Освещение пешеходных переходов обеспечивает безопасное пересечение дорожного полотна людьми. Современная интерпретация оформления вариантов осветительных устройств на установленной части дороги может быть выполнена как в виде автономной системы освещения на солнечных батареях, так и по типу стационарной системы освещения от основного источника электроэнергии через провода.

Требования к освещению пешеходного надземного перехода: основные пункты

Нормы освещения пешеходных переходов разнятся в зависимости от типа местности, состояния дорожного полотна, а также от варианта освещаемого участка (велодорожка, переход, подземный переход). Что касается оформления освещения пешеходных переходов конкретно в населенном пункте, то здесь принято брать за основу нормативы согласно ГОСТу Р 55706, который может нести некоторые дополнения в зависимости от типа местности и значения дорожного полотна.

Однако основные требования, касающиеся качества предоставляемой услуги заключаются в соблюдении следующих правил:

  • освещение пешеходных переходов обеспечивает и гарантирует распознавание разметки, указательных знаков;
  • в пешеходных зонах обеспечивается распознавание лиц прохожих благодаря качественному освещению;
  • комплект освещения пешеходного перехода располагается и устанавливается таким образом, чтобы гарантировать распознание направления движения автотранспорта. При необходимости в особо опасных участках пешеходной зоны могут быть дополнительно установлены еще несколько осветительных приборов меньшей мощности;
  • перекрёсток с местом для пешеходного перехода оформляется самосветящимися опознавательными знаками на высоте 5 метров от земли;
  • рекомендуется использовать комплекты света с цветностью, которая отличительна от цветности основного источника света освещения дороги;
  • в жилых микрорайонах используются опоры (4-9 м.) с постоянными осветительными приборами торшерного способа установки, оформляется переход с подвесными осветительными элементами;
  • при оформлении лестниц, подъемников, перил используются светящиеся элементы, которые не будут создавать эффект блескости пешеходам и водителям на автотранспорте;
  • обозначение пешеходного перехода должно быть дополнительно оформлено специальными светильниками типа «маячок» на каждом углу и центральных островках на высоте 3 м. над проезжей частью. Допускаются одновременно мигающие маячки с частотой не более 60 вспышек/мин;
  • оформление освещения велодорожек должно быть иным светом и интенсивностью освещения, нежели основная дорога и переходный переход;
  • спад интенсивности освещения после пешеходного перехода не реже, чем через 10 метров.

Средняя освещенность, согласно норм оформления света ГОСТ Р 55706 на пешеходном переходе – не меньше 20 (лк). при минимальной освещенности — не менее 6 лк.

Автономное освещение пешеходных переходов: преимущества, описание, цели

Современные дорожные покрытия все чаще оформляют с учетом практичности в эксплуатации осветительных устройств, а также минимального использования дорогостоящих источников электроэнергии. Так, освещение пешеходных переходов на солнечных экобатареях – наиболее популярный вариант.

Уличные светильники на солнечных альтернативных источниках питания чаще всего используются в местностях с продолжительным солнечным днем, поскольку эффективность такого осветительного устройства напрямую зависит от количества потока солнечного света.

Автономное освещение: преимущество

Качественное освещение пешеходных переходов поможет не только гарантировать безопасность пешеходам в обозначаемом месте, но и покажет все существующие неровности дорожного полотна в установленном месте, его особенности и изъяны. Автономное освещение на солнечных батареях работает по принципу накопления солнечной энергии днем и израсходования ее в ночное время суток.

В местности с короткой продолжительностью солнечного дня заряд аккумуляторов будет неполным, это, в свою очередь, снижает время работы фонарей и их интенсивность в ночное время суток.

Главное преимущество применения альтернативного источника освещения пешеходного перехода данного типа – это экономия энергоресурсов и обеспечение должного уровня безопасности в ночное время в труднодоступных, отдаленных местностях без централизованной сети электроэнергии.

Работоспособность батареи солнечного типа значительно снижается в условиях сильной ветрености и пыльной погоды (поле без посадок). Датчики накопления энергии загрязняются, как результат – накопленной энергии не хватает на все время.

Примечательно, что при установлении солнечных осветительных приборов на пешеходном переходе исчезает и необходимость круглосуточного контроля включения и выключения приборов – лампа снабжена специальными фотоэлементами, реагирующие на интенсивность светового потока. Лампа сама включается и выключается, что снижает затраты на обслуживание станций.

Оформление пешеходного перехода с помощью станций автономного свечения

Автономные электростанции для оформления пешеходного перехода по стоимости значительно превышают затраты по оформлению от источников электроэнергии. Однако именно такой вариант считается наиболее выгодным в отдельных регионах страны. За счет правильного оформления зоны пешеходного надземного перехода, можно не только контролировать качество и интенсивность освещения, но и значительным образом снизить риск ДТП на данном участке.

Наиболее часто используемые модели для освещения пешеходного перехода в местах населенного пункта и сельской местности – модели СЭУ-1 (мощностью 40-160 Вт) и СЭУ-2 (мощностью 180-300 Вт).

Принцип оформления энергоэффективными станциями места перехода пешеходов заключается в соблюдении всех нормативов и требований. Согласно действующему ГОСТу. Стоит отметить, что некоторые особенности и моменты в оформлении освящаемой территории могут быть несколько откоррективаны, в зависимости от бюджетирования.

Оформление пешеходного перехода с помощью стационарного источника

Обеспечение нужного уровня освещения на пешеходном переходе не только снижает уровень тяжелых случаев ДТП с летальным исходом пешехода, но гарантирует безопасное пересечение дороги в нужное время. В местах с доступностью сети электроэнергии часто используют варианты оформления пешеходного перехода с помощью стационарных источников освещения.

Кроме обеспечения осветительных элементов на проезжей части законом предусмотрено оформление дорожной территории для пешехода в виде маячков, самосветящихся элементов на зебре, на сложном участке – регулируемый светофор со всеми нужными знаками.

Стоит отметить, что изначально затраты на установление данного варианта освещения несколько ниже, нежели инновационные варианты накопительной энергии. Но в ходе эксплуатации заметна выгода применения именно последнего варианта освещения.

Оформление освещения нерегулируемого пешеходного перехода

Особое внимание устоит уделять оформлению светового освещения пешеходного перехода без светофора (нерегулируемый). В таком случае, достаточное освещение – залог безопасности как для пешехода, так и для самого водителя.

Оформление нерегулируемого перехода для пешехода выполняется в виде установления Г-образных столбов, со световым сопровождением (переменным с датчиками движения или постоянные диодные).

На участке имеется указатель для пешехода (обозначительная табличка), световые полосы, расположенные над зеброй с обеих сторон для водителя автотранспортного средства. При этом зеленый свет – ход свободен, красный – идет пешеход. Обозначительные знаки и Г-образные столбы расположены в четырех местах: по двум сторонам с обеих сторон пешеходного перехода.

Оформление освещения пешеходного перехода – это гарантия безопасности для всех участников дорожного движения, фактор, который снижает риск ДТП с летальным исходом.

Пешеходный переход: основные требования по ГОСТу в 2019 году

Пешеходный переход, именуемый в народе зеброй, должен строго соответствовать ГОСТу, чтобы гарантировать пешеходам безопасное пересечение оживленной трассы. Для легкости определения подобного участка на дорожном полотне были разработаны специальные знаки и разметки.

Однако современные подходы к урегулированию дорожного движения требуют существенных изменений для повышения безопасности всех его участников. Ряд принятых и ожидаемых нововведений в ПДД также затронули и государственные стандарты для пеших зон.

Классификация пешеходных переходов

Подобный участок дороги в обязательном порядке должен быть обозначен разметкой либо дорожными знаками, указывающими пешеходу, что здесь пересечение улицы не только разрешено, но и безопасно.

Согласно ПДД, пеший гражданин должен пересекать трассу только по определенной, специально оборудованной для этого зоне.

На сегодняшний день выделяют следующие типы переходов для пеших участников движения:

  1. Нерегулируемые. Размещаются на не загруженных автомобилями дорогах. Они оснащены нерабочим/выключенным светофором либо не имеют его вовсе.
  2. Регулируемые. К ним относятся все переходы, которые оснащены работающим светофором.
  3. Диагональные. Их можно увидеть на перекрестках, поскольку они позволяют переходить улицу «наискось». Они всегда имеют четкую разметку, а также в обязательном порядке оснащены работающим в штатном режиме светофором.
  4. Внеулочные:

  • надземные (обустраиваются над проезжей частью);
  • подземные (проходят под дорожным полотном).

Внеулочные переходы являются самыми безопасными для пассажиров, в отличие от наземных. К тому же они существенно разгружают трассу, поскольку водителям нет необходимости останавливать транспортное средство для пропуска людей.

Виды дорожной разметки

Разметка на дорогах существует для безопасного движения и строго регламентируется государственными стандартами. Именно в них прописаны основные требования по нанесению разметок на дорожное покрытие, в зависимости от их назначения.

Для обозначения зон, предназначенных для перехода улицы, используются следующие виды разметки:

  • 1.14.1. Классическая. Применяется на переходах, ширина которых не превышает 6 м. Разметка предоставляет собой равномерные широкие полосы, нанесенные параллельные вдоль дороги.
  • 1.14.2. Комбинированная. Представляет собой двойную классическую разметку с определяющим ход движения стрелками. Используется только на переходах ширина, которых превышает 6 м.

Вне зависимости от вида разметки, она представляет собой ряд горизонтальных полос расположенных параллельно друг другу на расстоянии 60 см. Полосы, как правильно, наносят белой или желтой краской, хотя и допускается нанесение бело-желтой разметки.

Такие разметки могут использоваться как самостоятельно, так и в комбинации с дорожными знаками 5.19.1 или 5.19.2Чем грозит раннее начало движения на светофорах
Отношение к желтому сигналу светофора со стороны водителей прямо противоположное. Одни в момент действия сигнала…

Стандарты по обустройству пешеходных переходов

Зоны для пешеходов играют важную роль для обеспечения безопасности на дороге. По этой причине государство выдвигает высокие стандарты по их обустройству, которые периодически подвергаются изменениям.

Требования ГОСТ Р 52289-2004

Стандарт 52289-2004 устанавливает требования по применению технических средств, позволяющих организовать безопасное движение на дороге.

Согласно ГОСТу Р 52289-2004:

  1. Не допускается размещение рекламных плакатов, зеленых насаждений и других приспособлений, которые препятствуют обзору дорожного знака или светофора.
  2. Разметка, которая в связи с погодными условиями, оказалось плохо различима, должна быть временно подкреплена соответствующими знаками.
  3. Видимость знаков – 100 и более метров.
  4. Знак 1.22 должен быть установлен перед всеми нерегулируемыми перходами, которые не заметны на расстоянии до 150 м.
  5. Знаки 5.19.1 и 5.19.2 устанавливаются на расстоянии не более 1 м от границ перехода. Первый знак должен находиться справа от дороги или проезжей части, а второй – слева.
  6. Для определения ширины пешеходной зоны следует пользоваться формулой: 1м = 500 пеш./ч, но не менее 4 м.
  7. Светофоры являются техническим средством урегулирования дорожного движения на переходах для пеших лиц.

Нормативный документ также допускает введение экстремальных разметок или знаков, но только после согласования с Госавтоинспекцией.

Нормативы ГОСТ Р 52766-2007

ГОСТ Р 52766-2007 внес свои коррективы в обустройство зон для пеших лиц. Документ содержит следующие нормативы:

  1. Расстояние между переходами в населенных пунктах составляет 200-300 м. Исключением являются жилые пункты протяжностью менее 0,5 км. В таком случае расстояние может составлять 100-150 м, а количество переходов не должно превышать 2.
  2. Если ширина проезжей части составляет более 15 м, пешеходные зоны должны быть оборудованы островками безопасности.
  3. Вне населенных пунктов переходы устанавливаются вблизи общественных заведений и таким образом, чтобы они хорошо просматривались с двух сторон проезжей части, на расстоянии 150 и более метров.
  4. Рядом с регулированными переходами должны находиться ограждения перильного типа с двух сторон дороги. Расстояние – более 50 м в обе стороны.
  5. На многополосных дорогах, в местах внеулочных переходов в обязательном порядке устанавливаются ограждения длинной не менее 20 м в обе стороны от надземного или подземного перехода. Место установки – разделительная полоса.

Данный ГОСТ не совершенен и требует некоторых доработок, среди которых внесение требования об обязательном устройстве внеулочного перехода с более, чем 3 полосами движения в одну сторону.

Что изменилось в ГОСТ Р 58398-2019

ГОСТ Р 58398-2019 не отменяет нормативы, установленные ранее принятым стандартами, а лишь дополняет их для возможности организации комфортного и безопасного дорожного движения для всех его участников.

Согласно нормативному акту:

  1. Типоразмер знаков может быть уменьшен до 50-40 см.
  2. Использование дополнительных рамок повышенного внимания на знаках 5.19.1 и 5.19.2, установленных в слабоосвещенных местах или указывающих на нерегулируемый пешеход.
  3. Внедрение знаков 5.19.3 и 5.19. 4, которые позволяют переходить улицу по диагонали.

Некоторые требования нового стандарта противоречат ГОСТам принятым годами ранее, однако не отменяют их.

Штрафы для пешеходов и водителей

Согласно действующим ПДД, каждый водитель, приближающейся к нерегулируемой пешеходной зоне, должен пропустить пешехода, который переходит улицу или только ступил на «зебру».

Несоблюдение данных правил является административным правонарушением, которое наказывается штрафом в размере 1,5 тыс. рублей. В случае если пеший гражданин будет перевозить детей, штраф за игнорирование ПДД составит 3 тыс. рублей. При оплате штрафа досрочно, его размер сократится вдвое.

Остановка в зоне для пеших граждан, а также на расстоянии менее 5 м от нее, является незаконной. За подобное правонарушение водителю грозит штраф в сумме 1000 руб.

Несмотря на то что под штрафные санкции чаще всего попадают водители транспортных средств, пешеходы также нарушают ПДД. Одним из таких правонарушений является переход проезжей части в неположенном месте, за что лицу может быть вынесено предупреждение или выписан штраф в 500 рублей.

Нововведения 2020 года в ПДД

Несмотря на ряд принятых изменений, организация зон для пеших граждан остается недоработанной. Исключить все несовершенства можно только лишь принятием очередных нововведений в ПДД.

Так, на официальный портал ГИБДД поступило предложение о необходимости проверки всех существующих переходов, поскольку большая часть из них не соответствует установленным нормам. Не лишним также будет пересмотр их количества, ведь число автомобилистов ежегодно растет.

Нововведения могут коснуться и «внешнего вида» зебр. Планируется внедрение предупреждающих указателей, которые сделают зебры более заметными для водителей.

Распространенные вопросы

  1. Как определить ширину пешеходного перехода, если нет разметки?

    Для обозначения пешеходной зоны используют дорожную разметку и знаки, как в комбинации, так и по отдельности. И если при наличии разметки определить ширину участка для пешеходов легко, то при ее отсутствии необходимо обращать внимание на расстояние между дорожным знаками. Именно ему будет равна ширина перехода.

  2. Разрешен ли обгон на пешеходном переходе?На данном участке трассы обгон строго запрещен, вне зависимости от присутствуя на нем человека. Подобное нарушение является административным правонарушением и наказывается согласно действующему законодательству.
  3. Где и как должен двигаться пешеход?

    Пешеход должен двигаться по специально оборудованным для этого местам (наземным и внеулочным переходам, тротуарам, обочинам и т.д.). При этом во время пересечения улицы, он должен перемещаться под прямым углом к противоположной стороне.

    На перекрестках, оснащенных светофором, пешеход имеет право начинать движение только на зеленый сигнал. Также при пересечении трассы пешком, запрещено намеренно задерживаться на середине пути, тем самым создавая аварийную ситуацию.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *