Содержание

РАГС — РОССИЙСКИЙ АРХИВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СТАНДАРТОВ, а также строительных норм и правил (СНиП)
и образцов юридических документов

Главная страница библиотеки

Договор подряда с временным трудовым (творческим) коллективом
г. ________________ «___»______________19__г. _____________________________________________________________________, (организационно-правовая форма организации и ее наименование) именуемое в дальнейшем «Заказчик», в лице____________________________ (должность, _____________________________________________________________________, ф.,и.,о.) действующего на основании __________________________, с одной стороны, и временный трудовой (творческий) коллектив, именуемый в дальнейшем «ВТК», в лице руководителя __________________________________________, (ф.,и.,о.) действующего на основании решения общего собрания ВТК, с другой стороны, заключили настоящий договор о нижеследующем: I. Предмет договора 1. ВТК берет на себя обязательство выполнить работу по ___________________________________________________________________ (характер и виды работ) в соответствии с заданием Заказчика во исполнение хоздоговора. 2. ВТК выполняет работу и сдает Заказчику отдельные ее этапы в соответствии с техническим заданием и календарным планом, прилагаемыми к договору и являющимися его неотъемлемой частью. 3. Сроки выполнения работы: начало _________________________________, окончание ______________________________. ВТК имеет право досрочного выполнения работы. 4. Результаты работ представляются в виде _______________________ _____________________________________________________________________. (форма представления результатов работ) Отдельные этапы работ оформляются: _____________________________. 5. Промежуточные и окончательные этапы работы ВТК передает Заказчику: __________________________________________________________. 6. Работа считается выполненной после подписания акта приемки-сдачи (технического акта внедрения) представителем Заказчика и _____________________________________________________________________. II. Права и обязанности Заказчика 1. Для выполнения работ Заказчик обеспечивает ВТК необходимыми помещениями, средствами, материалами, оборудованием и комплектующими изделиями за счет выполнения их ______________________________________ (наименование организации) по прилагаемой к договору описи либо иным способом, оговоренным в дополнительных условиях. 2. Заказчик устанавливает форму отчетности. 3. Заказчик обязан принять промежуточные и окончательные результаты работ в течение ______ дней с момента уведомления о готовности. 4. Заказчик выявляет допущенные ВТК отступления от условий договора либо недостатки в работе, ухудшающие ее результаты, и требует их устранения в установленном настоящим договором порядке. 5. Заказчик обязан оплатить выполненную согласно настоящему договору работу. III. Права и обязанности ВТК 1. Члены ВТК выполняют работу в свободное от основной работы или учебы время. 2. Руководитель ВТК, избранный общим собранием его членов, организует всю работу и несет персональную ответственность за ее результаты, своевременное и качественное выполнение работ. 3. ВТК вправе изменить свой состав решением общего собрания, которое принимается большинством голосов и утверждается представителем Заказчика. 4. ВТК несет материальную ответственность за необеспечение сохранности вверенного ему Заказчиком имущества. 5. ВТК представляет Заказчику отчеты о выполненных работах в сроки, установленные в договоре (календарном плане). 6. ВТК обязан своевременно и качественно выполнить и передать Заказчику промежуточные и окончательные результаты работ. 7. ВТК отчисляет Заказчику _______ процентов прибыли. 8. ВТК представляет отчет об использовании материально-технических ресурсов и возвращает их остатки. IV. Дополнительные условия ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________. V. Ответственность сторон 1. В случае невыполнения обязательств каждая из сторон вправе досрочно расторгнуть договор с уведомлением другой стороны за ____________________________. (дней, месяцев) 2. В случае несвоевременного начала выполнения работ либо их выполнения с существенными нарушениями сроков, предусмотренных договором (календарным планом), Заказчик вправе досрочно расторгнуть договор с предъявлением требований о возмещении убытков. 3. В случае допущения ВТК отступлений от условий договора либо установления иных недостатков, ухудшивших работу, Заказчик вправе обязать ВТК устранить их в ______ срок за свой счет. ВТК возмещает Заказчику расходы, понесенные им по исправлении допущенных ВТК нарушений и недостатков в работе. При установлении указанных нарушений, недостатков, ухудшивших работу (результаты работы), вознаграждение ВТК уменьшается на __________________ руб. (процентов). 4. При нарушениях сроков, установленных настоящим договором (календарным планом), ВТК уплачивает штраф (неустойку) в размере _____________ руб. (процентов) за каждый день просрочки. 5. За несвоевременное представление Заказчику установленных форм отчетности ВТК уплачивает штраф в размере ________________ руб. за каждый день просрочки, но не более ________________ руб. За непредставление установленных форм отчетности ВТК уплачивает штраф в размере _________ руб. 6. При наличии существенных недостатков на одном из этапов работы, приводящих к невыполнению условий, установленных пп._____ договора, Заказчик вправе расторгнуть договор без оплаты произведенных работ с предъявлением требований о возмещении убытков. При наличии существенных отступлений от договора либо иных существенных недостатков Заказчик вправе расторгнуть договор с предъявлением требований о возмещении убытков. 7. При невыполнении п. II. 5 настоящего договора взыскивается штраф (неустойка) в размере _________ руб. (процентов). 8. Уплата штрафов, неустоек не освобождает стороны от выполнения обязательств. VI. Размер и порядок расчетов 1. По настоящему договору Заказчик выплачивает ВТК _______ руб. путем перечисления через учреждения Сбербанка РФ либо в течение ___________ после окончания и принятия работ (результатов работ). 2. Распределение коллективного заработка ВТК производится самостоятельно. 3. Другие условия. Досрочное выполнение обязательств: ______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________. VII. Юридические адреса, реквизиты и подписи сторон Заказчик: ______________________________________________________, (полное наименование организации) расчетный счет N _____________ в ____________________________________, адрес: ______________________________________________________________. ВТК: ___________________________________________________________, расчетный счет N _____________ в ____________________________________, адрес: ______________________________________________________________. Приложения: 1.______________________________________________________. 2.______________________________________________________. 3.______________________________________________________. 4.______________________________________________________. Подписи: Заказчик ____________________ ВТК ___________________ «___»_________19___г.

Главная страница библиотеки

>ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

АДМИНИСТРАЦИЯ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 14 июля 2008 года N 229-а

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ВРЕМЕННЫХ ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВОВ ПРИ ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ

В редакции:

постановления администрации Костромской области N 367-а от 13.10.2008 года (НГР ru44000200800711)

постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158)

В целях оперативной разработки проектов нормативных правовых актов Костромской области и иных документов, руководствуясь частью второй Гражданского кодекса Российской Федерации

администрация Костромской области ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Ввести в практику работы исполнительных органов государственной власти Костромской области создание временных трудовых коллективов для выполнения научно — исследовательских работ.

2. Утвердить:

1) Положение об организации научно — исследовательских работ (приложение 1);

2) примерный Договор на проведение научно — исследовательских работ (приложение 2).

3. Исполнительным органам государственной власти Костромской области ежегодно предусматривать в сметах расходов на содержание в пределах ассигнований, предусмотренных в областном бюджете, средства на научно — исследовательские работы.

4. Настоящее постановление вступает в силу со дня его официального опубликования.

Губернатор области

И.Н.Слюняев

Приложение 1 к постановлению администрации Костромской области от14 июля 2008 года N 229-а

ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ

1. Настоящее положение определяет порядок проведения научно — исследовательских работ и внедрения полученных результатов в практику работы исполнительных органов государственной власти Костромской области. Научно — исследовательские работы, организуемые исполнительными органами государственной власти Костромской области, должны способствовать повышению эффективности их работы путем научного обеспечения разрабатываемых проектов нормативных правовых актов Костромской области и иных документов, оптимального решения стоящих перед исполнительными органами государственной власти Костромской области социально — экономических проблем развития Костромской области, требующих углубленной научной проработки.

Настоящее положение применяется при проведении научно — исследовательских работ на сумму, не превышающую установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке; при этом заказы на выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг заказчик вправе размещать в течение квартала на сумму, не превышающую указанного предельного размера расчетов наличными деньгами.

2. Решение о проведении научно — исследовательских работ принимается руководителем исполнительного органа государственной власти Костромской области.

3. Для выполнения научно — исследовательской работы исполнительный орган государственной власти Костромской области на основании решения общего собрания членов временного трудового коллектива (далее — ВТК) утверждает состав ВТК и заключает с ВТК соответствующий договор.

К договору прилагаются:

1) техническое задание на выполнение научно — исследовательской работы;

2) календарный план работ;

3) протокол соглашения о договорной цене;

4) смета затрат;

5) Решение общего собрания членов ВТК.

(абзац в новой редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

Абзац утратил силу постановлением администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158).

4. ВТК формируются из высококвалифицированных специалистов, включая сотрудников исполнительного органа государственной власти Костромской области или его аппарата, способных выполнить поставленную задачу с высоким качеством и в оговоренные сроки.

Государственные гражданские служащие Костромской области участвуют в деятельности ВТК с учетом положений части 2 статьи 14 и статьи 19 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Представитель нанимателя, которому стало известно о возникновении у государственного гражданского служащего Костромской области личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по выходу из состава ВТК государственного гражданского служащего Костромской области или урегулированию конфликта интересов в порядке, установленном законодательством.

Члены ВТК выполняют научно — исследовательскую работу в свободное от основной работы время. Участие научных работников, преподавателей, специалистов в деятельности ВТК не является совместительством.

5. Оперативное руководство деятельностью ВТК возлагается на его руководителя, избираемого на общем собрании членами ВТК.

Руководитель ВТК организует всю работу и несет полную ответственность за деятельность ВТК и результаты его работы.

6. Сдача работ осуществляется по акту сдачи — приемки научно — технической продукции по примерной форме согласно приложению 1 к настоящему положению. После оформления акта сдачи-приемки научно-технической продукции оформляется протокол распределения вознаграждения между членами ВТК по форме согласно приложению 2 к настоящему положению. Протокол подписывается руководителем ВТК.

7. В случае необходимости для оценки уровня разработок, а также для приемки выполненных работ исполнительным органом государственной власти Костромской области, заключившим договор с ВТК, создается экспертная комиссия из высококвалифицированных специалистов с включением представителей данного исполнительного органа государственной власти.

После окончания работ экспертная комиссия готовит заключение о соответствии разработок требованиям, установленным договором.

Оплата труда членов экспертной комиссии производится по договорным ценам с учетом сложности проводимой экспертизы и квалификации привлекаемых специалистов.

8. Расчеты за научно — техническую продукцию осуществляются на основе договорной цены, которая устанавливается на стадии заключения договора и не подлежит изменению, кроме тех случаев, когда заключается дополнительное соглашение.

(в редакции постановления администрации Костромской области N 367-а от 13.10.2008 года (НГР ru44000200800711))

9. Финансирование расходов на научно — исследовательские работы производится в установленном порядке в пределах сумм, предусмотренных на эти цели в смете расходов на содержание исполнительного органа государственной власти Костромской области.

10. Деятельность ВТК прекращается по истечении срока действия договора или при досрочном качественном выполнении им работ, а также при получении отрицательного результата или при установлении неспособности участников ВТК к выполнению возложенных на них задач.

(в редакции постановления администрации Костромской области N 367-а от 13.10.2008 года (НГР ru44000200800711))

Приложение 1 к Положению об организации научно — исследовательских работ

Наименование Исполнителя Наименование Заказчика

______________________________ _____________________________

Место работы___________________ ИНН _________________________

Адрес ________________________ Адрес ________________________

______________________________ ______________________________

Паспортные данные___________ Расчетный счет ________________

АКТ сдачи-приемки научно-технической продукции

по Договору N ___ от ______________ 200_г.

составлен ____________200_ г.

________________________________________________________________

(наименование научно-технической продукции и этапа работ)

________________________________________________________________

Мы, нижеподписавшиеся, представитель Исполнителя ________________

_____________________________________ с одной стороны, и представитель Заказчика ___________________________________________

__________________________________________ с другой стороны, составили настоящий акт о том, что научно-техническая продукция ________________________________________________________________

(удовлетворяет, не удовлетворяет условиям Договора)

и в надлежащем порядке оформлена.

Договорная цена по Договору составляет ______ руб. (_________руб.)

(прописью)

Общая сумма аванса, перечисленная за выполнение этапа, составляет

_________________руб. (________руб.)

(прописью)

Следует к перечислению ______________ руб. (___________руб.)

(прописью)

Работу сдал:

Работу принял:

Приложение 2 к Положению об организации научно — исследовательских работ

Протокол N ______ распределения вознаграждения между членами ВТК

N п/п

Фамилия, имя, отчество

Место работы, должность

Сумма вознаграждения

Руководитель ВТК

Приложение 2 к постановлению администрации Костромской области от 14 июля 2008 года N 229-а

ПРИМЕРНЫЙ ДОГОВОР НА ПРОВЕДЕНИЕ НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

г._____________ «___»_________ ____ г.

Временный трудовой коллектив, действующий на основании решения общего собрания участников ВТК от ______ 200_ г., в дальнейшем «Исполнитель», в лице руководителя ВТК ______________, с одной стороны, и ____________________ в лице ___________________, действующего на основании _________________», именуемый в дальнейшем «Заказчик», с другой стороны, заключили договор о нижеследующем:

(преамбула в новой редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

1. Предмет договора

1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя проведение следующей научно — исследовательской работы _____________ ________________________________________________________________

1.2. Содержание и объем работы в целом и по этапам определяются прилагаемым к договору техническим заданием и календарным планом.

По требованию Заказчика и по согласованию с ВТК календарный план работ подлежит ежеквартальной корректировке.

Техническое задание и календарный план являются неотъемлемыми частями договора.

2. Права и обязанности сторон

2.1. Заказчик обязуется:

— предоставлять Исполнителю имеющуюся в его распоряжении информацию, необходимую для выполнения работы;

— принять выполненную Исполнителем работу, оплатив ее в соответствии с Протоколом соглашения о договорной цене и сметой затрат.

2.2. Исполнитель обязуется:

— выполнить научно — исследовательскую работу в соответствии с техническим заданием Заказчика и в сроки, определенные календарным планом (с учетом последующих изменений, внесенных Заказчиком и согласованных с Исполнителем);

— предоставить в ______ т.г. акты приемки и сдачи работ, выполненных за период ________________.

2.3. Стороны в течение срока действия договора могут уточнить направленность темы и сроки исследовательской работы, отразив изменения в протоколе согласований.

3. Порядок сдачи и приемки работ

3.1. Стороны согласились, что Исполнитель представляет Заказчику для подписи двусторонний акт приемки и сдачи работ, выполненных по календарному плану. Работа за периоды будет считаться выполненной после подписания сторонами указанных актов.

3.2. Результаты работы должны быть представлены в виде информационно — аналитических записок, проектов нормативных правовых актов Костромской области, иных документов либо отчетов за иную проделанную работу.

4. Расчеты по договору

4.1. Расчеты по договору определяются сметой расходов.

4.2. Общая сумма вознаграждения по договору составляет __________ рублей.

5. Ответственность сторон

5.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств по настоящему Договору Исполнитель и Заказчик несут материальную ответственность в соответствии с действующим законодательством.

5.2. Исполнитель несет ответственность перед заказчиком за нарушение настоящего договора, если не докажет, что такое нарушение произошло не по вине исполнителя.

5.3. Исполнитель обязан возместить убытки, причиненные им заказчику, в пределах общей стоимости работ по настоящему договору.

6. Дополнительные условия

6.1. Все споры по договору регулируются путем переговоров и дополнительных соглашений: спор, не урегулированный сторонами, разрешается в судебном порядке.

6.2. Если в процессе выполнения работы ВТК допустит отступление от условий договора, ухудшивших качество работы, то по требованию Заказчика ВТК безвозмездно исправляет все выявленные недостатки в согласованный срок.

6.3. При наличии существенных недостатков, допущенных в процессе исследования, а также нарушений сроков выполнения календарного плана представления актов стороны уточняют свои обязательства по договору в дополнительном соглашении или расторгают договор.

6.4. В случае невозможности получить ожидаемый результат работы или нецелесообразности продолжать работу Исполнитель уведомляет об этом Заказчика незамедлительно.

(в редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

Юридические адреса и банковские реквизиты

Заказчик: ____________________________________________________,

Исполнитель (руководитель ВТК)_______________________________

(место работы, должность, паспортные данные)

К настоящему договору прилагается:

1. Техническое задание.

2. Календарный план основных научно — исследовательских работ.

3. Протокол соглашения о договорной цене.

4. Смета затрат по выполнению научно — исследовательской работы ВТК.

5. Решение общего собрания членов ВТК.

(в редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

ЗАКАЗЧИК ИСПОЛНИТЕЛЬ

__________________ __________________

Приложение 1

к Договору

(в новой редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

Техническое задание на выполнение научно-исследовательской работы по теме ________________________

1. Заказчик —

_________________________________________________________________

2. Исполнитель —

_________________________________________________________________

3. Источник финансирования —

_________________________________________________________________

4. Основание для выполнения работ:

_________________________________________________________________

5. Основное содержание работ:

_________________________________________________________________

6. Результат работ:

_________________________________________________________________

7. Сроки выполнения работ:

Начало — _______________

Окончание — ____________

ЗАКАЗЧИК ИСПОЛНИТЕЛЬ

_______________ _________________

Приложение 2

к Договору

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН РАБОТ

Наименование работы

Сроки

ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИК

Приложение 3

к Договору

ПРОТОКОЛ соглашения о договорной цене на научную разработку по теме: _______________________________________________________________ по договору N ___ от __________ 200__ г.

Мы, нижеподписавшиеся, от лица Заказчика — _________________ — _______________________ и от лица Исполнителя — руководитель ВТК — ______________ удостоверяем, что сторонами достигнуто соглашение о величине договорной цены на создание (передачу) научно — технической продукции в сумме ____________________ рублей.

Настоящий протокол является основанием для проведения взаимных расчетов и платежей между Исполнителем и Заказчиком.

ИСПОЛНИТЕЛЬ ЗАКАЗЧИК

Приложение 4

к Договору

СМЕТА ЗАТРАТ по договору N ___ от __________ 200__ г. «_________________________________________________»

Начало работы — ____________ 200__ г.

Окончание работы — _________ 200__ г.

Наименование статей расходов

Сумма тыс. рублей

1. Стоимость разработки (трудовые затраты) 2. Канцелярские и хозяйственные расходы 3. Производственные расходы 4. Накладные расходы

Всего расходов

Руководитель ВТК _________________

Заказчик

«СОГЛАСОВАНО» _________________

Приложение 5

к Договору

(в новой редакции постановления администрации Костромской области N 108-а от 16.03.2009 года (НГР ru44000200900158))

Решение общего собрания N ______ членов ВТК

г. _____________ «___»_________ ____ г.

Присутствовали:

Закон о трудовых коллективах: значение, содержание и место в системе законодательства

Конституция СССР 1977 г. отразила возрастающую роль трудовых коллективов в политической и экономической системе советского государства, определив (ст. 8) важнейшие правомочия трудовых коллективов: участие в обсуждении и решении государственных и общественных дел, в планировании производства и социального развития, в обсуждении и решении вопросов управления предприятиями и учреждениями.

Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» развивающий и конкретизирующий нормы Конституции СССР, вытекает в конечном счете из объективных закономерностей социалистической общественной организации труда.

Экономические, политические и социальные условия жизни советского общества позволяют и требуют шире развернуть непосредственную демократию на производстве, т. е. участие трудовых коллективов в управлении предприятиями, учреждениями и организациями решении государственных вопросов, наряду с укреплением, совершенствованием демократии представительной — через профсоюзы и другие общественные организации и органы. Закон о трудовых коллективах— значительный шаг в этом направлении. Как подчеркнуто в докладе о проекте Закона на заседании Верховного Совета СССР этот законодательный акт — документ большого политического, экономического, социального значения, новый вклад в развитие ленинских идей и практики социалистического самоуправления’. Он получил широкий международный резонанс.

Закон позволяет полнее реализовать ленинские положения о сочетании единоначалия с коллегиальностью и широким участием трудящихся в управлении, дает простор творческой инициативе, побуждает к высокой социальной активности каждого работника. Закон поднимает на самый высокий правовой уровень регулирование отношений трудовых коллективов с государственными и хозяйственными органами.

В Законе о трудовых коллективах реализуются программные положения Коммунистической партии о дальнейшем развитии демократических начал в управлении производством. Главный смысл Закона: всемерно способствовать тому, чтобы каждый трудовой коллектив во главе с партийной организацией—своим политическим ядром — мог более эффективно приумножать национальное богатство, вносить достойный вклад в дело неуклонного подъема благосостояния советских людей, в упрочение общенародного государства. Он определяет взаимоотношения трудовых коллективов с администрацией предприятий, учреждений, организаций, с органами государственной власти.

Закон о трудовых коллективах вобрал в себя многие нормы действующего законодательства, дополнив, развив и конкретизировав ряд его положений, установил новые нормы.

С этой точки зрения он представляет собой акт высшей формы совершенствования законодательства — кодификации.

Новые положения, содержащиеся в Законе, выражаются в том, что, во-нервых, расширяется круг вопросов (производственных, социальных и воспитательных), которые входят в сферу управленческой деятельности коллектива; во-вторых, трудовые коллективы не ограничиваются выработкой предложений и рекомендаций. Закон предоставляет им право по многим вопросам самостоятельно принимать решения, обязательные для исполнения; в-третьих, совершенствуются формы и методы осуществления полномочий трудовых коллективов, углубляется их непосредственное участие в управлении предприятиями, учреждениями, организациями как составными частями единого народнохозяйственного механизма.

Закон СССР о трудовых коллективах вслед за Конституцией СССР венчает систему законодательства о полномочиях трудовых коллективов. В эту систему входят также нормы о полномочиях трудовых коллективов, содержащиеся в актах о Советах народных депутатов, народном контроле, в Основах законодательства о груде, в положениях о предприятиях и объединениях, о постоянно действующем производственном совещании, в актах о совершенствовании хозяйственного механизма и о планировании и других. Кроме норм общесоюзного законодательства, данная система включает нормы Конституций союзных республик, кодексов законов о труде союзных республик, положений о товарищеских судах и ряд других. Таким образом, внутрисистемная структура основывается на горизонтальных (по содержанию) и вертикальных (иерархических) связях элементов (актов, норм). Связующим звеном данной системы служит субъект полномочий — трудовой коллектив.

Система норм о полномочиях трудовых коллективов как подсистема входит в общую систему совегского законодательства, занимая в ней место межотраслевого института. Межотраслевой (комплексный) характер системе законодательства о полномочиях трудовых коллективов придает принадлежность ее норм разным отраслям. Основное юридическое значение Закона о трудовых коллективах состоит в том, что в нем кодифицированы и возведены в высший законодательный ранг наиболее существенные нормы о полномочиях зрудовых коллективов, определяющие на базе Конституции СССР их правовой статус. Он закрепляет содержание правового статуса коллективов.

Закон о трудовых коллективах, восприняв многое из действующего законодательства, сделал значительный шаг вперед в регулировании отношений с участием трудовых коллективов. В нем нашли свое место нормы, проверенные временем и необходимые для дальнейшего развития социалистических общественных отношений. Так, законы о полномочиях местных Советов народных депутатов позволили сформулировать положения ст. 3 Закона от 17 июня 1983 года.

В Законе о зрудовых коллективах — сводном кодифицированном акте — впервые в законодательной практике сформулированы и закреплены в качестве правовых принципы участия трудовых коллективов в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 4). Тем самым закреплена правовая основа реализации принципа социалистического коллективизма. Это поистине основополагающие начала деятельности трудовых коллективов, обеспечивающие подлинную демократию в отношениях внутри предприятий, учреждений, организаций, достижение коллективами высоких общественно значимых результатов.

Полномочия, которыми Закон наделяет трудовые коллективы, включают в себя не только права, но и обязанности. Выражение мнения трудового коллектива по таким вопросам, как планы работы, планы социально-культурных мероприятий и жилищного строительства, комплексные планы улучшения условий, охраны груда и санитарно-оздоровительных мероприятий, утверждение правил внутреннего трудового распорядка— нрава, которыми трудовой коллектив не может не воспользоваться.

Осуществляя экономическую функцию, трудовые коллективы участвуют в разработке и обсуждении проектов перспективных и текущих планов экономического и социального развития (планов работы) предприятий, учреждений, организаций и их составной части — встречных планов. Новеллой законодательства является положение о том, что проекты указанных планов представляются на утверждение только после рассмотрения их трудовыми коллективами.

Планирование — начальный этап организации производства. Главная задача трудовых коллективов, их предназначение — выполнение производственных планов. Долг и обязанность трудовых коллективов — высокопроизводительный труд. В связи с этим Закон подчеркивает активную роль трудовых коллективов, которые осуществляют меры но выполнению планов и договорных обязательств; укреплению и развитию хозяйственного расчета; утверждают и осуществляют мероприятия но повышению производительности груда, эффективности производства, качества работы и выпускаемой продукции (ст. 6).

Активная роль трудовых коллективов по осуществлению экономической функции проявляется, в частности, в мероприятиях но сохранности социалистической собственности, выполнению коллективных договоров, развитию социалистического соревнования, распределению и использованию фондов экономического стимулирования.

Заинтересованность всех тружеников, каждого трудового коллектива в повышении уровня и эффективности производства опирается на прочный фундамент. При социализме производство и управление не противостоят трудящимся, что предопределено социалистическим типом собственности на средства производства, управление которыми осуществляется в интересах трудящихся. Общность интересов трудовых коллективов и администрации предприятий, учреждений, организаций проявляется в их взаимных обязательствах но коллективным договорам. Закон о трудовых коллективах вносит уточнение в порядок заключения коллективных договоров, закрепленный Основами законодательства о труде (ст. 6), и устанавливает, что трудовые коллективы участвуют в разработке коллективных договоров, обсуждают их и принимают но ним решения, уполномочивают профсоюзные комитеты предприятий и организаций подписывать эти договоры (ст. 7).

Велико воздействие трудовых коллективов на состояние дисциплины. Оно еще усиливается с реализацией полномочий, предоставляемых трудовым коллективам ст. 9 Закона. Утверждение самими трудящимися правил внутреннего трудового распорядка, регламентирующих режим работы, поведение работников на производстве, обязанности администрации по организации производства и труда, вызывает более ответственное отношение всех членов коллектива к выполнению этих правил, повышает дисциплину труда.

Новые весомые права предоставлены трудовым коллективам в применении общественных мер поощрения и взыскания. За успехи в груде они могут применять разработанные коллективом меры общественного поощрения; выдвигать работников для морального и материального поощрения; высказывать мнения но кандидатурам, представляемым к государственным наградам; устанавливать дополнительные льготы и преимущества за счет средств, выделенных согласно действующему порядку на эти цели, для новаторов и передовиков производства, а также лиц, длительное время добросовестно работающих на предприятии, в учреждении, организации (ст. 9); рекомендовать членов коллектива, отличившихся в труде, на повышение разряда (класса) либо на продвижение по работе (ст. 13). К нарушителям дисциплины трудовой коллектив вправе применять меры общественного взыскания (товарищеское замечание, общественный выговор); передавать материалы о нарушителях трудовой дисциплины на рассмотрение товарищеских судов; ставить вопрос перед администрацией о привлечении в соответствии с законодательством нарушителей трудовой дисциплины к ответственности. Закон дает право самим грудящимся воздействовать на укрепление дисциплины не только путём воспитания, убеждения, поощрения, осуждения, но и общественного принуждения. Кроме того, трудовые коллективы получили возможность влиять на укрепление дисциплины путем досрочного снятия наложенного ими взыскания, ходатайства о снятии дисциплинарного взыскания или о прекращении действия иных мер, примененных администрацией за нарушение трудовой дисциплины, если член коллектива не допустил нового нарушения дисциплины и проявил себя как добросовестный работник.

Среди Полномочий трудового коллектива, закрепленных Законом, важное место занимают те, которые относятся к области организации, нормирования и оплаты груда. Одним из путей повышения эффективности производства является выполнение планов с меньшей численностью персонала. Расширены возможности коллективов в решении вопросов оплаты труда, а также их полномочия по обсуждению и одобрению предложений о совершенствовании премирования работников и о предоставлении других выплат и льгот за счет фонда материального поощрения, ио контролю за применением действующих норм труда и условий его оплаты (ст. 11).

Новые полномочия содержит ст. 12 Закона, предусматривающая право трудовых коллективов утверждать условия социалистического соревнования на предприятиях, в учреждениях и организациях, меры морального и материального поощрения победителей, подводить итоги соревнования и определять его победителей. Такие полномочия послужат развитию трудовой состязательности, стимулированию инициативы и активности участников соревнования.

Огромный резерв улучшения деятельности предприятий, учреждений, организаций заключен в работе с кадрами. Участие самих трудящихся, их коллективов в подборе и расстановке кадров будет способствовать их рациональному использованию.

Как и во многих других статьях Закона, новые положения сочетаются с воспринятыми из ранее действовавшего законодательства полномочиями трудовых коллективов в распределении и использовании фондов экономического стимулирования (ст. 14).

Трудовые коллективы наделяются широкими полномочиями, которые позволяют выполнять их социальную функцию. Среди них центральное место занимают полномочия но усилению контроля за соблюдением норм по охране груда и расходованием средств, отпускаемых на создание безопасной техники.

Закон о трудовых коллективах акцентирует внимание на том, что у охраны груда две стороны: обеспечить надлежащие условия груда обязана администрация; работники, в свою очередь, обязаны соблюдать инструкции по безопасности груда. На охрану груда расходуются специально выделенные государством отромныс средства. И Закон (ст. 15) предусматривает право трудовых коллективов контролировать использование средств, предназначенных на охрану труда. Трудовые коллективы вправе также обсуждать вопросы использования средств социального страхования.

Июньский (1983 г.) Пленум ЦК КПСС обратил внимание на повышение роли трудовых коллективов в коммунистическом воспитании трудящихся. Именно в трудовых коллективах воспитывается социалистический коллективизм, политическая и нравственная зрелость, гражданственность, активная жизненная позиция, сознательное отношение к труду. В трудовых коллективах формируется всесторонне развитая личность. Высокая роль трудовых коллективов в коммунистическом воспитании нашла отражение в ст. 17 Закона.

Среди закрепленных законом возможностей трудовых коллективов— принятие мер ио воспитанию членов коллектива в духе соблюдения законов и правил социалистического общежития, бережного отношения к народному добру, нетерпимости к пьянству, хулиганству, стяжательству и другим антиподам коммунистической морали. Значительную роль в укреплении правопорядка играет участие трудовых коллективов в работе ио предупреждению правонарушений, осуществление ими мер перевоспитания лиц, совершивших правонарушения.

Закон расширяет подлинное социалистическое самоуправление, которое развивается в ходе строительства коммунизма. На государственных предприятиях, в организациях наиболее высокий уровень самоуправления присущ производственным бригадам. За бригадной формой организации и оплаты груда большое будущее. Она должна стать основной. В соответствии с Законом (ст. 18) коллектив производственной бригады избирает совет бригады; непосредственно или через совет бригады участвует в решении вопросов комплектования бригады, планирования и организации ее работы, оплаты и стимулирования груда, повышения квалификации работников, воспитания членов бригады, привлечения к ответственности нарушителей дисциплины. Коллектив производственной бригады дает согласие администрации на назначение бригадира, вправе требовать от администрации освобождения его от обязанностей бригадира, если он не оправдал доверия коллектива. Более детально полномочия коллективов производственных бригад определяются в соответствии с Законом положениями о бригадах, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Советом Министров СССР.

По действующему законодательству, интересы грудящихся в области производства, груда, быта и культуры представляют и защищают профсоюзы, охраняют государственные органы. Новый Закон предоставляет возможность и самим трудовым коллективам защищать свои права и интересы, а также общественные интересы. Они получили право ставить в необходимых случаях вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательства по коллективным договорам, работников, виновных в нарушении законодательства об охране социалистической собственности, рациональном использовании материальных и финансовых ресурсов, выпуске недоброкачественной и нестандартной продукции, а также в нарушении правил охраны труда и законодательства об охране окружающей среды.

Полномочия трудовых коллективов осуществляются непосредственно общими собраниями (конференциями) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций. Собрания (конференции) — формы непосредственной демократии на производстве, которыми можно пользоваться лишь с известной периодичностью. В связи с этим Закон устанавливает, что общие собрания (конференции) трудовых коллективов предприятий, учреждений, организаций рассматривают наиболее важные вопросы жизни и деятельности трудовых коллективов. Закон определяет компетенцию общих собраний коллективов (ст. 3, 5, 7, 9, 12, 14). Помимо вопросов, рассмотрение которых на общих собраниях (конференциях) прямо предусмотрено Законом о трудовых коллективах или вытекают из него, на них обсуждаются и другие вопросы. К ним, несомненно, относятся проекты планов экономического и социального развития, состояние трудовой дисциплины. Степень важности вопроса и необходимость его рассмотрения на собрании (конференции) определяет коллектив но представлению действующих в нем органов и организаций, а также отдельных работников, поскольку им предоставлено право инициативы в постановке вопросов на рассмотрение собраний.

Существенное значение для регулирования отношений с участием трудовых коллективов имеют нормы о формах осуществления предоставленных им полномочий в управлении предприятиями, учреждениями, организациями (ст. 19). В этой части Закон закрепляет прочно сложившуюся практику. Основной формой осуществления полномочий трудовых коллективов являются общие собрания (конференции). В период между ними полномочия трудовых коллективов осуществляются: совместно администрацией и выборными органами партийных, профсоюзных и комсомольских организаций; профсоюзными и другими общественными организациями, действующими в трудовых коллективах в соответствии с их уставами и советскими законами; администрацией предприятий, учреждений, организаций в соответствии с ее полномочиями или но поручению трудовых коллективов.

Наиболее широкими нравами по осуществлению полномочий трудовых коллективов обладают профсоюзные комитеты предприятий, учреждений, организаций. Они представляют интересы трудовых коллективов, отдельных работников в области производства, груда, быта и культуры. Надо полагать, что выступая в этом качестве, профкомы но кругу вопросов, очерченному Законом, выступают от собственного имени и от имени трудовых коллективов, в которых они сформированы, реализуют свои нрава и полномочия трудовых коллективов.

В упомянутых Законом формах осуществляются не только полномочия трудовых коллективов в управлении предприятиями, учреждениями, организациями, но и другие их полномочия. В этом смысле ст. 19 Закона имеет более широкое значение, чем обозначено в ее наименовании, как и ст. 4, поскольку закрепленные в ней принципы пронизывают всю деятельность трудовых коллективов.

Своеобразие социальной природы трудовых коллективов налагает отпечаток на регулирование отношений с их участием и на механизм реализации полномочий. В нем сочетаются нормы, принятые государством, общественными организациями, выработанные обществом нормы морали и нравственности. Причем наибольшая доля приходится на неправовые нормы. Положение трудовых коллективов как субъектов права предопределяется общественной социалистической собственностью, демократическими основами управления хозяйством, предприятиями, учреждениями, организациями. Правовые нормы призваны закреплять и обеспечивать участие трудовых коллективов в управлении, создавать условия для повышений инициативы и активности грудящихся в постановке и решении вопросов производства. Закон от 17 июня 1983 г., определяя основы правового механизма, осуществления полномочий трудовых коллективов, дает им возможность самим определять его детали, в частности, непосредственно на собрании (конференции) через профком или другие органы, действующие в трудовом коллективе, рассматривать те или иные вопросы его деятельности. Это тог случай, когда право может быть реализовано и вне правоотношений. Решающее значение в выработке механизма осуществления полномочий трудовых коллективов будет иметь практика применения Закона.

Советское государство создает трудовым коллективам необходимые условия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих полномочий (ст. 1). Органы государственной власти и управления в соответствии с Конституцией СССР и совегскими законами в пределах своей компетенции обеспечивают на основе демократического централизма государственное руководство деятельностью трудовых коллективов. Советы народных депутатов, их исполнительные и распорядительные органы, министерства, государственные комитеты и ведомства, хозяйственные органы обеспечивают условия для бесперебойной и ритмичной работы предприятий, учреждений, организаций, всемерно содействуют развитию демократических начал в деятельности трудовых коллективов (ст. 3).

Закон от 17 июня 1983 года придает юридическую силу мнениям и предложениям трудовых коллективов, предусматривая, что они учитываются органами государственной власти и управления при принятии решений, касающихся деятельности соответствующих предприятий, учреждений организаций (ст. 3). Решения собрания (конференции) трудового коллектива, принятые в соответствии с его полномочиями и действующим законодательством, обязательны для членов коллектива, администрации предприятия, учреждения, организации. Предложения и рекомендации трудовых коллективов подлежат рассмотрению в месячный срок администрацией, профсоюзными и другими общественными организациями, а в случае необходимости — и соответствующими государственными и общественными органами. О результатах рассмотрения предложений и рекомендаций администрации указанные организаций и органы сообщают трудовому коллективу (ст. 21).

Для реализации полномочий трудовых коллективов большое значение имеет информированность членов коллектива о делах предприятия, учреждения, организации о задачах коллективов, средствах их выполнения, о деятельности вышестоящих органов, а также гласность принимаемых в отношении коллективов решений. Закон содержит нормы, которые обеспечивают знакомство коллективов с деятельностью предприятия, учреждения, организации, а также органов государственной власти и управления (ст. 3, 6, 7, 10, 12, 16).

Коллективы обеспечивают гласность в распределении жилья (сг. 16). Администрация и профком систематически информируют членов коллектива о своей деятельности по осуществлению полномочий трудового коллектива в период между общими собраниями (ст. 19).

Осуществление полномочий трудовых коллективов защищено и ответственностью, которую несут в установленном порядке лица, виновные в нарушении законодательства о трудовых коллективах (ст. 2).

Разумеется, осуществление прав трудовых коллективов в известной мере зависит от них самих, от их принципиальности, боевитости. Закон открывает новые возможности в развитии инициативы рабочего человека, в повышении его роли в управлении производством, воспитании у каждого советского гражданина чувства полноправного хозяина страны .

Закон о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями как воплощение воли рабочего класса, всех грудящихся, должен неукоснительно, в полной мере проводиться в жизнь.

Как акт долговременного действия, он послужит осуществлению программных задач Коммунистической партии, Советского государства, совершенствованию развитого социализма. В этом качестве он займет подобающее место в Своде законов СССР’.

В связи с принятием Закона о трудовых коллективах, встает ряд вопросов юридического свойства: о подготовке новых актов, вытекающих из него (ст. 18 и 23); о приведении действующего законодательства в соответствие с новым Законом (среди актов, отдельные нормы которых затрагиваются Законом о трудовых коллективах, — Основы законодательства о труде, Положение о правах профсоюзного комитета предприятия, учреждения, организации, положения о предприятии, объединении и ряд других). Возникает потребность в глубоких теоретических исследованиях проблем: правосубъектности трудовых коллективов в общеиравовом и отраслевом разрезе; системы законодательства о полномочиях трудовых коллективов, месте в ней Закона от 17 июня 1983 года; практики его применения; влияния нрава на повышение роли трудовых коллективов в росте эффективности общественного производства, в укреплении порядка и дисциплины на предприятиях, в учреждениях, организациях, в воспитании всесторонне развитой личности. Необходимы научные разработки по пропаганде Закона о трудовых коллективах, активное его разъяснение, что будет способствовать его неуклонному исполнению.

  • Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, № 25, ст. 382.
  • См.: Алиев Г.А. О проекте Закона о трудовых коллективах и повышении их роли вуправлении предприятиями, учреждениями, организациями. Доклад на восьмойсессии Верховного Совета СССР десятого созыва 16 июня 1983 г., М., Политиздат,1983, с. 12.
  • См.: Черненко К. У, Актуальные вопросы идеологической, массово- политической работы партии. Доклад на июньском (1983 г.) Пленуме ЦК КПСС. — Коммунист, 1983, № 9, с. 23.
  • См.: Схему Свода законов СССР, утвержденную постановлением ЦК КПСС,Президиума Верховного Совета СССР и Совета Министров СССР от 23 марта1978 года № 229. —СП СССР, 1978, № 9, ст. 60.
  • См.: Постановление Верховного Совета СССР от 17 нюня 1983 г. «О введении вдействие Закона СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями».— Ведомости ВерховногоСовета СССР, 1983, № 25, ст. 383.

ЗАКОН О ТРУДОВЫХ КОЛЛЕКТИВАХ. Расширение прав

Прошедшая недавно в Москве восьмая сессия Верховного Совета СССР утвердила первый в истории нашего государства Закон СССР о трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями.

Что из себя представляет этот Закон? Какими новыми правами и полномочиями наделяет он рабочих и служащих нашей страны в управлении предприятиями, учреждениями, организациями? На эти вопросы отвечает кандидат юридических наук И. СНИГИРЕВА.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНО вынесенный на обсуждение общественности проект Закона вызвал широкий отклик трудящихся в их выступлениях на собраниях, в печати, по радио и телевидению. В целом по стране состоялось более 1 млн. 230 тыс. собраний трудящихся, в которых приняло участие свыше 110 млн. человек. Большое число писем, связанных с проектом Закона, поступило в ЦК КПСС, Президиум Верховного Совета СССР, Совет Министров СССР, в редакции газет и журналов.

Всего было высказано почти 130 тыс. предложений и замечаний, подверглась изменениям 21 из 23 статей проекта, а всего было включено более 70 изменений и поправок.

Напомним, что действовавшее до сих пор законодательство закрепляло довольно широкие права трудящихся в управлении производством, что следует из ст. 8 Конституции СССР.

Действующие нормы послужили базой для дальнейшего совершенствования законодательства о правах трудовых коллективов, возведения правового регулирования отношений с их участием на более высокую ступень.

Впервые в законодательной практике новый Закон закрепляет основные демократические принципы деятельности трудовых коллективов в сфере управления производством, единство их прав и обязанностей (ст. 4). Это единство выражено и в термине «полномочия». Таким образом, заинтересованность тружеников в повышении эффективности производства, росте производительности труда и качества продукции опирается на прочный фундамент. Ведь при социализме производство и управление не противостоят интересам трудящихся. Единство их предопределено социалистической формой собственности на средства производства, управление которым осуществляется на основе единоначалия в сочетании с коллегиальностью и широким участием рабочих и служащих.

Коллективы наделяются более широкими полномочиями в планировании. Теперь проекты планов экономического и социального развития предприятий, учреждений, организаций представляются на утверждение только после их рассмотрения трудовыми коллективами (ст. 6). Повышению роли трудовых коллективов в обеспечении сохранности социалистической собственности, рациональном использовании материальных ресурсов будут способствовать полномочия, предусмотренные ст. 8- й Закона.

Велико воздействие трудовых коллективов на состояние дисциплины. Оно еще более повысится, когда трудящиеся станут сами обсуждать и утверждать правила внутреннего распорядка, как это записано в Законе (ст. 9). Принятие самими тружениками правил, регламентирующих режим работы, поведение работников на производстве, обязанности администрации по организации производства и труда, безусловно, повысит ответственность всех членов коллектива за состояние дисциплины.

Большие права предоставляются рабочим и служащим в применении мер общественного поощрения и взыскания. За успехи в труде коллективы вправе выдвигать работников для материального и морального поощрения, осуществляемого администрацией предприятий, общественными организациями, вышестоящими органами.

К нарушителям дисциплины коллективы вправе применять меры общественного воздействия (товарищеское замечание, общественный выговор), передать материалы о них на рассмотрение товарищеского суда. Ставить вопросы о привлечении нерадивых к дисциплинарной ответственности, о лишении премии и т. д. Таким образом, самим трудящимся дается право воздействовать на укрепление дисциплины не только путем воспитания, убеждения, поощрения, осуждения, но н общественного принуждения.

Активная роль трудовых коллективов предусматривается также положениями Закона, касающимися социалистического соревнования, улучшения социально-культурных и жилищно- бытовых условий работников, коммунистического воспитания.

Перечисленным не исчерпывается то новое, что вносит Закон в права трудовых коллективов. Они могут теперь ставить в необходимых случаях вопросы о привлечении к ответственности лиц, не выполняющих обязательств по коллективному договору (ст. 7), виновных в нарушении требований законодательства об охране социалистической собственности и т. д.

Законом предусматривается, что Советское государство создает трудовым коллективам необходимые условия для выполнения возложенных на них задач и осуществления ими своих полномочий (ст. 1). Мнения и предложения трудящихся должны учитываться органами государственной власти и управления при принятии решений, касающихся деятельности соответствующих предприятий, учреждений, организаций (ст. 3). Лица, виновные в нарушении законодательства о трудовых коллективах, несут ответственность в установленном порядке {ст. 2).

Реальность прав трудовых коллективов во многом зависит от их информированности о делах и задачах своих предприятий, от гласности принимаемых в отношении коллектива решений. В связи с этим Закон содержит нормы, обеспечивающие регулярное, подробное знакомство работников с тем, как выполняются планы и коллективные договоры, в каком состоянии трудовая дисциплина, как осуществляются мероприятия, содействующие развитию творческой инициативы, изобретательства и рационализации, с другими делами предприятия.

Советские люди горячо одобряют Закон СССР о трудовых коллективах, выражают глубокое удовлетворение основной его линией на дальнейшее расширение социалистической демократии, что в конечном итоге позволит полнее обеспечивать материальные и духовные потребности трудящихся. Дело теперь за тем, чтобы этот Закон неукоснительно выполнялся. И главная, решающая сила в его реализации — сами трудовые коллективы.

* * *

Из доклада первого заместителя Председателя Совета Министров СССР депутата Г. А. Алиева восьмой сессии Верховного Совета СССР

Социалистический трудовой коллектив — незаменимое поприще для всестороннего развития личности, раскрытия творческих сил человека, проявления его способностей и дарований.

Мы хорошо знаем, с каким усердием пытаются оспорить это положение наши идейные противники. Считая коллектив и личность вечными антагонистами, они стремятся доказать, что социалистический строй, дескать, подавляет индивидуальность, коль скоро он основан на началах коллективизма. Между тем Маркс и Ленин давно установили, а жизнь со всей убедительностью подтвердила, что именно частная собственность на средства производства опустошает и угнетает личность, порождает эгоизм. Строй, основанный на общественной собственности напротив, открывает широкий простор для развития человека, проявления творческой индивидуальности. Этот важнейший теоретический вывод марксизма-ленинизма последовательно реализуется в практике социализма.

5. Полномочия трудовых коллективов

Трудовой коллектив предприятия независимо от его организационно-правовой формы:

– решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;

– рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;

– определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива;

– определяет и регулирует фонды и условия деятельности на предприятии общественных организаций;

– решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Трудовой коллектив предприятия, в имуществе которого вклад государства или муниципалитета составляет более 50%:

– рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;

– определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;

– принимает решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

– участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством РФ.

Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством РФ.

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются законодательством РФ.

6. Понятие охраны труда, основные положения действующего законодательства Российской Федерации об охране труда

Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Законодательство Российской Федерации об охране труда основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Действие настоящего законодательства распространяется на:

– работодателей;

– работников, состоящих с работодателями в трудовых отношениях;

– членов кооперативов, участвующих в совместной производственной и иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии;

– студентов образовательных учреждений высшего профессионального и среднего профессионального образования, учащихся образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального образования и образовательных учреждений среднего (полного) общего, основного общего образования, проходящих производственную практику;

– военнослужащих, направляемых на работу в организации;

– граждан, отбывающих наказание по приговору суда, в период их работы в организациях. На граждан Российской Федерации, работающих по найму в других государствах, распространяется законодательство об охране труда государства работодателя, а на иностранных граждан и лиц без гражданства, работающих в организациях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации, распространяется законодательство об охране труда Российской Федерации, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

Государственные нормативные требования охраны труда

Государственными нормативными требованиями охраны труда, содержащимися в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации и законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации об охране труда, устанавливаются правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.

Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов и другого оборудования, разработке технологических процессов, организации производства и труда.

Порядок разработки и утверждения подзаконных нормативных правовых актов об охране труда, а также сроки их пересмотра устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Соответствие производственных объектов и продукции требованиям охраны труда

Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, а также машины, механизмы и другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда.

Запрещаются строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий без заключений государственной экспертизы условий труда о соответствии указанных в части первой настоящей статьи проектов требованиям охраны труда.

Новые или реконструируемые производственные объекты не могут быть приняты в эксплуатацию без заключений соответствующих органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

Запрещаются применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров и оказание услуг, для которых не разработаны методики и средства метрологического контроля, токсикологическая (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) оценка которых не проводилась.

В случае использования новых или не применяемых в организации ранее вредных или опасных веществ работодатель обязан до начала использования указанных веществ разработать и согласовать с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда меры по сохранению жизни и здоровья работников.

Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, в том числе иностранного производства, должны соответствовать требованиям охраны труда, установленным в Российской Федерации, и иметь сертификаты соответствия.

Ответственность за нарушение требований охраны труда

Организации, выпускающие и поставляющие продукцию, не отвечающую требованиям охраны труда, возмещают потребителям нанесенный вред в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Лица, виновные в нарушении требований охраны труда, невыполнении обязательств по охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями, трудовыми договорами или препятствующие деятельности представителей органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда, а также органов общественного контроля, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Ликвидация организации или прекращение деятельности ее структурного подразделения вследствие нарушения требований охраны труда

Решение о ликвидации организации или прекращении деятельности ее структурного подразделения принимается судом по требованию руководителя органа исполнительной власти, ведающего вопросами охраны труда, или руководителей федеральной инспекции труда и ее территориальных органов при наличии заключения органа государственной экспертизы условий труда.

Трудовые коллективы и их полномочия

В период советской власти трудовые коллективы имели, по крайней мере на бумаге, достаточно широкие права. В настоящее время их роль и значение понизились, а права стали намного уже. Да это и понятно: собственники и только собственники вправе решать судьбу принадлежащих им средств производства, рискуя своим капиталом, вложенным в производство. У наемных работников свои интересы, и часто они прямо противоположны интересам собственников.

Трудовой коллектив — это добровольное объединение наемных работников для совместного применения труда на конкретном предприятии (в организации, учреждении) на основе трудового договора.

Структура трудового коллектива. Трудовой коллектив — это не аморфное объединение, а объединение, организованное таким образом, что у него есть реальная возможность решать производственные, социальные, организационные и другие общие для всех или многих его членов вопросы.

  1. Общее собрание трудового коллектива. В поле его зрения попадают, как правило, наиболее важные, принципиальные вопросы жизни и деятельности трудового коллектива. Если трудовой коллектив большой и созыв общего собрания затруднен из-за многочисленности или территориальной разобщенности, то собрания могут проводиться по цехам, отделам, участкам, бригадам и другим подразделениям, где обсуждаются вопросы, интересующие всех членов трудового коллектива. Окончательное же решение в таком случае принимается конференцией трудового коллектива, участниками которой являются представители всех структурных подразделений трудового коллектива. Порядок выборов и нормы делегатов на нее определяются отдельно. Собрания трудового коллектива созываются по мере необходимости, как правило, один или два раза в год.
  2. Совет трудового коллектива (СТК) — это представительный орган трудового коллектива, осуществляющий его полномочия в период между общими собраниями. СТК выбирается общим собранием, которое устанавливает численность Совета и срок его действия. СТК подотчетен общему собранию. Все члены СТК выполняют свои обязанности на общественных началах. Не оправдавший доверия член СТК может быть выведен из его состава общим собранием.
  3. Профсоюзный комитет. Профсоюзы — это наиболее массовая организация работников, созданная для защиты их социально-экономических и трудовых прав и интересов. Хотя в настоящее время в России существует не один, а несколько профсоюзов, на конкретных предприятиях, как правило, такого многообразия нет. Один профсоюз во главе с профкомом чаще представляет интересы всех работников предприятия. Профком обладает широкими правами.

В отличие от СТК, решающего в основном вопросы производства, улучшения эффективности работы предприятия, профком выполняет защитную и социальную функции (ставит вопросы о повышении заработной платы, улучшении условий труда, охраны труда, социальном развитии коллектива).

В уставе предприятия предусматриваются принципы, порядок, сроки, полномочия и другие вопросы формирования и работы органов трудового коллектива. Полномочия трудового коллектива определены в ст. 53 ТК РФ. В ней отмечается, что трудовой коллектив независимо от организационно-правовой формы предприятия:

  • решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;
  • рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива;
  • имеет право вносить предложения в органы управления предприятием;
  • имеет право получать от работодателя информацию по вопросам производства;
  • решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Как видим, роль трудовых коллективов нельзя назвать значительной. Однако она повысится лишь в том случае, когда наемные работники с помощью системы участия в прибылях предприятия (покупки его акций, облигаций) станут одновременно и собственниками части (доли) капитала (имущества), принадлежащего предприятию, на котором они работают. Тогда они будут по-настоящему заинтересованы в наиболее эффективном решении всех вопросов жизни предприятия.

Если сейчас наемные работники озабочены в основном собственной судьбой и предметом их особого внимания является повышение заработной платы, то работающим собственникам отнюдь не безразличны интересы предприятия в целом, и, будучи владельцами акций, они предпочтут больше инвестировать, с тем чтобы в дальнейшем получить большой доход по дивидендам, нежели постоянно и настойчиво требовать повышения заработной платы.

Система участия в прибыли предприятия выглядит следующим образом. На предприятии формируется специальный фонд за счет средств, вносимых предприятием и персоналом (работниками). Эти средства учитываются на лицевых счетах, открываемых каждому члену персонала. Сумма взносов, которые делает предприятие, распределяется между работниками, пропорционально заработной плате каждого из сотрудников. На эти средства работник может купить акции, облигации своего предприятия, государственные долговые обязательства и т.п., но он не может их просто изъять в течение устанавливаемого срока.

На купленные ценные бумаги начисляются дивиденды, зачисляемые на лицевые счета работников. Однако, если предприятие окажется в затруднительной ситуации, риск несения убытков работники обязаны будут разделить совместно с другими участниками (собственниками) данного предприятия.

Полномочия трудового коллектива

Трудовой коллектив предприятия независимо от его организационно-правовой формы:

решает вопрос о необходимости заключения с администрацией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;

рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;

определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фондов трудового коллектива;

определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии общественных организаций;

решает иные вопросы в соответствии с коллективным договором.

Трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства или местного Совета народных депутатов составляет более 50 процентов:

рассматривает и утверждает совместно с учредителем изменения и дополнения, вносимые в устав предприятия;

определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;

принимает решение о выделении из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений для создания нового предприятия;

участвует в решении вопроса об изменении формы собственности предприятия в соответствии и в пределах, установленных законодательством Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

Порядок и формы осуществления полномочий трудового коллектива определяются в соответствии с законодательством Российской Федерации. На государственных и муниципальных предприятиях, а также на предприятиях, в имуществе которых вклад государства или местного Совета народных депутатов составляет более 50 процентов, полномочия трудового коллектива осуществляются общим собранием (конференцией) и его выборным органом — советом трудового коллектива.

Взаимоотношения трудового коллектива с работодателем, охрана труда, социальное развитие, участие работников в прибыли предприятия регулируются законодательством Российской Федерации, уставом и коллективным договором (в ред. Закона Российской Федерации от 25 сентября 1992 г. N 3543-1 — Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1992, N 41, ст. 2254).

Комментарий к статье 235.1 КЗоТ РФ

§1. Глава XV-А, введенная в КЗоТ в начале 1988 г., претерпела кардинальные изменения. Из восьми ее статей осталась одна, но в совершенно иной редакции.

При формулировании ст. 235-1 КЗоТ был принят во внимание ряд законов Российской Федерации, направленных на переход к рыночной экономике. В нее включены положения, относящиеся преимущественно к правам трудового коллектива в управлении предприятием.

Для сферы трудового законодательства наибольшее значение имеют полномочия трудового коллектива, касающиеся принятия решения о необходимости заключения коллективного договора, его рассмотрения и утверждения.

При этом следует учитывать, что Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. в ст. 2 не упоминает трудовой коллектив, а говорит о работниках организации как стороне коллективно-договорных отношений (см. комментарий к главе II КЗоТ).

Такой же подход избран в Федеральном законе «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (см. комментарий к ст. 220 КЗоТ).

Однако, несмотря на это трудовой коллектив как социальная общность, объединяемая трудом и интересами в сфере труда на предприятии, в учреждении, организации, не прекратила свое существование.

§2. Права трудового коллектива в сфере отношений, регулируемых трудовым законодательством, помимо ст. 235-1 КЗоТ определяются некоторыми другими его статьями, рядом иных нормативных правовых актов. Среди них — Закон СССР «О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями» от 17 июня 1983 г. (Ведомости Верховного Совета СССР, 1983, N 25, ст. 382), отдельные положения которого сохраняют свое значение и сейчас.

Ст. 235-1 КЗоТ необходимо скорректировать с учетом последующего законодательства.

§3. Трудовой коллектив предприятия, учреждения, организации — это объединение всех работников, осуществляющих совместную трудовую деятельность на предприятии, в учреждении, организации на основе трудового договора (контракта).

То есть, членами трудового коллектива со всеми вытекающими отсюда правами и обязанностями являются все, кто заключил с предприятием, учреждением, организацией трудовой договор (контракт): работающие по трудовому договору (контракту) на неопределенный срок (т.е. постоянные работники), на срок определенный (до 5 лет или на время выполнения определенной работы), совместители, нештатные работники, надомники, должностные лица администрации предприятия, учреждения, организации.

В составе единого трудового коллектива в соответствии со структурой предприятия, учреждения, организации действуют коллективы цехов, отделов, участков, бригад и других подразделений.

§4. К основным правам трудового коллектива относятся:

1) на основании КЗоТ:

утверждение правил внутреннего трудового распорядка на предприятии, в учреждении, организации (см. ст. 130);

избрание комиссии по трудовым спорам (при числе работающих на предприятии, в учреждении, организации не менее 15 человек) (см. ст. 203);

установление совместно с администрацией и соответствующим выборным профсоюзным органом за счет собственных средств предприятия, учреждения, организации дополнительных по сравнению с законодательством трудовых и социально-бытовых льгот для работников (см. часть вторую ст. 5);

2) в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» в редакции от 24 ноября 1995 г. общее собрание (конференция) работников организации (т.е. трудового коллектива) вправе:

принимать решение о необходимости заключения коллективного договора (см. ст. 10);

избирать на общем собрании (конференции) органы общественной самодеятельности и уполномочивать их представлять интересы работников (трудового коллектива) при коллективных переговорах и заключении коллективного договора (см. ст. 2);

обсуждать в подразделениях и утверждать на общем собрании (конференции) проект единого коллективного договора, а значит участвовать в определении условий труда, решении социально-трудовых вопросов в организации (на предприятии, в учреждении) (см. часть четвертую ст. 12);

ежегодно или в сроки, предусмотренные в коллективном договоре, заслушивать на общем собрании (конференции) отчеты сторон, подписавших коллективный договор, о его выполнении (см. часть третью ст. 17).

Эти права принадлежат также работникам (коллективам) филиалов, представительств, поскольку в них могут заключаться коллективные договоры;

3) в соответствии с Федеральным законом «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» работники организации (т.е. трудовой коллектив) вправе:

образовывать на общем собрании (конференции) органы общественной самодеятельности и уполномочивать их на представительство интересов работников (трудового коллектива) при разрешении коллективных трудовых споров;

выдвигать требования к работодателю (работодателям) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений по социально-трудовым вопросам (см. п. 2 ст. 3, п. 1 ст. 2);

принимать решение об объявлении забастовки на собрании (конференции) (п. 1 ст. 14).

Эти права принадлежат также работникам (коллективам) филиалов, представительств, поскольку там могут возникать коллективные трудовые споры (см. п. 3 ст. 2), и работникам (трудовым коллективам) нескольких организаций (предприятий, учреждений), имеющих общие требования к работодателям. Естественно, каждый коллектив принимает самостоятельное решение;

4) на основании упомянутого в §2 комментария к настоящей статье КЗоТ Закона СССР трудовые коллективы, в частности, вправе:

применять за успехи в труде меры общественного поощрения, выдвигать работников для морального и материального поощрения (см. ст. 9);

применять к членам коллектива за нарушение трудовой дисциплины меры общественного взыскания (товарищеское замечание, общественный выговор) (см. там же).

§5. Трудовой коллектив действует через свои органы. Это — собрание (конференция) трудового коллектива (работников организации), совет трудового коллектива (СТК), избираемый на собрании (конференции). Это могут быть и другие органы, формируемые трудовым коллективом.

К органам, специализированным на решение определенных задач, относится комиссия по трудовым спорам (КТС), избираемая трудовым коллективом на общем собрании (конференции) (см. ст. 203 КЗоТ).

Выбор формы реализации своих полномочий (собрание, конференция, СТК, другой орган общей компетенции, т. е. не специализированный по указанному выше признаку) осуществляется трудовым коллективом исходя из важности (значимости) вопроса, подлежащего разрешению, если такая форма не определена законодательством.

§ 4. Трудовые коллективы и их полномочия

В период советской власти трудовые коллективы имели, по крайней мере на б^аге> достаточно широкие права. В настоящее время их роль и знгчение понизились, а права стали намного уже. Да это и понятно: собственники и только собственники вправе ре­шать судьбу принадлежащих им средств производства, рискуя сво­им капиталом, вломенным в производство.

У наемных работников свои интересы, и ча’то они прямо противоположны интересам соб­ственников.

Сегодня трудовой коллектив как субъект трудового права выступает главнымобразом на государственном, муниципальном, а также на коллективном производстве.

Трудовой коллектив — это добровольное объединение для совместного применения труда на конкретном предприятии (в организации, учреждении) на основе трудового договора.

Структура трудового коллектива. Трудовой коллектив — это не аморфное объединение, а объедитение, организованное таким образом, что у него есть реальная возможность решать производ­ственные, социальные, организационные и другие общие для всех или многих его членов вопросы.

А. Общее собрание трудового коллектива. Оно решает наи­более важные, принципиальные вопросы жизни и деятельности трудового коллектива. Если трудовой коллектив большой и созыв общего собрания затруднен из-за многочисленности или террито­риальной разобщенности, то собрания могут проводиться по це­хам, отделам, участкам, бригадам и другим подразделениям, где обсуждаются вопросы, интересующие всех членов трудового кол­лектива Окончательное же решение в таком случае принимается конференцией трудового коллектива, участниками которой явля­ются представители всех структурных подразделений трудового коллектива. Порядок выборов и нормы делегатов на нее определя­ются отдельно.

Собрания трудового коллектива созываются по мере необхо­димости, как правило, один или два раза в год.

Б. Совет трудового коллектива (СТК) — это представи­тельный орган трудового коллектива, осуществляющий его полно­мочия в период между общими собраниями. СТК выбирается об­щим собранием, которое устанавливает численность Совета и срок его действия. СТК подотчетен общему собранию. Все члены СТК выполняют свои обязанности на общественных началах. Не оправ­давший доверия член СТК может быть выведен из его состава об­щим собранием.

В. Профсоюзный комитет. Профсоюзы — это наиболее массовая организация работников, созданная для защиты их соци­ально-экономических и трудовых прав и интересов. Хотя в настоя­щее время в России существует не один, а несколько профсою­зов, на конкретных предприятиях, как правило, такого многооб­разия нет. Один профсоюз во главе с профкомом представляет интересы всех работников предприятия. Профком обладает широ­кими правами. В отличие от СТК, решающего в основном вопросы

производства, улучшения эффективности работы предприятия, профком выполняет защитную и социальную функции (ставит воп­росы о повышении заработной платы, улучшении условий труда, охраны труда, социальном развитии коллектива).

В уставе предприятия предусматриваются принципы, поря­док, сроки, полномочия и другие вопросы формирования и работы органов трудового коллектива. Полномочия трудового коллектива определены в ст. 235 КЗоТ РФ. В ней отмечается, что трудовой коллектив независимо от организационно-правовой формы пред­приятия:

• решает вопрос о необходимости заключения с администра­цией коллективного договора, рассматривает и утверждает его проект;

• рассматривает и решает вопросы самоуправления трудового коллектива в соответствии с уставом предприятия;

• определяет перечень и порядок предоставления работникам предприятия социальных льгот из фонда трудового коллектива;

• определяет и регулирует формы и условия деятельности на предприятии общественных организаций;

• решает иные вопросы в соответствии с коллективным дого­вором.

Трудовой коллектив государственного или муниципального предприятия, а также предприятия, в имуществе которого вклад государства составляет более 50% процентов:

• рассматривает и утверждает совместно с учредителем изме­нения и дополнения, вносимые в устав предприятия;

• определяет совместно с учредителем предприятия условия контракта при найме руководителя;

• принимает решение о выделении из состава предприятия одного или несколько структурных подразделений для создания нового предприятия;

• участвует в решении вопросов об изменении формы соб­ственности предприятия.

Как видим, роль трудовых коллективов нельзя назвать зна­чительной. Надо стараться увеличивать их возможности не на сло­вах, а на деле. Однако это станет возможным лишь в том случае, когда наемные работники с помощью системы участия в прибылях предприятия (покупки его акций, облигаций) станут одновремен­но и собственниками части (доли) капитала (имущества), принад­лежащего предприятию, на котором они работают. Тогда они бу­дут по-настоящему заинтересованы в наиболее эффективном ре-

шении всех вопросов жизни предприятия. Если наемные работни­ки озабочены в основном собственной судьбой и предметом их осо­бого внимания является повышение заработной платы, то работа­ющим собственникам отнюдь не безразличны интересы предприя­тия в целом, и, будучи владельцами акций, они предпочтут боль­ше инвестировать, с тем чтобы в дальнейшем получить большой доход по дивидендам, нежели постоянно и настойчиво требовать повышения заработной платы.

Система участия в прибыли предприятия выглядит следую­щим образом. На предприятии формируется специальный фонд за счет средств, вносимых предприятием и персоналом (работника­ми). Эти средства учитываются на лицевых счетах, открываемых каждому члену персонала. Сумма взносов, которые делает пред­приятие, распределяется между работниками, пропорционально заработной плате каждого из сотрудников. На эти средства работ­ник может купить акции, облигации своего предприятия, государ­ственные долговые обязательства и т. п., но он не может их про­сто изъять в течение устанавливаемого срока. На купленные цен­ные бумаги начисляются дивиденды, зачисляемые на лицевые счета работников. Однако, если предприятие окажется в затруднитель­ной ситуации, риск несения убытков работники обязаны будут раз­делить совместно с другими участниками (собственниками) данно­го предприятия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *