Содержание

ГОСТ Р 52399-2005 Геометрические элементы автомобильных дорог

ГОСТ Р 52399-2005
Группа Т52

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

Geometric elements of automobile roads

ОКС 43.080
ОКП 48 0000

Дата введения 2006-05-01

Предисловие

Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании», а правила применения национальных стандартов Российской Федерации — ГОСТ Р 1.0-2004* «Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения»
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 1.0-2012. — Примечание изготовителя базы данных.

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Московским автомобильно-дорожным институтом (Государственным техническим университетом), Российской академией транспорта, ООО «Инжинирингинвест»

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22 ноября 2005 г. N 297-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемых информационных указателях «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на проектирование вновь строящихся и реконструируемых автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги).
Настоящий стандарт не распространяется на проектирование временных автомобильных дорог различного назначения (сооружаемых на срок службы менее 5 лет), внутрихозяйственных дорог, городских улиц и автозимников.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 52398-2005 Классификация автомобильных дорог. Основные параметры и требования
ГОСТ 23457-86* Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
_______________
* На территории Российской Федерации документ не действует. Действует ГОСТ Р 52289-2004, здесь и далее по тексту. — Примечание изготовителя базы данных.
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться замененным (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств.

3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций.

3.3 укрепленная часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, имеющая дорожную одежду.

3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

3.5 стояночная полоса: Укрепленная часть поверхности земляного полотна, предназначенная для остановки и стоянки на ней транспортных средств, обозначенная специальными дорожными знаками.

3.6 проезжая часть: Основной элемент дороги, предназначенный для непосредственного движения транспортных средств.

4 Геометрические элементы плана и продольного профиля автомобильной дороги

4.1 Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости в зависимости от расчетной скорости движения приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Наибольшие продольные уклоны и наименьшие расстояния видимости

Расчетная скорость, км/ч

Наибольший продольный уклон, ‰

Наименьшее расстояние видимости, м

для остановки

встречного автомобиля

140

30

275

120

40

250

450

100

50

200

350

80

150

250

60

70

85

170

50

80

75

130

40

90

55

110

100

45

90

Примечания
1 Наименьшее расстояние видимости для остановки должно обеспечивать видимость любых предметов, имеющих высоту не менее 0,2 м, находящихся на середине полосы движения, с высоты глаз водителя автомобиля 1,2 м от поверхности проезжей части.
2 В горной местности (за исключением мест с абсолютными отметками более 3000 м над уровнем моря) для участков протяженностью до 500 м допускается увеличение наибольших продольных уклонов против норм, приведенных в таблице, но не более чем на 20‰.
3 При проектировании в горной местности участков подходов дорог к тоннелям наибольшее допустимое значение продольного уклона не должно превышать 45‰ на протяжении 250 м от портала тоннеля.

4.2 Во всех случаях, где по местным условиям возможно регулярное появление на дороге людей и животных, следует обеспечивать боковую видимость прилегающей к дороге полосы, отстоящей от бровки земляного полотна для дорог, проектируемых для расчетной скорости 100 км/ч и выше на расстояние 25 м, для остальных дорог — 15 м.

4.3 На дорогах в горной местности допускаются затяжные уклоны. Длина участка с затяжным уклоном в горной местности определяется в зависимости от величины уклона, но не более значений, приведенных в таблице 2. При более длинных затяжных уклонах необходимо включение в продольный профиль участков с уменьшенными продольными уклонами (не более 20‰), а также площадок для остановки автомобилей с расстояниями между ними не более длин участков, указанных в таблице 2.
Таблица 2 — Длина участков с уменьшенными продольными уклонами

Рельеф местности

Продольный уклон, ‰

40

50

60

70

80

90

Предельная длина участка с затяжным уклоном, м

Равнинный и слабохолмистый

600

400

300

250

200

Сильно пересеченный

1500

1200

700

500

400

350

4.4 Размеры площадок для остановки автомобилей на затяжных подъемах должны обеспечивать размещение расчетного количества (но не менее 3) грузовых автомобилей. Место их расположения выбирается из условий безопасности стоянки, исключения возможности осыпей, камнепадов и, как правило, у источников воды.

4.5 На затяжных спусках с уклонами более 50‰ предусматриваются противоаварийные съезды, которые устраивают перед кривыми малых радиусов, расположенными в конце спуска, а также на прямых участках спуска через каждые 0,8-1,0 км с правой стороны по ходу автомобиля.

5 Элементы поперечного профиля автомобильной дороги

5.1 Основные параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории по ГОСТ Р 52398 следует принимать по таблице 3.
Таблица 3 — Параметры элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог

Параметры элементов дорог

Автома-
гистраль

Скоростная дорога

Автомобильные дороги обычного типа (нескоростная дорога) категории

III

IV

Общее число полос движения, шт

4 и более

4 и более

4 и более

4

2

2

2

1

Ширина полосы движения, м

3,75

3,75

3,75

3,5

3,75

3,5

3,0

4,5

Ширина обочины, м

3,75

3,75

3,75

3,0

3,0

2,5

2,0

1,75

Ширина краевой полосы у обочины, м

0,75

0,75

0,75

0,5

0,5

0,5

0,5

Ширина укрепленной части обочины, м

2,5

2,5

2,5

2,0

2,0

1,5

1,0

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы без дорожных ограждений, м

6,0

6,0

5,0

5,0

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы с ограждением по оси дороги, м

2 м + ширина ограждения

Ширина краевой полосы безопасности у разделительной полосы, м

1,0

Примечания
1 Ширина полосы безопасности входит в ширину разделительной полосы, а ширина краевой полосы — в обочину.
2 Ширину обочин на особо трудных участках горной местности, участках, проходящих по особо ценным земельным угодьям, а также в местах с переходно-скоростными полосами и с дополнительными полосами на подъем при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1,5 м для автомобильных дорог категорий IБ, IB и II и до 1,0 м — для дорог остальных категорий.
3 Ограждения на обочинах дорог располагают на расстоянии не менее 0,50 м и не более 0,85 м от бровки земляного полотна в зависимости от жесткости конструкции дорожных ограждений.

5.2 Поперечные профили автомобильных дорог должны соответствовать профилям, приведенным на рисунках 1-12.

Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями

Размеры в метрах

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 1 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ, IB с ограждениями

Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Размеры в метрах

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 2 — Поперечные профили автомобильных дорог категорий IA, IБ без ограждений

Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Размеры в метрах

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 3 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IB без ограждений

Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Размеры в метрах

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина разделительной полосы, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 4 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при четырех полосах движения

Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Размеры в метрах

ПБ — краевая полоса у разделительной полосы, ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, РП — разделительная полоса
Рисунок 5 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при четырех полосах движения

Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 6 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II с ограждениями при двух полосах движения

Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 7 — Поперечные профили автомобильных дорог категории II без ограждений при двух полосах движения

Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 8 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III с ограждениями

Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 9 — Поперечные профили автомобильных дорог категории III без ограждений

Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины, — ширина ограждения с учетом требований ГОСТ 23457
Рисунок 10 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV с ограждениями

Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Размеры в метрах

ПЧ — проезжая часть, КП — краевая полоса у обочины
Рисунок 11 — Поперечные профили автомобильных дорог категории IV без ограждений

Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

Размеры в метрах

ОБ — обочина, ПЧ — проезжая часть
Рисунок 12 — Поперечные профили автомобильных дорог категории V

5.3 Краевые полосы у обочин и полосы безопасности на разделительной полосе должны иметь дорожную одежду такой же прочности, что и проезжая часть.

5.4 Укрепленная часть обочины за пределами краевой полосы на дорогах категорий I-IV должна иметь дорожную одежду с покрытием из каменного материала, обработанного вяжущим материалом. Прочность дорожной одежды должна быть достаточной для недопущения остаточных деформаций от стоящего автомобиля с расчетной нагрузкой на ось.

5.5 Обочины автомобильных дорог предназначаются для временного размещения неисправных или поврежденных в дорожно-транспортных происшествиях автомобилей. Для остановок и стоянок автомобилей должны быть предусмотрены стояночные полосы на поверхности земляного полотна, отделенные от проезжей части ограждениями или разделительным островком, или площадки для остановок и стоянок автомобилей за пределами земляного полотна. Расстояние между стояночными полосами и площадками для стоянок должно назначаться в соответствии с нормами проектирования.

5.6 Ширину переходно-скоростных полос следует принимать равной ширине полос движения основной проезжей части.

5.7 Ширину обочин автомобильных дорог в местах устройства переходно-скоростных полос и дополнительных полос на подъем для дорог категорий IA, IБ, IB допускается уменьшать до 1,5 м, для дорог остальных категорий — до 1,0 м. Грунтовая часть таких обочин должна быть 0,50-0,85 м в зависимости от жесткости ограждений; остальная часть обочины должна иметь укрепление, соответствующее категории дороги.

5.8 При устройстве дополнительных полос движения на подъем их ширину следует принимать равной ширине полосы основной проезжей части.

5.9 На дорогах категории V с однополосной проезжей частью следует предусматривать устройство разъездов, расстояние между которыми определяется в соответствии с нормами проектирования.

5.10 Ширину разделительной полосы на участках дорог, проложенных по ценным землям, на особо трудных участках дорог в горной местности, на больших мостах, а также при проложении дорог в застроенных районах и в других обоснованных случаях допускается уменьшать до ширины, равной ширине полосы для установки ограждений плюс 1 м с каждой стороны.

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2006

Краевая полоса

Смотреть что такое «Краевая полоса» в других словарях:

  • краевая полоса — 3.1 краевая полоса: Полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств. Источник: ГОСТ Р 52399 2005: Геометрические элементы автомобильных дорог оригинал… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Краевая полоса автодороги — Краевая полоса: полоса обочины, предназначенная для защиты от разрушения кромки проезжей части и допускающая регулярные заезды на нее транспортных средств… Источник: ГОСТ Р 52399 2005. Геометрические элементы автомобильных дорог (утв. Приказом… … Официальная терминология

  • краевая — 3.3 краевая зона: Часть поверхности стекла, составляющая 5 % длины и 5 % ширины листа стекла, но не более 100 мм. Источник: ГОСТ 31364 2007: Стекло с низкоэмиссионным мягким покрытием. Технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • полоса — 3.20 полоса : Основа холодного клинкового оружия, состоящая из клинка и хвостовика. Источник: ГОСТ Р 51501 99: Ножи туристические и специальные спортивные. Общие технические условия … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • полоса безопасности — 3.2 полоса безопасности: Специально подготовленный участок дорожного полотна, примыкающий к границе проезжей части, который допускает регулярные заезды транспортных средств для избегания аварийных ситуаций. Источник: ГОСТ Р 52399 2005:… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Полоса краевая — уширение дорожной одежды на дорогах высших категорий с целью размещения на ней разметки для организации движения автомобилей и предохранения кромки дорожных покрытий от разрушения. Как правило, отличается цветом от проезжей части. Источник:… … Строительный словарь

  • Укрепительная полоса — то же, что Краевая полоса. Источник: Справочник дорожных терминов … Строительный словарь

  • ГОСТ Р 52399-2005: Геометрические элементы автомобильных дорог — Терминология ГОСТ Р 52399 2005: Геометрические элементы автомобильных дорог оригинал документа: 3.4 грунтовая часть обочины автомобильной дороги: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды. Определения термина из разных документов: грунтовая часть … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • СП 122.13330.2012: Тоннели железнодорожные и автодорожные — Терминология СП 122.13330.2012: Тоннели железнодорожные и автодорожные: 3.2 аварийное освещение: Освещение, предусматриваемое на случай нарушения или отключения питания основного (рабочего) освещения и подключаемое к источнику питания,… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

  • Полоска (Stria, Множ. Striae) — (в анатомии) полоса, тяж или линия. Например, рубцы беременности (striae gravidarum) представляют собой полосы, появляющиеся на коже живота беременных женщин вследствие чрезмерного растяжения кожи. Красные или пурпурные во время беременности, они … Медицинские термины

ГОСТ 33475-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Геометрические элементы. Технические требования



МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОВЕТ ПО СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И СЕРТИФИКАЦИИ

(МГС)

INTERSTATE COUNCIL FOR STANDARDIZATION, METROLOGY AND CERTIFICATION

(ISC)

>МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ

ГОСТ

33475—

Дороги автомобильные общего пользования

>ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Технические требования

Издание официальное

«■…….

яюооа

СШ1ЛТТМ|фП[М

201*

ГОСТ 33475—2015

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стан* дартизации установлены в ГОСТ 1.0—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2—2015 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные. правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, при* нятия. обновления и отмены»

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Акционерным обществом «Казахстанский дорожный научно*исследоватепьский институт» (Технический комитет по стандартизации ТК42 «Автомобильные дороги»)

2 ВНЕСЕН Комитетом технического регулирования и метрологии Министерства по инвестициям и развитию Республики Казахстан

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации по переписке (протокол от 27 августа 2015 г. № 79-П)

За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК <ИСО 3166) 004-97

Коа страны

по МК |ИСО 3100)004-97

Сокращенное намменеоанио национального органа по стандартизации

Армения

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарг

Таджикистан

Таджикстандарг

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31 августа 2016 г. N9 1006-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33475—2015 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 8 сентября 2016 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ

Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется е ежегодном информации онном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — е ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе *Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также е информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет ()

© Стандартинформ. 2016

В Российской Федерации настоящий стандарт не может быть полностью или частично воспроизведен. тиражирован и распространен в качестве официального издания без разрешения Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии

ГОСТ 33475—2015

1 Область применения………………………………………………………..1

2 Термины и определения………………………………………………………1

3 Геометрические элементы автомобильных дорог……………………………………2

ГОСТ 33475—2015

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ Технические требования

Automobile roads of the general use. Geometric elements. Technical requirements

Дата введения — 2016—09—06

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает требования к геометрическим элементам плана, продольного и поперечного профиля автомобильных дорог и предназначен для использования при разработке про* ектной документации строительства новых, а также реконструкции и капитального ремонта существующих автомобильных дорог общего пользования (далее — автомобильные дороги), расположенных вне пределов населенного пункта.

2 Термины и определения

8 настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

2.1 краевая полоса: Часть обочины, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду. конструкция которой позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств и защиту кромки проезжей части основной полосы движения от обламывания.

2.2 полоса безопасности: Часть разделительной полосы, примыкающая к проезжей части и имеющая дорожную одежду, конструкция которой при нештатных ситуациях позволяет обеспечить безопасный заезд на нее транспортных средств.

2.3 обочина: Элемент дороги, примыкающий непосредственно к проезжей части и предназначенный для обеспечения устойчивости земляного полотна, повышения безопасности дорожного движения, организации движения пешеходов и велосипедистов, а также использования при чрезвычайных ситуациях.

2.4 укрепленная часть обочины: Часть обочины, примыкающая к краевой полосе и имеющая дорожную одежду, конструкция которой обеспечивает в необходимых случаях возможность заезда транспортных средств для остановки и кратковременной стоянки.

2.5 грунтовая часть обочины: Часть обочины, не имеющая дорожной одежды.

2.6 стояночная полоса: Элемент поперечного профиля автомобильной дороги, примыкающий к проезжей части со стороны обочины, обозначенный специальными дорожными знаками и предназначенный для размещения транспортных средств, вынужденных преднамеренно прекратить движение на время более 5 минут по причинам, не связанным с посадкой или высадкой пассажиров либо загрузкой или выгрузкой транспортного средства.

2.7 проезжая часть: Конструктивный элемент автомобильной дороги, предназначенный для движения транспортных средств.

Издание официальное

ГОСТ 33475—2015

2.8 расчетная скорость движения: Значение скорости движения одиночного автомобиля при нормальных условиях погоды и сцепления шин автомобилей с поверхностью проезжей части, используемое для определения допустимых параметров элементов плана, продольного и поперечного профиля на сложных участках трассы автомобильной дороги, исходя из условий обеспечения удобства и безопасности дорожного движения.

2.9 разделительная полоса: Конструктивный элемент автомобильной дороги, разделяющий транспортные потоки по направлениям или составу движения.

2.10 расстояние видимости: Расстояние от передней части легкового транспортного средства, на котором с места водителя различаются конструктивные элементы дороги и другие предметы в направлении движения, ориентирование на которые позволяет вести транспортное средство по соответствующей полосе.

2.11 уширение проезжей части: Увеличение стандартной ширины проезжей части для обеспечения безопасности движения транспортных средств на отдельных участках автомобильной дороги.

2.12 отвод ширины проезжей части: Переход от стандартной ширины проезжей части автомобильной дороги к уширенной.

2.13 серпантина: Кривая в плане, описанная с внешней стороны угла поворота трассы и устраиваемая для развития трассы в горной и сильно пересеченной местности.

2.14 вираж: Односкатный поперечный профиль проезжей части, устраиваемый на кривой в плане с уклоном к ее центру для повышения удобства и безопасности движения.

2.15 отгон виража: Переход от двускатного поперечного профиля проезжей части на прямолинейном участке дороги к односкатному на кривой в плане и обратно.

2.16 дополнительная полоса проезжей части: Полоса движения, устраиваемая дополнительно к основной полосе движения на отдельных участках дорог для повышения их пропускной способности, а также безопасности движения на них.

2.17 переходно-скоростная полоса: Полоса движения, устраиваемая дополнительно к основной полосе движения, для безопасного изменения траектории и скорости движения транспортного средства. совершающего маневр слияния с транспортным потоком прямого направления движения или разделения с ним на пересечениях и примыканиях или иных участках автомобильных дорог.

2.18 коэффициент загрузки дороги движением: Отношение фактической интенсивности движения к практической пропускной способности дороги.

3 Геометрические элементы автомобильных дорог

3.1 Геометрические элементы должны обеспечивать пространственную плавность и зрительную ясность автомобильной дороги, гармоничное ее сочетание с окружающим ландшафтом местности, для чего:

— в углы поворота трассы необходимо вписывать кривые постоянной или переменной кривизны, как самостоятельные элементы плана или в сопряжении друг с другом.

— переломы продольного профиля при разработке проектной документации на строительство новых автомобильных дорог I—III категории, а также на реконструкцию автомобильных дорог категории IA и 1Б следует сопрягать вертикальными кривыми постоянной или переменной кривизны независимо от алгебраической разности уклонов сопрягаемых участков (требования к сопряжению переломов продольного профиля в проектной документации на строительство автомобильных дорог IV—V категории и реконструкцию дорог категории IB и II—V. а также капитальный ремонт автомобильных дорог независимо от их категории устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах);

— прямолинейные и криволинейные отрезки дороги по протяженности должны быть соразмерны между собой, а радиусы смежных кривых в плане не должны отличаться друг от друга более чем в 1.3 раза.

3.2 В целях обеспечения относительного постоянства скорости и благоприятных условий безопасности движения транспортного потока на всем протяжении дороги, снижения ограничений, потенциально накладываемых дорожными условиями на избираемые водителями режимы движения, а также учитывая возможности последующей реконструкции дороги за пределами перспективного периода в качестве основных параметров геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги следует принимать:

а) расстояние видимости поверхности дороги — не менее 450 м;

б) расстояние видимости встречного автомобиля на обычных дорогах — не менее 750 м;

ГОСТ 33475—2015

в) радиус кривой в плане — не менее 3000 м;

г) радиус кривой в продольном профиле:

1) на выпуклых переломах продольного профиля — не менее 70000 м.

2) на вогнутых переломах продольного профиля — не менее 8000 м;

д) длина криволинейного участка в продольном профиле:

1) выпуклого — не менее 300 м.

2) вогнутого — не менее 100 м;

е) продольный уклон — не более 30 %о.

3.3 8 случаях, когда по условиям местности или иным объективным обстоятельствам выполнение требований л. 3.2 с технической, экономической, экологической или иной точки зрения признается нецелесообразным. допускается снижение требований к нормам проектирования отдельных геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильной дороги исходя из расчетной скорости движения.

3.4 Значения расчетных скоростей движения для назначения допустимых параметров геометрических элементов автомобильных дорог I категории с учетом сложности рельефа местности устанавливаются в национальных стандартах или иных нормативных актах, разрабатываемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта.

Значения расчетных скоростей движения для автомобильных дорог других категорий приведены в таблице 1.

Расчетные скорости на смежных участках не должны отличаться более чем на 20 %.

Таблица 1 — Расчетные скорости движения

Категория дорош

Расчетные стрости движения, км/ч

основные

допускаемые не трудных участках

пересеченны* местности

горной местности

3.5 Допустимые параметры геометрических элементов автомобильной дороги, предназначенные для использования при обстоятельствах, изложенных в 3.3. приведены для различных значений расчетной скорости движения в таблице 2.

6 национальных стандартах и иных нормативных актах, разрабатываемых в развитие настоящего межгосударственного стандарта, могут быть предусмотрены требования к допустимым параметрам геометрических элементов автомобильных дорог для других значений расчетных скоростей движения.

Таблица2 — Допустимые параметры геометрических элементов плана и продольного профиля автомобильных дорог

Расчетная

скорость

движения,

киГчас

Наиболь

шие

продольные уклоны. %»

Наименьшие расстояние видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

дпя

остановки

встречного

автомо

биля

в плане

е продольном профиле

основные

в горной мест* пости

выпуклых

вогнутых

основ*

ные

в горной местности

ГОСТ 33475—2015

Окончание таблицы 2

Расчетная

скорость

движения.

Наиболь*

шме

продольные

уклоны.

Наименьшие расстояния видимости, м

Наименьшие радиусы кривых, м

для

остановки

встреч него автомобиля

а плане

а продольном профиле

основные

а торной мест* мости

ВЫПуКПЫА

вогнутых

основ*

ныо

в горной местности

3.6 В малые углы поворота трассы в плане должны быть вписаны кривые постоянной или пере* менной кривизны с радиусами не менее приведенных в таблице 3.

Таблица 3 — Наименьшие радиусы кривых в плане при малых углах поворота

Угол поворота трассы, град

7—8

Наименьший радиус кривой, ы

10 000

6 000

3 000

2 500

3.7 На круговых кривых в плане с радиусами менее 2000 м устраиваются переходные кривые дли* ной не менее значений, приведенных в таблице 4.

Таблица 4 — Наименьшие значения длин переходных кривых

Радиус круговой кривой, м

600—1000

1000—2000

Длина переходной Фиеой. м

3.8 На кривых в плане с радиусами 1000 м и менее проезжая часть с внутренней стороны эакру* гления уширяется. Величину полного уширения на закруглениях автомобильных дорог с двумя полоса* ми движения следует принимать в зависимости от радиуса в соответствии с таблицей 5.

Таблица 5 — Уширение проезжей части автомобильных дорог с двумя полосами движения

Редиусы кривых е плане.м

Величина уширения. ы. при непичии в составе движения автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднею бампера до задней оси. ы

до И

от 11 до 13

от 13 до 16

от 15до 18

ГОСТ 33475—2015

Окончание таблицы 5

Радиусы кривых о ппаме. и

Величина уширения. м. при наличии а составе движения автомобилей и автопоездов с расстоянием от переднего бампера до задней оси. м

до 11

от 11 до 13

от тЭ до 1S

от 15 до 16

Примечания

1 В случае, когда радиус кривой в плане отличается от приведенного в таблице 4. величину полного уши-рения проезжей части следует устанавливать по ближайшему меньшему табличному значению радиуса.

2 На дорогах с иным количеством полос движения величина полного уширения проезжей части может быть получена путем умножения табличного значения на коэффициент, равный частному от деления фактического количества полос движения на 2.

3.9 На горных дорогах II—V технических категорий допускается устройство серпантин с соблюдением параметров геометрических элементов, приведенных в таблице 6.

Т а б л и ц а 6 — Параметры геометрических элементов серпантин

Геометрические элементы серпантин

Параметры геометрических элементов серпантин при расчетной скорости движения. км/час

Наименьший радиус кривых в плене, и

Поперечный уклон проезжей части на вираже. %»

во

Наименьшая длина переходной кривой, м

Уширение проезжей части с двумя полосами движения, м

Наибольший продольный уклон в пределах серпантин, %»

3.10 Расстояние между вспомогательными кривыми смежных серпантин следует принимать возможно большим, но не менее:

а) 400 м на дорогах II и III категорий;

б) 300 м на дорогах IV категории; а) 200 м на дорогах V категории.

3.11 Величину допустимого продольного уклона в пределах кривых в плане малых радиусов следует снижать в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 7.

Таблица 7 — Уменьшение величины наибогъших лродогъных уклонов на кривых малых радиусов

Радиус кривой в плане, м

Уменьшение наибольшего продольного уклона, приведенного е таблице 2. %». не менее

ГОСТ 33475—2015

3.12 Длина участка с продольным уклоном а зависимости от величины уклона и высотных характеристик местности не должна превышать значений, приведенных в таблице 8.

Таблица 8 — Допустимая длина участков с затяжными продольными уклонами

Продольный уклон. ТЬ

Допустимая длина участка с продольным уклоном, ы при высоте над уровнем моря, и

3.13 Проезжей части автомобильной дороги следует придавать односкатный или двускатный поперечный профиль с учетом принятой системы отвода поверхностных вод.

3.14 Поперечные уклоны проезжей части автомобильных дорог с усовершенствованным типом дорожных одежд, за исключением участков кривых в плане, где предусмотрено устройство виража, в зависимости от категории дороги, количества полос движения и климатических условий района проектирования следует назначать в соответствии с требованиями, приведенными в таблице 9.

При переходных типах дорожной одежды значения поперечного уклона, приведенные в таблице 9. следует увеличить на 5—10 %».

Таблица 9 — Поперечные уклоны проезжей части

Категория

дороги

Поперечный

профиль проезжей чести

Полоса движения

Поперечный уклон ■ различных дорожно-климатических зонах. %»

II и III

односкатный на каждом направлении движения

Первая и вторая от разделительной полосы

Третья и последующие от разделительной полосы

двускатный на каждом направлении движения

Первая и вторая от оси проезжей части

Третья и последующие от оси проезжей части

II—IV

двускатный

каждая

3.15 Односкатный поперечный профиль проезжей части (вираж) следует предусматривать на кривых в плане с радиусом менее 3000 м на дорогах I категории и 2000 м на дорогах других категорий. При необходимости вираж может быть устроен и на кривых в плане, радиусы которых превышают указанные выше значения.

Величину уклона виража назначают в зависимости от радиуса кривой в плане и особенностей зимней эксплуатации автомобильных дорог региона в соответствии с нормами, приведенными в таблице 10.

б

ГОСТ 33475—2015

Таблица 10— Поперечим уклоны проезжей части на виражах

Радиусы кривых а плане, ы

Поперечный уклон проезжей части на виражах. %»

основной, наиболее распространенный

а рано мах с частый гололедом

от 3000 до 1000 на дорогах 1 категории и от 2000 до 1000 на дорогах других категорий

20—30

от 1000 до 700

30—40

от 700 до 650

40—50

от 650 до 600

50—60

менее 600

3.16 Переход от двускатного поперечного профиля дороги к односкатному следует осуществлять на длине переходной кривой, а при ее отсутствии — на отрезке прилегающею к кривой в плане прямого участка.

3.17 Дополнительный продольный уклон наружной кромки проезжей части на участке отгона ви-ража в зависимости от категории дороги и рельефа местности не должен превышать следующие зна-чения:

а) дороги I и II категории — 5

б) дороги III и IV категории:

1) в равнинной местности — 10 %*;

2) в горной местности — 20 %о;

в) дороги V категории — 20 %о.

3.18 Обочины автомобильных дорог II—IV категорий должны иметь укрепленную и грунтовую ча-сти. Конструкция укрепленной части обочины должна допускать периодический заезд транспортных средств, при необходимости преднамеренного прекращения движения.

На обочинах дорог I категории вместо укрепленной части следует предусматривать устройство стояночной полосы вдоль проезжей части с устройством дорожной одежды, конструкция которой допускает возможность еьезда и движения одиночных автомобилей, имеющихся в составе транспортного потока.

3.19 Поперечные уклоны обочин на прямолинейных участках дороги и кривых в плане без устрой* ства виража следует принимать на 10—30 %о больше поперечных уклонов проезжей части, а на кривых в плане при наличии виража — равным уклону проезжей части. Допускаются следующие значения поперечных уклонов укрепленных обочин в зависимости от климатических условий, грунта земляного полотна и типа укрепления:

• 30—40 при укреплении с применением вяжущих:

. 40—60 %о при укреплении гравием, щебнем, шлаком или мощении каменными материалами и бетонными плитами:

• 50—60 %»при укреплении дерном или засевом трав.

Для районов с небольшой продолжительностью снегового покрова и отсутствием гололеда для обочин, укрепленных дерном, может быть допущен уклон 50—80 %».

При устройстве земляного полотна из крупно- и среднезернистых песков, а также из тяжелых суглинистых грунтов и глин уклон обочин, укрепленных засевом трав, допускается принимать равным 40 %о.

3.20 Параметры основных элементов поперечного профиля проезжей части и земляного полотна автомобильных дорог в зависимости от их категории следует принимать по таблице 11.

ГОСТ 33475—2015

Таблица 11 — Параметры основных элементов проезжей часто и земляного полотна автомобильных дорог

Элементы поперечного профиля

Класс автомобильной дороги и ее категория

Автомо

бильная

магистраль

Ско

ростная

дорога

Обычная дорога

ГА

к

Ширина полосы движения, м

3.75—3.5

Ширина обочины, м

3.75—3.5

Ширина укрепленной части обочины (стояночной полосы для дорог 1 категории), м

всего

в том числе краевой полосы

Наименьшая ширина центральной разделительной полосы, м

бездорожных

ограждений

Устанавливается национальными актами технического регулирования

с дорожными ограждениями

2.0 + ширина ограждения

2.0 (1.0)*

+ ширина ограждения

Ширина полосы безопасности у разделительной полосы, м

1.0 (0.5)*

‘ В скобках для дорог категории IB при установке тросовых ограждений (в проектах реконструкции автомобильных дорог категории IB допускается отсутствие разделительной полосы).

3.21 Полосу движения двухполосных дорог в пределах вертикальной вогнутой кривой, сопрягающей смежные участки с алгебраической разностью продольных уклонов 60 и более, следует уширить для дорог:

— II и III технических категорий на 0.5 м;

• (V и V технических категорий на 0,25 м.

При совпадении вертикальных вогнутых кривых с кривыми в плане за требуемую величину ушире-ния следует принимать наибольшее из значений, установленных таблицей 5 и п. 3.21.

Переход к уширенной проезжей части следует осуществлять:

• на прямолинейных в плане участках дорог и на кривых в плане, радиусы которых не требуют устройства уширения проезжей части — на части подходов к вертикальной вогнутой кривой длиной не менее 25 м для дорог II и III технических категорий и 15 м — для дорог IV и V технических категорий:

— при совпадении вертикальных вогнутых кривых с кривыми в плане малых радиусов — по требованиям. предъявляемым к устройству уширения проезжей части на закруглениях автомобильных дорог.

3.22 При смешанном составе транспортного потока на участках дорог II и III категории с затяжными продольными уклонами необходимо предусматривать устройство дополнительной полосы для грузового движения в сторону подъема при продольном уклоне от 30 %о до 40 %о и протяженности подъема свыше 1 км. а также при продольном уклоне, равном или превышающем 40 %в и протяженности подъема свыше 0.5 км.

Дополнительную полосу следует начинать за 50—100 м до начала подъема и завершать за пределами подъема на расстоянии не менее приведенных в таблице 12.

Таблица 12 — Протяженность дополнительной полосы движения за пределами подъема

Интенсивность движения в сторону лодьема. приведенная к легковому автомобилю, едУсут.

менее 4000

от 4000 до 5000

от 5000 до 8000

8000 и более

Протяженность дополнительной полосы за пределами подъема, м

ГОСТ 33475—2015

Ширину дополнительной полосы движения следует принимать равной ширине основной полосы движения, а ее отвод в начале и конце дополнительной полосы следует выполнять, соблюдая соотно* шение ее длины к ширине равное 30:1. а в стесненных условиях — на участке длиной не менее 60 м.

3.23 Длину прямолинейных в плане участков при проектировании новых автомобильных дорог следует ограничивать в соответствии с требованиями таблицы 13.

Таблица 13—Предельные длины прямых в плане

Техническая категория дороги

Предельная длина прямых а плане, км

• рвении и он местности

ь пересеченной местности

3,5—5

2—3

II И III

2—3.5

1.5—2

IV И V

1.5—2

3.24 8 местах возможного попадания на дорогу людей и животных необходимо обеспечить боковую видимость придорожной полосы на расстоянии не менее 25 м от кромки проезжей части для дорог I—III категорий и 15 м — для дорог IV—V категорий.

3.25 Переходно-скоростная полоса должна иметь такую же ширину, что и основная полоса движения. Длину переходно-скоростной полосы и участка отвода ее ширины следует принимать в соответствии с требованиями национальных стандартов или иных нормативных актах по проектированию дорог.

3.26 Ширину обочин дорог, проходящих по трудным участкам горной местности и особо ценным земельным угодьям, а также в местах, где предусмотрены переходно-скоростные или дополнительные полосы на подъем, при соответствующем технико-экономическом обосновании с разработкой мероприятий по организации и безопасности движения допускается уменьшать до 1.5 м — для дорог I и II категорий и до 1 м — для дорог остальных категорий.

3.27 Количество полос движения на дорогах I категории устанавливают в зависимости от интенсивности движения и рельефа местности по таблице 14.

Таблица 14 — Количество полос движения на дорогах I категории

Рельеф местности

Интенсивность даиження. приведенных ед /сут

Количество полос движения

14001—40000

Равнинный и пересеченный

40001—80000

Св. 80000

14001—34000

Горный

3400—70000

Св. 70000

При стадийном сооружении дороги ширину полосы отвода, а также параметры искусственных сооружений и земляного полотна рассчитывают на перспективное количество полос движения.

При определении сроков стадийного увеличения количества полос движения следует исходить из достигаемого на определенный период уровня удобства движения.

Необходимое количество полос движения определяется технико-экономическим расчетом из условия минимума суммарных приведенных затрат. При этом учитывают рациональную загрузку дороги движением.

В таблице 15 приведены предельные значения коэффициентов загрузки, соответствующие предельным условиям функционирования дорог различного назначения, требующих реконструкции.

ГОСТ 33475—2015

Таблица 15 — Предельные значения коэффициентов загрузки

Класс эотоиобильмых воры

Категория

Коэффициент загруми дорыи

Автомобильные магистрали: подъезды к аэропортам класса 1 и II. морским и речным портам группы 1 и II

Другие автомобильные магистрали, скоростные дороги

IA и )Б

Обычные дороги

IB. II и ill

Строительство дорог с многополосной проезжей частью надлежит обосновывать сопоставлением с вариантами сооружения дорог по раздельным направлениям.

ГОСТ 33475—2015

УДК 625.711.3.001.33:006.354 МКС 93.080.01

Ключевые слова: геометрические элементы автомобильной дороги, расчетные скорости движения, расстояние видимости, краевая полоса, полоса безопасности, укрепленная часть обочины, грунтовая часть обочины, стояночная полоса, проезжая часть, продольный уклон, поперечный уклон, кривые в плане, переходные кривые, вертикальные кривые, дополнительная полоса. переходно-скоростная полоса. разделительная полоса, уширение проезжей части, серпантина

  • Полоса безопасности — участок земли, примыкающий к взлётно-посадочной полосе аэродрома. П. б. могут быть концевыми и боковыми. Предназначаются для предотвращения аварий ЛА в случае выкатывания его за пределы ВПП при посадке или взлёте… Словарь военных терминов
  • ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ — в аэродромных покрытиях — торцевая или боковая часть лётной полосы, устраиваемая на случай отклонения самолёта от курса при посадке или взлёте — безопасна ивица — bezpečnostní pás — Sicherheitsstreifen… Строительный словарь
  • ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ БОКОВАЯ — полоса безопасности, устраиваемая вдоль боковой кромки взлётно-посадочной полосы по всей её длине — странична ивица за безопасност — boční bezpečnostní pás — seitlicher Sicherheitsstreifen — biztonsági oldalsáv — аюулгүйн хажуугийн зурвас —… Строительный словарь
  • ПОЛОСА БЕЗОПАСНОСТИ КОНЦЕВАЯ — полоса безопасности, устраиваемая на торцах лётной полосы — крайна ивица за безопасност — předpolí — Sicherheitsendstreifen… Строительный словарь
  • Полоса безопасности — входит в состав лётной полосы аэродрома и представляет собой специально подготовленный участок земной поверхности, примыкающий непосредственно к взлётно-посадочной полосе и предназначенный… Энциклопедия техники
  • Оператор платной автодороги — «…а) «оператор» — владелец платной автомобильной дороги, в том числе концессионер в случае использования платной автомобильной дороги на основе концессионного соглашения;….. Официальная терминология
  • Грунтовая часть обочины автодороги — «…Грунтовая часть обочины автомобильной дороги: часть обочины, не имеющая дорожной одежды…» Источник: » ГОСТ Р 52399-2005… Официальная терминология
  • Категория автодороги — «…Категория автомобильной дороги: характеристика, отражающая принадлежность автомобильной дороги соответствующему классу и определяющая технические параметры автомобильной дороги….. Официальная терминология
  • Колея проезжей части автодороги — «…Колея — вид деформирования поперечного профиля проезжей части с образованием углублений по полосам наката с гребнями или без гребней выпора…» Источник: Распоряжение Минтранса РФ от 24.06… Официальная терминология
  • Концевая полоса безопасности — «…17. — специально подготовленный участок летной полосы, примыкающий к концу взлетно-посадочной полосы и предназначенный для обеспечения безопасности при взлете и посадке воздушных судов….. Официальная терминология
  • Нормы экологической безопасности (опасности) автодороги — «…Нормы экологической безопасности автомобильной дороги — значения критерия экологической безопасности, которые должны находиться в установленных диапазонах….. Официальная терминология
  • Однородность поверхности покрытия автодороги — «…Однородность поверхности покрытия — равномерность распределения цвета и количества компонентов на поверхности покрытия, оцениваемая визуально…» Источник: Распоряжение Минтранса РФ от 24.06… Официальная терминология
  • Озеленение автодороги — «….. Официальная терминология
  • Покрытие автодороги трещиновато-блочное — «…Трещиновато-блочное покрытие — покрытие, сплошность которого нарушена трещинами с образованием отдельных блоков с замкнутым контуром….. Официальная терминология
  • Прибрежная защитная полоса (прибрежная полоса, береговая полоса) — «….. Официальная терминология
  • Жизнь как матрас: полоса белая, полоса чёрная — О чередовании успехов и неудач в жизни. При длительных проблемах говорится, что жизнь пошла вдоль чёрных полос, нет передышки… Словарь народной фразеологии


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *