Содержание

К числу функций, возлагаемых на органы внутренних дел законами Российской Федерации, относится и розыск пропавших или скрывающихся лиц. Различают розыск лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда; уклоняющихся от уголовного наказания; розыск пропавших без вести; а также розыск гражданина-должника и розыск ребенка.

Розыскная работа является самостоятельным направлением деятельности оперативных подразделений органов внутренних дел и включает в себя не только обнаружение разыскиваемых лиц, но и установление личности неизвестных граждан, а также предупреждение уклонения лиц от уголовной ответственности, отбывания наказания, исполнения определенных обязанностей и правил, безвестного исчезновения.

Лица, подозреваемые в совершении тяжких особо тяжких преступлений, скрывающихся от следствия или суда, прибегают к более изощренным способам укрывательства от правоохранительных органов. В целях установления их местонахождения и дальнейшего задержания необходимы более сложные оперативно-розыскные мероприятия.

Если место нахождения подозреваемого, обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечения.

Организация розыскной работы МВД регламентируется нормативными правовыми актами, Законом «Об оперативно-розыскной деятельности», Законом «О полиции» и Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.

Объявление в розыск.

Согласно вышеперечисленным документам, без вести пропавшим считается лицо, исчезнувшее внезапно, без видимых к тому причин, местонахождение которого с момента исчезновения неизвестно.

Чтобы заявить о факте безвестного исчезновения лица, можно обратиться в дежурную часть любого органа внутренних дел, независимо от срока отсутствия пропавшего. Однако, для более результативного начала розыска и скорейшего заведения розыскного дела, целесообразнее обратиться с первоначальным заявлением о пропаже в ближайшее к месту пропажи отделение полиции.

После получения сообщения о безвестном исчезновении человека, сотрудники полиции обязаны провести осмотр последнего местонахождения лица. По результатам осмотра составляется протокол. Если в ходе первоначальной проверки будет получена информация о том, что пропавший жив и здоров, но не желает по каким-либо причинам поддерживать связь с заявителем, в проведении дальнейших розыскных мероприятий будет отказано.

Если в течение 10 дней с момента подачи заявления местонахождение пропавшего лица не будет установлено, в подразделении уголовного розыска по месту исчезновения лица заводится розыскное дело.

Если обстоятельства исчезновения дают основание полагать, что в отношении без вести пропавшего лица могло быть совершено преступление, в установленном законом порядке возбуждается уголовное дело, в рамках которого будет идти дальнейший розыск.

Розыск лиц, без вести пропавших, осуществляется органами внутренних дел в течение 15 лет с момента заведения розыскного дела. Необходимо иметь в виду, что адрес разысканного дееспособного совершеннолетнего лица сообщается заявителю только с согласия первого.

Если место нахождения подозреваемого , обвиняемого неизвестно, то следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление.

Розыск подозреваемого, обвиняемого может быть объявлен как во время производства предварительного следствия, так и одновременно с его приостановлением.

Розыск обвиняемого, подозреваемого производится при неизвестности места нахождения обвиняемого. Для осуществления розыска обвиняемого не имеет значения, умышленно ли он скрылся от органов внутренних дел либо его нахождения неизвестно по иным причинам. Розыск лица начинается с момента, когда следователь убедился, что обвиняемый скрылся или не представляется установить место его нахождения по иным причинам. Прежде чем объявить обвиняемого в розыск, следователь должен собрать доказательства, подтверждающие, что лицо скрывается или его местонахождение не известно, для чего необходимо проверить факт возможной смерти лица, его нахождения в лечебном учреждении, содержание под стражей и т.д.

Для объявления розыска обвиняемого, подозреваемого следователь должен вынести мотивированное постановление. В постановлении должны быть указаны: событие преступления, данные о лице, объявляемом в розыск, основания объявления в розыск, орган дознания, которому поручается осуществление розыска, избранная в отношении разыскиваемого мера пресечение.

При приостановления расследования следователь продолжает розыск обвиняемого, используя только розыскные и организационные средства. Следственные действия не осуществляются. Ответственность за организацию розыска возлагается на следователя. Он должен возглавлять и контролировать деятельность органов, осуществляющих розыск обвиняемого.

При обнаружении разыскиваемого лица орган дознания обязан уведомить об этом инициатора розыска и принять в отношении разыскиваемого меры, указанные в розыскном задании, в том числе задержание и применение меры пресечения.

Следователь при прекращении производства по уголовному делу или уголовного преследования в отношении обвиняемого, а также при получении сообщения об обнаружении разыскиваемого обязан немедленно прекратить розыск лица и уведомить об этом орган дознания, котрому поручается розыск. О прекращении розыска следователь выносит мотивированное постановление.

Внимание, федеральный розыск: понятие и особенности

Практически каждый день кто-то пропадает: взрослые, дети, люди преклонного возраста и, конечно же, от правосудия скрываются преступники. Далее поговорим о том, что такое федеральный розыск, кого туда подают и как можно написать заявление.

Виды розыска в РФ

По масштабу розыскных мероприятий различают несколько видов розыска:

  • Местный – проводится только в том населенном пункте, где проживает разыскиваемый.
  • Региональный – территория поиска охватывает весь регион.
  • Федеральный – розыск осуществляется на всей территории РФ.
  • Межгосударственный – по всей территории СНГ.
  • Международный – за пределами СНГ.

В федеральный розыск подают уже только в том случае, если местные и региональные оперативно-розыскные мероприятия не дали должного результата или же разыскиваемое лицо является особо опасным преступником и территория охвата изначально должна быть больше.

Кого объявляют в федеральный розыск?

Такой формат оперативно-розыскных мероприятий применяется к следующим лицам:

  • Совершившие преступление или подозреваемые в совершении преступления, согласно статье 210 части 1 Уголовно-процессуального Кодекса РФ.
  • Пропавшие без вести.
  • Уклоняющиеся от военной службы.
  • Должники, в отношении которых отрыто исполнительное производство ФССП.

В последнем случае гражданина объявляют в федеральный розыск, только если сумма долга очень велика, по месту жительства или работы он не появляется и найти его приставы не смогли.

Основанием для объявления в розыск федерального значения будет отсутствие должного результата по розыскным мероприятиям местного и регионального масштаба в течении определенного периода времени:

  • Если это без вести пропавший человек, то спустя 3 месяца поиска на местном и региональном уровне.
  • Если это человек, совершивший уголовное преступление, то спустя 6 месяцев после поиска в регионе.

Из всякого правила есть исключения: в федеральный розыск могут подать и раньше, если это без вести пропавший ребенок или преступник, который совершил особо опасное преступление и не локального масштаба.

Порядок объявления в розыск

Если разыскивается преступник, то инициирует федеральный розыск следователь, который ведет дело. Решение о таком масштабе поисков принимает судья, о чем выдается соответствующее постановление.

В случае с без вести пропавшим человеком, обратиться в полицию может близкий родственник, работодатель. Подать заявление можно, обратившись в территориальное отделение полиции или через электронную приемную МВД.

Как объявить в розыск: образец заявления

В обращении нужно указать такую информацию:

  • Кому и от кого подается заявление.
  • Когда человек пропал: перестал отвечать на звонки и сообщения, когда его видели последний раз. В чем он был одет, что мог иметь при себе, есть ли особые приметы, физиологические параметры человека.
  • Дата и подпись.

К заявлению обязательно нужно приложить фотографию – это существенно упростит поиски пропавшего.

После подачи заявления также можно опросить друзей, знакомых, соседей, коллег по работе. Если есть доступ в квартиру, то обязательно уведомить об этом полицию и вместе с ней побывать на месте – осмотреть жилье на предмет странных вещей, записок и так далее.

В свою очередь следователь должен:

  • Провести опрос всех знакомых с пропавшим лиц, включая его родственников, бывших супругов и так далее.
  • Провести осмотр жилья пропавшего.
  • Направить запросы в учреждения: больницы, морги, на работу пропавшего.
  • Установить контроль за теми лицами, с которыми предположительно может выйти на связь пропавший.

Также ориентировку на разыскиваемое лицо направляют в ГИБДД.

Кто занимается розыском?

Федеральным розыском преступников занимается только полиция. Параллельно и в области своей должностной компетенции к розыску могут быть подключены следующие структуры: ГИБДД, ФССП, ФСИН.

Также поисками могут заниматься волонтерские объединения, которых в России сейчас немало. Они занимаются расклейкой объявлений о пропаже, проверяют лес, лесопосадки и местность в целом.

Как проходит федеральный розыск?

При подаче человека в федеральный розыск следователь осуществляет такие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наблюдение за место проживания пропавшего, местом его работы, а также проживания близких родственников.
  • Прослушка телефонов родственников.
  • Отслеживание корреспонденции, которая приходит на адрес пропавшего.
  • Периодический обыск помещения, где проживает пропавший.
  • Передача ориентировки на пропавшего в ГИБДД.

Как узнать, находится ли человек в розыске?

Список людей, которые находятся в розыске, размещен на сайте МВД в категории «Внимание, розыск!». Для получение более детальной информации можно лично обратиться в отделение полиции, но ответ на запрос предоставят только в том случае, если заявитель является родственником пропавшего.

Также узнать, не находится ли человек в исполнительном розыске, можно через сайт ФССП. На сайте есть раздел «Банк открытых исполнительных производств». Подать запрос можно и лично приставу, обратившись туда с заявлением.

>Сколько длится федеральный розыск?

Пока разыскиваемое лицо не будет найдено. Также автоматически закрывается дело, если будет установлено, что пропавший умер.

Срок давности

Срок давности применяется только в том случае, если разыскиваемым лицом является уголовный преступник:

  • 2 года для преступлений легкой тяжести.
  • 6 лет для преступлений средней тяжести.
  • 10 лет для преступлений тяжкого характера.
  • 15 лет для преступлений особо тяжкого характера.

Однако, есть нюанс – срок давности начинает исчисляться со дня совершения преступления и до вынесения приговора суда. То есть, если по делу шло следствие слишком долго, и до суда так и не дошло, а срок давности вышел, то и претензии к преступнику у правосудия уже нет.

В отношении без вести пропавшего гражданина розыскные мероприятия по решению суда могут быть завершены, а он сам признан умершим спустя год. Через 15 лет федеральный розыск прекращается, а сведения об разыскиваемом удаляют из базы данных, но в архиве они по-прежнему могут храниться.

Как узнать, находится ли человек в розыске

Чем больше знаешь о человеке, тем крепче будешь спать.

Как проверить, не в розыске ли потенциальный партнер по бизнесу, товарищ или новый сотрудник?

Как вообще могут разыскивать человека? Виды розыска

Розыск бывает нескольких видов:

Локальный(местный): ищут по городу, в котором человек живет, или по району.

Региональный: когда подключают сотрудников правоохранительных органов всего региона: округа, области, края.

Федеральный: человека разыскивают по всей территории страны.

Международный: ищут по всей планете, когда есть информация, что разыскиваемый пересек границу.

Обычно в региональный розыск объявляют людей, которые могли совершить преступления небольшой или средней тяжести. Если их за три месяца не нашли, розыск меняют на федеральный. Но область поиска могут расширить и раньше, если того потребует следствие.

База федерального розыска закрытая. Но если следователь решает, что публикация поможет поймать преступника, информацию откроют и разошлют в СМИ.

Кто и кого может разыскивать

Розыск чаще всего инициируют сотрудники уголовного розыска ГУ УМВД РФ. Но подать человека в розыск могут и ФСБ, таможня и ряд других ведомств.

Разыскивать начнут, если подсудимый не пришел в суд на рассмотрение уголовного дела. Судья решает, нужно ли взять подсудимого под стражу, когда его найдут. Если да, то подсудимого арестуют на срок, указанный в постановлении. Если нет, то человека просто доставят прямиком в здание суда.

Могут также разыскивать обвиняемых или подозреваемых. Розыск в этом случае инициирует следователь по ст. 210 УПК РФ, так как местонахождение человека неизвестно. Ищут представители органов дознания.

Что важно знать о розыске:

▪ Подозреваемый: человек, в отношении которого возбудили уголовное дело, задержали или уже применили меру пресечения (домашний арест, содержание под стражей и т.п.). Но при этом доказательств недостаточно, чтобы обвинить его в совершении преступления.

▪ Обвиняемый: человек, в отношении которого хватает доказательств его виновности и которому уже предъявили обвинение.

Таким образом, если вы увидели в базе, что человека разыскивают по подозрению в чем-то, то его вину ещё нужно доказать.

Если человек обвиняется в совершении преступления, вероятность его причастности выше (но не 100%).

Если же это подсудимый, то его вина доказана, осталось только определить наказание.

Разыскивают и должников, например, за неуплату алиментов или штрафов (по ст.65 ФЗ-229). В розыск могут объявить человека, который не выполнил судебные решения. Ищут в данном случае судебные приставы.

Военкомы ищут уклонистов от военной службы. Их объявляют в федеральный розыск.

В розыске находятся люди, сбежавшие из ИВС (изолятора временного содержания), от полицейского конвоя, колонии, тюрьмы, лечебных исправительных учреждений. Будут искать и тех, кто находился на исправительных работах, но сбежал, как только изменили меру пресечения.

Наконец, разыскивают людей, пропавших без вести. Родственники подают заявление, и дальше работает полиция. Если человека нашли (живым или мертвым), его имя удаляют из базы разыскиваемых.

Но бывает, что человек просто не хочет общаться с родственниками, и те заявляют, что он пропал. В этом случае достаточно прийти в любое отделение полиции и объяснить ситуацию. Из базы человека удалят, а родственникам сообщат, что никто не пропадал.

Где же искать разыскиваемых?

1. Смотрим на странице «Внимание, розыск!» МВД РФ

На официальном сайте МВД РФ есть страница, где можно увидеть самых опасных разыскиваемых преступников. За помощь розыске каждого из них обещают 1 млн рублей.

Здесь же можно запросить информацию о людях, которых разыскивают открыто, с привлечением СМИ. Это не только подозреваемые или обвиняемые, но и без вести пропавшие.

В форме на странице обязательно укажите фамилию и имя разыскиваемого, его год рождения, а также свой e-mail. Информацию пришлют на почту: либо расскажут, кто и почему ищет, либо укажут, что такого человека в базе нет.

Можно также зайти на сайт регионального УМВД. Но у всех проверенных нами сайтов по ссылке «Внимание, розыск!» выводится база с главного сайта МФД РФ.

База «Внимание, розыск!» МВД РФ: мвд.рф

2. Проверяем в базе судебных приставов

Работа судебных приставов – отслеживать исполнение штрафных санкций и решений по исполнительным листам. Базы две:

В первой базе хранятся данные о людях, которые подозреваются в совершении преступлений. Можно заполнить короткую форму, а можно расширенную с десятками параметров.

Во второй – информация о людях, в отношении которых открыто исполнительное производство. По базе ищут физических и юридических лиц.

В ответе укажут, почему человек значится в базе.

База данных ФСПП: первая, вторая базы.

3. Идем на сайт Интерпола

На сайте Интерпола можно увидеть людей, которые находятся в международном розыске. Сейчас в базе более 7 тыс. записей. Из них 2,5 тыс. человек ищет Россия:

В базе указывается, за что человека объявили в розыск.

Розыск Интерпола: interpol.int

4. Что ещё стоит проверить

Проверить, действителен ли паспорт человека, можно на сайте Главного управления по вопросам миграции МФД РФ. Достаточно ввести серию, номер и , и система выдаст ответ:

Правда, кому этот паспорт принадлежит, сайт не скажет.

Проверить ИНН на сайте ФНС: service.nalog.ru

Остальное можно узнать только оффлайн

Уклонистов от военной службы объявляют в федеральный розыск. Но в интернете этой информации нет, её можно узнать в районном военкомате.

Возле районных УВД часто стоят традиционные доски с фото.

Бывает также, что человек находится в розыске, но в интересах следствия информацию об этом не разглашают. Легально получить данные об этом может только сам разыскиваемый или сотрудники правоохранительных органов.

В РФ каждый год объявляют в розыск более 100 тыс. человек. В основном это должники и неплательщики алиментов. Находят около 80% разыскиваемых.

Но нужно понимать, что если человека разыскивают, это ещё не значит, что он преступник. Виновность определяет только суд.

Рейтинг поста:

(4.47 из 5, оценили: 15) 🤓 Хочешь больше? Подпишись на наш Telegramнаш Telegram. … и не забывай читать наш Facebook и Twitter 🍒 iPhones.ru Проверьте друзей, родных и партнёров по бизнесу.

Розыск людей. Как узнать, находится в розыске человек или нет

Разберём такой важный вопрос как уточнение статуса человека на предмет нахождения в розыске. Об этом известно достаточно мало, но тема может быть актуальной, при составлении каких-то контрактов или договоров с людьми, чтобы самому не попасть под внимание органов. Стоит отметить, что это необходимо и при поиске пропавших людей.

Когда розыск инициируется сотрудниками полиции – то это бывает в отношении преступников по разным уголовным делам, а когда по заявлению родственников – то поиск осуществляется в отношении пропавших граждан. Мы расскажем ниже только о том что относится к первому случаю.

Какие же есть способы разузнать не состоит ли ваш собеседник в розыске. Не опасен ли он?

Виды розыска и кого обычно ищут

Принципиально существует несколько видов поиска граждан:

  • местный;
  • региональный и
  • федеральный.

Они ранжируются по масштабу охвата территории поиска. В первом случае речь идёт о розыске человека в пределах района проживания или города. Предполагается что он не ушёл далеко.

Только если не удастся найти на месте – открывается региональный поиск. А потом федеральный – в масштабе всей страны или округа.

Кроме того, отдельно выделяется ещё международный розыск – когда преступление выходит за рамки границ, или преступнику удалось покинуть Россию. По сути – он охватывает весь земной шар, но тут всё уже зависит от политики и договорённостей.

Как правило, преступник должен представлять особый интерес для МВД и ФСБ, чтобы его объявляли в международный розыск через интерпол. В основном это террористы, участники крупных и громких (резонансных) преступлений или политические персоны.

К другим категориям относятся неплательщики алиментщиков, штрафов по судебным решениям и пр. Также ищут уклонистов от военного призыва. В общем, оснований может быть много.

Инициация розыска

В основном дела на розыск заводят сотрудники ГУ УМВД РФ. Но бывает что его инициируют ФСБ, органы таможни и другие службы.

Непосредственно процедуру поиска инициирует следователь, принимая такое решение на базе ст. 210 УПК РФ.

Может и судья в суде вынести такое решение, когда подсудимый не является на заседание по особо важному делу. Отдельно указывается – не требуется ли взять разыскиваемого под стражу. То есть нужен ли арест или нет.

Электронные базы

Если вам нужно определить не состоит ли данный субъект в поиске, то для этого сейчас существует много электронных баз и такая информация общедоступна и лежит в открытом доступе. Заходим, регистрируемся и проверяем.

1. База МВД “Внимание, розыск”

Самым распространённым ресурсом является портал ГУ МВД «Внимание, розыск». Это универсальный раздел где можно найти человека или определить что он в бегах. Зачем кому-то платить если всё можно сделать бесплатно и из первых рук.

Этот сайт включает как пропавших без вести, так и находящихся в розыске по уголовным статьям.

Для поиска нужно ввести основные известные данные о личности: фамилию, имя, отчество, год рождения. Затем нужно оставить свой электронный адрес, на который будут приходить сообщения о ходе поиска, и разгадать каптчу (для борьбы с авто-роботами). Сайт так настроен чтобы сам уведомлять подписчиков.

В появившемся окошке сразу появится ответ на интересующий вас вопрос, а вот вся подробная информация придёт уже на почту в конфиденциальном письме – кто инициировал поиск, почему, приметы подозреваемого и т.д. и т.п.

2. База ФСИН

Существует отдельная база розыска ФСИН: http://xn--h1akkl.xn--p1ai/criminal/. Здесь вы сразу можете увидеть фото человека и все детали: ФИО, приметы, дата рождения и тд.

3. База Службы судебных приставов

Также свою информацию предоставляет Служба судебных приставов: http://fssprus.ru/vnimanie_rozysk/. Там можно почерпнуть интересные сведения о суммах задолженностей, исполнительные листы и контактные данные.

4. База интерпола

Для международного розыска информацию можно получить на сайте Интерпола: https://www.interpol.int/.

Личное обращение в полицию и миграционную службу

Вы можете посетить ближайшее отделение полиции для получения информации о поиске гражданина. Вам там обязательно помогут разобраться со всеми вопросами.

За другими данными обращайтесь в ГУ по вопросам миграции МВД РФ. Там вам помогут если у клиента нету паспорта РФ, то есть он является мигрантом, или вообще лицом без гражданства. В Миграционной службе можно вычислить недостоверные загран паспорта и т.д.

Надлежащий порядок объявления лица в международный розыск

В уголовно-процессуальном кодексе РФ только один раз упоминается понятие международного розыска обвиняемого – в ч. 5 ст. 108 УПК РФ, в которой говорится, что принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого допускается только в случае объявления обвиняемого в международный розыск.

Каким же образом обвиняемый объявляется в международный розыск?

Порядок объявления лица в международный розыск регламентирован Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола (далее – Инструкцией), утвержденной приказами МВД РФ № 786, Минюста РФ № 310, ФСБ РФ № 470, ФСО РФ № 454, ФСКН № 333, ФТС № 971, зарегистрированной в Минюсте РФ 03.11.2006 г. № 8437.

В соответствии с п. 123 Инструкции решение оформляется постановлением об объявлении лица в международный розыск, которое выносится сотрудником розыскного подразделения, утверждается начальником или заместителем начальника этого подразделения, согласовывается с начальником соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, и заверяется печатью.

Согласно п. 130 Инструкции направляемый в НЦБ (Национальное центральное бюро) Интерпола запрос розыскного подразделения об объявлении в международный розыск обвиняемого оформляется в соответствии с требованиями Инструкции.

П. п. 135, 135.1, 135.2 Инструкции устанавливают, что в случае несоблюдения инициатором розыска требований Инструкции НЦБ Интерпола может принять решение об отказе в объявлении обвиняемого в международный розыск или о запросе у инициатора розыска дополнительной информации и материалов, о чем направляет соответствующее уведомление инициатору розыска.

Из п. 137 Инструкции следует, что в случае соответствия запроса об объявлении обвиняемого в международный розыск требованиям Инструкции НЦБ Интерпола направляет в Генеральную прокуратуру Российской Федерации запрос о намерении запрашивать арест и выдачу скрывшегося обвиняемого. О передаче запроса в Генеральную прокуратуру Российской Федерации НЦБ Интерпола информирует инициатора розыска.

Между тем, в некоторых уголовных делах наблюдается следующая картина.

Первоначально каким-нибудь оперативным сотрудником уголовного розыска, а затем следователем, в производстве которого находится уголовное дело, выносятся некие постановления об объявлении обвиняемого в международный розыск, которые, мало того, что не содержат необходимых печатей соответствующего органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, но и не подтверждаются направлением НЦБ Интерпола МВД РФ соответствующего запроса в Генеральную прокуратуру РФ. Указанные постановления фактически носят характер «филькиной» грамоты и не могут быть подтверждением объявления обвиняемого в международный розыск.

Стороне защиты следует иметь в виду указанный аспект и строить на этом основании правовую позицию при избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в порядке ч. 5 ст. 108 УПК РФ.

Кузнецов Евгений Алексеевич
Адвокат адвокатской палаты г. Москвы

Розыск подозреваемых и обвиняемых

Граждане не любят общаться с представителями правоохранительных органов, и когда эта нелюбовь по тем или иным причинам превращается в желание скрыться и убежать от всевидящего государева ока, государство применяет институт розыска.

Согласно ст. 2 ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» задачами оперативно-розыскной деятельности в числе прочих являются осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, установление имущества, подлежащего конфискации.

Таким образом, розыск может применяться как в отношении гражданина, так и в отношении принадлежащего ему имущества. На сегодняшний день на основании действующего законодательства можно выделить следующие виды розыска:

  • розыск обвиняемого (подозреваемого) в рамках уголовного судопроизводства;
  • исполнительный розыск должника, имущества должника, ребёнка, лица, уклоняющегося от отбывания наказания в виде обязательных работ или штрафа;
  • сторожевой контроль;
  • розыск транспортного средства (в порядке, установленном Инструкцией по розыску автотранспортных средств, утверждённой приказом МВД РФ № 58 от 17.02.1994 года);
  • розыск лиц при исполнении наказаний, не связанных с изоляцией осужденных от общества (на основании ст. 18.1 УИК РФ);
  • розыск пропавших без вести;
  • розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы;
  • розыск иностранных граждан и лиц без гражданства, скрывшихся от учета органов внутренних дел.

Наиболее значительным в плане возможных принудительных мер и степени ограничения конституционных прав и свобод граждан является розыск подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений лиц (с данным розыском по указанным критериям может сравнится и даже превзойти его только розыск лиц, сбежавших из мест лишения свободы).

Розыск обвиняемых и подозреваемых возможен при наличии следующих условий:

  • имеется возбужденное уголовное дело;
  • статус разыскиваемого лица по уголовному делу – подозреваемый или обвиняемый (подсудимый).

Основой для розыска подозреваемого, обвиняемого является статья 210 УПК РФ, согласно которой при отсутствии сведений о месте нахождения подозреваемого или обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания.

Формально процедура объявления в розыск подозреваемого или обвиняемого заключается в вынесении следователем постановления об объявлении в розыск и направлении данного постановления для исполнения в оперативное подразделение соответствующего правоохранительного органа (МВД РФ, ФСБ РФ). Следователь выносит и направляет постановление о розыске в оперативное подразделение в трёх дневный срок с момента вынесения постановления о привлечении лица в качестве обвиняемого. Розыск может быть объявлен как во время производства следствия, так одновременно с приостановлением следствия. Если следователь объявляет обвиняемого или подозреваемого в розыск одновременно с приостановлением предварительного следствия, то он вправе не составлять отдельное постановление об объявлении в розыск: в этом случае выносится единое постановление о приостановлении предварительного следствия и объявлении в розыск. Для исполнения поручений следователя о розыске обвиняемых и подозреваемых в системе оперативных подразделений МВД РФ и ФСБ РФ созданы специальные розыскные подразделения, сотрудники которых после получения постановления об объявлении в розыск заводят розыскное дело на разыскиваемое лицо и принимают меры к установлению местонахождения последнего. Как правило, розыскное дело заводится по истечении 10 дней со дня поступления постановления следователя об объявлении обвиняемого или подозреваемого в розыск. В течении указанных 10 дней оперативными сотрудниками проводятся первоначальные действия по установлению местонахождения разыскиваемого лица, и если эти действия не дали результата, заводится розыскное дело. Однако в случаях, не терпящих отлагательств, когда имеются сведения о том, что без проведения всего комплекса розыскных мероприятий обвиняемого не обнаружить, например, имеются сведения о том, что обвиняемый покинул пределы России, розыскное дело заводится сразу после объявления лица в розыск. О заведении розыскного дела выносится отдельное постановление, одновременно разрабатывается план розыскных мероприятий, который утверждается руководителем розыскного подразделения.

После заведения розыскного дела оперативный сотрудник незамедлительно заполняет на разыскиваемое лицо розыскную карточку в двух экземплярах, сторожевой листок, статистическую карточку установленной формы, которая направляется для постановки разыскиваемого на учёт в федеральных и региональных информационных центрах (ГИЦ МВД РФ, ЗИЦ ГУ МВД РФ по г. Москве либо иным субъектам федерации, также при необходимости в информационных центрах ФСБ и иных правоохранительных органов). Также на разыскиваемое лицо заполняются опознавательные карты, которые хранятся в материалах розыскного дела, а по истечении гола направляются в информационные центры для проверки по картотекам неопознанных трупов (на без вести пропавших опознавательные карты направляются не позднее одного месяца). О розыске информируется подразделение МВД РФ по месту выдачи паспорта, также органы ЗАГСа по месту получения свидетельства о рождении, свидетельства о заключении брака (делается это на случай обращения разыскиваемым за получением нового паспорта, за сменой фамилии, получением паспорта и др.)

В ходе розыска опрашиваются соседи, родственники и знакомые разыскиваемого лица, изымаются образцы почерка, фотографии и образцы для сравнительного исследования, подготавливаются и направляются в вышестоящие и иные подразделения органов внутренних дел, ФСБ РФ, в частности по месту возможного местонахождения разыскиваемого лица розыскные задания и ориентировки, информация для помещения сведений о разыскиваемом лице в оперативные сводки и ориентировки.

Анализ современной следственной практики показывает, что в подавляющем большинстве случаев следствие в один и тот же день выносит постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого, постановление об избрании меры пресечения, постановление о приостановлении следствия и объявлении лица в розыск. Данная практика заочного предъявления обвинения в целях объявления лица в розыск уходит своими корнями в советскую эпоху, однако в современных условиях ее законность при рассмотрении во взаимосвязи действующих процессуальных норм вызывает сомнения, так как, к примеру, не позволяет уведомить лицо о предстоящей процедуре предъявления обвинения.

Итак, объявление в розыск в связи противоправным поведением лица возможно только в отношении подозреваемого или обвиняемого. С формальной точки зрения для объявления гражданина в розыск помимо факта наличия возбужденного уголовного дела должно быть хотя бы одно из следующих обстоятельств:

  • уголовное дело должно быть возбуждено в отношении разыскиваемого лица;
  • в отношении разыскиваемого лица должно быть вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого;
  • разыскиваемое лицо должно было быть ранее допрошено по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • разыскиваемое лицо задерживалось ранее по данному уголовному делу в качестве подозреваемого;
  • в отношении разыскиваемого лица применялась мера пресечения до предъявления обвинения;
  • разыскиваемое лицо уведомлялось о подозрении в совершении преступления при производстве расследования по уголовному делу в форме дознания.

Именно наличие одного из перечисленных обстоятельств подтверждает статус лица по делу как соотвественно подозреваемого или обвиняемого.

По территории проведения розыскных мероприятий розыск подозреваемых и обвиняемых может быть местным (в пределах одного субъекта Российской Федерации), федеральным (по всей территории РФ), межгосударственным (на территории стран-участников СНГ) и международным (за пределами России с использованием возможностей Интерпола или на основании двусторонних международных соглашений).

Как правило, при отсутствии сведений о выезде разыскиваемого лица за пределы региона вышеуказанные виды розыска последовательно сменяют друг друга по истечении определенного периода времени: если местный розыск не дал результатов, проводится розыск по всей территории России, далее розыск объявляется по территории стран – участников СНГ, и, наконец, объявляется международный розыск. Обязательным условием объявления лица в международный розыск является принятие в отношении него судом решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу.

Вопреки устоявшемуся мнению, любой из вышеуказанных видов розыска, включая международный, может быть объявлен сразу при наличии сведений о том, что разыскиваемое лицо покинуло пределы соотвественно субъекта федерации, России, территорию стран СНГ, вылетело в конкретную зарубежную страну.

Следует знать, что обмен информацией в отношении представляющих для правоохранительных органов России лиц происходит между Россией и иностранными государствами не только в форме объявления лица в розыск, но и путём предоставления информации об указанных лицах путём направления запросов. Так, в соответствие с Инструкцией по организации информационного обеспечения сотрудничества по линии Интерпола, утверждённой совместным приказом МВД РФ, ФСБ РФ, ФСО РФ, ФТС РФ, Минюста и ФСКН РФ, Генеральный секретариат Интерпола на основании полученных от Национальных бюро сведений в отношении лиц, представляющих оперативный интерес, выпускает уведомления различного типа, различающиеся цветовым обозначением (цветом угла уведомления). Так, если в отношении лиц, объявленных в международный розыск, выпускаются уведомления с красным углом, то в отношении лиц, не обладающих статусом обвиняемого или подозреваемого, не объявленных в розыск, но представляющих потенциальную угрозу для законности и правопорядка допускается выпуск уведомлений с зелёным углом, которые не предполагают задержания или применения иных принудительных мер, но дают основания для сбора информации о лице и предоставления этой информации государству-инициатору.

Зачастую сотрудникам правоохранительных органов при решении возложенных на них законом задач необходимо установить местонахождение лица, подозреваемым или обвиняемым не являющегося. С формальной точки зрения розыск таких лиц, в том числе свидетелей и потерпевших законом не допускается. Однако на практике довольно-таки распространёнными являются случаи розыска лиц, представляющих интерес для правоохранительных органов, вне возбужденного уголовного дела или по возбужденному уголовному делу, но в отношении лиц, не являющихся подозреваемыми или обвиняемыми.

Так, для розыска лиц при отсутствии законных процессуальных оснований сотрудниками оперативных подразделений органов МВД РФ и ФСБ РФ используется способ так называемого «сторожевого контроля» с заполнением сторожевых листков. По сути, данный способ по степени информационного обеспечения возможностей для розыска лица внутри Российской Федерации ничем не отличается от розыска подозреваемых и обвиняемых, уступая последнему лишь мерах и степени ограничения конституционных прав после того, как разыскиваемое лицо обнаружено. В отношении лица, местонахождение которого надо установить, но в отношении которого нет законных оснований для объявления в розыск, проводится тот же комплекс мероприятий, что и при розыске: опрашиваются соседи и знакомые, заполняется сторожевой листок и направляются ориентировки, отслеживаются операции в отношении имущества, направляется информация в органы пограничного контроля, аэроперевозчикам, в систему «Магистраль» и т.п. Процедура «сторожевого контроля» регламентируется внутренними приказами МВД РФ и ФСБ РФ с грифом «для служебного использования»; о степени закрытости данных внутренних нормативных актов можно судить хотя бы потому, что они не были предоставлены для изучения даже Европейскому суду по правам человека при рассмотрении жалобы г-на Шимоволоса, который пожаловался на нарушение его прав вследствие применения к нему процедуры «сторожевого контроля». ЕСПЧ признал незаконность применения указанной системы «сторожевого контроля», однако она применяется в РФ по прежнему в полном объёме.

Таким образом, при том, что в целом система розыска подозреваемых и обвиняемых в России прозрачна и соответствует общепризнанным нормам и принципам международного права, в нашей стране действует параллельная и полностью закрытая от общественного контроля система сыска, позволяющая фактически объявить в розыск любое лицо, независимо от наличия у государства к этому лицу законных и обоснованных претензий уголовно-правового характера. По сути, на основании рапорта оперативного сотрудника может быть установлен контроль за передвижениями любого лица. С одной стороны, устоявшийся порядок оправдан с точки зрения необходимости обеспечения безопасности и правопорядка, борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями. Однако одновременно данная сложившаяся система не защищена от субъективного усмотрения правоприменителей и возможных злоупотреблений с их стороны. Полагаем, что решение проблемы существует, оно опробовано и применяется на практике в странах Евросоюза; европейская система розыска, с одной стороны, довольно-таки прозрачна и защищена от злоупотреблений со стороны правоохранителей, с другой стороны, достаточно эффективна с точки зрения обеспечения оперативного розыска правонарушителей.

26 мая 2016

Определение Конституционного Суда РФ от 18 января 2005 г. N 26-О
«Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова Сергея Юрьевича на нарушение его конституционных прав частью пятой статьи 108, статьями 172 и 210 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя В.Д. Зорькина, судей М.В. Баглая, Н.С. Бондаря, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, С.М. Казанцева, М.И. Клеандрова, А.Л. Кононова, Л.О. Красавчиковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, В.Г. Стрекозова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

заслушав в пленарном заседании заключение судьи В.Г. Ярославцева, проводившего на основании статьи 41 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации» предварительное изучение жалобы гражданина С.Ю. Коновалова, установил:

1. 22 августа 2003 года Центральным районным судом города Твери по ходатайству следователя было вынесено постановление об избрании в отношении гражданина С.Ю. Коновалова, обвиняемого в совершении ряда преступлений и объявленного в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу, а 19 сентября 2003 года он был задержан в аэропорту города Ларнаки (Республика Кипр).

В своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин С.Ю. Коновалов оспаривает конституционность следующих положений Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации: части пятой статьи 108 — как допускающей в случае объявления обвиняемого в международный розыск принятие судебного решения об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие обвиняемого и его защитника, статьи 172 — как допускающей возможность неуведомления обвиняемого и его защитника о вынесении постановления о привлечении в качестве обвиняемого и о дате предстоящего предъявления обвинения, и статьи 210 — как не устанавливающей обязанность дознавателя, следователя, прокурора и суда уведомить обвиняемого и его защитника о вынесении постановления об объявлении обвиняемого в розыск и не предусматривающей необходимость вынесения специального процессуального решения об объявлении обвиняемого в международный розыск.

По утверждению заявителя, в результате применения оспариваемых норм ни он, ни его адвокат не были уведомлены о месте и времени проведения заседания суда, где рассматривался вопрос о мере пресечения, а потому не участвовали в этом заседании, не были они извещены и о принятых следователем и судом решениях, чем были нарушены статьи 19 (части 1 и 2), 46, 48, 55 (части 2 и 3) и 123 (часть 3) Конституции Российской Федерации.

2. В соответствии со статьей 46 (часть 1) Конституции Российской Федерации каждому гарантируется право на судебную защиту его прав и свобод, т.е. на эффективное восстановление в правах независимым судом путем справедливого судебного разбирательства на основе состязательности и равноправия сторон с предоставлением им достаточных процессуальных правомочий для защиты своих интересов при осуществлении всех процессуальных действий, результат которых имеет существенное значение для определения их прав и обязанностей.

Гарантируя данное право лицу, в отношении которого в связи с уголовным преследованием принимается решение об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, Конституция Российской Федерации, как вытекает из ее статей 22, 46 (часть 1), 48, 118, 120 и 123 (части 1, 2 и 3), возлагает на суд обязанность обеспечить справедливую процедуру принятия такого решения, что предполагает в том числе адекватные судебные гарантии защиты прав и законных интересов данного лица, одной из которых, как неоднократно отмечал Конституционный Суд Российской Федерации, является предоставляемая ему реальная возможность довести до сведения суда свою позицию относительно всех аспектов рассматриваемого в судебном заседании дела (Постановление от 10 декабря 1998 года N 27-П по делу о проверке конституционности части второй статьи 335 УПК РСФСР; определения от 10 декабря 2002 года N 315-О по жалобе гражданина Д.Т. Худоерова на нарушение его конституционных прав статьей 335 УПК РСФСР и от 25 марта 2004 года N 61-0 по жалобе гражданина В.П. Дмитренко на нарушение его конституционных прав частями второй и третьей статьи 376 УПК Российской Федерации).

Исходя из этого Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации устанавливает в статье 108 общие правила принятия судом решений об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, согласно которым соответствующее решение принимается в ходе судебного заседания, проводимого с участием подозреваемого или обвиняемого, его защитника и прокурора. Допуская рассмотрение судом ходатайства об избрании названной меры пресечения в отсутствие обвиняемого при невозможности обеспечить его участие в судебном заседании в случае объявления его в международный розыск, закон не предусматривает возможность ограничения при этом других прав данного участника судопроизводства, в частности права на получение помощи защитника при рассмотрении судом вопроса о применении к нему в качестве меры пресечения заключения под стражу.

Таким образом, часть пятая статьи 108 УПК Российской Федерации не может толковаться как допускающая умаление гарантий прав обвиняемого при принятии судом решения о применении меры пресечения в виде заключения под стражу в случае, если обвиняемый скрылся от следствия и суда либо место его нахождения не установлено по иным причинам, в связи с чем в отношении него объявлен международный розыск.

3. Статья 172 УПК Российской Федерации, определяющая порядок предъявления обвинения, предусматривает, что обвинение должно быть предъявлено лицу не позднее трех суток с момента вынесения постановления о привлечении его в качестве обвиняемого в присутствии защитника, если он участвует в уголовном деле; следователь извещает обвиняемого, содержащегося под стражей, о дне предъявления обвинения через администрацию места содержания под стражей, а обвиняемого, не содержащегося под стражей, в порядке, установленном статьей 188 УПК Российской Федерации, т.е. путем направления ему повестки.

Каких-либо положений, которые допускали бы возможность освобождения следователя от обязанности осуществить вызов обвиняемого и его защитника, участвующего в деле, для предъявления обвинения — при отсутствии к тому объективных препятствий, обусловленных в том числе неизвестностью места нахождения обвиняемого, а также исключали бы уведомление участвующего в деле защитника о вынесенном в отношении его подзащитного постановлении о привлечении в качестве обвиняемого, данная статья не содержит, в связи с чем не может рассматриваться как нарушающая конституционные права заявителя.

Не нарушаются конституционные права С.Ю. Коновалова и статьей 210 УПК Российской Федерации, в соответствии с которой при неизвестности места нахождения подозреваемого, обвиняемого следователь поручает его розыск органам дознания, о чем указывает в постановлении о приостановлении предварительного следствия или выносит отдельное постановление; при обнаружении обвиняемого он может быть задержан либо в отношении него — при наличии предусмотренных статьей 97 УПК Российской Федерации оснований — может быть избрана мера пресечения, включая заключение под стражу.

Отсутствие в данной статье указания на обязанность следователя уведомить подозреваемого (обвиняемого) и его защитника о принятом решении о розыске, что фактически обжалуется С.Ю. Коноваловым, обусловлено особенностями оснований и условий объявления подозреваемого, обвиняемого в розыск, не предполагающих наличия у следователя информации о месте его нахождения или реальной возможности получить такую информацию иным путем, кроме как в результате проведения органом дознания специальных розыскных мероприятий. При таких обстоятельствах уведомление подозреваемого или обвиняемого, место нахождения которого неизвестно, об объявлении его в розыск исключается, в связи с чем на следователя не может возлагаться обязанность уведомить этого участника судопроизводства о принятом в отношении него решении.

Вместе с тем, принимая решение о розыске подозреваемого, обвиняемого, следователь должен убедиться в том, что место его нахождения действительно неизвестно, и привести в подтверждение этого соответствующие доказательства, а также уведомить о принятом решении его защитника, если он участвует в деле. Такая обязанность вытекает как из статьи 48 (часть 2) Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому подозреваемому, обвиняемому, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, право на помощь адвоката (защитника), так и из части четвертой статьи 49 УПК Российской Федерации, предусматривающей необходимость обеспечения права на помощь защитника в том числе при осуществлении в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, процессуальных действий, затрагивающих его права и свободы.

Таким образом, ни часть пятая статьи 108, ни статьи 172 и 210 УПК Российской Федерации не предполагают право суда первой инстанции рассматривать вопрос о применении к подозреваемому (обвиняемому), объявленному в международный розыск, меры пресечения в виде заключения под стражу в отсутствие в судебном заседании его защитника, если он участвует в деле, и без предоставления защитнику возможности высказать свою позицию по данному вопросу. Не исключают они и обязанность следователя своевременно уведомить обвиняемого и участвующего в деле защитника (а если место нахождения обвиняемого неизвестно, то только защитника) о принятых решениях о привлечении в качестве обвиняемого и об объявлении в розыск, а следовательно, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права и свободы заявителя, в связи с чем его жалоба не подлежит принятию Конституционным Судом Российской Федерации к рассмотрению.

Проверка же законности и обоснованности применения указанных норм уголовно-процессуального закона в ходе производства по конкретному уголовному делу в компетенцию Конституционного Суда Российской Федерации не входит, а является прерогативой органов прокуратуры и судов общей юрисдикции.

Исходя из изложенного и руководствуясь пунктом 2 части первой статьи 43 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», Конституционный Суд Российской Федерации определил:

1. Отказать в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Коновалова Сергея Юрьевича, поскольку она не отвечает требованиям Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в соответствии с которыми жалоба признается допустимой.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации».

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации

В.Д. Зорькин

Судья-секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации

Ю.М. Данилов

Для просмотра актуального текста документа и получения полной информации о вступлении в силу, изменениях и порядке применения документа, воспользуйтесь поиском в Интернет-версии системы ГАРАНТ:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *