Содержание

Повышение оригинальности

Тема №1. Предмет и задачи дисциплины, научные основы государственного устройства и управления
1. (П) Дайте определение сущности государства:
а) общность людей с единым языком, культурой и территорией проживания;
б) общность людей, интегрируемая системой правового и властного принуждения;
в) форма политической организации общества на определенной территории.
Ответ: в.
2. (С) Назовите конституирующие признаки государства:
а) однородный национальный и языковый состав населения;
б) наличие определенной территории под единой юрисдикцией;
в) особая структура органов и учреждений, осуществляющих властные функции;
г) наличие территориальных границ.
Ответ: б, в.
3. (П) Установите соответствие между школами государственного управления и их представителями:

Представители школ Марксистская – М Социальное рыночное хозяйство -СРХ Рыночная – государственный дирижизм – РГД Рыночная – невмешательство государства — РНГ
1. Ленин В.И.
2. Кейнс Д.
3. Фридмен М.
4. Эрхард Л.

Ответ: 1-М, 2-РГД, 3-РНГ, 4-СРХ.
4. (С) Перечислите институты гражданского общества:
а) учебные заведения;
б) средства массовой информации;
в) органы муниципального самоуправления;
г) партии и общественные организации;
д) некоммерческие организации.
Ответ: б, г, д.
5. (П) Основное назначение государства:
а) охрана общественного правопорядка и окружающей среды;
б) взаимоотношения органов власти с гражданами;
в) защита партийных и властных интересов;
г) обеспечение рациональной организации жизнедеятельности и развития общества.
Ответ: г.
6. (П) Что характерно (свойственно) для государственного управления рыночной экономикой?
а) регулярный анализ эффективности хозяйственной деятельности корпораций;
б) назначение своих представителей в советы директоров всех акционерных обществ;
в) принятие обязательных программ для всех крупных корпораций;
г) сочетание административных и экономических методов управления;
д) нормативно-правовое оформление всех важных управленческих решений.
Ответ: г, д.
7. (С) Формы государственного устройства:
а) саксонская;
б) республиканская;
в) авторитарная.
г) олигархическая.
Ответ: б.
8. (П) Суть закона Паркинсона:
а) увеличение использования государственных ресурсов увеличивает аппарат управления;
б) формирование конкурентной рыночной среды минимизирует роль государственного управления;
в) управленческая структура в своем развитии сосредотачивается на самой себе
и увеличивается вне связи с объектом управления.
Ответ: в.
9. (П) «Институт» как элемент механизма государственного управления:
а) научное учреждение, разрабатывающее и определяющее эффективные механизмы управления;
б) раздел гражданского права;
в) единство органов (учреждений) и специального права в данной сфере управления;
г) орган управления.
Ответ: в.
10. (П) Формы государственного управления экономикой:
а) кейнсианская;
б) республиканская;
в) саксонская;
г) деспотическая.
Ответ: а.
11. (П) Основные научные школы о роли государства в рыночной экономике:
а) монархическая;
б) монетаристская;

в) республиканская;
г) кейнсианская.
Ответ: б, г.
12. (П)Какую форму правления имеет Российская Федерация.
а) президентская республика;
б) парламентская республика;
в) президентско-парламентская;
г) авторитарно-демократическая.
Ответ: а.
13. (С) Демократия это:
а) наличие многопартийности;
б) власть народа;
в) наличие конституции и выборности органов власти;
г) наличие разделения властей.
Ответ: б, г.
14. (П) Чем характеризуется унитарное государство?
а) наличием автономных территориальных единиц;
б) административно-территориальным делением;
в) разделением власти по субъектам федерации.
г) существованием двух видов государственной собственности.
Ответ: б.
15. (П) Что не характерно для федеративного государства?
а) однопалатный парламент;
б) двухпалатный парламент;
в) двухканальная налоговая система.
Ответ: а.
16. (П) Что характеризует кейнсианство?
а) развитие экономики обеспечивается управляемым повышением платежеспособного спроса в стране;
б) государству не следует уменьшать безработицу, поскольку это ведет
к понижению эффективности хозяйственной деятельности ;
в) равновесие экономики достигается рыночными механизмами без особого вмешательства государства.
Ответ:а.
17. (П) На чем основана легитимная власть?
а) на силе и организованности государственного аппарата;
б) на выборности высших органов власти;
в) на успешном экономическом развитии страны;
г) на установлении и соблюдении правовых механизмов управления.
Ответ: б, г.
18. (П) Конституционная монархия — это когда:
а) власть монарха регламентирована Конституцией;
б) власть монарха ограничена парламентом;
в) власть монарха ограничена и контролируется судебной системой.
Ответ: а.

    (П) Назовите формы государственного устройства по форме правления:

а) монархия;
б) народовластие;
в) олигархия;
г) автократия
Ответ: а, б.
20. (С) Для какой модели хозяйствования характерна большая доля государственного сектора в экономике страны?
а) японская;
б) западно-европейская;
в) скандинавская;
г) саксонская.
Ответ: б.
21. (С) Установите соответствие по принципу отнесения к государственным или негосударственным структурам:

Государство – Г Институты гражданского общества – ИГО Референдум и свободные выборы — РСВ
1. Парламент
2. Средства массовой информации
3. Партии, общественные организации
4. Некоммерческие организации
5. Высшее непосредственное выражение власти народа
6. Общественная палата РФ

Ответ: Г-1, ИГО-2,34,6, РСВ-5.
22. (С) Кто осуществляет финансовый контроль за деятельностью
государственных органов согласно Конституции РФ?
а) Федеральная налоговая служба;
б) Министерство экономического развития РФ;
в) Федеральная служба по финансовому мониторингу;
г) Министерство финансов;
д) Счетная палата РФ.
Ответ: д.
23. (П) Укажите базовый (высший) уровень государственной власти и управления
а) организационно-структурный:
б) общественно-политический;
в) структурно-функциональный.
Ответ: б.
Тема 2. Структура органов государственной власти и управления.
1. (П) Правовой основой формирования федеративных отношений служит:
а) Федеративный договор между РФ и субъектами РФ;
б) Конституция РФ;
в) Указы Президента РФ;
г) Постановления Правительства РФ.
Ответ: а, б.
2. (П) Что является особенностью Российского федерализма?
а) общность экономического и этнического пространства;
б) сочетание историко-традиционных, территориальных и национальных начал;
в) целостность территории РФ.
Ответ: б.
3. (П) Кто является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека?
а) Конституционный суд РФ;
б) Президент РФ
в) Федеральное Собрание РФ.
Ответ: б.
4. (П) Положения 1-й главы Конституции РФ «Основы конституционного строя»
могут быть изменены:
а) Федеральным законом;
б) Федеральным конституционным законом
в) Конституционным собранием;
г) Всенародным референдумом.
Ответ: в, г.
5. (С) Кто не может вносить предложения о поправках положений Конституции РФ?:
а) Правительство РФ;
б) законодательные органы субъектов РФ»
в) администрации субъектов РФ;
г) депутаты ГосДумы РФ.
Ответ: в, г.
6. (С) Федеративное устройство РФ основано на:
а) единстве системы государственной власти;
б) равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;
в) единстве духовной культуры и языка;
г) исторически сформированной общности людей.
Ответ: а, б.
7. (С) В Российской Федерации Конституция РФ не гарантирует
а) социальное обеспечение и социальную защиту;
б) свободу мысли и слова;
в) трудоустройство;
г)право наследования имущества.
Ответ: в.
8. (С) В результате административной реформы министерства РФ наделены
полномочиями:
а) правового регулирования и выработки государственной политики
в установленной сфере;
б) правового регулирования, надзора и контроля;
в) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств
и федеральных служб;
г) оказания государственных услуг, реализации исполнительских функций.
Ответ: а.
9. (С) В чьем ведении находится федеральная служба по оборонному заказу?
а) Президента РФ;
б) Правительства РФ;
в) Минобороны РФ;
г) Правительственной комиссии по оборонно-промышленной политике.
Ответ: в.
10(С). Границы между субъектами РФ могут быть изменены:
а) на основании федерального закона;
б) по указу президента РФ;
в) по вердикту Конституционного суда;
г) по взаимному согласию субъектов РФ на основе референдумов.
Ответ: г.
11. (С) Прокуроры субъектов РФ назначаются:
а) Президентом РФ;
б) Генеральным прокурором РФ по согласованию;
в) Главой администрации Субъекта РФ.
Ответ: б.
12. (С) Кем назначается на должность Генеральный прокурор РФ?:
а) Правительством РФ;
б) Федеральным собранием РФ;
в) Президентом РФ;
г) Советом федерации по представлению президента РФ.
Ответ: г.
13. (С) Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки
а) самостоятельно;
б) с согласия Федерального собрания РФ;
в) с согласия президента РФ;
г ) на основе принятия федерального закона.
Ответ: а.
14. (С) Судьи Конституционного суда назначаются на должность:
а) Советом федерации по представлению президента РФ.
б) Государственной Думой Федерального собрания РФ;
в) Президентом РФ;
г) Правительством РФ;
Ответ: а.
15. (П) К полномочиям федерального агентства относятся:

а) правовое регулирование в сфере ответственности;
б) осуществление надзора и контроля;
в) правоприменительные, исполнительные функции.
Ответ: в.
16. (С) Регулирование внешнеэкономических отношений РФ. относится к ведению
а) субъектов федерации;
б) Российской Федерации;
в) совместному ведению РФ и субъектов РФ.
Ответ: б.
17. (С) Ограничения на перемещение товаров и услуг по территории страны могут вводиться:
а) на основе решений администрации субъектов РФ.
б) на основе указов президента РФ;
в) на основе федерального закона;
г) на основе постановления Правительства РФ.
Ответ: в.
18. (С) Президент РФ может вводить «чрезвычайное положение»:
а) самостоятельно на основе указа президента РФ;
б) только с согласия Совета Федерации;
в) только с согласия Государственной Думы
г) самостоятельно, но с уведомлением Федерального собрания РФ.
Ответ: г.
19. (С) Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с законом
а) постановлением Федерального собрания РФ;
б) решением Совета федерации Федерального собрания РФ;
в) постановлением правительства РФ;
г) указом президента РФ.
Ответ: г.

    20. (С) В чьем ведении находится Федеральная антимонопольная служба?:

а) президента РФ;
б) правительства РФ;
в) минэкономразвития РФ:
г) Минфина РФ.
Ответ: б.
21. (П) Суды финансируются:
а) из местного бюджета;
б) из федерального бюджета;
в) из регионального бюджета.
Ответ: б.
22. (П) Основное назначение Совета безопасности РФ:
а) осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения
жизненно важных интересов личности, общества, государства;
б) осуществляет подготовку решений Президента в области военного строительства;
в) осуществляет подготовку решений по обеспечению безопасности граждан.
Ответ: а.
23. (П) Аппарат Совета безопасности РФ является подразделением:
а) Министерства обороны;
б) Администрации Президента РФ;
в) Органа государственной безопасности.
Ответ: б.
24. (С)Какие вопросы не относятся к ведению Государственной Думы ?
а) назначение выборов Президента РФ;
б) принятие федеральных законов ;
в) определение статуса и защита государственных границ РФ;
г) принятие постановлений по вопросам международной политики.
Ответ: а, в.
25. (С) Какие вопросы не относятся к ведению Президента РФ?:
а) утверждение изменения границ;
б) назначение выборов Государственной Думы;
в) обеспечение кредитной и денежной политики;
г) полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами РФ.
д) решение вопросов гражданства РФ.
Ответ: а, в.
26. (С) Кто назначает на должность членов Совета Безопасности РФ?:
а) Совет федерации Федерального собрания РФ;
б) Правительство РФ;
в) Президент РФ;
г) Государственная дума.
Ответ: в.
27. (С) Что не относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания РФ
а) утверждение указа президента РФ о введении военного положения;
б) назначение выборов президента РФ;
в) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;
г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РФ.
Ответ: г.
28. (С) Кому не принадлежит право законодательной инициативы?:
а) депутатам Государственной Думы;
б) членам Совета Федерации;
в) главам администраций субъектов РФ;
г) Арбитражному суду РФ.
Ответ: в.

    29. (ПС) Федеральный конституционный закон считается принятым, если «за» проголосовали:

а) большинство депутатов Госдумы и членов Совета Федерации;
б) большинство в две трети от общего числа депутатов Госдумы и членов
Совета Федерации;
в) большинство в три четверти членов Совета Федерации и в две трети депутатов Госдумы.
Ответ: в.
Тема 3. Территориальное управление
1. (С) Под регионом понимается часть территории РФ, характеризующаяся:

    а) общностью природных, социально-экономических, национально-культурных
    и иных условий;
    б) единой системой органов государственного управления;
    в) наличием административно-территориальных границ.

Ответ: а.
2. (С) В совместном ведении РФ и субъектов РФ находятся следующие вопросы

    а) формирование федеральных органов власти;
    б) управление федеральной собственностью;

в) обеспечение соответствия законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам;
г) вопросы владения, пользования землей, недрами и другими природными ресурсами.
Ответ: в, г.
3. (С) Система органов власти субъектов РФ устанавливается на основе
а) правовых актов субъекта федерации;
б) федеральных законов;
в) Конституции РФ.
Ответ: б, в.

4. (С) Предметы ведения и полномочия федеральных и региональных органов власти устанавливаются:

    а) федеративным договором;
    б) указами Президента РФ;
    в) Постановлениями Правительства РФ;
    г) Конституцией РФ.

Ответ: а, г.

    5. (С) Какие правовые нормы (принципы) законодательства субъектов РФ
    не соответствуют федеративному устройству РФ?:
    а) разделение властей;
    б) самостоятельное исполнение вмененных полномочий;
    в) констатация договорного порядка нахождения в составе РФ;
    г) провозглашение суверенитета республики в составе РФ.

Ответ: в, г.

    6. (П) Что не входит в полномочия региональных властей?:
    а) самостоятельное исполнение полномочий;
    б) самостоятельное избрание и/ или назначение высшего должностного лица;
    в) самостоятельное утверждение бюджета, его доходов и расходов.

Ответ:б.

    7. (С) Кто может досрочно прекратить полномочия законодательного органа субъ екта РФ?:
    а) Глава администрации (президент республики в составе РФ);
    б) Конституционный суд РФ;
    в) Верховный суд РФ;
    г) Президент РФ.

Ответ: а, г.

    8. (П) Кто устанавливает административно-территориальное устройство в пределах субъекта РФ?:
    а) Президент РФ;
    б) Федеральное собрание (парламент) РФ;
    в) Законодательное собрание субъекта РФ.

Ответ: в.
9. (С) Главы администраций субъектов РФ занимают пост в результате:
а) выборов населением;
б) избрания законодательным собранием субъекта РФ;
в) назначением президента РФ, или его представителем в федеральном округе;
г) избрания законодательным собранием субъекта РФ по представлению президента РФ;
Ответ: г.
10. (С) В совместном ведении РФ и субъектов РФ не находятся следующие вопросы:
а) управление имуществом субъектов РФ;
б) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ;
в) меры по обеспечению законности прав и свобод граждан;
г) владение, пользование и распоряжение землей, недрами и другими

    природными ресурсами.

Ответ: а.
11. (С) В ведении РФ находятся вопросы общегосударственного значения:

    а) принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их со блюдением; федеративное устройство;
    б) формирование и реализация региональных программ внешнеэкономической деятельности;
    в) установление правовых основ рынка, финансовое и таможенное регулирование

г) управление всей государственной собственностью.
Ответ: а, в.
12. (П) Правовой статус субъекта РФ может быть изменен:
а) по решению Федерального собрания РФ;
б) указом президента РФ;
в) решением парламента субъекта РФ
г) по взаимному согласию Российской Федерации и субъекта РФ.
Ответ: г.
13. (С) Установите соответствие между предметами ведения, полномочиями и
органами государственной власти:

Предметы ведения и полномочия Федеральные органы власти – ФОВ Совместное ведение — СВ Регионы самостоятельно — РС
1. Регулирование денежного обращения
2. Формирование и реализация региональных программ развития
3. Разграничение государственной собственности
4. Учреждение органов власти в регионах
5. Обеспечение соответствия Конституции РФ, Законов и Конституций субъектов РФ

Ответ: ФОВ-1, СВ-3,5, РС-2,4.
14. (С) Единая система исполнительной власти РФ включает:
а) взаимодействие органов власти РФ, субъектов РФ и муниципальных органов;
б) взаимодействие органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в пределах всех их полномочий;
в) взаимодействие органов исполнительной власти РФ и субъектов РФ в пределах
полномочий ведения РФ и совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Ответ: в.
15. (С) Структура органов местного самоуправления определяется:
а) федеральными органами власти;
б) органами власти субъекта РФ;
в) самостоятельно местным населением.
Ответ: в.

    (С) Местное самоуправление основывается на принципах:

а) организационного и имущественного обособления;
б) ограниченности, предельности компетенций и функций;
в) подконтрольности исполнительным органам государственной власти;
Ответ: а, б.
17. (П) В пределах своих полномочий органы местного самоуправления
принимают управленческие решения:
а) исключительно самостоятельно;
б) по согласованию и под контролем органов субъекта РФ;
в) по согласованию и во взаимодействии с федеральными органами.
Ответ: а.
18. (П) Государство не вправе:
а) осуществлять финансово-материальное обеспечение муниципальных органов;
б) устанавливать правовые основы системы муниципального самоуправления;
в) назначать должностных лиц муниципальных органов;
г) принимать акты о перераспределении имущества муниципальной собственности.
Ответ: в, г.

19. (П) Статус закрытых административно-территориальных образований

(ЗАТО) получили, прежде всего:
а) зоны экологических бедствий;

    б) города федерального значения;

в) города, являющиеся центрами оборонной науки и промышленности.
Ответ: в.

20. (П) Ассоциации экономического взаимодействия субъектов РФ направлены

    а) на эффективное формирование единого социально-экономического пространства;
    б) на сохранение социального и культурного пространства;
    в) на формирование общей системы управления в регионе.

Ответ: а.

21. (П) Особая экономическая зона (ОЭЗ) это:

    а) муниципальное образование с особым статусом;
    б) утвержденный правовым актом государства участок территории с особым
    режимом регулирования хозяйственной деятельности;
    в) центр региональный рыночной торговли.

Ответ: б.

22. (П) Решение о создании ОЭЗ по итогам конкурса принимается:

    а) органами администрации субъекта РФ;
    б) Правительством РФ;

в) Президентом РФ.
Ответ: б.

    23. (П) Соглашение о месте и условиях создания ОЭЗ заключается между:

> б) представителями муниципального органа и субъекта РФ; Ответ: в.
> 24. (П) В Федеральном законе о ОЭЗ России не предусмотрен тип ОЭЗ:

в) промышленно-производственный;

Ответ: б.
Тема №4. Формирование и реализация государственной экономической политики
1. (П) Государственная политика- это:
а) искусство управления государством, ведения государственных дел;
б) реализация народного волеизъявления;
в) выражение воли экономически господствующего класса.
Ответ: а.
2. (П) Проведение эффективной экономической политики основано
на базовом принципе

    а) приоритета привлекательной политической идеологии (идеи);
    б) удовлетворения экономических интересов ведущих политических сил страны;
    в) учета объективности и первичной роли экономического базиса.

Ответ: в.
3. (П) Законы в Российской Федерации обнародует

    а) Правительство РФ
    б) Президент РФ;
    в) Федеральное Собрание

Ответ: б.
4. (П) Внутренняя экономическая политика в РФ – прерогатива:
а) Федерального собрания РФ;
б) Правительства РФ;
в) Президента РФ;
г) Государственного совета при президенте РФ.
Ответ: в.
5. (С) Какие критерии следует применять, оценивая исторические политические действия государственной власти или органов?:
а) главное — благие намерения в интересах общества или его ведущих групп;
б) справедливость и гуманность властных решений;
в) учет реалий и возможностей конкретно-исторической ситуации;
г) оценка с позиций современной ситуации (теперь виднее!).
Ответ: в.
6. (П) Главные цели государственной экономической политики
а) обязательное удовлетворение интересов партий, победивших на выборах;
б) обеспечение стабильного развития общества и свободного развития всех граждан;
в) первоочередное решение задач перспективного развития страны.
г) неотложное выполнение одобренных народом программ (целей).
Ответ: б.
7. (П) Порядок принятия федеральных законов:
а) Правительство РФ, Президент РФ, Государственная Дума;
б) Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ;
в) Совет Федерации, Государственная Дума, Президент РФ.
Ответ: б.
8. (П) В какой правовой форме обнародуется государственная политика в РФ?:
а) Конституционного закона;
б) Послания Президента РФ Федеральному собранию РФ;
в) Указа президента РФ;
г) Постановления правительства РФ.
Ответ: б.
9. (С) Для преодоления “вето” Совета Федерации Государственной Думе
необходимо набрать при повторном голосовании:
а) больше половины голосов от общего числа депутатов;
б) не менее чем 2/3 голосов от общего числа депутатов;
в) 100% голосов от общего числа депутатов.
Ответ: б.
10. (С) В скольких чтениях Государственная Дума рассматривает проект закона о Федеральном бюджете РФ?:
а) в двух чтениях;
б) в трех чтениях;
в) в четырех чтениях.
Ответ: б.
11. (С) На кого возложена функция контроля соответствия ведомственных
нормативных актов Конституции РФ, иным федеральным актам
а) Конституционный суд РФ;
б) Правительство РФ;
в) Министерство юстиции РФ.
Ответ: в.
12. (С) В каких СМИ официально публикуются федеральные законы,
после чего вступают в силу?:
а) Российская газета;
б) Известия;
в) Экономика и жизнь;
г) Правда.
Ответ: а.
13. (П) Экономическая политика имеет основания быть успешной, если
а) выражает политическую идеологию и программы победивших на выборах партий;
б) всецело отражает общенациональные интересы;
в) определена с учетом реального состояния и возможностей развития экономики.
Ответ: в.
14. (С) Контроль и проверку исполнения органами власти РФ и субъектов РФ федеральных законов и указов Президента РФ осуществляет:
а) Счетная Палата РФ;
б) Министерство юстиции РФ;
в) Главное контрольное управление Президента РФ.
Ответ: в.
15. (П) Доставку всей служебной корреспонденции высшим должностным лицам
в регионы РФ осуществляет:
а) Федеральная почта;
б) фельдъегерская служба;
в) Интернет.
Ответ: б.
16. (П) Исходным и организующим фактором принятия решения в сфере
государственной политики является:
а) сбор необходимой информации;
б) определение целей;
в) выявление проблемы.
Ответ: б.
17. (П) Акты Президента РФ, имеющие нормативный характер, вступают в силу
а) после подписания Президентом РФ;
б) после опубликования в СМИ;
в) с передачей фельдъегерской службой исполнительным органам государственной власти.
Ответ: б.
18. (П)В каких случаях Президент РФ издает указы, а не распоряжения:
а) по вопросам нормативного характера;
б) по вопросам оперативной деятельности;
Ответ: а.
19. (П) Порядок рассмотрения и принятия федерального бюджета:
а) Государственная Дума, Центральный банк, Президент РФ;
б) Правительство РФ, Федеральное собрание РФ, Президент РФ;
в) Совет Федерации, Правительство РФ, Государственная Дума.
Ответ: б.
20. (П) Проекты законов из Правительства РФ направляются:
а) в Совет Федерации;
б) в Государственную Думу;
в) в Министерства РФ.
Ответ: б.
21. (П) Какое причинно-следственное соотношение экономической политики
и государственного управления существенно и верно?:
а) экономическая политика – необходимая форма реализации государственного
управления;
б) государственное управление – необходимая форма и следствие принимаемой
экономической политики;
в) экономическая политика – необходимый способ реализации социально-экономической
идеологии (совокупности целей).
Ответ: а.
22. (С) Государственную регистрацию нормативно-правовых актов министерств и ведомств России осуществляет:
а) Минэкономразвития РФ;
б) Минюст РФ;
в) Правовое управление президента РФ;
г) правовой департамент правительства РФ.
Ответ: б.
23. (ПС) Сроки вступления в силу правовых актов (при отсутствии оговорок:

№ п/п Сроки вступления в силу Акты президента в РФ — А Акты правительства РФ — Б Федеральные законы — В Ведомственные нормативные акты — Г
1 Со дня официального опубликования
2 Со дня подписания
3 По истечении семи дней после дня официального опубликования
4 По истечении десяти дней после дня официального опубликования
5 В течение 10 дней

Ответ:А-3, Б-2, В-4,Г-5.
24. (С) Порядок принятия решений по выработке государственной
политики осуществляется в следующей последовательности:

    Согласование и рассмотрение возможных альтернатив;
    Выявление проблемы;
    Распределение ответственности;
    Определение целей;
    Сбор необходимой информации;
    Разработка мероприятий по реализации решения;
    Выбор варианта решения.

Ответ: 4,2,5,1,7,6,3.
25. (П) В чьи функции входит разработка денежно-кредитной политики:
а) Центральный банк и Правительство РФ;
б) Федеральное собрание;
в) Правительство РФ.
Ответ: а, в.
26. (П) Эффективность экономической политики может возрасти при
а) дальнейшей децентрализации системы государственного управления
и администрирования;
б) повышении роли рыночных механизмов;
в) укреплении вертикали власти и управления, приоритета сильного государства.
Ответ: в.
27. (П) Экономическая политика включает следующие ключевые направления
а) денежно-кредитная;
б) совершенствование бухгалтерского учета;
в) инвестиционная;
г) амортизационная.
Ответ: а, в.
28. (П) Экономическая безопасность России прежде всего гарантируется:
а) наличием значительных золото-валютных резервов;
б) высокими темпами экономического роста;
в) развитием высокотехнологичного производства.
Ответ: в,
29. (С) Пороговое значение критерия безопасности в России превышает
а) внешний государственный долг;
б) доля машиностроения в промышленном производстве;
в) обеспечение продовольствием;
г) уровень инфляции.
Ответ: б, в.

    Тема 5. Прогнозирование и планирование в системе государственного
    управления экономикой
    1. (П) Государственное планирование экономики является
    а) одним из условий государственного управления;
    б) ключевая форма осуществления государственного управления;
    в) самостоятельный вспомогательный процесс управления экономикой.

Ответ: б.

    2. (П) Современная экономика эффективно может регулироваться
    а) преимущественно рыночными механизмами;
    б) преимущественно плановыми механизмами;
    в) практическим сочетанием обоих методов.

Ответ: в.

    3. (П) Какая форма планирования должна превалировать в рыночной экономике?:
    а) директивная, но на уровне макроэкономики;
    б) индикативная, но на уровне предприятий;
    в) директивно-индикативная в зависимости от сфер и решаемых задач.

Ответ: в.

    4. (П) В условиях создания крупных компаний, концентрации производства
    и капитала необходимость государственного планирования
    а) ослабевает;
    б) усиливается;
    в) зависимость отсутствует.

Ответ: б.

    5. (П) В современных условиях глобализации экономических процессов
    основные пропорции экономики эффективно могут формироваться
    а) на основе мировых рыночных механизмов;
    б) на основе внутренних рыночных механизмов;
    в) на основе сочетания мировых и внутренних рыночных механизмов;
    г) на основе плановых установок (программ) государства.

Ответ: г.

    6. (П) Под планомерностью и планомерным развитием следует понимать
    а) сознательно определяемую и поддерживаемую экономическую пропорциональность;
    в соответствии с принятыми целями и задачами;
    б) рыночным путем устанавливаемую, но сознательно затем корректируемую
    и т.д……………..

Что делают федеральные агентства?

Федеральное агентство – орган исполнительной власти, выполняющий функции по управлению государственным имуществом, правоприменительные функции и функции по оказанию государственных услуг.

Функциями по управлению государственным имуществом включают в себя как исполнение обычных функций собственника государственных предприятий, так и управление их акциями.

Оказание государственных услуг – есть ни что иное, как предоставление федеральными органами исполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральные государственные учреждения либо иные организации безвозмездно или за плату услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения, социальной защиты населения и т.д.

При этом стоит заметить, что федеральное агентство не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, если об этом праве не сказано прямо в законе. Это означает, что федеральная служба издает как правило распоряжения – индивидуальные, не нормативные акты, а приказы и постановления – нормативные акты – только если имеет на то установленное законом право.

Типичными полномочиями федеральных агентств являются:

управление организациями и учреждениями при Президента РФ (Управление делами Президента),

управление госимуществом (Росимущество),

создание, управление и содержание государственных резервов (Росрезерв),

создание, развитие, использование систем связи, оказание услуг связи (Россвязь),

комплектование фонда обязательных бесплатных экземпляров печатных изданий (Роспечать),

управление государственным транспортом и обеспечение безопасности на нем, транспортное администрирование, обеспечение безопасного плавания судов (Росжелдор, Росавтодор, Росречморфлот, Росрыболовство),

учет, управление дорожным хозяйством, в том числе федеральными трассами, морскими портами (Росавтодор, Росречморфлот),

аэронавигации, использованию воздушного пространства, обеспечения авиационной безопасности и защиты прав пассажиров (Росавиация),

управление хозяйственной деятельностью российской академии наук (ФАНО),

установление государственных стандартов и обеспечение единства измерений (Росстандарт),

оказание государственных услуг и управление государственным имуществом в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, организацию деятельности службы крови, по контролю и надзору в сфере донорства крови и ее компонентов (федеральное медико-биологическое агентство);

предоставление права пользования водными объектами, находящимися в федеральной собственности; эксплуатация и обеспечение безопасности водохранилищ, гидротехнических сооружений, ведение государственного реестра договоров пользования водными объектами, государственного водного кадастра и Российского регистра гидротехнических сооружений, осуществление государственного мониторинга водных объектов, государственного учета поверхностных и подземных вод и их использования (Росводресурсы);

геологоразведка, ведение реестра месторождений полезных ископаемых, выдача разрешений на их добычу и разработку (Роснедра);

инвентаризация, использование, охрана и защита лесов (Рослесхоз).

Федеральные агентства выполняют и не типичные для них функции:

контроль и надзор в области рыболовства (Росрыболовство),

и надзор и контроль за лесными отношениями (Рослесхоз)

обустройство государственной границы (Росграница),

организация мобилизационной подготовки и проведение мобилизации в России (Главное управление специальных программ Президента РФ).

Возглавляет федеральное агентство руководитель, имеющий штат заместителей. Структуру агентства составляют управления, центральный аппарат. Агентству могут быть приданы научно-технические центры, при нем могут функционировать экспертные и общественные советы, консультирующие агентство в вопросах его деятельности. Региональная структура агентства представлена департаментами по федеральным округам и региональными управлениями в отдельных муниципальных образованиях.

36. Федеральные агентства: порядок образования, функции и подведомственность. Структура центрального аппарата федерального агентства:

Федеральное агентство – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.

федеральное агентство:

а) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

б) в пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

в) ведет реестры, регистры и кадастры;

г) не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации.

Порядок взаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральных служб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительной власти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются в положениях об указанных органах исполнительной власти.

Структура (пример):

  1. Руководитель.

  2. Помощник руководителя. Заместитель.

  3. Управление экономики, финансов и бюджетного учета.

  4. Управление делами, госслужбы и кадров

  5. Управление имущества, информатики и науки

  6. Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности

37. Организация работы федеральных органов ив. Административные регламенты федеральных органов ив, их виды, значение, регулятивные свойства:

Деятельность государства, его исполнительного аппарата так или иначе имеет своим конечным адресатом невластных субъектов права — граждан и организации. Взаимодействие органов исполнительной власти (должностных лиц) с населением не только один из важнейших аспектов государственного управления. Характер этого взаимодействия определяет дальнейшую оценку населением всего государственного аппарата. Следовательно, надлежащая регламентация реализации властными субъектами управления своей компетенции — одна из основ легитимации государственной власти.

1. По юридическим свойствам (по юридическому содержанию) : нормативные и индивидуальные (правоприменительные) акты.

2. Нормативные административные регламенты по степени обобщенности можно классифицировать на типовые и конкретные. В настоящее время действуют лишь два типовых регламента: утвержденные Правительством РФ Типовой регламент взаимодействия и Типовой регламент внутренней организации; оба указанных акта посвящены в первую очередь вопросам внутриорганизационных административных регламентов.

3. Важным направлением классификации административных регламентов является их упорядочение по видам закрепленных административных процедур, в частности, по направленности последних (внешние и внутренние), по функциям права (регулятивные и охранительные) и по степени формализуемости таких процедур.

3.1. По направленности административных процедур: внутренние (внутриорганизационные) и внешние (внешнеуправленческиех) административные регламенты.

3.2. По функциям права административные процедуры (а значит, и закрепляющие их административные регламенты) могут быть разделены на регулятивные и охранительные.

3.2.1. Регулятивными административными регламентами следует считать, во-первых, все регламенты внутренней организации, а во-вторых, подавляющее большинство внешних административных регламентов.

3.2.2. Охранительные административные процедуры специально закрепляются некоторыми видами внешних регламентов, в частности регламентами досудебного рассмотрения споров, жалоб.

3.3. По степени формализуемости закрепляемых административных процедур можно выделить «традиционные», «классические» административные регламенты и административные регламенты, чье содержание составляют организационно-ситуационные процедуры.

3.3.1. Большинство административных регламентов регулируют отношения, в которых сравнительно ярко выражена юридическая компонента: во-первых, возможно внутреннее «дробление» процедур на отдельные административные действия, во-вторых, допустима формализация промежуточных и итоговых правовых результатов (прием документов, регистрация документов, принятие и оформление решения и т.д.), в-третьих, для совершения таких действий целесообразно установление требований (в том числе — максимальных сроков).

3.3.2. Однако в ряде случаев федеральные исполнительные органы пытаются распространить административные регламенты на отношения, в которых главную роль играют организационные (внеправовые) элементы.

4. В зависимости от уполномоченного нормотворческого органа можно выделить:

4.1) административные регламенты, утвержденные федеральным органом исполнительной власти общей компетенции — Правительством РФ (к таковым из числа «конкретных» регламентов в настоящее время относится лишь Регламент Правительства);

4.2) административные регламенты иных федеральных органов исполнительной власти.

5. По количеству участвующих в утверждении наделенных нормотворческими функциями государственных органов можно выделить «единоличные» и «совместные» административные регламенты.

6. По характеру закрепляемых и регулируемых полномочий: регламенты исполнения собственных полномочий и административные регламенты реализации переданных полномочий.

7. По роли в механизме правового регулирования: первоначальные и производные от первоначальных административные регламенты.

8. По области (сфере) применения: правовые акты управления в сфере экономики, социально-культурной и административно-политической сферах.

9. По исполнителям административных процедур: административные регламенты деятельности федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов и должностных лиц), также административные регламенты, в исполнении административных процедур которых участвуют иные субъекты права — региональные органы исполнительной власти (их должностные лица), государственные (муниципальные) организации, их работники и т.д.

10. Электронный административный регламент.

Система и компетенция министерств и ведомств

  • Система и компетенция министерств и ведомств

    К федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим руководство соответствующими отраслями государственной, хозяйственной и социально-культурной жизни России, относятся прежде всего федеральные министерства. Структура (перечень) федеральных министерств утверждается Президентом РФ. Он же назначает…
    (КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ)

  • Организация и компетенция Министерства экономического развития РФ, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств

    Основы организации и правового положения, сфера деятельности и компетенция Министерства экономического развития РФ, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств: Федеральной службы по аккредитации. Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службы…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства финансов РФ и подведомственных ему федеральных служб

    Основы организации и правового положения, сфера деятельности и компетенция Министерства финансов РФ и подведомственных ему федеральных служб: Федеральной налоговой службы, Федерального казначейства (службы), Федеральной службы финансово-бюджетного надзора. Министерство финансов Российской Федерации…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства промышленности и торговли РФ, подведомственного ему федерального агентства

    Министерство промышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве промышленности и торговли Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 5 июня…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства энергетики РФ

    Министерство энергетики Российской Федерации (Минэнерго России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве энергетики Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 28 мая 2008 г. № 400 . Минэнерго России…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства природных ресурсов и экологии РФ, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств

    Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства сельского хозяйства РФ, подведомственных ему федеральной службы и федерального агентства

    Министерство сельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 12 июня 2008 г. № 450…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства транспорта РФ, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств

    Министерство транспорта Российской Федерации (Минтранс России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве транспорта Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395 . Руководство…
    (Административное право)

  • Организация и компетенция Министерства связи и массовых коммуникаций РФ, подведомственных ему федеральной службы и федеральных агентств

    Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) Основы его организации и деятельности, правового статуса и компетенции установлены в Положении о Министерстве связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства РФ от…
    (Административное право)

Тест по «Теории государства и права»

б) Федеральным конституционным законом

в) Конституционным собранием;

г) Всенародным референдумом.

Ответ: в, г.

5. (С) Кто не может вносить предложения о поправках положений Конституции РФ?:

а) Правительство РФ;

б) законодательные органы субъектов РФ»

в) администрации субъектов РФ;

г) депутаты ГосДумы РФ.

Ответ: в, г.

6. (С) Федеративное устройство РФ основано на:

а) единстве системы государственной власти;

б) равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации;

в) единстве духовной культуры и языка;

г) исторически сформированной общности людей.

Ответ: а, б.

7. (С) В Российской Федерации Конституция РФ не гарантирует

а) социальное обеспечение и социальную защиту;

б) свободу мысли и слова;

в) трудоустройство;

г)право наследования имущества.

Ответ: в.

8. (С) В результате административной реформы министерства РФ наделены

полномочиями:

а) правового регулирования и выработки государственной политики

в установленной сфере;

б) правового регулирования, надзора и контроля;

в) руководства деятельностью подведомственных федеральных агентств

и федеральных служб;

г) оказания государственных услуг, реализации исполнительских функций.

Ответ: а.

9. (С) В чьем ведении находится федеральная служба по оборонному заказу?

а) Президента РФ;

б) Правительства РФ;

в) Минобороны РФ;

г) Правительственной комиссии по оборонно-промышленной политике.

Ответ: в.

10(С). Границы между субъектами РФ могут быть изменены:

а) на основании федерального закона;

б) по указу президента РФ;

в) по вердикту Конституционного суда;

г) по взаимному согласию субъектов РФ на основе референдумов.

Ответ: г.

11. (С) Прокуроры субъектов РФ назначаются:

а) Президентом РФ;

б) Генеральным прокурором РФ по согласованию;

в) Главой администрации Субъекта РФ.

Ответ: б.

12. (С) Кем назначается на должность Генеральный прокурор РФ?:

а) Правительством РФ;

б) Федеральным собранием РФ;

в) Президентом РФ;

г) Советом федерации по представлению президента РФ.

Ответ: г.

13. (С) Республики в составе РФ вправе устанавливать свои государственные языки

а) самостоятельно;

б) с согласия Федерального собрания РФ;

в) с согласия президента РФ;

г ) на основе принятия федерального закона.

Ответ: а.

14. (С) Судьи Конституционного суда назначаются на должность:

а) Советом федерации по представлению президента РФ.

б) Государственной Думой Федерального собрания РФ;

в) Президентом РФ;

г) Правительством РФ;

Ответ: а.

15. (П) К полномочиям федерального агентства относятся:

а) правовое регулирование в сфере ответственности;

б) осуществление надзора и контроля;

в) правоприменительные, исполнительные функции.

Ответ: в.

16. (С) Регулирование внешнеэкономических отношений РФ. относится к ведению

а) субъектов федерации;

б) Российской Федерации;

в) совместному ведению РФ и субъектов РФ.

Ответ: б.

17. (С) Ограничения на перемещение товаров и услуг по территории страны могут вводиться:

а) на основе решений администрации субъектов РФ.

б) на основе указов президента РФ;

в) на основе федерального закона;

г) на основе постановления Правительства РФ.

Ответ: в.

18. (С) Президент РФ может вводить «чрезвычайное положение»:

а) самостоятельно на основе указа президента РФ;

б) только с согласия Совета Федерации;

в) только с согласия Государственной Думы

г) самостоятельно, но с уведомлением Федерального собрания РФ.

Ответ: г.

19. (С) Выборы в Государственную Думу РФ назначаются в соответствии с законом

а) постановлением Федерального собрания РФ;

б) решением Совета федерации Федерального собрания РФ;

в) постановлением правительства РФ;

г) указом президента РФ.

Ответ: г.

    20. (С) В чьем ведении находится Федеральная антимонопольная служба?:

а) президента РФ;

б) правительства РФ;

в) минэкономразвития РФ:

г) Минфина РФ.

Ответ: б.

21. (П) Суды финансируются:

а) из местного бюджета;

б) из федерального бюджета;

в) из регионального бюджета.

Ответ: б.

22. (П) Основное назначение Совета безопасности РФ:

а) осуществляет подготовку решений Президента по вопросам обеспечения

жизненно важных интересов личности, общества, государства;

б) осуществляет подготовку решений Президента в области военного строительства;

в) осуществляет подготовку решений по обеспечению безопасности граждан.

Ответ: а.

23. (П) Аппарат Совета безопасности РФ является подразделением:

а) Министерства обороны;

б) Администрации Президента РФ;

в) Органа государственной безопасности.

Ответ: б.

24. (С)Какие вопросы не относятся к ведению Государственной Думы ?

а) назначение выборов Президента РФ;

б) принятие федеральных законов ;

в) определение статуса и защита государственных границ РФ;

г) принятие постановлений по вопросам международной политики.

Ответ: а, в.

25. (С) Какие вопросы не относятся к ведению Президента РФ?:

а) утверждение изменения границ;

б) назначение выборов Государственной Думы;

в) обеспечение кредитной и денежной политики;

г) полномочия Главнокомандующего Вооруженными силами РФ.

д) решение вопросов гражданства РФ.

Ответ: а, в.

26. (С) Кто назначает на должность членов Совета Безопасности РФ?:

а) Совет федерации Федерального собрания РФ;

б) Правительство РФ;
в) Президент РФ;

г) Государственная дума.

Ответ: в.

27. (С) Что не относится к ведению Совета Федерации Федерального собрания РФ

а) утверждение указа президента РФ о введении военного положения;

б) назначение выборов президента РФ;

в) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ;

г) назначение на должность и освобождение от должности председателя Счетной палаты РФ.

Ответ: г.

28. (С) Кому не принадлежит право законодательной инициативы?:

а) депутатам Государственной Думы;

б) членам Совета Федерации;

в) главам администраций субъектов РФ;

г) Арбитражному суду РФ.

Ответ: в.

    29. (ПС) Федеральный конституционный закон считается принятым, если «за» проголосовали:

а) большинство депутатов Госдумы и членов Совета Федерации;

б) большинство в две трети от общего числа депутатов Госдумы и членов

Совета Федерации;

в) большинство в три четверти членов Совета Федерации и в две трети депутатов Госдумы.

Ответ: в.

Тема 3. Территориальное управление

1. (С) Под регионом понимается часть территории РФ, характеризующаяся:

    а) общностью природных, социально-экономических, национально-культурных

    и иных условий;

    б) единой системой органов государственного управления;

    в) наличием административно-территориальных границ.

Ответ: а.

Правовое положение федеральных агентств: руководство, структура, компетенция

Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности. Ее возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. В своей деятельности по надзору в установленной сфере может иметь статус коллегиального органа.

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может быть подведомственна Президенту Российской Федерации или находиться в ведении Правительства Российской Федерации.

Не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.

Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору. Федеральное агентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа;

В пределах своей компетенции издает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов и поручений Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и федерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельности федерального агентства. Федеральное агентство может быть подведомственно Президенту Российской Федерации;

Агентство не вправе осуществлять нормативно-правовое регулирование в установленной сфере деятельности и функции по контролю и надзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента Российской Федерации или постановлениями Правительства Российской Федерации.

Ограничения полномочий федеральных агентств не распространяются на полномочия их руководителей по управлению их имуществом, закрепленным за ними на праве оперативного управления, решению кадровых вопросов и вопросов организации деятельности федерального органа исполнительной власти, а также на полномочия по контролю деятельности в возглавляемых ими органов.

В организационном отношении ряд федеральных служб и федеральных агентств социально-экономического профиля (Федеральная антимонопольная служба, Федеральная служба по тарифам, Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральное агентство по атомной энергии, Федеральное космическое агентство и др.) подчинены непосредственно Правительству, а не федеральным министерствам. Этим достигается их независимость от влияния федеральных министерств при выполнении надзорных функций в соответствующих сферах деятельности и особое государственное значение.

27. Административные регламенты федеральных органов исполнительной власти. Содержание и характеристика

Содержание ответа по административному праву:

#Регламент как форма регулирования — это

#Система регламентов в Российской Федерации:

#Регламенты межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

#Регламенты межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

#Регламенты внутренней организации ФОИВ

#Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

#Должностные регламенты государственных гражданских служащих.

С 2005 г. в РФ появилась новая форма нормативно-правового регулирования – регламенты.

Вид акта – приказ. Приказом утверждается Регламент.

совокупность норм, предназначенную для детальной регламентации рутинных управленческих процессов как во внутриаппаратных, так и во внешнеаппаратных отношениях.

Детальная регламентация:

во-первых, административный регламент не должен предполагать издание иных нормативных актов в свое развитие;

во-вторых, административные регламенты не должны содержать бланкетных норм . В полной мере это реализуется в отношении административных регламентов исполнения государственных функций и исполнения государственных услуг. Надо переписать нормы, на которые подразумеваются ссылки, чтобы обеспечить целостность восприятия.

В-третьих, регламенты используют непосредственные наименования органов, структурных подразделений и должностей, если это возможно в соответствии с российским законодательством. Это невозможно, когда речь идет о внутренней организации органа исполнительной власти, а она утверждается руководителем (т.е. ещё более изменчивое явление).

Рутинные управленческие процессы – административные регламенты предназначены для регулирования повседневной деятельности рядовыми исполнителями (непосредственными исполнителями государственных функций).

Система регламентов в Российской Федерации:

В РФ – несколько видов регламентов.

Постановление Правительства от 19.01.2005 №30 «О типовом регламенте в/д ФОИВ».

ФЗ «О государственной гражданской службе»

=> 4 вида регламентов:

1. Регламенты межведомственного взаимодействия ФОИВ (федеральных органов исполнительной власти).

2. Регламенты внутренней организации ФОИВ (1 органа).

3. Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

4. Должностные регламенты государственных гражданских служащих.

П. 2 – 4 => в совокупности образуют административный регламент ФОИВ.

Все остальные регламенты: каждый регламент – 1 акт.

Регламенты межведомственного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ).

Данный вид регламентов определяет порядок совместного исполнения одной или нескольких государственных функций несколькими органами исполительной власти. Нормативную основу для данного вида регламентов определяет Постановление Правительства № 30 от 19.01.2005 г. Из всех видов регламентов данный вид является самым малочисленным. (не > 50).

Административные регламенты межведомственного взаимодействия могут быть нескольких видов (виды):

— регламенты взаимодействия органов, не находящихся в подчинении друг у друга. (Федеральная пограничная служба и Федеральная миграционная служба) => альтернативная форма для административных соглашений. Договор определяет, будет взаимодействие или нет, и по каким вопросам – материально-правовое регулирование.

Для регулирования процедуры взаимодействия – регламент. Утверждаются совместным приказом.

— регламенты взаимодействия ФОИВа с иными подведомственными ему ФОИВами и территориальными органами.

— регламент взаимодействия центрального органа и его территориальных органов. => регламент ФАС.

Регламенты 2 и 3 группы начали приниматься после 2005 года, потом все посмотрели, что они объективно не нужны, и перестали их принимать.

Административные регламенты внутренней организации ФОИВ

Нет легального определения. Данный вид акта предназначен для внутриаппаратного регулирования процессов деятельности ЦФОИВ(центральных федеральных органов исполнительной власти). Постановление Правительства от 28.07. 2005г. № 452. «О типовом регламенте внутренней организации ФОИВ». Изначально задачей данного вида нормативных актов было урегулировать все процессы функционирования внутри органа.

Соответствующие регламенты подлежат утверждению в отношении каждого ЦФОИВ.

Утверждаются регламенты внутр.организации самим органом в отношении себя.

В регламентах определяется:

— порядок планирования и организации работы, как утверждается план органа на очередной период, отчет.

— Определяется порядок подготовки и оформления поручений руководителя и порядок их исполнения.

— Порядок исполнения парламентских запросов, исполнения поручений Правительства и Президента.

— Определяется порядок в/д органа с подведомственными ему службами и агентствами и внебюджетными фондами при их наличии.

— Порядок в/д с территориальн.органами при их наличии.

— порядок работы с обращениями граждан и порядок обеспечения доступа к информации.

— порядок создания и функционирования коллегиальных и совещательных органов (коллегии Министерства или коллегии фед.службы).

Административные регламенты исполнения государственных функций и предоставления государственных услуг.

Постановление Правительства от 11.11.2005. № 679. «О порядке, разработке и утверждении административных регламентов исполнения гос.функций и исполнения гос.услуг».

Регламент представляет собой нормативный акт, который устанавливает:

— сроки и последовательность административных процедур и административных действий ОИВ,

— порядок взаимодействия его структурных подразделений и должностных лиц,

— порядок взаимодействия органа, его структурных подразделений и должностных лиц с гражданами и организациями при исполнении государственных функций или предоставлении государственной услуги. Т.е. какие документы предоставить, какие временные ограничения личного приема, что происходит на личном приеме, кто готовит проект решения и т.д. => вся последовательность действий и временные сроки.

Данный вид регламентов является одним из самых многочисленных (2-е по численности). Регламент должен быть. утвержден в отношении каждой государственной функции или каждой государственной услуги. Поэтому их очень много. Что такое государственные функции и услуги никто не знает =).

Разделы административного регламента исполнения государственных функций и предоставления услуг:

1. общие положения, в которых перечисляются все НА, на основании которых принят регламент, и определяется предмет его регулирования.

2. определяются требования к порядку исполнения гос.функции или предоставления гос.услуги. Опред-ся юр.факты, являющиеся основанием для начала исполнения функции и завершающие исполнение функции, опред-ся сроки для все адм.процедур в регламенте, как правило, максимальн.продолжительность. Опред-ся требования к помещению, где исполняется функция.

3. административные процедуры, которые представляют собой порядок последовательного совершения действий, необходимых для исполнения функций или предоставления услуги. Это алгоритм.

4. порядок и формы контроля за исполнением функций или предоставлением услуги. Указывается конкретный орган, куда можно обжаловать.

5. порядок обжалования действий и решений.

Помимо этого неотъемлемой частью регламента должен быть перечень мест исполнения функций или предоставления услуги, адреса, а также формы документов, необходимые для предоставления услуги или исполнения функции.

Обязательным приложением д.б. схемы исполнения функции.

Должностные регламенты государственных гражданских служащих.

ФЗ «О ГГС», Письмо Минздравсоцразвития (не нормативный акт) от 10.08.2005 № 3855-ВС «О рекомендациях по разработке должностных регламентов федеральных государственных гражданских служащих…..»

Утверждается руководителем органа. Нормативный акт, который комплексно регулирует данную должность. На практике это вылилось в то, что служащие пишут их для себя сами.

Устанавливается:

— требования к уровню проф.знаний и навыков, необх. для лица, замещ.должность.

Для идеального ответа лучше посмотреть вышеназванное письмо.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *