Содержание

>Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Учет передачи НФА между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Порядок отражения в учете и в отчетности передачи нефинансовых активов (НФА) изменился в связи с нововведениями, внесенными Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». Поскольку бюджетные и автономные учреждения более не являются участниками бюджетного процесса, такие факты хозяйственной жизни учреждений, как:

  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями от казенных учреждений и учредителя (главного распорядителя бюджетных средств);
  • безвозмездное получение материальных ценностей казенными учреждениями от бюджетных и автономных учреждений;
  • расчеты между учредителем (главным распорядителем бюджетных средств) и бюджетным (автономным) учреждением по централизованному снабжению материальными ценностями;0
  • безвозмездное получение материальных ценностей бюджетными и автономными учреждениями в рамках движения объектов между учреждениями

должны оформляться бухгалтерскими записями в корреспонденции со счетами 040110180 (поступление) и 040120241 (выбытие). При этом в Справках (ф. 0503125) и Справках (ф.0503725) данные операции не подлежат отражению, так как консолидация бюджетной отчетности получателей бюджетных средств и бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений в настоящее время не предусмотрена.

Отражение в учете передачи НФА

Согласно пункту 276 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н, счет 30404 «Внутриведомственные расчеты» предназначен только «для учета расчетов между главным распорядителем, распорядителями и получателями бюджетных средств, находящимися в их ведении (главным администратором источников финансирования дефицита бюджета, администраторами источников финансирования дефицита бюджета; главным администратором доходов бюджета, администраторами доходов бюджета, а также для расчетов между головным учреждением и его обособленными структурными подразделениями по поступлению и выбытию нефинансовых, финансовых активов и обязательств между ними».

Бюджетными и автономными учреждениями счет 030404000 «Внутриведомственные расчеты» применяется только для отражения расчетов между головным учреждением и его обособленными подразделениями (филиалами) (п. 141 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, п. 169 Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н).

Таким образом, с 1 января 2011 года (с даты вступления в действие Единого плана счетов бухгалтерского учета) счет 030404000 не применяется для отражения расчетов по передачам финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Согласно Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н, в новой редакции:

— «принятие к бухгалтерскому учету объектов основных средств по первоначальной стоимости, сформированной при безвозмездном получении отражается на основании первичных учетных документов: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001) (не оформляется на объекты библиотечного фонда), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением в установленных законодательством Российской Федерации случаях документов о государственной регистрации прав на недвижимость или их копий, заверенных в установленном порядке:

при закреплении права оперативного управления, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе при реорганизации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 «Основные средства» (410111310-410113310, 410115310, 410118310, 410121310-410128310, 410131310-410138310) и кредиту счета 440110180 „Прочие доходы»;

в иных случаях от резидентов Российской Федерации и физических лиц нерезидентов Российской Федерации — по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 210100000 „Основные средства» (210111310-210113310, 210115310, 210118310, 210121310-210128310, 210131310-210138310) и кредиту счета 240110180 „Прочие доходы»» (п. 9);

— «передача в соответствии с законодательством Российской Федерации объекта основных средств безвозмездно отражается на основании: Акта о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306001), Акта о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (ф. 0306031), Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), с приложением документов о государственной регистрации прекращения права на оперативное управление недвижимостью или их заверенных копий в случаях, установленных законодательством Российской Федерации:

при передаче органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятия из оперативного управления) — по дебету счета 040120241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010100000 „Основные средства» (010111410-010113410, 010115410, 010118410, 010121410-010128410, 010131410-010138410, 010141410-010148410) — по балансовой стоимости объекта учета» (п. 12);

— «…по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 010400000 «Амортизация» (010411410-010413410, 010415410, 010418410, 010421410-010428410, 010429420, 010431410-010438410, 010439420) и кредиту счета 040101241 „Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям…»» (п. 28).

Аналогичные положения содержатся в Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н, а также в Инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 16.12.2010 № 183н.

Таким образом, любая передача финансовых и нефинансовых активов между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными, отражается с применением счетов 0 401 20 241 (при выбытии) и 0 401 10 180 (при поступлении).

При этом независимо от того, что амортизация по нефинансовому активу начислена полностью, передается балансовая стоимость объекта и сумма накопленной по нему амортизации.

Отражение движения НФА между учреждениями в «1С:Бухгалтерии государственного учреждения 8»

В программе «1С:Бухгалтерия государственного учреждения 8» операции по движению нефинансовых активов между государственными (муниципальными) учреждениями оформляются следующими документами:

— Безвозмездное поступление ОС и НМА, операции: Безвозмездное получение ОС (прочее) (106.х1 — 401.10.180), Безвозмездное получение ОС (прочее) (101.хх — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (106.х2 — 401.10.180), Безвозмездное получение НМА (прочее) (102 — 401.10.180);

— Списание инвентарного объекта (безвозмездная передача), операции: ОС: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 101.ХХ), НМА: безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 102.01);

— Списание хоз.инвентаря, операция Безвозмездная передача организациям (401.20.240);

— Списание библиотечного фонда, операция Передано безвозмездно организациям (401.20.240);

— Передача капитальных вложений (Списание ОС со склада заказчика), операции: Выбытие ОС по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х1), Выбытие НМА по безвозмездной передаче (401.20 — 106.х2);

— Поступление материалов прочее, операция Безвозмездное получение (прочее) (10Х — 401.10.180);

— Передача материалов на сторону, операции: Безвозмездная передача организациям (401.20.240 — 105.00), Безвозмездная передача организациям вложений (401.20.240 — 106.хП).

При проведении документов будут сформированы бухгалтерские записи:

— при поступлении

Дебет 0.101.00.300 Кредит 0.401.10.180 Дебет 0.401.10.180 Кредит 0.104.00.400

— при выбытии

Дебет 0.401.20.241 Кредит 0.101.00.400 Дебет 0.104.00.400 Кредит 0.401.20.241

Отражение передачи имущества в Справках ф. 0503725, ф. 0503125

Нормативными документами не предусмотрено составление единой консолидированной отчетности учреждений всех типов — казенных, бюджетных и автономных. Отдельно консолидируется бюджетная отчетность участников бюджетного процесса, отдельно бухгалтерская отчетность бюджетных и автономных учреждений.

Справка по консолидируемым расчетам учреждения (ф. 0503725) формируется только головным учреждением и его обособленными подразделениями для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании головным учреждением консолидированной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления, представления годовой, квартальной бухгалтерской отчетности государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений, утв. приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н).

Справка по консолидируемым расчетам (ф. 0503125), далее — Справка (ф. 0503125), формируется получателем бюджетных средств, администратором источников финансирования дефицита бюджета, администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании главным распорядителем, распорядителем бюджетных средств, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, источников финансирования дефицита бюджета, главным администратором, администратором, осуществляющим отдельные полномочия главного администратора, доходов бюджета, финансовым органом, консолидированных форм бюджетной отчетности (п. 23 Инструкции о порядке составления и представления… отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н).

Соответственно, указанные Справки по консолидируемым расчетам не составляются по передачам финансовых активов и НФА между учреждениями разных типов, а также между учреждениями — получателями субсидий, бюджетными и автономными.

Может ли государственное бюджетное учреждение передать медицинские расходные материалы (счет бухгалтерского учета 105 36, без срока годности), приобретенные за счет средств от предпринимательской деятельности, другому учреждению госсектора (государственному, муниципальному), нуждающемуся в данных материалах? Нужно ли согласовывать передачу с учредителем? Какие бухгалтерские проводки нужно сделать при безвозмездной передаче расходных материалов?
Какие первичные документы необходимо оформить?

19 декабря 2017

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Безвозмездная передача бюджетным учреждением медицинских расходных материалов — иного движимого имущества, государственному (муниципальному) учреждению может оформляться договором дарения и осуществляется с разрешения собственника имущества. В бухгалтерском учете безвозмездная передача расходных материалов, приобретенных за счет средств от предпринимательской деятельности, отражается с применением счета 2 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям».
При оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи материальных запасов, используется Извещение (ф. 0504805), к которому прилагаются документы, подтверждающие факт приемки-передачи объектов учета. В случае с безвозмездной передачей материальных запасов таким документом может быть Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205) или Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101), если учреждение установит его применение для оформления безвозмездной передачи в рамках формирования учетной политики.

Обоснование вывода:
Имущество государственных учреждений: закрепленное собственником либо приобретенное учреждением самостоятельно по сделкам или иным предусмотренным законом основаниям, а также плоды, продукция и доходы от использования имущества находится у таких учреждений на праве оперативного управления (п. 1 ст. 296, ст. 299 ГК РФ).
Указанные в вопросе материальные запасы относятся к движимому имуществу учреждения, то есть такие объекты также находятся в оперативном управлении государственного учреждения.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом (п. 3 ст. 298 ГК РФ, п. 10 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ, далее — Закон N 7-ФЗ).
Безвозмездная передача кому-либо вещи или имущественного права признается дарением и оформляется соответствующим договором (ст. 572 ГК РФ). Дарение регулируется положениями главы 32 ГК РФ.
Пунктом 1 ст. 576 ГК РФ предусмотрено, что учреждение, которому вещь принадлежит на праве оперативного управления, вправе подарить ее только с согласия собственника, если иное не установлено законом (это ограничение не распространяется на обычные подарки небольшой стоимости). По своему характеру указанная норма п. 1 ст. 576 ГК РФ является специальной по отношению к положениям п. 3 ст. 298 ГК РФ и п. 10 ст. 9.2 Закона N 7-ФЗ, так как последние направлены на общее регулирование отношений, связанных с распоряжением имуществом, закрепленным за учреждением на праве оперативного управления, а п. 1 ст. 576 ГК РФ — на регулирование отношений по распоряжению имуществом лишь одним из возможных способов — посредством дарения. Иными словами, независимо от того, является ли предметом дарения особо ценное или иное движимое имущество, передать такое имущество в дар возможно исключительно с согласия собственника.
Передача материальных запасов государственному (муниципальному) учреждению отражается на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу (получение) материальных ценностей и Извещения (ф. 0504805): по дебету счета 2 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» и кредиту счета 2 105 36 440 «Материальные запасы» (абзац десятый п. 37 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 N 174н).
В качестве первичного документа, которым оформляется безвозмездная передача материальных запасов от одного учреждения другому, может быть использована Накладная на отпуск материалов (материальных ценностей) на сторону (ф. 0504205). Кроме того, согласно Приложению N 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 N 52н учреждение вправе в рамках формирования учетной политики установить порядок применения Акта о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101) при безвозмездной передаче объектов нефинансовых активов (в частности материальных запасов).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Ответ прошел контроль качества

КОСГУ и проводки при безвозмездных передачах: правила, исключения, нюансы

joruba75 / .com

Без преувеличения можно сказать, что с операциями по безвозмездной передаче или получению активов и обязательств сталкивался каждый бухгалтер бюджетной сферы. Ведь к числу таких операций, в частности, относятся:

  • обеспечение органом-учредителем своих учреждений имуществом;
  • передача НФА между учреждениями одной или разной подведомственности;
  • передача НФА другим организациям и физлицам;
  • межбюджетные передачи имущества и денежных средств;
  • передача дебиторской/ кредиторской задолженности при реорганизации учреждений, и др.

Нередки и сложности с отражением таких операций в учете.

Мы поможем вам разобраться в нюансах применения КОСГУ, бухгалтерских проводок и кодов для 1-17 разрядов номеров счетов.

При отражении операций по безвозмездной передаче и получению активов и обязательств применяются разные счета учета и КОСГУ — в зависимости от:

  • вида передаваемых объектов: финансовые активы, НФА, обязательства;
  • типа передачи: текущего или капитального характера;
  • подведомственности и уровня бюджета: внутриведомственные, внутрибюджетные, межбюджетные, между обособленными подразделениями и/ или головной организацией ;
  • статуса передающей/ принимающей стороны: ПБС, АУ, БУ, организации, не относящиеся к сектору госуправления, физические лица.

Общее правило применения КОСГУ при безвозмездных передачах НФА:

  • при получении имущества — коды статьи 190 «Безвозмездные неденежные поступления в сектор государственного управления»;
  • при передаче:
  • в рамках одного публично-правового образования — коды статей 240 «Безвозмездные перечисления текущего характера…» и 280 «Безвозмездные перечисления капитального характера…»,
  • учреждениям другого ППО — подстатью 251 «Перечисления другим бюджетам…».

Текущего характера

Капитального характера

Передача/ получение нефинансовых активов

Учреждения в рамках одного публично-правового образования/ один уровень бюджета

Передача

Получение

Учреждения в разных публично-правовых образованиях / бюджеты разных уровней

Передача

Получение

Другие контрагенты/ НЕ сектор госуправления

Передача

24Х

28Х

Получение

192, 193, 194

196, 197, 198

Однако из любого правила всегда есть исключения, и на них стоит обратить особое внимание:

1. Отличный от вышеизложенного порядок применения КОСГУ используется при отражении межбюджетных трансфертов:

  • при получении денежных средств: — коды статьи 250 «Безвозмездные перечисления бюджетам»;
  • при передаче — коды статей 150 «Безвозмездные денежные поступления текущего характера» и 160 «Безвозмездные денежные поступления капитального характера».

2. Получение денежных документов принимающая сторона должна показать по КОСГУ 189 . Для передающей стороны здесь исключений нет — это текущая передача, значит, отражается по КОСГУ 241 — при передаче внутри одного бюджета, либо по КОСГУ 251 — при межбюджетной передаче.

3. Безвозмездные передачи и поступления в учете отражаются в корреспонденции со счетами 0 401 20 000 и 0 401 10 000соответственно. И здесь есть исключение: безвозмездные передачи НФА между ПБС, подведомственными одному учредителю, или так называемые внутриведомственные передачи отражаются с применением счета 1 304 04 000″Внутриведомственные расчеты».

Кроме того, есть ряд нюансов, связанных с формированием 1-17 разрядов номеров счетов.:

1. В частности, для ПБС специальная норма Порядка N 132н указывает при безвозмездных поступлениях НФА использовать код вида доходов бюджетов 000 2 07 00000 00 0000 000 «Прочие безвозмездные поступления». В то же время при межбюджетных безвозмездных передачах применяются статьи и подстатьи доходов кода вида доходов бюджетов 000 2 02 00000 00 0000 000 «Безвозмездные поступления от других бюджетов…». Поэтому применение КБК следует согласовать с финорганом.

2. Безвозмездное получение НФА — это неденежные поступления, для них с 2019 года введена новая статья КОСГУ 190. Но аналитическая группа подвида доходов предусматривает код только для денежных безвозмездных поступлений — статья 150. Так можно ли ее применять с подстатьями кода КОСГУ 190? Сопоставительная таблица АнКВД и КОСГУ такой увязки не содержит, что вполне объясняется целью ее составления — она нужна для корректного применения КБК при исполнении бюджета по доходам. До уточнения Инструкций по ведению учета возможно указание в 15-17 разрядах номера счета нулей. По сути, такой подход соответствует позиции Минфина в отношении подстатьи КОСГУ 189, применявшейся для отражения подобных операций в 2018 году.

В помощь вам мы подготовили подробные аналитические таблицы по применяемым корреспонденциям, включая КОСГУ, и формированию 1-17 разрядов номеров счетов при безвозмездных передачах:

1. Внутриведомственная передача. Передача между обособленными подразделениями, головным учреждением

2. Передача между ПБС внутри публично-правового образования

3. Передача между ПБС разных ППО

4. Передача от ПБС бюджетному/ автономному учреждению одного уровня бюджета

5. Передача от ПБС бюджетному/ автономному учреждению разных ППО

6. Передача от БУ/АУ получателю бюджетных средств одного уровня бюджета

7. Передача от БУ/АУ получателю бюджетных средств разных ППО

8. Передача между БУ/АУ одного уровня бюджета

9. Передача между БУ/АУ разных ППО

10. Передача нефинансовых активов от организаций сектора госуправления унитарным предприятиям

11. Получение нефинансовых активов организациями сектора госуправления от организаций НЕ сектора госуправления

12. Передача нефинансовых активов от организаций сектора госуправления физлицам

По какой статье затрат КОСГУ отражать безвозмездную передачу имущества?

Цитата (Инструкция 174н): передача материальных запасов в рамках расчетов между головным учреждением, обособленными подразделениями (филиалами) отражается на основании первичных учетных документов (товарно-сопроводительных документов, иных первичных учетных документов, подтверждающих передачу (получение) материальных ценностей и Извещения (ф.0504805): по дебету счета 030404340 «Внутриведомственные расчеты по приобретению материальных запасов» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы»;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 8 мая 2018 года приказом Минфина России от 31 марта 2018 года N 66н, применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2018 года.
передача материальных запасов органу власти, государственному (муниципальному) учреждению, в том числе при прекращении права оперативного управления (изъятии из оперативного управления) отражается на основании первичных учетных документов, подтверждающих передачу (получение) материальных ценностей и Извещения (ф.0504805), по дебету счета 040120241 «Расходы по безвозмездным перечислениям государственным (муниципальным) бюджетным и автономным учреждениям»;
(Абзац в редакции, введенной в действие с 10 февраля 2019 года приказом Минфина России от 28 декабря 2018 года N 299н, применяется при формировании учетной политики и показателей бухгалтерского учета, начиная с 2019 года.
безвозмездная передача материальных запасов в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счетов 240120240 «Расходы на безвозмездные перечисления организациям текущего характера», 240120250 «Расходы на безвозмездные перечисления бюджетам» и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 010500000 «Материальные запасы»;

Безвозмездное получение и передача имущества в бюджетных учреждениях

В деятельности бюджетных учреждений нередки случаи безвозмездного получения и передачи имущества. У бухгалтера возникают вопросы: как оценить имущество и отразить операции в бюджетном учете? Их мы и рассмотрим в статье.

Порядок отражения в бюджетном учете операций по безвозмездному получению и передаче нефинансовых активов определен Инструкцией, утвержденной Приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. N 25н (далее — Инструкция N 25н).

Получение нефинансовых активов

Имущество в учреждение безвозмездно может поступить от следующих источников:

  • от учреждения, подведомственного тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств;
  • от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств бюджета одного уровня, а также от государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • от учреждения, финансируемого из бюджета другого уровня;
  • от иных юридических и физических лиц.

Срок полезного использования объектов нефинансовых активов, полученных безвозмездно, определяется:

  • для имущества, полученного от учреждений, состоящих на бюджетах бюджетной системы РФ, и от государственных и муниципальных унитарных предприятий, — с учетом сроков фактической эксплуатации и ранее начисленной суммы амортизации;
  • для имущества, полученного от иных юридических и физических лиц, — исходя из рыночной стоимости объекта и сроков эксплуатации, установленных комиссией учреждения.

Основные средства, нематериальные и непроизведенные активы

Безвозмездное получение объектов нефинансовых активов от всех источников, кроме иных юридических и физических лиц, осуществляется по балансовой стоимости объекта с одновременным отражением суммы, начисленной передающей стороной на объект амортизации.

В зависимости от источника безвозмездного поступления имущества делаются следующие записи:

  • в случае получения имущества от учреждения, подведомственного тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, что и получатель данного имущества:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов»)

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов»)

Кредит 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

  • отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 — 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 — 0 103 03 330)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принято к учету полученное имущество;
  • в случае получения имущества от учреждения, подведомственного другому главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств бюджета одного уровня, а также от государственных и муниципальных унитарных предприятий:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 0 401 01 180

«Прочие доходы»

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

  • отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 — 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 — 0 103 03 330)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принято к учету полученное имущество;
  • в случае получения имущества от учреждения, финансируемого из бюджета другого уровня:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 0 401 01 151

«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 401 01 151

«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

  • отражена ранее начисленная амортизация;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 — 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 — 0 103 03 330)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принято к учету полученное имущество.

Безвозмездное получение объектов основных средств от иных юридических и физических лиц производится по рыночной стоимости и отражается следующими записями:

Дебет 0 106 00 000 (0 106 01 310, 0 106 02 320, 0 106 03 330)

«Вложения в нефинансовые активы» («Увеличение капитальных вложений в основные средства», «Увеличение капитальных вложений в нематериальные активы», «Увеличение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

Кредит 0 401 01 180

«Прочие доходы»

  • получено безвозмездно имущество;

Дебет 0 101 00 000 (0 101 01 310 — 0 101 09 310), 0 102 00 000 (0 102 01 320), 0 103 00 000 (0 103 01 330 — 0 103 03 330)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

Кредит 1 106 00 000 (1 106 01 410, 1 106 02 420, 1 106 03 430)

«Вложения в нефинансовые активы» («Уменьшение капитальных вложений в основные средства», «Уменьшение капитальных вложений в нематериальные активы», «Уменьшение капитальных вложений в непроизведенные активы»)

  • принято к учету полученное имущество по текущей рыночной стоимости.

Инструкцией N 25н под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть получена в результате продажи указанных активов на дату принятия к бухгалтерскому учету. Из арбитражной практики следует, что для получения информации о рыночных ценах можно использовать <*>:

  • данные, опубликованные в официальных изданиях;
  • сведения Госкомстата об уровне цен;
  • данные о ценах на идентичную продукцию;
  • заключения независимых оценщиков (экспертов).

<*> Постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 17 июля 2007 г. N Ф04-4809/2007(36308-А46-19), от 24 мая 2007 г. N Ф04-3145/2007(34398-А27-31); Постановления ФАС Московского округа от 6 ноября 2007 г. N КА-А40/11420-07, от 1 ноября 2006 г., 3 ноября 2006 г. N КА-А40/10623-06; Постановления ФАС Поволжского округа от 27 ноября 2007 г. по делу N А65-24906/2006-СА2-8, от 27 ноября 2007 г. по делу N А65-10716/2006-СА2-22, от 31 июля 2007 г. по делу N А55-16334/2006; Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27 ноября 2007 г. N А42-2903/2006.

Материальные запасы

Безвозмездное поступление материальных запасов от учреждений, подведомственных разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета (а также от государственных и муниципальных организаций), между учреждениями разных уровней бюджетов, а также между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, осуществляется по фактической стоимости с учетом сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования. Фактическая стоимость материальных запасов, полученных учреждением по договору дарения, определяется исходя из их текущей рыночной стоимости на дату принятия к бухгалтерскому учету, а также сумм, уплачиваемых учреждением за доставку материальных запасов и приведение их в состояние, пригодное для использования.

В зависимости от источников поступления материальных запасов безвозмездное поступление отражается следующими записями:

  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджетов:

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 304 04 340

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»

  • поступление материальных запасов в рамках одного договора;

Дебет 0 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит 0 304 04 340

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»

  • формирование фактической стоимости материальных запасов в рамках нескольких договоров;

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 106 04 440

«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

  • оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их безвозмездном получении в рамках нескольких договоров;
  • в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) средств бюджетов одного уровня, от государственных и муниципальных организаций:

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 401 01 180

«Прочие доходы»

  • поступление материальных запасов в рамках одного договора;

Дебет 0 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит 0 401 01 180

«Прочие доходы»

  • формирование фактической стоимости материальных запасов в рамках нескольких договоров;

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 106 04 440

«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

  • оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их безвозмездном получении в рамках нескольких договоров;
  • в рамках движения объектов между учреждениями бюджетов разных уровней:

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 401 01 151

«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

  • поступление материальных запасов в рамках одного договора;

Дебет 0 106 04 340

«Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

Кредит 0 401 01 151

«Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации»

  • формирование фактической стоимости материальных запасов в рамках нескольких договоров;

Дебет 0 105 00 000 (0 105 01 340 — 0 105 06 340)

«Материальные запасы»

Кредит 0 106 04 440

«Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)»

  • оприходование материальных запасов на основании фактической стоимости, сформированной при их безвозмездном получении в рамках нескольких договоров.

Передача нефинансовых активов

Отражение в бюджетном учете операций по безвозмездной передаче нефинансовых активов также зависит от принадлежности получателя передаваемого имущества к уровню бюджета или от того, является ли он иным юридическим лицом.

В случае безвозмездной передачи объектов основных средств учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями разных уровней бюджетов и между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) средств бюджета, а также государственным и муниципальным организациям, их стоимость определяется как балансовая, но при этом одновременно передается и сумма начисленной амортизации.

В Инструкции N 25н не уточнено, по какой стоимости следует безвозмездно передавать нематериальные активы. Известно, что на нематериальные активы, как и на основные средства, начисляется амортизация. Однако в соответствии с п. 45 Инструкции N 25н, который устанавливает методику списания ранее начисленной амортизации при безвозмездной передаче нефинансовых активов, они должны передаваться одновременно с начисленной амортизацией.

В зависимости от получателя передаваемого имущества делаются следующие записи:

  • при передаче имущества учреждению, подведомственному тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, что и передающее учреждение:

Дебет 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320, 0 304 04 330)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению непроизведенных активов»)

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 — 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 — 0 103 03 430)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

  • отражена безвозмездная передача имущества;

Дебет 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

Кредит 0 304 04 000 (0 304 04 310, 0 304 04 320)

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств» («Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению основных средств», «Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению нематериальных активов»)

  • отражена передача начисленной амортизации;
  • при передаче имущества учреждению, финансируемому из бюджета другого уровня:

Дебет 0 401 01 251

«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 — 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 — 0 103 03 430)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

  • отражена безвозмездная передача имущества;

Дебет 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

Кредит 0 401 01 251

«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

  • отражена передача начисленной амортизации;
  • при передаче имущества государственным и муниципальным унитарным предприятиям:

Дебет 0 401 01 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 — 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 — 0 103 03 430)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

  • отражена безвозмездная передача имущества;

Дебет 0 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

Кредит 0 401 01 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»

  • отражена передача начисленной амортизации;
  • при передаче имущества негосударственным организациям:

Дебет 0 401 01 242

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

Кредит 0 101 00 000 (0 101 01 410 — 0 101 09 410), 0 102 00 000 (0 102 01 420), 0 103 00 000 (0 103 01 430 — 0 103 03 430)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы»

  • отражена безвозмездная передача имущества.

При передаче нефинансовых активов негосударственным организациям ранее начисленная амортизация списывается на уменьшение их первоначальной стоимости. Таким образом, указанное имущество передается по остаточной стоимости.

При передаче материальных запасов в бюджетном учете учреждения делаются следующие записи:

  • при передаче имущества учреждению, подведомственному тому же главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, что и передающее учреждение:

Дебет 0 304 04 340

«Внутренние расчеты между главными распорядителями (распорядителями) и получателями средств по приобретению материальных запасов»

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 — 0 105 06 440)

«Материальные запасы»

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов;
  • при передаче имущества учреждению, финансируемому из бюджета другого уровня:

Дебет 0 401 01 251

«Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации»

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 — 0 105 06 440)

«Материальные запасы»

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов;
  • при передаче имущества государственным и муниципальным унитарным предприятиям:

Дебет 0 401 01 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 — 0 105 06 440)

«Материальные запасы»

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов;
  • при передаче имущества негосударственным организациям:

Дебет 0 401 01 242

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления организациям, за исключением государственных и муниципальных организаций»

Кредит 0 105 00 000 (0 105 01 440 — 0 105 06 440)

«Материальные запасы»

  • отражена безвозмездная передача материальных запасов.

Перевод нефинансовых активов

Нефинансовые активы, полученные учреждениями безвозмездно от юридических и физических лиц и используемые в бюджетной деятельности, могут быть переведены с внебюджетной деятельности на бюджетную. Порядок такого перевода разъяснен в Письме Минфина России от 25 мая 2006 г. N 02-14-10а/1354.

Решение по переводу нефинансовых активов с внебюджетной деятельности на бюджетную принимает главный распорядитель бюджетных средств.

Операции по переводу нефинансовых активов оформляются следующими бухгалтерскими записями:

  • в части изменения остатков нефинансовых активов в межотчетный период:

Дебет 2 401 03 000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит 2 101 00 000 (2 101 01 410 — 2 101 09 410), 2 102 00 000 (2 102 01 420), 2 103 00 000 (2 103 01 430 — 2 103 03 430), 2 105 00 000 (2 105 01 440 — 2105 06 440)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы», «Материальные запасы»;

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы», «Материальные запасы»

Кредит 1 401 03 000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

  • суммы начисленной ранее амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов:

Дебет 2 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

Кредит 2 401 03 000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»;

Дебет 1 401 03 000

«Финансовый результат прошлых отчетных периодов»

Кредит 1 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»;

  • в части отражения оборотов по нефинансовым активам текущего отчетного года:

Дебет 2 401 01 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»

Кредит 2 101 00 000 (2 101 01 410 — 2 101 09 410), 2 102 00 000 (2 102 01 420), 2 103 00 000 (2 103 01 430 — 2 103 03 430), 2 105 00 000 (2 105 01 440 — 2 105 06 440)

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы», «Материальные запасы»;

«Основные средства», «Нематериальные активы», «Непроизведенные активы», «Материальные запасы»

Кредит 1 401 01 180

«Прочие доходы»;

  • на суммы начисленной ранее амортизации на объекты основных средств и нематериальных активов:

Дебет 2 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация»

Кредит 2 401 01 241

«Расходы на безвозмездные и безвозвратные перечисления государственным и муниципальным организациям»;

Дебет 1 401 01 180

«Прочие доходы»

Кредит 1 104 00 000 (0 104 01 410 — 0 104 07 410, 0 104 08 420)

«Амортизация».

Налоговый учет Налог на прибыль

Нужно ли включать в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль полученное безвозмездно в рамках бюджетной деятельности имущество? Доходы, которые не учитываются при определении облагаемой прибыли, перечислены в ст. 251 Налогового кодекса. К безвозмездной передаче в рамках одного уровня бюджета можно применить пп. 7 п. 2 ст. 251 Налогового кодекса, в соответствии с которым не включаются в налогооблагаемую базу целевые поступления от собственников учреждений, если они использованы по назначению.

Теперь об имуществе, полученном по межбюджетной передаче. Согласно определению, данному в Бюджетном кодексе, бюджетная система — совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Это означает, что любой уровень бюджета является частью государственного устройства, или государства, а следовательно, собственник учреждений, финансируемых из различных уровней бюджета, один — государство. Таким образом, и в случае межбюджетной передачи имущество будет получено от собственника учреждения.

Кроме безвозмездной передачи (получения) от учреждений бюджетной системы РФ, государственных и муниципальных учреждений получение нефинансовых активов безвозмездно может происходить по договору дарения. По договору дарения учреждение может получить имущество от физических или юридических лиц. В соответствии со ст. 572 Гражданского кодекса по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь либо имущественное право в собственность. При получении имущества безвозмездно следует иметь в виду, что от налогообложения прибыли освобождаются целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности только в форме пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом (пп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ). Поэтому следует разграничивать понятия пожертвования и дарения.

Пожертвованием признается дарение вещи или права в общеполезных целях (п. 1 ст. 582 ГК РФ). Пожертвования могут осуществляться гражданам, лечебным, воспитательным учреждениям, учреждениям социальной защиты и другим аналогичным организациям, благотворительным, научным и учебным учреждениям, фондам, музеям и другим учреждениям культуры, общественным и религиозным организациям, а также государству и другим субъектам гражданского права, указанным в ст. 124 Гражданского кодекса.

Если имущество получено не по договору пожертвования, а по договору дарения (безвозмездно), то для целей налогообложения прибыли его рыночная стоимость включается в состав внереализационных доходов единовременно в момент фактического получения имущества (пп. 1 п. 4 ст. 271 НК РФ).

Основное средство, полученное налогоплательщиком безвозмездно и соответствующее критериям, установленным п. 1 ст. 256 Налогового кодекса, является амортизируемым имуществом. Стоимость такого имущества устанавливается в соответствии с п. 8 ст. 250 Налогового кодекса, согласно которому при получении имущества (работ, услуг) безвозмездно оценка доходов осуществляется исходя из рыночных цен, определяемых с учетом положений ст. 40 Налогового кодекса, но не ниже остаточной стоимости, определяемой в соответствии с гл. 25 Налогового кодекса, — по амортизируемому имуществу и не ниже затрат на производство (приобретение) — по иному имуществу (выполненным работам, оказанным услугам). Информация о ценах должна быть подтверждена налогоплательщиком — получателем имущества (работ, услуг) документально или путем проведения независимой оценки (Письмо Минфина России от 31 мая 2007 г. N 03-03-06/1/350).

Как начисляется амортизация в налоговом учете по имуществу, полученному по договору дарения? Начислять амортизацию в налоговом учете следует только в том случае, если стоимость имущества включена во внереализационный доход. Если учреждение решило, что имущество получено в рамках целевого поступления и не включило его стоимость в налогооблагаемый доход, то амортизационные отчисления не должны производиться, поскольку в налоговом учете стоимость такого имущества равна нулю.

Если имущество, полученное бюджетным учреждением по договору дарения (пожертвования), соответствует требованиям п. 1 ст. 256 Налогового кодекса, то на него начисляется амортизация.

НДС

При безвозмездной передаче основных средств не облагается НДС передача на безвозмездной основе объектов основных средств органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям (пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ). В иных случаях, когда основные средства передаются безвозмездно, НДС придется заплатить.

А.А.Комлева

Редактор-эксперт

журнала «Бюджетный учет»

Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно1. При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.

Правовые положения

Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).

В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней2. То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:

– земельные участки и участки недр;

– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).

Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.

Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче

В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:

Номер счета Наименование счета
0 101 10 000 Основные средства – недвижимое имущество учреждений
0 101 11 000 Жилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 12 000 Нежилые помещения – недвижимое имущество учреждений
0 101 13 000 Сооружения – недвижимое имущество учреждений

Передача (получение) объектов государственного (муниципального) имущества (в том числе недвижимого) осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета с одновременной передачей (принятием к учету) суммы ранее начисленной на этот объект амортизации (в случае ее наличия) (п. 29 Инструкции № 157н3).

Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).

Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.

Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.

В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:

– КРБ <1> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;

– КРБ <2> – код доходов по бюджетной классификации РФ

XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;

– КРБ <3> – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.

Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.

Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов

Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).

С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.

Пример 1

Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Внутриведомственная передача нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <1> 1 101 12 410 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 12 410 КРБ <1> 1 304 04 310 400 000

В учете принимающей стороны

Внутриведомственное получение нежилого здания*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <1> 1 304 04 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 304 04 310 КРБ <3> 1 107 11 410 400 000
Одновременно нежилое здание ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)** 01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-

ствляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.

2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету нежилого здания, полученного в рамках внутриведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 12 310 КРБ <3> 1 107 11 310 1 200 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 12 410 400 000
Одновременно нежилое здание списывается с забалансового учета 01 1 200 000
Начисление амортизации за время учета нежилого здания на забалансовом учете**

(1 200 000 руб. / 360 х 3)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 12 410 10 000

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.

Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов

В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.

Пример 2

Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования

10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.

Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.

1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:

Дебет Кредит Сумма, руб.

В учете передающей стороны

Межведомственная передача сооружения*:
– балансовая стоимость; КРБ <1> 1 401 20 241 КРБ <1> 1 101 13 410 330 000
– начисленная амортизация КРБ <1> 1 104 13 410 КРБ <1> 1 401 20 241 165 000

В учете принимающей стороны

Межведомственное полу-

чение сооружения*:

– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 107 11 310 КРБ <2> 1 401 10 180 330 000
– начисленная амортизация КРБ <2> 1 401 10 180 КРБ <3> 1 107 11 410 165 000
Одновременно сооруже-

ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**

01 1 200 000

* Проводка оформляется на основании следующих документов (Письмо № 02-06-07/733):

– Извещения (ф. 0504833);

– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;

– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.

** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.

2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:

Дебет Кредит Сумма, руб.
Принятие к учету сооружения, полученного в рамках межведомственных расчетов, по факту государственной регистрации прав*:
– балансовая стоимость; КРБ <3> 1 101 13 310 КРБ <3> 1 107 11 310 330 000
– начисленная амортизация КРБ <3> 1 107 11 410 КРБ <3> 1 104 13 410 165 000
Одновременно сооружение списывается с забалансового учета 01 330 000
Начисление амортизации за время учета сооружения на забалансовом учете**

(330 000 руб. / 120 х 1)

КРБ <3> 1 401 20 271 КРБ <3> 1 104 13 410 2 750

* Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833) с приложением документа, подтверждающего государственную регистрацию права на оперативное управление у принимающей стороны.

** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.

Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов

Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).

В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.

Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ <2>, который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код

ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».

* * *

В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).

_________________________________

  1. Понятие приведено из «Современного экономического словаря» (ИНФРА-М, 2006).
  2. Таким органом является Росреестр и его территориальные органы (п. 1 Положения о Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.06.2009 № 457).
  3. Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

>Передача ранее начисленной амортизации при безвозмездной передаче особо ценного имущества от одной организации другой> Вопрос

Как правильно отразить в бухучете ранее начисленную амортизацию при безвозмездной передаче особо ценного имущества от одной бюджетной организации другой бюджетной организации?

Ответ

Передачу ранее начисленной амортизации отразите проводкой, на основании акта приёма-передачи (ф. 0504101):

Дебет 0 104 2Х 410 Кредит 0 401 20 241

Более подробно о безвозмездной передаче имущества читайте в рекомендации, приведённой ниже.

Обоснование

Как оформить и учесть безвозмездную передачу основных средств

Основные средства признают безвозмездно переданными, когда у получателя не возникает обязанности оплатить их или вернуть обратно (п. 1 ст. 572 ГК РФ).

Документальное оформление

При безвозмездной передаче основных средств коммерческой (некоммерческой) организации нужно заключить договор дарения. Если сумма сделки превышает 3000 руб., оформите письменный договор. Если не превышает, договор может быть заключен устно. Такой порядок следует из статей 574–575 Гражданского кодекса.

При передаче основного средства заполните акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (ф. 0504101). Акт составьте и при передаче нескольких объектов основных средств. Подробнее о том, как применять акт, сказано в Методических указаниях, утвержденных приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н.

Шпаргалка: начисление амортизации в бюджетном учреждении в 2019 году

Основание, чтобы составить акт, – техническая документация на основное средство, а также данные бухучета. Например, обороты по счету 104.00 «Амортизация» позволят заполнить сведения о сумме начисленной амортизации. Акт оформите в двух экземплярах, один из которых передайте принимающей стороне. При составлении акта раздел 3 «Сведения о принятых объектах нефинансовых активов» не заполняйте. Его заполнит получатель при приеме в своем экземпляре акта. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как дарителем, так и одаряемым.

В акте по форме № 0504101 укажите:

 номер и дату составления акта;

 полное наименование объекта основных средств согласно технической документации;

 реестровый, заводской и присвоенный инвентарный номера объекта основных средств;

 фактический срок эксплуатации;

 сумму амортизации, начисленную до передачи объекта основных средств;

 срок полезного использования основного средства;

 сведения о содержании драгоценных металлов, камней и др.

Также акт должен содержать заключение постоянно действующей комиссии по поступлению и выбытию основных средств.

На основании акта (ф. 0504101) внесите сведения о выбытии основного средства в инвентарную карточку по форме № 0504031 (№ 0504032).

Такие правила следуют из части 3 статьи 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, реквизитов акта по форме № 0504101, утвержденной приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, и указаний к формам № 0504031, № 0504032, утвержденных этим приказом.

Если основное средство передаете безвозмездно госучреждениям, оформите извещение (ф. 0504805) в двух экземплярах: по одному для каждой из сторон (Методические указания, утвержденные приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н).

Если передаете основные средства, содержащие драгоценные металлы, составьте отчет. Его форма утверждена постановлением Росстата от 14.11.2007 № 88. В отчете укажите количество драгоценных металлов, которое передано вместе с основным средством.

Когда передаете недвижимость, зарегистрируйте в Росреестре прекращение (переход) права оперативного управления (п. 1 ст. 131 ГК).

Амортизация

Со следующего месяца после безвозмездной передачи основного средства прекратите начислять по нему амортизацию (п. 34 федерального стандарта «Основные средства», утвержденного приказом Минфина от 31.12.2016 № 257н, п. 86 Инструкции к Единому плану счетов № 157н).

Бухучет

Передаете основное средство безвозмездно – спишите его с баланса. В зависимости от того, кто получает объект, в проводках используйте счета:

Номер счета Кому передают
0.401.20.241 Государственным и муниципальным учреждениям одного уровня бюджета – межведомственная передача
0.401.20.242 Другим организациям, кроме государственных и муниципальных учреждений
0.401.20.251 Государственным и муниципальным учреждениям разных уровней бюджетов – межбюджетная передача
0.401.20.252 Наднациональным организациям и правительствам иностранных государств
0.401.20.253 Международным организациям
0.304.04.310 Другим учреждениям, которые подведомственны тому же учредителю, – внутриведомственная передача
Между головным учреждением и обособленными подразделениями

Такой порядок предусмотрен пунктом 12 Инструкции № 183н, пунктом 12 Инструкции № 174н, пунктом 10 Инструкции № 162н и подпунктами «г», «д» пункта 45 стандарта «Основные средства».

Записи на счетах делайте на основании:

 договора дарения;

 извещения (ф. 0504805);

 акта (ф. 0504101);

 документов, которые подтверждают расходы на передачу основного средства. Например, акт об оказании услуг транспортной компанией, которая перевозила объект, расчетная ведомость на выдачу зарплаты сотрудникам – упаковщикам передаваемого объекта и т. д.

При передаче недвижимости также нужен документ, который подтверждает, что право оперативного управления прекращено. Без него списать недвижимость с баланса нельзя.

Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ, пунктами 7, 36 Инструкции к Единому плану счетов № 157н, Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина от 30.03.2015 № 52н, и разъяснен в письме Минфина от 14.10.2015 № 02-07-10/58921.

Порядок учета операций по безвозмездной передаче основного средства зависит от типа учреждения.

В учете бюджетных учреждений:

При безвозмездной передаче основного средства в учете сделайте следующие проводки:

Дебет счета Кредит счета
1. Передача между головным учреждением, обособленным подразделением – на основании актов приемки-передачи и извещения (ф. 0504805):
– передана балансовая стоимость основного средства; 0.304.04.310 0.101.ХХ.410
– передана сумма ранее начисленной амортизации 0.104.ХХ.410 0.304.04.310
2. Передача госорганам, государственным и муниципальным организациям – на основании актов приемки-передачи и извещения (ф. 0504805):
– передана балансовая стоимость основного средства; 0.401.20.241 0.101.ХХ.410
– передана сумма ранее начисленной амортизации 0.104.ХХ.410 0.401.20.241
3. Передача коммерческим и некоммерческим организациям (кроме государственных и муниципальных) – на основании актов приемки-передачи:
– списана остаточная стоимость переданного основного средства; 2.401.20.242 2.101.3Х.410
– списана сумма ранее начисленной амортизации 2.104.3Х.410 2.101.3Х.410
4. Передача наднациональным организациям и правительствам иностранных государств – на основании актов приемки-передачи:
– списана остаточная стоимость переданного основного средства; 2.401.20.252 2.101.3Х.410
– списана сумма ранее начисленной амортизации 2.104.3Х.410 2.101.3Х.410
5. Передача объектов международным организациям – на основании актов приемки-передачи:
– списана остаточная стоимость переданного основного средства; 2.401.20.253 2.101.3Х.410
– списана сумма ранее начисленной амортизации 2.104.3Х.410 2.101.3Х.410

Х – соответствующий аналитический код вида синтетического счета.

ХХ – аналитический код группы и вида синтетического счета объекта учета.

Такой порядок предусмотрен пунктами 12, 28 Инструкции № 174н.

Внимание: если учреждение с согласия учредителя передает недвижимое и (или) особо ценное движимое имущество, в учете скорректируйте показатели счета 210.06 «Расчеты с учредителем».

Пример, как отразить в бухучете и налогах безвозмездную передачу объекта основных средств

Бюджетное учреждение «Альфа» в январе передало коммерческой организации оборудование, приобретенное за счет средств от платной деятельности. Это оборудование было учтено по стоимости без суммы налога.

По данным бухгалтерского и налогового учета:

 балансовая стоимость объекта – 150 000 руб.;

 амортизация за период использования объекта – 90 000 руб.

Для целей расчета НДС рыночная стоимость оборудования – 60 000 руб. Расходы, связанные с безвозмездной передачей, берет на себя организация-получатель.

При передаче объекта основных средств бухгалтер сделал такие проводки:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *