Содержание

>Показатели состояния национальной безопасности

Понятие «национальная безопасность»

Определение 1

Показатели состояния национальной безопасности – это показатели, которые характеризуют военный потенциал, экономический рост, социальное развитие, рост инвестиционной активности, обновление основных фондов, развитие инновационных технологий и т.д.

Обеспечение национальной безопасности предполагает:

  • защиту государства, общества или личности от внешних и внутренних угроз, с гарантированной реализацией конституционных прав и свобод граждан РФ;
  • обеспечение достойного качества и уровня жизни;
  • гарантирование суверенности, независимости, государственного и территориального единства;
  • обеспечение улучшения социально-экономического уровня страны.

Существует определенная разница в понятиях «система национальной безопасности» и «система обеспечения национальной безопасности». Система национальной безопасности отражается в процессах взаимосвязи интересов и угроз, в то же время, порядок, которому подчинены органы, силы, средства разного рода организаций, решающих вопросы обеспечения национальной безопасности, называют системой обеспечения национальной безопасности.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Режимы функционирования и оценка состояния национальной безопасности

Национальная безопасность РФ поддерживается основной системой, выполняющей функции в четырех режимах, которые задействованы в двух диапазонах — общегосударственном и региональном (отраслевом):

  1. Режим мирного времени. При нормальном функционировании системы национальной безопасности создаются условия, при которых угрозы национальным интересам РФ отсутствуют (нейтрализованы).
  2. Режим повышенной готовности. При существовании угроз, которые необходимо остановить, система национальной безопасности начинает функционировать в данном режиме.
  3. Режим чрезвычайного положения. Работа системы национальной безопасности в ситуациях, которые требуют локализовать и устранить угрозы для национальных интересов РФ.
  4. Режим военного времени. При существовании угроз, которые необходимо отразить или уничтожить, система национальной безопасности работает в этом режиме. Закон Российской Федерации «О военном положении» регулирует режим военного времени. Согласно ему все процедуры и действия режимов повышенной готовности и чрезвычайного положения должны быть дополнены введением военного положения и организацией комитета по обороне на базе Государственного Совета Безопасности.

Оценка состояния национальной безопасности определяется такими показателями, как:

  • степень удовлетворенности граждан уровнем безопасности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, включая защиту от преступных посягательств;
  • количество современных видов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах РФ, отдельных войсках, воинских формированиях и органах;
  • планируемая продолжительность жизни;
  • количество валового внутреннего продукта на душу населения;
  • децильный коэффициент, выражающийся в соотношении доходов 10% наиболее обеспеченного населения к 10% наименее обеспеченного населения;
  • степень инфляции;
  • степень безработицы;
  • уровень расходов в валовом внутреннем продукте, выделяемых для развития науки, технологий и образования;
  • уровень расходов в валовом внутреннем продукте, выделяемых на культуру;
  • часть территории РФ, которая не соответствует экологическим нормативам.

Система показателей национальной экономической безопасности

Определение 2

Комплекс взаимосвязанных и сбалансированных между собой интересов государства, общества и индивидуума принято называть национальными интересами, которые и являются ядром национальной безопасности.

Уровень экономической безопасности государства определяется системой макроэкономических показателей. Также при помощи макроэкономических показателей возможно проведение оценки макроэкономических результатов и осуществление анализа предпосылок их получения. Чтобы узнать степень благосостояния граждан, можно воспользоваться обобщающими показателями, например, таким, как чистое экономическое благосостояние. Значение макроэкономических показателей огромно, т.к. они несут ощутимую информативность для экономики страны. Эти показатели делятся на внутренние и внешние. Показатели экономической безопасности бывают общими, базовыми и частными по степени значимости.

В зависимости от масштаба характеризуемого объекта безопасности выделяют:

  • микроэкономический показатель – показатель, который определяет состояние предприятия, фирмы, учреждения, а также семьи и личности;
  • мезоэкономический показатель – показатель, который характеризует регион или отрасль;
  • макроэкономический показатель – показатель, который отражает общее экономическое состояние страны.

Как показывает многолетний исторический опыт разных стран, неудачи в работе национальной безопасности государства связаны с неточной оценкой угрозы национальной безопасности. Желательно, чтобы вся сумма показателей и индикаторов уровня национальной безопасности скапливалась в объединенной федеральной базе данных о состоянии национальной безопасности, которая соответствовала бы реальности.

Информационные ресурсы органов государственной власти и органов местного самоуправления, системы распределенных ситуационных центров и государственных научных организаций в совокупности составляют федеральную информационную систему стратегического планирования.

Обязательно надо принимать во внимание позитивный опыт создания системы социальных индикаторов, который был накоплен в ряде стран, в ООН и других международных организациях. Недопустимо, чтобы недооценка опасностей и невнимание к угрозам национальной безопасности привели к неоправданному отвлечению средств и ресурсов от решения насущных вопросов становления и развития государства.

Экономическое планирование и национальная безопасность

Национальная безопасность государства находится в прямой зависимости от того, насколько качественным будет оперативное и стратегическое планирование экономики. Оценивать продуктивность работы можно, только имея в распоряжении системы индикаторов национальной безопасности, ряд из которых уже изложен в нормативных документах. Однако неимение единой системы показателей приводит к тому, что сделать полнофункциональный анализ невозможно. В этой связи, на данный момент времени актуальны и действительны исследования критериев оценки уровня национальной безопасности, которые применяются на практике.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации, ее критерии, — одни из важнейших составляющих Концепции долгосрочного развития РФ до 2020 г. Оценка основных преимуществ Концепции показало: правовые нормы, обязывающие ведомства выполнять свои функции в рамках обеспечения национальной безопасности отсутствуют; системное планирование на государственном уровне находится в полном дефиците. Многие критерии сейчас показывают довольно низкую защищенность интересов страны.

Неумолимый рост части населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума — значительный показатель негативных социально-экономических явлений. К низкой производительности труда и высокой импортозависимости от высококачественных товаров привел недостаток цикличного воспроизводства основных фондов. Проблема спецификации необходимого уровня закрытости экономики РФ регулярно обновляется и является важнейшей исследовательской проблемой. Однако существующее состояние обеспечения производства и уровень образованности кадров ставят под сомнение продуктивность и результативность закрытой экономики.

В стратегическом отношении важнейшими направлениями обеспечения национальной безопасности являются: долговременный прогноз потребностей и трендов развивающегося общества, науки и техники, создание кадровой политики, ориентированной на согласованность нуждам общества квалификационных характеристик специалистов и возрождение цикличности воспроизводства основных фондов.

I. Общие положения. VI. Основные показатели состояния национальной безопасности

VI. Основные показатели состояния национальной безопасности

115. Основными показателями, необходимыми для оценки состояния национальной безопасности, являются:

удовлетворенность граждан степенью защищенности своих конституционных прав и свобод, личных и имущественных интересов, в том числе от преступных посягательств;

доля современных образцов вооружения, военной и специальной техники в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах;

ожидаемая продолжительность жизни;

валовой внутренний продукт на душу населения;

децильный коэффициент (соотношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченного населения и 10 процентов наименее обеспеченного населения);

уровень инфляции;

уровень безработицы;

доля расходов в валовом внутреннем продукте на развитие науки, технологий и образования;

доля расходов в валовом внутреннем продукте на культуру;

доля территории Российской Федерации, не соответствующая экологическим нормативам.

116. Перечень основных показателей состояния национальной безопасности может уточняться по результатам его мониторинга.

***

Реализация настоящей Стратегии призвана способствовать развитию национальной экономики, улучшению качества жизни граждан, укреплению политической стабильности в обществе, обеспечению обороны страны, государственной и общественной безопасности, повышению конкурентоспособности и международного престижа Российской Федерации.

Документ является поправкой к

19.05.2009 Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года»

Приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.

Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (далее — Стратегия) разработана во исполнение Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 июня 2012 г. N 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы», в части определения ориентиров государственной политики в сфере воспитания.

Стратегия учитывает положения Конституции Российской Федерации, федеральных законов, указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, затрагивающих сферы образования, физической культуры и спорта, культуры, семейной, молодежной, национальной политики, а также международных документов в сфере защиты прав детей, ратифицированных Российской Федерацией.

Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Стратегия создает условия для формирования и реализации комплекса мер, учитывающих особенности современных детей, социальный и психологический контекст их развития, формирует предпосылки для консолидации усилий семьи, общества и государства, направленных на воспитание подрастающего и будущих поколений.

Стратегия опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, своей семьей и своим Отечеством.

Стратегия ориентирована на развитие социальных институтов воспитания, обновление воспитательного процесса в системе общего и дополнительного образования, в сферах физической культуры и спорта, культуры на основе оптимального сочетания отечественных традиций, современного опыта, достижений научных школ, культурно-исторического, системно-деятельностного подхода к социальной ситуации развития ребенка.

Основные показатели состояния национальной безопасности Российской Федерации

  • Внешние и внутренние факторы, влияющие на состояние национальной безопасности

    Сущность факторного анализа Система национальной безопасности как социальная система развивается и функционирует под воздействием определенного набора факторов. В Стратегии национальной безопасности РФ угроза национальной безопасности определена как совокупность условий и факторов, создающих прямую…
    (ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

  • Виды внешних и внутренних факторов, влияющих на состояние национальной безопасности Российской Федерации

    Анализ положений Стратегии национальной безопасности РФ позволяет выявить внешние и внутренние негативные явления, влияющие на состояние национальной безопасности. В п. 3—19 Стратегии представлены внешние факторы, негативно влияющие на состояние национальной безопасности Российской Федерации. Отмечается,…
    (ОСНОВЫ ТЕОРИИ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ)

  • Безопасность социальной сферы в контексте основ национальной безопасности

    В условиях глобализации процессов мирового развития, международных политических и экономических отношений, формирующих новые угрозы и риски для развития личности, общества и государства, Россия в качестве гаранта благополучного национального развития переходит к новой государственной политике в области…
    (Безопасность жизнедеятельности)

  • Гражданская оборона (ГО) в системе национальной безопасности

    В составе национальной безопасности система ГО рассматривает действия или угрозы опасности государству и жизненно важным интересам ее граждан в следующих сферах деятельности: политической, военной, экономической, экологической, информационной, в ЧС природного и техногенного характера и т.д. Каждая…
    (Надежность строительных объектов и безопасность жизнедеятельности человека)

  • Национальные интересы, национальная безопасность и внешняя политика России

    Национальные интересы как «общие интересы нации» Понятие «национальные интересы» стало широко использоваться в политическом лексиконе со времени образования национальных государств в Европе в XVI-XVII вв. Уже Н. Макиавелли, Дж. Локк и Т. Гоббс в своих трудах писали об «общих интересах…
    (Геополитика современного мира)

  • Информационный уровень национальной безопасности

    Сегодня в обеспечении национальной безопасности на первый план все более определенно выходит информационный уровень безопасности. Дело в том, что современная информационная революция разворачивается на фоне информационных войн, которые своей главной целью как раз и ставят подрыв национальной безопасности…
    (Геополитика современного мира)

  • Современная стратегия национальной безопасности Российской Федерации

    Стратегия национальной безопасности выполняет функцию консолидации общества вокруг базовых ценностей, которые разделяет большинство граждан, несмотря на имеющиеся между ними социальные, идейные и конфессиональные различия. Было бы серьезной ошибкой считать, что национальные интересы страны должны защищать…
    (Геополитика современного мира)

  • Конкурентоспособность товаров и услуг как фактор национальной безопасности

    Конкурентоспособность — это фактор национальной безопасности и прежде всего экономической, социальной, демографической и экологической безопасности. Экономический аспект В условиях открытой экономики высокая конкурентоспособность производимой отечественной продукции позволяет поставлять ее на…
    (Конкурентоспособность товаров и услуг)

  • Экономическая безопасность в системе национальной безопасности

    «Экономическая безопасность – это состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним…
    (Экономическая безопасность)

Некоторые аспекты оценки состояния национальной безопасности РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

УДК 338.23 ББК 65.9(2РОС)-98 Б 40

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РФ

(Рецензирована)

Безуглая Наталия Сергеевна,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Южного института менеджмента, г. Краснодар. Тел.: (918) 135 05 57, е-mail: olimpia_n@mail.ru

Аннотация. Национальная безопасность государства во многом зависит от качества оперативного и стратегического планирования экономики. Оценить эффективность работы возможно только при наличии системы индикаторов национальной безопасности, ряд из которых уже изложен в нормативных документах. Но отсутствие цельной системы показателей делает невозможным полноценный анализ ввиду чего, актуальными становятся исследования критериев оценки уровня национальной безопасности, применяемые на практике.

Стратегия национальной безопасности РФ и ее критерии являются составляющими Концепции долгосрочного развития РФ до 2020г. Анализ основных приоритетов Концепции показывает отсутствие правовых норм, обязывающих ведомства, осуществлять деятельность в рамках обеспечения национальной безопасности, отсутствует также и системное планирование на государственном уровне. Ряд критериев в настоящее время показывает достаточно низкую защищенность интересов страны.

Значимым показателем негативных социально-экономических явлений выступает постоянно растущая доля населения с уровнем доходов ниже прожиточного минимума. А отсутствие цикличного воспроизводства основных фондов приводит к низкой производительности труда и высокой импортозависимости от высококачественных товаров.

Важным для исследования представляется вопрос определения необходимой степени закрытости экономики России, который периодически актуализируется. Но при существующем состоянии оснащенности производства и уровне образованности кадров, эффективность закрытой экономики вызывает сомнения. Стратегически важными, по мнению автора, представляются такие направлениями обеспечения национальной безопасности, как долгосрочное прогнозирование потребностей и трендов развития общества, науки и техники, формирование кадровой политики, нацеленной на соответствие потребностям общества квалификационных характеристик специалистов и восстановление цикличности воспроизводства основных фондов.

Ключевые слова: национальная безопасность, продовольственная безопасность, ВВП, децильный коэффициент, стратегическое планирование, инновации, инвестиции, инфляция, безработица.

SOME ASPECTS OF ESTIMATION OF THE STATE OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

(Reviewed)

Bezuglaya Natalia Sergeevna,

Третье десятилетие Российская Федерация живет в новом формате развивающейся рыночной экономики. Распад СССР оставил в наследие как богатый экономический потенциал, достигнутый коллективным способом, так и ряд социально-экономических проблем, которые невозможно было решить в формате существовавшего строя.

Самой острой проблемой постсоветского пространства стало обеспечение национальной безопасности государства, его национальных интересов, сохранение национальных границ и т.д. Далеко не все макроэкономические проблемы удалось решить без значительных потерь. Ошибки дорого стоили для спокойствия и процветания страны и значительно снизили ее экономический потенциал, приведя к низкому уровню экономического развития наряду со странами третьего мира.

Снижение экономического потенциала снизило роль России как государства на мировой арене, голос страны в стратегически важных вопросах геополитики перестали слышать страны Западной Европы и США. Проблема экономической безопасности России остается одной из жизненно важных в контексте существования и развития России как суверенного единого государства.

Каким образом защитить национальные интересы, как обеспечить экономическую безопасность государства — проблемы, решение которых должно быть постоянным, позволяющим экономике страны адаптироваться быстрее, чем назреют перемены, несущие угрозы ее стабильному развитию.

Данные аспекты указывают на актуальность проблематики обеспечения экономической безопасности России в условиях открытости и интеграции в мировое сообщество, потому именно эта тематика выбрана автором для исследования, а процессе которого применены методы эмпирического исследования, методы теоретического познания и общелогические методы и приемы исследования.

Приоритетами национальной безопасности Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537

«О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» обозначены не только рост обороноспособности, но и улучшение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения. Но существует проблема объективной оценки уровня национальной безопасности и степени защищенности интересов его граждан.

Период перехода к рыночным отношениям нашего государства сопровождался спадами и подъемами экономики, которые обычно оценивают цифрами ВВП, темпами его роста, уровнем инфляции и уровнем безработицы. Формально рост экономики виден при наполненных и растущих торговых площадях, оживленных покупателях, что не подтверждается фактами и цифрами.

Основным индикатором национальной и экономической безопасности государства является динамика реального ВВП. (рис. 1)

Опираясь на цифры, приведенные в таблице 1 можно заметить, что падение ВВП в 2009 г. было компенсировано ростом в 2010 г., наиболее значителен был рост в 2009 г. и 2010 г. Далее темпы роста снижаются. Такая тенденция сопровождается аналогичной динамикой индекса потребительских цен, имевшей рост в 2009 г. и 2010 г. Новая волна инфляции в 2014 г. спровоцировала рост номинального ВВП, хоть и не столь значительный, что можно объяснить тем, что основной инфляционный виток был в конце 2014 г.

В этом случае интересным представляется анализ этих показателей в конце 2015 г., когда экономика уже получила инфляционный удар и должна гибко отреагировать ростом производства и ВВП. Но значительное увеличение ИПЦ в 2014-2015гг отражает резкий рост инфляции, за счет которой и произошел рост номинального ВВП. Заметим, что в 2014 году Росстат изменил методику подсчета ВВП, в соответствии с которой ВВП 2015 года и последующих лет невозможно просчитать в ценах 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

100000 90000 80000 70000 60000 50000 40000 30000 20000 10000 0

Объем ВВП, млрд.руб.

Объем ВВП в ценах 2008г, млрд.руб.

И-1-1-1-1-1-1-г

2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016

Рисунок 1. Динамика ВВП за период с 2008-2016гг. (данные сайта Росстата)

года, вследствие чего невозможно проиллюстрировать и отследить дальнейшую тенденцию снижения реального ВВП.

На рисунке 2 отражена динамика индекса потребительских цен в России за период 2008-2016 гг., которая лишь подтверждает необходимость корректировки стоимости ВВП в сопоставимых ценах

дляпроведения анализа состояния национальной и экономической безопасности.

Проиллюстрированная выше динамика ВВП и ИПЦ РФ за 2008-2016 гг. показала, что экономика государства при низких инфляционных ожиданиях снижает темпы роста, при высоких — реагирует адекватно увеличению темпов инфляции. Это об-

Таблица 1

Динамика ВВП и индекса потребительских цен

Показатели 2008 2009 2010 2011 2810 2010 20141 2085 8016

Объем ВВП, млрд.руб. 4127В,8 38807,В 40308,5 59В98Д 66926,9 71216,7 70599,7 80232,6 16043,6

Объем ВВП в ценах 2008г, млрд. руб.1 41276,8 38048,6 39762,2 41457,8 42882,1 43447,6 43722,7 — —

ИПЦ,% 113,3 108,8 108,8 106,1 106,6 106,5 111,4 112,9 105,4

Рисунок 2. Динамика уровня индекса потребительских цен за период 2008-2016 гг.

1 Данные, начиная с 2014 г., включают изменения, связанныесвнедрением международной методологии оценки жилищных услуг, производимых и потребляемых собственниками жилья; оценкой потребления основного капитала исходя из его текущей рыночной стоимости; согласованием данных об экспорте и импорте с данными платежного баланса, разработанного по методологии 6 издания «Руководства МВФ по платежному балансу и международной инвестиционной позиции» (РПБ6); актуализацией данных по итогам разработки базовых таблиц «Затраты-выпуск» за 2011 год, включением оценки услуг домашних работников (домашней прислуги), а также внедрением положений СНС 2008 года относительноучетарезультатовнаучныхисследованийиразработоки системвооружения

условлено стимулирующим эффектом инфляции. Учитывая события 2014-2017 гг., и текущее положение дел в мировой политике и украинский и сирийский кризисы, отечественный производитель хоть и был поставлен западными санкциями в более выгодное положение, чем в условиях конкуренции с западными производителями и открытом рынке, но не мог отказаться от импортных составляющих своего производства. Вследствие чего, импорт комплектующих обусловил рост цен и на отечественные товары. Кроме этого, на российском рынке всегда присутствует и сговор крупных продавцов продовольствия, повышающих цены, получающих сверхприбыль, вносящих свой вклад, таким образом, в рост уровня инфляции. Поэтому социальную обстановку, даже при наличии роста патриотизма трудно назвать благоприятной. В инфляционную игру включились факторы, не учтенные Дж.М.Кейнсом, но занимающие ведущее место в экономических отношениях сегодня — олигархический сговор, ставший возможным в результате растущего разрыва между бедными и богатыми слоями населения.

Поэтому для оценки национальной безопасности в экономическом аспекте важно учитывать значения таких индикаторов как динамика дециль-ного коэффициента, темпов инфляции, безработицы, динамика уровня потребления и производства

продуктов питания на душу населения, уровень выделяемых средств на образование и медицинское обслуживание, а так же сравнение стоимости потребительской корзины с величиной доходов на душу населения, то есть обеспеченности самым необходимым (Жилкина, 2010).

В совершенно секретном, доступным сейчас в интернете Докладе ЦСУ СССР, Института экономики Академии наук СССР и Института питания Академии медицинских наук СССР H.A. Булганину об уровне потребления основных продовольственных и промышленных товаров в СССР на душу населения, зафиксированы цифры производства и потребления основных продуктов питания по состоянию на 01.01.1955 г. Интересно сопоставить уровень потребления того времени с сегодняшним днем для оценки динамики уровня жизни населения России за последние 100 лет.

Анализ уровня потребления продовольственных товаров характеризует и степень удовлетворения потребностей населения в продуктах питания.

В таблице 2 сопоставлены данные доклада ЦСУ СССР с 1913 по 1954 гг. и данных Росстата, размещенных на официальном сайте за период с 2009 по 2015 гг. Сопоставление данных говорит о том, что изменились потребительские предпочтения и население Российской Федерации потребляет в большей степени более дорогие продукты, такие как мясо и

Таблица 2

Динамика уровня потребления основных продуктов питания в Российской Федерации

(на душу населения)

1913 1928 1937 1940 1950 1954 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Хлебные продукты (хлеб и макаронные изделия в пересчете на муку, крупа и бобовые) 200 214 192 195 172 180 118 120 119 119 118 118 118

Картофель 75 130 151 118 241 153 112 104 110 111 111 111,0 112

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Овощи и продовольственные бахчевые культуры 40 72 78 67 51 66 102 101 106 109 109 111,0 111

Мясо и мясопродукты в пересчете на мясо 27 32 18 24 26 32 66 69 71 74 75 74 73

рыба и рыбные продукты 6,7 3,5 5,6 5,1 7 8,9 23,0 24,8 24,8

Молоко и молочные продукты в пересчете на молоко 154 182 138 143 172 175 244 247 246 249 248 244,0 239

Яйца и яйцепродукты -штук 48 60 43 54 60 84 260 269 271 276 269 269,0 269

Масло растительное нет 2,6 2 2,3 2,7 4,8 13,0 13,4 13,5 13,7 13,7 13,8 13,6

Сахар 8,1 7,5 13,8 8,7 11,6 20,9 37 39 40 40 40 40,0 39,0

Фрукты и ягоды 55 58 60 61 64 64,0 61,0

Таблица 3

Объем экспорта минеральных продуктов в товарной структуре экспорта РФ за период 2000-2015 гг. (по данным ежегодника Росстата «Россия в цифрах-2016»)

Продукт 2000 2005 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015

Минеральные продукты, в млрд. долл.США в фактически действовавших ценах 55,5 156 326 203 272 368 374 377 351 219

Минеральные продукты, в процентах к общему итогу экспорта 53,8 64,8 69,8 67,4 68,5 71,1 71,3 71,6 70,5 63,8

рыба, снизив потребление углеводов, вызывающих быстрое насыщение, но менее питательных.

В целом динамика показывает, что население увеличивает потребление и достаточно удовлетворено необходимыми продуктами питания.

Показателями состояния национальной безопасности государства, а также основными характеристиками экономического роста и развития страны являются развитие промышленности, обновление основных фондов, рост инвестиционной активности и развитие инновационных технологий, что подразумевает цикличность воспроизводства основных фондов. Но современная экономическая ситуация не отражает таких позитивных изменений (см., напр.: Экономическая безопасность России: Общий курс: Учебник, 2005). Проанализировав все те же статистические сборники, можно заметить, что самая высокая доля в структуре ВВП принадлежит обрабатывающей промышленности, но обновление основных фондов происходит только ради замены вышедшего из строя оборудования, так как динамика обновления очень низка, а степень износа приближается к 50% .

Выходом из нарушения цикличности воспроизводства основных фондов может являться только точно спланированная промышленная политика, основные направления которой изложены в «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г.», принятая в 2008 г. В документе планируется, что в перспективе, «будет обеспечено поддержание высокого уровня национальной безопасности и обороноспособности страны, включая экономическую и продовольственную безопасность, безопасность населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, что создаст благоприятные условия для высвобождения инновационного потенциала населения и динамичного развития бизнеса.

Системное решение поставленных задач состоит в переходе российской экономики от экспортно-сырьевого к инновационному социально ориентированному типу развития (Данилин, Клоч-

ков, 2014). Это позволит резко расширить конкурентный потенциал российской экономики за счет наращивания ее сравнительных преимуществ в науке, образовании и высоких технологиях и на этой основе задействовать новые источники экономического роста и повышения благосостояния. Инновационный социально ориентированный тип экономического развития Российской Федерации имеет ряд качественных и количественных характеристик.

Во-первых, он опирается на модернизацию традиционных секторов российской экономики (нефтегазового, сырьевого, аграрного и транспортного), опережающее увеличение объема продукции отраслей высоких переделов, которые вплоть до 2020 года остаются ведущими секторами производства валового внутреннего продукта. Во-вторых, превращение инноваций в ведущий фактор экономического роста во всех секторах экономики, повышение производительности труда в секторах, определяющих национальную конкурентоспособность, в 3 — 5 раз и снижение энергоемкости в среднем в 1,6 — 1,8 раза. В-третьих, формирование новой экономики — экономики знаний и высоких технологий, которая должна стать одним из ведущих секторов национальной экономики.

Планирование и прогнозирование экономических процессов

Создана взвешенная концепция развития страны, но требующая прагматичного подхода к ее реализации посредством построения четких планов и постоянного анализа фактического их выполнения.

В рамках реализации Концепции 2020 Президентом РФ В.В.Путиным только 13 мая 2017г. был подписан указ об утверждении «Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» (далее — Стратегия), обозначены внутренние и внешние угрозы, поставлены цели, определены задачи, которые уже длительное время нуждаются в решении, перечислены индикаторы. Первый этап реализации Стратегии — разработка и реализация мер организационного характера определен до 2019 года. И только в 2019 году

правительство планирует начать выполнение мер по нейтрализации вызовов и угроз.

В настоящее время процесс обеспечения экономической безопасности РФ имеет лишь оперативный подход и выглядит как сиюминутный поиск защиты, затыкание дыр, решение проблем по мере их поступления. Национальную безопасность без четкой системы приоритетов, целей, прогнозирования, планирования в глобализированном мире, обладающем высоким уровнем интеграции экономик, невозможно обеспечить.

Россия позиционирует себя как серьезный игрок на мировой арене, удивляя всех достижениями в военно-промышленном комплексе. Безусловно, после трагических 90-х, сегодня экономика страны переживает длительный подъем. Но структурные перекосы в национальном хозяйстве, коррупция, расслоение общества на очень богатых и очень бедных не позволяет говорить о системном решении задач, определенных Концепцией за 10 лет ее существования.

Стране необходимо решить последовательно следующие основные задачи, без которых построение эффективной экономики сверхдержавы невозможно, а именно:

1. преодоление коррупции в бюрократической и силовой среде.

2. снижение влияние олигархического капитала на принятие экономических решений в рамках национальных приоритетов.

3. развитие науки и образования.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. введение государственного планирования развития экономики на основе долгосрочных прогнозов.

5. структурная перестройка экономики согласно Концепции.

Именно последовательное решение указанных задач позволит преодолеть сопротивление тех, кто лоббирует свои интересы и оказывает существенное влияние на темпы и направления экономического развития Российской Федерации.

Отдельно хотелось бы обозначить задачу введения государственного планирования развития экономики на основе долгосрочных прогнозов.

Плановая экономика СССР имела ряд своих недостатков и преимуществ. Полагаю, что спустя двадцать пять лет большинство видит больше плюсов в ее применении, чем минусов. Пятилетка за три года, преодоление нищеты, голода 30-х годов, скачок в экономическом развитии за счет мужества народа-победителя невозможны были бы без построения четких планов развития. Страна стала ядерной сверхдержавой, промышленный и научный потенциал которой мы используем до сих пор.

Системный крах СССР, осуществленный не без участия стран Старого и Нового света, привел к тому, что одна шестая части суши осталась без налаженного экономического механизма, обеспечивающего национальную безопасность. Развал страны должен был обречь ее на раздел и вымирание, желанное для Востока и Запада. Диссиденты и инакомыслящие убеждали верящих им, в возможности построения процветающего капиталистического государства (оно же государство с развитой рыночной экономикой) на обломках Советского Союза, заменив моральные ценности общества и коллектива ценностями индивидуализма и общества потребителя.

Эксперимент не удался ввиду национальных свойств русского характера, склонного к общинному образу жизни, коллективности, духовности и обладающего другим набором нравственных качеств, о которых написано много и историками и литературными классиками.

Это основная причина невозможности применения западного пути развития в российской действительности. Русский менталитет невозможно перекроить в контексте развития рациональной капиталистической экономики.

Концепция социально-экономического развития, положенная в основу детального плана в перспективе могла бы сделать национальную экономику эффективной и сильной, а национальную безопасность привести к оптимуму.

В общих чертах план развития должен охватывать все сферы народного хозяйства, социальную сторону и внешние связи. Расчет сроков реализации должен происходить на основе прогнозов как оптимистичных, так и пессимистичных.

Развитие материального производства и нематериальной сферы должно сопровождаться повышением образованности, морально-духовных качеств, заботой о здоровье нации и повышением уровня жизни населения. Эту аксиому можно рассматривать как самостоятельную, так и в контексте обеспечения экономической безопасности государства.

Отсюда проистекает ряд задач:

1. увязать социальное развитие с экономическим, рассчитав темпы роста объемов и качества человеческих ресурсов;

2. обеспечить необходимое качество человеческих ресурсов: здравоохранение, пропаганда здорового образа жизни, института брака и семьи, пропаганда ценности образования и уважение к науке, знаниям и т.д.;

3. рассчитать оптимальную структуру народного хозяйства на перспективу с учетом планируемой работы человеческого потенциала страны;

4. сделать прогноз возможных вариантов инновационного развития — прогноз развития отраслей знаний и потребностей социума на ближайшие 50 лет, на основе чего сформулировать основные направления обучения и подготовки кадров;

5. создать систему финансирования научных исследований, преследующих цели, определенные в Концепции;

6. подчинить все действия Правительства и бюрократического аппарата долгосрочным целям, изложенным в Концепции.

Анализ и выявление оптимального соотношения отраслей народного хозяйства, ориентация экономики на внутренний рынок, борьба с коррупцией, повышение роли социальной политики государства, введение нормативных ограничений на ряд операций фондового рынка, носящих спекулятивный характер, повышение конкурентоспособности товаров, наряду с повышением образованности населения и его патриотизма — это необходимые меры по обеспечению национальной безопасности нашего государства в постоянно изменяющихся экономических условиях.

ИСТОЧНИКИ:

1. Безуглая Н.С. Комплексное решение проблем обеспечения экономической безопасности РФ в современной геополитической ситуации // Механизм экономико-правового обеспечения экономической безопасности: опыт, проблемы, перспективы. Материалы У11-й международной научно-практической конференции. Краснодар: Изд-во ЮИМ, 2015. — С. 74-86.

2. Данилин М.Н., Клочков В.В. Анализ экономической безопасности страны с сырьевой экономикой с учетом военной угрозы // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2014. — №35. — С. 38-50.

3. Дергачев В.А. Геополитическая теория больших многомерных пространств. Монография. (Электронное издание на СЭ + Интернет-гиперссылки).

— Издательский проект профессора Дергачева, 2011.

4. Жилкина Ю.В. Макроэкономические показатели экономической безопасности страны // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. — 2012. — №10.

Общая характеристика национальной безопасности;

ОРГАНЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Обеспечение национальной безопасности является главным условием развития Республики Казахстан как независимого суве­ренного государства. Закон «О национальной безопасности Респу­блики Казахстан» от 26 июня 1998 года № 233-I определяет нацио­нальную безопасность как состояние защищенности националь­ных интересов страны от реальных и потенциальных угроз. К со­жалению, до сих пор не выработан единый подход в определении системы органов безопасности и нет исчерпывающего перечня ее элементов.

Национальные интересы Республики Казахстан представляют собой совокупность политических, экономических, социальных и других потребностей Казахстана, от реализации которых зависит способность государства обеспечивать защиту конституционных прав человека и гражданина, ценностей казахстанского общества, основополагающих государственных институтов.

Национальными интересами Республики Казахстан являются:

1. обеспечение нрав и свобод человека и гражданина;

2. сохранение общественного согласия и политической ста­бильности в стране;

3. экономическое развитие на благо всего народа Казахстана;

4. воспитание казахстанского патриотизма и укрепление един­ства народа Казахстана;

5. сохранение и приумножение материальных и духовных цен­ностей казахстанского общества;

6. незыблемость конституционного строя Республики Казах­стан, в том числе государственной независимости, унитарного устройства и президентской формы правления, целостности, не­прикосновенности государственной границы и неотчуждаемости территории страны;

7. устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

8. обеспечение оснащенности и боевой готовности Вооружен­ных Сил, других войск и воинских формирований Республики Ка­захстан;

9. безусловное исполнение законов и поддержание правопорядка;

10. развитие международного сотрудничества на основе пар­тнерства.

Определяющим условием национальной безопасности Казах­стана является территориальная целостность.

Согласно постановлению Конституционного Совета Республи­ки Казахстан от 23 апреля 2003 г. N 4 «Об официальном толкова­нии пункта 2 статьи 2 и пункта 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан» изменение унитарности и территориальной целостно­сти республики не может быть предметом инициирования измене­ний и дополнений в Конституцию.

Территория государства представляет собой пространственный предел, в котором государство существует и действует как суве­ренная организация власти. Она есть высшая власть на этой тер­ритории, едина и независима. Земля, ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы, которые охватывает пространство республики, находятся в публично-правовой соб­ственности Казахстана.

В соответствии с п. 2 ст. 2 Конституции Республики Казахстан государство обеспечивает целостность, неприкосновенность и не­отчуждаемость своей территории, что следует понимать как недо­пустимость расчленения его территории, использования природ­ных ресурсов без согласия государства и произвольного изменения статуса регионов Казахстана, нерушимость государственной гра­ницы и запрет на территориальные уступки в ущерб националь­ным интересам и суверенному равенству государства.

Земельные участки предоставляются иностранным государ­ствам для размещения дипломатических представительств, аккре­дитованных в Республике Казахстан, в пользование на условиях аренды.

Обеспечение государством целостности, неприкосновенности и неотчуждаемости своей территории предполагает разработку и осу­ществление комплекса мер экономического, политического, военно­го, правового и организационного характера, направленных на:

1. укрепление иммунитета государства в экономическом взаи­модействии;

2. юридическую невозможность односторонней уступки Ре­спубликой Казахстан части территории иному государству;

3. недопущение захвата, присоединения либо раздела террито­рии республики;

4. запрет на создание и действие общественных объединений, цели или действия которых направлены на нарушение целостно­сти Республики Казахстан;

5. отсутствие у органов государства на местах права ставить вопрос о выходе из состава государства и изменения своего право­вого статуса в одностороннем порядке;

6. возложение на органы государства обязанностей по приня­тию необходимых и достаточных мер по охране и защите сувере­нитета и территориальной целостности республики.

Угрозу национальной безопасности законодатель видит в определенных условиях, процессах и факторах, препятствующих реализации национальных интересов или создающих им опас­ность. Угрозами национальной безопасности Республики Казах­стан являются:

1. ослабление законности и правопорядка, в том числе рост преступности, включая организованные ее формы, сращивание государственных органов с криминальными структурами, покро­вительство должностных лиц незаконному обороту капитала, кор­рупцию, незаконное обращение оружия и наркотических средств, способствующих снижению степени защищенности прав и свобод человека и гражданина;

2. деятельность, направленная на насильственное изменение конституционного строя, в том числе действия, посягающие на унитарное устройство Республики Казахстан, целостность, непри­косновенность, неотчуждаемость ее территории;

3. ослабление обороноспособности страны, угроза неприкосно­венности государственной границы и применения силы в отноше­нии Республики Казахстан, агрессия против нее;

4. разведывательная, террористическая, диверсионная и иная направленная на нанесение ущерба национальной безопасности Казахстана деятельность специальных служб и организаций ино­странных государств, а также отдельных лиц;

5. дезорганизация деятельности государственных органов, на­рушение их бесперебойного функционирования, снижение степе­ни управляемости в стране;

6. политический экстремизм в любой его форме, в том числе разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, со­словной и родовой вражды или розни;

7. обострение социально-политической ситуации, выражаю­щееся в межнациональных и межконфессиональных конфликтах, массовых беспорядках, несанкционированных собраниях, митин­гах, шествиях и демонстрациях, незаконных пикетах и забастов­ках;

8. создание не предусмотренных законодательством Республи­ки Казахстан военизированных формирований;

9. резкое ухудшение экологической ситуации, стихийные бед­ствия и иные чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, эпидемии и эпизоотии;

10. нанесение ущерба экономической безопасности государ­ства, включая использование стратегических ресурсов вопреки ин­тересам страны, препятствование росту инвестиционной активно­сти, в том числе притоку иностранных инвестиций в Республику Казахстан, неконтролируемый вывоз капитала за пределы страны;

11. ухудшение демографической ситуации, в том числе резкое снижение рождаемости, повышение смертности, возникновение неконтролируемых миграционных процессов;

12. ухудшение качества образования и интеллектуального по­тенциала страны;

13. несовершенство или отсутствие нормативных правовых ак­тов по защите национальных интересов страны.

В законодательстве используются следующие основные поня­тия:

Внешняя безопасность — состояние защищенности нацио­нальных интересов Республики Казахстан от угроз, исходящих со стороны иностранных государств, организаций и граждан.

Военная безопасность — состояние защищенности Республи­ки Казахстан от реальных и потенциальных угроз и посягательств военного характера на независимость и территориальную целост­ность страны.

Информационная безопасность состояние защищенности государственных информационных ресурсов, а также прав лич­ности и интересов общества в информационной сфере.

Общественная безопасность — политико-правовая, духовно- нравственная, социальная защищенность жизни, здоровья и благо­получия граждан Казахстана, а также ценностей казахстанского общества от возможных опасностей и угроз, способных нанести им ущерб.

Экологическая безопасность — состояние защищенности жиз­ненно важных интересов и прав личности, общества и государства от угроз, возникающих в результате антропогенных и иных воз­действий на окружающую среду.

Экономическая безопасность — состояние защищенности на­циональной экономики Республики Казахстан от внутренних и внешних условий, процессов и факторов, ставящих под угрозу ее устойчивое развитие и экономическую независимость.

Объектами национальной безопасности являются личность, ее права и свободы; общество, его материальные и духовные цен­ности; государство, его конституционный строй; независимость и территориальная целостность. Достижение безопасности обеспе­чивается проведением единой государственной политики в обла­сти обеспечения безопасности, реализацией системы мер экономи­ческого, политического, организационного и иного характера.

Основными принципами обеспечения национальной безопас­ности Республики Казахстан являются:

1. соблюдение законности при осуществлении деятельности по обеспечению национальной безопасности;

2. оперативное взаимное информирование и согласованность действий сил обеспечения национальной безопасности;

3. единство, взаимосвязь и сбалансированность всех видов на­циональной безопасности;

4. приоритетность политических, экономических и информа­ционных мер;

5. взаимная ответственность личности, общества и государ­ства;

6. контроль за реализацией всей совокупности действий по за­щите национальной безопасности.

7. Основными функциями системы обеспечения национальной безопасности являются:

8. прогнозирование и выявление угроз национальной безопас­ности;

9. разработка и осуществление комплекса оперативных и дол­говременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз на­циональной безопасности;

10. создание и поддерживание готовности сил в обеспечении на­циональной безопасности;

11. участие в обеспечении всеобщей и региональной безопас­ности в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

К силам обеспечения национальной безопасности относят­ся Вооруженные Силы, другие войска и воинские формирования Республики Казахстан, органы национальной безопасности, вну­тренних дел, внешней разведки, военной и финансовой полиции, Служба охраны Президента Республики Казахстан, налоговая и таможенная службы, службы ликвидации последствий чрезвычай­ных ситуаций.

Каждая из них обладает собственными задачами и компетенци­ей. Они взаимодействуют между собой в пределах, установленных законодательством, и взаимно информируют друг друга по вопро­сам, относящимся к их компетенции.

Общее руководство указанными органами возложено на Прези­дента Республики, который обеспечивает согласованные действия всех ветвей государственной власти в области защиты националь­ных интересов страны.

Президент Республики Казахстан издает акты по вопросам обе­спечения национальной безопасности; образует Совет Безопасно­сти, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию национальной безопасности Республики Казахстан; определяет реальную, потенциальную угрозу национальной безопасности и принимает необходимые меры по обеспечению безопасности всех граждан, общества и государства с учетом мнения Совета Безопас­ности; осуществляет иные необходимые полномочия по вопросам обеспечения национальной безопасности в соответствии с Консти­туцией и законами Республики Казахстан.

Совет Безопасности, который возглавляет Глава государства, определяет его задачи и полномочия, утверждает Концепцию на­циональной безопасности Республики Казахстан. Совет Безопас­ности Республики Казахстан действует на основе Положения о Совете Безопасности Республики Казахстан, утвержденного Ука­зом Президента Республики Казахстан от 20 марта 1999 г. № 88.

Совет Безопасности является консультативно-совещательным органом, образуемым Президентом Республики Казахстан для выработки решений и содействия реализации главой государства полномочий по обеспечению обороноспособности и националь­ной безопасности, сохранению государственного суверенитета, независимости и территориальной целостности Республики Ка­захстан, поддержанию социально-политической стабильности в стране, защите конституционных прав и свобод граждан.

Членами Совета Безопасности по должности являются: Предсе­датель Сената Парламента, Председатель Мажилиса Парламента, Премьер-Министр, Руководитель Администрации Президента, по­мощник Президента — Секретарь Совета Безопасности, Предсе­датель Комитета национальной безопасности, Министр иностран­ных дел, Министр обороны Республики Казахстан.

Решения, принятые Советом Безопасности, являются обяза­тельными для исполнения государственными органами Республи­ки Казахстан. В случае необходимости решения Совета Безопасно­сти могут реализовываться актами Президента или Правительства Республики Казахстан.

Парламент Республики Казахстан в этой части имеет следу­ющие полномочия: принимает законы по вопросам обеспечения национальной безопасности, вносит изменения и дополнения к ним; решает вопросы войны и мира; принимает по предложению Президента Республики Казахстан решение об использовании Вооруженных Сил республики для выполнения международных обязательств по поддержке мира и безопасности; проводит пар­ламентские слушания по вопросам обеспечения национальной безопасности; осуществляет: иные полномочия по вопросам обе­спечения национальной безопасности, возложенные Конституци­ей Республики Казахстан.

Правительство Республики Казахстан вносит в Мажилис Парламента Республики Казахстан проекты законов и обеспечи­вает исполнение законов в области национальной безопасности; организует разработку Концепции национальной безопасности Республики Казахстан; руководит деятельностью центральных и местных исполнительных органов по обеспечению национальной безопасности; формирует перечни стратегических объектов, пере­данных в уставный капитал и или находящихся в собственности национальных холдингов и национальных компаний либо их аффилированных лиц, а также иных юридических лиц с участи­ем государства, а также стратегических объектов, находящихся в собственности юридических лиц, не аффилированных с государ­ством и физических лиц.

Правительство Республики также принимает решение о вы­даче разрешения или отказе в выдаче разрешения на совершение гражданско-правовой сделки, которая может создать угрозу для на­циональных интересов Республики Казахстан, со стратегическим объектом, принадлежащим физическим и юридическим лицам, на основании рекомендаций комиссии по стратегическим объектам при Правительстве Республики Казахстан; осуществляет иные не­обходимые полномочия по Вопросам национальной безопасности в соответствии с Конституцией, законами и актами Президента.

Местные представительные и исполнительные органы об­ластей (города республиканского значения, столицы), организа­ции, независимо от форм собственности, в пределах своей компе­тенции принимают меры и организуют работу по обеспечению на­циональной безопасности в соответствующих административно- территориальных единицах; обеспечивают сохранность мобили­зационных мощностей и мобилизационных резервов (ресурсов), установленных Правительством Республики Казахстан.

В целях обеспечения безопасности, защиты прав и свобод чело­века и гражданина, защиты конституционного строя Республики

Казахстан в необходимых случаях закон предусматривает усло­вия, основания и порядок введения чрезвычайного положения.» Чрезвычайное положение в соответствии с Законом Республики Казахстан от 8 февраля 2003 года № 387-II «О чрезвычайном по­ложении» вводится в случае, когда демократические институты, независимость и территориальная целостность, политическая стабильность Республики Казахстан, безопасность ее граждан на­ходятся под серьезной и непосредственной угрозой и нарушено нормальное функционирование конституционных органов госу­дарства. Чрезвычайное положение на всей территории Республики Казахстан или в отдельных ее местностях вводится Президентом Республики Казахстан соответствующим указом после официаль­ных консультаций с Премьер-Министром и председателями палат Парламента Республики Казахстан с незамедлительным информи­рованием Парламента Республики Казахстан.

Чрезвычайное положение вводится в случае невозможности урегулирования сложившейся ситуации применением иных мер. В целях незамедлительного решения вопросов и проведения меро­приятий по ликвидации обстоятельств, послуживших основанием для введения чрезвычайного положения, Президентом Республики Казахстан могут создаваться специальные органы государственно­го управления по обеспечению режима чрезвычайного положения, к которым относятся: Государственная комиссия по обеспечению режима чрезвычайного положения при Президенте Республики Казахстан; комендатура местности.

Республика обеспечивает свою национальную безопасность всеми имеющимися в ее распоряжении средствами и методами, в том числе экономическими, политическими, военными, право­выми, специальными (разведка, контрразведка), применяемыми односторонне или в соответствии с международными договорами. Обеспечение национальной безопасности состоит в достижении и поддержании необходимого уровня защищенности национальных интересов путем определения основных направлений деятельно­сти государства в этой сфере.

Главные ориентиры в этой работе обозначены в Стратегии на­циональной безопасности Республики Казахстан. Реализуя поло­жения этого и других документов, основные усилия направлены на организацию эффективной системы мер по защите экономических интересов страны. В частности, осуществляется информационное обеспечение государственных органов о латентных и реальных угрозах экономической безопасности, оказывается содействие в решении задач по развитию экономических, научно-технических, кредитно-финансовых и транспортно-коммуникационных связей на международном уровне.

Обеспечение национальной безопасности состоит в достиже­нии и поддержании необходимого уровня защищенности нацио­нальных интересов путем:

1. определения основных направлений деятельности государ­ства в этой сфере;

2. выявления и прогнозирования угроз национальной безопас­ности;

3. осуществления комплекса оперативных и долговременных мер по предупреждению и нейтрализации угроз национальной безопасности, в том числе по устранению причин и условий, по­рождающих эти угрозы;

4. мобилизации сил и средств обеспечения национальной без­опасности в случаях возникновения непосредственной угрозы национальным интересам, посягательства на них, в том числе в случаях экстремальных и чрезвычайных ситуаций внутригосудар­ственного, трансграничного и глобального характера;

5. безотлагательного принятия решений и действий по защите национальных интересов, пресечения незаконной деятельности, посягающей на национальную безопасность, осуществления иных правоограничительных мер;

6. локализации и ликвидации последствий, связанных с посяга­тельствами на национальные интересы, осуществления комплекса восстановительных мер.

Служба охраны Президента Республики Казахстан

Специальным государственным органом, относящимся к силам обеспечения национальной безопасности Республики Казахстан и осуществляющим в пределах установленной законом компетенции охранные мероприятия по обеспечению безопасности охраняемых лиц и объектов является Служба охраны Президента Республики Казахстан.

Охраняемые лица — это лица, подлежащие охране Службой охраны Президента Республики Казахстан в соответствии с Кон­ституцией Республики Казахстан, конституционными законами Республики Казахстан и Законом от 3 октября 1995 года № 2483 «О Службе охраны Президента Республики Казахстан».

Охраняемыми лицами являются:

1. Президент Республики Казахстан;

2. Председатель Сената Парламента Республики Казахстан;

3. Председатель Мажилиса Парламента Республики Казахстан;

4. Премьер-Министр Республики Казахстан;

5. супруга (супруг) Президента республики и другие совместно проживающие с Президентом члены семьи;

6. Первый Президент Республики Казахстан;

7. члены семьи Первого Президента Республики Казахстан, проживающие совместно с ним или его сопровождающие;

8. экс-президент Республики Казахстан;

9. должностные лица Республики Казахстан, перечень которых утверждается Президентом Республики Казахстан;

10. главы иностранных государств, парламентов и правительств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, без­опасность которых обеспечивается в соответствии с международ­ными договорами Республики Казахстан;

11. руководители международных организаций и иные лица иностранных государств в период их пребывания на территории Республики Казахстан, безопасность которых обеспечивается на основании распоряжений Президента Республики Казахстан или по его поручению — Руководителя Администрации Президента Республики Казахстан.

Охраняемые объекты — здания, строения и сооружения, пред­назначенные для пребывания охраняемых лиц, а также прилегаю­щие к ним территория и акватория. Перечень охраняемых Службой охраны Президента Республики Казахстан объектов утверждается Президентом Республики Казахстан.

Задачами Службы охраны Президента являются:

1. обеспечение личной безопасности охраняемых лиц;

2. выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, направленных против жиз­ни, здоровья, прав, свобод, достоинства личности и собственности охраняемых лиц;

3. охрана собственности, обеспечение общественного порядка и безопасности на охраняемых объектах и в других местах пребы­вания охраняемых лиц;

4. осуществление в пределах своих полномочий борьбы с тер­роризмом;

5. прогнозирование и выявление угроз охраняемым лицам и объектам, осуществление комплекса оперативных мер по их пред­упреждению и нейтрализации.

Служба внешней разведки «Сырбар»

Указом Президента Республики Казахстан «О мерах по укре­плению национальной безопасности Республики Казахстан и даль­нейшему совершенствованию разведывательной деятельности» от 17 февраля 2009 года № 739, в целях реализации основных поло­жений Стратегии национальной безопасности Республики Казах­стан на 2007—2012 годы, укрепления национальной безопасности и оптимизации структуры специальных служб образована Служ­ба внешней разведки «Сырбар». Данная служба является государ­ственным органом, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, осуществляет функции упол­номоченного органа в сфере внешней разведки (вместо упразднен­ной службы «Барлау» КНБ РК).

Основной задачей оперативно-служебной деятельности службы «Сырбар» является обеспечение Президента Республики Казах­стан, высших органов законодательной и исполнительной власти объективной информацией, необходимой для принятия решений в политической, экономической, военной, научно-технической, гу­манитарной областях, а также о скрытых процессах в мире, кото­рые в той или иной степени могут нанести ущерб национальным интересам и повлиять на безопасность нашего государства. При этом основные усилия Службы должны быть направлены на вы­явление внешних угроз, предотвращение и нейтрализацию их воз­можных негативных последствий.

На современном этапе в деятельности Службы особую актуаль­ность приобрело получение упреждающей информации о внешних угрозах, исходящих от международного терроризма, транснациональной организованной преступности, религиозного экстре­мизма, наркотрафика, нелегальной миграции, а также незаконного перемещения компонентов оружия массового поражения и техно­логий двойного назначения. В соответствии с международными обязательствами Казахстана перед разведкой Комитета стоит зада­ча их выявления и упреждения на ранней стадии. В эпоху глобали­зации важное значение приобретают также проблемы обеспечения экономической безопасности. В этой связи перед казахстанской разведкой поставлены задачи по своевременному выявлению по­тенциальных угроз национальным интересам в финансовой, энер­гетической, продовольственной, индустриально-инновационной, коммуникационной, информационной и экологической сферах.

Также в задачи Службы «Сырбар» входит специфическими средствами содействовать укреплению процессов интеграции Казахстана в систему мирохозяйственных связей, расширению масштабов сотрудничества с промышленно развитыми странами, привлечению иностранных инвестиций в национальную эконо­мику, увеличению валютных поступлений от внешнеэкономиче­ской деятельности путем создания благоприятных конъюнктурно- коммерческих ситуаций.

В условиях активного привлечения иностранного капитала к развитию отечественной экономики перед Службой «Сырбар» стоят задачи по выявлению возможных попыток извне получить односторонние выгоды от участия в инвестиционных проектах, выяснению истинных целей и движущих сил тех или иных эконо­мических операций, предупреждению угрозы превращения Казах­стана в чисто сырьевой придаток развитых государств, рынок для сбыта низкокачественного товара и получения дешевой, но доста­точно квалифицированной рабочей силы.

Еще одной важной задачей казахстанской разведки в этой сфе­ре является информационное обеспечение развития передовых технологий и способствование созданию обратной связи дости­жений научно-технического прогресса с экономическим разви­тием. В функции Службы «Сырбар» также входит обеспечение безопасности дипломатических учреждений и граждан Республи­ки Казахстан за рубежом, то есть выявление, предупреждение и пресечение действий иностранных спецслужб, террористических и экстремистских организаций, создающих угрозу деятельности казахстанских учреждений и граждан за границей. Все большее внимание стало уделяться качественной составляющей информа­ционной работы. Были приняты меры по созданию системы непре­рывного информационно-аналитического слежения за развитием оперативной обстановки, прогнозирования внутренних и внешних угроз национальной безопасности и выработки на этой основе ин­формационных приоритетов внешней разведки, адекватных изме­нениям внешней среды.

Характеристика состояния национальной безопасности российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

doi: 10.20310/1819-8813-2015-10-11-62-67

ХАРАКТЕРИСТИКА СОСТОЯНИЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУЛИК ЮРИЙ ПАВЛОВИЧ ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина», г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lena538639@mail.ru

В статье дана развернутая характеристика влияния внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны. В качестве основных угроз экономической безопасности России выделены: банкротство, поглощение слабых производств; коррупция; инвестиционный кризис, массовый отток капитала; кризис социальной сферы; продовольственная зависимость; кризис промышленной политики; угрозы развития малого бизнеса; усиление роли и места транснациональных корпораций в национальной экономике. Определены степень влияния и последствия воздействия на развитие российской экономики и реализацию национальных экономических интересов. Обосновано, что в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности. Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Предложено направление реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые в свою очередь заключаются в: обеспечении роста уровня качества жизни граждан и экономического роста страны; развитии научной и социальной сфер; поддержании и оздоровлении окружающей среды; обеспечении стратегической стабильности. В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации должны стать: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство природно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Ключевые слова: экономическая безопасность, угрозы экономической безопасности, национальные интересы

Эффективность внешней политики государства зависит от четкости формулирования национально-государственных интересов и выбранных средств их реализации. Следовательно, в широком смысле безопасность представляет собой создание благоприятных условий для развития и самореализации всех членов обществ, обеспечение их жизни, свободы и собственности от любых посягательств со стороны отдельных личностей, организаций и государств.

В свою очередь национальную безопасность можно определить как определенное состояние институтов государства, обеспечивающее эффективность их функционирования, направленную на поддержание оптимальных условий жизнедеятельности и развития индивида и общества в целом. Следовательно, под национальной безопасностью понимается, прежде всего, физическое выживание данного государства, защита и

обеспечение его суверенитета и территориальной целостности, способность адекватно реагировать на любые реальные и потенциальные внешние угрозы, ключевые из которых представлены в таблице 1.

Таким образом, в целях нейтрализации угроз национально-государственным экономическим интересам России необходимо осуществлять регулярный мониторинг индикаторов экономической безопасности.

Так, в 2013 г., заметно снизился темп роста национальной экономики. В результате темп прироста ВВП сократился практически в три раза, по отношению к предыдущему году до 1,3 %. Данное замедление носило структурный характер, обусловленное исчерпанием потенциала для восстановительного роста, а большая часть внутренних факторов (полная загрузка имеющихся производственных мощностей, снижение уровня без-

работицы, снижение уровня дифференциации доходов населения, рост доходов, что ведет к восстановлению спроса), которые могли бы способствовать восстановлению национальной экономики в посткризисный период, по большей части исчерпали себя. Кроме того, снизилась и инве-

Характеристика угроз эконо

стиционная активность, а многие федеральные программы либо недофинансировались, либо были полностью заморожены. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и слабый внешний спрос оказывали умеренно сдерживающее влияние на развитие российской экономики.

Таблица 1

ской безопасности России

Виды угроз Характеристика угроз

Банкротство, поглощение слабых производств Разрушение имеющегося технологического потенциала, свертывание прогрессивной структурной перестройки производственного сектора, следствием чего является недозагрузка производственных мощностей, банкротство отдельных видов производства и, как следствие, потере рынков сбыта либо снижение их доли

Коррупция В последние годы доля взяточничества в общем количестве зарегистрированных преступлений увеличилась почти в два раза, с 0,24 до 0,43 %. При этом количество совершенных коррупционных преступлений за этот период практически не снижается. Так, темп роста коррупционных преступлений в 2005 г. относительно 2000 г. составлял 140 %, и в 2012 г. по сравнению с 2011 г. — 140 % . Губительное воздействие коррупции заключается в том, что она: — препятствует крупномасштабным социально-экономическим преобразования и тормозит в целом непосредственно развитию государства (в первую очередь, экономическому); — стремительный рост теневой экономики, снижение объема налоговых поступлений в бюджет, что делает неэффективным использование бюджетных средств; — оказывает негативное воздействие на имидж страны в глазах ее политических и экономических партнеров, снижая тем самым инвестиционный климат; — увеличивает уровень дифференциации доходов граждан

Инвестиционный кризис, массовый отток капитала Интенсивный отток капитала, в первую очередь, финансового, способствует снижению инвестиционной привлекательности российской экономики

Кризис социальной сферы Высокий уровень дифференциации доходов населения, снижение уровня жизни и спроса на высококвалифицированную рабочую силу ведет к потере квалификации и трудовых навыков населения

Продовольственная зависимость Обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, свободный доступ импортных товаров на внутренний рынок при отказе от разумного патернализма по отношению к отечественным производителям формирует зависимость территории от поставок продовольствия из других регионов и стран

Кризис промышленной политики Снижение уровня качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции под воздействием ряда факторов: — отсутствие крепких производственных и научных связей; — низкий уровень научно-технической базы в производственной сфере; — высокий уровень износа производственных мощностей; — низкий уровень финансирования и инвестирования промышленного производства, сопряженного с высокой степенью рисков и длительностью периода окупаемости; — ориентация на внутренний рынок и госзаказ; — низкий уровень конкурентоспособности с импортными аналогами; — рост затрат, из-за использования в производственном процессе устаревшей технологической базы, материалов и комплектующих; — отсутствие адаптированной к рыночным условиям системы управления; — отсутствие у предприятий права выбора, что связано со спецификой выпускаемой продукции; — низкая наукоемкость продукции и др.

Угрозы развития малого бизнеса Предприятия малого бизнеса имеют гораздо меньше возможностей для интенсивного развития. В первую очередь, это связано с недостатком финансовых и инвестиционных ресурсов, а также проблемами кредитования. Ключевыми проблемами, затормаживающими развитие малого бизнеса, являются: — несовершенство системы учета и налогообложения; — замораживание либо низкий уровень бюджетного финансирования федеральных и региональных программ поддержки малых предпринимательских структур; — отсутствие эффективного механизма денежно-кредитной поддержки и страхования рисков малого бизнеса

Усиление роли и места ТНК Свободный, беспрепятственный доступ импортных товаров на отечественный рынок, после вступления России в ВТО. В результате увеличивается роль ТНК, стремящихся подчинить интересам универсализации мирового экономического пространства все перспективные сегменты экономики и экономическую политику различных государств. Россия здесь не является исключением. Бесспорно, что это совершенно новая форма опасности. Необходимо разрабатывать формы мониторинга и минимизации/устранения возникающих опасностей

уи. Р. килк

Принято выделять ключевые внутренние и внешние угрозы национальным экономическим интересам и безопасности государства (рис. 1). К числу внутренних угроз можно отнести:

потерю международного и внутреннего рынка сбыта либо сокращение его доли;

— угрозу для отечественных товаропроизводителей и внутреннего рынка со стороны зарубежных производителей, получающих беспрепятственный доступ на российский рынок, после вступления России в ВТО;

прямую зависимость от международных экономических организаций и импорта;

— отсутствие государственного контроля за реализацией инвестиционных проектов;

— отток финансовых ресурсов за рубеж;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— несовершенство нормативно-правовой базы защиты интеллектуальной деятельности.

К внешним факторам, влияющим на экономическую безопасность российского государства и создающим угрозы, можно отнести:

— барьеры доступа на международный рынок;

— отток человеческих ресурсов и интеллектуальной собственности за рубеж;

— вывоз валютных запасов и стратегически важных видов сырья и товаров;

— культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д.

3) вывоз валютных запасов, стратегически важных видов сырья и товаров, культивирование структурно-деформированного товарооборота и т. д.

Рис. 1. Влияние внешних и внутренних угроз на национально-государственные экономические интересы и экономическую безопасность страны

В Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации ключевые угрозы разделены на несколько групп: рост имущественной дифференциации населения и уровня бедности; деградация структуры национальной эконо-

мики; неравномерность социально-экономического развития регионов; увеличение теневого сектора экономики и криминализации общества.

Следует отметить, что национальная безопасность находится в тесной взаимосвязи с безопасно-

стью общественно-политической системы государства. С точки зрения политических наук, она характеризует взаимосвязь безопасности и нации, т. е. наличие некой государственной общности, сосредоточенной на определенной территории и формируемой на наличии и развитии устойчивых социально-экономических, культурных и политических связей. Другими словами, национальная безопасность представляет собой определенное состояние нации, представляющее собой целостную систему, составными элементами которой являются общественные отношения (включая и международные), общественные институты и их деятельность, способствующие и препятствующие реализации национально-государственных интересов в конкретной исторически сложившейся обстановке .

Если рассматривать национальную безопасность как систему, то можно выделить три уровня -безопасность государства, общества и личности, значение которых обусловлено характером общественных отношений, политическим устройством, степенью воздействия внутренних и внешних угроз.

Обеспечение безопасности государства возможно лишь при наличии эффективного механизма управления, контроля и координации деятельности политических сил и общественных групп, а также государственных институтов, обеспечивающих безопасность страны. Общественная безопас-

ность предполагает наличие эффективно функционирующих общественных институтов и норм общественного сознания, способствующих реализации прав и свобод всех членов общества, а также направленных на нейтрализацию любых действий, направленных на раскол общества. Безопасность личности направлена на формирование системы нравственно-правовых норм и общественных институтов, деятельность которых способствует развитию и реализации социально-значимых способностей и потребностей, не вступая в противоречие с государством и обществом.

В периоды кризисов на первый план выходит безопасность общественная и государства в целом. Как правило, в странах с тоталитарным либо авторитарным режимом управления критические периоды возникают регулярно, в результате актуализируется проблема обеспечения безопасности государства за счет безопасности личности. Для государств с демократическим режимом наибольшую ценность представляет свобода прав личности, а, следовательно, ее безопасность доминирует, а обеспечение безопасности общества и государства является не ключевой целью, а лишь функцией обеспечения первой.

В системе национальной безопасности можно выделить три основных структурных элемента: политическую, экономическую и военную безопасности (рис. 2).

Рис. 2. Структурные элементы национальной безопасности

УИ. Р. килк

В свою очередь, Концепция национальной безопасности формируется с учетом всей совокупности угроз, как внешних, так и внутренних. Концепция национальной безопасности строится на основе концепции национальных интересов — системы взаимосвязанных элементов по достижению основных целей государства: вектора реализации, инструментов, угроз, методологических принципов и направлений совершенствования механизма реализации .

Ключевыми целями концепции национальных интересов является:

— сохранение территориальной целостности страны, государственного самоопределения и политического самоуправления общества;

— приумножение национального богатства страны;

обеспечение достойного уровня жизни всех членов общества.

Указанные цели определяют основное содержание и направления реализации национально-государственного интереса, формируя основу вырабатываемых приоритетов и направлений их реализации, которые, в свою очередь, заключаются в:

обеспечении роста уровня качества жизни граждан;

— экономическом росте;

— развитии научной и социальной сферы; поддержании и оздоровлении окружающей

среды;

— стратегической стабильности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В соответствии с направлениями реализации национального интереса инструментами его реализации являются: гарантированное обеспечение безопасности и высоких стандартов жизнеобеспечения граждан страны; развитие национальной инновационной системы и инвестиционные вложения в человеческий капитал; совершенствование государственно-частного партнерства; сбалансированное потребление, развитие прогрессивных технологий и целесообразное воспроизводство при-родно-ресурсного потенциала страны; активное участие страны в развитии многополярной модели мироустройства.

Литература

1. Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации. Утв. Указом Президента РФ от 29.04.96 г. № 608. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2. Дудин М. Н., Лясников Н. В., Сидоренко В. Н. Экономическая безопасность России: угрозы национальным интересам и их отражение // Научно-

практический журнал МИР (Модернизация. Инновации. Развитие). 2014. № 4 (20).

3. Зыков А. А. Проблемы трансграничного сотрудничества с национальными интересами государства // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2009. № 3.

4. Покровский М. Н. Противодействие коррупции в России: административно-правовые и этические аспекты // Административное и муниципальное право. 2010. № 6. C. 28-30.

5. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 196.

6. Статистические данные об основных показателях деятельности органов прокуратуры Российской Федерации за 2011-2012 гг. URL: http://genproc.-gov.ru/stat/ data/80780/

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

7. URL: http://www.webarhimed.ru/page-413.html

ro. n. KYHHK

* * *

CHARACTERISTIC OF THE CONDITION OF NATIONAL SECURITY OF THE RUSSIAN FEDERATION

Основные критерии оценки состояния национальной безопасности РФ

VI. Основные характеристики состояния национальной безопасности
Основные характеристики состояния национальной безопасности предназначаются для оценки состояния национальной безопасности и включают: уровень безработицы (доля от экономически активного населения); децильный коэффициент (соотношение доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения); уровень роста потребительских цен; уровень государственного внешнего и внутреннего долга в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования и науки в процентном отношении от валового внутреннего продукта; уровень ежегодного обновления вооружения, военной и специальной техники; уровень обеспеченности военными и инженерно-техническими кадрами. Перечень основных характеристик состояния национальной безопасности может уточняться по результатам мониторинга состояния национальной безопасности.
Дестабилизирующее воздействие на военно-политическую обстановку оказывают:
попытки ослабить (игнорировать) существующие механизмы обеспечения международной безопасности (прежде всего ООН и ОБСЕ);
использование военно-силовых акций в качестве средства «гуманитарного вмешательства» без санкции Совета Безопасности ООН, в обход общепризнанных принципов и норм международного права;
нарушение отдельными государствами международных договоров и соглашений в области ограничения вооружений и разоружения;
использование субъектами международных отношений информационных и других (в том числе нетрадиционных) средств и технологий в агрессивных (экспансионистских) целях;
деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских, террористических движений, организаций и структур;
расширение масштабов организованной преступности, терроризма, незаконного оборота оружия и наркотиков, транснациональный характер этой деятельности.
Основные угрозы военной безопасности
Основные внешние угрозы:
территориальные претензии к Российской Федерации; вмешательство во внутренние дела Российской Федерации; попытки игнорировать (ущемлять) интересы Российской Федерации в решении проблем международной безопасности, противодействовать ее укреплению как одного из влиятельных центров многополярного мира;
наличие очагов вооруженных конфликтов, прежде всего вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников;
создание (наращивание) группировок войск (сил), ведущее к нарушению сложившегося баланса сил, вблизи государственной границы Российской Федерации и границ ее союзников, а также на прилегающих к их территориям морях;
расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации;
ввод иностранных войск в нарушение Устава ООН на территории сопредельных с Российской Федерацией и дружественных ей государств;
создание, оснащение и подготовка на территориях других государств вооруженных формирований и групп в целях их переброски для действий на территориях Российской Федерации и ее союзников;
нападения (вооруженные провокации) на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территориях иностранных государств, а также на объекты и сооружения на государственной границе Российской Федерации, границах ее союзников и в Мировом океане; международный терроризм и др;
Основные внутренние угрозы:
попытка насильственного свержения конституционного строя;
противоправная деятельность экстремистских националистических, религиозных, сепаратистских и террористических движений, организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности Российской Федерации, дестабилизацию внутриполитической обстановки в стране; планирование, подготовка и осуществление действий, направленных на дезорганизацию функционирования федеральных органов государственной власти, нападения на государственные, хозяйственные, военные объекты, объекты жизнеобеспечения и информационной инфраструктуры; создание, оснащение, подготовка и функционирование незаконных вооруженных формирований; незаконное распространение (оборот) на территории Российской Федерации оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и других средств, которые могут быть использованы для осуществления диверсий, террористических актов, иных противоправных действий; организованная преступность, терроризм, контрабандная и иная противозаконная деятельность в масштабах, угрожающих военной безопасности Российской Федерации


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *