Содержание
- Как гражданским служащим получить дополнительное образование?
- Права и обязанности на обучение
- Порядок направления на учебу
- Последствия непрохождения обучения
- Итоги дополнительного образования
- Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года) (утратило силу с 29.05.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 N 617)
- Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
- Государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
- I. Общие положения
- II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих
- III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих
- IV. Требования к стажировке
- V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации
- Форма обучения
- Профессиональная переподготовка
- Повышение квалификации
- Стажировка
- Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ
- Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации
- Понятие, основные задачи повышения квалификации
- Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих
Как гражданским служащим получить дополнительное образование?
Нормы ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79 «О государственной гражданской службе Российской Федерации» обязывают всех сотрудников государственных учреждений поддерживать на должном уровне квалификацию, необходимую для исполнения должностных обязанностей. Без определенных профессиональных навыков такие сотрудники не могут двигаться по карьерной лестнице, а значит, им необходимо дополнительное образование. Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 регулирует этот порядок. Кроме того, дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется представителем нанимателя по нормам Положения, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474. То есть направить на обучение может учреждение или ведомство, где служит человек. Рассмотрим подробнее, как это происходит.
Права и обязанности на обучение
Работодатель обязан направлять своих сотрудников на допобучение в определенных законом случаях. В частности, если:
- сотрудник назначен на другую, более высокую, должность по итогам конкурсного отбора (карьерный рост);
- сотрудник включен по итогам конкурса в кадровый резерв;
- сотрудник прошел аттестацию с итогом, требующим повышения квалификации;
- сотрудник назначен на другую должность в связи с сокращением занимаемой им ранее должности или упразднением государственного органа в целом.
При этом другие чиновники также могут обучаться на дополнительной основе по своему желанию. Установлено, что любой служащий государственных органов должен пройти допобучение не реже, чем раз в 3 года.
В силу п.12 Порядка, утвержденного приказом № 499, объем освоения дополнительной профессиональной программы составляет:
- в случае повышения квалификации — не менее 16 часов;
- в случае профессиональной переподготовки — не менее 250 часов.
Форма обучения может быть любой, разрешенной законодательством (очной, заочной, дистанционной). Прохождение занятий может осуществляться с отрывом или без отрыва учащегося от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы.
Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется в течение всего периода его службы. Представитель нанимателя (ведомство, в котором работает чиновник) должен самостоятельно определять план необходимых мероприятий, а также финансировать их за счет средств соответствующих бюджетов. Обучающимся лицам работодатели должны создавать необходимые условия для совмещения учебы и работы.
Порядок направления на учебу
Руководство ведомства выбирает государственных гражданских служащих и направляет их на учебу. В распоряжении о направлении на учебу должен быть указан режим чиновника на этот период, поскольку гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование разными способами:
- с полным отрывом от работы (стажировка, профессиональная переподготовка и повышение квалификации в России и за ее пределами);
- с частичным отрывом от трудовой деятельности (до 3-х рабочих дней в неделю);
- без отрыва от государственной службы (вечерние группы).
Однако в последнее время частичный отрыв от службы не применяется, и учебу совмещают с выполнением служебных обязанностей в обычном графике либо получают учебный отпуск. Выбор формы обучения зависит от расположения учебного центра (организации) и объема информации, которую должен получить слушатель. Этот объем строго регламентирован в п. 3 Требований № 362 и составляет:
- до 12 часов в неделю при дополнительном обучении без отрыва от службы;
- до 41 часа в неделе в аудитории (54 часов в целом) при учебе с отрывом от работы.
Следует учитывать, что в госучреждениях такие мероприятия планируются заранее и на разных вертикалях. Переподготовка чиновников является государственным заказом. Поэтому отбор учебных заведений, а значит, и образовательных программ осуществляется учреждениями по нормам Федерального закона от 05.04.2013 № 44. Кроме того, должен быть разработан и утвержден план мероприятий по повышению квалификации гражданского служащего. Этот документ в целом по региону утверждается на уровне местных властей. Далее составляются ведомственные планы. Затем каждое учреждение и орган разрабатывает и утверждает индивидуальные планы по всем сотрудникам. В этом доменте приводится информация о чиновнике, а также все сведения о повышении квалификации и переподготовке. Примерно это выглядит так:
Образец приказа об утверждении плана и образец (на примере Комитета ЗАГС)
Последствия непрохождения обучения
Если гражданский служащий может получить дополнительное профессиональное образование, но откажется от этой возможности или его руководство ее проигнорирует, он рискует не только не получить следующие по рангу категорию и должность, но и утратить работу совсем. Например, руководство обязано направить на профессиональную переподготовку служащих, замещающих должности на категории:
- помощники (советники);
- специалисты;
- обеспечивающие специалисты.
Только в этом случае возможно их назначение в порядке должностного роста на более высокую должность категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки чиновникам может быть присвоена дополнительная квалификация. Если же переподготовки не произойдет, они не будут соответствовать установленным требованиям для более высокой категории.
Итоги дополнительного образования
После завершения образовательных программ профессиональной переподготовки, повышения квалификации или стажировки проводится обязательная государственная итоговая аттестация. В ее состав входят:
- выпускная квалификационная (аттестационная) работа;
- экзамен.
В случае успешного прохождения испытаний государственный служащий получает:
- диплом о профессиональной переподготовке (программа объемом более 500 аудиторных часов);
- диплом о дополнительном (к высшему) образовании (программа объемом более 1000 часов).
Далее государственный служащий имеет право претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного им дополнительного образования.
Об утверждении государственных требований к профессиональной к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на 2 июня 2016 года) (утратило силу с 29.05.2019 на основании постановления Правительства Российской Федерации от 18.05.2019 N 617)
Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 6 мая 2008 года N 362
Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации*
(с изменениями на 2 июня 2016 года)
____________________________________________________________________
Утратило силу с 29 мая 2019 года на основании
постановления Правительства Российской Федерации от 18 мая 2019 года N 617
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
Документ с изменениями, внесенными:
постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494 (Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 07.06.2016, N 0001201606070030).
____________________________________________________________________
* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 года N 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» Правительство Российской Федерации
постановляет:
Утвердить прилагаемые государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации и ввести их в действие с 1 января 2009 года.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Председатель Правительства
Российской Федерации
В.Зубков
Государственные требования к профессиональной переподготовке и повышению квалификации государственных гражданских служащих Российской Федерации
УТВЕРЖДЕНЫ
постановлением Правительства
Российской Федерации
от 6 мая 2008 года N 362
(с изменениями на 2 июня 2016 года)
* Наименование в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
I. Общие положения
1. Дополнительным профессиональным образованием государственных гражданских служащих Российской Федерации является образование на базе среднего профессионального и (или) высшего образования, получаемое в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, направленное на непрерывное профессиональное развитие государственных гражданских служащих Российской Федерации (далее — гражданские служащие).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Организации, осуществляющие образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно определяют их содержание и применяемые образовательные технологии с учетом потребностей государственного органа, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих включает их профессиональную переподготовку и повышение квалификации.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
2. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с отрывом (обучение в пределах нормальной продолжительности служебного времени) или без отрыва (обучение вне пределов нормальной продолжительности служебного времени (вечерние группы) от государственной гражданской службы Российской Федерации (далее — гражданская служба), в том числе с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации осуществляются с отрывом от гражданской службы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих в форме стажировки осуществляются с отрывом от гражданской службы.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
3. Общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих определяется дополнительной профессиональной программой.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
4. Количество гражданских служащих в учебных группах при проведении практических и семинарских занятий определяется организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, по согласованию с государственным органом, по инициативе которого осуществляется дополнительное профессиональное образование гражданских служащих. При проведении лекционных занятий возможно объединение групп в потоки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
5. При проведении организациями, осуществляющими образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, профессиональной переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих объем лекционных занятий не должен превышать 30 процентов общего объема аудиторных занятий.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
6. Освоение гражданскими служащими дополнительных профессиональных программ завершается итоговой аттестацией в форме, определяемой организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, самостоятельно.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Гражданским служащим, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу и прошедшим итоговую аттестацию, выдаются документы о квалификации (удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке).
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
7. Положения настоящих государственных требований обязательны для всех организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам, расположенных на территории Российской Федерации и осуществляющих обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
8. Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих проводятся по дополнительным профессиональным программам, разрабатываемым с учетом квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
II. Требования к профессиональной переподготовке гражданских служащих
9. Профессиональная переподготовка гражданских служащих (далее -профессиональная переподготовка) осуществляется в целях получения гражданскими служащими компетенции, необходимой им для выполнения нового вида профессиональной служебной деятельности, приобретения новой квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
10. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
11. Необходимость в прохождении профессиональной переподготовки гражданскими служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности гражданской службы категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется руководителем государственного органа, лицом, замещающим государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, либо представителем указанных руководителя или лица, осуществляющих полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации (далее — представитель нанимателя).
12. Минимально допустимый срок освоения программы профессиональной переподготовки для гражданских служащих не может быть менее 500 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
13. При освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
14. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
15. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года- постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
16. Квалификация, указываемая в дипломе о профессиональной переподготовке, дает гражданскому служащему право претендовать на замещение должностей гражданской службы, для которых представителем нанимателя установлены квалификационные требования к наличию квалификации по результатам дополнительного профессионального образования.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
III. Требования к повышению квалификации гражданских служащих
17. Повышение квалификации гражданских служащих (далее — повышение квалификации) осуществляется в целях совершенствования и (или) получения гражданскими служащими новой компетенции, необходимой им для профессиональной служебной деятельности и (или) повышения профессионального уровня в рамках имеющейся квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
18. Срок освоения программ повышения квалификации для гражданских служащих не может быть менее 16 часов.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
19. При освоении программы повышения квалификации объемом более 72 часов гражданскому служащему в качестве ее разделов по согласованию с представителем нанимателя могут быть зачтены программы повышения квалификации, освоение которых подтверждено удостоверениями о повышении квалификации, полученными не позднее 3 лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
20. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
21. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
IV. Требования к стажировке
22. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
23. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
24. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
25. Пункт утратил силу с 15 июня 2016 года — постановление Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию.
V. Особенности организации дополнительного профессионального образования гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации
26. Дополнительное профессиональное образование гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации (далее — обучение за рубежом) организуется в целях приобретения ими знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками, необходимыми для выполнения служебных обязанностей на высоком уровне.
27. Обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или с определенной в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд организацией, осуществляющей образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам (далее — образовательная организация), с иностранными государственными органами и организациями, в том числе с организациями, осуществляющими образовательную деятельность, а также с международными организациями (далее — зарубежные партнеры).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
28. Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя исходя из:
а) перспективных направлений деятельности государственного органа и его структурных подразделений;
б) должностных обязанностей, выполняемых кандидатом, направляемым на обучение за рубежом.
29. Преимуществом при направлении на обучение за рубежом пользуются гражданские служащие, имеющие стаж гражданской службы более 2 лет, при этом более 1 года — в замещаемой должности.
30. Государственный орган по управлению государственной службой в установленном порядке:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
а) формирует ежегодно перечень направлений обучения за рубежом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
б) формирует состав групп гражданских служащих, направляемых на обучение за рубежом;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
в) согласовывает перечень зарубежных партнеров, участвующих в обучении за рубежом;
г) согласовывает учебные планы обучения за рубежом.
д) осуществляет контроль качества дополнительных профессиональных программ, освоенных гражданскими служащими за рубежом;
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)
е) ведет учет гражданских служащих, прошедших обучение по дополнительным профессиональным программам, освоенным гражданскими служащими за рубежом.
(Подпункт дополнительно включен с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494)
31. Образовательная организация:
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
а) разрабатывает совместно с зарубежными партнерами учебные планы;
б) осуществляет контроль качества обучения за рубежом;
в) осуществляет учебно-методическое сопровождение обучения за рубежом;
г) разрабатывает и реализовывает с участием российских и иностранных организаций, в том числе организаций, осуществляющих образовательную деятельность, дополнительные профессиональные программы, включающие предварительное обучение гражданских служащих перед направлением за рубеж и их итоговую аттестацию;
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
д) выдает успешно окончившим обучение за рубежом удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке.
(Подпункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
32. Представитель нанимателя утверждает задания на обучение за рубежом с указанием перечня вопросов, подлежащих изучению в ходе обучения за рубежом, а также ожидаемых результатов обучения.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
33. Представитель нанимателя представляет в государственный орган по управлению государственной службой задания на обучение за рубежом и документы на гражданских служащих, рекомендуемых для направления на обучение за рубежом. Формы заданий и указанных документов, а также сроки их представления устанавливаются федеральным государственным органом по управлению государственной службой.
34. Дополнительные профессиональные программы, подлежащие освоению за рубежом, могут предусматривать предварительное обучение гражданских служащих.
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
35. Продолжительность обучения за рубежом устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, установленной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая предварительное обучение и итоговую аттестацию).
(Пункт в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
36. Гражданские служащие, осуществляющие повышение квалификации за рубежом, обучаются как индивидуально, так и в группах численностью не более 10 человек.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
Профессиональная переподготовка за рубежом осуществляется индивидуально.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 15 июня 2016 года постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2016 года N 494. — См. предыдущую редакцию)
37. Гражданским служащим, обучающимся в составе групп, при необходимости предоставляются услуги переводчика.
Для гражданских служащих, направляемых индивидуально на обучение за рубежом, знание иностранного языка, на котором осуществляется преподавание, является обязательным условием.
Редакция документа с учетом
изменений и дополнений подготовлена
АО «Кодекс»
Эффективность работы гражданской службы зависит от профессионализма ее сотрудников. Поэтому законодательно установлены права и обязанности работодателя в отношении дополнительного профессионального образования работников. В частности, пп. 6 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2004 № 79‑ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее – Закон № 79‑ФЗ) закреплено, что гражданский служащий обязан в том числе поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. В статье рассмотрим основания для дополнительного профессионального образования гражданских служащих и особенности его получения.
Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки). Это закреплено в п. 6 Порядка № 499, ч. 2 ст. 76 Закона № 273‑ФЗ, а также ч. 1 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ.
Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаРеформа ККТ. Финишная прямая Семинар для тех, кто хочет знать всё про онлайн-кассы Узнать больше
Вид, форма и продолжительность получения дополнительного профессионального образования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы и категории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, в порядке, определяемом Положением, утвержденным Указом Президента РФ от 28.12.2006 № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации» (далее – Положение № 1474). В соответствии с данным указом профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка государственных служащих осуществляются согласно Государственным требованиям к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 № 362 (далее – Требования № 362).
Отдельным категориям гражданских служащих, помимо указанных документов, следует также руководствоваться иными правовыми актами. Так, организация дополнительного профессионального образования государственных гражданских служащих Федерального агентства по недропользованию регламентируется Приказом Роснедр от 30.01.2015 № 16‑к. Также, например, получение дополнительного образования закреплено в Отраслевом соглашении по органам и организациям Федеральной службы государственной статистики на 2015 – 2017 годы.
К сведению
Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2008 № 1307‑р утверждена примерная форма государственного контракта на профессиональную переподготовку и повышение квалификации федеральных государственных гражданских служащих.
Напомним, что дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки (п. 6 Положения № 1474).
Дополнительное образование служащего осуществляется в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Вместе с тем данная обязанность реализуется представителем нанимателя, который определяет план мероприятий, связанных с дополнительным образованием служащих, а также финансирование данных мероприятий за счет средств соответствующих бюджетов.
Основаниями для направления гражданского служащего на дополнительное профессиональное образование являются:
- назначение служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
- включение служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
- результаты аттестации служащего;
- назначение служащего на иную должность гражданской службы в связи с сокращением должностей гражданской службы или упразднением государственного органа (пп. 2 п. 1 ст. 31 Закона № 79‑ФЗ).
Форма обучения
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона № 273‑ФЗ формы обучения по дополнительным образовательным программам и основным программам профессионального обучения определяются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, самостоятельно, если иное не установлено законодательством РФ.
Так, объем освоения дополнительной профессиональной программы регламентирован п. 12 Порядка № 499:
- для программ повышения квалификации срок освоения не может быть менее 16 часов;
- для программ профессиональной переподготовки – менее 250 часов.
Дополнительное профессиональное образование гражданского служащего осуществляется в любой предусмотренной законодательством об образовании форме обучения с отрывом или без отрыва от исполнения должностных обязанностей по замещаемой должности гражданской службы (ч. 9 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).
Согласно п. 2 Требований№ 362 профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих осуществляются с использованием возможностей дистанционных образовательных технологий в зависимости от категорий и групп должностей гражданской службы:
- с отрывом от гражданской службы (профессиональная переподготовка и повышение квалификации за пределами территории РФ, стажировка на территории РФ и за ее пределами);
- с частичным отрывом от гражданской службы (до трех рабочих дней в неделю);
- без отрыва (вечерние группы) от государственной гражданской службы РФ.
Обратите внимание
Требования № 362 содержат положения о прохождении профессиональной переподготовки и повышении квалификации гражданских служащих с частичным отрывом от гражданской службы. Однако в данной части требования не могут применяться, поскольку Федеральным законом № 185‑ФЗ упразднена форма дополнительного профессионального образования с частичным отрывом от государственной гражданской службы.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданских служащих вне пределов нормальной продолжительности служебного времени осуществляются в соответствии с законодательством РФ.
Следует отметить, что выбор формы обучения зависит от объема получаемой информации и места расположения органа или организации, в которых гражданский служащий осуществляет дополнительное образование.
Однако при этом надо учитывать п. 3 Требований № 362, согласно которому общий объем аудиторной учебной нагрузки гражданских служащих в неделю должен составлять:
- при обучении с отрывом от службы – не более 41 часа с учетом объема учебной нагрузки не более 54 часов;
- при обучении без отрыва от службы – не менее 12 часов.
Профессиональная переподготовка
Согласно п. 9 Требований № 362, а также п. 4 Положения № 1474 под профессиональной переподготовкой гражданских служащих понимается приобретение дополнительных знаний и навыков, необходимых для осуществления гражданскими служащими нового вида профессиональной служебной деятельности.
То есть целью профессиональной переподготовки является выполнение нового вида профессиональной деятельности или получение дополнительной квалификации.
Отметим, что на профессиональную переподготовку направляются служащие, замещающие должности гражданской службы категории «помощники (советники)», «специалисты» или «обеспечивающие специалисты», в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы категории «руководители». В этом случае по результатам профессиональной переподготовки служащим может быть присвоена дополнительная квалификация.
При этом необходимость в прохождении профессиональной переподготовки служащими, замещающими должности гражданской службы категории «руководители», «помощники (советники)» или «специалисты», относящиеся к высшей и главной группам должностей, а также должности категории «обеспечивающие специалисты», относящиеся к главной группе должностей, с присвоением им дополнительной квалификации определяется работодателем.
Для профессиональной переподготовки устанавливаются следующие сроки освоения образовательных программ:
- более 500 аудиторных часов для выполнения гражданскими служащими нового вида профессиональной деятельности;
- более 1 000 часов (из них 75% аудиторных) для получения дополнительной квалификации (п. 12 Требований № 362).
Следует помнить, что при освоении программы профессиональной переподготовки гражданскому служащему могут быть зачтены программы повышения квалификации (стажировки), освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе профессиональной переподготовки.
По завершении образовательных программ профессиональной переподготовки проводится обязательная государственная итоговая аттестация, предусматривающая выпускную квалификационную (аттестационную) работу и экзамен.
Положительные результаты этой аттестации дают право на получение диплома:
- о профессиональной переподготовке – лицам, прошедшим обучение по программе объемом более 500 аудиторных часов;
- о дополнительном (к высшему) образовании – лицам, прошедшим обучение по дополнительной профессиональной образовательной программе для получения дополнительной квалификации объемом более 1 000 часов (в этом случае государственный служащий может претендовать на замещение должностей, квалификационные требования по которым соответствуют профилю полученного образования).
Повышение квалификации
В соответствии с п. 17 Требований № 362 повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Обратите внимание
Согласно п. 5 Положения № 1474 гражданский служащий, впервые принятый на должность гражданской службы, направляется на повышение квалификации по истечении испытательного срока или шести месяцев после поступления на гражданскую службу. Данная норма направлена, в частности, на изучение гражданским служащим специфики прохождения службы в конкретном государственном органе.
На повышение квалификации направляются служащие в случае их назначения в порядке должностного роста на должность гражданской службы иной группы в пределах одной категории должностей.
В плановом порядке повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (ч. 5 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ).
Повышение квалификации может проходить:
- в краткосрочной форме (объемом от 18 до 72 аудиторных часов) в целях освоения изменений в конкретных вопросах профессиональной деятельности;
- в форме комплексного обновления знаний для решения соответствующих профессиональных задач (объемом от 73 до 144 аудиторных часов). В этом случае по аналогии с профессиональной переподготовкой гражданскому служащему могут быть зачтены разделы программы краткосрочного повышения квалификации, освоение которых подтверждено документами государственного образца, полученными не позднее трех лет до начала обучения по соответствующей программе повышения квалификации.
Заключительным этапом повышения квалификации является итоговая аттестация, после успешного прохождения которой государственным служащим выдаются документы государственного образца: либо удостоверение о краткосрочном повышении квалификации, либо свидетельство о повышении квалификации (п. 21 Требований № 362).
Стажировка
Согласно Требованиям№ 362 стажировка подразумевает закрепление теоретических знаний, полученных гражданским служащим при освоении программ профессиональной переподготовки или повышения квалификации, и приобретение практических навыков и умений для их эффективного использования при исполнении им своих должностных обязанностей.
Мы уже отмечали, что в соответствии с п. 6 Положения № 1474 дополнительные профессиональные программы могут реализовываться полностью или частично в форме стажировки. На это указано и в ч. 12ст. 76 Закона № 273‑ФЗ.
То есть в Законе № 273‑ФЗ стажировка выделена как форма реализации дополнительных профессиональных программ, а не как отдельный вид дополнительной профессиональной образовательной программы. Об этом говорится, например, в письмах Минобрнауки РФ от 09.10.2013 № 06–735 и Минтруда РФ от 31.07.2013 № 18-3/10/2–4297. В связи с этим положения Требований о стажировке, являющейся самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданских служащих, неприменимы.
В силу п. 13 Порядка № 499 сроки стажировки определяются организацией самостоятельно исходя из целей обучения. Продолжительность стажировки согласовывается с руководителем организации, где она проводится.
Стажировка может носить индивидуальный или групповой характер и предусматривать такие виды обучающей деятельности, как работа с учебными изданиями, приобретение профессиональных и организаторских навыков, работа с технической, нормативной и другой документацией и др.
По результатам прохождения стажировки слушателю выдается документ о квалификации в зависимости от реализуемой дополнительной профессиональной программы.
Дополнительное профессиональное образование за пределами РФ
Частью 8 ст. 62 Закона № 79‑ФЗ установлено право гражданского служащего на получение дополнительного профессионального образования за пределами территории РФ, которое предусматривает приобретение знаний о зарубежном опыте государственного управления и овладения новыми профессиональными умениями и навыками.
Согласно разд. V Требований № 362 обучение за рубежом осуществляется в соответствии с международными договорами и на основе договоров, заключаемых государственным органом по управлению государственной службой или образовательным учреждением, определенным в соответствии с законодательством РФ о размещении заказов, с иностранными государственными органами, организациями и образовательными учреждениями, а также с международными организациями (далее – зарубежные партнеры).
Необходимость в обучении за рубежом определяется представителем нанимателя.
При этом преимущество при направлении на обучение за рубежом имеют служащие со стажем гражданской службы более двух лет, при этом более одного года – в замещаемой должности. В то же время образовательные программы обучения за рубежом могут предусматривать предварительную подготовку служащих.
Продолжительность обучения устанавливается по согласованию с зарубежными партнерами исходя из целей и содержания обучения и не может превышать продолжительности обучения, определенной для соответствующих видов дополнительного профессионального образования (включая периоды предварительной подготовки и итоговой аттестации).
В случае повышения квалификации за рубежом гражданские служащие должны обучаться в группах численностью не более 10 человек. При этом обучающимся в составе групп (при необходимости) предоставляются услуги переводчика.
Профессиональная переподготовка и стажировка осуществляются индивидуально. В этом случае обязательным условием для гражданских служащих является знание иностранного языка, на котором ведется преподавание.
Государственный заказ на профессиональную переподготовку и повышение квалификации
План переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих реализуется за счет средств федерального бюджета, выделенных на исполнение государственного заказа (ст. 63 Закона № 79‑ФЗ). Соответственно, закупки товаров, работ, услуг в рамках государственного заказа осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом от 05.04.2013 № 44‑ФЗ»О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».
В силу ч. 4 ст. 63 Закона № 79‑ФЗ государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных гражданских служащих, включая его объем и структуру, утверждается Правительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральном бюджете на соответствующий год. Отметим, что государственный заказ утверждается отдельно по каждому государственному органу с указанием количества федеральных гражданских служащих, направляемых на обучение, а также объема финансирования, предусмотренного в федеральном бюджете на такое обучение. На 2015 год государственный заказ на дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих утвержден Распоряжением Правительства РФ от 06.03.2015 № 370‑р.
На дополнительное профессиональное образование гражданских служащих субъекта РФ государственный заказ утверждается законом или иным нормативным правовым актом субъекта РФ.
К сведению
Согласно Распоряжению Президента РФ от 08.05.2014 № 143‑рп «Об организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории Российской Федерации в 2014 – 2016 годах» единственным исполнителем закупки услуг по организации дополнительного профессионального образования федеральных государственных гражданских служащих за пределами территории РФ в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 93 Закона № 44‑ФЗ является ФГБОУ ВПО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации».
Отметим, что порядок формирования, размещения и исполнения государственного заказа на переподготовку и повышение квалификации государственных служащих регламентирован Положением № 1474.
Приказ Минобрнауки РФ от 01.07.2013 № 499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам».
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Федеральный закон от 02.07.2013 № 185‑ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу законодательных актов (отдельных положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Источник: Журнал «Отдел кадров государственного (муниципального) учреждения»
> Повышение квалификации государственных служащих
Понятие, основные задачи повышения квалификации
Федеральным законом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности в качестве единого фундаментального принципа организации и функционирования государственной службы. Под профессионализмом имеются в виду глубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками в соответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностью понимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленность и способности государственного служащего к эффективной их реализации в своей служебной деятельности.
Реализация принципа профессионализма и компетентности на государственной службе обеспечивается, прежде всего, системой профессионального развития государственных служащих.
Федеральным законом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровень квалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий, им гарантируются повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения. На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализировать уровень профессиональной подготовки государственных служащих.
Следовательно, систематическое повышение квалификации является юридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службы каждым государственным служащим в любом государственном органе.
Организация дополнительного профессионального образования гражданских служащих осуществляется в соответствии с нормами Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и Указа Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Повышением квалификации гражданских служащих является обновление знаний и совершенствование навыков гражданских служащих, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
В существующей системе государственной службы профессиональное развитие тесно связано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежного содержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Сама государственная служба считается творческим трудом, поэтому государственный служащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свой теоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо от замещаемой государственной должности. Именно по этим причинам повышение квалификации органически «встроено» в систему прохождения государственной службы.
Обязательно повышение квалификации, в частности, предусмотрено для государственных служащих — по мере необходимости, но не реже одного раза в три года (Федеральный закон № 79-ФЗ).
Основанием для направления гражданского служащего на повышение квалификации являются:
- — назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
- — включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
- — результаты аттестации гражданского служащего, проводимой в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 г. № 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации».
Необходимо учитывать, что в ряде случаев направление гражданского служащего на повышение квалификации позволяет продлить имевшие с ним служебные отношения, — в соответствии со статьей 31 Федерального закона № 79-ФЗ государственно-служебные отношения с гражданским служащим могут быть продолжены при ликвидации (реорганизации) государственного органа, сокращении должностей гражданской службы, при направлении гражданского служащего на профессиональную переподготовку или повышение квалификации. служащий карьера социальный управа
Отказ гражданского служащего от предложенного повышения квалификации в связи с сокращением должностей гражданской службы, а также при не предоставлении ему в этих случаях иной должности гражданской службы, влечет за собой расторжение заключенного с ним служебного договора по подпункту 6 пункта 1 статьи 33 Федерального закона № 79-ФЗ.
Прохождение гражданским служащим повышения квалификации подтверждается соответствующим документом государственного образца и является преимущественным основанием для включения гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещения гражданским служащим своей должности гражданской службы.
Профессиональная подготовка государственных гражданских служащих
Государственная гражданская служба основана на принципах, одним из которых является принцип профессионализма и компетенции (ст. 4 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе»).
Компетентность отражает объем знаний и опыт работников, профессионализм же стимулирует расширение и повышение знаний, накапливание опыта, развитие организаторских способностей, постоянно высокий уровень служебной и исполнительской дисциплины.
Принцип профессионализма реализуется в профессиональной подготовке государственных служащих в виде иерархии занимаемых должностей, особым подходом и особой градацией получения профессионального обучения.
Автор статьи «Профессионализм как основной принцип организации и функционирования государственной службы» Е.Г. Крылова основным принципом функционирования государственной гражданской службы считает уделение большого внимания подготовке государственных служащих, так как именно профессионализм государственной службы выражается прежде всего в профессиональной подготовке государственных служащих, а также в морально-этическом поведении на службе.
Подготовке государственных служащих уделяется большое внимание. Это подтверждает вступивший в силу Указ Президента Российской Федерации от 28.12.2006г. № 1474 «О дополнительном профессиональном образовании государственных гражданских служащих Российской Федерации», где определяется порядок профессиональной подготовки гражданских служащих.
Профессионализм государственной гражданской службы выражается прежде всего в профессиональной подготовке государственных служащих.
Основными задачами профессиональной подготовки являются:
— подготовка квалифицированных специалистов, способных исполнять возложенные на них должностные обязанности, ранее не состоявших на федеральной государственной гражданской службе;
— повышение профессиональной квалификации федеральных гражданских служащих.
Профессиональная подготовка проводится с целью приобретения теоретических знаний, а также практического освоения и закрепления ими навыков по исполнению должностных обязанностей.
Так, в соответствии со ст. 62 Федерального закона от 27.07.2004г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» дополнительное профессиональное образование государственного гражданского служащего включает в себя профессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировку. Где стажировка является как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования гражданского служащего, так и частью его профессиональной переподготовки или повышения квалификации.
Профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащего осуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы. Повышение квалификации гражданского служащего осуществляется по мере необходимости, но не реже одного раза в три года.
Основанием для направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку, повышение квалификации или стажировку являются:
1) назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы в порядке должностного роста на конкурсной основе;
2) включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3) результаты аттестации гражданского служащего.
Повышение квалификации представляет собой процесс обновления теоретических знаний и практических навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственных образовательных стандартов.
К повышению квалификации относятся такие виды обучения, как:
— краткосрочное тематическое обучение, не менее 72 часов;
— тематические семинары по проблемам, возникающим на уровне учреждения;
— длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности.
Стажировка является самостоятельным видом дополнительного профессионального образования позволяющим:
— сформировать и закрепить на практике профессиональные знания, умения и навыки, полученные в результате теоретической подготовки;
— ознакомиться с передовым опытом;
— приобрести навыки для выполнения обязанностей по занимаемой должности.
Профессиональная переподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляются в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального, среднего профессионального и дополнительного профессионального образования в соответствии с федеральными государственными требованиями.
В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация и подтверждено соответствующим документом государственного образца.
Авторы статьи «О соблюдении законодательства в деятельности органов исполнительной власти» Е.В. Черепанова, М.Д. Чеснокова, М.Е. Глазкова одной из причин нарушения законов и иных нормативных правовых актов на государственной гражданской службе считают низкий уровень подготовки кадров органов исполнительной власти, так как нарушение законов в значительной мере способствуют некомпетентность служащих, пробелы в их профессиональной подготовке, отсутствие необходимого опыта работы, недостаток управленческих и юридических знаний.
Из этого следует, чтобы обучение было эффективным, оно должно быть системным и включать в себя реальную потребность в обучении государственных гражданских служащих. По окончанию обучения гражданские государственные служащие должны представлять отчет руководству об обучении с отражением полученных новых знаний.
Автором статьи «Организация профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации гражданских служащих» Е.А. Пономаревой сделан акцент на то, что положение гражданских служащих в значительной степени зависит от них самих, и все они должны стремиться к достижению максимально высокого уровня своей деятельности.
В настоящее время обучение и развитие управленческих кадров сфокусированы на управлении знаниями, управление производительностью и изменение модели поведения. Экономическая ситуация в стране стимулирует поиск новых форм обучения с наименьшими финансовыми затратами, такие как семинары, рабочие группы, конференции, обмен опытом.
Государственной службе необходимо уделить внимание развитию качественной профессиональной подготовке и переподготовке кадров, способной оперативно реагировать на вызовы экономики, ориентированной на инновационное развитие.