ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 12 сентября 2008 г. N 666
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТИПОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ
О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

/О детях/Детский сад

Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Утвердить прилагаемое Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении.
2. Признать утратившими силу:

Постановление Правительства Российской Федерации от 1 июля 1995 г. N 677 «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 28, ст. 2694);

Постановление Правительства Российской Федерации от 14 февраля 1997 г. N 179 «О внесении изменений и дополнений в Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 8, ст. 956);

пункт 20 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2002 г. N 919 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5225);

пункт 15 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. N 49 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 7, ст. 560).

Председатель Правительства
Российской Федерации
В.ПУТИН
Утверждено
Постановлением Правительства
Российской Федерации
от 12 сентября 2008 г. N 666

ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
О ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

I. Общие положения
II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения
III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения
IV. Участники образовательного процесса
V. Управление дошкольным образовательным учреждением
VI. Имущество и средства учреждения

I. Общие положения

1. Настоящее Типовое положение регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов.

2. Для негосударственных дошкольных образовательных учреждений настоящее Типовое положение является примерным.

3. Дошкольное образовательное учреждение — тип образовательного учреждения, реализующего основную общеобразовательную программу дошкольного образования.

Государственный статус дошкольного образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) устанавливается при его государственной аккредитации, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

4. Дошкольное образовательное учреждение создает условия для реализации гарантированного гражданам Российской Федерации права на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования.

5. Основными задачами дошкольного образовательного учреждения являются:

охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей;
обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития детей;
воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей;
взаимодействие с семьями детей для обеспечения полноценного развития детей;
оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

6. Дошкольное образовательное учреждение может проводить реабилитацию детей-инвалидов при наличии в нем соответствующих условий.

7. К дошкольным образовательным учреждениям относятся образовательные учреждения следующих видов:

детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности);

детский сад для детей раннего возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 2 месяцев до 3 лет, создает условия для социальной адаптации и ранней социализации детей);

детский сад для детей предшкольного (старшего дошкольного) возраста (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности, а также при необходимости в группах компенсирующей и комбинированной направленности для детей в возрасте от 5 до 7 лет с приоритетным осуществлением деятельности по обеспечению равных стартовых возможностей для обучения детей в общеобразовательных учреждениях);

детский сад присмотра и оздоровления (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах оздоровительной направленности с приоритетным осуществлением деятельности по проведению санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур);

детский сад компенсирующего вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах компенсирующей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по квалифицированной коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии одной и более категорий детей с ограниченными возможностями здоровья);

детский сад комбинированного вида (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной и комбинированной направленности в разном сочетании);

детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по одному из направлений развития детей (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по одному из таких направлений, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое или физическое);

центр развития ребенка — детский сад (реализует основную общеобразовательную программу дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по нескольким направлениям, таким, как познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое и физическое).

8. Основной структурной единицей дошкольного образовательного учреждения является группа детей дошкольного возраста.

В случае создания групп в образовательных учреждениях других типов, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования в соответствии с лицензией, их деятельность регламентируется настоящим Типовым положением.

Группы могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность.

В группах общеразвивающей направленности осуществляется дошкольное образование в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации.

В группах компенсирующей направленности осуществляются квалифицированная коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии и дошкольное образование детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

Группы оздоровительной направленности создаются для детей с туберкулезной интоксикацией, часто болеющих детей и других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий. В группах оздоровительной направленности осуществляются дошкольное образование детей в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, а также комплекс санитарно-гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур.

В группах комбинированной направленности осуществляется совместное образование здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатываемой им самостоятельно на основе примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования и федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

В группы могут включаться как дети одного возраста, так и дети разных возрастов (разновозрастные группы).

Группы различаются также по времени пребывания детей и функционируют в режиме полного дня (12-часового пребывания), сокращенного дня (8 — 10-часового пребывания), продленного дня (14-часового пребывания), кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни.

9. Дошкольное образовательное учреждение в своей деятельности руководствуется федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующего государственного или муниципального органа, осуществляющего управление в сфере образования, настоящим Типовым положением, уставом дошкольного образовательного учреждения (далее — устав), договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

10. Язык (языки), на котором (которых) ведется обучение и воспитание в дошкольном образовательном учреждении, определяется учредителем и (или) уставом. В дошкольном образовательном учреждении создаются условия для изучения русского языка как государственного языка Российской Федерации.

11. Дошкольное образовательное учреждение в целях выполнения стоящих перед ним задач имеет право устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе и иностранными.

12. Дошкольное образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за:

выполнение функций, определенных уставом;
реализацию в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
качество реализуемых образовательных программ;
соответствие применяемых форм, методов и средств организации образовательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам и потребностям детей;
жизнь и здоровье детей и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса.

13. В дошкольном образовательном учреждении не допускаются создание и осуществление деятельности организационных структур политических партий, общественно-политических и религиозных движений и организаций (объединений). В государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях образование носит светский характер.

II. Организация деятельности дошкольного образовательного учреждения

14. Дошкольное образовательное учреждение создается учредителем и регистрируется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

15. Учредителем государственного дошкольного образовательного учреждения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Учредителем муниципального дошкольного образовательного учреждения являются органы местного самоуправления.

16. Отношения между учредителем и дошкольным образовательным учреждением определяются договором, заключаемым между ними в соответствии с законодательством Российской Федерации.

17. Права юридического лица в части ведения уставной финансово- хозяйственной деятельности возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента его регистрации.

Дошкольное образовательное учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность, может иметь самостоятельный баланс и лицевой счет (счет), открытый в установленном порядке, печать установленного образца, штамп и бланки со своим наименованием.

18. Право на ведение образовательной деятельности и получение льгот, установленных законодательством Российской Федерации, возникают у дошкольного образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).

19. Дошкольное образовательное учреждение проходит государственную аккредитацию в порядке, установленном Законом Российской Федерации «Об образовании».

20. Дошкольное образовательное учреждение может быть создано, реорганизовано и ликвидировано в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

21. Содержание образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении определяется образовательной программой дошкольного образования, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой им самостоятельно в соответствии с федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования и условиям ее реализации, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, и с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей.

22. В соответствии с целями и задачами, определенными уставом, дошкольное образовательное учреждение может реализовывать дополнительные образовательные программы и оказывать дополнительные образовательные услуги за пределами определяющих его статус образовательных программ с учетом потребностей семьи и на основе договора, заключаемого между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями).

Платные образовательные услуги не могут быть оказаны взамен и в рамках основной образовательной деятельности, финансируемой учредителем.

23. Режим работы дошкольного образовательного учреждения и длительность пребывания в нем детей определяются уставом, договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем.

24. Организация питания в дошкольном образовательном учреждении возлагается на дошкольное образовательное учреждение.

25. Медицинское обслуживание детей в дошкольном образовательном учреждении обеспечивают органы здравоохранения. Медицинский персонал наряду с администрацией несет ответственность за здоровье и физическое развитие детей, проведение лечебно-профилактических мероприятий, соблюдение санитарно-гигиенических норм, режима и обеспечение качества питания. Дошкольное образовательное учреждение обязано предоставить помещение с соответствующими условиями для работы медицинских работников, осуществлять контроль их работы в целях охраны и укрепления здоровья детей и работников дошкольного образовательного учреждения.

26. Педагогические работники дошкольных образовательных учреждений в обязательном порядке проходят периодическое медицинское обследование, которое проводится за счет средств учредителя.

III. Комплектование дошкольного образовательного учреждения

27. Порядок комплектования дошкольного образовательного учреждения определяется учредителем в соответствии с законодательством Российской Федерации и закрепляется в уставе.

28. В дошкольное образовательное учреждение принимаются дети в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей осуществляется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей).

29. Дети с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды принимаются в группы компенсирующей и комбинированной направленности дошкольного образовательного учреждения только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

30. При приеме детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов в дошкольные образовательные учреждения любого вида дошкольное образовательное учреждение обязано обеспечить необходимые условия для организации коррекционной работы.

31. Количество групп в дошкольном образовательном учреждении определяется учредителем исходя из их предельной наполняемости.

32. В группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей и составляет:

от 2 месяцев до 1 года — 10 детей;
от 1 года до 3 лет — 15 детей;
от 3 лет до 7 лет — 20 детей.

В разновозрастных группах общеразвивающей направленности предельная наполняемость составляет при наличии в группе детей:

двух возрастов (от 2 месяцев до 3 лет) — 8 детей;
любых трех возрастов (от 3 до 7 лет) — 10 детей;
любых двух возрастов (от 3 до 7 лет) — 15 детей.

33. В группах компенсирующей направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с тяжелыми нарушениями речи — 6 и 10 детей;
для детей с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет — 12 детей;
для глухих детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабослышащих детей — 6 и 8 детей;
для слепых детей — 6 детей для обеих возрастных групп;
для слабовидящих детей, для детей с амблиопией, косоглазием — 6 и 10 детей;
для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата — 6 и 8 детей;
для детей с задержкой психического развития — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью легкой степени — 6 и 10 детей;
для детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой только в возрасте старше 3 лет — 8 детей;
для детей с аутизмом только в возрасте старше 3 лет — 5 детей;
для детей со сложным дефектом (имеющих сочетание 2 или более недостатков в физическом и (или) психическом развитии) — 5 детей для обеих возрастных групп;
для детей с иными ограниченными возможностями здоровья — 10 и 15 детей.

34. В группах оздоровительной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от категории детей и их возраста (до 3 лет и старше 3 лет) и составляет:

для детей с туберкулезной интоксикацией — 10 и 15 детей;
для детей, часто болеющих, — 10 и 15 детей;
для других категорий детей, которым необходим комплекс специальных оздоровительных мероприятий, — 12 и 15 детей.

35. В группах комбинированной направленности предельная наполняемость устанавливается в зависимости от возраста детей (до 3 лет и старше 3 лет) и категории детей с ограниченными возможностями здоровья и составляет:

до 3 лет — 10 детей, в том числе не более 3 детей с ограниченными возможностями здоровья;
старше 3 лет:
10 детей, в том числе не более 3 глухих детей, или слепых детей, или детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, или детей с умственной отсталостью умеренной, тяжелой, или детей со сложным дефектом;

15 детей, в том числе не более 4 слабовидящих и (или) детей с амблиопией и косоглазием, или слабослышащих детей, или детей, имеющих тяжелые нарушения речи, или детей с умственной отсталостью легкой степени;

17 детей, в том числе не более 5 детей с задержкой психического развития.

IV. Участники образовательного процесса

36. Участниками образовательного процесса дошкольного образовательного учреждения являются дети, их родители (законные представители), педагогические работники.

37. При приеме детей в дошкольное образовательное учреждение последнее обязано ознакомить родителей (законных представителей) с уставом, лицензией на право ведения образовательной деятельности, свидетельством о государственной аккредитации дошкольного образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса.

38. Установление платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении, производится в соответствии с законодательством Российской Федерации.

39. Взаимоотношения между дошкольным образовательным учреждением и родителями (законными представителями) регулируются договором, включающим в себя взаимные права, обязанности и ответственность сторон, возникающие в процессе воспитания, обучения, развития, присмотра, ухода и оздоровления детей, длительность пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении, а также расчет размера платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за содержание ребенка в дошкольном образовательном учреждении.

40. Отношения ребенка и персонала дошкольного образовательного учреждения строятся на основе сотрудничества, уважения личности ребенка и предоставления ему свободы развития в соответствии с индивидуальными особенностями.

41. Порядок комплектования персонала дошкольного образовательного учреждения регламентируется уставом.

42. К педагогической деятельности в дошкольном образовательном учреждении допускаются лица, имеющие среднее профессиональное или высшее профессиональное образование. Образовательный ценз указанных лиц подтверждается документами государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации.

К педагогической деятельности не допускаются лица:

лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, труда и защиты прав потребителей.

43. В штатные расписания дошкольных образовательных учреждений, обеспечивающих воспитание, обучение, развитие, присмотр, уход и оздоровление детей с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, а также коррекцию недостатков их физического и (или) психического развития, в случае необходимости могут быть введены дополнительные должности учителей-дефектологов, учителей-логопедов, логопедов, педагогов-психологов, социальных педагогов, воспитателей и других работников (в зависимости от категории детей) в пределах ассигнований, выделяемых по решению учредителя на эти цели.

44. Права работников дошкольного образовательного учреждения и меры их социальной поддержки определяются законодательством Российской Федерации, уставом и трудовым договором.

45. Работники дошкольного образовательного учреждения имеют право:

на участие в управлении дошкольным образовательным учреждением в порядке, определяемом уставом;
на защиту своей профессиональной чести, достоинства и деловой репутации.

46. Дошкольное образовательное учреждение устанавливает:

заработную плату работников в зависимости от квалификации работника, сложности, интенсивности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) в пределах бюджетных ассигнований, направляемых на оплату труда;
структуру управления деятельностью дошкольного образовательного учреждения;
штатное расписание и должностные обязанности работников.

V. Управление дошкольным образовательным учреждением

47. Управление дошкольным образовательным учреждением осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», иными законодательными актами Российской Федерации, настоящим Типовым положением и уставом.

48. Управление дошкольным образовательным учреждением строится на принципах единоначалия и самоуправления, обеспечивающих государственно-общественный характер управления дошкольным образовательным учреждением. Формами самоуправления дошкольного образовательного учреждения, обеспечивающими государственно- общественный характер управления, являются попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы. Порядок выборов органов самоуправления и их компетенция определяются уставом.

49. Непосредственное руководство дошкольным образовательным учреждением осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий.

Прием на работу заведующего дошкольным образовательным учреждением осуществляется в порядке, определяемом уставом, и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

50. Заведующий дошкольным образовательным учреждением:

действует от имени дошкольного образовательного учреждения, представляет его во всех учреждениях и организациях;
распоряжается имуществом дошкольного образовательного учреждения в пределах прав, предоставленных ему договором, заключаемым между дошкольным образовательным учреждением и учредителем;
выдает доверенности;
открывает лицевой счет (счет) в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации;
осуществляет прием на работу и расстановку кадров, поощряет работников дошкольного образовательного учреждения, налагает взыскания и увольняет с работы;
несет ответственность за деятельность дошкольного образовательного учреждения перед учредителем.

VI. Имущество и средства учреждения

51. За дошкольным образовательным учреждением в целях обеспечения образовательной деятельности в соответствии с уставом учредитель в установленном порядке закрепляет объекты права собственности (здания, сооружения, имущество, оборудование, а также другое необходимое имущество потребительского, социального, культурного и иного назначения).

Дошкольное образовательное учреждение владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним на праве оперативного управления имуществом в соответствии с его назначением, уставом и законодательством Российской Федерации.

Земельные участки закрепляются за государственными и муниципальными дошкольными образовательными учреждениями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность перед собственником за сохранность и эффективное использование закрепленного за ним имущества.

52. Финансовое обеспечение деятельности дошкольного образовательного учреждения осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Дошкольное образовательное учреждение вправе привлекать в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.

Дошкольное образовательное учреждение вправе вести в соответствии с законодательством Российской Федерации приносящую доход деятельность, предусмотренную уставом.

53. При финансовом обеспечении малокомплектных сельских и рассматриваемых в качестве таковых органами государственной власти и органами, осуществляющими управление в сфере образования, дошкольных образовательных учреждений должны учитываться затраты, не зависящие от количества детей.

54. Привлечение дошкольным образовательным учреждением дополнительных финансовых средств, указанных в пункте 52 настоящего Типового положения, не влечет за собой снижения размеров его финансирования за счет средств учредителя.

55. Финансовые и материальные средства дошкольного образовательного учреждения, закрепленные за ним учредителем, используются дошкольным образовательным учреждением в соответствии с уставом и изъятию не подлежат, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

При ликвидации дошкольного образовательного учреждения финансовые средства и иные объекты собственности за вычетом платежей по покрытию своих обязательств направляются на цели развития образования.

Типовое положение о ДОУ в 2019 году

Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении впервые в Российской Федерации появилось, и было утверждено Министерством образования в 1995 году. Сегодня этот вид документа носит обязательных характер для все государственных ДОУ и является полноценным нормативным актом. То есть, это положение выступает в роли примера, с правилами, правами и обязанностями для каждого детского сада в стране или любого другого дошкольного учебного заведения, попадающего под его юрисдикцию.

Скачать файл «Общее положение организации дня и пространства в частном ДОО неполного дня»Скачать файл .docxСкачать файл «Список центров по развитию детей с физическими и/или психологическими отклонениями»Скачать файл .docx

Что такое положение в ДОУ

Говоря общедоступным языком, типовое положение о ДОУ является своеобразной рекомендательной запиской, которая разрабатывается психологами и ведущими педагогами страны. Делается это для того, чтобы урегулировать общий дошкольный воспитательный процесс. Необходимо это для создания единого строя в стране, что предотвращает воспитание «разношерстного» населения.

Каждый детский сад обязан строго соблюдать прописанные в нем правила. Правительство Российской Федерации оставляет за собой права внесения изменений, дополнений и коррективов в оговариваемый нормативно-правовой акт. Следит за процессом выполнения всех инструкций ряд уполномоченных в городе и стране органов.

СОХРАНИТЕ ЭТО СЕБЕ, ЧТОБЫ НЕ ПОТЕРЯТЬ:

Журнал «Справочник руководителя дошкольного учреждения»:

— Как подготовить детский сад к зиме (СКАЧАЙТЕ чек-листы и раздайте работникам)

Само по себе положение о дошкольном образовании не является полноценным пособием и лишь частично захватывает процесс воспитания. Администрация отдельно взятого ДОУ имеет право самостоятельно контролировать и регулировать правила, исходя из специфики образовательного процесса. Главное правило для управляющей категории сотрудников — соответствие всем нормативным актам, приложениям и дополнениям, которые были вписаны в типовое положение ДОУ. Государственные учреждения любого типа и группы обязаны соответствовать общим нормам, прописанным в типовом положении, иначе действия руководства может быть признано неправомерными.

Краткое содержание положения о детских садах

Начиная с момента первого принятия подобного законопроекта по сегодняшний день, общая структура положения не подвергалась изменению и состоит в классическом варианте из шести глав:

  1. Общие положения.
  2. Организация деятельности ДОУ.
  3. Комплектование ДОУ.
  4. Участники образовательного процесса.
  5. Управление ДОУ.
  6. Имущество и средства учреждения.

Следует отметить, что глобальных изменений не было и в самих пунктах, перечисленных выше. Первая редакция потерпела лишь незначительные изменения, которые составляются на основе главствующих законопроектов. Фактическое изменение строя и порядка страны, направленности деятельности и развитие позволило Министерству образования вносить некоторые поправки и незначительные изменения. При этом огромной проблемой для педагогов стали правки в дополнениях, которые появляются регулярно (минимум один раз в 1–4 года).

Современная редакция отличается от первичной парой основных изменений, которые и остаются критичными для современного общества. Первое, и, пожалуй, самое главное изменение положения об учреждениях дошкольного образование — изменение строя. Вплоть до редакции 2008 года структура подразделений состояла из пяти групп детей. Сегодня выделяют несколько больше подразделений, исходя из потребностей современного ребенка. Итак, положение о дошкольном образовательном учреждении под пунктом 7 поведает администрации учебного заведения о том, что его садик может быть причислен к одному из следующих типов:

  • Детский сад.
  • Детский сад для детей раннего возраста.
  • Детский сад для детей предшкольного возраста.
  • Детский сад присмотра и оздоровления.
  • Детский сад компенсирующего вида.
  • Детский сад комбинированного вида.
  • Детский сад общеразвивающего вида.
  • Центр развития ребенка — детский сад

Второе изменение — порядок приема детей. Сегодня политика ФГОС сложилась таким образом, что родители с детьми дошкольного возраста имеют больше свобод, нежели раньше. Сделано это в момент начала правительственной программы о планировании семьи. Типовое положение о дошкольном учреждении 2019-го года предусматривает возможность родителя отдать своего малыша в любой ДОУ, независимо от места проживания и/или регистрации. Эта часть положения позволяет родителю или опекуну самостоятельно выбрать учебное заведение дошкольного типа по своим предпочтениям.

Третий важный пункт, который имеет типовое положение в ДОУ — личностное развитие. Полное нежелание Министерства образования во главе с министром РФ по направлению создавать «толпу» выявило новый важный и крайне непонятный для педагогов пункт. Развитие ребенка должно происходить по интересам малыша. То есть, педагогу важно учитывать предпочтения, особенности, таланты и личностные качества ребенка, создавая план индивидуальных работ. Этот пункт касается всего педагогического состава, чтобы не создавать дискомфорт для малыша в момент его нахождения в ДОУ.

Действующее типовое положение о дошкольном образовательном учреждении предусматривает также наполненность групп. В зависимости от возраста детей, количество их в одной группе строго ограничено и регулируется рядом дополнений. Рассмотрим классический вариант наполненности групп, в детском саду общеразвивающего типа:

  • Детей возрастом от 2 месяцев до 1 года не должно быть в одной группе не более 10 человек.
  • Детей возрастом от года до 3 лет не должно быть в одной группе более 15 человек.
  • Детей возрастом от 3 до 7 лет не должно быть в одной группе более 20 человек.

Отдельные правила действуют для разновозрастных групп (типовое положение предусматривает типы садика с подобным составом):

  • Возраст: от 2 месяцев до 3 лет — не более восьми детей.
  • Возраст: от 3 до 7 лет — не более 15 детей.

Типовое положение о дошкольном образовании предусматривает практически все аспекты приема и воспитания ребенка, но, к сожалению, отсутствие прямых поправок приводит к несоответствию пунктов между собой, о чем мы поговорим дальше.

Важные особенности наполнения групп

В обязанности заведующего детским садом входит прием детей и распределение их в возрастные группы. Так как любой родитель имеет право отдать свое чадо в абсолютно любой государственный детский сад, существует большая вероятность несоответствия количества желающих поступить в ДОУ с количеством допустимых мест в группах.

Электронный реестр детей, так называемая «очередь» необходима для того, чтобы можно было урегулировать процесс приема детей в сад. Новое положение о ДОУ имеет массу недоработок, и редакция 2019 года не исправила все несоответствия поправок и приложений. Следует крайне внимательно относиться к разговорам с родителями и консультациям с будущими воспитанниками и их опекунами.

Следует понимать, что администрация ДОУ несет полную ответственность за соблюдение правил. При этом положение практически не учитывает физических возможностей детского сада, рассчитанность его на определенное количество персонала, воспитанников и т.д. К тому же, в рамках последних поправок, каждый детский сад имеет ограниченный бюджет, что тоже слегка усложняет задачу заведующему и бухгалтеру заведения. Для решения спорных ситуаций необходима постоянная связь с юридическим отделом уполномоченного отдела по делам ДОУ и прямым руководством в лице ответственного на должности в ГОРОНО и РАЙОНО. Только так вы сможете избежать выговоров и административной ответственности за несоблюдение общих стандартов, предписанных Министерством образования в правилах типового положения.

Что влечет за собой невыполнение правил типового положения

Ответственность за соответствие типовому положению о дошкольном образовательном учреждении в 2019 году несут несколько групп сотрудников:

  • заведующий дошкольным образовательным учреждением;
  • заместители заведующего дошкольным образовательным учреждением;
  • старший воспитатель, воспитатель и младший воспитатель (нянечка);
  • педагоги, работающие непосредственно с группой детей и т.д.

Наказание за неправомерные действия или несоблюдения типовых правил (чаще кардинальное их изменение, без согласия высшего руководства) несет каждый член воспитательного процесса. Само положение о ДОУ в современном обществе незначительно отличается от первоначальной версии. Главное, что вы должны из него подчеркнуть, как педагог или администратор садика, что ребенок или группа детей является основной структурной группой. То есть, здесь учитывается ряд сводов, законов и конституция. Ребенок — полноценная ячейка общества и вы работаете для него, а не он находится в садике для вас.

Кто может игнорировать типовое положение

Положение о ДОУ говорит о том, что каждый ребенок имеет право на бесплатное образование на территории РФ. Это является одним из главных принципов современного типового положения. Исходя из этого, можно смело заявить, что существует полноценная группа дошкольных образовательных учреждений, которые могут игнорировать или не соблюдать общие положения.

Характеристика положения об учреждении дошкольного образования для частных ДОУ полного и неполного дня немного отличаются. Для них общий свод правил из законодательного проекта является лишь пособием, на которое следует ориентироваться. Не стоит думать, что для частные детские сады могу игнорировать все законы полностью, ведь существует обязательный ФГОС, который и предусматривает особые положения для таких учреждений.

Как пример, для детских садиков с развивающими занятиями (для групп неполного или сокращенного дня), работающих на частной, а не государственной основе есть свои правила. Рассмотрим общее положение организации дня и пространства в частном дошкольном учебном заведении неполного дня:

Скачать файл «Общее положение организации дня и пространства в частном ДОО неполного дня»Скачать файл .docx

В принципе, последняя версия о типовых положениях в ДОУ и никакие дополнения последних лет практически не изменили строй и порядок работы частных детских садов. Возможно, именно поэтому они являются единственной категории, которая в полной мере может игнорировать или обходить правила, которые являются строгими для государственных учреждений.

Особые положения для садиков компенсирующего вида

В зависимости от направленности детского сада, государственные нормативные акты федерального значения предусматривают наличие дополнительного оборудования или периферии на базе самого ДОУ. Таким образом, некоторые государственные учреждения, которые направлены на развитие речи, физического здоровья или морального благосостояния ребенка обязаны обеспечить воспитанникам все условия для скорейшего выздоровления или восстановления нормального процесса развития.

Созданные особые центры на базе детского сада не регулирует положение о детских сада 2019 года редакции. Эти правила прописаны лишь в ФГОС, но типовое положение имеет ссылку на подобные правила, поэтому администрации дошкольного учебного заведения, следует их основательно изучить. Процесс создания и утверждения обязан проходить с профильным педагогом, а также штатным или привлеченным детским психологом, по предварительному запросу в уполномоченный орган.

Общий и приблизительный список центров по развитию детей с физическими и/или психологическими отклонениями может выглядеть следующим образом:

Скачать файл «Список центров по развитию детей с физическими и/или психологическими отклонениями»Скачать файл .docx

Как уже было сказано, подобные центры являются лишь небольшой частью, с общим принципом воспитания ребенка. Заведующий и руководство детских садов подобного типа оставляет за собой право изменения и корректировки подобных центров, принципа их работы, их количества, наличия профильной аппаратуры и периферии.

Кто вправе изменить типовое положение о ДОУ в РФ

Главным органом, принимающим законы об образовании и воспитании, является Министерство образования и науки. Именно этот орган административной власти принимает законопроекты на федеральном уровне. Администрация на местах не имеет полномочий изменить любые принятые и подписанные законопроекты, но может повлиять на их составление.

Например, типовое положение о дошкольном образовательном учреждении 2017 года было подписано действующим Министром образования, лишь после внесения поправок, которые были предложены губернаторами нескольких областей. Это позволило в полной мере охватить потребности и особенности малых народов нашей страны. Фактическое изменение правил и их корректировка по месту властями регионов, городов и районов невозможна, из-за федерального значения уже подписанного документа.

Несмотря на отсутствие возможности самостоятельно менять некоторые положения и дополнения типового положения о ДОУ администрация дошкольного образовательного учреждения имеет право трактовки закона в пользу своего детского сада. То есть, грубых нарушений нет, если хотя бы одно из положений в смежных законах выполнено в соответствии с требованиями высшего руководства. Тем не менее, все больше положение становится адаптивным для каждого детского сада в стране, что существенно упрощает задачу администрации по организации работы.

Появилось новое типовое положение о дошкольном образовательном учреждении

Министерство образования и науки утвердило типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ определяет их основные виды, задачи, типы групп, регулирует вопросы комплектования и т.д. В детсадах могут быть разновозрастные группы, но не должно быть отделений политических партий и религиозных организаций. Разрешено устанавливать связи с зарубежными организациями, но есть и ряд ограничений. КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО Получить доступ Детские сады и ясли будут решать 6 основных воспитательно-образовательных задач. Это предусматривает типовое положение о дошкольном образовательном учреждении. Документ утвердило Министерство образования и науки. Правовой акт регулирует деятельность государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждений всех видов. При этом для негосударственных яслей и детсадов оно выполняет функцию примерного.
Согласно документу, дошкольное образовательное учреждение обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление воспитанников в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Прием детей ведется на основании медицинского заключения, заявления и документов, удостоверяющих личность одного из родителей (законных представителей). Основными задачами дошкольного образовательного учреждения чиновники назвали следующие:

  • охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья воспитанников;
  • обеспечение познавательно-речевого, социально-личностного, художественно-эстетического и физического развития воспитанников;
  • воспитание с учетом возрастных категорий воспитанников гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
  • осуществление необходимой коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии воспитанников;
  • взаимодействие с семьями воспитанников для обеспечения полноценного развития детей;
  • оказание консультативной и методической помощи родителям (законным представителям) по вопросам воспитания, обучения и развития детей.

В документе сказано, каких видов бывают дошкольные образовательные учреждения. Приведена и классификация групп: они могут иметь общеразвивающую, компенсирующую, оздоровительную или комбинированную направленность. Группы различаются также по времени пребывания воспитанников:
Группы… функционируют в режиме: полного дня (12-часового пребывания); сокращенного дня (8 — 10-часового пребывания); продленного дня (14-часового пребывания); кратковременного пребывания (от 3 до 5 часов в день) и круглосуточного пребывания. Группы функционируют в режиме 5-дневной и 6-дневной рабочей недели. По запросам родителей (законных представителей) возможна организация работы групп также в выходные и праздничные дни…

В группы могут включаться как воспитанники одного возраста, так и воспитанники разных возрастов (разновозрастные группы). Количество и соотношение возрастных групп определяется учредителем.
Дошкольное образовательное учреждение будет нести ответственность:

  • за невыполнение функций, отнесенных к его компетенции;
  • за реализацию не в полном объеме основной общеобразовательной программы дошкольного образования; качество образования своих воспитанников;
  • за жизнь и здоровье воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения во время образовательного процесса;
  • за нарушение прав и свобод воспитанников и работников дошкольного образовательного учреждения.

Детским садам положение разрешает устанавливать прямые связи с предприятиями, учреждениями и организациями, в том числе иностранными.
Создавать ячейки политических партий и религиозных движений в детских садах запрещается. В государственном и муниципальном дошкольном образовательном учреждении образование носит светский характер. При этом к педагогической деятельности не допускаются лица, указанные в статье 331 Трудового кодекса.
Положение регулирует вопросы организации деятельности, комплектования, управления учреждением и т.д. Оно подготовлено с учетом норм Закона РФ «Об образовании». Документ вступит в силу, когда начнет действовать постановление Правительства РФ о признании утратившим силу прежнего аналогичного положения.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *