Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 26.07.1999 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МВД РФ от 10.07.91 N 110 (ред. от 26.07.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вид документа приказ
Принявший орган мвд рф
Номер документа 110
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 26.07.1999
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • В данном виде документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МВД РФ от 10.07.91 N 110 (ред. от 26.07.99) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ РЯДОВОГО И НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

2. Первоначальная подготовка

2.1. Работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят специальный курс обучения — первоначальную подготовку.

2.2. Первоначальная подготовка проводится последовательно в три этапа.

2.2.1. Обучение по месту службы.

2.2.2. Курсовое обучение в учебных заведениях МВД России и в учебных центрах МВД, ГУВД, УВД, УВДТ <*>.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

<*> Работники, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности старшего и высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в учебных заведениях (подразделениях) системы повышения квалификации и переподготовки кадров.

2.2.3. Стажировка в занимаемой должности по месту службы.

2.3. Обучение по месту службы осуществляется со дня назначения работника на должность и до его направления на курсовое обучение. Оно проводится с помощью наставника по индивидуальному плану, разрабатываемому непосредственным начальником, и под его контролем. Начальник службы, подразделения, учреждения внутренних дел обязан:

2.3.1. Представить принятого работника личному составу, объявить приказ о назначении наставника.

2.3.2. Утвердить индивидуальный план обучения, который разрабатывается на основании программы МВД России, с учетом уровня образования и должностных обязанностей работника.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.3.3. Провести инструктаж наставника и обеспечить ему возможность осуществления обязанностей в соответствии с Положением о наставничестве в органах внутренних дел.

2.3.4. Разъяснить работнику и наставнику условия и порядок обучения, их права и обязанности в этот период.

2.3.5. Создать работнику необходимые условия для учебы, обеспечить его нормативными актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальным планом обучения.

2.3.6. Изучать в ходе обучения деловые и моральные качества работника, проводить с ним собеседования по изученным вопросам.

2.3.7. Осуществлять систематический контроль за ходом обучения и работой наставника.

2.3.8. Утвердить отчет работника и наставника по итогам обучения, результаты которого отразить в разделе 1 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки.

2.4. Курсовое обучение осуществляется:

2.4.1. Среднего начальствующего состава — в учебных заведениях или учебных центрах, располагающими необходимой материальной базой и квалифицированным преподавательским составом, а также возможностью создать учебную группу в количестве не менее 15 человек из одной должностной категории. Организуется Службой по работе с личным составом МВД России по заявкам МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебных заведений и научно — исследовательских учреждений МВД России или самостоятельно министерствами и управлениями внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.4.2. Рядового и младшего начальствующего состава — в учебных центрах. Организуется МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ или Службой по работе с личным составом МВД России по заявкам перечисленных органов внутренних дел при условии невозможности создать учебную группу не менее 15 человек из одной должностной категории.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.5. Продолжительность курсового обучения устанавливается от одного месяца до одного года. Конкретный срок и содержание курсового обучения для каждой категории работников определяются учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми Службой по работе с личным составом МВД России совместно с заинтересованными службами МВД России, которые утверждаются руководством МВД России.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.6. Перечень учебных заведений и учебных центров, осуществляющих курсовое обучение, категорий обучаемых, их количество, а также конкретные сроки проведения учебных сборов определяются ежегодным планом, утверждаемым МВД России.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

План разрабатывается Службой по работе с личным составом МВД России на основе представленных к 1 июня года, предшествующего планируемому, заявок служб МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебных заведений и научно — исследовательских учреждений МВД России. Выполнение плана осуществляется по разнарядкам МВД России, направляемым Службой по работе с личным составом МВД России в органы внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

Службы МВД России, МВД, ГУВД, УВД, УВДТ, ОВДТ, УЛИТУ, ОУМТиВС, учебные заведения и научно — исследовательские учреждения МВД России на основании разнарядок МВД России составляют пофамильные списки работников, подлежащих направлению на курсовое обучение, и доводят их до сведения руководителей соответствующих служб, подразделений и учреждений внутренних дел и кандидатов на учебу. Одновременно в подчиненных учебных центрах разрабатывается план — график курсового обучения работников (не предусмотренных разнарядкой МВД России) по форме согласно Приложению 5.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.7. В сроки, определяемые разнарядкой МВД России и план — графиком, но не позднее 6 месяцев со дня приема на службу, работники направляются на курсовое обучение в учебные заведения и учебные центры, куда одновременно высылаются Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки (с заполненными анкетными данными и разделом 1).

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.8. Непосредственные начальники обязаны проверять внешний вид, экипировку и проводить инструктаж направляемых на учебу работников о поведении в пути следования и в процессе обучения.

2.9. Работники, прибывшие на учебу, проходят индивидуальное собеседование. Оно проводится командно — преподавательским составом учебного заведения и учебного центра в объеме первого этапа обучения по месту службы, о чем делается запись в разделе 2 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки.

Учебные заведения и учебные центры после каждого набора слушателей анализируют качество обучения по месту службы, выявляют пробелы в знаниях и принимают меры к их ликвидации в ходе курсового обучения, а также на основе обобщенных данных вносят предложения в службы, подразделения и учреждения внутренних дел по улучшению качества обучения работников на первом этапе.

2.10. По окончании курсового обучения слушатели сдают зачеты и экзамены. Результаты курсового обучения и предложения по дальнейшему использованию выпускников отражаются в разделе 2 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки, после чего оно направляется по месту стажировки работника.

Во время стажировки работникам разрешается выдача табельного оружия.

2.11. Слушателям, не сдавшим выпускных экзаменов по какому-либо предмету, продлевается курсовое обучение на срок до 10 дней для подготовки и пересдачи. При получении повторно неудовлетворительных оценок с работниками расторгается контракт на дальнейшую службу в органах внутренних дел.

2.12. Стажировка в занимаемой должности организуется по месту службы работника по окончании курсового обучения. Она проводится в течение одного месяца по индивидуальному плану с помощью наставника и под руководством непосредственного начальника. Руководители службы, подразделения, учреждения внутренних дел обязаны:

2.12.1. Утвердить индивидуальный план стажировки, который разрабатывается непосредственным начальником на основании программы МВД России, с учетом рекомендаций учебного заведения, учебного центра, отраженных в Свидетельстве о прохождении первоначальной подготовки.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

2.12.2. Ознакомить работника с функциональными обязанностями и участком работы, который ему необходимо освоить в ходе стажировки.

2.12.3. Разъяснить работнику и наставнику условия и порядок прохождения стажировки, их права и обязанности в этот период.

2.12.4. Создать работнику необходимые условия для изучения нормативных актов, учебной литературы, предоставить ему возможность ознакомиться со спецификой работы других служб и подразделений.

2.12.5. Осуществлять систематический контроль за ходом стажировки и работой наставника.

2.12.6. Утвердить отчет работника и наставника по результатам стажировки.

2.13. Подразделения профессиональной подготовки, учебные заведения и учебные центры контролируют организацию стажировки и оказывают необходимую методическую и практическую помощь в ее проведении на местах.

2.14. По окончании стажировки руководители службы, подразделения, учреждения внутренних дел на основании результатов обучения по месту службы, курсового обучения и стажировки принимают решение о допуске работника к самостоятельному исполнению служебных обязанностей, о чем делается запись в разделе 3 Свидетельства о прохождении первоначальной подготовки, которое хранится в его личном деле.

2.15. В период обучения по месту службы и курсового обучения запрещается выдавать работникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно — служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

2.16. Лица, принятые на должности рядового младшего и среднего начальствующего состава, которые служили в оперативных, моторизованных и конвойных подразделениях внутренних войск или офицерами в Советской Армии и знают работу отдельных служб, подразделений и учреждений внутренних дел, первоначальную подготовку не проходят. С ними организуется переподготовка.

2.17. С работниками, которые по уважительным причинам (болезнь близких родственников, тяжелые семейные обстоятельства, препятствующие им выезд за пределы места проживания на длительный срок), обучающимися на вечерних и заочных факультетах и отделениях в учебных заведениях, а также в случае отсутствия учебных сборов разрешается проводить курсовое обучение индивидуально — групповым методом (по очно — заочной форме) под руководством подразделений профессиональной подготовки и учебных центров продолжительностью не менее двух месяцев.

Разрешение на индивидуально — групповое обучение работников в каждом конкретном случае дает министр, начальник управления внутренних дел, учебного заведения, научно — исследовательского учреждения МВД России по мотивированному рапорту начальников служб, подразделений и учреждений внутренних дел. Они обязаны совместно с подразделениями профессиональной подготовки определять этот метод обучения в момент приема работника на службу в органы внутренних дел.

(в ред. Приказа МВД РФ от 26.07.99 N 548)

Работники, обученные индивидуально — групповым методом, считаются прошедшими первоначальную подготовку, если они приобрели знания в объеме программы курсового обучения, сдали экзамен в учебном центре и прошли стажировку по месту службы.

Рапорта об обучении индивидуально — групповым методом приобщаются к Свидетельствам о прохождении первоначальной подготовки работников.

Профессиональная подготовка.

Профессиональная подготовка кадров в системе МВД России это организованный и целенаправленный процесс овладения и постоянного совершенствования профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения задач, возложенных на органы внутренних дел Российской Федерации.

Система профессиональной подготовки кадров МВД России включает в себя:
раннюю профессиональную ориентацию молодежи на службу в органах внутренних дел (суворовские военные училища МВД России, лицеи, колледжи, классы с углубленной правовой и физической подготовкой);

первоначальную подготовку впервые принятых на службу сотрудников органов внутренних дел;
подготовку специалистов с высшим и средним специальным профессиональным образованием (образовательные учреждения высшего профессионального образования МВД России);
повышение квалификации, профессиональную переподготовку, учебные сборы и стажировку;
послевузовское профессиональное образование (адъюнктуры и докторантуры, создаваемые в образовательных учреждениях высшего профессионального образования и научных организациях МВД России, имеющих соответствующие лицензии);

обучение в процессе оперативно-служебной деятельности (служебно-боевая и морально-психологическая подготовка).

Основными задачами профессиональной подготовки сотрудников являются:

  • подготовка квалифицированных кадров для органов внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями, предъявляемыми к правоохранительной деятельности;
  • изучение Конституции Российской Федерации, Федерального закона Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в сфере внутренних дел, законов субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, нормативных правовых актов МВД России и их практическое применение при осуществлении оперативно-служебной деятельности, соблюдении прав и свобод граждан;
  • обучение сотрудников умелым и эффективным действиям, обеспечивающим успешное выполнение оперативно-служебных и служебно-боевых задач;
  • совершенствование навыков руководящего состава по управлению, обучению и воспитанию подчиненных, по внедрению в практику оперативно-служебной деятельности достижений науки и техники, современных технологий и информационных систем, передовых форм и методов работы, основ научной организации труда, организации работы со средствами массовой информации;
  • формирование профессионального самосознания сотрудников, чувства ответственности за свои действия, стремления к постоянному совершенствованию своего профессионального мастерства с учетом специфики деятельности в конкретных подразделениях органов внутренних дел Российской Федерации;
  • обучение сотрудников приемам и способам обеспечения личной безопасности в чрезвычайных обстоятельствах и в экстремальных условиях служебной деятельности;
  • выработка и постоянное совершенствование у сотрудников практических умений и навыков применения мер государственного принуждения с соблюдением норм законодательства Российской Федерации и прав человека;
  • поддержание у сотрудников постоянной готовности решительно и умело пресекать противоправные деяния, используя физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие;
  • формирование высокой психологической устойчивости личности сотрудников, развитие у них наблюдательности, бдительности, памяти, мышления и других профессионально-психологических качеств и навыков;
  • совершенствование навыков обращения с современной информационно-телекоммуникационной инфраструктурой, в том числе сетью Интернет, автоматизированными информационными системами, интегрированными банками данных, со специальной техникой и специальными средствами, техническими средствами документирования, включая средства аудио-, фото- и видеофиксации, эксплуатации транспортных средств, сети связи, организационной и компьютерной техники.

Конкурсы профессионального мастерства

В целях повышения уровня профессиональной подготовки рядового и начальствующего состава органов внутренних дел Российской Федерации и эффективности их оперативно-служебной деятельности ежегодно проводятся конкурсы профессионального мастерства среди сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации на звание «Лучший по профессии» по своим направлениям служебной деятельности.

К участию в конкурсах профессионального мастерства допускаются сотрудники из числа рядового и младшего начальствующего состава, имеющие стаж работы по направлению оперативно-служебной деятельности не менее одного года, и трех лет из числа среднего и старшего начальствующего состава, положительно характеризующиеся по службе и не имеющие действующих дисциплинарных взысканий.

Основными задачами конкурсов профессионального мастерства являются:

  • совершенствование у сотрудников профессионально-прикладных знаний, умений и навыков, позволяющих выполнять свои должностные обязанности;
  • стимулирование заинтересованности сотрудников в непрерывном повышении своего профессионального мастерства;
  • повышение правовой культуры сотрудников;
  • развитие у сотрудников профессионально-психологических, моральных, нравственных и деловых качеств, привитие им чувства ответственности за выполнение своих служебных обязанностей;
  • выявление высококвалифицированных, компетентных сотрудников и создание из их числа резерва для выдвижения на вышестоящие должности;
  • укрепление законности и дисциплины среди сотрудников, выработка и закрепление у них устойчивых навыков в решении оперативно-служебных задач, а также умения действовать в экстремальных ситуациях.

Конкурсы профессионального мастерства организуются и проводятся в три этапа:

I этап – в подразделениях городских, районных органов внутренних дел;
II этап – областной конкурс среди победителей первого этапа;
III этап – на первенство Министерства внутренних дел Российской Федерации.

Индивидуальная оценка конкурсанту слагается из баллов, полученных за выполнение видов испытаний по теоретической части и практического задания разделов служебно-боевой подготовки.
Практическая часть раздела огневой подготовки оценивается за выполнение одного из нормативов по огневой подготовке и специального упражнения из пистолета Макарова.

Физическая подготовка оценивается за выполнение: боевых приемов борьбы, подтягивания на перекладине (для мужчин), силового комплексного упражнения (для женщин), а также кросса 1 км.
Победитель этапа конкурса профессионального мастерства выявляется по наибольшей сумме баллов, набранных конкурсантом по всем разделам служебно-боевой подготовки, выносимым на испытания.

ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ОВД

№11, 08.02.2018

Педагогические науки

Бельский Александр Евгеньевич

Ключевые слова: СОТРУДНИКИ ПОЛИЦИИ; ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА; ПРЕСЕЧЕНИЕ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ; ТАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ; СПЕЦИАЛЬНЫХ СРЕДСТВ И ОГНЕСТРЕЛЬНОГО ОРУЖИЯ; POLICE OFFICERS; PROFESSIONAL TRAINING; SUPPRESSION OF OFFENCES AND CRIMES; TACTICS OF APPLYING PHYSICAL FORCE; SPECIAL MEANS AND FIREARMS.

Аннотация: В статье говорится о необходимости повышения качества профессиональной подготовки сотрудников полиции к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции» (далее – ФЗ «О полиции») полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Для выполнения своего предназначения и задач, стоящих перед сотрудниками полиции, последние наделены правом применения мер принуждения, осуществляемого от имени государства. Практика показывает, что сотрудники полиции при выполнении служебных обязанностей, в частности при пресечении правонарушений и преступлений, при задержании лиц их совершивших, при осуществлении доставления правонарушителей и преступников в служебные помещения часто сталкиваются с противодействием и неповиновением. Противодействие и неповиновение выражается не только в пассивном невыполнении требований сотрудников полиции, но и в совершении нападений на них, в том числе с использованием оружия или предметов, используемых в качестве оружия. Таким образом, создается угроза жизни и здоровья сотрудников полиции.

«Из обзора МВД России «О профилактике чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников органов внутренних дел»: в 1 полугодии 2014 года резко возросло количество чрезвычайных происшествий, связанных с гибелью и ранениями сотрудников в результате огневого и физического контакта с правонарушителями. За указанный период погибло 10 и ранено (травмировано) 98 сотрудников органов внутренних дел, в том числе: при задержании правонарушителей – 3 и 50, при нападении на сотрудников – 3 и 18, при разбирательстве с задержанными – 1 и 6, при доставлении правонарушителей – 0 и 6, при проверке документов у подозрительных лиц – 0 и 3, при других обстоятельствах – 3 и 15. Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников являются непрофессионализм рядового и начальствующего состава, психологическая неготовность к выполнению оперативно-служебных задач, халатность и недисциплинированность при исполнении служебных обязанностей». В сети Интернет регулярно появляются видеоролики об оказании сопротивления сотрудникам полиции и о совершении на них нападений в целях воспрепятствования выполнению ими своих служебных обязанностей.

В современных условиях для того, чтобы полиция действительно смогла выполнить свое предназначение по защите жизни, здоровья, прав и свобод человека, по противодействию преступности, по охране общественного порядка и по обеспечению общественной безопасности, сотрудник полиции должен обладать необходимыми знаниями, умениями и навыками в области охраны общественного порядка, в области правовых оснований и тактики применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

В соответствии со ст. 12 Федерального закона от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – ФЗ «О службе в ОВД РФ») сотрудник органов внутренних дел обязан поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего выполнения служебных обязанностей, в установленном порядке проходить профессиональное обучение.

Правовую основу профессионального обучения сотрудников ОВД составляют Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», ФЗ «О службе в ОВД РФ» и приказ МВД России от 31 марта 2015 г. №385 «Об утверждении порядка организации подготовки кадров для замещения должностей в органах внутренних дел Российской Федерации».

Сотрудники органов внутренних дел, впервые принимаемые на службу, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят обучение по программам профессиональной подготовки в целях приобретения ими основных профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей, в том числе в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел осуществляется в образовательных организациях системы МВД России.

В рамках профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел большое внимание уделяется приобретению ими знаний, умений и навыков по несению службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, по тактике применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Однако вышеуказанная статистика гибели и ранений сотрудников органов внутренних дел говорит о том, что сотрудники органов внутренних дел не всегда выполняют тактически грамотные действия при пресечении правонарушений и преступлений и при задержании лиц, их совершивших. Сотрудники органов внутренних дел зачастую слабо знают основания и запреты применения огнестрельного оружия, основания, запреты и ограничения применения специальных средств, основания применения физической силы. Некоторые сотрудники органов внутренних дел не решаются вовремя применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие.

«Анализ показывает, что основными причинами гибели и ранений сотрудников при исполнении служебных обязанностей являются: недостаточная профессиональная и психологическая подготовленность личного состава к действиям в экстремальных ситуациях; потеря бдительности при разбирательстве с подозреваемыми и задержанными; нарушение правил дорожного движения и непринятие мер безопасности при использовании транспорта; боязнь правовых последствий применения оружия» .

Действительность такова, что наличие форменного обмундирования и служебного удостоверения, обозначающих принадлежность к правоохранительным органам, не гарантируют, выполнение гражданами и, тем более, правонарушителями, законных требований сотрудников полиции. Это объясняется тем, что сотрудники полиции не пользуются должным авторитетом в обществе. Часть общества на сегодняшний день в принципе криминальна, то есть систематически и сознательно нарушают закон, другая часть общества ставит под сомнение законность действий сотрудников полиции, в связи, с чем не стремится выполнять их требования, третьи полагают, что могут самостоятельно защитить свои права.

В настоящее время среди граждан, особенно среди молодежи, популярны секции и школы единоборств различных стилей, где за вознаграждение любой желающий может получить навыки ведения рукопашного боя и развить в себе физическую подготовленность.

Все вышеизложенное создает реальные предпосылки для оказания физического противодействия сотрудникам полиции в ходе оперативно-служебной деятельности последних. Чтобы выступать реальным гарантом прав и свобод человека и гражданина, быть реальным защитником граждан от противоправных и преступных посягательств, сотрудник полиции должен быть тактически и физически подготовленным к действиям в условиях, связанных с применением физической силы.

На основании изложенного, считаем необходимым включить в процесс профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел упражнения, которые помогут сформировать психологическую, физическую и тактическую готовность сотрудников полиции к применению физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия в реальных условиях выполнения оперативно-служебных задач.

Упражнение «Быстрое приведение оружия в боевую готовность при внезапном нападении на сотрудника полиции», цель которого развитие и совершенствование навыков быстрого извлечения пистолета из кобуры и привидения его в боевую готовность в условиях перемещения на разрыв дистанции от нападающего.

Упражнение «Дуэль», цель которого развитие и совершенствование навыков передвижения в условиях огневого противодействия противника.

Упражнение «Осмотр помещений – мест возможного укрытия преступников и иных правонарушителей», цель которого обучить сотрудников полиции производить осмотр зданий, сооружений и иных помещений, а также, задержание и досмотр преступников и правонарушителей, соблюдая меры личной безопасности и применяя при необходимости физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие в условиях ограниченного пространства.

Упражнение «Задержание и досмотр вооруженного преступника после преодоления полосы препятствий», цель которого выработать у сотрудников органов внутренних дел необходимые морально-волевые качества и специальную физическую выносливость, которые позволят выполнять тактически грамотные действия на фоне усталости и других сбивающих факторов.

Вышеуказанные упражнения могут отрабатываться в рамках таких дисциплин как «Тактико-специальная подготовка. Основы личной безопасности», «Профессиональные модули» и «Комплексный практикум по огневой и физической подготовке».

Эти упражнения, за исключением преодоления полосы препятствий, могут выполняться в любых помещениях, в том числе на улице практически при любых погодных условиях, что обеспечивает готовность сотрудника полиции к выполнению оперативно-служебных задач в реальных условиях, а не только в условиях спортивного зала или тактического полигона. Важным моментом является и то, что вышеуказанные упражнения необходимо выполнять в повседневном форменном обмундировании, либо в одежде, схожей с обмундированием сотрудника полиции, с обязательным ношением оружия в кобуре, наручников и палки специальной как минимум. Это необходимо для того, чтобы впоследствии форменное обмундирование не мешало сотруднику полиции выполнять какие-либо движения при задержании правонарушителей. Не секрет, что форма сотрудника полиции далеко не всегда приспособлена для активных действий по преследованию и задержанию правонарушителей и преступников, пресечению правонарушений и преступлений.

Считаем, что регулярное выполнение сотрудниками органов внутренних дел вышеуказанных упражнений обеспечит формирование необходимых морально-волевых качеств, чувства уверенности в себе и надлежащего уровня физической и тактической подготовки, что в конечном итоге приведет к успешному выполнению оперативно-служебных задач, а также обеспечит высокую работоспособность в процессе служебной деятельности.

Список литературы

  1. Алгоритм действий сотрудников полиции в типовых ситуациях применения физической силы: отчет о научно-исследовательской работе / Д.Г. Басистов. – Екатеринбург: Уральский юридический институт Министерства внутренних дел Российской Федерации, 2014. – С.63.
  2. Тактика задержания вооруженных преступников в различных ситуациях: учебно-методическое пособие / М.А. Войцехович. – Иркутск: Учебный центр УВД Иркутской области, 2003. – С.85.

Первоначальная подготовка в ОВД и обучение по образовательным программам сотрудников ОВД

  • Главная
  • Избранное
  • Популярное
  • Новые добавления
  • Случайная статья

⇐ Предыдущая12345

Первоначальная подготовка сотрудников органов внутренних дел России регламентируется Федеральным законом от 07.02.2011 N 3-ФЗ (ред. от 21.11.2011) «О полиции», Федеральным законом от 30.11.2011 N 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами МВД России и иных федеральных органов исполнительной власти.

Согласно пункту 1.1 статьи 76 Федерального закона «О службе в ОВД» подготовка кадров для органов внутренних дел осуществляется путем: первоначальной подготовки, предусматривающей приобретение сотрудником органов внутренних дел, поступившим на службу в органы внутренних дел, основных профессиональных знаний и навыков, необходимых для выполнения служебных обязанностей.

Профессиональная подготовка сотрудников органов внутренних дел регламентируется статьей 38 Федерального закона «О полиции»:

граждане Российской Федерации, принятые на службу в полицию, проходят первоначальную подготовку в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Процесс ускоренного приобретения знаний, умений, навыков и норм поведения, необходимых для выполнения служебных обязанностей по конкретной должности в органах (подразделениях, учреждениях) внутренних дел, до самостоятельного исполнения служебных обязанностей проходят лица, впервые принимаемые на службу в органы внутренних дел на должности рядового и начальствующего состава.

Первоначальное обучение не проходят сотрудники:

1. окончившие очные отделения образовательных учреждений высшего профессионального образования МВД России, кроме лиц, прошедших обучение на платной договорной основе;

2. ранее проходившие службу в органах внутренних дел или в иных государственных военизированных организациях, перечень которых определен Федеральным законом от 13 декабря 1996 г. N 150-ФЗ «Об оружии», входивших до реорганизации в состав МВД России, и поступившие вновь на службу (при наличии в личном деле документов, подтверждающих прохождение ими специального профессионального обучения в предыдущий период службы);

3. впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава (лица, впервые принятые на службу в органы внутренних дел на должности высшего начальствующего состава, осваивают специфику работы самостоятельно и путем стажировки, с последующим обучением в образовательных учреждениях дополнительного профессионального образования МВД России).

Перед направлением сотрудника на первоначальное обучение он проходит обучение по месту службы (стажировку в период испытательного срока).

Для сотрудников оперативно-поисковых подразделений предусмотрен особый порядок стажировки и первоначального обучения.

Обучение по месту службы (стажировка) осуществляется со дня назначения лица, впервые принятого на службу в органы внутренних дел, стажером по должности или на должность, если прием на службу осуществлен без испытательного срока, и до его направления на первоначальное обучение. В рамках данного обучения осуществляется наставничество в порядке, установленном нормативным правовым актом МВД России. Обучение проводится с помощью руководителя стажировки (наставника или, как правило, непосредственного начальника) по плану, разрабатываемому руководителем стажировки совместно с руководителем структурного подразделения, в котором проходит службу сотрудник (стажер), и под их контролем.

Начальник органа (подразделения, учреждения) или его помощник по работе с личным составом обязан:

1. представить принятого сотрудника (стажера) личному составу, объявить приказ о назначении руководителя стажировки;

2. утвердить план обучения, который разрабатывается на основании примерной программы организации стажировки по соответствующей категории сотрудников органов внутренних дел, с учетом уровня образования и должностных обязанностей сотрудника (стажера);

3. провести инструктаж руководителя стажировки и обеспечить ему возможность осуществления обязанностей по обучению принятого на службу сотрудника (стажера);

4. разъяснить сотруднику (стажеру) и руководителю стажировки условия и порядок обучения, их права и обязанности в этот период;

5. создать сотруднику (стажеру) необходимые условия для учебы, обеспечить его нормативными правовыми актами и учебной литературой, позволяющими в полном объеме изучить вопросы, предусмотренные индивидуальным планом обучения;

6. изучать в ходе обучения деловые и моральные качества сотрудника (стажера), проводить с ним собеседования по изученным вопросам;

7. осуществлять систематический контроль за ходом обучения и работой руководителя стажировки в вопросах подготовки сотрудника (стажера);

8. утвердить отчет сотрудника (стажера) и руководителя стажировки по итогам обучения.

Первоначальная подготовка рядового и начальствующего состава осуществляется в центрах профессиональной подготовки, а также в образовательных учреждениях МВД России при возможности создания учебной группы в количестве, установленном нормативным правовым актом МВД России, регламентирующим деятельность центра профессиональной подготовки.

Организация первоначального обучения возлагается на соответствующие подразделения по работе с личным составом органов (подразделений, учреждений) внутренних дел.

ДГСК МВД России организует первоначальное обучение для сотрудников органов (подразделений, учреждений) внутренних дел по отдельным должностным категориям. Перечень центров профессиональной подготовки и образовательных учреждений МВД России, порядок, конкретные сроки обучения, а также количество обучаемых определяются ежегодным планом специального профессионального обучения, повышения квалификации, профессиональной переподготовки и учебных сборов кадров, утверждаемым приказом МВД России.

Органы (подразделения, организации) внутренних дел на основании разнарядок МВД России составляют пофамильные списки сотрудников, подлежащих направлению на первоначальное обучение, доводят их до сведения руководителей соответствующих структурных подразделений территориальных органов МВД России на окружном, межрегиональном, региональном и районном уровнях, и кандидатов на учебу.

Сроки (даты) проведения первоначального обучения и учебных сборов, а также должностные категории и примерное количество сотрудников, направляемых на обучение в центры профессиональной подготовки, определяются ежегодными планами-графиками проведения специального профессионального обучения и учебных сборов сотрудников в центрах профессиональной подготовки, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном нормативными правовыми актами МВД России. Организация первоначального обучения и учебных сборов должна предусматривать равномерную в течение календарного года периодичность обучения и наполняемость центров профессиональной подготовки.

Сотрудники, прибывшие на учебу, не позднее следующего дня после прибытия проходят входной контроль по специальной подготовке в зависимости от должностной категории и общей физической подготовке. Он проводится составом специалистов по первоначальной подготовке центра профессиональной подготовки или преподавательским составом образовательного учреждения МВД России в объеме обучения по месту службы.

Продолжительность первоначального обучения устанавливается не менее 500 часов. Конкретный срок, структура и содержание специального профессионального обучения для каждой должностной категории сотрудников определяются соответствующими рабочими учебными, тематическими планами и программами, разрабатываемыми центрами профессиональной подготовки и образовательными учреждениями МВД России на основе примерных программ, которые разрабатываются ДГСК МВД России, согласовываются с заинтересованными подразделениями центрального аппарата МВД России и утверждаются руководством ДГСК МВД России.

Специальное профессиональное обучение в центрах профессиональной подготовки, образовательных учреждениях МВД России осуществляется двум формам: очной и заочной.

Слушатели обязаны освоить учебные дисциплины в объеме, предусмотренном учебным планом и расписанием занятий, соблюдать учебную дисциплину, порядок и сроки прохождения промежуточного и итогового контроля.

В период обучения по месту службы и первоначального обучения запрещается выдавать сотрудникам табельное оружие, а также привлекать их к проведению оперативно-служебных мероприятий, выполнение которых связано с риском для жизни и здоровья или может привести из-за неподготовленности к неправомерным действиям с их стороны.

Слушатели, выполнившие в полном объеме учебный план и успешно сдавшие итоговые зачеты и экзамены в центре профессиональной подготовки, образовательном учреждении МВД России, считаются прошедшими данный вид обучения.

⇐ Предыдущая12345

Специальное первоначальное обучение пожарных

Специальное первоначальное обучение

1.Специальное первоначальное обучение должно проводиться в отношении лиц, впервые принимаемых на службу (работу) по контракту (трудовому договору) в органы управления и подразделения пожарной охраны, в целях приобретения ими знаний, умений и навыков, достаточных для самостоятельного исполнения обязанностей по должности.

Специальное первоначальное обучение должно проводиться в три этапа:

индивидуальное обучение по месту службы;

курсовое обучение;

стажировка в занимаемой должности по месту службы.

Курсовое обучение должно проводиться в образовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на основании специального разрешения (лицензии).

2.Обучение на всех этапах специального первоначального обучения начинается с инструктажа по правилам охраны труда.

3.Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться под руководством одного из заместителей начальника подразделения пожарной охраны и наставника, назначаемых приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны, в котором определяются порядок, сроки подготовки и состав квалификационной комиссии (не менее трех человек), для принятия зачетов по окончании подготовки.

4.Индивидуальное обучение по месту службы лиц, впервые принятых на службу, должно проводиться по месту предстоящей службы, начиная со дня назначения на должность, а при установлении испытательного срока с его первого дня.

5.Индивидуальное обучение по месту службы личного состава караулов должно состоять из теоретического курса, проводимого в течение 10 дней в объеме не менее 60 часов, и практического курса (стажировки), проводимого в течение 5 дежурств в карауле в объеме не менее 30 часов без выезда на проведение боевых действий по тушению пожаров и ликвидацию ЧС.

6.Лица, принятые на службу, не связанную с исполнением обязанностей в составе караулов, должны проходить индивидуальное обучение по месту службы в течение 15-20 дней.

7.Занятия должны проводиться ежедневно по 8 часов, из которых 2 часа отводятся на самостоятельное изучение пройденного материала.

8.Индивидуальное обучение по месту службы должно проводиться на основании программы индивидуального обучения по месту службы лица, впервые принятого на службу в орган управления, подразделение пожарной охраны (приложение № 7 к настоящему Порядку).

9.Программа индивидуального обучения по месту службы должна составляться на основании рекомендуемого перечня тем индивидуального обучения по месту службы (работы) лиц, впервые принятых на службу (работу) в подразделения пожарной охраны (приложение № 8 к настоящему Порядку), а также с учетом тем, касающихся специфики района выезда подразделения пожарной охраны.

10.Начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан представить обучаемого личному составу подразделения пожарной охраны, объявить приказ об организации индивидуального обучения по месту службы.

11.Руководитель индивидуального обучения лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

12.Наставник лица, проходящего индивидуальное обучение по месту службы, обязан:

13.Запрещается при проведении практического курса индивидуального обучения по месту службы привлекать обучаемого к участию в мероприятиях, не предусмотренных программой индивидуального обучения.

14.По окончании индивидуального обучения по месту службы обучаемый сдает зачет в объеме изученного материала, а также по правилам охраны труда и особенностям работы с техническими средствами, приборами и инструментом с учетом исполнения обязанностей по должности, специфики охраняемых объектов и положений отраслевых документов.

15.Лица, успешно завершившие индивидуальное обучение по месту службы, до начала курсового обучения допускаются приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности за исключением выполнения работ:

разработать и утвердить программу индивидуального обучения по месту службы;

создать обучаемому условия для занятий, обеспечить его руководящими документами, методическими разработками и учебной литературой;

осуществлять контроль за формированием навыков работы и усвоением учебного материала.

создать обучаемому условия для закрепления теоретических знаний, приобретения практических навыков и умений в период прохождения практического курса индивидуального обучения по месту службы;

вносить предложения по совершенствованию учебного процесса;

по завершении индивидуального обучения по месту службы дать характеристику обучаемого, в том числе внести рекомендации о целесообразности его назначения на соответствующую должность.

Итоги индивидуального обучения по месту службы оформляются протоколом о приеме экзамена (зачета).

на высоте;

в непригодной для дыхания среде;

с электроустановками пожарных автомобилей и прицепов; с гидравлическим аварийно-спасательным инструментом.

16.Не позднее одного года со дня завершения индивидуального обучения по месту службы и в соответствии с ежегодным планом комплектования учебных групп, лица, завершившие индивидуальное обучение по месту службы, направляются на курсовое обучение в образовательную организацию.

17.В случае, когда период со дня назначения на должность до начала обучения очередной группы в образовательной организации составляет менее 10 дней или если с начала обучения очередной группы в образовательной организации прошло не более 10 дней, допускается вновь принятый на службу личный состав подразделений пожарной охраны направлять на курсовое обучение без прохождения индивидуального обучения по месту службы.

18.Перечень образовательных организаций, количество обучаемых, порядок и сроки (даты) проведения курсового обучения должны определяться и доводиться до образовательных организаций ежегодными планами-графиками комплектования учебных сборов, утверждаемыми приказами начальников органов управления.

19.Содержание и продолжительность курсового обучения определяются программами профессионального обучения, разрабатываемыми и реализуемыми образовательными организациями.

20.Запрещается сокращать сроки обучения, установленные программами курсового обучения, за исключением часов на подготовку газодымозащитников, в случае, когда в подразделении пожарной охраны, направившего обучаемого, отсутствует газодымозащитная служба.

21.При направлении личного состава подразделения пожарной охраны на курсовое обучение начальник органа управления, подразделения пожарной охраны обязан обеспечить выдачу командировочного удостоверения с отметкой об убытии, выписку из приказа начальника органа управления, подразделения пожарной охраны о назначении на должность, личную карточку газодымозащитника.

22.Личный состав подразделения пожарной охраны, убывающий на курсовое обучение, наряду с вышеперечисленным при себе обязан иметь:

паспорт;

23.По окончании курсового обучения начальники образовательных организаций издают приказы об окончании слушателями курсового обучения и направлении выпускников для дальнейшего прохождения службы в орган управления, подразделение пожарной охраны.

24.В органе управления, подразделении пожарной охраны для личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего курсовое обучение, организуется стажировка:

25.На период стажировки приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны за обучаемым закрепляется руководитель стажировки.

26.По окончании стажировки личный состав подразделения пожарной охраны, успешно сдавший зачеты, допускается приказом начальника органа управления, подразделения пожарной охраны к самостоятельному исполнению обязанностей по должности.

27.Копии приказов в отношении личного состава подразделения пожарной охраны, прошедшего специальное первоначальное обучение, направляются в кадровые органы по месту службы личного состава подразделения пожарной охраны для приобщения к личным делам.

28.В отношении лиц, отчисленных из образовательной организации в период прохождения курсового обучения за нарушение служебной дисциплины или неуспеваемость, начальником органа управления, подразделения пожарной охраны рассматривается вопрос о расторжении контракта (трудового договора) о прохождении службы.

Сведения об отсутствии в подразделении пожарной охраны ГДЗС представляются в образовательную организацию его начальником.

служебное удостоверение (при его наличии);

форменное обмундирование по сезону;

спортивную форму одежды;

письменные принадлежности;

туалетные принадлежности и предметы личной гигиены.

продолжительностью пять дежурств – для лиц со сменным режимом службы;

ежедневно в течение десяти дней – для лиц с другим режимом службы.

Далее – «служба».

Далее – «образовательная организация».

Далее – «руководитель индивидуального обучения».

Далее – «программа индивидуального обучения по месту службы».

Далее – «программы курсового обучения».

Далее – «ГДЗС».

Пожарный (старший пожарный)

Пожарный – это сотрудник (работник) подразделения пожарной охраны, являющийся должностным лицом дежурного караула (дежурной смены). Изначально назывался «огневщик», затем «пожарный служитель» – это низший чин в пожарной охране, имеющий специальную подготовку по тушению пожара.

Пожарный

Впервые применительно к названию представителя профессии слово пожарный было официально введено в русский язык в 1881 году посредством усечения слова «служитель» из вышеприведенного словосочетания.

Согласно современным представлениям пожарный также является штатной единицей боевого расчета пожарного автомобиля с номером соответствующего боевого расчета. В промежутках между выездами пожарный может выполнять функции дневального (по гаражу, служебно-бытовым помещениям, у фасада здания пожарного депо), постового или дозорного.

Старший пожарный (пожарный) непосредственно подчиняется командиру отделения, в случае его отсутствия – помощнику начальника караула.

Читайте также кто такой:

Добровольный пожарный

Юный пожарный

Пожарник или пожарный

В словаре Даля слово пожарник – это тот, кто устроил пожар.

Согласно Гиляровскому пожарники – это погорельцы, настоящие и фальшивые, приходившие и приезжавшие в Москву семьями за подаянием, собираемым на «погорелые места».

С 1944 по 1970 годы в СССР существовал ведомственный наградной знак «Отличный пожарник».

Слово пожарник встречается в нормативно-правовых актах ещё в 1986 году.

Сегодня слово пожарный употребляется в значении «работник (сотрудник пожарной охраны» и считается нейтральным, а слово пожарник – просторечным.

Медицинские требования

Согласно требованиям приказа МЧС России № 356 от 30.08.2018 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу государственной противопожарной службы (ФПС ГПС), и сотрудников ФПС ГПС» гражданин, после определения годности к службе в должности пожарного, должен соответствовать 1-й группе предназначения, к которой относится вид деятельности: «тушение пожаров». Другими словами личный состав (обратите внимание, сотрудники ФПС ГПС МЧС России) дежурных караулов (смен) специализированных пожарно-спасательных частей, специальных пожарно-спасательных частей и пожарно-спасательных частей, принимающий непосредственное участие в тушении пожаров.

К пожарным замещающим должности по вольному найму и к пожарным других видов пожарной охраны предъявляются иные требования к состоянию здоровья.

Физическая подготовка

Для определения уровня физической подготовки сотрудников ФПС ГПС, а также граждан Российской Федерации, претендующих на назначение на должности в МЧС России руководствуются приказом МЧС России № 153 от 30.03.2011 «Об утверждении Наставления по физической подготовке личного состава ФПС», согласно которому всем сотрудникам ФПС ГПС МЧС России необходимо выполнять установленные нормативы в зависимости от возрастной группы.

К пожарным, являющихся работниками иных видов пожарной, требования к физической подготовке не предъявляются.

Требования к квалификации

Согласно Единому квалификационному справочнику должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях» (утвержден приказом Минтруда России № 707н от 03.12.2013) пожарный Государственной противопожарной службы выполняет следующие должностные обязанности:

  1. Проводит работы по тушению пожаров, спасению людей, ликвидации последствий аварий и стихийных бедствий, эвакуации материальных ценностей, вскрытию и разборке конструкций с использованием специальных агрегатов, механизмов, изолирующих аппаратов, а также выполняет обязанности соответствующих номеров боевого расчета пожарного автомобиля.
  2. Оказывает первую медицинскую помощь пострадавшим.
  3. Содержит в исправном состоянии пожарно-техническое и спасательное вооружение и оборудование, осуществляет его техническое обслуживание, испытание и устранение неисправностей, не требующих специальной подготовки.
  4. Несет службу на постах, в дозорах, во внутреннем наряде караула в соответствии с требованиями соответствующих уставов и инструкций, используя радиосредства и переговорные устройства, имеющиеся на вооружении пожарной части.

Должен знать:

  • Конституцию Российской Федерации;
  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, касающиеся деятельности Государственной противопожарной службы;
  • нормативные и методические документы, инструкции, регламентирующие организацию противопожарной службы;
  • устройство, размещение и правила работы с пожарно-техническим и спасательным вооружением и оборудованием на пожарных автомобилях;
  • устройство, правила эксплуатации изолирующих противогазов и работы в них;
  • особенности тушения пожаров и ликвидации последствий стихийных бедствий и аварий при неблагоприятных условиях;
  • основные параметры пожарной опасности веществ и материалов;
  • основные способы спасения людей и эвакуации материальных ценностей;
  • основы тактики тушения пожаров в зданиях и сооружениях, на транспорте и в сельских населенных пунктах;
  • методы проведения работ по вскрытию и разборке конструкций;
  • отрицательные факторы и нежелательные явления, возникающие во время пожара при наличии взрывчатых и радиоактивных веществ;
  • порядок проверки противопожарного состояния жилых и бытовых объектов;
  • схему районов выезда пожарной части и расположение в нем особо важных и пожароопасных объектов;
  • схему противопожарного водоснабжения;
  • задачи гарнизонной и караульной службы;
  • правила оказания медицинской помощи;
  • основы трудового законодательства;
  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Согласно этому же Единому квалификационному справочнику требования к квалификации следующие:

  • Пожарный: среднее (полное) общее образование и специальное первоначальное обучение пожарного без предъявления требований к стажу работы.
  • Пожарный 3 класса: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, стаж работы в Государственной противопожарной службе не менее 2 лет (если при этом не изменялось направление служебной деятельности).
  • Пожарный 2 класса: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, стаж работы не менее двух лет с момента присвоения категории «Пожарный 3 класса».
  • Пожарный 1 класса: среднее (полное) общее образование и специальная подготовка по установленной программе, стаж работы не менее двух лет с момента присвоения категории «Пожарный 2 класса».

Кроме этого в МЧС России к должностям рядового состава, младшего начальствующего состава ФПС ГПС (приказ МЧС России № 653 от 01.12.2016 «О квалификационных требованиях к должностям в ФПС ГПС»), к которым относятся должности старшего пожарного и пожарного, предъявляются следующие квалификационные требования:

  1. Образование: среднее общее образование.
  2. Без предъявления требований к стажу службы в ФПС или стажу (опыту) работы по специальности.
  3. Профессиональные знания: Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, необходимых для выполнения служебных обязанностей; законодательства о службе в федеральной противопожарной службе, государственной гражданской службе в Российской Федерации, о пожарной безопасности; порядка работы со сведениями составляющими государственную или иную охраняемую законодательством Российской Федерации тайну; служебного распорядка МЧС России, его территориального органа, подразделения или организации; правил и норм охраны труда, техники безопасности, пожарной безопасности.
  4. Профессиональные навыки: в сфере деятельности, позволяющие выполнять должностные обязанности с учетом задач и функций, возложенных на МЧС России, его территориальные органы, подразделения и организации; оперативного и качественного исполнения поручений; планирования работы; подготовки служебных документов; исполнительской дисциплины.

Обязанности и права

Согласно требованиям приказ МЧС России № 452 от 20.10.2017 пожарный (старший пожарный) при осуществлении своей деятельности обязан:

  • выезжать в составе отделения для проведения боевых действий по тушению пожаров;
  • принимать закрепленное пожарно-техническое вооружение при заступлении на боевое дежурство;
  • проводить техническое обслуживание закрепленного СИЗОД;
  • обеспечивать выполнение обязанностей пожарного при несении службы на постах, в дозорах и во внутреннем наряде;
  • совершенствовать свою профессиональную подготовку;
  • соблюдать правила охраны труда, пожарной безопасности и санитарно-гигиенические нормы в период боевого дежурства;
  • беречь имущество подразделения, содержать в чистоте и постоянной готовности закрепленное пожарно-технического вооружение;
  • знакомиться с оперативной обстановкой в районе (подрайоне) выезда подразделения;
  • вносить предложения командиру отделения по улучшению условий несения караульной службы.

Старший пожарный при отсутствии командира отделения обязан выполнять его обязанности, предусмотренные Уставом подразделений пожарной охраны, а также Боевым уставом пожарной охраны, определяющим порядок организации тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ.

Оклад и зарплата

В соответствии с приложением № 13 приказа МЧС России № 311 от 31.07.2018 «О размерах месячных окладов в соответствии с замещаемой должностью по нетиповым должностям сотрудников ФПС ГПС» оклад старшего пожарного и пожарного составляет соответственно:

  • в гг. Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях – 14040 и 13520 руб.;
  • в центрах субъектов Российской Федерации в городах с населением свыше 100 тыс. человек – 11960 и 11440 руб.;
  • в остальных местностях – 9880 и 9360 руб.

Теперь, зная месячный оклад по должности, можно рассчитать ежемесячное денежное довольстве, которое зависит от многих факторов. Как это сделать читайте в материале «Из чего складывается зарплата сотрудника МЧС России».

Заработная плата пожарного МЧС России, работающего по вольному найму, рассчитывается согласно требованиям приказа МЧС России № 700 от 28.12.2015 «О системе оплаты труда работников бюджетных, автономных и казенных учреждений МЧС России и гражданского персонала спасательных воинских формирований МЧС России» и состоит из:

  • должностного оклада;
  • надбавки за выслугу лет;
  • выплат стимулирующего характера, устанавливаемых на постоянной основе;
  • выплат компенсационного характера, например, за работу в ночное время;
  • премиальных выплат по итогам работы;
  • районного коэффициента.

Оклад пожарного в соответствии с вышеуказанным документом составляет:

  • 9464 руб. (пожарный 1 класса);
  • 8678 руб. (пожарный 2 класса);
  • 7968 руб. (пожарный 3 класса);
  • 7257 руб. (пожарный без класса).

Заработная плата пожарных, являющихся работниками других видов пожарной (противопожарной службы субъекта РФ, ведомственной, муниципальной или частной), устанавливается работодателем, и в разных регионах и организациях (учреждениях) существенно разнится.

Еще больше статей в разделе:

О пожарных и спасателях

Дополнительно по теме об обязанностях других должностных лиц дежурного караула и штатных должностях на месте пожара или ЧС:

  • начальник караула (капитан пожарного корабля);
  • помощник начальника караула;
  • начальник аварийно-спасательного расчета;
  • водитель пожарного (аварийно-спасательного) автомобиля;
  • диспетчер ПСЧ;
  • командир отделения;
  • спасатель.

Источники: приказ МЧС России от 20.10.2017 № 452 «Об утверждении Устава подразделений пожарной охраны»; приказ МЧС России от 30.08.2018 № 356 «О требованиях к состоянию здоровья граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, перечнях дополнительных обязательных диагностических исследований, проводимых до начала медицинского освидетельствования граждан, поступающих на службу в федеральную противопожарную службу Государственной противопожарной службы, и сотрудников федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, порядке проведения контрольного обследования и повторного освидетельствования по результатам независимой военно-врачебной экспертизы и формах документации, необходимых для деятельности военно-врачебных комиссий в системе МЧС России»; приказ Минтруда России от 03.12.2013 № 707н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел “Квалификационные характеристики должностей работников, осуществляющих деятельность в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечения пожарной безопасности, безопасности людей на водных объектах и объектах ведения горных работ в подземных условиях».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *