Статья 30. Полномочия пограничных органов

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ в статью 30 настоящего Закона внесены изменения

См. текст статьи в предыдущей редакции

Статья 30. Полномочия пограничных органов

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

Пограничные органы в пределах приграничной территории имеют право:

1) возводить необходимые инженерно-технические сооружения, осуществлять строительство линий связи и коммуникаций, размещать и использовать технику и вооружение на предоставляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации земельных участках;

2) находиться на любых участках местности и передвигаться по ним при исполнении служебных обязанностей; требовать от собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов выделения мест для передвижения пограничных нарядов, оборудования и содержания в надлежащем состоянии проходов через ограждения, переходов через другие препятствия; сопровождать российские и иностранные суда и иные транспортные средства и располагать на них пограничные наряды; в целях предотвращения и пресечения нарушений режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу проверять необходимые документы у лиц и документы транспортных средств, производить досмотр (осмотр) транспортных средств и перевозимых на них грузов;

3) осуществлять пограничными нарядами задержание и личный досмотр лиц, в отношении которых имеются основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу, доставление таких лиц в расположение подразделений, частей пограничных органов или иные места для выяснения обстоятельств нарушения; останавливать, осматривать и задерживать пограничными кораблями российские и иностранные суда, допустившие нарушения указанных режимов, и доставлять (конвоировать) их в ближайший российский порт для выяснения обстоятельств нарушения. Во время осмотра и конвоирования судна работа его радиостанций не допускается. О каждом случае осмотра, задержания судна составляется протокол. К протоколу задержания судна прилагаются изъятые у капитана судовые и грузовые документы;

4) осуществлять задержание лиц, совершивших административные правонарушения или преступления в области защиты Государственной границы, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации об административных правонарушениях или уголовно-процессуального законодательства Российской Федерации;

5) задерживать иностранных граждан и лиц без гражданства, совершивших незаконное пересечение Государственной границы, в отношении которых на основаниях, предусмотренных частью четвертой статьи 14 настоящего Закона, приняты решения о передаче их властям сопредельных государств или выдворении за пределы Российской Федерации либо приняты постановления об административном выдворении за пределы Российской Федерации, и содержать указанных лиц по постановлению суда в специально отведенных для этого помещениях пограничных органов на время, необходимое для исполнения постановления;

6) содержать лиц, подвергнутых административному задержанию в помещениях пограничных органов, специально отведенных для этих целей, лиц, задержанных в уголовно-процессуальном порядке по подозрению в совершении преступления, и подозреваемых, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу, — в изоляторах временного содержания или в помещениях пограничных органов, специально отведенных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию, в необходимых случаях помещать указанных лиц в следственные изоляторы, изоляторы временного содержания и другие специально отведенные помещения органов внутренних дел;

7) приглашать лиц в подразделения пограничных органов и получать от них объяснения об известных им обстоятельствах незаконного пересечения Государственной границы или иного нарушения режима Государственной границы, нарушения пограничного режима или режима в пунктах пропуска через Государственную границу. В необходимых случаях получение объяснений об обстоятельствах указанных нарушений может осуществляться и в иных местах;

8) делать в документах на право пересечения Государственной границы соответствующие отметки и при необходимости временно изымать такие документы, а также изымать недействительные документы; продлевать действие просроченных российских виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в местах, где отсутствуют представительства федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области иностранных дел;

ГАРАНТ:

См. Административный регламент ФСБ РФ по предоставлению государственной услуги по продлению срока действия виз иностранным гражданам и лицам без гражданства в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденный приказом ФСБ России от 8 ноября 2012 г. N 563

См. Инструкцию об организации деятельности пограничных органов по продлению срока действия визы и аннулированию визы в пунктах пропуска через государственную границу РФ, утвержденную приказом ФСБ РФ от 6 мая 2008 г. N 227

9) передавать таможенным органам, а в отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные пограничными органами при выполнении возложенных на них задач по защите Государственной границы в пределах приграничной территории перемещаемую через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые через Государственную границу товары, грузы и транспортные средства;

10) временно ограничивать или запрещать движение лиц и транспортных средств, включая маломерные суда (средства) и средства передвижения по льду, а также не допускать граждан на отдельные участки местности, обязывать их остаться там или покинуть эти участки в целях защиты здоровья и жизни людей при проведении пограничных поисков и операций, иных розыскных действий, а также действий по уголовным делам и делам об административных правонарушениях;

11) при возникновении угрозы интересам Российской Федерации на Государственной границе временно с уведомлением органов местного самоуправления, заинтересованных предприятий, учреждений, организаций ограничивать производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями;

12) входить в любое время суток в жилые и иные помещения граждан, на территории и в помещения предприятий, учреждений, организаций, кроме имеющих дипломатический иммунитет, и осматривать их при преследовании лиц, в отношении которых имеются достаточные основания подозревать их в нарушении режима Государственной границы. Если вход в жилое помещение осуществлен без согласия проживающих в нем лиц, об этом в течение 24 часов уведомляется прокурор;

13) использовать беспрепятственно в служебных целях средства связи, а при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации, воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы, проведении поисковых мероприятий, доставлении лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, — транспортные средства, принадлежащие предприятиям (независимо от форм собственности), учреждениям, организациям, общественным объединениям, и в необходимых случаях — гражданам, с возмещением владельцам, по их требованию, в установленном законом порядке расходов либо причиненного ущерба. Исключение составляют средства связи и транспорт, принадлежащие дипломатическим, консульским и иным представительствам иностранных государств, международным организациям, и транспортные средства специального назначения;

14) запрашивать и получать безвозмездно от государственных органов, предприятий и их объединений, учреждений, организаций и общественных объединений информацию, необходимую для исполнения обязанностей, возложенных законом на пограничные органы, за исключением случаев, когда законом установлен специальный порядок получения информации, а также получать и использовать дактилоскопическую информацию, содержащуюся в информационных массивах органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) вести необходимые для осуществления контроля за поддержанием режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу регистрацию лиц и учеты фактических данных, статистику и использовать для этих целей информационные системы в порядке, не противоречащем федеральному закону. Пограничные органы ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве лиц, пересекших Государственную границу, в том числе с указанием гражданства, цели визита (деловая, туризм и другие), балансе въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и граждан Российской Федерации, а также лиц без гражданства, совместно с таможенными органами ведут учет транспортных средств, грузов, товаров и животных, перемещаемых через Государственную границу, включая транзитные, ежеквартально и по итогам года издают справочную информацию о количестве транспортных средств, грузов и товаров, перемещенных через Государственную границу;

16) вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

17) привлекать к решению задач в сфере защиты Государственной границы в пределах приграничной территории на добровольных началах граждан в составе общественных объединений, в качестве внештатных сотрудников пограничных органов и в иных формах, а также поощрять граждан, отличившихся при защите Государственной границы;

18) применять оружие, боевую технику, специальные средства, физическую силу и служебных собак в порядке и случаях, предусмотренных настоящим Законом;

19) во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов по отношению к российским и иностранным судам, кроме того:

предложить судну показать свой флаг, если он не поднят; произвести опрос судна о целях его захода в эти воды;

предложить судну изменить курс, если он ведет в запретный для плавания или временно опасный для плавания район, а также в зону безопасности, установленную вокруг искусственного острова, установки или сооружения, если о таких районах и зоне сообщено для всеобщего сведения, или может повлечь другое нарушение режима плавания;

остановить судно и произвести его осмотр, если оно не поднимает свой флаг, не отвечает на сигналы опроса, не подчиняется требованию изменить курс или нарушает общепризнанные принципы и нормы международного права. По результатам осмотра судна ему может быть разрешено продолжать плавание (пребывание) в водах Российской Федерации с соблюдением установленных правил или предложено покинуть воды Российской Федерации, или оно может быть задержано согласно требованиям настоящего Закона;

снимать с судна и задерживать лиц, совершивших преступления и подлежащих уголовной ответственности по законодательству Российской Федерации, передавать этих лиц органам дознания и следствия, если иное не предусмотрено международными договорами Российской Федерации;

преследовать и задерживать за пределами территориальных вод Российской Федерации судно, нарушившее международные договоры Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, до захода этого судна в территориальное море своей страны или третьего государства, если преследование было начато в водах или в прилежащей зоне Российской Федерации после подачи зрительного или звукового сигнала об остановке с дистанции, позволяющей судну увидеть или услышать этот сигнал, и велось непрерывно;

20) осуществлять меры по обеспечению собственной безопасности пограничных органов в соответствии с Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности»;

21) в соответствии с законодательством Российской Федерации налагать штраф за незаконный провоз лиц через Государственную границу. (Примечание. Уплата штрафа не освобождает перевозчиков от обязанности возместить фактические расходы на отправку иностранных граждан или лиц без гражданства, доставленных в Российскую Федерацию без установленных для въезда документов, в пункт, где иностранные граждане или лица без гражданства начали свою поездку, или в любое другое место, куда им въезд разрешен, а также от фактических расходов на содержание и выдворение их за пределы территории Российской Федерации.).

При осуществлении пограничных поисков и операций на территории Российской Федерации пограничные органы могут использовать предоставленные им права и за пределами, установленными частью второй настоящей статьи.

При решении служебных задач кораблям и самолетам (вертолетам), используемым пограничными органами, предоставляется право на безвозмездное:

использование водного и воздушного пространства Российской Федерации, морских, речных портов, аэропортов, аэродромов (посадочных площадок) на российской территории независимо от их принадлежности и предназначения;

получение навигационной, метеорологической, гидрографической и иной информации;

обеспечение полетов и кораблевождения.

Иные права пограничным органам могут быть предоставлены только федеральными законами.

Не допускается использование пограничными органами предоставленных им прав для решения задач, не возложенных на них федеральными законами.

Компетенция пограничных органов Федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации

УДК 342

Е.О. ДЗЁГАН,

юрист

Для осуществления деятельности в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации законодательство наделяет пограничные органы соответствующей компетенцией. При этом компетенция обозначает юридические пределы самостоятельности данного органа, устанавливаемые государством.

Анализ нормативного закрепления и организационно-правовой эффективности компетенции имеет важнейшее значение для совершенствования деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности в международных пунктах пропуска, их организационной структуры и организации взаимодействия с другими органами.

В юридической литературе существуют многочисленные мнения по поводу понятия компетенции. Не останавливаясь на их рассмотрении, возьмем за основу точку зрения тех авторов, которые определяют компетенцию любого органа как совокупность предметов ведения и полномочий, которыми этот орган наделен для решения стоящих перед ним задач. При этом предметы ведения выражаются целями, задачами и функциями в определенной сфере деятельности государственного органа, а под полномочиями понимается сумма обязанностей, возложенных на эти органы, а также прав, предоставляемых им для исполнения возложенных на них обязанностей и решения, стоящих перед ними задач.

Руководствуясь этими положениями, можно определить компетенцию пограничных органов Федеральной службы безопасности в пунктах пропуска через Государственную границу РФ как юридически закрепленную в правовых актах совокупность обязанностей и прав, которыми они наделены для решения задач по непосредственному обеспечению безопасности нашей страны в процессе охраны Государственной границы РФ и пропуска через нее лиц, транспортных средств, грузов и иного имущества.

В соответствии с Указом Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» задачами пограничных органов в пунктах пропуска являются:

· организация выявления, предупреждения и пресечения разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

· организация выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, осуществление досудебного производства по которым отнесено к ведению органов безопасности;

· организация в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, контрабандой, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, противодействия деятельности незаконных вооруженных формирований;

· организация и осуществление борьбы с терроризмом и обеспечение борьбы с диверсионной деятельностью;

· осуществление в пределах своих полномочий разведывательной деятельности;

· организация в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации добывания и обработки разведывательной информации;

· организация и осуществление мер, отнесенных федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы;

· обеспечение производства по делам об административных правонарушениях, рассмотрение которых отнесено Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов безопасности.

Пограничная служба ФСБ России является структурным подразделением ФСБ России, а нормативные акты определяют Федеральную службу безопасности как федеральный орган исполнительной власти, в пределах своих полномочий осуществляющий государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации, борьбы с терроризмом, защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации и т.д.

Органы исполнительной власти являются носителями определенного объема государственно-властных полномочий. В рамках этой деятельности (довольно обширной) и предоставленных полномочий пограничные органы наделены возможностью использовать меры административного принуждения, которые выражаются вовне, т. е. за пределами данного органа. Этот элемент компетенции, по мнению Л.Л. Попова, является наиболее существенным для характеристики органа исполнительной власти. Используя в качестве критериев классификации непосредственно цель применения, основания применения и способ применения, ряд авторов выделяют в системе административного принуждения меры административно-предупредительные, административного пресечения, административно-процессуального обеспечения и ответственности.

Административно-предупредительные меры применяются в целях предупреждения возможных правонарушений либо предотвращения причинения ущерба личности, обществу и государству. Они используются при отсутствии правонарушения, но при наличии реальной опасности причинения вреда охраняемым интересам.

В этой сфере пограничные органы наделены правом применения целого ряда мер:

· не пропускать через государственную границу, независимо от наличия документов, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации не разрешен въезд в Российскую Федерацию, а также лиц, в отношении которых в установленном законодательством Российской Федерации порядке принято решение о запрещении выезда из Российской Федерации;

· производить досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы и режима в пунктах пропуска, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены в ввозу в Российской Федерации или вывозу из Российской Федерации;

· вносить в государственные органы, предприятия и их объединения, учреждения, организации, общественные объединения представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений, дознание или производство по делам о которых отнесено к ведению пограничных органов;

· временно ограничивать или запрещать в пунктах пропуска движение лиц и транспортных средств, а также производство различных работ, за исключением работ оборонного значения и работ, связанных со стихийными бедствиями или особо опасными инфекционными болезнями.

Наряду с административно-предупредительными мерами органы пограничного контроля широко используют меры административного пресечения. Эти меры направлены на принудительное прекращение (пресечение) противоправных действий, предотвращение их вредных последствий. В отличие от административно-предупредительных мер меры пресечения применяются в связи с совершаемыми или совершенными правонарушениями и к субъектам, их совершающим или совершившим.

В соответствии с Законом РФ «О Государственной границе Российской Федерации», пограничные органы осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним.

Основополагающим нормативным актом, который регламентирует эту сферу деятельности пограничных органов ФСБ России, является КоАП РФ. Согласно этому нормативному акту, пограничные органы в пределах своей компетенции не только рассматривают и исполняют постановления по делам об административных правонарушениях, но и возбуждают их.

В международных пунктах пропуска пограничные органы возбуждают дела об административных правонарушениях, предусмотренных следующими статьями КоАП РФ:

—глава 18: ст.18.1 «Нарушение режима Государственной границы РФ»; ст. 18.4 «Нарушение режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ»; ст. 18.7 «Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы РФ»; ст.18.14 «Незаконный провоз лиц через Государственную границу РФ»;

—глава 19: ч. 1 ст. 19.4 «Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ч. 1 ст. 19.5 «Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль)»; ст. 19.6 «Непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения»; ст. 19.7 «Непредставление сведений (информации)».

Анализируя указанные нормы Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации», полагаем необходимым п. 4 ч. 1 ст. 30 дополнить и изложить в следующей редакции: «осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции возбуждают и (или) рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним».

Для принудительного прекращения вышеназванных правонарушений, отнесенных к компетенции пограничных органов в пунктах пропуска через Государственную границу РФ, пограничники наделены широкими полномочиями по применению мер административного пресечения в отношении лиц, совершающих или совершивших административные правонарушения. К таким мерам относятся доставление, административное задержание, личный досмотр задержанных, а также досмотр и, при необходимости, изъятие находящихся при них вещей и документов.

В отсутствие таможенных органов задерживать обнаруженные при осуществлении пограничного контроля перемещаемые через Государственную границу контрабанду и другие незаконно перемещаемые товары, грузы и транспортные средства. Крайней мерой административного пресечения является применение оружия, боевой техники, специальных средств, физической силы и служебных собак.

Некоторые меры административного пресечения (административное задержание, личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице) используется в первую очередь для установления личности правонарушителя, выяснения обстоятельств и мотивов допущенного им правонарушения, обеспечения применения иных мер административного принуждения.

Рассмотренные выше и некоторые другие меры административного пресечения нередко одновременно выполняют функции процессуальных мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Это меры двойного назначения: и административного пресечения, и административно-процессуального обеспечения. В то же время и те, и другие меры предшествуют и подготавливают применение основного классификационного вида административного принуждения — административного наказания.

Административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами3.

В соответствии с КоАП РФ должностные лица пограничных органов наделены полномочиями по применению следующих видов административных наказаний:

· предупреждение;

· административный штраф;

· административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства.

Необходимо отметить, что законодательством достаточно подробно урегулирован порядок исполнения предупреждения и административного штрафа.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства как мера административного наказания назначается пограничными органами в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства правонарушения при въезде в Российскую Федерацию.

В соответствии со ст. 32.10 КоАП РФ постановление об административном выдворении за пределы Российской Федерации исполняется в трех формах:

1) путем официальной передачи правонарушителя представителю властей иностранного государства, на территорию которого или через территорию которого он выдворяется;

2) путем контролируемого пограничными органами самостоятельного выезда лица за пределы Российской Федерации;

3) в месте, определяемом пограничными органами.

Анализ нормативных актов показал, что порядок исполнения этого вида наказания пограничными органами как на законодательном, так и на подзаконном уровне в настоящее время не в полной мере урегулирован.

Так, ч. 5 ст. 32.10 КоАП РФ предоставляет судье право принять решение о том, чтобы лицо до административного выдворения содержалось в специальном помещении, предусмотренном ст. 27.6 КоАП РФ.

Соответственно если постановление вынесено должностным лицом пограничных органов, то содержаться (по решению судьи) задержанные лица будут в специальном помещении пограничных органов. Фактически эти лица будут подвергнуты административному задержанию. Такой вывод можно сделать исходя из целей административного задержания, одной из которых является исполнение постановления по делу об административном правонарушении.

Между тем в соответствии со ст. 27.5 КоАП РФ срок административного задержания не должен превышать 3 часа, и только за некоторые правонарушения, предусмотренные ч. 2 ст. 27.5 КоАП РФ, правонарушители могут быть подвергнуты административному задержанию на срок до 48 часов. Задержание лица по решению судьи на срок свыше 48 часов КоАП РФ не предусмотрено. Однако практика деятельности пограничных органов показывает, что, например, в 2006 году пограничными органами (по решению судьи) на срок свыше 48 часов было задержано 58 человек.

Таким образом, по нашему мнению, необходимо дополнить ст. 27.5 КоАП РФ, нормой такого содержания: «По судебному решению лицо может быть задержано на срок свыше 48 часов».

Библиография

1 См., напр.: Кутафин О.Е., Шеремет К.Ф. Компетенция местных Советов. — М., 1986. С. 23—31, Лазарев Б.М. Компетенция органов управления. — М., 1972. С. 22, Галлиган Д.О., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. — М., 2002. С. 319.

2 См., напр.: Бахрах Д.Н. Административное право России. — М., 2002. С. 178, Бачило И.Л. Функции органов управления (правовые проблемы оформления и реализации). — М., 1976. С. 143.

3 См.: Закон РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации» // ВСНД РФ и ВС РФ 1993. № 17. Ст. 594; Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2008. № 20. Ст. 2290; Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. № 960 «Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 33. Ст. 3254.

4 Административное право: Учебник / Под ред. Л. Л. Попова. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Юристъ, 2006. С. 125.

5 См.: Там же. С.296.

6 См. ст. 30 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации».

7 См. ст. 28.3 КоАП РФ.

8 К мерам административного пресечения относятся: арест товаров, транспортных средств и иных вещей (ст. 27.14 КоАП РФ).

9 См.: ч. 1 ст. 3.1 КоАП РФ.

>Федеральный закон «О Государственной границе Российской Федерации» от 01.04.1993 N 4730-1 ст 30 (ред. от 26.07.2019)

Пограничные органы ФСБ России в системе обеспечения национальных интересов Российской Федерации в пограничной сфере

Степенко В.Е., доцент кафедры государственно-правовых дисциплин Тихоокеанского государственного университета, кандидат юридических наук, доцент.

Координационным федеральным органом исполнительной власти в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации является Федеральная служба безопасности (ФСБ России), которая в настоящее время возглавляет единую централизованную систему, включающую в себя пограничные войска и органы. ФСБ России подведомственна Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ. В Указах Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 <1>, от 20 мая 2004 г. N 649 <2>, от 11 августа 2003 г. N 960 <3> определено, что руководство деятельностью Федеральной службы безопасности осуществляет Президент Российской Федерации.

<1> Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. 2004. 11 марта.
<2> Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023.
<3> Указ Президента РФ от 11 августа 2003 г. N 960 «Вопросы федеральной службы безопасности Российской Федерации» (в ред. Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 870) // СЗ РФ. 2003. N 33. Ст. 3254.

Основными задачами ФСБ России являются:

  1. руководство пограничными органами и войсками;
  2. осуществление охраны Государственной границы РФ и государств — участников СНГ на основе двусторонних соглашений (договоров);
  3. организация пропуска лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу РФ;
  4. ведение разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности органов пограничной службы.

Большой объем и сложность задач по созданию современной системы охраны государственных рубежей потребовали определения приоритетов в деятельности пограничных органов ФСБ России. В их числе можно назвать такие, как:

а) борьба с разведывательно-подрывной деятельностью иностранных спецслужб и организаций, противоправной деятельностью преступных сообществ, групп и отдельных лиц на Государственной границе;

б) создание полномасштабной эшелонированной группировки пограничных войск и системы управления войсками;

в) совершенствование форм и способов охраны границы и экономической зоны;

г) повышение качества пограничного контроля и обеспечения его соответствия международным нормам и стандартам;

д) развитие сотрудничества с пограничными войсками государств Содружества и координация деятельности в охране внешних границ и экономических зон государств СНГ;

е) создание с привлечением сил и средств министерств и ведомств Российской Федерации эффективных систем освещения обстановки в территориальных, внутренних водах и исключительной экономической зоне.

Выполняя возложенные на нее задачи, Федеральная служба безопасности России участвует в разработке и реализации государственной пограничной политики, пограничных программ РФ, подготовке законодательных актов и других правовых документов по вопросам охраны Государственной границы РФ, а также разрабатывает меры по предупреждению и пресечению незаконного изменения, прохождения Государственной границы РФ, соблюдению пограничного режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ. Являясь составной частью сил обеспечения безопасности, она добывает и обрабатывает информацию об угрозах безопасности РФ в сфере охраны Государственной границы и представляет ее Президенту РФ, Правительству РФ, а также заинтересованным федеральным органам государственной власти и органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В связи с возложением в настоящее время на ФСБ России основных и дополнительных задач в сфере охраны Государственной границы, континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ все полномочия пограничной службы условно можно разделить по следующим направлениям:

а) полномочия в области охраны и защиты Государственной границы РФ:

  • выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;
  • производство по делам о нарушении Государственной границы РФ;
  • задержание лиц, совершивших преступления и административные правонарушения;
  • ведение войсковой, разведывательной, контрразведывательной, оперативно-розыскной и иной деятельности;
  • сотрудничество с органами иностранных государств, выполняющих аналогичные задачи;
  • заключение договоров, участие в правовом оформлении и договорном закреплении Государственной границы;

б) полномочия в области использования государственных и иных сил и средств в целях обеспечения охраны Государственной границы РФ:

  • использование водного, воздушного пространства РФ, территории (акватории) аэропортов, морских, речных портов, запрос и получение необходимой информации;
  • получение и использование каналов и средств связи;
  • использование средств массовой информации для передачи оперативной информации;
  • внесение в государственные органы, органы местного самоуправления, организации или должностным лицам обязательных для исполнения представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений на Государственной границе;

в) взаимодействие с гражданами и должностными лицами по охране Государственной границы РФ:

  • получение объяснений об известных обстоятельствах преступной деятельности или административных правонарушениях на границе;
  • привлечение граждан России к охране границы на добровольных началах;
  • применение оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак;
  • осуществление регистрации лиц, учет статистических и иных данных;

г) создание и использование своих каналов связи;

д) обеспечение безопасности в иных случаях:

  • участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны;
  • принимает меры по обеспечению собственной безопасности;
  • участвует в охране дипломатических представительств и консульских учреждений РФ в иностранных государствах;
  • принимает участие в пределах приграничной территории в выполнении задач, связанных с обеспечением режима чрезвычайного положения, ликвидацией незаконных вооруженных формирований и последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

ФСБ России осуществляет руководство пограничными представителями <4>, которые назначаются на определенные участки Государственной границы Российской Федерации в соответствии с международными договорами РФ. Основное назначение пограничных представителей заключается в осуществлении контроля за соблюдением режима Государственной границы РФ. Они принимают меры для недопущения нарушений порядка содержания Государственной границы, ее пересечения лицами и транспортными средствами, перемещения через Государственную границу грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе РФ хозяйственной, промысловой и иной деятельности, для обеспечения выполнения международных договоров о Государственной границе РФ и ее режиме.

<4> Положение о пограничных представителях РФ, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 // СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1971.

Для разрешения вопросов, связанных с соблюдением режима Государственной границы Российской Федерации и урегулированием пограничных инцидентов, пограничным представителем назначаются помощники, переводчики, эксперты и другие сотрудники в порядке, определяемом ФСБ Российской Федерации. Этим лицам выдаются документы, удостоверяющие их полномочия. Организация работы указанных лиц возлагается на пограничных представителей.

Для реализации в полной мере задач по охране Государственной границы Российской Федерации пограничным представителям предоставлена возможность:

  • пересекать Государственную границу Российской Федерации в порядке, установленном соответствующими международными договорами Российской Федерации;
  • проводить на территории Российской Федерации или на территориях сопредельных государств встречи с пограничными представителями этих государств по вопросам, входящим в их компетенцию и представляющим взаимный интерес, подписывать по результатам этих встреч протоколы, акты и другие документы;
  • привлекать в случае необходимости специалистов к расследованию пограничных инцидентов;
  • осуществлять в пределах своей компетенции переписку с пограничными представителями сопредельных с Российской Федерацией государств;
  • требовать от должностных лиц и граждан РФ, иностранных лиц и лиц без гражданства соблюдения законодательства Российской Федерации о Государственной границе Российской Федерации и договоров РФ с сопредельными странами о Государственной границе и ее режиме.

Об активной деятельности пограничных представителей свидетельствует то, что с 2003 по 2005 гг. пограничными представителями в Дальневосточном федеральном округе (в пределах Амурской области, Хабаровского края и ЕАО) было урегулировано более 2800 различных пограничных инцидентов на участках Государственной границы с КНР. В частности, за рассматриваемый период было урегулировано:

  • 954 конфликтные ситуации, связанные с нарушением режима Государственной границы РФ;
  • 763 конфликтные ситуации, связанные с нарушением пограничного режима в территориальном море и во внутренних морских водах РФ;
  • 145 случаев нарушения режима в пунктах пропуска через Государственную границу РФ;
  • 1 инцидент, связанный с незаконным провозом лиц через Государственную границу РФ.

В систему пограничных органов ФСБ России входит также государственный советник по вопросам охраны границы, назначаемый на должность указом Президента РФ в целях оказания Президенту Российской Федерации консультативной и экспертной помощи по вопросам охраны границы, организации взаимодействия с соответствующими органами в реализации практических вопросов защиты интересов России на Государственной границе и в экономической зоне.

Полномочия государственного советника сводятся:

  • к консультированию по вопросам обеспечения охраны границы и экономической зоны;
  • к разработке предложений по проведению согласованной государственной политики Российской Федерации в сфере охраны границы с государствами Содружества Независимых Государств, иными государствами.

При решении вопросов охраны границы и экономической зоны России советник осуществляет взаимодействие с государственными органами Российской Федерации и государств Содружества Независимых Государств, исполняющими функции по управлению в сфере обороны, безопасности, охраны государственных границ и внешних сношений, а также общественными организациями на территории Российской Федерации. Государственный советник вырабатывает предложения по совершенствованию законодательства об охране Государственной границы и морской экономической зоны Российской Федерации, развитию системы охраны Государственной границы и морской экономической зоны, пограничного контроля и пропуска через границу лиц, транспортных средств, а также по обеспечению социально-правовой защищенности военнослужащих пограничных войск, лиц, уволенных с действительной военной службы, членов их семей.

Оперативно-территориальными объединениями, непосредственно реализующими в пределах своей компетенции национальную пограничную политику на определенном участке Государственной границы РФ, являются региональные пограничные управления ФСБ России в федеральных округах и пограничные управления ФСБ России в приграничных субъектах.

В Дальневосточном регионе выполняют свои обязанности:

  1. Региональное пограничное управление ФСБ России по Дальневосточному федеральному округу, которое включает в себя территории трех прежних региональных управлений (Дальневосточного, Тихоокеанского и Северо-Восточного),
  2. пограничные управления по Приморскому краю, Амурской области, Хабаровскому краю и Еврейской автономной области.

Региональное пограничное управление (пограничное управление в приграничном субъекте) ФСБ России решает задачи по:

  • недопущению противоправного изменения прохождения Государственной границы;
  • обеспечению соблюдения юридическими и физическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через Государственную границу;
  • охране внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации, водных биологических ресурсов Азовского и Каспийского морей и запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, за пределами исключительной экономической зоны РФ.

Исходя из того что Российская Федерация имеет достаточно протяженные морские, речные и озерные границы, в структуре пограничных органов были созданы соединения морской охраны.

Основное предназначение морской охраны заключается в реализации пограничной политики Российской Федерации в сфере охраны Государственной границы на морских, речных, озерных участках и иных водоемах, континентального шельфа и ее исключительной экономической зоны, а также в противодействии системе угроз и вызовов национальным интересам России в морском пограничном пространстве. Охрана в морском пограничном пространстве подразумевает выполнение комплекса правовых, экономических, военных, оперативных, организационных, технических, экологических, санитарных и иных мер по защите интересов государства от внешних и внутренних угроз.

В качестве основных задач морских сил обозначим следующие:

  • охрана Государственной границы на морских, речных, озерных участках, иных водоемах и организация ее защиты во взаимодействии с соответствующими структурами федеральных и региональных органов исполнительной власти;
  • охрана биологических ресурсов в морских пограничных пространствах Российской Федерации и осуществление государственного контроля в этой сфере;
  • борьба с контрабандой, незаконной миграцией, ввозом (вывозом) наркотиков, оружия, всех видов нелицензированных грузов;
  • участие в совместных с аналогичными зарубежными структурами акциях по борьбе с международной преступностью, терроризмом и пиратством;
  • оказание помощи и спасения на море в районах несения пограничниками служебно-боевой деятельности;
  • обеспечение выполнения международных конвенций и российского законодательства по контролю за состоянием водной среды, охране ее от загрязнения;
  • выполнение правоохранительных функций в морском пограничном пространстве;
  • недопущение и пресечение нарушений правового режима исключительной экономической зоны, территориального моря и внутренних вод;
  • обеспечение охраны биологических ресурсов территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа, а также осуществление государственного контроля в этих районах. Данная задача была возложена на пограничные органы Указом Президента РФ от 29 августа 1997 г. «О мерах по обеспечению охраны морских биологических ресурсов и государственного контроля в этой сфере» <5>;

<5> СЗ РФ. 1997. N 35. Ст. 4060.

  • контроль за состоянием водной среды и защита ее от загрязнения.

Рассматривая вопросы полномочий должностных лиц пограничных органов ФСБ России, следует исходить из того, что это государственная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства на Государственной границе Российской Федерации. В теории административного права полномочия рассматриваются как составная часть компетенции и статуса органов, должностных лиц, выполняющих управленческие функции, предусмотренные законодательством. В этом значении полномочия должностных лиц пограничных органов представляют собой право (и одновременно обязанность) действовать в определенной ситуации способом, предусмотренным российским законодательством. Полномочие предполагает его надлежащее использование, соответствующее механизму законности.

Вся служба должностных лиц пограничных органов ФСБ России осуществляется на принципах соблюдения законности; гуманизма; уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина; уважения суверенитета, территориальной целостности государства и нерушимости его границ; мирного разрешения пограничных споров; всестороннего взаимовыгодного сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющих аналогические задачи; сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности; единоначалия и централизации управления.

Эти принципы получили развитие в руководящих документах, регламентирующих осуществление пограничной деятельности (Постановления Правительства РФ от 15 мая 1995 г. N 462 «О пограничных представителях Российской Федерации» <6>, от 8 января 1998 г. N 20 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации» <7>, от 29 ноября 1999 г. N 1310 «Об утверждении Порядка применения оружия и боевой техники при защите Государственной границы Российской Федерации в подводной среде» <8> и др.).

<6> СЗ РФ. 1995. N 21. Ст. 1971.
<7> СЗ РФ. 1998. N 2. Ст. 273.
<8> СЗ РФ. 1999. N 49. Ст. 6001.

Наряду с административной деятельностью, заключающейся преимущественно в предупреждении и пресечении правонарушений в области защиты Государственной границы, следует, исходя из многоаспектности государственного управления в области обеспечения национальной безопасности, особо выделить такие направления работы пограничных органов, как:

  • защита прав и интересов личности, общества и государства;
  • осуществление оперативно-розыскной, войсковой, разведывательной, контрразведывательной деятельности;
  • сотрудничество с органами иностранных государств;
  • заключение международных договоров и т.д.

Следовательно, пограничная деятельность представляет собой целенаправленную деятельность по защите и охране Государственной границы РФ со стороны каждого регионального управления на своем участке, а ФСБ России — Государственной границы Российской Федерации в целом. Основная цель рассматриваемой деятельности заключается в обеспечении безопасности личности, общества и государства в сфере защиты Государственной границы России, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа РФ и их природных ресурсов.

Таким образом, охрана Государственной границы РФ пограничными органами и войсками ФСБ России осуществляется с целью недопущения противоправного изменения ее прохождения, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами правового режима функционирования Государственной границы. Перечисленные меры по охране Государственной границы (пограничные меры) являются составной частью системы мер обеспечения безопасности Российской Федерации.

Пограничные органы ФСБ РФ.

Федеральный закон от 03.04.1995 (ред. от 06.07.2016) «О Федеральной службе безопасности»

Пограничная служба Федеральной службы безопасности Российской Федерации (ПС ФСБ России) — формирование специального назначения ФСБ России, основной задачей которого является защита, охрана и оборона сухопутных и водных рубежей, а также исключительной экономической зоны Российской Федерации. Ее возглавляет первый заместитель директора ФСБ России — руководитель Пограничной службы.

Тест на внимательность Только 5% пользователей набирают 100 баллов. Сколько баллов наберешь ты?

Узнать

Направлениями пограничной деятельности являются:

§ защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

§ защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством РФ

Принципы:

Законность

Гуманизм

Защита прав и свобод

Уважение суверенитета и терр целостности ин гос

Мирное разрешение конфликтов

Закон РФ от 01.04.1993 (ред. от 03.07.2016) «О Государственной границе Российской Федерации»

Статья 30. Полномочия пограничных органов

Пограничные органы охраняют Государственную границу на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, а также осуществляют пропуск через Государственную границу. В этих целях они:

обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения прохождения Государственной границы на местности;

осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность;

осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, отнесенным к их ведению законодательством Российской Федерации, в пределах своей компетенции рассматривают эти дела и исполняют постановления по ним;

осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов;

участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации;

проводят при необходимости пограничные поиски и операции;

осуществляют контроль в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, их идентификацию (сличение документов, удостоверяющих личность, с личностью предъявителя) и учет в пунктах пропуска через Государственную границу. Порядок такого учета и порядок взаимодействия пограничных органов и органов иммиграционного контроля по вопросам учета иностранных граждан и лиц без гражданства, въезжающих на территорию Российской Федерации (в том числе лиц, ищущих убежище), а также иностранных граждан и лиц без гражданства, следующих транзитом через территорию Российской Федерации, определяются Правительством Российской Федерации.

В состав Пограничной службы ФСБ России входят: органы пограничного контроля; орган внешней разведки; оперативные органы, осуществляющие разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, деятельность по обеспечению собственной безопасности системы ФПС России; органы пограничной стражи и другие органы пограничной службы, предусмотренные федеральным законодательством; пограничные войска ФПС России; военные образовательные учреждения профессионального образования: предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ПС ФСБ России.

Действующая редакция Статья 30. Полномочия пограничных органов

размер шрифта

ЗАКОН РФ от 01-04-93 4730-I (ред- от 29-06-2004) О ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2019) Актуально в 2018 году

Роль Федеральных органов государственной власти в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации

Итак, рассмотрев понятие статуса Государственной Границы Российской Федерации и определив нормативно-правовое регулирование в сфере ее защиты и охраны, можно непосредственно перейти к исследованию объекта моей работы. Иными словами, рассмотреть, какими же полномочиями обладают федеральные органы государственной власти в области защиты Государственной Границы Российской Федерации, какую функцию они выполняют. Анализируя законодательство Российской Федерации в области защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации, учебную и научную литературу, к основным федеральным органам исполнительной власти, реализующим полномочия в сфере охраны и защиты Государственной Границы Российской Федерации, относятся:

· Министерство иностранных дел Российской Федерации:

· Федеральная служба безопасности Российской Федерации (совместно с ПС ФСБ РФ):

· Министерство обороны Российской Федерации:

· Федеральная таможенная служба:

· Министерство внутренних дел Российской Федерации:

· Служба внешней разведки Российской Федерации:

· Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации

Теперь о каждом из органов по порядку.

Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» .

Согласно ч. 1 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство иностранных дел Российской Федерации:

1. На основе решений органов государственной власти Российской Федерации ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению режима Государственной границы, готовит необходимые документы и материалы;

2. Осуществляет внешнеполитическое, международно-правовое обеспечение защиты Государственной границы;

3. Оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из Российской Федерации гражданам Российской Федерации, иностранным гражданам и лицам без гражданства;

4. Разрешает вопросы соблюдения режима Государственной границы, инциденты на Государственной границе, не урегулированные пограничными представителями Российской Федерации или Министерством обороны Российской Федерации.

Подробнее данные полномочия раскрываются в «Положении о Министерстве иностранных дел», утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. N 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Собрание законодательства Российской Федерации от 12 июля 2004 г. N 28 ст. 2880».

Соответственно, Министерство иностранных дел играет важную роль в обеспечении статуса Государственной Границы Российской Федерации: ведет переговоры по установлению и закреплению Государственной границы, установлению ее режима, оформляет в пределах своей компетенции документы на право въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее, разрешает инциденты на Государственной границе.

Федеральная служба безопасности Российской Федерации — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Собрание законодательства Российской Федерации от 10 апреля 1995 г. N 15 ст. 1269, В системе обеспечения защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации Федеральная служба безопасности является основным органом и координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Согласно Федеральному закону от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

контрразведывательная деятельность;

борьба с терроризмом;

борьба с преступностью;

разведывательная деятельность;

пограничная деятельность;

обеспечение информационной безопасности.

Пограничная деятельность осуществляется Пограничной службой ФСБ России. Пограничная служба ФСБ осуществляет меры, отнесенные федеральным законодательством к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области защиты и охраны государственной границы, внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, по охране за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, по осуществлению совместно со специально уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров, животных и растений. Также Пограничная служба ФСБ осуществляет контроль за соблюдением физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу и федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания.

Согласно Закону РФ от 1 апреля 1993 г. N 4730-I «О Государственной границе Российской Федерации» направлениями пограничной деятельности являются:

защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Федеральной службе безопасности Российской Федерации в этом процессе отводится первостепенная роль. Ее функции в обеспечении защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации сводятся к следующим основным положениям:

совместно с федеральными органами исполнительной власти организует и обеспечивает в пределах своих полномочий защиту и охрану Государственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водных объектах, в пунктах пропуска через Государственную границу, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную деятельность, а также пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных;

координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих на Государственной границе все виды контроля за соблюдением режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

обеспечивает совместно с Министерством обороны Российской Федерации координацию пограничными органами деятельности Войск противовоздушной обороны и Военно-Морского Флота по защите и охране Государственной границы, совместно с другими компетентными федеральными органами исполнительной власти координацию мероприятий органов правоохранительной системы и органов специальных служб Российской Федерации на местах в интересах защиты и охраны Государственной границы;

участвует в подготовке органами государственной власти нормативных правовых актов, касающихся деятельности физических и юридических лиц, затрагивающей интересы защиты и охраны Государственной границы;

участвует в делимитации, демаркации, редемаркации Государственной границы, разработке нормативных правовых актов, устанавливающих режим Государственной границы;

осуществляет по поручению Правительства Российской Федерации непосредственное руководство деятельностью пограничных представителей Российской Федерации;

осуществляет добывание и обработку информации об угрозах безопасности Российской Федерации в интересах защиты и охраны Государственной границы, представление ее Президенту Российской Федерации, в Правительство Российской Федерации, информирование заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в порядке, установленном федеральными законами;

обеспечивает собственную безопасность органов федеральной службы безопасности;

совместно с федеральными органами государственной охраны участвует в обеспечении безопасности объектов государственной охраны на Государственной границе в пределах приграничной территории;

во взаимодействии с Федеральной таможенной службой, Федеральной службой Российской Федерации по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ разрабатывает и осуществляет меры по борьбе с контрабандой;

осуществляет контрразведывательное обеспечение въезда на территорию Российской Федерации и выезда за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации;

взаимодействует с федеральными органами исполнительной власти и общественными объединениями, а также с соответствующими органами иностранных государств, международными организациями в интересах защиты и охраны Государственной границы.

Итак, Федеральная служба безопасности Российской Федерации — единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, одним из направлений деятельности которой является пограничная деятельность, осуществляемая Пограничной службой ФСБ. В системе обеспечения защиты и охраны Государственной Границы Российской Федерации Федеральная служба безопасности является основным органом и координирует деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляет через ПС ФСБ выполнение основных функций по защите и охране Государственной Границы «Административное право России» под редакцией Л.Л Попова.М: Велби 2007г, ст. 279.

Согласно «Положению о министерстве обороны», Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций Указ Президента РФ от 16 августа 2004 г. N 1082 «Вопросы Министерства обороны Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).

Согласно ч. 3 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство обороны Российской Федерации:

1. обеспечивает защиту Государственной границы в воздушном пространстве и подводной среде;

2. обеспечивает участие Вооруженных Сил Российской Федерации в защите Государственной границы на суше, море, пограничных реках, озерах и иных водных объектах в случаях и порядке, определенных настоящим Законом, другими федеральными законами;

3. разрешает в пределах своей компетенции инциденты, связанные с нарушением режима Государственной границы;

4. оказывает содействие пограничным органам в ресурсном, разведывательном и ином обеспечении защиты Государственной границы на основе законодательства Российской Федерации и межведомственных соглашений.

Также закон подробно описывает полномочия конкретных войск в обеспечении защиты и охраны Государственной Границы РФ. Так как управление Вооруженными Силами Российской Федерации осуществляется Министерством обороны Российской Федерации, полномочия видов вооруженных Сил целесообразно рассмотреть применительно к данному ведомству.

Полномочия Войск противовоздушной обороны:

Войска противовоздушной обороны охраняют Государственную границу в воздушном пространстве. Они:

· осуществляют контроль за соблюдением правил пересечения Государственной границы;

· пресекают полеты и принимают меры к посадке на территории Российской Федерации воздушных судов, незаконно пересекших Государственную границу или нарушивших порядок использования воздушного пространства Российской Федерации;

· оказывают содействие воздушным судам, незаконно пересекшим Государственную границу в случаях форс-мажорных обстоятельств или непреднамеренных действий экипажей этих судов, посредством восстановления их ориентировки, вывода на аэродром посадки на территории Российской Федерации или за пределы воздушного пространства Российской Федерации.

Полномочия Военно-Морского Флота

· Военно-Морской Флот осуществляет защиту Государственной границы в подводной среде.

· Силы Военно-Морского Флота в своих зонах ответственности по поддержанию оперативного режима на военно-морских театрах:

· контролируют пересечение Государственной границы;

· осуществляют противолодочную, в том числе подводно — диверсионную, оборону в интересах безопасности Российской Федерации;

· при обнаружении подводных объектов во внутренних морских водах и в территориальном море Российской Федерации, а также за их пределами (в случае возникновения угрозы незаконного пересечения этими объектами Государственной границы) в соответствии с нормами международного права и международными договорами Российской Федерации в военной области принимают меры по прекращению или предупреждению действий обнаруженных объектов;

· применяют боевую технику и оружие в соответствии с настоящим Законом.

Кроме того, Вооруженные Силы Российской Федерации иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Иное участие Вооруженных Сил Российской Федерации, внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации в защите Государственной границы осуществляется только на основании федеральных законов.

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти Собрание законодательства Российской Федерации от 19 мая 2008 г. N 20 ст. 2290» возлагает осуществление полномочий в области таможенного контроля на Федеральную таможенную службу (ФТС)Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе».

Постановление Правительства РФ от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе Собрание законодательства Российской Федерации от 7 августа 2006 г. N 32 ст. 3569» дает определение Федеральной таможенной Службы. Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому ре валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. В сфере защиты и охраны Государственной Границы Федеральная таможенная служба:

· организует и проводит мероприятия по защите на Государственной границе экономических, экологических и иных интересов личности, общества и государства;

С учетом складывающейся обстановки, во исполнение поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, и, в соответствии с требованиями нормативных правовых документов, а также межведомственных и межгосударственных договоров, соглашений и обязательств в 2007 г. таможенными органами осуществлялись мероприятия по выполнению поставленных задач, среди которых необходимо особо выделить совершенствование форм и методов работы направленной на выявление, пресечение и раскрытие преступных схем, связанных с незаконным перемещением через государственную границу Российской Федерации объектов интеллектуальной собственности, сырьевых ресурсов, биоресурсов;

Проводились мероприятия, направленные на выявление и пресечение незаконного перемещения через таможенную границу Российской Федерации готовых продуктов питания, фальсифицированной и контрафактной сырьевой продукции, морских биоресурсов, драгоценных камней и металлов, и других товаров.

Основные усилия таможенных органов были направлены на актуализацию перечня объектов контроля, разработку и внедрение в практику работы таможенных органов элементов системы управления рисками, совершенствование взаимодействия с иными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за безопасностью ввозимых товаров.

Федеральной таможенной службой (ФТС России) ведется и актуализируется база данных недействительных документов Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2 .

· издает в пределах своей компетенции нормативные акты, обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами на территории Российской Федерации;

· контролирует соблюдение предприятиями, организациями, учреждениями, общественными объединениями, гражданами требований международных договоров Российской Федерации, законодательства Российской Федерации по вопросам, входящим в ее компетенцию;

· создает контрольные органы (пункты) и организует их работу.

Приведу некоторую статистику. В 2006 году таможенными органами Российской Федерации при выпуске товаров проверено свыше 10 млн. разрешительных документов, представленных для целей таможенного оформления, из них: 95,3 % — документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям; 1,6% — документы в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля; 3,1% — документы, представляемые при перемещении специфических товаров.

За 9 месяцев 2007 года проверено свыше 9 млн. разрешительных документов, из них: 94,4 % — документы, подтверждающие соответствие товаров обязательным требованиям; 2,4% — документы в области военно-технического сотрудничества и экспортного контроля; 3,2% — документы, представляемые при перемещении специфических товаров.

Прогнозируемая динамика роста количества документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений в 2006 и 2007 гг., составляет свыше 20%Кудряшев А.О. Роль и место таможенных органов в обеспечении безопасности товаров, ввозимых в Российскую Федерацию // Таможенное обозрение. -2008. -1. 2 .

· взаимодействует друг с другом и оказывает содействие пограничным органам в защите Государственной границы;

К примеру, в соответствии с Планом организации взаимодействия ФТС России с иными контролирующими органами, подготовлены и подписаны соглашения о взаимодействии с Ростехрегулированием, Росздравнадзором, Роспотребнадзором и Россельхознадзором о предоставлении и получении информации.

· сотрудничает в защите Государственной границы с соответствующими органами иностранных государств.

Соответствующие положения конкретизируются в Регламенте Федеральной таможенной службы, утвержденный приказом Федеральной таможенной службы от 28 ноября 2007 г. N 1479 Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 апреля 2008 г. N 17

Согласно Положению о Министерстве внутренних дел РФ, утвержденному Указом Президента РФ от 19 июля 2004 г. N 927 Собрание законодательства Российской Федерации от 26 июля 2004 г. N 30 ст. 3149,, Министерство внутренних дел Российской Федерации (МВД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, а также по выработке государственной политики в сфере миграции.

Согласно ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 (ред. от 4 декабря 2007 г.) Министерство обороны Российской Федерации: Министерство внутренних дел Российской Федерации:

1. оказывает содействие пограничным органам в проведении мероприятий по защите Государственной границы, борьбе с нелегальной деятельностью через нее, розыске лиц, нарушивших режим Государственной границы, в выяснении и проверке обстоятельств правонарушений граждан, задержанных в административном или уголовно-процессуальном порядке;

2. информирует пограничные органы о состоянии правопорядка в приграничных районах Российской Федерации, выявленных противоправных действиях, преступных группах и лицах, имеющих противоправные устремления в отношении Государственной границы и пограничных органов;

3. обеспечивает участие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации в защите Государственной границы в случаях и порядке, предусмотренных настоящим Законом;

4. обеспечивает участие органов внутренних дел в контроле за соблюдением пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу;

5. обеспечивает по представлениям пограничных органов временное ограничение или воспрещение доступа граждан на отдельные участки местности или объекты вблизи Государственной границы во время проведения пограничных поисков и операций, при отражении вооруженных вторжений на территорию Российской Федерации или воспрепятствовании незаконным массовым пересечениям Государственной границы;

6. обеспечивает общественный порядок при проведении на Государственной границе и в приграничных районах Российской Федерации массовых мероприятий федерального или международного характера;

7. обеспечивает правопорядок в приграничных районах при возникновении чрезвычайных ситуаций, введении режима чрезвычайного положения;

8. участвует в правовом воспитании населения приграничных районов Российской Федерации, профилактике совместно с пограничными органами правонарушений на Государственной границе и в пунктах пропуска через нее.

При рассмотрении МВД РФ, нельзя не остановиться на таком его элементе как Внутренние Войска МВД. Их деятельность регулирует Федеральный закон от 6 февраля 1997 г. N 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации от 10 февраля 1997 г. N 6 ст. 711»

Согласно Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, иные войска и воинские формирования Российской Федерации выделяют пограничным органам силы и средства для участия в пограничных поисках и операциях в порядке, определяемом совместными решениями соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

Иное участие внутренних войск Министерства внутренних дел Российской Федерации, других войск и воинских формирований Российской Федерации в защите Государственной границы осуществляется только на основании федеральных законов.

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов — органов внешней разведки Российской Федерации — является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных настоящим Федеральным законом методов и средств. Ст. 1. Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведке»

Указ Президента РФ от 12 мая 2008 г. N 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» возлагает данные полномочия на Службу внешней разведки Российской Федерации.

Ч. 5 ст. 28 Закона «О государственной границе Российской Федерации» от 1 апреля 1993 г. № 4730-1говорит о том, что Служба внешней разведки Российской Федерации во взаимодействии с Федеральной службой безопасности Российской Федерации осуществляет разведывательную деятельность в интересах защиты Государственной границы.

Ст. 2 Федерального закона от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ «О внешней разведкеСобрание законодательства Российской Федерации от 15 января 1996 г., N 3, ст. 143 » определяет, что разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц.

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий Президент Российской Федерации и Федеральное Собрание, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации (Росграница) — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации. Создан в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 11 октября 2007 г. № 1359 «О Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации Собрание законодательства Российской Федерации от 15 октября 2007 г. N 42 «.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 ноября 2007 г. № 734 Собрание законодательства Российской Федерации от 12 ноября 2007 г. N 46 ст. 5575 утверждено Положение, закрепившее за Агентством следующие полномочия:

· обустройство государственной границы РФ, создание, развитие и обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения;

· реализация функции государственного заказчика, выработка и реализация государственной политики, нормативно-правовое регулирование, управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы РФ, создания, развития и обеспечения деятельности пунктов пропуска через государственную границу РФ и мест ее пересечения.

К настоящему моменту создан единый источник разработки и финансирования мероприятий по обустройству государственной границы, формирования имущественного статуса инфраструктурных объектов с применением общих стандартов и нормативов. Все региональные управления Росграницы в федеральных округах, субъектах РФ и администрациях пунктов пропуска через государственную границу РФ входят в структуру территориальных органов Росграницы «Об утверждении Положения о территориальном органе Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации». Приказ Росграницы N 115 от 6 ноября 2008 г».. К функциям региональных управлений Росграницы относится организация деятельности пунктов пропуска, расположенных вне приграничных субъектов РФ, и управление деятельностью территориальных органов Росграницы по приграничным субъектам Рф См. Приложение 1..

Подведомственным органом является Росграницы является Федеральное государственное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГУ Росгранстрой)

ФГУ Росгранстрой создано в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 11 сентября 2008 г. № 1308-р Собрание законодательства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. N 37 ст. 4229. Приказом Росграницы от 4 февраля 2009 г.№ 6 был утвержден Устав ФГУ Росгранстрой. Приказом Росграницы от 26 марта 2009 г. № 44 ФГУ Росгранстрой определен заказчиком-застройщиком по объектам Росграницы.

Дирекция осуществляет функции проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства мест пересечения государственной границы РФ, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *