Содержание

ЕКСД — Педагог-психолог

ЕКСД 2018. Редакция от 9 апреля 2018 года (в т.ч. с изменениями вступ. в силу 01.07.2018)
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте справочник профстандартов

Педагог-психолог

Должностные обязанности. Осуществляет профессиональную деятельность, направленную на сохранение психического, соматического и социального благополучия обучающихся, воспитанников в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях. Содействует охране прав личности в соответствии с Конвенцией о правах ребенка. Способствует гармонизации социальной сферы образовательного учреждения и осуществляет превентивные мероприятия по профилактике возникновения социальной дезадаптации. Определяет факторы, препятствующие развитию личности обучающихся, воспитанников и принимает меры по оказанию им различных видов психологической помощи (психокоррекционного, реабилитационного, консультативного). Оказывает консультативную помощь обучающимся, воспитанникам, их родителям (лицам, их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем. Проводит психологическую диагностику, используя современные образовательные технологии, включая информационные, а также цифровые образовательные ресурсы. Проводит диагностическую, психокоррекционную реабилитационную, консультативную работу, опираясь на достижения в области педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены, а также современных информационных технологий. Составляет психолого-педагогические заключения по материалам исследовательских работ с целью ориентации педагогического коллектива, а также родителей (лиц, их замещающих) в проблемах личностного и социального развития обучающихся, воспитанников. Ведет документацию по установленной форме, используя ее по назначению. Участвует в планировании и разработке развивающих и коррекционных программ образовательной деятельности с учетом индивидуальных и половозрастных особенностей обучающихся, воспитанников, в обеспечении уровня подготовки обучающихся, воспитанников, соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта, федеральным государственным образовательным требованиям. Способствует развитию у обучающихся, воспитанников готовности к ориентации в различных ситуациях жизненного и профессионального самоопределения. Осуществляет психологическую поддержку творчески одаренных обучающихся, воспитанников, содействует их развитию и организации развивающей среды. Определяет у обучающихся, воспитанников степень нарушений (умственных, физиологических, эмоциональных) в развитии, а также различного вида нарушений социального развития и проводит их психолого-педагогическую коррекцию. Участвует в формировании психологической культуры обучающихся, воспитанников, педагогических работников и родителей (лиц, их заменяющих), в том числе и культуры полового воспитания. Консультирует работников образовательного учреждения по вопросам развития обучающихся, воспитанников, практического применения психологии для решения педагогических задач, повышения социально-психологической компетентности обучающихся, воспитанников, педагогических работников, родителей (лиц, их заменяющих). Анализирует достижение и подтверждение обучающимися уровней развития и образования (образовательных цензов). Оценивает эффективность образовательной деятельности педагогических работников и педагогического коллектива, учитывая развитие личности обучающихся, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности. Участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в подготовке и проведении родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим). Обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса. Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность, Декларацию прав и свобод человека, Конвенцию о правах ребенка, нормативные документы, регулирующие вопросы охраны труда, здравоохранения, профориентации, занятости обучающихся, воспитанников и их социальной защиты, общую психологию, педагогическую психологию, общую педагогику, психологию личности и дифференциальную психологию, детскую и возрастную психологию, социальную психологию, медицинскую психологию, детскую нейропсихологию, патопсихологию, психосоматику, основы дефектологии, психотерапии, сексологии, психогигиены, профориентации, профессиоведения и психологии труда, психодиагностики, психологического консультирования и психопрофилактики, методы активного обучения, социально-психологического тренинга общения, современные методы индивидуальной и групповой профконсультации, диагностики и коррекции нормального и аномального развития ребенка, методы и приемы работы с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья, методы и способы использования образовательных технологий, в том числе дистанционных, современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения, реализации компетентностного подхода, основы работы с персональным компьютером, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися, воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе, технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения, правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения, правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению подготовки «Педагогика и психология» без предъявления требований к стажу работы.

Вакансии для должности Педагог-психолог по общероссийской базе вакансий -> Найти

Профстандарт педагога

Переход на профстандарты длится не первый год. За это время нововведения затронули практически все сферы экономики — от тяжелой промышленности до кадрового делопроизводства. А вот с образованием оказалось не все так просто: разработка профессиональных стандартов для педагогических работников затянулась, внедрение уже утвержденных кейсов — неоднократно откладывалось. Поэтому сегодня многие учителя продолжают работать по старинке, ориентируясь на применявшиеся 15-20 лет назад методики.

Однако уже скоро, по плану — к 2020 году, переходный период завершится. А это значит, что всем государственным и муниципальным образовательным учреждениям придется применять профстандарты в работе, как того требует постановление Правительства РФ №584 от 27.06.2016. Самое время разобраться во вопросе и понять, что представляет собой профстандарт педагога, что нового он сулит работникам образования, и как правильно применять квалификационные требования в повседневной педагогической практике.

Читайте в статье:

  • Когда утвержден профстандарт педагога
  • Как педагогические профстандарты применяют на практике
  • Какие требования к педагогам устанавливают профстандарты
  • Как проверить педагогический состав на соответствие профстандартам

Подборка действующих профстандартов:

Профстандарт педагога начального общего образования

Профстандарт специалист в области воспитания

Профстандарт педагога профессионального обучения
Профстандарт педагога дополнительного образования

Профстандарта педагога-психолога

Когда утвержден профстандарт педагога

Профстандарт — специализированный документ, устанавливающий требования к образованию, квалификации и даже личностным качествам работника. А еще это удобная альтернатива устаревшим тарифно-квалификационными справочникам, с каждым годом все хуже применимым в современных реалиях.

Попытки разработать новый квалификационный стандарт для педагогов предприняли еще в 2013 году, но процесс почти сразу же застопорился по объективным причинам. В 2017 году, после долгих обсуждений и согласований, наконец-то утвердили общий профстандарт педагога (скачать его можно с официального сайта Роструда). Попутно разрабатывали и другие профстандарты для работников сферы образования.

На сегодняшний день актуальны профессиональные стандарты:

  • педагога дополнительного образования;
  • педагога-психолога;
  • педагога (воспитателя, учителя);
  • специалиста в области воспитания;
  • педагога профессионального обучения и профессионального образования.

Вопрос: Зачем вообще нужен профстандарт? Работа педагога во многом творческая, а учителя со стажем разбираются в практической стороне вопроса гораздо лучше, чем чиновники и эксперты со стороны. Что полезного даст переход на новые, еще более строгие, а с точки зрения многих учителей — еще и трудновыполнимые стандарты?
Ответ эксперта: Чем активнее внедряются профстандарты, тем чаще приходится слышать такие вопросы и сталкиваться с негативной реакцией на нововведения. Прежде чем давать неодобрительную оценку, следует вспомнить о целевом назначении профессиональных стандартов — обеспечении высокого качества педагогического образования и общем повышении уровня преподавания. Задача профстандарта — не установить предельно жесткий регламент и тем самым загнать учителя в еще более строгие рамки, а мотивировать его постоянно обучаться и повышать уровень профессиональных навыков, заблаговременно подготовить к нововведениям в сфере образования. К тому же общенациональный стандарт разрешено дополнять региональными требованиями с учетом демографических, социальных и культурных особенностей конкретного региона

Когда должен применяться профстандарт педагога

Профстандарт педагога (учитель, воспитатель, педагог-психолог и т.д.) применяется в соответствии с требованиями:

  • статьи 195.1 ТК РФ;
  • статьи 76 Федерального закона №273-ФЗ («Об образовании в РФ»);
  • постановления Правительства РФ №23 от 22.01.2013 и приказов Минтруда России.

Также нужно учитывать и другие нормативные документы федерального уровня:

  • постановления Правительства РФ №850 от 30.12.2005 — о вознаграждении за выполнение функции классного руководства;
  • приказа Минобрнауки РФ №69 от 27.10.2013 — об особенностях режима рабочего времени педагогических работников;
  • постановления Правительства РФ №678 от 8.08.2013 — о номенклатуре должностей педагогических работников и руководителей образовательных организаций;
  • постановления Правительства РФ №295 от 15.04.2014 — о государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 годы.

Внимание! Обращайтесь к профстандартам при заключении трудовых договоров и формировании кадровой политики учебного заведения, в процессе обучения и аттестации педагогов, при разработке должностных инструкций и систем оплаты труда.

Не существует единого регламента, описывающего внедрение нового стандарта и его практическое применение: профстандарт педагога должны со временем взять на вооружение все образовательные учреждения, а порядок действий определяется руководством уже на местах. Как правило, учреждается специальная комиссия, членам которой получается вся дальнейшая работа с документами.

Комиссия должна:

  1. Составить список внедряемых профстандартов и разработать план по их внедрению.
  2. Внести необходимые коррективы в кадровые документы: локальные нормативные акты, в том числе положение об оплате труда и выплатах стимулирующего характера, трудовые и коллективные договоры, номенклатуру должностей и штатное расписание, соглашения с педагогами, должностные инструкции.
  3. Проверить персонал на соответствие профстандарту педагога.
  4. Составить отчет для руководства учебного заведения.

Совет: используйте в работе «Методические материалы по результатам поэтапного внедрения стандарта профессиональной деятельности педагога» (Москва, 2015), в частности, практические инструкции для педагогических работников, руководителей и администрации образовательных учреждений.

Основные требования профстандарта педагога

Набор требований, предъявляемых к педагогу, значительно варьируется, что вполне логично: для успешной работы воспитателем детского сада необходимы одни навыки, для специалиста в сфере профессионального обучения — другие.

Профстандарт педагога начального общего образования (а также дошкольного, основного и среднего общего — воспитатель, учитель)

Утвержден приказом Минтруда России №544н от 18.10.2013. Один из ключевых навыков учителя начальных классов — умение организовать эффективный учебный процесс и донести до учеников знания в легкой, удобной для восприятия форме.

Согласно требованиям профстандарта, педагог должен иметь высшее или среднее профессиональное образование в области, соответствующей преподаваемому предмету. Благодаря принятым в 2016 году поправкам профиль полученного образования вовсе не обязательно должен быть педагогическим: бакалавр по специальности «информационные технологии» может преподавать школьный курс информатики, по специальности «химия и охрана окружающей среды» — школьный курс химии или экологии, и т.д. Тем самым минимизируется риск «кадрового голода» по узким специальностям на уровне школ. Данный профстандарт педагога не относится к педагогам, преподающим в высших учебных заведениях.

Профстандарт специалиста в области воспитания

Утвержден приказом Минтруда России №10н от 10.01.2017. Актуален для детских садов и других дошкольных образовательных учреждений (ДОУ), школ, лицеев и гимназий, социально-педагогических и валеологических служб.

Перечень должностей, на которые распространяется действие профстандарта, весьма обширен: от старшего вожатого в детском лагере до педагога-библиотекаря, тьютора, социального педагога. Все объединены общей задачей: способствовать развитию личности и создавать благоприятные для этого условия.

Профстандарт педагога профессионального обучения

Утвержден приказом Минтруда России №608н от 8.09.2015. Педагог профобучения занимается организацией учебно-производственного процесса, проводит профориентационные мероприятия, обучает студентов вузов и организаций среднего профессионального образования по программам разного уровня (вплоть до адъюнктуры и аспирантуры), а также занимается разработкой и совершенствованием методик обучения.

Требования к работнику формируются с учетом занимаемой должностной позиции. Например, мастеру производственного обучения достаточно среднего профобразования по преподаваемому направлению, в то время как методисту необходимо образование высшее.

Профстандарт педагога дополнительного образования

Утвержден приказом Минтруда России №298н от 5.05.2018. Педагогические работники-организаторы, специализирующиеся на дополнительном образовании, должны уделять максимум внимания развитию в учениках таких качеств, как умение работать самостоятельно и вести активную познавательную деятельность.

Для выполнения трудовых функций, предусмотренных профстандартом, необходимо высшее или среднее педагогическое образование, тогда как наличие стажа не считается обязательным условием. Претендовать на должность педагога дополнительного образования можно и без опыта педагогической работы. Два года педагогического стажа дают право занимать более высокую должностную позицию — старшего педагога.

Профстандарт педагога-психолога

Утвержден приказом Минтруда России №514н от 24.07.2015. Психолог в сфере образования занимается сопровождением учебного процесса: оказывает помощь ученикам, испытывающим сложности с освоением программы и нуждающимся в дополнительной социальной адаптации, проводит экспертизу комфортности образовательной среды, консультирует детей и родителей.

Для эффективной работы ему необходимы навыки преподавания и психологического консультирования, знание основ педагогики и правовых норм, защищающих права ребенка. А еще — полное высшее профильное образование, одного лишь бакалавриата или курсов психологии недостаточно.

Как проверить сотрудника на соответствие требованиям профстандарта педагога

Действующий профстандарт педагога — удобный инструмент, с помощью которого можно объективно оценить квалификацию специалиста по целому ряду показателей. Принимая сотрудника в штат образовательной организации, учитывайте критерии отбора, которые устанавливает профстандарт педагога: образование педагога и практические навыки, без которых он не сможет эффективно выполнять работу, предусмотренную функциональной картой профессии (раздел II профстандарта).

Штатный персонал, принятый на работу еще до перехода на новые стандарты, тоже можно проверить на соответствие основным требованиям. Например, с помощью аттестации. Закон пока не позволяет увольнять сотрудников за несоответствие критериям профстандарта, но предлагать им дополнительное обучение и курсы повышения квалификации не возбраняется.

Больше материалов по теме:

Учителям разрешили работать без педагогического образования

Новый порядок проведения социально-психологического тестирования школьников

Социологи выяснили: участие школьников в кружках повышает успеваемость

Профессиональный стандарт педагога-психолога

Сложно переоценить роль, которую в учебно-воспитательном процессе выполняет педагог-психолог: профессиональный стандарт, устанавливающий общие требования к работникам психологической службы в сфере образования, утвержден еще в 2015 году, но к активному его применению на практике перешли только спустя пару лет.

Утверждение профессионального стандарта педагога-психолога

Педагог-психолог — должность, предусмотренная штатным расписанием любого детского образовательного учреждения. Занимающий ее сотрудник следит за социальной адаптацией, обучением и развитием учеников (в том числе с ограниченными возможностями здоровья), по мере необходимости оказывает психологическую поддержку детям и педагогам, «гасит» разгорающиеся конфликты и способствует созданию в коллективе доброжелательной атмосферы. Педагогическая деятельность требует серьезной теоретической и практической подготовки, регулярного повышения квалификации и определенных личностных качеств.

Подробнее о профстандартах читайте здесь:

  • Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту
  • Как применять профстандарты в работе?
  • Как применять профессиональные стандарты

К педагогическим работникам традиционное предъявляют повышенные требования, поскольку они выполняют воспитательные функции, работая с детьми и подростками.

Скачать документы по теме:

Методическое сопровождение образовательного процесса, выбор наиболее подходящих технологий обучения, консультирование родителей — всем этим занимается школьная педагогическая служба. Задачи, поручаемые ее сотрудникам, и необходимые для работы базовые навыки отражает профессиональный стандарт педагога-психолога: скачать документ, утвержденный приказом Минтруда России №514 от 24.07.2015г., можно на официальном сайте министерства (profstandart.rosmintrud.ru, раздел «Национальный реестр профессиональных стандартов»).

Необходимость в разработке нового, адаптированного к современным условиям стандарта для специалистов по психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса назрела давно. Требования привычных работодателям тарифно-квалификационных справочников безнадежно устарели, особенно в части, описывающей трудовые функции педагогических работников. В помощь кадровику — полезная статья «Когда применять ЕТКС, а когда профстандарт. Шесть спорных ситуаций».

Теперь, когда в распоряжении директоров школ, интернатов и детских оздоровительных учреждений есть профстандарты, успешно прошедшие период апробации, наступил новый этап модернизации системы образования. Работодателям следует пересмотреть ряд локальных актов, а также:

правильно соотнести должности с профстандартами, при необходимости — изменить названия должностей в штатном расписании; убедиться, что занимающие их сотрудники соответствуют квалификационным требованиям профстандарта (при необходимости — направить на независимую оценку квалификации); направить на обучение сотрудников, которым не хватает определенных знаний или навыков для эффективной работы в рамках нового стандарта.

О методиках перехода на профстандарты и связанных с ним изменениях в кадровой структуре организации читайте в статьях «Как подготовиться к переходу на профстандарты» и «Как применять профстандарты в работе».

Профессиональный стандарт педагога-психолога в сфере образования: структура и содержание

Структура профессионального стандарта, содержащего актуальные взаимосвязанные требования к уровню знаний и практического опыта педагога-психолога, коренным образом отличается от коротких, неразвернутых и морально устаревших описаний в ЕКС и ЕТКС. Документ разработан на базе единого макета профессионального стандарта, применяемого с 2013 года (детали процесса раскрыты в статье «Как происходит разработка профессиональных стандартов»).

Справка

Макет состоит из четырех частей:

  1. общей характеристики специальности (профессии) с учетом классификации по ОКВЭД и ОКЗ;
  2. функциональной карты с перечнем общих трудовых функций;
  3. раздела с подробными характеристиками каждой функции и квалификационными требованиями к специалисту, который ее выполняет;
  4. информационного раздела, содержащего сведения о разработчиках профстандарта.

Профессиональный стандарт педагог-психолог (психолог в образовании) содержит обширный перечень базовых знаний, необходимых специалисту для эффективного выполнения должностных обязанностей. Школьный психолог должен знать:

  • основы психологии и педагогики;
  • принципы проектирования образовательной среды;
  • методы проведения психологических исследование и интерпретации полученных результатов;
  • методы психолого-педагогического сопровождения;
  • принципы профессиональной этики и психодидактики;
  • основы трудового законодательства РФ и законодательные нормы, устанавливающие порядок защиты прав граждан на образование;
  • особенности возрастного развития детей и подростков;
  • правила мониторинга результатов учебного процесса.

Кроме того, профстандарт педагога-психолога (2018) подробно описывает профессиональные действия, выполняемые специалистом: от обеспечения документооборота, касающегося психолого-педагогической работы в школе, до разработки планов индивидуальной психологической поддержки отдельных учеников.

Работа с детьми и подростками требует специальной подготовки, особенно если речь идет об учениках, испытывающих трудности в освоении общеобразовательных программ или нуждающихся в психологической коррекции поведения. Группу особого наблюдения составляют несовершеннолетние ученики, ставшие жертвами или свидетелями преступления, либо же признанные подозреваемыми, обвиняемыми или подсудимыми по уголовным делам. Именно школьному психологу поручается коррекционно-развивающая работа, реализация программ адаптации и социализации учеников с учетом их возрастных и личностных особенностей, а также составление индивидуальных планов психологической поддержки одаренных детей. Чтобы справляться с поставленными задачами, школьный психолог должен уметь:

  • обрабатывать и интерпретировать данные, полученные в результате реализации программ психологического мониторинга;
  • разрабатывать психологические приемы по совершенствованию образовательной среды;
  • проводить интерактивные занятия;
  • проводить психологические обследования педагогов и учащихся;
  • формировать карты возможностей и ограничений педагогических приемов (технологий) с учетом возрастного и личностного фактора.

Трудовые функции, предусмотренные документом, соответствуют седьмому квалификационному уровню. Чтобы проверить квалификацию сотрудника на соответствие профстандарту, необходимо сверить уровень его образования и опыт практической работы с заявленными требованиями. Полное соответствие означает, что сотрудник вправе занимать должность педагога-психолога и обладает достаточным набором знаний и навыков для выполнения своей трудовой функции.

Важно: профстандарты позволяют не только оценивать текущий уровень квалификации сотрудника, но и планировать его дальнейшее обучение и карьерный рост.

Начать можно с документарной проверки, в которой проверяемый работник не принимает непосредственного участия. Учрежденная работодателем внутренняя комиссия внимательно проверит его трудовую книжку, рекомендации с предыдущих мест работы, дипломы, сертификаты и прочие документы, предоставленные при трудоустройстве, а затем составит итоговый акт. Для проверки фактических знаний и навыков проводится независимая оценка квалификации работника (НОК).

Подробнее об этом читайте в статьях «Как проверить, соответствует ли квалификация работника профстандарту» и «Изменения-2017. Зачем работодателю независимая оценка квалификации: три главные причины». Эксперты расскажут, кто уполномочен проводить НОК, какими документами подтверждается квалификация работника, а также что делать, если специалисту не хватает опыта или знаний.

Профессиональный стандарт педагога-психолога: особые требования

Помимо общих требований, профстандарт педагога-психолога содержит ряд специальных условий, без выполнения которых допуск к педагогической деятельности невозможен с позиций закона. Во-первых, к педагогической работе не допускаются лица, имеющие (или имевшие в прошлом) судимость за преступления против:

  • жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности;
  • половой неприкосновенности и половой свободы личности;
  • семьи и несовершеннолетних;
  • здоровья населения и общественной нравственности;
  • безопасности государства и основ конституционного строя;
  • мира и безопасности человечества, а также общественной безопасности.

Во-вторых, при трудоустройстве на должность педагога-психолога придется в обязательном порядке пройти медицинский осмотр. Существует ряд социально опасных заболеваний, считающихся прямым противопоказанием к осуществлению педагогической деятельности. Ответственность за организацию медосмотров, призванных выявить наличие таких заболеваний у соискателей, полностью лежит на работодателе. Детали — в заметке «Когда необходимо проводить обязательный медосмотр сотрудника».

Как применяется профессиональный стандарт педагога-психолога (2017-2018)

До недавних пор унифицированные квалификационные требования к педагогам носили рекомендательный характер. В течение всего периода апробации, проводившейся на базе экспериментальных образовательных площадок, решения о необходимости применения тех или иных требований принимались на уровне отдельных учебных заведений. Параллельно с апробацией проводились экспертные форумы и семинары, посвященные анализу эффективности новых профстандартов.

Начиная с 1 января 2018 года руководители школ, интернатов и других детских образовательных учреждений обязаны принимать во внимание требования профессиональных стандартов. Новые принципы организации педагогической работы следует отразить в локальной документации, устанавливающей порядок:

  • подбора кадров;
  • реализации права на пенсионное обеспечение;
  • определения трудовых функций педагогических работников;
  • повышения квалификационного уровня педагогов (сертификации, аттестации и т.д.).

С учетом требований профстандартов формируется кадровая политика организации, разрабатываются должностные инструкции и начисляется зарплата сотрудникам (см. письмо Минтруда России №14-0/10/13-2253 от 4.04.2016г.). Советуем ознакомиться со статьей «Какие организации обязаны применять профстандарты»: эксперт поясняет, в каких случаях без профстандартов не обойтись.

Внедрение новых стандартов происходит согласно плану-графику, утвержденному руководителем образовательного учреждения. План должен отражать не только основные цели и задачи, поставленные перед рабочей группой, но и определенные индикаторы перехода:

Запланированные мероприятия каждого этапа стоит расписать в виде таблицы с указанием ответственных должностных лиц и сроков реализации, например:

При разработке должностных инструкций и локальных нормативных актов, регламентирующих работу педагога-психолога, следует помнить, что профстандарт — рамочный документ. Поэтому требования к знаниям, умениям и опыту работы сотрудника можно расширять и дополнять с учетом специфики конкретного учебного заведения. Перечень должностных обязанностей конкретизируется и уточняется:

Важно: составляя должностную инструкцию педагога-психолога, не забудьте прописать порядок замены сотрудника на время его отсутствия (отпуска, больничного, командировки).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *