Отмена регистрации кандидата

После того как избирательная комиссия проверит документы по выдвижению кандидата или списка кандидатов, предоставленные подписи (в случаях, когда они требуются) и иные документы по выдвижению, выносится решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Однако решение о регистрации кандидата может быть позже отменено.

В российском законодательстве отмена регистрации кандидата разделяется на отмену регистрации по решению суда и отмену (аннулирование) регистрации по решению избирательной комиссии.

Вопросы отмены и аннулирования решения о регистрации кандидата в случае выборов в коллегиальный орган власти регулируется законами:

  • № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»
  • № 138-ФЗ «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»

Вопросы отмены и аннулирования решения о регистрации кандидата в случае выборов президента РФ регулируется законом № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации».

Отмена регистрации кандидата

Отмена регистрации кандидата может произойти только по решению суда. Заявление в суд может подать как избирательная комиссия, ранее зарегистрировавшая кандидата, так и другой кандидат (или избирательное объединение) по тому же избирательному округу.

Заявление об отмене регистрации кандидата должно быть подано не позднее чем за 8 дней до дня голосования. Решение суда об отмене регистрации кандидата должно быть принято не позднее чем за 5 дней до дня голосования.

Основания для отмены регистрации кандидата

Основаниями для отмены регистрации кандидата или списка кандидатов являются:

  • вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов
  • сокрытие сведений, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата или списка кандидатов и открывшиеся уже после регистрации
  • установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
  • превышение предельного размера избирательного фонда более чем на 5%
  • использование денежных средств помимо избирательного фонда в размере более 5% предельного размера избирательного фонда
  • факты подкупа избирателей
  • неоднократное использование преимуществ должностного и служебного положения
  • злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации

Аннулирование регистрации кандидата

Решение о регистрации кандидата может быть аннулировано избирательной комиссией.

Основанием для отмены регистрации избирательной комиссией являются:

  • снятие кандидатом своей кандидатуры
  • отзыв кандидата избирательным объединением
  • выбытие из списка кандидатов значительной части кандидатов
  • утрата кандидатом российского гражданства,
  • множественное выдвижение кандидата в разных округах, действительным считается первое выдвижение

РЕГИСТРАЦИЯ, ОТКАЗ, ОТМЕНА РЕГИСТРАЦИИ КАНДИДАТА НА ВЫБОРАХ В ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫЕ (ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ) ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Russia, Khanty-Mansiysk Autonomous Okrug-Ugra, Nyagan

АННОТАЦИЯ

В статье представлен анализ процедуры регистрации, отказа в регистрации, последующей отмены регистрации кандидата на выборах местного самоуправления. Автор приходит к выводу о том, что причиной отказа в регистрации, отмены в регистрации в качестве кандидата на местных выборах служит допущение кандидатами неточностей при предоставлении необходимых сведений или умышленное сокрытие, или искажение таких сведений кандидатом при регистрации, которые необходимо предоставить в избирательную комиссию согласно действующему избирательному законодательству.

Ключевые слова: избиратель; кандидат; избирательное объединение; жалоба; избирательная комиссия; суд; регистрация; отказ в регистрации.

С момента регистрации кандидат приобретает права и обязанности, которые позволяют ему беспрепятственно и наравне с другими кандидатами участвовать в предвыборной, избирательной кампании. Факт регистрации кандидата в данном случае имеет большое юридическое значение, так как именно с этого времени кандидату можно вести предвыборную агитацию: выступать пред избирателями на митингах и собраниях, в средствах массовой информации; участвовать в политических дебатах с оппонентами на телевидении, радио; выступать с программой свой будущей деятельности в качестве депутата выборного органа местного самоуправления .

Органом, принимающим решение о регистрации кандидата (списка кандидатов), отказа в регистрации на местном уровне – является соответствующая избирательная комиссия муниципального образования. Согласно требованиям статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 года № 67 «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 67-ФЗ) комиссия осуществляет проверку соответствия представленных кандидатом или избирательным объединением (партией) документов, действующим избирательным нормам.

По результатам проверки поданных кандидатом документов избирательная комиссия принимает решение о регистрации кандидата, либо об отказе в регистрации с вытекающими для кандидата соответствующими последствиями, вплоть до полного прекращения статуса кандидата и отстранения гражданина от участия в выборах.

Весь процесс по регистрации кандидата можно разделить на 3 самостоятельных этапа, по конкретным группам субъектов (инициаторов) отказа в регистрации:

  1. во время регистрации кандидата в избирательной комиссии;
  2. после регистрации в избирательной комиссии и получения статуса кандидата;
  3. в течение срока, с которого можно обжаловать решение избирательной комиссии по регистрации кандидата.

Если избирательная комиссия обнаружила в представленных документах кандидатом неполные сведения, либо неточности, то в таком случае не позднее, чем за 3 дня до заседания избирательной комиссии муниципального образования, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации, извещает об этом кандидата с целью внесения исправлений в представленные документы.

Не позднее, чем за 1 день до проведения заседания избирательной комиссии, на которой должен рассматриваться вопрос о регистрации, кандидат имеет право вносить уточнения и дополнения в представленные им в избирательную комиссию документы, а избирательное объединение (партия) в документы, содержащие неточные сведения о выдвинутых им кандидатах, для их уточнения.

После проверки документов по выдвижению кандидата (списка кандидатов), избирательная комиссия проверяет представленные подписи кандидатами-самовыдвиженцами, иные документы по выдвижению кандидатов, и выносит решение о регистрации, а в случае несоответствия представленных документов требованиям действующего избирательного законодательства, выносит решение об отказе в регистрации в качестве кандидата.

Заявление в суд об отмене незаконной регистрации может быть подано не позднее 8 дней до дня голосования, а решение суда об отмене регистрации кандидата может быть принято не позднее, чем за 5 дней до дня голосования, после пропуска этих сроков отменить регистрацию уже нельзя (пункт 5 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ ).

Перед подачей документов для регистрации, кандидатам необходимо тщательно проверять действительность представляемых в территориальную избирательную комиссию своих документов и верности, содержащихся в них сведений. Например, в паспорте кандидата может стоять какая-либо запись или штамп, что делает его автоматически недействительным (некоторые граждане в паспорте делают различные пометки, используют его как записную книжку); в сведениях кандидата о трудовой деятельности содержатся неправильное наименование должности и места работы, которые не совпадают с указанием в трудовой книжке.

Основания для отказа в регистрации избирательной комиссией содержится в части 24 статьи 38 Федеральный закон № 67-ФЗ :

  1. отсутствие у кандидата пассивного избирательного права (права быть избранным в органы власти):
  • кандидат на день голосования не достиг установленного законом возраста, с достижением которого возможно избираться на выборную должность;
  • на момент подачи документов кандидат не имеет гражданства Российской Федерации;
  • кандидат, претендующий на выборную должность признан судом недееспособным, отбывает наказание по приговору суда в местах лишения свободы.
  1. недостаточность информации и отсутствие документов, представленных для регистрации кандидата таких как:
  • заявления оформленного в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания депутатом прекратить не совместимую деятельность со своим статусом или с замещением иной выборной должности;
  • копии паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина Российской Федерации кандидата;
  • копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об образовании кандидата;
  • копии документов об основном месте работы или службы, занимаемой должности (роде занятий) кандидата;
  • информации о том, что кандидат является действующим депутатом представительного (законодательного) органа власти;
  • сведения о размере и источниках доходов кандидата, а также имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности (в том числе совместной), о вкладах в банках, о ценных бумагах по установленной форме (согласно пункту 4, статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ) в соответствии со средней нормой представительства избирателей, не превышающей 5 000 избирателей, то в таком случае такие сведения кандидатом не предоставляются.

  1. наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен избирательным законодательством. К таким местам относятся: рабочие места, места учебы, места выдачи пенсий, пособий, иных социальных выплат. Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом (правом участвовать в выборах) и только в том избирательном округе, в котором выдвигается кандидат .
  2. недостаточное количество подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, либо если для регистрации кандидата требуется представить 200 и более подписей избирателей, выявление 10 и более процентов недостоверных и недействительных подписей от общего количества предоставленных подписей, отобранных для проведения проверки. В соответствии с частью 3 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ к проверке достоверности подписей могут привлекаться ограниченный круг лиц: это эксперты из числа специалистов органов внутренних дел, органов регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, учреждений юстиции, военных комиссариатов, члены нижестоящих комиссий, а также иных государственных органов и учреждений. Заключения экспертов могут служить основанием для признания недостоверными и недействительными содержащиеся в подписных листах сведениях о персональных данных избирателей.
  3. сокрытие кандидатом сведений о своей судимости. В настоящее время довольно часто кандидатов снимают именно по этому основанию, так как именно наличие судимости сильно влияет на общественное мнение при голосовании, и кандидаты неохотно заявляю такие сведения, тем самым обрекая себя на решения избирательной комиссии об отказе в регистрации.
  4. не создание кандидатом избирательного фонда, за исключением случаев, когда создание избирательного фонда необязательно. При этом необходимо подчеркнуть, что отсутствие средств в избирательном фонде не является основанием для отказа в регистрации кандидата.
  5. использование при финансировании кандидатом своей избирательной кампании иных денежных средств, составляющих более 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда.
  6. установление решением суда факта несоблюдения в течение агитационного периода ограничений и запретов: – нарушение запрета на злоупотребление правом на предвыборную агитацию (использование агитации, которая разжигает социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижает национальное достоинство, пропагандирует исключительность, превосходство; нарушение запрета призыва к насильственному захвату власти, изменению конституционного строя предусмотренные статьей 1 Федерального закона 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» , нарушение законодательства об авторском праве.
  7. неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного положения. Проявляется через применение так называемого «административного ресурса», власти находящейся в руках кандидата для достижения своих политических целей.
  8. регистрация кандидата в другом округе на данных выборах, за исключением случая, когда выдвижение кандидата происходит в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и одновременно в составе списка кандидатов от политического объединения (партии).
  9. установленный факт, вступившего в силу решения суда о факте подкупа избирателей кандидатом, доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, или иными лицами, уполномоченными кандидатом.

Основания для отказа в регистрации списка кандидатов аналогичны основаниям отказа в регистрации кандидата. Кроме вышеуказанных оснований для списка кандидатов предусмотрено еще два основания:

  1. превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям о снятии своих кандидатур по решению избирательного объединения (партии), по решению избирательной комиссии, более чем на 50 процентов в заверенном списке кандидатов на выборах в представительные (законодательные) органы местного самоуправления.
  2. выбытие кандидатов, в результате чего число кандидатов в списке оказалось меньше установленного законодательством.

Если кандидат выдвинут от избирательного объединения (партии), основанием для отказа в регистрации может послужить несоблюдение требований к выдвижению кандидатов от политической партии, а именно, нарушение пункта – и) части 2 статьи 21 Федерального закона от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» устанавливающего требование к содержанию Устава политической партии об обязательном закреплении в его содержании порядка выдвижения политической партией кандидатов (списка кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органы местного самоуправления. Несоблюдение закрепленного Уставом партии порядка выдвижения кандидатов, может повлечь за собой отказ в регистрации кандидата, списочного состава партии.

Впоследствии регистрация кандидата избирательной комиссией может быть отменена судом по заявлению граждан, наделенных соответствующим правом. Обжаловать регистрацию кандидата (списка кандидатов), может ограниченный круг лиц: кандидат (оппонент) зарегистрированный по тому же избирательного округу, избирательное объединение (партия) список кандидатов которого зарегистрирован по этому избирательному округу (пункты 7, 8 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ ).

На основании части 2, статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ жалоба на регистрацию, отказ в регистрации кандидата (списка кандидатов), подается в вышестоящую комиссию в течение 10 дней со дня принятия обжалуемого решения, при подаче заявления в суд также установлен срок частью 3 статьи 78 Федерального закона № 67-ФЗ обжалования в течение 10 дней со дня принятия решения о регистрации, отказа в регистрации и данные сроки восстановлению не подлежат.

При рассмотрении вопроса о принятии заявления к производству судом необходимо доказать, что решением избирательной комиссии о регистрации, либо по отказу в регистрации нарушены права заявителя.

После вынесения решения о регистрации кандидата избирательной комиссией, оно может быть отменено судом по заявлению самой же избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата по вновь открывшимся обстоятельствам, если эти обстоятельства не были и не могли быть известными на момент вынесения избирательной комиссией решения о регистрации кандидата, а также в случаях: подкупа избирателей, использование преимуществ должностного положения, несоблюдение кандидатом ограничений предусмотренными Федерального закона № 67-ФЗ, сокрытие сведений о своей судимости, призывах кандидатом к деяниям предусмотренных статьей 1 Федерального закона от 24.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» , наличия счетов в иностранных банках за пределами территории Российской Федерации (часть 7 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ ).

В случаях несоблюдения ограничений кандидатом, возбуждать такие дела перед судом об отмене такого незаконного решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, может прокурор.

Решения по регистрации, как и по отказу в регистрации кандидата в депутаты представительного (законодательного) органа местного самоуправления является не правом, а обязанностью избирательных комиссий муниципальных образований, принимаемые с четким соответствием действующему избирательному законодательству.

Судебная практика рассмотрения дел, связанных с отказами в регистрации кандидатов и применении указанной меры ответственности за нарушения избирательного законодательства еще достаточно неоднозначна и требует от субъектов избирательного процесса тщательного подхода к реализации своих избирательных прав и точного исполнения закона.

Действующее избирательное законодательство в настоящее время подвергается значительным изменениям и идет по пути уменьшения числа субъектов имеющих право обращения в судебные органы за защитой своих нарушенных прав при проведении процедуры выборов. Связано это с довольно частыми злоупотреблениями своими правами со стороны конкурирующих, порой противоборствующих между собой кандидатов, избирательных объединений (партий).

Избирательная комиссия муниципального образования может отказать кандидату в регистрации только в случае грубого нарушения норм избирательного законодательства, но если отсутствуют такие грубые нарушения затрагивающие процесс по регистрации кандидата, то в таком случае не будет и оснований для применения против кандидата такой жесткой меры как «отказ в регистрации».

Многие кандидаты так и не доходят до дня голосования, из-за нарушений, допущенных по невнимательности при заполнении документов для предоставления в избирательную комиссию или, наоборот, с целью умышленного сокрытия или искажения сведений в предоставляемых документах, которые могут подорвать авторитет кандидата и повлиять на проведение им предвыборной агитации.

Список литературы:

  1. Борисов И. Партии на будущих выборах. Новое законодательство, Москва, 2007. – С. 124–149.
  2. Князев С.Д. Принципы участия российских граждан в выборах: вопросы правового обеспечения // Изв. высш. учеб. завед. Сер.: Правоведение. – 1999. – № 1. – С. 24–33.
  3. Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // – – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/184566/1/ (Дата обращения 25.07.2016).
  4. Федеральный закон от 11.07.2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях» // – – Режим доступа: URL: http://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_32459/ (Дата обращения 20.07.2016).
  5. Федеральный закон от 25.07.2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности» // – – Режим доступа: URL: http://base.garant.ru/12127578/ (Дата обращения 10.08.2016).

Регистрация кандидата

Регистрация кандидата (списка кандидатов) — этап избирательного процесса, предусмотренный избирательным законодательством России и многих других государств, который заключается в официальном подтверждении статуса кандидата (кандидатов) организаторами выборов.

В России регистрация кандидатов (списков кандидатов) осуществляется избирательными комиссиями и является необходимым и достаточным условием включения кандидата (списка кандидатов) в избирательный бюллетень.

Порядок регистрации кандидата

В соответствии с российским избирательным законодательством регистрация кандидата (списка кандидата) осуществляется следующим образом. После выдвижения кандидата (списка кандидатов) создается избирательный фонд, и избирательное объединение либо сам кандидат в случае самовыдвижения собирают и представляют в избирательную комиссию подписи избирателей либо вносит избирательный залог и представляет в избирательную комиссию сведения о внесении избирательного залога (отменен). Политическая партия, допущенная к распределению мандатов на последних выборах в Государственную думу освобождается от сбора подписей и внесения залога — считается что она и так обладает значительной поддержкой в обществе. Избирательная комиссия в установленные сроки (обычно за 35-45 дней до дня голосования) проверяет документы по выдвижению, сведения о кандидате, представленные подписи и иные документы и принимает решение о регистрации кандидата либо об отказе в регистрации. Отказ в регистрации может быть обжалован в вышестоящую комиссию или в суд, факт регистрации — только в судебном порядке. В своём послании Федеральному Собранию Президент Д. А. Медведев предложил отменить избирательный залог. Эксперты называют две возможные причины: во-первых, избирательный залог можно расценивать как имущественный ценз. Во-вторых, для оппозиционных партий избирательный залог являлся способом защититься от обвинений в фальсификации в подписных листах.

Условия регистрации кандидата

Основанием регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть:

  • подписи избирателей в поддержку выдвижения, как правило 1-2 процента от численности избирателей
  • выдвижение кандидата (списка кандидатов) политической партией, допущенной к распределению мандатов по итогам последних выборов в Государственную Думу

Отказ в регистрации кандидата

Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:

  • отсутствие у кандидата пассивного избирательного права
  • нарушение порядка выдвижения политической партией, избирательным объединением
  • отсутствие необходимых документов
  • наличие более 10 процентов подписей, собранных в местах, где сбор подписей запрещен
  • недостаточное количество достоверных и действительных подписей избирателей, или более 10 процентов недостоверных или недействительных подписей среди проверенных
  • сокрытие сведений о неснятой и непогашенной судимости
  • несоздание кандидатом избирательного фонда
  • использование кандидатом денежных средств в целях достижения определенного результата на выборах помимо избирательного фонда в размере более 5 процентов предельного размера избирательного фонда
  • превышение предельного размера избирательного фонда более чем на 5 процентов
  • злоупотребление свободой массовой информации
  • неоднократное использование кандидатом преимуществ должностного и служебного положения
  • регистрация кандидата в другом избирательном округе
  • внесение кандидатом избирательного залога в размере меньше необходимого или за счет средств, незаконно поступивших в избирательный фонд

Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) либо по заявлению кандидата по тому же округу (избирательного объединения, чей список зарегистрирован на тех же выборах). Заявление об отмене регистрации кандидата подается в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования, решение об отмене регистрации принимается не позднее чем за пять дней до дня голосования.

Основаниями для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) являются:

  • вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов
  • факты подкупа избирателей
  • неоднократное использование преимуществ должностного и служебного положения
  • злоупотребление свободой массовой информации при проведении предвыборной агитации
  • сокрытие кандидатом сведений о своей судимости

Регистрация кандидата (списка кандидатов) аннулируется избирательной комиссией в случаях, предусмотренных законом.

Основания для аннулирования регистрации кандидата (списка кандидатов):

  • снятие кандидатом своей кандидатуры,
  • отзыв кандидата избирательным объединением,
  • утрата кандидатом российского гражданства,
  • множественное выдвижение кандидата в нарушение требований закона (как правило, в этом случае действительно первое выдвижение)
  • выбытие из списка кандидатов значительной части кандидатов, снижение числа региональных групп ниже минимально необходимого

Отстранение от участия в избирательной кампании через регистрацию

Такие правовые механизмы, как отказ в регистрации и отмена регистрации, которые были задуманы законодателем как правовые механизмы, направленные на обеспечение законности избирательного процесса, на практике превратились в инструменты политической борьбы и административного ресурса. Нередко избирательные комиссии в рамках двойных стандартов весьма тщательно проверяют документы и отслеживают действия оппозиционных кандидатов, используя малейшую возможность, чтобы отказать им в регистрации, при этом более серьёзные нарушения кандидатов от власти обычно остаются безнаказанными. В ходе предвыборной борьбы избирательные штабы кандидатов тщательно отслеживают нарушения своих оппонентов, чтобы затем обратиться в избирательную комиссию или в суд и добиться отстранения оппонентов от участия в избирательной кампании, причем жалобы и заявления нередко подаются от имени технических кандидатов.

Наиболее известный случай — отмена регистрации А. В. Руцкого, действующего губернатора Курской области в 2000 году за несколько часов до начала голосования за многочисленные и разнообразные нарушения, более современный пример — отмена регистрации списка кандидатов Московского регионального отделения партии «Родина» в 2005 году за разжигание межнациональной вражды при проведении предвыборной агитации.

  • Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»
  • Сидякин А. Г. Отказ в регистрации и отмена регистрации кандидата (списка кандидатов). М., 2003.

57. Выдвижение и регистрация кандидатов, список кандидатов. Отказ в регистрации отмена регистрации: основания и порядок.

Статья 32. Право выдвижения кандидатов

1. Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом.

2. Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением.Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено политической партией, имеющей в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах, либо ее региональным отделением или иным структурным подразделением, имеющими в соответствии с федеральным законом право участвовать в выборах соответствующего уровня.

9. Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Данное правило не применяется при выдвижении кандидата одним и тем же избирательным объединением одновременно на одних и тех же выборах по одномандатному (или многомандатному) избирательному округу и в составе списка кандидатов.

Статья 33. Условия выдвижения кандидатов

1. О выдвижении кандидата (кандидатов), в том числе в составе списка кандидатов, избирательная комиссия уведомляется в установленном законом порядке.

2. поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу + документы о личности.

2.1. В случае наличия у кандидата неснятой и непогашенной судимости в заявлении, предусмотренном пунктом 2 настоящей статьи, указываются сведения о судимости кандидата.

3. Вместе с заявлением, указанным в пункте 2 настоящей статьи, в соответствующую избирательную комиссию должны быть представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата (каждого кандидата из списка кандидатов), а также об имуществе, принадлежащем кандидату (каждому кандидату из списка кандидатов) на праве собственности (в том числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах.

9. Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов, а также сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборах в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее 40 дней (при досрочных выборах — не менее 30 дней), при выборах в органы государственной властисубъектов Российской Федерации — не менее 30 дней, при выборах в органы местного самоуправления — не менее 20 дней.

Статья 34. Выдвижение кандидатов в порядке самовыдвижения

1. Самовыдвижение кандидатов производится путем уведомления об этом избирательных комиссий, в которых будет осуществляться регистрация кандидатов, с последующим сбором подписей в поддержку самовыдвижения кандидатов, за исключением случая, предусмотренного пунктом 17 статьи 38 настоящего Федерального закона.

2. Федеральным законом может быть предусмотрено, что для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо также создать группу избирателей с определенным числом участников.

Статья 35. Выдвижение кандидатов, списков кандидатов избирательными объединениями

1. В одномандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть одного кандидата. В многомандатном избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть кандидата на каждый депутатский мандат, подлежащий замещению в этом округе. В едином избирательном округе избирательное объединение вправе выдвинуть один список кандидатов, а при проведении выборов выборного должностного лица — одного кандидата.

9. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций в сфере регистрации общественных объединений и политических партий, его территориальные органы составляют список политических партий, иных общественных объединений, имеющих право принимать участие в выборах в качестве избирательных объединений, по состоянию на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов и не позднее чем через три дня со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов публикуют указанный список в государственных или муниципальных периодических печатных изданиях и размещают его в сети «Интернет», а также в этот же срок направляют указанный список в избирательную комиссию, организующую выборы.

14. Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением, представляется в избирательную комиссию, организующую выборы, вместе с документами. Одновременно со списком кандидатов в указанную избирательную комиссию представляется список граждан, включенных в соответствующий список кандидатов и являющихся членами данной политической партии. Избирательная комиссия в течение трех дней со дня приема документов заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

Статья 37. Сбор подписей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов

1. В поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов, инициативы проведения референдума могут собираться подписи избирателей, участников референдума в порядке, который определяется законом. Количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидатов, списков кандидатов, устанавливается законом и не может превышать 2 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа в соответствии с пунктом 10 статьи 16 настоящего Федерального закона, но не может быть менее 10 подписей.

Статья 38. Регистрация кандидатов, списков кандидатов

1. Регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, предусмотренных законом, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов, а также при наличии необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, либо при наличии решения политической партии.

3. Законом должна предусматриваться процедура проверки соблюдения порядка сбора подписей избирателей, участников референдума, оформления подписных листов, достоверности сведений об избирателях, участниках референдума и их подписей, а также основания для признания подписей недействительными. Проверке могут подлежать все представленные подписи или их часть, но не менее 20 процентов от установленного законом необходимого для регистрации кандидата, списка кандидатов, отобранных для проверки посредством случайной выборки (жребия).

7. По окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол.

16. Регистрация кандидата, списка кандидатов, выдвинутых политической партией, федеральный список кандидатов которой на основании официально опубликованных результатов ближайших предыдущих выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации допущен к распределению депутатских мандатов (федеральному списку кандидатов которой передан депутатский мандат), а также регистрация кандидатов, списков кандидатов, выдвинутых региональными отделениями или иными структурными подразделениями такой политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), осуществляется без сбора подписейизбирателей при условии, что указанное официальное опубликование состоялось раньше представления в избирательную комиссию документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов.

17. При проведении выборов в представительные органы муниципальных образований со средней нормой представительства избирателей, установленной законом, но не более десяти тысяч сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может не осуществляться, если законом субъекта Российской Федерации предусмотрен заявительный порядок регистрации кандидатов.

23. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, соответствующая комиссия в течение одних суток с момента принятия ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.

24. Основаниями отказа в регистрации кандидата являются:а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;в) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата;г) наличие среди подписей избирателей, представленных для регистрации кандидата, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии сзаконом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;Выявление 10 и более процентов недостоверных и (или) недействительных подписей от общего количества подписей, отобранных для проверки, не является основанием для отказа в регистрации кандидата в случае, когда для его регистрации требуется представить менее 200 подписей, если достоверных подписей достаточно для регистрации кандидата;е) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии в пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;ж) несоздание кандидатом избирательного фонда; з) использование кандидатом при финансировании своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда иных денежных средств, составляющих более 5 процентов от установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;и) превышение кандидатом при финансировании своей избирательной кампании более чем на 5 процентов установленного законом предельного размера расходования средств избирательного фонда;к) установленным решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;л) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;м) регистрация кандидата в другом избирательном округе на данных выборах, за исключением случая выдвижения кандидата избирательным объединением одновременно в одномандатном (многомандатном) избирательном округе и в составе списка кандидатов;о) установленный решением суда факт подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

25. Основаниями отказа в регистрации списка кандидатов:

б) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации списка кандидатов (за исключением случаев отсутствия указанных документов в отношении отдельных кандидатов, включенных в список кандидатов);в) наличие среди подписей избирателей, участников референдума, представленных для регистрации списка кандидатов, назначения референдума, более 10 процентов подписей, собранных в местах, где в соответствии с законом сбор подписей запрещен, если иное не установлено федеральным законом;з) превышение числа кандидатов, исключенных из списка кандидатов по заявлениям кандидатов о снятии своих кандидатур, решению избирательного объединения (за исключением выбытия по вынуждающим к тому обстоятельствам), а также по решению избирательной комиссии, более чем на 25 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборахв федеральные органы государственной власти и более чем на 50 процентов от общего числа кандидатов в заверенном списке кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;и) установленный решением суда факт несоблюдения избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;к) неоднократное использование уполномоченным представителем или доверенным лицом избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума преимуществ своего должностного или служебного положения;л) выбытие кандидатов, в результате чего число региональных групп кандидатов в списке кандидатов оказалось меньше установленного законом;н) установленный решением суда факт подкупа избирателей избирательным объединением, его доверенным лицом, уполномоченным представителем, а также действовавшими по их поручению иным лицом или организацией.

Аналогично, как и по кандидату отказ.

26. Основаниями исключения кандидата из заверенного списка кандидатов являются:

а) отсутствие у кандидата пассивного избирательного права;б) сокрытие кандидатом сведений о неснятой и непогашенной судимости, которые должны быть представлены в соответствии с пунктом 2.1 статьи 33 настоящего Федерального закона;в) установленный решением суда факт несоблюдения кандидатом в течение агитационного периода ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;г) неоднократное использование кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;д) регистрация кандидата в другом списке кандидатов на данных выборах;е) наличие в заверенном списке кандидатов, выдвинутом политической партией, а также в заверенном списке кандидатов, выдвинутом региональным отделением или иным структурным подразделением политической партии (если это предусмотрено уставом политической партии), кандидата, являющегося членом иной политической партии;ж) отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом, иным законом для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата, включенного в список кандидатов;з) наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, документов, оформленных в отношении кандидата с нарушением требований настоящего Федерального закона, иного закона;и) отсутствие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации списка кандидатов, в документах, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации списка кандидатов, каких-либо сведений в отношении кандидата, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 33 настоящего Федерального закона, иным законом.

Статья 76отмены решения комиссии о регистрации кандидата

6. Решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) — также избирательной комиссией, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, списоккандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требованийФедерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.

7. Регистрация кандидата может быть отменена судомпо заявлениюзарегистрировавшей кандидатаизбирательной комиссии, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случаях:

а) вновь открывшихся обстоятельств, являющихся основанием для отказа в регистрации кандидата, предусмотренным подпунктом «а», «б», «е», «з», «и», «к», «л» или «о» пункта 24 статьи 38 настоящего Федерального закона. При этом вновь открывшимися считаются те обстоятельства, которые существовали на момент принятия решения о регистрации кандидата, но не были и не могли быть известны избирательной комиссии, зарегистрировавшей кандидата;

б) использования кандидатом в целях достижения определенного результата на выборах денежных средств помимо средств собственного избирательного фонда, если их сумма превысила 5 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, или превышения предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом, более чем на 5 процентов;

в) неоднократного использования кандидатом преимуществ своего должностного или служебного положения;г) установления факта подкупа избирателей кандидатом, его доверенным лицом, уполномоченным представителем по финансовым вопросам, а также действующими по их поручению иным лицом или организацией;д) несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 1 или 1.1 статьи 56 настоящего Федерального закона;е) неоднократного несоблюдения кандидатом ограничений, предусмотренных пунктом 5.2 статьи 56 настоящего Федерального закона;ж) установления в отношении кандидата факта, свидетельствующего о том, что в течение периода, указанного в подпункте «г» пункта 3.2 статьи 4 настоящего Федерального закона (но до приобретения статуса кандидата), этот гражданин в своих выступлениях на публичных мероприятиях, в средствах массовой информации или в распространяемых им материалах призывал к совершению деяний, определяемых в статье 1 Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» как экстремистская деятельность, либо иным способом побуждал к таким деяниям, обосновывал или оправдывал экстремизм, либо совершал действия, направленные на возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни, унижение национального достоинства, пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, либо пропагандировал и публично демонстрировал нацистскую атрибутику или символику либо атрибутику или символику, сходные с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения;з) установления факта сокрытия кандидатом сведений о своей судимости.

8. Регистрация списка кандидатов может быть отменена судом по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, в случаях: то же самое.

12. В случае несоблюдения кандидатом, избирательным объединением ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, либо совершения гражданином до приобретения им статуса кандидата, а избирательным объединением до выдвижения им списка кандидатов деяний, предусмотренных соответственно подпунктом «ж» пункта 7, подпунктом «ж» пункта 8 настоящей статьи, и в случаях, предусмотренных подпунктами «б», «в», «г» и «з» пункта 7, подпунктами «б», «в» и «г» пункта 8 настоящей статьи, регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена судом по заявлению прокурора.

Отмена регистрации кандидата (списка кандидатов)

предусмотрена ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях…». Регистрация кандидата (списка кандидатов) может быть отменена только судом. Обоснование возможности отмены регистрации кандидата лишь в судебном порядке содержится в правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлении от 11 июня 2002 г.

№ 10-П. Согласно этой позиции «отмена регистрации, означающая прекращение кандидатом реализации прав и обязанностей, связанных со статусом зарегистрированного кандидата, затрагивает также избирательные права других граждан, тем более если речь идет об отмене регистрации кандидата, который вышел во второй тур, т.е. дальнейшее пребывание которого в статусе зарегистрированного кандидата обусловлено уже состоявшимся волеизъявлением избирателей. Поэтому в случаях, когда отмена регистрации осуществляется не в связи с реализацией кандидатом права снять свою кандидатуру или с утратой им пассивного избирательного права, а является мерой ответственности (санкцией) за нарушения избирательного

законодательства по основаниям, предусмотренным федеральным законом, соответствующее решение — как требующее исследования обстоятельств и доказывания фактов, которые должны быть положены в его основу, — может быть, по смыслу статей 3, 32 и 46 Конституции Российской Федерации, принято лишь судом как органом государственной власти, осуществляющим правосудие и компетентным разрешить такой спор по существу».

Основанием для отмены регистрации кандидатов, списков кандидатов является совершение избирательного правонарушения. При этом отмена регистрации кандидата, выступающая в качестве санкции за совершенное правонарушение, как связанная с ограничением избирательных прав, должна осуществляться на основе вытекающего из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации принципа соразмерности. Поэтому суд, принимая решение об отмене регистрации, не вправе исходить из одних лишь формальных оснований отмены регистрации, установленных в законе1. Такая правовая позиция была сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации с учетом действовавшего на тот момент законодательства, а оно в этой части не отвечало принципу нормативной определенности. Основания для отмены регистрации были сформулированы широко и неконкретно . Регистрация кандидата могла быть отменена даже за распространение листовок без указания выходных данных .

Действующее избирательное законодательство предельно четко определяет основания для отмены регистрации кандидата (списка кандидатов). В связи с этим указанная правовая позиция представляется весьма спорной в изменившихся условиях. Она создает благоприятные условия для судебного произвола. Так, Верховный Суд Чувашской Республики признал наличие в действиях кандидата Ш. — действующего депутата нарушения закона, являющиеся основанием для отмены регистрации, но отказал в удовлетворении заявления об отмене его регистрации исходя из принципа соразмерности. Верховный Суд Российской Федерации признал ссылку на принцип соразмерности и право, а не обязанность суда отменить регистрацию кандидата

4 T~>

несостоятельной и отменил постановленное решение .

В другом случае — Верховный Суд Российской Федерации признал, что Алтайский краевой суд был вправе, но не обязан отменить регистрацию кандидата Е. в связи с представлением им недостоверных сведений о месте рождения.

Противоречивость судебной практики ставит под сомнение конституционный принцип равенства всех перед законом и судом и конституционную гарантию судебной защиты прав и свобод. Поэтому выраженная ранее Конституционным

Судом Российской Федерации правовая позиция подлежит пересмотру с учетом действующего законодательства. Принцип соразмерности должен учитываться законодателем при определении оснований для отмены регистрации, а не устанавливаться судом при рассмотрении конкретного дела. При установлении состава конституционного деликта суд обязан применить соответствующую меру ответственности к правонарушителю.

Федеральный закон «Об основных гарантиях…» содержит

исчерпывающий перечень оснований для отмены регистрации кандидата, списка кандидатов (п.5 ст.76). Ими являются: использование средств помимо избирательного фонда или превышение предельного размера расходования средств избирательного фонда более чем на 5 %, неоднократное использование преимуществ должностного или служебного положения, подкуп избирателей1, злоупотребление свободой массовой информации, сокрытие сведений о судимости или наличии гражданства иностранного государства.

Сравнительный анализ оснований отказа в регистрации (как меры ответственности) и отмены регистрации кандидата (списка кандидатов) показывает, что они за небольшим исключением совпадают. Принципиальное различие заключается во времени совершения правонарушения — до или после регистрации. Поэтому, например, нарушение порядка сбора подписей указано только в числе оснований для отказа в регистрации. А как быть, если нарушение совершено до регистрации кандидата, а выявлено уже после? На этот случай Федеральный закон «Об основных гарантиях.» предусматривает еще одно основание для отмены регистрации — вновь открывшиеся обстоятельства, являющиеся основанием для отказа в регистрации . Закон не уточняет, какие именно основания для отказа в регистрации могут послужить в дальнейшем основанием для отмены регистрации. Значит, по этому основанию отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) возможна как за совершение правонарушения, так и за невыполнение требований, обязательных для осуществления регистрации. Действительно, принцип неотвратимости наказания требует привлечения виновного лица к ответственности независимо от того, было обнаружено правонарушение сразу или только после регистрации. Вопрос вызывает возможность отмены регистрации в случае выявления фактов невыполнения формальных требований закона. Проверить их соблюдение до рассмотрения вопроса о регистрации кандидата — обязанность избирательной комиссии, поэтому установление их на более поздней стадии избирательного процесса не имеет правового значения. Если же избирательной комиссией принято заведомо неправомерное решение о регистрации кандидата, то указанные в законе субъекты вправе в течение установленного срока обжаловать его.

Совсем иной ракурс принимает поднятая проблема, если возникает вопрос о пассивной избирательной правосубъектности. В Федеральном законе «Об основных гарантиях…» на этот счет заложена правовая коллизия. Согласно пп. «а» п.5 ст.76 выявление факта регистрации кандидата на тех же выборах еще в одном избирательном округе является основанием для отмены регистрации кандидата в судебном порядке. В то же время п.1 ст.76 предусматривает в этом случае аннулирование вышестоящей избирательной комиссией всех решений о регистрации кандидата, за исключением первого. Такая коллизия должна разрешаться в пользу последнего правила. Отсутствие права выдвигать свою кандидатуру в других избирательных округах, как и отсутствие (утрата) пассивного избирательного права, означает исключение субъекта из системы правовых связей в силу закона. Поэтому здесь не требуется принятия решения по существу вопроса, достаточно аннулировать регистрацию. Таким образом, отмена регистрации кандидата (списка кандидатов) по вновь открывшимся обстоятельствам должна применяться только в случае выявления совершенных до регистрации правонарушений.

Сравнение оснований отказа в регистрации и отмены регистрации обращает внимание на отсутствие такого основания отказа в регистрации, как подкуп избирателей. Поскольку подкупом избирателей признаются различные действия, совершаемые при проведении предвыборной агитации, а последняя возможна с момента выдвижения кандидата (списка кандидатов), то необходимо констатировать отсутствие охранительной правовой нормы, позволяющей применять к виновному лицу адекватную меру ответственности за осуществление подкупа избирателей на стадии выдвижения и регистрации кандидата (списка кандидатов).

Федеральный закон «Об основных гарантиях…» закрепляет круг лиц, которые вправе обратиться в суд с заявлением об отмене регистрации кандидата (список кандидатов): избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата (список кандидатов); кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу; избирательное объединение, список которого зарегистрирован по тому же избирательному округу.

Согласно ранее действующему законодательству отмена регистрации была возможна вплоть до дня, предшествующего дню голосования. Времени на обжалование решения об отмене регистрации не оставалось. Поэтому незаконные и необоснованные решения существенным образом нарушали права кандидатов, не оставляя им ни малейшего шанса восстановить нарушенные права до проведения выборов. На практике кандидаты стали использовать эту юридическую возможность в качестве своеобразной избирательной технологии для борьбы с оппонентами. В целях устранения таких негативных проявлений Федеральный закон «Об основных гарантиях.» 2002 г. ограничил срок обращения в суд с заявлением об отмене регистрации — не позднее чем за восемь дней до дня голосования и срок принятия судом решения — не позднее чем за пять дней до дня голосования. Что повысило уровень гарантированности пассивного избирательного права.

Наряду с отменой регистрации закон выделяет аннулирование регистрации кандидата (списка кандидатов). Исходя из анализа норм действующего законодательства отмена регистрации — это мера конституционно-правовой ответственности, а аннулирование — это мера защиты. Для аннулирования регистрации не требуется решения суда, оно осуществляется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, список кандидатов, поскольку здесь не надо устанавливать факт правонарушения. Не стоит путать отмену регистрации с отменой решения избирательной комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов. Решение комиссии о регистрации может быть отменено, если оно изначально было принято с нарушением закона. В данном случае речь идет о пересмотре решения избирательной комиссии1. Жалоба на такое решение может быть подана в течение десяти дней с момента его принятия. Проблема разграничения указанных мер возникает на практике из-за того, что отмена регистрации кандидата невозможна без отмены соответствующего решения избирательной комиссии . Для ее разрешения предлагаем включить в текст ст.76 Федерального закона «Об основных гарантиях…» п.5.1 следующего содержания: «5.1. С момента вступления в силу решения суда об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) утрачивает силу».

Статья 104. Основания для отказа в регистрации кандидата, отмены регистрации зарегистрированного кандидата

1. В случае установления факта нарушения кандидатом, зарегистрированным кандидатом настоящего Федерального закона, иных федеральных законов окружная избирательная комиссия вправе вынести этим кандидату, зарегистрированному кандидату предупреждение, которое доводится до избирателей через средства массовой информации либо иным способом. Окружная избирательная комиссия вправе принять решение об отказе в регистрации кандидата, об отмене регистрации зарегистрированного кандидата, об отмене решения об итогах голосования, о результатах выборов депутата Палаты Представителей и в том случае, если такое предупреждение ею не было вынесено.

2. Окружная избирательная комиссия, установив факт невыполнения кандидатом, зарегистрированным кандидатом требований настоящего Федерального закона, вправе отказать в регистрации кандидата, если:

а) сведения, представленные кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, избирательного блока в соответствии с настоящим Федеральным законом, недостоверны и их недостоверность носит существенный характер;

б) установлен факт проведения предвыборной агитации кандидатом до его регистрации;

в) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 66 настоящего Федерального закона, кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам, избирательным объединением, избирательным блоком, выдвинувшими кандидата, их уполномоченными представителями;

г) грубо или неоднократно нарушался запрет на принуждение избирателей в процессе сбора подписей и на вознаграждение избирателей в любой форме за внесение подписей, сбор подписей в иных местах, чем это предусмотрено пунктом 6 статьи 53 настоящего Федерального закона;

д) кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

е) кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата;

ж) кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), выдвинувшие кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

з) кандидат не представил первый финансовый отчет;

и) кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

к) имеют место иные основания, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

3. Регистрация кандидата может быть отменена не позднее чем в день, предшествующий дню голосования, если:

а) нарушение настоящего Федерального закона, указанное в пункте 2 настоящей статьи, обнаружено после регистрации кандидата;

б) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, уполномоченный представитель избирательного объединения, избирательного блока, выдвинувших зарегистрированного кандидата, проводили агитацию в расположении воинской части, в военной организации либо в военном учреждении;

в) зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом были выпущены и (или) распространены предвыборные печатные, аудиовизуальные агитационные материалы с нарушением пунктов 3, 4, 5 и 9 статьи 69 настоящего Федерального закона;

г) зарегистрированный кандидат, его уполномоченный представитель по финансовым вопросам или доверенное лицо, избирательное объединение, избирательный блок (в том числе вошедшее в его состав избирательное объединение), выдвинувшие зарегистрированного кандидата, и их уполномоченные представители, организация, учредителем, собственником, владельцем и (или) членом органа управления или органа контроля которой являются указанные лица и (или) организации (представители указанных организаций), в ходе избирательной кампании занимались благотворительной деятельностью на территории Российской Федерации, обращались к иным физическим или юридическим лицам с предложениями об оказании материальной и финансовой помощи либо услуг избирателям, давали согласие физическим или юридическим лицам на осуществление такой помощи либо оказание услуг от их имени;

д) зарегистрированный кандидат использовал преимущества должностного или служебного положения;

е) зарегистрированный кандидат не представил финансовый отчет в установленный срок;

ж) зарегистрированный кандидат, находящийся на государственной или муниципальной службе, работающий в средстве массовой информации по трудовому или по гражданско-правовому договору, не прекратил исполнение служебных обязанностей на время участия в выборах;

з) установлен факт подкупа избирателей, то есть факт совершения деяния, запрещенного пунктом 2 статьи 66 настоящего Федерального закона, зарегистрированным кандидатом, его уполномоченным представителем по финансовым вопросам или доверенным лицом, а также по их просьбе или поручению – иным лицом;

и) зарегистрированный кандидат при финансировании своей избирательной кампании помимо собственного избирательного фонда использовал иные денежные средства, составляющие более 1 процента от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

к) зарегистрированный кандидат превысил расходы избирательного фонда более чем на 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата;

л) зарегистрированный кандидат использовал незаконные пожертвования, поступившие в его избирательный фонд в размерах, превышающих 1 процент от установленной настоящим Федеральным законом предельной суммы расходов избирательного фонда кандидата, зарегистрированного кандидата.

4. Окружная избирательная комиссия вправе отказать кандидату в регистрации, обратиться в суд с представлением об отмене регистрации кандидата также в случае злоупотребления кандидатом, зарегистрированным кандидатом свободой массовой информации. Суд, установив факт злоупотребления свободой массовой информации, отменяет регистрацию кандидата.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *