Содержание

Проверка использования

Земельным и гражданским законодательством в земельных отношениях в качестве объектов определяются отдельные ЗУ и виды права на них. Земля может выступать и в качестве объекта правонарушений. Зачастую ЗУ бывают засеяны какими-либо культурами со стороны третьих лиц. Поэтому каждый собственник, арендатор или пользователь ЗУ в процессе с/х деятельности должны контролировать ее использование и защищать от незаконного использования.

Чтобы у титульных владельцев и собственников не возникало неприятностей, связанных с землей, они должны регулярно проводить осмотр ЗУ, даже если они не обрабатываются. Если будет обнаружен факт незаконного использования земли третьими лицами необходимо:

  1. Поставить в известность местный кадастровый орган о том, что земля была незаконно занята и использована третьим лицом. Так же ходатайствовать о привлечении его к ответственности.
  2. Составить акт обследования ЗУ или протокол о правонарушении.
  3. Направить требование о прекращении использования земли и выплаты всей суммы полученных доходов от ее использования в адрес лица, незаконно использующего землю. При этом установить конкретный и адекватный требованиям срок выполнения.
  4. При невыполнении требований до конца установленного срока со стороны виновного лица, потерпевшая сторона подает заявление в суд.

Составление акта

Для его составления нужно собрать комиссию, в состав которой должны входить кадастровый инженер и представитель муниципалитета, землям которого принадлежит данный участок. В Акте должна содержаться информация о:

  • местоположение земельного участка (ориентиры, план границ, кадастровый номер);
  • категория земель;
  • размер земельного участка (площадь, занятая с/х культурами);
  • на каком основании земельный участок используется третьими лицами, какими культурами засеян и какие работы проводились;
  • кем осуществлялись с/х работы на дату составления Акта.

Протокол

Этот документ, так же как и Акт может служить подтверждением незаконного использования земли. Протокол составляется представителем федеральной службы госрегистрации, кадастра и картографии, который ведет контроль за правильным использованием земель.

В протоколе должно быть указано в качестве виновника конкретное лицо, совершившее данное правонарушение. Виновник привлекается к админ. ответственности по ст. 7.1 главы 7 КоАП РФ за незаконное занятие участка земли.

Со своей стороны собственник участка может подать на него иск о взыскании убытков и при этом доказать наличие обстоятельств, которые являются упущенной для него выгодой.

Ответственность и последствия

Любой участок земли принадлежит к определенной категории земель — они группируются на основе однородности и схожести по целевому назначению. Среди них выделяются земли:

  • с/х назначения;
  • поселений;
  • особо охраняемые территории;
  • лесного фонда;
  • водного фонда.

Кроме категории у всех ЗУ есть вид разрешенного использования. Это касается параметров по эксплуатации, закрепленных законодательно. Вид определяется в соответствии с принадлежностью земли по признаку зонирования, которое определяется местными органами. Виды использования ЗУ бывают:

  • для с/х производства;
  • садоводства и огородничества;
  • дачного строительства;
  • крестьянского или фермерского хозяйства;
  • ИЖС;
  • ЛПХ.

Вид использования земли можно поменять. Узнайте отсюда, как это можно сделать.

Исходя из вышеизложенного, целевое назначение каждого ЗУ, согласно определенным характеристикам, закреплено законодательно. Но в отдельных регионах РФ фиксируются случаи использования земли не по назначению. В частности это касается Москвы и области. В связи с подобными нарушениями государством была законодательно закреплена ответственность за них. За нарушение порядка использования земли предусмотрена ответственность:

  • Административная. Согласно ст. 8.8 КоАП, на лица, нарушившие положение об использовании, накладывается штраф.
  • Принудительное изъятие.
    Земли, используемые на основе пожизненного владения, находящиеся в пользовании на арендной основе и в бессрочном пользовании по причине:
    • использования не по определенному целевому назначению;
    • снижения уровня плодородия;
    • умышленной порчи или загрязнения плодородного слоя;
    • регулярной неуплаты налогов.

Земли с/х назначения, на которых действует ФЗ «об обороте земель с/х назначения», согласно которому земля изымается в случаях:

  • снижения плодородия;
  • вредного влияния на окружающую среду;
  • если земля не используется по назначению 3 и более года подряд с момента возникновения собственности на нее.

Исключение составляют земли садоводства и огородничества, гаражного и дачного строительства, ЛПХ, ИЖС.

В случаях, когда органы местного самоуправления обнаружат один из вышеперечисленных фактов, они вправе наложить штраф на нарушителя и направить ему предписание о ликвидации нарушения. Если эти требования не будут исполнены нарушителями в срок, то местные органы обращаются в суд с иском об изъятии земель у собственника.

Наказание и штрафы

Президентом России были подписаны поправки в КоАП, касающиеся увеличения сумм штрафов в земельных отношениях. По новым правилам административные штрафы должны начисляться исходя из кадастровой стоимости земли.

Согласно ст. 8.8 с редакциями от 08.03.2015 года за ненадлежащее использование земель предусматриваются следующие виды наказания:

Использование ЗУ не по назначению при определенной кад. стоимости сумма штрафа составляет:

  • гражданам – 0,5–1% от кадастровой стоимости, но минимум 10 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 1-1,5%, но мин. — 20 тыс. руб.;
  • организациям – 1,5-2%, но мин. — 100 тыс. р.

Если кад. стоимости нет:

  • гражданам – 10-20 тыс. руб.;
  • должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • организациям – 100-200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ с/х назначения сумма штрафа будет составлять:

  • Гражданам – 0,3-0,5% от кадастровой стоимости, но мин. 3 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 0,5-1,5%, но мин. — 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-10%, но мин. — 200 тыс. руб.

Неиспользование ЗУ под строительство и огородничество при определенной кад. стоимости:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1,5-2%, но мин. – 50 тыс. руб.;
  • Организациям – 3-5%, но мин. – 400 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 400-700 тыс. руб.

Несвоевременно выполненные или вовсе невыполненные действия по работе с землей, повлекшие ее непригодность для использования:

  • Гражданам – 20-50 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 100-200 тыс. руб.;
  • Организациям – 200-400 тыс. руб.

Ответственность при несанкционированном захвате земель

Одним из распространенных в земельных отношениях правонарушений, является самозахват земель. За него предусматривается ответственность, согласно ст. 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения. Текст данной статьи кроме самовольного захвата предусматривает ответственность и за пользование землей без соответствующих документов, подтверждающих права владения, и за использование земли без документов, которые бы подтверждали разрешение на осуществление какой-либо хоз. деятельности.

Каждый земельный участок имеет своего владельца. Им может быть:

  • физическое лицо;
  • юридическое лицо;
  • муниципальное образование;
  • субъект РФ;
  • Российская Федерация.

Само понятие самовольного захвата предусматривает использование земель без правовых оснований. Не будет являться правонарушением если законодательно гражданин не имеет обязанности оформлять правоустанавливающие документы.

Самовольным занятием земли может считаться противоправная застройка или использование земли в качестве места под склад.

Действия арендатора или собственника земли могут расцениваться как самовольный захват, если они самовольно переносят границы своего участка, выносят за него какие-либо постройки или осуществляют складирование своего имущества.

Если гражданин построил какое-либо сооружение на самовольно захваченной земле, он не имеет права им распоряжаться, поскольку оно не является законным.

Лицам, самовольно захватившим земли, не возмещается материальный ущерб при возвращении этих участков в собственность владельцев.

Штрафы за самовольный захват

Согласно поправкам к статье 7.1 Кодекса РФ, регулирующего административные правонарушения от 08.03.2015 года, предусмотрены штрафы за несанкционированный захват земель, использование земель без правоустанавливающих документов и без документов, разрешающих ведение какой-либо хозяйственной деятельности при определенной кадастровой стоимости в размере:

  • Гражданам – 1-1,5% от кадастровой стоимости, но мин. 5 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 1-1,5%, но мин. 20 тыс. руб.;
  • Организациям – 2-3%, но мин. 100 тыс. руб.

Если кад. стоимости нет:

  • Гражданам – 5-10 тыс. руб.;
  • Должностным представителям – 20-50 тыс. руб.;
  • Организациям – 100-200 тыс. руб.

Полный текст закона из 7 главы КоАП РФ читайте ниже:

Если сравнивать землю с другими природными ресурсами, то она выполняет более широкие функции в общественных отношениях. На охране и использовании ЗУ отрицательно сказываются нарушения Земельного Кодекса РФ, ненадлежащее выполнение или невыполнение требований земельного права.

Правовые средства регулирования отношений имеют немаловажное значение для более рационального и бережного использования ЗУ и охраны, а так же для защиты прав землепользователей. Правовые средства позволяют устранять нарушения в земельных отношениях, восстанавливают права собственников и позволяют привлекать к ответственности виновных лиц.

Законодательные акты

Неправомерное использование земельного участка не по назначению представляет собой вполне обычное явление. Чаще всего споры возникают из-за незаконного присвоения части земли соседями по участку или строительства зданий без надлежащего разрешения.

В статье 42 ЗК РФ указано, что земля должна использоваться только с учетом ее назначения собственником или другими лицами, имеющими необходимую документацию.

Категории земли делятся на семь типов:

  • для нужд сельского хозяйства;
  • для пунктов населенного типа;
  • для промышленных и оборонных целей, безопасности, а также назначения специального типа;
  • зоны и объекты охраняемого типа;
  • входящие в лесной и водный фонд;
  • земли запаса.

Применение опасных веществ, снижающих плодородность почвы и влияющих на экологию, также недопустимо. В этом случае действует закон, предусматривающий наказание за применение не по целевому назначению.

Участок может быть изъят в принудительном порядке, а право собственности прекращено, если земля не используется на протяжении установленного законом срока, используется нецелесообразно, и при этом нарушаются нормы земельного законодательства.

Многие землевладельцы стремятся оспорить ответственность и штраф за незаконное владение ЗУ. Незнание правовых аспектов и изменений в законодательстве способно привести к негативным последствиям.

Опытные нотариусы и юристы предоставляют подробные консультации у нас на сайте и могут помочь решить даже самые сложные вопросы. Если вы оказались в непростой ситуации, обратитесь к профессионалу. Юрист подскажет, что необходимо делать и найдет оптимальное решение вашей проблемы — задать вопрос.

Установление факта неправомерного использования участка

Любой объект земельной собственности контролируется органами государственной власти, что подразумевает отслеживание условий эксплуатации земли членами специального комитета.

Использование ЗУ без документов, а также нецелевое использование участков должно быть подтверждено и доказано. В большинстве ситуаций это мероприятие проходит в судебном порядке, поскольку ответчики редко признаются в противозаконном действии.

Факт нарушения устанавливается несколькими способами:

  1. На основании заявления от соседей или главы СНТ ().
  2. После поступления информации от ФНС или сотрудников прокуратуры.
  3. В процессе внеплановой проверки на нарушение вида разрешенного использования надела от уполномоченных органов.

Ответственность на нарушителя накладывается согласно установленному законом алгоритму. Нецелевое использование земли в судебной практике часто влечет за собой наложение штрафов и другие виды административной ответственности.

Если факт нарушения или неиспользования участка будет обнаружен, об этом сообщают в отделение Росреестра. Вопросом занимаются сотрудники уполномоченных органов, в задачу которых входит предварительное мирное урегулирование проблемы.

Важно! На основании Земельного кодекса участок, на котором уже возведен дом, разбит сад или огород, не подлежит изъятию. В любом случае собственник получает ровно три дня на обжалование судебного решения.

Во время проверки составляется акт, подтверждающий осмотр участка (, затем собственнику направляется документ, предупреждающий его об административной ответственности.

В данном требовании указаны допустимые сроки для устранения нарушений, а также суммы компенсационных выплат. Нецелевое применение земли всегда противозаконно, поэтому если землевладелец не устранит нарушение, на него будет подан судебный иск на основании ст.7. КоАП.

Протокол включает в себя информацию о типе использования земли, местоположении участка, его размерах и категории, а также о законах, которые нарушил собственник. Окончательное решение принимается судом, где выясняется, какие именно нормы законодательства были нарушены.

После установления факта административного правонарушения открывается исполнительное производство. Это необходимо с целью взыскания штрафов и упущенной выгоды. В некоторых случаях участок полностью изымается у владельца земли.

Административная ответственность и штрафные санкции

При целевом использовании земли ее владельцу не грозит потенциальный штраф, в противном случае ему придется нести ответственность за совершенное нарушение. Размеры штрафов остаются неизменными с весны 2015 года.

В то время санкции были заметно увеличены, при этом их часть напрямую зависела от кадастровой стоимости земли. В административном кодексе указано, что земля сельскохозяйственного назначения подлежит уходу, улучшению ее свойств и своевременной рекультивации.

Важно! Если собственник не выполняет свои прямые обязанности, к примеру, не уничтожает сорняки и вредителей, на него может быть наложен штраф в размере, зависящем от типа нарушения и категории землевладельца.

Перечень видов административных нарушений в земельной судебной практике достаточно обширен.

В этот список входит:

  • нецелевое использование;
  • факт полного отсутствия эксплуатации земли;
  • неправильная эксплуатация;
  • отсутствие стоимости участка по кадастру;
  • невыполненные или не вовремя выполненные действия, которые привели землю в негодность.

Земельный участок без правоустанавливающих документов также подлежит проверке на предмет правонарушений.

Суммы штрафов указаны в ст. 8.8 КоАП РФ:

  • для физических лиц — 1000-1500 руб.;
  • для юридических лиц — 40000-50000 руб.;
  • для лиц, занимающих определенные должности — 2000-3000 руб.

Если после того как штраф был уже наложен, выяснится, что участок продолжает эксплуатироваться не по целевому назначению, это дает основание его изъять. В этой ситуации право на пожизненное владение имуществом, а также право постоянного и срочного пользования им могут быть закончены.

Данная законодательная норма не имеет отношения к собственникам, которые, тем не менее, существенно ограничиваются в правах на свою землю. Имущество изымается согласно порядку, указанному в ст. 286 ГК РФ.

Примеры из юридической практики

Часто истцам сложно доказать тот факт, что нарушения были, к примеру, если территория, предназначенная для индивидуального строительства, выкуплена для коммерческих целей.

То же самое происходит, когда дело касается загрязнения окружающей среды в определенном населенном пункте.

Пример 1

Зарастание участка сорняками согласно закону приравнивается к нарушению целевого использования земли. Представители общества, против которого было выдвинуто это заявление, обратились в суд с целью оспорить судебное решение по поводу наложения штрафа в размере 40000 руб. Ответчики утверждали, что покупка участка состоялась в октябре, и за это время проведение сельскохозяйственных работ было невозможно. После изучения материалов в оспаривании решения было отказано. Данная категория земель подлежала обработке в период с мая по октябрь.

Пример 2

Виды разрешенного использования земель представляют собой один из самых спорных аспектов в земельной судебной практике. Компания смогла оспорить решение суда о привлечении к ответственности за нецелевое использование земли. Изначально участок был выделен для постройки мотеля, но на нем была установлена вышка для связи со зданием, предназначенным под офис. По мнению судьи, этот случай нельзя было отнести к нарушениям, поэтому наказание за него не предусмотрено. Это изменение считалось незначительным, но в более серьезных ситуациях суд всегда учитывает интересы Росреестра.

Пример 3

В процессе предпринимательской деятельности часто возникают спорные ситуации, касающиеся нецелевого использования. Когда одному предпринимателю был выделен участок для постройки многоэтажного здания, он возвел на нем строение коммерческого типа. За это ему пришлось заплатить штраф, несмотря на обжалование принятого решения. По мнению обвинителей, возведенные магазины не относились к жилому комплексу, поэтому исковое заявление от ответчика не было удовлетворено. Стоит помнить о том, что штрафом облагается как нецелевая эксплуатация, так и отсутствие использования земель.

Неправомерность использования участка должна быть доказана, поэтому в спорных ситуациях всегда следует обращаться к юристу. Специалист сможет досконально разобраться в вопросе и сделает все, чтобы отстоять ваши права. Ниже приложен перечень образцов документов, необходимых для предоставления должностному лицу.

Если земля используется не по назначению

Статья 285 ГК РФ устанавливает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, например если участок используется не в соответствии с его целевым назначением или его использование приводит к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель либо значительному ухудшению экологической обстановки. Имеются и более радикальные методы изъятия — реквизиция, конфискация, национализация, — но, будем надеяться, нам это не пригодится.

Статья 42 ЗК РФ устанавливает, что и собственники земельных участков, и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. Кроме того, собственники земельных участков должны своевременно приступать к использованию земельных участков.

ЗК РФ устанавливает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования:

  • собственником (ст. 44 ЗК РФ);
  • лицом, владеющим участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45 ЗК РФ).

Итак, основание для принудительного изъятия земельного участка — ненадлежащее его использование:

  • неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо
  • грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством.

Например, участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

Примечание. Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет (ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

ЗК РФ устанавливает семь категорий земель:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли населенных пунктов;
  • земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения;
  • земли особо охраняемых территорий и объектов;
  • земли лесного фонда;
  • земли водного фонда;
  • земли запаса.

И все они должны использоваться по назначению. Использование земельного участка по целевому назначению означает то, что участок должен использоваться в соответствии с изначально заданными целями — для сельскохозяйственного производства, жилищного строительства и т.д. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством. Даже если собственнику кажется, что он использует участок эффективнее, чем предполагалось изначально, это не обезопасит от принятия решения об изъятии данного участка.

В случае выявления компетентным органом факта неиспользования земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, может последовать административная ответственность.

Согласно ст. 8.8 КоАП РФ использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием или неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, влечет наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 1000 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц — от 2000 до 3000 руб.;
  • на юридических лиц — от 40 000 до 50 000 руб.

Если выяснится, что уже после наложения административного наказания ненадлежащее использование земельного участка продолжилось, то это существенное основание для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком (ч. 2 ст. 54 ЗК РФ).

По отношению к собственникам закон такой нормы не устанавливает. То есть формально привлечение к административной ответственности не является обязательной предпосылкой для принудительного прекращения. Конечно, это ущемляет права собственника по сравнению с лицами, владеющими участками на иных правах, но это так.

Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ. Оно проходит следующие этапы:

  • заблаговременное предупреждение собственника земельного участка о допущенных нарушениях;
  • принятие уполномоченным органом государственной власти или местного самоуправления решения об изъятии земельного участка;
  • продажа соответствующего земельного участка с публичных торгов. Причем если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, земельный участок может быть сразу продан с публичных торгов.

Если же собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, то орган, принявший решение об изъятии участка, может реализовать свои полномочия только путем предъявления соответствующего требования о продаже участка в суд.

Статья 286 ГК РФ устанавливает, что:

  • орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии у собственников земельных участков в связи с ненадлежащим их использованием;
  • порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Однако до настоящего времени земельным законодательством почти ничего не регламентировано.

Статья 54 ЗК РФ определяет соответствующий орган и устанавливает порядок уведомления о допущенных нарушениях, но лишь для лиц, не являющихся собственниками земельных участков.

Принудительное прекращение права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком осуществляется при условии неустранения фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа.

Примечание. Невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, влечет за собой наложение административного штрафа:

  • на граждан — от 2000 до 2500 руб.;
  • на должностных лиц — от 4000 до 5000 руб.;
  • на юридических лиц — от 70 000 до 100 000 руб.

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти, органа местного самоуправления, осуществляющего предоставление земельных участков (ст. 29 ЗК РФ) и предоставившего земельный участок.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок на основании материалов, поступивших от исполнительного органа государственной власти, вынесшего предупреждение, орган государственной власти или орган местного самоуправления, предоставивший земельный участок, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Этот порядок вряд ли правомерно применять к собственникам, поскольку ст. 44 ЗК РФ прямо говорит, что принудительное прекращение права собственности на земельный участок осуществляется в порядке, предусмотренном гражданским законодательством. То есть вплоть до внесения поправок в ГК и (или) ЗК РФ применение порядка, установленного ст. 54 ЗК РФ, к собственнику будет представлять собой лишение прав собственности, не основанное на установленном законом порядке.

Ряд положений ГК РФ предусматривает возмещение собственнику стоимости изымаемого у него имущества в случаях ненадлежащего его использования:

  • ст. 293 ГК РФ — при прекращении права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение, которая предусматривает продажу с публичных торгов такого жилого помещения по решению суда с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов по исполнению судебного решения;
  • ст. 240 ГК РФ — при продаже с публичных торгов бесхозяйственно содержимых культурных ценностей собственнику таких ценностей передается вырученная от продажи сумма за вычетом расходов на проведение торгов.

Поскольку изъятие земельного участка осуществляется путем его продажи с публичных торгов, то есть основания полагать, что денежные средства, получаемые от такой продажи, поступают в распоряжение продавца, т.е. собственника земельного участка, в отношении которого было принято решение об изъятии.

Порядок прекращения прав несобственников на земельный участок установлен ст. ст. 45 — 47 ЗК РФ. Согласно эти нормам принудительному прекращению подлежат:

  • право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком;
  • право пожизненного наследуемого владения земельным участком;
  • право аренды земельного участка;
  • право безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Основание — ненадлежащее использование земельного участка.

Ненадлежащими признаются следующие способы и формы использования:

  • использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением;
  • использование земельного участка способами, которые приводят к существенному снижению плодородия сельскохозяйственных земель или значительному ухудшению экологической обстановки;
  • отравление, загрязнение, порча или уничтожение плодородного слоя почвы;
  • использование при систематической неуплате земельного налога.

Ненадлежащим использованием считается также бездействие правообладателя, выраженное в полном отказе от использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение определенного законодательством срока. Напомним, что согласно ст. 284 ГК РФ этот срок составляет три года (если более длительный срок не установлен законом). В указанный период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Принудительное прекращение прав на земельный участок ввиду ненадлежащего его использования осуществляется только на основании решения суда. При этом права несобственников могут быть прекращены лишь при неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка только после привлечения их к административной ответственности (п. 2 ст. 54 ЗК РФ).

Одновременно с наложением административного взыскания уполномоченным исполнительным органом государственной власти по осуществлению государственного земельного контроля лицу, виновному в нарушении земельного законодательства, выносится предупреждение о допущенных земельных правонарушениях с последующим уведомлением исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления соответствующих земельных участков. Названное предупреждение должно содержать:

  • указание на допущенное земельное правонарушение;
  • срок, в течение которого земельное правонарушение должно быть устранено;
  • указание на возможное принудительное прекращение права на земельный участок в случае неустранения земельного правонарушения;
  • разъяснение прав лица, виновного в нарушении земельного законодательства, в случае возбуждения процедуры принудительного прекращения прав на земельный участок;
  • иные необходимые условия.

В случае неустранения указанных в предупреждении земельных правонарушений в установленный срок исполнительный орган государственной власти, вынесший предупреждение, направляет материалы о прекращении права на земельный участок ввиду его ненадлежащего использования в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков.

Орган государственной власти или орган местного самоуправления, обладающий правом предоставления соответствующих земельных участков, направляет в суд заявление о прекращении права на земельный участок.

Причинитель вреда обязан возместить в полном объеме вред. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в нарушении земельного законодательства, за их счет.

Решение уполномоченного органа об изъятии земельного участка ввиду ненадлежащего его использования может быть обжаловано в судебном порядке.

М.Дашевская

Юрист

Нарушение разрешенного использования земельного участка

Целевое назначение земли – одно из наиболее важных требований нынешнего законодательства. Однако оно не в любом случае может совпадать с пользовательскими желаниями. Так что большое количество людей неосознанно осуществляют нарушение правил.

Если рассматривать российское законодательство, земельный участок может быть использован исключительно по тому назначению, которое было указано в документах на данный участок. За не целевое использование земли государство имеет полное право обратиться в суд и изъять участок. К примеру, если на земле, которая предназначена для фермерского хозяйства или садоводства — будет построен коттеджный поселок, тогда использование этой земли считается нецелевым, а все строения — незаконными.

Все это отмечается в актах государственного типа на право владения подобным имуществом и возможность его применения.

Большое количество людей неправильно думают, что с наличием свидетельства о праве собственности на надел они способны распоряжаться им так, как захотят. Это вовсе не так, а за применение земли не по назначению ее хозяина или арендатора могут привлечь к ответственности и наложить на него штраф за нецелевое использование земельного участка, устанавливаемый Кодексом о правонарушениях административного типа. Так что этот фактор следует принять во внимание.

Куда жаловаться на нецелевое использование земли?

Как происходит установление факта нецелевого использования земельного участка? Земля особо контролируется государством. Соблюдение условий закона касаемо использования участка, а так же уточнение местоположения границ земельного участка подлежит тщательному отслеживанию особенного комитета, которым может служить местная администрация вместе с управлением Ростреестра.

Установление факта нецелевого использования земельного участка может начать осуществляться:

  1. Если заявление написано соседями или председателем садоводческого некоммерческого товарищества.
  2. При проверке государственных лиц.
  3. При установлении факта нецелевого использования земельного участка, территория может визуально определиться как не использующаяся.

Если земельные участок не используется по назначению, то возможно сделать акцент на их бесхозности, добиваясь признания этого статуса через судебное заседание (подробнее о других судебных спорах с землей вы можете узнать по ссылке — рассмотрение земельных споров с нашим адвокатом). После чего процедура использования земли для вас упрощается.

Неиспользование земельного участка в течении 3 лет может повлечь вмешательство, если:

  • участок никак не обрабатывался;
  • на участке не было начато никакого строительства;
  • нет никаких признаков проведения работ.

Кроме арендуемых объектов, любые отчуждаются в пользу хозяйствующего субъекта возможно только на основании решения суда.

Для этого в суд нужно представить следующие доказательства:

  • акт об отсутствии проведённых работ;
  • доказательства, что не проводилось никаких работ на протяжении трёх лет;
  • подтверждения о предупреждении;
  • документы, подтверждающие уплату налога.

От местной администрации понадобится подтверждение досудебных действий, которые заключаются в предоставлении документов о принятых мерах, в отношении недобросовестного землевладельца.

Имущество подобного рода может использоваться его владельцами исключительно так, как было установлено в назначении. Иначе на них может быть подана жалоба на нецелевое использование земельного участка. Так что хозяева не в праве по своей воле менять назначение такого объекта.

ВНИМАНИЕ: адвокат по земельным спорам в суде с соседями и третьими лицами дает советы в видео. Подпишитесь на наш канал YouTube и юридическая консультация по земельным вопросам в комментариях ролика станет для Вас бесплатной.

Наказание за нецелевое использование земельного участка

  1. Штраф. Административным кодексом предусмотрена ответственность за невыполнение собственником обязанности по рекультивации участков, улучшению их свойств, приведение земель в непригодное состояние, непроведение мероприятий по защите земель и установил размер штрафов за нецелевое использование земельных участков. Так же штрафами облагаются самые распространённые правонарушения – самовольный захват земельного участка, использование не по назначению и неиспользование в указанные сроки.
  2. Изъятие. Наиболее жестким наказанием для нерадивого владельца надела может быть только изъятие земельного участка в связи с нецелевым использованием, что будет полезным государству. Это не единственный случай, когда у государства есть возможность изъятия земли. Можете изучить информацию по ссылке по вопросу порядок изъятия земельного участка для государственных и муниципальных нужд с компенсацией убытков.

Если вы хотите, чтобы все прошло идеально, вам следует принять во внимание предоставленную нами информацию. Если есть необходимость, то вам может помочь наш юрист по земельным спорам, который сможет грамотно вас проконсультировать. Тогда вы будете уверены в том, что все пройдет на самом высоком уровне. Результат будет отвечать всем вашим ожиданиям. Все это обязательно следует учитывать. Также наказывается нарушение разрешенного использования земельного участка.

Нецелевое использование земли: каковы последствия и условия наступления ответственности

Руководствуясь ст. 7 ЗК РФ, суды признают нецелевым использование земельного участка не в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель. Кроме того, зачастую суды оперируют термином «нецелевое использование земельного участка» также в случае использования участка не в соответствии с установленным для него видом разрешенного использования (ВРИ). Следствием этого, в частности, может быть требование о сносе самовольных построек. Примеры того, как суды квалифицируют действия ответчика в связи с заявленными истцом доводами о нецелевом использовании земельного участка, а также возможных последствий нецелевого использования земли — в материале.

Определении от 02.08.2016 № 35-КГПР16-12 Верховный суд РФ поддержал выводы нижестоящих инстанций, признавших действия ответчика нецелевым использованием земельного участка и обязавших снести возведенные на данном участке постройки.

В этом деле собственник земельного участка, относящегося к землям сельскохозяйственного назначения (сельхозугодья), возвел на его территории ангары. По его словам, строения предназначались для хранения сельскохозяйственной продукции. С исковыми требованиями о сносе данных строений обратился прокурор, который представил суду доказательства использования ангаров для хранения самолетов. В результате суд поддержал доводы прокурора о нецелевом использовании земельного участка и обязал ответчика снести указанные строения.

Представляет интерес позиция о том, что нецелевое использование здания (его части), расположенного на земельном участке, не является признаком нецелевого использования земельного участка (постановление ВС РФ от 20.02.2015 по делу № 305-АД14-5167, А41-20594/14). Такая позиция представляется небесспорной, поскольку фактически хозяйственная деятельность лица на земельном участке во многом определяется тем, как используются размещенные на нем объекты, а нецелевое использование объектов недвижимости связано с нецелевым использованием земельного участка.

Так, например, в одном деле собственник земельного участка, которому присвоен ВРИ «Эксплуатация складского комплекса», использовал находящиеся на нем складские помещения для размещения офисов (постановление АС Московского округа от 11.07.2017 по делу № А40-151922/2016). Суды не согласились с доводами Управления Росреестра о том, что данный факт свидетельствует о нецелевом использовании земельного участка. Напротив, они указали, что использование помещений в нежилом здании относится к вопросу использования объекта недвижимости, а не земельного участка.

Аналогичного подхода придерживался АС Центрального округа в постановлении от 07.12.2017 № Ф10-4923/2017 по делу № А08-72/2017, установив, что одно из помещений нежилого здания производственного назначения, расположенного на земельном участке, имеющем ВРИ «Для размещения и эксплуатации производственных зданий и сооружений», используется в торговой деятельности.

При этом в другом деле суд признал незаконными действия ответчика по возведению и эксплуатации торгового павильона на земельном участке, имеющем ВРИ «Для обслуживания здания клуба». Суд отклонил доводы ответчика о том, что торговый павильон используется им для обслуживания клуба, а следовательно, его возведение не свидетельствует о нецелевом использовании участка (постановление ВС РФ от 24.03.2016 № 31-АД16-3).

Интерес также представляет постановление ВС РФ от 12.05.2017 № 31-АД17-5. В этом деле собственник земельного участка, относящегося к категории земель населенных пунктов и с ВРИ «Для эксплуатации гаражного бокса», разместил на кровле гаражного бокса опору станции сети сотовой радиотелефонной связи с соответствующим оборудованием. Таким образом, по мнению Управления Росреестра, собственник использовал земельный участок не по целевому назначению. Суд не согласился с данной позицией, указав следующее.

В классификаторе видов разрешенного использования земельных участков (утв. приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540, далее — Классификатор) установлено, что содержание ВРИ допускает без отдельного указания в Классификаторе размещение и эксплуатацию линейного объекта (кроме железных дорог общего пользования и автомобильных дорог общего пользования федерального и регионального значения), размещение защитных сооружений (насаждений), объектов мелиорации, антенно-мачтовых сооружений, информационных и геодезических знаков, если федеральным законом не установлено иное. Основываясь на положениях Классификатора и разъяснениях Минэкономразвития России, приведенных в письме от 18.03.2016 № Д23и-1239, суд пришел к выводу, что размещение антенно-мачтовых сооружений допускается на земельных участках с любым ВРИ (в том числе на земельных участках, в ВРИ которых специально не оговорено размещение объектов связи) без дополнительного кадастрового учета изменений в части разрешенного использования земельного участка.

В дополнение к случаям нецелевого использования земельного участка следует отметить, что использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления, указанной, например, в договоре аренды, может стать основанием для расторжения данного договора, а также применения договорной ответственности, если таковая предусмотрена (см. определения ВС РФ от 17.02.2017 по делу № А81-293/2016, от 17.02.2016 по делу № А40-206687/2014, постановления АС Московского округа от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16, Уральского округа от 16.09.2015 по делу № А60-38963/2014). В частности, за несоблюдение цели предоставления земельного участка может быть взыскана неустойка или арендная плата, рассчитанная с учетом повышающего коэффициента.

При этом факт использования земельного участка в соответствии с целевым назначением (то есть при отсутствии нарушений, связанных с использованием земельного участка не в соответствии с категорией земель и ВРИ) не исключает гражданско-правовую ответственность арендатора за использование земельного участка не в соответствии с целью его предоставления и право арендодателя требовать расторжения договора.

Так, например, АС Московского округа удовлетворил требование арендодателя о расторжении договора аренды земельного участка, предоставленного для целей эксплуатации здания кафе, после того, как это кафе было снесено арендатором (постановление от 29.05.2017 по делу № А40-102752/16). Суд указал, что снос здания кафе следует квалифицировать на основании ст. 451 ГК РФ как существенное изменение обстоятельств, предоставляющее арендодателю земельного участка право на досрочное расторжение договора аренды.

Суды удовлетворяют требования о расторжении договора аренды при схожих обстоятельствах, применяя также нормы ст. 450, п. 1 ст. 619 ГК РФ о существенном нарушении условий договора как основания для его расторжения.

Вместе с тем не только факт нецелевого использования земельного участка может привести к неблагоприятным последствиям, но и неиспользование земельного участка в случаях, предусмотренных ч. 2, 2.1 и 3 ст. 8.8 КоАП РФ.

Рассмотрим отдельные вопросы наступления ответственности за нецелевое использование земельных участков более детально.

Привлечение к административной ответственности

Административная ответственность за нецелевое использование земельных участков установлена ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. При этом под действие данной статьи подпадает использование участка как не в соответствии с целевым назначением с учетом его категории, так и с нарушением ВРИ.

Например, согласно статистике, опубликованной Росреестром (уполномоченным на рассмотрение данной категории дел), по состоянию на 1 января 2016 г. за использование земельных участков не по целевому назначению было привлечено к ответственности 5861 лицо, общая сумма наложенных штрафов составила более 200 млн руб., при этом было устранено менее половины выявленных нарушений — всего 2625 (данные доступны на сайте Росреестра в разделе «Статистическая отчетность»).

Санкцией за совершение правонарушения по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ является штраф. С марта 2015 г. размер штрафов был существенно увеличен, а также был установлен новый механизм расчета штрафа: в размере, кратном в процентном выражении кадастровой стоимости участка. Теперь на организацию может быть наложен штраф в размере от 1,5 до 2% кадастровой стоимости участка, но не менее 100 000 руб. (ранее ответственность организаций ограничивалась 50 000 руб.)

Следует отметить, что действия могут быть квалифицированы по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ, даже если лицо использовало не в соответствии с целевым назначение только часть земельного участка, а не весь участок целиком (см. постановление Президиума ВАС РФ от 18.06.2013 № 71/13 по делу № А67-4294/2012).

Спорный вопрос связан с подведомственностью дел об обжаловании привлечения к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ. Так, многие арбитражные суды, руководствуясь разъяснениями ВС РФ (п. 33 постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), указывают, что данное нарушение относится к нарушениям в сфере природопользования, не связано с предпринимательской деятельностью и далеко не во всех случаях может рассматриваться в арбитражном суде (Определение ВС РФ от 04.09.2017 по делу № А40-227685/2016).

В некоторых делах, напротив, суд указывает на незаконность прекращения производства по делу арбитражным судом, поскольку привлечение к ответственности по ч. 1 ст. 8.8 КоАП РФ напрямую затрагивает экономические (предпринимательские) интересы лица и не может обжаловаться в судах общей юрисдикции (Определение ВС РФ от 26.09.2017 по делу № А56-5983/2016).

Обязание привести земельный участок в пригодное для использования (исходное) состояние

Устранение нарушений целевого использования земельного участка в натуре является распространенным способом защиты прав на земельный участок и охраны земельного участка как природного объекта.

Требование о приведении участка в исходное состояние может быть связано с обязанностью освободить его от незаконно размещенных некапитальных объектов, например торговых палаток, а также самовольно возведенных объектов недвижимости (постановление АС Московского округа от 28.07.2017 по делу № А41-33933/2016). Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние осуществляется самими нарушителями или за их счет (п. 2 ст. 62 и п. 3 ст. 76 ЗК РФ).

При рассмотрении требований о приведении земельного участка в исходное состояние суды также обязывают нарушителя обеспечить рекультивацию участка и восстановить почвенный слой, нарушенный в результате его нецелевого использования. В первую очередь такие требования заявляются в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения (см., например, постановление АС Восточно-Сибирского округа от 10.10.2016 по делу № А78-11504/201).

При этом суд может обязать лицо, уже осуществившее рекультивацию поврежденного земельного участка, возместить вред еще и в денежной форме. Такое двойное взыскание применимо, если суд установит, что восстановление состояния земельного участка возможно лишь частично, в том числе в силу наличия невосполнимых экологических потерь, в связи с чем в полном объеме вред должен возмещаться не только в натуре, но и в денежной форме (п. 17 постановления Пленума ВС РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», Определение ВС РФ от 17.07.2017 по делу № А34-5469/2014).

Взыскание убытков, причиненных нецелевым использованием земельного участка

Зачастую нецелевое использование земельного участка приводит к причинению вреда участку как природному объекту. На настоящий момент сформирована обширная судебная практика по возмещению вреда, причиненного земельным участкам (на основании ст. 15 ГК РФ, п. 1 ст. 62, п. 1 ст. 76 ЗК РФ). При этом положения земельного и гражданского законодательства применяются судами в тесной увязке с нормами природоохранного законодательства (ст. 77—79 Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»).

Причинение вреда земельному участку может быть связано, например, с неправомерным использованием участка для складирования мусора, строительных материалов, замощением части участка, размещением объектов недвижимого имущества (см., например, Определение ВС РФ от 29.08.2017 по делу № А43-16958/2016). Вопрос оценки размера и возмещения вреда особенно остро стоит в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Для взыскания убытков с нарушителя необходимо доказать наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями лица и причиненным вредом. При этом размер вреда определяется в соответствии с утвержденными таксами и методиками, например Методикой исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (утв. приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238).

Помимо возмещения вреда, причиненного нецелевым использованием, с нарушителя могут быть взысканы иные убытки, например расходы собственника земельного участка на снос (демонтаж) объектов, возведенных не в соответствии с разрешенным использованием участка, а также недополученная прибыль правообладателя участка в связи с невозможностью его использования.

Прекращение прав арендаторов, землепользователей на земельный участок, изъятие земельного участка у собственника

Основаниями для принудительного прекращения ограниченных прав на землю (в частности, права постоянного (бессрочного) пользования) и прав аренды, безвозмездного пользования участком являются использование земельного участка не по целевому назначению, а также использование участка, приводящее к порче земель, невыполнение правообладателем обязанности по рекультивации и восстановлению состояния участка. Отметим, что, исходя из буквального толкования соответствующих положений ЗК РФ (ст. 45—47), использование участка не в соответствии с его разрешенным использованием в число таких оснований не входит.

При этом, исходя из сложившейся практики, во многие договоры аренды земельных участков включается условие о праве арендодателя в одностороннем внесудебном порядке отказаться от исполнения договора при нарушении арендатором как разрешенного использования, так и цели предоставления участка в аренду.

Статья 285 ГК РФ, в свою очередь, предусматривает, что земельный участок может быть изъят у собственника, если его использование осуществляется с нарушением требований законодательства, в частности не в соответствии с целевым назначением. В судебной практике существуют единичные и исключительные случаи применения данной нормы, что позволяет оценить данный инструмент как декларативный и фактически не работающий.

Вместе с тем в судебной практике существуют примеры судебного изъятия земельных участков у собственника по специальным основаниям, установленным для земельных участков сельскохозяйственного назначения.

Согласно ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке, если его использование приводит к существенному снижению плодородия земель (Критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения утверждены постановлением Правительства РФ от 22.07.2011 № 612), а также в случае неиспользования в течение трех и более лет подряд участка для ведения сельского хозяйства, если ранее в рамках земельного надзора были выявлены нарушения в его использовании.

Отметим, что абсолютное большинство изъятий земельных участков связано именно с неиспользованием участков для сельскохозяйственного производства (см., например, Определение ВС РФ от 10.10.2016 по делу № А66-10514/2015).

Однако в целом институт изъятия земельных участков в связи с нецелевым использованием, в отличие от механизма прекращения права аренды, в правоприменительной практике не слишком развит. Скорее всего, причина кроется в том, что суды опасаются принимать такие крайне меры, как прекращение права собственности нарушителя.

Иные виды ответственности и негативные последствия нецелевого использования земельных участков

Статьями 74 и 75 ЗК РФ предусмотрены также уголовная (ст. 254 «Порча земель») и дисциплинарная (применяемая к работникам и должностным лицам) ответственность, которые могут применяться при нецелевом использовании земельных участков.

Также не стоит забывать, что размещение здания, сооружения на земельном участке не в соответствии с его разрешенным использованием свидетельствует о самовольности постройки, которую могут снести по решению суда (п. 1 ст. 222 ГК РФ).

Среди иных последствий нецелевого использования следует упомянуть также повышение ставки земельного налога в отношении земельных участков сельскохозяйственного назначения, не используемых для сельскохозяйственного производства (п. 1 ст. 394 НК РФ).

***

Таким образом, нецелевое использование земельных участков чревато существенными негативными последствиями как материального, так и неимущественного характера, что необходимо учитывать текущим землепользователям и лицам, приобретающим права на земельные участки.

>Земельныйэксперт>Самозахват земли 18419

+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните и решите свои вопросы прямо сейчас — это быстро и бесплатно!

Что значит самозахват в судебной практике? Под этим термином понимают использование земельного участка лицом, которое не наделено для этого какими-либо полномочиями. В таких случаях отсутствует договор, постановление местных или федеральных государственных органов или другие документы, подтверждающие право собственности, аренды или пользования землей.

Любой самозахват, совершенный со стороны граждан или юридических лиц, рассматривается как нарушение земельного законодательства, наносящее ущерб экономике, пользователям и собственникам земли.

Самовольное занятие земельного участка рассматривается как действия лиц, которые приводят к фактическому его использованию (статья 7.1 КоАП РФ). Сюда относится возведение на захваченном участке ограждения, построек, а также другие меры, ограничивающие доступ к наделу, подсадка растений.

Споры о возврате самовольно занятых земель

Земельный кодекс РФ дает собственнику земли определенные гарантии. Согласно ст. 60 ЗК РФ, если участок был занят самовольно, то нарушенное право должно быть восстановлено. Данные участки подлежат возвращению их владельцам, арендаторам и пользователям (ст. 76 ЗК РФ). Если нарушитель в результате своих действий понес убытки, то они не подлежат компенсации.

Иск о возврате участка может подать собственник или другое лицо, права которого были нарушены в результате самозахвата. Если земля является собственностью государства или муниципалитета, требования выдвигаются со стороны уполномоченных органов и служб, контролирующих землепользование.

В суде заявитель выдвигает требование о возврате земли, а также другие требования согласно ст. 62 ЗК РФ, позволяющие восстановить его нарушенные права при незаконном использовании участка (вернуть границы участка, снести постройки). Полностью возмещаются убытки, включая упущенную выгоду. Срок исковой давности в таких случаях составляет три года.

Судебный иск будет удовлетворен при следующих условиях:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • отсутствуют документы, подтверждающие права нарушителя;
  • установлен факт нелегального использования земли или нарушения границ при использовании участка.

Административная ответственность за самозахват земли

В случае самозахвата земли, по отношению к нарушителям применяется административная ответственность. Мерой наказания является наложение штрафа, размер которого зависит от нескольких факторов: нахождение участка на кадастровом учете и установление его стоимости.

Если участок поставлен на учет и имеет определенную кадастровую стоимость, то величина штрафа определяется следующим образом:

  • для физических лиц взыскание составит от 1 до 1,5% от стоимости участка, причем минимальный штраф равен 5 тысячам рублей;
  • на должностных лиц налагается штраф за самозахват земли от 1,5 до 2% (от 20 тысяч рублей);
  • на компании – от 2 до 3%, более 100 тысяч рублей.

Если стоимость участка не установлена, то граждане выплачивают штраф величиной до 10 тысяч рублей, сотрудники организаций – до 50 тысяч рублей, а юридические лица – до 200 тысяч рублей.

Если нарушение было совершено индивидуальным предпринимателем, то это приводит к наложению мер как для организаций. Если самозахват был произведен по отношению к определенной части надела, то размер штрафа зависит от отношения занятого участка к общей площади земли.

Если самозахват был совершен касательно лесных участков, в результате чего производилась вырубка и раскорчевывание деревьев, распашка земли или другие действия, в таких случаях действуют отдельные виды штрафов. Гражданам придется выплатить от 20 до 50 тысяч рублей, сотрудникам организаций – от 50 до 100 тысяч рублей, а компаниям – от 200 до 300 тысяч рублей.

После обнаружения самозахвата государственные органы предоставляют определенный срок, чтобы нарушитель убрал ограждения, постройки и прекратил любую деятельность на участке. Если за установленный период не происходит каких-либо изменений, то налагается штраф. Крайней мерой является арест недвижимости для обеспечения выплаты штрафа.

Часто возникает вопрос: «Если был совершен самозахват земли куда жаловаться?». Данное правонарушение уполномочен рассматривать Росреестр, куда необходимо написать заявление (посмотреть и скачать можно здесь: ). Если незаконно используемая земля является собственностью муниципалитета, то нужно обратиться в местную администрацию. Заявление о данном правонарушении принимают прокуратура и полиция. Уполномоченное ведомство проведет проверку и привлечет нарушителя к ответственности.

Пример по самозахвату земли

Петров Н.В. совершил самозахват соседнего участка путем установки забора. После заявления соседей в Россреестр была проведена проверка, подтвердившая факт самозахвата. В результате Петров Н.В. обязан выплатить штраф в размере 5 тысяч рублей и выполнить предписание об освобождении участка. Чтобы вернуть участок в первоначальное состояние, необходимо убрать ограждение.

Заключение

  1. В российском законодательстве понятие самозахвата не фигурирует.
  2. Самовольное занятие земли предполагает, что нарушитель использует земельные ресурсы без наличия какого-либо разрешения.
  3. Самозахват включает возведение сооружений, ограждений, распашку земли и другие меры.
  4. Права владельцев, арендаторов и пользователей земли устанавливает Земельный кодекс РФ.
  5. Вернуть самовольно захваченный участок через суд может его собственник или другие лицо, права которых были нарушены.
  6. В случае самозахвата нарушитель выплачивает штраф.
  7. Величина взыскания зависит от того, зарегистрирована ли земля в кадастровой службе и ее установленной стоимости.
  8. Размер штрафа определяется в процентном соотношении от стоимости участка по кадастру.
  9. Штрафные меры накладываются на обычных граждан, уполномоченных лиц и организации.
  10. После установления самозахвата отводится определенный срок, чтобы нарушитель мог прекратить свою деятельность на участке и ликвидировать ее последствия.

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по самозахвату земли

Вопрос: Добрый день. Как оформить самозахват земли в собственность в 2017 году?

Ответ: Здравствуйте. Чтобы узаконить право владения землей, необходимо оформить кадастровый паспорт. Если у земли имеется владелец, то оформление производится как сделка купли-продажи.

Если участок не занесен в реестр, то необходимо написать заявление и собрать определенные документы. Это позволит подтвердить, что в процессе использования производилась обработка участка.

Оценкой объекта занимается комиссия, после чего определяется стоимость земли для дальнейшей приватизации. Если на земле имеются постройки, то решение принимает суд. На основании полученного судебного решения необходимо обратиться в местную кадастровую палату для дальнейшего оформления в собственность участка и строения.

Образец документов

Список законов

  • Ст. 7.1 КоАП РФ
  • Ст. 60 ЗК РФ
  • Ст. 62 ЗК РФ
  • Ст. 76 ЗК РФ

В этой статье я снова хочу вернуться к теме нецелевого использования земли. Ранее в этой статье я уже касалась этого вопроса. Дело в том, что все больше и больше людей сталкиваются с проблемами привлечения к административной ответственности по статье 8.8 КоАП РФ, а штрафы по ней очень большие (700 тыс. для юридических лиц и 300 тыс. для директора и это за первичное нарушение), судебная же практика по этому роду споров для «нарушителей» складывается не самым лучшем образом, поэтому у меня появилось желание еще раз вернуться к этой теме и проанализировать нормативные акты города Москвы, касающиеся землепользования.

Понятно, что нюансы есть в каждом судебном споре, но все же значительное количество таких административных дел возникает, когда часть помещений в здании какого-либо государственного учреждения или предприятия сдаются в аренду или продаются иным лицам, не осуществляющих деятельность государственного учреждения (например, медицинскую или научную).

Суть проблемы хорошо иллюстрирует этот пример из практики.

25 марта 2019 года кассационная инстанция московского арбитража, отменив судебные акты двух первых инстанций по делу А40-241271/2016, признала виновным в совершении правонарушения за нецелевое использование земли ОАО «ИНПЦ ТЛП», которое в своем здании, расположенном на земельном участке с видом разрешенного использования «эксплуатация зданий для научных целей» сдало в аренду под офисы и размещение предприятий в сфере обслуживания населения (кафе, торговля, салон красоты) часть помещений. Суды двух первых инстанций сочли, что административного правонарушения не допущено, так как только малая часть помещений в здании сдается в аренду не для научной деятельности, что не приводит к функциональному изменению использования здания (и земельного участка под ним) в целом, большая же часть помещений в здании используется в соответствии с целевым назначением земли. С этим мнением не согласился окружной суд, со ссылкой на Определение Верховного Суда Российской Федерации от 04.02.2019 N305-КГ18-24386. Логика кассации в отмене решений судов и привлечении к административной ответственности сводится к следующему – размер арендной платы за землю или земельного налога для разных видов использования земли разный, в частности, у научной деятельности он в два раза меньше, чем у делового использования, следовательно, собственник здания недоплачивает арендную плату или земельный налог. Сохранение функционального назначения здания в целом не имеет правового значения, по мнению кассации, и целевое использование земли нарушается в любом случае.

Я не согласна с таким выводом кассации, так как считаю неправильным увязывать недоплату земельного налога или арендной платы с фактом нарушения целевого использования земли. Если говорить о земельных участках расположенных в Москве, то Правила землепользования и застройки в городе Москве от 28.03.2017 N120-ПП исходят из совсем другой логики. Разберемся поподробнее.

Согласно статье 30 Градостроительного кодекса границы территориальных зон устанавливаются на карте градостроительного зонирования, а виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства указываются в градостроительном регламенте. Применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Карта градостроительного зонирования и градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.

Правообладатель земельного участка вправе выбирать вид разрешенного использования любого из основных и вспомогательных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, установленных градостроительным зонированием, и, как следствие, изменять вид разрешенного использования земельного участка (пункт 2 статьи 7 Земельного кодекса).

Сведения как об основном так и о вспомогательном виде разрешенного использования вносятся в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу п. 3.3.4. Правил землепользования и застройки г. Москвы вспомогательными видами разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства для всех территориальных зон, за исключением территориальных зон, указанных в пункте 3.3.6 ПЗиЗ, являются виды разрешенного использования с кодами 1.14.0 (N 1), 3.1.2 (N 3), 3.1.3 (N 4), 3.2.2 (N 6), 3.2.3 (N 7), 3.2.4 (N 8), 3.3.0 (N 9), 3.4.1.0 (N 11), 3.5.1.0 (N 13), 3.5.2.0 (N 14), 3.6.1 (N 15), 3.6.2 (N 16), 3.7.1 (N 18), 3.8.1 (N 20), 3.8.2 (N 21), 3.9.2 (N 23), 3.10.1.0 (N 24), 4.1.0 (N 27), 4.3.0 (N 29), 4.4.0 (N 30), 4.5.0 (N 31), 4.6.0 (N 32), 4.8.0 (N 36), 4.10.0 (N 38), 5.1.2 (N 40), 5.1.3 (N 41), 5.1.4 (N 42), 2.7.1.0 (N 58), 3.1.1 (N 59), 3.9.1.0 (N 60), 4.9.0 (N 64), 4.9.1.4 (N 67), 6.9.0 (N 79), 8.3.0 (N 87), 7.4.2 (N 112), если иное не установлено требованиями нормативов градостроительного проектирования, технических регламентов, иными обязательными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации.

Иными словами, перечисленные в пункте 3.3.4 ПЗиЗ Москвы коды видов разрешенного использования земельных участков являются совместимыми и разрешенными к использованию в качестве вспомогательных со всеми видами использования участков (за исключением перечисленных в п. 3.3.6 ПЗиЗ).
В приведенном выше примере правообладатель земельный участок с видом разрешенного использования «научная деятельность» (код 3.9.2) использует и для «делового управления» (код 4.1.0). Такое использование участка, в силу пункта 3.3.4 ПЗиЗ Москвы допустимо. Проблема возникла только из-за того, что вспомогательный вид разрешенного использования (деловое управление 4.1.0) не внесен в Единый государственный реестр недвижимости.

То есть, фактически, «нарушитель» привлекается к административной ответственности не за то, что использует землю с недопустимым видом разрешенного использования, а за то что разрешенный вид использования земельного участка не внесен в кадастровую выписку.
На мой взгляд, использование земли не соответствии с установленным видом разрешенного использования и невнесение в кадастровую выписку вспомогательного (дополнительного) вида разрешенного использования, это совершенного разные правонарушения. Последнее бездействие не образует состава правонарушения предусмотренного ст. 8.8 КоАП РФ.

Что касается недоплаты земельного налога, то в настоящий момент имеется законопроект, который предусматривает доначисление налога, если участок фактически используется в целях, облагаемых большим налогом. То есть, законодатель не смешивает налоговые правоотношения (недоплата налога) с административными (нецелевое использование земли), что еще раз подтверждает мнение, о том, что нельзя привлекать к административной ответственность только лишь на основании недоплаты налога.

Другая часть проблемы заключается в том, что целевое использование зданий и отдельных помещений в них сложилось еще за долго до введения ПЗиЗ и Приказа Минэкономразвития №540, которыми установлены виды разрешенного использования. Кто вносил данные в кадастр недвижимости в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и почему не внес вспомогательные виды, не известно. Тем не менее, избежать ответственности за чужие ошибки не получается.

Надеюсь, что мои мысли и соображения изложенные в настоящей статье будут вам интересны и дальнейшая судебная практика не будет носить столь формальный подход к проблеме нецелевого использования земли.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *