Содержание
- Основные направления деятельности, задачи и функции суда
- Нормативно-правовое обеспечение деятельности организации
- Глава 2. Основные положения организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- Понятие и основные направления обеспечения деятельности судов
- Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.
Основные направления деятельности, задачи и функции суда
Районный суд является основным звеном системы судов общей юрисдикции, что обусловлено многочисленностью этих судов, а также отнесением к их подсудности наибольшего числа подведомственных судам гражданских и уголовных дел.
В компетенцию всех районных судов входят:
— рассмотрение и разрешение уголовных и гражданских дел в первой инстанции;
— рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях;
— производство по вновь открывшимся обстоятельствам по гражданским и уголовным делам, ранее рассмотренным в этом суде;
— разрешение процессуальных вопросов в стадии исполнения приговора по уголовным делам;
— разрешение жалоб на законность и обоснованность применения на предварительном расследовании меры пресечения в виде заключения под стражу, а также её продления;
— в соответствии со ст. ст. 23, 25 Конституции РФ вынесение решения о производстве выемки почтово-телеграфной корреспонденции, прослушивание телефонных переговоров и обыске органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами предварительного расследования;
— обобщение судебной практики и анализ судебной статистики.
Основную роль в организации работы суда играет Председатель. Он осуществляет следующие функции:
— председательствует в судебных заседаниях по любому делу, отнесённое к ведению данного суда;
— назначает судей для рассмотрения конкретных судебных дел, распределяет другие обязанности между ними;
— организует работу с народными заседателями суда: проводит мероприятия по повышению их правовой подготовки, руководит их работой по обобщению судебной практики и т.д.;
— организует работу судей по приёму граждан и рассмотрению заявлений, жалоб и предложений граждан;
— ведёт личный приём граждан и разъясняет им действующее законодательство;
— руководит изучением и обобщением судебной практики, анализирует судебную статистику;
— вносит представления в государственные органы, общественные организации и должностным лицам о выявленных нарушениях закона, причинах и условиях, способствующих совершению правонарушений, и предлагает принять меры к устранению последних;
— представляет к назначению консультантов суда, судебных исполнителей и руководит их работой;
— руководит работой аппарата суда;
— организует работу по повышению квалификации судей и других работников суда;
— организует работу по пропаганде правовых знаний и разъяснению законодательства в государственных органах, учреждениях и организациях.
Обычно гражданские дела слушаются судьёй единолично с участием секретаря.
Секретари судебных заседаний образуют определённую группу судебных работников. Они не прикреплены к отдельным судьям, а принимают участие в рассмотрении конкретных дел по мере необходимости. На секретарей судебных заседаний возложены ответственные обязанности по чёткому ведению протокола судебного заседания. В ходе судебного разбирательства они выполняют и другие функции.
Нормативно-правовое обеспечение деятельности организации
Перед началом практики я изучила следующие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность суда:
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»;
Закон РФ от 26.06.1992 N 3132-1 «О статусе судей в РФ»;
Федеральный закон от 14.03.2002 N 30-ФЗ «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации»;
Инструкцию по судебному делопроизводству в районном суде (в ред. Приказов Судебного департамента при Верховном Суде РФ от 01.08.2005 N 85, от 27.12.2006 N 146, от 23.01.2007 N 6).
Районный (городской) суд — в Российской Федерации орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).
Система судебной власти после революции строилась на принципах «Положения о народных судах РСФСР». В октябре 1920 года было принято решение о разграничении участков народных судов по Новониколаевскому уезду Томской губернии. Город Новониколаевск был поделен на три участка, в 3-й участок входили «вокзальный участок, часть центрального участка города до Ядринцевской улицы включительно с прилегающими частями городских выгонов». К июню 1921 года в Новониколаевске было уже пять судебных участков, которые располагались по адресу: ул. Иркутская, 2 (район перекрестка пр. Димитрова и Вокзальной магистрали).
В 1936 году был образован Кагановичский район, на территории которого действовало шесть участков народного суда. 27 октября 1960 года Законом «О судебном устройстве» система судебных участков была ликвидирована и образован Железнодорожный районный народный суд, состоящий из 6 составов. Первым председателем суда работал В.Т. Илларионов. В последующие годы районный суд возглавляли В.М. Белкин, П.И. Маняшин (1963-71), В.И. Колчева (1971-86), Н.В. Перекальский (1987-94), Т.Н. Новицкая (1985-2000), А.А. Горбов (с 2000 г.). В Железнодорожном районном суде работают 13 судей.
Перечень нормативных актов регулирующих деятельности Железнодорожного районного суда города Новосибирска:
Глава 2. Основные положения организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- •Введение
- •Раздел 1. Содержание организации работы и организационного обеспечения деятельности судов в Российской Федерации
- •Глава 1. Судебная власть в Российской Федерации и основные направления ее современного реформирования
- •§ 1. Понятие и основные признаки судебной власти
- •§ 2. Суд как орган судебной власти Судебная система Российской Федерации
- •§ 3. Основные направления дальнейшего реформирования судебной власти и ее обеспечения
- •Глава 2. Основные положения организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- •§ 1. Понятие организации работы и организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции. Основные нормативные правовые акты, регулирующие организацию деятельности судов
- •§ 2. Должностной состав судов общей юрисдикции Распределение обязанностей между судьями и аппаратом судов. Планирование работы, контроль и проверка исполнения
- •Всем работникам в одинаковой степени важно знать:
- •Кроме того, в его обязанность входит:
- •Ему также может поручаться:
- •Организация контроля и проверки исполнения — это важное условие четкой функции труда в суде, предупреждения и своевременного устранения недостатков в работе.
- •Основные требования к организации контроля и проверки исполнения:
- •Глава 3. Понятие, содержание и основные положения научной организации труда в суде
- •§ 1. Понятие, цели и задачи научной организации труда применительно к организации деятельности судов
- •Цели нот в суде состоят в обеспечении наиболее эффективной деятельности судов общей юрисдикции, чтобы:
- •§ 2. Основные направления применения положений нот при организации работы в судах общей юрисдикции
- •Раздел 2. Организация работы в судах общей юрисдикции
- •Глава 4. Организация делопроизводства в судах общей юрисдикции
- •§ 1. Организация судебного делопроизводства в судах общей юрисдикции
- •Раздел 10 Инструкции определяет особенности делопроизводства по делам об административных правонарушениях и другим материалам, разрешаемым судами, в том числе в порядке исполнения приговоров.
- •§ 2. Организация хранения, сдачи в архив и уничтожения дел
- •Глава 5. Организация работы по подготовке дел к судебному разбирательству в суде первой инстанции
- •§ 1. Поступление судебных дел в суд и распределение их между судьями
- •§ 2. Организация работы судьи по изучению материалов уголовных и гражданских дел
- •Примерная форма записей может выглядеть так:
- •§ 3. Подготовка к судебному разбирательству. Планирование судебного следствия. Методики составления плана судебного следствия и рабочих записей
- •Глава 6. Организация рассмотрения дела в судебном заседании апелляционной и кассационной инстанций
- •§ 1. Сущность и значение апелляционного и кассационного рассмотрения дел
- •§ 2. Основные направления подготовки судьи к рассмотрению дел в судах апелляционной и кассационной инстанций
- •Глава 7. Организация надзорной деятельности судов
- •§ 1. Сущность, содержание и назначение процессуальных институтов пересмотра судебных решений вступивших в законную силу в правовой системе Российской Федерации
- •§ 2. Организация работы по предварительному рассмотрению ходатайств о пересмотре судебных решений в порядке надзора
- •§ 3. Организация работы по рассмотрению судебных дел в судах, правомочных пересматривать судебное решение, вступившее в законную силу.
- •Глава 8. Организация работы по обращению к исполнению судебных решений
- •§ 1. Правовое регулирование и общие положения об исполнении судебных решений
- •§ 2. Организация работы суда по обращению к исполнению судебных решений по уголовным делам (приговоров, определений, постановлений)
- •§ 3. Организация работы суда по обращению к исполнению судебных решений по гражданским делам
- •§ 4. Специальные вопросы обращения к исполнению решений судов
- •Глава 9. Организация работы по рассмотрению жалоб и заявлений граждан и приему посетителей в судах
- •§ 1. Порядок рассмотрения в судах жалоб процессуального характера
- •§ 2. Порядок рассмотрения в судах жалоб и заявлений непроцессуального характера
- •§ 3. Организация приема посетителей
- •Глава 10. Организация судебной статистики, изучения и обобщения судимости и судебной практики. Ведение справочной работы по учету законодательства и судебной практики в судах общей юрисдикции
- •§ 1. Понятие и цели судебной статистики
- •§ 2. Виды и формы статистической отчетности. Правила составления статистических форм, система сбора и обработки статистической отчетности
- •Раздел 1 карточки заполняется председательствующим по делу суда первой инстанции после вынесения приговора (решения).
- •§ 4. Данные и формы статистической отчетности о судимости
- •Порядок обработки массива статистических карточек на подсудимых и формирование отчетов. Порядок представления статистических карточек на подсудимых.
- •§ 5. Порядок и требования к составлению и обработке данных судебной статистики
- •§ 6. Особенности судебной статистики в военных судах
- •§ 7. Ведение справочной работы по учету законодательства, изучение и обобщение судебной практики в судах общей юрисдикции
- •Раздел 3. Особенности организации работы в судах общей юрисдикции различных звеньев
- •Глава 11. Организационное обеспечение деятельности мировых судей
- •§ 1. Социальные и правовые основы деятельности мировой юстиции
- •§ 2. Особенности организационного обеспечения деятельности мировых судей
- •Глава 12. Организация работы в районном суде
- •§ 1. Организация и ведение делопроизводства в районном (городском) суде. Аппарат суда и организация его работы
- •§ 2. Организация работы по рассмотрению жалоб (заявлений), приема граждан в районном суде
- •Глава 13. Организация работы в суде субъекта Российской Федерации
- •§ 1. Подготовка и рассмотрение уголовных и гражданских дел судом субъекта Российской Федерации в первой инстанции
- •§ 2. Кассационное производство в суде субъекта Российской Федерации
- •§ 3. Надзорное производство в суде субъекта Российской Федерации
- •§ 4. Аппарат суда субъекта Российской федерации
- •Глава 14. Особенности организации деятельности военных судов
- •§ 1. Военные суды в системе судов общей юрисдикции
- •§ 2. Особенности организации работы в военных судах
- •§ 3. Особенности организационного обеспечения деятельности военных судов
- •Задачи и должностные обязанности работников указанных отделов определены в Положении об отделах Главного управления обеспечения деятельности военных судов.98
- •Глава 15. Организация работы в Верховном Суде Российской Федерации
- •§ 1. Состав и основные направления деятельности Верховного Суда Российской Федерации
- •§ 2. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности Верховного Суда Российской Федерации.
- •§ 3. Организация делопроизводства в Верховном Суде Российской Федерации
- •Инструкция включает в себя следующие разделы:
- •Раздел 4. Организация работы в конституционных (уставных) судах
- •Глава 16. Организация работы в Конституционном Суде Российской Федерации и в конституционных (уставных) судах субъектов Российской Федерации
- •§ 1. Правовое регулирование конституционного судопроизводства
- •§ 2. Организационно-правовые формы заседаний конституционных (уставных) судов
- •§ 3. Общие процедурные правила рассмотрения дел в заседаниях Конституционного Суда Российской Федерации и органов конституционной юстиции субъектов Российской Федерации
- •§ 4. Стадии конституционного процесса
- •Раздел 5. Организация работы в арбитражных судах
- •Глава 17. Организация судебной деятельности (администрирование) в арбитражных судах
- •§ 1. Организация судебной деятельности в арбитражных судах
- •§ 2. Соотношение функций председателя арбитражного суда и руководителя аппарата — администратора арбитражного суда
- •Глава 18. Состав и полномочия Высшего Арбитражного СудаРоссийской Федерации.
- •§ 1. Полномочия Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- •§ 2. Структура Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- •§ 3. Организация документооборота в аппарате Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- •Глава 19. Организация судебной деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
- •§ 1. Организация судебной деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по первой инстанции
- •§ 2. Организация судебной деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по надзорной инстанции
- •§ 3. Организация рассмотрения Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации вопросов судебной арбитражной практики
- •Глава 20. Организация деятельности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по управлению системой арбитражных судов
- •§ 1. Высший Арбитражный Суд Российской Федерации как орган управления системой арбитражных судов России
- •§ 2. Организация финансирования арбитражных судов
- •§ 3. Организация работы с арбитражными заседателями
- •§ 4. Организация приема граждан, рассмотрения жалоб и обращений граждан и организаций
- •§ 5. Организация повышения квалификации кадров арбитражных судов
- •§ 6. Организация международных связей136
- •Глава 21. Организация делопроизводства в арбитражных судах
- •§ 1. Общие положения об организация и ведении делопроизводства в арбитражных судах
- •Делопроизводство по приему и рассмотрению апелляционных жалоб:
- •В разделе 15 Инструкции определены основные требования к составлению и оформлению документов (кроме судебных актов).
- •§ 3. Организации личного приема и рассмотрение обращении граждан в арбитражных судах
- •§ 4. Справочно-информационная работа
- •Раздел 6. Государственные органы, должностные лица и структурные подразделения судов, осуществляющие организационное обеспечение их деятельности
- •Глава 22. Система, структура и правовые основы деятельности Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации
- •§1. Становление и развитие системы обеспечения деятельности судов в ходе судебной реформы
- •§2. Система, структура и полномочия Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации и его высших должностных лиц
- •§3. Полномочия, структура и организация деятельности управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации
- •Глава 23. Задачи аппарата суда и организация его работы
- •§1. Задачи аппарата суда и организация его работы
- •§ 2. Статус работников аппарата суда
- •Раздел 7. Основные направления организационного обеспечения деятельности судов
- •Глава 24. Общая характеристика организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества
- •§ 1. Понятие, цели и основные направления организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества
- •§ 2. Основные мероприятия общего направления организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции и органов судейского сообщества
- •Глава 25. Информатизация судов и органов судейского сообщества. Использование компьютерных технологий в деятельности судов
- •§ 1. Основы политики информатизации судов
- •§ 2. Компьютер как инструмент изготовления служебных документов
- •§ 3. Компьютер как средство работы с правовой информацией и поддержки принятия решений
- •§ 4. Использование компьютерной техники в организации и контроле работы суда
- •§ 5. Обеспечение на основе компьютерных технологий доступа граждан к правосудию и его открытости для общества.
- •Глава 26. Материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества.
- •§ 1. Значение и задачи материально-технического и иного обеспечения деятельности судов
- •§ 2. Финансирование судов, квалификационных коллегий судей и Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации. Развитие материально-технического обеспечения судебной системы
- •§ 3. Организационно-техническое обеспечение деятельности судов
- •§ 4. Полномочия территориальных органов Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по обеспечению судов
- •§ 5. Работа аппаратов судов по обеспечению их деятельности
- •Глава 27. Международно-правовое сотрудничество как одно из направлений организационного обеспечения деятельности судов общей юрисдикции
- •§ 1. Правовые основы международного сотрудничества судебных органов общей юрисдикции
- •§ 2. Цели, основные задачи и направления международно-правового сотрудничества судебных органов общей юрисдикции
- •§ 1. Общие положения о взаимодействии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с государственными органами и общественными организациями
- •§ 2. Взаимодействие Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с органами законодательной власти Российской Федерации
- •§ 3. Взаимодействие Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации с правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов общей юрисдикции, безопасности судей
- •§ 4. Взаимодействие Судебного департамента при ВерховномСуде Российской Федерации с другими государственными органами исполнительной власти Российской Федерации
- •Раздел 8. Работа с судейскими кадрами
- •Глава 29. Кадровое обеспечение деятельности судов. Профессиональная подготовка и повышение квалификации кадров
- •§ 1. Порядок назначения на должности судей и работников аппарата суда и Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации
- •§ 2. Организация специальной (юридической) учебы и повышения квалификации работников судов
- •§ 3. Квалификационные классы, классные чины и специальные звания, присваиваемые судьям и работникам аппарата суда, Судебного департамента При Верховном Суде Российской Федерации
- •Глава 30. Организация социально-правовой защиты судей
- •§ 1. Обеспечение жизнедеятельности судьи и членов его семьи в период работы судьи
- •§ 2. Обеспечение судьи и членов его семьи при уходе в отставку и в период отставки
- •Глава 31. Этические основы судебной деятельности
- •§ 1. Этические требования к деятельности судебной власти.
- •§ 2. Нравственный статус носителя судебной власти
- •§ 3. Культура судебной деятельности
- •Раздел 9. Органы судебного сообщества и квалификационные коллегии судей и их роль в организации деятельности судов
- •Глава 32. Органы судейского сообщества и квалификационные коллегии судей
- •§ 1. Система, задачи и формирование органов судейского сообщества
- •§ 2. Полномочия квалификационных коллегий судей и правовое регулирование производства в них
- •165 См. Положение о коллегии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации утвержденное Председателем Верховного Суда рф 25 февраля 1999 г.
Понятие и основные направления обеспечения деятельности судов
Осуществление независимого и беспристрастного правосудия, повышение его доступности, обеспечение самостоятельности судов находится в тесной связи с организационным и материально-техническим обеспечением судебной деятельности.
Обеспечение судов кадрами, финансами, транспортом, мебелью, средствами связи, оргтехникой и другими материально-техническими и иными ресурсами относится к гарантиям самостоятельности и независимости судебной власти в системе разделения властей. Это обеспечение, с одной стороны, должно исключать материальную зависимость судов от органов законодательной и исполнительной власти, а с другой — не должно отвлекать внимание судей на выполнение не свойственных правосудию функций.
Организационное обеспечение деятельности судов — деятельность уполномоченных государственных органов и должностных лиц по осуществлению мероприятий кадрового, финансового, материально-технического, информационного и иного характера, направленных на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Обеспечение деятельности судов осуществляется по следующим направлениям:
Формирование единого информационного пространства федеральных судов и мировых судей:
для федеральных судов → осуществление мероприятий по созданию совокупности баз данных и банков данных, разработка единых технологий их ведения и использования, создание информационных систем и использование информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил;
для мировых судей → осуществление мероприятий по включению информационных ресурсов мировых судей в объединенные базы данных и банки данных, установление единых технических требований к функционированию информационных систем и использованию информационно-телекоммуникационных сетей, функционирующих на основе единых принципов и общих правил.
Организационно-правовое обеспечение: разработка и внесение в соответствующие органы предложений, проектов федеральных законов и иных нормативных правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей; изучение и обобщение организации работы судов и разработка мер по её совершенствованию; внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению судов; разработка научно-обоснованных нормативов нагрузки судей и работников аппарата судов; сбор, обработка и анализ судебной статистики; организационно-методическое обеспечение делопроизводства и работы судебных архивов;
— информатизация и информационно-правовое обеспечение судебной деятельности, взаимодействие с органами судейского сообщества, с Советом судей РФ, его Президиумом, комиссиями судей, обеспечение безопасности судей и охрана зданий судов.
Мероприятия по кадровому обеспечению и государственной службе: определение потребностей судов в кадрах; осуществление работы по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействие с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; ведение статистического и персонального учета судей и работников аппаратов судов, органов и учреждений Судебного департамента; обеспечение судов различной информацией правового характера (законами, иными нормативными правовыми актами, судебными решениями, специальной литературой и т.п.); методическое и организационное обеспечение психологического сопровождения судебной деятельности, психодиагностического опроса кандидатов на должность судей; создание нормативной базы прохождения государственной гражданской службы в системе Судебного департамента и в федеральных судах; контроль за исполнением законов и нормативных актов о государственной гражданской службе; аттестация государственных гражданских служащих и присвоение им классных чинов; мобилизационную работу в судах и системе Судебного департамента; работу по защите государственной тайны и секретного делопроизводства; обеспечение работы Центральной наградной комиссии, созданной приказом председателя Верховного Суда РФ.
Финансово-экономическое обеспечение: разработка и представление в Правительство РФ согласованных с Советом судей РФ предложений о финансировании федеральных судов, мировых судей и органов судейского сообщества на очередной финансовый год; обеспечение судей и сотрудников аппаратов судов и Судебного департамента денежным содержанием; реализацию финансирования строительства, реконструкции и капитального ремонта зданий судов и других мероприятий); контроль за использованием средств федерального бюджета.
Материально-техническое обеспечение:мероприятия по обеспечению судов предметами снабжения и расходными материалами, в том числе: обеспечение судов транспортом, мебелью, средствами связи, предметами государственной символики, оргтехникой; разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства, а также информационного обеспечения судебной деятельности; организацию строительства зданий, ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов;
Организационное и техническое обеспечение деятельности органов судейского сообщества: координация мероприятий по подготовке и проведению совместно с органами судейского сообщества, структурными подразделениями Судебного департамента пленарных заседаний Совета судей РФ, заседаний Президиума Совета судей РФ, заседаний Высшей квалификационной коллегий судей РФ, совещаний, семинаров и иных мероприятий с органами судейского сообщества; комплексный анализ информации о потребностях в области организации материально-технического обеспечения органов судейского сообщества субъектов РФ, о состоянии работы территориальных управлений Судебного департамента в субъектах РФ в части организационного и технического обеспечения деятельности органов судейского сообщества; контроль за выполнением структурными подразделениями Судебного департамента при Верховном Суде РФ поручений органов судейского сообщества;
Обеспечение социальных прав и гарантий судей,в том числе пребывающих в отставке, работников аппаратовсудов, аппарата Судебного департамента и его органов: защита социальных прав и гарантий судей и государственных служащих; принятие мер по обеспечению их благоустроенными жилыми помещениями; организация медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения судей, в том числе пребывающих в отставке, членов их семей и работников аппаратов судов, аппарата Судебного департамента и его органов в соответствии с федеральным законодательством; организация страхования имущества, жизни и здоровья судей;
Иные направления обеспечения деятельности судов: формирование общественного мнения о деятельности судов и органов судейского сообщества в целях повышения авторитета судебной власти и престижа профессии судьи; организациявзаимодействия со средствами массовой информациипо вопросам судебной проблематики; взаимодействие с адвокатурой, другими правоохранительными органами по вопросам обеспечения деятельности судов; обеспечение безопасности судей и работников суда внутри суда, безопасности судей и членов их семей вне суда; принудительное исполнение судебных решений; организация охраны и конвоирования лиц, находящихся под стражей; развитие международного сотрудничества в сфере правосудия и повышения его эффективности.
Принципы организационного обеспечения деятельности судов:
· законность → обеспечение деятельности судов осуществляется только на основе закона, в рамках, установленных законами и в порядке, предусмотренном законами;
· невмешательство → органы и должностные лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов, не вправе оказывать какое-либо воздействие на судей и принимаемые ими решения;
· создание условий для полного и независимого осуществления функций судебной власти;
· полное и всестороннее удовлетворение судов в кадровых, финансовых и иных ресурсах.
Основные направления организационного обеспечения деятельности судов.
а) разработка и внесение в ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие органы проектов законов и иных нормативно-правовых актов по вопросам организации судов, установления штатной численности судей,
б) подбор кандидатов в судьи, проверка их профессиональной квалификации и нравственных качеств;
в) создание и обеспечение деятельности комиссий по проведению квалификационных экзаменов кандидатов в судьи, дача заключений о возможности назначения кандидата на должность судьи;
г) дача заключений по вопросам, подведомственным квалификационным коллегиям судей (приостановление и прекращение полномочий судей, их аттестация, привлечение судей к ответственности);
д) организация выборов и назначения народных заседателей; отбор присяжных заседателей и составление их списков; составление списков арбитражных заседателей;
е) организация работы по повышению профессиональной квалификации судей и работников аппарата судов, улучшению правовых знаний народных и арбитражных заседателей;
ж) оказание судам помощи по вопросам исполнения судебных решений;
з) материально-техническое, финансовое и иное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества (финансирование, обеспечение зданиями, мебелью, канцелярскими принадлежностями, средствами связи, охрана, поддержание порядка в судебных заседаниях и т. п.);
и) организация ведения судебной статистики;
к) обеспечение судов различной информацией правового характера (законы, иные нормативные акты, судебные решения, специальная литература);
л) организация делопроизводства в судах;
м) изучение и обобщение практики работы судов в рамках отдельного региона или всей страны; организация научных исследований по вопросам организации и деятельности судов;
н) изучение международного опыта по вопросам организационного обеспечения деятельности судов; разработка международных договоров по вопросам правовой помощи и иным вопросам, связанным с деятельностью судов.
4. Организационное обеспечение деятельности отдельных подсистем судов:
1. Организационное обеспечение деятельности Конституционного Суда РФ
2. Организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции
3. Судебный департамент при Верховном Суде РФ
4. Организационное обеспечение деятельности арбитражных судов
5. Органы и лица, участвующие в организационном обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ:
• Председатель Конституционного Суда РФ, его заместители, судья-секретарь и секретариат, иные подразделения Конституционного Суда РФ — организация и ведение делопроизводства в суде, ведение судебной статистики, обеспечение суда правовой информацией и т. п.;
• Совет Федерации Федерального Собрания РФ — решение кадровых вопросов Конституционного Суда РФ, в частности, принятие в определенных случаях решений о прекращении полномочий судей Конституционного Суда РФ, утверждение судей Конституционного Суда РФ в должности;
• Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ — установление размеров заработной платы и иных доходов судей, размеры оплаты за коммунальные услуги, улучшение жилищных условий и порядок приватизации жилья судей, установление различных льгот для судей, выплата ежемесячного пожизненного содержания находящимся в отставке судьям Конституционного Суда РФ, медицинское, санаторно-курортное и социальное обеспечение судей Конституционного Суда РФ и т. п.
6. Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции:
а) Председатель Верховного Суда РФ, его заместители, аппарат Верховного Суда РФ — организационное обеспечение деятельности Верховного Суда РФ (делопроизводство, ведение судебной статистики, работа с нормативными актами и т. п.);
б) квалификационные коллегии судей — вопросы приостановления и прекращения полномочий судей, дача заключений о возможности занятия конкретными кандидатами определенных судейских должностей и т. п.;
в) Судебный департамент при Верховном Суде РФ — организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции основного и среднего звена;
г) Министерство юстиции РФ (Управление военных судов Министерства юстиции РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности военных судов) — осуществляет исполнение приговоров и иных судебных решений (в т.ч. через Службу судебных приставов), организует работу по учету и систематизации законодательства, организует работу учебных заведений по повышению квалификации судей и т.п.;
д) Президент РФ, Администрация Президента РФ, Правительство РФ — различные льготы для судей, вопросы их социального обеспечения и т.п.
7. Судебный департамент при Верховном Суде РФ осуществляет организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Судебный департамент при Верховном Суде РФ состоит из:
• центрального аппарата, включающего в себя различные подразделения Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов, Главного финансово-экономического управления, управления делами. Судебный департамент возглавляет генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия Совета судей РФ. Генеральный директор организует работу Судебного департамента, руководит ею, издает с ϶ᴛᴏй целью приказы и распоряжения, ежегодно представляет Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду судей отчет о деятельности Судебного департамента;
• управлений (отделов) Судебного департамента в субъектах РФ, призванных выполнять функции Судебного департамента на подведомственной им территории. Их возглавляют начальники, назначаемые генеральным директором Судебного департамента по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти соответствующих субъектов РФ.
Функции Судебного департамента при Верховном Суде РФ:
а) разработка, согласование с Председателем Верховного Суда РФ и представление в Правительство РФ предложений по финансированию судов общей юрисдикции, мировых судей и квалификационных коллегий судей;
б) изучение организации деятельности судов, выработка предложений по ее совершенствованию, внесение в Верховный Суд РФ предложений по созданию или упразднению отдельных судов;
в) определение кадровых потребностей судов и обеспечение отбора кандидатов на должности судей;
г) ведение статистического и персонального учета судей, работников аппаратов судов и Судебного департамента; выработка нормативов нагрузки судей и работников аппаратов судов;
д) ведение статистической отчетности и делопроизводства судов, архивное хранение судебных документов;
е) организация строительства и ремонта зданий и помещений судов и Судебного департамента, их технического оснащения, медицинского, социального, санаторно-курортного, жилищного обеспечения судей и работников аппаратов судов;
ж) организация работы и взаимодействие с органами судейского сообщества и правоохранительными органами по вопросам обеспечения независимости и неприкосновенности судей, безопасности судей и членов их семей;
з) координация работы с адвокатурой, прокуратурой и иными государственными органами по вопросам обеспечения нормального функционирования судов;
и) иные функции.
Для выполнения указанных функций Судебный департамент обладает следующими правами:
а) запрашивать у государственных органов, учреждений, организаций, должностных лиц необходимые документы и материалы;
б) контролировать расходование бюджетных средств судами и органами Судебного департамента, проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности;
в) привлекать экспертов и специалистов для оказания помощи Судебному департаменту в осуществлении его полномочий;
г) вносить в Верховный Суд РФ и Правительство РФ предложения по улучшению условий труда и его оплаты, социальному обеспечению судей, работников аппаратов судов и работников Судебного департамента;
д) назначать администраторов судов.
Администраторы судов общей юрисдикции среднего звена назначаются начальником Главного управления организационно-правового обеспечения деятельности судов Судебного департамента по представлению председателей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих судов.
Администраторы районных судов назначаются начальниками территориальных управлений (отделов) Судебного департамента по представлению председателей ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих районных судов.
Администраторы судов действуют под контролем Судебного департамента, непосредственно подчиняясь председателям ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих судов, и выполняют следующие функции:
— принятие мер по организационному обеспечению деятельности судов,
— подготовке и проведению судебных заседаний;
— взаимодействие с адвокатурой, прокуратурой, иными государственными органами по вопросам обеспечения эффективного функционирования судов;
— информационно-правовое обеспечение судей;
— организация ведения судебной статистики, делопроизводства и работы архива;
— организация строительства и ремонта зданий судов, их технического оснащения, нормальной работы транспорта и средств связи хозяйственных служб суда, охраны помещений суда в нерабочее время;
— разработка сметы расходов суда, согласование ее с председателем суда и направление сметы в Судебный департамент;
— организация обеспечения жилищных, бытовых условий судей и работников аппаратов судов, их медицинского, социального, санаторно-курортного и иного обеспечения;
— иные функции.
Органы и лица, осуществляющие организационное обеспечение деятельности арбитражных судов:
• Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, его заместители, аппарат Высшего Арбитражного Суда РФ — подбор кандидатов на должности судей арбитражных судов, организация работы по повышению профессиональной квалификации судей, финансирование арбитражных судов, контроль за расходованием арбитражными судами средств, организация работы по информационно-правовому обеспечению деятельности арбитражных судов, организация ведения судебной статистики и обобщения судебной практики;
• Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ — утверждение списков арбитражных заседателей, определение местонахождения федеральных арбитражных судов округов, утверждение судей федеральных арбитражных судов округов в должностях членов президиумов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующих судов;
• председатели, их заместители и президиумы нижестоящих арбитражных судов;
• Совет председателей арбитражных судов — рекомендации по вопросам организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов;
• органы государственной власти РФ и субъектов РФ — материально-техническое обеспечение судов, медицинское, жилищное, социально-бытовое обслуживание судей и работников аппаратов арбитражных судов.
5. Требования к кандидатам на должность судьи.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 26 июня 1992 года № 3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее — Закон) судьей может быть гражданин Российской Федерации:
· имеющий высшее юридическое образование;
· не имеющий или не имевший судимости либо уголовное преследование в отношении которого прекращено по реабилитирующим основаниям;
· не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства;
· не признанный судом недееспособным или ограниченно дееспособным;
· не состоящий на учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере в связи с лечением от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств;
· не имеющий иных заболеваний, препятствующих осуществлению полномочий судьи.
При соответствии требованиям, указанным выше:
· судьей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 35 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет;
· судьей федерального арбитражного суда округа и арбитражного апелляционного суда может быть гражданин, достигший возраста 30 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 7 лет;
· судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической специальности не менее 5 лет.
Кандидатом на должность судьи не может быть лицо, подозреваемое или обвиняемое в совершении преступления, а также лицо, состоящее в близком родстве или свойстве (супруг (супруга), родители, дети, родные братья и сестры, дедушки, бабушки, внуки, а также родители, дети, родные братья и сестры супругов) с председателем или заместителем председателя того же суда.
В стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включается время работы на требующих высшего юридического образования должностях, указанных в пункте 5 статьи 4 Закона, с момента получения кандидатом на должность судьи высшего юридического образования.