Содержание

Глава VII. Авиационный персонал

Файлы для скачивания:

Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 № 60-ФЗ, действующая редакция от 03.08.2018г., с последними изменениями и дополнениями, вступ. в силу с 14.08.2018г.

03.08.2018469.5 KB8 178

Глава VII. Авиационный персонал

Статья 52. Понятие авиационного персонала

1. К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют профессиональную подготовку, осуществляют деятельность по обеспечению безопасности полетов воздушных судов или авиационной безопасности, по организации, выполнению, обеспечению и обслуживанию воздушных перевозок и полетов воздушных судов, выполнению авиационных работ, организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения и включены в перечни специалистов авиационного персонала. Перечни специалистов авиационного персонала по видам авиации утверждаются уполномоченными органами, осуществляющими государственное регулирование деятельности соответственно в области гражданской авиации, государственной авиации и экспериментальной авиации.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

В целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускаются забастовки или иное прекращение работы (как средство разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.
(абзац введен Федеральным законом от 08.07.1999 № 150-ФЗ)

Абзац утратил силу. — Федеральный закон от 28.07.2012 № 129-ФЗ.

Требования к специалистам согласно перечням специалистов авиационного персонала устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(абзац введен Федеральным законом от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

2. Авиационный персонал включает в себя авиационный персонал гражданской авиации, авиационный персонал государственной авиации и авиационный персонал экспериментальной авиации.

3. На должности специалистов авиационного персонала, осуществляющих деятельность по организации использования воздушного пространства, организации и обслуживанию воздушного движения, принимаются граждане Российской Федерации.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления.
(п. 3 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 253-ФЗ)

3.1. Лица из числа специалистов авиационного персонала проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (в течение трудовой деятельности) медицинские осмотры, включающие в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов.

Порядок проведения предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров устанавливается уполномоченным органом в области гражданской авиации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

На должности специалистов авиационного персонала не принимаются лица, не прошедшие предварительного медицинского осмотра, а также лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.

Наряду с основаниями расторжения трудового договора по инициативе работодателя, установленными трудовым законодательством, трудовой договор с лицом из числа специалистов авиационного персонала может быть расторгнут в период, когда лицо считается подвергнутым наказанию за совершение административного правонарушения, связанного с потреблением наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, а также если указанное лицо не прошло в установленном порядке обязательный медицинский осмотр.
(п. 3.1 введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

4. На работу в службы авиационной безопасности не принимаются лица:

1) имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;

2) страдающие психическими заболеваниями, алкоголизмом, токсикоманией, наркоманией, до прекращения в отношении этих лиц диспансерного наблюдения в специализированной медицинской организации государственной или муниципальной системы здравоохранения в связи с выздоровлением или стойкой ремиссией;
(пп. 2 в ред. Федерального закона от 13.07.2015 № 230-ФЗ)

3) досрочно прекратившие полномочия по государственной должности или уволенные с государственной службы, в том числе из правоохранительных органов, из органов прокуратуры, судебных органов по основаниям, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации связаны с совершением дисциплинарного проступка, грубым или систематическим нарушением дисциплины, совершением проступка, порочащего честь государственного служащего, утратой доверия к нему, если после такого досрочного прекращения полномочий или такого увольнения прошло менее чем три года;

4) в отношении которых по результатам проверки, проведенной в соответствии с Федеральным законом «О полиции», имеется заключение органов внутренних дел о невозможности допуска этих лиц к осуществлению деятельности, связанной с объектами, представляющими повышенную опасность для жизни или здоровья человека, а также для окружающей среды;
(в ред. Федерального закона от 07.02.2011 № 4-ФЗ)

5) подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ, до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию.
(пп. 5 введен Федеральным законом от 13.07.2015 № 230-ФЗ)
(п. 4 введен Федеральным законом от 21.03.2005 № 20-ФЗ)

Статья 53. Допуск лиц из числа авиационного персонала к деятельности

1. К выполнению функций членов экипажа гражданского воздушного судна, за исключением сверхлегкого пилотируемого гражданского воздушного судна с массой конструкции 115 килограммов и менее, беспилотного гражданского воздушного судна с максимальной взлетной массой 30 килограммов и менее, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, а также функций по техническому обслуживанию воздушных судов, по диспетчерскому обслуживанию воздушного движения допускаются лица из числа специалистов авиационного персонала гражданской авиации, имеющие выданные уполномоченным органом в области гражданской авиации соответствующие свидетельства.
(в ред. Федеральных законов от 28.07.2012 № 129-ФЗ, от 30.12.2015 № 462-ФЗ, от 03.07.2016 № 291-ФЗ)

1.1. Правила проведения проверки соответствия лиц, претендующих на получение указанных в пункте 1 настоящей статьи свидетельств, требованиям федеральных авиационных правил, включающих в себя требования к подготовке авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, а также правила выдачи указанных свидетельств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 07.06.2013 № 124-ФЗ)

Требования, предъявляемые к оформлению и форме указанных свидетельств, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(п. 1.1 введен Федеральным законом от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

1.2. Допуск специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности осуществляется по результатам обязательной аттестации.

К выполнению функций членов экипажа экспериментального воздушного судна, парашютистов-испытателей, сотрудников по организации полетов, обеспечению полетов, управлению полетами экспериментальной авиации и техническому обслуживанию воздушных судов экспериментальной авиации допускаются лица из числа аттестованных специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации, имеющие соответствующие свидетельства, выданные в порядке, установленном федеральными авиационными правилами.

Формы указанных свидетельств и правила их заполнения утверждаются уполномоченным органом в области оборонной промышленности.

Порядок допуска специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации к деятельности устанавливается федеральными авиационными правилами.
(п. 1.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 291-ФЗ)

2. Государственный контроль за деятельностью авиационного персонала осуществляется уполномоченным органом в области гражданской авиации, уполномоченным органом в области использования воздушного пространства, уполномоченным органом в области обороны или уполномоченным органом в области оборонной промышленности.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 04.12.2007 № 332-ФЗ)

Статья 54. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

1. Утратил силу с 1 сентября 2013 года. — Федеральный закон от 02.07.2013 № 185-ФЗ.

2. Требования к образовательным организациям и организациям, осуществляющим обучение специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации, устанавливаются федеральными авиационными правилами.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2013 № 185-ФЗ)

3. Подготовка пилотов легких гражданских воздушных судов и пилотов сверхлегких гражданских воздушных судов авиации общего назначения может осуществляться в порядке индивидуальной подготовки у лица, имеющего указанное в пункте 1 статьи 53 настоящего Кодекса свидетельство с внесенной в него записью о праве проведения такой подготовки.

4. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала гражданской авиации осуществляется по программам подготовки, утвержденным уполномоченным органом в области гражданской авиации.

Требования к порядку разработки, утверждения и содержанию указанных программ устанавливаются федеральными авиационными правилами.

5. Порядок подготовки членов экипажа гражданского воздушного судна, сотрудников по обеспечению полетов гражданской авиации, специалистов по техническому обслуживанию воздушных судов, диспетчеров управления воздушным движением устанавливается федеральными авиационными правилами.

6. Тренажерные устройства имитации полета, применяемые в целях подготовки и контроля профессиональных навыков членов летных экипажей гражданских воздушных судов, допускаются к применению в порядке, установленном уполномоченным органом в области гражданской авиации. Требования к таким тренажерным устройствам и порядок их применения устанавливаются федеральными авиационными правилами.

7. Сроки и периодичность подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливаются уполномоченным органом в области гражданской авиации.
(п. 7 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 124-ФЗ)

8. Периодичность обязательной аттестации авиационного персонала гражданской авиации, прошедшего подготовку для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, устанавливается федеральными авиационными правилами.
(п. 8 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 124-ФЗ)

9. Программы подготовки авиационного персонала гражданской авиации для обслуживания пассажиров из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности и использования технических средств и оборудования, указанных в пункте 10 статьи 37 настоящего Кодекса, утверждаются уполномоченным органом, на который законодательством Российской Федерации возложены организация и проведение обязательных сертификации и аттестации в гражданской авиации, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, при участии общественных объединений инвалидов.
(п. 9 введен Федеральным законом от 07.06.2013 № 124-ФЗ)

Статья 54.1. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации

(введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 291-ФЗ)

1. Порядок подготовки специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации устанавливается федеральными авиационными правилами.

2. Подготовка специалистов согласно перечню специалистов авиационного персонала экспериментальной авиации осуществляется по программам подготовки, требования к порядку разработки, утверждения и содержанию которых устанавливаются федеральными авиационными правилами.

Статья 55. Признание свидетельства иностранного государства, выданного лицу из числа авиационного персонала

(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

Свидетельство иностранного государства, выданное лицу из числа авиационного персонала, признается в Российской Федерации действительным при условии, если это свидетельство соответствует международным авиационным стандартам, признаваемым Российской Федерацией, и федеральным авиационным правилам.
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 № 129-ФЗ)

Кем можно работать в аэропорту

Многие из тех, кто летал самолетами, обращали внимание на то, насколько все продуманно и четко организовано в воздушной гавани – и все это благодаря тем, кто работает в аэропортах.

Средняя заработная плата: 40000 рублей в месяц

Рейтинг профессии

Востребованность 76% Оплачиваемость 80% Конкуренция 79% Входной барьер 75% Перспективы 74% На сегодняшний день авиация – это самый быстрый и удобный вид транспорта. Перевозка пассажиров и грузов поставлена на поток во всем мире. В отрасли на разных должностях работают представители множества профессий, от них зависит, насколько комфортным и безопасным будет полет.

Кем можно работать в аэропорту

Как и на любом крупном предприятии, в аэропорту нужен широкий спектр специалистов с разным образованием или вовсе без него. Ведь аэровокзал – это не только полеты, но и работа с людьми, обслуживание техники, обеспечение безопасности и норм законодательства.

Составляя список профессий в аэропорту, условно разобьем их по направлениям деятельности. Будем говорить только о гражданской авиации, поскольку военная и имеет ряд особенностей, достойных рассмотрения в отдельной статье.

Работа, непосредственно связанная с небом:

  • Пилот гражданской авиации – это профессионал, управляющий самолетом и обеспечивающий доставку пассажиров и грузов до места назначения в соответствии с расписанием. Командир воздушного судна (КВС) и второй пилот обязаны проверить исправность всех приборов, уточнить маршрут, метеорологическую и орнитологическую обстановку. В экстренных ситуациях им необходимо принимать верные решения в состоянии стресса и недостатка времени, чтобы спасти жизни пассажиров. Это сложная, но престижная работа, за которую хорошо платят.
  • Бортпроводник. Чаще всего стюардессами работают женщины, хотя в последнее время в профессии увеличивается количество мужчин. Требования авиакомпаний к претендентам весьма жесткие: рост от 160 до 175 см для девушек и от 170 до 185 см для парней, приятная внешность, отсутствие видимых шрамов и тату, хорошее здоровье и знание английского языка. Задача бортпроводников – встретить пассажиров, разместить их, провести инструктаж и обслуживать во время полета.
  • Бортинженер следит за состоянием всех систем и механизмов самолета (шасси, электроника, топливная система, датчики). Он может находиться как в аэропорту, так и на борту воздушного судна.
  • Авиадиспетчер работает в специально оборудованном помещении аэропорта. Он на мониторе отслеживает место пребывания самолетов, вошедших в зону его ответственности, поддерживает связь с экипажем, дает ему необходимую информацию и советы в трудной ситуации. Эта работа очень тяжелая и ответственная, даже небольшая ошибка грозит катастрофой.

Профессии по обслуживанию пассажиров (служба организации перевозок):

  • Агенты по регистрации. Это мужчины и женщины, которые перед вылетом проверяют документы, принимают и взвешивают багаж, снабжают его бирками, а ручную кладь – стикерами и выдают посадочные талоны пассажирам. Работать нужно очень быстро, поскольку после объявления регистрации на рейс к стойкам выстраиваются длинные очереди, при это необходимо сохранять вежливость и оперативно реагировать на все возникающие проблемные моменты.
  • Агенты по сопровождению встречают пассажиров перед посадкой, сканируют их посадочные талоны, еще раз проверяют паспорта, а у клиентов с электронной регистрацией – ручную кладь, затем пропускают на борт самолета. Также они решают вопросы, связанные с размещением пассажиров при замене авиакомпанией воздушного судна.
  • Менеджеры авиакомпаний, которые базируются в конкретном терминале, оказывают информационные услуги пассажирам, купившим билеты на их рейсы, и помогают решить возникающие проблемы.
  • Медики работают с персоналом аэропорта, проверяют состояние пилотов и бортпроводников, оказывают медицинскую помощь всем работникам. В ведомственных поликлиниках востребованы врачи, медсестры и санитарки. Для обслуживания пассажиров и гостей в крупных аэровокзалах создаются бригады скорой помощи, а также приглашаются наркологи.
  • Работники кухни. Большие аэропорты имеют собственные цеха, занимающиеся приготовлением холодного и горячего питания для пассажиров. Здесь работают опытные повара и кондитеры, а также комплектовщики, складывающие еду в специальные контейнеры согласно с требованиями авиакомпаний. Кроме того, не обойтись без грузчиков-водителей, мойщиков посуды, маркировщиков.

Работники, обеспечивающие безопасность и правопорядок:

  • Специалист по паспортному контролю. Это сотрудник правоохранительных органов, к которому подходят пассажиры после стойки регистрации. Он проверяет документы, обращает внимание на визы, после чего пропускает на досмотр.
  • Специалисты по авиабезопасности работают на входах в терминалы и посадочные залы, просвечивая багаж специальными рентгенами в поисках запрещенных предметов. Также они проводят личный досмотр при помощи рамки и портативных металлоискателей, проверяют ручную кладь. Без их контроля в зону вылета не попадут даже сотрудники аэропорта.
  • Таможенники. Эти люди оформляют таможенные декларации пассажиров, идущих по «красному коридору», то есть перевозящих ценности, подлежащие декларированию. Работа в основном бумажная, но требующая внимания и ответственности.
  • Правоохранители. К вопросам безопасности авиасообщения во всем мире стали относиться намного серьезнее. Актуальной остается проблема наркотрафика. Кроме того, в крупных транспортных хабах может скапливаться по несколько тысяч человек, особенно в периоды массовых задержек рейсов. Планы людей срываются, что приводит к повышенной нервозности и конфликтам. Общественной безопасностью занимаются полицейские, а более серьезным правонарушениям противостоят представители спецслужб. Нередко к работе привлекают кинологов со специально обученными собаками, способными отыскать наркотики или взрывчатку.
  • Пожарные. У каждого аэропорта есть своя служба, ответственная за быстрое реагирование на чрезвычайные ситуации, связанные с возгораниями. Неудачно приземлившийся самолет, другие ЧП на летном поле – и команда немедленно выезжает на место происшествия.

Профессии в аэропорту, связанные с обслуживанием самолетов и других механизмов:

  • Диспетчеры по техническому обслуживанию контролируют состояние самолетов (или вертолетов), находящихся на летном поле. Авиакомпании заключают договора на техобслуживание с аэропортами.
  • Техники и наладчики проверяют работоспособность систем самолетов, производят необходимые ремонтные работы, указывают на крупные проблемы, требующие более серьезного вмешательства. Кроме того, время от времени приходится чинить багажную ленту или снегоочистительную машину.
  • Инженер по сигнальному и низковольтному оборудованию отвечает за бесперебойную работу систем подсветки взлетных полос и других электрических устройств, призванных обеспечивать комфортные условия для пилотов и безопасность полета в целом.
  • IT-специалисты поддерживают в рабочем состоянии все компьютерные программы, использующиеся в аэропорту. Они защищают их от несанкционированных вмешательств, своевременно обновляют, а также вносят предложения относительно закупок новых компьютеров и другого оборудования.

Аэропорт – это огромный организм, где все системы взаимосвязаны. Поэтому в воздушных гаванях требуется масса представителей рабочих профессий, таких как уборщики, охранники, кладовщики, носильщики, грузчики, заправщики. Например, на летном поле очень оживленное дорожное движение: к воздушным судам доставляют пассажиров, багаж, продукты, топливо, поэтому нужны водители и специалисты, регулирующие весь этот процесс, чтобы не случалось аварийных ситуаций.

Так же, как и в любой другой компании, в аэропорту не обойтись без управленцев, особенно ценятся узкие специалисты, способные наладить работу по какому-либо направлению, например, по туристическому продукту или сотрудничеству с посольствами и органами власти. Требуются кадровики, бухгалтеры, финансисты, деловоды и т. д.

Кстати, многие должности в аэропорту не считаются «мужскими» или «женскими», но традиционно преимущественно девушки работают на регистрации пассажиров, проверке вещей, в кадровых, медицинских и диспетчерских службах, в кулинарных и кондитерских цехах, в зоне duty-free – продавцами, официантками, бариста и др.

Где лучше учиться

Для одних должностей в аэропорту обязательно требуется высшее или среднее специальное образование, а чтобы занимать другие, достаточно окончить школу и пройти курсы.

Пилоты обязаны получить диплом специального летного учебного заведения и налетать необходимое количество часов. Среди вузов можно назвать Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации и Ульяновский институт ГА. В Краснокутском, Сасовском и Бугурусланском училищах гражданской авиации, Омском летно-техническом колледже учатся специалисты по аэронавигации.

Правоохранители учатся в ссузах и вузах своей системы, а инженеры могут окончить технические или классические университеты. В администрации требуются люди с высшим гуманитарным образованием. Должны иметь профильное образование медики и кулинары.

Однако ко многим профессиям требования не так высоки. Диплом вуза от стюардессы требовать никто не будет – достаточно сертификата учебного центра при аэропорту или курсов, организованных авиакомпанией. Для представителей рабочих профессий или обслуживающего персонала хватит и среднего образования, а функциональным обязанностям их научат непосредственно на рабочем месте.

Кому подходит

От всех, кто работает в аэропорту, требуются:

  • ответственность и дисциплинированность;
  • трудолюбие;
  • отсутствие вредных привычек;
  • коммуникабельность, доброжелательность и умение работать с людьми;
  • любовь к авиации;
  • готовность повышать свою квалификацию.

Плюсы и минусы

Работа в воздушной гавани имеет целый ряд преимуществ:

  • стабильная работа и официальное трудоустройство;
  • неплохая заработная плата;
  • частые премии;
  • возможность получить льготный кредит;
  • шанс построить карьеру.

Минусы также есть. Это ночные смены и продолжительный рабочий день, высокий уровень ответственности и риск терактов. Кроме того, большинство аэропортов расположено на окраине или за чертой города, поэтому добираться домой приходится долго.

Сколько получать

Больше всего получают, конечно же, пилоты. Их доход зависит от масштаба авиакомпании, эксплуатируемого воздушного судна и часов налета. Командир экипажа в крупной компании зарабатывает в среднем около 500 тысяч рублей в месяц, второй пилот – порядка 350 тысяч рублей. Региональные перевозчики и лоукостеры платят меньше – приблизительно 100 тысяч рублей. Стюардессы могут рассчитывать на суммы от 45 тысяч рублей ежемесячно. Остальные работники аэропорта получают зарплаты большие, чем их коллеги по цеху в других местах трудоустройства.

Перспективы работы в отрасли

Авиация сейчас бурно развивается, поэтому трудоустройство в этой сфере сулит неплохие перспективы. Такие большие российские аэропорты, как Шереметьево (обслуживает в год около 40 миллионов человек), Домодедово (свыше 30 миллионов), Пулково (более 13 миллионов), постоянно нуждаются в самых разных работниках. Также регулярно появляются вакансии в региональных аэропортах.

Алексей Кузнецов

Аэропорты окружены ореолом романтики. Путешествия, перемены, приключения – эти слова неизменно связаны с авиаперелетами. Потенциальная опасность профессий, связанных с управлением и обслуживанием самолетов, не отпугивает желающих стать частью мечты, знакомой с детства. Гражданская авиация пестрит вакансиями на любой вкус, так что если вы готовы занять свое место в чертоге небесной флотилии – остается только выбирать.

Профессии “В небе”

Пилот

Определяющая и самая «героическая» в отрасли профессия. Управление летательными аппаратами попадает в категорию «техническая эксплуатация», и пилоту достаточно среднего специального образования, которое получают в летных училищах или школах частных пилотов.

Обязательные условия:

  1. Подтверждение среднего специального или высшего образования;
  2. Пройденная врачебно-летная экспертная комиссия (ВЛЭК);
  3. Знание английского языка.

Размер вознаграждения за услуги пилота на рекрутинговых сайтах чаще указывается как “договорной”. Сумма варьируется от 60 000 до 400 000 рублей в месяц.

Заработная плата зависит от того, в каком направлении, на каком воздушном судне совершается рейс и на какую компанию пилот работает. Как в государственных, так и частных авиакомпаниях, существует своя система тарифов оплаты труда сотрудников, включая премии, льготы, предоставление питания на рабочем месте и жилья.

Новички в гражданской авиации, за неимением достаточного опыта, управляют небольшими пассажирскими и грузовыми воздушными судами в пределах Российской Федерации. С накоплением стажа пилот постепенно осваивает новые виды техники, полеты на дальние расстояния и международные рейсы. В этом случае размер вознаграждения растет в три-пять раз.

Бортпроводник

Стюардессой мечтала стать добрая половина девчонок нашей страны. Немудрено, ведь набор в сферу обслуживания на борту самолета больше похож на кастинг для показа мод. Помимо приятной внешности кандидаткам и кандидатам на эту вакансию необходимо крепкое здоровье (пройти ВЛЭК), стальные нервы, знание английского языка и наличие документа об обучении.

Бортпроводники обязаны предоставить работодателю свидетельство, которое можно получить после обучения в колледже (училище, университете), либо во время обучения при поступлении на работу в авиакомпанию. При государственных авиакомпаниях работают учебные центры, которые в краткие сроки обучают будущих бортпроводников всем необходимым навыкам: сервис, оказание медицинской помощи, техника безопасности, действия в аварийных ситуациях.

Заработная плата бортпроводника, как и пилота, растет со стажем и навыками работника. Факторы, определяющие размер вознаграждения: размер авиакомпании, уровень владения иностранными языками, маршруты полетов, опыт работы. В начале карьеры бортпроводники 3 класса (низшая ступень) могут рассчитывать на зарплату в размере от 40 000 рублей в месяц. Старшие бортпроводники на международных рейсах в крупных авиакомпаниях получают в три-пять раз больше (до 200 000 рублей).

Льготы и привилегии

Вышеперечисленные профессии имеют право на особый расширенный соц. пакет. Он определяется законодательством с одной стороны, и политикой авиакомпании-нанимателя – с другой.

  • Особая программа здравоохранения;
  • пенсионный возраст для женщин – 45 лет, для мужчин – 55 лет;
  • 36 дополнительных дней оплачиваемого отпуска;
  • помощь или полная компенсация при съеме жилья рядом с местом работы;
  • питание на рабочем месте;
  • регулярное обучение за счет компании;
  • льготные программы кредитования в банках;
  • обеспечение местами в детских садах и летних лагерях детей сотрудников.

Профессии “На земле”

Авиадиспетчер

Постоянно находиться на связи с экипажем и отвечать за порядок движения самолетов и вертолетов – обязанность авиадиспетчеров. Это одна из наиболее опасных профессий, так как она напрямую связана с ответственностью за жизнь пассажиров и команды на борту.

Существует функциональная классификация этой категории работников, среди которых – диспетчеры АДП, руления, старта и посадки, круга, подхода, районного центра. Каждый из них имеет свою зону ответственности, но обязан работать с командой своего аэропорта, а также быть на связи с аэропортами других городов и стран.

Стрессоустойчивость и внимательность для авиадиспетчера – это обязательные условия, а не «слова-наполнители» для резюме. Помимо этих определяющих качеств необходимо иметь среднее специальное или высшее образование по профилю «управление движением воздушного транспорта», а также пройти ВЛЭК.

Средняя зарплата авиадиспетчеров в России – от 90 000 до 300 000 рублей в месяц. Они так же, как и пилоты, могут раньше уйти на пенсию (женщины – в 45, мужчины – в 55 лет) и претендовать на особые условия медицинского обслуживания и социальные гарантии.

Сотрудник службы безопасности

Первые работники аэропорта, которых путешественники встречают на своем пути: сотрудники досмотра багажа и пассажиров, а также служба паспортного контроля. Подготовка специалиста длится 3 месяца, как правило, она идет параллельно с работой и оплачивается.

Работники службы досмотра получают от 25 000 до 40 000, работники паспортного контроля – от 40 000 в месяц. С расширением полномочий и повышением уровня ответственности, например, при росте до сотрудника таможенного контроля, заработная плата составит уже более 40 000 рублей.

Требованиями для работников этих отделов остаются стрессоустойчивость и внимательность, знание правил аэровокзала и базового законодательства.

Обслуживающий персонал

Аэропорт – сложный организм, которому для нормальной работы необходимы все виды услуг. Достаточно быть физически здоровым и иметь среднее образование, чтобы занять вакансию:

  • грузчика, от 25 000 р;
  • мойщика для обслуживания воздушных судов, от 35 000 р;
  • уборщика, от 20 000 р;
  • заправщика, от 25 000 р;
  • упаковщика багажа, от 20 000 р;
  • вахтера в камере хранения, от 20 000 р.

На территории аэровокзала обязательно наличие медпункта и дежурной бригады скорой помощи, поэтому люди с медицинским образованием и опытом работы по профессии могут претендовать на вакансии врача общей практики, нарколога, врача скорой помощи (до 40 000 р) или медсестры (до 25 000 р).

В здании аэропорта есть своя кухня, на которой готовится и комплектуется горячее и холодное питание для пассажирских рейсов. Здесь применение способностям найдут повара, кондитеры (ЗП в среднем 35 000 р), упаковщики комплексных обедов (до 30 000 р).

Где искать работу?

Вакансии рабочих специальностей, связанных с обслуживанием, размещаются на официальных сайтах аэропортов. «Полетные» вакансии привязаны к компаниям-перевозчикам. От выбора авиакомпании зависит размер заработной платы специалистов, поэтому стоит уделить пристальное внимание лидерам отрасли: компании Аэрофлот, ее дочерней компании Россия, S7, UTair.

Эти фирмы размещают объявления в разделе «Вакансии» на своих официальных страницах, на рекрутинговых порталах (HeadHunter, Superjob). В то же время все вакансии собираются на нашем сайте по именам компаний-работодателей и названиям профессий, например .

7.8 Обозначения, наносимые на ВС. (ст. 34 ВК РФ)

  • •ВОЗДУШНОЕ
  • •Тема 1. Понятие воздушного права
  • •1.1 Право как социальный регулятор общественных отношений ( наряду с моралью и религией
  • •Право тесно связано с моралью и религией.
  • •Право и мораль
  • •1.2Правовая норма и ее структура
  • •1.3 Место воздушного права в системе права
  • •1.4 Предмет воздушного права
  • •1.5 Воздушное право как отрасль права
  • •Воздушное право носит «межотраслевой» характер, а также тесно взаимодействует с различными отраслями российского
  • •Воздушное право представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих -порядок использования воздушного пространства над
  • •1.6 Воздушное право как наука и учебная дисциплина
  • •2.1 История воздушного
  • •2.2 Воздушное право зарубежных стран
  • •2.3 Международное воздушное право
  • •2.4 Система воздушного
  • •2.5 Международный договор в системе права
  • •2.6 Понятие и признаки нормативного правового акта
  • •2.7 Правовые позиции высших судебных инстанций как источники права
  • •2.8 Обычай делового оборота в системе источников воздушного права
  • •Тема 3. Государственное регулирование и государственный контроль за деятельностью в области авиации
  • •3.1 Понятие авиации
  • •3.2 Авиация как область общественных отношений.
  • •3.3 Гражданская авиация
  • •Гражданская авиация (ст. 21 ВК РФ)
  • •3Авиация,.4 Государственнаяиспользуемаяавиацияв целях осуществления функций государства и обеспечения решения определенных задач, указанных в
  • •Государственн ая авиация (ст.
  • •3.5 Экспериментальная авиация
  • •представляется возможным поставить в один ряд с гражданской авиацией и государственной авиацией то,
  • •Экспериментальная авиация
  • •3.6 Система и структура федеральных органов исполнительной власти.
  • •Функция по принятию нормативно- правовых актов – правотворческая функция, которая заключается в создании
  • •Функция по контролю и надзору подразумевает осуществление контроля и надзора за соблюдением законодательства
  • •Функция по управлению государственным имуществом заключается в осуществлении федеральным органом исполнительной власти своих
  • •Функция по оказанию государственных услуг заключается в оказании безвозмездно или за установленную законом
  • •3.7 Авиационные власти Российской Федерации.
  • •от 30.07.2004 N 395″Об утверждении
  • •Полномочия ФАВТ (Постановление
  • •Полномочия РосТрансНадзор
  • •3.8 Понятие уполномоченного
  • •Уполномоченные органы в сфере авиации:
  • •Тема 5. Эксплуатант
  • •5.1 Физические лица (граждане)
  • •5.2 Правоспособность и
  • •5.3 Понятие юридического
  • •5.4 Способы образования юридического лица
  • •5.4 Прекращение юридического
  • •5.5 Виды юридических лиц
  • •5.6 Определение и признаки эксплуатанта
  • •5.7 Сертификационные
  • •5.8 Правовое положение
  • •Следовательно авиационное предприятие вправе осуществлять свою деятельность при следующих основаниях:
  • •5.9 Формы иностранного участия в области коммерческой гражданской авиации
  • •Иностранные авиационные предприятия могут открывать свои представительства на территории РФ в соответствии с
  • •6.1 Правовые основы использования воздушного пространства
  • •6.2 Государственное регулирование
  • •Государственное регулирование ИВП
  • •6.3 Государственные приоритеты ИВП
  • •выполнение полетов воздушных судов государственной авиации при
  • •6.4 Структура воздушного
  • •Структура воздушного пространства включает:
  • •Единая система организации ВД
  • •Структура воздушного пространства
  • •Госкорпорация по ОрВД
  • •Функции
  • •Деятельность ФГУП
  • •Главный центр ЕС ОрВД
  • •Филиалы
  • •Классификация воздушного пространства
  • •Класс А
  • •Класс С
  • •Класс G
  • •Эшелонирование
  • •Установленные эшелоны полета ВС Высоты полета воздушного судна
  • •6.5 Правовой режим элементов структуры воздушного пространства
  • •6.6 Разрешительный и
  • •Разрешительный порядок ИВП
  • •Разрешительный порядок
  • •Уведомительный порядок ИВП
  • •Уведомительный порядок
  • •6.7 Контроль за соблюдением федеральных правил использования воздушного пространства
  • •Контроль за соблюдением федеральных
  • •6.8 Ответственность за нарушение ИВП
  • •Тема7. Воздушное судно
  • •7.1 Понятие воздушного судна
  • •7.2 Как объект гражданских права Воздушное судно:
  • •7.3 Воздушное судно как источник повышенной опасности.
  • •7.4 Государственная регистрация прав на ВС и сделок с ним.
  • •7.4 Государственная регистрация
  • •ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ
  • •4.Заявитель предъявляет ВС в центр по сертификации для проведения работ по оценке соответствия
  • •7.5 Сертификат типа и акт оценки конкретного ВС.
  • •7.6 Государственная регистрация и государственный учет ВС. (ст. 33 ВК РФ)
  • •Документы, необходимые для государственной регистрации ВС (ФАП «О государственной регистрации государственных ВС»
  • •7.8 Обозначения, наносимые на ВС. (ст. 34 ВК РФ)
  • ••На гражданское воздушное судно, помимо государственного и регистрационного опознавательных знаков, должно наноситься изображение
  • •7.10 Документация, имеющаяся на борту ВС. (ст. 67 ВК РФ; ФАП «Подготовка и
  • •Тема 8 «Авиационный персонал. Экипаж воздушного судна»
  • •Понятие авиационного персонала
  • •Авиационный
  • •Квалификационные требования к лицам авиационного персонала.(п 2 ст.52 ВК)
  • •Имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • •Экипаж воздушного судна
  • •Общие требования к пилотам воздушных судов
  • •Обладатель свидетельства штурмана должен:
  • •Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен:
  • •Обладатель свидетельства бортоператора должен:
  • •Обладатель свидетельства бортпроводника
  • •ВВсоставлетного экипажагражданского воздушногосудна, могутвходитьграждане РоссийскойФедерации..
  • •Правовое положение командира воздушного судна
  • •Права командира воздушного судна (ст. 58 ВК РФ)
  • •Обязанности командира воздушного судна
  • •Тема 9 ”Аэродромы, аэропорты и объекты единой системы организации воздушного движения”
  • •Понятие аэродром , вертодром, посадочная площадка.
  • •Классификация
  • •По классу собственности:
  • •По взлетной массе принимаемых самолетов
  • •Понятие аэропорта.
  • •Класс аэропорта определяется годовым объемом пассажирских перевозок (пассажирообменом),то есть суммарным количеством всех прилетающих
  • •Интересные факты об аэропортах мира:
  • •Аэропорт, как объект Гражданского права.
  • •Государственная регистрация аэродромов и аэропортов.
  • •Аэродромы экспериментальной авиации подлежат государственной регистрации с включением данных о них в Государственный
  • •Объекты единой системы организации воздушного движения(ст.42 ВК РФ)
  • •Перечень объектов ОрВД Федерально Авиационные Правила N 31
  • •К вспомогательным объектам обеспечения ЕС ОрВД относятся
  • •Сертификация гражданских аэродромов, аэропортов
  • •Сертификат соответствия на аэродром выдается при наличии свидетельства о государственной регистрации и годности
  • •Сертификация аэропортов включает следующие этапы:
  • •Допуск к эксплуатации аэродромов и аэропортов
  • •Аэродром допускается к эксплуатации при условии его соответствия требованиям НГЭА. Для разработки доказательной
  • •Руководство по государственной регистрации и допуску к эксплуатации гражданских аэродромов РФ (Министерство транспорта
  • •Аэродром считается пригодным к эксплуатации при условии:
  • •Допуск аэродромов к эксплуатации производится на основании:
  • •Тема 10. Полеты воздушных судов
  • •1) Правовые основы полетов воздушных судов.
  • •1)Воздушный Кодекс РФ от 19.03.1997 №60-ФЗ
  • •7) Приказ Минтранса РФ от 18.01.2005 №1 (ред. От 20.04.2011) «Об утверждении Федеральных
  • •Двусторонние договоры и соглашения РФ заключенные с другими государствами
  • •Международные правовые акты:
  • •Международные правовые акты:
  • •10.2 ПОНЯТИЕ «ВОЗДУШНОЕ СУДНО» И «ПОЛЕТ»
  • •ВИДЫ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  • •ВИДЫ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  • •ВИДЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОЛЕТОВ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  • •МЕЖДУНАРОДНЫЕ ПОЛЕТЫ ВОЗДУШНЫХ СУДОВ
  • •До начала выполнения международных полетов необходимо:
  • •Согласно ст . 80 ВК РФ
  • •ст. 37 Чикагской конвенции 1944 года
  • •ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • •ОВД имеет следующие задачи:
  • •ЛЕТНО — ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • •FIS предусматривает предоставление экипажам ВС информации и советов, способствующих безопасности полетов, и включает:
  • •ДИСПЕТЧЕРСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • •АВАРИЙНОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ
  • •Стадии критических условий:
  • •Коммерческие права в международных воздушных сообщениях
  • •1 «СВОБОДА ВОЗДУХА»
  • •2 «СВОБОДА ВОЗДУХА»
  • •3 и 4 «СВОБОДЫ ВОЗДУХА»
  • •5″СВОБОДА ВОЗДУХА»
  • •6 «СВОБОДА ВОЗДУХА»
  • •7 «СВОБОДА ВОЗДУХА»
  • •Конвенция о международной гражданской авиации ( Чикаго 7 декабря 1944 г) Глава II
  • •Основные термины
  • •Договор воздушной перевозки пассажира (статья
  • •Права пассажира
  • •Обязанности пассажира
  • •Права перевозчика
  • •Обязанности перевозчика
  • •Багаж — личные вещи пассажира, перевозимые на воздушном судне по Договору воздушной перевозки.
  • •Перевозка багажа
  • •При перевозке зарегистрированного багажа должна выдаваться багажная квитанция, которая, если она не объединена
  • •Выдача багажа
  • •Груз – это любое перевозимое на борту воздушного судна имущество, за исключением почты,
  • •Тара и упаковка груза
  • •Перевозка груза
  • •Опасный груз- это опасные предметы и вещества.
  • •Класс 1
  • •Маркировка грузового места
  • •Упаковывание опасных грузов
  • •Договорная ответственность воздушного
  • •Обязанности эксплуатанта
  • •Договор воздушной перевозки пассажира:
  • •Ответственность воздушного перевозчика:
  • •Виды ответственности воздушного перевозчика
  • •Перевозочные документы
  • •Авиакомпания (перевозчик) – коммерческая организация, имеющая воздушное судно на правах собственности, на условиях
  • •Перечень Авиакомпаний, на рейсы которых разрешено оформление перевозок на бланках Валидирующего перевозчика:
  • •Фактический (оперирующий) перевозчик – Авиакомпания, фактически выполняющая перевозку.
  • •Договор о совместном использовании
  • •При бронировании перевозки на рейсы Партнеров по Соглашениям Code Share с другими перевозчиками,
  • •Бронирование на рейсы Code Share
  • •Основные термины.
  • •Обязанности экспедитора:
  • •Права экспедитора. Экспедитор вправе:
  • •Договор фрахтования всегда консенсуальный, поэтому им также регулируются и предшествующие перевозке отношения сторон,
  • •Существенным условиями договора фрахтования являются:
  • •11. Авиационный персонал Экипаж воздушного судна
  • •Авиационный персонал. Экипаж воздушного судна
  • •Понятие авиационного персонала
  • •Авиационный
  • •Квалификационные требования к
  • •Имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершение умышленного преступления;
  • •Экипаж воздушного судна
  • •бщие требования к пилотам воздушных су
  • •Обладатель свидетельства штурмана
  • •Обладатель свидетельства бортинженера (бортмеханика) должен:
  • •Обладатель свидетельства бортоператора до
  • •Обладатель свидетельства бортпроводника должен:
  • •ВВсоставлетного экипажагражданского воздушногосудна, могутвходитьграждане РоссийскойФедерации..
  • •Правовое положение командира воздушного судна
  • •Права командира воздушного судна
  • •Обязанности командира воздушного судна
  • •Авиационная безопасность — состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области
  • •Авиационная безопасность обеспечивается посредством:
  • •2.Незаконное вмешательство в деятельность в области авиации
  • •насилия в отношении лица, находящегося на борту воздушного судна в полете, если такой
  • •САБ аэропортов САБ эксплуатанто
  • •Служба авиационной безопасности –это самостоятельное структурное подразделение аэропорта, она осуществляет в аэропорту комплекс
  • •Задачи САБ аэропорта
  • •Служба авиационной безопасности эксплуатанта
  • •Задачи САБ эксплуатанта
  • •При осуществлении контроля за обеспечением авиационной безопасности должностные лица федерального органа исполнительной власти,
  • •5.Нормативное регулирование предполетного и
  • •6. Персональные данные пассажиров
  • •6.Персональные данные пассажиров
  • •6.Персональные данные пассажиров
  • •6.Персональные данные пассажиров
  • •7.Правовое обеспечение пропускного и внутри объектового режима
  • •Пропускной режим предназначен для:
  • •Внутри объектовый режим устанавливается в целях:
  • •Для достижения целей внутри объектового режима:
  • •13. Поиск и спасание. Авиационные происшествия и инциденты
  • •Понятие терпящего и потерпевшего бедствие воздушного судна
  • •Потерпевшим бедствие признается воздушное судно, получившее при рулении, взлете, полете, посадке или в
  • •Нормативное регулирование организации поисковых и аварийно-спасательных работ
  • •Нормативное регулирование организации поисковых и аварийно-спасательных работ :
  • •Глава 13 ВКРФ регулирует отношения, возникающие при поиске и спасании воздушных судов, терпящих
  • •В соотв. со ст. 89 ВКРФ:
  • •Аварийно-спасательные работы на аэродроме и в районе аэродрома (ст.90 ВК РФ)
  • •Поиск и спасение терпящих или потерпевших бедствие ВС в районах открытого моря и
  • •Федеральные авиационные правила поиска и спасания в Российской Федерации №530 устанавливают :
  • •Распоряжение о начале поисково- спасательных операций (работ) с применением сил и средств дается
  • •Организация функционирования единой системы авиационно- космического поиска и спасания в РФ осуществляется (п.
  • •Поиск и спасание в Российской Федерации организуются по зонам авиационно-космического поиска и спасания,
  • •Требованиями к подготовке авиационного персонала органов и служб единой системы авиационно- космического поиска
  • •Правовые основания прекращения поиска потерпевшего бедствие воздушного судна, его пассажиров и экипажа
  • •Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления гражданина умершим.
  • •Правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим :
  • •Правовые последствия признания гражданина
  • •Понятие авиационного происшествия
  • •Авиационное происшествие — событие, связанное с использованием воздушного судна,
  • •Понятие авиационного инцидента
  • •Органы, компетентные проводить расследование
  • •Полномочия комиссии по расследованию авиационного происшествия или инцидента
  • •14. Внедоговорная (деликтная)
  • •Эксплуатант несет материальную, административную и уголовную ответственность за безопасное осуществление полетов, за выполнение
  • •Гражданско – правовая ответственность
  • •Принято различать следующие виды ответственности:
  • •Внедоговорная ответственность возникает при
  • •Выделяют три основных вида гражданско – правовых санкций:
  • •Эксплуатант
  • •Состав правонарушения
  • •Понятием «внедоговорные обязательства» охватываются два вида этих обязательств
  • •Традиционным является и набор элементов состава гражданского правонарушения, к которым относятся:
  • •Ответственность за вред, причиненный при столкновении воздушных судов
  • •Страхование в воздушном праве
  • •Страхование гражданской ответственности владельцев средств воздушного транспорта может быть как обязательным, так и
  • •Воздушный кодекс предусматривает обязательное страхование гражданской ответственности:
  • •Обязательное страхование ответственности владельца воздушного судна перед третьими лицами
  • •Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна
  • •Объектом обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика является имущественный интерес, связанный с обязанностью перевозчика
  • •Обязательное страхование ответственности перевозчика перед грузовладельцем или грузоотправителем
  • •Обязательное страхование ответственности эксплуатанта при авиационных работах

I. Общие положения

1.1. Настоящие Правила разработаны в соответствии со статьей 53 Федерального закона от 19 марта 1997 г. № 60-ФЗ «Воздушный кодекс Российской Федерации» (*) и со статьями 32, 33 и 37 Конвенции о международной гражданской авиации (открыта для подписания в г. Чикаго 7 декабря 1944 г.; Международные воздушные сообщения СССР, Сборник документов, Москва, 1970, том 3) и в целях реализации стандартов и рекомендуемой практики Международной организации гражданской авиации (Приложение 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу»).

* Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 12, ст. 1383; 1999, № 28, ст. 3483; 2004, № 35, ст. 3607; № 45, ст. 4377; 2005, № 13, ст. 1078; 2006, № 30, ст. 3290, 3291; 2007, № 1 (ч. I), ст. 29; № 27, ст. 3213; № 46, ст. 5554; № 49, ст. 6075; № 50, ст. 6239, 6244, 6245; 2008, № 29 (ч. I), ст. 3418; № 30 (ч. I), ст. 3616.

    1.2. Настоящие Правила определяют требования к лицам авиационного персонала, осуществляющим функции, установленные для обладателей следующих свидетельств:

  • частного пилота (самолёт, дирижабль, вертолёт);
  • коммерческого пилота (самолёт, дирижабль, вертолёт);
  • пилота многочленного экипажа (самолёт);
  • линейного пилота (самолёт, вертолёт);
  • пилота планера;
  • пилота свободного аэростата;
  • пилота сверхлёгкого воздушного судна;
  • штурмана;
  • бортрадиста;
  • бортинженера (бортмеханика);
  • лётчика-наблюдателя;
  • бортпроводника;
  • бортоператора;
  • специалиста по технической эксплуатации и ремонту авиационной техники;
  • сотрудника по обеспечению полётов/полётного диспетчера.

1.3. Выполнение функций члена экипажа воздушных судов, специалиста по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудника по обеспечению полётов/полётного диспетчера гражданской авиации осуществляется лицом, удовлетворяющим требованиям настоящих Правил и имеющим действующее свидетельство с соответствующими квалификационными отметками.

1.4. В свидетельствах, указанных в пункте 1.2 настоящих Правил, приводятся сведения, установленные в Приложении 2 к настоящим Правилам.

1.5. Для выполнения предусмотренных настоящими Правилами функций члена экипажа воздушного судна, зарегистрированного в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации, к свидетельству, выданному другим государством — членом ИКАО, необходимо иметь разрешение, выдаваемое уполномоченным органом, которое является неотъемлемой частью свидетельства.
Уполномоченный орган указывает в разрешении срок его действия, который не может превышать срока действия самого свидетельства и может ограничить разрешенные функции обладателя свидетельства.

1.6. Обладатель свидетельства не осуществляет функций, предусмотренных свидетельством и соответствующими квалификационными отметками, если он не отвечает требованиям, установленным настоящими Правилами.

1.7. В случаях, установленных настоящими Правилами, обладатель свидетельства должен иметь действующее медицинское заключение, выданное в соответствии с требованиями Федеральных авиационных правил «Медицинское освидетельствование лётного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденных Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50 (*).

* Зарегистрирован Минюстом России 7 мая 2002 г., регистрационный № 3417, с изменениями, внесенными Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28 апреля 2003 г. № 125, зарегистрированным Минюстом России 8 июля 2003 г., регистрационный № 4879, и Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 1 ноября 2004 г. № 27, зарегистрированным Минюстом России 22 ноября 2004 г., регистрационный № 6129, и с изменениями, внесенными решением Верховного Суда РФ № ГКПИ10-1682 от 16 февраля 2011 г.

1.8. При ухудшении состояния здоровья обладателя свидетельства, препятствующем безопасному выполнению предусмотренных его свидетельством функций, запрещается выполнять такие функции.

1.9. Обладателям предусмотренных в настоящем Правилах свидетельств запрещается выполнять функции, предоставляемые свидетельствами и соответствующими квалификационными отметками, находясь под воздействием любого психоактивного вещества *.

* Пункт 3.4 Приложения № 14 к Федеральным авиационным правилам «Медицинское освидетельствование лётного, диспетчерского состава, бортпроводников, курсантов и кандидатов, поступающих в учебные заведения гражданской авиации», утвержденным Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 22 апреля 2002 г. № 50.

1.10. Члены лётных экипажей в установленном порядке ведут записи об опыте лётной эксплуатации воздушного судна.

1.11. Члены лётных экипажей (пилоты, штурманы и бортрадисты), осуществляющие ведение радиотелефонной связи на борту воздушного судна при выполнении международных полётов в воздушном пространстве государств, не использующих при ведении радиотелефонной связи русский язык, должны продемонстрировать владение общим и авиационным английским языком не ниже четвёртого (рабочего) уровня.

    Оценка уровня владения английским языком проводится в соответствии с требованиями, установленными в разделе 1.2.9 главы 1 Приложения 1 «Выдача свидетельств авиационному персоналу» к Конвенции о международной гражданской авиации. По результатам оценки, в случае демонстрации уровня владения английским языком не ниже четвёртого, в раздел XIII свидетельства члена лётного экипажа вносится запись об уровне владения английским языком с указанием срока действия:

  • для четвёртого уровня — три года;
  • для пятого уровня — шесть лет;
  • для шестого уровня — «бессрочно».

По истечении срока действия записи об уровне владения английским языком, обладатель свидетельства проходит повторную оценку уровня владения английским языком в порядке, установленном для первоначальной оценки.

1.12. В настоящих Правилах используются термины и определения, которые приведены в Приложении № 1 к настоящим Правилам.

>СИСТЕМА ЛЁТНЫХ ПРАВ

Система пилотских лицензий

Для управления любым летательным аппаратом необходимо иметь пилотскую лицензию — лётные права. Лётные права выдаются после прохождения теоретического и практического обучения специализированными учреждениями. Существует несколько типов лётных лицензий. Каждый последующий тип отражает способность пилота эффективнее и безопаснее управлять летательным аппаратом, основываясь на всё возрастающем опыте и багаже теоретических знаний. К некоторым типам пилотских свидетельств могут выдаваться дополнительные допуски, определяющие возможность полётов в разное время суток, в разных метеорологических условиях, на разных типах самолётов.

Перед тем, как начать обучение полётам, необходимо определиться с тем, какие полёты Вы будете совершать в дальнейшем. И, исходя из этого, выбрать для себя наиболее подходящий тип лётной лицензии, который позволит Вам совершать все необходимые действия на выбранном летательном аппарате.

В разных странах системы лётных прав несколько отличаются друг от друга. Можно выделить три большие зоны, в которых можно получить свидетельство пилота: Россию, США и страны Евросоюза.

Система свидетельств пилотов в России

Лётные права в России называются свидетельством пилота. Система пилотских свидетельств и основания для их выдачи регламентированы федеральными авиационными правилами «Требования к членам экипажа воздушных судов, специалистам по техническому обслуживанию воздушных судов и сотрудникам по обеспечению полётов (полётным диспетчерам) гражданской авиации», действующими с 2009 года.

Свидетельства пилотов

Свидетельство пилота необходимо для управления сверхлёгким воздушным судном, планером, аэростатом, дирижаблем, самолётом или вертолётом. Существуют следующие виды свидетельств пилота:

— свидетельство частного пилота (до 2009 г. в нормативных документах — свидетельство пилота-любителя)
— свидетельство коммерческого пилота
— свидетельство пилота многочленного экипажа
— свидетельство линейного пилота
— свидетельство пилота планера
— свидетельство пилота свободного аэростата
— свидетельство пилота сверхлёгкого воздушного судна

Свидетельство частного или коммерческого пилота может быть выдано пилоту самолёта, вертолёта или дирижабля. Свиедетельство пилота многочленного экипажа выдаётся только пилоту самолёта. Свидетельство линейного пилота может быть выдано пилоту самолёта или вертолёта.

Квалификационная отметка о классе и типе

В свидетельстве пилота в обязательном порядке должна стоять квалификационная отметка о классе или типе летательного аппарата, к полётам на котором допущен пилот.

Для всех летательных аппаратов кроме вертолётов, у которых предусмотрено управление одним членом экипажа проставляется отметка о классе воздушного судна:

— с одним двигателем, сухопутный
— с одним двигателем, гидросамолет
— многодвигательный, сухопутный
— многодвигательный, гидросамолет

В остальных случаях в свидетельство пилота ставится отметка о типе воздушного судна, к полётам на котором допущен пилот.

Прочие квалификационные отметки

В пилотское свидетельство могут быть внесены следующие дополнительные квалификационные отметки:

— отметка о праве выполнения ночных полётов
— отметка о праве выполнения полётов по приборам
— отметка о праве работы только вторым пилотом
— отметка о праве работы пилотом-инструктором

Система лицензий пилотов в США

В США лётные права называются лицензией пилота (pilot license). Система пилотских лицензий и рейтингов регламентируется документом «Федеральные авиационные правила» (Federal Aviation Regulations), введёнными в действие с 1978 года (в части, касающейся лицензий).

Лицензии пилотов (pilots licenses)

В США существуют следующие виды лицензий пилотов:

— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия пилота-спортсмена (sport pilot license)
— лицензия пилота-туриста (recreational pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота транспортной авиации (airline transport pilot license, ATPL)
— свидетельство лётного инструктора (flight instructor certificate, CFI)

Рейтинги категорий летательных аппаратов (category-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается категория летательного аппарата, на котором пилоту разрешены полёты. Существуют следующие категории:

— самолёт
— винтокрылый летательный аппарат (вертолёт, автожир)
— планер
— летательный аппарат легче воздуха
— летательный аппарат с вертикальным взлётом (кроме винтокрылых аппаратов)
— моторный парашют (аэрошют, парамотор, паралёт)
— моторные летательные аппараты, управляемые смещением центра тяжести (дельталёт)

Рейтинги класса летательных аппаратов (class-rating)

В лицензии пилота в обязательном порядке указывается класс самолёта, если лицензия выдана пилоту самолёта:

— Однодвигательный сухопутный
— Многодвигательный сухопутный
— Однодвигательный водный
— Многодвигательный водный

Если лицензия выдана пилоту винтокрылого летательного аппарата, то в ней в обязательном порядке указывается класс:

— вертолёт
— автожир

Для летательных аппаратов легче воздуха указывается класс:

— дирижабль
— аэростат (воздушный шар)

Для дельталётов, аэрошютов, парамоторов и паралётов указывается класс «сухопутный» или «водный».

Рейтинги типа (type-ratings)

Если пилот управляет летательным аппаратом с турбореактивным двигателем или весом более 5700 кг (кроме летательных аппаратов легче воздуха), он должен иметь рейтинг типа:

— большой летательный аппарат
— турбореактивный двигатель

На многие большие летательные аппараты устанавливаются индивидуальные рейтинги типа (например, type-rating на Boeing-737-800).

Также существует рейтинг типа «второй пилот» — для тех случаев, когда пилот выполняет функции второго пилота в экипаже из двух и более человек.

Рейтинг «полёты по приборам» (instrument rating, IR)

Рейтинг «полёты по приборам» позволяет выполнять полёты по приборам. Может быть выдан только пилотам самолётов, вертолётов и летательных аппаратов с вертикальным взлётом.

Система лётных лицензий в Европе

Несмотря на существование Евросоюза в Европе до сих пор формально нет единой системы лётных лицензий, обязательной для всех стран-участниц. Приступившее к работе в 2008 году Европейское Агентство по Авиационной Безопасности (EASA) пока не выработало единых правил, регулирующих сертификацию пилотов. Поэтому на сегодняшний день лицензии выдаются как и раньше национальными авиационными властями в соответствии с документом JAR-FCL (Joint Aviation Regulations, Flight crew licencing). На практике лицензии, выданные в соответствии с JAR-FCL, признаются всеми остальными странами-участницами Евросоюза.

Лицензии пилотов

В Европе существуют следующие лицензии пилотов:

— лицензия пилота-студента (student pilot license)
— лицензия частного пилота (private pilot license, PPL)
— лицензия коммерческого пилота (commercial pilot license, CPL)
— лицензия пилота авиалиний (airline transport pilot license, ATPL)

Дополнительные лицензии, необходимые для полётов

Страна, выдающая лицензии согласно правилам JAR-FCL может выдавать как общие лицензии, действующие во всех странах Евросоюза, так и национальные. Национальные лицензии действительны только в воздушном пространстве той страны, которая эту лицензию выдала. Если пилот собирается получать общую, а не национальную лицензию, он должен также получить подтверждение знания английского языка уровня ICAO 4 или выше.

Во всех случаях, когда для полётов требуется ведение радиосвязи, пилот должен получить лицензию оператора радиотелефонных переговоров (flight radiotelephony operator’s licence, FRTOL или R/T-licence). Она может быть дополнением к стандартной лицензии пилота или отдельной лицензией.

Рейтинги класса самолётов (class-rating)

Для всех самолётов, управление которыми не требует рейтинга типа (type-rating’а) в лицензию пилота заносится информация о классе летательных аппаратов, на которых пилоту разрешено летать:

— одномоторные поршневые сухопутные
— одномоторные поршневые водные
— туристические моторные планеры
— нзавание компании-производителя сухопутного турбовинтового самолёта
— нзавание компании-производителя водного турбовинтового самолёта
— многомоторные поршневые сухопутные
— многомоторные поршневые водные

Для вертолётов рейтинги класса не предусмотрены

Рейтинги типа (type-ratings) самолётов и вертолётов

Во всех остальных случаях пилот должен иметь рейтинг типа, чтобы управлять самолётом или вертолётом. Существуют следующие рейтинги:

— индивидуальный рейтинг для каждого вертолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого самолёта, в котором экипаж состоит из двух и более пилотов
— индивидуальный рейтинг для каждого многодвигательного турбовинтового самолёта
— индивидуальный рейтинг для каждого турбореактивного самолёта

Рейтинг «полёты по приборам» позволяет выполнять полёты по приборам.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *