Принципы обеспечения безопасности спасателей

Профессия спасателя — далеко не самая опасная. Если учитывать только объективные факторы, условия деятельности спасателей безопаснее, чем условия работы стропальщиков, строителей, электриков и многих других профессионалов, занятых в производстве, связанном с риском.

Однако риск при спасательных работах отличается от риска при любых других работах рядом характерных особенностей.

Специфика рисков в работе спасателей:

  • • работа в опасной зоне;
  • • дефицит времени;
  • • возможность непредвиденных опасностей;
  • • разнообразие видов работ;
  • • самостоятельность в принятии решений, влияющих на безопасность.

Основные принципы, обеспечивающие безопасность в работе спасателей

С учетом характера работ и специфических особенностей рисков, характерных для работ по ликвидации ЧС, определены основные принципы, обеспечивающие безопасность в работе спасателей: единоначалия, оправданного риска и обеспечения безопасности, соответствия риска и уровня компетентности, готовности, информации, зонирования, оптимальной скорости.

Принцип единоначалия относится к разряду управленческих принципов безопасности.

Получение правильных, но несогласованных указаний от руководящих лиц, задействованных в организации АСР, может привести к несогласованности действий спасателей и послужить причиной несчастных случаев. Поэтому Законом № 151-ФЗ предусмотрен принцип единоначалия руководства, который является основным принципом деятельности АСС, АСФ и спасателей.

В том же Законе указано, что в ходе проведения работ по ликвидации ЧС спасатели подчиняются только руководителям АСС, АСФ, в составе которых проводят указанные работы. Приказы и распоряжения, даже от руководителя ликвидации ЧС, поступают к спасателю только от его непосредственного руководителя (начальника подразделения, старшего смены, командира газоспасательного звена).

Принцип оправданного риска и обеспечения безопасности. Для спасателей, ведущих работу по спасению жизни людей в условиях ЧС, принцип обеспечения безопасности работника заменяется другим принципом — принципом оправданного риска и обеспечения безопасности, который установлен ст. 3 Закона № 151-ФЗ в качестве одного из основных принципов деятельности АСС, АСФ и спасателей.

Риск может считаться оправданным при соблюдении следующих условий:

  • • рискованные действия необходимо предпринять для спасения жизни и здоровья людей или жизненно важных для людей объектов;
  • • результат не может быть получен другими, менее рискованными способами;
  • • повреждение здоровья и жизни спасателя при таких действиях возможны, но не обязательны (существует лишь повышенная вероятность несчастного случая, но она не равна 100%);
  • • принимаются меры для обеспечения безопасности рискующего (пусть они и не гарантируют 100% безопасности);
  • • рискованные действия обеспечиваются соответствующими знаниями и умениями, способными в данной конкретной ситуации предупредить наступление вредных последствий.

Принцип соответствия степени риска и уровня компетентности вытекает из принципа оправданного риска и соответствует ему.

Недопустимо допускать выполнять работы с высокой степенью риска спасателю, не имеющему достаточной подготовки для работы в таких условиях.

Уровень компетентности определяется не только классностью спасателя, но еще и специальной подготовкой для работы в данных специфических условиях (под водой, в условиях радиоактивного заражения, в зоне схода лавин, на высоте с нижней страховкой, в ненаселенной местности, на горных реках и т.д.), опытом работ в похожих условиях, знанием теоретических основ ликвидации данного вида ЧС, владением особых специфических приемов работы, необходимых в данной ситуации.

Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб спасателей (ст. 3. Закон РФ № 151 от 22.08.95 г.)

Основными принципами деятельности аварийно — спасательных служб, аварийно — спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно — спасательными службами, аварийно — спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно — спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно — спасательных служб, аварийно — спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Противопожарное водоснабжение зданий и отдельных объектов. Системы противопожарного водоснабжения. Устройство простых систем противопожарного водоснабжения. Устройство автоматических систем противопожарного водоснабжения.

По способу тушения пожаров системы противопожарного водоснабжения делятся на:

-Системы низкого давления (гидранты, подается автонасосами пожарных команд)

-Системы высокого давления (обеспечивает подачу увеличенного нормативного пожарного расхода воды и повышает давление до значений достаточных для создания пожарной струи)

По способу борьбы с пожарами выделяют три группы зданий:

-С локализацией огня и пожаротушение, в которых подача воды осуществляется непосредственно из гидрантов наружной водопроводной сети

-С локализацией огня осуществляемой через подачу воды из пожарного крана внутреннего водопровода, окончательное пожаротушение осуществляется из гидрантов.

-С высотой больше величины напора развиваемой насосами пожарных команд (более 50м). Полное тушение пожара в них осуществляется из систем внутреннего водопровода и расход воды пожарных кранов должен быть увеличен до нескольких струй по 5 литров в секунду

По использованию технических средств подачи воды к очагу:

-Простые

-Полуавтоматические (дренчерные водяные завесы)

-Автоматические (сплинктерные)

Устройство простых противопожарных систем водоснабжения

Необходимость устройства простых противопожарных систем водоснабжения определяется в соответствии со СНиП 2.04.01-85 «Внутрений водопровод и канализация зданий» п.6.1.-6.4.

Минимальный расход воды для жилых зданий допускается принимать 1,5 л/c.

Внутренний противопожарный водопровод не предусматривается:

-В зданиях и помещениях объём и высота которых менее указанных в СНиП 2.04.01.-85

-В зданиях школ

-В бани

-В зданиях кинотеатров сезонного действия

-В производственных зданиях, в которых применение воды может вызвать пожар, взрыв и распространение огня.

-В производственных зданиях I и II степени огнестойкости, категории Г и Д независимо от их объёма.

Время работы пожарных кранов применяется равным 3 часа. В зданиях высотой более 6 этажей при объединённой системе хозяйственно-противопожарного водопровода пожарные стояки следует закольцовывать. При определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов необходимо учитывать:

-В общественных и производственных зданиях при расчетном числе струй не менее 3, а в жилых не менее 2 на стояках допускается устанавливать спаренный пожарный кран

-В жилых зданиях с коридорами длиной 10м при расчетном числе струй 2, каждую точку помещения допускается орошать двумя струями подаваемыми из одного пожарного стояка.

-В жилых зданиях с коридорами более 10м, а также общественных и производственных зданиях при расчетном числе струй 2 и более, каждую точку помещения следует орошать по одной из двух соседних стояков

Устройство автоматических противопожарных систем

АУП сплинктерные и дренчерные тушат огонь без участия человека и одновременно включают насосы повышающие давление, а также одновременно включают систему пожарной тревоги.

Полуавтоматические дренчерные системы включаются в действие людьми при возникновении опасности пожара.

Сплинктерные установки бывают водяные и воздушные. Водяные проектируются в помещениях с температурой больше 0. Воздушные – в неотапливаемых помещениях.

Побудителями к действию в сплинктерных системах являются сплинктерные головки. Режим работы замка (сплинктерной головки) зависит температуры окружающего воздуха. При повышении температуры выше расчетных пределов сплав размягчается, теряет прочность, под давлением в трубопроводе замок распадается, струи воды устремляются из отверстия диафрагмы ударяются о розетку. Сплинктерные оросители размещаются в зависимости от интенсивности орошения и площади орошения. Для повышения надежности сплинктерные системы разделяют на секции, в каждой секции не более 800 сплинктеров. Наименьший диаметр распределительных трубопроводов принимается 20мм. На питательных и распределительных трубопроводах запорную арматуру не устанавливают.

Противопожарное водоснабжение зданий и отдельных объектов. Системы противопожарного водоснабжения. Устройство простых систем противопожарного водоснабжения. Устройство автоматических систем противопожарного водоснабжения.

По способу тушения пожаров системы противопожарного водоснабжения делятся на:

-Системы низкого давления (гидранты, подается автонасосами пожарных команд)

-Системы высокого давления (обеспечивает подачу увеличенного нормативного пожарного расхода воды и повышает давление до значений достаточных для создания пожарной струи)

По способу борьбы с пожарами выделяют три группы зданий:

-С локализацией огня и пожаротушение, в которых подача воды осуществляется непосредственно из гидрантов наружной водопроводной сети

-С локализацией огня осуществляемой через подачу воды из пожарного крана внутреннего водопровода, окончательное пожаротушение осуществляется из гидрантов.

-С высотой больше величины напора развиваемой насосами пожарных команд (более 50м). Полное тушение пожара в них осуществляется из систем внутреннего водопровода и расход воды пожарных кранов должен быть увеличен до нескольких струй по 5 литров в секунду

По использованию технических средств подачи воды к очагу:

-Простые

-Полуавтоматические (дренчерные водяные завесы)

-Автоматические (сплинктерные)

Устройство простых противопожарных систем водоснабжения

Необходимость устройства простых противопожарных систем водоснабжения определяется в соответствии со СНиП 2.04.01-85 «Внутрений водопровод и канализация зданий» п.6.1.-6.4.

Минимальный расход воды для жилых зданий допускается принимать 1,5 л/c.

Внутренний противопожарный водопровод не предусматривается:

-В зданиях и помещениях объём и высота которых менее указанных в СНиП 2.04.01.-85

-В зданиях школ

-В бани

-В зданиях кинотеатров сезонного действия

-В производственных зданиях, в которых применение воды может вызвать пожар, взрыв и распространение огня.

-В производственных зданиях I и II степени огнестойкости, категории Г и Д независимо от их объёма.

Время работы пожарных кранов применяется равным 3 часа. В зданиях высотой более 6 этажей при объединённой системе хозяйственно-противопожарного водопровода пожарные стояки следует закольцовывать. При определении мест размещения и числа пожарных стояков и пожарных кранов необходимо учитывать:

-В общественных и производственных зданиях при расчетном числе струй не менее 3, а в жилых не менее 2 на стояках допускается устанавливать спаренный пожарный кран

-В жилых зданиях с коридорами длиной 10м при расчетном числе струй 2, каждую точку помещения допускается орошать двумя струями подаваемыми из одного пожарного стояка.

-В жилых зданиях с коридорами более 10м, а также общественных и производственных зданиях при расчетном числе струй 2 и более, каждую точку помещения следует орошать по одной из двух соседних стояков

Устройство автоматических противопожарных систем

АУП сплинктерные и дренчерные тушат огонь без участия человека и одновременно включают насосы повышающие давление, а также одновременно включают систему пожарной тревоги.

Полуавтоматические дренчерные системы включаются в действие людьми при возникновении опасности пожара.

Сплинктерные установки бывают водяные и воздушные. Водяные проектируются в помещениях с температурой больше 0. Воздушные – в неотапливаемых помещениях.

Побудителями к действию в сплинктерных системах являются сплинктерные головки. Режим работы замка (сплинктерной головки) зависит температуры окружающего воздуха. При повышении температуры выше расчетных пределов сплав размягчается, теряет прочность, под давлением в трубопроводе замок распадается, струи воды устремляются из отверстия диафрагмы ударяются о розетку. Сплинктерные оросители размещаются в зависимости от интенсивности орошения и площади орошения. Для повышения надежности сплинктерные системы разделяют на секции, в каждой секции не более 800 сплинктеров. Наименьший диаметр распределительных трубопроводов принимается 20мм. На питательных и распределительных трубопроводах запорную арматуру не устанавливают.

>Охрана труда
>Аварийно-спасательные службы

Общая характеристика ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», основные понятия и определения

Правовые основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и деятельности спасателей составляют Конституция РФ, Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22 августа 1995 г. N 151-ФЗ, Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», другие законы и иные нормативные правовые акты РФ, законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ.

Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории РФ, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами РФ, устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей, определяет основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей, других граждан РФ, принимающих участие в ликвидации ЧС природного и техногенного характера, и членов их семей.

Аварийно-спасательная служба (АСС) — это совокупность органов управления, сил и средств, предназначенных для решения задач по предупреждению и ликвидации ЧС, функционально объединенных в единую систему, основу которой составляют аварийно-спасательные формирования.

Аварийно-спасательное формирование — это самостоятельная или входящая в состав аварийно-спасательной службы структура, предназначенная для проведения аварийно-спасательных работ, основу которой составляют подразделения спасателей, оснащенные специальными техникой, оборудованием, снаряжением, инструментами и материалами.

Спасатель — это гражданин, подготовленный и аттестованный на проведение аварийно-спасательных работ.

Аварийно-спасательные работы — это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные, газоспасательные, противофонтанные работы, а также связанные с тушением пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и другие, перечень которых может быть дополнен решением Правительства РФ.

Неотложные работы при ликвидации ЧС — это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности.

Аварийно-спасательные средства — это техническая, научно-техническая и интеллектуальная продукция, в том числе специализированные средства связи и управления, техника, оборудование, снаряжение, имущество и материалы, методические, видео-, кино-, фотоматериалы по технологии аварийно-спасательных работ, а также программные продукты и базы данных для электронных вычислительных машин и иные средства, предназначенные для проведения аварийно-спасательных работ.

Основными принципами деятельности АСС, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:
1. принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении ЧС;
2. принцип единоначалия руководства АСС, аварийно-спасательными формированиями;
3. принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;
4. принцип постоянной готовности АСС, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Аварийно-спасательные службы

В соответствии с законодательством РФ АСС, аварийно-спасательные формирования могут создаваться:
1. на постоянной штатной основе — профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования;
2. на нештатной основе — нештатные аварийно-спасательные формирования;
3. на общественных началах — общественные аварийно-спасательные формирования.

Профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования создаются:
1. в федеральных органах исполнительной власти — решениями Правительства РФ по представлениям соответствующих министерств, ведомств и организаций РФ, согласованным с федеральным органом исполнительной власти, специально уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС, то есть МЧС РФ и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;
2. в субъектах РФ — органами исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ;
3. в организациях, занимающихся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством РФ предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС, аварийно-спасательных формирований, — руководством организаций по согласованию с органами управления при органах исполнительной власти субъектов РФ, специально уполномоченных на решение задач в области защиты населения и территорий от ЧС;
4. в органах местного самоуправления — по решению органов местного самоуправления.

Нештатные аварийно-спасательные формирования создаются организациями из числа своих работников в обязательном порядке, если это предусмотрено законодательством РФ, или по решению администраций организаций в порядке, предусмотренном законодательством РФ.

Общественные аварийно-спасательные формирования создаются общественными объединениями, уставными задачами которых является участие в проведении работ по ликвидации ЧС.

В состав АСС входят органы управления указанных служб, аварийно-спасательные формирования и иные формирования, а также могут входить научно-исследовательские учреждения, образовательные учреждения по подготовке спасателей, учреждения по подготовке поисковых собак и организации по производству аварийно-спасательных средств. Комплектование АСС, аварийно-спасательных формирований осуществляется на добровольной основе.

В профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей, в образовательные учреждения по подготовке спасателей для обучения принимаются граждане, имеющие среднее (полное) общее образование, признанные при медицинском освидетельствовании годными к работе спасателями и соответствующие установленным требованиям к уровню их профессиональной и физической подготовки, а также требованиям, предъявляемым к их морально-психологическим качествам. К непосредственному исполнению обязанностей спасателей в профессиональных АСС, профессиональных аварийно-спасательных формированиях допускаются граждане, достигшие возраста 18 лет, имеющие среднее (полное) общее образование, прошедшие обучение по программе подготовки спасателей и аттестованные в установленном порядке на проведение аварийно-спасательных работ.

При приеме граждан в профессиональные АСС, профессиональные аварийно-спасательные формирования на должности спасателей с ними заключается трудовой договор, в котором закрепляются особенности и режим работы спасателей, порядок и условия оплаты труда, социальные гарантии и льготы спасателям, обязательство неукоснительного выполнения спасателями возложенных на них обязанностей и распоряжений руководителей указанных АСС, аварийно-спасательных формирований на дежурстве и при проведении работ по ликвидации ЧС. Трудовой договор со спасателем может быть расторгнут по инициативе администрации АСС, аварийно-спасательного формирования в случае однократного необоснованного отказа спасателя от участия в проведении работ по ликвидации ЧС.

Статья 3. Основные принципы деятельности аварийно-спасательных служб и спасателей

Основными принципами деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей являются:

принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций;

принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями;

принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ;

принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

Статья 4. Государственная поддержка аварийно-спасательных служб и спасателей

(статья утратила силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ . — См. предыдущую редакцию )

Статья 5. Виды аварийно-спасательных работ

1. К аварийно-спасательным работам относятся:

горноспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды в зоне чрезвычайных ситуаций, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий взрывов взрывчатых материалов и (или) рудничных газов, пожаров, загазований, обвалов, выбросов горной массы, затоплений и других видов аварий в горных выработках на объектах ведения горных работ, за исключением объектов бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата;

газоспасательные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, локализацию аварий и подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий аварий в зоне с превышением предельно допустимых концентраций токсичных, и (или) пожароопасных, и (или) взрывоопасных веществ. К газоспасательным работам не относятся работы, отнесенные к аварийно-спасательным работам, связанным с тушением пожаров, и горноспасательным работам;

противофонтанные работы — действия, направленные на спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды, предупреждение и ликвидацию газонефтеводопроявлений, неуправляемого истечения пластовых флюидов (открытых фонтанов) и грифонообразования на объектах бурения и добычи нефти, газа и газового конденсата и объектах подземного хранения газа и газового конденсата;

поисково-спасательные работы — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, подавление или доведение до минимально возможного уровня воздействия последствий чрезвычайных ситуаций на территориях, в акваториях и на транспорте;

аварийно-спасательные работы, связанные с тушением пожаров, — действия, направленные на поиск и спасение людей, материальных и культурных ценностей, защиту природной среды при тушении пожаров на объектах и территориях, за исключением пожаров в горных выработках на объектах ведения горных работ;

работы по ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций — комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) и медицинских мероприятий в зоне чрезвычайной ситуации, направленных на защиту населения, производственно-технического персонала организаций, а также личного состава аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований.

2. Перечень видов аварийно-спасательных работ может быть дополнен решением Правительства Российской Федерации.

(Статья в редакции, введенной в действие с 19 июля 2017 года Федеральным законом от 18 июля 2017 года N 167-ФЗ . — См. предыдущую редакцию )

Глава II

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ СЛУЖБЫ

Статья 6. Задачи аварийно-спасательных служб

1. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются:

поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению в зоны чрезвычайных ситуаций и проведению работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций;

ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях.

Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться задачи по:

участию в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию ;

абзац утратил силу с 1 января 2005 года — Федеральный закон от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ — см. предыдущую редакцию ;

участию в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

пропаганде знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участию в подготовке населения и работников организаций к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций;

участию в разработке нормативных документов по вопросам организации и проведения аварийно-спасательных и неотложных работ;

выработке предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований;


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *