Содержание

>План-конспект. Организация охраны труда в пограничных органах

Перечень документов по охране труда.

В каждой воинской части для организации охраны труда разрабатываются следующие документы:

-Приказ о создании комиссии по технике безопасности , охране труда воинской части. Комиссия создается для оказания помощи командиру части в организации работы по предупреждению травматизма и не боевых потерь из-за нарушения мер, правил, норм и инструкций по технике безопасности, охране труда.

-Приказ о создании постоянно действующей экзаменационной комиссии части (ПДЭК). (Комиссия создается ежегодно приказом командира части для приема экзаменов от офицеров, прапорщиков, мичманов и ИТР).

-Приказ о создании постоянно действующей квалификационной комиссии части (ПДКК). (Комиссия создается ежегодно приказом командира части для приема экзаменов от военнослужащих срочной службы и рабочих).

-Приказ о допуске военнослужащих и гражданского персонала к самостоятельному обслуживанию оборудования и выполнению работ по должности. (Приказ о допуске издается по представлениям командиров подразделений (начальников служб) после сдачи экзаменов в ПДКК, получения удостоверения и прохождения стажировки.

-График сдачи экзаменов по технике (мерам) безопасности офицерами, прапорщиками, мичманами и ИТР воинской части (разрабатывается штабом и утверждается командиром с учетом того, что военнослужащие и ИТР данной категории сдают экзамены по ТБ и ОТ 1 раз в 3 года, а лица, непосредственно организующие эксплуатацию электроустановок -ежегодно).

-Перечни должностей (специальностей), по которым военнослужащие и гражданский персонал обязаны сдавать экзамены в ПДКК (разрабатываются начальниками отделений и служб с учетом имеющегося оборудования, а также требований, правил, норм и инструкций по мерам безопасности при его эксплуатации).

-Инструкция вводного инструктажа (инструкция разрабатывается на основе «ПРОГРАММЫ» с учетом особенностей выполнения служебных задач, требований, правил, норм).

-Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда ( журнал ведется лицом, проводящим инструктаж и хранится у него).

-Инструкции по мерам безопасности (охране труда) при эксплуатации оборудования, проведении занятий, работ (инструкции брошюруются в сборники: для воинской части, подразделения, объекта службы).

-Журнал регистрации инструктажей по мерам (технике) безопасности подразделения (цеха, объекта и т.п.). В журнале регистрируются инструктажи, проводимые на рабочем месте (первичные, повторные, целевые, внеплановые).

-План работы КТБ и ОТ воинской части (годовые, ежеквартальные).

-Журнал учета происшествий и нарушений правил, норм и инструкций технике безопасности и охране труда.

-Журнал учета и освидетельствования поднадзорного оборудования в/части.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРАВИЛАМ (МЕРАМ) БЕЗОПАСНОСТИ

К эксплуатации вооружения, боевой и специальной техники, аппаратуры и технических средств, проведению ремонтных и строительных работ допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку, твердо усвоившие правила и меры безопасности и сдавшие зачеты. Обучение личного состава технике безопасности проводится во всех воинских частях и подразделениях, независимо от характера деятельности военнослужащих. Оно организуется:

• в ходе занятий по боевой подготовке;

• при повышении классной классификации;

• при проведении различных видов инструктажей.

В ходе занятий по боевой подготовке на изучение техники (мер) безопасности по предмету «Специальная подготовка» отводится 10-20 часов учебного времени, в зависимости от военной специальности (профессии). Более подробно этот вопрос будет с вами рассмотрен при изучении дисциплины «Организация и методика боевой подготовки».

Подготовка офицеров (прапорщиков)

Обучение и подготовка офицерского состава и прапорщиков технике безопасности осуществляется по программам военно-учебных заведений, школ прапорщиков, а в воинских частях, по прибытии к местам службы, в объеме занимаемых должностей и инструкций вводного инструктажа по

технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем месте. После проведения инструктажа и изучения инструкций они подвергаются проверке.

Проверка знания правил, норм и инструкций по технике безопасности у прапорщиков, руководящих работами и эксплуатацией вооружения, техники, специального и другого механического оборудования проводится постоянно действующей экзаменационной комиссией воинской части (ПДЭК):

а) при назначении впервые на должность;

б) при назначении впервые на работу в качестве лиц, ответственных за исправное состояние и безопасность объектов повышенной опасности;

в) при переводе на другую должность, требующую дополнительных знаний по технике безопасности;

г) не реже одного раза в три года, а у лиц, непосредственно организующих эксплуатацию электроустановок — не реже одного раза в год. Дополнительная или внеочередная проверка знаний техники безопасности у офицеров и прапорщиков проводится:

а) при введении в действие новых или переработанных правил техники безопасности;

б) по распоряжению командования и требованию инспекции технического надзора, техники безопасности и противопожарной охраны в случаях, когда установлено недостаточное знание правил безопасности офицерами и прапорщиками.

Офицерам и прапорщикам, впервые сдавшим экзамен по технике безопасности, выдаются удостоверения, а при получении неудовлетворительной оценки, они повторно подвергаются проверке в сроки не позднее трех месяцев.

Организация обучения, повышения квалификации и допуска личного состава и гражданского персонала к выполнению обязанностей службы.

Подготовка (обучение) и повышение квалификации личного состава проводится:

а) в профессионально-технических учебных заведениях (в техникумах, ПТУ, учебно-производственных комбинатах);

б) в учебных центрах, отрядах, школах специалистов пограничной службы;

в) на сборах (курсах), организуемых в воинских частях;

г) индивидуально — на рабочих местах под руководством мастеров, командиров отделений и наиболее подготовленных специалистов. Обученный личный состав проходит проверку знаний в постоянно действующей квалификационной комиссии (ПДКК) воинской части. А. Организация обучения личного состава, обслуживающего оборудование, не регистрируемое в инспекциях технадзора Обучение личного состава для обслуживания данного оборудования по специальностям:

-машинистов (кочегаров), обслуживающих паровые котлы с давлением пара до 0,7 кг/см и водогрейные котлы с температурой воды до 115оС;

-слесарей, трубопроводчиков, компрессорщиков и других специалистов, обслуживающих сосуды, работающие под давлением;

— Кладовщиков, поваров и других лиц — по использованию малых грузовых лифтов проводится в воинской части в два этапа;

на первом этапе (теоретическое обучение) — в учебной группе под руководством специально выделенного руководителя-специалиста; на втором этапе (практическое обучение) — продолжительностью 2-5 смен — на рабочих местах в воинской части под руководством командира (начальника) подразделения, мастерской или наиболее подготовленного специалиста.

После окончания теоретической части обучения личный состав проходит проверку (сдает экзамены) в ПДКК в/части. После сдачи экзаменов, получения удостоверения (ф. №55/ЦП) и прохождения стажировки (практическое обучение) личный состав приказом командира в/части допускается к самостоятельному обслуживанию оборудования, при этом перед прохождением стажировки с личным составом проводится первичный инструктаж на рабочем месте по мерам безопасности.

Б. Организация обучения личного состава, обслуживающего поднадзорное оборудование

Обучение личного состава для обслуживания поднадзорного оборудования по специальностям:

3) машинистов (кочегаров) паровых котлов с давлением пара выше 0,7 кгс/см2 и водяных котлов с температурой воды более 115о;

4) электромехаников, крановщиков, электромонтеров, обслуживающих грузоподъемные краны проводится только в профессионально-технических училищах, учебных комбинатах и других приравненных к ним учебных заведений по договорам с этими организациями, а также в отрядах и школах ПС ФСБ и МОРФ.

После окончания учебы личный состав подвергается экзаменам (аттестации) в квалификационной (экзаменационной ) комиссии учебного заведения и получает соответствующее удостоверение. После прибытия в воинскую часть по окончании учебы личный состав проходит стажировку(практику) на рабочем месте, продолжительностью 2-5 смен под руководством квалифицированного специалиста, командира отделения, старшего смены. О прохождении стажировки делается отметка в удостоверении, после чего приказом командира части личный состав допускается к самостоятельному обслуживанию оборудования. При этом с прибытием в в/часть с личным составом проводится вводный инструктаж, а перед началом стажировки — первичный инструктаж на рабочем месте.

В. Личный состав, обслуживающий электроустановки напряжением до 1000 вольт

Личный состав, предназначенный для обслуживания (ремонта) электроустановок, напряжением до 1000 В (штатный и нештатный электротехнический персонал), должен подбираться только из числа лиц, имеющих электротехническую специальность, окончивших специализированное учебное заведение (институт, техникум, ПТУ, учебный отряд и т.п.), а гражданский персонал, кроме этого, должен иметь необходимые записи в трудовой книжке.

Отобранный для электроустановок личный состав перед назначением на должности:

  • электриков;
  • электромонтеров;
  • электрослесарей;
  • электросварщиков;
  • аккумуляторщиков

Должен пройти в воинской части обучение по специальности, которое проводится в два этапа: на первом — в учебной группе (индивидуально) под руководством специально назначенного руководителя, на втором этапе — стажирование на рабочих местах продолжительностью не менее двух недель (не менее 50 часов) под руководством командира (начальника) подразделения, мастера или наиболее подготовленного специалиста.

Пред началом стажировки с личным составом проводится первичный инструктаж на рабочем месте.

Во время стажировки ответственность за соблюдение правил техники безопасности несет стажер, а также лицо его контролирующее. Допуск к стажировке оформляется приказом командира части.

На первом этапе обучения личный состав должен изучить:

а) ПТЭ (правила технической эксплуатации) и ПТБ (правила техники безопасности) в необходимом для данной должности объеме;

б) руководство (описание) по устройству и эксплуатации данной электроустановки;

в) должностные и эксплуатационные инструкции;

г) правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.

На втором этапе подготовки личный состав проходит обучение безопасным методам эксплуатации на рабочем месте и практически работает на электроустановке под руководством и наблюдением опытного специалиста (обучающего). Сроки практической работы: для II квалификационной группы — не менее 12 часов; для III — не менее 24 часов. Обучающий должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже той, на которую готовится сдавать экзамен обучаемый.

Прикрепление обучаемого к обучающему должно быть оформлено приказом по воинской части.

После окончания первого этапа обучения личный состав сдает экзамены в ПДКК воинской части и успешно сдавшим присваивается соответствующая квалификационная группа (II — IY) и выдается удостоверение Ф-56/ЦП, а после прохождения стажировки личный состав, приказом командира части, допускается к самостоятельному обслуживанию электроустановок.

Остальной личный состав неэлектрической специальности, но использующий токоприемники (электропечи, электрический инструмент, стиральные электрические машины, станки и другое электротехническое оборудование) проходит, инструктажи в объеме инструкций по эксплуатации и проверку знаний у начальника электрохозяйства в/части или по его письменному распоряжению у лица с квалификационной группой не ниже III.

Данной категории личного состава присваивается квалификационная группа по технике электробезопасности, о чем делается запись в журнале (форма №57/ЦП), удостоверения не выдаются.

Все военнослужащие, проходящие обучение, ежегодно подвергаются проверке по знанию ПТЭ и ПТБ в ПДКК воинской части в том же объеме, что и после прохождения обучения; кроме этого, личный состав подвергается внеочередной проверке в следующих случаях:

  • при переходе на другую должность;
  • при изменении обслуживаемого оборудования;
  • по распоряжению командования;
  • по требованию инспектирующих лиц;
  • при перерыве в работе на данной электроустановке более 6 месяцев.

Должностная инструкция инспектора по охране труда

УТВЕРЖДАЮ Руководитель «_____________________» ________________ (_________________) (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. М.П. «___»________ ___ г. N ___

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ инспектора по охране труда

1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инспектора по охране труда (далее — Работник) ____________________________. (наименование организации)

1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя _______________________.

1.3. Работник подчиняется непосредственно _____________________.

1.4. Требования к квалификации.

Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.

1.5. Работник в своей деятельности руководствуется:

— правилами внутреннего трудового распорядка;

— приказами и распоряжениями руководителя организации;

— настоящей должностной инструкцией.

1.6. Работник должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по охране труда;

— основные технологические процессы и режимы производства на атомной станции (АС);

— устройство и правила безопасной эксплуатации оборудования АС;

— систему управления охраной труда;

— правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ;

— устройство и правила безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;

— порядок расследования и учета нарушений в работе АС, несчастных случаев на производстве;

— методы изучения условий труда на рабочих местах;

— систему стандартов безопасности труда;

— требования к организации работы с персоналом на АС;

— передовой отечественный и зарубежный опыт охраны труда в процессе эксплуатации АС;

— порядок составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;

— основы экономики, организации производства, труда и управления;

— основы трудового законодательства;

— правила по охране окружающей среды и радиационной безопасности;

— правила по охране труда и пожарной безопасности;

— правила внутреннего трудового распорядка.

1.7. При отсутствии Работника его функции выполняет _____________________.

2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Работник:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением подразделениями АС законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.

2.2. Принимает участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за их проведением.

2.3. Контролирует техническое состояние оборудования АС, определяет его соответствие требованиям безопасного ведения работ, в необходимых случаях в установленном порядке принимает меры по прекращению его эксплуатации.

2.4. Следит за работой аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, правильностью хранения, транспортировки и применения ядовитых, вредных, взрывоопасных веществ.

2.5. Обеспечивает выполнение предписаний органов государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля о соблюдении в процессе производства норм и стандартов по безопасности труда, а также при разработке проектов новых и реконструируемых объектов АС, участвует в их приемке в эксплуатацию.

2.6. Принимает участие в работе комиссий по расследованию отказов в работе оборудования и систем АС, связанных с нарушениями охраны труда, случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, происшедших на АС.

2.7. Проводит работу, направленную на предупреждение производственного травматизма.

2.8. Оказывает методическую помощь подразделениям АС в разработке инструкций по охране труда.

2.9. Организует проведение вводных инструктажей работников АС, участвует в работе комиссии по проверке знаний охраны труда.

2.10. Участвует в проверках технического состояния зданий, сооружений, помещений на соответствие их требованиям охраны труда.

2.11. Проверяет правильность выдачи нарядов-допусков, использования безопасных приемов работы, применения средств защиты, выполнения правил пользования инструментами и приспособлениями.

2.12. Обеспечивает соблюдение порядка испытания, выдачи, пользования и хранения средств защиты, наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.

2.13. Проходит подготовку и поддержание квалификации в соответствии с установленными требованиями.

2.14. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт охраны труда.

2.15. Участвует в работе по аттестации рабочих мест.

2.16. Контролирует расходование средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.

2.17. Составляет установленную отчетность.

3. ПРАВА РАБОТНИКА

Работник имеет право на:

3.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.

3.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.

3.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.

3.4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.

3.5. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.

3.6. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.

3.7. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.

3.8. Участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах.

3.9. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.

3.10. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.

3.11. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

3.12. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.

3.13. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.

3.14. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности.

3.15. Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.

Работник вправе:

3.16. Давать подчиненным работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.

3.17. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных работников.

3.18. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.

3.19. Знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися деятельности Работника.

3.20. Вносить предложения руководителю организации по вопросам своей деятельности.

3.21. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.

4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА

Работник обязан:

— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;

— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;

— соблюдать трудовую дисциплину;

— выполнять установленные нормы труда;

— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;

— бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;

— незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Работник несет ответственность:

5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

6. УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА РАБОТЫ

6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.

6.2. Оценка работы:

— регулярная — осуществляется непосредственным руководителем в процессе исполнения Работником трудовых функций;

— ____________________________________________________________________. (указать порядок и основания для иных видов оценки работы) Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики». Непосредственный Руководитель ___________________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (юрисконсульт) ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. С инструкцией ознакомлен: ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г.>Как организовать службу по технике безопасности и охране труда

Когда это необходимо

Служба охраны труда (ОТ) создается на предприятиях с целью сохранения жизни и здоровья персонала, а также для профилактики несчастных случаев на производстве. Основные рекомендации, которыми должен руководствоваться работодатель при создании службы ОТ в организации, приведены в Постановлении Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 (ред. от 12.02.2014). В каких случаях без нее не обойтись?

Обратимся к законодательству:

  • согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ, специалист по охране труда и промышленной безопасности необходим в компаниях, в которых трудятся 50 и более человек. Как правило, на крупных предприятиях даже организуется специальная служба;
  • задуматься об организации такого отдела следует, если на предприятии имеется опасное производство. В этом случае компании необходим инженер по охране труда и промышленной безопасности.

В остальных случаях данное требование не является обязательным.

Структура

Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, ответственный за охрану труда и промышленную безопасность, — зависит от таких условий, как численность персонала, специфика производства и наличие либо отсутствие вредных факторов и т. д. Для определения необходимого количества сотрудников можно воспользоваться рекомендациями Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда РФ 22.01.2001 № 10. Они содержат конкретные показатели по необходимой штатной численности по отдельным выполняемым службой ОТ функциям, что весьма удобно для расчетов.

В качестве рекомендации приведем следующую информацию:

  • если работников менее 50 человек, вопросами ОТ может заниматься сам работодатель. Также обязанности инженера охраны труда и техники безопасности может выполнять назначенный его приказом сотрудник (прошедший обучение на инженера по безопасности труда, согласно Порядку обучения по ОТ…, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29). Также руководитель может обратиться за помощью в аккредитованную организацию, предоставляющую такие услуги;
  • если на предприятии от 50 до 700 человек, не занятых на тяжелых и вредных работах, полагается один инженер по технике безопасности и охране труда;
  • больше 700 человек — организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек) (п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (ред. от 12.02.2014)).

Основные задачи службы ОТ

Основные функции и задачи, решаемые службой ОТ, прописаны в пп. 2 и 3 Рекомендаций…, утв. Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 (ред. от 12.02.2014):

  • проводит профилактические мероприятия по предупреждению трагических случаев, контроль над соблюдением должного уровня безопасности и условий на рабочем месте;
  • осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками требований законодательства, касающегося ОТ;
  • проводит консультирование сотрудников по вопросам ОТ;
  • способствует внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий работы и т. д.

Кому подчиняется специалист по технике безопасности и охране труда

Дадим ответ на вопрос о том, кому подчиняется руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности и весь отдел по ОТ в целом. Согласно п. 2 Рекомендаций…, он находится в подчинении у руководителя компании или его зама. В свою очередь, каждый инспектор по охране труда и технике безопасности подчиняется непосредственно начальнику отдела ОТ.

Как создать отдел ОТ

Решение руководителя о создании отдела по ОТ должно быть зафиксировано в приказе.

Далее разрабатывается Положение о службе по ОТ, в котором прописываются ее цели, права, обязанности, порядок взаимодействия с другими отделами, а также должностные инструкции для специалистов по ОТ.

Должностные инструкции должны содержать сведения о выполняемой работе, профессиональных обязанностях, а также требования к квалификации принимаемых на эти должности сотрудников (приветствуется опыт работы в данной сфере и специальность безопасность труда). При их составлении можно воспользоваться профстандартом, утв. Приказом Минтруда России 04.08.2014 № 524н (ред. от 12.12.2016). Данный профстандарт является обязательным для специалистов, занятых в сфере ОТ.

Также необходимо обеспечить разработку и оформление учетной документации, отражающей деятельность по ОТ.

>Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРИКАЗ
от 26 октября 1995 года N 086
Должностная инструкция
Государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной инспекции труда
по Санкт-Петербургу

I. Общие положения

1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:

1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.

1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.

1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.

1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.

1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.

1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.

1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.

1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.

1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.

1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.

II. Обязанности государственного инспектора по охране труда

2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:
— сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;
— контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;
— анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;
— проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
— информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;
— направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;
— оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;
— рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
— отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.

III. Права государственного инспектора по охране труда

3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:
— беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;
— запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;
— предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;
— передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;
— приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;
— отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
— контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;
— ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
— требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;

— участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;
— проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;
— участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;
— требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
— вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;
— вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.

3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).

3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.

3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.

IV. Обязанности государственного правового инспектора труда

4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.

4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.

4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.

4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.

4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.

4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.

4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.

V. Права государственного правового инспектора труда

5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.

5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.

5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.

5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.

5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.

5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.

VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)

6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.
Текст документа сверен по:
Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *