Категория: Справочник водителя автобуса
Публикация: Организация труда водителей автобусов
Читать далее:
Организация труда водителей автобусов

Одной из важных задач автотранспортного предприятия является правильная организация труда водителей.

В практике работы автотранспортных предприятий применяется ряд форм и методов организации труда водителей. Особое место занимает научная организация труда (НОТ). Внедрение на основе НОТ прогрессивных методов организации автотранспортного процесса одновременно совершенствует и формы организации труда водителей.

Научная организация труда, основываясь на достижениях науки и передового опыта, позволяет наилучшим образом соединить технику и людей в едином производственном процессе, то есть создать условия рационального режима труда и отдыха водителей, способствующих сохранению их здоровья, повышению производительности труда, безопасности движения, качества обслуживания населения пассажирскими перевозками.

Рекламные предложения на основе ваших интересов:

НОТ неразрывно связана с выбором и внедрением наиболее рациональных методов и приемов труда, совершенствования их форм. Практика показывает, что у различных водителей они неодинаковы: одни четко выполняют .график (расписание) движения, совмещая выполнение различных обязанностей, другие — нет. Некоторые лучше отработали элементы отдельных операций транспортного процесса, и распространение их ценного опыта, особенно при бригадной форме организации труда, поможет всем водителям автобусов добиться лучших результатов.

Специфика работы водителей автобусов доказывает значение научно обоснованного режима труда, отдыха и питания водителя, правильного установления времени и продолжительности обеденного и других перерывов.

Согласно НОТ водителям необходимо создать благоприятные условия труда. Труд водителя автобуса должен строго соответствовать требованиям действующего трудового законодательства («Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде» и Кодексы законов о труде союзных республик). Руководство автотранспортных предприятий должно предусмотреть комплекс мер и обеспечить водителям нормальный труд при высокой производительности и безопасности перевозок пассажиров.

Продолжительность рабочей смены водителя, как правило, должна быть в пределах 8 часов в сутки и только в отдельных случаях может быть увеличена до 12 часов. В рабочее время водителя входит:

время на проведение подготовительно-заключительных работ по автобусу перед выездом на линию и после возвращения или при пересмене водителей на линии;

время на движение автобуса от автотранспортного предприятия до пункта начального движения на маршруте, простой на конечных и промежуточных пунктах, предусмотренные расписанием движения, время на заправку и движение после окончания работы в автотранспортное предприятие;

время проведения предрейсового медицинского осмотра продолжительностью до 5 минут в смену; время на движение автобуса по маршруту; время на ремонт и техническое обслуживание в соответствии с действующим на предприятии правилом,.

Началом рабочей смены является, в соответствии с графиком работы, время явки в автотранспортное предприятие или место смены на маршруте, окончанием — время сдачи автобуса в автотранспортном предприятии или в месте смены. В случае несостоявшейся поездки окончание рабочего дня считается с момента освобождения водителя администрацией.

Графики работы водителей составляются администрацией автотранспортного предприятия, в них предусматривается соблюдение месячного баланса рабочих часов и учитывается предоставление полагающегося отдыха: в период рабочей смены — время для принятия пищи и короткого отдыха, ежедневный отдых, еженедельный день отдыха, отдых в праздничные дни, сокращенный рабочий день в предвыходные и предпраздничные дни. Замена выходного дня денежной компенсацией не допускается.

Специфика организации автотранспортного процесса пассажирских автобусных предприятий не всегда позволяет установить твердый ежедневный рабочий день нормальной продолжительности (при шестидневной рабочей неделе 7-часовой рабочий день в рабочие и 6-часовой рабочий день в предпраздничные и предвыходные дни; при пятидневной рабочей неделе — рабочий день 8 часов 15 минут в рабочие дни, 8 часов в предвыходные дни и 7 часов 15 минут в предпраздничные дни). Поэтому на автотранспортных пассажирских предприятиях применяется суммированный помесячный учет рабочего времени, при котором продолжительность смены может быть больше нормальной, переработка в эти дни компенсируется освобождением от работы или недоработкой смены в последующие дни. Если продолжительность рабочей смены 8—12 часов в сутки, то рабочий день устанавливается через день или два рабочих дня и один выходной. Но при этом число еженедельных дней отдыха в течение каждого месяца должно быть не \менее количества воскресных дней данного месяца при соблюдении количества рабочих часов данного месяца.

Нормальная работа на линии автобусов достигается путем создания постоянного резерва водителей, который в основном состоит из водителей, автобусы которых находятся в ремонте или техническом обслуживании.

Наиболее рациональный режим работы обеспечивается при сочетании нескольких форм организации труда водителей (водитель-кондуктор) с различной продолжительностью пребывания автобусов на линии. В зависимости от режима работы автобуса на линии его закрепляют за одним, двумя или тремя водителями с предоставлением выходных дней в разные дни недели и чередованием смен водителей через неделю. Смена водителей может происходить как на автотраспортном предприятии, так и на конечных пунктах маршрута, что более рационально, так как сокращаются нулевые пробеги.

Вся трудовая деятельность водителей автобусов подчинена графику (расписанию) движения. Одной из форм расписания движения автобусов является сводное маршрутное, на основе которого составляют расписания станционные (для конечных и контрольных промежуточных пунктов), рабочие (для водителей) и информационные (для пассажиров).

Перед выездом на линию в диспетчерской водитель предъявляет диспетчеру удостоверение водителя, получает путевой лист и график (расписание) движения, схему маршрута, билетно-учетный лист и билеты, книжки абонементных талонов, билетные катушки. Водитель обязан пройти предрейсовый медицинский осмотр; при отсутствии отклонений в здоровье’ в путевом листе делается отметка о допуске к работе.

В графике (расписании) движения указаны время выезда, время прибытия и отправления с конечной станции, время проследования промежуточных контрольных пунктов, время обеда,начала и окончания смены,перерывов и другие данные, имеющие отношение к режиму ра боты водителя и автобуса с момента выезда до возвращения в автотранспортное предприятие. В соответствии с графиком движения для каждого автобуса установлен выход по номеру графика. Номер выхода определяет очередность выезда автобуса из автотранспортного пред приятия.

На участке стоянки водитель проверяет и принимает автобус, обращая особое внимание на исправность систем и приборов, обеспечивающих безопасность движения, проверяет исправность касс-копилок, наличие и целость пломб; исправность и работу звукоусилительного устройства, компостеров; заправляет билетницы.

Водитель обязан подать автобус на контрольно-технический пункт для осмотра механиком и после подписи механика в путевом листе и отметки времени выезда (штамп-часами) выезжать на линию.

При работе на маршруте водитель следит за посадкой и высадкой пассажиров, объявляет названия остановок, напоминает пассажирам об оплате проезда, на конечных пунктах записывает с катушек номера верхних контрольных билетов в билетно-учетный лист. На пригородных и междугородных маршрутах водитель обязан производить посадку пассажиров в соответствии с билетами и посадочной ведомостью.

График движения автобуса обеспечивает водителю соблюдение режима работы, дает возможность сохранить рабочий темп управления автобусом до конца смены. Однако надо помнить, что непрерывное вождение автобуса допускается не более 5 часов, при этом после первых двух часов непрерывного движения предусмотрено 5 минут отдыха, а в последующие 2 часа — 10 минут. Такой режим труда научно обоснован. Перерыв надо использовать активно. Необходимо выйти из кабины автобуса и выполнить комплекс гимнастических упражнений; если нет возможности покинуть кабину, то нужно постараться поменять привычную позу. Доказана польза производственной гимнастики и перед началом смены, 5—7 минут гимнастических упражнений позволяют достичь высокой производительности труда с первых же минут рабочего дня.

Отдых водителю вне места его постоянного жительства должен представляться в помещениях с условиями, обеспечивающими нормальный сон.

В автобусах, работающих с кондуктором, водитель может поддерживать связь с ним при помощи микрофона или путем звуковой сигнализации, применяя условно принятые сигналы, например: один короткий сигнал во время стоянки — можно закрывать двери и начинать движение; один короткий сигнал во время движения — необходимо остановиться на остановке автобуса по требованию пассажира; два коротких сигнала во время движения — остановка автобуса по требованию кондуктора; частые короткие сигналы во время движения — необходимо экстренно остановить автобус; один длинный сигнал во время движения — предупреждение о том, что автобус переполнен и на ближайшей остановке нельзя открывать дверь для посадки; два коротких сигнала ‘во время стоянки автобуса — можно открывать заднюю дверь для посадки пассажиров.

При возвращении автобуса в автотранспортное предприятие водитель обязан показать автобус дежурному механику (контролеру ОТК) для проверки, отметить в путевом листе фактическое время возвращения, оформить заявку на ремонт при наличии неполадок, оформить билетно-учетный лист, сдать оставшиеся билеты, путевой и билетно-учетный лист, присутствовать при вскрытии касс и изъятии кассет с выручкой.

Каждый водитель автобуса обязательно обеспечивается должностной инструкцией, в которой изложены его обязанности, права и ответственность. Водитель обязан знать и выполнять должностную инструкцию. В общем положении инструкции определены основные обязанности водителя, какими документами он должен руководствоваться, выполняя служебные обязанности, кому подчиняется в автотранспортном предприятии и при работе на линии. Подробно наследующих разделах инструкции перечисляются обязанности водителя автобуса перед выездом, во время работы на всех видах маршрутов, правила перевозки багажа, порядок контроля на линии и другие.

Важное значение в организации работы водителя имеет применение технических средств связи. Внедрение простейшей двусторонней связи облегчает труд водителя, он может не выходить из автобуса для отметки времени прибытия или проезда контрольных пунктов, что позволяет оперативно управлять движением (водитель непосредственно на линии от диспетчера получает соответствующие указания), способствует объективности контроля, упрощению учета работы автобусов. Все это повышает регулярность движения — важный показатель качества транспортного обслуживания.

Рекламные предложения:

Читать далее: Прогрессивные формы организации труда водителей автобусов
Категория: — Справочник водителя автобуса>Организация труда водителей

Организация труда водителей

Эффективность транспортного процесса во многом зависит от организации работы водителя. Работа всего управленческого персонала службы организации перевозок должна быть направлена на создание условий высокопроизводительного и экономичного труда водителя. Труд водителя протекает в напряженных условиях. На его здоровье неблагоприятно сказываются повышенный уровень шума, загазованность, вибрации на рабочем месте, колебания температуры в зимнее время. Водитель выполняет ответственные функции в процессе перевозок, принимает груз у грузоотправителя, сопровождает его в пути, сдает грузополучателю. На него возлагается ответственность за сохранность груза и транспортного средства. При управлении автомобилем в транспортном потоке от водителя требуется постоянное внимание. Организация труда водителя на предприятиях независимо от их организационно-правовой формы должна соответствовать «Положению о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденному постановлением Минтруда РФ от 25 июня 1999 г. N 16. Продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю. Длительность ежедневной работы определяется длительностью рабочей недели (6 или 7 дней), правилами внутреннего распорядка и графиками сменности. Для водителей, работающих на пятидневной рабочей неделе с двумя выходными днями, продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих на шестидневной рабочей неделе с одним выходным днем — 7 часов.

Если продолжительность рабочей смены водителя не меняется в течение рабочих дней, то используют поденный учет рабочего времени, то есть отработанное время учитывается по дням работы. Сверхурочные часы учитываются отдельно и не компенсируются недоработкой в другие дни. .

По условиям производства для водителей не всегда возможен учет отработанного времени по дням, поэтому чаще применяют суммированный учет. Решение об установлении суммированного учета рабочего времени принимается работодателем по согласованию с соответствующим выборным профсоюзным органом или иным уполномоченным работниками представительным органом, а при их отсутствии — по согласованию с работником, закрепляемому в трудовом договоре (контракте) или приложении к нему. При этом необходимо, чтобы продолжительность рабочего времени за учетный период не превышала числа рабочих часов при 40-часовой рабочей неделе. При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителям может устанавливаться не более 10 часов.

Контроль рабочего времени водителей

Так как работа водителей не должна превышать 7-8 часов в день ( в зависимости от графика работы) это время необходимо как-то контролировать. Существует несколько способов контроля.

  • Путевые листы. В путевом листе должны отражаться дата (число, месяц, год) и время (часы, минуты) выезда и заезда автомобиля на место его постоянной стоянки. Таким образом, на основании путевого листа можно определить, соблюдается ли режим рабочего времени и времени отдыха водителя, а также установить продолжительность фактически отработанного работником времени.
  • GPS мониторинг. GPS мониторинг предназначен для определения местоположения автомашины в режиме онлайн. Данная система мониторинга позволяет определить время движения машины, а так же время простоя.
  • Тахограф. Система офлайн контроля и регистрации таких параметров как: скорость движения, пробег автомобиля, периоды труда и отдыха экипажа. В отличии от

В состав рабочего времени водителя включается

  • время управления автомобилем;
  • время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах;
  • подготовительно-заключительное время для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию, а при междугородных перевозках — для выполнения работ в пункте оборота или в пути (в месте стоянки) перед началом и после окончания смены;
  • время проведения медицинского осмотра водителя перед выездом на линию и после возвращения с линии;
  • время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов;
  • время простоев не по вине водителя;
  • время проведения работ по устранению возникших в течение работы на линии эксплуатационных неисправностей автомобиля, а также регулировочных работ в полевых условиях, при отсутствии технической помощи;
  • время охраны груза и автомобиля во время стоянки на конечных и промежуточных пунктах при осуществлении междугородных перевозок в случае, если такие обязанности предусмотрены трудовым договором (контрактом), заключенным с водителем;
  • время присутствия на рабочем месте водителя, когда он не управляет автомобилем при направлении в рейс двух водителей.
  • время в других случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Ежедневная продолжительность управления автомобилем в течение периода ежедневной работы (смены) не может превышать 9 часов, а при перевозке тяжеловесных, длинномерных и крупногабаритных грузов — 8 часов.

Отдых водителей

После первых 3 часов непрерывного управления автомобилем (например, на междугородных перевозках) предусматривается остановка для кратковременного отдыха водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа. При остановке на перерыв для отдыха и питания указанное дополнительное время для кратковременного отдыха водителю автомобиля не предоставляется. Частота перерывов в управлении автомобилем для кратковременного отдыха водителя и их продолжительность указывается в задании по времени на движение и стоянку автомобиля Подготовительно-заключительное время предназначено для выполнения следующих операций: получение и сдача путевого листа, заправка автомобиля, пуск и прогрев двигателя, проверка технического состояния контрольным механиком, постановка автомобиля на отведенное место. Время работы при суммированном учете регламентируется графиками сменности, в которых на весь учетный период определяются:

  • начало, окончание и продолжительность ежедневной работы;
  • время и продолжительность перерывов для отдыха и питания;
  • время междусменного и еженедельного отдыха.

При сменной работе переход из одной смены в другую должен происходить не реже одного раза в неделю. Виды отдыха водителей Временем отдыха согласно трудовому законодательству считается время, которое водители освобождены от выполнения трудовых обязанностей и могут использовать по своему усмотрению. Различают следующие виды отдыха:

  • перерыв в течение рабочей смены для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, предоставляется не позднее, чем через 4 часа после начала смены; при длительности смены более 8 часов предоставляются два перерыва не более 2 часов вместе;
  • ежедневный (междусменный) отдых, продолжительность которого вместе с перерывом для отдыха и питания не должна быть меньше двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху день.
  • еженедельный непрерывный отдых должен непосредственно предшествовать или непосредственно следовать за ежедневным отдыхом, при этом суммарная продолжительность времени отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания в предшествующий день должна составлять не менее 42 часов.

При времени на маршруте более 12 часов и невозможности отдыха водителя автомобиль должен обеспечиваться двумя водителями. Режимы труда водителей Распространены следующие режимы труда водителей и использования подвижного состава: односменный, двухсменный и трехсменный. Применяемые режимы работы могут сочетаться с индивидуальной и бригадной формами организации труда водителей.

  • При односменном режиме работы за одним автомобилем по акту закрепляется один водитель. Это в значительной степени предопределяет хорошее техническое состояние автомобиля, но в то же время интенсивность использования автомобиля будет низкой. Большую часть суток автомобиль будет простаивать.
  • Двухсменный режим работы подвижного состава обеспечивает высокую интенсивность работы транспорта при нормальной продолжительности рабочей смены водителя. Техническое обслуживание и текущий ремонт должны проводиться в ночное время, для чего требуется организовать специальную бригаду ремонтников. Возможна замена работающего автомобиля на дневную смену другим автомобилем на время выполнения ремонтно-обслуживающих работ.
  • Трехсменный режим работы автомобилей относится к наиболее тяжелым для водителей и подвижного состава. Если на одном автомобиле работают, сменяя друг друга, три водителя, то нет возможностей для выполнения нормального технического обслуживания и текущего ремонта автомобиля. Подмена на один из рабочих дней работающего автомобиля другим малорезультативна. Поэтому на практике потребность клиента в трехсменной работе транспорта обеспечивают не только посменной работой трех водителей на одном автомобиле, но и другими приемами.

Наиболее часто используют для этой цели два автомобиля. Из двух автомобилей, обеспечивающих потребность клиента в трехсменной работе, один может работать в две смены с двумя водителями (например, в I и III смены), а в промежуточную II смену работает второй автомобиль с закрепленным за ним водителем. В две смены с разрывом работает автомобиль лучшего технического состояния, а в одну смену используют более изношенный автомобиль. Если автомобили примерно одинакового технического состояния, то их можно менять по режимам использования: одну неделю один из них работает в две смены, а в другую работает в две смены второй.

Вклад участников

Сердюков Анатолий Константинович

Грузовые автомобильные перевозки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А. Э. Горев. — 5-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. — С. 68-72 (288 с.) Использовался материал www.transcraft.ru

Формы организации труда водителей.

В зависимости от времени формирования пасс.потока на м-те применяют различные формы орг-ции труда вод-лей.

На городских маршрутах применяют след формы организации труда водителей:

1. строенная. За одним автобусом закреплено три водителя. Два водителя работают в две смены. Третий выходит через четыре дня работы, предоставляется два выходных дня, после выходного происходит чередование смен. Продолжительность смены водителя

2. двухсполовинная. На 2х автобусах работают 5 водителей. Два закреплены за одним автобусом, два за другим, а пятый является подменным. Через 4 раб дня предоставляется 1 выходной. После идет чередование.

3. полуторная. За тремя водителями закреплено два автобуса, третий является подменным, через 4 дня предоставляется 2 выходных. После чередуются.

Ни одна из форм не удовлетворяет заданным требованиям, поэтому на маршруте возможна комбинация нескольких форм организ труда, а также разрывной график работы. Продолжительность отстоя при строенной составляет 2- 2,5ч. При двухсполовинной 2 – 5,5ч.

На междугородних маршрутах применяют следующие формы организ труда:

1.одиночная езда. На одном автобусе в течение всей смены работает один водитель. Прим если время оборота менее 12ч, Lm<250км.

2.сменная езда. За автобусом закреплена бригада водителей. Каждый водитель работает на определенном участке маршрута. Смена водителей производится на крупных ОП. Прим если время оборота более 12ч, Lm>250км.

3.сменно – групповая езда. За несколькими автобусами закреплено несколько водителей, смена происходит на границе сменных участков. Каждый водитель работает на разных автобусах но в приделах своего участка.

Если время оборота более 12ч в рейс д/б отправлено два водителя.

Нормирование труда и отдыха водителей.

Вкл в себя обеспечение след задач: 1). Четкую работу автобусов в соответствии с утвержденным расписанием, а следовательно качественное обслуживание пассажиров, 2). Безопасность перевозки пассажиров, 3). Полное использование норм рабочего времени за учетный период, 4). Соблюдение установленных закон-ом продолжительности раб дня, предоставление отдыха и обеспечение перерывов, 5). Высокая производительность труда.

В РФ основным документом регламентирующим режим работы водителей является положение о раб времени и времени отдыха водителей. Положение о раб времени включает в себя: 1). Время управления а/м, 2). Время подготов – заключ операций перед выездом на линию и после возвращения, 3). Время мед. Осмотра перед выездом на линию и после возвращения, 4). Время простоев для посадки-высадки пассажиров, 5). Время простоев не по вине водителя, 6). Время простоев на устранение тех неполадок возникших в период смены.


Каждому водителю планируется ежедневный отдых, еженедельный, сокращенный день в предвыход и празд дни и ежегодный отдых.

Графики работы водителей составляются отдельно для каждого водителя с ежедневным и суммарным учетом раб времени(за месяц).

Об изменениях в графике вод-ль д.б оповещен не менее чем за 1сутки.

При 5-тидневной раб.недели прод-ть смены д.б не более 8ч, при 6-тидневной- не более 7ч. Прод-ть смены м.б. увеличена до 9-10ч. по производственной необх-ти, но при этом суммарный учет за 2недели не должен превышать 90ч. Прод-ть межсменного отдыха д.б. не менее двойной прод-ти предыдущей смены, но не менее 12ч. Обеденные перерывы назначаются не ранее 2ч от начала работы, но не позднее 2ч до окончания смены. Прод-ть обеда мин- 30мин, мах-2ч.

Классификация автобусов.

Автобусы классифицируются по след. признакам:

1)по назначению 2)по размерам и вместимости 3)по типу кузова 4)по этажности 5)по конструктивной схеме

1)…подразделяются на: — автобусы общего пользования; — ведомственные; — экскурсионно-туристские

2)… В РФ сущ-ет классификация где каждому классу автобуса соотв-ет приблизит. длина в метрах. Сущ-ет 5 классов: I Особо малый II Малый III Средний IV Большой V Особо большой

3)… различают автобусы: — вагонной, — капотной, — полукапотной компановки.

4) По этажности подразделяются: — одно, — полутора, — двух, — 3-хэтажные.

5)…подразделяются: — одиночные, — сочлененные, — автобусные поезда.

Автобусы общего пользования в зависимости от вида перевозок подразд-ся на : городские, пригородные, сельские, междугородные, международные. Городские автобусы предназначены для массовых перевозок пассажиров в городах при относительно хороших условиях хранения. В связи с небольшой дальностью поездок доп-ся проезд опред-го кол-ва пассажиров стоя. Такие авт-сы имеют от 2-х до 4-х дверей с шириной не менее 1200 мм. У таких автобусов д.б. высокая динамика разгона. Пригородные автобусы предназн. для пер-ки пассажиров на мар-ах, связывающих город с пригородом. Т.к. дальность поездки в 2 -3 раза больше, чем в городе, то проезд стоя по возможности должен исключаться. Необходимо наличие 2-х дверей с шириной не менее 700 мм.


Сельский автобус предназначен для пер-ки пассажиров и небольшого багажа м/ду сельскими населенными пунктами в условиях отсутствия дорог с усовершенствованным покрытием. Всем пасс-ам должно предоставляться место для сидения. Достаточно одной двери. Особ-ью таких автоб. явл. повыш. прочность кузова и повыш. проходимость. Междугородные автобусы предназн. для пер-ки пассажиров на большие расстояния, предоставляются места только для сидения, поэтому применяется 4-хрядное расположение сидений с конструкцией обеспечивающей наибольший комфорт. Обязательно наличие багажных отсеков. Только одна дверь. Предъявл. высокие треб-ия к скоростным хар-ам. Междунар-ые автобусы предназн. для сообщения м/ду странами. Пер-ки осущ-ся на очень большие расстояния, поэтому предъявл. повыш. треб-ия к комфортности поездки.

Выбор видов ГПТ.

В настоящее время в кач-ве осн. ср.в ГПТ примен-ся: 1)автомобили 2)электрофицированный тр-т 3)метрополитен 4)речные суда 5)электропоезда

В крупных городах целесообразно применять все виды городского транспорта, координировать и распределять пер-ки м/ду ними в соот-ии с их технико-эксплуатац-ми кач-ми, т.о. каждый вид ГПТ имеет свои области наиболее рационального применения. Старейшим видом ГПТ явл. трамвай – это наземная электрическая железная дорога при исп-ии 2-х – 3- х погонных поездов. Он может освоить пассажиропоток в одном направлении 12-15 тыс. пасс. в час., а в часы пик до 18 тыс. Трамвай целесообразно применять при пассажиропотоке не менее 5 тыс. пасс. в час.

Троллейбус – это безрельсовое колесное тр-ое ср-во, получающее электроэнергию от подвисной контактной сети. Первая линия была открыта в Москве в 1933г. По сравнению с трамваем обладает большей маневренностью, а по сравн. с автобусом практически не загрязняет окр. среду. Трол. линия м. обслуживать 5-9 тыс. пасс в час. Целесообразно применение при пассажиропотоке не менее тыс. пасс. в час. Метрополитен наиболее мощный вид ГПТ. Первая ветка была пущена в Москве, стр-во осуществлялось с 1924 по 1935 гг.Целесообразно применять в городах с численность жителей не менее 1 млн, провозная спос-ть составляет 60 тыс. пасс. в час в одном направлении. Явл. внеуличные скоростным видом тр-та, обладает высокой степенью надежности, регулярности и бесперебойности. Автобус как ср-во массового ГПТ получил в СССР свое развитие в 1924 г. При наличии достаточной пропускной спос-ти магистральных улиц города автобус м. конкурировать с трамваем, а при работе на улицах районного значения провозная спос-ть автобуса примерно = пров. спос-ти троллейбуса. Осн. ф-ями автобуса след. считать: — обслуживание самостоят. линий в таких частях города, где отсутств. др. виды тр.та; — выступает в виде вспомог. вида тр-та для провоза пассажиров к метрополитену из микрорайона. Автобусная линия м. обслужить до 5-7 тыс. пасс. в час по одной полосе и до 10 тыс. пасс. в час по двум полосам. Автобусный тр-т обладает след. преимущ-ми: — высокая маневренность; — высокая скорость сообщения; — большая частота дв-ия; — возм-ть исп. автобусов на всех видах пер-к; — быстрота ввода в экспл-ию; — короткие сроки окупаемости ср-в, вложенных в развитие. Легк. а/м исп-ся в ивде а/м-такси ( а/м с оплатой проезда по таксометру), а так же в виде прокатных, служебных а/м и индив-го пользования.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД

Л№10 Рациональная организация труда водителей

ВЫБОР РАЦИОНАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ АВТОБУСОВ И ТРУДА ВОДИТЕЛЕЙ

Расчет потребного месячного фонда рабочих часов водителей Группируем по последней диаграмме автобусы по продолжительности работы на маршруте

, (11)

где число водителей в i-ой группе;

число дней в месяце;

число автобусов в i-ой группе;

продолжительность работы автобусов в i-ой группе;

месячный фонд рабочего времени 1-го водителя;

время на подготовительно-заключительные операции;

время на медицинский осмотр;

— количество выполнений подготовительно-заключительных операций, медицинского осмотра, нулевого пробега, соответственно для автобусов рассматриваемой группы.

Определение числа водителей в каждой группе на 1 автобус

, (12)

Выбираем форму организации труда водителей и составляем графики работы автобусов и водителей всех групп.

Определение фонда рабочего времени одного водителя Фi в каждой группе осуществляется по формуле

, (13)

Определяется средний фонд рабочего времени на маршруте

, (14)

где суммарный фонд времени на маршруте;

общее число водителей.

Должно выполняться неравенство: . Для водителей автобусов каждой группы по графику их работы подсчитываем количество рабочих часов в месяц и сравниваем с месячным фондом. Если у некоторых водителей этот фонд перевыполнен, а у некоторых недовыполнен, то их можно скомпенсировать. Если же компенсация не получается (переработка или недоработка в целом), то надо пересчитать количество водителей, необходимых для АТП каждый день

, (15)

Затем определяется среднее количество водителей, приходящихся на 1 автобус

, (16)

где N — общее количество автобусов на линии.

Это необходимо для того, чтобы сравнить округленные значения предыдущего расчета потребного количества водителей для групп автобусов и, где можно, уточнить. Затем уточненные значения взять за основу и для них уже рассчитать месячные фонды рабочего времени. Они в общем по АТП должны быть в норме.

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДА АВТОБУСНЫХ БРИГАД

Особенность пассажиропотоков городских и пригородных мар­шрутов требует организации интенсивного движения (в течение 1,5—2 ч) в утренние часы «пик» и сокращения объема движения в межпиковое время с постепенным снятием автобусов с маршрутов в послепиковые вечерние часы.

Это вызывает необходимость иметь на маршрутах автобусы с различной продолжительностью нахождения на линии, что до­стигается применением различных форм организации труда авто­бусных бригад.

Выбор формы организации труда автобусных бригад опреде­ляется особенностями обслуживаемых маршрутов и должен обеспечивать: лучшее обслуживание пассажиров и регулярность движения во все часы работы автобусов; выпуск подвижного со­става на линию в количестве и по времени согласно расписанию движения; безопасную перевозку пассажиров; соблюдение продол­жительности рабочего дня, перерывов в работе для отдыха и при­нятия пищи в пределах, предусмотренных трудовым законода­тельством; полное использование за месяц ^установленного ба­ланса рабочего времени бригад; высокую производительность труда.

В практике работы автотранспортных предприятий применя­ется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов).

Ниже приведены примерные графики работы, рассчитанные на месяц (30 календарных дней), в том числе четыре выходных с месячным балансом рабочего времени при шестидневной рабочей неделей178 ч.

Строенная форма организации труда. При такой системе к од­ному автобусу прикрепляются три бригады, работающие по гра­фику, приведенному в табл. 35.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит: 178:20=8,9 ч (в том числе 0,3 ч подготовительно-заключитель­ного времени, 20 — количество рабочих дней в месяц).

Время нахождения автобуса на маршруте может быть 18,2 ч при длительности обеденного перерыва бригад по 0,5 ч (8,9 ч — —0,3 ч + 0,5 ч)2 и 19,2 ч при длительности перерыва по 1 ч (8,9— —0,3+1)2.

Такую форму организации труда целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

Двухсполовинная форма организации труда предусматривает закрепление за двумя автобусами пяти бригад (в том числе одной подменной), работа которых строится по графику, приведенному в табл. 36.

Средняя продолжительность рабочей смены бригад составит 7,4 ч.

Продолжительность пребывания автобуса на линии в зависи­мости от длительности обеденных перерывов бригад может быть в пределах 15,2—16,2 ч.

Двухсполовинную форму организации труда используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончание работы на маршруте. Ее целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами с укороченной первой и удли­ненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в межпико­вое время.

Продолжительность рабочих смен может быть: утренней около-5 ч, вечерней около 10 ч.

В утреннюю смену перерыв на обед бригадам можно не пре­дусматривать, предоставляя им в случае необходимости кратко­временный 10—15-минутный отдых.

Сдвоенная форма организации труда предусматривает закреп­ление каждого автобуса за двумя водителями.

Для замены бригад в дни отдыха на каждые три автобуса не­обходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора).

Работа бригад организуется по приведенному в табл. 37 гра­фику.

Продолжительность рабочей смены составит 7 ч.» Время работы автобуса на линии 15—16 ч.

Если водителей недостаточно, работу бригад с указанными ре­жимами можно организовать по графику, приведенному в следущей таблице:

Выходные дни бригадам соответственно предоставляются в суб­боту и воскресенье. Автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с наибольшим размером пассажиропотока.

Спаренная форма организации труда предусматри­вает закрепление одного автобуса за двумя бригадами, работаю­щими через день.

Продолжительность рабочей смены составит: 178: 15.==» 11,8 ч.

Автобус на линии может находиться 12—-12,5 ч.

Полуторная форма организации труда предусматривает за­крепление двух автобусов за тремя бригадами, работающими по графику, приведенному в та€л. 40. Продолжительность рабочей смены бригад составит 8,9 ч. Время нахождения автобуса на ли­нии 9,1—9,6 ч.

Одиночная форма организации труда. Такая система предусматривает закрепление одной бригады за каждым автобусом. Продолжительность рабочей смены бригад составит 7 ч. Время работы автобуса на линии, в зависимости от продолжительности перерыва на обед, 7,3—7,8 ч.

Полуторную, спаренную и одиночную форму организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих пре­дусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы днев­ного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».

Переводить на этот режим можно только с согласия рабо­тающего.

Применение приведенных форм организации труда позволяет иметь в работе автобусы продолжительностью от 7 до 19 ч и обес­печить рациональную их эксплуатацию.

| следующая лекция ==>
| М. Ю. Полонская КОЖАНАЯ ОБУВЬ ДРЕВНЕГО СМОЛЕНСКА

Дата добавления: 2017-02-28; просмотров: 2426 | Нарушение авторских прав

Рекомендуемый контект:

Похожая информация:

Поиск на сайте:

Тема 1.7: Организация труда водителей и кондукторов

1. Требования к водителям (кондукторам)

2. Организация труда водителей (кондукторов)

3. Формы организации труда водителей (кондукторов)

4. График работы водителей

От водителей транспортных средств в основном зависят качество и надежность перевозке, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими перегрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т.д. В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются: восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Причиной ДТП в 90-95 %, является человек (водитель или пешеход). За ошибочными действиями водителя могут быть причины: недисциплинированность; недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

Способности человека к профессиональной деятельности водителя определяется качествами:

Ø Хорошим физическим развитием

Ø Выносливостью

Ø Ловкостью и хорошей координацией движения

Ø Легкостью получения и изменения двигательных навыков

Ø Высокой степенью развития органов чувств (зрения, слуха и мышечного слуха)

Ø Скоростью и точностью сенсомоторных реакций

Ø Быстротой, точностью определения скорости движения и пространственных отношений

Ø Широким распределением, быстротой переключения и устойчивостью внимания

Ø Хорошей зрительной памятью, высокой степенью готовности памяти

Ø Настойчивостью, решительностью, смелостью

Ø Склонность к технике, техническим мышлением, интересом к профессиональной работе водителя

Ø Эмоциональной устойчивостью, самообладанием, дисциплинированностью

Ø Инициативностью и сообразительностью.

При организации труда водителей (кондукторов) необходимо строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с постановлением об утверждении «Положения о рабочем времени и времени отдыха водителей автомобиля» от 25.08.1999 г., а также правильного чередования утренних, дневных и вечерних смен работы. Нормируемая продолжительность рабочего времени водителей (кондукторов) не должна превышать 40 часов в неделю. Время обеденного перерыва от 30 минут до 2 часов. Время обеда предоставляется в середине смены, но не позднее чем через 4 часа после начала работы; межсменный отдых водителя должен составлять не менее 12 часов. Переработка месячного баланса рабочего времени 10 часов. Количество выходных дней в месяце должно быть не менее количества недель этого месяца. После первых трех часов непрерывного управления автомобилями предусматривается остановка на кратковременный отдых водителя продолжительностью не менее 15 минут, в дальнейшем остановка такой продолжительности предусматривается не более чем через каждые 2 часа и т.д. Продолжительность одной смены допускается не более 10 часов, а в исключительных случаях, по согласованию с профсоюзными органами не более 12 часов при соблюдении общего месячного фонда времени.

В состав рабочего времени водителя включается:

Ø Время управления автомобилем

Ø Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах

Ø Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию

Ø Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии

Ø Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров

Ø Время простоя не по вине водителя

Ø Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

Ø Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания

Ø Ежедневный отдых

Ø Еженедельный отдых

Ø Отдых в праздничные дни

Ø Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)

Ø Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

На пассажирском автомобильном транспорте установлен следующий учет рабочего времени водителей (кондукторов):

1. Поденный учет – применяют в случае, если водители работают ежедневно одинаковое число часов в смену. Переработка сверх установленной продолжительности (7 часов при 6-ой и 8 часов 12 минут при 5-ой рабочей недели) рабочего дня не может компенсироваться недоработкой в другие дни и наоборот

2. Суммированный учет рабочего времени ведется по результатам работы за месяц, причем общее время работы за месяц не должно превышать месячного фонда

Системой организации труда водителей (СОТВ) – называют комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональную расстановку водителей (кондукторов) и регламентирующих время, сменность их работы на маршруте и время отдыха.

Наличие в маршрутном расписании выходов различной продолжительности и сменности, требует использования нескольких различных СОТВ, работающих на одном маршруте. Планирование времени работы водителей осуществляют с помощью графиков, которые составляются в виде таблиц с увязкой работы водителя по обеспечению ежедневного закрытия закрепленных за ними выходов. В практике работы АТП применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов):

1. Строенная форма организации труда – к одному автобусу прикрепляются три бригады, такую форму целесообразно применять для автобусов, начинающих и закрывающих движение на маршрутах.

2. Двухсполовинная форма организации труда водителей – закрепление за двумя автобусами пять бригад (в том числе одной подменной), используют для автобусов, имеющих раннее начало и непозднее окончания работы на маршруте. Целесообразно применять на маршрутах с резко выраженными «пиковыми» часами, с укороченной первой и удлиненной второй сменами, с дневным отстоем автобусов в маятниковое время.

3. Сдвоенная форма организации труда – закрепление каждого автобуса за двумя водителями, на каждые три автобуса необходимо иметь одного подменного водителя (кондуктора). Выходные дни бригадам предоставляются, соответственно, в субботу и воскресенье, автобус в эти дни работает в одну смену в дневные часы с небольшим размером пассажиропотока.

4. Спаренная форма организации труда – закрепление двух автобусов за тремя бригадами.

5. Одиночная форма организации труда водителей – закрепление одной бригады за каждым автобусом.

Полуторную, спаренную и одиночную формы организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием, внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».

Для рациональной организации работы водителей на АТП необходимо составлять графики работы водителей.

Алгоритм составления графика работы водителей:

1. Месячный плановый фонд рабочего времени водителей

ФРВ пл = (Дк – Дв – Дп)* Тсм – Дпп*1, час

Где: Дк – календарные дни месяца

Дв – выходные дни месяца

Дп – праздничные дни месяца

Дпп – укороченные рабочие дни, связанные с сокращением рабочего дня в предпраздничные дни (на 1 час)

Тсм – плановая продолжительность смены (при 40-часовой рабочей неделе Тсм=8 час)

2. Продолжительность смены водителя

Т н см= Тн + t п-з, час

Где: t п-з – подготовительно-заключительное время , 0,38час

3. Количество смен водителя

n см =ФРВпл : Тнсм, ед.

4. Автомобиле-часы работы водителя за месяц

АЧэ = Аэ * Дк * Тнсм , авт-часы

5. Количество водителей на маршруте

Nв = , ед.

6. Фактический фонд рабочего времени

Организация труда
водителей

Другое » Оптимизация движения автобусов на маршруте № 54 «ул. Славы–ЖДВ» путем изменения трассы маршрута » Организация труда водителей

Страница 1

От водителей транспортных средств в основном зависят качество и надежность перевозке, безопасность движения. Работа водителя связана с большими нервными и физическими перегрузками, обусловленными непрерывно меняющейся дорожной обстановкой, интенсивностью движения, частыми остановками, значительным пассажирообменом и т.д. В связи с этим значительно возрастают требования, предъявляемые к психике человека, элементами которой являются: восприятие, внимание, память, эмоции, воля. Причиной ДТП в 90-95 %, является человек (водитель или пешеход). За ошибочными действиями водителя могут быть причины: недисциплинированность; недоученность или весьма ограниченные психофизиологические возможности, что сказывается именно в сложной, аварийной ситуации.

При организации труда водителей (кондукторов) необходимо строго придерживаться установленного труда и отдыха, нормируемого в соответствии с Приказом Министерства транспорта РФ (Минтранс России) от 20.08.2004 г. № 15г. Москва «Об утверждения Положения об особенностях режима рабочего времени отдыха водителей автомобилей», разработанное в соответствии со статьей 329 Федерального закона от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ «Трудовой кодекс Российской Федерации».

В состав рабочего времени водителя включается:

Время управления автомобилем

Время остановок для кратковременного отдыха от управления автомобилем в пути и на конечных пунктах

Подготовительно-заключительное время (0,38 часа за смену) для выполнения работ перед выездом на линию и после возвращения с линии в организацию

Время проведения медицинского осмотра водителя (до 5 минут в смену) перед выездом на линию и после возвращения с линии

Время стоянки в пунктах погрузки и разгрузки грузов, в местах посадки и высадки пассажиров

Время простоя не по вине водителя

Время проведения работ по устранению возникших в течении рабочей смены непредусмотренных неисправностей автомобиля.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания

Ежедневный отдых

Еженедельный отдых

Отдых в праздничные дни

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)

Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Водители в соответствии с законодательством Российской Федерации пользуются правом на:

Перерывы в течение рабочей смены для отдыха и питания

Ежедневный отдых

Еженедельный отдых

Отдых в праздничные дни

Ежегодный оплачиваемый отпуск и дополнительные отпуска в порядке, установленном законодательством РФ, коллективным договором (соглашением)

Отдых в других странах, предусмотренных законодательством РФ.

Нормальная продолжительность рабочего времени водителей не может превышать 40 часов в неделю.

Для водителей, работающих по календарю пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями, нормальная продолжительность ежедневной работы (смены) не может превышать 8 часов, а для работающих по календарю шестидневной рабочей недели с одним выходным днем – 6.7 часов.

В тех случаях, когда по условиям производства (работы) не может быть соблюдена установленная нормальная ежедневная или еженедельная продолжительность рабочего времени, водителям устанавливается суммированный учет рабочего времени с продолжительностью учетного периода один месяц.

При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневной работы (смены) водителей не может превышать 10 часов. При этом водителям, работающим на регулярных городских и пригородных автобусных маршрутах, продолжительность ежедневной работы (смены) может быть увеличена работодателем до 12 часов по согласованию с представительным органом работников.

Водителям автобусов, работающим на регулярных, городских, пригородных и междугородных автобусных маршрутах, с их согласия рабочий день может быть разделен на две части. Разделение производится работодателем на основании локального нормативного акта, принятого с учетом мнения представительного органа работников.

При суммированном учете рабочего времени для водителей автобусов, работающих на регулярных городских и пригородных пассажирских маршрутах, может вводиться суммированный учет времени управления автомобилем. При этом суммарная продолжительность времени управления автомобилем за две недели подряд с учетом времени управления автомобилем в период работы сверх нормальной продолжительности рабочего времени (сверхурочной работы) не может превышать 90 часов.

Страницы: 1 2 3 4 5

Другие публикации:

Тарифы за обслуживание ВС
Тариф за обеспечение АвиаГСМ Тариф устанавливается за организацию обеспечения, доставку, хранение, анализ качества, заправку АвиаГСМ и т.д. Тариф устанавливается на заправку одной тонны АвиаГСМ. Цена авиационного керосина, бензина и противоводокристаллизационной (ПЛВК) жидкости в настоящий тариф не …

Производственная санитария
В задачи производственной санитарии входят: мероприятия по устранению вредного действия на людей отработавших газов, этилированного бензина, ДТ, кислот и щелочей, растворителей и других материалов и веществ, недопущение высоких и низких температур, повышенной влажности в производственных помещениях …

Составление графика оборота электровозов
Графиком оборота электровозов называется план их работы, составленный на основе графика движения поездов с учётом принятой системы обслуживания поездов электровозами и способа обслуживания электровозов бригадами. На графике оборота в выбранном масштабе отмечаются время следования каждого поезда меж …

Организация труда водителей и кондукторов

Под организацией труда автобусных бригад понимается комплекс мероприятий, обеспечивающий расстановку водителей и кондукторов, регламентирующий сменность их работы на линии.

На основании составленного расписания и рассчитанного количества водителей выбираем форму организации труда водителей — двухсполовинная для 10 водителей, одиночная для 3 водителей.

Составляем график работы водителей. Приложение Д.

Согласно графику расчёт фонда рабочего времени фактического для каждого водителя произвожу по формулам:

(60)

где n1/2 — количество дней когда водитель работает в первую/вторую смену

tсм1/2 — продолжительность первой и второй рабочей смены, ч.

tп-з — подготовительно-заключительное время за смену, ч.

(61)

где n — количество дней когда водитель работает, дн.

tсм — продолжительность рабочей смены, ч.

tп-з — подготовительно-заключительное время за смену, ч.

Организация труда водителей и кондукторов должна обеспечивать:

  • — четкую работу автобусов в соответствии с расписанием и качественное обслуживание пассажиров;
  • — полное использование нормы рабочего времени за учетный период;
  • — безопасность перевозок пассажиров;
  • — соблюдение установленных трудовым законодательством продолжительности рабочего дня, порядка предоставления отдыха и перерывов для приема пищи;
  • — высокую производительность труда.

Графики работы водителей на линии устанавливаются для всех водителей ежемесячно на каждый день или смену и доводится до сведения водителя за две недели до введения их в действие. Об изменении графика водитель должен быть поставлен в известность не менее чем за сутки до начала работы.

Условия движения автобусов на каждом маршруте различают по характеру распределения пассажиропоток и объему перевозок, по времени оборота, начала и окончания работы, режиму и интервалом движения, а также по продолжительности пребывания автобусов на линии.

Поэтому продолжительность смены автобусных бригад различают по времени их выезда и возврата.

Учитывая, что время оборота не кратно продолжительности смены, не всегда возможно создать автобусным бригадам 8 часовой рабочий день. Поэтому по действующему законодательству предприятие имеет право устанавливать для автобусных бригад другую продолжительность рабочего дня с тем условием, чтобы суммарное количество отработанных часов за месяц не превышало месячного фонда рабочего времени.

В зависимости от характера пассажиропотоков, протяженности маршрутов и режима работы автобусов применяют различные формы организации труда водителя и кондукторов.

В практике работы ПАТП применяется несколько основных форм организации труда бригад (водителей и кондукторов):

Строенная форма организации труда:

При такой организации труда к одному автобусу прикрепляют три бригады водителей и кондукторов. Работая в течение двух дней в утреннюю и вечернюю смену, каждая из них на третий день получает отдых и затем переходит в другую смену. В период отдыха первой или второй бригад на маршруте работает третья бригада.

Средняя продолжительность рабочей смены водителя составляет 8.8 часа.

Продолжительность нахождения автобусов на линии составляет 17-18 часов.

Эту форму можно применять, когда продолжительность рабочей смены водителя лежит в пределах от 7,5 до 10,5 часа, и для тех автобусных маршрутов, где требуется раннее начало и позднее окончание движения.

Двухсполовинная форма организации труда:

Характеризуется тем, что на двух автобусах работают 5 бригад (водителей и кондукторов), две бригады работают только на первом автобусе, две на втором, пятая (подменная) заменяет каждую из постоянно закрепленных в их выходные дни.

Водители и кондукторы работают 4 дня на пятый день выходной, после выходного дня переходят работать в другую смену.

Средняя продолжительность рабочей смены водителя составляет 7,3 часа.

Продолжительность нахождения автобусов на линии составляет 14-15 часов.

Эту форму можно применяется для автобусных бригад, обслуживающих автобусы, которые согласно расписаниям имеют более раннее возвращение в автотранспортную организацию.

Спаренная форма организации труда:

При этой организации на одном автобусе два водителя и два кондуктора работают через день.

Автобус находиться на линии 11-12 часов.

Продолжительность работы водителя и кондуктора составляет примерно 11,3 — 11,7 часа.

Сдвоенная форма организации труда:

Характеризуется тем, что на каждом автобусе работают два водителя и два кондуктора. Для замены бригад в дни отдыха на каждые 3 автобуса необходимо иметь одного подменного водителя.

Продолжительность рабочей смены водителя при сдвоенной форме организации труда составляет 6-7 часов.

Продолжительность работы автобуса на линии 13-14 часов.

Полуторная форма организации труда:

При этой организации труда за двумя автобусами закрепляются три водителя, по одному основному, а третий водитель является подменным, он работает на первом и втором автобусах. После двух дней работы каждый водитель и кондуктор имеет выходной день, т.е. в течение месяца каждый водитель и кондуктор 20 дней работает и 10 дней отдыхает.

Продолжительность рабочей смены водителя составляет примерно 8-9 часов.

Продолжительность нахождения автобуса на линии составляет 8-9 часов.

Одиночная система организации труд:

Характеризуется тем, что к автобусу прикрепляются одним водитель и один кондуктор.

Продолжительность рабочей смены составит 8 часов.

Полуторную, спаренную и одиночную форму организации труда наиболее целесообразно применять для автобусов, имеющих предусмотренный расписанием внутрисменный отстой в часы дневного спада пассажиропотока, что позволяет использовать их для перевозки пассажиров в утренние и вечерние часы «пик».


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *