспекции несут ответственность, установленную законодательством Российской Федерации. Вред, причиненный сотрудником Госавтоинспекции юридическим лицам и гражданам, подлежит возмещению в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
15. Госавтоинспекция в пределах своей компетенции оказывает при необходимости методическую и практическую помощь военной автомобильной инспекции.
16. Финансирование и материально-техническое обеспечение Госавтоинспекции осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
17. Подразделения Госавтоинспекции на региональном уровне в соответствии с законодательством Российской Федерации могут являться обособленными подразделениями территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъектам Российской Федерации, наделяться имуществом, иметь счета, а также печати, штампы и бланки со своим наименованием.
Постановление Совета Министров РБ№ 1851 от 31.12.2002. Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь
Зарегистрировано в НРПА РБ 17 января 2003 г. N 5/11800
Во исполнение статьи 45 Закона Республики Беларусь от 17 июля 2002 г. «О дорожном движении» Совет Министров Республики Беларусь ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Утвердить прилагаемое Положение о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь.
2. Признать утратившими силу:
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 июля 1994 г. N 553 «Об утверждении Положения о Государственной автомобильной инспекции Министерства внутренних дел Республики Беларусь»;
пункт 7 изменений, которые вносятся в постановления Правительства Республики Беларусь, утвержденных постановлением Правительства Республики Беларусь от 14 января 1997 г. N 35 «О внесении изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1997 г., N 2, ст. 76);
постановление Совета Министров Республики Беларусь от 17 сентября 2001 г. N 1377 «О внесении дополнений и изменений в некоторые постановления Правительства Республики Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 90, 5/8386), кроме пункта 2.
Премьер-министр Республики Беларусь Г.Новицкий
УТВЕРЖДЕНО Постановление Совета Министров Республики Беларусь 31.12.2002 N 1851
ГЛАВА 1 ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1. Государственная автомобильная инспекция Министерства внутренних дел Республики Беларусь (далее — ГАИ) осуществляет государственное регулирование и управление, а также государственный контроль в области дорожного движения.
2. ГАИ в своей деятельности руководствуется Конституцией Республики Беларусь, иными актами законодательства, в том числе настоящим Положением.
3. Систему ГАИ образуют:
3.1. организационно:
управление ГАИ Министерства внутренних дел (далее — МВД);
управление, отделы ГАИ главного управления внутренних дел Минского горисполкома (далее — ГУВД);
управления, отделы ГАИ управлений внутренних дел облисполкомов (далее — УВД);
отделы (отделения) ГАИ управлений, отделов внутренних дел городских, районных исполкомов (местных администраций) (далее — ОВД), отделение ГАИ Минского отдела внутренних дел на воздушном транспорте;
специальное подразделение дорожно-патрульной службы «Стрела» МВД, строевые и специальные (специализированные) подразделения дорожно-патрульной службы;
3.2. функционально подразделения:
дорожно-патрульной службы;
технического надзора;
организации дорожного движения;
дорожной инспекции;
регистрационно-экзаменационные;
пропаганды безопасности дорожного движения;
оперативного реагирования и розыска;
дознания;
организационно-аналитические;
административной практики;
сопровождения (эскортирования);
эксплуатации автоматизированных систем управления;
другие подразделения, предназначенные для выполнения задач и функций, возложенных на ГАИ.
4. Управления ГАИ МВД, ГУВД, УВД являются юридическими лицами, имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своими наименованиями, а также соответствующие печати и штампы.
Регистрационно-экзаменационные подразделения ГАИ имеют печати и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своими наименованиями, а также соответствующие печати и штампы.
5. Начальник управления ГАИ МВД по должности является главным государственным автомобильным инспектором Республики Беларусь, а его заместители — заместителями главного государственного автомобильного инспектора Республики Беларусь.
Начальники управлений (отделов, отделений) ГАИ ГУВД, УВД, ОВД по должности являются главными государственными автомобильными инспекторами соответствующих области, города, района, района в городе, а их заместители — заместителями главного государственного автомобильного инспектора соответствующих области, города, района, района в городе.
6. Начальник управления ГАИ МВД и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел по представлению заместителя Министра внутренних дел — начальника милиции общественной безопасности (далее — заместитель Министра).
Начальник специального подразделения дорожно-патрульной службы «Стрела» МВД и его заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел по представлению начальника управления ГАИ МВД по согласованию с заместителем Министра.
Начальники управлений ГАИ ГУВД, УВД назначаются на должности и освобождаются от должностей Министром внутренних дел по представлению начальника соответствующего ГУВД, УВД, согласованному с заместителем Министра и начальником управления ГАИ МВД. Кандидатуры на указанные должности согласовываются с председателями Минского горисполкома, облисполкомов. Заместители начальников управлений ГАИ ГУВД, УВД назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником соответствующего ГУВД, УВД по согласованию с начальником управления ГАИ МВД.
Начальники отделов (отделений) ГАИ ОВД и их заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником соответствующего ГУВД, УВД по представлению начальника соответствующего ОВД, согласованному с начальником управления ГАИ МВД, соответствующего ГУВД, УВД.
Начальники межрайонных отделов (отделений) ГАИ и их заместители назначаются на должности и освобождаются от должностей начальником соответствующего ГУВД, УВД по представлению начальника управления ГАИ соответствующего ГУВД, УВД по согласованию с начальником управления ГАИ МВД.
7. Главный государственный автомобильный инспектор Республики Беларусь и его заместители осуществляют руководство деятельностью начальника специального подразделения дорожно-патрульной службы «Стрела» МВД, главных государственных автомобильных инспекторов г. Минска и областей.
Главные государственные автомобильные инспекторы г. Минска и областей и их заместители осуществляют руководство деятельностью государственных автомобильных инспекторов соответствующих города, района, района в городе, а также иных подразделений ГАИ, входящих в состав ГУВД, УВД.
8. Указания и распоряжения вышестоящих главных государственных автомобильных инспекторов по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения обязательны для исполнения нижестоящими главными государственными автомобильными инспекторами.
ГЛАВА 2 ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ГАИ
9. Основными задачами ГАИ являются:
9.1. охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности, защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства, обеспечение их личной и имущественной безопасности;
9.2. организация и осуществление контроля за соблюдением законодательства в области дорожного движения;
9.3. организация и осуществление мероприятий в области обеспечения безопасности дорожного движения;
9.4. выявление причин и условий, способствующих нарушению Правил дорожного движения, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 28 ноября 2005 г. N 551 «О мерах по повышению безопасности дорожного движения» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2005 г., N 189, 1/6961; 2007 г., N 251, 1/9036), и (или) совершению дорожно-транспортных происшествий, и принятие своевременных мер по координации действий государственных органов и иных организаций по устранению таких причин и условий.
10. ГАИ в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством:
10.1. организует и осуществляет контроль за:
соблюдением Правил дорожного движения и иных актов законодательства Республики Беларусь в области дорожного движения;
соответствием требованиям технических нормативных правовых актов технического состояния и конструкции транспортных средств, самоходных машин, принадлежностей к ним и запасных частей при их разработке, постановке на производство и переоборудовании;
соответствием Правилам дорожного движения технического состояния транспортных средств, самоходных машин, участвующих в дорожном движении;
выполнением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязанностей по обеспечению безопасности дорожного движения;
10.2. проводит государственную регистрацию и государственный учет транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) в случаях, установленных законодательством;
10.3. проводит прием квалификационных экзаменов на право управления механическим транспортным средством (за исключением колесного трактора);
10.4. осуществляет выдачу и обмен водительских удостоверений на право управления мопедом, мотоциклом, автомобилем, составом транспортных средств, трамваем, троллейбусом и выдачу талонов к ним;
10.5. разрабатывает совместно с государственными органами, иными организациями предложения по повышению безопасности дорожного движения, предупреждению правонарушений в области дорожного движения;
10.6. проводит совместно с другими подразделениями органов внутренних дел работу по розыску угнанных, похищенных транспортных средств, самоходных машин, а также участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, и их транспортных средств;
10.7. регулирует дорожное движение, в том числе движение транспортных средств, самоходных машин и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций и проведении массовых мероприятий;
10.8. ведет административный процесс;
10.9. разъясняет законодательство в области дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, оказывает содействие государственным органам, иным организациям по вопросам организации обучения граждан Правилам дорожного движения, пропаганды этих Правил;
10.10. организует и осуществляет межведомственное взаимодействие в области обеспечения безопасности дорожного движения, участие в работе комиссий по безопасности дорожного движения;
10.11. осуществляет подготовку технических условий в части обеспечения безопасности дорожного движения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт дорог, технических средств организации дорожного движения, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесных контактных сетей городского электрического транспорта и трамвайных путей, а также выдает заключения о готовности объектов законченного строительства, реконструкции и капитального ремонта к вводу в эксплуатацию;
10.12. анализирует организацию дорожного движения и принимает меры по ее совершенствованию;
10.13. принимает меры по оказанию пострадавшим доврачебной медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия, доставке пострадавших в организации здравоохранения, обеспечению безопасности дорожного движения на месте дорожно-транспортного происшествия, а также по сохранности имущества, оставшегося без присмотра;
10.14. ведет учет дорожно-транспортных происшествий, нарушений Правил дорожного движения и принятых мер к виновным лицам;
10.15. осуществляет в пределах своей компетенции информационное обеспечение безопасности дорожного движения;
10.16. осуществляет сопровождение (эскортирование) транспортных средств, самоходных машин, участников проводимых на дороге массовых мероприятий;
10.17. согласовывает:
проектную документацию на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, подвесных контактных сетей городского электрического транспорта и трамвайных путей, а также на установку и эксплуатацию технических средств организации дорожного движения;
открытие и изменение маршрутов перевозки пассажиров в регулярном сообщении;
маршруты, по которым осуществляется обучение управлению транспортным средством, самоходной машиной;
единые программы подготовки, переподготовки и повышения квалификации водителей механических транспортных средств, самоходных машин и лиц, обучающих управлению ими, а также учебно-программную документацию образовательных программ общего среднего образования в части обучения безопасному поведению на дорогах;
размещение в пределах красных линий улиц населенных пунктов, а также в контролируемой зоне автомобильных дорог средств наружной рекламы и иных объектов;
размещение рекламы на транспортных средствах;
схемы организации дорожного движения при производстве всех видов работ на дороге, создающих препятствия движению транспортных средств, самоходных машин и (или) пешеходов, а также при проведении на дорогах массовых, спортивных и иных мероприятий;
программы — методики приемочных испытаний транспортных средств, самоходных машин, за исключением программ — методик приемочных испытаний самоходных машин, разрабатываемых по заказу Министерства обороны;
проекты технических условий на технические средства организации дорожного движения, контрольные и измерительные приборы параметров дорожного движения, транспортные средства и прицепы (полуприцепы), в том числе переоборудованные, составные и запасные части, предметы дополнительного оборудования и принадлежности к ним;
конструкцию и переоборудование транспортных средств, самоходных машин, установку на них специальной световой и звуковой сигнализации;
требования к диагностическим станциям, осуществляющим проведение государственного технического осмотра транспортных средств (за исключением колесных тракторов и прицепов к ним) в случаях, установленных законодательством;
применение технических средств организации дорожного движения;
содержание информации на бумажных (книги, брошюры, плакаты, иная печатная продукция) и электронных носителях, которая затрагивает сферу обеспечения безопасности дорожного движения;
10.18. выдает справки, оказывает услуги организациям и гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям;
10.19. осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.
ГЛАВА 3 ПРАВА ГАИ
11. ГАИ для выполнения возложенных задач и функций имеет право:
11.1. получать от должностных лиц организаций независимо от форм собственности, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, сведения, относящиеся к проверяемой деятельности, о соблюдении ими требований нормативных правовых актов, в том числе технических, действующих в области дорожного движения, а также объяснения по фактам их нарушения;
11.2. выдавать организациям, гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства в области дорожного движения, в том числе требований технических нормативных правовых актов, и при неисполнении этих предписаний привлекать виновных лиц к ответственности в соответствии с законодательными актами;
11.3. участвовать в работе комиссий по обеспечению безопасности дорожного движения, создаваемых государственными органами;
11.4. осуществлять подготовку проектов нормативных правовых актов в области дорожного движения и обеспечения его безопасности, вносить в соответствующие государственные органы предложения по их совершенствованию;
11.5. предписывать или разрешать соответствующим организациям установку и снятие технических средств организации дорожного движения, принимать участие в разработке схем размещения технических средств организации дорожного движения;
11.6. участвовать в заседаниях приемочных комиссий и приемочных, квалификационных и других испытаниях транспортных средств, самоходных машин, составных частей их конструкции и дополнительного оборудования, выпускаемых организациями или ввозимых на территорию Республики Беларусь для участия в дорожном движении, в части обеспечения безопасности этого движения, а также технических средств организации дорожного движения;
11.7. временно ограничивать или временно запрещать движение транспортных средств, самоходных машин по дорогам в случаях, предусмотренных законодательными актами;
11.8. запрещать:
движение маршрутных транспортных средств, перевозку опасных грузов, а также движение тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств при отсутствии специального разрешения на их проезд по дорогам, отклонении от установленного маршрута движения или несоответствии фактических весовых и (или) габаритных параметров параметрам, указанным в специальном разрешении;
использование маршрутов, по которым осуществляется обучение управлению транспортным средством, самоходной машиной;
проведение на дорогах ремонтных и других работ, выполняемых с нарушением требований нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов;
участие в дорожном движении транспортных средств, самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательными актами;
11.9. останавливать транспортные средства, самоходные машины и проверять их техническое состояние;
11.10. осуществлять в установленном порядке контроль за проездом тяжеловесных и (или) крупногабаритных транспортных средств, транспортных средств, перевозящих опасные грузы;
11.11. проверять и изымать документы в предусмотренных законодательством случаях, производить задержание и принудительную отбуксировку (эвакуацию) транспортных средств, самоходных машин, блокировку колес грузовых автомобилей с технически допустимой общей массой более 3,5 тонны, автобусов, колесных тракторов, самоходных машин.
В отношении транспортных средств органов внутренних дел, государственной безопасности, Министерства обороны, Государственного пограничного комитета ГАИ осуществляет свои полномочия только в части контроля за соблюдением водителями Правил дорожного движения, при этом регистрационные и другие документы на указанные транспортные средства не проверяются и эти транспортные средства не могут быть использованы для иных целей, кроме тех, которые определены служебным заданием (путевым листом), и перечисленных в подпункте 10.13 пункта 10 настоящего Положения;
11.12. отстранять от управления транспортными средствами, самоходными машинами лиц, которые не имеют права управления этими транспортными средствами, самоходными машинами, в отношении которых имеются достаточные основания полагать, что они находятся в состоянии алкогольного опьянения либо в состоянии, вызванном потреблением наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ;
11.13. направлять в установленном порядке на освидетельствование лиц на предмет употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических или других одурманивающих веществ либо доставлять их для проведения освидетельствования в организации здравоохранения, если результат освидетельствования имеет значение для подтверждения или опровержения факта преступления, административного правонарушения или обстоятельств их совершения, а также проводить в установленном законодательством порядке освидетельствование таких лиц;
11.14. направлять досрочно водителей механических транспортных средств, самоходных машин на обязательное медицинское переосвидетельствование при проявлении признаков заболевания, включенного в перечень заболеваний и противопоказаний, препятствующих управлению механическими транспортными средствами, самоходными машинами;
11.15. направлять в аккредитованные испытательные лаборатории транспортные средства, изготовленные или переоборудованные без разработки и согласования конструкторской документации, для проверки соответствия их конструкции требованиям технических нормативных правовых актов и требованиям безопасности дорожного движения;
11.16. использовать в установленном порядке специальные технические и транспортные средства для контроля за дорожным движением, выявления и фиксации нарушений Правил дорожного движения, надзора за техническим состоянием транспортных средств, самоходных машин, дорог, дешифровки показаний тахографов, принудительной остановки транспортных средств, самоходных машин, их задержания и принудительной отбуксировки (эвакуации), блокировки колес транспортных средств в случаях, предусмотренных законодательными актами;
11.17. осуществлять административное задержание граждан, совершивших административное правонарушение, их личный обыск, досмотр находящихся при них вещей, транспортных средств, самоходных машин и грузов в порядке, установленном законом;
11.18. осуществлять процессуальные действия и составлять необходимые документы в рамках административного процесса;
11.19. организовывать и проводить республиканские и региональные специальные комплексные мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения, участвовать в разработке и реализации мероприятий республиканской и региональных программ повышения безопасности дорожного движения;
11.20. использовать для освобождения проезжей части дороги от транспортных средств, поврежденных при дорожно-транспортном происшествии, транспортные средства физических лиц, организаций, кроме транспортных средств, принадлежащих дипломатическим представительствам, консульским учреждениям, международным организациям и гражданам иностранных государств, пользующимся в соответствии с международными договорами Республики Беларусь дипломатическим иммунитетом;
11.21. осуществлять функции заказчика по разработке, изготовлению и установке технических средств контроля за соблюдением Правил дорожного движения, организации дорожного движения, а также иных технических средств и приборов, способствующих повышению безопасности дорожного движения;
11.22. организовывать проведение конференций, семинаров, брифингов, конкурсов, смотров, выставок по вопросам дорожного движения и обеспечения его безопасности, опросы общественного мнения, а также участвовать в данных мероприятиях;
11.23. участвовать совместно с заинтересованными организациями в определении приоритетных тем и направлений научных исследований по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения и выступать в качестве заказчика их проведения;
11.24. участвовать в международном сотрудничестве по проблемам безопасности дорожного движения, проведении совместно с заинтересованными организациями мероприятий, обеспечивающих выполнение обязательств, принятых Республикой Беларусь.
12. ГАИ также пользуется иными правами, предоставленными законодательством.