>УИ ГА

Организация летной работы

Специальность высшего образования: 25.05.05 Эксплуатация воздушных судов и организация воздушного движения
Специализация: Организация летной работы
Получаемая квалификация: инженер
Форма обучения: очная

Целью обучения является подготовка пилотов к летной эксплуатации современных воздушных судов гражданской авиации, особенностями которых являются высокая степень автоматизации управления и летный экипаж из двух пилотов.

Факультет летной эксплуатации и управления воздушным движением был организован одновременно с училищем в 1992 г. В 1993 году на факультете был проведен первый набор курсантов-пилотов, в 1994 году – курсантов-диспетчеров. В 2013 году образовательные программы подготовки пилотов, реализуемые на факультете, были отмечены на всероссийском конкурсе как лучшие инновационные образовательные программы России.

На территории института расположен современный тренажерный центр, оборудованный тренажерами самолетов Airbus 320, Boeing-737, Ту-204, DA 40, DA 42 и другими, которые используются для обучения и подготовки к летной практике. Летная практика выполняется на самолетах австрийского производства DA 40 и DA 42 с так называемой «стеклянной кабиной» (панелью кабины пилотов самолета, включающей в себя электронные дисплеи), что облегчает переучивание после окончания института в авиакомпаниях на самые современные самолеты отечественного и иностранного производства.

Курсанты обучающиеся по данной специализации требуют высокого уровня владения английским языком. Поэтому, в учебных планах предусмотрен большой объем подготовки по этой дисциплине, имеется возможность дополнительных занятий, а на завершающем этапе обучения выпускники сдают экзамен, подтверждающий их уровень владения английским языком.

У курсантов, обучающихся по программам специалитета, имеется возможность обучения на военной кафедре, после окончания которой им присваивается воинское звание «лейтенант».

По окончании института выпускники данной специализации работают пилотами магистральных самолетов отечественного и иностранного производства после прохождения переподготовки в авиакомпаниях. В дальнейшем они могут занимать командно-руководящие должности в авиакомпаниях, а также структурных подразделениях Росавиации.

За прошедшие два десятилетия на факультете подготовлено более 1300 пилотов. В настоящее время наши выпускники летают практически на всех самолетах отечественного и зарубежного производства, многие в качестве командиров воздушных судов. На их плечах лежит огромный груз ответственности за обеспечение безопасности полетов, что обусловливает высокий уровень оплаты их труда.

О высоком качестве подготовки выпускников свидетельствует тот факт, что они успешно трудоустраиваются в ведущие российские авиакомпании «Аэрофлот», «Трансаэро», «Сибирь» и другие.

Контактная информация:

Кафедра летной эксплуатации и безопасности полетов (ЛЭиБП)
432071, г. Ульяновск, ул. Можайского, 8/8, учебный корпус №1, каб. 362, 364.
Тел.: 8 (8422) 39-85-28

Основные сведения об организации летной работы

Глава 2. ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ЛЕТНОЙ РАБОТОЙ НА АВИАПРЕДПРИЯТИЯХ И В ЛЕТНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ

Глава 1. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Авиационный персонал — работники гражданской авиации, деятельность которых непосредственно направлена на осуществление целей, в которых используется гражданская авиация.

Должностное лицо — лицо, занимающее должность, связанную с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных обязанностей.

Командир воздушного судна (командир самолета, командир вертолета) — пилот, имеющий допуск к самостоятельным полетам на воздушном судне данного типа, в обязанности которого входит руководство деятельностью экипажапо организации и выполнению полетов.

Примечание. При оформлении документов, в которых указывается конкретный тип воздушного судна, следует применять соответствующий термин — «командир самолета», «командир вертолета».

Командно-летный состав — должностные лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава и занимающие летную должность,

Командно-руководящий состав — должностные лица авиационного персонала гражданской авиации.

Летно-инструкторский состав — лица авиационного персонала, имеющие действующее свидетельство летного состава, допуск к инструкторской работе по специальности и занимающие должность инструктора.

Летная проверка — процесс определения уровня знаний и умений экипажа (членов экипажа) в целях и в сроки, предусмотренные НПП ГА.

Летная тренировка — процесс обучения летного состава в целях приобретения (восстановления) навыков летной работы.

Летная работа — работа, проводимая летным составом по выполнению задания на полет.

Летный состав экипажа — члены экипажа, имеющие специальную подготовку и свидетельство на право летной эксплуатации воздушного судна данного типа и (или) его оборудования.

Организация летной работы — система мероприятий по планированию летной работы и управлению летными подразделениями и экипажами воздушных судов ГА для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности н экономической эффективности полетов.

Планирование летной работы — выработка порядка, последовательности и эффективных путей выполнения перспективных, текущих и оперативных планов работы управлений, предприятий, подразделений и экипажей воздушных судов в установленные сроки.

Послеполетная работа — работа, выполняемая экипажем с момента выключения двигателя (двигателей) до завершения всех операции, связанных с выполнением задания на полет.

Предварительная подготовка — основной вид подготовки экипажа к полету (полетам), в процессе которого проводятся изучение материалов, подготовка документов, отработка действий и контроля готовности экипажа к выполнению задания на полет.

Предполетная подготовка — этап подготовки экипажа к выполнению данного полета, содержащий операции с момента явки в АДП (при авиационных работах — на рабочий аэродром) до момента запуска двигателя для полета.

Продолжительность выполнения задания на полет — время от начала предполетной подготовки до завершения послеполетных работ.

Црофессиональная подготовка летного состава — процесс приобретения, сохранения и совершенствования летным составом знаний и умений, необходимых для выполнения летной работы.

Разбор полетов в экипаже — анализ командиром возданного судна (проверяющим) качества выполнения задания на полет каждым членом экипажа в целях совершенствования профессиональной подготовки членов экипажа, устранения и предупреждения отклонений в работе экипажа.

Район авиационных работ — район, в границах которого выполняются авиационные работы экипажами одного летного подразделения, утвержденный руководителем авиапредприятия.

Район авиационных работ экипажа — территория, закрепленная за экипажем заданием на выполнение авиационных работ.

Формирование экипажа воздушного судна — процесс подбора и подготовки членов экипажа с учетом профессиональных, деловых и моральных качеств, выработки слаженности в работе экипажа и допуска к полетам в соответствии с установленными требованиями.

Член экипажа воздушного судна — лицо авиационного персонала, включенное в задание на полет, назначаемое для выполнения определенных служебных обязанностей по управлению и обслуживанию воздушного судна во время выполнения задания на полет,

Экипаж воздушного судна для выполнения авиационных работ — группа специалистов, включавшая экипаж гражданского воздушного судна, а также специалистов «заказчика», имеющих действующие свидетельства летного состава.

Прежде чем дать определение термину «организация летной работы», необходимо рассмотреть ряд понятий. К ним относятся: пространство, система, состояние системы, процесс, планирование и управление процессом, организация процесса.

В качестве первого понятия, выраженного через термины, не требующие определения, введем понятие пространства как множества, наделенного структурой. Это означает, что все элементы множества, именуемого пространством, каким-то образом связаны между собой. В зависимости от класса элементов, составляющих пространство, различают статическое и динамическое пространства. Элементы статического класса имеют только одно состояние, а элементы динамического класса за время своего существования меняют состояние хотя бы один раз.

Динамическое пространство называется системой. Множество состояний элементов системы, остающееся неизменным в течение некоторого отрезка времени, образует состояние системы. Любая смена состояний системы образует процесс, который может развиваться организованно и неорганизованно.

В любой организации отчетливо распознаются две основные функции: планирование процесса — организация в нереальном времени (в будущем) и управление процессом — организация в реальном времени. Таким образом, организация процесса — это планирование и управление процессом. Планирование процесса заключается в выработке для него целей (показателей эффективности) и путей их достижения. Реализация всякого процесса, как правило, связана с возникновением отклонений от плана, что обусловлено влиянием множества случайных факторов. Противодействовать отклонениям можно лишь за счет управляющих воздействий.

Летная работа представляет собой очень сложный процесс, который включает в себя профессиональную подготовку летного состава и допуск его к самостоятельным полетам, комплектование и формирование экипажей ВС, предварительную и предполетную подготовку экипажей к полетам и послеполетные работы, выполнение полетов всех видов, летно-методическую работу.

Организация летной работы — это планирование и управление летной работой подразделений и экипажей ВС для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов.

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Руководство по организации летной работы в гражданской авиации. (Руководство по ОЛР ГА) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и НПП ГА. Руководство по ОЛР дополняет и конкретизирует положения НПП ГА, относящиеся к организации летной работы с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.

Руководство по ОЛР ГА является нормативным документом. Вое другие документы по организации летной работы могут лишь развивать и конкретизировать требования настоящего Руководства. Документы, которые противоречат Руководству по ОЛР ГА, должны признаваться недействительными и подлежат отмене.

Требования Руководства по ОЛР ГА являются обязательными для всего командно-руководящего, командно-летного, летно-инструкторского и летного состава, а также для должностных лиц и работников других служб в части, их касающейся, и распространяются на летные подразделения авиапредприятий, учебных заведений, ремзаводов, научно-исследовательских институтов.

Все изменения и дополнения к Руководству по ОЛР вносятся на основании дополнений и изменений к гл. 3 НПП ГА, приказов и распоряжений Министра транспорта, а также специальных распоряжений Первого заместителя Министра (Руководителя ГС ГА).

Летная работа направлена на решение задач государственного плана использования гражданской авиации: перевозок воздушными судами (ВС) пассажиров, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отраслях народного хозяйства; оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, эксплуатационных испытаний новой авиационной техники, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных работ и оказания помощи населению при стихийных бедствиях.

При организации летной работы, связанной со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, начальники управлений, летных учебных заведений и командиры (начальники) предприятий ГА в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под личную ответственность допускать отступления от требований настоящего Руководства. Об этих действиях они обязаны немедленно информировать УЛС ГС ГА.

Организация летной работы включает:

— планирование летной работы;

— профессиональную подготовку летного состава;

— допуск летного состава к полетам;

— формирование экипажей ВС;

— предварительную и предполетную подготовку экипажей к полету;

— проверку работы летного состава;

— проверку и тренировку летного состава проверяющими в составе экипажа;

— разборы летной работы;

— контроль и анализ летной работы;

— летно-методическую работу.

Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

— в ГС ГА- Управлением летной службы;

— в ТО УВТ — заместителем начальника УВТ по организации летной работы и летно-штурманским отделом;

— в Центрах ГА и летных учебных заведениях — заместителем начальника по летной подготовке, а также командирами учебно-летных и летно-методических подразделений;

— в авиапредприятиях ГА — заместителем командира по организации летной работы;

— в летных подразделениях — руководителем летного подразделения, его заместителем и штабом подразделения.

Обязанности и права командно-руководящего, командно-летного, инструкторского состава и командиров ВС по вопросам организации летной работы устанавливаются Воздушным кодексом РФ, ФП ИВП, НПП ГА, настоящим Руководством и должностными инструкциями.

Ответственность этих должностных лиц за те или иные действия (или бездействие), возникает как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или неприменения предоставленных прав.

2.2. Планирование летной работы

Стр 1 из 28

Прежде чем дать определение термину «организация летной работы», необходимо рассмотреть ряд понятий. К ним относятся: пространство, система, состояние системы, процесс, планирование и управление процессом, организация процесса.

В качестве первого понятия, выраженного через термины, не требующие определения, введем понятие пространства как множества, наделенного структурой. Это означает, что все элементы множества, именуемого пространством, каким-то образом связаны между собой. В зависимости от класса элементов, составляющих пространство, различают статическое и динамическое пространства. Элементы статического класса имеют только одно состояние, а элементы динамического класса за время сво0его существования меняют состояние хотя бы один раз.

Динамическое пространство называется системой. Множество состояний элементов системы, остающееся неизменным в течение некоторого отрезка времени, образует состояние системы. Любая смена состояний системы образует процесс, который может развиваться организованно и неорганизованно.

В любой организации отчетливо распознаются две основные функции: планирование процесса — организация в нереальном времени (в будущем) и управление процессом — организация в реальном времени. Таким образом, организация процесса — это планирование и управление процессом. Планирование процесса заключается в выработке для него целей (показателей эффективности) и путей их достижения. Реализация всякого процесса, как правило, связана с возникновением отклонений от плана, что обусловлено влиянием множества случайных факторов. Противодействовать отклонениям можно лишь за счет управляющих воздействий.


Летная работа представляет собой очень сложный процесс, который включает в себя профессиональную подготовку летного состава и допуск его к самостоятельным полетам, комплектование и формирование экипажей ВС, предварительную и предполетную подготовку экипажей к полетам и послеполетные работы, выполнение полетов всех видов, летно-методическую работу.

Организация летной работы — это планирование и управление летной работой подразделений и экипажей ВС для выполнения государственного плана и обеспечения безопасности, регулярности и эффективности полетов.

(ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ)

Руководство по организации летной работы в гражданской авиации. (Руководство по ОЛР ГА) разработано в соответствии с требованиями Воздушного кодекса РФ и НПП ГА. Руководство по ОЛР дополняет и конкретизирует положения НПП ГА, относящиеся к организации летной работы с учетом стандартов и рекомендаций ИКАО.

Руководство по ОЛР ГА является нормативным документом. Все другие документы по организации летной работы могут лишь развивать и конкретизировать требования настоящего Руководства. Документы, которые противоречат Руководству по ОЛР ГА, должны признаваться недействительными и подлежат отмене.

Требования Руководства по ОЛР ГА являются обязательными для всего командно-руководящего, командно-летного, летно-инструкторского и летного состава, а также для должностных лиц и работников других служб в части, их касающейся, и распространяются на летные подразделения авиапредприятий, учебных заведений, ремзаводов, научно-исследовательских институтов.

Все изменения и дополнения к Руководству по ОЛР вносятся на основании дополнений и изменений к гл. 3 НПП ГА, приказов и распоряжений Министра транспорта, а также специальных распоряжений Первого заместителя Министра (Руководителя ГС ГА).

Летная работа направлена на решение задач государственного плана использования гражданской авиации: перевозок воздушными судами (ВС) пассажиров, грузов и почты; выполнения авиационных работ в отраслях народного хозяйства; оказания медицинской помощи населению и проведения санитарных мероприятий; проведения экспериментальных и научно-исследовательских работ, эксплуатационных испытаний новой авиационной техники, учебных, культурно-просветительных и спортивных мероприятий, поисково-спасательных работ и оказания помощи населению при стихийных бедствиях.

При организации летной работы, связанной со спасанием жизни людей или стихийными бедствиями, начальники управлений, летных учебных заведений и командиры (начальники) предприятий ГА в случаях, не терпящих отлагательства, имеют право под личную ответственность допускать отступления от требований настоящего Руководства. Об этих действиях они обязаны немедленно информировать УЛС ГС ГА.

Организация летной работы включает:

— планирование летной работы;

— профессиональную подготовку летного состава;

— допуск летного состава к полетам;

— формирование экипажей ВС;

— предварительную и предполетную подготовку экипажей к полету;

— проверку работы летного состава;

— проверку и тренировку летного состава проверяющими в составе экипажа;

— разборы летной работы;

— контроль и анализ летной работы;

— летно-методическую работу.

Организация летной работы в гражданской авиации осуществляется:

— в ГС ГА- Управлением летной службы;

— в ТО УВТ — заместителем начальника УВТ по организации летной работы и летно-штурманским отделом;

— в Центрах ГА и летных учебных заведениях — заместителем начальника по летной подготовке, а также командирами учебно-летных и летно-методических подразделений;

— в авиапредприятиях ГА — заместителем командира по организации летной работы;

— в летных подразделениях — руководителем летного подразделения, его заместителем и штабом подразделения.

Обязанности и права командно-руководящего, командно-летного, инструкторского состава и командиров ВС по вопросам организации летной работы устанавливаются Воздушным кодексом РФ, ФП ИВП, НПП ГА, настоящим Руководством и должностными инструкциями.

Ответственность этих должностных лиц за те или иные действия (или бездействие), возникает как следствие неисполнения или ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей или неприменения предоставленных прав.

2.2. Планирование летной работы

Основные положения.

Планирование летной работы осуществляется в соответствии с перспективными, текущими, оперативными (месячными, суточными) планами работы управлений, предприятий и подразделений ГА.

Целью планирования летной работы является:

— выполнение задач Государственного плана с заданным уровнем экономических показателей;

— обеспечение высокого уровня безопасности и регулярности полетов;

— обеспечение требуемого уровня профессиональной подготовленности летного, командно-летного, инструкторского, инспекторского состава.

При составлении планов летной работы необходимо руководствоваться;

— задачами Государственного плана;

— требованиями НПП ГА и настоящего Руководства;

— анализом организации летной работы и состояния безопасности полетов;

— требованиями приказов, указаний и рекомендаций МТ РФ, ГС ГА и ТО УВТ.

Планирование летной работы в летно-штурманском

(летном) отделе УВТ

В летно-штурманском (летном) отделе управления разрабатываются:

— план основных мероприятий (годовой);

— план-график подготовки, тренировки и проверки (годовой);

— план работы летно-штурманского (летного) отдела (месячный);

— план маневрирования летным составом на авиационных работах.

Планы разрабатываются начальником летно-штурманского (летного) отдела с привлечением необходимых специалистов и утверждаются заместителем начальника управления по организации летной работы в установленные им сроки.

Проект плана основных мероприятий перед утверждением должен рассматриваться на летно-методическом совете управления ГА.

План основных мероприятий должен предусматривать организацию и проведение:

— инструктивно-методических совещаний командно-летного состава по подготовке летной службы к работе в осенне-зимний, весенне-летний периоды;

— методических совещаний командно-летного и инструкторского состава летных подразделений по вопросам совершенствования системы организации летной работы с использованием вычислительной техники;

— методических совещаний инструкторов комплексных тренажеров по вопросам методики летного обучения;

— методических совещаний командно-летного состава по основам профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок, происходящих по вине летного состава;

— сборов различных категорий командно-летного состава по эффективному использованию учебно-методической базы авиапредприятия в системе профессиональной подготовки летного состава;

— конференций по особенностям управления ВС в ожидаемых условиях и особых ситуациях;

— деловых игр при работе с резервом на замещение командных должностей;

— других мероприятий в соответствии с положением о летно-штурманском отделе ТО УВТ.

План-график подготовки, тренировки и проверки должен оформляться в соответствии с требованиями инструкции по летно-штабной документации и учитывать сведения на:

— командиров ОАО (командиров отдельных АЭ);

— заместителей командиров ОАО по организации летной работы;

— командиров летных отрядов;

— инспекторов летно-штурманского (летного) отдела управления.

План работы летно-штурманского (летного) отдела на месяц должен содержать основные мероприятия по организации летной и партийно-воспитательной работы, которые намечается осуществить в предстоящем месяце.

План маневрирования летным составом на авиационных работах составляется при необходимости и должен оформляться в соответствии с установленными требованиями.

Контроль выполнения планов осуществляет начальник летно-штурманского (летного) отдела или лицо, им назначенное.

Планирование летной работы в авиапредприятии

В авиапредприятии разрабатываются:

— план основных мероприятий (годовой);

— план-график проверки экипажей, работающих в отрыве от базы. Планы разрабатываются заместителем по организации летной работы с привлечением необходимых специалистов и утверждаются командиром авиапредприятия в установленные им сроки.

План основных мероприятий должен предусматривать:

— формирование и совершенствование процесса организации летной работы;

— построение целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок, происходящих по вине летного состава;

— развитие учебно-методической базы и повышение эффективности ее использования в системе профессиональной подготовки летного состава.

Примечание. Ежемесячно разрабатывается план работы заместителя командира ОАО по организации летной работы и утверждается командиром авиапредприятия.

План-график проверки экипажей, работающих в отрыве от базы, должен оформляться в соответствии с установленными требованиями и составляться на период выполнения авиационных работ.

Контроль выполнения планов осуществляет начальник штаба авиапредприятия.

В практической деятельности авиапредприятий используются различные виды планов в зависимости от того, какие процессы планируются и какие при этом ставятся цели.

Производственные процессы в гражданской авиации могут планироваться на пять и более лет (перспективные планы), на год, квартал (текущие планы), на месяц и менее (оперативные планы). Существуют планы подразделений и индивидуальные планы. В свою очередь планы подразделений по охватываемому кругу вопросов делятся на общие и подетальные.

Общие планы составляются на всех уровнях планирования, от экипажа до управления гражданской авиации. В них содержатся основные мероприятия по выполнению плановых заданий, организация летной, политико-воспитательной и организационно-массовой работы, указываются конкретные сроки исполнения и работники, ответственные за выполнение отдельных мероприятий.

Подетальные планы дополняют и конкретизируют общие планы по отдельным направлениям летной работы. К ним относятся: план-график профессиональной подготовки и проверки командно-летного состава (текущий); план распределения рейсов (объемов работ) между подразделениями (оперативный); план-наряд на полеты (оперативные); график планирования и учета времени работы и отдыха летного состава (оперативный); сводный план полетов.

Назначение индивидуальных планов — упорядочение деятельности руководителей, распределение их рабочего времени пропорционально объему и важности решаемых ими задач.

Планирование летной работы осуществляется в полном соответствии с требованиями нормативных и руководящих документов, регламентирующих летную работу в гражданской авиации.

Все исходные данные, используемые для составления графика планирования и учета времени работы и отдыха летного состава, подготавливаются с учетом требований Положения о рабочем времени и времени отдыха работников гражданской авиации. Оно регламентирует нормы на продолжительность рабочего времени в течение суток, недели, месяца; отпуск; налет в часах в течение суток, месяца, года; частоту полетов по маршрутам с максимальной нормой налета; ночной налет (от общего налета за месяц); число посадок или заходов на посадку в течение суток; продолжительность непрерывного отдыха после полетов в аэропортах ба-

Тип ВС Нормы летного времени, ч, на
сутки месяц год
Ил-62
Ил-86
Ил-76, Ан-12, Ан-26 (и другие, используемые в грузовом варианте)
Ту-154, Ту-134, Ил-18, Ан-24, Ан-3, Ан-28, Л-410
Як-42, Як-40
Ил-14, Ан-2
Як-18
Ми-4, Ми-6, Ми-10К
Ми-2, Ка-26

зирования, в промежуточных и конечных аэропортах с учетом разности поясного времени между базовым и конечным аэропортом.

Нормы летного времени не являются постоянными для тех или иных типов ВС. По мере совершенствования авиационной техники они периодически уточняются и изменяются.

В гражданской авиации установлено, что нормы общего рабочего времени за сутки не должны превышать 12 ч, за неделю 41 и за месяц 170. . . 185 ч. Суточная норма летного времени не должна превышать 6. . .8 ч, месячный налет 70. . .80 ч, годовой налет 700. . .800 ч (в зависимости от типа ВС, табл. 9.1 ).

Рабочее время членов экипажа ВС складывается из времени работы на земле и в воздухе.

В рабочее время на земле включается время: предполетной подготовки; послеполетной работы, содержащее время смены экипажей; стоянки в промежуточных аэропортах по расписанию, за исключением времени приема пищи и времени отдыха; стоянок в промежуточных и конечных аэропортах в случаях задержки вылета, а также время задержки вылета из аэропорта базирования без предоставления отдыха в специально отведенном для этой цели помещении; работы в подразделении (предварительная подготовка к полетам, послеполетные разборы и т. д.).

Общая продолжительность рабочего времени членов экипажей в течение месяца не должна превышать суммарную норму суточного рабочего времени без ее увеличения с учетом сокращенного рабочего дня в предвыходные и праздничные дни.

К летному времени относится непосредственное время работы летного состава в полете, исчисляемое от запуска двигателей ВС при взлете до окончания пробега после, посадки. Допускается превышение норм летной работы в сутки: при полетах без промежуточных посадок до II ч; при перевозке скоропортящихся грузов до 10 ч; на международных воздушных линиях в случае необходимости до 11 ч.

Продолжительность непрерывного отдыха после полетов должна составлять: в аэропортах базирования 12 ч; в промежуточных и конечных аэропортах 12 ч; в конечных аэропортах с разницей поясного времени 6 ч и более от поясного времени базового аэропорта не менее 14 ч.

2.3. Текущее планирование летной работы

Планирование летной работы в летном отряде

(летно-методическом отделе)

В летном отряде (летно-методическом отделе) разрабатываются:

— план основных мероприятий (годовой);

— план-график подготовки, тренировки и проверки (годовой);

— план работы летного отряда (месячный).

Планы разрабатываются командиром летного отряда (начальником ЛШО) с привлечением необходимых специалистов и утверждаются заместителем по организации летной работы (заместителем начальника училища по летной подготовке) в установленные им сроки.

План основных мероприятий должен предусматривать:

— совершенствование процессов организации летной и партийно-политической работы;

— развитие летно-методической базы и ее использование в профессиональной подготовке летного состава;

— разработку направлений целевой профилактической работы по предупреждению авиационных происшествий и их предпосылок;

— организацию подготовки необходимого количества экипажей с требуемым уровнем профессиональной подготовленности к видам работ для выполнения государственного плана.

План-график полготовки, тренировки и проверки должен оформляться в соответствии о требованиями инструкции по летно-штабной документации и учитывать сведения на:

— заместителя руководителя летного отряда по летной службе (заместителя начальника ЛШО);

— старшего авиационного специалиста летного отряда (летно-методического отдела);

— командиров авиационных эскадрилий.

План работы летного отряда (месячный) должен содержать организационные, летно-методические и партийно-политические мероприятия.

Контроль выполнения планов осуществляет начальник штаба летного отряда.

Основной показатель работы летного подразделения — налет часов по типам ВС. Для оценки показателей плана сначала дается характеристика воздушных линий, закрепленных за данным подразделением согласно действующему расписанию движения самолетов, затем определяется налет часов, плановая эксплуатационная производительность, а также плановый процент коммерческой загрузки. Проект показателей плана, разработанный планово-экономическим отделом предприятия, согласовывается с командирами летных подразделений и утверждается командиром предприятия. До экипажей доводятся основные показатели — налет часов и производительность.

Основным документом для планирования всех видов профессиональной подготовки, а также контроля за их выполнением является план-график профессиональной подготовки и проверки летного и командно-летного состава. Форма плана-графика позволяет подвести итог за предыдущий год и наметить сроки выполнения учебных заведений на предстоящий. В нем условными символами (они приводятся в скобках) отражаются следующие мероприятия:

проверка на подтверждение квалификации по специальности (СПЦ);

проверка техники пилотирования (ТП); проверка техники самолетовождения (СВЖ);

проверка, установленная отдельными указаниями министерства или управления (МВТ РФ и УВТ);

продление срока действия летного свидетельства (СВД);

обязательные ежеквартальные посадки и заходы на посадку в сложных метеоусловиях (СМУ);

подтверждение присвоенного командиру ВС метеоминимума (ММ);

подготовка и проверка летного состава для допуска к самостоятельным полетам (ДП) с добавлением при необходимости к этому обозначению символов, характеризующих вид полетов (НВС — на ВС нового типа, АВТ — с использованием автоматических средств захода на посадку);

подготовка и проверка летного состава для допуска к полетам после перерыва в летной работе (ПЕР);

подготовка для повышения в классе (КЛС);

повышение квалификации в учебно-тренировочном подразделении (УТП) или в учебном заведении (УЗ);

тренировка на комплексном тренажере (КТ);

подготовка к осенне-зимнему (ОЗП) и весенне-летнему периоду (ВЛП) работы;

проведение регулярных предварительных подготовок экипажей к полетам (ПП); провозка по маршруту (ПРВ);

отпуск (ОТП).

В плане-графике могут быть также отражены ежеквартальные медицинские проверки (МЕД).

Специальные символы в виде геометрических фигур не рекомендуется использовать для кодирования мероприятий, так как при большом числе кодов сильно увеличивается время, потребное для их запоминания, и увеличивается вероятность их ошибочной интерпретации.

План-график дополняется годовым планом профессиональной учебы летного состава, который разрабатывается на основе тематики, рекомендуемой летно-штурманским отделом УВТ на каждый учебный год.

Планирование летной работы в авиационной эскадрилье

В авиационной эскадрилье разрабатываются:

— план-график подготовки, тренировки и проверки (годовой);

— план-график авиационной эскадрильи (месячный);

— план-график работы и отдыха летного состава (месячный).

Планы разрабатываются командиром авиационной эскадрильи с привлечением необходимых специалистов и утверждаются командиром латного отряда в установленные им сроки.

План-график полготовки, тренировки и проверки должен оформляться в соответствии с требованиями инструкции по летно-штабной документации и учитывать сведения на:

— заместителя командира авиационной эскадрильи;

— командиров авиационных звеньев;

— пилотов-инструкторов;

— командиров и членов экипажей.

План работы авиационной эскадрильи на месяц должен содержать организационные, летно-методические и политико-воспитательные мероприятия.

План-график работы и отдыха летного состава разрабатывается и ведется в соответствии с требованиями инструкции по летно-штабной документации. Перед утверждением план-график должен быть согласован с профкомом.

Контроль выполнения планов осуществляет помощник командира AЭ по штабной работе.

Оперативное (суточное) планирование полетов в летных

Подразделениях

Оперативное планирование нонетов осуществляется штабами летных подразделений на основании центрального и местного расписаний движения ВС, заданий по авиационным работам, заявок на выполнение спецрейсов, тренировочных и других полетов.

Планы полетов составляются в летных подразделениях и представляются в АДП для составления сводного оперативного плана.

Оперативное планирование полетов на авиационных работах осуществляется согласно заявке на работы на предстоящие сутки.

Суточный план полетов на выполнение авиационных работ составляется при условии готовности экипажей ВС, инженерно-технического персонала и других служб, обеспечивавших полеты на авиационных работах.

Лица командно-руководящего и командно-летного состава летного отряда, запланированные для проверки экипажей, работающих в отрыве от базы, вносятся в суточный план с указанием пунктов и сроков проверки в районе выполнения авиационных работ.

Утвержденный суточный план полетов является основанием для оформления документов по командировке в район проверки.

Оперативный план полетов согласовывается с руководителями служб, обеспечивающих полеты, и утверждается командиром авиапредприятия.

Контроль выполнения оперативного плана и организации взаимодействия служб осуществляет ПДСП (АДП) авиапредприятия.

Примечание. При наличии в авиапредприятии вычислительной техники целесообразна автоматизация процессов планирования и контроля на всех уровнях производства.

2.4. Оперативное планирование летной работы

Основными подетальными документами оперативного планирования летной работы на предстоящий месяц являются план распределения рейсов (объемов работ) и график планирования и учета времени работы и отдыха летного состава.

План распределения рейсов между подразделениями разрабатывает начальник штаба летного подразделения. Он должен формироваться с учетом следующих требований: безусловного обеспечения безопасности полетов, т. е. соблюдения всех положений нормативных документов ГС ГА, регламентирующих работу; достижения требуемых экономических показателей и обеспечения регулярности полетов; пропорционального (числу экипажей) налета часов подразделений; равномерного распределения между подразделениями равнозначных по налету часов рейсов; выполнимости суточного плана полетов для всех подразделений.

При построении плана распределения объемов авиационных работ между подразделениями прежде всего необходимо руководствоваться требованиями уменьшения непроизводительных полетов ВС.

Для оптимизации планирования необходимо выбрать одну целевую функцию, •которая одновременно удовлетворяла бы требованиям основных целей. Анализ показывает, что такой целью может быть ритмичная работа летных подразделений, под которой понимают способность предприятия или его подразделения постоянно и в полной мере использовать свои производственные возможности. Таким образом, каждое летное подразделение и каждый экипаж должны работать с наибольшей производительностью при строгом соблюдении требований, которые призваны обеспечить полную безопасность полетов. Снижение каким-либо экипажем производительности полетов нельзя компенсировать повышением производительности другого экипажа, так как этого не позволяют условия безопасности полетов при достижении им предельных показателей.

Объем летной работы можно выразить в часах налета. В математической записи целевая функция должна предусматривать максимум равномерности налета для подразделения (экипажа) за планируемый период:

F(Tpi)= ½Tнi — Tp½, i = 1, 2…m,

где F(Tpi) — целевая функция, зависящая от планируемого налета; Tнi -нормативный налет подразделения (экипажа); m — число всех подразделений.

Предположим, что авиапредприятие выполняет регулярные и нерегулярные полеты по международным, союзным или местным воздушным линиям несколькими подразделениями, экипажи которых летают на одном типе ВС. Если каждое подразделение работает на своем типе ВС, то планом распределения является расписание полетов ВС. Требуется спланировать рейсы на предстоящий планируемый период при условии, что будет достигнуто минимальное значение F(Tpi) .

Ежесуточный планируемый налет не должен превышать возможности подразделения, т.е.

Rim £ kimNi ,

где Rim — число ‘рейсов, выполняемых i-м подразделением в m-й день планируемого периода; kim — коэфффицент использования экипажей для выполнения рейсов в i-м подразделении в m-й день; Ni — число экипажей в i-м подразделении.

Нормативная наработка экипажей

R m

Tнэ = ( SDjtнj)/ SNi, ,

j=1 i=1

где R — число всех рейсов, выполняемых всеми летными подразделениями; Dj —число всех вылетов по j-му рейсу в течение периода планирования; tнi — суммарный налет в течение j-го рейса.

Нормативный налет i-го подразделения Tнi = tнэNi. Планируемый налет i-го подразделения

Tni = Sdji tнi ,

j = 1

где dji — число вылетов в j-й рейс, выделенных i-му подразделению в планируемый период q.

Задача упрощается, если номера рейсов, выполняемых последовательно экипажем с момента вылета из базового аэропорта до возвращения его в базовый аэропорт, заменить одним номером.

Минимизация целевой функции фактически сводится к требованиюôTнi – Tпi ô= min {tнj}, т.е необходимо, чтобы равномерность планируемого налета не превышала наименьшего суммарного налета в каком-либо рейсе. Этот рейс должен стоять в конце списка рейсов, а возглавлять его должен рейс с максимальным суммарным налетом. Поэтому с точки зрения минимизации целевой функции рейсы должны быть упорядочены по убыванию суммарного налета. В плане, допускающем алгоритмическое распределение рейсов, должны быть следующие исходные данные (форма 9.1):

дни недели, соответствующие числам месяца планируемого периода; даты планируемого периода, продолжительность которого обычно составляет очередной месяц;

номер рейса и его наименование по конечному аэропорту; если конечный аэропорт один и тот же в ряде рейсов, то указывается промежуточный аэропорт, характеризующий этот рейс;

недельная частота рейса, и срок действия расписания движения ВС. Если последний меняется, то для нерегулярных рейсов также устанавливается фиктивная недельная частота, но избыточные рейсы устраняются за счет действия расписания;

суммарный налет за рейс;

время вылета (этот параметр нужен для более точного ориентирования подразделений на тот или иной рейс);

перечень рейсов, которые не могут выполнять отдельные подразделения, и; наоборот, рейсов, которые может выполнять какое-либо подразделение (например, международные рейсы);

коэффициент суточного использования экипажей для выполнения рейсов в i-м подразделении. Этот коэффициент устанавливается по опыту работы, обычно он одинаков для всех подразделений данного авиапредприятия, но в день профессиональной учебы и разборов летной работы для соответствующего подразделения его значение равно нулю;

порядок чередования подразделений при распределении вылетов по каждому рейсу.

Когда рейсы по какой-то трассе полностью выделены одному подразделению, вопрос о порядке чередования не возникает. Но в случае, когда все подразделения или хотя бы два из нихпосылают экипажи выполнять один и тот же рейс, приходится устанавливать порядок чередования. Требование минимизации целевой функции вынуждает устанавливать поочередный порядок с учетов числа экипажей в подразделении. Когда число экипажей одинаковое, т.е. N1=N2=…=Nm, порядок чередования равномерный: 1, 2,…, т. Различное число экипажей в подразделении требует корректирования порядка чередования с учетом пропорциональности.

Обзор существующих систем планирования и управления летной работой



В данной статье речь пойдет о различных, существующих на сегодняшний день, системах автоматизации процессов планирования и управления летной работой авиакомпании. Будут рассмотрены их особенности, достоинства и недостатки.

Ключевые слова: планирование летной работы, управление летной работой, бизнес-процессы в работе авиакомпании, автоматизация в гражданской авиации, автоматизированные системы управления летной работой, системы поддержки принятий решений

Автоматизированные системы управления летной работой помогают эффективному распределению ресурсов авиакомпании. Данные системы осуществляют процесс поддержки принятия решений в процессе планирования летной работы.

В связи с тем, что программное обеспечение планирования и управления летной работой авиакомпании является узкоспециализированным, в свободном доступе можно найти не большое количество прототипов. Рассмотрим принципы построения некоторых из них.

1. Автоматизированная система «Экипаж»

Автоматизированная система планирования и управления летной работой АС «Экипаж» производства РИВЦ-ПУЛКОВО. Система предназначена для организации долгосрочного и краткосрочного планирования, оперативного управления, учета и анализа летной работы подразделений авиакомпании.

Система разработана с применением сложных математических алгоритмов и снабжена мощными современными графическими средствами отображения и управления информацией. Система позволяет организовать процесс планирования и управления летной работой, службой бортпроводников, инженерно-авиационной службой и любых других подразделений авиакомпании, личный состав которых включается в состав экипажа, выполняющего рейс.

Это достигается путем динамического разделения функциональности системы на несколько самостоятельных алгоритмов (веток) с учетом особенностей работы каждого подразделения. В состав АС «Экипаж» входят следующие модули:

  1. Модуль Crew/Data обеспечивает ведение нормативно-справочной информации (НСИ), необходимой для планирования и управления летной работой в авиакомпании.
  2. В модуле Crew/Personal реализованы функции ввода, хранения и контроля данных о личном составе авиакомпании: допуски, обучение, проверки, персональный налет, отпуска, листы нетрудоспособности и т. п.
  3. Модуль Crew/Planning обеспечивает функции долгосрочного и краткосрочного планирования и управления летной работой. В нем реализованы сложные многофакторные алгоритмы автоматического формирования связок рейсов, распределения связок рейсов и резервов по подразделениям авиакомпании,
  4. Модуль Crew/Tracking оперативного управления реализует функции контроля прохода экипажей на борт воздушного судна (диспетчер старта) и оперативного оповещения летного состава об изменениях в плане работы на ближайшее время (call-центр) с возможностью ведения протокола оповещений.
  5. Модуль Crew/Analysis предназначен для формирования аналитических отчетов по персоналу и летной работе.
  6. Модуль Crew/Processing предназначен для обработки заданий на полет, заданий кабинному экипажу, учебно-тренировочных заданий.
  7. Модуль Crew/Salary предназначен для использования в отделе труда и заработной платы авиакомпании, обеспечивает расчет сдельной заработной платы и компенсационных выплат (суточных) летно-подъемному составу, основываясь на данных о налете и рабочем времени, полученных после обработки заданий на полет.
  8. Личный кабинет (Crew/Cabinet) — это интернет-приложение, позволяющее сотрудникам авиакомпании оперативно получать информацию в удаленном режиме, по персональным планам работы и отдыха на период, фактически выполненным рейсам, рабочему времени и налете часов, срокам действия допусков/ограничений/проверок.
  9. Модуль Crew/WebTraining предназначен для проведения обучения и контроля знаний сотрудников авиакомпании: ведение электронной библиотеки документов с возможностью создания сложной иерархической структуры разделов, формирование тестов, назначение сотрудникам заданий на ознакомление с документами и прохождение тестирования.

Рис. 1. Интерфейс формы «Оборот экипажей» в системе пользователя АС «Экипаж»

2. Интегрированная автоматизированная система «Meridian»

ИАС «Meridian» — интегрированная автоматизированная система, которая позволяет решать задачи составления и оптимизации регулярного и чартерного расписания, планирование и управление воздушным парком и летным составом авиакомпании, а также обеспечивает доступ персонала ко всей необходимой производственной информации.

В состав системы входят следующие модули:

  1. Meridian.Net — оснащена современными функциональными возможностями составления расписания, обладает высокой производительностью и предоставляет механизм для ведения нескольких проектов расписания на одну и ту же навигацию.
  2. Подсистема Meridian.OPS предназначена для предварительного планирования расстановки парка ВС, управления суточным планом полетов и контроля за ходом выполнения подготовки ВС к вылету.
  1. Подсистема Meridian.Crew предназначена для автоматизации процессов подготовки и планирования летного состава авиакомпании в соответствии с нормативной базой по организации летной работы.
  2. Подсистема Meridian.Nav представляет собой инструмент для ведения базы данных выполненных инженерно-штурманских расчетов.
  3. Meridian.Mobile представляет собой инструмент для контроля обслуживания ВС и упрощение таких задач как: автоматизация и формализация передачи данных, сбор временных и количественных данных об операциях обслуживания ВС и пассажиров, формирование сообщений о задержках и табло движения ВС, информирование персонала на перроне, контроль доставки сообщений.
  4. Meridian.Webпредставляет собой сайт системы Meridian, предназначенный для быстрого и легкого доступа к наиболее часто запрашиваемой информации и в соответствии с требованиями IOSA.
  5. Meridian.LMS предназначен для организации обучения и проверки знаний персонала с помощью системы тестирования, проведения анализа результатов с возможностью внесения изменений в программу и предлагаемые тесты.

Рис. 2. Интерфейс формы «План полетов» в ИАС «Meridian»

  1. Автоматизированная система управления ASNext

Автоматизированная система управления производственной деятельностью авиапредприятия ASNext комплексно решает задачи производственных служб: планирование, учет, контроль и анализ авиатранспортных процессов. В состав АСУ «ASNext» входят следующие модули:

1. ASNextAir — автоматизированная система управления экономической деятельностью авиакомпании.

  1. ASNextCrew —автоматизированная система управления летной работой авиакомпании, которая реализует следующие функции: учет и контроль сведений по летному составу, планирование летной работы в летной службе, планирование летной работы бортпроводников, расчет налета и оплаты летного труда.
  2. ASNextOPS —автоматизированная система управления полетами авиакомпании.
  3. ASNextAgencyNet— автоматизированная система управления агентской сетью авиакомпании.
  4. ASNextITP—автоматизированная система управления инженерно-техническим персоналом.
  5. ASNextEITP — автоматизированная система планирования и контроля объема исполняемых работ.

Рис. 3. Интерфейс формы «Расписание»в АСУ ASNext

Сравнительный анализ рассмотренных систем

Выше были рассмотрены 3 самые известные на сегодняшний день системы планирования и управления летной работой. Несомненно, каждая из них обладает большим разнообразием функций, эффективно выполняет свое предназначение и занимают свое место на рынке подобных систем.

  1. АС «ЭКИПАЖ».
  2. ИАС «Meridian».
  3. АСУ «ASNext».

Анализ проводился по различным характеристикам. Были выявлены как положительные, так и отрицательные черты. В целом функциональные возможности рассматриваемых прототипов идентичны. Ниже приведена таблица, в которой приведен сравнительный анализ рассматриваемых автоматизированных систем.

Таблица 1

Сравнительный анализ прототипов

АС «ЭКИПАЖ»

ИАС «Meridian»

АСУ «ASNext»

Ведение нормативно-справочной информации системы

+

+

+

Управление персоналом

+

+

+

Планирование и управление летной работой

+

+

+

Оперативное управление

+

Анализ и отчетность

+

+

+

Обработка полетных документов

+

+

+

Расчет сдельной заработной платы ЛПС

+

Личный кабинет

+

+

Обучение и контроль знаний сотрудников авиакомпании

+

+

Выводы

Все рассмотренные системы обладают отличным функционалом и идеально подходят для использования в крупных авиакомпаниях. Однако, они очень объемны и сложны в использовании. Рассмотренные системы обладают высокой стоимостью, а также их достаточно сложно быстро адаптировать под нужды небольших авиакомпаний.

Литература:

  1. Обзор системы организации долгосрочного и краткосрочного планирования, оперативного управления, учета и анализа летной работы подразделений авиакомпании «Экипаж». URL:http://www.rivc-pulkovo.ru.
  2. Обзор системы планирования ресурсов авиакомпании и управления летной работой » Meridian». URL: http://midtdata.ru.
  3. Обзор системы управления производственной деятельностью авиапредприятия. URL: http://asnext.aero.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *