Организация пассажирских перевозок и обслуживания пассажиров

Рассмотрим, что собой представляет организация перевозок и обслуживания пассажиров. Выясним, какие виды транспорта для этого используют, какие требования выдвигаются и какие правила устанавливаются.

Пассажирские перевозки – услуга, к которой выдвигаются особые требования, так как компании-перевозчику стоит гарантировать безопасность людям и выполнить свои обязательства максимально качественно.

Что включает в себя

Основной задачей организации перевозок пассажиров – удовлетворить потребности населения в передвижении, обеспечив при этом безопасность граждан и предоставив высококачественное обслуживание людей.

Чтобы организовать пассажирские перевозки и развить соответствующие устройства, устанавливаются ожидаемые объемы по перевозкам в пассажирокилометрах.

Основа для этого:

  • результат анализа отчетов о тех транспортировках, что были выполнены в прошедшем периоде;
  • сведения о количестве граждан;
  • экономические показатели (о возведении города и поселка в том числе);
  • расширение курортной сети и домов отдыха и т. д.

Стоит учесть и такой фактор, как массовая организованная перевозка пассажиров на выставку, туристов, удельный вес междугородней и пригородной перевозки лиц разными видами транспортных средств.

Устройство для обслуживания граждан должно обеспечить максимальное удобство.

Основные правила организации пассажирских перевозок

Определим, какие правила устанавливаются для организации пассажироперевозок различным транспортом.

На автомобильном транспорте

Автотранспорт, который осуществляет перевозки пассажиров, играет особую роль в транспортном комплексе страны. Это значит, что потребности населения удовлетворяются своевременно с помощью качественного обслуживания и исправного транспорта.

Основной принцип организации пассажирских транспортировок автотранспортом отражаются в нормах Министерства, которые должны выполняться всеми работниками, которые связаны с автоперевозками.

При соблюдении правил будет удовлетворено потребности граждан и обеспечено культуру обслуживания и безопасности. Для этого должны быть продуманы маршруты, устанавливается требование к производительности персонала транспортной компании.

Есть несколько направлений при реализации правил организации пассажироперевозок:

  • должна изучаться плотность пассажирского потока;
  • разрабатываются на основе полученного исследования рационального маршрута (если есть необходимость, открываются новые маршруты или изменяются действующие);
  • определяются скоростные нормы движения транспортных средств;
  • выбирается оптимальная форма организации работы водителя;
  • составляется график движения, который координируется с иным видом транспорта;
  • разрабатывается план развития городских, пригородных и междугородных автоперевозок.

Должна анализироваться ситуация на рынке перевозок пассажиров, перенаправляются низкорентабельные маршруты, ликвидируются убыточные и выявляются потребности граждан. При этом учитывается, открыты ли новые компании, есть ли новый жилой район и т. д.

Требования к автомобилистам – у них должны быть определенные знания, ими должен соблюдаться устав автотранспорта России, нормативы пассажироперевозок и багажа, правила безопасности при движении.

На ЖД

Железная дорога в транспортной системе государства занимает значимое место. В некоторых территориальных округах это единственный вид транспорта.

Правила железнодорожных перевозок пассажиров разрабатывает правительство РФ. В ФЗ прописываются услуги, что могут предоставляться гражданам, их грузу, багажу, что не имеет отношения к ведению деятельности предпринимателя.

При организации перевозки устанавливаются обязательства, главное из которых – доставить гражданина в пункт назначения, предоставив место в вагоне.

В случае сдачи багажа, перевозчики должны доставить и его по указанному адресу и обеспечить передачу груза человеку, который имеет соответствующие права.

Пассажиром же должна производиться оплата проезда и перевозки багажа в соответствии с установленными тарифами. Квитанции и билеты – это договора перевозки.

Перевозчиком должна предоставляться пользователю бесплатно вся информация на станции и вокзале, что относится к ведомству железной дороги, а также в поезде и в другом обслуживающем месте.

Письменные справки оплачиваются согласно тарификации, что установлены правилами перевозки.

Предполагается, что при организации перевозок железнодорожным транспортом пассажиры должны своевременно быть информированы о расписании движения пригородного, почтово-багажного поезда, рейса дальнего следования. Уведомляют граждан и обо всех изменениях графиков.

Такие сведения доносят до сведения посредством:

  • использования информационного стенда;
  • печатного справочника;
  • систем громкой связи на станции и вокзале

При авиаперевозках

Авиаперевозки предполагают тщательную организацию, так как они характеризуются наличием повышенных рисков. Для внутреннего и междугороднего воздушного рейса устанавливаются правила, которыми регламентируется услуга по перевозке пассажиров.

Основная задача – гарантировать гражданам безопасность. Включаются требования, что связаны с таможенной и пограничной процедурой, санитарным и иным контролем.

Общими правилами определены условия проведения процедуры:

  • бронирования мест;
  • оформления документов для перевозок;
  • обслуживания пассажиров;
  • оплаты и возврата денег;
  • соблюдения договоров перевозок;
  • регистрации и перевозки багажа.

Перевозчики также могут опираться на дополнительные правила, которые утвердят самостоятельно, если технологии перевозок не будут противоречить законодательству и не будет снижено качество услуг.

Основание для оказания услуги – авиабилет. В случае его утери авиакомпания не вправе отказаться от своих обязательств. Обычно перевозчиками требуется паспорт при регистрации. Иные же данные сохранены в информационной базе.

Для повышения безопасности перевозок пассажиров, компании проводят предполетные досмотры пассажиров и багажа. Запрещенные вещи изымают. К примеру, Росавиация запрещает перевоз любой жидкости.

Багаж выдается в том аэропорту, в котором регистрировался багаж к транспортировке.

Отдельно оговаривается порядок перевозки хрупкого и негабаритного багажа, домашних животных. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию, нужно сразу уточнить, какие из вещей допускаются.

Основные принципы должностной инструкции водителя автобуса на предприятии рассматриваются в статье: должностная инструкция водителя автобуса.

О наказании за незаконную перевозку пассажиров на легковом автомобиле .

При морских и речных

При перевозке в территориальных водах стоит опираться на Кодекс торгового мореплавания, что действует с начала мая 1999.

Согласно договорам морских перевозок перевозчик обязан доставить пассажиров к пункту назначения и выдать его багаж. Пассажиры же оплачивают такую услугу. Есть 9 пароходств, которые находятся в подчинении Министерства Морфлота России.

Размер платы устанавливается с учетом тарифа, что предусмотрены законодательными документами. Пассажиры вправе бесплатно перевозить 1 ребенка, которому нет 2 лет, но при этом место малышу не предоставляется.

В отношении остальных деток (до 12 лет) устанавливаются льготные цены и предоставляются отдельные места. Льготные тарифы составляют 50 – 75 процентов от взрослого тарифа (учитывается категория каюты).

Пассажиры могут бесплатно перевозить каютный багаж установленных норм.

Граждане вправе расторгать договора, пока не отошло судно, или же во время остановок в портах. При этом средства, которые лицо заплатило, он получит обратно.

Договора расторгаются и в случае:

  • военных действий или действия, которое угрожает захватом судна;
  • блокад пункта отправления/назначения;
  • задержек судна по распоряжениям правительства;
  • привлечения судна для госнужд;
  • гибели суден, захвата;
  • признания непригодности судна.

Если соглашение расторгнуто после отправления, пассажир получить уплаченные средства частично (сумма определяется с учетом пройденного расстояния). Доставка пассажиров будет осуществлена за счет перевозчика.

Перевозчики несут ответственность за нанесенный ущерб жизни и здоровью, что не превысит 175 тыс. расчетных единиц относительно перевозок в общем.

Установлены рамки ответственности и относительно:

Повреждения каютного багажа 1800 расчетных единиц
Повреждения автомобиля 10 тыс.
Иных видов багажа 2,7 тыс.

Особенности городских, пригородных и междугородних

Рассмотрим основы организации пассажирских перевозок по городу, в пригородной зоне и между городами.

Массовый – общественный транспорт, а значит, при организации такого рода перевозок на городском маршруте стоит увеличивать количество предоставляемых услуг.

Это нужно для сокращения времени, потраченного на доставку граждан к пункту назначения и обеспечения высокого комфорта поездок.

Качество могут предложить компании, которые не только осуществляют доставку, но и техобслуживание, ремонт ТС. Поэтому должно быть сбалансированным взаимодействие каждого производственного ресурса, чтобы был получен максимальный результат.

Особенность междугородней перевозки, которую нужно учесть при ее организации:

  1. Наличие более сложных дорожных и климатических условий.
  2. Транспорт движется с повышенной скоростью.
  3. Маршрут имеет значительную протяженность.
  4. Пассажиропоток не постоянный.
  5. Есть транзитные пассажиры, которым нужна пересадка.

Выбирая и давая обоснование междугороднему маршруту, стоит учесть:

  • есть ли дороги между территориальными округами и какое их состояние;
  • каков характер транспортного тяготения между городами и пунктами, что являются промежуточными;
  • поток пассажиров, дальность перевозки, корреспонденцию поездок;
  • вероятные изменения потока пассажиров, учитывая сезон, месяц, день, неделю;
  • общую рентабельность маршрутов;
  • режимы движения транспорта и условия организации работы водителя.

Осуществление пригородных перевозок пассажиров в пределах района, тяготеющего к городу на расстояния до 50 километров административных границ региона.

Пригородная перевозка отличается такими характеристиками:

протяженностью маршрутов 15 – 50 км
— средней длиной перегона в застроенных частях города;
— в незастроенных
— 500 – 700 м;
— 800 – 1200 м
интервалом движения 10 – 30 минут
расстоянием 8 – 12 км

Устанавливается ряд требований к транспорту:

  • необходимо наличие большого количества мест;
  • должны отсутствовать накопительные площадки;
  • авто должны характеризоваться высокими динамическими качествами;
  • должно быть место, чтобы разместить багаж.

Организуя новый пригородный маршрут, стоит предусмотреть промежуточную остановку. Место нахождения остановочного пункта зависит от места, где осуществляется пересадка пассажиров.

Международные

Значимую роль отводят организации международной пассажирской перевозке. В таком случае стоит руководствоваться договорами министерства доставки пассажиров, что имеет отношение к перевозкам.

Международная перевозка может быть:

  • регулярная;
  • нерегулярная.

В первом случае перевозки оговорены заранее и организуются постоянные маршруты. Обязательно стоит придерживаться норм Положения об организации регулярных пассажирских перевозок. Вторые же требуют отдельных разрешений.

Благодаря современным технологиям организации доставки (используется компьютерная программа), пользователи могут получить разные сведения, а также упростить себе задачу по качественному мониторингу спроса и предложения в разных направлениях, участвовать в каждой организационном этапе и управлении перевозками пассажиров.

Возможно предоставление услуг агента по организации пассажирских перевозок.

Документы

К примеру, используемые документы при организации перевозок на воздушных линиях:

  • ВК СССР, Наставление по производству полета в гражданской авиации;
  • НОП ГА-83.

Перевозка пассажиров морскими видами транспорта регулируется документацией международного и национального законодательства (Афинской «Конвенцией о перевозках морем», что принята в 1974, к которой Россия присоединилась в 1983).

Есть и иные конвенции, что регулируют морские пассажироперевозки – они приняты в 1974, 1967, 1981, 1979 и т. д.

Перевозчикам стоит ответственно подойти к организации пассажирских перевозок. А для этого стоит знать все правила и законодательные документы.

Перевозка детей на мотоцикле освещена в статье: перевозка детей на мотоцикле.

Нужна ли лицензия на нерегулярные пассажирские перевозки, смотрите на странице.

Размеры знака для перевозки детей .

Видео: Организация пассажирских перевозок

Предыдущая статья: Должностная инструкция водителя автобуса Следующая статья: Пассажирские перевозки в Москве

Законодательная база Российской Федерации

отменен/утратил силу Редакция от 31.12.1981 Подробная информация

Наименование документ ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ» (Часть 1.)
Вид документа приказ, правила, методика, инструкция, положение
Принявший орган минавтотранс рсфср
Номер документа 200
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 31.12.1981
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус отменен/утратил силу
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

ПРИКАЗ Минавтотранса РСФСР от 31.12.81 N 200 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ» (Часть 1.)

ПРАВИЛА ОРГАНИЗАЦИИ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ

Общие положения

1. Настоящие Правила устанавливают основные принципы организации пассажирских перевозок, порядок работы эксплуатационной службы республиканских объединений и главных управлений автомобильного транспорта, транспортных управлений, управлений пассажирского автомобильного транспорта, производственных объединений пассажирского автомобильного транспорта и автовокзалов и пассажирских автостанций, автотранспортных предприятий системы Министерства автомобильного транспорта РСФСР, осуществляющих пассажирские перевозки (в дальнейшем именуемых «автотранспортные предприятия и организации»).

2. Правила обязательны для выполнения всеми работниками системы министерства, имеющими отношение к работе пассажирского автотранспорта.

3. Основными задачами автотранспортных предприятий и организаций, осуществляющих пассажирские перевозки, являются:

— полное удовлетворение потребностей населения в пассажирских автомобильных перевозках;

— обеспечение высокой культуры обслуживания пассажиров и безопасности перевозок;

— выполнение планов пассажирских перевозок;

— эффективное использование транспортных средств, неуклонное повышение производительности труда, максимальное снижение транспортных расходов;

— обобщение и распространение передовых методов работы.

4. Настоящие Правила должны обеспечить:

— слаженную работу всех подразделений и работников пассажирского автотранспорта, четкую организацию движения;

— доставку пассажиров в кратчайшие сроки;

— необходимые удобства пассажирам и высокую культуру их обслуживания в пути и на остановочных пунктах;

— безопасность движения;

— эффективное использование подвижного состава пассажирского автотранспорта;

— высокую производительность труда работников, занятых пассажирскими перевозками;

— выполнение государственного плана перевозок и основных технико — эксплуатационных, финансово — экономических показателей работы пассажирского автотранспорта.

5. Организация пассажирских перевозок включает:

— систематическое изучение пассажиропотоков;

— разработку на основе материалов обследований пассажиропотоков: рациональных маршрутных схем, предусматривающих при необходимости открытие новых и изменение направления существующих маршрутов; выбор типа и определение количества подвижного состава на маршрутах;

— нормирование скоростей движения автобусов;

— выбор систем организации движения автобусов с использованием рациональных режимов труда водителей;

— составление расписаний движения автобусов и графиков выпуска легковых таксомоторов на линию;

— координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— управление движением транспортных средств и оперативный контроль за регулярностью движения;

— обслуживание пассажиров на автовокзалах, автостанциях и в пути;

— разработку текущих и перспективных планов развития пассажирского автотранспорта городского, пригородного и междугородного сообщений.

6. Для проведения экономического анализа организации различных видов пассажирских перевозок, выявления низкорентабельных и убыточных маршрутов автотранспортные предприятия должны использовать «Методику определения себестоимости и рентабельности отдельных видов пассажирских перевозок и междугородных автобусных маршрутов» (Приложение 1).

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К РАБОТНИКАМ ПАССАЖИРСКОГО АВТОТРАНСПОРТА

7. Лица, поступающие для работы на предприятия и в организации пассажирского автотранспорта, в пределах возложенных на них служебных обязанностей должны знать и строго выполнять:

— Устав автомобильного транспорта РСФСР;

— Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом в РСФСР;

— настоящие Правила;

— Правила дорожного движения;

— Инструкцию по предупреждению дорожно — транспортных происшествий;

— Памятку водителю автобуса по обеспечению безопасности перевозок пассажиров;

— Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта;

— инструкции по технике безопасности и производственной санитарии;

— должностные инструкции;

— другие руководящие указания в области пассажирских перевозок.

Работники автотранспортных предприятий и организаций подвергаются периодическим проверкам знаний указанных документов.

8. Водители, назначаемые для работы на автобусах и легковых таксомоторах, обязаны пройти стажирование и спецподготовку в установленном порядке.

9. Работники пассажирского автотранспорта при исполнении служебных обязанностей должны быть опрятно одеты и содержать в чистоте и порядке свое рабочее место.

Работники, для которых установлена форменная одежда, к исполнению служебных обязанностей без нее не допускаются.

АВТОБУСНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

10. Автобусный маршрут представляет собой установленный и соответственно оборудованный путь следования автобусов между начальным и конечным пунктами. Перевозки пассажиров на маршруте осуществляются по утвержденным расписаниям движения.

11. Автобусные маршруты подразделяются на городские, пригородные, междугородные.

К городским относятся маршруты, проходящие в пределах черты города (другого населенного пункта), к пригородным — проходящие за пределы черты города на расстояние до 50 км включительно, к междугородным — за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние более 50 км.

Кроме того, пригородные и междугородные маршруты подразделяются на внутрирайонные (начинающиеся и оканчивающиеся в пределах одного административного района), внутриобластные, внутрикраевые и внутриреспубликанские (АССР), начинающиеся и оканчивающиеся в пределах области, края, автономной республики, межобластные, межкраевые (проходящие через территорию двух и более областей, краев и автономных республик), межреспубликанские — проходящие на территории двух и более союзных республик.

Среди пригородных и междугородных выделяют сельские автобусные маршруты, к которым относятся маршруты, связывающие сельские населенные пункты между собой, с районным центром, станциями железных дорог, аэропортами, пристанями, два и более районных центра между собой в случае, если один из них является селом. К сельским относятся также маршруты, проходящие внутри сельских населенных пунктов.

С учетом повышенных требований к безопасности движения в горной местности в качестве особой категории автобусных маршрутов выделяются горные. Отнесение автобусных маршрутов к категории горных производится в соответствии с Методикой определения горных автобусных маршрутов, утвержденной Министерством автомобильного транспорта РСФСР (указание от 06.03.80 N 43-ц).

12. Все автобусные маршруты подразделяются на постоянные и сезонные (временные). Движение автобусов на постоянных маршрутах осуществляется круглогодично, а на сезонных — в течение определенного периода времени (сезона).

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ СПЕЦИАЛЬНЫХ И ЗАКАЗНЫХ АВТОБУСНЫХ ПЕРЕВОЗОК

108. Специальные автобусные маршруты организуются для следующих целей:

108.1. Своевременной и быстрой доставки работников промышленных предприятий и строительных организаций, жилые массивы и производственные объекты которых удалены от общих линий городского пассажирского транспорта, к месту работы и обратно.

108.2. Перевозки детей в школы и дошкольные учреждения.

108.3. Перевозки отдельных групп (вахт) рабочих нефтяной и угольной промышленности, а также работников строительных организаций к местам работы (буровым вышкам, угольным разрезам, объектам строительства), расположенным вне населенных пунктов, и обратно.

Специальные автобусные маршруты подразделяются на городские и пригородные.

109. Специальные автобусные маршруты, указанные в пункте 108.1 настоящих Правил, организуются в соответствии со ст. 90.1 Устава автомобильного транспорта РСФСР по договорам, которые заключаются с промышленными предприятиями и строительными организациями, и предусматривают обязанность этих предприятий и организаций покрывать дополнительные расходы в случае убыточности эксплуатации таких маршрутов.

Режим работы специальных маршрутов устанавливается по согласованию с промышленными предприятиями и строительными организациями.

110. Организация специальных автобусных маршрутов производится в порядке и в соответствии с требованиями, предусмотренными в разделе «Порядок организации автобусных маршрутов». Движение на специальных маршрутах организуется согласно расписаниям.

111. Организации специальных автобусных маршрутов должно предшествовать выявление количества трудящихся, школьников, детей дошкольного возраста, которых нужно перевезти в разное время суток, мест расположения их жилья, и определение рациональных пунктов сбора пассажиров.

112. Работу автобусов специальных маршрутов к промышленным предприятиям и строительным организациям организуют, как правило, с экспрессным или полуэкспрессным режимом движения.

113. Организация специальных автобусных маршрутов не должна ухудшать обслуживание пассажиров на обычных городских маршрутах.

114. Вахтовые перевозки организуются в соответствии с договорами, заключаемыми автотранспортными предприятиями и организациями с предприятиями нефтяной, угольной промышленности и строительными организациями.

Объемы и сроки перевозок, формы оплаты предусматриваются в договоре.

115. Вахтовые перевозки осуществляются по согласованным с соответствующими предприятиями и организациями маршрутам по расписаниям, утвержденным транспортным управлением (управлением пассажирского автомобильного транспорта).

На каждый автобусный маршрут должен быть составлен паспорт установленного образца (см. Приложение 4).

Типы и количество выделяемых автобусов, необходимых для осуществления вахтовых перевозок пассажиров, пункты их подачи, а также продолжительность работы на этих перевозках определяются в договорах, заключаемых автотранспортными предприятиями и обслуживаемыми предприятиями, организациями.

Автотранспортное предприятие обязано при выпуске автобусов на линию обеспечить водителей расписаниями, схемами опасных участков маршрутов.

116. Автотранспортное предприятие ежеквартально производит обследование дорожных условий на данных маршрутах, определяя их соответствие «Требованиям по обеспечению безопасности движения на автобусных маршрутах» (см. Приложение 2).

ЛЕГКОВЫЕ ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

129. С целью предоставления наибольших удобств и сокращения затрат времени на поездки автотраспортные предприятия организуют перевозки пассажиров и их багажа в легковых таксомоторах.

В установленных случаях легковые таксомоторы применяются для обслуживания предприятий и учреждений.

130. Перевозки пассажиров и их багажа в таксомоторах осуществляются в соответствии с «Правилами пользования легковыми таксомоторами» (Приложение 29).

Обслуживание предприятий, учреждений и организаций производится в соответствии с «Правилами обслуживания предприятий, учреждений и организаций легковыми таксомоторами и расчетов за пользование этими автомобилями на территории РСФСР» (Приложение 30).

131. Легковые таксомоторы укомплектовываются таксометровым оборудованием в соответствии с «Инструкцией по опломбированию и эксплуатации таксомоторов, таксометрового и спидометрового оборудования, устанавливаемого на таксомоторах Министерства автомобильного транспорта РСФСР» (Приложение 31).

132. На кузове легкового таксомотора наносятся отличительные знаки или устанавливается специальное оборудование в соответствии с действующим ГОСТом, а внутри салона вывешиваются справочные материалы, включающие визитную карточку и таблицу с указанием времени окончания работы.

133. Легковые таксомоторы предоставляются пассажирам на стоянках, вне стоянок при подаче пассажиром сигнала поднятием руки, а также по срочным и предварительным заказам.

134. Транспортное управление (управление пассажирского автомобильного транспорта) по согласованию с местными Советами народных депутатов устанавливает предельные границы обслуживаемой территории легковыми таксомоторами, но не далее 50 км за черту города. Установленные границы оформляются приказом по транспортному управлению. Выезд легковых таксомоторов за пределы установленных границ может осуществляться лишь по разрешению отдела эксплуатации автотранспортного предприятия.

МАРШРУТНЫЕ ТАКСОМОТОРНЫЕ ПЕРЕВОЗКИ

162. Для повышения качества обслуживания пассажиров в городах, пригородном и междугородном сообщениях организуются специальные перевозки на микроавтобусах (типа РАФ), легковых автомобилях (типа ГАЗ-24-02 «Волга») по установленным маршрутам — маршрутные таксомоторные перевозки.

163. Маршрутные таксомоторные перевозки в городах организуются для доставки пассажиров к вокзалам, крупным торговым центрам и другим объектам при наличии постоянного в течение определенного периода времени пассажиропотока.

164. Открытие таксомоторных маршрутов производится в том же порядке, как и автобусных маршрутов (п. п. 13 — 29).

165. Обследование и изучение пассажиропотоков на таксомоторных маршрутах производится 2 раза в год.

Нормирование скоростей движения таксомоторов производится аналогично нормированию скоростей движения автобусов на городских маршрутах (п. п. 30 — 33).

166. Маршрутные таксомоторы и остановочные пункты маршрутов оборудуются в соответствии с действующим ГОСТ, «Инструкцией по оборудованию и оформлению остановочных пунктов пассажирского автотранспорта, а также внешнего и внутреннего оформления автобусов и таксомоторов» (см. Приложение 21) и Техническими условиями на расположение, параметры и оборудование остановочных пунктов городского общественного транспорта (см. Приложение 22). В маршрутном таксомоторе устанавливается касса, и взимание денег непосредственно водителем запрещается.

167. Посадка (высадка) пассажиров в маршрутные таксомоторы производится на остановочных пунктах и в пути следования по требованию пассажиров (не нарушая правил дорожного движения).

Посадка в пути по требованию производится при наличии свободных мест.

168. Движение маршрутных таксомоторов осуществляется по расписаниям, составленным на основе материалов обследований пассажиропотоков.

169. Перевозка пассажиров в маршрутных таксомоторах производится на основании билетов установленного образца, приобретаемых непосредственно в автомобиле или кассах автовокзалов, пассажирских автостанций.

170. Плата за проезд в маршрутном таксомоторе устанавливается согласно тарифам на маршрутные таксомоторные перевозки.

ДИСПЕТЧЕРСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДВИЖЕНИЕМ АВТОБУСОВ И ТАКСОМОТОРОВ

171. Для централизованного контроля и управления движением автобусов и легковых таксомоторов в областных (краевых) центрах и столицах автономных республик в составе транспортных управлений (управлений пассажирского автомобильного транспорта) организуются центральные диспетчерские станции (ЦДС).

ЦДС оборудуются средствами проводной радиотелефонной и индуктивной связи, автоматики, телемеханики и вычислительной техники.

172. Для централизованного управления движением автобусов и легковых таксомоторов ЦДС оснащается:

— прямой проводной связью с автотранспортными предприятиями, конечными и промежуточными контрольными пунктами автобусных маршрутов и стоянками легковых таксомоторов;

— радиотелефонной связью с легковыми таксомоторами, передвижными диспетчерскими пунктами автобусного и таксомоторного транспорта, автомобилями технической помощи и линейными диспетчерскими пунктами, где отсутствует прямая проводная связь;

— индуктивной связью с автобусами на конечных и промежуточных контрольных пунктах маршрутов.

173. ЦДС в своей работе руководствуется «Типовым технологическим процессом центральной диспетчерской станции пассажирского автомобильного транспорта» (Приложение 35).

ЦДС состоит из двух отделений: автобусного и таксомоторного транспорта.

174. Общее руководство работой диспетчерского аппарата ЦДС возлагается на начальника ЦДС, находящегося в непосредственном подчинении заместителя начальника транспортного управления (управления пассажирского автомобильного транспорта).

175. В соответствии с типовой организационной структурой в составе ЦДС имеются:

— группы сменных старших диспетчеров, маршрутных и разъездных в отделении автобусного транспорта;

— группы сменных старших диспетчеров, дежурных по приему заказов, по распределению и исполнению заказов, разъездных в отделении таксомоторного транспорта;

— диспетчеры по разработке технологических карт диспетчерского управления движением автобусов и легковых таксомоторов применительно к местным условиям;

— группа анализа исполненного движения автобусного и таксомоторного транспорта за каждые сутки.

176. При ЦДС создаются передвижные линейные диспетчерские пункты.

177. Основными задачами ЦДС являются:

— улучшение качества транспортного обслуживания пассажиров за счет повышения регулярности движения, оперативного контроля за состоянием обслуживания пассажиров на линии, оперативного регулирования движением подвижного состава с соблюдением безопасности движения;

— повышение эффективности использования автобусов и легковых таксомоторов за счет рационального использования резерва автобусов на наиболее загруженных направлениях, увеличения количества выполняемых заказов и своевременного переключения легковых таксомоторов на стоянки повышенного спроса;

— принятие мер по оказанию своевременной технической помощи автобусам на линии;

— ведение учета и составление отчетности по выполненным перевозкам и подготовка предложений по дальнейшему совершенствованию их организации.

178. Штатная численность диспетчерского состава ЦДС определяется в зависимости от количества подвижного состава на линии, числа маршрутов, объема поступающей информации и применяемой системы ее обработки.

179. Отделение автобусного транспорта ЦДС на основе получаемой информации осуществляет:

— оперативный контроль за своевременным и полным выпуском автобусов на каждый маршрут, соблюдением регулярности движения автобусов на маршрутах и эффективным использованием автобусов;

— управление движением на всей сети автобусных маршрутов;

— прием заказов и осуществление заказных перевозок;

— координацию движения автобусов с другими видами городского транспорта;

— принятие мер по оказанию своевременной технической помощи на линии.

180. Отделение таксомоторного транспорта ЦДС на основе получаемой информации осуществляет:

— оперативный контроль за своевременным и полным выпуском легковых таксомоторов на линию по часам суток;

— распределение свободных легковых таксомоторов по основным стоянкам, учитывая спрос населения;

— управление работой легковых таксомоторов на линии;

— централизованный прием заказов на легковые таксомоторы и их своевременное выполнение;

— координацию движения легковых таксомоторов с другими видами пассажирского транспорта;

— принятие мер по оказанию своевременной технической помощи на линии.

181. ЦДС имеет право требовать:

181.1. От автотранспортных предприятий:

— выпуска автобусов и легковых таксомоторов в полном соответствии с утвержденными расписаниями и графиками;

— своевременного оказания технической помощи подвижному составу на линии или его замены при технической неисправности;

— выполнения указаний по распределению подвижного состава на маршруты, таксомоторные стоянки и заказы, а также выпуска резервных автобусов;

— предоставления периодической информации, предусмотренной технологическим процессом работы ЦДС (о времени и количестве выпущенных автобусов и легковых таксомоторов, причинах неполного выпуска, опозданий, сходов, принятых мерах и пополнении недостающего на линии подвижного состава и др.).

181.2. От водителей автобусов и легковых таксомоторов выполнения:

— всех установленных расписанием рейсов;

— информации о времени прибытия на контрольные пункты при выполнении каждого рейса, а также состоянии обслуживания пассажиров на маршруте;

— указаний диспетчерского аппарата по соблюдению регулярности движения, о переключении на другой маршрут и др.;

— указаний по обеспечению заказов на легковые таксомоторы, а также информации о месте нахождения радиофицированных автомобилей после каждой поездки с пассажирами.

182. ЦДС обязана:

— обеспечивать централизованное управление движением пассажирского автомобильного транспорта с соблюдением правил безопасности движения;

— строго выполнять технологический процесс работы пассажирской ЦДС;

— предоставлять транспортному управлению и автотранспортным предприятиям установленную отчетность;

— предоставлять оперативную информацию автотранспортным предприятиям и транспортному управлению о состоянии обслуживания пассажиров и работе подвижного состава на линии;

— осуществлять координацию работы автомобильного транспорта с другими видами пассажирского транспорта;

— вносить предложения по совершенствованию расписаний и графиков движения, уточнению маршрутной сети, размещению автобусных остановок, стоянок легковых таксомоторов, развитию средств диспетчерской связи;

— иметь информацию о состоянии регулярности движения автобусов в городе на любое время смены.

183. ЦДС несет ответственность за четкое управление движением автобусов и легковых таксомоторов на линии в соответствии с утвержденными маршрутными расписаниями и графиками.

184. Права и обязанности каждого конкретного работника ЦДС определяются должностными инструкциями, утвержденными начальником ЦДС.

ПРИМЕНЕНИЕ МАТЕМАТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ И ЭЛЕКТРОННО — ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ

190. При организации пассажирских перевозок с применением математических методов и электронно — вычислительной техники (ЭВТ) производится:

— обработка и анализ материалов обследования пассажиропотоков;

— разработка оптимальных маршрутных схем и маршрутных расписаний движения;

— нормирование скоростей движения на маршрутах;

— автоматизированное диспетчерское управление движением автобусов и легковых таксомоторов;

— прогнозирование развития пассажирского транспорта.

191. Применение математических методов и ЭВТ должно способствовать оптимизации перевозочного процесса, повышению эффективности использования подвижного состава и улучшению обслуживания пассажиров.

РАЗРАБОТКА ПЕРСПЕКТИВНЫХ И ТЕКУЩИХ ПЛАНОВ РАЗВИТИЯ ПАССАЖИРСКИХ ПЕРЕВОЗОК

192. Для каждого города (населенного пункта), в котором имеется автобусный транспорт, транспортное управление (управление пассажирского автомобильного транспорта) разрабатывает пятилетний перспективный план развития пассажирских перевозок и строительства производственно — технической базы.

Для крупных городов с населением более 250 тыс. жителей, в которых имеется несколько видов пассажирского транспорта, разрабатывается комплексная схема развития всех видов городского пассажирского транспорта, которая является основным документом для составления перспективных и текущих планов развития пассажирских перевозок и строительства производственно — технической базы.

193. Комплексные схемы развития городского пассажирского транспорта согласно действующему законодательству согласовываются в установленном порядке Министерством автомобильного транспорта РСФСР, Министерством жилищно — коммунального хозяйства РСФСР и утверждаются Советом Министров РСФСР.

194. Текущее и перспективное планирование развития пассажирского автотранспорта должно осуществляться раздельно по видам перевозок (автобусные — городские, пригородные, междугородные; таксомоторные).

195. На основании перспективного плана развития перевозок, анализа поступивших предложений, изучения материалов обследования пассажиропотоков транспортные управления, управления пассажирского автомобильного транспорта, главное территориальное управление (объединение) автомобильного транспорта совместно с автотранспортными предприятиями разрабатывают годовые планы развития маршрутной сети, в которых предусматривается:

— организация новых маршрутов;

— продление действующих маршрутов;

— изменение маршрутной схемы;

— усиление движения на действующих маршрутах;

— потребность в пополнении парка автобусов по маркам;

— потребность в финансировании строительства линейных сооружений.

196. Текущее планирование перевозок включает планирование их на текущий месяц и сутки.

Основными документами текущего планирования является суточный план работы автобусов на маршрутах (маршрутный план) и наряд — задание автобусным бригадам.

197. Маршрутный план определяет объем перевозок (в пассажирах), работу автобусов (в пассажиро — километрах) и размер выручки (в рублях) за сутки по каждому маршруту.

198. Маршрутный план составляется на основании утвержденного расписания движения по маршрутам, суточного наряда на выпуск автобусов и материалов первичного учета размера денежной выручки и количества перевозимых пассажиров.

199. Суточный план автотранспортного предприятия в целом получается суммированием маршрутных суточных планов.

200. В соответствии с показателями, планируемыми автотранспортным предприятием, и с учетом разработанных на основе этих показателей расписаний движения автобусов отдел эксплуатации по согласованию с технической службой автотранспортного предприятия составляет месячные графики выпуска автобусов на маршруты.

Месячные графики работы автобусов и обслуживающих их бригад не позднее чем за две недели до начала работы по этим графикам доводятся до сведения членов бригады.

201. Дежурный диспетчер автотранспортного предприятия на основании суточного наряда выдает водителям путевые листы, автобусные расписания и проверяет наличие билетно — учетных листов.

ЛИНЕЙНЫЙ КОНТРОЛЬ

202. Контроль на линии за работой пассажирского автотранспорта предусматривает проверки:

— качества подготовки автомобилей к работе на линии (внешний и внутренний вид, экипировка);

— выполнения водителями, кондукторами и другими линейными работниками своих должностных инструкций;

— соблюдения графика движения автобусов на маршрутах;

— соблюдения водителями Правил дорожного движения;

— правильности оформления путевой документации;

— полноты сбора выручки;

— состояния линейных сооружений;

— наличия легковых таксомоторов на стоянках;

— состояния таксометрового и спидометрового оборудования автомобилей;

— состояния и оборудования стоянок легковых таксомоторов;

— эффективности использования радиофицированных автомобилей;

— выполнения пассажирами «Правил пользования автобусами городских сообщений» (Приложение 36), «Правил пользования автобусами пригородных сообщений» (Приложение 37) и «Правил пользования автобусами междугородных сообщений» (Приложение 38).

203. Контроль за работой пассажирского автотранспорта на линии осуществляется контрольно — ревизорской службой транспортного управления (управления пассажирского автомобильного транспорта), линейными диспетчерами, администрацией, общественными контролерами, а на междугородных маршрутах, кроме того, персоналом автовокзалов и пассажирских автостанций.

204. Контрольно — ревизорская служба транспортного управления осуществляет линейный контроль в соответствии с Уставом автомобильного транспорта РСФСР и Положением о контрольно — ревизорской службе Министерства автомобильного транспорта РСФСР, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 03.04.70 N 203.

205. Лица, указанные в п. 203, осуществляют контроль на линии при наличии у них удостоверения контрольно — ревизорской службы транспортного управления, удостоверения общественного контролера, а администрация транспортного управления (управления пассажирского автомобильного транспорта) и автотранспортных предприятий — при наличии служебных удостоверений.

Указанные лица осуществляют контроль в соответствии с «Методическим руководством по организации помаршрутного контроля оплаты проезда на городских автобусах» (Приложение 39), а также действующими на автомобильном транспорте другими положениями и инструкциями.

206. О всех выявленных на линии нарушениях работники контрольно — ревизорской службы производят отметки в путевых листах, указываются место и время контроля, а у легковых таксомоторов отмечаются показания спидометра и таксометра на момент контроля. При грубых нарушениях правил пользования автомобилями, злоупотреблениях с выручкой составляются акты и рапорты по формам, утвержденным Министерством автомобильного транспорта РСФСР.

В отдельных случаях автомобили могут сниматься с линии.

207. Материалы о выявленных при линейном контроле нарушениях правил эксплуатации автомобилей, правил пользования автомобилями, финансовых нарушениях и т.п. направляются в автотранспортные предприятия и организации для принятия мер по их устранению.

Руководители автотранспортных предприятий и организаций обязаны в семидневный срок рассмотреть представленные материалы и о результатах сообщить подразделению контрольно — ревизорской службы, направившему эти материалы.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *