Содержание

Глава 6.3. ПУЭ-7. НАРУЖНОЕ ОСВЕЩЕНИЕ

Содежание

Источники света, установка осветительных приборов и опор
Питание установок наружного освещения
Выполнение и защита сетей наружного освещения

ИСТОЧНИКИ СВЕТА, УСТАНОВКА ОСВЕТИТЕЛЬНЫХ ПРИБОРОВ И ОПОР

6.3.1. Для наружного освещения могут применяться любые источники света (см. 6.1.11).
Для охранного освещения территорий предприятий применение разрядных ламп не допускается в случаях, когда охранное освещение нормально не включено и включается автоматически от действия охранной сигнализации.
6.3.2. Осветительные приборы наружного освещения (светильники, прожекторы) могут устанавливаться на специально предназначенных для наружного освещения опорах, опорах воздушных линий до 1 кВ, опорах контактной сети электрифицированного городского транспорта всех видов токов напряжением до 600 В, стенах и перекрытиях зданий и сооружений, мачтах (в том числе мачтах отдельно стоящих молниеотводов), технологических эстакадах, площадках технологических установок и дымовых труб, парапетах и ограждениях мостов и транспортных эстакад, на металлических, железобетонных и других конструкциях зданий и сооружений независимо от отметки их расположения, могут быть подвешены на тросах, укрепленных на стенах зданий и опорах, а также установлены на уровне земли и ниже.
6.3.3. Установка светильников наружного освещения на опорах ВЛ до 1 кВ должна выполняться:
1. При обслуживании светильников с телескопической вышки с изолирующим звеном, как правило, выше проводов ВЛ или на уровне нижних проводов ВЛ при размещении светильников и проводов ВЛ с разных сторон опоры. Расстояние по горизонтали от светильника до ближайшего провода ВЛ должно быть не менее 0,6 м.
2. При обслуживании светильников иными способами — ниже проводов ВЛ. Расстояние по вертикали от светильника до провода ВЛ (в свету) должно быть не менее 0,2 м, расстояние по горизонтали от светильника до опоры (в свету) должно быть не более 0,4 м.
6.3.4. При подвеске светильников на тросах должны приниматься меры по исключению раскачивания светильников от воздействия ветра.
6.3.5. Над проезжей частью улиц, дорог и площадей светильники должны устанавливаться на высоте не менее 6,5 м.
При установке светильников над контактной сетью трамвая высота установки светильника должна быть не менее 8 м до головки рельса. При расположении светильников над контактной сетью троллейбуса — не менее 9 м от уровня проезжей части. Расстояние по вертикали от проводов линий уличного освещения до поперечин контактной сети или до подвешенных к поперечинам иллюминационных гирлянд должно быть не менее 0,5м.
6.3.6. Над бульварами и пешеходными дорогами светильники должны устанавливаться на высоте не менее 3 м.
Наименьшая высота установки осветительных приборов для освещения газонов и фасадов зданий и сооружений и для декоративного освещения не ограничивается при условии соблюдения требований 6.1.15.
Установка осветительных приборов в приямках ниже уровня земли разрешается при наличии дренажных или других аналогичных устройств по удалению воды из приямков.
6.3.7. Для освещения транспортных развязок, городских и других площадей светильники могут устанавливаться на опорах высотой 20 м и более при условии обеспечения безопасности их обслуживания (например, опускание светильников, устройство площадок, использование вышек и т. п.).
Допускается размещать светильники в парапетах и ограждениях мостов и эстакад из несгораемых материалов на высоте 0,9—1,3 м над проезжей частью при условии защиты от прикосновений к токоведущим частям светильников.
6.3.8. Опоры установок освещения площадей, улиц, дорог должны располагаться на расстоянии не менее 1 м от лицевой грани бортового камня до внешней поверхности цоколя опоры на магистральных улицах и дорогах с интенсивным транспортным движением и не менее 0,6 м на других улицах, дорогах и площадях. Это расстояние разрешается уменьшать до 0,3 м при условии отсутствия маршрутов городского транспорта и грузовых машин. При отсутствии бортового камня расстояние от кромки проезжей части до внешней поверхности цоколя опоры должно быть не менее 1,75м.
На территориях промышленных предприятий расстояние от опоры наружного освещения до проезжей части рекомендуется принимать не менее 1 м. Допускается уменьшение этого расстояния до 0,6 м.
6.3.9. Опоры освещения улиц и дорог, имеющих разделительные полосы шириной 4 м и более, могут устанавливаться по центру разделительных полос.
6.3.10. На улицах и дорогах, имеющих кюветы, допускается устанавливать опоры за кюветом, если расстояние от опоры до ближайшей границы проезжей части не превышает 4 м.
Опора не должна находиться между пожарным гидрантом и проезжей частью.
6.3.11. Опоры на пересечениях и примыканиях улиц и дорог рекомендуется устанавливать на расстоянии не менее 1,5 м от начала закругления тротуаров, не нарушая линии установки опор.
6.3.12. Опоры наружного освещения на инженерных сооружениях (мостах, путепроводах, транспортных эстакадах и т. п.) следует устанавливать в створе ограждений в стальных станинах или на фланцах, прикрепляемых к несущим элементам инженерного сооружения.
6.3.13. Опоры для светильников освещения аллей и пешеходных дорог должны располагаться вне пешеходной части.
6.3.14. Светильники на улицах и дорогах с рядовой посадкой деревьев должны устанавливаться вне крон деревьев на удлиненных кронштейнах, обращенных в сторону проезжей части улицы, или следует применять тросовую подвеску светильников.

ПИТАНИЕ УСТАНОВОК НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

6.3.15. Питание установок наружного освещения может выполняться непосредственно от трансформаторных подстанций, распределительных пунктов и вводно-распределительных устройств (ВРУ).
6.3.16. Для питания светильников уличного освещения, а также наружного освещения промышленных предприятий должны прокладываться, как правило, самостоятельные линии.
Питание светильников допускается выполнять от дополнительно прокладываемых для этого фазных и общего нулевого провода воздушной электрической сети города, населенного пункта, промышленного предприятия.
6.3.17. Осветительные установки городских транспортных и пешеходных тоннелей, осветительные установки улиц, дорог и площадей категории А по надежности электроснабжения относятся ко второй категории, остальные наружные осветительные установки — к третьей категории.
6.3.18. Питание светильников освещения территорий микрорайонов следует осуществлять непосредственно от пунктов питания наружного освещения или от проходящих вблизи сетей уличного освещения, исключая сети улиц категории А, в зависимости от принятой в населенном пункте системы эксплуатации. Светильники наружного освещения территорий детских яслей-садов, общеобразовательных школ, школ-интернатов, больниц, госпиталей, санаториев, пансионатов, домов отдыха, пионерлагерей могут питаться как от вводных устройств этих зданий или от трансформаторных подстанций, так и от ближайших распределительных сетей наружного освещения при условии соблюдения требований 6.5.27.
6.3.19. Освещение открытых технологических установок, открытых площадок производства работ, открытых эстакад, складов и других открытых объектов при производственных зданиях может питаться от сетей внутреннего освещения зданий, к которым эти объекты относятся.
6.3.20. Охранное освещение рекомендуется питать, как правило, по самостоятельным линиям.
6.3.21. Питание осветительных приборов подъездов к противопожарным водоисточникам (гидрантам, водоемам и др.) следует осуществлять от фаз ночного режима сети наружного освещения.
6.3.22. Светильники, установленные у входов в здания, рекомендуется присоединять к групповой сети внутреннего освещения и, в первую очередь, к сети освещения безопасности или эвакуационного освещения, которые включаются одновременно с рабочим освещением.
6.3.23. В установках наружного освещения светильники с разрядными источниками должны иметь индивидуальную компенсацию реактивной мощности. Коэффициент мощности должен быть не ниже 0,85.
6.3.24. При применении прожекторов с разрядными источниками света допускается групповая компенсация реактивной мощности.
При групповой компенсации необходимо обеспечивать отключение компенсирующих устройств одновременно с отключением компенсируемых ими установок.

ВЫПОЛНЕНИЕ И ЗАЩИТА СЕТЕЙ НАРУЖНОГО ОСВЕЩЕНИЯ

6.3.25. Сети наружного освещения рекомендуется выполнять кабельными или воздушными с использованием самонесущих изолированных проводов. В обоснованных случаях для воздушных распределительных сетей освещения улиц, дорог, площадей, территорий микрорайонов и населенных пунктов допускается использование неизолированных проводов.
6.3.26. По опорам контактной сети электрифицированного транспорта напряжением до 600 В постоянного тока разрешается прокладка кабельных линий для питания установленных на опорах осветительных приборов наружного освещения, допускается использование самонесущих изолированных проводов.
6.3.27. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться согласно требованиям гл. 2.4.
Пересечения линий с улицами и дорогами при пролетах не более 40 м допускается выполнять без применения анкерных опор и двойного крепления проводов.
6.3.28. Нулевые проводники сети общего пользования, выполненные неизолированными проводами, при использовании их для наружного освещения следует располагать ниже фазных проводов сети общего пользования и фазных проводов сети наружного освещения.
При использовании существующих опор, принадлежащих электросетевым организациям, не занимающимся эксплуатацией наружного освещения, допускается располагать фазные провода сети наружного освещения ниже нулевых проводников сети общего пользования.
6.3.29. В местах перехода кабельных линий к воздушным рекомендуется предусматривать отключающие устройства, установленные на опорах на высоте не менее 2,5 м. Установка отключающих устройств не требуется в местах кабельных выходов из пунктов питания наружного освещения на опоры, а также переходов дорог и обходов препятствий, выполняемых кабелем.
6.3.30. В целях резервирования распределительных кабельных линий или линий, выполненных самонесущими изолированными проводами, между крайними светильниками соседних участков для магистральных улиц городов рекомендуется предусматривать нормально отключаемые перемычки (резервные кабельные линии).
При использовании указанных перемычек, в отступление от 6.1.19, снижение напряжения у осветительных приборов допускается увеличивать до 10 % от номинального.
6.3.31. Воздушные линии наружного освещения должны выполняться без учета резервирования, а провода их могут быть разного сечения по длине линии.
6.3.32. Ответвления к светильникам от кабельных линий наружного освещения рекомендуется, как правило, выполнять без разрезания жил кабеля.
При прокладке указанных кабельных линий на инженерных сооружениях следует предусматривать меры для удобной разделки ответвлений от кабеля к опоре и возможность замены кабеля участками.
6.3.33. Ввод кабеля в опоры должен ограничиваться цоколем опоры. Цоколи должны иметь размеры, достаточные для размещения в них кабельных разделок и предохранителей или автоматических выключателей, устанавливаемых на ответвлениях к осветительным приборам, и дверцу с замком для эксплуатационного обслуживания.
Допускается использовать специальные ящики ввода, устанавливаемые на опорах.
6.3.34. Электропроводка внутри опор наружного освещения должна выполняться изолированными проводами в защитной оболочке или кабелями. Внутри совмещенных опор наружного освещения и контактных сетей электрифицированного городского транспорта должны применяться кабели с изоляцией на напряжение не менее 660 В.
6.3.35. Линии питающие светильники, подвешенные на тросах, должны выполняться кабелями, проложенными по тросу, самонесущими изолированными проводами или неизолированными проводами, проложенными на изоляторах при условии соблюдения требований раздела 2.
6.3.36. Тросы для подвески светильников и питающих линий сети допускается крепить к конструкциям зданий. При этом тросы должны иметь амортизаторы.
6.3.37. В сетях наружного освещения, питающих осветительные приборы с разрядными лампами, в однофазных цепях сечение нулевых рабочих проводников должно быть равным фазному.
В трехфазных сетях при одновременном отключении всех фазных проводов линии сечение нулевых рабочих проводников должно выбираться:
1. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с компенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному независимо от сечения.
2. Для участков сети, по которым протекает ток от ламп с некомпенсированными пускорегулирующими аппаратами, равным фазному при сечении фазных проводников менее или равным 16 мм2 для медных и 25 мм2 для алюминиевых проводов и не менее 50 % сечения фазных проводников при больших сечениях, но не менее 16 мм2 для медных и 25мм2 для алюминиевых проводов.
6.3.38. Прокладку линий, питающих прожекторы, светильники и другое электрооборудование, устанавливаемое на конструкциях с молниеотводами открытых распределительных устройств напряжением выше 1 кВ, следует выполнять согласно требованиям гл. 4.2.
6.3.39. Коэффициент спроса при расчете сети наружного освещения следует принимать равным 1,0.
6.3.40. На линиях наружного освещения, имеющих более 20 светильников на фазу, ответвления к каждому светильнику должны защищаться индивидуальными предохранителями или автоматическими выключателями.

10.13 На дорогах категории I сигнальные столбики следует устанавливать: 

— между развязками на всем протяжении участков дорог, не имеющих ограждающих устройств проезжей части, через 50 м; 

— в пределах закруглений с двух сторон съездов на расстояниях, указанных в таблице 10.4.

Сигнальные столбики следует устанавливать в пределах неукрепленной части обочин на расстоянии 0,35 м от бровки земляного полотна.

10.14 Применение дорожных знаков должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289. Дорожные знаки должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52290, опоры дорожных знаков – требованиям ГОСТ 25458 и ГОСТ 25459, а также имеющимся типовым решениям.

10.15 Применение дорожной разметки должно соответствовать требованиям ГОСТ Р 52289, элементы дорожной разметки – требованиям ГОСТ Р 51256.

10.16 Стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов, а при наличии возможности использования существующих электрических распределительных сетей — также на больших мостах, автобусных остановках, пересечениях дорог I и II категорий между собой и с железными дорогами, на всех соединительных ответвлениях узлов пересечений и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м, на кольцевых пересечениях и на подъездных дорогах к промышленным предприятиям или их участках при соответствующем технико-экономическом обосновании.

Если расстояние между соседними освещаемыми участками составляет менее 250 м, рекомендуется устраивать непрерывное освещение дороги, исключающее чередование освещенных и неосвещенных участков.

Вне населенных пунктов средняя яркость покрытия участков автомобильных дорог, в том числе больших и средних мостов, должна быть 0,8 кд/м² на дорогах I категории, 0,6 кд/м² на дорогах II категории, а на соединительных ответвлениях в пределах транспортных развязок — 0,4 кд/м² .

Отношение максимальной яркости покрытия проезжей части к минимальной не должно превышать 3:1 на участках дорог I категории, 5:1 на дорогах остальных категорий.

Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

Средняя горизонтальная освещенность проездов длиной до 60 м под путепроводами и мостами в темное время суток должна быть 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней — не более 3:1.

Освещение участков автомобильных дорог в пределах населенных пунктов следует выполнять в соответствии с требованиями СП52.13330, а освещение автодорожных тоннелей — в соответствии с требованиями СП 122.13330.

Осветительные установки пересечений автомобильных и железных дорог в одном уровне должны соответствовать нормам искусственного освещения, регламентируемым системой стандартов безопасности труда на железнодорожном транспорте.

10.17 Опоры светильников на дорогах следует, как правило, располагать за бровкой земляного полотна. Допускается располагать опоры на разделительной полосе шириной не менее 5 м с установкой ограждений. Световые и светосигнальные приборы, располагаемые на мостах через судоходные водные пути, не должны создавать помех судоводителям в ориентировании и ухудшать видимость судоходных сигнальных огней.

10.18 Включение освещения участков автомобильных дорог следует предусматривать при снижении уровня естественной освещенности до 15-20 лк, а отключение — при его повышении до 10 лк.

В ночное время следует предусматривать снижение уровня наружного освещения протяженных участков автомобильных дорог (длиной свыше 300 м) и подъездов к мостам, тоннелям и пересечениям автомобильных дорог с автомобильными и железными дорогами путем выключения не более половины светильников. При этом не допускается отключение подряд двух светильников, а также расположенных вблизи ответвления, примыкания, вершины кривой в продольном профиле радиусом менее 300 м, пешеходного перехода, остановки общественного транспорта, на кривой в плане радиусом менее 100 м.

10.19 Электроснабжение осветительных установок автомобильных дорог надлежит осуществлять от электрических распределительных сетей ближайших населенных пунктов или сетей ближайших производственных предприятий.

Электроснабжение осветительных установок железнодорожных переездов следует, как правило, осуществлять от электрических сетей железных дорог, если эти участки железнодорожного пути оборудованы продольными линиями электроснабжения или линиями электроблокировки.

Управление сетями наружного освещения следует предусматривать централизованным дистанционным или использовать возможности установок управления наружным освещением ближайших населенных пунктов или производственных предприятий.

10.20 В необходимых случаях для автомобильной дороги должна быть предусмотрена защита участков дороги от опасных геологических процессов (оползней, обвалов, селей, водной и ветровой эрозии и т.п.). При этом следует руководствоваться положениями СП 116.13330.

10.21 Защита от опасных геологических процессов должна осуществляться с учетом механизма развития процесса, выявляемого на основе детальных инженерно-геологических изысканий, охватывающих зону развития процесса.

10.22 Для защиты от водной и ветровой эрозии могут использоваться специальные насаждения, конструкции укрепления склонов и откосов, в том числе с использованием геосинтетических материалов, в сочетании с комплексом геотехнических инженерных мероприятий, проектируемых с учетом местных конкретных условий и опыта.

10.23 Защита дорог от оползневых процессов может включать планировочные работы, устройство грунтовых контрбанкетов, подпорных стен различных типов, анкерных удерживающих конструкций, свайных противооползневых конструкций и др.

10.24 Для защиты дорог от селей следует предусматривать:

лесонасаждение,

селезадерживающие сооружения,

селепропускные сооружения,

селеотводящие сооружения и др.

10.25 На автомобильных дорогах всех категорий следует предусматривать оформление и озеленение с учетом соблюдения принципов ландшафтного проектирования, охраны природы, обеспечения естественного проветривания дорог, защиты придорожных территорий от шума, природных, хозяйственных, исторических и культурных особенностей районов проложения дорог.

10.26 В проекте должны быть предусмотрены мероприятия, надежно защищающие участки дороги, проходящие по открытой местности, от снежных заносов во время метелей. Защита от снежных заносов не предусматривается: 

— при расчетном годовом снегоприносе менее 25 м³ на 1 м дороги, расположенной на орошаемых или осушенных землях, пашне, земельных участках, занятых многолетними плодовыми насаждениями и виноградниками; 

— при устройстве дорог в насыпях с возвышением бровки земляного полотна над расчетным уровнем снегового покрова на величину, указанную в п.6.24, в выемках, если снегоемкость откоса больше объема снегоприноса к дороге; 

— при устройстве дорог в лесных массивах при отсутствии разрывов и просек.

10.27 На заносимых участках дорог защиту от снежных заносов следует предусматривать: 

— на дорогах категорий I–III – снегозащитными лесонасаждениями, переносными щитами или сетками, или постоянными заборами; 

ГОСТ Р 55706-2013 Освещение наружное утилитарное. Классификация и нормы

ГОСТ Р 55706-2013

НАЦИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОСВЕЩЕНИЕ НАРУЖНОЕ УТИЛИТАРНОЕ

Классификация и нормы

Road Lighting. Classification and requirements

ОКС 93.080.40

Дата введения 2014-07-01

Предисловие

Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Техническим комитетом по стандартизации ТК 332 «Светотехнические изделия»

3 УТВЕРЖДЕН И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 08 ноября 2013 г. N 1360-ст

4 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Правила применения настоящего стандарта установлены в ГОСТ Р 1.0-2012 (раздел 8). Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном (по состоянию на 1 января текущего года) информационном указателе «Национальные стандарты», а официальный текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ближайшем выпуске ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет (www.gost.ru).

1 Область применения

1 Область применения

Настоящий стандарт распространяется на утилитарное наружное освещение и устанавливает классификацию и нормы освещения объектов улично-дорожной сети в пределах территорий городских и сельских населенных пунктов.
Настоящий стандарт применяют при проектировании и эксплуатации стационарных установок утилитарного наружного освещения.
Настоящий стандарт не распространяется на освещение автотранспортных тоннелей, территорий железнодорожного, морского, речного, авиационного транспорта и промышленных предприятий, открытых спортивных сооружений, а также архитектурное, ландшафтное, витринное, рекламное и охранное наружное освещение.
Методы расчета нормируемых параметров по ГОСТ Р 55708, методы измерений нормируемых параметров — по ГОСТ Р 55707.

2 Нормативные ссылки

В настоящем стандарте использованы нормативные ссылки на следующие стандарты:
ГОСТ Р 55392-2012 Приборы и комплексы осветительные. Термины и определения
ГОСТ Р 55708-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы расчета нормируемых параметров
ГОСТ Р 55707-2013 Освещение наружное утилитарное. Методы измерений нормируемых параметров
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодному информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по выпускам ежемесячного информационного указателя «Национальные стандарты» за текущий год. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана недатированная ссылка, то рекомендуется использовать действующую версию этого стандарта с учетом всех внесенных в данную версию изменений. Если заменен ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, то рекомендуется использовать версию этого стандарта с указанным выше годом утверждения (принятия). Если после утверждения настоящего стандарта в ссылочный стандарт, на который дана датированная ссылка, внесено изменение, затрагивающее положение, на которое дана ссылка, то это положение рекомендуется применять без учета данного изменения. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, рекомендуется принять в части, не затрагивающей эту ссылку.

3 Термины и определения

В настоящем стандарте применены термины по ГОСТ Р 55392, а также следующие термины с соответствующими определениями:

3.1 улично-дорожная сеть: Совокупность улиц, дорог, проездов, площадей и пешеходные пространства в пределах территории населенного пункта.

3.2 категория объекта: Градостроительная характеристика объекта улично-дорожной сети, определяемая значимостью объекта и его размещением в пределах территории населенного пункта.

3.3 дорога: Обустроенная и используемая для движения транспортных средств и пешеходов полоса земли либо поверхность искусственного сооружения.

3.4 улица: Пространство, полностью или частично ограниченное зданиями с одной или обеих сторон, с проезжей частью для транспорта, с пешеходными и велосипедными дорожками.

3.5 улица местного значения: Улица, обеспечивающая непосредственный доступ к зданиям и дворовым территориям с минимальным сквозным транспортным движением.

3.6 перекресток: Транспортный узел, в котором две или более дороги соединяются или пересекаются в одном уровне.

3.7 транспортная развязка: Место пересечения или разветвления двух или более дорог в разных уровнях с одним или более соединяющими съездами, обеспечивающими перемещение между этими дорогами.

3.8 конфликтный участок: Участок проезжей части, в пределах которого транспортный поток может разделяться на несколько направлений, пересекать пути движения других участников движения или в пределах которого изменяется ширина проезжей части.

3.9 участники движения: Лица, принимающие непосредственное участие в процессе движения — водители или пассажиры транспортных средств и пешеходы.

3.10 утилитарное наружное освещение: Стационарное освещение, обеспечивающее безопасное и комфортное движение транспортных средств и пешеходов на дорогах, улицах, велосипедных дорожках и в пешеходных зонах парков и скверов в темное время суток.

3.11 общая равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к среднему.

3.12 продольная равномерность яркости; : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к максимальному ее значению по оси полосы движения.

3.13 равномерность освещенности; : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к среднему.

3.14 пороговое приращение яркости; , %: Мера слепящей блескости, характеризующая увеличение контраста между объектом и его фоном, при котором видимость объекта при наличии блеского источника света стала бы такой же, как и в его отсутствие.

3.15 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, проезжая часть которого представляет собой плоское прямоугольное полотно длиной, определяемой стандартными условиями наблюдения.
Примечания

1 Стандартные условия наблюдения: глаз водителя расположен на высоте 1,5 м над уровнем дорожного покрытия и удален от точки наблюдения на расстояние, при котором линия зрения направлена в расчетную точку под углом (1±0,5)° к плоскости полотна дороги.

2 Для участков со стандартной геометрией проезжей части нормируют яркость дорожного покрытия.

3.16 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги или улицы, имеющий отклонения от стандартной геометрии: повороты, развилки, въезды и съезды с эстакад, криволинейные (в плане и профиле) участки и др.
Примечание — Для участков с нестандартной геометрией проезжей части нормируют освещенность на дорожном покрытии.

3.17 коэффициент эксплуатации; : Отношение освещенности в заданной точке, создаваемой осветительной установкой (далее — ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к освещенности в той же точке в начале эксплуатации.
Примечание — Величина, обратная коэффициенту запаса.

4 Классификация

4.1 Категории и классы по освещению объектов улично-дорожной сети, предназначенных для движения транспорта, установлены в таблице 1.
Примечание — Классификация объектов улично-дорожной сети установлена в .
Таблица 1

Категория объекта

Класс объекта по осве-
щению

Основное назначение объекта

Транспортная характеристика

Расчетная скорость движения, км/ч

Число полос движения

Пропу-
скная способ-
ность, тыс. ед/ч

А
Магист-
ральные дороги и улицы общего-
родского назначения

За пределами центра города*

А1

Автомагистрали, федеральные и транзитные трассы, основные магистрали города

Все виды транспорта, движение непрерывное, пересечения в разных уровнях

Св. 10

А2

Прочие федеральные дороги и основные улицы

Все виды транспорта, движение непрерывное и регулируемое, пересечение с магистралями в одном или разных уровнях

В центре города

Центральные магистрали, связующие улицы с выходом на магистрали класса А1

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

А4

Основные исторические проезды центра, внутренние транспортные связи центра города

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра. Интенсивное пешеходное движение, движение регулируемое, пересечение с магистралями в одном уровне

Б
Магистрали и улицы районного значения

За пределами центра города

Б1

Основные дороги и улицы города районного значения

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В центре города

Б2

Все виды транспорта, кроме грузового, не связанного с обслуживанием центра, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

В
Улицы местного значения

Жилая застройка за пределами центра города

В1

Транспортные и пешеходные связи в пределах жилых районов и выход на магистрали, кроме улиц с непрерывным движением

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, иногда общественный пассажирский, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

1,5-3

Жилая застройка в центре города

В2

Транспортные и пешеходные связи в жилых микрорайонах, выход на магистрали

Легковой, специальный и обслуживающий грузовой транспорт, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

1,5-3

В городских промышленных, коммунальных и складских зонах

В3

Транспортные связи в пределах производственных и коммунально-
складских зон

Все виды транспорта, движение регулируемое, пересечения в одном уровне

0,5-2

* Центр города — территория центральной части города, устанавливаемая городскими властями.

4.2 Классы по освещению пешеходных пространств установлены в таблице 2.
Таблица 2

Класс объекта по освещению

Характеристика объекта

П1

Площадки перед входами культурно-массовых, спортивных, развлекательных и торговых объектов

П2

Главные пешеходные улицы исторической части города и основных общественных центров административных округов, непроезжие и предзаводские площади, площадки посадочные, детские и отдыха

П3

Пешеходные улицы; главные и вспомогательные входы городских парков, санаториев, выставок и стадионов

П4

Тротуары, отделенные от проезжей части дорог и улиц; основные проезды микрорайонов, подъезды, подходы и центральные аллеи детских, учебных и лечебно-оздоровительных учреждений

П5

Второстепенные проезды и проходы на территориях микрорайонов, хозяйственные площадки на территориях микрорайонов, боковые аллеи и вспомогательные входы общегородских парков, центральные аллеи парков административных округов

П6

Боковые аллеи и вспомогательные входы парков административных округов

5 Нормы освещения

5.1 Нормы освещения проезжей части улиц, дорог и площадей

5.1.1 Для участков улиц, дорог и площадей со стандартной геометрией и асфальтобетонным покрытием нормируют среднюю яркость дорожного покрытия , общую и продольную равномерности яркости и пороговое приращение яркости .
Нормы средней освещенности на дорожном покрытии, ее равномерности и предельного значения силы света ОП в зоне слепимости применяют при проектировании освещения улиц, дорог и площадей:
— на участках с нестандартной геометрией;
— с покрытием, отличным от асфальтобетонного (брусчатка, бетонные плиты и другие материалы);
— в поселениях, расположенных в северной климатической зоне азиатской части России и севернее 66° северной широты европейской части России.
Нормы освещения проезжей части в зависимости от категории и класса объектов улично-дорожной сети для городских поселений приведены в таблице 3.
Таблица 3

Категория объекта

Класс объекта по освещению

, кд/м, не менее

, не менее

, не менее

, % не более

, лк, не менее

, не менее

А

А1

2,0

0,4

0,7

0,35

А2

1,6

1,4

А4

1,2

Б

Б1

1,2

0,6

Б2

1,0

В

В1

0,8

0,5

0,25

В2

0,6

В3

0,4

0,35

0,4

Примечание — Значения , , и должны быть обеспечены на всей проезжей части при расположении водителя на любой полосе движения.

5.1.2 При проектировании ОУ коэффициент эксплуатации принимают равным 0,67 при условии проведения не менее 2 чисток в год осветительных приборов (далее — ОП).

5.1.3 Значение для скоростных дорог независимо от интенсивности движения транспорта должно быть не менее 2,0 кд/м в границах города и не менее 1,6 кд/м — за его пределами на основных подъездах к аэропортам, речным и морским портам.

5.1.4 Допускается по согласованию с администрацией города увеличивать значения средней яркости на 0,2 кд/м или средней освещенности на 5 лк для улиц, дорог и площадей категории А (за исключением класса А1) и Б, а также вне города на подъездах к аэропортам, вокзалам, гипер- и супермаркетам.

5.1.5 Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия дорог и улиц, пересекающихся в одном уровне, должны соответствовать значениям, установленным для основной магистрали, на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.
На съездах и ответвлениях дорог и улиц, пересекающихся в разных уровнях, в границах транспортной развязки значение средней яркости дорожного покрытия должно быть не менее 1,2 кд/м, или средней освещенности — не менее 20 лк.
Средняя яркость или средняя освещенность дорожного покрытия улиц местного значения, примыкающих к скоростной дороге или магистральной улице, должны быть не менее 1/3 значений или , установленных для соответствующей дороги или улицы, на расстоянии не менее 100 м от линии примыкания.

5.1.6 На улицах, дорогах и в транспортных зонах площадей, для которых нормируют освещенность, ограничивают силу света ОП в установке под углами 80° и 90° от вертикали в направлении водителей предельными значениями , равными соответственно 30 и 10 кд на 1 клм светового потока ОП.

5.1.7 При освещении больших площадей и транспортных развязок ОП, установленные на опорах высотой 20 м и более, должны обеспечивать направление максимума силы света под углом не более 65° от вертикали. Сила света под углами 80°, 85°, 90° в рабочем положении ОП не должна превышать соответственно 50, 30 и 10 кд на 1 клм светового потока ОП. Высота расположения ОП над дорожным покрытием проезжей части верхнего уровня транспортного пересечения должна быть не менее 10 м.

5.1.8 Средняя освещенность и равномерность освещенности трамвайных путей, расположенных на проезжей части улиц, должны соответствовать указанным в таблице 3. Средняя освещенность на обособленном трамвайном пути должна быть не менее 10 лк.
Допускается не освещать обособленные трамвайные пути на перегонах вне городской застройки.
Высоту размещения ОП на улицах, дорогах и площадях с трамвайным и троллейбусным движением определяют с учетом .

5.1.9 При нормируемой средней яркости более 0,8 кд/м или средней освещенности более 15 лк для проезжей части городских улиц, дорог и площадей допускается в ночное время снижение этих норм отключением части ОП или понижением их мощности на:
30% — при уменьшении интенсивности движения до 1/3 максимального значения;
50% — при уменьшении интенсивности движения до 1/5 максимального значения.
Не допускается в ночное время частичное отключение ОП при их установке по одному на опоре.

5.1.10 Для ориентации водителей и пешеходов ОП должны быть расположены так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала направление дороги.

5.1.11 Значения средней освещенности и ее равномерности на дорожном покрытии улиц, дорог, проездов и площадей сельских поселений должны соответствовать указанным в таблице 4.
Таблица 4

Освещаемые объекты

, лк, не менее

, не менее

Главные улицы, площади общественных и торговых центров

0,25

Улицы в жилой застройке:

— основные;

— второстепенные (переулки)

Поселковые дороги, проезды на территории садовых товариществ и дачных кооперативов

0,1

5.1.12 Значения средней освещенности на дорожном покрытии на подъездах к местам заправки транспорта, а также на открытых автостоянках должны соответствовать указанным в таблице 5.
Таблица 5

Освещаемые объекты

, лк, не менее

Подъездные пути с улиц и дорог:

— категорий А и Б;

— категории В

Места заправки и слива нефтепродуктов

Остальная территория, имеющая проезжую часть

Открытые стоянки на улицах всех категорий, а также платные вне улиц, открытые стоянки в микрорайонах, проезды между рядами гаражей боксового типа

5.1.13 ОП, установленные на территориях автозаправок и автостоянок, прилегающих к улицам и дорогам, должны иметь силу света в направлении глаза водителя транспортного средства не более 30 кд на 1 клм светового потока ОП. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений или опорах, в сторону проезжей части улицы или дороги.

5.2 Нормы освещения пешеходных пространств

5.2.1 Нормы освещения пешеходных пространств в зависимости от класса объекта по освещению должны соответствовать указанным в таблице 6.
Таблица 6

Класс объекта по освещению

, лк, не менее

, не менее

П1

0,3

П2

0,3

П3

0,2

П4

0,2

П5

0,1

П6

0,1

5.2.2 Средняя освещенность на покрытии тротуара, примыкающего к проезжей части улицы или дороги, должна быть не менее половины средней освещенности на покрытии ближайшей к тротуару полосы движения.
Равномерность освещенности на покрытии тротуара должна быть не менее 0,3.

5.2.3 Для пешеходных улиц среднее значение полуцилиндрической освещенности должно быть не менее 6 лк, а минимальное — 2 лк.

5.2.4 Слепящее действие венчающих ОП, используемых для освещения пешеходных улиц, парковых зон, скверов, бульваров и т.д., определяет отношение

,

где — сила света ОП под углом 85° к вертикали, максимальная по всем азимутальным углам пешеходного пространства;
— площадь проекции светящей поверхности ОП на плоскость, перпендикулярную направлению силы света , м.
Значение , кд/м, должно быть не более:

— 4000

при

высоте установки

ОП

до

4,5 м

включительно;

— 5500

то же

св.

4,5

до 6 м включительно;

— 7000

«

св.

6 м.

Пример определения площади А представлен на рисунке 1.

Рисунок 1. Пример определения площади А

Рисунок 1

5.2.5 Средняя освещенность на покрытии площадок, проездов, проходов между рядами павильонов, палаток, контейнеров и т.п. на территории открытых рынков и торговых ярмарок должна быть не менее 10 лк. Минимальная освещенность — 2 лк.
Допускается снижение средней освещенности до 4 лк после закрытия рынка или торговой ярмарки.

5.3 Нормы освещения пешеходных переходов

5.3.1 Освещение наземных пешеходных переходов должно обеспечивать пешеходам безопасное пересечение проезжей части и возможность видеть препятствия и дефекты дорожного покрытия. Для обозначения зоны перехода применяют источники света с цветностью, контрастной по отношению к цветности источников света основного освещения улицы.

5.3.2 На пешеходных переходах в одном уровне с проезжей частью улиц и дорог категорий А и Б норма средней освещенности должна быть в 1,5 раза выше, чем на пересекаемой проезжей части. Повышение уровня освещенности достигают уменьшением шага опор, установкой дополнительных или более мощных ОП.

5.3.3 Светораспределение ОП и их ориентация относительно наземного пешеходного перехода должны обеспечивать контраст пешехода с фоном (проезжей частью) и не вызывать ослепления водителей. Размещают ОП перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту, направляя свет на пешехода со стороны водителя. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения.
Для снижения слепимости водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением (кососветы).

5.3.4 Нормы средней освещенности на дорожном покрытии подземных и надземных пешеходных переходов приведены в таблице 7.
Таблица 7

Наименование объекта

, лк, не менее

Подземные пешеходные переходы и тоннели:

— проходы;

— лестницы и пандусы

Открытые пешеходные мостики

Надземные пешеходные переходы с прозрачными стенами и потолком или застекленными стеновыми проемами:

— проходы;

— лестничные сходы, съезды и смотровые площадки

5.3.5 Равномерность освещенности на покрытии подземных и надземных переходов должна быть не менее 0,3.
В подземных и надземных пешеходных переходах используют ОП с защитным углом не менее 15° или с диффузными и призматическими рассеивателями.

5.4 Нормы освещения территорий жилых районов

5.4.1 Внутри жилых кварталов нормы освещения улиц местного значения должны соответствовать классам по освещению В1 и В2 таблицы 3, а проездов и проходов — классам П4 и П5 таблицы 6.
ОП должны соответствовать требованиям 5.1.6 и 5.2.4.

5.4.2 Вертикальная освещенность на окнах жилых зданий от совместного действия установок всех видов наружного освещения, включая утилитарное, архитектурное, ландшафтное, рекламное и витринное, в зависимости от норм средней яркости или средней освещенности проезжей части не должна превышать значений , приведенных в таблице 8.
Таблица 8

, кд/м

, лк

, лк

До 0,6

До 10

От

0,8

до

1,0

15

«

1,2

«

2,0

От 20 до 30

5.4.3 На пешеходных улицах вне центра города, на внутридворовых территориях, а также на любых улицах, прилегающих к спальным корпусам больниц и лечебно-курортных учреждений, вертикальная освещенность на окнах квартир жилых зданий и палат спальных корпусов детских учреждений не должна превышать значения , равного 5 лк.

5.4.4 Для ограничения засветки окон применяют ОП с ограниченным светораспределением или с экранирующими решетками и козырьками.

5.4.5 Средняя освещенность дорожного покрытия подъездов к противопожарным источникам воды, расположенным на неосвещенных частях проездов, должна быть не менее 2 лк.

5.4.6 Над входом в здание или рядом с ним устанавливают ОП, обеспечивающие среднюю освещенность покрытия , не менее:
— 6 лк — на площадке основного входа;
— 4 лк — на площадке запасного или технического входа, а также на пешеходной дорожке в пределах 4 м от основного входа в здание.

5.4.7 Средняя освещенность покрытия велодорожек должна быть не менее 5 лк при равномерности — не менее 0,3.

Библиография

СНиП 2.07.01-89 Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений
СНиП 2.05.09-90 Трамвайные и троллейбусные линии

УДК 721:535.241.46.006.354

ОКС 93.080.40

Ключевые слова: утилитарное наружное освещение, классификация, нормы, яркость (освещенность) дорожного покрытия, равномерность яркости (освещенности)

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2016

Освещение автомобильных дорог по ГОСТ и СНиП

Расстояние от опоры освещения до дороги имеет особенно важное значение в организации нужного уровня освещенности. Оно составляет не менее 1 м на магистральных улицах с интенсивным движением, 0,6 м – на других улицах и дорогах, 0,3 м – когда по этой дороге не передвигаются грузовые машины и городской транспорт. На дорогах с разделительными полосами шириной от 4 м опоры освещения можно располагать по центру разделительных полос.
Непосредственно к освещению дорог общего пользования предъявляются свои требования:

  • Свет должен быть равномерным без участков затенения на дороге. Среднее расстояние между столбами освещения на дорогах составляет 35-45 м. Чем выше будут расположены светильники, тем меньше будет расстояние.
  • Поток света от источника не должен быть слишком сильным или слишком слабым. В первом случае свет будет слепить водителя, а во втором – не позволит различить едущий навстречу транспорт или пешеходов, что приведет к аварии.
  • Источник света должен быть направлен на дорожное полотно, а не вверх и не в стороны.
  • Освещение должно быть обеспечено на территории вокруг движущегося автомобиля, а также на обочине и соседних полосах, особенно на широких дорогах в несколько полос.
  • Опасные зоны (сужения, пересечения и примыкания дорог, пешеходные переходы) необходимо выделять и подчеркивать за счет увеличения яркости или изменения цветности осветительных приборов.
  • Переход от освещенного участка к освещенному должен быть плавным. Для этого устраивают переходную зону длиной 150-250 м.
  • В сельском поселении осветительные установки должны быть установлены в границах застроек и на расстоянии не менее 100 м за их пределами.

ГОСТ 33176-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Горизонтальная освещенность от искусственного освещения. Технические требования

ГОСТ 33176-2014

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ

Дороги автомобильные общего пользования

ГОРИЗОНТАЛЬНАЯ ОСВЕЩЕННОСТЬ ОТ ИСКУССТВЕННОГО ОСВЕЩЕНИЯ

Технические требования

Automobile roads for general use. Horizontal illuminance from artificial lighting. Technical requirements

МКС 93.080.40

Дата введения 2015-07-01
с правом досрочного применения

Предисловие

Цели, основные принципы и основной порядок проведения работ по межгосударственной стандартизации установлены в ГОСТ 1.0-92 «Межгосударственная система стандартизации. Основные положения» и ГОСТ 1.2-2009 «Межгосударственная система стандартизации. Стандарты межгосударственные, правила и рекомендации по межгосударственной стандартизации. Правила разработки, принятия, применения, обновления и отмены».
Сведения о стандарте

1 РАЗРАБОТАН Обществом с ограниченной ответственностью «Всероссийский научно-исследовательский, проектно-конструкторский светотехнический институт им.С.И.Вавилова» (ООО «ВНИСИ»)

2 ВНЕСЕН Межгосударственным техническим комитетом по стандартизации МТК 418 «Дорожное хозяйство»

3 ПРИНЯТ Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации (протокол от 5 декабря 2014 г. N 46)
За принятие проголосовали:

Краткое наименование страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Код страны по МК (ИСО 3166) 004-97

Сокращенное наименование национального органа по стандартизации

Армения

AM

Минэкономики Республики Армения

Казахстан

Госстандарт Республики Казахстан

Киргизия

Кыргызстандарт

Россия

Росстандарт

Таджикистан

Таджикстандарт

Узбекистан

Узстандарт

4 Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 26 марта 2015 г. N 181-ст межгосударственный стандарт ГОСТ 33176-2014 введен в действие в качестве национального стандарта Российской Федерации с 1 июля 2015 г.

5 ВВЕДЕН ВПЕРВЫЕ
Информация об изменениях к настоящему стандарту публикуется в ежегодном информационном указателе «Национальные стандарты», а текст изменений и поправок — в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего стандарта соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячном информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация, уведомление и тексты размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет

1 Область применения

Настоящий стандарт устанавливает технические требования к вновь устраиваемому или реконструируемому стационарному электрическому освещению (далее — освещение) автомобильных дорог общего пользования (далее — дороги).
Требования к освещению участков дорог в пределах населенных пунктов, автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами устанавливаются на национальном уровне.

В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие межгосударственные стандарты:
ГОСТ 26824-2010 Здания и сооружения. Методы измерения яркости
ГОСТ 32846-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация
ГОСТ 32944-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Пешеходные переходы. Классификация. Общие требования
ГОСТ 33062-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к размещению объектов дорожного и придорожного сервиса
ГОСТ 33150-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Проектирование пешеходных и велосипедных дорожек. Общие требования
ГОСТ 33151-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Технические требования. Правила применения
ГОСТ 33220-2014 Дороги автомобильные общего пользования. Требования к эксплуатационному состоянию
Примечание — При пользовании настоящим стандартом целесообразно проверить действие ссылочных стандартов по указателю «Национальные стандарты», составленному по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом. Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку.

В настоящем стандарте применены следующие термины с соответствующими определениями и обозначениями:

3.1 коэффициент периферийного освещения : Отношение средней освещенности на поверхности обочины к средней освещенности на поверхности полосы проезжей части, примыкающей к обочине и равной ей по ширине.

3.2 коэффициент эксплуатации : Отношение средней освещенности на заданной поверхности, создаваемой осветительной установкой (ОУ) к концу установленного срока эксплуатации, к средней освещенности на той же поверхности, создаваемой ОУ в начале эксплуатации.
Примечание — Срок эксплуатации ОУ определяется сроком службы ОП.

3.3 общая равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к её среднему значению.

3.4 освещенность на дорожном покрытии, лк: Освещенность, создаваемая ОУ в заданной точке на дорожном покрытии.

3.5 пороговое приращение яркости , %: Мера слепящего действия прямого света осветительных приборов (ОП) в ОУ на водителя транспортного средства.

3.6 продольная равномерность яркости : Отношение минимального значения яркости дорожного покрытия к её максимальному значению по оси полосы движения, на которой расположен наблюдатель.

3.7 равномерность освещенности : Отношение минимального значения освещенности на дорожном покрытии к её среднему значению.

3.8 средняя освещенность на дорожном покрытии , лк: Освещенность на дорожном покрытии, усредненная по заданному участку дороги.

3.9 средняя яркость дорожного покрытия , кд·м: Яркость дорожного покрытия, усредненная по заданному участку дороги.

3.10 стандартные условия наблюдения: Установленные при расчете и измерении яркости дорожного покрытия условия наблюдения водителем транспортного средства (наблюдателем), при которых его глаз расположен на высоте 1,5 м над дорожным покрытием и удален от расчетной точки или точки измерения на расстояние, при котором угол между линией зрения, направленной в указанную точку, и плоскостью дороги лежит в интервале (1,0±0,5)°.

3.11 участок дороги с нестандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, имеющий отклонения от требований к участкам стандартной геометрии

Примечание — Примерами участков с нестандартной геометрией являются кольцевые пересечения, въезды и съезды с эстакад, переходно-скоростные полосы.

3.12 участок со стандартной геометрией проезжей части: Участок дороги, проезжая часть которого содержит постоянное количество полос движения, определяющих его ширину, прямолинейна и имеет длину, которая определяется стандартными условиями наблюдения.
Примечания

1 Прямолинейность проезжей части участка определяется следующими условиями: радиус кривизны для кривых в плане — не менее 3000 м, радиус кривизны в продольном профиле — не менее 70000 м (для выпуклых кривых) и не менее 8000 м (для вогнутых кривых).

2 Минимальная длина участка стандартной геометрии соответствует 60 м плюс длина одного шага ОП.

3.13 яркость дорожного покрытия , кд·м: Яркость, создаваемая ОУ в заданной точке дорожного покрытия в направлении водителя транспортного средства в стандартных условиях наблюдения.

4 Технические требования

4.1 Технические требования к освещению дорог должны соответствовать указанным в таблице 1.
Таблица 1 — Значения нормируемых параметров освещения дорог

Класс освещения дорог*

,
кд/м,не менее

, не менее

, не менее

, лк, не менее

, не менее

, %, не более

, не менее

А1

1,60

0,40

0,70

20,00

0,35

0,50

А2

1,20

15,00

Б1

1,00

0,60

10,00

0,25

Б2

0,80

8,00

В1

0,60

0,35

0,50

8,00

0,25

0,50

В2

0,40

0,40

* Правила применения классов освещения дорог устанавливаются на национальном уровне.
Примечание — Для участков дорог, расположенных в северной строительно-климатической зоне азиатской части территории стран ЕАСС в соответствии с приложением А или выше 66° северной широты европейской части территории стран ЕАСС, используют только параметры освещенности ,

и .

Требования таблицы 1 являются обязательными при проектировании освещения дорог. Расчет нормируемых параметров освещения проводят в соответствии с приложением Б.
В процессе эксплуатации освещение дорог должно соответствовать требованиям ГОСТ 33220, а также выполняться требования таблицы 1 либо по всем параметрам, либо по параметрам яркости (, и ) или освещенности (, и ).
Примечание: Измерения параметров яркости проезжей части дорог выполняют при следующих условиях:
— для участков дорог со стандартной геометрией,
— при состоянии покрытия соответствующем ГОСТ 33220,
— при сухом состоянии покрытия и отсутствии на нем снежно-ледяных образований.

4.2 Требования к освещению проезжей части магистральных дорог в местах пересечения между собой, на пересечениях многополосных дорог с дорогами с интенсивностью движения более 1000 ед./сут. в одном и разных уровнях, а также на всех съездах и въездах пересечений в разных уровнях, включая переходно-скоростные полосы, должны соответствовать требованиям к освещению для основной дороги.
Требования к освещению проезжей части мостов, путепроводов и эстакад должны соответствовать требованиям освещения подходящих к ним дорог.

4.3 На участках дорог в местах пересечения с железными дорогами в одном уровне и на подходах к железнодорожным переездам на расстоянии не менее 250 м требования к освещению проезжей части дорог должны соответствовать требованиям к освещению пересекающих их дорог.

4.4 С целью улучшения визуального ориентирования водителей в темное время суток рекомендуется располагать ОП вдоль дороги так, чтобы образуемая ими линия однозначно указывала траекторию дороги.

4.5 Требования к освещению тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек должны соответствовать указанным в таблице 2.
Таблица 2 — Значения нормируемых параметров освещения тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек

Наименование объекта по ГОСТ 33150

, лк, не менее

, не менее

Велосипедные и велопешеходные дорожки:

— вдоль дороги

5,00

— в местах пересечения с дорогой

10,0

0,30

Тротуары и пешеходные дорожки

4,00

0,20

Велосипедные дорожки в зоне пересечений с дорогой должны быть освещены на расстоянии не менее 60 м от пересекаемой дороги.

4.6 Для освещаемых дорог средняя освещенность на дорожном покрытии территории пунктов взимания платы за проезд по платным дорогам, а также у постов транспортного и весогабаритного контроля, пограничной, таможенной, санитарно-эпидемиологической, ветеринарной и дорожно-патрульной службы должна быть более значения средней освещенности на проезжей части подходящих к ним дорог в 1,3 раза, а для неосвещаемых дорог — не менее 10,0 лк.
В пунктах взимания платы за проезд, использующих бесконтактный способ оплаты, увеличение уровня освещенности не требуется.

4.7 Требования к освещению подъездов к объектам дорожного и придорожного сервиса должны соответствовать указанным в таблице 3.
Таблица 3 — Значения нормируемых параметров освещения объектов дорожного и придорожного сервиса

Наименование объекта по ГОСТ 32846 и ГОСТ 33062

, лк, не менее

, не менее

Подъездные пути к объектам сервиса для классов освещения дорог:

— А1, А2 и Б1;

15,0

— Б2, В1, В2

10,0

0,25

Проезжая часть остальной территории объектов сервиса

10,0

0,10

Автозаправочные станции

20,0

0,25

Открытые автостоянки, парковки, площадки отдыха, обзорные площадки

6,00

0,10

ОП, установленные на территориях автозаправочных станций и автостоянок, прилегающих к дорогам, должны иметь силу света в направлении водителя транспортных средств не более 30 кд на 1 клм светового потока ОП. Не допускается направлять прожекторы, установленные на крышах и навесах строений, в сторону проезжей части дороги.

4.8 Средняя освещенность на покрытии остановочных пунктов маршрутных транспортных средств (с питанием от распределительных сетей или автономных источников) должна быть не менее 10,0 лк.

4.9 Для освещаемых дорог средняя освещенность на покрытии наземных пешеходных переходов должна быть более значения средней освещенности на поверхности пересекаемой проезжей части в 1,3 раза, а для неосвещаемых дорог — не менее 10,0 лк.
Для обозначения перехода рекомендуется применять источники света (ИС) типов, отличающихся от типа ИС, используемого для освещения проезжей части дороги.
Примечания — Например, для дороги, освещенной натриевыми лампами высокого давления, на переходе рекомендуется использовать металлогалогенные лампы или светодиодные ИС.
Для повышения видимости пешеходов на переходе ОП размещают перед переходом по отношению к приближающемуся транспорту. На дорогах с двусторонним движением ОП устанавливают перед перекрестком относительно обоих направлений движения. С целью снижения слепящего действия ОП на водителей рекомендуется использовать ОП с асимметричным светораспределением, ориентируя максимум силы света в направлении перехода.

4.10 Требования к освещению поверхности пола надземных и подземных пешеходных переходов должны соответствовать указанным в таблице 4.
Таблица 4 — Значения нормируемых параметров освещения надземных и подземных пешеходных переходов

Наименование объекта по ГОСТ 32944

, лк, не менее

, не менее

Подземные пешеходные переходы:

— проходы в светлое время суток*

0,30

— проходы в темное время суток*

— лестницы и пандусы

Надземные пешеходные переходы:

— проходы

0,30

— лестничные сходы и съезды

20,0

* Моментом перехода из светлого времени суток в темное принято считать момент, при котором естественная освещенность снижается до 20,0 лк, а из темного в светлое — момент, при котором она повышается до 10,0 лк.

4.13 С целью экономии электроэнергии в зависимости от условий эксплуатации допускается снижение нормируемых значений средней яркости и средней освещенности. Требования к снижению значений указанных параметров освещения устанавливаются на национальном уровне.
Не допускается частичное отключение ОП при их установке по одному на опоре.

>5. Правила применения

Правила применения освещения дорог должны соответствовать ГОСТ 33151.

Приложение А (справочное). Схематическая карта северной строительно-климатической зоны

Приложение А
(справочное)

А.1 Схематическая карта северной строительно-климатической зоны приведена на рисунке А.1.

Рисунок А.1 — Схематическая карта северной строительно-климатической зоны

Жирной линией показана южная граница северной строительно-климатической зоны.

Рисунок А.1

Приложение Б (справочное). Расчет нормируемых параметров освещения

Приложение Б
(справочное)

Расчет нормируемых параметров проводят при проектировании освещения дорог.

Б.1 Расчетное поле яркости дорожного покрытия

Б.1.1 Расчетные значения нормируемых параметров яркости , , и определяют по значениям яркости в точках расчетного поля от ограниченного количества ОП. Расчет выполняют относительно наблюдателя, последовательно располагаемого на каждой полосе движения.

Б.1.2 Геометрию расчетного поля яркости определяют в зависимости от направления движения (одностороннее, двустороннее), наличия разделительной полосы и схемы расположения ОП на дороге. Примеры геометрии расчетного поля показаны на рисунке Б.1.

Рисунок Б.1 — Примеры геометрии расчетного поля

а) трехполосная дорога с односторонним движением и шахматным расположением ОП

б) четырехполосная дорога с двусторонним движением и односторонним расположением ОП

в) шестиполосная дорога с двусторонним движением и двусторонним расположением ОП

г) шестиполосная дорога с разделительной полосой и центральным расположением ОП

1 — наблюдатель; 2 — ОП; 3 — направление движения; 4 — расчетное поле; 5 — разделительная полоса

Рисунок Б.1

Длину расчетного поля (вдоль дороги) ограничивают двумя соседними ОП одного ряда. При неравномерном расположении ОП в ряду длину расчетного поля определяют по наибольшему расстоянию между соседними ОП одного ряда.
Ширину расчетного поля (поперек дороги) ограничивают шириной всей проезжей части для дорог без центральной разделительной полосы и шириной проезжей части с движением в одном направлении для дорог с центральной разделительной полосой, как показано на рисунке Б.1.

Б.1.3 Расчетные точки на расчетном поле располагают равномерно. На рисунке Б.2 показан пример расположения точек для двухполосной дороги с односторонним движением и шахматным расположением ОП.

Рисунок Б.2 — Пример расположения точек для двухполосной дороги с односторонним движением и шахматным расположением ОП

1 — ОП; 2 — расчетное поле; 3 — расчетные точки; 4 — наблюдатель; 5 — направление движения

Рисунок Б.2

Шаг расчетных точек в продольном направлении определяют по формуле:

, (Б.1)

где — количество расчетных точек расчетного поля в продольном направлении.
Если 30 м, то 10, если 30 м, то — наименьшее целое число, при котором 3 м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек отстоят от поперечных границ расчетного поля на расстоянии ;
Шаг расчетных точек в поперечном направлении определяют по формуле:

, (Б.2)

где — ширина полосы движения.

Крайние продольные ряды расчетных точек отстоят от продольных границ расчетного поля на расстоянии .

Б.1.4 При расчете яркости высоту расположения глаза наблюдателя принимают равной 1,5 м над уровнем дорожного покрытия.
В продольном направлении наблюдатель должен быть расположен перед ближней по ходу движения транспорта границей расчетного поля на расстоянии 60 м (рисунок Б.2).
В поперечном направлении наблюдатель должен быть расположен поочередно на оси каждой полосы движения.
Примеры расположения наблюдателя относительно расчетного поля приведены на рисунке Б.1.

Б.1.5 В расчете яркости в заданной точке учитывают количество ОП , попавших в поле, границы которого отстоят от указанной расчетной точки на расстояниях, кратных высоте расположения ОП над дорогой в соответствии с рисунком Б.3.

Рисунок Б.3 — Примеры расположения наблюдателя относительно расчетного поля

1 — наблюдатель; 2 — ОП; 3 — дорога; 4 — расчетная точка; 5 — расчетное поле (заштриховано); 6 — поле ОП, включенных в расчет

Рисунок Б.3

Б.2 Расчет яркости дорожного покрытия

Б.2.1 Яркость , кд/м, в заданной расчетной точке дорожного покрытия в направлении наблюдателя от единичного ОП определяют по формуле

, (Б.3)

где — сила света ОП в направлении расчетной точки, кд/клм;
— редуцированный показатель яркости дорожного покрытия для расчетной точки в направлении наблюдателя, ср;
— начальный световой поток ОП, клм;
— коэффициент эксплуатации;
— высота светового центра ОП над поверхностью дороги, м.
Значение коэффициента эксплуатации принимают, при двух чистках ОП в год, равным:
0,70 — для ОП с металлогалогенными лампами;
0,75 — для ОП с натриевыми лампами высокого давления;
0,80 — для ОП со светодиодами.
Показатель зависит от угла падения света в заданную расчетную точку и угла отклонения плоскости падения света от плоскости наблюдения , показанных на рисунке Б.4. Значения определяют по ГОСТ 26824.

Рисунок Б.4

1 — ОП; 2 — луч света в расчетную точку ; 3 — глаз наблюдателя; — высота светового центра ОП над поверхностью дороги; — нормаль к поверхности дороги в точке; — угол отклонения; — угол падения света; — угол наблюдения; — азимутальный угол точки

Рисунок Б.4

Б.2.2 Суммарную яркость дорожного покрытия , кд/м, в расчетной точке в направлении наблюдателя от всех ОП, включаемых в расчет, определяют по формуле

, (Б.4)

где — яркость в точке от -го ОП, определяемая по формуле (Б.3).

Б.2.3 Среднее значение яркости , кд/м, в направлении наблюдателя, располагаемого на заданной полосе движения, рассчитывают как среднее арифметическое значений яркости во всех точках расчетного поля по формуле
где — яркость в -и расчетной точке, определяемая по формуле (Б.4).

, (Б.5)

Для проезжей части участков дорог с нестандартной геометрией среднюю яркость рассчитывают по формуле

, (Б.6)

где — средний коэффициент отражения дорожного покрытия;
— средняя освещенность на дорожном покрытии.
При отсутствии экспериментальных данных значение принимают равным 0,20.

Б.2.4 Общую равномерность яркости в направлении наблюдателя, располагаемого на оси заданной полосы движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости среди всех точек расчетного поля к значению средней яркости по формуле

. (Б.7)

Б.2.5 Продольную равномерность яркости в направлении наблюдателя, располагаемого на оси заданной полосы движения, рассчитывают как отношение наименьшего значения яркости к наибольшему среди точек расчетного поля, лежащих на оси этой же полосы движения, по формуле

. (Б.8)

Б.3 Расчет порогового приращения яркости

Б.3.1 Пороговое приращение яркости , %, в направлении наблюдателя, располагаемого на оси заданной полосы движения, рассчитывают по формуле

, (Б.9)

где — эквивалентная вуалирующая яркость, в кд/м, определяемая по формуле

, (Б.10)

где — освещенность на зрачке глаза наблюдателя от -го ОП, в лк;
— угол между линией зрения наблюдателя и направлением на -ый ОП, в градусах.
Значения и рассчитывают с, равным 1.

Б.3.2 Глаз наблюдателя при расчете принимают расположенным на высоте 1,5 м над уровнем дороги, при этом линия зрения направлена под углом 1° ниже горизонта и лежит в вертикальной плоскости, проходящей через ось данной полосы движения.

Б.4 Расчетное поле освещенности

Б.4.1 Расчетные значения нормируемых параметров освещенности , и определяют по значениям освещенности в точках расчетного поля от ограниченного числа ОП.

Б.4.2 Для участков дороги постоянной ширины расчетные точки располагают на расчетном поле равномерно, как показано на рисунке Б.5 на примере двухполосной дороги с односторонним расположением ОП.

Рисунок Б.5

1 — ОП; 2 — расчетное поле; 3 — расчетные точки

Рисунок Б.5

Шаг расчетных точек в продольном направлении определяют по формуле:

. (Б.11)

где — количество расчетных точек расчетного поля в продольном направлении.
Если 30 м, то 10, если 30 м, то — наименьшее целое число, при котором 3 м.
Крайние поперечные ряды расчетных точек должны отстоять от поперечных границ расчетного поля на расстоянии ;
Шаг расчетных точек в поперечном направлении определяют по формуле:

, (Б.12)

где — ширина расчетного поля.
— количество расчетных точек расчетного поля в поперечном направлении.
Если 4,5 м, то 3, если 4,5 м, то — наименьшее целое число, при котором 1,5 м.
Крайние продольные ряды расчетных точек удалены от границ расчетного участка на расстоянии .

Б.4.3 Для расчета коэффициента длину расчетного поля ограничивают двумя соседними ОП одного ряда. Ширину расчетных полей для расчета средних освещенностей соответственно на обочине и полосе проезжей части принимают равной ширине обочины . На рисунке Б.6 на примере четырехполосной дороги с шахматным расположением ОП показаны случаи, когда ширина обочины равна (позиции 1, 2) или меньше (позиции 3, 4) ширины полосы движения.

Рисунок Б.6

1, 4 — расчетное поле на обочине; 2, 3 — расчетное поле на проезжей части; 5 — расчетные точки; 6 — ОП; 7 — край проезжей части

Рисунок Б.6

Расчетные точки в каждом расчетном поле располагают в соответствии с Б.4.2.

Б.4.4 Разметку сетки расчетных точек для участка непрямоугольной формы выполняют наложением прямоугольной сетки на весь релевантный участок дороги. Пример расположения расчетных точек на кольцевом пересечении дорог показан на рисунке Б.7. Шаг расчетных точек в продольном и поперечном направлениях сетки должен быть не более 1,5 м. Расчет освещенности проводят только внутри границ релевантного участка в расчетных точках, помеченных на рисунке знаком «х».

Рисунок Б.7 — Пример расположения расчетных точек на кольцевом пересечении дорог

Рисунок Б.7

Б.4.5 В расчете освещенности в заданной точке учитывают только те ОП, проекция которых на дорожную поверхность удалена от расчетной точки на расстояние не более 5-кратной высоты расположения ОП.

Б.5 Расчет освещенности на дорожном покрытии

Б.5.1 Освещенность , лк, в заданной расчетной точке на дорожном покрытии от единичного ОП определяют по формуле

. (Б.13)

где — сила света ОП в направлении расчетной точки, кд/клм;
— угол падения света от ОП в расчетную точку, в градусах (см. рисунок Б.4);
— начальный световой поток ОП, клм;
— коэффициент эксплуатации;
— высота светового центра ОП над поверхностью дороги, м.
Значение коэффициента эксплуатации принимают таким же как при расчете яркости (см. Б.2.1)

Б.5.2 Суммарную освещенность , лк, в расчетной точке от ОП, включаемых в расчет, определяют по формуле

, (Б.14)

где — освещенность в точке от -го ОП, определяемая по формуле (Б.13).

Б.5.3 Среднее значение освещенности на дорожной поверхности , лк, рассчитывают как среднеарифметическое значение освещенности во всех точках расчетного поля по формуле

, (Б.15)

где — освещенность в -й расчетной точке, определяемая по формуле (Б.14).

Б.5.4 Равномерность освещенности на дорожной поверхности рассчитывают по формуле

, (Б.16)

где — наименьшая освещенность среди всех точек расчетного поля.

Б.5.5 Коэффициент периферийного освещения рассчитывают по формуле

, (Б.17)

где и — средние освещенности на поверхности соответственно обочины и полосы проезжей части, примыкающей к обочине и имеющей с ней равную ширину.
Величину рассчитывают относительно каждого края проезжей части дороги.

УДК 625.711.3:006.354

МКС 93.080.40

Ключевые слова: дороги автомобильные общего пользования, искусственное освещение, яркость дорожного покрытия, освещенность на дорожном покрытии, равномерность яркости, расчет яркости, расчет освещенности

Электронный текст документа
подготовлен АО «Кодекс» и сверен по:
официальное издание
М.: Стандартинформ, 2015

Глава 15. ОСВЕЩЕНИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ

размер шрифта

ВЕДОМСТВЕННЫЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ- УКАЗАНИЯ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ НА АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГАХ- ВСН 25-86 (утв-… Актуально в 2018 году

15.1. Для обеспечения безопасности движения транспортных средств и пешеходов, а также повышения пропускной способности дорог в темное время суток предусматривают стационарные осветительные установки. При их проектировании необходимо соблюдать следующие требования:

при выборе типа и способа размещения осветительных установок обеспечивать освещенность дорог в соответствии с нормами на среднюю яркость проезжей части и среднюю горизонтальную освещенность обочин и тротуаров: равномерность распределения яркости (отношение максимальной яркости в отдельных точках проезжей части к минимальной); показатель ослепленности;

выявлять и подчеркивать расположение опасных зон (пересечений и примыканий, сужение дорог, пешеходных переходов, автобусных остановок) за счет изменения цветности источников света, размещения опор и светильников, повышения яркости проезжей части в опасной зоне;

обеспечивать зрительное ориентирование водителей в пути благодаря рациональному размещению опор и светильников, изменению цветности источников света на примыкающих дорогах, ограничению дезориентирующего водителей воздействия огней рекламы, витрин магазинов и охранного освещения объектов, расположенных вблизи от дороги;

не допускать резкого изменения освещенности перед сложными и опасными участками дорог и чередования освещенных и неосвещенных зон, устраивая непрерывное освещение при расположении освещенных участков дороги на расстоянии менее 250 м друг от друга;

добиваться плавного снижения яркости проезжей части на выезде с освещенного участка на неосвещенный, устраивая переходную зону длиной 150-250 м;

стремиться использовать такие элементы осветительных установок, которые отвечают требованиям эстетики и не нарушают вид архитектурного ансамбля дороги и расположенных на ней сооружений;

избегать размещения осветительных опор на тех элементах дорог и пересечений, где их установка может явиться причиной дорожно-транспортных происшествий;

применять опоры, не оказывающие большого сопротивления на срез при наезде автомобиля.

15.2. Стационарное освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать:

в населенных пунктах (по СНиП II-4-79, ч. II, гл. 4. Нормы проектирования. Естественное и искусственное освещение);

на дорогах I категории с расчетной интенсивностью движения 20 тыс. авт./сут и более, достигаемой в первые 5 лет эксплуатации;

на средних и больших мостах (путепроводах) в соответствии с рекомендациями табл. 15.1;

Таблица 15.1

Длина моста (путепровода), м Длина кабельной линии от пункта питания электроэнергией до освещаемого объекта, км Начальная интенсивность движения, тыс. авт/сут, при которой оправдано устройство освещения для ежегодного прироста интенсивности движения, %
5 10 15
50-100 1 8,0 4,0 2,0
5 12,5 7,5 6,0
10 18,5 13,0 9,0
100-200 1 5,0 2,5 1,0
5 9,5 5,0 1,5
10 12,5 8,0 4,5
Более 200 1 4,5 2,5 1,0
5 7,5 3,5 1,5
10 10,0 5,0 2,5

Примечания. 1. В таблице приведена начальная интенсивность движения на двух-, трехполосных дорогах. Для четырехполосных дорог с разделительной полосой ее следует увеличивать в 1,5 раза по сравнению с табличными значениями, а для шестиполосных — в 2 раза. 2. Промежуточные значения допускается определять интерполяцией.

на автозаправочных станциях и в зонах расположения комплексов обслуживания движения;

на пересечениях дорог I и II категорий между собой в одном и разных уровнях, а также на всех соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях и на подходах к ним на расстоянии не менее 250 м от начала переходно-скоростных полос;

на железнодорожных переездах (в соответствии с Инструкцией по устройству и обслуживанию переездов);

в транспортных автодорожных тоннелях на дорогах I и II категорий и на подходах к ним на расстоянии не менее 150 м от начала тоннеля;

в пешеходных тоннелях, на лестничных сходах и площадках перед входами в тоннель;

под путепроводами, на дорогах I-III категорий, если длина проезда под ними превышает 30 м;

на автобусных остановках, подземных пешеходных переходах, в зонах возникновения дорожно-транспортных происшествий в темное время суток у расположенных вблизи от дороги клубов, кинотеатров и других мест сосредоточения пешеходов в населенных пунктах, где нет уличного освещения, при расстоянии до источников энергоснабжения не более 2 км с учетом требований Госавтоинспекции.

15.3. Вне населенных пунктов средняя яркость проезжей части дорог и мостов (путепроводов) должна составлять: 0,8 кд/м2 на дорогах I категории; 0,6 кд/м2 на дорогах II категории; 0,4 кд/м2 — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Средняя горизонтальная освещенность обочин должна быть не ниже: 8 лк на дорогах I категории; 6 лк на дорогах II категории; 4 лк — на соединительных ответвлениях пересечений в разных уровнях. Среднюю горизонтальную освещенность тротуаров мостов (путепроводов) принимают в соответствии с нормами освещения тротуаров в населенных пунктах (по СНиП II-4-79).

Отношение максимальной яркости проезжей части к минимальной должно составлять не более 3:1 на дорогах I категории и 5:1 на остальных дорогах. Отношение максимальной освещенности обочины к средней должно быть при норме средней освещенности 6-8 лк не более 3:1, а при 4 лк не более 5:1.

Нормы освещенности автодорожных тоннелей и проездов под путепроводами (длиной более 60 м) принимают по СНиП II-44-78. Средняя горизонтальная освещенность проездов под путепроводами (мостами) должна быть не менее 15 лк, а отношение максимальной освещенности к средней — не более 3:1. Показатель ослепленности установок наружного освещения не должен превышать 150.

15.4. Опоры светильников устанавливают, как правило, за бровкой земляного полотна на расстоянии от нее не менее 0,5 м. На насыпях высотой до 3 м для установки опор устраивают присыпные бермы с размерами 2 x 2 м. При большей высоте насыпи и наличии устойчивых откосов опоры устанавливают на сваях длиной 5-6 м с оголовком (рис. 15.1, а). В пучинистых грунтах и в районах вечной мерзлоты опоры устанавливают в котлованы, огражденные деревянными коробами (рис. 15.1, б), засыпая пазухи в верхней части дренирующим грунтом. В исключительных случаях (на насыпях высотой более 3 м при наличии неустойчивых откосов земляного полотна, на участках дорог, где размещению опор препятствуют кабельные или воздушные линии связи и электропередачи) допускается устанавливать опоры на обочине или разделительной полосе (при их ширине не менее 3 м).

Рис. 15.1. Схемы заделки в грунт опор освещения: а — при благоприятных грунтовых условиях; б — в пучинистых грунтах; 1 — опора; 2 — оголовок; 3 — свая; 4 — деревянный короб

Если ширина разделительной полосы составляет 3-4 м, опоры освещения должны быть встроены в блоки парапетного ограждения или расположены между ними (при надежном закреплении блоков к основанию с помощью штырей, рис. 15.2, а). При ширине разделительной полосы 5-6 м опоры можно установить по ее оси на расстоянии 1,25 м от опоры до направляющей планки ограждения (рис. 15.2, б).

На обочинах автомобильных дорог опоры устанавливают у бровки земляного полотна на расстоянии от нее не более 0,5 м, предусматривая устройство ограждения. Расстояние от направляющей планки ограждения до опоры должно быть не менее 1,25 м, а от планки до кромки проезжей части не менее 1 м (рис. 15.2, в). На узких обочинах у опор следует устанавливать ограждения парапетного типа (рис. 15.2, г).

Рис. 15.2. Схема установки опор освещения и ограждений на разделительной полосе (а, б) и обочине (в, г)

Вне населенных пунктов при высоте насыпи до 2-3 м допускается установка опор освещения на обочинах без ограждений, если опора изготовлена из тонкостенных стальных труб, а в нижней ее части (на расстоянии 0,4-0,5 м от поверхности обочины) предусмотрено фланцевое соединение, разъединяющееся при ударе автомобиля.

На мостах (путепроводах) опоры устанавливают в створе перил или за ними в стальных стаканах, а также закрепляют с помощью фланцевых соединений к несущим конструкциям сооружения. На мостах с ездою понизу светильники рекомендуется закреплять к элементам конструкции сооружения с помощью кронштейнов или тросов (при осевой схеме размещения светильников).

15.5. Дорожная служба должна уделять особое внимание сохранению высоких светоотражающих свойств дорожных покрытий на освещенных участках дорог, своевременно выполняя очистку проезжей части от грязи и обеспечивая быстрый отвод воды с проезжей части. На особо опасных местах во всех случаях, когда это возможно, рекомендуется устраивать светлые шероховатые покрытия.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *