Содержание

Квалификационные требования к руководителю медицинской организации

На практике не редко возникает вопрос: должен ли единоличный исполнительный орган и фактический руководитель медицинской организации иметь медицинское образование и профессионально разбираться в вопросах основной деятельности клиники или же ему достаточно быть способным администратором и разбираться непрофильных областях. Обратимся к законодательству и практике его применения.

Трудовой кодекс РФ и ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» № 323-ФЗ не содержит специальных квалификационных требований к должности «руководитель медицинской организации». Данные требования содержаться в подзаконных нормативных актах, регулирующих квалификационные характеристики должностей.

СТОИМОСТЬ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ

К числу таких нормативных актов относятся:

  • Номенклатура должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г.;
  • Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников в сфере здравоохранения», утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г.


Перечень должностей, составляющих «Должности руководителей» раскрывается в Номенклатуре должностей медицинских работников и фармацевтических работников, утв. Приказом Минздрава РФ № 1183н от 20.12.2012 г. Согласно этому документу «Должности руководителей» включены в п.1.1 раздела I «Медицинские работники». Из чего можно сделать вывод, что должности руководителей могут занимать только медицинские работники.

Итак, Раздел I «Медицинские работники», подраздел 1.1. «Должности руководителей»:

  • главный врач (начальник) медицинской организации;
  • директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа;
  • заместитель руководителя (начальника) медицинской организации;
  • заведующий (начальник) структурного подразделения (отдела, отделения, лаборатории, кабинета, отряда и другое) медицинской организации – врач — специалист;
  • заведующий (главный врач, начальник) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации;
  • главная медицинская сестра (главная акушерка, главный фельдшер).

В Примечании к Номенклатуре должностей сделана важная оговорка в отношении 3-х должностей из 6-ти выше перечисленных, а именно, в отношении:

  • «главного врача (начальника) медицинской организации»,
  • «заместителя руководителя (начальника) медицинской организации»,
  • «заведующего (главного врача, начальника) структурного подразделения, осуществляющего медицинскую деятельность, иной организации».

Примечание к документу говорит о том, что перечисленные выше 3 должности относятся к должностям медицинских работников в случае, если в их трудовые (должностные) обязанности входит осуществление медицинской деятельности.

В отношении оставшихся 3-х должностей, в том числе должности «директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» такой оговорки нет.

Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом № 541н от 23.07.2010 г. в разделе II «Должности руководителей» не говорит об обязательном наличии медицинского образования в отношении должности:

  • Руководитель (главный врач, директор, начальник) федеральных бюджетных учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека,
  • Директора больницы (дома) сестринского ухода и хосписа.

Работник на должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» может, как иметь, так и не иметь медицинское образование, но в любом случае обязан иметь сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» и стаж работы на руководящих должностях.


Приведем выдержки из нормативных документов.

Применительно к должности «главный врач (президент, директор, заведующий, управляющий, начальник медицинской организации)» предъявляются следующие квалификационные требования:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Медико-профилактическое дело», «Стоматология», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или высшее профессиональное (экономическое, юридическое) образование и специальная подготовка по менеджменту в здравоохранении, стаж работы на руководящих должностях не менее 5 лет. Для президента медицинской организации стаж работы в медицинских организациях не менее 25 лет.

Применительно к должности «Директор больницы (дома) сестринского ухода, хосписа» предъявляются следующие требования к квалификации:

«Высшее профессиональное образование по специальности «Лечебное дело», «Педиатрия», «Сестринское дело», послевузовское профессиональное образование и/или дополнительное профессиональное образование, сертификат специалиста по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» или «Управление сестринской деятельностью», стаж работы в медицинских организациях не менее 5 лет или среднее профессиональное образование (повышенный уровень) по специальности «Сестринское дело», «Лечебное дело», «Акушерское дело» и сертификат специалиста по специальности «Организация сестринского дела», стаж работы в медицинских организациях не менее 10 лет».


В Письме Министерства труда и социальной защиты РФ № 14-0/10/В-2253 от 4 апреля 2016 г. со ссылкой на ТК РФ названы два случая, при наличии которых требования профессиональных стандартов обязательны:

  • если в соответствии с ТК РФ или иными федеральными законами с выполнением работ по этим должностям, профессиям, специальностям связано предоставление компенсаций и льгот либо наличие ограничений (ст. 57 ТК РФ);
  • если требования к квалификации, необходимой работнику для выполнения трудовой функции, установлены ТК РФ, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 195.3 ТК РФ).

В других случаях эти требования носят рекомендательный характер.

Законодательство о лицензировании медицинской деятельности устанавливает требования к уровню образования руководителя медицинской организации (подп. в, г п. 4 Положения о лицензировании медицинской деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ № 291 от 16.04.2012 г.).

Так, у руководителя медицинской организации, заместителей руководителя медицинской организации, ответственных за осуществление медицинской деятельности, должно быть:

  • высшее медицинское образование;
  • послевузовское и (или) дополнительное профессиональное образование, предусмотренное квалификационными требованиями к специалистам с высшим и послевузовским медицинским образованием в сфере здравоохранения;
  • сертификат специалиста;
  • а также дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • наличие стажа работы по специальности не менее 5 лет.

Соответствие данным требованиям должно иметь документальное подтверждение.

АТТЕСТАЦИЯ МЕДИЦИНСКИХ И ФАРМАЦЕВТИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Важно! Обращает на себя внимание и порождает конфликты на практике фраза «ответственных за осуществление медицинской деятельности».

Как видно из приведенных нормативных актов, существует коллизия между Единым квалификационным справочником, Номенклатурой должностей в сфере здравоохранения и Положением о лицензировании медицинской деятельности. В связи с этим, вызывает интерес оценка указанной коллизии судами.

Правоприменительная практика арбитражных судов.

DUE DILIGENCE

Важно! Обнаруженная нами правоприменительная практика арбитражных судов свидетельствует о том, что контролирующие органы, как правило, отсутствие у руководителя медицинского образования всегда оценивают как нарушение лицензионных требований. К нарушителю применяется штраф статье 14.1 КоАП РФ.

Арбитражные суды, рассматривая вопрос обоснованности применения штрафных санкций, в большинстве случаев, подтверждают правильность выводов контролирующих органов, и реже встают на сторону медицинской организации.

Ниже приведем примеры судебных решений: в первом случае суды рассматривали ситуацию, когда у руководителя есть медицинское образование, но нет сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье и стажа работы в медицинских организациях; во втором случае – нет медицинского образования.

Примеры судебных решений.

В приведенных ниже судебных актах арбитражный суд признал обоснованным привлечение к административной ответственности по факту отсутствия у руководителя медицинской организации медицинского образования в ситуации, когда в штате организации имеется заместитель директора по медицинской части.

Постановление Арбитражного суда Московского округа от 18.08.2015 г. по делу № А40-180007/2013

«…Как установили суды двух инстанций, на основании распоряжения департамента здравоохранения города Москвы от 18.11.2013 № 1303-р была проведена внеплановая выездная проверка соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении медицинской деятельности ООО «Идеал-С» по адресу г. Москва, ул. Верхние поля, д. 11, корп. 1.

ПРАВА ПАЦИЕНТА ПРИ ОКАЗАНИИ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

В ходе проверки выявлены нарушения…:

  • в нарушение подпункта «в» пункта 4 Положения у руководителя — генерального директора Соколова В.Л. (приказ от 05.09.2012 N 08-к) отсутствует высшее медицинское образование, у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. (приказ от 16.09.2012 N 09/К, трудовой договор от 16.09.2012) отсутствует дополнительное профессиональное образование и сертификат специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье»;
  • в нарушение подпункта «г» пункта 4 Положения у заместителя генерального директора по лечебной работе Рябовой О.И. не подтвержден стаж работы по специальности «стоматология хирургическая» не менее 5 лет;

…Результаты проверки зафиксированы в протоколе от 21.11.2013 № 1303-р об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч.4 си.14.1 КоАП РФ.

Рассматривая заявленное по делу требование, суды двух инстанций признали документально подтвержденным факт совершения обществом вмененного правонарушения. Событие и состав правонарушения подтверждаются материалами административного дела, в том числе актом проверки и протоколом об административном правонарушении…

С учетом указанных обстоятельств суд кассационной инстанции считает правомерным назначение обществу административного штрафа в пределах санкции ч.4 ст.14.1 КоАП РФ.

…Ссылки общества на получение лицензии на законном основании и по требованиям законодательства на дату ее получения, не оказывают влияния на правомерность привлечения к административной ответственности. Обстоятельства получения лицензии не подлежат установлению в рамках настоящего спора. Судами установлено, что на момент проведения проверки, обществом осуществлялась деятельность с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией)…

  • Утверждение общества об отсутствии в его действиях состава правонарушения отклоняется как направленное на переоценку установленных судами двух инстанций обстоятельств дела».

Постановление Одинадцатого арбитражного апелляционного суда от 13 февраля 2014 г. по делу № А55-24619/2013

«Из материалов дела видно, что на момент проверки руководство ООО «ЛОТОС» осуществляла генеральный директор…, имеющая диплом о высшем образовании по квалификации «менеджер» по специальности «сестринское дело»… и стаж работы по специальности менее 5 лет.

Из представленных… документов усматривается, что… занимает должность директора, в ее обязанности входит непосредственное осуществление руководства финансовой и хозяйственной деятельности общества по оказанию медицинских услуг населению, с решением вопросов, требующих специальных познаний в медицинской сфере.

Довод общества о возможности несоответствия его действующего единоличного исполнительного органа предъявляемым к должности требованиям суд первой инстанции обоснованно отклонил.

Положение о лицензировании медицинской деятельности не предусматривает каких-либо изъятий из требований к руководителю медицинской организации, являющемуся в данном случае специальным субъектом, вне зависимости от решений иных органов, в том числе его личных, как единоличного исполнительного органа общества.

Представленные обществом должностная инструкция заместителя директора ООО «ЛОТОС» по медицинской части…, являются внутренними актами организации, которые не освобождают субъектов медицинской деятельности от соблюдения требований законодательства в сфере лицензирования отдельных видов деятельности».

Аналогичные выводы содержаться в Постановлении Арбитражного суда Дальневосточного округа от 5 марта 2015 г. по Делу № Ф03-213/2015: «Административным органом проведена выездная внеплановая проверка… соответствия осуществляемой обществом медицинской деятельности установленным лицензионным требованиям и условиям. В результате проверки установлено, что директор общества, являющегося медицинской организацией, не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью. Нарушение зафиксировано в акте проверки… По данному факту министерством здравоохранения в отношении общества … составлен протокол… об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ».

Важно! Суд обратил внимание на то, что отсутствие у директора, высшего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», как обоснованно указали обе судебные инстанции, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан.

«…Судами установлено и материалами дела подтверждается, что в нарушение приведенных выше норм права директор общества, являющегося медицинской организацией, Ежевская Е.В. не имеет высшего медицинского образования и сертификата специалиста по организации здравоохранения и общественному здоровью.

Поскольку несоблюдение установленного Положением о лицензировании медицинской деятельности требования о наличии у соответствующих руководителей, ответственных за осуществление медицинской деятельности, высшего медицинского образования и сертификата специалиста по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье», как обоснованно указали обе судебные инстанции, создает угрозу причинения вреда жизни, здоровью граждан и, следовательно, является грубым нарушением лицензионных требований при ведении медицинской деятельности, то привлечение общества к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, является правомерным».

Нами обнаружен судебный акт, содержащий противоположные выводы:

Постановление Седьмого Арбитражного Апелляционного суда от 7 ноября 2014 г. по делу № А03-13309/2014. В данном судебном акте указано, что квалифицирующим признаком при применении положений законодательства о лицензировании является факт возложения на соответствующее должностное лицо (руководителя, заместителей руководителя, руководителя структурного подразделения) ответственности за осуществление медицинской деятельности.

Директор проверяемого юридического лица не отвечает за осуществление медицинской деятельности. В организации имеются два руководителя: директор и начальник медицинской службы. Приказом по организации распределены должностные обязанности, входящие в компетенцию начальника медицинской службы и директора. При этом, именно в должностные обязанности начальника медицинской службы входят обязанности, связанные с осуществлением медицинской деятельности, что подтверждается также и утвержденной в Обществе инструкцией начальника медицинской службы. В обязанности директора входит исключительно организация и оперативное руководство производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью.

Все лица, занимающие (или занимавшие ранее) должность начальника медицинской службы имеют высшее медицинское образование, необходимые квалификацию, стаж работы и т.д. В связи с чем, суд первой инстанции пришел к выводу о необоснованности применения штрафных санкций.

Правоприменительной практикой судов также подтверждается обоснованность применения штрафных санкций в ситуации, когда у руководителя медицинской организации отсутствует действующий сертификат «организация здравоохранения и общественное здоровье», но имеется медицинское образование – Постановление Верховного Суда РФ от 27.10.2014 г. № 302-КГ14-2669 по делу № А33-11226/2013; Решение Арбитражного суда Орловской области от 22 апреля 2016 г. по делу № А48-1595/2016.

>Специальность «Общественное здравоохранение» (магистратура)

Условия поступления

Рассчитанный в первую очередь на выпускников медицинских вузов, курс нацелен на углубленную подготовку специалистов по охране общественного здоровья. Условия зачисления в разных учебных заведениях не всегда одинаковы, поэтому о вступительных испытаниях лучше осведомиться там, куда вы намерены подавать документы.

Будущая специальность

Магистрантов учат разбираться в тонкостях отечественного здравоохранения, чтобы впоследствии решать проблемы профилактики болезней и укрепления здоровья нации. Выпускники хорошо проявляют себя на руководящих постах в медицине, занимаются вопросами нормативной документации, преподают и ведут научную работу.

Куда поступать

Магистров по данному направлению готовят во многих российских вузах. Примеры:

  • Первый Московский государственный медицинский университет им. Сеченова;
  • Тюменский государственный университет;
  • Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет;
  • Северный государственный медицинский университет;
  • Рязанский государственный медицинский университет им. Павлова.

> Срок обучения

Согласно нормам законодательства, программа магистратуры рассчитана на два года.

Изучаемые предметы

Будущий магистр во время учебы проходит теоретический курс и осваивает следующие дисциплины:

  • введение в общественное здравоохранение;
  • введение в биостатистику;
  • математическое моделирование;
  • общественное здравоохранение: научные методы;
  • укрепление здоровья;
  • политика здравоохранения;
  • основы психологии и социологии в сфере здравоохранения;
  • экономика здоровья;
  • менеджмент в здравоохранении;
  • биоэтика в здравоохранении;
  • информационные технологии;
  • экология человека;
  • иностранный язык.

Приобретаемые навыки

Магистранты учатся:

  • разрабатывать программы по профилактике заболеваний и снижению смертности;
  • предпринимать меры по борьбе с опасными инфекциями;
  • изучать факторы, которые влияют на уровень заболеваемости населения;
  • проводить научные исследования в сфере общественного здравоохранения;
  • преподавать в высших учебных заведениях;
  • разрабатывать медицинскую документацию;
  • оценивать эффективность действующих норм и стандартов в медицинской сфере.

Перспективы трудоустройства

Специальность становится все более востребованной. Это связано как с государственной политикой, так и с насущными проблемами в отрасли.

Хорошие профессионалы нужны в учреждениях, которые занимаются санитарным просвещением. Также можно найти себя в практической медицине и в образовании. Выпускники магистратуры устраиваются в крупные клиники, работают в региональных и федеральных департаментах здравоохранения, а также профильных научно-исследовательских институтах.

Возможные должности:

  • менеджер;
  • чиновник;
  • практикующий врач;
  • клиницист;
  • преподаватель вуза.

Уровень оплаты труда зависит от учреждения, региона и должности, которую занимает специалист. Практикующий врач зарабатывает от 25 тысяч, для руководящих постов предусмотрены гораздо более высокие оклады.

Преимущества профессионального роста

У выпускника есть богатые возможности для того, чтобы реализовать себя в исследовательской работе. Если магистр желает продолжить научные изыскания, ему стоит поступить в аспирантуру и защитить кандидатскую диссертацию. Ученая степень свидетельствует о высоком профессиональном уровне специалиста и повышает интерес к нему со стороны работодателей.

>Общественное здравоохранение — магистратура (32.04.01)

Описание

В магистратуре по специальности «Общественное здравоохранение» готовят специалистов к профессиональной научной деятельности в области здравоохранения, которые будут готовы осуществлять мониторинг здоровья населения и его комплексную оценку, проводить мероприятия по сохранению здоровья населения и его укреплению, определять факторы, влияющие на общественное здоровье и эффективно устранять негативные. Основное отличие магистерской учебной программы от программы бакалавриата в том, что она направлена не столько на получение теоретических знаний в области общественного здравоохранения, сколько на формирование у молодых специалистов практических умений и целостного взгляда на здравоохранение, что поможет в дальнейшем проводить самостоятельные исследования в этой области и работать в управлении. В учебную программу включены базовые дисциплины, к примеру, такие как «Иностранный язык», «Основы биоэтики», «История и философия науки»; профилирующие предметы: «Законодательство в здравоохранении», «Экономика здравоохранения», «Организация и управление здравоохранением» и др., а также ряд дополнительных предметов. Магистрантов готовят к тому, что они будут разрабатывать практические меры и проводить определенные мероприятия, направленные на снижение заболеваемости и смертности людей, заниматься экологическими вопросами, вирусологией, герантологией, паразитологией и биостатистикой, разрабатывать комплекс мер по борьбе с опасными инфекциями, заниматься вопросами профессионального здоровья и аспектами воздействия внешней среды на здоровье населения.

Кем работать

Высококвалифицированные магистры по этой специальности востребованы как в государственных и федеральных учреждениях в сфере здравоохранения, так и в неправительственных организациях.Первым местом их трудоустройства могут стать отделы общественного здравоохранения, органы управления здравоохранения, государственные НИИ в области общественного здоровья, учреждения санитарного просвещения, организации в сфере практического здравоохранения, Содружества департаментов. Выпускники магистратуры могут заниматься разработкой и реализацией клинических исследований, проектов и мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения, профилактику заболеваний и вирусных инфекций. Магистры смогут работать менеджерами, общественными руководителями медико-санитарных служб, практикующими врачами или клиницистами.

Курс Организация здравоохранения и общественное здоровье — профессиональная переподготовка

Профессиональная переподготовка для организаторов здравоохранения: руководителей медицинских организаций, их заместителей, врачей-статистиков, врачей по орг-метод работе, специалистов, находящихся в резерве на замещение данных должностей.

Цикл профессиональной переподготовки «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Цель программы: обеспечение специалиста современными знаниями, практическими навыками и умениями для осуществления управленческой деятельности в организациях и учреждениях системы здравоохранения и медицинского страхования.

Категория слушателей: руководители органов управления, учреждений и организаций здравоохранения, их заместители и резерв руководящего состава, врачи-методисты, врачи-статистики, специалистов системы медицинского страхования, научные сотрудники и преподаватели, работающие в учреждениях высшего профессионального и дополнительного профессионального образования, научно-исследовательских институтах.

1. Организация здравоохранения и общественное здоровье.
2. Теоретические основы организации здравоохранения и общественного здоровья.
3. Общественное здоровье и факторы, его определяющие.
4. Система охраны здоровья населения. Общественное здравоохранение.
5. Основы менеджмента.
6. Менеджмент и маркетинг в здравоохранении.
7. Экономика здравоохранения и социология медицины.
8. Основы медицинского законодательства и права.
9. Информационные технологии.
10. Психология управления.

Для получения документа Вам необходимо:

Просим предоставить договор до начала цикла или в день начала цикла (иначе слушатель не будет допущен к циклу).

1. Прослушать цикл лекций . Процент прослушанных лекций должен быть более 70%.

2. После прослушивания лекций пройти тестирование. Результат тестирования д.б. не менее 71%.

3. Прислать на эл.почту ozzfpkv@pimunn.ru копию платежного поручения (оплатить обучение необходимо до конца цикла).

Обучение на курсе «Организация здравоохранения и общественное здоровье — профессиональная переподготовка» дистанционное очно-заочное:

  • Дистанционно происходит ваша регистрация на цикл и получение обучающих материалов.
  • Очно — то есть лично, вы их изучаете на своем компьютере в удобное для вас время
  • Заочно — проходите контроль знаний

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!!! Нас часто спрашивают, указывается ли в документах, что вы прошли дистанционное обучение. Отвечаем, что вас обучает бюджетная организация. Форма заполнения документов определена законодательством РФ. В документах нет полей для указания подобных данных. Посмотрите примеры реальных документов.

Для зачисления на цикл «Организация здравоохранения и общественное здоровье — профессиональная переподготовка» необходимо представить следующие документы:

  1. Копия российского паспорта
  2. Копия диплома об окончании медицинского учебного заведения (факультета).
  3. Копия удостоверения об окончании интернатуры.
  4. Копия диплома, удостоверения или свидетельства о профессиональной переподготовке (специализации), повышении квалификации (для циклов повышения квалификации).
  5. Копия ранее выданного сертификата специалиста, соответствующий специальности предстоящего цикла (для циклов повышения квалификации).
  6. Копия трудовой книжки, послужного списка для военнослужащих с указанием «работает по настоящее время»

Документы должны быть заверены руководителем вашей организации.

Для записи на цикл «Организация здравоохранения и общественное здоровье — профессиональная переподготовка» нажмите зеленую кнопку вначале и в конце этой страницы — промотайте вверх или вниз.

ОБРАЩАЕМ ВАШЕ ВНИМАНИЕ!

Дистанционное обучение производится напрямую на кафедре Общественного здоровья и здравоохранения Приволжского Исследовательского Медицинского Университета Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Обучающая организация: ФГБОУ ВО «ПИМУ» Минздрава России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Приволжский Исследовательский Медицинский Университет » Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Учредитель: Министерство здравоохранения Российской Федерации.

Дата создания образовательной организации: 20 марта 1920 года

Юридический адрес: 603005, г. Нижний Новгород, пл. Минина и Пожарского, д.10/1

Инструкция: Поставьте галочку напротив нужной вам даты. Обучение в этих сроках точно состоится. Не уверены что этот курс вам подходит? Просрочен сертификат или удостоверение?
Нужно переобучение? Задайте вопрос специалисту по ДПО — metodist@edu-med.ru


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *