>Глава 2. Деятельность Следственного комитета

Российской Федерации.

2.1. Полномочия и задачи Следственного комитета Российской Федерации.

Следственный комитет РФ является федеральным органом исполнительной власти, основной целью деятельности является, осуществление предварительного расследования по уголовным делам, отнесенным к его подследственности в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством.

Основными задачами Следственного комитета РФ являются Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утвержденный Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. — 2011. — № 4. — Ст. 572; 2012. — № 12. — Ст. 1391.:

  • организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию в системе Следственного комитета;

  • разработка мер по формированию государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве;

  • совершенствование нормативно-правового регулирования в установленной сфере деятельности;

  • обеспечение законности при производстве предварительного следствия и защиты прав и свобод человека и гражданина;

  • оперативное и качественное расследование преступлений в соответствии с подследственностью, установленной УПК РФ;

  • организация и осуществление в пределах своих полномочий выявления причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению;

  • обеспечение в пределах своих полномочий международно-правового сотрудничества в сфере уголовного судопроизводства;

  • возмещение ущерба, причиненного преступлениями.

  • обеспечивает выполнение мероприятий гражданской обороны, повышение устойчивости работы следственных органов Следственного комитета в условиях военного времени и при возникновении чрезвычайных ситуаций в мирное время;

  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; организует и осуществляет в установленном порядке учет военнообязанных прокурорских работников и федеральных государственных гражданских служащих следственных органов Следственного комитета;

  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета;

  • организует кадровое обеспечение следственных органов Следственного комитета, подготовку, переподготовку, повышение квалификаций и стажировку кадров; разрабатывают и осуществляют меры по обеспечению правовой и социальной защиты прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета;

  • осуществляет материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности следственных органов Следственного комитета;

  • разрабатывает и осуществляет профилактические, лечебные, санаторно-курортные, оздоровительные и реабилитационные мероприятия, направленные на охрану и укрепления здоровья прокурорских работников, федеральных государственных гражданских служащих и военнослужащих следственных органов Следственного комитета, членов их семей и пенсионеров следственных органов Следственного комитета;

  • обеспечивает в системе Следственного комитета собственную безопасность и защиту сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

  • обеспечивает проведение конкурсов и заключение государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд следственных органов Следственного комитета;

  • обеспечивает внедрение достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в следственных органах Следственного комитета;

  • представляет в установленном порядке в Министерство финансов РФ предложения по формированию федерального бюджета;

  • организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятия по ним решений и направление ответов в установленный законодательством РФ срок;

  • организует работу по комплектованию, хранению, учету и использование архивных документов Следственного комитета;

  • осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание и обеспечения деятельности Следственного комитета;

Согласно ст. 1 ФЗ «О Следственном комитете РФ» Следственный комитет Российской Федерации является федеральным государственным органом, осуществляющим в соответствии с законодательством полномочия в сфере уголовного судопроизводства. Следственный комитет РФ осуществляет иные полномочия, установленные Федеральными законами и нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации.

Полномочия и обязанности Следственного комитета РФ регулируются нормами УПК РФ Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 года № 174 — ФЗ (в ред. ФЗ от 3 февраля 2014 № 7-ФЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 52 (ч. I). — Ст. 4921; 2014. — № 6. — Ст. 558.; ФКЗ «О чрезвычайном положении» Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 года № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. ФЗ от 7 марта 2005 № 1-ФКЗ) // СЗ РФ. — 2001. — № 23. — Ст.2277; 2005. — № 10. — Ст. 753.; Федерального закона от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии

терроризму» Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (в ред. ФЗ от 5 мая 2014 года № 130-ФЗ) // СЗ РФ. — 2006. — № 11. — Ст. 1146; Российская газета. — № 101. — 07. 05. 2014. и другими актами.

Следственный комитет РФ в процессе своей деятельности выполняет следующие полномочия Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. — 2011. — № 4. — Ст. 572; 2012. — № 12. — Ст. 1391.:

  • осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку содержащихся в заявлениях и иных обращениях сообщений о преступлениях, производство предварительного расследования по уголовным делам, процессуальный контроль, криминалистическую, судебно-экспертную и ревизионную деятельность, а также проверку деятельности следственных органов и учреждений Следственного комитета;

  • обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по ее совершенствованию;

  • разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных

законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

  • принимает участие в проведении по поручению Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации правовой экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся сферы деятельности Следственного комитета;

  • принимает нормативные правовые акты по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовое регулирование которых осуществляется федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации;

  • взаимодействует с компетентными органами иностранных государств, заключает соглашения, сотрудничает с международными организациями в соответствии с международными договорами и участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

  • участвует в разработке международных договоров Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

  • образовывает координационные, совещательные, консультативные и экспертные советы (комиссии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности;

  • осуществляет взаимодействие со средствами массовой информации в целях информирования общественности о деятельности Следственного комитета;

  • организует прием граждан, обеспечивает своевременное и в полном объеме рассмотрение обращений, принятие по ним решений и направление ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;

  • учреждает в соответствии с законодательством Российской Федерации печатные и электронные издания для опубликования нормативных правовых актов Следственного комитета, официальных объявлений, размещения других материалов по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;

  • обеспечивает внедрение в деятельность Следственного комитета достижений науки, техники и положительного опыта, а также развитие систем связи и автоматизированного управления в системе Следственного комитета;

  • участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности, осуществляет полномочия по организации воинского учета сотрудников Следственного комитета;

  • организует и осуществляет в установленном порядке защиту в судах интересов Следственного комитета, а также осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности.

Следственный комитет осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления муниципальных образований, общественными объединениями и организациями.

Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с общественными объединениями, организациями и средствами массовой информации является реализацией конституционного права ознакомления с

документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы граждан.

К сожалению, общественная деятельность Общественного совета не сформулирована в задачах Следственного комитета, хотя одной из целей Общественного совета при Следственном комитете является защита прав и свобод граждан Петров М.И. Комментарий к Федеральному закону «О Следственном комитете Российской Федерации» (постатейный). — М.: Деловой двор, 2012. — С. 23.. Однако, в задачах Следственного комитета не отмечено, что обеспечение согласования общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных, правозащитных, религиозных и иных организаций, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов в сфере деятельности Следственного комитета. Защиты прав и свобод граждан Российской Федерации, демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации является ключевым для разработки мер формирования государственной политики в сфере исполнения законодательства Российской Федерации об уголовном судопроизводстве.

Следственный комитет в целях реализации своих полномочий имеет право Положение «О Следственном комитете Российской Федерации». Утв. Указом Президента РФ от 14 января 2011 года № 38 «Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации» (в ред. от 3 марта 2012 года № 297) // СЗ РФ. — 2011. — № 4. — Ст. 572; 2012. — № 12. — Ст. 1391.:

С.32

  • запрашивать и получать в установленном порядке на безвозмездной основе документы, материалы и информацию, необходимые для принятия решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности;

  • привлекать в установленном порядке для выработки решений по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов, в том числе на договорной основе;

  • участвовать в формировании федеральных учетов, баз данных криминалистической, статистической и иной информации и вести их, а также пользоваться в установленном порядке федеральными учетами, базами данных в этой области федеральных органов исполнительной власти.

  • осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации.

Создание Следственного комитета РФ влечёт за собой немало новшеств

в правовом регулировании уголовно-процессуальной деятельности. Одно из таких новшеств касается полномочий сотрудников этого органа.

В ст. 7 ФЗ от 28 декабря 2010 года № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусмотрено, что сотрудник Следственного комитета при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на него уголовно-процессуальным законодательством РФ, вправе входить в жилые и иные принадлежащие гражданам помещения, на принадлежащие им земельные участки. При пресечении совершения преступления, преследовании лиц, подозреваемых в совершении преступления, либо наличии достаточных данных полагать, что там совершено или совершается преступление (п. 2 ч. 1).

На первый взгляд, появление такой нормы представляется вполне разумным. Сотрудникам следственных органов при осуществлении процессуальных полномочий порой действительно приходится действовать «в расположении» подозреваемого, обвиняемого или просто на конституционно охраняемой территории — при производстве обыска, выемки, наложении ареста на имущество и т. п. Указанная норма в такой ситуации легализовала бы процесс попадания сотрудника на подобную территорию.

Однако в приведённой норме ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации» есть внутренняя несогласованность, обусловленная необоснованной попыткой соединить в одной норме различные по своей правовой природе положения. С одной стороны, гипотеза нормы недвусмысленно указывает на уголовно-процессуальный характер сферы её применения: речь идёт о её действии при осуществлении процессуальных полномочий, возложенных на сотрудника уголовно-процессуальным

законодательством РФ. С другой стороны, само правило поведения явно выходит за рамки уголовно-процессуальной деятельности и в большей мере характерно для полномочий силовых спецподразделений, регулируемых административным законодательством, — пресечение преступлений, преследование подозреваемых. То есть право входить даётся здесь не для производства обыска, выемки или какого-то иного следственного действия, а для того чтобы схватить подозреваемого, обезоружить его и препроводить к следователю для разбирательства и принятия процессуального решения.

Отмечая внутреннюю противоречивость приведённой нормы, следует обратить внимание на то, что реализация её на практике может повлечь

за собой негативные правовые последствия. Пресечение преступления и преследование подозреваемых — удел оперативных и силовых спецподразделений, предполагающий применение силы, спецсредств, оружия и представляющий собой исполнение процессуального решения.

Сотрудник Следственного комитета, действующий при осуществлении процессуальных полномочий, — лицо процессуальное, в силу чего всякое его действие имеет процессуальное значение. Если он действует в соответствии с законом, то результатом будут доказательства (обвинительные или оправдательные — ход дела покажет). Если он действует с нарушением закона, то результатом тоже будут доказательства, только недопустимые. Особенностью их является то, что они, в соответствии со ст. 75 УПК не имея юридической силы, исключают возможность получения допустимых доказательств и становятся основой для развала обвинения.

Представим, что сотрудник Следственного комитета, преследуя подозреваемого, настиг последнего в его жилище, при этом отобрал у него орудие преступления, оружие, наркотики. Допустим, действовал он при этом на основании п. 2 ч. 1 ст. 7 ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», предусматривающего право входить в помещения и на участки граждан. А дальше? Дальше нужны доказательства виновности злоумышленника (они же, кстати, будут доказательствами правомерности действий сотрудника Следственного комитета). Где он их возьмёт? Оформит обыск или выемку? Но это будет фальсификация, он не производил этих следственных действий. Проведёт «самодопрос»? Ещё более непонятно. В итоге сотрудник Следственного комитета оказывается в процессуальной ловушке, когда всё, чтобы он ни предпринял, оборачивается недопустимостью полученных им доказательств.

Эту ситуацию можно домысливать в разных направлениях, но итог будет один: для квалифицированного доказывания вины злоумышленника надо, чтобы пресечением преступлений и преследованием подозреваемых занимались специально созданные для этого силовые спецподразделения. А

сотрудник Следственного комитета, действуя в рамках процессуальных полномочий, выяснял соответствующие обстоятельства путём производства следственных и иных процессуальных действий и получения необходимых доказательств.

Понятие и структура

Определение 2

Следственный комитет РФ — федеральная централизованная система, сосредотачивающая следственные органы и учреждения, функционирующая на базе подчинения нижестоящих глав вышестоящим руководителям и Председателю СК РФ.

Начал функционировать 15.01.2011. Военная организация, одним из прав которой является приобретение боевого оружия. Отделение СК РФ от Прокуратуры РФ было нацелено на независимость следствия при формировании уголовных дел.

Система органов полагается на принципы:

  • административно-территориального и военно-административного разделения РФ;
  • централизации внутри системы (субординация, подчинение);
  • процессуального, организационного контроля над следователями процессе работы по уголовным делам.

Глава Следственного комитет РФ — Председатель СК РФ. Он находится в непосредственном подчинении Президента РФ, назначается и снимается с должности главой государства. Председатель несет личные обязательства за выполнение стоящих перед Следственным комитетом РФ задач. Контролирует реализацию деятельности в сфере уголовно-процессуальной работы.

Председатель Следственного комитета РФ имеет первого зама, заместителя Председателя СК РФ. Численность заместителей уточняется, назначается и снимается с должности Президентом РФ. Председателю Следственного комитета РФ вменены в помощь советники, старшие помощники, помощники по особым поручениям.

Состав центрального аппарата Следственного комитета РФ структурирован и состоит из управлений:

  • следственного;
  • процессуально контролирующего;
  • организационно-инспекторского;
  • криминалистики;
  • обеспечения деятельности;
  • по федеральным округам;
  • процессуального контроля за расследованием важных дел в федеральных округах;
  • военного следственного.

В центральном Следственном комитете РФ образованы вспомогательные структурные управления:

  • обеспечения работы;
  • правовое;
  • взаимодействия со СМИ;
  • международно-правового сотрудничества;
  • по информационному обеспечению;
  • по обороне государственной тайны;
  • отдел документационного обеспечения.

Выделенное звено в организационной структуре СК РФ — Главное военное следственное управление. Территориальные структуры Следственного комитета РФ — следственные управления в субъектах РФ. Территориальные структуры низшего звена — городские и районные следственные отделы. В структуре Следственного комитета РФ есть еще и специальные следственные управления на транспорте и иные спецорганы.

Замечание 1

Каждая структурная единица имеет свое деление, свои отделы, сформированные аналогично звеньям СК РФ.

Полную классификацию системы следственных органов можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1.Классификация системы следственных органов

Пополнение штата СК РФ

Определение 3

Служба в Следственном комитете РФ — федеральная государственная служба.

Другими словами, следователи и иные должностные лица СК страны считаются федеральными муниципальными служащими, исполняющими прямые обязанности по замещаемой должности федеральной госслужбы с учетом индивидуальностей, предусмотренных законодательством о Следственном комитете РФ и другими нормативными правовыми актами РФ.

Вывод 1

Это означает, что на служащих органов СК РФ, куда входит и главное следственное управление, распространено трудовое законодательство (с учетом специфичности службы).

Прием сотрудников в Следственный комитет РФ осуществляется на основании соответствующих законов и положений о государственных служащих. В СК РФ могут быть приняты только резиденты РФ.

Исключительные случаи — пополнение штата следователей местных, городских следственных отделов и следственных филиалов. Здесь на должности СК могут назначаться лица, окончившие 3 курса университета по юридической специальности.

На отдельные должности федеральной госслужбы в СК РФ могут принять и без высшего юридического образования. В этом случае у кандидата должно быть иное в/о, которое будет соответствовать замещаемой должности.

Не имеющим право поступать на госслужбу в СК РФ относятся граждане:

  • недееспособные, ограниченно дееспособные;
  • осужденные за преступления;
  • имевшие судимость, которая снята или же погашена;
  • в отношении которых исполняется уголовное преследование;
  • уголовное преследование прекращено за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, в связи с инициативным раскаянием и т.п.;
  • отказавшиеся предоставить должную информацию,
  • препятствующие предоставлению информации;
  • имеющие заболевание, ограничивающее выполнение служебных обязанностей;
  • находящиеся в родственных связях с сотрудниками СК РФ;
  • лишенные гражданства РФ;
  • иностранцы, кроме случаев с международными контрактами;
  • предоставившие недостоверные сведения о себе, родственниках при поступлении на следственную службу.

Граждане, с высшим юридическим образованием, которое получили по договорам о мотивированном обучении, заключенным ими со Следственным комитетом РФ (за счет средств федерального бюджета), должны пройти службу в следственных органах или же учреждениях комитета по соответствующей специализации не менее 5 лет.

Замечание 2

При этом, в случае прерывания следственной службы (кроме предусмотренных особых случаев) граждане всецело возмещают затраченные на их обучение средства.

Законодательная база СК РФ

Определение 4

Главным нормативным правовым актом, упорядочивающий организацию, работу следственного органа, считается Закон о Следственном комитете РФ.

Данный закон регулирует задачи, функции, работу Следственного комитета РФ, вопросы его системной организации, прочие вопросы.

Определение 5

Нормативные акты Следственного комитета РФ — состояние о Следственном комитете РФ, устанавливающий предписания для Закона о СК РФ и перечень должностей в Следственном комитете РФ, определяющий систему должностей и званий.

Значимый правовой смысл содержит Кодекс этики и казенного поведения федеральных муниципальных служащих Следственного комитета РФ, который одобрил Председатель Следственного комитета. В данный нормативный документ интегрированы главные основы и критерии поведения муниципальных служащих, рекомендательные критерии их поведения, вопросы, связанные с возложением ответственности за несоблюдение надлежащих правил.

Задачи возлагаемые на СК РФ

Ведущими задачами Следственного комитета РФ (в границах предоставленных ему полномочий) считаются:

  • оперативное, всестороннее, абсолютное, беспристрастное (качественное) расследование злодеяний (соответственно последовательности, конкретной УПК РФ);
  • обеспечение соблюдения прав и свобод человека, законности регистрации, проверок, возбуждении уголовных дел, производстве подготовительного расследования;
  • воплощение внутриведомственного процессуального контроля над работой по расследованию преступлений;
  • выявление и пресечение действий, которые могут способствовать совершению преступлений;
  • содействие международному сотрудничеству;
  • разработка системы (мер, действий), с помощью которой будет реализовываться уголовно-процессуальная политика;
  • роль в правотворческой работе и улучшение УПК;
  • обеспечение взаимодействия (координация на разных уровнях) с другими, поддерживающими правопорядок органами;
  • информационно-статистическая работа, подотчетность ведомств перед Президентом РФ.

Принципы работы Следственного Комитета РФ

Организация работы Следственного комитета РФ основывается на принципах:

  • целостности форм и содержания – присутствия у следственных органов совокупных функций и выполнение совокупных задач единообразными методами и средствами;
  • законности – воплощения собственных возможностей согласно с УПК РФ и иным законодательством РФ;
  • централизации – реализации следственных и других возможностей в рамках отношений субординации, подчиненности, подотчетности нижестоящих органов и должностных лиц вышестоящим органам и должностным лицам;
  • независимости – недопустимости появления у следственных органов и их должностных лиц каких-то отношений (материальных или же нематериальных) с любым субъектом правовых отношений;
  • транспарентности – гласности воплощения событий и поступков и информационной открытости итогов следственной работы для органов власти и населения (если это не нарушает прав и свобод человека, не противоречит уголовно-процессуальному законодательству и законодательству РФ);
  • деполитизации – недопустимости вовлечения служащих следственных органов, в политическую работу, совершения или принятия ими политических решений;
  • декоммерциализации – запрещение для служащих следственных органов совмещения собственной работы с платной или же другой работой, осуществляемой на возмездной основе;
  • творческой свободы – допустимости совмещения собственной работы с преподавательской, научной и другой творческой работой, не считая работы, финансируемой средствами зарубежных стран, организаций, граждан.

Компетенция органов Следственного комитета России

Анализ поступающих в следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Иркутской области обращений показал, что имеется необходимость разъяснения заявителям пределов компетенции следственных органов Следственного комитета Российской Федерации (далее — СК России).

Основной задачей следственных органов СК России является проведение проверок сообщений о преступлении и расследование преступлений, отнесенных в соответствии со ст. 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее – УПК РФ) к подследственности следователей СК России.

Это тяжкие и особо тяжкие преступления – убийство, причинение тяжкого вреда здоровью со смертельным исходом, изнасилование, насильственные действия сексуального характера, похищение человека, террористические акты, захват заложников, коррупционные преступления – получение и дача взятки, должностные преступления – злоупотребление должностными полномочиями и превышение должностных полномочий, налоговые преступления.

Кроме того, к подследственности следователей СК России отнесены отдельные преступления небольшой и средней тяжести – нарушение неприкосновенности жилища, нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ, производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности.

Также следователями СК России расследуются тяжкие и особо тяжкие преступления, совершенные несовершеннолетними или в отношении них, и преступления, совершенные специальными субъектами – депутатами и кандидатами в депутаты различных уровней власти, судьями, прокурорами, следователями всех правоохранительных органов, адвокатами и др.

Соответственно, по существу в следственных органах СК России будут рассмотрены поступающие сообщения о преступлениях, отнесенных к подследственности следственных органов СК России, ходатайства и жалобы по уголовным делам и материалам проверки сообщений о преступлении, находящимся в производстве, жалобы на действия (бездействие) и решения должностных лиц следственных органов СК России, предложения о совершенствовании их деятельности.

Обращаем внимание, что следственные органы СК России не являются контролирующими органами и не наделены правом рассмотрения гражданско-правовых и административных споров, а также функциями по надзору за деятельностью иных правоохранительных органов. Следственные органы СК России не вправе давать оценку законности действий (бездействия) и решений государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, руководителей организаций и граждан, не связанных с подготовкой или совершением преступлений.

Просим также учитывать, что следователи, дознаватели, оперативные службы органов полиции и иных правоохранительных органов не находятся в подчинении СК России, поэтому решения, принятые работниками иных органов правопорядка, следует обжаловать непосредственно в орган, принявший решение (вышестоящему должностному лицу), прокурору или в суд. Поступающие обращения граждан по вопросам несогласия с действиями (бездействием), процессуальными решениями органов полиции, прокуратуры, суда не могут быть рассмотрены по существу органами СК России и подлежат направлению в компетентные органы в течение 7 дней со дня их поступления.

К компетенции следственных органов СК России не относятся также обращения граждан по вопросам разрешения трудовых споров, некачественного обеспечения коммунальными услугами, предоставления жилья, компенсации расходов на оплату стоимости проезда к месту отдыха и обратно, жалобы на неэффективное рассмотрение обращений граждан иными государственными органами.

Разъясняем, что обращения, в которых заявители выражают несогласие с решениями, принятыми судьями, прокурорами, руководителями следственных органов и следователями, и в связи с этим ставят вопрос о привлечении их к ответственности, высказывая предположение о возможном совершении указанными лицами должностного преступления, при отсутствии в них конкретных данных о признаках преступления, не требуют проверки в порядке, предусмотренномст.ст. 144, 145 УПК РФ.

Проверка законности и обоснованности решений, принятых указанными должностными лицами при реализации имеющихся у них полномочий, осуществляется по правилам, установленным соответствующим процессуальным законодательством, и не может подменяться инициированием уголовного преследования в отношении должностных лиц, их принявших.

В целях оперативного разрешения по существу обращений по вопросам, не относящимся к предмету ведения следственных органов СК России, гражданам рекомендуется обращаться непосредственно в государственные органы, уполномоченные решать соответствующие вопросы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *