Правила ведения бухучета в бюджетных организациях

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Счета учета в государственных организациях

Итоги

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2–3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5–6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Об особенностях бюджетной бухотчетности читайте в статье «Порядок сдачи бюджетной отчетности в налоговую за 2017-2018 годы».

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…».

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

  • денежные средства с указанием мест их хранения;
  • финансовые вложения, а именно все виды ценных бумаг и участие в других компаниях;
  • дебиторскую задолженность, относящуюся к контрагентам, плательщикам страховых социальных взносов, налоговым поступлениям, выданным кредитам и т. д.;
  • авансы работникам, контрагентам, иностранным организациям и т. д.;
  • вложения в финансовые активы.

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190–209 (приказ № 183н), пп. 161–180 (приказ № 174н), пп. 131–150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Об изменениях-2018 в бухучете организаций госсектора читайте в статье «Какие изменения произойдут в бухучете с 2018 года — таблица».

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Номер разряда счета

1–17

19–21

24–26

Классификационный признак поступлений и выбытий

Финансовое обеспечение

Объект учета

Группа объекта учета

Вид объекта учета

Вид поступлений, выбытий объекта учета по КОСГУ

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18–26 все однозначно, значения для разрядов 19–26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1–9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1–17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

1–3

4–5

6–7

8–12

13–17

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

группа

подгруппа

элемент

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1–17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

1–2

3–4

5–14

Соответствующий номер разряда КБК

4–5

6–7

На месте разрядов 5–14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1–17 переносятся разряды 4–20 КБК (либо разряды 1–17 КБК переносятся на место разрядов 1–17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

О ведении бухучета в КУ подробнее читайте в материале «Правила ведения бухгалтерского учета в казенных учреждениях».

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений

В статье мы рассказываем, как привести рабочий план счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций в соответствие с новыми требованиями.

Последние изменения в плане счетов бюджетного учреждения в 2019 году

Будут внесены правки в Инструкцию 174н по проекту приказа Минфина от 23.08.2019 года. После вступления в силу этот нормативный акт должен применяться при формировании показателей за 2019 год (п.2 проекта), то есть «задним числом». В рабочем плане счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций нужно будет учесть следующие изменения:

  1. Для начисления резерва под снижение стоимости МЗ, формируемого на основании федерального стандарта «Запасы», введен новый счет 011480000.
  2. Уточнен п.5, утверждающий, что обороты по счетам, отражающим увеличение или уменьшение активов и обязательств, не переносятся в регистры бухучета текущего года. Обороты по счетам, имеющим в 24-26 разрядах КОСГУ 540, 550, 560, 730 и 640, 650, 660, 830, переносятся в регистры по соответствующим подстатьям увеличения дебиторской либо кредиторской задолженности.
  3. В соответствии с назначением КОСГУ 176 «Доходы от оценки активов и обязательств» (п.9.7.6 209н), финансовый результат, полученный от оценки ОС, НМА и изменения стоимости земельных участков, должен учитываться на сч.040110176.
  4. Начисление амортизации на право пользования активами можно выполнять теперь не только в корреспонденции со счетами 040120224 и 010900224, но и 040120229 и 010980229.
  5. Изменение размера резерва предстоящих расходов, в том числе при прекращении признания резервом, отражается по дебету счета 040160000 и кредиту соответствующих счетов 040120200 или 010900000.

В новой редакции 174н во многих счетах указаны не только статьи КОСГУ, но и подстатьи. Ранее учреждения выполняли эту детализацию самостоятельно. В рабочем плане нужно проверить применение КОСГУ. Например, многие бухгалтеры испытывали затруднение с определением подстатьи в счетах 021003560 и 021003660. В проекте приказа Минфина для этих счетов используются коды 561 и 661, т.е. расчеты с финорганом нужно расценивать, как расчеты с УБП.

Какие счета бухучета включить в рабочий план счетов

Образец плана счетов бюджетного учреждения 2019

В рабочем плане счетов установите на выбор: 26-значные номера счетов бухучета, которые применяют в учете, или коды счетов бухучета и правила, как формировать 1–17 разряды счетов.

План счетов оформите приложением к учетной политике учреждения.

Образец с подсказками по заполнению

Как выбирать разделы и подразделы

С 01.01.2017 года при формировании плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений в 1-4 позиции номера счета следует указывать аналитический код вида функции (услуги, работы). Такое требование содержится в добавленном в 174н пункте 2.1. Код вида функции соответствует кодам раздела и подраздела, содержащимся в 2019 году в приказе Минфина 132н (приложение № 5), а в 2020 году – в приказе 86н (приложение № 2).

Разделов всего 14:

  • 0100 – общегосударственные вопросы;
  • 0200 – национальная оборона;
  • 0300 – национальная безопасность и правоохранительная деятельность;
  • 0400 – национальная экономика;
  • 0500 – жилищно-коммунальное хозяйство;
  • 0600 – охрана окружающей среды;
  • 0700 – образование;
  • 0800 – культура, кинематография;
  • 0900 – здравоохранение;
  • 1000 – социальная политика;
  • 1100 – физкультура и спорт;
  • 1200 – СМИ;
  • 1300 – обслуживание государственного и муниципального долга;
  • 1400 – межбюджетные трансферты.

С выбором раздела обычно у бюджетных организаций проблем не возникает. Он должен соответствовать основному виду деятельности. Чтобы правильно определить подраздел, нужно воспользоваться положением, содержащимся в приказе Минфина 132н. В п.17.1 сказано, что средства на финобеспечение функций госучреждений, в том числе в форме субсидий, выделяются по разделам и подразделам классификации расходов бюджета. КБК, по которым выделяется финансирование, указываются в соглашении о предоставлении субсидии в п.2.2 (см. типовую форму, утвержденную приказом Минфина 198н).

При формировании рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетного учреждения на 2020 год в разрядах 1-4 следует проставлять разделы и подразделы в соответствии с государственным заданием. Если средства получены по нескольким подразделам, по каждому из них формируются счета. Например, медучреждению может быть выделена субсидия на стационарную медпомощь (0901) и на амбулаторную (0902).

Есть счета, в номерах которых не требуется заполнять 1-4 раздел (проставляются нули). Они перечислены в п. 2.1 Инструкции 174н:

  • сч. 421006000 для расчетов с учредителем и корреспондирующий с ним сч.040110172;
  • счета 020100000 для учета денежных средств учреждения;
  • сч. 020400000 для учета финансовых вложений;
  • сч. 020981000 для учета расчетов по недостачам;
  • сч. 030401000 для учета средств, полученных во временное распоряжение.

В бюджетном учете разделы и подразделы указываются только в аналитической части расходных счетов (КРБ). В Инструкции 174 никаких указаний об этом нет, значит, позиции 1-4 заполняются кодами, соответствующими кодам раздела и подраздела, и в счетах для учета доходов и ИФДБ.

Этот мастер поможет составить учетную политику для бухучета или налогообложения. В результате вы получите подходящие варианты документа, необходимые приложения, а также подборку полезных рекомендаций.

Особенности формирования рабочего плана счетов

Балансовый счет бюджетной организации состоит из 26 разрядов и имеет определенную структуру. Первые 17 позиций составляют классификационный признак счета (КПС). О заполнении разрядов 1-4 говорилось выше. В позициях с 5 по 14 должны проставляться нули. Для получения дополнительных сведений и в целях управленческого учета здесь могут быть предусмотрены коды аналитического учета, закрепленные в Учетной политике. Распоряжение о введении таких кодов вправе сделать учредитель или финансовый орган, в котором открыты лицевые счета бюджетной организации.

В позициях 15-17 номера балансового счета должны указываться коды:

  • аналитической группы подвида доходов;
  • вида расходов;
  • аналитической группы вида ИФДБ.

Минфин опубликовал на своем официальном портале таблицу соответствия кодов разделов и подразделов и КВР (последнее обновление 01.10.2019 года). При формировании рабочего плана счетов бухгалтерского учета бюджетных организаций применять ее не следует. Об этом говорится в письме Минфина от 23.12.2016 года № 02-05-11/77689. Учреждение имеет право сочетать в конструкции счета разделы и подразделы, установленные на основании госзадания, с КВР, соответствующими экономическому характеру операций, для отражения которых предназначен счет.

В п.2.1 Инструкции 174н перечислены счета, в аналитической части которых позиции 15-17 не заполняются (проставляются нули):

  • счета 010000000 для учета НФА, за исключением 010600000, 010700000, 010900000;
  • сч. 020135000 для учета денежных документов;
  • счета 040120241, 040120242, 040120270, корреспондирующие со счетами, указанными в предыдущих двух пунктах;
  • сч. 421006000 для учета расчетов с учредителями и корреспондирующий с ним сч. 040110172;
  • сч. 020100000 – для учета денежных средств учреждения;
  • сч. 020400000 для учета финансовых вложений;
  • сч. 020981000 для учета расчетов по недостачам;
  • сч. 030401000 для учета средств, полученных во временное распоряжение.

В 5-17 позиции счета 021005000 «Расчеты с прочими дебиторами» следует проставлять код вида ИФДБ 510 «Поступление на счета бюджетов».

Разряды с 24 по 26 номера счета предназначены для кода КОСГУ. В новой редакции во многих счетах в этих позициях проставлены и статьи, и подстатьи. Там, где этого нет, учреждение должно выполнить детализацию самостоятельно.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *