Поисково-спасательная служба МЧС России

В состав поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России сегодня входят 7 региональных поисково-спасательных отрядов (РПСО), 28 филиалов (11 поиска и спасания на водных объектах), Байкальский ПСО, ФГУ отряд «Центроспас» (филиал в г. Туапсе), ФГУ «Госакваспас» (филиалы в Балтийске, Геленджике и Архангельске).

Штатная численность поисково-спасательных формирований МЧС России составляет 4151 человек, из которых 1821 – аттестованные спасатели (55% от штатной численности ПСФ).

Поисково-спасательная служба МЧС России является подведомственным учреждением МЧС России и предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды (ПСО) и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд (РПСО), является базовой для региона ее дислокации.

В своей деятельности ПСС руководствуется законами и нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, нормативными актами МЧС России, региональных центров по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (РЦ ГО ЧС) и уставом ПСС.

ПСС осуществляет свою повседневную деятельность под непосредственным руководством РЦ ГО ЧС, а также во взаимодействии с постоянно действующими органами управления при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органах местного самоуправления, специально уполномоченными на решение задач в области защиты населения и территорий, и входит в состав функциональной подсистемы РСЧС.

Основными задачами ПСС являются:

– поддержание в постоянной готовности органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований к выполнению задач по назначению;

– контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– организация и проведение поисково-спасательных работ в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

В целях решения возлагаемых задач поисково-спасательные формирования ПСС МЧС России:

– создают необходимую материально-техническую базу;

– разрабатывают оперативные документы по вопросам организации и проведения поисково-спасательных работ в соответствии с предназначением;

– осуществляют подготовку, переподготовку, повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России;

– готовят спасателей и поисково-спасательные формирования к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;

– осуществляют мероприятия по реабилитации, социальной и правовой защите работников поисково-спасательных формирований ПСС МЧС России и членов их семей;

– обмениваются опытом работы с другими, в том числе, международными спасательными службами и формированиями;

– участвуют в разработке органами исполнительной власти субъектов РФ планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

– участвуют в подготовке спасателей общественных аварийно-спасательных формирований (спасателей-общественников);

– участвуют в подготовке населения к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

Полный перечень задач и функций, возлагаемых на конкретные поисково-спасательные формирования, определяется региональными центрами, органами управления по делам ГО и ЧС, по согласованию с МЧС России, в соответствии с их полномочиями и закрепляется в уставах (положениях) указанных формирований.

СОЗДАНИЕ ПСС МЧС РОССИИ, ЕЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

Для противодействия природным и техногенным угрозам в нашей стране действует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Организационно-методическое руководство деятельностью всей системы возложено на МЧС России.

Поисково-спасательная служба (ПСС) МЧС России сформирована в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации N 528 от 28 июля 1992 года на базе туристских и альпинистских контрольно-спасательных служб профсоюзов.

В то время в своем составе она имела 7 региональных и 17 областных, краевых и республиканских поисково-спасательных служб общей численностью около 600 человек.

Правовые основы создания и деятельности ПСС МЧС России и спасателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральные законы “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей”, “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера”, другие законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Конституция Российской Федерации закрепляет основы, принципы, формы и методы деятельности государственных и негосударственных структур, в том числе и аварийно-спасательных служб и формирований.

Конституция устанавливает, что осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями и ликвидация их последствий находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. В этих целях создаются аварийно-спасательные службы федерального, регионального, местного и объектового уровней.

Федеральный закон “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” будучи базовым, содержит основы (начала) всех иных нормативных правовых актов в этой области, определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правой и социальной защиты спасателей.


Федеральный закон “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” определяет основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, систему государственного управления в области защиты населения и территорий, устанавливает порядок финансового и материального обеспечения соответствующих мероприятий, содержит ряд других положений, направленных на повышение эффективности деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований при организации и проведении аварийно-спасательных работ.

Помимо вышеуказанных, в настоящее время существует ряд законов, в которых имеются отдельные нормы, затрагивающие вопросы деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и правового положения спасателей. Так, например, ст.10 Федерального закона от 21.07.97 г. № 116-ФЗ “ О промышленной безопасности опасных производственных объектов” обязывает организацию, эксплуатирующую опасный производственный объект, в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварий заключать с профессиональными аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями договоры на обслуживание, а в случаях, предусмотренных законодательством, создавать собственные профессиональные аварийно-спасательные формирования.

Важная роль в организации деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований принадлежит Правительству Российской Федерации. Во исполнение Федерального закона “Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей” Правительством был принят ряд постановлений, регламентирующих вопросы повседневного управления аварийно-спасательными службами, организации их деятельности. Среди них, например, постановления Правительства от 22.11.97 г. № 1479 “Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей”, от 31.10.96 г. № 1312 “О порядке медицинской реабилитации спасателей в Российской Федерации” и другие.

В результате целенаправленной работы Министерства ПСС МЧС России значительно увеличилась количественно, претерпела существенные качественные преобразования и стала важной составляющей сил постоянной готовности Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами ПСС МЧС России являются:

· поддержание органов управления, сил и средств поисково-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях;

· разработка оперативных документов по вопросам организации и проведения поисково-спасательными формированиями аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с предназначением;

· создание и совершенствование материально-технической базы;

· подготовка, переподготовка, повышение квалификации штатных сотрудников поисково-спасательных формирований;

· подготовка спасателей и поисково-спасательных формирований к аттестации на проведение аварийно-спасательных работ;

· осуществление мероприятий по реабилитации, социальной и правовой защите работников поисково-спасательных формирований и членов их семей;

· обмен опытом с различными, в том числе международными спасательными службами.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на ПСС МЧС России могут возлагаться задачи по:

· участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

· участию в проведении экспертизы предполагаемых для реализации проектов и решений по обслуживаемым объектам и территориям, а также по процессам, которые могут повлиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на указанных объектах;

· надзору в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

· участию в контроле за соблюдением технологических и инженерно-технических требований в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

· участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

· участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ;

· выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно- спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;

· участию в разработке и производстве аварийно-спасательных средств, а также другие задачи, не выходящие за рамки гуманитарных задач, возложенных на единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

· участию в подготовке спасателей вневедомственных аварийно-спасательных формирований.

По состоянию на 01.08.2001 г. в состав поисково-спасательной службы МЧС России входило 57 формирований, дислоцированных на территории 52 из 89 субъектов Российской Федерации (табл. 5.2.1), в том числе:

Таблица 5.2.1

Формирования ПСС Кол-во отрядов
региональных поисково-спасательных отрядов
краевых поисково-спасательных отрядов
республиканских поисково-спасательных отрядов
областных поисково-спасательных отрядов
территориальных поисково-спасательных служб

Штатная численность поисково-спасательной службы МЧС России составляла 1780 чел. Дополнительно (за счет местных бюджетов) в8 службах содержалось 338 человек.

Число аттестованных спасателей — 1484 человека (за счет федерального бюджета), в их числе (табл. 5.2.2):

Таблица 5.2.2

Класс аттестации Кол-во чел.
Международного класса
1 класса
2 класса
3 класса
спасатель

На оснащении ПСС МЧС России состоят следующие основные технические средства (табл. 5.2.3):

Таблица 5.2.3

Технические средства Кол-во
аварийно-спасательных автомобилей (по 1-3 АСА различного класса в каждой службе) 116 единиц
аварийно-спасательного инструмента 233 комплекта
плавсредств 345единиц
водолазного оборудования 263 комплекта
средства связи 1477 единиц

Спасательные формирования МЧС России.

В состав поисково-спасательной службы (ПСС) МЧС России сегодня входят 7 региональных поисково-спасательных отрядов (РПСО), 28 филиалов (11 – поиска и спасания на водных объектах), Байкальский ПСО, ФГУ отряд «Центроспас» (филиал в Туапсе), ФГУ «Госакваспас» (филиалы в Балтийске, Геленджике и Архангельске).

Штатная численность поисково-спасательных формирований МЧС России составляет 4151 человек, из которых 1821 – аттестованные спасатели (55 % штатной численности ПСФ).

Поисково-спасательная служба МЧС России предназначена для проведения поисково-спасательных работ в условиях чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В состав ПСС входят органы управления службы, поисково-спасательные отряды и подразделения обеспечения. Служба, имеющая в своем составе региональный поисково-спасательный отряд, является базовой для региона ее дислокации.

Все подразделения службы работают в круглосуточном режиме.

Центр спецопераций особого риска «Лидер» предназначен для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности, а также для обеспечения оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации.

Специалистам «Лидера» поручают самые сложные и ответственные задачи: проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ особой сложности при ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе на объектах с повышенной опасностью для жизни и здоровья людей с использованием робототехнических средств, в труднодоступной местности, на акваториях и в горах с использованием специального оборудования; эвакуацию граждан из районов чрезвычайных ситуаций, в том числе из-за рубежа, и обеспечение их безопасности; обеспечение сохранности гуманитарных грузов, материальных и культурных ценностей в районах чрезвычайных ситуаций; проведение пиротехнических работ, связанных с обнаружением, обезвреживанием и уничтожением не взорвавшихся боеприпасов, и многие другие задачи.

За 13 лет своего существования личным составом Центра «Лидер» проведено более тысячи спасательных, гуманитарных и специальных операций, в ходе которых спасена жизнь более 1300 человек, из районов чрезвычайных ситуаций эвакуировано более 5200 беженцев, раненых и больных; в различные регионы страны и мира доставлено более 71 тыс. тонн грузов гуманитарной помощи; обезврежено и уничтожено свыше 45 тыс. взрывоопасных предметов.

Основные задачи 179-го спасательного центра МЧС России:

• проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах чрезвычайных ситуаций на территории Российской Федерации, стран ближнего и дальнего зарубежья по обращениям соответствующих органов этих стран, в том числе в составе Корпуса сил СНГ;

• обеспечение действий сил Российского национального корпуса чрезвычайного гуманитарного реагирования, созданного в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1995 г. № 1010;

• доставка грузов гуманитарной помощи в зоны чрезвычайных ситуаций в Российской Федерации и в установленном порядке в страны ближнего и дальнего зарубежья;

• оказание первой медицинской помощи населению, пострадавшему в результате чрезвычайных ситуаций;

• проведение пиротехнических работ, связанных с уничтожением авиационных бомб, мин и фугасов в городах и населенных пунктах;

• тушение пожаров в районах чрезвычайных ситуаций;

• практическая подготовка и переподготовка спасателей;

• обеспечение подготовки и переподготовки на базе имеющегося учебного центра специалистов и руководящего состава Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС);

• подготовка младших специалистов для войск гражданской обороны Российской Федерации;

• ведение радиационной, химической и биологической разведки в зонах чрезвычайных ситуаций, а также на маршрутах выдвижения к ним;

• обеспечение населения, пострадавшего от чрезвычайных ситуаций, продовольствием, водой, предметами первой необходимости и другими материальными средствами и услугами в установленном порядке;

• проведение мероприятий по эвакуации населения, материальных и культурных ценностей из зон чрезвычайных ситуаций, а также по первоочередному жизнеобеспечению населения в районах чрезвычайных ситуаций;

• проведение работ по санитарной и специальной обработке населения, техники и имущества, обеззараживание зданий, сооружений и территорий;

• накопление, размещение, хранение и своевременная замена вооружения, техники и других материально-технических средств, предназначенных для проведения аварийно-спасательных и неотложных работ.

Аварийно-спасательные силы (поисково-спасательные формирования и войска гражданской обороны) обеспечены основными видами аварийно-спасательных средств на 83 %.

На оснащении ПСФ находятся современные плавсредства и высокоэффективное аварийно-спасательное оборудование:

• суда (катера) на воздушной подушке, моторные лодки;

• гидравлический аварийно-спасательный инструмент (среднего класса, малого класса, статического действия и гидродинамического действия);

• телеуправляемые подводные аппараты;

• горно-альпинистское и водолазное снаряжение;

• приборы поиска пострадавших: акустические приборы, телевизионные системы, тепловизоры, приборы ночного видения, радиолокационный обнаружитель пострадавших, поисковые системы на основе радиолокационных ответчиков, предназначенные для определения местонахождения спасателей, работающих в условиях отсутствия видимости;

• поисково-спасательные автомобили;

• снегоболотоходы на гусеничном ходу;

• аварийно-спасательные машины в водолазной комплектации;

• реанимационные автомобили;

• многофункциональные аэромобильные комплексы обеспечения аварийно-спасательных работ;

• воздушные робототехнические комплексы вертолетного типа;

• робототехнические беспилотные летательные аппараты;

• радиолокационные приборы поиска биологических объектов;

• поисковые гидроакустические комплексы;

• автономные необитаемые подводные аппараты;

• водолазное снаряжение замкнутого типа и для работы в агрессивной среде;

• поисково-спасательные катера;

• надувные лодки с водометными подвесными лодочными моторами;

• индивидуальные и групповые комплекты горно-альпинистского и спелеологического снаряжения;

• компрессоры кислородные и гелиевые;

• дыхательные аппараты;

• многофункциональные быстровозводимые тренажерные комплексы для спасателей;

• учебно-тренажерные комплексы для отработки технологий ведения аварийно-спасательных работ;

• осветительные комплексы «Световая башня».

В связи с увеличением количества техногенных катастроф и аварий на объектах с радиационными, химическими и биологическими веществами немаловажным направлением в развитии аварийно-спасательных технологий является внедрение средств, обеспечивающих уменьшение степени участия людей при проведении работ в опасных условиях. Поэтому весьма актуальными являются разработка, создание и поставка для оснащения подразделений Министерства усовершенствованного аварийно-спасательного вооружения нового поколения – дистанционно-управляемых робототехнических комплексов (РТК).

В этой связи основные усилия разработчиков направлены на создание и совершенствование широкого спектра робототехнических средств (РТС), включающих:

• наземные разведывательные РТС – для ведения радиационной и химической разведки в очагах поражения при ликвидации последствий крупномасштабных ЧС;

• мобильные роботизированные комплексы (МРК) тяжелого и среднего классов – для проведения аварийно-спасательных операций и работ по пожаротушению в условиях техногенных аварий;

• наземные РТК легкого класса – для проведения работ по обезвреживанию ВОП массой до 5 кг;

• наземные разведывательно-технологические РТС легкого и среднего классов – для проведения инженерных работ на территории объектов и внутри помещений в условиях радиационного загрязнения и химического заражения;

• воздушные РТС, установленные на дистанционно пилотируемых летательных аппаратах (ДПЛА) среднего класса – для ведения инженерной, радиационной и химической разведки в радиусе до 200 км в дневное и ночное время; воздушные РТС на ДПЛА легкого класса – для ведения инженерной, радиационной и химической разведки в радиусе до 50 км в дневное и ночное время;

• малогабаритные воздушные РТС на ДЛЛА сверхлегкого класса – для мониторинга и разведки зон ЧС в радиусе до 5 км.

Государственная противопожарная служба МЧС России. В Государственную противопожарную службу входят Федеральная противопожарная служба и противопожарная служба субъектов Российской Федерации.

Основная задача Службы – прежде всего предотвращение пожаров.

Функциями Государственной противопожарной службы (ГПС) являются: осуществление пожарного надзора, тушение пожаров и подготовка кадров для противопожарных аварийно-спасательных работ.

Сегодня Государственная противопожарная служба – это:

• 220 000 человек;

• 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо;

• 18 634 основных и специальных пожарных автомобиля;

• 49 пожарных катеров.

Подразделения ГПС ежегодно совершают около 2 000 000 выездов, спасают от гибели и травм более 90 000 человек, материальных ценностей на сумму свыше 120 млрд руб.

В настоящее время деятельность по обеспечению пожарной безопасности регулируют более 10 федеральных законов и правовых актов Правительства Российской Федерации.

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области пожарной безопасности проводятся во Всероссийском научно-исследовательском институте противопожарной обороны (ВНИИПО), 5 ведомственных учебных заведениях и 94 испытательных пожарных лабораториях.

Обеспеченность Государственной противопожарной службы МЧС России (ГПС МЧС России) основными видами пожарной техники и вооружения составляет 71 %.

Академией ГПС МЧС России разработано принципиально новое направление развития техники пожаротушения, не имеющее аналогов в мире, – производство и использование пожарно-спасательных автомобилей с мощной электросиловой установкой (не менее 100 кВт) и установкой получения горячей, перегретой и температурно-активированной воды (ТАВ), тепловая мощность установки – не менее 2,3 МВт.

Подразделения ГПС МЧС России оснащены переносными пожарными мотопомпами нормального и высокого давления, разработанными для укомплектования пожарных автомобилей первой помощи.

Для организации оперативного и эффективного подавления очагов пожаров твердых горючих веществ, горючих жидкостей и газов, а также для тушения пожаров электрооборудования под напряжением до 1000 В при минимальных затратах огнетушащей жидкости и времени на боевое развертывание подразделений сотрудники пожарной охраны используют как ранцевые установки типа, так и воздушно-эмульсионные огнетушители.

В рамках оснащения подразделений ГПС МЧС России аварийно-спасательной техникой и оборудованием для оперативного проведения аварийно-спасательных работ в особо тяжелых дорожных и климатических условиях закуплены пожарно-спасательные автомобили на базе снегоболотоходного плавающего гусеничного вездехода.

Одновременно подразделения ГПС МЧС России оснащаются:

• пожарно-спасательными автомобилями на полноприводном шасси;

• пожарными автомобилями первой помощи;

• пожарными автолестницами с высотой подъема не менее 6 м;

• автомобилями быстрого реагирования с использованием мобильных робототехнических комплексов;

• гидравлическим аварийно-спасательным инструментом;

• прыжковыми пневматическими спасательными устройствами.

Спасательные воинские формирования МЧС Россиисозданы на основании Указа Президента РФ от 30 сентября 2011 г. № 1265 «О спасательных воинских формированиях МЧС России». Они функционируют на базе соединений, воинских частей и организаций войск ГО. Утверждены положение о формированиях, их структура и состав.

Формирования являются составной частью сил ГО. Они предназначены для защиты населения и территорий, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие последних, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера (в т. ч. за пределами России).

В мирное время формирования применяются министром по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, в военное время – на основании распоряжения Президента РФ. Штатная численность военнослужащих формирований – 7230 человек, гражданского персонала – 17220 человек.

Государственная инспекция по маломерным судам. За годы функционирования Государственной инспекции по маломерным судам ее работниками спасено более 180 тыс. человек, терпящих бедствие на воде.

В своей деятельности ИМС выполняет две задачи:

1) государственный и технический надзор за маломерными судами, базами для их стоянок и использованием судов во внутренних и территориальных водах Российской Федерации;

2) обеспечение в своей компетенции безопасности людей на водных объектах.

С 1 июля 2005 г. впервые на всех крупных водных объектах Российской Федерации было организовано совместное патрулирование объединенными нарядами государственных инспекторов по маломерным судам и спасателей. В местах дислокации спасательных подразделений МЧС России были сформированы постоянные патрульные группы, в состав которых вошли спасатели, имеющие водолазную подготовку, и инспекторы ГИМС.

В настоящее время на учете территориальных ГИМС состоит свыше 1330 тыс. маломерных судов, 3200 баз (сооружений) для их стоянок, 3600 пляжей, 900 переправ.

Оснащенность Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) составляет 73 %.

Приоритетными направлениями деятельности по реализации Концепции оснащения ГИМС плавсредствами являются:

• оснащение современными катерами с четырехтактными ПЛМ;

• повышение многофункциональности плавсредств;

• развитие береговой инфраструктуры, модернизация мест базирования плавсредств;

• координация работ по совершенствованию организационно-технического обеспечения работ по обеспечению безопасности людей на водных объектах.

Подразделения ГИМС оснащаются следующими основными типами универсальных судов:

• катерами класса М;

• патрульными катерами;

• катерами жесткомодульной конструкции с корпусом из легких металлов, имеющие рубку и каюту с четырехтактными лодочными моторами до 200 л.с.;

• катерами на воздушной подушке.

Одним из приоритетных направлений в оснащении автомобильной техникой подразделений ГИМС является поставка снегоходов и снегоболотоходов на гусеничном ходу.

Аварийно-спасательная служба по проведению подводных работ специального назначения. Основные задачи ГОСАКВАСПАС:

• предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций на подводных потенциально опасных объектах во внутренних водах и в территориальном море Российской Федерации;

• участие в подготовке и проведении поисково-спасательных работ, эвакуации и оказании первой необходимой помощи пострадавшим;

• проведение подводных работ специального назначения;

• участие в локализации и ликвидации разливов нефти в водной среде.

Авиация МЧС. Авиация МЧС России была образована 10 мая 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации № 457 «О создании Государственного унитарного авиационного предприятия МЧС России».

Самолеты и вертолеты МЧС незаменимы при выполнении практически всех видов поисково-спасательных работ и других задач. Подразделение выполняет поисково-спасательные и аварийно-спасательные работы, эвакуирует пострадавших, тушит крупные лесные пожары.

Авиация МЧС имеет в своем составе базу аэродромно-технического и материального обеспечения на аэродроме «Раменское» и региональные подразделения:

• 172-ю отдельную смешанную авиационную эскадрилью (ОСАЭ) на аэродроме «Добрынское» (г. Владимир) для авиационного обеспечения сил Центрального и Южного региональных центров МЧС России;

• 235-ю ОСАЭ на аэродромах «Черемшанка» и «Емельяново» (г. Красноярск) для авиационного обеспечения сил Сибирского регионального центра МЧС России;

• 171-ю ОСАЭ на аэродроме «Хабаровск центральный» (г. Хабаровск) для авиационного обеспечения сил Дальневосточного регионального центра МЧС России.

На 2005 г. авиация Министерства насчитывала 45 воздушных судов. Самолетный парк (15 ед.) состоял из воздушных пунктов управления на базе самолетов Ил-62М и Як-42Д, транспортно-десантных Ил-76ТД, транспортных самолетов короткого взлета и посадки Ан-74П, многоцелевых самолетов Ан-3Т и противопожарных Бе-200ЧС.

Вертолетный парк (30 ед.) включал вертолеты Ми-8 и Ка-32, легкие аварийно-спасательные вертолеты Бо-105 и БК-117, а также тяжелые многоцелевые вертолеты Ми-26Т.

Сегодня авиация МЧС России – одно из наиболее оперативных и эффективных формирований не только внутри страны, но и в мире.

Центр экстренной психологической помощи МЧС России. Основными задачами Центра являются:

• психодиагностическое обеспечение в системе МЧС России: психологическая подготовка и консультирование; реабилитационная работа;

• психологическое сопровождение аварийно-спасательных работ, оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций и катастроф природного и техногенного характера.

Оказание экстренной психологической помощи пострадавшим в зонах чрезвычайных ситуаций является одним из приоритетных направлений деятельности Центра. С момента создания психологи Центра участвовали в сопровождении аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий крупных чрезвычайных ситуаций, оказывая экстренную психологическую помощь пострадавшим и их родственникам.

ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности» МЧС России.Основные задачи:

• организация, координация и контроль за проведением государственной экспертизы в области гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности;

• организационно-методическое руководство, координация государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства на соответствие требованиям: гражданской обороны, предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности;

• организационно-методическое руководство, координация и контроль за проведением государственной экспертизы планов и иных документов нормативного и технического регулирования по вопросам предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов, и другим вопросам, отнесенным к компетенции ФГУ «Госэкспертиза в области ГОЧС и пожарной безопасности МЧС России»;

• осуществление государственной экспертизы проектной документации на строительство объектов в системе МЧС России, объектов, финансирование которых осуществляется в рамках федеральных целевых программ и государственным заказчиком которых является МЧС России, а также объектов, входящих в перечень, согласованный с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на проведение экспертизы проектной документации.

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

ОКСИОН должна быть сопряжена с центрами управления в кризисных ситуациях, информационными центрами и дежурно-диспетчерскими службами для обеспечения информационной поддержки при угрозе возникновения и возникновении ЧС, принятии решений и управлении в кризисных ситуациях.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *