Содержание
- Перечень документов по охране труда.
- ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРАВИЛАМ (МЕРАМ) БЕЗОПАСНОСТИ
- Должностная инструкция инспектора по охране труда
- Когда это необходимо
- Структура
- Основные задачи службы ОТ
- Кому подчиняется специалист по технике безопасности и охране труда
- Как создать отдел ОТ
- Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
- I. Общие положения
- II. Обязанности государственного инспектора по охране труда
- III. Права государственного инспектора по охране труда
- IV. Обязанности государственного правового инспектора труда
- V. Права государственного правового инспектора труда
- VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)
>План-конспект. Организация охраны труда в пограничных органах
Перечень документов по охране труда.
В каждой воинской части для организации охраны труда разрабатываются следующие документы:
-Приказ о создании комиссии по технике безопасности , охране труда воинской части. Комиссия создается для оказания помощи командиру части в организации работы по предупреждению травматизма и не боевых потерь из-за нарушения мер, правил, норм и инструкций по технике безопасности, охране труда.
-Приказ о создании постоянно действующей экзаменационной комиссии части (ПДЭК). (Комиссия создается ежегодно приказом командира части для приема экзаменов от офицеров, прапорщиков, мичманов и ИТР).
-Приказ о создании постоянно действующей квалификационной комиссии части (ПДКК). (Комиссия создается ежегодно приказом командира части для приема экзаменов от военнослужащих срочной службы и рабочих).
-Приказ о допуске военнослужащих и гражданского персонала к самостоятельному обслуживанию оборудования и выполнению работ по должности. (Приказ о допуске издается по представлениям командиров подразделений (начальников служб) после сдачи экзаменов в ПДКК, получения удостоверения и прохождения стажировки.
-График сдачи экзаменов по технике (мерам) безопасности офицерами, прапорщиками, мичманами и ИТР воинской части (разрабатывается штабом и утверждается командиром с учетом того, что военнослужащие и ИТР данной категории сдают экзамены по ТБ и ОТ 1 раз в 3 года, а лица, непосредственно организующие эксплуатацию электроустановок -ежегодно).
-Перечни должностей (специальностей), по которым военнослужащие и гражданский персонал обязаны сдавать экзамены в ПДКК (разрабатываются начальниками отделений и служб с учетом имеющегося оборудования, а также требований, правил, норм и инструкций по мерам безопасности при его эксплуатации).
-Инструкция вводного инструктажа (инструкция разрабатывается на основе «ПРОГРАММЫ» с учетом особенностей выполнения служебных задач, требований, правил, норм).
-Журнал регистрации вводного инструктажа по охране труда ( журнал ведется лицом, проводящим инструктаж и хранится у него).
-Инструкции по мерам безопасности (охране труда) при эксплуатации оборудования, проведении занятий, работ (инструкции брошюруются в сборники: для воинской части, подразделения, объекта службы).
-Журнал регистрации инструктажей по мерам (технике) безопасности подразделения (цеха, объекта и т.п.). В журнале регистрируются инструктажи, проводимые на рабочем месте (первичные, повторные, целевые, внеплановые).
-План работы КТБ и ОТ воинской части (годовые, ежеквартальные).
-Журнал учета происшествий и нарушений правил, норм и инструкций технике безопасности и охране труда.
-Журнал учета и освидетельствования поднадзорного оборудования в/части.
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ЛИЧНОГО СОСТАВА ПРАВИЛАМ (МЕРАМ) БЕЗОПАСНОСТИ
К эксплуатации вооружения, боевой и специальной техники, аппаратуры и технических средств, проведению ремонтных и строительных работ допускаются только лица, прошедшие специальную подготовку, твердо усвоившие правила и меры безопасности и сдавшие зачеты. Обучение личного состава технике безопасности проводится во всех воинских частях и подразделениях, независимо от характера деятельности военнослужащих. Оно организуется:
• в ходе занятий по боевой подготовке;
• при повышении классной классификации;
• при проведении различных видов инструктажей.
В ходе занятий по боевой подготовке на изучение техники (мер) безопасности по предмету «Специальная подготовка» отводится 10-20 часов учебного времени, в зависимости от военной специальности (профессии). Более подробно этот вопрос будет с вами рассмотрен при изучении дисциплины «Организация и методика боевой подготовки».
Подготовка офицеров (прапорщиков)
Обучение и подготовка офицерского состава и прапорщиков технике безопасности осуществляется по программам военно-учебных заведений, школ прапорщиков, а в воинских частях, по прибытии к местам службы, в объеме занимаемых должностей и инструкций вводного инструктажа по
технике безопасности и первичного инструктажа на рабочем месте. После проведения инструктажа и изучения инструкций они подвергаются проверке.
Проверка знания правил, норм и инструкций по технике безопасности у прапорщиков, руководящих работами и эксплуатацией вооружения, техники, специального и другого механического оборудования проводится постоянно действующей экзаменационной комиссией воинской части (ПДЭК):
а) при назначении впервые на должность;
б) при назначении впервые на работу в качестве лиц, ответственных за исправное состояние и безопасность объектов повышенной опасности;
в) при переводе на другую должность, требующую дополнительных знаний по технике безопасности;
г) не реже одного раза в три года, а у лиц, непосредственно организующих эксплуатацию электроустановок — не реже одного раза в год. Дополнительная или внеочередная проверка знаний техники безопасности у офицеров и прапорщиков проводится:
а) при введении в действие новых или переработанных правил техники безопасности;
б) по распоряжению командования и требованию инспекции технического надзора, техники безопасности и противопожарной охраны в случаях, когда установлено недостаточное знание правил безопасности офицерами и прапорщиками.
Офицерам и прапорщикам, впервые сдавшим экзамен по технике безопасности, выдаются удостоверения, а при получении неудовлетворительной оценки, они повторно подвергаются проверке в сроки не позднее трех месяцев.
Организация обучения, повышения квалификации и допуска личного состава и гражданского персонала к выполнению обязанностей службы.
Подготовка (обучение) и повышение квалификации личного состава проводится:
а) в профессионально-технических учебных заведениях (в техникумах, ПТУ, учебно-производственных комбинатах);
б) в учебных центрах, отрядах, школах специалистов пограничной службы;
в) на сборах (курсах), организуемых в воинских частях;
г) индивидуально — на рабочих местах под руководством мастеров, командиров отделений и наиболее подготовленных специалистов. Обученный личный состав проходит проверку знаний в постоянно действующей квалификационной комиссии (ПДКК) воинской части. А. Организация обучения личного состава, обслуживающего оборудование, не регистрируемое в инспекциях технадзора Обучение личного состава для обслуживания данного оборудования по специальностям:
-машинистов (кочегаров), обслуживающих паровые котлы с давлением пара до 0,7 кг/см и водогрейные котлы с температурой воды до 115оС;
-слесарей, трубопроводчиков, компрессорщиков и других специалистов, обслуживающих сосуды, работающие под давлением;
— Кладовщиков, поваров и других лиц — по использованию малых грузовых лифтов проводится в воинской части в два этапа;
на первом этапе (теоретическое обучение) — в учебной группе под руководством специально выделенного руководителя-специалиста; на втором этапе (практическое обучение) — продолжительностью 2-5 смен — на рабочих местах в воинской части под руководством командира (начальника) подразделения, мастерской или наиболее подготовленного специалиста.
После окончания теоретической части обучения личный состав проходит проверку (сдает экзамены) в ПДКК в/части. После сдачи экзаменов, получения удостоверения (ф. №55/ЦП) и прохождения стажировки (практическое обучение) личный состав приказом командира в/части допускается к самостоятельному обслуживанию оборудования, при этом перед прохождением стажировки с личным составом проводится первичный инструктаж на рабочем месте по мерам безопасности.
Б. Организация обучения личного состава, обслуживающего поднадзорное оборудование
Обучение личного состава для обслуживания поднадзорного оборудования по специальностям:
3) машинистов (кочегаров) паровых котлов с давлением пара выше 0,7 кгс/см2 и водяных котлов с температурой воды более 115о;
4) электромехаников, крановщиков, электромонтеров, обслуживающих грузоподъемные краны проводится только в профессионально-технических училищах, учебных комбинатах и других приравненных к ним учебных заведений по договорам с этими организациями, а также в отрядах и школах ПС ФСБ и МОРФ.
После окончания учебы личный состав подвергается экзаменам (аттестации) в квалификационной (экзаменационной ) комиссии учебного заведения и получает соответствующее удостоверение. После прибытия в воинскую часть по окончании учебы личный состав проходит стажировку(практику) на рабочем месте, продолжительностью 2-5 смен под руководством квалифицированного специалиста, командира отделения, старшего смены. О прохождении стажировки делается отметка в удостоверении, после чего приказом командира части личный состав допускается к самостоятельному обслуживанию оборудования. При этом с прибытием в в/часть с личным составом проводится вводный инструктаж, а перед началом стажировки — первичный инструктаж на рабочем месте.
В. Личный состав, обслуживающий электроустановки напряжением до 1000 вольт
Личный состав, предназначенный для обслуживания (ремонта) электроустановок, напряжением до 1000 В (штатный и нештатный электротехнический персонал), должен подбираться только из числа лиц, имеющих электротехническую специальность, окончивших специализированное учебное заведение (институт, техникум, ПТУ, учебный отряд и т.п.), а гражданский персонал, кроме этого, должен иметь необходимые записи в трудовой книжке.
Отобранный для электроустановок личный состав перед назначением на должности:
- электриков;
- электромонтеров;
- электрослесарей;
- электросварщиков;
- аккумуляторщиков
Должен пройти в воинской части обучение по специальности, которое проводится в два этапа: на первом — в учебной группе (индивидуально) под руководством специально назначенного руководителя, на втором этапе — стажирование на рабочих местах продолжительностью не менее двух недель (не менее 50 часов) под руководством командира (начальника) подразделения, мастера или наиболее подготовленного специалиста.
Пред началом стажировки с личным составом проводится первичный инструктаж на рабочем месте.
Во время стажировки ответственность за соблюдение правил техники безопасности несет стажер, а также лицо его контролирующее. Допуск к стажировке оформляется приказом командира части.
На первом этапе обучения личный состав должен изучить:
а) ПТЭ (правила технической эксплуатации) и ПТБ (правила техники безопасности) в необходимом для данной должности объеме;
б) руководство (описание) по устройству и эксплуатации данной электроустановки;
в) должностные и эксплуатационные инструкции;
г) правила оказания первой медицинской помощи пострадавшим от электрического тока.
На втором этапе подготовки личный состав проходит обучение безопасным методам эксплуатации на рабочем месте и практически работает на электроустановке под руководством и наблюдением опытного специалиста (обучающего). Сроки практической работы: для II квалификационной группы — не менее 12 часов; для III — не менее 24 часов. Обучающий должен иметь квалификационную группу по электробезопасности не ниже той, на которую готовится сдавать экзамен обучаемый.
Прикрепление обучаемого к обучающему должно быть оформлено приказом по воинской части.
После окончания первого этапа обучения личный состав сдает экзамены в ПДКК воинской части и успешно сдавшим присваивается соответствующая квалификационная группа (II — IY) и выдается удостоверение Ф-56/ЦП, а после прохождения стажировки личный состав, приказом командира части, допускается к самостоятельному обслуживанию электроустановок.
Остальной личный состав неэлектрической специальности, но использующий токоприемники (электропечи, электрический инструмент, стиральные электрические машины, станки и другое электротехническое оборудование) проходит, инструктажи в объеме инструкций по эксплуатации и проверку знаний у начальника электрохозяйства в/части или по его письменному распоряжению у лица с квалификационной группой не ниже III.
Данной категории личного состава присваивается квалификационная группа по технике электробезопасности, о чем делается запись в журнале (форма №57/ЦП), удостоверения не выдаются.
Все военнослужащие, проходящие обучение, ежегодно подвергаются проверке по знанию ПТЭ и ПТБ в ПДКК воинской части в том же объеме, что и после прохождения обучения; кроме этого, личный состав подвергается внеочередной проверке в следующих случаях:
- при переходе на другую должность;
- при изменении обслуживаемого оборудования;
- по распоряжению командования;
- по требованию инспектирующих лиц;
- при перерыве в работе на данной электроустановке более 6 месяцев.
Должностная инструкция инспектора по охране труда
УТВЕРЖДАЮ Руководитель «_____________________» ________________ (_________________) (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. М.П. «___»________ ___ г. N ___
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ инспектора по охране труда
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет функциональные обязанности, права и ответственность инспектора по охране труда (далее — Работник) ____________________________. (наименование организации)
1.2. Работник назначается на должность и освобождается от должности в установленном действующим трудовым законодательством порядке приказом Руководителя _______________________.
1.3. Работник подчиняется непосредственно _____________________.
1.4. Требования к квалификации.
Высшее профессиональное (техническое) образование и стаж работы на АС по направлению профессиональной деятельности не менее 3 лет.
1.5. Работник в своей деятельности руководствуется:
— правилами внутреннего трудового распорядка;
— приказами и распоряжениями руководителя организации;
— настоящей должностной инструкцией.
1.6. Работник должен знать:
— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, методические и нормативные документы по охране труда;
— основные технологические процессы и режимы производства на атомной станции (АС);
— устройство и правила безопасной эксплуатации оборудования АС;
— систему управления охраной труда;
— правила безопасности при транспортировании радиоактивных веществ;
— устройство и правила безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением;
— порядок расследования и учета нарушений в работе АС, несчастных случаев на производстве;
— методы изучения условий труда на рабочих местах;
— систему стандартов безопасности труда;
— требования к организации работы с персоналом на АС;
— передовой отечественный и зарубежный опыт охраны труда в процессе эксплуатации АС;
— порядок составления отчетности о выполнении мероприятий по охране труда;
— основы экономики, организации производства, труда и управления;
— основы трудового законодательства;
— правила по охране окружающей среды и радиационной безопасности;
— правила по охране труда и пожарной безопасности;
— правила внутреннего трудового распорядка.
1.7. При отсутствии Работника его функции выполняет _____________________.
2. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ
Работник:
2.1. Осуществляет контроль за соблюдением подразделениями АС законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда, предоставлением работникам установленных льгот и компенсаций по условиям труда.
2.2. Принимает участие в разработке мероприятий по улучшению условий и охраны труда, осуществляет контроль за их проведением.
2.3. Контролирует техническое состояние оборудования АС, определяет его соответствие требованиям безопасного ведения работ, в необходимых случаях в установленном порядке принимает меры по прекращению его эксплуатации.
2.4. Следит за работой аспирационных и вентиляционных систем, состоянием предохранительных приспособлений и защитных устройств, правильностью хранения, транспортировки и применения ядовитых, вредных, взрывоопасных веществ.
2.5. Обеспечивает выполнение предписаний органов государственного надзора, межведомственного и ведомственного контроля о соблюдении в процессе производства норм и стандартов по безопасности труда, а также при разработке проектов новых и реконструируемых объектов АС, участвует в их приемке в эксплуатацию.
2.6. Принимает участие в работе комиссий по расследованию отказов в работе оборудования и систем АС, связанных с нарушениями охраны труда, случаев производственного травматизма и профессиональных заболеваний, несчастных случаев, происшедших на АС.
2.7. Проводит работу, направленную на предупреждение производственного травматизма.
2.8. Оказывает методическую помощь подразделениям АС в разработке инструкций по охране труда.
2.9. Организует проведение вводных инструктажей работников АС, участвует в работе комиссии по проверке знаний охраны труда.
2.10. Участвует в проверках технического состояния зданий, сооружений, помещений на соответствие их требованиям охраны труда.
2.11. Проверяет правильность выдачи нарядов-допусков, использования безопасных приемов работы, применения средств защиты, выполнения правил пользования инструментами и приспособлениями.
2.12. Обеспечивает соблюдение порядка испытания, выдачи, пользования и хранения средств защиты, наличие на рабочих местах инструкций по охране труда.
2.13. Проходит подготовку и поддержание квалификации в соответствии с установленными требованиями.
2.14. Изучает передовой отечественный и зарубежный опыт охраны труда.
2.15. Участвует в работе по аттестации рабочих мест.
2.16. Контролирует расходование средств, выделенных на выполнение мероприятий по охране труда.
2.17. Составляет установленную отчетность.
3. ПРАВА РАБОТНИКА
Работник имеет право на:
3.1. Предоставление ему работы, обусловленной трудовым договором.
3.2. Рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором.
3.3. Своевременную и в полном объеме выплату заработной платы в соответствии со своей квалификацией, сложностью труда, количеством и качеством выполненной работы.
3.4. Отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков.
3.5. Полную достоверную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте.
3.6. Профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации и иными федеральными законами.
3.7. Объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов.
3.8. Участие в управлении организацией в предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами и коллективным договором формах.
3.9. Ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений.
3.10. Защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами.
3.11. Разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку, в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.12. Возмещение вреда, причиненного ему в связи с исполнением трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, иными федеральными законами.
3.13. Обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
3.14. Получение материалов и документов, относящихся к своей деятельности.
3.15. Взаимодействие с другими подразделениями Работодателя для решения оперативных вопросов своей профессиональной деятельности.
Работник вправе:
3.16. Давать подчиненным работникам поручения, задания по кругу вопросов, входящих в его функциональные обязанности.
3.17. Контролировать выполнение плановых заданий, своевременное выполнение отдельных поручений и заданий, работу подчиненных работников.
3.18. Требовать от руководителя организации оказания содействия в исполнении своих обязанностей.
3.19. Знакомиться с проектами решений руководителя организации, касающимися деятельности Работника.
3.20. Вносить предложения руководителю организации по вопросам своей деятельности.
3.21. Получать служебную информацию, необходимую для выполнения своих обязанностей.
4. ОБЯЗАННОСТИ РАБОТНИКА
Работник обязан:
— добросовестно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором и должностной инструкцией;
— соблюдать правила внутреннего трудового распорядка;
— соблюдать трудовую дисциплину;
— выполнять установленные нормы труда;
— соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
— бережно относиться к имуществу Работодателя (в том числе к имуществу третьих лиц, находящемуся у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества) и других работников;
— незамедлительно сообщить Работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества Работодателя (в том числе имущества третьих лиц, находящегося у Работодателя, если Работодатель несет ответственность за сохранность этого имущества).
5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Работник несет ответственность:
5.1. За ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.
5.2. За правонарушения, совершенные в процессе осуществления своей деятельности, — в пределах, определенных административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.
5.3. За причинение материального ущерба — в пределах, определенных трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.
6. УСЛОВИЯ И ОЦЕНКА РАБОТЫ
6.1. Режим работы Работника определяется в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка, установленными у Работодателя.
6.2. Оценка работы:
— регулярная — осуществляется непосредственным руководителем в процессе исполнения Работником трудовых функций;
— ____________________________________________________________________. (указать порядок и основания для иных видов оценки работы) Настоящая должностная инструкция разработана в соответствии с Приказом Минздравсоцразвития РФ от 10.12.2009 N 977 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников организаций атомной энергетики». Непосредственный Руководитель ___________________ _____________________ (подпись) (Ф.И.О.) СОГЛАСОВАНО: Начальник юридического отдела (юрисконсульт) ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г. С инструкцией ознакомлен: ________________ ________________ (подпись) (Ф.И.О.) «___»________ ___ г.>Как организовать службу по технике безопасности и охране труда
Когда это необходимо
Служба охраны труда (ОТ) создается на предприятиях с целью сохранения жизни и здоровья персонала, а также для профилактики несчастных случаев на производстве. Основные рекомендации, которыми должен руководствоваться работодатель при создании службы ОТ в организации, приведены в Постановлении Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 (ред. от 12.02.2014). В каких случаях без нее не обойтись?
Обратимся к законодательству:
- согласно ч. 1 ст. 217 ТК РФ, специалист по охране труда и промышленной безопасности необходим в компаниях, в которых трудятся 50 и более человек. Как правило, на крупных предприятиях даже организуется специальная служба;
- задуматься об организации такого отдела следует, если на предприятии имеется опасное производство. В этом случае компании необходим инженер по охране труда и промышленной безопасности.
В остальных случаях данное требование не является обязательным.
Структура
Насколько многочисленной будет служба ОТ, будет ли это целый отдел или один специалист, ответственный за охрану труда и промышленную безопасность, — зависит от таких условий, как численность персонала, специфика производства и наличие либо отсутствие вредных факторов и т. д. Для определения необходимого количества сотрудников можно воспользоваться рекомендациями Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда РФ 22.01.2001 № 10. Они содержат конкретные показатели по необходимой штатной численности по отдельным выполняемым службой ОТ функциям, что весьма удобно для расчетов.
В качестве рекомендации приведем следующую информацию:
- если работников менее 50 человек, вопросами ОТ может заниматься сам работодатель. Также обязанности инженера охраны труда и техники безопасности может выполнять назначенный его приказом сотрудник (прошедший обучение на инженера по безопасности труда, согласно Порядку обучения по ОТ…, утв. Постановлением Минтруда РФ, Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29). Также руководитель может обратиться за помощью в аккредитованную организацию, предоставляющую такие услуги;
- если на предприятии от 50 до 700 человек, не занятых на тяжелых и вредных работах, полагается один инженер по технике безопасности и охране труда;
- больше 700 человек — организуется бюро ОТ (3-5 работников) или отдел (более 6 человек) (п. 3.1.1. Межотраслевых нормативов…, утв. Постановлением Минтруда России от 22.01.2001 № 10 (ред. от 12.02.2014)).
Основные задачи службы ОТ
Основные функции и задачи, решаемые службой ОТ, прописаны в пп. 2 и 3 Рекомендаций…, утв. Постановлением Минтруда РФ № 14 от 08.02.2000 (ред. от 12.02.2014):
- проводит профилактические мероприятия по предупреждению трагических случаев, контроль над соблюдением должного уровня безопасности и условий на рабочем месте;
- осуществляет контроль за соблюдением сотрудниками требований законодательства, касающегося ОТ;
- проводит консультирование сотрудников по вопросам ОТ;
- способствует внедрению на производстве передового опыта по обеспечению безопасных условий работы и т. д.
Кому подчиняется специалист по технике безопасности и охране труда
Дадим ответ на вопрос о том, кому подчиняется руководитель службы охраны труда и промышленной безопасности и весь отдел по ОТ в целом. Согласно п. 2 Рекомендаций…, он находится в подчинении у руководителя компании или его зама. В свою очередь, каждый инспектор по охране труда и технике безопасности подчиняется непосредственно начальнику отдела ОТ.
Как создать отдел ОТ
Решение руководителя о создании отдела по ОТ должно быть зафиксировано в приказе.
Далее разрабатывается Положение о службе по ОТ, в котором прописываются ее цели, права, обязанности, порядок взаимодействия с другими отделами, а также должностные инструкции для специалистов по ОТ.
Должностные инструкции должны содержать сведения о выполняемой работе, профессиональных обязанностях, а также требования к квалификации принимаемых на эти должности сотрудников (приветствуется опыт работы в данной сфере и специальность безопасность труда). При их составлении можно воспользоваться профстандартом, утв. Приказом Минтруда России 04.08.2014 № 524н (ред. от 12.12.2016). Данный профстандарт является обязательным для специалистов, занятых в сфере ОТ.
Также необходимо обеспечить разработку и оформление учетной документации, отражающей деятельность по ОТ.
>Должностная инструкция государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
Должностная инструкция Государственного инспектора (правового, по охране труда) Государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА
ПО САНКТ-ПЕТЕРБУРГУ
ПРИКАЗ
от 26 октября 1995 года N 086
Должностная инструкция
Государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной инспекции труда
по Санкт-Петербургу
I. Общие положения
1.1. Основными задачами государственной инспекции труда являются:
1.2. Осуществление государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда, а также связанных с ним законодательных и правовых актов о возмещении вреда, причиненного здоровью работника, социальном страховании, занятости, банкротстве и приватизации предприятий, коллективных договорах и соглашениях, законодательства Российской Федерации об охране труда на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности.
1.3. Защита трудовых прав работников, защита их от незаконных действий работодателей, должностных лиц и других ответственных работников, ущемляющих права.
1.4. Анализ обстоятельств и причин нарушений законодательства о труде, выработка мер по их устранению.
1.5. Содействие овладению работодателями и работниками знаниями законодательства Российской Федерации и действующих норм и нормативов о труде и охране труда.
1.6. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется главному государственному (правовому, по охране труда) инспектору по группе отраслей, выполняет его законные требования и распоряжения.
1.7. В своей работе государственный (правовой, по охране труда) инспектор руководствуется конституцией Российской Федерации, Указами Президента Российской Федерации, Постановлениями Правительства, законодательством о труде, Законами в области занятости, банкротства, приватизации, социального страхования, охраны труда, Положением о федеральной инспекции труда (Рострудинспекции), утвержденным Указом Президента Российской Федерации N 1504 от 20.07.94, приказами, распоряжениями Рострудинспекции, и настоящей должностной инструкцией.
1.8. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) осуществляет свою деятельность во взаимодействии с правоохранительными органами, органами исполнительной власти Санкт-Петербурга, другими органами надзора и контроля.
1.9. На должность государственного (правового, по охране труда) инспектора назначаются лица, имеющие соответствующее высшее образование и стаж практической работы не менее трех лет.
1.10. Государственный (правовой, по охране труда) инспектор назначается приказом Главного государственного инспектора труда по Санкт-Петербургу.
1.11. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) в своей работе непосредственно подчиняется руководителю структурного подразделения государственной инспекции труда по Санкт-Петербургу Главному Государственному (правовому, по охране труда) инспектору.
II. Обязанности государственного инспектора по охране труда
2.1. Государственный инспектор по охране труда обязан:
— сохранять государственную служебную и коммерческую тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся к нему с заявлением, жалобой;
— контролировать соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве и, при необходимости, давать по ним заключения;
— анализировать обстоятельства и причины нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов по охране труда и принимать меры по их устранению;
— проводить предупредительный надзор за строительством новых и реконструкцией действующих объектов производственного и социально-культурного назначения с целью предотвращения отступления от проектов, ухудшающих условия труда, снижающих его безопасность;
— информировать работников предприятий, организаций и учреждений о выявленных по результатам обследований нарушениях правовых актов об охране труда;
— направлять работодателям материалы проверок состояния условий труда и производственного травматизма для принятия мер;
— оформлять каждое обследование предприятия, учреждения, организации любой формы собственности предписанием и добиваться от работодателя выполнения выданного предписания, устранения обнаруженных в ходе проверок нарушений по охране труда;
— рассматривать заявления, письма, жалобы и иные обращения работников и их объединений о нарушениях их прав по охране труда и принимать меры по их устранению;
— отчитываться о своей работе перед вышестоящим руководителем.
III. Права государственного инспектора по охране труда
3.1. Государственный инспектор по охране труда имеет право:
— беспрепятственно посещать в любое время суток предприятия и их подразделения в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда;
— запрашивать и беспрепятственно получать от органов исполнительной власти (предприятий) документы, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;
— налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях штрафы на руководителей, должностных лиц и других ответственных работников предприятий, виновных в нарушении законов и иных нормативных актов по охране труда;
— предъявлять руководителям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательное для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных актов по охране труда, о привлечении лиц, ответственных в этих нарушениях, к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном законом порядке;
— передавать материалы на работодателей и других должностных лиц предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, не обеспечивающих соблюдение законодательства, правил и норм по охране труда, не выполняющих предписания государственного инспектора по охране труда, в правоохранительные органы;
— приостанавливать эксплуатацию производственного оборудования и деятельность производственных подразделений в случаях нарушения норм и правил по охране труда;
— отстранять от работы лиц, не прошедших обучение, инструктаж и проверку знаний правил, норм и инструкций по охране труда;
— контролировать выполнение работодателями мероприятий по охране труда, предусмотренных коллективными договорами, соглашениями и требовать устранения допущенных в этой части нарушений условий коллективных договоров, соглашений;
— ставить вопрос перед главным государственным инспектором по охране труда о приостановке работы цехов, производств, предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности, на которых выявлены нарушения требований по охране труда, представляющих угрозу жизни и здоровью работников, до устранения этих нарушений;
— требовать от проектно-конструкторских организаций, предприятий-изготовителей внесения изменений в технологические процессы, конструкции оборудования, не соответствующие требованиям по охране труда, и ставить вопрос о прекращении производства;
— участвовать в комиссиях по приемочным испытаниям опытных образцов оборудования и давать заключения о возможности его производства;
— проводить выборочную экспертизу проектов строящихся и реконструируемых объектов производственного и социально-культурного назначения, требовать от работодателей проведения экспертизы этих проектов на соответствие их требованиям правил и норм по охране труда и экологическим требованиям;
— участвовать в работе комиссий по приемке в эксплуатацию новых или реконструированных предприятий, цехов, участков, зданий и сооружений производственного и социально-бытового назначения и принимать решения о возможности ввода их в эксплуатацию;
— требовать в необходимых случаях от работодателей проведения технической экспертизы состояния зданий, сооружений, оборудования технологических процессов для определения возможности их дальнейшей эксплуатации;
— вносить в соответствующие органы предложения о привлечении предприятий, организаций и учреждений любой формы собственности к экономической ответственности за допущенные нарушения требований охраны труда;
— вне очереди приобретать билеты на все виды транспорта при следовании в командировку, бронировать и получать места в гостиницах при выезде в командировку.
3.2. Работодатель обязан обеспечить государственного инспектора по охране труда необходимыми условиями труда (предоставить помещение, оргтехнику, средства индивидуальной защиты).
3.3. Действия государственного инспектора по охране труда обжалуются в установленном законодательством порядке.
3.4. Социальные гарантии деятельности государственного инспектора по охране труда осуществляются в порядке, установленном законом.
IV. Обязанности государственного правового инспектора труда
4.1. Разбираться в текущем законодательстве, знать судебную и арбитражную практику по трудовым и хозяйственным спорам.
4.2. Осуществлять контроль и надзор за соблюдением законодательства о труде, занятости, коллективных договорах, за предоставлением социальных гарантий трудящихся работодателями на всех предприятиях независимо от форм собственности.
4.3. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде на предприятиях, в учреждениях, организациях независимо от их форм собственности и ведомственной принадлежности, информировать о результатах проверки работодателя, требовать устранения выявленных нарушений.
4.4. Своевременно подготавливать представление об устранении работодателем выявленных нарушений законодательства о труде.
4.5. Вносить на рассмотрение работодателей предложения, направленные на устранение и предупреждение нарушений трудового законодательства, а в необходимых случаях доводить о них до сведения органов прокуратуры.
4.6. Вести прием и рассмотрение заявлений, писем, жалоб и иных обращений работников о нарушении их трудовых, социально-экономических прав и прав на охрану труда, принимает меры по их устранению.
4.7. Проводить обучение работодателей и работников по вопросам нормативно-правовых актов о труде и охране труда.
V. Права государственного правового инспектора труда
5.1. Беспрепятственно посещать предприятия, учреждения и организации независимо от форм собственности в целях осуществления надзора и контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и иных нормативно-правовых актов о труде.
5.2. Проводить проверки соблюдения законодательства о труде Российской Федерации.
5.3. Налагать в установленном законодательством Российской Федерации об административных нарушениях порядке штрафы на работодателей, должностных лиц и других ответственных работников предприятия, учреждений, организаций независимо от форм собственности.
5.4. Запрашивать и получать от органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления, предприятий документы, объяснения и иную информацию, необходимую для выполнения надзорных и контрольных функций.
5.5. Предъявлять работодателям, должностным лицам и другим ответственным работникам предприятий обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о труде, о привлечении виновных в этих нарушениях к дисциплинарной ответственности или отстранении их от должности в установленном порядке.
5.6. Сохранять государственную, коммерческую и служебную тайну, полученную при осуществлении своих полномочий, не сообщать работодателю сведения о лицах, обратившихся с жалобой.
VI. Ответственность государственного инспектора (правового, по охране труда)
6.1. Государственный инспектор (правовой, по охране труда) несет ответственность за выполнение обязанностей и осуществление прав, предусмотренных настоящей должностной инструкцией и Положением о Федеральной инспекции труда в установленном порядке.
Текст документа сверен по:
Должностная инструкция
государственного инспектора
(правового, по охране труда)
Государственной Инспекции
Труда по Санкт-Петербургу.- СПб, 1995 год.