Содержание
Организации, осуществляющие образовательную деятельность: образовательные организации и организации, осуществляющие обучение
Ранее действовавший Закон РФ «Об образовании» де-юре именовал всех субъектов, реализующих образовательные программы, образовательными учреждениями. При этом наряду с ними существовали субъекты, которые были вправе реализовывать образовательные программы, но при этом не являлись образовательными учреждениями. Например, к числу таких субъектов можно отнести научные организации.
Проблемы терминологии
Термин «образовательное учреждение» появился в современном образовательном законодательстве в 1990-е гг., когда образовательных организаций в других организационно-правовых формах фактически нс было. На тот момент данный термин охватывал всю совокупность субъектов образовательной деятельности, однако с развитием образовательного законодательства круг субъектов, реализующих образовательные программы, неуклонно расширялся. Так, например, программы профессиональной подготовки согласно п. 3 ст. 21 Закона РФ «Об образовании» могли реализовываться не только в образовательных учреждениях, но и в образовательных подразделениях любых иных организаций, имеющих соответствующие лицензии, т.е. субъект, реализующий такую программу, не обязательно должен был быть по организационно-правовой форме учреждением.
Таким образом, действовавший в «старом» образовательном законодательстве термин «образовательное учреждение» перестал отвечать реалиям современного положения системы образования, так как не охватывал всю совокупность субъектов, к которым он относился.
При этом в ранее действовавшем законодательстве отсутствоват единый термин, обозначавший организации, реализующие образовательные программы, но не являющиеся при этом образовательными учреждениями.
Указанные выше терминологические проблемы были решены в понятийном аппарате действующего Закона об образовании. С одной стороны, данный Закон ввел общий собирательный термин для любого субъекта, реализующего образовательные программы, — «организация, осуществляющая образовательную деятельность», а с другой стороны, уточнил термины для субъектов, входящих в данную совокупность: «образовательная организация» и «организация, осуществляющая обучение».
Согласно п. 20 ст. 2 Закона об образовании организации, осуществляющие образовательную деятельность, включают в себя как образовательные организации, так и организации, осуществляющие обучение. К их числу также приравнены индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Если учесть, что образовательная деятельность — это деятельность по реализации образовательных программ (п. 17 ст. 2), то можно сделать вывод, что данным термином охватывается любой субъект независимо от организационно-правовой формы, формы собственности и других обстоятельств, реализующий одну или несколько образовательных программ.
Следует отметить, что согласно ранее действовавшему Закону РФ «Об образовании» де-факто к образовательным учреждениям могли относиться и организации, не реализующие образовательных программ, например учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей), которые могли оказывать своим воспитанникам только услугу но присмотру и уходу.
В п. 18 ст. 2 Закона об образовании образовательная организация определяется как некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана.
Исходя из данного определения можно выделить четыре обязательных признака, которые характеризуют образовательную организацию:
- 1) статус некоммерческой организации;
- 2) осуществление образовательной деятельности в качестве основного вида деятельности;
- 3) создание в целях, имеющих непосредственное отношение к образованию;
- 4) наличие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Согласно и. 1 ст. 50 ГК РФ одним из существенных признаков некоммерческих организаций является отсутствие извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности. С некоммерческим характером образовательной организации тесно связан и основной вид ее деятельности — образовательная деятельность, которая традиционно считается деятельностью некоммерческого характера. В связи с этим образовательная организация может быть создана только в организационно-правовой форме, предусмотренной п. 3 ст. 50 ГК РФ, для некоммерческих организаций, и ни при каких обстоятельствах не может быть коммерческой организацией, например обществом с ограниченной ответственностью.
Согласно п. 1 ст. 91 Закона об образовании образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством РФ о лицензировании отдельных видов деятельности. Соответственно, последний признак тоже последовательно вытекает из действующего законодательства.
В отличие от образовательной организации Закон об образовании в п. 19 ст. 2 определяет организацию, осуществляющую обучение, как юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности. Согласно п. 1 ст. 31 данного Закона к организациям, осуществляющим обучение, относятся осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, и иные юридические лица.
Пожалуй, наиболее существенным отличием от образовательной организации здесь является отсутствие требований по спектру организационно-правовых форм, в которых может быть создана организация, осуществляющая обучение. Она может быть создана как в форме, предусмотренной для некоммерческих организаций, так и в форме, предусмотренной для коммерческих организаций.
Мнение специалиста
Оригинальную точку зрения на критерии отнесения к образовательным организациям спортивных школ и условиям их отнесения к организациям, осуществляющим обучение, в случае несоответствия данным критериям высказал И. И. Самсонов: «Спортивные школы являются организациями дополнительного образования, если доля основного персонала, занимающегося образовательной деятельностью, составляет более 50% от всех реализуемых видов деятельности учреждения. И, напротив, если доля основного персонала, занимающегося образовательной деятельностью, составляет менее 50% от всех реализуемых видов деятельности учреждения, то спортивная школа является организацией, осуществляющей обучение». Однако данная точка зрения не может считаться соответствующей требованиям законодательства, так как все-таки основным критерием в данном случае является не соотношение различных частей персонала организации между собой, а то, что рассматривается в качестве основного вида деятельности организации.
- Самсонов И. И. Об организационно-правовом статусе спортивных школ и продолжительности тренировочных занятий по реализуемым ими программам // Ежегодник российского образовательного законодательства. 2014. Т. 9. С. 146.
Комментарий к статье 31
Законодательство об образовании относит к лицам, осуществляющим образовательную деятельность:
1) образовательные организации — некоммерческие организации, осуществляющие на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такие организации созданы (п. 18 ст. 2);
2) организации, осуществляющие обучение, — юридические лица, осуществляющие на основании лицензии, наряду с основной деятельностью, образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности (п. 19 ст. 2);
3) индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность непосредственно или с привлечением педагогических работников (ст. 32).
В совокупности образовательные организации, организации, осуществляющие обучение, и индивидуальные предприниматели образуют понятие «организации, осуществляющие образовательную деятельность» (п. 20 ст. 2).
Выделение «организации, осуществляющей обучение» в отдельную категорию лиц, отличную от «образовательных организаций» обусловлено наличием принципиальных различий, оказывающих влияние на их правовой статус и на правовой режим их деятельности.
Во-первых, если образовательная организация осуществляет образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности, то для организации, осуществляющей обучение, образовательная деятельность, не является основной, она выступает как дополнительное направление деловой активности.
Во-вторых, образовательная организация является некоммерческой организацией. При определении же организации, осуществляющей обучение, такого ограничения не установлено. Иными словами, она может осуществлять коммерческую деятельность в качестве основной деятельности.
Организации, осуществляющие обучение, реализуют образовательную деятельность в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации». При этом в соответствии со ст. 21 на такие организации, на их обучающихся и педагогических работников, занятых в организациях, осуществляющих обучение, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций, обучающихся и педагогических работников таких образовательных организаций.
К организациям, осуществляющим обучение, относятся:
— научные организации — юридические лица независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественные объединения научных работников, осуществляющие в качестве основной деятельности научную и научно-техническую деятельность (ст. 5 Федерального закона от 23 августа 1996 г. N 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» <376>);
<376> СЗ РФ. 1996. N 35. Ст. 4137.
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — в соответствии со ст. 155.1 Семейного кодекса РФ к организациям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, относятся организации различной ведомственной принадлежности, в том числе образовательные и медицинские организации, а также организации, оказывающие социальные услуги (письмо Минобрнауки России от 21 августа 2013 г. N ВК-316/07 «Об организациях для детей-сирот» <377>, письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 1 сентября 2014 г. № ВК-1850/07 «О реструктуризации и реформировании организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и совершенствованию сети служб сопровождения замещающих семей»);
<377> Официальные документы в образовании. 2013. Октябрь. N 28.
— организации, осуществляющие лечение, оздоровление и отдых, — медицинские, санаторно-курортные организации, детские лагеря всех типов (письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 31 августа 2015 г. № ВК-2101/07 «О порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительной лечении» (вместе с «Разъяснениями по вопросу о порядке организации получения образования обучающимися, нуждающимися в длительном лечении»);
— организации, осуществляющие социальное обслуживание, — организации, осуществляющие социальное обслуживание на дому, полустационарное социальное обслуживание, стационарное социальное обслуживание (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» <378>);
<378> СЗ РФ. 2013. N 52 (ч. 1). Ст. 7007.
— загранучреждения МИД России — дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, представительства Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (с учетом положений ст. 88 комментируемого Закона);
— иные юридические лица.
К «иным юридическим лицам», осуществляющим обучение, можно отнести, например, территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации. В письме Рособрнадзора от 4 февраля 2015 г. N 02-28 «О лицензировании образовательной деятельности территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации по субъекту Российской Федерации» <379> разъясняется, что Указом РФ были внесены изменения в нормативно-правовую базу, в соответствии с которыми территориальный орган МВД России по субъекту Российской Федерации в дополнение к уже имеющимся у него полномочиям по подготовке кадров для органов внутренних дел, наделяется также полномочием по осуществлению профессионального обучения сотрудников территориального органа, что позволяет в соответствии с ч. 1 ст. 31 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» отнести его к иным юридическим лицам, осуществляющим обучение. Рособрнадзор обращает внимание лицензирующих органов на то, что территориальные органы МВД России по субъекту Российской Федерации вправе осуществлять образовательную деятельность по образовательным программам профессионального обучения при наличии соответствующей лицензии.
<379> Официальные документы в образовании. 2015. Февраль. N 5.
Для осуществления образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение, деятельность которого регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым организацией, осуществляющей обучение. Так, например, в федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» для осуществления образовательной программы высшего образования — программы магистратуры в структуре института (в блоке научно-вспомогательных центров и отделов) был создан отдел магистратуры и повышения квалификации <380>.
<380> Официальный сайт института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве России: http://www.izak.ru/news.html?id=920&lang=ru.
Законодатель за каждым видом организации, осуществляющей обучение, закрепляет образовательные программы, которые эта организация вправе осуществлять. Соответствующее распределение приведено в следующей таблице.
Основные задачи и функции общеобразовательных организаций
Основные задачи и функции общеобразовательных организаций:
Основные задачи:
формирование у обучающихся современного уровня знаний на основе усвоения общеобразовательных программ федерального государственного образовательного стандарта;
обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития обучающихся;
формирование общей культуры личности обучающихся, приобщение их к общечеловеческим ценностям;
адаптация обучающихся к жизни в семье и обществе;
создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
создание условий для самоопределения и самореализации личности обучающихся, их подготовка к труду в различных сферах деятельности;
воспитание у обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
формирование навыков и привычек здорового образа жизни.
Основные функции:
оказание услуг по реализации образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования.
Основные задачи и функции дошкольных образовательных организаций:
Основные задачи:
Основными задачами дошкольных образовательных организаций является осуществление образовательной деятельности по образовательной программе дошкольного образования, присмотр и уход за детьми, а также обеспечение доступности получения дошкольного образования детьми с ограниченными возможностями здоровья.
Основные функции:
Создание условий развития ребёнка, открывающих возможности для его позитивной социализации, личностного развития, инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видов деятельности;
Создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Основные задачи и функции организаций дополнительного образования:
Основные задачи:
Обеспечение благоприятных условий для личностного роста, профессионального самоопределения, творческого труда;
Формирование потребности ребенка к саморазвитию и самореализации;
Развитие у детей навыков, необходимых для адаптации детей к жизни в обществе;
Поиск, развитие и поддержка юных дарований
Основные функции:
Реализация дополнительных образовательных программ и услуг;
Реализация воспитательных программ;
Организация внеурочной деятельности обучающихся, проведение культурно-массовых мероприятий.
Основные задачи и функции МБОУ ЦДиК:
Основные задачи:
Обеспечение благоприятных условий для личностного роста, профессионального самоопределения, творческого труда;
Формирование потребности ребенка к саморазвитию и самореализации;
Развитие у детей навыков, необходимых для адаптации детей к жизни в обществе;
Поиск, развитие и поддержка юных дарований
Основные функции:
Определение индивидуальных особенностей и склонностей в процессе обучения и воспитания, в профессиональном самоопределении детей, выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
Устранение или компенсация выявленных отклонений в развитии детей, раскрытие потенциальных возможностей;
Разработка конкретных рекомендаций детям, родителям (законным представителям), педагогическим работникам по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития ребенка;
Разработка дополнительных образовательных программ профилактической, коррекционно-развивающей направленности для детей всех возрастных категорий;
Консультация детей, их родителей (законных представителей) по преодолению кризисных ситуаций, достижению эмоциональной устойчивости, формированию ценностно-мотивационной сферы и адекватной самооценки;
Организация работы по формированию у детей, родителей (законных представителей), педагогических работников и руководителей учреждений психологической компетентности;
Оказание помощи детям образовательного маршрута с учетом личностных и интеллектуальных особенностей, возможностей, склонностей;
Исследования, направленные на выявление факторов воздействия образовательной среды, социального пространства на развитие личности ребенка.
Основные задачи и функции МКУ «ЦМО»:
Задачами Учреждения являются:
— методическое обеспечение образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях, общеобразовательных организациях, организациях дополнительного образования;
— содействие повышению квалификации педагогических работников муниципальных образовательных организаций;
— содействие в выполнении муниципальными образовательными организациями государственных и муниципальных программ;
— оценка качества образования.
Учреждение осуществляет следующие функции: методическая, аналитическая, информационная, организационная и консультационная.
Основные задачи и функции Муниципальное учреждение «Централизованная бухгалтерия муниципальных учреждений» (МУ «ЦБ МУ»):
Задачи МУ «ЦБ МУ»:
централизация бухгалтерского учета в бюджетных, казённых и автономных муниципальных учреждениях, а также повышение эффективности использования бюджетных средств, эффективной организации бюджетного, бухгалтерского, налогового учета и отчетности в обслуживаемых муниципальных учреждениях.
Для достижения указанных целей МУ «ЦБ МУ» осуществляет следующие полномочия:
· Ведет бухгалтерский учет обслуживаемых муниципальных учреждений.
· Производит расчеты с работниками обслуживаемых учреждений.
· Организует работу по открытию счетов обслуживаемым учреждениям.
· Организует работу по заключению контрактов в установленном законом порядке.
· Осуществляет расчеты с родителями и производит начисление компенсации части родительской платы за содержание и питание детей в обслуживаемых учреждениях
· Составляет бухгалтерскую отчетность по каждому обслуживаемому учреждению в установленном порядке.
· Составляет и согласует с руководителями казенных муниципальных учреждений смет доходов и расходов и расчетов к ним; с руководителями бюджетных и автономных учреждений финансовой части муниципальных заданий и субсидий на иные цели.
· Организует и проводит годовую и периодическую инвентаризацию имущества и финансовых обязательств, своевременно определяет ее результаты и отражает их в учете.
Для достижения указанных целей деятельности МУ «ЦБ МУ» осуществляет основные виды деятельности:
· Организация и ведение на безвозмездной договорной основе бухгалтерского, бюджетного и налогового учета муниципальных учреждений в соответствии с действующим законодательством.
· Контроль за правильным, экономным и эффективным использованием бюджетных средств и средств от приносящей доход деятельности в соответствии с их целевым назначением.
· Планирование показателей деятельности обслуживаемых учреждений и систематический анализ их финансово-хозяйственной деятельности.
· Формирование полной и достоверной отчетности обслуживаемых учреждений и иной информации о хозяйственных процессах, необходимой для оперативного руководства.
· Хранение документов в соответствии с правилами архивного дела.
1.2 Основные функции управления образовательным учреждением
1. Акопов В. С., Асатрян Р. С., Бреусов А. В., Кокуева Ж. М. Методологические основы менеджмента: Учебное пособие для преподавателей и студентов технических и экономических ВУЗов. – М.: МГТУ им. Н. Э.Баумана, 78 с.
2. Быкова В. Г. Мониторинг в образовательном учреждении.//Завуч, 2004, №6, 7, 8.
3. Васильева Т. П., Елизарова Е. М., Киселева Ю. А., Рагинская В. Н. Внутришкольный контроль: организация, планирование, анализ. – Волгоград: Учитель, 2007. – 222 с.
4. Гребенкина Л. К., Анциперова Н. С. Технология управленческой деятельности заместителя директора школы. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
5. Гринченко И. С. Современные средства оценивания результатов обучения. – М.: Перспектива, 2009. – 132 с.
6. Зверева В. И. Как сделать управление школой успешным. – М.: Педагогический поиск, 2004. – 158 с.
7. Зверева В. И. Как оценить успешность в управления //Завуч, 2007, №5.
8. Коберник О. Мониторинг как способ управления качеством обучения //Народное образование, 2002, №9.
9. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент. – М.: Новая школа, 2007. – 158 с.
10. Конаржевский Ю. А. Педагогический анализ учебно-воспитательного процесса и управление школой. – М.: Педагогический поиск, 2005. – 80 с.
11. Лебедев О. Е. Модернизация управления образованием: перспекитвы и проблемы: Методическое пособие для самоанализа управленческих проблем. – Спб.: СП6АППО, 2006. – 96 с.
12. Лизинский В. М. Еще раз о диагностике и контроле. //Завуч, 2007, №6.
13. Лизинский В. М. Идеи к проектам и практика управления школой. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 160 с.
14. Макарова Т. Н. Учебный процесс: планирование, организация и контроль. – М.: Педагогический поиск, 2002. – 160 с.
15. Моисеев А. М., Капто А. Е., Лоренсов А. В., Хомерики О. Г. Нововведения во внутришкольном управлении. – М.: Педагогическое общество России, 2008. – 229с.
16. Орлов А. И. Менеджмент. Учебник. – М.: Изумруд, 2003. – 298 с.
Контроль как средство управления образовательным учреждением.
1.1 Основные функции менеджмента.
В классическом представлении категория «управление» шире категории «менеджмент», так как она применяется к различным видам человеческой деятельности. Всякий процесс управления содержит две взаимосвязанные части: объект управления (предмет приложения действий) и субъект управления (та часть, которая производит целенаправленное действие). Управление представляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды. Управление многообразно и существует в самых различных видах. Это может быть техническое управление, государственное управление, идеологическое управление, управление социальными процессами, управление образовательными процессами и, наконец, хозяйственное управление.
Если речь идет о технологической системе, то говорят «управление», а если об организационной структуре (с людскими ресурсами) – это менеджмент .
Менеджмент означает сферу деятельности, связанную с организацией работы людей ни предприятиях различного рода. В то же время – это область знаний, в рамках которой изучаются возможности эффективного управления.
Английское слово «менеджмент» (management) не переводится на русский язык дословно. Его принято переводить как «управление», а «менеджер» — как «руководитель». Первоначально оно обозначало искусство управлять лошадьми и произошло от глагола to manage, который примерно означает «объезжать лошадей» и, в свою очередь, восходит к латинскому manus – «рука».
Особое место менеджмента в рыночной экономике обусловлено тем, что именно он должен обеспечить связанность, интеграцию производственных, экономических процессов, внутренние ресурсы и внешнюю среду, усиливать адаптивность, конкурентоспособность. Знания основ менеджмента, методов построения организации, принятия решений – залог эффективной работы предприятия.
Сущность менеджмента выражается в его функциях, то есть тех задачах, для решения которых оно предназначено. Основных функций четыре: планирование, организация, мотивация, контроль (рисунок 1) .
Рисунок 1 ? Четыре первичные функции управления.
Планирование. Функцией менеджмента «номер один» общепризнанно считается планирование. Планирование – это принятие решения о том, какие должны быть цели организации, и что надо делать для их достижения. Реализуя ее, предприниматель или управляющий на основе глубокого и всестороннего анализа положения, в котором в данный момент находится фирма, формулирует стоящие перед ней цели и задачи, разрабатывает стратегию действий, составляет необходимые планы и программы. Образно говоря, речь идет об определении того, «где мы находимся в настоящее время, куда хотим двигаться и как собираемся это делать». Планирование представляет собой непрерывный процесс изучения новых путей и методов совершенствования деятельности фирмы за счет выявленных возможностей, условий и факторов, так как по достижению поставленных целей формулируются новые.
Реализация разработанных планов и программ входит в содержание других функций, и, прежде всего функции организации. Организационная функциятесно связана с функцией планирования. Ее сущность превосходно выразил великий полководец А. В. Суворов: «Каждый солдат должен знать свой маневр». Если офицер не сумел организовать своих подчиненных в согласованно действующую боевую единицу – он погибает вместе со всеми . Для обычного менеджера ситуация лучше – в худшем случае разорится его фирма. Фирма, имеющая много разных планов, при отсутствии цельной схемы (структуры) претворения их в жизнь обречена на провал.
Организационный этап – это этап создания реальных условий для достижения запланированных целей. Речь идет о создании (формировании) структуры фирмы и обеспечении ее всем необходимым для решения задач, определенных на первом этапе процесса управления – этапе планирования.
Поскольку всю работу выполняют люди, то посредством этой функции определяется, кто именно должен выполнять каждое конкретное задание, а также какие для этого потребуются средства. Руководитель делегирует задания и полномочия или берет на себя ответственность за результат.
Существует ряд принципов, которыми следует руководствоваться в процессе реализации организационной функции:
§ детализация целей, которые были обозначены в ходе планирования;
§ определение видов деятельности, необходимых для достижения этих целей;
§ поручение различных задач индивидуумам (разделение труда) и объединение их в управляемые рабочие группы или подразделения;
§ координация различных видов деятельности, порученных каждой группе, посредством установления рабочих взаимоотношений, включая четкое определение того, кто осуществляет руководство (у одного подчиненного не может быть двух начальников), то есть каждый член группы должен знать, что он обязан сделать и в какие сроки, а также кто им руководит (управляет);
§ единство цели – каждый член организации работает на общее благо, то есть никто не должен действовать против целей организации;
§ размах контроля, или размах менеджмента – каждый менеджер отвечает за действия управляемых им работников.
Чтобы дела на предприятии шли успешно, необходимы высокая активность и хорошее качество работы ее сотрудников. Поэтому очень важно заинтересовать их в таком отношении к труду, создать соответствующие мотивы. Для этого требуется определить, чего же они хотят и выбрать наиболее подходящий для предприятия и действенный для персонала способ удовлетворения выявленных потребностей, то есть поощрения. Другую сторону мотивации составляют наказания, которые также иногда приходится применять по отношению к сотрудникам, которые допустили нарушения технологической или производственной дисциплины.Мотивация– это деятельность менеджера, направленная на активизацию сотрудников фирмы в плане повышения эффективности их труда для достижения, как личных целей, так и целей фирмы. Мотивация – осуществление действий, обеспечивающих выполнение работы в соответствии с делегированными сотрудникам служебными обязанностями.
В XIX и ХХ веках считалось, что люди всегда будут работать лучше и больше, если имеется возможность больше заработать. Однако специалисты показывают несостоятельность чисто экономического подхода. Мотивация является результатом сложной совокупности потребностей.
Мотивация трудовых отношений – это совокупность стимулов, побуждающих работников к активной трудовой деятельности. В этих целях используются:
§ стимулирование, то есть побуждение работников к активной деятельности с помощью внешних факторов (материального и морального);
§ собственно мотивирование, то есть создание у работников внутреннего побуждения к труду. Главными здесь являются заинтересованность в труде, потребность в трудовой активности и удовлетворенность от нее.
Суть четвертой классической функции менеджмента – контроль.Он призван, заблаговременно определять надвигающиеся опасности, обнаруживать ошибки, отклонения от существующих стандартов и тем самым создавать основу для процесса корректировки деятельности фирмы. Главная задача контроля состоит, таким образом, не в поиске «козлов отпущения» за содеянные ошибки, а в определении причин последних и возможных путей выхода из сложившегося состояния, т. е. профилактики возможных отклонений. В классическом менеджменте функцию контроля следует понимать как вид управленческой деятельности, благодаря которой организацию можно удерживать на выбранном нужном (верном) пути, сравнивая показатели ее деятельности с установленными стандартами (планами). Существуют три аспекта осуществления контроля:
· установление стандартов (технологии, нормативов);
· измерение того, что было достигнуто и сравнение с планом;
· коррекция отклонений от плановых показателей.
Различают три вида контроля:
§ Предварительный контроль. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях. В области человеческих ресурсов контроль достигается за счет анализа тех деловых и профессиональных знаний и навыков, которые необходимы для выполнения конкретных задач организации, в области материальных ресурсов – контроль качества сырья, в области финансовых ресурсов механизмом предварительного контроля является бюджет.
§ Текущий контроль. Он осуществляется в ходе проведения работ и позволяет исключить отклонения от намеченных планов и инструкций. Чаще всего его объектом являются сотрудники.
§ Заключительный контроль. В рамках заключительного контроля обратная связь используется тогда, когда работа уже выполнена. Цель такого контроля – предотвратить ошибки в будущем.
Все системы контроля всегда базировались на идее обратной связи: они сопоставляют реальные достижения с прогнозными данными. В основу создания всех систем контроля должны быть положены следующие главные требования-критерии:
§ эффективность контроля – определяется успешность, полезность контроля;
§ выполнение задач контроля – контроль должен определить совпадения или отклонения в системе управления организацией, способствовать устранению отклонений и выработке эффективных решений;
§ определение границ контроля – контрольные мероприятия не могут осуществляться без ограничений;
§ своевременность контроля – временной интервал между проведением измерений или оценок должен соответствовать контролируемому явлению;
§ гибкость контроля – необходимо приспособление к реальным условиям;
§ простота контроля – контроль должен соответствовать возможностям людей;
§ соответствие виду деятельности – неподходящий механизм контроля может маскировать, а не выявлять информацию.
В практике управления существует своего рода технология контроля (рисунок 2). Однако какая бы технология контроля ни применялась, конечная цель его состоит в том, чтобы обслуживать различные планы и цели менеджмента .
Рисунок 2 ? Технология контроля.
В процедуре контроля есть три четко различимых этапа (рисунок 3) .
Рисунок 3 ? Процедура контроля.
В дальнейшем состав этих функций менеджмента был дополнен.
Впервые основные виды управленческой деятельности описал и формализировал в начале ХХ столетия «отец научного управления» Анри Файоль. Он утверждал, что управлять – это значит планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать (рисунок 4) . В классификации функций управления А. Файоля добавлена пятая функция – координация.
Рисунок 4 ? Функции управления А. Файоля.
Он утверждал, что предприятие живет и работает благодаря занятым на нем людям, а их совместной деятельностью необходимо управлять. Поэтому большое значение приобретает функция координациитрудовой деятельностью людей. Сущность функции координации заключается в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Цели координации – установление взаимодействия в работе производственных подразделений, руководителей и специалистов и устранение помех и отклонений от заданного режима работы.
Координация осуществляется путем проведения совещаний, личных контактов между руководителями, согласования рабочих планов и графиков, внесения в них корректив, увязывания работы между исполнителями.
Для выполнения функции координации необходимо создание эффективной системы обратной связи, то есть получение данных о результатах. Система обратной связи позволяет руководству выявить непредвиденные проблемы и скорректировать свою линию поведения так, чтобы избежать отклонения организации от наиболее эффективного пути движения к поставленным целям.
Все перечисленные функции не просто составляют единое целое, они переплетены друг с другом, проникают друг в друга, так что порой их трудно разделить. Реализация их всех планируется, организуется, координируется, мотивируется, контролируется. Они реализуются с помощью определенных методов, то есть способов приведения их в исполнение.
Анализ литературы показал, что функции менеджмента могут видоизменяться и детализироваться в процессе разделения и специализации управленческого труда, поэтому в управлении образовательным учреждением применяется расширенная классификация функций управления.
Известный исследователь школоведческих проблем В. И.Зверева рассматривает управление как деятельность руководителей образовательных учреждений, направленную на обеспечение оптимального функционирования всех ее подсистем, перевод каждой из них на более высокий уровень развития . Как указывает М. М. Поташник в понятии «управление» выделяют целенаправленность деятельности, выработку и реализацию управленческих решений при взаимодействии субъектов педагогического процесса с целью достижения оптимального результата .
Внутришкольное управление представляет собой целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса на основе познания его объективных закономерностей с целью достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий или функций: целеполагания и планирования, организации, контроля, регулирования и корригирования, а также ряда других, реализация которых осуществляется на основе объективного, углубленного и детального педагогического анализа, характеризующего научный подход к всестороннему рассмотрению жизнедеятельности образовательного учреждения.
Необходимость выделения функций менеджмента, применяемых к новой социально-экономической системе школы, доказывается тем, что современному руководителю приходится переводить школу в режим развития. С учетом современных условий можно выделить следующие основания для определения функционального состава :
1) системное,рассматривающее любую организацию как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, которые ориентированы на достижение конкретных целей в условиях изменяющейся среды;
2) процессное,рассматривающее управление как непрерывный ряд взаимосвязанных управленческих функций;
3) информационное, предусматривающее обеспечение руководителей и исполнителей информацией для принятия решений;
4) коммуникационное,предусматривающее систему установления связей и взаимодействия для обмена информацией между двумя и более людьми;
5) координационное,обеспечивающее систему установления взаимодействия элементов различных уровней в соответствии с их полномочиями;
6) мотивационное, стимулирующее процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей и целей организации.
Выделенные основания являются достаточными для определения состава и содержания функций управления школой с учетом ее специфических особенностей как социально-педагогической системы. Среди них информационно-аналитическая, мотивационно-целевая, планово-прогностическая, организационно-исполнительская, контрольно-диагностическая, регулятивно-коррекционная функции. Функциональные звенья управления рассматриваются как относительно самостоятельные виды деятельности. Между тем все они взаимосвязаны и последовательно, поэтапно сменяют друг друга, образуя единый управленческий цикл. Недооценка какого-либо из функциональных элементов приводит к изменению всего процесса управления и снижению его конечных результатов (рисунок 5) .
Информационно — Мотивационно — Планово-
аналитическая целевая прогностическая
Регулятивно-
коррекционная
Контрольно — Организационно-
диагностическая исполнительская
Рисунок 5 ? Взаимосвязь функций управления
Деятельность по выполнению функций является процессом, требующим определенных затрат ресурсов и времени. Именно процессный подход к менеджменту позволил увидеть взаимосвязь и взаимозависимость функций управления. Процесс менеджмента отражает рекомендованную последовательность выполнения функций, точнее последовательность начала действий по выполнению функций, так как осуществление многоконтурной обратной связи приводит к одновременному осуществлению функций. Качество выполнения предыдущего этапа – необходимое условие обеспечения качества выполнения последующего этапа (функции). В этом выражается взаимозависимость функций. Общность этих функций управления подчеркивается их повторяемостью или цикличностью в процессах управления, поэтому эти функции можно назвать типовыми элементами управленческого цикла.
Среди выделенных функций управления как видов деятельности системообразующим фактором этого состава будет цель. Под влиянием мотивов и цели формируется информационно-аналитическая основа процесса управления любой педагогической системой. Мотивационно-целевая установка служит исходным основанием для прогнозирования и планирования деятельности, определяет организационные формы, способы, средства исполнения принятых решений, служит нормой для контроля и диагностической оценки фактических результатов, позволяет регулировать и корректировать педагогические процессы, поведение и деятельность всех его участников.
Обновление управления общеобразовательной школой связывается прежде всего с формированием системы информационно-аналитической деятельности как основного инструмента управления. У руководителей школ возрастает потребность в информации, так как при переходе в режим самоуправления организаторы образования ищут пути повышения эффективности своей управленческой деятельности. Информация должна быть, во-первых, максимально полной по своему объему, во-вторых, предельно конкретной. Для создания целостной системы информационно-аналитической деятельности в школах необходимо, прежде всего, определить ее содержание, объем, источники, сформировать потоки информации и вывести их на соответствующие уровни управления.
Для создания банка данных вся тематическая информация делится на несколько блоков: качество знаний и качество преподавания; уровень воспитанности и воспитательная работа; работа с педагогическими кадрами; работа с родителями, общественностью и предприятиями; организационные вопросы создания условий для получения образования; состояние внутришкольного управления; материально-техническая база; сведения об учащихся, учителях.
Процесс управления любой педагогической системой означает целеполагание и планирование. Основная задача мотивационно-целевой функции заключается в том, чтобы все члены педагогического коллектива четко выполняли работу в соответствии с делегированными им обязанностями и планом, а также сообразуясь с потребностями в достижении собственных и коллективных целей.
Прогнозирование и планирование можно определить как деятельность, направленную на оптимальный выбор идеальных и реальных целей и разработку программ их достижения. Как один их основных процессов управления планирование должно на всех уровнях отвечать целому ряду принципиальных требований. Они заключаются в следующем: единство целевой установки и условий реализации; единство долгосрочного и краткосрочного планирования; осуществление принципа сочетания государственных и общественных начал; обеспечение комплексного характера прогнозирования и планирования; стабильность и гибкость планирования на основе прогнозов. Планирование позволяет прогнозировать основные условия, этапы становления личности и коллектива. Планирование создает такую объективную ситуацию, при которой возможны максимальное и разностороннее развитие личности, самореализация ее творческих возможностей.
Во всей цепочке составляющих управленческого цикла, одинаково значимых для непрерывности и целостности управления, есть особая стадия, от которой зависит качество функционирования и развития объекта, ? организационно-исполнительская функция. Она объективно принадлежит каждому циклу управления, несет в себе основной потенциал социального преобразования школы. Для реализации принятых решений необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов. Организационные отношения можно определить как связи между людьми, возникающие из-за распределения полномочий и закрепления за ними функций их совместной деятельности. Постоянное взаимодействие руководителя с коллегами, учащимися придает организаторской деятельности определенную личностно-ориентированную направленность. Именно поэтому внутришкольный менеджмент предполагает организацию межличностного взаимодействия, использование психологических методик .
В условиях большей самостоятельности контрольно-диагностическая функция внутришкольного управления должна занять особое место в целях стимулирования деятельности учителя и ученика. Сочетание административного и общественного контроля внутри школы с самоанализом, самоконтролем и самооценкой каждого участника педагогического процесса входит в практику работы школ. Контроль – активная стадия процесса управления, когда сопоставляются достигнутые результаты с тем, что было запланировано. Основой всей системы контрольных измерений является обратная связь.
Регулятивно-коррекционная функция вносит коррективы с помощью оперативных способов, средств и взаимодействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне. Конкретные формы и виды регулирования весьма разнообразны и определяются спецификой управляемого объекта.
В управленческом цикле изначальным моментом противоречия управления школой в целом является противоречие между функциями организации и регулирования. Функция организации в определенной степени отражает целенаправленное функционирование системы школы в конкретных условиях. Задача функции регулирования и коррекции состоит в том, чтобы поддерживать той или иной уровень организации системы в данной ситуации. Но как только ситуация изменяется, функция регулирования нарушает стабильность организационной структуры, приводя ее в соответствие с новыми условиями .
Таким образом, процесс управления образовательным учреждением заключается в реализации функций, которые должен выполнять всякий руководитель. То есть управление образовательным учреждением – это процесс информации, планирования, организации, мотивации, координации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь цели школы. Игнорирование какой-либо функции управления приводит на практике к снижению эффективности управленческих действий. Рассмотрим в следующем пункте эффективность управления образовательным учреждением.
Организации, осуществляющие образовательную деятельность
В ч. 1 ст. 21 Закона N 273-ФЗ определен субъект, который вправе осуществлять образовательную деятельность. Согласно данной норме эта деятельность в первую очередь осуществляется образовательными организациями (ст. 22 Закона N 273-ФЗ), а в специально установленных в Законе случаях — организациями, осуществляющими обучение (ст. 31 Закона N 273-ФЗ), а также индивидуальными предпринимателями (ст. 32 Закона N 273-ФЗ).
Частью 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ, в частности, установлено, что на вышеуказанные организации и индивидуальных предпринимателей, на педагогических работников, которые заняты в организациях, осуществляющих обучение, или у индивидуальных предпринимателей, распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
Согласно ст. 2 Закон N 273-ФЗ, организации, осуществляющие образовательную деятельность, — это образовательные организации, а также организации, осуществляющие обучение. К ним приравниваются и индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность, если иное не установлено ФЗ;
Образовательная организация — некоммерческая организация, осуществляющая на основании лицензии образовательную деятельность в качестве основного вида деятельности в соответствии с целями, ради достижения которых такая организация создана;
Организация, осуществляющая обучение, — юридическое лицо, осуществляющее на основании лицензии наряду с основной деятельностью образовательную деятельность в качестве дополнительного вида деятельности;
Образовательные организации подразделяются на типы в соответствии с образовательными программами, реализация которых является основной целью их деятельности.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК РФ).
Все юридические лица подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации (ст. 50 ГК РФ).
Некоммерческие организациям не имеют в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не вправе распределять получаемую прибыль между своими участниками (п. 1 ст. 50 ГК РФ). Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных, управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, в иных целях, направленных на защиту общественных интересов.
В ч. 1 ст. 22 Закона N 273-ФЗ определяются организационно-правовые формы, в которых могут создаваться образовательные организации. Это формы, предусмотренные гражданским законодательством РФ для некоммерческих организаций (п. 3 ст. 2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях»).
Часть 2 ст. 22 Закона N 273-ФЗ посвящена духовным образовательным организациям, которые создаются в порядке ст. 19 Федерального закона от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
В ч. 4-9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ образовательные организации классифицируются на государственные, муниципальные и частные (в зависимости от создавшего их органа).
При этом в Законе N 273-ФЗ дано новое определение частной образовательной организации. Под ней понимается образовательная организация, созданная в соответствии с российским законодательством физическим лицом или физическими лицами и (или) юридическим лицом, юридическими лицами или их объединениями, за исключением иностранных религиозных организаций (ч. 7 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). В ч. 8 ст. 22 Закона N 273-ФЗ содержится уточнение, которое касается образовательных организаций, реализующих образовательные программы высшего образования в области обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка. Такие организации могут создаваться только Российской Федерацией.
В ч. 9 ст. 22 Закона N 273-ФЗ указано, что только РФ или субъект РФ праве создавать образовательные организации для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода (специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа).
Положения, содержащиеся в ч. 10 — 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ, посвящены порядку реорганизации или ликвидации образовательных организаций.
Образовательная организация реорганизуется или ликвидируется в порядке, установленном гражданским законодательством, с учетом особенностей, предусмотренных законодательством об образовании (ч. 10 ст. 22 Закона N 273-ФЗ). Создаются данные организации в таком же порядке. Международные (межгосударственные) образовательные организации создаются, реорганизуются и ликвидируются в соответствии с международными договорами РФ (ч. 15 ст. 22 Закона N 273-ФЗ).
В силу ч. 11, 12 ст. 22 Закона N 273-ФЗ реорганизация или ликвидация государственной и (или) муниципальной образовательной организации осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. При этом должно учитываться положительное заключение комиссии по оценке последствий принятия такого решения. В случае реорганизации или ликвидации муниципальной общеобразовательной организации, расположенной в сельском поселении, должно учитываться мнение жителей данного поселения.
Согласно ч. 13, 14 ст. 22 Закона N 273-ФЗ порядок проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации названных организаций и порядок создания комиссии по оценке последствий такого решения и подготовки ею заключений устанавливаются Правительством РФ или уполномоченным органом государственной власти субъекта РФ. Это зависит от того, в чьем ведении находится образовательная организация: Российской Федерации или субъекта РФ.
В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих основные образовательные программы (ст. 23 Закон N 273-ФЗ):
1) дошкольная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, присмотр и уход за детьми;
2) общеобразовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования;
3) профессиональная образовательная организация — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования;
4) образовательная организация высшего образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования и научную деятельность.
В РФ устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:
1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;
2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам.
Положения п. п. 5, 6 ст. 23 Закона N 273-ФЗ посвящены требованиям, предъявляемым к наименованию образовательных организаций. Так, наименование образовательной организации должно содержать указание на ее организационно-правовую форму и тип.
Наименование может также содержать информацию, указывающую:
— на особенности осуществляемой образовательной деятельности (уровень и направленность образовательных программ, интеграция различных видов образовательных программ, содержание образовательных программ, специальные условия их реализации и (или) особые образовательные потребности обучающихся);
— на дополнительно осуществляемые функции, связанные с предоставлением образования (содержание, лечение, реабилитация, коррекция, психолого-педагогическая поддержка, интернат, научно-исследовательская, технологическая деятельность и иные функции).
На данный момент действуют следующие Типовые положения:
— «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» (от 27.10.2011)
— «Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей» (от 26.06.2012).
— «Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» (18.07.2008).
— «Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении)» (14.02.2008).
В ч. 1 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что особенности правового статуса МГУ им. М.В. Ломоносова и СПГУ определяются специальным Федеральным законом от 10.11.2009 N 259-ФЗ «О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете».
Ст. 24 Закона N 273-ФЗ содержит положения, предписывающие установление специальных категорий для образовательных организаций высшего образования.
Так, в отношении образовательных организаций высшего образования Правительством РФ могут устанавливаться категории «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет» (ч. 2 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).
Категория «федеральный университет» может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования, созданной в форме автономного учреждения. Данные организации могут быть созданы Правительством РФ от имени Российской Федерации (ч. 3 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).
Категория «национальный исследовательский университет» может быть установлена в отношении образовательной организации высшего образования по результатам конкурсного отбора программ развития таких организаций. Эти программы направлены на кадровое обеспечение приоритетных направлений развития науки, технологий, техники, отраслей экономики, социальной сферы, на развитие и внедрение в производство высоких технологий. Порядок конкурсного отбора программ развития образовательных организаций высшего образования устанавливается Правительством РФ (ч. 5 ст. 24 Закона N 273-ФЗ).
В ч. 6 ст. 24 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация высшего образования по результатам оценки эффективности реализации программ развития может быть лишена Правительством РФ категории «национальный исследовательский университет».
Духовные образовательные организации создаются в порядке, установленном законодательством РФ о свободе совести, свободе вероисповедания и о религиозных объединениях.
Согласно ч. 3 ст. 22 Закона N 273-ФЗ на ФНС России возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации образовательной организации. Из этого следует, что осуществление образовательной организацией деятельности возможно только после прохождения госрегистрации в ФНС России (в ее территориальном подразделении).
Согласно ч. 1 ст. 25 Закона N 273-ФЗ образовательная организация действует на основании устава, утвержденного в порядке, установленном законодательством РФ. В ч. 2 данной статьи приводится перечень информации (условий), которая должна содержаться в уставе. В частности, в нем должен быть указан тип образовательной организации, информация о ее учредителе (группе учредителей), виды реализуемых образовательных программ с указанием уровня образования и (или) направленности, структура и компетенция органов управления образовательной организацией, порядок их формирования и сроки полномочий. Устав также должен содержать другую необходимую информацию, предусмотренную российским законодательством.
Исходя из ч. 3 ст. 25 Закона N 273-ФЗ, образовательная организация должна обеспечить доступ к уставу, а также создать условия для ознакомления с его положениями всем работникам организации, обучающимся и их родителям (законным представителям).
В ч. 2 ст. 26 Закона N 273-ФЗ установлено, что образовательная организация осуществляет деятельность на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
В ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ предусмотрено формирование различных коллегиальных органов управления образовательной организацией:
— общее собрание (конференция) работников образовательной организации (в профессиональной образовательной организации и образовательной организации высшего образования — общее собрание (конференция) работников и обучающихся образовательной организации),
— педагогический совет (в образовательной организации высшего образования — ученый совет).
Кроме того, в образовательной организации могут формироваться попечительский совет, управляющий совет, наблюдательный совет и другие коллегиальные органы управления, которые должны быть предусмотрены уставом (ч. 4 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).
Следует отметить, что также могут создаваться совещательные и контрольные органы, учитывающие мнение и интересы обучающихся и их законных представителей — советы обучающихся, советы родителей, профессиональный союзы обучающихся и т.п. (ч. 6 ст. 26 Закона N 273-ФЗ).
Единоличное управление образовательной организацией в соответствии с ч. 3 ст. 26 Закона N 273-ФЗ осуществляет ее руководитель (ректор, директор и т.п.).
Организации, осуществляющие обучение. В ст. 31 Закона N 273-ФЗ приведен открытый перечень организаций, осуществляющих обучение. Кроме того, указаны виды образовательных программ, в соответствии с которыми эти организации вправе осуществлять образовательную деятельность.
К таким организациям, в частности, относятся:
— научные организации, осуществляющие образовательную деятельность по программам магистратуры, подготовки научно-педагогических кадров, ординатуры, профессионального обучения и дополнительным профессиональным программам (ч. 2 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
— организации, осуществляющие социальное обслуживание, и организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых. Данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам, основным программам профессионального обучения (ч. 3 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
— иные юридические лица, осуществляющие образовательную деятельность по программам профессионального обучения, образовательным программам дошкольного образования и дополнительным образовательным программам (ч. 5 ст. 31 Закона N 273-ФЗ);
— организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом законодатель не указал, по каким видам образовательных программ данные организации вправе осуществлять образовательную деятельность.
В отдельную категорию выделены российские дипломатические представительства и консульские учреждения, представительства России при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, которые вправе осуществлять образовательную деятельность по основным и дополнительным общеобразовательным программам с учетом особенностей, установленных ст. 88 Закона N 273-ФЗ (ч. 4 ст. 31 Закона N 273-ФЗ).
В силу ч. 6 ст. 31 Закона N 273-ФЗ для ведения образовательной деятельности организацией, осуществляющей обучение, в ее структуре создается специализированное структурное образовательное подразделение. Деятельность такого подразделения регулируется положением, разрабатываемым и утверждаемым этой организацией.
Индивидуальные предприниматели, осуществляющие образовательную деятельность. Ст. 32 Закона N 273-ФЗ посвящена образовательной деятельности, осуществляемой индивидуальными предпринимателями. Она может осуществляться индивидуальным предпринимателем как самостоятельно, так и с привлечением наемных педагогических работников.
Ст. 32 Закона N 273-ФЗ допускает осуществление индивидуальным предпринимателем образовательной деятельности только в случае его государственной регистрации в ФНС России (в территориальном подразделении). На ФНС России новым Законом возлагается обязанность по уведомлению органа исполнительной власти субъекта РФ, осуществляющего полномочия РФ в сфере образования, о госрегистрации такого предпринимателя (ч. 2 ст. 32 Закона N 273-ФЗ).
В силу ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ не могут быть допущены к педагогической деятельности и не вправе осуществлять образовательную деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей физические лица, указанные в ч. 2 ст. 331 ТК РФ.
Частями 3, 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ установлено, что индивидуальные предприниматели осуществляют образовательную деятельность по основным, дополнительным общеобразовательным программам и программам профессионального обучения.
При этом до начала оказания платных образовательных услуг индивидуальный предприниматель обязан предоставить обучающемуся и родителям (законным представителям) несовершеннолетнего обучающегося информацию:
— о госрегистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
— об уровне своего профессионального образования, общем стаже педагогической работы и о стаже занятия индивидуальной педагогической деятельностью;
— об уровне профессионального образования и общем стаже педагогической работы наемных педагогических работников (в случае их привлечения).
Следует отметить, что сходные положения содержатся также в Правилах оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.08.2013 N 706 (далее — Правила).
Так, к исполнителям, осуществляющим образовательную деятельность и предоставляющим платные образовательные услуги, относятся образовательные организации, при этом к последним приравниваются и индивидуальные предприниматели (п. 2 Правил).
Из п. 6, подп. «и» п. 12 Правил следует, что эти услуги должны оказываться исполнителем в полном объеме в соответствии с образовательными программами (частью образовательной программы) и условиями договора об оказании платных образовательных услуг, а также на основании лицензии, сведения о которой содержатся в договоре.
Согласно ч. 5 ст. 12 Закона N 273-ФЗ образовательные программы самостоятельно разрабатываются и утверждаются организацией, осуществляющей образовательную деятельность, если данным Законом не установлено иное. В ст. 23 Закона N 273-ФЗ указаны типы образовательных организаций, осуществляющих деятельность по определенным образовательным программам, реализация которых либо является, либо не является основной целью их деятельности. Несмотря на то, что индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся, на них в силу ч. 2 ст. 21 Закона N 273-ФЗ распространяются права, социальные гарантии, обязанности и ответственность образовательных организаций (ст. 28 Закона N 273-ФЗ) и педагогических работников этих организаций (ст. 48 Закона N 273-ФЗ).
В то же время законодатель не указывает, в какой части положения ст. ст. 28 и 48 Закона N 273-ФЗ распространяются на индивидуальных предпринимателей.
В ч. 5 ст. 32 Закона N 273-ФЗ отмечается лишь то, что предприниматель должен предоставить информацию о лицензии на осуществление образовательной деятельности в случае привлечения им наемных педагогических работников. При этом законодатель умалчивает, кому и в какие сроки должна предоставляться такая информация. Можно предположить, что она должна предоставляться лицам, указанным в ч. 4 ст. 32 Закона N 273-ФЗ, до начала оказания платных образовательных услуг. Однако прямо об этом в Законе не сказано.
С учетом вышеизложенных положений Правил, а также ч. 3 ст. 32 Закона N 273-ФЗ возникает вопрос о необходимости получения индивидуальными предпринимателями соответствующей лицензии.
Вместе с этим согласно ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ индивидуальные предприниматели, непосредственно осуществляющие образовательную деятельность, не могут быть соискателями лицензии на осуществление данной деятельности. Кроме того, из смысла ч. 2 ст. 91 Закона N 273-ФЗ следует, что образовательная деятельность осуществляется на основании лицензии, только если она оказывается образовательными организациями, организациями, осуществляющими обучение, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность с привлечением педагогических работников.
Несмотря на некоторую противоречивость, приведенные положения Закона N 273-ФЗ все же дают основания полагать, что индивидуальным предпринимателям, непосредственно осуществляющим образовательную деятельность, получение лицензии для осуществления такой деятельности не требуется.
Что касается вопроса об обязательности заключения договора об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями в простой письменной форме, то исходя из ч. 1 ст. 53, ч. 1 ст. 54 Закона N 273-ФЗ договор в этой форме заключается только организациями, осуществляющими образовательную деятельность. Индивидуальные предприниматели к данным организациям не относятся. В то же время с учетом положений ч. 3 ст. 23, ч. 1 ст. 161 ГК РФ можно сделать вывод о том, что договоры об оказании платных образовательных услуг индивидуальными предпринимателями также должны заключаться в простой письменной форме. Однако прямо это из Закона N 273-ФЗ не следует.