>Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела (с изменениями на 23 июля 2019 года)

Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

УКАЗ

ПРЕЗИДЕНТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

(с изменениями на 23 июля 2019 года)

____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года N 1517;
Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483;
Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2019 года N 353.
____________________________________________________________________

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»
постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

2. Установить, что Указ Президента Российской Федерации от 1 июня 1998 года N 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 23, ст.2501) не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих Российской Федерации.

3. Правительству Российской Федерации в 3-месячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с настоящим Указом.

4. Руководителям государственных органов:
обеспечить защиту персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты за счет средств государственных органов в порядке, установленном федеральными законами;
определить лиц, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих Российской Федерации в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных. *4.2)

5. Настоящий Указ вступает в силу со дня его официального опубликования.

Президент Российской Федерации
В.Путин

Москва, Кремль
30 мая 2005 года
N 609

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела

УТВЕРЖДЕНО
Указом Президента
Российской Федерации
от 30 мая 2005 года N 609

(с изменениями на 23 июля 2019 года)

1. Настоящим Положением определяется порядок получения, обработки, хранения, передачи и любого другого использования персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации (далее — гражданский служащий), а также ведения его личного дела в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Федеральный закон).

2. Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.

3. Представитель нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя), обеспечивает защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты.

4. Представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты этих персональных данных.

5. При получении, обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:

а) обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции Российской Федерации, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества и имущества государственного органа, учета результатов исполнения им должностных обязанностей;

б) персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;

в) запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях, частной жизни, членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;

г) при принятии решений, затрагивающих интересы гражданского служащего, запрещается основываться на персональных данных гражданского служащего, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или с использованием электронных носителей;

д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств государственного органа в порядке, установленном федеральными законами;

е) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом.

6. В целях обеспечения защиты персональных данных, хранящихся в личных делах гражданских служащих, гражданские служащие имеют право:

а) получать полную информацию о своих персональных данных и обработке этих данных (в том числе автоматизированной);

б) осуществлять свободный бесплатный доступ к своим персональным данным, включая право получать копии любой записи, содержащей персональные данные гражданского служащего, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом;

в) требовать исключения или исправления неверных или неполных персональных данных, а также данных, обработанных с нарушением Федерального закона. Гражданский служащий при отказе представителя нанимателя или уполномоченного им лица исключить или исправить персональные данные гражданского служащего имеет право заявить в письменной форме представителю нанимателя или уполномоченному им лицу о своем несогласии, обосновав соответствующим образом такое несогласие. Персональные данные оценочного характера гражданский служащий имеет право дополнить заявлением, выражающим его собственную точку зрения;

г) требовать от представителя нанимателя или уполномоченного им лица уведомления всех лиц, которым ранее были сообщены неверные или неполные персональные данные гражданского служащего, обо всех произведенных в них изменениях или исключениях из них;

д) обжаловать в суд любые неправомерные действия или бездействие представителя нанимателя или уполномоченного им лица при обработке и защите персональных данных гражданского служащего.

7. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку, хранение и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с Федеральным законом и другими федеральными законами.

8. В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» на основе персональных данных гражданских служащих в федеральном государственном органе и государственном органе субъекта Российской Федерации формируются и ведутся, в том числе на электронных носителях, реестры гражданских служащих.

9. Представитель нанимателя или уполномоченное им лицо вправе подвергать обработке (в том числе автоматизированной) персональные данные гражданских служащих при формировании кадрового резерва.

10. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.
Личное дело гражданского служащего ведется кадровой службой государственного органа.

11. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, — к сведениям, составляющим государственную тайну.

12. В соответствии с частью 5 статьи 20 Федерального закона сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта Российской Федерации предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих.

13. Средствам массовой информации по их обращениям предоставляются следующие сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданских служащих, указанных в пункте 12 настоящего Положения:

а) декларированный годовой доход;

б) перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;

в) перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности.

14. Сведения, указанные в пункте 13 настоящего Положения, предоставляются на основании данных, имеющихся в кадровой службе государственного органа на дату получения обращения соответствующего средства массовой информации.

15. В предоставляемых средствам массовой информации сведениях запрещается указывать:

а) иные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, кроме указанных в пункте 13 настоящего Положения;

б) данные о супруге, детях и иных членах семьи гражданского служащего;

в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи;

г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании;

д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

16. К личному делу гражданского служащего приобщаются:

а) письменное заявление с просьбой о поступлении на гражданскую службу и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — должность гражданской службы);

б) собственноручно заполненная и подписанная гражданином Российской Федерации анкета установленной формы с приложением фотографии;

в) документы о прохождении конкурса на замещение вакантной должности гражданской службы (если гражданин назначен на должность по результатам конкурса);

г) копия паспорта и копии свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния;

д) копия трудовой книжки или документа, подтверждающего прохождение военной или иной службы;

е) копии документов об образовании и о квалификации, документов о квалификации, подтверждающих повышение или присвоение квалификации по результатам дополнительного профессионального образования, документов о присвоении ученой степени, ученого звания (если таковые имеются);
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2014 года N 483.

ж) копии решений о награждении государственными наградами Российской Федерации, Почетной грамотой Президента Российской Федерации, об объявлении благодарности Президента Российской Федерации, присвоении почетных, воинских и специальных званий, присуждении государственных премий (если таковые имеются) (подпункт дополнен Указом Президента Российской Федерации от 23 октября 2008 года N 1517;

з) копия акта государственного органа о назначении на должность гражданской службы;

и) экземпляр служебного контракта, а также экземпляры письменных дополнительных соглашений, которыми оформляются изменения и дополнения, внесенные в служебный контракт;

к) копии актов государственного органа о переводе гражданского служащего на иную должность гражданской службы, о временном замещении им иной должности гражданской службы;

л) копии документов воинского учета (для военнообязанных и лиц, подлежащих призыву на военную службу);

м) копия акта государственного органа об освобождении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы, о прекращении служебного контракта или его приостановлении;

н) аттестационный лист гражданского служащего, прошедшего аттестацию, и отзыв об исполнении им должностных обязанностей за аттестационный период;

о) экзаменационный лист гражданского служащего и отзыв об уровне его знаний, навыков и умений (профессиональном уровне) и о возможности присвоения ему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации;

п) копии документов о присвоении гражданскому служащему классного чина государственной гражданской службы Российской Федерации (иного классного чина, квалификационного разряда, дипломатического ранга);

р) копии документов о включении гражданского служащего в кадровый резерв, а также об исключении его из кадрового резерва;

с) копии решений о поощрении гражданского служащего, а также о наложении на него дисциплинарного взыскания до его снятия или отмены;

т) копии документов о начале служебной проверки, ее результатах, об отстранении гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы;

у) документы, связанные с оформлением допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение обязанностей по замещаемой должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;

ф) сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего;

х) копия страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования;
(Подпункт в редакции, введенной в действие Указом Президента Российской Федерации от 23 июля 2019 года N 353.

ц) копия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе физического лица по месту жительства на территории Российской Федерации;

ч) копия страхового медицинского полиса обязательного медицинского страхования граждан;

ш) медицинское заключение установленной формы об отсутствии у гражданина заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению;

щ) справка о результатах проверки достоверности и полноты представленных гражданским служащим сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о соблюдении гражданским служащим ограничений, установленных федеральными законами. *16.щ)

17. В личное дело гражданского служащего вносятся также письменные объяснения гражданского служащего, если такие объяснения даны им после ознакомления с документами своего личного дела.
К личному делу гражданского служащего приобщаются иные документы, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

18. Документы, приобщенные к личному делу гражданского служащего, брошюруются, страницы нумеруются, к личному делу прилагается опись.
Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом Российской Федерации, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования.

19. В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит:

а) приобщение документов, указанных в пунктах 16 и 17 настоящего Положения, к личным делам гражданских служащих;

б) обеспечение сохранности личных дел гражданских служащих;

в) обеспечение конфиденциальности сведений, содержащихся в личных делах гражданских служащих, в соответствии с Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в соответствии с настоящим Положением;

г) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации, для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям;

д) предоставление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъектов Российской Федерации для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям;

е) информирование гражданских служащих, указанных в подпунктах «г» и «д» настоящего пункта, об обращении общероссийского или регионального средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этих гражданских служащих;

ж) ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

20. Гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством Российской Федерации к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих, установленного настоящим Положением.

21. При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы.

22. При назначении гражданского служащего на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации его личное дело передается в государственный орган по месту замещения государственной должности Российской Федерации или государственной должности субъекта Российской Федерации.

23. Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы (за исключением гражданских служащих, указанных в пункте 22 настоящего Положения), хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения с гражданской службы, после чего передаются в архив.
Если гражданин, личное дело которого хранится кадровой службой государственного органа, поступит на гражданскую службу вновь, его личное дело подлежит передаче указанной кадровой службой в государственный орган по месту замещения должности гражданской службы.

Личные дела гражданских служащих, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной тайне.

Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»

Личное дело государственного служащего. Кадровая работа

Важным элементом правового статуса государственного служащего является то, что прохождение государственной службы отражается в его личном деле, которое содержит необходимые персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа (ч. 3 ст. 42 Закона № 79-ФЗ).

Статья 14 Закона № 58-ФЗ требует, чтобы персональные данные государственных служащих, сведения об их профессиональной служебной деятельности и о стаже (об общей продолжительности) государственной службы вносились в личные дела и документы учета государственных служащих (ч. 3). Во исполнение ч. 4 ст. 42 Закона № 79-ФЗ этот порядок регулирует Указ Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела». Действующий Указ Президента РФ от 1 июня 1998 г. № 640 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации в порядке назначения и государственные должности федеральной государственной службы» не применяется в отношении порядка ведения личных дел государственных гражданских служащих РФ.

Важное значение материалов личного дела государственного служащего для нормальной организации работы государственного аппарата и личной защиты государственного служащего нашло закрепление в законе. Часть 5 ст. 14 Закона № 58-ФЗ определяет, что персональные данные, внесенные в личные дела и документы учета государственных служащих, являются персонифицированными и в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, относятся к сведениям, составляющим государственную тайну, а в иных случаях к сведениям конфиденциального характера. Таким образом, участие общественности, гласность, открытость государственного аппарата не гарантируются. Формируется группировка «своих» людей, каста чиновников, не подверженная контролю ни народа непосредственно, ни представительных органов власти. Публичные лица по своей сути не имеют права скрывать свои данные, чтобы не превратиться в антипода государственной форме организации общества, в заговорщиков.

Представляется правильным направлением развития регулирование некоторых случаев раскрытия данных о государственном служащем, предусмотренные (детализируя требования закона) Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утв. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609.

Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, — к сведениям, составляющим государственную тайну (п. 11 Положения).

Сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера федеральных гражданских служащих, назначение на должность и освобождение от должности которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ, предоставляются для опубликования общероссийским средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих, а сведения о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера соответствующих гражданских служащих субъекта РФ предоставляются для опубликования общероссийским и региональным средствам массовой информации по их обращениям с одновременным информированием об этом указанных гражданских служащих (п. 12).

Положение о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела регулирует объем сведений, предоставляемых по запросу средствам массовой информации (п. 13):

  • а) декларированный годовой доход гражданских служащих;
  • б) перечень объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании, с указанием вида, площади и страны расположения каждого из них;
  • в) перечень транспортных средств и суммарная декларированная стоимость ценных бумаг, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности.

Указанное Положение содержит значительный и разумный список сведений, предоставление которых средствам массовой информации запрещается (п. 15):

  • а) иные данные о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера гражданского служащего, кроме указанных в п. 13 Положения;
  • б) данные о супруге, детях и иных членах семьи гражданского служащего;
  • в) данные, позволяющие определить место жительства, почтовый адрес, телефон и иные индивидуальные средства коммуникации гражданского служащего, а также его супруги (ее супруга), детей и иных членов его семьи;
  • г) данные, позволяющие определить местонахождение объектов недвижимости, принадлежащих гражданскому служащему на праве собственности или находящихся в его пользовании;
  • д) информацию, отнесенную к государственной тайне или являющуюся конфиденциальной.

Личное дело как правовой институт с очевидностью отличает отношения государственной службы от отношений трудового найма.

Прежде всего, в личном деле государственного гражданского служащего хранится его служебный контракт. В соответствии со ст. 24 Закона № 79-ФЗ служебный контракт заключается в письменной форме в двух экземплярах, каждый из которых подписывается сторонами. Один экземпляр служебного контракта передается гражданскому служащему, другой хранится в его личном деле. Список других документов помещен в п. 16 и 17 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

Обработка персональных данных гражданского служащего осуществляется в целях обеспечения соблюдения Конституции РФ, Закона № 79-ФЗ, других законов и иных нормативных правовых актов, содействия гражданскому служащему в прохождении государственной гражданской службы, обучении и должностном росте, обеспечения личной безопасности гражданского служащего и членов его семьи, а также в целях обеспечения сохранности принадлежащего ему имущества, учета результатов исполнения им должностных обязанностей и обеспечения сохранности имущества государственного органа (п. 1 ч. 1 ст. 42 Закона № 79-ФЗ). Этими требованиями определяется, в сущности, и содержание личного дела гражданского служащего. Они повторены в п. 5 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

Совокупность материалов личного дела изящно сформулирована в п. 2 указанного Положения: «Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением». Подчеркнем, что речь идет об идентификации, а не о досье с компроматом.

Закон № 79-ФЗ определяет и основные черты работы с персональными данными гражданского служащего и ведение личного дела гражданского служащего. Статья 42 данного Закона устанавливает требования, которые должна соблюдать кадровая служба государственного органа при обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего:

  • — персональные данные следует получать лично у гражданского служащего. В случае возникновения необходимости получения персональных данных гражданского служащего у третьей стороны следует известить об этом гражданского служащего заранее, получить его письменное согласие и сообщить гражданскому служащему о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных;
  • — запрещается получать, обрабатывать и приобщать к личному делу гражданского служащего не установленные данным Законом и другими федеральными законами персональные данные о его политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни, о членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах.

Указанные требования хорошо вписываются в представления о тайне частной жизни, правах человека. Но для оценки политической роли государственных гражданских служащих сведения, например, об их партийном членстве и убеждениях не могут быть закрытыми. Политическая нейтральность государственных должностных лиц также должна быть доказана документально, и эти материалы должны быть отражены в личном деле гражданского служащего. Противоречивой является норма, содержащаяся в п. 8 ч. 1 ст. 14 Закона № 79-ФЗ и гласящая, что гражданский служащий имеет право на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов. Но этот вопрос все же является вопросом государственной службы, а не вопросом прав человека и гражданина за пределами государственной службы, когда в соответствии с законодательством граждане имеют право знать содержание своего досье, хранящегося в любом органе. Несомненно, такое ознакомление не может воспрепятствовать приложить к делу, например, жалобу на государственного служащего. Соответствующая кадровая служба обязана зафиксировать поступление документа и включить в дело информацию о государственном служащем. Кроме того, в самом Законе № 79-ФЗ содержится правило о том, что заключение эксперта аттестационной комиссии должно быть анонимным (ч. 10 ст. 48), т.е. опять-таки налицо концептуальная незавершенность представлений о государственной службе по сравнению с договором свободного трудового или гражданского найма, отражающаяся на логике закона.

Точное соблюдение требования ст. 42 Закона № 79-ФЗ, гласящей, что передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом, может серьезно блокировать работу государственного органа, поскольку материалы личного дела государственного гражданского служащего не могут быть не чем иным, как служебными материалами. Их использование не может определяться личной волей служащего.

Несмотря на наличие полного и подробного Положения о персональных данных государственного гражданского служащего РФ и ведении его личного дела, продолжается ведомственное дублирование федеральных нормативных актов. В качестве примера приведем приказ Государственного комитета РФ по охране окружающей среды от 11 ноября 1998 г. № 669 «О порядке ведения личных дел лиц, замещающих государственные должности федеральных государственных служащих». Что касается субъекта, ответственного за ведение личных дел государственных гражданских служащих, то ч. 2 ст. 44 Закона № 79-ФЗ называет таковым подразделение государственного органа по вопросам государственной службы и кадров, положение о котором утверждается руководителем государственного органа. Представляется, что более точно данный вопрос регламентирован в Указе Президента РФ «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела», который в п. 4 предписывает руководителям государственных органов:

  • — обеспечить защиту персональных данных государственных гражданских служащих РФ, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты за счет средств государственных органов в порядке, установленном федеральными законами;
  • — определить лиц, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных государственных гражданских служащих РФ в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих персональных данных.

Пункт 3 Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела лицом, ответственным за ведение личного дела гражданского служащего, называет представителя нанимателя в лице руководителя государственного органа либо его представителя. Они осуществляют полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ, обеспечивают защиту персональных данных гражданских служащих, содержащихся в их личных делах, от неправомерного их использования или утраты. Представитель нанимателя определяет также лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих в государственном органе и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих персональных данных (п. 4 Указа Президента РФ от 30 мая 2005 г. №609).

Личное дело гражданского служащего ведется кадровой службой государственного органа. Указанное выше Положение в п. 18,19 конкретизирует обязанности кадровой службы.

В ст. 44 Закона № 79-ФЗ отражена широкая компетенция кадровой службы государственного органа, которая включает в себя, в частности:

  • — формирование кадрового состава для замещения должностей гражданской службы;
  • — ведение трудовых книжек гражданских служащих;
  • — ведение личных дел гражданских служащих;
  • — ведение реестра гражданских служащих в государственном органе;
  • — оформление и выдачу служебных удостоверений гражданских служащих;
  • — организацию и обеспечение проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы и включение гражданских служащих в кадровый резерв;
  • — организацию и обеспечение проведения аттестации гражданских служащих;
  • — организацию и обеспечение проведения квалификационных экзаменов гражданских служащих;
  • — организацию проверки сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения гражданскими служащими ограничений, установленных данным Законом и другими федеральными законами.

Кадровая служба выполняет и другие обязанности, связанные с кадровыми вопросами.

Учетные данные гражданских служащих в соответствии с порядком, установленным Президентом РФ, хранятся кадровой службой государственного органа на электронных носителях. Кадровая служба обеспечивает их защиту от несанкционированного доступа и копирования.

В обязанности кадровой службы государственного органа, осуществляющей ведение личных дел гражданских служащих, входит как делопроизводственная часть, так и ознакомление гражданского служащего с документами своего личного дела не реже одного раза в год, а также по просьбе гражданского служащего и во всех иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации» (подп. «ж» п. 19 Положения, утв. Указом Президента РФ от 30 мая 2005 г. № 609). В данном Указе специально выделена обязанность кадровой службы информировать соответствующих гражданских служащих об обращении общероссийского или регионального средства массовой информации о предоставлении ему сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера этих гражданских служащих (подп. «е» п. 19).

Необходимо отметить и то, что гражданские служащие, уполномоченные на ведение и хранение личных дел гражданских служащих, могут привлекаться в соответствии с законодательством РФ к дисциплинарной и иной ответственности за разглашение конфиденциальных сведений, содержащихся в указанных личных делах, а также за иные нарушения порядка ведения личных дел гражданских служащих, установленного Положением о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела.

При переводе гражданского служащего на должность гражданской службы в другом государственном органе его личное дело передается в государственный орган по новому месту замещения должности гражданской службы (п. 21 Положения). А при расторжении служебного контракта и увольнении с гражданской службы гражданский служащий исключается из реестра гражданских служащих государственного органа, а его личное дело в установленном порядке сдается в архив этого государственного органа» (ч. 6 ст. 36 Закона № 79-ФЗ).

Личные дела гражданских служащих, уволенных с гражданской службы, хранятся кадровой службой соответствующего государственного органа в течение 10 лет со дня увольнения лица с гражданской службы, после чего передаются в архив (п. 23 Положения).

Не рассматривая кадровую службу органов исполнительной власти в качестве полноценного органа государственного управления государственной службой, А. И. Турчинов осуждает стереотип представлений о нем как о «всероссийском отделе кадров» и «кадровой работе».

Обобщая сказанное в данной главе, можно сделать следующие выводы.

  • 1. Современное законодательство о прохождении государственной службы в Российской Федерации слабо отличает служебную функцию государственной службы от трудовых отношений.
  • 2. Слишком велика роль ведомственного нормативного регулирования и законодательства субъектов РФ в правовом регулировании государственной службы единого российского государства.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *