Особенности регулирования труда государственных гражданских служащих

В соответствии с п. 4 названного закона на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, предусмотренными этим законом.
Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением.
Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой — предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы.
В первую очередь к ним следует отнести ограничения и требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу. Они касаются возраста, уровня квалификации претендующего на государственную службу, состояния его здоровья, перечня предъявляемых им документов, порядка заключения и условий трудового договора и др.
Закон о государственной службе, в отличие от КЗоТ, устанавливает и предельный возраст поступления на государственную службу — 60 лет.
Поэтому установление предельного возраста для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе, как обусловленное спецификой трудовой

Наряду с ограничением по возрасту Закон о государственной службе предусматривает ряд других ограничений, препятствующих поступлению на государственную службу и нахождению на государственной службе. К их числу относятся:
— признание гражданина решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным;
— лишение его права занимать государственную должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
— наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
— отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
— близкое родство или свойство (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
— наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
— отказ от представления документов, требуемых в соответствии с законом.
Особые (дополнительные) требования, предъявляемые законом к квалификации лиц, поступающих на государственную службу, касаются знания государственного языка, уровня профессионального образования, стажа и опыта работы по специальности, уровня знания Конституции РФ. федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Условие о знании государственного языка лицом, претендующим на государственную службу, является обязательным условием, предъявляемым при поступлении на государственную службу.
государственные служащие этой республики наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной республике.
Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на государственную службу, зависит от государственной должности, на которую претендует гражданин. В зависимости от государственной должности установлены и специальные требования в отношении опыта и стажа работы по специальности.
Дополнительные требования в отношении документов и сведений, представляемых при поступлении на государственную службе, касаются как их перечня, так и оценки содержащихся в них сведений.
Помимо документов, предусмотренных законодательством о труде, поступающие на государственную службу обязаны представить так же справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении и медицинское заключение о состоянии здоровья. От гражданина могут быть истребованы и другие документы, если это прямо предусмотрено федеральным законом.
Все сведения, представленные гражданином при поступлении на государственную службу, подлежат обязательной проверке.
Если в результате проверки будут установлены факты и обстоятельства, препятствующие поступлению данного гражданина на государственную службу, он должен быть поставлен в известность о причинах отказа в письменной форме.

Установленные законом о государственной службе особенности в регулировании отношений, связанных с заключением с государственным служащим трудового договора, касаются, как уже отмечалось, порядка его заключения и перечня обязательных (необходимых) условий. Следует, однако, сразу отметить, что сформулированы они не всегда достаточно четко и последовательно, что вызывает неоднозначное их толкование.
Так, определив, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, закон вместе с тем подробно регламентирует порядок назначения на должность.

Особенности правового регулирования труда государственных служащих (стр. 1 из 4)

Введение.

Государственная служба отличается от других видов службы своим публичным характером и тем, что она регулируется в основном административным, а не трудовым правом. Вопросы документационного обеспечения государственной службы закреплены в федеральных законах, указах Президента, постановлениях Правительства и других нормативных документах. Статья 2 Федерального закона от 27.05.2003 N 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» называет перечень существующих в Российской Федерации видов государственной службы. К таковым относятся военная, правоохранительная и государственная гражданская служба. В данной статье рассмотрим подробнее вопросы регулирования государственной гражданской службы.

Специфика профессиональной деятельности государственных служащих как работников, состоящих в трудовых отношениях с государственными органами, требует особого подхода к правовому регулированию их труда, что нашло отражение в Законе «Об основах государственной службы Российской Федерации». В соответствии с ним на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, предусмотренными этим законом.

Установление особенностей в правовом регулировании труда государственных служащих обусловлено задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, целью поддержания ее высокого уровня (в том числе за счет ротации управленческого аппарата), специфическим характером профессиональной деятельности лиц, исполняющих обязанности по государственной должности государственной службы.
Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением.

Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой — предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы.

Большинство таких дополнительных требований и ограничений для государственных служащих представляются вполне оправданными и правомерными. Вместе с тем, целесообразность установления некоторых из них вызывает серьезные сомнения. Наиболее принципиальные из них касаются возраста, уровня квалификации претендующего на государственную службу, состояния его здоровья, перечня предъявляемых им документов, порядка заключения и условий трудового договора и др..

Целью курсовой работы является изучение особенностей регулирования труда государственных гражданских служащих.

Цель работы позволила сформулировать следующие задачи, которые решались в работе: дать понятие терминов «гражданский служащий», «служебный контракт» определить их содержание, а также рассмотреть перспективы развития в сфере регулирования труда государственных служащих.

Глава 1. Особенности регулирования труда государственных

гражданских служащих.

1.1 Нормативное регулирование государственной гражданской службы.

Основными нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в области государственной службы, являются:

— Закон N 58-ФЗ от 27.05.2003 «О системе государственной службы Российской Федерации».

— Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон N 79-ФЗ);
— другие федеральные законы, в том числе регулирующие особенности прохождения гражданской службы.

Военная и правоохранительная службы являются разновидностями федеральной государственной службы и поэтому регулируются исключительно федеральным законодательством. Государственная гражданская служба делится на:

— федеральную государственную гражданскую службу, регулируемую федеральным законодательством;

— государственную гражданскую службу субъекта РФ, регулируемую совместно Российской Федерацией и ее субъектами. Поэтому ее регулирование осуществляется как федеральным законодательством, так и соответствующим ему законодательством субъектов РФ

Закон N 79-ФЗ является базовым федеральным законодательным актом о государственной гражданской службе. Именно он определяет предмет любого комплексного законодательного акта субъектов РФ в области правового регулирования гражданской службы.

Многие вопросы организации государственной службы в настоящее время урегулированы подзаконными актами. Согласно Закону N 79-ФЗ принят ряд указов Президента РФ, например, от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации», от 01.02.2005 N 110 «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» и др.

Правительство РФ во исполнение указов Президента принимает cоответствующие правовые и организационные меры. Так, в сфере переподготовки и повышения квалификации гражданских служащих Правительством РФ принято Постановление от 06.05.2008 N 362 «Об утверждении государственных требований к профессиональной переподготовке, повышению квалификации и стажировке государственных гражданских служащих Российской Федерации».

Субъекты РФ также могут принимать свои законы и подзаконные акты в сфере гражданской службы. Это следует из ч. 4 ст. 2 Закона N 58-ФЗ.
Статьей 73 Закона N 79-ФЗ установлено, что на государственных служащих в определенной степени распространяется трудовое законодательство. Федеральным законом N 90-ФЗ ст. 11 ТК РФ дополнена частью седьмой: на государственных гражданских служащих и муниципальных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации о государственной гражданской службе и муниципальной службе.

1.2 Поступление на государственную службу.

Гражданский служащий — это гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ (ст. 10 Закона N 79-ФЗ).
Пунктом 1 ст. 21 Закона N 79-ФЗ установлены общие требования к кандидатам на замещение должности государственной гражданской службы: на гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет, владеющие государственным языком Российской Федерации и соответствующие квалификационным требованиям, установленным настоящим Федеральным законом. Квалификационными требованиями в соответствии со ст. 12 Закона N 79-ФЗ являются требования к:

— уровню профессионального образования;

— стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности;

— профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

Но в Законе N 79-ФЗ также содержатся ограничения и основания для отказа в приеме или прохождении службы. Например, родственные и свойственные отношения (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с гражданским служащим, в случае непосредственной подконтрольности или подотчетности, являются причиной, по которой гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе.

В статье 22 Закона N 79-ФЗ закреплено положение, согласно которому замещение любых должностей государственной гражданской службы осуществляется на конкурсной основе. Законодатель четко определил случаи, когда конкурс не проводится, а когда он может не проводиться. Например, при заключении срочного служебного контракта конкурс не проводится, а при назначении на должности, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, может не проводиться .

Сама процедура проведения конкурса регламентирована Указом Президента РФ от 01.02.2005 N 112 «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации». Согласно положению о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ, утвержденному этим указом, конкурс проводится в два этапа.

На первом этапе государственный орган публикует в периодическом печатном издании объявление о приеме документов для участия в конкурсе и размещает информацию о конкурсе на своем сайте. Второй этап проводится только после проверки достоверности сведений, представленных гражданами, изъявившими желание участвовать в конкурсе.

Для проведения конкурса приказом государственного органа образуется конкурсная комиссия, действующая на постоянной основе (состав конкурсной комиссии, сроки и порядок ее работы, а также методика проведения конкурса определяются локальным нормативным актом государственного органа). Для принятия верного решения конкурсная комиссия:

— оценивает кандидатов на основании представленных ими документов об образовании, прохождении гражданской или иной государственной службы, осуществлении другой трудовой деятельности;

— проводит конкурсные процедуры, используя методы оценки профессиональных и личностных качеств кандидатов (собеседование, анкетирование, проведение групповых дискуссий, написание реферата или тестирование по вопросам). Решение конкурсной комиссии принимается в отсутствие кандидата .

1.3 Служебный контракт.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *