Полномочия председателя суда и его заместителей.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) осуществляет организацию дополнительного профессионального образования судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, осуществляет организацию дополнительного профессионального образования работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению Председателя Верховного Суда Российской Федерации один из судей суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Арбитражный суд Калининградской области

Наделение полномочиями председателя Арбитражного суда и заместителя.

Председатели, заместители председателей федеральных арбитражных судов округов, арбитражных апелляционных судов, арбитражных судов субъектов Российской Федерации назначаются на должность Президентом Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены.
Указанные полномочия могут быть также досрочно прекращены решением соответствующей квалификационной коллегии судей в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением председателями, заместителями председателей судов своих должностных обязанностей, предусмотренных федеральными конституционными законами.
По прекращении полномочий председателя, заместителя председателя суда за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов приостанавливаются либо прекращаются в случае приостановления либо прекращения полномочий указанных лиц в качестве судей соответствующих судов.
В случае, если на должность председателя или заместителя председателя суда назначается лицо, не являющееся судьей соответствующего суда, и в данном суде отсутствует вакантная должность судьи, штатная численность судей этого суда увеличивается на основании заявления председателя или заместителя председателя соответствующего суда, полномочия которого прекращены.
Не позднее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через 10 дней со дня открытия вакансии соответствующая квалификационная коллегия судей объявляет об открытии вакансии в средствах массовой информации с указанием времени и места приема заявлений от претендентов на должность председателя или заместителя председателя суда, а также времени и места рассмотрения поступивших заявлений.
Одно и то же лицо может быть назначено на должность председателя (заместителя председателя) одного и того же суда неоднократно, но не более двух раз подряд.
Полномочия председателей и заместителей председателей судов
Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:
1) организует работу суда;
2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
4) организует работу по повышению квалификации судей;
5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.
Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.
В случае отсутствия председателя суда его полномочия осуществляет по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей этого суда.

Порядок наделения судей полномочиями

Статья 6. Порядок наделения судей полномочиями

Судьи Верховного Суда Российской Федерации назначаются Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению Президента Российской Федерации, которое вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации в двухмесячный срок со дня получения необходимых материалов назначает судей федеральных судов, а кандидатов в судьи Верховного Суда Российской Федерации представляет для назначения Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации либо отклоняет представленные кандидатуры, о чем сообщается председателю соответствующего суда.

Назначение кандидатов на должности судей производится только при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации представляет Президенту Российской Федерации указанное заключение не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации, назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации сроком на шесть лет по представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации, при наличии положительного заключения Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит Президенту Российской Федерации указанные представления не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации, а в случае досрочного прекращения полномочий — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Президент Российской Федерации вносит в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации представление о назначении Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации не позднее, чем за 14 дней до истечения срока их полномочий, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через шесть месяцев со дня открытия вакансии.

Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации рассматривает вопрос о назначении на должность Председателя Верховного Суда Российской Федерации или заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации в срок, не превышающий 14 дней после получения представления Президента Российской Федерации.

Председатель Верховного Суда Российской Федерации вносит указанное представление Президенту Российской Федерации не позднее, чем за два месяца до истечения срока полномочий председателя, заместителя председателя соответствующего суда, а в случае досрочного прекращения полномочий указанных лиц — не позднее чем через три месяца со дня открытия вакансии.

Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

  • 1) организует работу суда;
  • 2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;
  • 3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;
  • 4) организует работу по повышению квалификации судей;
  • 5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;
  • 6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;
  • 7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

Судьи Верховного Суда Российской Федерации приносят присягу на собраниях судей этого суда. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи. Присяга приносится судьей перед Государственным флагом РФ, в торжественной обстановке.

Законодательство предусматривает меры социальной защиты судьи и членов его семьи: жизнь, здоровье и имущество судьи подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета. При этом жизнь и здоровье судьи подлежат страхованию на сумму его пятнадцатилетней заработной платы.

Судья неприкосновенен. Это означает неприкосновенность личности, неприкосновенность занимаемых им жилых и служебных помещений, используемых им личных и служебных транспортных средств, принадлежащих ему документов, багажа и иного имущества, тайну переписки и иной корреспонденции.

Полномочия судьи прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

  • 1. Полномочия судьи приостанавливаются решением квалификационной коллегии судей при наличии одного из следующих оснований:
  • 1) признание судьи безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу;
  • 2) возбуждение уголовного дела в отношении судьи либо привлечение его в качестве обвиняемого по другому уголовному делу;
  • 3) участие судьи в предвыборной кампании в качестве кандидата в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации;
  • 4) избрание судьи в состав органа законодательной (представительной) власти Российской Федерации или органа законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации. Решение о возобновлении полномочий судьи принимает квалификационная коллегия судей, приостановившая его полномочия.

Основания и порядок прекращения полномочий судьи.

Прекращение полномочий судьи – это полное отстранение судьи от исполнения должностных обязанностей на постоянной основе.

Конституцией РФ установлен запрет прекращения полномочий судьи по иным основаниям и (или) в ином порядке, чем урегулировано в федеральном законе.

Полномочия судьи федеральных судов (за исключением судей Конституционного Суда РФ) и мировых судей прекращаются решениями соответствующих квалификационных коллегий судей (ККС) по следующим основаниям:

1) письменное заявление судьи об отставке;

2) неспособность по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам осуществлять полномочия судьи;

3) письменное заявление судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам;

4) истечение срока полномочий судьи, если они в соответствии с законом были ограничены определенным сроком;

5) увольнение судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (он установлен в зависимости от воинского звания статьей 49 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от 28 марта 1998 г. №53-ФЗ с последующими изменениями и дополнениями);

6) прекращение гражданства Российской Федерации;

7) занятие деятельностью, не совместимой с должностью судьи;

8) вступление в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера (но в случае отмены решения квалификационной коллегии судей о прекращении полномочий судьи или отмены состоявшегося о нем обвинительного приговора суда либо судебного решения судья подлежит восстановлению в прежней должности с выплатой причитающейся заработной платы);

9) вступление в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным;

10) смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

11) отказ судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда;

12) достижение предельного возраста пребывания в должности судьи.

Кроме того, есть еще одно основание досрочного прекращения полномочий названных категорий судей: это дисциплинарное взыскание. Решение о его наложении принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий судьи на момент принятия решения. В настоящее время существует два вида дисциплинарной ответственности судей: предупреждение и досрочное прекращение полномочий судьи, и налагаются они за совершение дисциплинарного проступка, под которым п.1 ст. 121 Закона о статусе судей понимает нарушение норм Закона о статусе судей, а также положений Кодекса судейской этики.

Решения квалификационных коллегий судей о прекращении полномочий судей могут быть обжалованы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ в судебном порядке.

Основания прекращения полномочий судей Конституционного Суда РФ несколько отличаются от перечисленных выше:

· нарушения порядка его назначения на должность судьи Конституционного Суда РФ;

· достижение судьей предельного возраста пребывания в должности судьи;

· личное письменное заявление судьи об отставке до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи;

· утрата судьей гражданства РФ;

· вынесение в отношении судьи обвинительного приговора, вступившего в законную силу;

· совершение судьей поступка, порочащего честь и достоинство судьи.

· продолжение судьей, несмотря на предупреждение со стороны Конституционного Суда РФ, занятий или совершения действий, несовместимых с его должностью;

· неучастие судьи в заседаниях Конституционного Суда РФ или уклонение от голосования свыше двух раз подряд при без уважительных причин;

· признание судьи недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

· смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

· неспособность по состоянию здоровья или иным уважительным причинам в течение длительного времени (не менее 10 месяцев подряд) исполнять обязанности судьи.

Примерно те же основания прекращения полномочий судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ предусмотрены в соответствующих законодательных актах об этих судах. К ним добавляются обычно лишь такое основание, как ликвидация самого суда в связи с изменением конституции (устава) субъекта РФ.

Отличается от указанного выше и порядок прекращения полномочий судьи Конституционного Суда РФ. Прекращение полномочий осуществляется по решению самого Конституционного Суда РФ, которое направляется Президенту РФ, в Совет Федерации и является официальным уведомлением об открытии вакансии. Из общего правила есть два исключения:

1. прекращение полномочий ввиду нарушения порядка назначения на должность производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ;

2. прекращение полномочий ввиду совершения судьей проступка, порочащего честь и достоинство судьи, производится Советом Федерации по представлению Конституционного Суда РФ, принятому не менее двух третей общего числа судей.

Полномочия судей конституционных (уставных) судов субъектов РФ прекращаются в схожем порядке – на уровне региональных властей.

Следует добавить, что в Регламенте Конституционного Суда РФ процедурным вопросам приостановления и прекращения полномочий его судей посвящены гл. VI и VII, состоящие из 13 параграфов, т.е. эти вопросы там урегулированы весьма детально.

Необходимо отметить, что дата прекращения полномочий судьи не означает, что он фактически в тот же день прекращает осуществлять правосудие. Полномочия судьи прекращаются:

· в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен в законе;

· в последний день месяца, в котором он достиг 70-летнего возраста;

· на следующий день после вступления в силу решения квалификационных коллегий судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Но в отношении судьи, назначенного на должность с определенным сроком (при условии, что он или не обратился в соответствующую коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи, или в удовлетворении этого заявления ему было отказано), как и в отношении судьи, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста действует правило: эти судьи продолжают осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с их участием, либо до первого дня назначения судьи в данный суд и вступления его в должность.

Все перечисленные основания прекращения полномочий судьи можно условно разделить на две группы по последствиям прекращения полномочий:

1. по так называемым компрометирующим основаниям (например, вступление в силу обвинительного приговора в отношении судьи) – исключает возможность удаления судьи в отставку;

2. по уважительным причинам (например, достижение предельного возраста) – означает возможность именно почетного ухода или удаления судьи в отставку.

Уход судьи в отставку позволяет сохранить за ним звание судьи и все материальные и социальные гарантии, присущие судье, такие как выплата ежемесячного пособия, оплата проезда и т.п.

Следует сказать, что в настоящее время гарантии независимости судей в виде запрета необоснованности приостановления или прекращения их полномочий не абсолютны. Помимо их прямого несоблюдения, нарушения общего принципа несменяемости судей проявляются, в частности путем увольнения судьи с должности в связи с реорганизацией судебной системы: при укрупнении субъекта РФ, при создании межрайонных судов в системе судов общей юрисдикции и прочее.

Полномочия председателей и заместителей председателей судов прекращаются по истечении срока, на который они были назначены. При этом за ними сохраняются полномочия судьи суда, в котором они замещали должность председателя, заместителя председателя суда.

Хотелось бы остановиться на таком основании досрочного прекращения полномочий судьи, как виде дисциплинарной ответственности. Поскольку статистика свидетельствует, что такие случаи не столь уж редки: за период с января 2005 г. по июнь 2008 г. досрочно прекращены полномочия 278 судей и руководителей судов, в т.ч. в 2005г. – 49 судей, 2006 г. – 73 судей, в 2007 г. – 75 судей, в 2008 г. – 81судья.

По смыслу ст.12 Закона «О статусе судей в РФ» под дисциплинарным проступком, влекущим дисциплинарное взыскание в виде предупреждения или досрочное прекращение полномочий судьи следует понимать нарушение норм названного Закона и положений Кодекса судейской этики. В Законе также установлено, что решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания принимается квалификационной коллегией судей, к компетенции которой относится рассмотрение вопроса о прекращении полномочий этого судьи на момент принятия решения. Однако в Законе не установлено, за какие нарушение следует дисциплинарная ответственность в виде предупреждения, а за какие — в виде досрочного прекращения полномочий. Вполне адекватным понятию дисциплинарного проступка судьи можно считать нарушение им положений, содержащих запрет судье быть депутатом, третейским судьей, арбитром, осуществлять предпринимательскую деятельность и т.д. Норма запрета здесь достаточна определена и конкретна. Существенно менее определено положение, содержащееся в п.2 ст.3 Закона о статусе судей: «Судья при исполнении своих полномочий, а также во внеслужебных отношениях должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти, достоинство судьи или вызвать сомнение в его объективности, справедливости и беспристрастности». Эта норма более размыта, а ее применение по отношению к судьям со стороны квалификационной коллегии судей не в порядке судебных процедур допускает большой разброс вариантов. Нарушение судьей положений Кодекса судейской этики еще в меньшей мере можно квалифицировать в качестве такой серьезной меры как досрочное прекращение полномочий судьи. Поскольку Кодекс судейской этики – акт корпоративного характера, требования к судьям в нем скорее морально-этического характера.

С принятием Пленумом Верховного Суда РФ постановления от 31 мая 2007г. №27понятие дисциплинарного проступка расширено. Под ним следует понимать «…и нарушение общепринятых норм морали, обязанности при отправлении правосудия, правил поведения при исполнении иных служебных обязанностей и во внеслужебной деятельности». При этом указано, что при наложении взыскания учитывается характер правонарушения и его последствия, тяжесть дисциплинарного проступка, степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций, данные о профессиональных и моральных качествах судьи и иные обстоятельства

После принятия данного постановления размытость понимания дисциплинарного проступка судьи еще более усилилась, ведь «общепринятые нормы морали» в разных возрастных, профессиональных и т.д. группах весьма различны.

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи должно быть не любое отступление от требований закона и этических норм, а лишь такое, которое по своему характеру с очевидностью несовместимо с высоким званием судьи, явно противоречит социальному предназначению судебной власти, носителем которой является судья, и лишь на основе принципа соразмерности». Исходя из представленных нормативных актов выделим следующие критерии для привлечения к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи:

· нарушение требований Закона и положений Кодекса судейской этики;

· действия, несовместимые с высоким званием судьи, явно противоречащие социальному предназначению судебной власти;

· тяжесть дисциплинарного проступка;

· степень нарушения прав и законных интересов граждан и организаций в результате действий судьи;

· данные о профессиональных и моральных качествах судьи и т.п.

Таким образом, вопрос привлечения судей к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи довольно сложен. Необходим учет ряда факторов, требуется более тщательное и детальное законодательное регулирование оснований и порядка привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, на что обратил внимание VII Всероссийский съезд судей.

В литературе предлагается дополнить перечень оснований прекращения полномочий судьи еще одним – некомпетентность, проявление при осуществлении правосудия низкого профессионализма. Этот вопрос довольно неоднозначен. С одной стороны было бы естественным, если бы действия или бездействия судьи, приведшие к судебной ошибке, имели бы правовые последствия для него. Имеются в виду, конечно, не единичные ошибки, а их серии, к тому же объективно подтвержденные вышестоящей судебной инстанцией.

Ведь если большую часть выносимых судьей решений отменяют вышестоящие судебные инстанции, если при внимательном изучении выносимых судьей судебных актов видны серьезные пробелы в знании и применении законодательства, можно расценивать результат такой работы данного судьи за определенный промежуток времени как дисциплинарный проступок, влекущий дисциплинарную ответственность.

С другой стороны, действует законодательно установленный запрет на привлечение к какой-либо ответственности судьи за выраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение (кроме случаев, когда судом установлена виновность судьи в преступном злоупотреблении).

Конституционный Суд РФ в своем постановлении от 28 февраля 2008 г. №3-П определил, что «…судья не может быть привлечен к дисциплинарной ответственности в виде досрочного прекращения полномочий судьи за судебную ошибку, если только неправосудность судебного акта не явилась результатом такого поведения судьи, которое по своему характеру несовместимо с занимаемой им должностью. Иное не соответствовало бы принципам независимости, несменяемости и неприкосновенности судей». С этим сложно не согласиться. Однако разве некомпетентность судьи соответствует его высокому званию, разве это не умаляет авторитет судебной власти? Ведь в Законе о статусе судей прямо прописано, что судья при исполнении своих полномочий должен избегать всего, что могло бы умалить авторитет судебной власти. Кодекс чести судьи РФ также предусматривает, что судья обязан поддерживать свою квалификацию на высоком уровне, необходимом для надлежащего исполнения обязанностей по отправлению правосудия. Поэтому каждый судья самостоятельно должен заботиться о повышении своего профессионального уровня, в частности следить за происходящими изменениями в законодательстве, изучать юридическую литературу, пополнять свой багаж знаний и т.п. А если судья этого не делает, разве нельзя рассматривать этот факт как нарушение требований Кодекса судейской этики?

Хотелось бы также отметить, что введение самой минимальной из возможных видов ответственности судей за судейскую ошибку, даже при условии, что ее наличие обязательно будет подтверждено актом вышестоящей судебной инстанции, способно серьезно затормозить нормальный ход осуществления каждым судьей правосудия. Ведь судья, рассматривая каждое дело и опасаясь, что за вынесенное им по этому делу решение в случае его отмены (изменения) вышестоящей судебной инстанцией будет расценено в качестве судебной ошибки, вынужден будет во многих случаях консультироваться с другими судьями, органами судейского сообщества и т.д.

Вопрос привлечения судьи к дисциплинарной ответственности за совершение судейской ошибки в настоящий момент является дискуссионным и не находит однозначного ответа в современной юридической литературе.

В любом случае, прежде чем решить – привлекать или не привлекать к ответственности за судейские ошибки видится необходимым сначала определить насколько это соответствует законодательству¸ а в случае положительного ответа на данный вопрос определить основания и порядок привлечения к ответственности, т.е. ответить на следующие вопросы:

· кто будет проверять наличие ошибок;

· как будет производиться оценка причин и последствий ошибок;

· какими процедурами будет осуществляться проверка;

· кто будет привлекать к ответственности и прочее.

Таким образом, поскольку вопрос привлечения к ответственности судей за совершение ошибок сложен и неоднозначен, ему должны предшествовать серьезные научные исследования.

Дата добавления: 2016-01-30; просмотров: 5270;

Особенности прекращения полномочий судьи по законодательству
Республики Казахстан

Кандидат юридических наук, профессор кафедры уголовного процесса и криминалистики Алматинской юридической академии Гульнар Сулейменова, и Советник Председателя Верховного суда Республики Казахстан соискатель кафедры трудового и экологического права Алматинской юридической академии Жанна Сейдалина об особенностях этой нормы права рассматривают проблемы, связанные с прекращением полномочий судьи: соотношение понятий «освобождение от должности» и «прекращение полномочий; основания, условия и порядок ухода судьи в отставку, а также пенсионного обеспечения судей. Авторы вносят предложения по совершенствованию действующего законодательства по рассматриваемым вопросам.

В соответствии с п. 1 ст. 79 Конституции Республики Казахстан суды состоят из постоянных судей, полномочия каждого из которых могут быть прекращены или приостановлены по основаниям, установленным исключительно только законом. Данное положение конкретизировано в Конституционном законе РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», ст. 24 которого устанавливает: «Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям и в порядке, предусмотренным настоящим Конституционным законом». В этих нормах закона заключен конституционный принцип несменяемости судей, суть которого заключается в том, судьи Верховного Суда РК избираются, а судьи местных судов назначаются на неопределенный срок, т.е. на весь работоспособный период своей жизни и они не могут быть произвольно освобождены от должности за исключением случаев и в порядке, предусмотренных только законом.

Статья 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» устанавливает исчерпывающий перечень оснований прекращения полномочий и освобождения от должности судьи, к числу которых отнесены случаи:

1) ухода в отставку или освобождении от должности судьи по собственному желанию;

2) когда состояние здоровья препятствует дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением;

3) вступления в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера;

4) вступления в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи;

5) утраты гражданства Республики Казахстан;

6) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим;

7) назначения, избрания судьи на другую должность и его перехода на другую работу;

8) упразднения суда или истечения срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде.

Кроме того, полномочия судьи могут быть прекращены и в связи с решением дисциплинарно-квалификационной коллегии судей о необходимости освобождения от должности судьи за совершение им дисциплинарного проступка или невыполнение требований, указанных в ст. 28 вышеназванного Конституционного закона — обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию и законы республики, а также требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его объективности и беспристрастности; противостоять любым попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия; соблюдать тайну совещания судей и др. Полномочия председателя суда либо председателя коллегии могут быть досрочно прекращены при невыполнении им возложенных на него законом обязанностей.

Анализ указанных выше оснований позволяет сделать вывод о том, что законодатель использует понятия «освобождение от должности» и «прекращение полномочий» как адекватные, тогда как они отличаются друг от друга. Например, в трудовом законодательстве понятие «прекращение трудовых отношений» по своему содержанию шире, нежели содержание таких понятий, как «расторжение трудового договора», «увольнение работника». Отличается оно и от понятия «освобождение от должности» (например, отстранение от работы — это «приостановление выполнения работником своих трудовых обязанностей по требованию уполномоченного государственного органа…», временное освобождение работника от трудовых обязанностей). Кроме того, название ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» — «Освобождение от должности и прекращение полномочий судьи» — уже предполагает различие между этими понятиями, что подтверждает само содержание этой статьи закона, оперирующее понятиями «прекращение» и «освобождение». В этой связи использование понятия «прекращение полномочий судьи» будет правильным, как нам представляется, в том случае, когда судья лишается возможности осуществлять свои обязанности и прекращает трудовые правоотношения с судом, поскольку освобождение от должности может предполагать сохранение и продолжение трудовых отношений (например, освобождение от должности председателя суда и продолжения им своей деятельности в качестве судьи). При этом важно обратить внимание на п. 5 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», которая устанавливает: «Освобождение от должности судьи одновременно влечет прекращение полномочий председателя или председателя коллегии соответствующего суда» (выделено курсивом нами — Г.С., Ж.С.). Из смысла этой нормы следует, что освобождение от должности судьи должно автоматически влечь за собой и прекращение полномочий председателя или председателя коллегии соответствующего суда, что является недопустимым. Возможно, законодатель имел ввиду случаи, когда принимается решение о прекращении полномочий судьи, являющегося председателем или председателем коллегии данного суда, которое должно влечь одновременно его освобождение от занимаемой должности председателя. Правильность такого вывода подтверждается положением, заключенным в части второй этого же пункта статьи 5 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан», устанавливающего: «Освобождение от должности председателя или председателя коллегии соответствующего суда по истечении срока полномочий не влечет освобождение их от должности судьи этого суда».

Рассматривая вопросы, связанные с прекращением полномочий судьи, следует обратить внимание на то, что законодатель устанавливает два вида оснований прекращения полномочий судьи — прекращение полномочий, дающее право на отставку с сохранением в составе судейского сообщества и прекращение полномочий, лишающее этого права. В соответствии с п./п. 1 п. 1 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» полномочия судьи могут быть прекращены в связи с уходом судьи в отставку или освобождением от должности по собственному желанию. Однако, по нашему мнению, объединение в одном пункте статьи двух самостоятельных, на наш взгляд, оснований является нецелесообразным, так как уход судьи в отставку и прекращение судейских полномочий по собственному желанию, не являются взаимоисключающими нормами, поскольку из смысла п. 1 ст. 35 этого же закона следует, что отставка является формой освобождения судьи от должности, т.е. она может осуществляться и по собственному желанию (наряду с другими основаниями прекращения полномочий судьи, такими как состояние здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением; упразднение суда или истечение срока полномочий, если судья не дает согласие на занятие вакантной должности судьи в другом суде). На отсутствие четкой границы между отставкой и освобождением судей по другим основаниям указывается и другими авторами. Поэтому полагаем, что такое основание как «уход судьи в отставку» целесообразно выделить в самостоятельное основание прекращения судейских полномочий с указанием на то, что в этом случае необходимо его письменное заявление о желании принять отставку по тому или иному указанному в законе основанию ухода, либо увольнение по собственному желанию без принятия отставки. Важно также обратить внимание и на то, что ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», регламентирующая вопросы, связанные с отставкой, не предусматривает условия, при наличии которых судья вправе воспользоваться своим правом на отставку. Например, в некоторых государствах, участников СНГ для ухода в отставку с должности судьи установлено такое требование, как наличие определенного стажа работы в должности судьи (например, в Республике Киргизия судья имеет право на отставку при наличии 25-летнего стажа по юридической профессии, в том числе не менее 15-ти лет работы в должности судьи; на Украине необходим стаж работы в должности судьи не менее 20-ти лет). Поэтому, как нам представляется, есть необходимость дополнить ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» положением о том, что судья имеет право на отставку при наличии стажа работы в должности судьи не менее 15-ти лет работы. Кроме того, по нашему мнению, важным условием реализации права судьи на отставку должно быть отсутствие у него дисциплинарных взысканий.

Далее. Закон не оговаривает, признается ли отставка судьи почетным уходом или почетным удалением судьи с должности. Например, в соответствии с законодательством ряда государств, участников СНГ, отставкой судьи признается почетный уход или почетное удаление судьи с должности (в Республике Молдова, Российской Федерации, Республике Таджикистан и др.). На правильность такой формулировки указывается и в теории права. Анализ п. 2 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК», позволяет сделать вывод о том, что законодатель республики косвенным образом также признает отставку почетным уходом, так как за лицом, пребывающем в отставке, сохраняются принадлежность к судейскому сообществу и гарантии личной неприкосновенности; при наличии стажа работы в качестве судьи не менее пятнадцати лет сохраняются жилищные льготы, предусмотренные законодательством; выплачивается единовременное выходное пособие в размере двух должностных окладов; в случае смерти выплачивается единовременная денежная компенсация в размере трехмесячной заработной платы судьи по соответствующей должности на момент кончины судьи. Вместе с тем, законодатель не предусматривает возможность удаления в отставку, тогда как необходимость в этом может возникнуть (например, вследствие состояния здоровья, препятствующее дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей, в соответствии с медицинским заключением или признание судьи в установленном законом порядке недееспособным).

Прекращение судейских полномочий по собственному желанию аналогично такому предусмотренному трудовым законодательством основанию, как расторжение трудовых правоотношений по инициативе работника. Порядок расторжения трудового договора по этому основанию четко регламентирован п. 1 ст. 28 Закона РК «О труде в Республике Казахстан», в соответствии с которым работник обязан предупредить работодателя о предстоящем увольнении письменно не позднее чем за один месяц до его расторжения. По истечении этого срока работник вправе прекратить работу. Анализ же Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» выявляет отсутствие какой-либо регламентации порядка прекращения судейских полномочий как в связи с отставкой, так и в связи с увольнением судьи по собственному желанию. Например, законом не определены конкретные сроки принятия решения соответствующим уполномоченным органом о прекращении судейских полномочий, а также возможность аннулирования судьей поданного им заявления об уходе в отставку или по собственному желанию. Впрочем, некоторое разъяснение о процедуре принятия решения об отставке судьи дают нормы Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан». В соответствии со ст. ст. 3, 18 этого закона Квалификационная коллегия юстиции РК рассматривает вопросы об отставке или прекращении отставки судьи и председателя районного или приравненного к нему суда и выносит рекомендации об освобождении от должности судьи и председателя районного или приравненного к нему суда. Основанием для рассмотрения таких вопросов является представление Председателя Верховного суда РК (п. 1 ст. 18 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан»), за исключением случаев, когда полномочия судьи прекращаются на основании п./п. 3-7 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» (вступление в законную силу решения суда о признании судьи недееспособным или ограниченно дееспособным либо о применении к нему принудительных мер медицинского характера; вступление в законную силу обвинительного приговора в отношении этого судьи; утрата гражданства республики; смерть судьи или вступление в законную силу решения суда об объявлении его умершим; назначение, избрание судьи на другую должность и его переход на другую работу), при наличии которых рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК не требуются.

По общим правилам Квалификационная коллегия юстиции РК после получения представления проверяет содержащиеся в нем сведения путем получения письменного объяснения от судьи и других лиц; истребования необходимых материалов и ознакомления сними; получения иной информации от государственных органов, организаций и граждан. По результатам проверки составляется справка, с которой должен быть ознакомлен судья, в отношении которого проводилась проверка. Справка должна содержать изложение выявленных обстоятельств, заключение и предложения проверяющих. Вопрос об освобождении судьи от должности должен быть рассмотрен Квалификационной коллегии юстиции РК в месячный срок со дня ознакомления судьи с материалами проверки, но не позднее трех месяцев со дня получения представления Председателя Верховного Суда РК. Такой тщательный порядок проверки обстоятельств для принятия решения о даче рекомендации на прекращение полномочий судьи, целесообразен, по нашему мнению, в тех случаях, когда решается вопрос о прекращении судейских полномочий в связи совершением судьей дисциплинарного проступка. Но необходимость такой процедуры вызывает сомнение в случаях ухода судьи с должности по собственному желанию. Из требований, установленных законодательством, следует, что заявление о сложении с себя судейских полномочий также должно быть адресовано председателю Верховного суда РК, который должен войти с представлением в Квалификационную коллегию юстиции РК, а последняя, в свою очередь, — провести соответствующую проверку, указанную выше и после чего дать свое заключение о возможности прекращения судейских полномочий. Конечно, едва ли возможен такой прецедент, когда Квалификационная коллегия юстиции РК откажет судье в его заявлении об уходе по собственному желанию. Тем не менее, если такая возможность предполагается, то нельзя исключить, что она может иметь место в действительности. Однако это было бы абсурдно: как можно заставить работника заниматься определенной работой, если он этого не желает? Но, самое главное, это противоречило бы п. 1 ст. 24 Конституции РК, устанавливающей, что каждый имеет право на свободу труда, свободный выбор рода деятельности и профессии, что полной мере распространяется и на судей.

В этой связи также обращает на себя нелогичность применения в Законе РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» понятий «решение» и «рекомендация» Квалификационной коллегии юстиции РК. Как известно, одним из постулатов законодательной техники является положение, в соответствии с которым изложение в законе должно отвечать требованиям связности, системности и полного терминологического единства. Однако анализ норм названного закона приводит к выводу о том, что эти требования учтены законодателем не в полной мере. Например, глава 7 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» озаглавлена «Принятие рекомендации об освобождении от должности судьи». В п./п. 3 п. 1 ст. 3 этого же закона говорится о таком полномочии Квалификационной коллегии юстиции РК при рассмотрении им вопросов об отставке или прекращении отставки судьи как вынесение рекомендации. Однако п. 4 ст. 20 названного закона содержит положение, в соответствии с которым по результатам рассмотрения вопроса об освобождении судьи от должности Квалификационная коллегия юстиции РК принимает решение. Согласно же п. 4 ст. 34 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» решение об освобождении судьи от должности принимается указом Президента РК — в отношении председателя, председателей коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда. В этой связи в целях устранения указанного противоречия следует внести соответствующие поправки в п. 4 ст. 20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан», заменив слово «решение» на «рекомендацию», изменить ее редакцию путем внесения изменения следующего содержания (предлагаемое изменение выделено курсивом): «Рекомендация Коллегии о прекращении полномочий судьи или освобождения от должности председателя или председателя коллегии суда должно содержать указание на обстоятельства, по которым было внесено представление, объяснение судьи, сведения, характеризующие действия и личность судьи, мотивы принятого решения со ссылкой на доказательства, а также порядок и сроки обжалования решения».

Таким образом, изложенное выше, позволяет сделать вывод о том, что для принятия Президентом РК решения о прекращении полномочий председателя, председателя коллегии и судьи областного и приравненного к нему суда, председателя и судьи районного и приравненного к нему в связи с уходом в отставку, освобождением от должности по собственному желанию, состоянию здоровья, препятствующего дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением, а также упразднения суда или истечения срока полномочий, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде, необходимо наличие рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК, основанной на представлении Председателя Верховного суда РК. При этом обращает на себя внимание тот факт, что если в отношении принятия рекомендации Квалификационной коллегией юстиции РК законом установлены конкретные сроки (п. 1 ст. 20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан»), то в отношении срока, в течение которого должно быть рассмотрено заявление судьи Председателем Верховного суда РК и внесено им представление в Квалификационную коллегию юстиции РК, закон умалчивает, как и умалчивает о сроке, в течение которого должно быть принято решение Президентом РК о прекращении полномочий судьи.

Говоря о недостатках в правовой регламентации прекращения полномочий судей и его порядком, следует также обратить внимание еще на один пробел в законодательстве. Так, законодательством предусмотрены как основания и порядок ухода судьи в отставку, так и основания ее прекращения. Вместе с тем, Конституционный закон РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» не регламентирует сам порядок прекращения отставки, не указывает субъекта, полномочного принять решение о таком прекращении. Подпункт 3 п. 1 ст. 3 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» устанавливает, что Квалификационная коллегия юстиции РК «рассматривает вопросы об отставке или прекращении отставки судьи и председателя районного или приравненного к нему суда…». Пункт 5 ст. 2 Закона РК «О Высшем судебном совете Республики Казахстан» предусматривает, что этот орган также только рассматривает вопросы прекращения отставки в отношении находящихся в отставке председателя Верховного суда, председателей коллегий и судей Верховного суда, председателя, председателей коллегий и судей областных и приравненных к ним судов. Однако оба указанных закона не содержат норм о субъекте, наделенного правом принимать решение о прекращении отставки. Как нам представляется, поскольку в соответствии с законом решение об отставке судьи принимается Сенатом Парламента РК (в отношении Председателя, председателей коллегий и судей Верховного суда) и Президентом РК (в отношении председателя, председателей коллегий и судьи областного суда, председателя и судьи районного суда), то и решение о прекращении отставки должны принимать эти же субъекты на основании рекомендации Квалификационной коллегии юстиции РК или Высшего судебного совета РК.

В аспекте рассматриваемых проблем, возникает также вопрос: вправе ли Квалификационная коллегия юстиции РК, не представить рекомендацию о прекращении судейских полномочий в случаях:

· собственного желания судьи;

· состояния здоровья судьи, препятствующего дальнейшему исполнению профессиональных обязанностей в соответствии с медицинским заключением;

· упразднения суда или истечения срока полномочий, если судья не дает согласия на занятие вакантной должности судьи в другом суде;

· назначения, избрания судьи на другую должность и его переход на другую работу?

Думается, что в таком случае судья вправе на основании п. 4 ст. 20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» обжаловать такую рекомендацию. Кроме того, как нам представляется, предусмотренная ст.18-20 Закона РК «О Квалификационной коллегии юстиции Республики Казахстан» процедура принятия рекомендации по указанным выше основаниям слишком громоздка и длительна. Выход из этого положения видится нам в упрощении процедуры принятия рекомендации о прекращении полномочий судьи по этим основаниям: судья должен представить соответствующий документ об основании прекращении судейских полномочий (заявление, медицинское заключение и т.д.), а Квалификационная коллегия юстиции РК должна затребовать из соответствующей дисциплинарно-квалификационной коллегии и председателя суда, в котором работает судья, информацию о том, не решается ли вопрос о возбуждении дисциплинарного дела в отношении этого судьи. Необходимость получения такой информации обусловлена тем, чтобы исключить такие факты, когда судья, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство и решается вопрос об освобождении его от занимаемой должности по отрицательным основаниям, с целью уйти от ответственности обращается с заявлением о прекращении судейских полномочий по собственному желанию.

Важным в аспекте рассматриваемых проблем, является также вопрос о пенсионном обеспечении судей. В соответствии с ч. 2 п. 2 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» по достижении пенсионного возраста судье, находящемуся в отставке, при наличии соответствующего стажа работы и выслуги лет назначается пенсия на условиях, предусмотренных законодательством республики. Тем самым, это положение закона связывает назначение пенсии при соблюдении следующих условий: 1) достижение пенсионного возраста, который ст. 9 Закона РК «О пенсионном обеспечении в РК» устанавливается для мужчин — 63 года, для женщин — 58 лет; 2) наличие соответствующего стажа работы; 3) наличие выслуги лет. Однако, в соответствии с пенсионным законодательством право на пенсионные выплаты за выслугу лет имеет только определенная категория работников — военнослужащие (кроме военнослужащих срочной службы), сотрудники органов внутренних дел и Комитета уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РК, органов финансовой полиции и государственной противопожарной службы, которым присвоены специальные звания и на которых распространяется порядок, установленный законодательством республики для сотрудников органов внутренних дел (ст. 60 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан»). Такая категория работников, как судьи, в этот перечень не входит, и поэтому до настоящего времени пенсия судьям назначается на общих основаниях в соответствии с Законом РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан». Вместе с тем, согласно п. 1 ст. 6 Закона РК «О нормативных правовых актах» при наличии противоречий в нормах нормативных актов разного уровня должны действовать нормы акта более высокого уровня, а в соответствии с п. 2 ст. 5 этого же закона конституционные законы по отношению к законам являются актами вышестоящего уровня. Следовательно, на основании ч. 2 п./п. 3 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей РК» судьям должна назначаться пенсия с учетом выслуги лет.

Далее — РК

См.: О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан: Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 г. № 132-II ЗРК // Ведомости Парламента РК. 2000. № 23. Ст. 410.

См.: п. 7 Постановления Конституционного Совета РК от 6 марта 1997 г. № 3 «Об официальном толковании пункта 1 статьи 4, пункта 1 статьи 14, подпункта 3) пункта 3 статьи 77, пункта 1 статьи 79 и пункта 1 статьи 83 Конституции РК» // Вестник Конституционного Совета РК. Выпуск 1. Алматы, 1998.

См.: П.п. 3 п. 39 Положения о Республиканской и областных дисциплинарно-квалификационных коллегиях судей: утверждено Указом Президента РК от 26 июня 2001 г. № 643 // Юридическая газета. 2001. 18 июля.

О сущности термина «прекращение трудового договора и его соотношении с понятиями «увольнение», «расторжение» см.: Гусов К.Н. Основания прекращения трудового договора. М., 1985. С. 47.

См.: Нургалиева Е., Нурмагамбетов А. Комментарий к Закону Республики Казахстан «О труде в Республике Казахстан». Алматы: ТОО Баспа, 2000. С. 95.

См.: Трудовое право. Энциклопедический справочник. М., 1979. С. 344.

См.: Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. М.: Юристъ, 2003. С. 129.

См., напр.: Абилкаиров М. Закон — немой судья, судья — говорящий закон // Правовая реформа в Казахстане. 2003. № 3. С. 49.

Например, ст. 26 Закона РК «О государственной службе» установлено, что отставка осуществляется на основании письменного заявления политического государственного служащего (см. Закон РК «О государственной службе» от 23 июля 1999 г. № 453-1 // Ведомости Парламента РК. 1999. № 21. Ст. 773; 2001; № 13-14. Ст. 170; 2003. № 4 Ст. 24; Казахстанская правда. 2003. 25 сентября).

См.: Клеандров М.И. Судебные системы государств — участников СНГ: законодательное обеспечение. М.: ЮРИСТЪ, 2002. С. 274, 325, 399, 613.

См.: Нестерова Т.А., Фадеева Л.А. Российское трудовое право и служба в прокуратуре. Пермь, 2001. С. 135; Правоохранительные органы Российской Федерации. Учебник / Под ред. Божьева В.П. М., 1999. С. 199; Комментарий к законодательству о судебной системе Российской Федерации / Под ред. Т.Г. Морщаковой. — С. 129 и др.

См.: Ведомости Парламента РК. 1999. № 24. Ст. 1068; 2001. № 23. Ст. 309; 2003. № 18. Ст. 142; 2004. № 24. Ст. 149.

См.: О Квалификационной коллегии юстиции РК: Закон РК от 11 июля 2001 г. № 238-11 // Ведомости Парламента РК. 2001. № 15-16. Ст. 235.

Основаниями, влекущими прекращение отставки, являются: назначение на должность судьи или поступление на другую оплачиваемую должность, кроме преподавательской, научной или иной творческой деятельности; совершение им преступления или порочащего проступка, умаляющего авторитет судебной власти; собственное желание; утрата гражданства Республики Казахстан; его смерть (п. 3 ст. 35 Конституционного закона РК «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан»).

Закон РК от 28 мая 2001 г. № 203-11 ЗРК «О высшем Судебном Совете Республики Казахстан» //Ведомости Парламента РК. 2001. № 10. Ст. 144.

О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан: Закон РК от 20 июня 1997 г. // Ведомости Парламента РК. 1997. № 12. Ст. 186; 1998. № 24. Ст. 437; 1999. № 8. Ст. 237; № 23. Ст. 925; 2001. № 17-18. Ст. 245; № 20. Ст. 257; 2002. № 1; 2003. № 1-2. Ст. 9; № 11. Ст. 56. № 15. Ст. 139; № 21-22. Ст. 160; 2004. № 11-12. Ст. 66; № 23. Ст.140, 142; 2005. № 7-8. Ст. 19; Казахстанская правда. 2005. 19 июля. (№ 192-193 (24802-24803).

Как нам представляется, в этом случае речь идет об общем трудовом стаже, определенном ст. 11 Закона РК «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан».

См.: Закон РК от 24 марта 1998 г. № 298-II «О нормативных правовых актах» // Ведомости Парламента РК. 1998. № 2-3. Ст. 25; 2001. № 20. Ст. 258; 2002. № 5, Ст. 50; 2004 . № 5. Ст. 29; № 13. Ст. 74.

Статья 11. Срок полномочий судьи

Вопрос 17.Срок полномочий судьи.

Регулируется в ст. 11 законе РФ «О статусе судей»

1. Полномочия судьи в Российской Федерации не ограничены определенным сроком, за исключением случаев, предусмотренных федеральными конституционными законами и настоящим Законом.

Предельный возраст пребывания в должности судьи — 70 лет. Для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации законами соответствующих субъектов Российской Федерации может быть установлен иной предельный возраст пребывания в должности судьи этих судов.

2. Судья федерального суда, за исключением судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, в первый раз назначается на должность сроком на три года, по истечении которого он может быть назначен на ту же должность без ограничения срока полномочий до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

3. Мировой судья в первый раз назначается (избирается) на должность на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. При повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мировой судья назначается (избирается) на срок, установленный законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

4. Срок полномочий и предельный возраст пребывания в должности судьи для судей конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации устанавливаются законами соответствующих субъектов Российской Федерации.

5. Судья считается вступившим в должность с момента принесения им присяги, а при вступлении в должность судьи лица, ранее приносившего присягу, — со дня его назначения (избрания) на должность судьи.

6. Полномочия судьи прекращаются:

в последний день месяца, в котором истекает срок его полномочий, если этот срок установлен законом;

в последний день месяца, в котором он достигает возраста, установленного пунктом 1 настоящей статьи;

на следующий день после вступления в силу решения квалификационной коллегии судей о досрочном прекращении полномочий судьи.

Судья, полномочия которого прекращены в связи с истечением их срока, в случае, если он в установленном порядке не обратился в соответствующую квалификационную коллегию судей с заявлением о назначении на должность судьи либо если соответствующая квалификационная коллегия судей отказала ему в рекомендации на должность судьи без ограничения срока полномочий, или судья, срок полномочий которого истек в связи с достижением им предельного возраста пребывания в должности судьи, продолжает осуществлять свои полномочия до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с его участием, либо до первого назначения судьи в данный суд.

При наличии в суде нескольких судей, чьи полномочия прекращены в связи с истечением срока полномочий или в связи с достижением предельного возраста пребывания в должности судьи, в первую очередь прекращает осуществление своих полномочий тот судья, у которого ранее, чем у других судей, возникли основания для прекращения полномочий судьи.

Вопрос 18.Верховный суд республики, входящий в состав РФ, его место в системе судов общей юрисдикции, компетенция, состав и структура.

Структура: председатель, Президиум. Судебные коллегии по гражданским и уголовным делам, аппарат федеральных судов общей юрисдикции субъекта РФ.

Состав: Председатель, первый заместитель председателя, заместитель председателя, председатели судебных коллегий, судьи, работники аппарата суда.

Полномочия Верховного Суда автономной республики:

Верховный Суд автономной республики:

-рассматривает в пределах своих полномочий дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам;

-осуществляя надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов, также изучает и обобщает судебную практику, анализирует судебную статистику;

-осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.

-В соответствии с Конституцией автономной республики Верховному Суду автономной республики принадлежит право законодательной инициативы в Верховном Совете автономной республики.

Положение верховного суда республики определяет его двойственное назначение. С одной стороны он является вышестоящим по отношению к районным, с другой стороны нижестоящим по отношению к Верховному суду РФ. Среднее звено в подсистеме федеральных гражданских судов общей юрисдикции.

Верховный Суд автономной республики является высшим судебным органом автономной республики и осуществляет надзор за судебной деятельностью районных (городских) народных судов автономной республики в порядке, устанавливаемом законодательством Союза ССР и РСФСР. (закон о судоустройстве РСФСР ст.40)

Порядок назначения и полномочия председателя определены в ст. 6 Закона о статусе судей РФ

Статья 6.2. Полномочия председателей и заместителей председателей судов

1. Председатель суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет следующие функции:

1) организует работу суда;

2) устанавливает правила внутреннего распорядка суда на основе утверждаемых Советом судей Российской Федерации типовых правил внутреннего распорядка судов и контролирует их выполнение;

3) распределяет обязанности между заместителями председателя, а также в порядке, установленном федеральным законом, — между судьями;

4) организует работу по повышению квалификации судей;

5) осуществляет общее руководство деятельностью аппарата суда, в том числе назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата суда, а также распределяет обязанности между ними, принимает решение о поощрении работников аппарата суда либо о привлечении их к дисциплинарной ответственности, организует работу по повышению квалификации работников аппарата суда;

6) регулярно информирует судей и работников аппарата суда о своей деятельности и о деятельности суда;

7) осуществляет иные полномочия по организации работы суда.

2. Заместитель председателя суда наряду с осуществлением полномочий судьи соответствующего суда, а также процессуальных полномочий, установленных для заместителя председателя суда федеральными конституционными законами и федеральными законами, осуществляет полномочия по организации работы суда в соответствии с распределением обязанностей, установленным председателем суда.

3. В случае временного отсутствия председателя суда (болезнь, отпуск, командировка) его полномочия осуществляет первый заместитель председателя суда, при отсутствии первого заместителя — по поручению председателя суда один из заместителей председателя суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по поручению председателя суда один из судей суда.

4. В случае приостановления либо прекращения полномочий председателя суда, за исключением Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия председателя суда осуществляет первый заместитель председателя этого суда, при отсутствии первого заместителя — по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из заместителей председателя соответствующего суда, а при отсутствии у председателя суда заместителей — по решению соответственно Председателя Верховного Суда Российской Федерации или Председателя Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации один из судей этого суда.

В случае приостановления либо прекращения полномочий заместителя председателя суда, за исключением заместителя Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, полномочия заместителя председателя суда осуществляет по поручению председателя суда другой заместитель председателя этого суда, а при отсутствии другого заместителя председателя — по поручению председателя суда один из судей этого суда.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *