Содержание
Документы
Статистика по документам и выполнению поручений
Распоряжение от 20 октября 2010 г. №1815-р. В результате выполнения государственной программы будет создан широкий спектр возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных, социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина, вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик.
Справка
Документ
- PDF
Распоряжение от 20 октября 2010 г. №1815-р
Разработчиками проекта государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» являются Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации.
Ответственным исполнителем государственной программы является Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.
Цель государственной программы – получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий за счёт обеспечения равного доступа к информационным ресурсам, развития цифрового контента, применения инновационных технологий, радикального повышения эффективности государственного управления при обеспечении безопасности в информационном обществе.
В состав госпрограммы включено шесть подпрограмм:
1. «Качество жизни граждан и условия развития бизнеса»;
2. «Электронное государство и эффективность государственного управления»;
3. «Российский рынок информационных и телекоммуникационных технологий»;
4. «Базовая инфраструктура информационного общества»;
5. «Безопасность в информационном обществе»;
6. «Цифровой контент и культурное наследие».
Для каждой подпрограммы определены единая задача и совокупность подзадач.
Задачами и подзадачами Программы являются:
1. Повышение качества жизни граждан и улучшение условий развития бизнеса:
— развитие сервисов для упрощения процедур взаимодействия общества и государства с использованием информационных технологий;
— перевод государственных и муниципальных услуг в электронный вид;
— развитие инфраструктуры доступа к сервисам электронного государства;
— создание и развитие инновационных высокотехнологичных сервисов;
— повышение открытости деятельности органов государственной и судебной власти;
— создание системы электронного учёта оказания медицинских услуг и ведения медицинской карты пациента в электронном виде;
— развитие инновационных инфокоммуникационных сервисов для повышения качества оказания услуг в области образования и науки;
— развитие инновационных высокотехнологичных сервисов в области цифрового контента и культуры.
2. Электронное государство и повышение эффективности государственного управления:
— формирование единого пространства юридической значимости электронного взаимодействия;
— создание и развитие государственных межведомственных информационно-управляющих систем, создание единой системы информационных объектов, справочников и классификаторов, используемых в государственных (муниципальных) информационных системах;
— повышение эффективности внедрения средств ИКТ на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (формирование «электронных регионов» и «электронных муниципалитетов»);
— создание инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации;
— предоставление регламентированного доступа к материалам НИОКР;
— обеспечение перевода в электронный вид государственной учётной деятельности;
— создание и развитие специальных информационных и информационно-технологических систем обеспечения деятельности органов государственной власти и управления, включая защищённые сегмент сети Интернет и межведомственный электронный документооборот.
3. Развитие российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение перехода к цифровой экономике:
— стимулирование отечественных разработок в области ИКТ;
— развитие науки, технологий, техники и подготовки квалифицированных кадров в сфере информационных и телекоммуникационных технологий, обеспечение конкурентоспособности России, развитие экономики и финансовой сферы с помощью средств ИКТ;
— формирование и развитие социально-экономической статистики, наиболее востребованной различными участниками информационного общества;
— развитие сети высокотехнологичных технопарков.
4. Преодоление «цифрового разрыва» и создание базовой инфраструктуры информационного общества:
— развитие телерадиовещания;
— развитие базовой инфраструктуры информационного общества;
— повышение готовности населения и бизнеса к возможностям информационного общества;
— обучение использованию современных информационно-коммуникационных технологий,
— популяризация возможностей и преимуществ информационного общества.
5. Обеспечение безопасности в информационном обществе:
— противодействие использованию потенциала информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам Российской Федерации;
— обеспечение технологической независимости в отрасли ИКТ;
— развитие технологий защиты информации, обеспечивающих неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, а также безопасность информации ограниченного доступа;
— обеспечение суверенности права Российской Федерации в информационном обществе.
6. Развитие цифрового контента и сохранение культурного наследия:
— сохранение культуры многонационального наследия народов Российской Федерации;
— обеспечение сохранности объектов культурного наследия с одновременным увеличением проникновения объектов науки, культуры, искусства в повседневную жизнь граждан за счёт оцифровки данных, развития средств обработки и предоставления удалённого доступа к цифровому контенту;
— развитие средств обработки цифрового контента.
В результате выполнения государственной программы будет создан широкий спектр возможностей использования информационно-коммуникационных технологий в производственных, научных, образовательных, социальных целях. Эти возможности будут доступны для любого гражданина, вне зависимости от его возраста, состояния здоровья, региона проживания и любых других характеристик. Возможности использования информационных и телекоммуникационных технологий обеспечиваются за счёт создания соответствующей инфраструктуры, обеспечение цифрового контента и подготовки пользователей.
1.Понятие, свойства и структура информации.
Информация – это воспринимаемая и понимаемая человеком характеристика окружающего мира во всём его разнообразии, которая возникает в процессе познания последнего и позволяет на основе познания и измерения свойств предметов, явлений, процессов, фактов и отражения их в различных формах восприятия отличать их признаки, элементы, значения и устанавливать связи и зависимости всего многообразия проявления материального, духовного, идеологического мира.
Информация – есть результат отражения движения объектов материального мира, запечатлённый в организме и используемый им для адаптации к изменениям окружающего мира
Свойства: 1) материальность; 2)системность; 3)идеальность; 4)виртуальность; 5)неисчерпаемость; 6)обособляемость; 7)уязвимость; 8)разрушаемость
Особые свойства информации: 1)нематериальная сущность информации; 2)физическая невозможность отчуждения информации от её обладателя; 3)обособляемость информации от её обладателя; 4)неисчерпаемость; 5)субстанциональная несамостоятельность; 6)непотребляемость в процессе использования; 7)возможность неограниченного теражирования.
Структура.
Информация в зависимости от порядка её предоставления или распространения подразделяется:
1)на информацию, свободно распространяемую
2)информацию, предоставляемую по соглашению лиц, участвующих в соответствующих отношениях;
3)информацию, которая в соответствии с федеральными законами подлежит предоставлению или распространению;
4)информацию, распространение которой в РФ ограничивается или запрещается.
2.Понятие и признаки информационного общества.
Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.
Признаки: 1)осознание обществом приоритетности информации перед другим продуктом деятельности человека; 2)первоосновой всех направлений деятельности человека (экономической, производственной, политической, образовательной, научной, творческой, культурной и т.п.) является информация; 3)информация же является продуктом деятельности современного человека; 4)информация в чистом виде (сама по себе) является предметом купли – продажи; 5)равные возможности в доступе к информации всех слоев населения; 6)безопасность информационного общества, информации; 7)защита интеллектуальной собственности; 8)взаимодействие всех структур государства и государств между собой на основе ИКТ; 9)управление информационным обществом со стороны государства, общественных организаций.
3.Информационное общество в России. Программа «Электронная Россия 2011-2020».
В деятельности органов власти по разработке и реализации государственной политики в области развития информационного общества в России можно выделить несколько этапов. На первом (1991—1994 гг.) формировались основы в сфере информатизации. Второй этап (1994—1998 гг.) характеризовался сменой приоритетов от информатизации к выработке информационной политики. Третий этап, который длится и поныне, — этап формирования политики в сфере построения информационного общества. В 2002 году Правительством РФ была принята ФЦП «Электронная Россия 2002—2010 гг.», которая дала мощный толчок развитию информационного общества в российских регионах.
Для того, чтобы обеспечить конфиденциальность и анонимность персональных биометрических данных, Россия первой из развитых стран начала создавать специальный пакет национальных стандартов: ГОСТ Р 52633.0-2006 ; ГОСТ Р 52633.1-2009, ГОСТ Р 52633.2-2010; ГОСТ Р 52633.3-2011; ГОСТ Р 52633.4-2011; ГОСТ Р 52633.5-2011.
Так как другие страны пока не имеют национальных стандартов по преобразованию биометрии человека в его личный криптографический ключ, предположительно, стандарты пакета ГОСТ Р 52633.хх будут в будущем использованы в качестве основы соответствующих международных стандартов. В связи с этим интересно отметить то, что уже существующие международные биометрические стандарты первоначально были созданы как национальные стандарты США.
Программа «Электронная Россия 2011-2020» — федеральная целевая программа, направленная на внедрение технологий «электронного правительства».
Цель программы — получение гражданами и организациями преимуществ от применения информационных и телекоммуникационных технологий.
Задачи Программы:
•обеспечение предоставления гражданам и организациям услуг с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий;
•развитие технической и технологической основы становления информационного общества;
•предупреждение угроз, возникающих в информационном обществе.
Целевые индикаторы и показатели Программы:
•индекс Российской Федерации в международном рейтинге стран по уровню развития информационных и телекоммуникационных технологий;
•доля населения Российской Федерации, пользующегося преимуществами получения государственных услуг в электронном виде, в общей численности населения.
Этапы и сроки реализации Программы
Программа выполняется в 2 этапа:
•2011 — 2014 годы;
•2015 — 2020 годы.
Ожидаемые результаты реализации Программы:
•обеспечение создания на всей территории Российской Федерации современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
•достижение технологической независимости Российской Федерации в отрасли информационных и телекоммуникационных технологий, опережающего роста российского рынка информационных и телекоммуникационных технологий по отношению к общемировому уровню;
•обеспечение доступных и разнообразных услуг почтовой связи;
•существенное сокращение транзакционных издержек в экономике за счет стандартизации процессов, среды взаимодействия и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий;
•высокое качество предоставления государственных услуг в электронном виде, осуществление подавляющего большинства юридически значимых действий в электронном виде;
•обеспечение прав и основных свобод человека, в том числе права каждого человека на информацию;
•развитие социальной самоорганизации и социального партнерства власти, бизнеса и общественности на основе использования информационных технологий;
•сокращение «цифрового неравенства» субъектов Российской Федерации, предупреждение изолированности отдельных граждан и социальных групп;
•развитие сервисов на основе информационных и телекоммуникационных технологий в сферах культуры, образования и здравоохранения;
•возможность осуществления трудовой деятельности дистанционно и содействие самозанятости;
•достижение такого уровня развития технологий защиты информации, который обеспечивает неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, безопасность информации ограниченного доступа;
•высокая степень интеграции Российской Федерации в мировое информационное общество.