МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

После изучения настоящей главы студент должен:

знать

• систему органов внутренних дел России, их предназначение, цели и задачи, особенности их деятельности;

уметь

• оперировать юридическими категориями, свойственными правовому положению органов внутренних дел: «защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации», «охрана общественного порядка», «противодействие преступности», «безопасность дорожного движения», «охрана имущества физических и юридических лиц», «производство поделам об административных правонарушениях», «полиция», «внутренние войска», «оперативно-розыскная деятельность», «дознание и предварительное следствие», «розыск лиц и похищенного имущества», «дактилоскопическая регистрация», «Федеральная миграционная служба»;

владеть

• навыками сравнения и сопоставления компетенции центральных и территориальных органов МВД России, включая органы полиции.

Министерство внутренних дел Российской Федерации: задачи, полномочия, система

Министерство внутренних дел РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции но выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Руководство деятельностью МВД России осуществляет Президент РФ, Указом которого от 1 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» утверждены Положение о Министерстве внутренних дел Российской Федерации и структура его центрального аппарата.

В соответствии с указанным Положением основными задачами МВД России определены:

  • – разработка и реализация государственной политики в сфере внутренних дел;
  • – нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;
  • – обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;
  • – управление органами внутренних дел РФ и внутренними войсками МВД России;
  • – обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных гражданских служащих системы МВД России;
  • – выполнение иных функций, предусмотренных соответствующим законодательством.

Министерство внутренних дел РФ, выполняя возложенные на него обязанности, осуществляет соответствующие полномочия, включая названные выше (всего более 60), и кроме того:

  • – формирует основные направления государственной политики в сфере внутренних дел;
  • – разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;
  • – разрабатывает и представляет Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;
  • – обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;
  • – определяет основные направления деятельности внутренних дел и внутренних войск;
  • – организует и осуществляет: оперативно-розыскную деятельность; производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам; экспертно-криминалистическую деятельность; розыск лиц и похищенного имущества; контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, а также выдачу гражданам и организациям лицензии на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на их хранение, ношение, использование, транспортировку, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории РФ; лицензирование отдельных видов деятельности; контроль частной детективной (сыскной) и охранной деятельности на территории РФ;
  • – участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; организует и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий;
  • – обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, важных государственных объектов и специальных грузов, охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории РФ;
  • – организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;
  • – обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства, а также других защищаемых лиц;
  • – организует проведение государственной дактилоскопической регистрации и государственной геномной регистрации;
  • – участвует в обеспечении режима чрезвычайного положения и режима военного положения в случае их введения на территории РФ или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  • – организует и осуществляет регулярное информирование органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, граждан о своей деятельности, обеспечивает отчеты должностных лиц органов внутренних дел перед законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ, представительными органами муниципальных образований и гражданами;
  • – организует и осуществляет представление в соответствии с законодательством РФ сведений о своей деятельности средствам массовой информации;
  • – осуществляет иные функции в сфере внутренних дел.

Министерство внутренних дел РФ возглавляет министр, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ.

Министр несет персональную ответственность за выполнение возложенных на МВД России задач и реализацию государственной политики в сфере внутренних дел.

Министр имеет восемь заместителей.

Структуру центрального аппарата МВД России составляют:

  • – Коллегия МВД России в составе министра (председатель коллегии), его заместителей, директора ФМС России, начальника Главного управления МВД России по Северо-Кавказскому федеральному округу, входящих в нее по должности, а также других лиц. Состав коллегии МВД России (кроме лиц, входящих в нее по должности) утверждается Президентом РФ;
  • – Главное командование внутренних войск;
  • – Следственный департамент;
  • – главные управления, управления и департаменты по основным направлениям деятельности (например: вневедомственной охраны, по обеспечению безопасности дорожного движения; уголовного розыска; по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФ; на транспорте; по организации дознания; по противодействию экстремизму; собственной безопасности; экономической безопасности и противодействия коррупции; по взаимодействию с институтами гражданского общества и средствами массовой информации и др.);
  • – Национальное центральное бюро Интерпола.

В единую централизованную систему МВД России входят: органы внутренних дел, включающие в себя полицию, внутренние войска, организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России.

В соответствии с Указом Президента РФ от 12 апреля 2013 г. № 252 установлена штатная численность органов внутренних дел РФ (без персонала по охране и обслуживанию зданий), в количестве 907 525 единиц, в том числе сотрудников органов внутренних дел – 907 525 человек, федеральных гражданских служащих – 5000 человек, работников – 193 647 человека.

В состав органов внутренних дел входят: центральный аппарат МВД России (за исключением Главного командования внутренних войск МВД России), территориальные органы МВД России, образовательные учреждения (в том числе суворовские военные училища, колледжи, лицеи), научно-исследовательские, медико-санитарные и санаторно-курортные организации системы МВД России, представительства МВД России за рубежом, а также иные организации.

Территориальными органами МВД России являются:

  • – на окружном уровне – главные управления МВД России по федеральным округам, а также управления МВД России на транспорте по федеральным округам;
  • – на межрегиональном уровне – оперативные бюро, центры специального назначения МВД России, линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;
  • – на региональном уровне – министерства внутренних дел по республикам, главные управления, управления МВД России по иным субъектам РФ;
  • – на районном уровне – управления, отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, управления, отделы по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах, линейные отделы МВД России па железнодорожном, водном и воздушном транспорте, УВД на Московском метрополитене ГУ МВД России по г. Москве, Управление МВД России на комплексе «Байконур».

Основные полномочия и организацию деятельности территориальных органов МВД России на региональном уровне определяет Типовое положение о территориальном органе Министерства внутренних Российской Федерации по субъекту Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 1 марта 2011 г. № 249.

В соответствии с данным Положением территориальные органы МВД России осуществляют меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел на территории субъекта РФ.

Деятельность территориального органа является открытой для общества, при территориальном органе и подчиненных ему органах внутренних дел создаются и действуют общественные советы, формируемые в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции».

Территориальные органы осуществляют свою деятельность непосредственно и через подчиненные территориальные органы МВД на районном уровне.

Структуру территориальных органов составляют подразделения по основным направлениям их деятельности.

Территориальный орган возглавляет министр внутренних дел по республике либо начальник главного управления (управления) МВД России по иному субъекту РФ, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Президентом РФ но представлению министра внутренних дел РФ. Руководитель территориального органа осуществляет руководство территориальным органом на основе единоначалия и несет персональную ответственность за выполнение возложенных на территориальный орган задач.

Руководитель территориального органа МВД России имеет трех заместителей (одного заместителя – начальника полиции, одного заместителя – начальника главного следственного управления (следственного управления, отдела) и одного заместителя, курирующего иные вопросы), за исключением руководителей территориальных органов по Краснодарскому краю, по Московской области, г. Москве, по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, где количество заместителей увеличено.

Министерство внутренних дел Российской Федерации

У этого термина существуют и другие значения, см. Министерство внутренних дел (значения).

Министерство внутренних дел Российской Федерации

сокращённо — МВД России


Эмблема МВД


Флаг МВД России


Штаб-квартира МВД

Общая информация

Страна

  • Россия

Юрисдикция

Россия

Дата создания

16 мая 1992 года
8 (20) сентября 1802 как МВД Российской империи

Предшественники

МВД РСФСР
МВД СССР
НКВД СССР
НКВД РСФСР
МВД Российской империи

Руководство

Подчинено

Президент Российской Федерации

Вышестоящее ведомство

Правительство Российской Федерации

Министр

генерал полиции Российской Федерации Владимир Александрович Колокольцев

Устройство

Штаб-квартира

Россия: 119049, Москва, Житная улица, 16
55°43′51″ с. ш. 37°36′50″ в. д.HGЯOL

Число сотрудников

828,65 тыс. чел. (2019)

Подведомственные органы

Полиция
Госавтоинспекция
Следственный департамент
Миграционная служба
Госнаркоконтроль

Ключевой документ

Федеральный закон Российской Федерации «О полиции»

Сайт

мвд.рф

Медиафайлы на Викискладе

Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в сфере контроля за оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также в сфере миграции. Подследственность органов внутренних дел регулирует УПК России. В МВД России, как в СК России и МЧС России, предусмотрена правоохранительная и федеральная гражданская госслужба. Относится к государственным военизированным организациям, которые имеют право приобретать боевое ручное стрелковое и иное оружие.

Численность

Согласно указу Президента Российской Федерации, с 1 января 2018 года в штате МВД России будут числиться не более 894 871 человека: из них 746 859 сотрудников органов внутренних дел, 17 199 федеральных государственных гражданских служащих и 130 813 работников.

Система Министерства

В единую централизованную систему МВД России входят:

  • органы внутренних дел, включающие в себя полицию
    • центральный аппарат МВД России
    • территориальные органы МВД России
    • образовательные учреждения системы МВД России
    • научно-исследовательские организации системы МВД России
    • медико-санитарные организации системы МВД России
    • санаторно-курортные организации системы МВД России
    • окружные управления материально-технического снабжения системы МВД России
    • представительства МВД России в иностранных государствах
    • иные организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на органы внутренних дел
  • Главное управление по контролю за оборотом наркотиков
  • Главное управление по вопросам миграции
  • организации и подразделения, созданные для выполнения задач и осуществления полномочий, возложенных на МВД России

Руководство

Основная статья: Руководство МВД России

Министерство возглавляет министр внутренних дел Российской Федерации, назначаемый указом Президента Российской Федерации. С 2012 года руководит министерством генерал полиции Российской Федерации Колокольцев Владимир Александрович.

Резиденция министра и всего высшего руководства министерства, а также все департаменты и управления расположены в Москве.

Департаменты и управления

Название Руководитель, специальное звание Штаб-квартира Сайт
Следственный департамент Романов, Александр Владимирович
генерал-лейтенант юстиции
Москва, Газетный переулок, дом 6
Государственная инспекция безопасности дорожного движения Черников, Михаил Юрьевич
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Мясницкая, дом 3 www.gibdd.ru
Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка
и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации
Валяев, Юрий Константинович
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Житная, дом 16
Главное управление по противодействию экстремизму Валиулин, Тимур Самирович
генерал-майор полиции
Москва, ул. Садовая-Спасская, дом 1/2
Главное управление собственной безопасности Макаров, Александр Иванович
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Большая Пионерская, дом 6/8
Главное управление на транспорте Шаробаров, Дмитрий Владимирович
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Гиляровского, дом 31, стр. 1
Главное управление по контролю за оборотом наркотиков Храпов, Андрей Иванович
генерал-лейтенант полиции
mvd.ru/gunk
Главное управление по вопросам миграции Кириллова, Ольга Евгеньевна
генерал-майор полиции
guvm.mvd.ru
Главное управление уголовного розыска Голованов, Виктор Владимирович
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Житная, дом 16
Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции Курносенко, Андрей Анатольевич
генерал-майор полиции
Москва, ул. Житная, дом 16
Департамент государственной службы и кадров Кубышко, Владимир Леонидович
генерал-лейтенант внутренней службы
Москва, Газетный переулок, дом 6
Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций Майданов, Валерий Алексеевич
генерал-лейтенант внутренней службы
Москва, ул. Житная, дом 16
Департамент информационных технологий, связи и защиты информации Ляшенко, Сергей Николаевич
генерал-лейтенант внутренней службы
Москва, ул. Житная, дом 16
Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению Солёнова, Ольга Владимировна
полковник внутренней службы
Москва, ул. Житная, дом 12а
Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий Ромашова, Надежда Николаевна
генерал-лейтенант внутренней службы
Договорно-правовой департамент Авдейко, Александр Геннадьевич
генерал-лейтенант внутренней службы
Москва, ул. Житная, дом 16
Организационно-аналитический департамент
(ранее Организационно-инспекторский департамент)
Горелов, Александр Петрович
генерал-лейтенант внутренней службы
Москва, ул. Житная, дом 16
Экспертно-криминалистический центр Шишко Алексей Валерьевич
генерал-майор полиции
Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, дом 5
Национальное центральное бюро Интерпола Прокопчук, Александр Васильевич
генерал-майор полиции
Москва, Казанский переулок, дом 7/19
Контрольно-ревизионное управление Пилюгин, Николай Николаевич
генерал-майор внутренней службы
Москва, ул. Гончарная, дом 2
Бюро специальных технических мероприятий (включая Управление «К») Мошков, Алексей Николаевич
генерал-майор полиции
Оперативное управление Якунин, Анатолий Иванович
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Житная, дом 16
Организационно-штатное управление Владимир Рыбянец
генерал-майор внутренней службы
Управление по взаимодействию с институтами гражданского общества и СМИ Пилипчук, Андрей Васильевич
полковник полиции
Управление по обеспечению безопасности лиц, подлежащих государственной защите Виталий Белинский
полковник полиции
Управление по обеспечению безопасности
крупных международных и массовых спортивных мероприятий (Центр «Олимпиада-2014»)
Леонид Гербановский
генерал-майор полиции
Управление организации дознания Манахов, Сергей Анатольевич

генерал-майор полиции

Москва, ул. Садовая Спасская, дом 1/2 корп. 4,
Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России Кожокарь Валерий Васильевич
генерал-лейтенант полиции
Москва, ул. Поварская, дом 25
Главный информационно-аналитический центр Павел Важев
генерал-майор внутренней службы
Москва, Новочерёмушкинская улица, дом 67
Главный центр связи и защиты информации Крупка Андрей Леонидович
полковник внутренней службы

Москва, ул. Житная, дом 16

www.ucmvd.ru
Главный центр административно-хозяйственного и транспортного обеспечения

Москва, ул. Житная, дом 12А

Главный центр специальных перевозок Дмитрий Еремин
полковник внутренней службы

Москва, улица Гиляровского, дом 31 стр.1

Территориальные органы внутренних дел

На окружном уровне:

  • главные управления МВД России по федеральным округам;
  • управления на транспорте МВД России по федеральным округам;

На межрегиональном уровне:

  • оперативные бюро МВД России,
  • центры специального назначения МВД России,
  • линейные управления МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте;

На региональном уровне:

См. также: Федеративное устройство России

  • министерства внутренних дел по республикам РФ (22 министерства)
  • главные управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (19 главных управлений)
  • управления МВД России по иным субъектам Российской Федерации (43 управления)

На районном уровне:

  • управления МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям,
  • отделы МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям, в том числе по нескольким муниципальным образованиям
  • управления МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах,
  • отделы МВД России по закрытым административно-территориальным образованиям, на особо важных и режимных объектах
  • линейные отделы МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте,
  • управление МВД России на комплексе «Байконур».

Реформирование 2016 года

5 апреля 2016 года Президент России Владимир Путин заявил о том, что в систему Министерства внутренних дел Российской Федерации включаются Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков и Федеральная миграционная служба, действовавшие до этого как отдельные органы.

На базе внутренних войск МВД России создаётся Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия), не входящая в состав МВД России.

Ведомственные медали

Медаль «За отличие в службе»

  • «За доблесть в службе»
  • «За отвагу на пожаре»
  • «За боевое содружество»
  • «За отличие в службе»
  • «200 лет МВД России»
  • «За разминирование»
  • «70 лет подразделениям экономической безопасности МВД России»
  • Юбилейная медаль «100 лет кинологическим подразделениям МВД России»
  • Медаль «За содействие»

Знаки МВД

Знак «Отличник полиции»

  • «Почётный сотрудник МВД»
  • «Лучший сотрудник криминальной полиции»;
  • «Лучший участковый уполномоченный полиции»;
  • «Лучший следователь»;
  • «Лучший инспектор по делам несовершеннолетних»;
  • «Лучший сотрудник специальных подразделений полиции»;
  • «За верность долгу»;
  • «Отличник полиции»;
  • «За содействие МВД России»;
  • «Лучший дознаватель»;
  • «Лучший сотрудник патрульно-постовой службы полиции».

Профессиональные праздники

20 января — День делопроизводственной службы МВД России
12 февраля — День полиции общественной безопасности
18 февраля — День транспортной полиции
28 февраля — День образования инспекции по личному составу в системе МВД России
1 марта — День эксперта-криминалиста МВД России
16 марта — День ОБЭП (ранее ОБХСС)
28 марта — День образования Дежурных частей МВД России
6 апреля — День работника следственных органов
20 апреля — День мобилизационных подразделений МВД России
28 апреля — День создания КРО в системе МВД России
31 мая — День подразделений по делам несовершеннолетних
5 июня — День образования российской полиции
10 июня — День создания пресс-служб в системе МВД
14 июня — День работников миграционной службы
21 июня — День кинолога
1 июля — День сотрудника отдела налоговых преступлений (ОНП) (ранее — ФСНП России)
3 июля — День ГАИ
6 июля — День финансовой службы МВД России
18 июля — День хозяйственной службы органов внутренних дел
19 июля — День юридической службы МВД России
25 июля — День сотрудника органов следствия Российской Федерации
7 августа — День подразделений оперативно-розыскной информации
2 сентября — День патрульно-постовой службы полиции (ППСП)
23 сентября — День образования информационных подразделений МВД России
27 сентября — День образования НЦБ Интерпола МВД России
5 октября — День работников уголовного розыска России
7 октября — День образования штабных подразделений МВД России
12 октября — День кадрового работника , День образования медицинской службы МВД России
16 октября — День дознания
19 октября — День оперативно-технических подразделений МВД России (БСТМ)
10 ноября — День сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации
15 ноября — День подразделений по борьбе с организованной преступностью
17 ноября — День участковых уполномоченных полиции
10 декабря — День образования подразделений связи МВД России
18 декабря — День образования подразделений собственной безопасности
31 декабря — День образования специальных перевозок МВД России

Памятники сотрудникам МВД

Памятник милиционерам на Пограничной (Владивосток) Часовня в память погибших милиционеров в Красноярске

  • Памятник сотрудникам УВД Мурманской области, погибшим при исполнении служебных обязанностей в военное и мирное время у административного здания УМВД России по Мурманской области.
  • В городе Тамбове установлен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей (ул. Советская, Первомайская площадь).
  • Памятник пензенским милиционерам.
  • Памятник Виктору Сурнину, возглавлявшему УВД Ульяновского облисполкома с 1989 по 1992.
  • Памятник милиционерам на Пограничной (Владивосток).
  • В подмосковном городе Руза установлен монумент в память о сотрудниках милиции, погибшим при исполнении служебных обязанностей. Памятник стоит у входа в музей местной милиции.
  • В Абакане установлена мемориальная стела с фамилиями сотрудников милиции, погибших при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Орёл возле здания УВД расположен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Иркутск на Бульваре Гагарина.
  • В городе Белгород установлен памятник гаишнику — Павлу Кирилловичу Гречихину.
  • В городе Омске на Партизанской улице, напротив Культурного центра УМВД по Омской области.
  • В городе Махачкале, напротив здания МВД Республики Дагестан.
  • В городе Усть-Илимске Иркутской области у мемориала «Три звезды» установлен памятник сотрудникам милиции, погибшим в мирное время. Памятник установлен по инициативе заместителя главы администрации города по правоохранительной и оборонной работе Владимира Юрьевича Шестакова. Памятник открыт 10 ноября 2007 года.
  • В городе Вологде 2 памятника: сотрудникам ОВД, погибшим при исполнении служебного долга (Октябрьский сквер, скульптор Виноградов) и погибшим сотрудникам спецподразделений МВД (ул. Западная).
  • В городе Череповце установлен памятник сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей (бульвар Доменщиков).
  • В городе Самаре на улице Куйбышева, на месте сгоревшего здания ГУВД, расположен мемориал сотрудникам, погибшим при исполнении служебных обязанностей.
  • В городе Челябинск, на улице Труда в сквере около Краеведческого музея. Скульптурная композиция «Солдатам Правопорядка».
  • В городе Кургане в сквере у Областной филармонии открыт памятник погибшим при исполнении сотрудникам МВД.
  • Стела погибшим сотрудникам милиции, при исполнении служебного долга 19 сентября 1982 года, установлена в Еравнинском районе республики Бурятия.
  • В городе Ульяновске недалеко от регионального Управления внутренних дел, в маленьком скверике, установлен памятник милиционеру, а в самом здании УВД из бывшего входа на крыльце сделали мемориал погибшим сотрудникам правоохранительных органов.

В литературе и кино

Список примеров в этом разделе не основывается на авторитетных источниках, посвящённых непосредственно предмету статьи или её раздела. Добавьте , предметом рассмотрения которых является тема настоящей статьи (или раздела) в целом, а не отдельные элементы списка. В противном случае раздел может быть удалён.
Эта отметка установлена 13 октября 2019 года.

Художественная литература:

  • Николай Леонов, цикл книг о сыщике Л. И. Гурове
  • Александра Маринина, серия «Настя Каменская»
  • Андрей Кивинов, цикл книг, лежащих в основе некоторых серий телесериалов «Улицы разбитых фонарей» и «Убойная сила»

Фильмы:
также см. Категория:Фильмы о милиционерах

  • Дядя Стёпа — милиционер (мультфильм)
  • Каменская (телесериал)
  • Богиня: как я полюбила
  • Глухарь (телесериал)
  • Глухарь в кино
  • Убойная сила (телесериал)
  • Улицы разбитых фонарей
  • Ко мне, Мухтар!
  • Крутые менты
  • Амазонки (телесериал)
  • Отдел (телесериал, 2010)
  • Пятницкий (телесериал)
  • Паутина (телесериал)
  • Ментовские войны
  • Место встречи изменить нельзя
  • Следствие ведут ЗнаТоКи
  • Полицейский с Рублёвки
  • Товарищи полицейские (телесериал)
  • Возвращение Мухтара (телесериал)
  • Мажор (телесериал)
  • Грач (телесериал)
  • ОСА (телесериал)
  • ППС (телесериал)
  • Розыск (телесериал)

См. также

  • Награды Министерства внутренних дел Российской Федерации
  • Правительство России
  • Полиция России
  • Милиция
  • Внутренние войска МВД России
  • Народный комиссариат внутренних дел СССР
  • Список начальников главных управлений МВД России по федеральным округам
  • Список командующих войсками региональных командований внутренних войск МВД России
  • ХК МВД
  • ФК МВД России

Примечания

  1. Указ Президента Российской Федерации от 10 ноября 1998 года № 1333 (ред. от 12 января 2010 года) «Об учреждении геральдического знака — эмблемы органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о геральдическом знаке — эмблеме органов внутренних дел Российской Федерации и внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации»). Дата обращения 12 февраля 2010. Архивировано 24 августа 2011 года.
  2. 1802-1917. мвд.рф. Дата обращения 3 июля 2019.
  3. Личный состав МВД сократился до рекордного значения с 2012 года / kommersant.ru, 16.10.2019
  4. Федеральный закон Российской Федерации «О полиции» от 07 февраля 2011 № 3-ФЗ. Дата обращения 12 февраля 2010.
  5. GRID Release 2017-05-22 — 2017-05-22 — 2017. — doi:10.6084/M9.FIGSHARE.5032286
  6. Федеральный закон от 13 ноября 1996 г. № 150-ФЗ «Об оружии». Официальный интернет-портал правовой информации (13 ноября 1996). Дата обращения 10 января 2018.
  7. Президент назначил руководителем Организационно-штатного управления МВД Владимира Рыбянца (рус.), Российская газета (21 июня 2011). Дата обращения 10 января 2018.
  8. Отвечать за работу со СМИ в МВД РФ будет Андрей Пилипчук, РИА Новости (30 июля 2012). Дата обращения 10 января 2018.
  9. МВД России. www.mvd.ru. Дата обращения 10 января 2018.
  10. Создан Главный центр связи и защиты информации МВД. Российская газета (14 марта 2011). Дата обращения 10 января 2018.
  11. Указы о присвоении специальных званий и назначении на должности сотрудников органов внутренних дел (рус.), Президент России. Дата обращения 10 января 2018.
  12. В России создана национальная гвардия (рус.), Президент России. Дата обращения 10 января 2018.
  13. В Ульяновске поставили памятник милиционеру, Комсомольская правда (11 августа 2009). Дата обращения 10 января 2018.
  14. Милиционеров почтили памятником, Московский Комсомолец (17 ноября 2009). Дата обращения 10 января 2018.
  15. Общество: Череповец. Памятник погибшим сотрудникам правоохраны был освящен. Череповецкий информационный сайт (12 ноября 2012). Дата обращения 10 января 2018.
  16. В Кургане открыли памятник сотрудникам внутренних дел, погибшим при исполнении. KURGAN.RU (10 июня 2016). Дата обращения 14 сентября 2016.

Литература

  • Алексушин Г. В. История правоохранительных органов. — Самара: АНО «ИА ВВС» и АНО «Ретроспектива», 2005.
  • Рыбников В. В. Алексушин Г. В. История правоохранительных органов Отечества. — М.: «Щит-М», 2007.
  • МВД России. Энциклопедия / Под редакцией В. Ф. Некрасова. — М.: Издательский дом «ОЛМА-ПРЕСС», 2002. — 623 с. — ISBN 5-224-03722-0.

Ссылки

В родственных проектах

  • Книги в Викиучебнике
  • Тексты в Викитеке
  • Медиафайлы на Викискладе
  • мвд.рф — официальный сайт МВД РФ
  • официальное зеркало сайта 1
  • официальное зеркало сайта 2 (недоступная ссылка)
  • Правовые акты изданные МВД РФ
  • Федерация профсоюзов сотрудников органов внутренних дел
  • Щит и меч (газета)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 511395-7 · ISNI: 0000 0001 0568 3777 · LCCN: n93095126 · VIAF: 158425273, 308777865 · WorldCat VIAF: 158425273, 308777865

Страны Европы: Министерство внутренних дел

Независимые государства

Зависимые территории

Непризнанные и частично
признанные государства

1 В основном или полностью в Азии, в зависимости от проведения границы между Европой и Азией. 2 В основном в Азии.

Организация и компетенция полиции

Правовую основу деятельности полиции составляют Конституция РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, в том числе Федеральный закон «О полиции» . Деятельность полиции регулируют нормативные правовые акты Президента РФ, в частности Указ Президента РФ -Вопросы (цианизации полиции» . В области полиции действуют нормативные акты Правительства РФ и нормативные правовые акты МВД России. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов РФ по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности.

Полиция является составной частью единой централизованной системы МВД России. В ее состав могут входить подразделения, организации и службы, создаваемые для выполнения возложенных на полицию обязанностей. Руководство деятельностью полиции осуществляют министр внутренних дел РФ, руководители территориальных органов внутренних дел и руководители подразделений полиции. Руководители указанных органов и подразделений несут ответственность за выполнение возложенных на полицию обязанностей. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровнях учреждены должности заместителя начальника соответствующего территориального органа Министерства — начальника полиции.

Состав полиции, порядок создания, реорганизации и ликвидации подразделений полиции определяются Президентом РФ. Нормативы и лимиты штатной численности подразделений полиции в пределах установленной штатной численности органов внутренних дел определяются МВД России.

Полиция предназначена для: а) защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства; б) противодействия преступности; в) охраны общественного порядка и собственности; г) обеспечения общественной безопасности. Полиция обязана незамедлительно приходить на помощь каждому, кто нуждается в ее защите от преступных и иных противоправных посягательств.

Полиция оказывает содействие федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов РФ, иным государственным органам, органам местного самоуправления, иным муниципальным органам, общественным объединениям, а также организациям независимо от форм собственности, должностным лицам этих органов и организаций в защите их прав.

Основными направлениями деятельности полиции являются: 1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств; 2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений; 3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам; 4) розыск лиц; 5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний; 6) обеспечение правопорядка в общественных местах; 7) обеспечение безопасности дорожного движения; 8) контроль за соблюдением федерального законодательства в области оборота оружия; 9) контроль за соблюдением федерального законодательства в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности; 10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе; 11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц; 12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности. По решению Президента РФ сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Федеральный закон установил следующие принципы деятельности полиции: 1) соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина; 2) законность; 3) беспристрастность; 4) открытость и публичность; 5) общественное доверие и поддержка граждан;

  • 6) взаимодействие и сотрудничество с другими правоохранительными органами, государственными и муниципальными органами, общественными объединениями, организациями и гражданами;
  • 7) использование достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем .

Федеральный закон возложил на полицию многочисленные обязанности . Президент РФ своим указом конкретизировал их применительно к подразделениям полиции и возложил на них следующие обязанности: 1) прием, регистрацию и проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях и о происшествиях; 2) выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, розыск лиц, совершивших преступления, а также иных лиц в соответствии с федеральными законами; 3) выявление и устранение причин преступлений и административных правонарушений и условий, способствующих их совершению, участие в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; 4) обеспечение безопасности граждан и общественного порядка, в том числе в местах проведения публичных и массовых мероприятий, а также при чрезвычайных ситуациях и осложнениях оперативной обстановки; 5) обеспечение безопасности дорожного движения; 6) производство дознания, отдельных процессуальных действий по уголовным делам, а также производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных федеральным законодательством к подведомственности полиции; 7) осуществление оперативно-розыскной деятельности, оперативно-поисковых и специальных технических мероприятий;

8) противодействие коррупции, терроризму и экстремистской деятельности; 9) обеспечение собственной безопасности; 10) осуществление лицензионно-разрешительной работы; 11) осуществление экспертно-криминалистической деятельности; 12) государственную охрану объектов, а также охрану имущества граждан и организаций; 13) государственную защиту потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также иных защищаемых лиц; 14) сбор, анализ и хранение оперативно-розыскной информации; 15) содержание, охрану и конвоирование задержанных, подвергнутых административному аресту и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел РФ; 16) контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы, а также за поведением осужденных, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы; 17) подготовку, переподготовку и повышение квалификации сотрудников полиции; 18) обеспечение взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств — членов Международной организации уголовной полиции (Интерпола) и с Генеральным секретариатом Интерпола .

В Федеральном законе «О полиции» урегулированы вопросы применения полицией отдельных мер государственного принуждения и физической силы, специальных средств, оружия . Указанный Закон устанавливает условия и порядок применения полицией таких мер государственного принуждения, как: а) задержание; б) вхождение (проникновение) в жильте и иные помещения, на земельные участки и территории; в) оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений, строений и других объектов; г) формирование и ведение банков данных о гражданах .

В Федеральном законе «О полиции» установлен исчерпывающий перечень всех специальных средств, которые вправе применять полиция, а также указаны порядок, правовые основания, запреты и ограничения их применения. К таким средствам отнесены: 1) палки специальные; 2) специальные газовые средства; 3) средства ограничения подвижности; 4) специальные окрашивающие и маркирующие средства; 5) электрошоковые устройства; 6) светошоковые устройства; 7) служебные животные; 8) световые и акустические специальные средства; 9) средства принудительной остановки транспорта; 10) средства сковывания движения; 11) водометы; 12) бронемашины; 13) средства защиты охраняемых объектов (территорий), блокирования движения групп граждан, совершающих противоправные действия; 14) средства разрушения преград; 15) огнестрельное оружие .

Основные направления деятельности и компетенция МВД РФ

Нынешняя концепция нормативного регулирования деятельности Министерства внутренних дел не может формироваться без учета современной социально-политической обстановки в стране. В этой связи, прежде чем говорить о такой концепции, нужно определить ее предпосылки.

Министерство внутренних дел РФ, как государственный орган исполнительной власти, осуществляющий управление в сфере внутренних дел, призвано обеспечить разработку и реализацию государственной политики и нормативно-правовое регулирование в области внутренних дел.

Министерство внутренних дел РФ возглавляет всю систему органов внутренних дел, действующих в России. Оно осуществляет свои функции как непосредственно, так и через входящие в его структуру подразделения: главные управления МВД России по федеральным округам, МВД, ГУВД, УВД по субъектам РФ, ОВД на транспорте, а также другие подразделения и организации, образованные для осуществления функций, возложенных на органы внутренних дел и внутренние войска.

МВД РФ при осуществлении своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными и федеральными законами, а также другими нормативно-правовыми актами федеральных органов государственной власти, международными договорами России по вопросам защиты прав и свобод граждан, обеспечения общественной безопасности, борьбы с преступностью. Перечисленные нормативные акты в совокупности составляют нормативно-правовую основу деятельности МВД РФ, определяют его правовой статус и место в системе органов исполнительной власти Российской Федерации.

Говоря о компетенции и системе МВ РФ, следует решить вопрос о соотношении понятий «правовой статус» и «правовое положение». По данной проблеме среди ученых-правоведов отсутствует общепринятое мнение.

Так, например, одни авторы полагают, что эти понятия есть синонимы. Многие другие не поддерживают данное утверждение. Согласно их позиции понятие правового статуса нужно использовать для абстрактной характеристики положения гражданина или организации в обществе, так как термин «правовое положение» чаще применяется для характеристики лица или организации в определенном круге общественных отношений.

Думается, что вторая позиция представляется более правильной, в особенности в тех случаях, когда говорится об МВД РФ.

Абстрактная правовая характеристика данного ведомства (правовой статус) определена нормами Конституции Российской Федерации, международными договорами РФ, федеральными законами, актами Президента и Правительства РФ.

В то же время правовое положение МВД РФ определяется нормативными правовыми актами данного федерального ведомства, его конкретной компетенцией в установленной сфере.

В качестве одного из основных подобных нормативных актов, устанавливающих административно-правовое положение МВД России, следует назвать Положение о нем, утвержденное Указом Президента Российской Федерации, которое детально определило задачи, полномочия, права, организацию, а также формы и методы деятельности МВД России.

Общими чертами правового статуса МВД России являются:

а) подзаконный характер деятельности;

б) наличие права давать обязательные для исполнения распоряжения;

в) возможность издавать нормативные правовые акты, обязательные для исполнения не только подчиненными подразделениями (во внутриорганизационной сфере), но и гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями (во внешней сфере);

г) подотчетность и подконтрольность нижестоящих органов;

д) оперативная самостоятельность в пределах компетенции Правоохранительные органы / Л.К. Савюк — М.: Юристъ, 2011. — С. 198..

Более детально правовое положение МВД России определяется:

а) его наименованием. Например, в некоторые периоды времени оно называлось Министерством охраны общественного порядка, что значительно уже объема осуществляемой деятельности;

б) его положением в иерархии иных субъектов государственной власти, подчиненностью и взаимоотношением с ними. Так, Указ Президента России «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 22.06.2010) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. — .2004. — Ст. 945. существенно изменил правовое положение МВД, выведя последнее из подчинения Правительства, установив руководство его деятельностью лишь Президентом России;

в) порядком образования и реорганизации МВД и назначения его руководства;

г) его целями, задачами, функциями и полномочиями;

д) формами и методами его деятельности;

е) его структурой;

ж) видами издаваемых правовых актов и др.

Нужно отметить, что согласно позиции большинства правоведов, важнейшей составляющей правового положения Министерства внутренних дел является его компетенция, то есть совокупность юридически установленных прав и полномочий, которые реализуются при осуществлении конкретных функций Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1334..

В соответствии с Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации его основными задачами являются:

разработка общей стратегии государственной политики в сфере внутренних дел, а также разработка государственной политики в сфере миграции;

нормативно-правовое регулирование в сфере внутренних дел;

обеспечение защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также — граждане; лица), противодействие преступности, охрана общественного порядка и собственности, обеспечение общественной безопасности;

управление органами внутренних дел Российской Федерации (далее — органы внутренних дел) и внутренними войсками МВД России (далее — внутренние войска);

обеспечение социальной и правовой защиты сотрудников органов внутренних дел, военнослужащих внутренних войск, федеральных государственных гражданских служащих системы МВД России, а также социально-правовое обеспечение работников системы МВД России, граждан, уволенных со службы в органах внутренних дел и с военной службы, членов их семей, иных лиц, соответствующее обеспечение которых на основании законодательства Российской Федерации возложено на МВД России.

Для выполнения своих задач МВД РФ реализует следующие полномочия:

— формирует на основе анализа и прогнозирования состояния преступности, охраны общественного порядка и собственности, обеспечения общественной безопасности, а также миграционных процессов основные направления государственной политики в сфере внутренних дел и в сфере миграции;

— разрабатывает и осуществляет меры по реализации государственной политики в сфере внутренних дел;

— разрабатывает и представляет в установленном порядке Президенту РФ и в Правительство РФ проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, а также подготавливает другие документы, по которым требуется решение Президента РФ или Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере внутренних дел;

— осуществляет нормативно-правовое регулирование вопросов, относящихся к сфере внутренних дел, если эти вопросы не являются предметом регулирования Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ или Правительства РФ; определяет порядок реализации прав и обязанностей полиции, если этот порядок не является предметом регулирования федеральных законов, актов Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

— обобщает практику применения законодательства Российской Федерации в сфере внутренних дел, проводит анализ реализации государственной политики в указанной сфере и анализ оперативной обстановки, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию деятельности органов внутренних дел и внутренних войск;

— разрабатывает и принимает в пределах своей компетенции меры по предупреждению преступлений и административных правонарушений, по выявлению и устранению причин и условий, способствующих их совершению и т.д.

Кроме того, МВД России организует и осуществляет:

— оперативно-розыскную деятельность;

— производство дознания и предварительного следствия по уголовным делам;

-экспертно-криминалистическую деятельность;

— розыск лиц и похищенного имущества;

— контроль за оборотом гражданского и служебного оружия, за сохранностью и техническим состоянием боевого ручного стрелкового оружия, находящегося во временном пользовании у юридических лиц с особыми уставными задачами, а также за соблюдением ими законодательства об оружии;

— выдачу гражданам и организациям лицензий на приобретение оружия и патронов к нему, разрешений на хранение, ношение и использование оружия, патронов и боеприпасов, а также на их транспортирование, перевозку, ввоз на территорию и вывоз с территории Российской Федерации;

— лицензирование отдельных видов деятельности;

— выдачу гражданам удостоверений частных охранников;

— выдачу разрешений на приобретение, хранение и перевозку автомобильным, морским и речным транспортом взрывчатых материалов промышленного назначения, а также на их транзит в случае перевозки указанными видами транспорта;

— контроль частной детективной и охранной деятельности, а также деятельности ведомственной охраны.

Наряду с перечисленными полномочиями МВД РФ также:

— участвует в формировании и реализации основных направлений обеспечения безопасности дорожного движения; разрабатывает и проводит мероприятия по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий; организует и осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения;

— обеспечивает охрану особо важных и режимных объектов, специальных грузов, а также охрану имущества физических и юридических лиц по договорам; обеспечивает совместно с ФСБ России охрану дипломатических представительств и консульских учреждений на территории России;

— организует производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных к компетенции органов внутренних дел и внутренних войск;

— обеспечивает государственную защиту судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, безопасность участников уголовного судопроизводства и их близких;

— разрабатывает и проводит мероприятия по совершенствованию охраны общественного порядка;

— обеспечивает проведение государственной дактилоскопической регистрации и федеральных государственных статистических наблюдений в подконтрольной сфере;

— участвует в обеспечении режима чрезвычайного или военного положения в случае их введения на территории России или в ее отдельных местностях, а также в проведении мероприятий военного времени и мероприятий в рамках единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций; участвует в обеспечении исполнения гражданами воинской обязанности; в работе по стандартизации, метрологии и сертификации;

— организует и осуществляет защиту в судах интересов Президента, Правительства, а также интересов МВД России;

— организует кадровое обеспечение системы МВД России, подготовку, переподготовку, повышение квалификации и стажировку кадров; разрабатывает и реализует меры по обеспечению правовой и социальной защиты работников системы МВД России; принимает участие в разработке и реализации мер по обучению кадров ФМС России;

— разрабатывает и осуществляет мероприятия, направленные на охрану и укрепление здоровья сотрудников и членов их семей;

— обеспечивает собственную безопасность и безопасность в ФМС, участвует в защите сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

— организует материально-техническое, военное и финансовое обеспечение; разрабатывает и реализует меры по укреплению и развитию материально-технической базы ОВД, внутренних войск и ФМС;

— осуществляет информационно-правовое обеспечение, ведение баз данных правовой информации в подконтрольной сфере;

— организует прием граждан, своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений, принятие по ним решений и направление своевременных ответов.

Реализуя указанные полномочия, МВД РФ сотрудничает с правительственными и правоохранительными органами зарубежных стран, а также с зарубежными и международными неправительственными организациями по вопросам, отнесенным к компетенции органов внутренних дел, участвует в подготовке международных договоров и соглашений, организует их выполнение по вопросам, относящимся к его ведению. Так, Министерство сотрудничает с Международной организацией уголовной полиции (Интерполом), Международным техническим комитетом по предотвращению и тушению пожаров, Европейской экономической комиссией ООН по транспорту и др Некрасов В.Ф. Органы и войска МВД России — М. — 2006. — С. 291..

Все вышеуказанные полномочия не образуют исчерпывающий перечень. Нужно обратить внимание, что МВД РФ исполняет свои полномочия в тесном взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти (ФСБ, МИД, МЧС, Минтранс, Минюст, Минобрнауки и др.).

Анализ нормативных актов, регулирующих правовое положение МВД РФ, дает возможность сделать вывод о том, что Министерство осуществляет управленческую деятельность в подконтрольной сфере в двух основных формах:

а) централизованного руководства;

б) непосредственного оперативного управления.

Централизованное руководство состоит в управляющем воздействии на решение всех важнейших вопросов деятельности органов внутренних дел. В отличие от центрального руководства, непосредственное оперативное управление осуществляется Министерством в случаях его прямой управленческой связи с нижестоящими органами внутренних дел либо отдельными службами на всех уровнях системы.

Задачи и функции, то есть основные направления деятельности, определяют построение внутренней структуры Министерства, которая включает следующие элементы: руководство Министерства, департаменты, бюро, центры и иные подразделения.

Среди структурных элементов ведущая роль принадлежит руководству, в состав которого входят: Министр, его заместители.

Структура же центрального аппарата МВД России согласно Указу Президента Российской Федерации от 01 марта 2011 г. № 248 «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» выглядит следующим образом Указ Президента РФ от 01.03.2011 № 248 (ред. от 15.01.2013) «Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации» (вместе с «Положением о Министерстве внутренних дел Российской Федерации») // СЗ РФ. — 2011. — № 10. — Ст. 1334.:

— Министр внутренних дел Российской Федерации.

— Первый заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

— Заместители Министра внутренних дел Российской Федерации.

— Статс-секретарь — заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации.

— Заместитель Министра внутренних дел Российской Федерации — главнокомандующий внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации.

— Главное командование внутренних войск.

— Следственный департамент.

— Главное управление вневедомственной охраны.

— Главное управление по обеспечению безопасности дорожного движения.

— Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

— Главное управление по противодействию экстремизму.

— Главное управление собственной безопасности.

— Главное управление на транспорте.

— Главное управление уголовного розыска.

— Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции.

— Департамент государственной службы и кадров.

— Департамент делопроизводства и работы с обращениями граждан и организаций.

— Департамент информационных технологий, связи и защиты информации.

— Департамент по материально-техническому и медицинскому обеспечению.

— Департамент по финансово-экономической политике и обеспечению социальных гарантий.

— Договорно-правовой департамент и др. (см. Приложение А).

Каждому департаменту в структуре МВД России починяется ряд подразделений (организаций), к которым относятся: управления, центры, бюро, 13 оперативно-розыскных бюро и некоторые другие.

Структура МВД РФ периодически подвергается изменениям, реформированию. Достаточно лишь указать, что за прошедшие 20 лет из подчинения МВД были выведены фельдъегерская, уголовно-исполнительная и государственная противопожарная службы.

При этом появились и новые структурные элементы, например. Федеральная миграционная служба России, подведомственная МВД, полномочия которой Указом Президента России от 9 мая 2007 г. № 610 существенно расширены. Однако в 2012 г. ФМС РФ была выведена из подчинения МВД РФ.

Следует иметь в виду, что финансирование деятельности МВД РФ, непосредственно подчиненных ему органов и внутренних войск осуществляется за счет средств федерального бюджета, а также средств, поступающих по договорам.

В заключение вышерассмотренных вопросов нужно отметить, что периодически компетенция МВД РФ изменяется: круг его полномочий либо расширяется, либо уменьшается. Данные меры, предпринимаемые руководством государства, показывают то, что недостатки в организации работы этого ведомства имеются.

Изменение круга полномочий органов внутренних дел и его структуры связано чаще всего с тем, что деятельность МВД РФ не всегда является достаточно эффективной, поэтому для повышения эффективности сферу деятельности иногда сужают. Так, например, в прошедшем году из подчинения МВД РФ была выведена ФМС РФ.

Думается, что сужение сферы компетенции МВД РФ является правильным решением. МВД РФ — орган прежде всего правоохранительный, чья деятельность направлена на обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, по этой причине думается, что вопросы, не свойственные силовым правоохранительным структурам, не должны возлагаться на МВД РФ.

42. Полиция в рф, ее задачи, организация и полномочия.

Полиция – составная часть централизованной системы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел. Система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы гражданина, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделенных правом применять меры принуждения в пределах, установленных законами.

Предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан РФ, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Деятельность полиции осуществляется по следующим основным направлениям:

1) защита личности, общества, государства от противоправных посягательств;

2) предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3) выявление и раскрытие преступлений, производство дознания по уголовным делам;

4) розыск лиц;

5) производство по делам об административных правонарушениях, исполнение административных наказаний;

6) обеспечение правопорядка в общественных местах;

7) обеспечение безопасности дорожного движения;

8) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области оборота оружия;

9) контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации в области частной детективной (сыскной) и охранной деятельности;

10) охрана имущества и объектов, в том числе на договорной основе;

11) государственная защита потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, судей, прокуроров, следователей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов, а также других защищаемых лиц;

12) осуществление экспертно-криминалистической деятельности.

13) По решению Президента РФ все сотрудники полиции могут участвовать в деятельности по поддержанию или восстановлению международного мира и безопасности.

Полномочия

Полиции для выполнения возложенных на нее обязанностей предоставляются следующие права:

1) требовать от граждан и должностных лиц прекращения противоправных действий, а равно действий, препятствующих законной деятельности государственных и муниципальных органов, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, депутатов представительных органов муниципальных образований, членов избирательных комиссий, комиссий референдума, а также деятельности общественных объединений;

2) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц, общественных объединений и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на полицию в соответствии с законодательством Российской Федерации;

3) вызывать в полицию граждан и должностных лиц по расследуемым уголовным делам и находящимся в производстве делам об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции; получать по таким делам, материалам, заявлениям и сообщениям, в том числе по поручениям следователя и дознавателя, необходимые объяснения, справки, документы (их копии); подвергать приводу в полицию в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом, граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

4) в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, запрашивать и получать на безвозмездной основе по мотивированному запросу уполномоченных должностных лиц полиции от государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций, должностных лиц и граждан сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, в том числе персональные данные граждан, за исключением случаев, когда федеральным законом установлен специальный порядок получения информации, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, запрашивать и получать от медицинских организаций сведения о гражданах, поступивших с ранениями и телесными повреждениями насильственного характера либо с ранениями и телесными повреждениями, полученными в результате дорожно-транспортных происшествий, а также о гражданах, имеющих медицинские противопоказания или ограничения к водительской деятельности;

(п. 4 в ред. Федерального закона от 28.06.2013 N 134-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, разрешение которых отнесено к компетенции полиции, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места, оборудовать при необходимости контрольные и контрольно-пропускные пункты, выставлять посты, в том числе стационарные, и заслоны, использовать другие формы охраны общественного порядка;

7) требовать от граждан (групп граждан) покинуть место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если это необходимо для проведения следственных действий, оперативно-разыскных мероприятий, документирования обстоятельств совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельств происшествия, для сохранения следов преступления, административного правонарушения, происшествия, для обеспечения безопасности граждан; в целях защиты жизни, здоровья и имущества граждан не допускать их на отдельные участки местности и объекты либо обязывать оставаться на соответствующих участках местности и объектах или покинуть их; обращаться к группам граждан, нахождение которых в общественных местах не связано с проводимыми на законных основаниях публичными и массовыми мероприятиями, с требованием разойтись или перейти в другое место, если возникшее скопление граждан создает угрозу их жизни и здоровью, жизни и здоровью других граждан, объектам собственности, нарушает работу организаций, препятствует движению транспорта и пешеходов;

8) составлять протоколы об административных правонарушениях, собирать доказательства, применять меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях, применять иные меры, предусмотренные законодательством об административных правонарушениях;

9) производить в случаях и порядке, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, следственные и иные процессуальные действия;

10) проводить оперативно-разыскные мероприятия; производить при осуществлении оперативно-разыскной деятельности изъятие документов, предметов, материалов и сообщений и иные предусмотренные федеральным законом действия; объявлять розыск и принимать меры по розыску лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении, лиц, пропавших без вести, иных лиц, розыск которых возложен на полицию настоящим Федеральным законом, а также объявлять розыск и принимать меры по розыску похищенных или угнанных транспортных средств, похищенного имущества, имущества, подлежащего конфискации и др.

На полицию возлагаются следующие обязанности:

1) принимать и регистрировать (в том числе в электронной форме) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; выдавать заявителям на основании личных обращений уведомления о приеме и регистрации их письменных заявлений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях; осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц; передавать (направлять) заявления и сообщения о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях в государственные и муниципальные органы, организации или должностному лицу, к компетенции которых относится решение соответствующих вопросов, с уведомлением об этом в течение 24 часов заявителя; информировать соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

2) прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов преступления, административного правонарушения, происшествия;

3) оказывать первую помощь лицам, пострадавшим от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лицам, находящимся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

4) выявлять причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, принимать в пределах своих полномочий меры по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; участвовать в пропаганде правовых знаний;

5) обеспечивать безопасность граждан и общественный порядок на улицах, площадях, стадионах, в скверах, парках, на транспортных магистралях, вокзалах, в аэропортах, морских и речных портах и других общественных местах;

6) обеспечивать совместно с представителями органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаторами собраний, митингов, демонстраций, шествий и других публичных мероприятий (далее — публичные мероприятия) безопасность граждан и общественный порядок, оказывать в соответствии с законодательством Российской Федерации содействие организаторам спортивных, зрелищных и иных массовых мероприятий (далее — массовые мероприятия) в обеспечении безопасности граждан и общественного порядка в местах проведения этих мероприятий;

7) принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

8) в соответствии с подследственностью, установленной уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, возбуждать уголовные дела, производить дознание по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым необязательно; выполнять неотложные следственные действия по уголовным делам, производство предварительного следствия по которым обязательно;

9) исполнять в пределах своих полномочий решения суда (судьи), письменные поручения следователя, руководителя следственного органа, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, проведении оперативно-разыскных мероприятий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, о производстве иных процессуальных действий, оказывать содействие в их осуществлении;

10) осуществлять оперативно-разыскную деятельность в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, обеспечения собственной безопасности, а также в иных целях, предусмотренных федеральным законом;

11) пресекать административные правонарушения и осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, отнесенных законодательством об административных правонарушениях к подведомственности полиции;

12) осуществлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации; несовершеннолетних, самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа; лиц, уклоняющихся от исполнения назначенных им судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; лиц, уклоняющихся от недобровольной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; лиц, пропавших без вести; осуществлять розыск похищенного имущества; устанавливать имущество, подлежащее конфискации; обеспечивать участие в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении или о продлении административного надзора либо о дополнении ранее установленных административных ограничений, в случае подачи административного искового заявления территориальным органом и др.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *