I. Общие положения

Приказ МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц
«Об утверждении Правил перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте»

(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)

В соответствии со статьей 5 Федерального закона «Транспортный устав железных дорог Российской Федерации» приказываю:

Утвердить и ввести в действие с 1 июля 1999 г. прилагаемые Правила перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 12 мая 1999 г.

Регистрационный № 1786

Правила перевозок железнодорожным транспортом смерзающихся грузов

(утв. приказом МПС РФ от 5 апреля 1999 г. № 20Ц)

(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)

1.1. Настоящие Правила регулируют условия перевозок смерзающихся грузов железнодорожным транспортом.

К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 °С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам вагона.

1.2. Профилактические меры и средства от смерзания грузов определяются грузоотправителем по согласованию с грузополучателями этих грузов. Грузы, отнесенные к смерзающимся, указаны в приложении № 1 к настоящим Правилам.

1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

1.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

1.5. Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил и других нормативных документов по подготовке смерзающихся грузов к перевозке. В случае, если грузоотправителем не были применены согласованные с грузополучателем профилактические меры и средства от смерзания грузов, перевозчик вправе отказать в приеме груза к перевозке. В этом случае перевозчик составляет акт общей формы в соответствии с Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденными приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45 (зарегистрирован Минюстом России 30 июня 2003 г., регистрационный № 4856).

1.6. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке

2.1. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

2.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых грузов применяются в периоды, указанные в приложении № 2 к настоящим Правилам.

2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными или не применялись, грузополучатель обязан принять меры по сохранности железнодорожного подвижного состава и иных технических средств при выгрузке смерзающихся грузов.

III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов

3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее — профилактические меры), относятся:

предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;

промораживание грузов до их погрузки;

равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;

пересыпка груза сухими древесными опилками;

оборудование пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

3.2. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

3.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

3.4. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

3.5. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

3.6. Применение конкретных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на окружающую природную среду, подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем. Не допускается применение солей (хлоридов натрия, калия и др.), обладающих коррозионными свойствами и отрицательно влияющих на состояние подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути, а также негативно влияющих на окружающую природную среду.

3.7. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

3.8. Места общего и необщего пользования оборудуются сооружениями и устройствами, в том числе обеспечивающими восстановление сыпучести смерзшихся грузов, очистку, промывку вагонов после их выгрузки, а также сохранность вагонов. Восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением, разогревом или другими способами, обеспечивающими выгрузку смерзшихся грузов, должны производиться в порядке, устанавливаемом грузополучателем и согласованном с перевозчиком, в котором указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава, контейнеров и железнодорожного пути от повреждений.

IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов

4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе «Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: «Груз проморожен», «обработано хлористым кальцием в колич. … %», «Обмаслено в колич. … %)», «Переложено послойно древесными опилками». Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.

4.2. Перевозчик принимает смерзающиеся грузы без применения профилактических мер, в том числе в связи со складывающимися климатическими условиями, только при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер.

При наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием смерзающегося груза, перевозимого без применения профилактических мер, в графе накладной «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель делает отметку: «С согласия получателя — без профилактики».

4.3. Пункт исключен согласно Приказу Минтранса РФ от 12 декабря 2008 г. № 211

4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии (без согласия грузополучателя на прием груза без применения профилактических мер) перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.

Приложение 1

к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте

Перечень перевозимых насыпью грузов, относящихся к смерзающимся грузам

(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)

№ п/п

Наименование груза

Агломерат (влажный)

Балласт

Барит (кусковой)

Бокситы

Глина: каолиновая, огнеупорная, простая

Гравий

Жом свекловичный (сырой)

Земля (всякая)

Известняк (мытый)

Камень: гипсовый; известняковый; строительный — бутовый, ракушечник, туфовый

Кварциты (мытые)

Кокс

Клинкер: цинковый, цементный

Колчеданы: железные, медный и серные — рядовые и флотационные

Кокс (орешек)

Коксик всякий

Концентрат вермикулитовый

Концентраты и штейны: апатитовые, баритовые, вольфрамовые, железные, кобальтовые, медные, молибденовые, пиритные (хвосты флотационные), свинцовые, цинковые

Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм)

Мергели

Мука (доломитовая) известняковая

Огарки пиритные

Песок: кварцевый, строительный, формовочный

Раймовка

Руда: железная, драгоценных металлов, марганцевая, медная, никелевая, свинцовая, хромитовая, цинковая

Сланцы горючие

Соль техническая

Уголь: бурый и каменный (в том числе мытый и гидродобычи)

Флюсы

Шлаки гранулированные

Шлам угольный

Шпат плавиковый

Щебень мытый

Приложение 2

к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте

Периоды применения проведения профилактических мер против смерзания перевозимых насыпью грузов

(с изменениями от 12 декабря 2008 г.)

№ п/п

Наименование регионов и их районов

Период применения профилактических мер

По грузам, отправляемым с железных дорог Урала, Сибири, Дальнего Востока, а также с Северной (участки Коноша-Воркута и Коноша-Архангельск) и Октябрьской (участки севернее станции Петрозаводск) железных дорог, назначением на эти и другие железные дороги

с 1 октября по 15 апреля

По грузам, отправляемым с других железных дорог назначением на железные дороги, указанные в пункте 1, а также назначением на железные дороги Московскую, Горьковскую, Куйбышевскую, Октябрьскую (на участки южнее станции Петрозаводск), Северную (за исключением участков, указанных в пункте 1) и в пределах этих железных дорог

с 1 октября по 1 апреля

При перевозке в пределах Северо-Кавказской железной дороги на участках Трусово-Червленная и Богословская-Дербент

с 1 ноября по 15 февраля

При перевозке между другими железными дорогами

с 15 ноября по 15 марта

Приложение 3

к Правилам перевозок
смерзающихся грузов
на железнодорожном транспорте

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью

1. Грузы черной металлургии

1.1. Руда железная

При перевозке железных руд в качестве профилактических средств применяются негашеная известь, поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша, агломерат-возврат.

Норма добавки извести для магнетитовых, мартитовых и гематитовых руд составляет 1 — 3 %, а для охристых и бурожелезняковых руд 1 — 4 % массы отгружаемой руды.

Поваренная соль добавляется в количестве 0,75 % массы отгружаемой руды. Для руд, идущих на агломерацию, применение соли в качестве профилактического средства не допускается.

Руды грохоченые, мартеновские отгружаются без послойной пересыпки негашеной известью, но с подсыпкой такой извести на пол вагона. При погрузке такой руды в накладной под наименованием груза отправитель должен указать: «Грохоченая, мартен». При перевозке мытой руды или руды из обводненных забоев применяется поваренная соль, а применение негашеной извести не допускается.

Без послойной пересыпки груза профилактическими средствами, но с подсыпкой их на пол вагона перевозятся:

мытые кусковатые руды Высокогорского, Гороблагодатского, Богословского рудоуправлений и лебяжинская руда;

обожженные дробленые руды Бакальского рудоуправления;

все руды Златоустовского рудоуправления;

агломерат сухой охлажденный всех рудников;

дробленые и грохоченые руды Первоуральского рудника;

дробленые магнитные железняки Гороблагодатского рудоуправления.

Все руды могут быть отгружены без применения указанных в настоящем разделе профилактических средств при условии их предварительного промораживания или сушки.

1.2. Руда марганцовая

При перевозке марганцовых руд в качестве профилактических средств применяются поваренная соль, древесные опилки, сечка соломы и камыша.

Кусковатые марганцовые руды и марганцовые руды — пироксиды с согласия грузополучателя перевозятся без применения профилактических средств.

Марганцовая руда перевозится:

в местном сообщении — без применения профилактических средств;

в прямом железнодорожном сообщении — с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в пунктах погрузки;

в смешанном железнодорожно-водном сообщении назначением на дороги Урала и Сибири — с подсыпкой и пересыпкой поваренной солью или древесными опилками в портах при перевалке на железную дорогу.

1.3. Руда хромитовая

Грохоченая хромитовая руда размером частиц 20 мм и более перевозится без применения профилактических средств.

Рядовая хромитовая руда отгружается потребителям с пересыпкой негашеной известью в количестве от 1 до 2 % или поваренной солью в количестве от 0,75 до 1,0 % массы отгружаемой руды.

1.4. Шпат плавиковый

Шпат плавиковый отправлением со станции Борзя Забайкальской железной дороги перевозится с подсыпкой и пересыпкой древесными опилками или поваренной солью.

1.5. Шлак гранулированный

При мокрой грануляции шлаки перед отгрузкой должны обезвоживаться или промораживаться.

При непродолжительных перевозках в пределах одних суток разрешается отгрузка шлаков гранулированных влажностью до 20 % при условии, если из них не выделяется влага в количестве, которое может вызвать обледенение тормозных частей вагона.

2. Грузы цветной металлургии

2.1. Концентраты цветных руд

Концентраты влажностью до 2 % в крытых вагонах перевозятся без применения профилактических средств.

Перевозка концентратов в специальных металлических контейнерах производится без применения профилактических средств независимо от процентного содержания влаги в грузе.

Концентраты влажностью от 2 до 8 % грузятся с подсыпкой на пол вагонов древесных опилок, а влажностью от 8 до 12 % подвергаются двухъярусной послойной пересыпке с разрезанием каждого слоя концентрата на куски (блоки) размером 70×80 см и массой не более 250 кг.

Продольные и поперечные бороздки прорезей засыпаются доверху сухими опилками и утрамбовываются. Кроме того, сухие опилки засыпаются у стен вагона по всей высоте погрузки.

Баритовые концентраты грузятся в вагоны в подсушенном виде (содержание влаги не более 4 %). Баритовые концентраты влажностью до 12 % отгружается в подмороженном состоянии в виде отдельных кусков или глыб.

Клинкер цинковый влажностью 12 — 14 % и размером частиц 30 — 40 мм грузится в вагоны в промороженном виде.

Перед погрузкой кеков свинцовых влажностью 22 — 25 % внутренняя поверхность вагона выстилается отработанной фильтротканью, а на пол вагона насыпается слой сухих опилок толщиной 60 мм.

2.2. Руды медные и золотосодержащие.

Колчедан серный (рядовой и флотационный)

Руды и флюсы влажностью не более 2 % перевозятся без применения профилактических средств.

При большем содержании влаги руды медные и флюсы до погрузки должны быть проморожены.

Для предотвращения примерзания указанных грузов к полу вагона перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 60 мм.

В процессе погрузки медной руды через каждые 300 — 400 мм по высоте погрузки производиться разравнивание руды по всей площади вагона, после чего насыпается слой опилок толщиной не менее 30 мм, а затем производится погрузка руды равномерным слоем.

Колчедан серный (рядовой и флотационный) в холодное время года отгружается только с согласия грузополучателя.

2.3. Руда никелевая

Руда никелевая с повышенным содержанием влаги до погрузки в вагоны подлежит предварительному тщательному промораживанию. Перед погрузкой на пол вагона насыпают слой сечки соломы или камыша толщиной не менее 60 мм.

При отгрузке никелевой руды Печенгского комбината в качестве профилактического средства применяется поваренная соль размером частиц до 1,1 мм. Перед погрузкой на пол вагона насыпается соль равномерным слоем. Кроме того, перед погрузкой руду в отвалах пересыпают солью и перемешивают грейфером в процессе погрузки в вагоны. Общий расход соли при погрузке должен составлять 0,5 % массы отгружаемой руды.

2.4. Бокситы

При перевозке бокситов влажностью 5 % и выше с Североуральских бокситовых рудников в адреса Богословского и Уральского алюминиевых заводов, Пашийского цементного завода и заводов черной металлургии применяется негашеная известь, которую насыпают на пол вагонов слоем толщиной не менее 15 мм (на каждый вагон 250 кг). При погрузке бокситов в адреса заводов абразивной промышленности на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг).

При перевозке бокситов в холодный период года с Тихвинского глиноземного завода и Южноуральских бокситовых рудников в адреса Волховского, Уральского и Богословского алюминиевых заводов, а также заводов абразивной промышленности и черной металлургии, на пол вагонов насыпают слой сухих древесных опилок толщиной не менее 50 мм (на каждый вагон 250 кг). При отсутствии опилок может применяться негашеная известь по нормам предусмотренным в настоящем пункте.

При температуре наружного воздуха минус 15 °С и ниже производится промораживание бокситов путем перелопачивания (пересыпания механизмами). Перемороженные куски или глыбы бокситов грузятся без подсыпки на пол вагонов профилактических средств.

3. Твердое минеральное топливо

3.1. Уголь каменный и бурый

При перевозке угля каменного влажностью более 7 % и бурых влажностью более 30 % грузоотправители обязаны принимать следующие профилактические меры:

обмасливание угля;

ниогрин;

северин;

смешивание сухого угля с влажным;

предварительное промораживание угля;

пересыпка угля древесными опилками.

Обмасливание должно производиться по следующим нормам:

при температуре наружного воздуха до минус 15 °С масло добавляется в количестве 1 % массы отгружаемого угля.

при температуре воздуха от минус 15 °С до минус 20 °С масло добавляется в количестве 1,5 % массы отгружаемого угля;

при температуре воздуха ниже минус 20 °С масло добавляется в количестве 2 % массы отгружаемого угля.

Обмасливание производится тяжелыми маслами коксохимического производства при помощи специальных обмасливающих установок.

При отсутствии обмасливающих установок или выхода их из рабочего состояния влажные угли могут перевозиться с применением других профилактических средств, указанных в настоящем пункте.

Обработка профилактическими жидкостями — ниогрином или северином производится в следующем порядке:

при температуре наружного воздуха до минус 10 °С обрабатываются пол и стены вагонов профилактической жидкостью в количестве 20 — 25 кг для четырехосного полувагона и 30 — 35 кг для шестиосного полувагона;

при температуре воздуха от минус 10 °С до минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона, а также профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого угля в следующем количестве:

при влажности угля до 9 % — 0,5 — 0,6 % от массы отгружаемого угля;

при влажности угля выше 9% — 0,8 % от массы отгружаемого угля;

при температуре воздуха ниже минус 20 °С обрабатываются пол и стены вагона и профилактическая жидкость вносится в массу отгружаемого груза в следующем количестве:

при влажности угля до 9 % — 0,8 % от массы отгружаемого угля;

при влажности угля выше 9 % — 1 % от массы отгружаемого угля.

Добавка ниогрина (северина) в массу отгружаемого угля во всех случаях не должна превышать 1 %.

При использовании профилактических жидкостей ниогрина и северина необходимо соблюдать следующие условия:

при продолжительности перевозки угля в течение не более двух суток ниогрином или северином обрабатываются пол и стены вагона в соответствии с настоящим пунктом;

профилактические жидкости форсуночным способом наносятся на пол и стены вагонов, а также равномерно вносятся в поток (массу) угля при его загрузке в вагоны;

ниогрин и северин имеют достаточно низкую температуру застывания, поэтому их форсуночное нанесение на уголь и внутреннюю поверхность вагонов осуществляется без подогрева;

ниогрин применяется против смерзания угля при температурах наружного воздуха до минус 25 °С, северин — при температурах ниже минус 25 °С.

Добавление сухого угля к влажному производится путем послойной пересыпки, при этом один слой сухого угля насыпается на пол вагона и два слоя — по высоте погрузки.

Пересыпка влажных углей опилками производится в три слоя. Первый слой опилок толщиной 30 — 40 мм засыпается по всей площади пола вагонов; второй и третий слои толщиной по 20 — 30 мм каждый засыпаются по всей поверхности угля после загрузки соответственно 1/3 и 2/3 вагона. Перевозка шлама в холодное время года допускается только в промороженном виде.

3.2. Сланцы горючие

Сланцы горючие отгружают в промороженном виде или с послойной пересыпкой груза древесными опилками, сечкой соломы или камыша, торфяной мелочью.

4. Инертные строительные материалы

4.1. Песок. Гравий. Щебень. Балласт

Песок строительный, формовочный и кварцевый, а также гравий, щебень и балласт в холодное время года должны отгружаться из верхних, более сухих слоев карьера. При невозможности такой отгрузки, а также при высокой влажности песка, как правило, он должен грузиться после промораживания в условиях устойчивых морозов. Для этого в процессе добывания и обогащения должно предусматриваться многократное пересыпание (перелопачивание) или выделение около погрузочного пути специальной площадки для промораживания с целью погрузки песка в вагоны отдельными кусками.

Не допускается в холодное время года производить погрузку в вагоны песка из слоев месторождений, залегающих ниже уровня грунтовых вод.

4.2. Глина. Камень гипсовый

Глина простая и огнеупорная, а также камень гипсовый дробленый должны грузиться в подсушенном или промороженном виде. Глина каолиновая перевозится в сухом состоянии в виде коржей, полученных из сушильных агрегатов. При отсутствии сушильных агрегатов глина каолиновая должна перевозиться в промороженном состоянии в виде кусков с подсыпкой и пересыпкой между кусками сухого каолина.

5. Другие смерзающиеся грузы

Смерзающиеся грузы, перечисленные в приложении 1 к Правилам перевозок смерзающихся грузов на железнодорожном транспорте, для которых в настоящем приложении не указаны средства профилактики (например, концентрат вермикулитовый, мука известняковая, доломитовая, огарки пиритные), могут быть предохранены от смерзания путем промораживания, смешивания влажной продукции с сухой или другими способами по договоренности между грузоотправителем и грузополучателем.

Правила перевозок смерзающихся грузов

Смерзающиеся грузы – перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0ºС теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона.

До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленных ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания, относятся:

— предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;

— промораживание увлажненных грузов до полной их погрузки;

— равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями – ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли;

— пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками.

В условиях устойчивых морозов эффективной мерой предохранения насыпных грузов от смерзания в вагонах в пути следования является предварительное (до погрузки) промораживание груза путем многократного пересыпания (перелопачивания) его массы экскаватором, скрепером, грейферным краном или другим механизмом. При этом необходимо, чтобы частицы груза возможно лучше обветривались наружным воздухом. Промораживание может считаться законченным после достижения в середине слоя пересыпаемого груза температуры минус 3º С и ниже.

Негашеная известь, применяемая в качестве профилактического средства против смерзания грузов, должна иметь размеры частиц не более 40 мм и содержать не менее 50% активной окиси кальция и не более 9% кремнезема. Количество негашеной извести для этих целей определяется местными органами контроля качества продукции и отделами технического контроля организаций в зависимости от содержания влаги в грузе и с учетом практики перевозок. Перед загрузкой вагона смерзающимся грузом необходимо 1/3 количества негашеной извести насыпать ровным слоем на пол вагона, а оставшиеся 2/3 извести использовать для послойной пересыпки по высоте массы груза (в один или два слоя).

Пересыпка груза поваренной солью и хлористым кальцием производится аналогично. При температуре наружного воздуха ниже минус 20ºС поваренная соль не применяется.

При пересыпке и перекладке груза древесными опилками необходимо, чтобы они были сухими. Не допускается применение древесных опилок против смерзания руды, отгружаемой в адрес организаций, которые имеют тепляки (гаражи для размораживания грузов).

Для разогрева смерзающихся грузов грузополучатели используют различные обогревательные устройства. Для механического рыхления применяют бурофрезерные установки, виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.

>5 Особенности перевозок смерзающихся грузов

5.1 Условия перевозок смерзающихся грузов

Смерзающиеся грузы– это перевозимые насыпью грузы, которые при температурах наружного воздуха ниже 0С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания отдельных частиц груза между собой и примерзания к днищу и стенкам кузова вагона.

Выгрузка таких грузов затрудняется, повышается стоимость разгрузочных работ, увеличивается простой подвижного состава.

Перечень и правила перевозок смерзающихся грузов приведены в Сборнике правил перевозок грузов на железнодорожном транспорте, книга 1, 2001.

Перечень смерзающихся грузов

Агломерат (влажный)

Балласт

Барит (кусковой)

Бокситы

Глина:

– каолиновая

– огнеупорная

– простая

Гравий

Жом свекловичный (сырой)

Земля (всякая)

Известняк (мытый)

Камень:

– гипсовый

– известняковый

– строительный (бутовый, ракушечник, туфовый)

Кварциты (мытые)

Кокс

Кокс (орешек)

Коксик всякий

Клинкер:

– цинковый

– цементный

Колчедан

– железный

– медный

– серный

Концентрат вермикулитовый

Концентраты и штейны:

– апатитовый

– баритовый

– вольфрамовые

– железные

– кобальтовые

– медные

– молибденовые

– пиритные (хвосты флотационные)

– свинцовые

– цинковые

Мелочь коксовая (размером частиц до 10 мм)

Мергели

Мука (доломитовая) известняковая

Огарки пиритные

Песок

– кварцевый

– строительный

– формовочный

Раймовка

Руда

– железная

– драгоценных металлов

– марганцевая

– медная

– никелевая

– свинцовая

– хромитовая

– цинковая

Сланцы горючие

Соль

– каменная

– техническая

Уголь (в том числе мытый и гидродобычи)

– бурый

– каменный

Флюсы

Шлаки гранулированные

Шлам угольный

Шпат плавиковый

Щебень мытый

Влажность груза, при которой не происходит смерзания даже при низких температурах, называется безопасной влажностью. Она различна для разных грузов: для песка – 1,25%, глины – 6%, бурого угля – 33–45%, для фрезерного торфа – до 51%.

До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, ремонт установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзающихся грузов в пунктах выгрузки.

До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленные в соответствующих нормативных документах на продукцию.

Если нет возможности уменьшить влажность насыпного груза до безопасных пределов, грузоотправитель при погрузке такого груза в вагоны в холодный период года должен принять меры по предотвращению его смерзания и примерзания к стенам и полу вагона путем применения соответствующих профилактических средств.

Профилактические меры против смерзания перевозимых насыпью грузов проводятся в сроки, указанные в Правилах перевозок смерзающихся грузов.

К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания, относятся:

1) предварительное просушивание грузов до безопасной в отношении смерзания влажности;

2) промораживание грузов до их погрузки;

3) равномерное обрызгивание грузов, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями ниогрином и северином, раствором хлористого кальция;

4) пересыпка груза сухими древесными опилками;

5) покрытие пола и стен вагона полимерными, ткаными и неткаными материалами.

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, приведены в Правилах перевозок смерзающихся грузов.

При устойчивых морозах эффективно до погрузки промораживать груз, многократно перемешивая его с помощью экскаватора, скрепера, грейферного крана или других средств механизации. При этом необходимо, чтобы частицы груза возможно лучше обветривались наружным воздухом. Промораживание считается законченным, когда температура в середине пересыпаемого груза достигает – 3 С и ниже. Наиболее успешно применяют этот способ для угля при температуре воздуха – 20С и ниже.

Негашеная известь, применяемая в качестве профилактического средства против смерзания грузов, должна иметь размеры частиц не более 40 мм и содержать не менее 50 % активной окиси кальция и не более 9 % кремнезема. Негашеная известь поглощает свободную влагу груза. Перед загрузкой вагона смерзающимся грузом необходимо 1/3 количества негашеной извести насыпать ровным слоем на пол вагона, а оставшиеся 2/3 извести использовать для послойной пересыпки по высоте массы груза (в один или два слоя). В процессе гашения известь увеличивается в объеме в 3 – 3,5 раза, выделяет до 1100 кДж/кг теплоты и разрыхляет смерзшийся груз. Также производится и пересыпка груза поваренной солью и хлористым кальцием. Хлористый кальций, поваренная соль образуют плохо замерзающие растворы. При температуре наружного воздуха ниже – 20 С поваренная соль не применяется.

При пересыпке и перекладке груза древесными опилками необходимо, чтобы они были сухими. Древесные опилки насыпаются на пол вагона слоем не менее 30 мм. Кроме того, по высоте погрузки груз пересыпается двумя равномерными сплошными слоями опилок такой же величины. При этом нельзя допускать соприкосновения смежных слоев груза.

Выбор профилактических мер против смерзания груза производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза.

Выбранные профилактические меры грузоотправитель согласовывает с грузополучателем.

При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условиях (особенно в переходные периоды года) грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести таких грузов.

Выбор того или иного способа зависит от степени смерзания груза, необходимой производительности разгрузки, типа приемного устройства и других условий.

Для разогрева смерзшихся грузов используются различные обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Также применяется пар, излучаемая теплота, горячий газ в тепляках, токи промышленной и высокой частоты. Наиболее распространенным средством являются тепляки конвективного типа или с комбинированным подводом теплоты.

Для механического рыхления таких грузов применяют бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа. В ряде случаев применяется рыхление смерзшегося груза вручную (ломом, кувалдой).

Интенсивность смерзания сыпучих увлажненных грузов, перевозимых в холодный период года, зависит от уровня отрицательных температур наружного воздуха, тепловых свойств груза и подвижного состава, гранулометрического состава груза, влажности и продолжительности перевозки.

Перевозчик имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.

Перевозчик может принять к перевозке смерзающиеся грузы без применения профилактических мер при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки.

Если груз прибыл в смерзшемся состоянии из–за того, что грузоотправитель не принял профилактические меры или нарушил условия отгрузки смерзающихся грузов, согласованные с грузополучателем в договоре поставки, перевозчик по требованию грузополучателя составляет акт общей формы.

При предъявлении к перевозке смерзающихся грузов грузоотправитель обязан в верхней части накладной наложить штемпель «Смерзающийся», а в графе «Особые заявления и отметки грузоотправителя» указать процент влажности груза и меры, принятые для предохранения от смерзания, например «Груз проморожен», «Обработано хлористым кальцием в количестве … %», «Обмаслено в количестве … %», «Переложено послойно негашеной известью» и т. п. При приеме к перевозке смерзающегося груза без применения профилактических мер в этой же графе делается отметка: «С согласия получателя – без профилактики».

Законодательная база Российской Федерации

не действует Редакция от 05.04.1999 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ МПС РФ от 05.04.99 N 20Ц «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК СМЕРЗАЮЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»
Вид документа приказ, перечень, правила
Принявший орган мпс рф
Номер документа 20Ц
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 05.04.1999
Номер регистрации в Минюсте 1786
Дата регистрации в Минюсте 12.05.1999
Статус не действует
Публикация
  • «Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», N 22, 31.05.99,
  • «Российская газета», N 113, 17.06.99
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ МПС РФ от 05.04.99 N 20Ц «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ПЕРЕВОЗОК СМЕРЗАЮЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ»

ПРАВИЛА ПЕРЕВОЗОК СМЕРЗАЮЩИХСЯ ГРУЗОВ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ

I. Общие положения

1.1. К смерзающимся грузам относятся перевозимые насыпью грузы, указанные в приложении 1 к настоящим Правилам, которые при температурах наружного воздуха ниже 0 град.С теряют свои обычные свойства сыпучести вследствие смерзания частиц груза между собой и примерзания их к полу и стенкам кузова вагона.

1.2. Внесение в перечень смерзающихся грузов (приложение 1 настоящих Правил) иных видов насыпных грузов, подверженных смерзанию, может осуществляться МПС России после представления заинтересованным федеральным органом исполнительной власти, организацией — грузоотправителем документа о разработанных ими мероприятиях по предохранению предлагаемых грузов от смерзания при перевозке, согласованных с организациями — грузополучателями этих грузов.

1.3. До наступления холодного периода года, в течение которого обязательно применение профилактических мер, препятствующих смерзанию груза, грузоотправители и грузополучатели должны провести соответствующую подготовку, предусматривающую, в первую очередь, создание необходимых запасов средств профилактики в пунктах погрузки смерзающихся грузов, осуществление ремонта установок для проведения профилактики насыпных грузов и кузовов вагонов при погрузке, а также механизмов и устройств для восстановления сыпучести смерзшихся грузов в пунктах выгрузки.

1.4. За неправильное указание в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) наименования груза, особых отметок или необходимых при перевозке груза мер предосторожности, за отправление запрещенного для перевозки груза либо за неправильное указание свойств груза с грузоотправителя взыскивается штраф в размере пятикратной платы за перевозку такого груза на все расстояние перевозки независимо от возмещения вызванных данным обстоятельством убытков железной дороги (статья 113 Транспортного устава).

1.5. Железнодорожная станция (далее — станция) имеет право выборочно проверять в местах погрузки соблюдение грузоотправителем правил подготовки смерзающихся грузов и подвижного состава к перевозке.

1.6. При повреждении или утрате предоставленных железной дорогой вагонов, контейнеров грузоотправители, грузополучатели, другие организации обязаны их отремонтировать либо уплатить железной дороге штраф в размере пятикратной стоимости поврежденных или утраченных вагонов, контейнеров по их ценам на момент повреждения или утраты. При этом грузоотправители, грузополучатели, другие организации возмещают железной дороге убытки, понесенные железной дорогой вследствие повреждения или утраты вагонов, контейнеров, в части, не покрытой штрафом (статья 122 Транспортного устава).

II. Подготовка смерзающихся грузов к перевозке

2.1. До предъявления к перевозке грузов, подверженных смерзанию, грузоотправитель должен принять меры к уменьшению их влажности до безопасных в отношении смерзания пределов, установленными ГОСТами, техническими условиями на продукцию.

2.2. В случаях отсутствия возможности уменьшения влажности насыпного груза до безопасных пределов грузоотправитель при погрузке в вагоны в холодный период года такого груза должен принять меры по предотвращению его смерзания и примерзания к стенам и полу вагона путем применения соответствующих профилактических средств.

Меры и средства профилактики против смерзания должны применяться также портами (пристанями), если они являются грузоотправителями. В этом случае портом (пристанью) делается отметка в транспортной железнодорожной накладной (далее — накладная) согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в соответствии с пунктом 4.1 настоящих Правил.

2.3. Профилактические меры против смерзания перевозимых насыпью грузов проводятся в сроки, указанные в приложении 2 к настоящим Правилам. Календарные сроки могут изменяться МПС России по предложению железных дорог назначения или грузополучателей смерзающихся грузов в зависимости от складывающихся климатических условий в конкретных регионах и объявляться остальным железным дорогам.

2.4. В тех случаях, когда примененные средства профилактики оказались недостаточно эффективными, грузополучатель обязан принять меры по восстановлению сыпучести груза в пункте выгрузки.

III. Порядок и условия применения профилактических мер и средств восстановления сыпучести грузов

3.1. К числу профилактических мер, предохраняющих грузы от смерзания (далее — профилактические меры) относятся:

предварительная сушка насыпных грузов до безопасной влажности;

промораживание увлажненных грузов до их погрузки;

равномерное обрызгивание их массы, а также пола и стенок полувагонов и платформ каменноугольными и минеральными маслами, профилактическими жидкостями — ниогрином и северином, растворами хлористого кальция и поваренной соли;

пересыпка груза негашеной известью, древесными опилками.

Профилактические меры, предохраняющие от смерзания массовые виды грузов, перевозимых насыпью, приведены в приложении 3 к настоящим Правилам.

3.2. В условиях устойчивых морозов эффективной мерой предохранения насыпных грузов от смерзания в вагонах в пути следования является предварительное (до погрузки) промораживание груза путем многократного пересыпания (перелопачивания) его массы экскаватором, скрепером, грейферным краном или другим механизмом. При этом необходимо, чтобы частицы груза возможно лучше обветривались наружным воздухом. Промораживание может считаться законченным после достижения в середине слоя пересыпаемого груза температуры минус 3 град. С и ниже.

3.3. Негашеная известь, применяемая в качестве профилактического средства против смерзания грузов, должна иметь размеры частиц не более 40 мм и содержать не менее 50% активной окиси кальция (СаО) и не более 9% кремнезема (SiO2) (ГОСТ-9179-77).

Количество негашеной извести, необходимое для предохранения насыпного груза от смерзания, определяется местными органами службы контроля качества продукции и отделами технического контроля организаций в зависимости от содержания влаги в грузе и с учетом практики перевозок такого груза. Перед загрузкой вагона смерзающимся грузом необходимо 1/3 количества негашеной извести насыпать ровным слоем на пол вагона, а оставшиеся 2/3 извести использовать для послойной пересыпки по высоте массы груза (в один или два слоя).

3.4. Пересыпка груза поваренной солью и хлористым кальцием производится аналогично пересыпке негашеной известью. При температуре наружного воздуха ниже минус 20 град. С поваренная соль не применяется.

3.5. При пересыпке и перекладке груза древесными опилками необходимо, чтобы они были сухими.

Древесные опилки насыпаются на пол вагона слоем не менее 30 мм. Кроме того, по высоте погрузки груз пересыпается двумя равномерными сплошными слоями опилок такой же величины. При этом нельзя допускать соприкосновения смежных слоев груза.

Не допускается применение древесных опилок в качестве профилактического средства против смерзания руды, отгружаемой в адрес организаций, которые имеют тепляки (гаражи для размораживания грузов).

3.6. Выбор различных профилактических средств против смерзания груза (примесей, добавок, веществ, покрытий) производится грузоотправителем в зависимости от рода груза, технологии выгрузки и последующего использования или переработки груза потребителем. При этом выбранные к применению средства профилактики не должны отрицательно влиять на подвижной состав, а также на качество и свойства перевозимого груза, предусмотренные соответствующими ГОСТами или техническими условиями на продукцию. Выбранные грузоотправителем с учетом температуры как в местах погрузки и выгрузки, так и на протяжении маршрута следования груза профилактические средства согласовываются грузоотправителем с грузополучателем.

3.7. Внесение в массу груза необходимых профилактических средств, в том числе покрытие жидкостями и растворами стен и пола полувагонов и платформ, должно производиться способом (преимущественно механизированным), обеспечивающим равномерное перемешивание этих средств с насыпным грузом, равномерную послойную пересыпку (прокладку), тщательное обрызгивание маслами, ниогрином, северином.

В пунктах погрузки грузоотправители должны иметь лиц, ответственных за осуществление профилактических мер против смерзания грузов.

3.8. При дальних перевозках грузов в условиях низких температур окружающего воздуха, меняющихся климатических и метеорологических условиях (особенно в переходные периоды года), грузополучатели оснащают свои пункты выгрузки смерзающихся грузов средствами разогрева или механического рыхления для восстановления сыпучести таких грузов.

Для разогрева смерзшихся грузов используются тепляки и другие обогревательные устройства (например, инфракрасные излучатели). Для механического рыхления таких грузов применяются бурофрезерные установки, самоходные виброударные установки, виброрыхлители различных типов, установки экскаваторного типа.

Разогрев смерзшихся грузов, восстановление сыпучести грузов механическим рыхлением или другими способами, обеспечивающими выгрузку, должны производиться в порядке, предусмотренном инструкцией, утверждаемой организацией — грузополучателем. В инструкции должны быть указаны рабочие параметры и технология использования этих средств, правила техники безопасности и меры предохранения подвижного состава от повреждений.

IV. Оформление перевозок смерзающихся грузов

4.1. Грузоотправитель при предъявлении к перевозке смерзающегося груза указывает в накладной, согласно правилам заполнения перевозочных документов на железнодорожном транспорте, в графе «Особые заявления и отметки отправителя» процент влажности груза и меры, принятые для предохранения его от смерзания, например: «Груз проморожен», «Пересыпано известью в колич. …%», «Обмаслено в колич. …%», «Переложено послойно древесными опилками». Кроме того, грузоотправитель обязан в верхней части накладной поставить штемпель «Смерзающийся».

Указание в накладной данных о влажности при погрузке земли, глины, песка, щебня и гравия необязательно.

4.2. Станция может принять к перевозке смерзающиеся грузы без примененных профилактических средств при наличии у грузоотправителя письменного согласия грузополучателя на прием перевозимого на таких условиях груза и обеспечение его своевременной выгрузки.

В этом случае в накладной в графе «Особые заявления и отметки отправителя» грузоотправитель делает отметку: «С согласия получателя — без профилактики».

4.3. Не допускается прием смерзающегося груза к перевозке, если в накладной не будет указано о принятых грузоотправителем при погрузке мерах против смерзания или о согласии грузополучателя на перевозку груза без применения профилактических средств.

4.4. В случае прибытия груза в смерзшемся состоянии, происшедшем в результате нарушения грузоотправителем профилактических мер или условий отгрузки смерзающихся грузов, согласованных с грузополучателем в договоре поставки, грузополучатель составляет с участием представителя станции акт общей формы. В акте подтверждается факт прибытия груза в смерзшемся состоянии, а также указывается размер внесенной грузополучателем платы за пользование вагонами за период времени, связанного с выгрузкой такого груза, согласно правилам обслуживания железнодорожных подъездных путей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *