45. Содержание автомобильных дорог в летний период.

Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, обеспечение требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов, постоянное поддержание в рабочем состоянии водоотводных и водопропускных устройств. Особое внимание

необходимо уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Основные задачи содержания земляного полотна в летний период — выполнить работы по очистке и восстановлению дефектов водоотводных устройств, обочин и откосов.

В летний период выполняют работы по уходу за обочинами, откосами, водоотводными канавами и полосой отвода путём устранения мелких деформаций и разрушений: обочины, откосы, разделительную полосу и полосу отвода освобождают от мусора, посторонних предметов, скашивают сорную траву и

вырубают кустарник. Для борьбы с сорняковой растительностью используют скашивание травы косилками или применяют химические вещества — гербициды в виде растворов и суспензий.

Летнее содержание водоотвода состоит в прочистке отдельных участков водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5 ‰, восстановлении укрепления на отдельных разрушенных участках, ремонте и очистке устьев дренажных устройств.

Содержание дорожных одежд. Основной задачей содержания дорожных одежд является систематический уход, поддержание и повышение транспортно-эксплуатационных качеств покрытия и содержание его в чистоте и порядке. Характер и объём работ по содержанию зависят от периода года, типа покрытия и конструкции дорожной одежды.

-Содержание дорог с усовершенствованными покрытиями.

Очистка покрытия от пыли и грязи выполняется систематически весной, летом и осенью, поскольку наличие пыли и грязи на проезжей части снижает сцепные качества покрытия, загрязняет проходящие автомобили, ухудшает видимость. Значительные отложения грязи, которые могут образоваться на отдельных участках весной и осенью, удаляют автогрейдерами, а небольшие

отложения удаляют подметанием механическими щётками или поливомоечными машинами.

Поливку дорожных покрытий производят в жаркие летние дни на участках дорог, проходящих в пределах населённых пунктов. Поливка от мойки отличается тем, что струи воды направлены вперёд и вверх по ходу движения машины, в результате чего вода разбрызгивается и смачивает покрытие, улучшая

микроклимат и создавая прохладу. Расход воды при поливке асфальтобетонного покрытия 0,2-0,3 л/м2.

Ликвидация скользкости от избытка битума. В жаркие летние дни на отдельных участках покрытий из асфальтобетона и других битумоминеральных материалов под действием автомобильного движения и солнечных лучей на поверхность покрытия может выступить избыток вяжущего, в результате чего возникает скользкость. Смеси с избыточным количеством вяжущего обладают повышенной пластичностью, что способствует образованию волн, колеи и наплывов.

Остановка развития трещин. Работы по остановке трещин ведут в любое время года по мере обнаружения трещинообразования, кроме периодов, когда проезжая часть покрыта снегом или льдом.

При содержании цементобетонных покрытий производят заделку швов и трещин, повреждений кромок и граней плит, отдельных раковин; ликвидируют местные просадки и поднятия отдельных плит и восстанавливают поверхность участков с очагами шелушения. Трещины предварительно разделывают

пальцевыми фрезами, очищают, а затем заливают. Заливку швов и трещин от 5 до 25 мм производят преимущественно битумными мастиками (в том числе и резинобитумными), составы которых подбирают в зависимости от местных условий.

-Содержание дорог с переходными и низшими типами покрытий.

С целью улучшения ровности покрытия иьравномерного распределения минерального материала по поверхности дорожной одежды осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные выбоины, колеи и просадки.

В летний период профилирование производят после дождей по мере необходимости.

Для обеспечения нормальных условий движения в жаркое и сухое время года на пылящих покрытиях проезжей части и неукреплённых обочинах, особенно в населённых пунктах, у автобусных остановок проводят работы по обеспыливанию.

ГОСТ 33180-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания

ГОСТ 33180-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ

Automobile roads of general use. Requirements for summer maintenance level

МКС 93.080.01

Дата введения 2015-12-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Федеральным государственным бюджетным учреждением «Российским дорожным научно-исследовательским институтом» (ФГБУ «РОСДОРНИИ») Министерства транспорта Российской Федерации

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие стандарта проголосовали:

Краткое наименование страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по
МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Беларусь

BY

Госстандарт Республики Беларусь

Казахстан

KZ

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

KG

Кыргызстандарт

Россия

RU

Росстандарт

Таджикистан

TJ

Таджикстандарт

Узбекистан

UZ

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 11 августа 2015 г. N 1120-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33180-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 декабря 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты» (по состоянию на 1 января текущего года), а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее — дороги) и устанавливает требования к уровню их летнего содержания.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения
ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 период весеннего ограничения движения: Временной период наибольшего ослабления дорожных конструкций при оттаивании грунтов земляного полотна, в течение которого вводится ограничение движения грузовых автомобилей, превышающих установленную осевую нагрузку в порядке, установленном в государствах — членах Содружества Независимых Государств.

3.2 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

3.3 уровень летнего содержания: Состояние автомобильной дороги в летний период года, обеспечивающее безопасность дорожного движения и ее сохранность за счет проведения работ по ремонту и содержанию.

3.4 летнее содержание дороги: Комплекс дорожных работ по обеспечению безопасных и комфортных условий движения транспортных средств и пешеходов в летний период.

4 Классификация

Летнее содержание автомобильных дорог для целей настоящего стандарта классифицируют на пять уровней: 1, 2, 3, 4 и 5.
Наивысшим уровнем содержания является уровень 1.
Минимально допустимым является уровень 5.
Участки дорог, относящиеся к соответствующему уровню содержания, устанавливаются нормативными документами государств — членов Содружества Независимых Государств.

5 Общие положения

5.1 Параметры эксплуатационного состояния конструктивных элементов автомобильных дорог (далее — дороги) в летний период должны соответствовать требованиям настоящего стандарта.
Примечание — В национальных стандартах государств — членов Содружества Независимых Государств могут быть установлены более жесткие требования к уровню летнего содержания автомобильных дорог.

5.2 Сроки устранения дефектов, приведенных в настоящем стандарте, устанавливаются национальными стандартами государств — членов Содружества Независимых Государств.

5.3 Дефекты, недопустимые по условиям безопасности движения, устраняются в сроки, предусмотренные ГОСТ 33220.

5.4 При обнаружении дефектов, создающих аварийную обстановку, должны быть установлены соответствующие временные технические средства организации дорожного движения по ГОСТ 32758.

5.5 Требования к уровню летнего содержания не распространяются (при условии применения соответствующих средств организации дорожного движения) на:
— участки автомобильных дорог, подвергшиеся стихийному бедствию или иным событиям, которые могут быть к ним приравнены, в течение срока, установленного соответствующими органами для ликвидации последствий;
— участки автомобильных дорог, на которых в момент проведения оценки уровня содержания выполняются работы по реконструкции, капитальному ремонту и ремонту автомобильных дорог, в том числе при строительстве примыканий и пересечений с такими участками;
— участки дорог, находящиеся в зоне отчуждения, временного отселения;
— участки дорог, переданные в состав дорог общего пользования и не соответствующие установленному уровню требований летнего содержания данной категории на период до трех лет с момента передачи.

6 Полоса отвода, земляное полотно, разделительная полоса, обочина, полоса безопасности

6.1 Состояние полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности дорог должно соответствовать требованиям таблицы 1. Описание дефектов приведено в таблице А.1 приложения А.
Таблица 1 — Дефекты полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочин, полос безопасности

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Застой воды на обочине, неукрепленной по типу проезжей части дороги, глубиной более 10 см и (или) площадью более 2 м

Не допускается

Отдельная просадка, разрушение или выбоина площадью менее 0,09 м длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на полосах безопасности, укрепленных обочинах по типу проезжей части, площадью, на участке длиной 100 м, м, не более

0,1

0,5

1,0

2,1

Не устанавливают

Занижение обочины и разделительной полосы в местах сопряжения с проезжей частью при отсутствии бордюра, длиной 50 см и более, см, не более

4,0

Размывы у элементов поверхностного водоотвода, а также разделительной полосы, откосов насыпей и выемок, связанные с необходимостью проведения планировочных и укрепительных работ (после окончания периода весеннего ограничения движения)

Не допускаются

Съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах

Не допускаются

Мусор (бутылки, банки, бумага, пакеты, старые покрышки и т.д.) на разделительной полосе, обочине, откосах земляного полотна и в полосе отвода и не влияющие на безопасность движения, м, находящиеся чаще, чем

200,0

Не устанавливают

Последствия обвалов, оползней, паводков, селевых потоков, пучин в результате несвоевременного проведения соответствующих мероприятий при содержании дороги

Не допускаются

7 Покрытие проезжей части

7.1 Состояние покрытия проезжей части дороги должно соответствовать требованиям таблицы 2. Описание дефектов приведено в таблице А.2 приложения А.

7.2 Показатель продольной ровности и коэффициент сцепления покрытия проезжей части автомобильных дорог должны соответствовать требованиям ГОСТ 33220.
Таблица 2 — Дефекты покрытия проезжей части

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Повреждения (выбоины и проломы) площадью менее 0,09 м, длиной менее 15 см, глубиной менее 5 см на участке полосы движения длиной 100 м, м, не более

0,1

0,5

1,0

1,5

2,1

Раскрытые необработанные трещины на асфальтобетонных и цементобетонных покрытиях (в т.ч. температурные трещины и сетка трещин по полосам наката) шириной раскрытия более 3 мм и суммарной длиной на 1000 м, м, не более

15,0

15,0

20,0

20,0

Не устанавливают

Разрушенные и незаполненные мастикой деформационные швы на цементобетонном покрытии

Не допускаются

Загрязнения покрытия у кромок: толщина слоя загрязнения не более 1,5 см, шириной до 0,5 м, на 1000 м кромки покрытия, м, не более

50,0

50,0

100,0

100,0

150,0

Не обеспечен водоотвод на проезжей части

He допускается

8 Мостовое сооружение

8.1 Состояние мoстoвых сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 3. Описание дефектов приведено в таблице А.3 приложения А.
Таблица 3 — Дефекты мoстoвых сооружений

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Загрязнение проезжей части мостовых сооружений вдоль ограждений и тротуаров, загрязнение тротуаров с толщиной слоя загрязнения в населенных пунктах не более 0,5 см, вне населенных пунктов не более — 1,0 см, % протяженности, не более

Не допускается

5,0

5,0

10,0

15,0

Не обеспечен водоотвод на проезжей части и тротуарах

Не допускается

Отдельные выбоины в покрытии тротуаров, проломы в тротуарных плитах, глубиной не менее 5 см на 100 м, м площади тротуара, не более

0,5

0,7

0,7

1,0

2,0

Засорение водоотводных трубок, лотков и окон в тротуарных блоках, % общего количества, не более

10,0

Ограждения, неочищенные от грязи, % протяженности

2,0

10,0

Высота перил менее 110 см

Не допускается

Загрязненные перила

Не допускаются

Не устанавливают

Перила не окрашены

Не допускаются

Не устанавливают

Плоскость перильного ограждения не вертикальная

Не допускается

Не устанавливают

Элементы перильного ограждения не закреплены, деформированные элементы не заменены, нарушено перильное заполнение

Не допускаются

Протечки в деформационных швах в тротуарах

Не допускаются

Зазор деформационного шва не очищен, не заполнен резинобитумной мастикой на 100 м протяженности шва, м, не более

1,0

2,0

2,0

5,0

10,0

Износ досок верхнего настила деревянного моста, бордюрного бруса более 3 см, наличие коротких вставок, неисправных тротуаров, % от общей площади, не более

Не устанавливается

10,0

Пролетные строения и пространство под тротуарными блоками не очищены от мусора, грязи, мха, растительности, % общей площади

5

10

Накладки диафрагм, усиления, крепление коммуникаций не окрашены

Не допускаются

Трещины в железобетонных конструкциях пролетных строений раскрытием более 0,3 мм не заделаны (не затерты). Сколы и другие повреждения защитного слоя не устранены. Оголение арматуры (или на арматуру не нанесено защитное антикоррозионное покрытие)

Не допускаются

Отсутствие вертикальной разметки на опорах и пролетных строениях путепроводов

Не допускается

Незатянутые болты, дефекты заклепок

Не допускаются

Неисправное состояние узлов и стыков стальных балок с железобетонными плитами

Не допускается

Локальное отсутствие окраски элементов металлических конструкций, пролетных строений и опор (кроме оцинкованных), % общей площади покраски, не более

Не допускается

5

5

10

10

Насадки всех опор не очищены от мусора, грязи, мха, растительности

Не допускаются

Не обеспечен водоотвод на насадках опор

Не допускается

Загрязненные металлические и железобетонные опорные части, а также резиновые опорные части

Не допускаются

Дефекты вант и пилонов вантовых мостов

Не допускаются

Металлические элементы опорных частей не окрашены, % общей площади покраски, не более

Не допускаются

5

5

10

10

На боковых поверхностях опор (тела, насадок, стоек) наличие сколов бетона с обнажением арматуры

Не допускаются

Трещины и швы на боковых поверхностях опор (тела, насадок, стоек) не затерты или не загерметизированы

Не допускаются

Бетонные поверхности опор (насадки, при необходимости тело опор) не окрашены акриловой краской или не обработаны гидрофобизирующими составами на 100 м, м, не более

0,5

0,5

0,8

1,5

1,6

Конуса береговых опор не очищены от мусора, лишнего грунта, не спланированы, на бетонных конусах имеется растительность, % общей площади конусов

10,0

Подмостовая зона и русло не очищены от наносов, мусора, посторонних предметов

Не допускаются

Холмы грязи под водоотводными трубками

Не допускаются

Размывы подмостовой зоны

Не допускаются

Грунт в подмостовой зоне не спланирован (не выровнен)

Не допускаются

Водоотводные лотки (в т.ч. приемные оголовки, гасители) неисправны, не обеспечивают водоотвод

Не допускаются

Разрушенные, размороженные элементы лотков не заменены

Не допускаются

Прикромочные и телескопические водоотводные лотки, приемные оголовки, гасители не очищены от мусора, грязи

Не допускаются

Не обеспечен водоотвод в гасителе

Не допускаются

Промоины и просадки в зоне сопряжения моста с насыпью

Не допускаются

Размывы откосов и обочин подходов на длине 6 м, а также около водоотводных лотков и за гасителем, на 100 м, м, не более

0,5

0,5

0,8

1,5

1,6

Лестничные сходы (в том числе перила, не окрашенные с обеих сторон) не очищены от мусора, грязи

Не допускаются

Перила лестничных сходов не укреплены, не отремонтированы, наличие деформированных элементов

Не допускаются

Обочины и ограждения на подходах в пределах шестиметровой зоны не очищены от грязи, мусора

Не допускаются

Не устанавливают

Повреждения отдельных элементов лестничных сходов в зоне искусственных дорожных сооружений

Не допускаются

9 Водопропускная труба

9.1 Состояние водопропускных труб должно соответствовать требованиям таблицы 4. Описание дефектов приведено в таблице А.4 приложения А.
Таблица 4 — Дефекты водопропускных труб

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Локальные разрушения укрепления откоса насыпи, м, не более

Не допускаются

0,5

0,8

1,2

1,2

Заиливание водопропускных труб, в частях от диаметра или высоты сечения трубы по окончанию послепаводковой очистки, не более

Не допускается

1/15

Повреждения оголовков трубы по окончании после паводковой очистки, м, не более

Не допускаются

0,1

0,3

0,5

0,8

Размыв русла водотоков у оголовков водопропускных труб

Не допускается

Смещение секций трубы по вертикали и горизонтали

Не допускается

Раскрытые швы между звеньями водопропускных труб

Не допускаются

Застой воды у оголовков водопропускных труб

Не допускается

10 Тоннель, балкон, галерея и пешеходный переход

10.1 Состояние тоннелей, балконов, галерей, пешеходных переходов должно соответствовать требованиям таблицы 5. Описание дефектов приведено в таблице А.5 приложения А.
Таблица 5 — Дефекты элементов тоннелей, балконов, галерей, пешеходных переходов

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Локальные повреждения обделки тоннеля, % от общей площади обделки, не более

Не допускается

3

3

7

10

Оползание грунта над порталами тоннеля

Не допускается

Локальные повреждения лестничных сходов

Не допускаются

Неисправности в системах водоотвода, вентиляции, освещения, пожаротушения, связи, а также противоаварийных и других технических устройств, используемых для безопасной эксплуатации искусственных дорожных сооружений

Не допускаются

Мусор, загрязнение и посторонние предметы в искусственном дорожном сооружении

Не допускается

Неукрепленные перила, разрывы и другие повреждения ограждений в зоне движения пешеходов

Не допускаются

Загрязнение и повреждение покрытия и стен подземных, крытых и надземных переходов

Не допускается

11 Подпорная стенка

11.1 Состояние подпорных стенок должно соответствовать требованиям таблицы 6. Описание дефектов приведено в таблице А.6 приложения А.
Таблица 6 — Дефекты подпорных стенок

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Видимые повреждения конструкции подпорных стенок

Не допускаются

Повреждение штукатурки, окраски (побелки) подпорных стенок, % от площади штукатурки, окраски (побелки) подпорных стенок

Не допускается

3

5

10

15

Подмывы и размывы у подпорных стен

Не допускаются

12 Очистное сооружение

12.1 Состояние очистных сооружений должно соответствовать требованиям таблицы 7. Описание дефектов приведено в таблице А.7 приложения А.
Таблица 7 — Дефекты очистных сооружений

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Мусор и посторонние предметы на водоприемных решетках

Не допускаются

Нарушение работы системы водоочистки

Не допускается

Накопление иловых отложений свыше установленных проектом

Не допускается

Нарушение целостности конструктивных элементов очистных сооружений

Не допускаются

13 Элементы обустройства

13.1 Состояние элементов обустройства должно соответствовать требованиям таблицы 8. Описание дефектов приведено в таблице А.8 приложения А.

13.2 Дорожные знаки, светофоры, знаки переменной информации, дорожная разметка, ограждения, сигнальные столбики, тумбы, световозвращатели дорожные, искусственные неровности и искусственное освещение не должны иметь дефектов, указанных в ГОСТ 33220.
Таблица 8 — Дефекты элементов обустройства автомобильных дорог

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Отсутствие или повреждение окраски и вертикальной разметки ограждений, кроме оцинкованных поверхностей, на 100 м ограждения, м, не более

Не допускается

5,0

5,0

10,0

15,0

Отдельные выбоины на покрытии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожках глубиной не менее 5 см на 100 м площади покрытия, м, не более

1,5

Не устанавливают

Временно установленные технические средства организации дорожного движения, неубранные после устранения причины, вызвавшей необходимость их установки

Не допускаются

Повреждения (сколы, шелушения) бордюров, % от площади открытой поверхности, при условии, что глубина скола, шелушения не превышает 3 см (другие дефекты бордюров не допускаются), не более

10,0

14 Прочие объекты

14.1 Состояние прочих объектов должно соответствовать требованиям таблицы 9. Описание дефектов приведено в таблице А.9 приложения А.
Таблица 9 — Дефекты прочих объектов

Вид дефекта

Размер дефекта по уровню содержания

1

2

3

4

5

Несвоевременная сборка и разборка сезонных (временных) сооружений

Не допускается

Неисправность судовой сигнализации

Не допускается

Ненадлежащее состояние паромных переправ

Не допускается

Приложение А (обязательное). Дефекты автомобильных дорог в летний период года

Приложение А
(обязательное)

Таблица А.1 — Виды дефектов полосы отвода, земляного полотна, разделительной полосы, обочины, полосы безопасности

Вид дефекта

Описание дефекта

Необеспеченный водоотвод (застой воды)

Поверхностное скопление воды, вызванное недостаточным или обратным уклоном, наличием деформаций и разрушений, нарушением работы элементов водоотвода (дренажа, водопропускных труб, водоотводных канав)

Повреждения системы водоотвода (водосбросы, дренажи, водоотводные канавы и др.)

1 Размытые, заиленные, заросшие травой или кустарником водоотводные сооружения.
2 Необеспеченный продольный уклон элементов водоотвода

Съезды с автомобильной дороги в неустановленных местах

Наличие съездов, не включенных в проект организации дорожного движения

Мусор

Бутылки, банки, бумага, пакеты, старые покрышки и т.д. на разделительной полосе, обочине, откосах земляного полотна и в полосе отвода

Последствия обвалов, оползней, паводков, селевых потоков, пучин в результате несвоевременного проведения соответствующих мероприятий при содержании дороги

Наличие посторонних предметов (осыпи камней, валунов, остатков деревьев и т.п.) на дороге или рядом с дорогой, представляющих угрозу жизни и здоровью участникам дорожного движения

Таблица А.2 — Виды дефектов покрытия проезжей части

Вид дефекта

Описание дефекта

Выбоины

Разрушение покрытия в виде углублений разной формы с резко выраженными краями (более 3 см глубиной и площадью более 200 см)

Проломы

Разрушение дорожной одежды на всю ее толщину с резким искажением поперечного профиля, сопровождающееся сеткой трещин

Необработанные участки проезжей части с выпотеванием вяжущего

Излишек вяжущего на поверхности покрытия с изменением его текстуры и цвета площадью более 1 м

Трещины

Нарушение целостности покрытия без удаления материала с образованием узких щелей. Трещины произвольного очертания и расположения с шириной раскрытия более 3 мм на проезжей части

Температурные трещины

Трещины, возникающие в результате колебания температуры и концентрации напряжений в слоях покрытия

Сетка трещин по полосам наката

Разрушение покрытия без существенного искажения профиля и сопровождающееся мелкими продольными и поперечными трещинами произвольного очертания, характерное при недостаточной прочности дорожной одежды

Разрушенные и не заполненные мастикой деформационные швы на цементобетонном покрытии

Повреждение швов и покрытия около них, наличие в разрушенных швах мусора и включений элементов армирования

Полосы загрязнения у кромок покрытия

Наличие загрязнения покрытия из грязи и мусора у кромок

Таблица А.3 — Виды дефектов мoстoвых сооружений

Вид дефекта

Описание дефекта

Загрязнение мостового полотна

Загрязнения покрытия мостовых сооружений вдоль тротуаров и ограждений

Не обеспечен водоотвод на проезжей части и тротуарах

Покрытие проезжей части и тротуаров не имеет уклонов к водоотводным устройствам, вода не сбрасывается водоотводными устройствами за пределы сооружения

Отдельные выбоины в покрытии тротуаров, проломы в тротуарных плитах

Местные разрушения покрытия тротуара в виде углублений разной формы с резко выраженными краями, сквозные локальные проломы (разрушения) тротуарных плит

Засорение водоотводных трубок и окон в тротуарных блоках

Разрушение конструкции и засорение, наличие мусора, снега и льда на водоотводных лотках перед мостом, под деформационными швами и водоотводными трубками

Повреждения отдельных секций перил

1 Механические повреждения стоек по высоте или в местах крепления, а также повреждение окраски поручня или решетки в отдельных секциях мостовых и перильных ограждений.
2 Перильные ограждения 1,10 м, плоскость перильного ограждения не вертикальна

Трещины в покрытии над деформационными швами, протечки в деформационных швах

1 Нарушение герметичности деформационных швов под воздействием динамических нагрузок от транспортных средств.
2 Засорение пазов для перемещения листов в деформационных швах перекрытого типа.
3 Засорение резинового заполнителя, а также его разрывы и иные повреждения.
4 Засорение зазора и отсутствие резинобитумной мастики в швах мастичного типа

Износ досок верхнего настила деревянных конструкций

Нарушение целостности верхнего настила покрытия с потерей материала

Мусор, загрязнение, растительность на пролетных строениях, конусах, под тротуарными блоками, загрязнение подмостовой зоны

Наличие мусора, загрязнений, мха, древесно-кустарниковой растительности, лишний грунт и трава на конусах, посторонние предметы в подмостовой зоне

Дефекты болтов и заклепок

Отсутствие или потеря крепежной способности (ржавые, незатянутые и т.п.) болтовых и заклепочных соединений

Дефекты вант и пилонов вантовых мостов

Недостаточное натяжение ванта, дефекты пилонов (ржавление св. 25%)

Разрушенные откосы регуляционных сооружений, конусов и насыпи

Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов регуляционных сооружений, конусов и насыпи, лишний грунт не спланирован

Таблица А.4 — Виды дефектов водопропускных труб

Вид дефекта

Описание дефекта

Локальные разрушения укрепления откоса насыпи

Нарушение целостности укрепленной поверхности откосов водопропускных труб

Заиливание водопропускных труб

Отложение илистых частиц в сечении и у оголовков труб

Повреждения оголовков водопропускных труб

1 Нарушение целостности и выкрашивание материала оголовков водопропускных труб.
2 Смещение оголовков и открылков от проектного положения

Размыв русел водотоков у оголовков водопропускных труб

Образование промоин у оголовков водопропускных труб вследствие вымывания грунта и материала укрепления русел водотоков

Смещение секций трубы в плане и в профиле

1 Нарушение целостности и геометрии в плане и профиле
2 Просадки, размывы, промоины в основании тела трубы

Раскрытие швов между звеньями водопропускных труб

Нарушение герметичности стыков между звеньями

Таблица А.5 — Виды дефектов тоннелей, балконов, галерей и пешеходных переходов

Вид дефекта

Описание дефекта

Локальные повреждения обделки тоннеля

Дефекты гидроизоляции, наличие сколов, трещин, выщелачивания, вымывания породы и раствора, образование наледей на стенах и сводах тоннелей

Оползание грунта над порталами тоннеля

Нарушение системы водоотвода, целостности укрепительных сооружений, отсутствие либо неработоспособное состояние противоэрозионного озеленения

Дефекты надземных (подземных) пешеходных переходов

Загрязнения и повреждения кровли и стен крытых надземных (подземных) пешеходных переходов

Таблица А.6 — Виды дефектов подпорных стенок

Вид дефекта

Описание дефекта

Повреждение конструкции подпорных стенок

Наличие разрушений кладки, повреждение штукатурки и окраски, трещины, нарушение целостности обвязки, герметичности деформационных швов подпорных стенок, отклонение от проектных отметок в вертикальной плоскости, засорение (разрушение) дренажных окон, трубок и пр.

Подмывы и размывы

Не обеспечен водоотвод, водоотводные лотки загрязнены, наличие деревьев и кустарниковой растительности

Таблица А.7 — Виды дефектов очистных сооружений

Вид дефекта

Описание дефекта

Мусор и посторонние предметы

Наличие мусора и посторонних предметов, находящихся в санитарной зоне очистных сооружений, водоподводящих и водоотводящих канавах (трубах), на приемных решетках, акватории буферной копани гидроботанических площадок и других конструктивных элементах очистного сооружения

Нарушение системы водоочистки

1 Отсутствие или несвоевременная замена (предусмотренная технической и нормативной документацией) фильтрующих элементов и их наполнителей.
2 Наличие протечек и наличие негерметичных стыков в конструкции очистных сооружений, наличие масляных и нефтяных пятен на поверхности воды на выходе очистных сооружений

Иловые отложения

Скопление иловых отложений в канавах, прудах, отстойниках очистных сооружений

Дефекты конструктивных элементов очистных сооружений

Отсутствие, деформация, разрушения и повреждения конструктивных элементов очистных сооружений (люков очистных сооружений, ограждений санитарной территории, откосов прудов и отстойников, электрооборудования и др.)

Таблица А.8 — Виды дефектов элементов обустройства

Вид дефекта

Описание дефекта

Отдельные выбоины на покрытии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

Наличие деформации и разрушений на покрытии тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

Видимые повреждения бордюров

Наличие разрушений и сколов открытой поверхности бордюров, занижений (высотой менее 15 см от уровня проезжей части до верхней плоскости), отсутствие линий вертикальной разметки

Таблица А.9 — Виды дефектов прочих объектов

Вид дефекта

Описание дефекта

Дефекты судовой сигнализации

Неисправность осветительных приборов судовой сигнализации, повреждения линз, отражателей и креплений, ненормативные размеры, недостаточная видимость сигналов светофоров судовой сигнализации

Дефекты паромных переправ

Наличие неисправностей двигателей, систем буксировки и других устройств паромных переправ, несоответствие нормативным требованиям зоны сопряжения причалов и автомобильных дорог, нарушение целостности конструкции и удерживающей способности ограждений на пароме и др.

УДК 625.76:006.354

МКС 93.080.01

Ключевые слова: летнее содержание дороги, уровень летнего содержания, вид дефекта

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

ГОСТ 33180-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к уровню летнего содержания»

Документ показан в сокращенном демонстрационном режиме!

Получить полный доступ к документу

Вход для пользователей Стань пользователем

Доступ к документу можно получить: Для зарегистрированных пользователей:
Тел.: +7 (727) 222-21-01, e-mail: info@prg.kz, Региональные представительства

Для покупки документа sms доступом необходимо ознакомиться с условиями обслуживания
Я принимаю Условия обслуживания
Продолжить

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Судебные решения

ГОСТ 33180-2014
МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ
Дороги автомобильные общего пользования
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЛЕТНЕГО СОДЕРЖАНИЯ
Automobile roads of general use. Requirements for summer maintenance level

Введен в действие на территории Республики Казахстан с 06.02.2017 г. в соответствии с приказом Председателя Комитета технического регулирования и метрологии Министерство по инвестициям и развитию РК от 3 февраля 2017 года № 40-од

1 Область применения

3 Термины и определения

4 Классификация

5 Общие положения

6 Полоса отвода, земляное полотно, разделительная полоса, обочина, полоса безопасности

7 Покрытие проезжей части

8 Мостовое сооружение

9 Водопропускная труба

10 Тоннель, балкон, галерея и пешеходный переход

11 Подпорная стенка

12 Очистное сооружение

13 Элементы обустройства

14 Прочие объекты

Приложение А (обязательное). Дефекты автомобильных дорог в летний период года

Предисловие

Цели, основные принципы и порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Порядок разработки, принятия, применения, обновления и отмены»

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на автомобильные дороги общего пользования (далее — дороги) и устанавливает требования к уровню их летнего содержания.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:

ГОСТ 32758-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Временные технические средства организации дорожного движения. Технические требования и правила применения

ГОСТ 33220-2015 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями:

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3.1 период весеннего ограничения движения: Временной период наибольшего ослабления дорожных конструкций при оттаивании грунтов земляного полотна, в течение которого вводится ограничение движения грузовых автомобилей, превышающих установленную осевую нагрузку в порядке, установленном в государствах — членах Содружества Независимых Государств.

  • Корреспонденты на фрагмент
  • Поставить закладку
  • Посмотреть закладки
  • Показать изменения
  • Судебные решения

3.2 полоса отвода автомобильной дороги: Земельные участки (независимо от категории земель), которые предназначены для размещения конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и на которых располагаются или могут располагаться объекты дорожного сервиса.

С наступлением первых осенних заморозков вода в водоемах покрывается льдом. Начинается период ледостава. С образованием первого льда люди выходят на водоем по различным причинам.

Можно значительно сократить маршрут при переходе по льду с одного берега на другой, лихо прокатиться по гладкой и блестящей поверхности на коньках, поиграть в хоккей и т.п.

Но нельзя забывать о серьезной опасности, которую таят в себе только что замерзшие водоемы. Первый лед очень коварен. Не торопитесь выходить на первый лед, он только кажется прочным, а на самом деле он тонкий, слабый и не выдержит тяжести не только взрослого человека, но и ребенка. Молодой лед отличается от старого более темным цветом и тонким ровным снежным покровом без застругов и надувов.

В зимнее время лед прирастает в сутки:

При:

t — (-5оС)-0, 6см

t — (-25°C)-2, 9 см

t — (-40°C)-4, 6 см

Правила поведения

  1. Необходимо помнить, что выходить на осенний лед можно только в крайнем случае с максимальной осторожностью.
  2. Во всех случаях, прежде чем сойти с берега на лед, необходимо внимательно осмотреться, наметить маршрут движения и возможного возвращения на берег.
  3. Следует остерегаться мест, где лед запорошен снегом, под снегом лед нарастает медленнее. Бывает так, что по всему водоему толщина открытого льда более 10 см, а под снегом — 3 см.
  4. В местах, где быстрое течение, вблизи выступающих на поверхность кустов, осоки, травы, где имеются родники или ручей впадает в водоем, образуются промоины, проталины или полыньи. Здесь вода покрывается очень тонким льдом.
  5. Особо опасны места сброса в водоемы промышленных сточных вод, растопленного снега с улиц города, насыщенного разного рода реагентами. В таких местах вода практически не замерзает всю зиму.
  6. Безопаснее всего переходить водоем по прозрачному с зеленоватым или синеватым оттенком льду при его толщине не менее 7 см.
  7. Прежде чем встать на лед нужно убедиться в его прочности, используя для этого пешню или палку. Во время движения пешней (палкой) ударяют по льду впереди и по обе стороны от себя по несколько раз в одно и то же место.
  8. Если вы видите чистое, ровное, не занесенное снегом место, значит здесь полынья или промоина, покрытая тонким свежим льдом.
  9. Если на ровном снеговом покрове темное пятно, значит под снегом — неокрепший лед.
  10. Лыжная трасса, если она проходит по льду, должна быть обозначена вешками (флажками).
  11. Очень опасно скатываться на лед с обрывистого берега, особенно в незнакомом месте. Даже заметив впереди себя прорубь, пролом во льду или иную опасность, бывает трудно затормозить или отвернуть в сторону, особенно, если катаются маленькие дети.
  12. Для катания на санках, лыжах, коньках необходимо выбирать места с прочным ледяным покровом, предварительно обследованным взрослыми людьми.
  13. Необходимо соблюдать особую осторожность на льду в период оттепелей, когда даже зимний лед теряет свою прочность.

ПОМНИТЕ!

  1. Человек может погибнуть в результате переохлаждения через 15-20 минут после попадания в воду.
  2. В случае треска льда, пригибания, появления воды на поверхности льда, немедленно вернитесь на берег
  3. Не ходите по льду толпой или с тяжелым грузом. Лучше всего без необходимости не выходить на лед!!!
  4. Если Вы провалились под лед, старайтесь передвигаться к тому краю полыньи, откуда идет течение. Это гарантия, что Вас не затянет под лед. Добравшись до края полыньи, старайтесь как можно больше высунуться из воды, чтобы налечь грудью на закраину и забросить ногу на край льда. Если лед выдержал, осторожно перевернитесь на спину и медленно ползите к берегу. Выбравшись на сушу, поспешите как-нибудь согреться. Охлаждение может вызвать серьезные осложнения.
  5. Если на Ваших глазах кто-то провалился под лед, вооружитесь любой палкой, шестом или доской и осторожно, ползком двигайтесь к полынье. Доползти следует до такого места, с которого легко можно кинуть ремень, сумку на ремне или протянуть лыжную палку. Когда находящийся в воде человек ухватится за протянутый предмет, аккуратно вытаскивайте его из воды. Выбравшись из полыньи, отползите подальше от ее края.

В случае, когда по близости нет теплого помещения необходимо:

  1. раздеться и хорошо выжать одежду так, как переход в мокрой одежде более опасен;
  2. развести костер (если есть возможность) или согреться движением;
  3. растереться руками, сухой тканью, но не снегом.

Содержание дорог в весенний, летний и осенний периоды

Введение

Содержание городских дорог и тротуаров предусматривает сезонные работы по систематическому уходу за дорожными одеждами, поддержанию их в надлежащем эксплуатационном состоянии, порядке и чистоте.

Содержание дорожных одежд включает следующие виды работ:

  • очистку проезжей части и тротуаров от пыли, грязи, снега и льда;

  • уход за ослабленными участками дорог, в том числе пучинистыми, а также за покрытиями переходного типа;

  • работы по обеспечению безопасности движения;

  • приведение дорожной обстановки в надлежащее состояние, нанесение линий разметки на покрытиях улиц, проездов и площадей;

  • пропуск вод по отводным сооружениям, очистку и промывку водосточных и дренажных сетей;

  • уход за водосточной сетью в зимнее время (утепление колодцев, пропарка коллекторов для ликвидации ледяных пробок, организация снегосплава и контроль за ним и другие работы);

  • проведение периодического учета интенсивности движения транспорта по городским улицам и дорогам;

  • технический учет и инвентаризацию.

Работы по содержанию дорожных одежд и тротуаров носят сезонный характер, их разделяют на летние, осенние, зимние и весенние. Летом покрытия дорог, тротуаров, площадей регулярно подметают и промывают, обеспечивая их чистоту, совершенствуют дорожную обстановку, обновляют разметку. Осенние работы заключаются в подготовке дорожных одежд к эксплуатации в зимних условиях в период, наиболее трудный для обеспечения бесперебойного движения транспорта. Весенние работы направлены на ликвидацию последствий зимы, устранение возникших в зимний период деформаций и разрушений. Эти работы проводятся одновременно с текущим ремонтом. Большого объема работ требует содержание водостоков и дренажей.

1. Общие положения

Содержание дорог включает комплекс инженерно-технических мероприятий по систематическому уходу за дорогой, дорожными сооружениями и полосой отвода в целях поддержания их в надлежащем порядке в течение всего года и исправления незначительных деформаций и повреждений всех конструктивных элементов. Выполнение работ по содержанию в полном объеме и с высоким качеством замедляет процесс ухудшения транспортно-эксплуатационных показателей дороги.

Содержание земляного полотна и водоотвода.

Работы по содержанию земляного полотна направлены на сохранение его геометрической формы, постоянное поддержание в рабочем состоянии различных водоприемных, водоотводных и водопропускных устройств, что способствует обеспечению требуемой прочности и устойчивости земляного полотна, обочин и откосов. Особое внимание дорожно-эксплуатационная служба должна уделять участкам с неблагоприятными грунтовыми и гидрологическими условиями, местам появления и развития пучин, участкам дорог на болотах и в зонах искусственного орошения.

Задачи содержания:

в весенний период максимально снижать переувлажнение грунтов земляного полотна талыми и грунтовыми водами;

в летний период выполнять работы по уходу за конструктивными элементами земляного полотна (обочины, откосы, водоотвод и др.), устранению мелких деформаций и разрушений;

в осенний период предупреждать переувлажнение земляного полотна.

Для уменьшения количества проникающих с проезжей части и обочин талых вод, а также улучшения условий оттаивания мерзлых грунтов и отвода воды в весенний период (до начала интенсивного таяния), снег и лед с проезжей части и обочин, а по возможности с откосов должен быть удален. По осям всех водоотводных канав на внешней границе полосы отвода в снегу до уровня грунта устраивают прорези — водоотводы шириной не менее 0,5 — 0,7 м. В этот же период производят работы по очистке от снега и льда водопропускных сооружений (трубы, малые мосты), устьев дренажей, открытых лотков и трубчатых дрен.

На пучинистых участках в весенний период следует особенно тщательно выполнять работы по обеспечению быстрого отвода талых вод. Дорожно-эксплуатационная служба не должна допускать их застой у устьев водопропускных сооружений, на проезжей части, обочинах, водоотводных канавках (кюветах), своевременно удаляя затрудняющие сток мелкие препятствия и разрушения. Дополнительно на неукрепленных или укрепленных несвязными материалами обочинах устраивают поперечные дренажные прорези шириной 0,25 — 0,5 м, обеспечивающие быстрый отвод воды при оттаивании промерзшего грунта под дорожной одеждой и на обочинах.

Прорези выполняют на глубину дорожной одежды в шахматном порядке с расстоянием между ними не более 4 м, придавая дну прорези уклон не менее 40%о. На уклонах прорези выполняют в сторону низовых вертикальных отметок под углом к оси дороги 10-20°. Для выполнения работ следует использовать специальные машины, экскаваторы типа «Беларусь» и другие средства механизации. Участки, на которых устраивают прорези, для обеспечения безопасности движения ограждают соответствующими дорожными знаками. После просыхания грунта прорези засыпают материалом, использованным при укреплении обочин, или дренирующим грунтом при неукрепленных обочинах и уплотняют до требуемых норм. После выполнения всех работ снимают дорожные знаки.

На откосах выемок, имеющих выход грунтовых вод, целесообразно производить очистку их поверхности от снега с удалением его за пределы выемки. Это особенно рекомендуется выполнять на участках откосов, ориентированных на север.

В конце весеннего периода по мере просыхания грунта производят очистку водоотводных сооружений и дренаж от посторонних предметов и грязи, спускают оставшуюся в резервах и водоотводных канавках (кюветах) воду, выполняют работы по заделке промоин, исправлению бровок земляного полотна, осуществляют планировку неукрепленных обочин поврежденных участков откосов с уборкой небольших оползней, обвалов, селевых выносов. На участках с поврежденным дерновым покровом в благоприятные агротехнические сроки осуществляют посев трав.

В летний период выполняют работы по очистке от посторонних предметов резервов, откосов и обочин, утюжку и профилировку (при необходимости) летних и тракторных путей, грунтовых объездов в местах производства на проезжей части дороги ремонтных работ, уход за укрепительными и защитными сооружениями. В этот период осуществляют планировку неукрепленных обочин, заделку отдельных повреждений слоев укрепления, планировку отдельных участков неукрепленных и восстановление отдельных разрушенных мест укрепленных откосов; прочищают отдельные участки лотков, водотоков, водоотводных канав с обеспечением продольного уклона дна не менее 5%о, восстанавливают мелкие повреждения дренажных устройств и др.; производят окашивание травы на обочинах, откосах и резервах, вырубку кустарника. Для предупреждения засорения смежных полей землепользователей работы по окашиванию, особенно сорных трав, выполняют заблаговременно до наступления периода их цветения. В таких местах необходим посев культурных трав. Применение для борьбы с сорной растительностью химических средств (гербицидов) согласовывается с районными санэпидемстанциями.

В осенний период для обеспечения минимального увлажнения грунтов атмосферными осадками и снижения степени их переувлажнения весной следующего года выполняют систематическую очистку устьев водопропускных устройств и водоотводных канав (кюветов) от посторонних предметов и грязи, осуществляют предзимнюю планировку летних и тракторных путей, неукрепленных обочин. В сложных грунтовых и климатических условиях, особенно на пучиноопасных участках, ограничивают заезд автомобилей на неукрепленные обочины. В этот период, как и весной, дорожная служба должна принимать меры по недопущению использования полосы отвода для прогона и выгона скота,

Содержание дорожных одежд переходного типа и грунтовых дорог.

Для обеспечения надлежащих транспортно-эксплуатационных качеств необходимо проводить систематические работы по содержанию дорожных покрытий.

С этой целью в весенний, летний и осенний периоды осуществляют профилирование покрытия, устраняют отдельные ямы, колеи и просадки, в сухой период года проводят обеспыливание. Зимой выполняют снегоуборку и борьбу с зимней скользкостью (см. гл.6).

Профилирование проводят с целью улучшения ровности покрытия (после дождей, в весенний и осенний периоды) и равномерного распределения минерального материала или грунта по поверхности дорожной одежды.

Первое профилирование проводят ранней весной (после таяния снега), в результате чего улучшается поверхностный водоотвод, ускоряется просыхание покрытия, ликвидируются колеи глубиной до 2 — 4 см и выравнивается поперечный профиль.

Второе профилирование делают в конце весеннего (влажного) периода для ликвидации вновь образовавшихся деформаций и окончательного выравнивания покрытия.

В летний период профилирование производят по мере надобности после дождей при увлажненном покрытии.

Осенью профилирование производят с таким расчетом, чтобы покрытие при эксплуатации зимой было ровное, без колей и поперечных волн.

Профилирование выполняют автогрейдерами или грейдерами.

Для выравнивания дорожных покрытий, особенно проезжей части грунтовых дорог, и придания им требуемого поперечного профиля можно успешно применять прицепные металлические или деревянные дорожные утюги.

Количество профилировок за сезон зависит от интенсивности движения, погодных условий и состояния покрытия. Выполнять работы по профилированию на сухом покрытии не рекомендуется.

В весенний период производят очистку проезжей части от грязи и снежной или ледяной корки по мере ее таяния.

Очистку покрытий от грязи весной производят в течение 3 — 5 дней после освобождения дороги от снега и льда, пока грязь не засохла и легко удаляется автогрейдером или бульдозером.

В период сильного увлажнения дороги (при необходимости) закрывают. Движение следует открывать после просыхания проезжей части и выравнивания ее поверхности. В тех случаях, когда полностью закрыть движение не представляется возможным (уборка урожая, вывоз удобрений и т.п.), организуется патрульное содержание дороги специализированными звеньями или бригадами, в том числе с выполнением работ, указанных в п.5.5.3.

Для обеспечения нормальных условий движения в сухое время года на пылящих покрытиях проводят обеспыливание в соответствии с п.5.4.

Обеспыливание дорожных покрытий.

Пыль образуется в результате износа покрытий под воздействием автомобилей и климатических условий, а также при загрязнении покрытий автомобилями, въезжающими на проезжую часть с неукрепленных обочин и грунтовых дорог.

Наиболее эффективным способом борьбы с пылью на дорожных покрытиях (гравийных, щебеночных, грунтовых, улучшенных и др.) является обработка их обеспыливающими материалами (см. п.5.4.3), обеспечивающая уменьшение износа, сохранение первоначальной ровности, снижение загрязнения атмосферы, улучшение условий движения автомобилей и санитарно-гигиенического состояния прилегающих к дорогам населенных пунктов.

Неукрепленные обочины (особенно в населенных пунктах, у автобусных остановок и т.п.) в жаркое и сухое время года обеспыливают так же, как и покрытия.

Норма расхода обеспыливающих материалов в каждом конкретном случае принимается на основании опытной проверки в зависимости от интенсивности и состава движения, погодно-климатических условий и материала покрытий.

Ориентировочные нормы расхода обеспыливающих материалов и продолжительность их действия приведены в табл.5.1 (в числителе для I — III, а в знаменателе для IV, V дорожно-климатических зон). Меньшие нормы расхода относятся к интенсивности движения до 300, большие — 300 авт./сут и более. Продолжительность обеспыливающего действия материалов дана после первой обработки покрытий.

При повторных обработках норму расхода обеспыливающих материалов уменьшают в 2 раза. Обработку производят при появлении первых признаков пылеобразования.

Объем работ и количество потребных материалов определяют с учетом длины участков, подлежащих обеспыливанию, норм расхода обеспыливающих материалов и количества обработок за сезон. При этом особое внимание следует уделять участкам, проходящим через населенные пункты, вдоль полей, засеянных сельскохозяйственными культурами, а также около больниц, детских учреждений, остановок автобуса, на опасных участках дороги (спуск, подъем кривые малого радиуса) и т.п.

Таблица 5.1

Наименование материалов

Ед. изм.

Нормы расхода материала на 1 м2 покрытия

Срок действия, сут.

гравийного

щебеночного

грунтового

Гигроскопические

Кальций хлористый, технический:

кальцинированный

кг

0,6-0,7 ——— 0,8-0,9

0,4-0,5 ——— 0,6-0,7

0,7-0,8 ——- 0,9-1,0

плавленый

«

0,8-0,9 ——— 1,0-1,1

0,6-0,8 ——— 0,7-1,0

0,9-1,0 ——- 1,1-1,2

жидкий

л

1,3-1,7 ——— 2,0-2,2

1,0-1,5 ——— 1,5-2,0

1,7-2,0 ——- 2,2-2,4

Кальций хлористый, ингибированный фосфатами (ХКФ)

кг

0,7-0,8 ——— 0,9-1,0

0,5-0,6 ——— 0,7-0,8

0,8-0,9 ——- 1,0-1,1

Техническая поваренная соль (в виде раствора 30%-ной концентрации)

л

1,5-2,2 ——— 2,4-3,0

1,2-2,0 ——— 2,0-2,6

1,8-2,8 ——- 3,4-4,0

Техническая соль сильвинитовых отвалов:

твердая

кг

0,8-1,2 ——— 1,4-1,8

0,6-1,0 ——— 1,2-1,6

1,0-1,4 ——- 1,6-2,0

жидкая

л

1,6-2,5 ——— 2,7-3,3

1,4-2,2 ——— 2,4-3,0

2,0-3,0 ——- 3,6-4,2

Вода морская лиманная или соленых озер

л

1,0-1,5 ——— 1,5-2,0

0,8-1,3 ——— 1,3-1,8

1,5-2,0 ——- 2,0-2,5

Вода техническая

л

1,0-2,0

0,5-1,5

1,5-2,5

0,04-0,12 (1-3 ч)

Органические

Лигносульфонаты технические (марка в 50%-ной концентрации)

л

1,6-2,0 ——— 1,2-1,6

1,4-1,8 ——— 1,0-1,4

1,8-2,2 ——- 1,6-2,0

Лигнодор

л

1,6-2,0 ——— 1,2-1,6

1,4-1,8 ——— 1,0-1,4

1,8-2,2 ——- 1,6-2,0

Сульфатный щелок (10%-ной концентрации)

л

4,0-6,0 ——— 3,0-5,0

3,5-5,0 ——— 2,5-4,0

4,5-6,5 ——- 3,5-5,5

Жидкие битумы и дегти

л

0,8-1,0

0,7-1,0

1,0-1,2

Битумные эмульсии

л

1,2-1,5

1,0-1,3

1,5-2,0

Сырые нефти

л

0,8-1,0

0,7-1,0

1,0-1,2

Примечание. Органические материалы (битумы, дегти, сырые нефти и др.) применяют при вязкости по стандартному вискозиметру не более 25 с.

В осенне-зимний период дорожные хозяйства подготавливают хранилища к приему обеспыливающих материалов. Важным условием хранения гигроскопических солей является защита их от увлажнения, так как они интенсивно поглощают влагу, а при последующих изменениях влажности и температуры слеживаются. Поэтому барабаны и мешки с хлористым кальцием хранят до употребления в закрытых складских помещениях. Хлористый натрий хранят на специальной площадке, имеющей твердое покрытие, под навесом или водонепроницаемой пленкой.

Готовые растворы или рассолы хранят в цистернах или в бетонных закрытых хранилищах.

Органические обеспыливающие материалы хранят в закрытых хранилищах, оборудованных системой подогрева.

Для распределения обеспыливающих материалов применяют дорожные машины (КДМ-130, ПМ-8, ДС-39, ПР-130, УР-53, ЭД-404 и др.).

Обеспыливание гравийных покрытий осуществляют двумя способами: пропиткой покрытия; смешением гравийного материала покрытия с обеспыливающими материалами на дороге.

Пропитку покрытий обеспыливающими материалами чаще всего применяют при содержании, а смешение при ремонте.

Участок покрытия, предназначенный для обработки способом пропитки, в зависимости от его состояния профилируют автогрейдерами (грейдерами) или выравнивают дорожными утюгами с приданием требуемой ровности и поперечного профиля. Одновременно удаляют крупные несвязные частицы гравия.

Розлив растворов производят на покрытие, материал которого имеет влажность, равную или меньшую оптимальной. При норме более 1,5 л/м2 розлив осуществляют за два-три приема. Каждый последующий розлив производят после того, как раствор предыдущего полностью впитается в покрытие.

Розлив органических обеспыливающих материалов производят при температуре, обеспечивающей нормальное впитывание (табл.5.2).

Таблица 5.2

Наименование материала

Марка

Температура розлива, °C

Разжиженные нефтяные битумы

Дегти

Д-1

Д-2

Сырая нефть

Технический лигносульфонат (50%-ный концентрации)

В

Лигнодор

Сульфитный щелок

Без подогрева

Битумные эмульсии

Анионные

«

Примечание. Температуру розлива корректируют в зависимости от состояния погодных условий: при более низкой температуре воздуха принимают более высокую температуру материала при розливе, и наоборот.

Распределение твердых гигроскопических солей производят в следующей последовательности:

разливают воду в количестве 0,5 — 2 л/м2 (при сухом покрытии);

распределяют по поверхности проезжей части твердые соли по норме, приведенной в табл.5.1.

Способ смешения на дороге при обработке покрытия обеспыливающими материалами применяют на завершающем этапе при ремонте гравийных покрытий.

Работы в этом случае осуществляются в следующем порядке: вывезенную в штабеля гравийную смесь для верхнего слоя покрытия (слоя износа) разравнивают автогрейдером на всю ширину покрытия; разливают раствор или распределяют твердый обеспыливающий материал в количестве 80% нормы (нормы, приведенные в табл.5.1, увеличивают в 3 — 5 раз); тщательно перемешивают смесь, разравнивают и профилируют автогрейдером; производят уплотнение самоходными катками; разливают по поверхности покрытия готовый раствор или распределяют материал в твердом виде в количестве 20% от нормы.

В течение 5 — 7 дней после проведения мероприятий по обеспыливанию регулируют движение транспортных средств для получения равномерно накатанной поверхности и обеспечения лучшего формирования покрытия. Скорость движения автомобилей в этот период не должна превышать 40 км/ч.

Содержание усовершенствованных покрытий.

В весенний период до начала интенсивного таяния с проезжей части и обочин должен быть удален снег и лед. После просыхания покрытие тщательно очищают от грязи, пыли, противогололедных материалов с использованием различных средств механизации уборочных работ.

Весной в период максимального увлажнения земляного полотна особое внимание уделяется предохранению покрытий от разрушения. Дорожная служба на основе паспортных данных или по результатам оценки должна определить наибольшие нагрузки, которые могут быть пропущены по обслуживаемым дорогам.

На ослабленных участках, особенно на дорогах с облегченными типами покрытий (переувлажнение земляного полотна, пучины), выполняются мероприятия по увеличению несущей способности дорожной конструкции путем укладки щитов, хвороста, досок, дренирующего грунта с последующей их уборкой после восстановления прочности дорожной конструкции. При невозможности их выполнения или недостаточной эффективности ограничивают движение автомобилей большой грузоподъемности, снижают скорость или полностью закрывают проезд, переводя его на специально подготовленные объезды. При организации этих мероприятий руководствоваться специальными документами на ограничение или закрытие движения по дорогам.

Участки, движение на которых временно закрыто, ограждают барьерами, знаками и световой сигнализацией согласно положениям гл.4. Их удаляют перед открытием движения после повышения прочности дорожной конструкции до требуемых значений.

В летний период дорожная служба систематически выполняет работу по очистке проезжей части дороги от пыли и грязи, особенно при неблагоприятных погодных условиях. Очистку ведут механическими щетками, поливочно-моечными и подметально-уборочными машинами. Мойку и уборку покрытий производят от оси дороги к обочине. Проезжую часть с разделительной полосой начинают убирать от левой по ходу движения кромки (бордюра) покрытия. Последующие проходы машин должны перекрывать предыдущие на 0,25 — 0,5 м.

При появлении на отдельных участках покрытия избытка вяжущего их следует присыпать высевками или крупнозернистым песком. Весьма эффективной мерой является обработка таких участков малыми дозами (0,1 — 0,2 л/м2) органических растворителей (керосином, соляровым маслом и др.) с последующей присыпкой песком и после некоторой выдержки (до 0,5 ч) очисткой поверхности металлической щеткой.

Весной с момента наступления теплой и устойчивой погоды приступают к устранению мелких повреждений в виде выбоин, трещин, отдельных волн, бугров и наплывов и т.п. Работу организуют так, чтобы основные объемы были выполнены в возможно сжатые сроки. В остальное время года работы выполняют по мере необходимости.

Подготовку поврежденного места ведут в следующем порядке:

выбоины обрубают по контуру, захватывая на 3 — 5 см неповрежденную часть покрытия; несколько небольших выбоин, близко расположенных друг к другу, объединяют в одну общую карту;

старый асфальтобетон удаляют, выбоину очищают и при необходимости просушивают;

дно и стенки выбоин, как правило, подгрунтовывают жидким или разжиженным битумом, остаточным битумом (гудроном) или дегтем, нагретым до 60°С, по норме 0,3 — 0,5 л/м2.

Подготовленную выбоину заполняют ремонтным материалом, в качестве которого используют горячие, теплые или холодные асфальтобетонные смеси, литой асфальт, щебеночные (гравийные) материалы, обработанные органическим вяжущим, влажные органоминеральные смеси (ВОМС) <4>.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *