Квалификационная характеристика социального педагога

Понятие профессиональной компетентности социального педагога включает единство его теоретической и практической готовности к осуществлению социально-педагогической деятельности и характеризует его профессионализм. Рамки компетенции любого специалиста устанавливаются соответствующим нормативно-правовым документом — квалификационной характеристикой (документ, содержащий должностные обязанности, характеристику труда, основные знания и умения, которыми долженобладатьспециалист),представляющей собой обобщенные требования к подготовленности специалиста на уровне его теоретического и практического опыта. Она является основополагающим документом подготовки ипрофессиональной деятельности специалиста и содержит его

— должностные обязанности;

— характеристику труда;

— основные знания и умения, которыми должен обладать выпускник того или иного учебного заведения либо практикующий специалист в данной должности.

Квалификационная характеристика социального педагога, которая была утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 г., состоит из трех частей: «Должностные обязанности», «Должен знать» и «Квалификационные требования».

В первой части «Должностные обязанности» определены основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребенку. К ним относятся:

· социально-информационная помощь, направленнаянаобеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;

· социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;

· социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;

· социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;

· социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;

· медико-социальная помощь, направленная на уходзабольными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;

· социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;

· социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситуаций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.

Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.

К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков и др. Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др. Стационарная форма социально -педагогических услуг предусматривает длительное наблюдение за ребенком в специально для этого созданных условиях, например, в приютах, интернатах, домах ребенка и др. Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для ее разрешения. Данная форма оказания услуг характерна для специализированных учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центров реабилитации инвалидов и др.

Вторая часть квалификационной характеристики «Должен знать»представляет единство теоретических знаний и умений, необходимых для оказания выделенных в первой части видов помощи. К ним относятся профессиональные знания и профессиональные умения.

Профессиональные знания включают знания:

· нормативно-правовой базы деятельности (законов, подзаконных актов, постановлений, распоряжений, инструкций, социально-правовых и социально-экономических основ деятельности социального педагога, системы учреждений, оказывающих помощь ребенку);

· теории и истории социальной педагогики;

· методик и технологий социально-педагогической деятельности по работе с различными категориями детей в разных социумах;

· возрастной психологии, изучающей личность ребенка, его физическое, духовное и социальное развитие, нормальное и отклоняющееся поведение;

· социологии, изучающей объединения и группировки людей (семья, малая группа, школьный коллектив, коллектив сверстников и др.);

· методов социального управления и планирования профессиональной исследовательской деятельности.

К профессиональным умениям относятся умения:

· аналитические, предполагающие теоретический анализ процессов, происходящих в социуме и оказывающих негативное влияние на состояние и развитие ребенка; анализ состояния ребенка и окружающего его социума; вычленение проблемы ребенка; анализ совместной деятельности по устранению проблемы;

· прогностические, предполагающие прогнозирование решения проблемы ребенка посредством вовлечения его в специально организованную социально-педагогическую деятельность; прогнозирование развития личности ребенка с учетом возникшей перед ним проблемы. Социально-педагогическое прогнозирование опирается на знания сущности и логики социально-педагогического процесса, закономерностей возрастного и социального развития ребенка, характера его проблемы. Прогностические умения предполагают: выдвижение цели деятельности и ее задач; отбор способов осуществления деятельности; предвидение результата; учет возможных отклонений от намеченной цели; определение этапов социально -педагогической деятельности; распределение времени; планирование совместной с ребенком деятельности;

· проективные, предполагающие определение конкретного содержания деятельности, осуществление которой обеспечит планируемый результат. Проективные умения включают: перевод цели деятельности в конкретные задачи; учет специфики потребностей, интересов, установок, мотивов, степени их удовлетворенности у детей, подростков и молодежи; учет возможностей материальной базы и своего личного опыта; отбор содержания, методов и средств достижения поставленных задач; создание социально-педагогической программы деятельности для конкретного ребенка;

· рефлексивные, предполагающие самоанализ собственной деятельности социального педагога на каждом из ее этапов, осмысление ее положительных и отрицательных сторон и степени влияния полученных результатов на личность ребенка и решение его проблемы;

· коммуникативные, предполагающие владение культурой межличностного общения и включающие: умение «слушать и слышать» ребенка целенаправленно и со вниманием; умение войти в ситуацию общения и установить контакт; умение выявить информацию и собрать факты, необходимые для понимания проблемы ребенка; умение облегчить ребенку ситуацию общения, создавать и развивать отношения в позитивном эмоциональном настрое; умение наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение ребенка.

Третья часть квалификационной характеристики «Квалификационные требования» включает в себя механизм получения категорий и необходимые требования, которые предъявляются к социальному педагогу для получения определенной категории.

Подготовка специалистов социальной сферы может осуществляться как по определенным специальностям, так и по соответствующим направлениям, которые закреплены «Классификатором направлений и специальностей». Согласно этому документу специальности «социальная педагогика» присвоен номер 031300, а направлению «Педагогика», в которое социальная педагогика входит наряду с такими профилями подготовки, как дошкольное образование, начальное образование, коррекционная педагогика и специальная психология, физическая культура, — номер 540500. Наибольшее распространение в вузах страны на сегодняшний день получила подготовка социальных педагогов по специальности «социальная педагогика» согласно Государственному образовательному стандарту специалиста, который включает:

— характеристику сферы и объектов профессиональной деятельности специалиста;

— его основную квалификацию, под которой понимается уровень обученности, подготовленности выпускника к выполнению определенного вида профессиональной деятельности в соответствии с полученной специальностью;

— требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по основной образовательной программе специальности;

— обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности;

— нормативные характеристики обучения.

Требования к уровню подготовки лиц, завершивших обучение по программе специальности «социальная педагогика», включают пять частей:

1) общие требования к образованности специалиста, нацеленные на сформированность мировоззренческих установок человека, стиля его профессиональной и исследовательской деятельности, его культуры;

2) требования к знаниям и умениям по дисциплинам общекультурологической подготовки, обеспечивающей основы знаний философии, социологии, культурологии, права, религии и т. д;

3) требования к знаниям и умениям по дисциплинам медико-биологической подготовки, выявляющие знания выпускника по таким разделам, как медицина, валеология, безопасность жизнедеятельности;

4) требования к знаниям и умениям по дисциплинам психолого -педагогической подготовки, вооружающим выпускника знаниями в области таких наук, как общая педагогика, социальная педагогика, коррекционная педагогика, возрастная психология, социальная психология, педагогическая психология и др.;

5) требования к знаниям и умениям по дисциплинам предметной подготовки, которая обеспечивает выпускника профессиональными знаниями и умениями в области истории и теории социальной педагогики, методик и технологий социально-педагогической деятельности, управления социально-педагогическими системами и др.

В соответствии с этими требованиями обязательный минимум содержания профессиональной образовательной программы по специальности «социальная педагогика» обеспечивается пятью блоками дисциплин: общекультурным, медико-биологическим, психолого -педагогическим, предметным и блоком дисциплин специализации, которые предполагают углубленную подготовку по конкретному виду профессиональной деятельности будущего специалиста. Нормативная длительность обучения по специальности — 5 лет. Завершается программа итоговой аттестацией, включающей защиту выпускной работы. По окончании обучения выпускнику присваивается основная квалификация «социальный педагог».

Если вуз реализует многоуровневую систему высшего педагогического образования, то подготовка кадров высшей квалификации по социальной педагогике ведется в рамках направления «Педагогика». На первом уровне реализуется основная образовательная программа бакалавриата, которая включает культурологические, психолого -педагогические, медико-биологические и предметные дисциплины. В соответствии с Государственным образовательным стандартом бакалавра, нормативный срок обучения по данной программе составляет не менее четырех лет. Обучение завершается итоговой аттестацией с присвоением выпускнику квалификации (степени) бакалавра педагогики, удостоверенной дипломом. Образовательная программа второго уровня — магистратуры — включает в себя образовательную программу бакалавриата и не менее чем двухлетнюю специализированную подготовку, в которой важное место отводится научно-исследовательской и научно-педагогической практике студента. Общий нормативный срок обучения должен составлять не менее шести лет. Данная программа завершается защитой магистерской диссертации с присвоением выпускнику квалификации (степени) «магистр образования», также удостоверенной дипломом.

>Содержательный модуль 2. ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ Материалы для аудиторной ИЗУЧЕНИЯ

Квалификационная характеристика СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

Квалификационная характеристика социального педагога е неотъемлемой составляющей его профессиональной культуры, отражающая отношение человека к обществу, его истории и природы и направлена на совершенствование и преобразование действительности. Развитие профессии в исторической ретроспективе предусматривает изменение требований к ее представителям, включающих знания, умения, навыки, определенные личностные качества и нормы поведения.

Определению особенностей современного характера социально-педагогической деятельности посвящено исследование многих ученых, среди которых М.А. Галагузова, И.Д. Зверева, А.И. Капская, Л. Коваль, Г.П. Медведева, Л.И. Мищик и др.

Значительный вклад в рассмотрение проблем характера деятельности современного специалиста осуществила группа ученых под руководством профессора А.И. Капской. Она подробно определила сущность, содержание, функции, сферу деятельности социального педагога и его личностные качества.

Социальный педагог — специалист, занятый в сфере социальной работы или образовательно-воспитательной деятельности. Он организует взаимодействие образовательных и внеучебных учреждений, семьи, общественности с целью создания в социальной среде условий для социальной адаптации и благополучия в микросоциуме детей и молодежи, их всестороннего развития.

Социальный педагог, согласно должностным обязанностям:

— Изучает психолого-медико-педагогические особенности детей и молодежи;

— Исследует условия их жизни в микросоциуме;

— Обнаруживает интересы, потребности, трудности, проблемы, конфликтные ситуации отклонения в поведении детей и молодежи;

— Предоставляет им своевременную помощь и поддержку;

— Выступает посредником между личностью и организацией, семьей, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов;

— Осуществляет реабилитацию детей-инвалиде в;

— Организует работу с детьми и молодежью по месту жительства;

— Обеспечивает социальное сопровождение детей-сирот;

— Осуществляет профилактику негативных явлений среди детей и молодежи.

Пригодность специалиста к выполнению приведенных должностных обязанностей определяется уровнем сформированности у него когнитивного и операционного компонентов готовности к социально-педагогической работы.

Когнитивный компонент (знания) является теоретической основой социально-педагогической деятельности. Он предполагает овладение специалистом знаниями, которые помогают на практике создавать систему средств и приемов для достижения профессиональных целей, быстро ориентироваться в новых ситуациях, планировать свою деятельность, оценивать ее результативность.

В систему базовых теоретических знаний социального педагога относятся знания:

— Основ социальной политики государства и социально-правовой защиты детей и молодежи;

— Основ социологии, психологии и педагогики;

— Основных закономерностей развития личности;

— Специфики потребностями и интересами различных возрастных групп детей и молодежи;

— Специфики работы в различных микросоциумов;

— Особенностей деятельности с семьей, различными группами детей и молодежи;

— Функций государственных и негосударственных организаций в системе социально-педагогической деятельности;

— Способов психолого-педагогической диагностики;

— Современного состояния и тенденций развития детских и молодежных объединений.

Эти знания реализуются в практической деятельности социального педагога. Они тесно связаны с умениями, которые составляют операционный компонент готовности к социально-педагогической работы.

Прежде всего это интегрированные умения, которыми должен обладать каждый специалист, независимо от специфики его конкретной деятельности.

Коммуникативные умения предусматривают владение культурой межличностного общения, налаживания контакта с другим человеком, развитие взаимодействия с клиентом в положительном эмоциональном направлении.

Аналитические умения направлены на анализ процессов, происходящих в социуме, анализ состояния ребенка и влияние на нее микро-социума; выделение проблем ребенка и понимание совместной деятельности с ним по их преодолению.

Организаторские умения — создание и развитие официальной и неофициальной сети социальной поддержки личности, привлечение волонтеров, которые могут предоставить ресурсы, услуги и другие виды помощи.

Прогностические умения предусматривают прогнозирования развития личности с учетом ее проблем; постановку цели деятельности и ее задач, прогнозирования возможного результата работы; планирования работы будущей деятельности.

Проектировочные умения позволяют создавать программы деятельности по отдельным направлениям работы; осуществлять отбор необходимых методов и форм деятельности; конкретизировать содержание работы в каждом отдельном случае.

Социально-педагогическая работа относится к таким видам профессиональной деятельности, в которых не только знания и умения, но и личностные качества специалиста влияют во многих случаях на ее результативность.

Определяя личностные характеристики социального педагога, необходимо всегда помнить, что он работает в сфере, которая основывается на способности успешно функционировать в системе межличностных отношений.

Психологические характеристики: эмоциональная уравновешенность; низкая тревожность; стрессоустойчивость; творческое мышление; хорошая зрительная и слуховая память; последовательность в действиях; настойчивость; выдержка; внимательность; наблюдательность.

Морально-этические качества: честность; доброта; альтруизм; терпимость; справедливость; тактичность; эмпатийность; конфиденциальность; скромность; ответственность; открытость; внимательность.

Психоаналитические качества: адекватная самооценка; самоконтроль; самокритичность; стремление к самосовершенствованию; самоанализ; самодисциплинованисть.

Педагогические качества: коммуникабельность; визуальность (внешняя привлекательность); красноречие (умение внушать и убеждать) перцептивнисть (восприятие другого человека); оптимизм.

Потребность в специалистах социально-педагогического профиля в Украине сегодня является чрезвычайно актуальной. Учреждения, где возможно трудоустройство социальных педагогов, могут быть государственными, общественными или государственно-общественными.

Сферы деятельности, в которых может быть задействован работник, в основном различают по ведомственной принадлежности.

1. Сфера образования: общеобразовательные школы разного типа, школы-интернаты, детские дома, центры детского творчества.

2. Сфера здравоохранения: дома ребенка, детские санатории, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, интернаты для детей-инвалидов, детские больницы, дружественные клиники для молодежи, анонимные кабинеты.

3. Сфера социальной защиты населения: центры социального обслуживания населения * приюты, кризисные центры для женщин.

4. Сфера охраны правопорядка: приемники-распределители, специнтернаты, милиция по делам несовершеннолетних, колонии для несовершеннолетних.

б. Сфера служб для молодежи: клубы по месту жительства, центры молодой семьи, центры социальных служб для молодежи, общественные детские и молодежные объединения, молодежные службы трудоустройства.

На основании содержания социальной работы выделяются профессиональные функции социального педагога.

Функции социально-педагогической деятельности — это основные направления работы социального педагога, в которых конкретизируется ее содержание.

Охарактеризуем функции социально-педагогической деятельности в следующих таблицах.

Таблица 1. Коммуникативная функция социально-педагогической деятельности

Настройка взаимодействий личности, социальной группы и государственных и негосударственных организаций, выступающих клиентами, волонтерами, спонсорами и партнерами в социально-педагогической работе
Необходимые знания Общие положения теории общения, характерологических признаков видов и типов общения, функций общения, основных правил и норм общения, ведущих положений конфликтологии, сущности и особенностей общения с различными социальными группами, нравственных устоев общения социального педагога
Необходимые умения Для осуществления коммуникативных презентаций подбирать адекватные приемы коммуникативного воздействия, выступать катализатором общения, предупреждать и преодолевать конфликтные ситуации, подбирать оптимальные средства и приемы общения
Таблица 2. Организаторская функция социально-педагогической деятельности
Социально-педагогическая деятельность с точки зрения социального менеджмента, состоит в структурировании, планировании, распределении видов профессиональной деятельности и координации работы с различными социальными институтами и представителями родственных профессий
Необходимые знания Теоретических основ организаторской деятельности социального педагога, особенностей социального менеджмента, основных функций организатора социально-педагогической деятельности, особенностей планирования социально-педагогической деятельности, функций и способов координации, контроля в деятельности социального педагога, особенности организации и управления различными социальными группами в различных социумах
Необходимые умения Определять приоритетные направления деятельности, правильно распределять функциональные обязанности участников социального процесса, планировать основные этапы будущей деятельности, координировать и корректировать деятельность участников социально-педагогического процесса, налаживать сотрудничество и партнерство с различными социально-воспитательными структурами
Таблица 3. Прогностическая функция социально-педагогической деятельности
Выполняет содержательно-целевые (стратегические) и организационно-методические (тактические) задачи. Прежде всего это предвидение результатов усилий социального педагога по различным аспектам его профессиональной деятельности. Также это идеальное «проигрывания вариантов» различных технологий социально-педагогической деятельности и выбор среди них тех, которые смогут обеспечить максимальную результативность при разумных затрат сил и времени
Необходимые знания Роли и места прогнозирования в деятельности социального педагога, видов прогнозирования, принципов прогнозирования, содержание прогностической деятельности социального педагога, особенности прогнозирования различных направлений и объектов деятельности социального педагога
Необходимые умения Придерживаться принципов преемственности, систематичности и достоверности при создании ряда прогнозов, целесообразно оперировать разновидностями прогнозирования, строить адекватный прогноз в соответствии с конкретной социально-педагогической ситуацией, прогнозировать особенности социализации личности, учитывать специфику различных социальных групп в процессе создания прогноза профессиональной деятельности
Таблица 4. Охранно-защитная функция социально-педагогической деятельности
Направлена на отстаивание прав и интересов детей и молодежи на основе государственных и межгосударственных документов с целью обеспечения для несовершеннолетних и молодежи гарантированных им прав и условий жизнедеятельности
Необходимые знания Основных прав подростков и молодежи, закрепленных в межгосударственных документах, содержание деятельности основных социальных институтов, реализующих охранно-защитную функцию личности, содержании полномочия деятельности социального педагога по защите прав клиента, обязанности семьи, школы, внеучебных заведений для развития личности, основы украинской правовой системы и законодательства
Необходимые умения Владеет механизмами правовой защиты ребенка в различных социальных институтах, использовать комплекс правовых норм для защиты прав детей и молодежи, применять меры государственного принуждения в отношении лиц, допускающих противоправные действия в отношении объектов социальной работы, создавать условия для поддержания веры клиента в возможности достижения позитивных результатов , информировать представителей различных групп об их социальные гарантии

Таблица 5. Диагностическая функция социально педагогической деятельности

Призвана выявить отдельные социальные аномалии в определенном микросоциуме, конкретизировать проблему клиента и выявлять индивидуальные и специфические особенности клиента или определенной группы
Необходимые знания Теоретических основ психолого-педагогической диагностики, особенностей диагностики объектов социально-педагогической деятельности, методологии и методов социально-педагогической диагностики, принципов диагностической деятельности, направлений психолого-педагогической диагностики
Необходимые умения Определять приоритетные направления и объекты психолого-педагогической диагностики, подбирать оптимальный диагностический инструментарий, разрабатывать программу психолого-педагогического диагностирования как отдельной личности, так и микрогрупп, анализировать и обобщать результаты диагностической работы, использовать результаты диагностики в проектах профессиональной деятельности
Таблица 6. Предупредительно-профилактическая функция социально-педагогической деятельности
Имеет целью прежде всего выявление ограничения асоциальных явлений, причин социальной дезадаптации среди различных социальных групп и отдельных лиц и предотвращения, обеспечение условий для формирования социально позитивной направленности личности
Необходимые знания Причин и форм проявления девиантного поведения подростков и молодежи, содержания и форм социально-профилактической работы, способов и приемов внушения и убеждения, последствий воздействия вредных привычек и асоциальных форм поведения на здоровье и жизнедеятельность личности, основы здорового образа жизни
Необходимые умения Владеет психокоррекционные приемами воздействия на особенность организовывать индивидуальные, групповые, массовые формы профилактической работы, организовывать социально-позитивную деятельность подростков и молодежи через участие в различных внеучебных заведениях «клубах, секциях, кружках и т.д., пропагандировать здоровый образ жизни, выявлять группы риска среди подростков и молодежи , владеть способами и формами профилактической работы с различными социальными группами
Таблица 7. Коррекционно-реабилитационная функция социально-педагогической деятельности
Заключается в работе по изменению и совершенствованию личностных качеств клиента, особенностей жизнедеятельности и создание условий для развития потенциальных возможностей лиц с функциональными ограничениями, активное привлечение их к участию в общественной жизни
Необходимые знания Теоретических основ социальной реабилитации, специфики корекцинно-реабилитационной работы с различными социальными группами, видов и уровней коррекционно-реабилитационной работы, требований к специалисту, который занимается социальной реабилитацией
Необходимые умения Оказывать помощь лицам, нуждающимся в социальной реабилитации и адаптации, осуществлять коррекций-но-реабилитационную работу с различными социальными группами, прогнозировать и планировать жизненный путь объекта социальной реабилитации, налаживать связи со всеми возможными субъектами коррекционно-реабилитационной помощи
Таблица 8. Социально-терапевтическая функция социально-педагогической деятельности

Квалификационные требования к социальному педагогу

Социальный педагог должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать интегративными качествами и выполнять функции: воспитательную, диагностическую, организаторскую, прогностическую, предупредительно-профилактическую и социальнотерапевтическую, организационно-коммуникативную, охраннозащитную.

Социальный педагог должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности:

  • — реализация на практике прав ребенка;
  • — создание условий для полноценного обучения, воспитания обучающихся, взаимодействия и общения ребенка со сверстниками и взрослыми, социализация обучающихся;
  • — участие в создании психологически комфортной и безопасной образовательной среды в учреждении;
  • — повышение уровня психологической компетентности участников образовательного процесса;
  • — участие в междисциплинарных психолого-педагогических и социально-реабилитационных мероприятиях во взаимодействии со смежными специалистами;
  • — использование здоровьесберегающих технологий в профессиональной деятельности;
  • — использование научно обоснованных методов и современных информационных технологий в организации собственной профессиональной деятельности;
  • — систематическое повышение своего профессионального мастерства;
  • — соблюдение норм профессиональной этики;
  • — повышение собственного общекультурного уровня;
  • — соблюдение требований охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

В области социально-педагогической деятельности бакалавр решает задачи:

  • — осуществление комплекса мероприятий по социальной защите обучающихся из числа детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, включая взаимодействие социальных институтов;
  • — организация комплекса мероприятий по развитию и социальной защите обучающихся в образовательном учреждении и по месту жительства;
  • — организация социально полезных видов деятельности обучающихся, развитие социальных инициатив, социальных проектов;
  • — выявление потребностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся, выявление и развитие их интересов;
  • — формирование у обучающихся профессионального самоопределения и навыков поведения на рынке труда;
  • — организация посредничества между обучающимися и социальными институтами.

Социальный педагог (выпускник по направлению «Психологопедагогическое образование») должен обладать следующими общекультурными компетенциями:

  • — способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды;
  • — владеет историческим методом и умеет его применять к оценке социокультурных явлений;
  • — владеет моральными нормами и основами нравственного поведения;
  • — готов использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач;
  • — способен последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли, владеет русским литературным языком, навыками устной и письменной речи, способен выступать публично и работать с научными текстами;
  • — готов использовать знания иностранного языка для общения и понимания специальных текстов;
  • — владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации; имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией; осознает сущность и значение информации в развитии современного общества, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;
  • — способен учитывать этнокультурные и конфессиональные различия участников образовательного процесса при построении социальных взаимодействий;
  • — способен понять принципы организации научного исследования, способы достижения и построения научного знания;
  • — владеет средствами самостоятельного, методически правильного использования методов физического воспитания и укрепления здоровья, готов к достижению должного уровня физической подготовленности для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности;
  • — выполняет требования гигиены, охраны труда;
  • — способен формировать навыки здорового образа жизни и безопасной образовательной среды с учетом требований гигиены и охраны труда, владеет основными методами защиты работников, обучающихся и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Социальный педагог должен обладать следующими профессиональными компетенциями:

  • — способен учитывать общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях;
  • — готов применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях;
  • — готов использовать методы диагностики развития, общения, деятельности детей разных возрастов;
  • — готов использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов;
  • — готов организовывать различные виды деятельности: игровую, учебную, предметную, продуктивную, культурно-досуговую;
  • — способен организовать совместную деятельность и межличностное взаимодействие субъектов образовательной среды;
  • — готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе;
  • — способен понимать высокую социальную значимость профессии, ответственно и качественно выполнять профессиональные задачи, соблюдая принципы профессиональной этики;
  • — способен вести профессиональную деятельность в поликультур- ной среде, учитывая особенности социокультурной ситуации развития;
  • — способен принимать участие в междисциплинарном и межведомственном взаимодействии специалистов в решении профессиональных задач;
  • — готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов;
  • — способен использовать здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности, учитывать риски и опасности социальной среды и образовательного пространства;
  • — готов к организации мероприятий по развитию и социальной защите обучающегося;
  • — способен к выявлению интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении обучающихся;
  • — умеет составлять программы социального сопровождения и поддержки;
  • — способен участвовать в разработке и реализации социально ценной деятельности обучающихся, развитии социальных инициатив, социальных проектов;
  • — готов выстраивать профессиональную деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства;
  • — владеет методами социальной диагностики;
  • — способен выступать посредником между обучающимся и различными социальными институтами.

Социальный педагог (выпускник по направлению «Психологопедагогическое образование») должен знать:

  • — методологические основы научного познания; законы исторического и общественного развития; нормы русского языка;
  • — социокультурные закономерности и особенности межкультурных взаимодействий;
  • — математические методы анализа и обработки информации;
  • — строение и законы функционирования высшей нервной деятельности человека;
  • — особенности строения и функционирования организма человека;
  • — нормы здорового образа жизни;
  • — особенности строения психики и закономерности ее развития в онто- и филогенезе;
  • — закономерности образовательного процесса, развивающие функции обучения и воспитания;
  • — варианты развития при различных видах дизонтогенеза;
  • — структурные и динамические характеристики малой группы.

Социальный педагог должен уметь:

  • — выстраивать социальные взаимодействия с учетом этнокультурных и конфессиональных различий;
  • — последовательно и грамотно формулировать и высказывать свои мысли;
  • — использовать знания иностранного языка для понимания специальных текстов;
  • — учитывать индивидуальные и возрастные особенности физиологии учащихся;
  • — использовать современные информационные технологии в профессиональной деятельности;
  • — взаимодействовать с детьми и подростками;
  • — использовать рекомендуемые методы и приемы для организации совместной и индивидуальной деятельности детей;
  • — применять в образовательном процессе знания индивидуальных особенностей учащихся и воспитанников.

Социальный педагог должен владеть:

  • — историческим методом и применять его к анализу социокультурных явлений;
  • — различными средствами коммуникации, в том числе на иностранном языке;
  • — методами сбора и обработки данных;
  • — современными компьютерными и информационными технологиями;
  • — методами исследований в области педагогики и психологии;
  • — современными технологиями педагогической деятельности;
  • — конкретными методиками психолого-педагогической диагностики.

Наряду с владением профессиональными знаниями и умениями социальный педагог должен быть гуманистом, обладать коммуникативными и организаторскими способностями, высокой общей культурой, чувством такта, способствующими установлению доверительных отношений, разрешению конфликтных ситуаций, что является одной из приоритетных задач его социально-педагогической деятельности.

Общие требования к социальному педагогу

В России профессия «социальный педагог» офици­ально зарегистрирована в 1991 г. Объектом профессио­нальной деятельности социального педагога являются прежде всего дети и молодежь, которым необходима помощь в процессе их социализации. Деятельность со­циального педагога имеет ярко выраженную направлен­ность на защиту прав несовершеннолетних, на разви­тие и реализацию внутреннего потенциала ребенка и подростка, на оказание им помощи и поддержки в про­цессе адаптации в социуме и интеграции в общество, на раскрытие, мобилизацию и использование педаго­гического потенциала окружающей ребенка среды.

Однако в помощи социального педагога нуждаются люди любого возраста и особенно инвалиды, бежен­цы, отбывающие или отбывшие срок наказания лица, престарелые, наркоманы.

Деятельность социального педагога имеет многопла­новый и многовидовой характер. Это — работа с под­ростком, оказавшимся в сложных отношениях со шко­лой, семьей или со сверстниками по месту жительства; с ребенком, проживающим в семье «группы риска»; с ребенком-сиротой; с человеком, пережившим насилие или потерю близких ему людей и др.

Социальному педагогу приходится выполнять разно­образные виды работ, которые требуют специальных знаний и полипрофессиональной эрудиции, — это со­циально-педагогическая диагностика; социально-педа­гогическое прогнозирование и проектирование; организация и проведение социально-педагогического ис­следования; организация комплексной социальной, ме­дицинской, педагогической, психологической и пра­вовой реабилитации детей, подростков, взрослых и дру­гие. Все это предъявляет высокие требования к уровню профессиональной подготовки социального педагога и его личностным качествам.

Наиболее общими, базовыми характеристиками со­циального педагога являются способности:

· обеспечивать допустимое и целесообразное посред­ничество между личностью, семьей, с одной сторо­ны, и обществом, его государственными и ответ­ственными структурами, с другой;

· выполнять роль «третьего человека», связующего зве­на между личностью и микросредой, между детьми и взрослыми, семьей и обществом;

· уметь влиять на общение, отношения между людь­ми, на ситуацию в социуме, стимулировать, побуж­дать клиента к той или иной деятельности;

· уметь работать в условиях неформального лидера, помощника, советчика, способствующего проявле­нию инициативы, активной субъектной позиции клиента;

· проявлять коммуникабельность, способность соуча­ствовать, сопереживать клиенту, строить взаимоот­ношения на основе диалога, на равных. (Предмет и функции социальной педагогики. / Под ред. Г.Н. Фи­лонова. 1998. С. 80).

Эффективность профессиональной деятельности со­циального педагога во многом зависит не только от уровня теоретической подготовки специалиста и вла­дения им технологией социально-педагогической рабо­ты, но и от его личностных качеств. Выделяют следую­щие актуальные личностные качества социального пе­дагога:

О гуманистические качества (доброта, альтруизм — спо­собность делать добро другому человеку, чувство соб­ственного достоинства, толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам) и др.; О психологические характеристики (высокий уровень протекания психических процессов, устойчивые психические состояния, высокий уровень эмоциональ­ных и волевых характеристик); О психоаналитические качества (самоконтроль, само­критичность, самооценка); О психолого-педагогические качества (коммуникабель­ность, эмпатичность, визуальность, красноречивость и др.). (Социальная педагогика. Курс лекций. / Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. С. 28.) Существуют самые разнообразные направления дея­тельности социальных педагогов: социальный педагог — организатор культурно-досуговой деятельности, соци­альный педагог — организатор спортивно-оздоровитель­ной деятельности, социальный педагог — специалист по художественному и техническому творчеству, по физ­культурно-оздоровительной работе, художественному воспитанию, социальный психолог, педагог — руково­дитель педагогического класса и др. По существу многие обязанности социального педагога разделяет с ним в школе администрация, классный руководитель, педа­гог — воспитатель групп продленного дня, педагог — воспитатель детских учреждений.

Любому работнику образовательных учреждений нуж­но знать функции социального педагога, его профес­сиональные обязанности, чтобы вместе решать пробле­мы социального воспитания, профилактики, реабили­тации детей и подростков.

Должностные обязанности социального педагога сформулированы в тарифно-квалификационных харак­теристиках (требованиях) по должностным обязанно­стям работников учреждений образования Российской Федерации.

Нельзя отрицать роль социального педагога в орга­низации воспитательной работы с детьми в самых раз­нообразных формах ее проявления. Но главное, на чем должно быть сосредоточено внимание социального пе­дагога, работающего с детьми, — это социальная за­щита личности ребенка, изучение его психических и физических особенностей, выявление интересов и по­требностей, трудностей и проблем, конфликтных си­туаций, отклонений в поведении несовершеннолетних и своевременное оказание им социальной помощи и поддержки. Социальный педагог выступает посредни­ком между ребенком и всеми остальными субъектами социума; способствует установлению гуманных, нрав­ственно здоровых отношений в социальном окружении ребенка; содействует созданию обстановки психологи­ческого комфорта и безопасности личности несовер­шеннолетних, обеспечивает охрану их жизни и здоро­вья. Он осуществляет работу по трудоустройству, пат­ронату, обеспечению жильем, пособиями, пенсиями, оформлению сберегательных вкладов, использованию ценных бумаг детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей. В своей работе социальный педа­гог взаимодействует с администрацией образователь­ных учреждений, учителями, родителями (лицами их заменяющими), специалистами социальных служб, се­мейных и молодежных служб занятости, с благотвори­тельными организациями, другими учреждениями и организациями по оказанию помощи обучающимся (воспитанникам, детям), нуждающимся в опеке и по­печительстве, детям и подросткам с ограниченными физическими возможностями, девиантным поведени­ем, а также попавшим в экстремальные ситуации. Все это отражено в квалификационной характеристике со­циального педагога. (Приложение № 2 к приказу Ми­нобразования Росссии и Госкомвуза России от 31 ав­густа 1995 г. №463-1268.)

Из вышесказанного хорошо видно, что круг обязан­ностей и компетенции социального педагога довольно широк, однако у него имеется свое поле деятельнос­ти, свои клиенты и свои особые полномочия.

В каждом образовательном или социально-педагоги­ческом учреждении необходимо, прежде всего, иметь четко сформулированные должностные обязанности социального педагога на основе квалификационной ха­рактеристики и характерных особенностей данного об­разовательного учреждения и его социального окруже­ния. Можно обозначить следующие общие функции и направления работы социального педагога:

образовательно-воспитательная функция предполагает обеспечение целенаправленного педагогического вли­яния социального педагога на поведение и деятельность детей и взрослых. Содействие педагогической деятель­ности всех социальных институтов микрорайона — се­мьи, образовательных учреждений, трудовых коллек­тивов, средств массовой информации, микросоциума. Полноценное использование в воспитательном процессе средств и возможностей общества, воспитательного по­тенциала микросреды, возможностей самой личности как активного субъекта воспитательного процесса;

диагностическая функция заключается в постановке «социального диагноза». С этой целью проводится изу­чение личностных особенностей и социально-бытовых условий жизни детей, семьи, социального окружения, выявление позитивных и негативных влияний, проблем;

прогностическая и экспертная функции заключаются в проектировании развития личности ребенка, групп детей; в разработке программ, проектов, планов соци­ально-педагогического развития микрорайона, учреж­дения, его социально-педагогических структур; в экс­пертизе аналогичных документов и материалов;

организационно-коммуникативная функция — вклю­чение классных руководителей, учителей-предметни­ков, воспитателей, психологов, а также добровольных помощников, населения микрорайона в социально-пе­дагогическую работу, в совместный труд и отдых, де­ловые и личностные контакты; сосредоточивание ин­формации и налаживание взаимодействия между раз­личными социальными институтами в их работе с детьми, семьями;

охранно-защитная функция направлена на использо­вание имеющегося арсенала правовых норм для защи­ты прав и интересов личности, содействие примене­нию мер государственного принуждения и реализации юридической ответственности в отношении лиц, до­пускающих прямые или опосредованные противоправ­ные воздействия на подопечных социального педагога;

социально-компенсаторная функция предполагает разработку и реализацию комплекса мер, способству­ющих выравниванию возможностей для социального старта, восполнению или компенсации социальной ущербности ребенка вследствие конкретных личност-но-семейных обстоятельств;

посредническая функция — осуществление связей в интересах ребенка между семьей, образовательным уч­реждением, ближайшим окружением.

Как видим, социальный педагог — многогранный специалист. Он диагност, психолог, практик-социолог, социальный работник. Он должен дать ребенку тепло­ту и сердечность, заботу и внимание, которого так ча­сто не хватает детям «группы риска». Эта профессия требует особой деликатности, внимания к каждому конкретному человеку, отзывчивости, душевной теп­лоты.

Функциональные обязанности социального педаго­га в конкретном учреждении определяются индивиду­ально с учетом особенностей данного учреждения и со­циально-педагогической ситуации. Рассмотрим обязан­ности социального педагога на примере обязанностей социального педагога по опеке и попечительству, ра­ботающего на микроучастке школы.

Социальный педагог по опеке и попечительству: О организует выявление детей и подростков, оставших­ся без попечения родителей, и детей, нуждающих­ся в защите государства, проживающих в неблаго­получных семьях. Ставит их на учет в школе и орга­нах опеки и попечительства; О производит первичное обследование условий жизни, и воспитания этих несовершеннолетних с составле­нием акта обследования по результатам проверки. При выявлении у несовершеннолетнего квартиры, имущества обеспечивает их сохранность и сообщает об этом соответствующим специалистам по охране детства органа управления образованием; О при выявлении семей, где у несовершеннолетних имеется угроза для жизни, совместно со специалис­тами по охране детства, милицией, судоисполнителями, прокуратурой участвует в процессе изъятия ре­бенка из семьи, помещения его в приют временно­го пребывания, организует дальнейшее устройство ребенка; О на закрепленном микроучастке ведет учет детей из неблагополучных семей, опекаемых детей; осуще­ствляет систематический контроль за их воспитанием, обучением, состоянием здоровья, материаль­но-бытовым содержанием, содействует организации их досуга. При выявлении ущемления прав детей принимает незамедлительные меры к защите их ин­тересов; О оказывает помощь законным представителям ребен­ка в получении необходимых документов для назна­чения пособия, устройства несовершеннолетних в детские интернатные учреждения, на опеку, усынов­ление, на работу, в учебные заведения; О совместно с РОВД, комиссией по делам несовер­шеннолетних (КДН), общественностью, специали­стами органа управления, участковым врачом, орга­низует профилактическую работу с неблагополучны­ми семьями, готовит материалы в суд на лишение родительских прав, отобрание детей, восстановле­ние родительских прав и т.д.; О оказывает педагогическую помощь опекунам, роди­телям и детям в этих семьях. Работает в тесном кон­такте с классным руководителем, учеником, учите­лем; О организует работу по педагогической коррекции с целью формирования социально-адаптивной лично­сти; о знакомит опекунов с их правами и обязанностями, нормативными и юридическими документами; О вовлекает через различные формы работы детей в со­циально-педагогический процесс как активных субъ­ектов; о совместно с КДН, Центром занятости решает воп­рос временного и постоянного трудоустройства под­ростков из семей, состоящих на учете; совместно с Комитетом образования организует лет­ний отдых, с Комитетом здравоохранения — сана­торно-курортное лечение подопечных. Для успешной реализации своих функциональных обязанностей социальный педагог по опеке и попечи­тельству должен знать: законодательные и норматив­но-правовые документы по охране детства, основы, формы и методы социальной педагогики; основные за­кономерности развития личности детей и подростков, специфику их потребностей, интересов, установок, мо­тивов, степень их удовлетворенности; специфику ра­боты в социальной среде; содержание, формы и мето­ды работы с семьей; основные функции социального педагога данного звена; функции и права учреждений, связанных по работе с семьей и подростками; основы трудового законодательства, нормативные документы; правила охраны труда, техники безопасности; методи­ку диагностических исследований семьи, развития лич­ности; способы анализа и программирования своей ра­боты.

Первое, с чего начинает работу социальный педа­гог, — это изучение микроучастка, закрепленного за ним. Процесс изучения микроучастка состоит из двух составляющих:

1. Изучение структуры микрорайона школы и участ­ка, закрепленного за педагогом. Установление про­фессиональных связей по организации социально-педагогической работы. Изучение социального пас­порта микрорайона школы (или его разработка, если он отсутствует).

2. Выявление семей группы социального риска, в ко­торых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите со стороны государства.

После выявления семей, в которых дети нуждаются в социально-педагогической помощи и защите, соци­альный педагог организует педагогическую, психоло­гическую, медицинскую диагностику детей, более глу­боко изучает семейные отношения. По результатам ком­плексной диагностики определяет программу своей ра­боты с конкретной семьей и ребенком.

Как правило, социальный педагог не в состоянии сам решить абсолютное большинство проблем ребенка или его семьи. Тут уж поистине один в поле не воин. Поэтому целесообразно на этапе планирования рабо­ты с ребенком (семьей) определить, с какими педа­гогами, психологами, организациями и учреждениями придется взаимодействовать в период решения постав­ленных задач. Комплекс мер, принимаемых социальны­ми педагогами, исходит из идеи предотвращения со­циального сиротства, приоритета воспитания ребенка в родной биологической семье, ориентации своих кли­ентов на самостоятельное и разумное решение стоящих перед ними проблем.

Социальные педагоги так строят свою работу, что­бы все члены семьи смогли почувствовать, что им хо­тят помочь. Для этого ими используются самые разно­образные приемы и методы работы: индивидуальной и групповой терапии, комбинированной социально-пе­дагогической профилактики, комплексной поддержки и другие. Следует обратить внимание на необходимость умелого использования «ситуации успеха» (обращать внимание клиента на положительные изменения: по­рядок в доме, макияж, прическу и др.). Здесь особенно важны такие личностные и профессиональные качества социального педагога, как наблюдательность, способ­ность к сравнению, деликатность.

При использовании «ситуации выбора» (например: родители будут заниматься воспитанием ребенка или будет поставлен вопрос о лишении родительских прав) необходимо хорошее знание не только отношений в се­мье, но и личностных качеств каждого ее члена, в этом случае нужна определенная осторожность, недопусти­мы поспешность и тем более — угроза. Здесь необходи­мо профессиональное аргументированное рассмотрение ситуации.

План (программа) работы социального педагога с * семьей (ребенком) составляется на период, который определяется самим педагогом в зависимости от кон­кретной ситуации и сложности проблемы. План может ; охватывать промежуток времени в один или несколько месяцев. Для решения сложных социально-педагогичес­ких задач можно использовать несколько программ-пла­нов, которые отражают направления действий специа­листов по социальной, медицинской, психологической или педагогической помощи.

Организационные формы работы социальных педа­гогов со своими подопечными и сподвижниками до­вольно разнообразны. Условно их можно объединить в следующие три группы:

· индивидуальные формы работы социального педа­гога с клиентом (беседы, консультации, наблюдения, регулирование отношений, коррекционная ра­бота и др.);

· совместные формы работы со специалистами реа­билитационных учреждений, учреждений социаль­ной защиты населения, общего и дополнительного образования, клубных и других учреждений в це­лях оказания комплексной социально-педагогичес­кой и иной помощи своим клиентам (клубы обще­ния, «Ориентир», «Детская светелка»; «Детская ад­вокатура», «Социально-психолого-педагогический консилиум» и др.);

· кооперативный формы работы — объединение со­циальных педагогов, руководителей и специалистов различных учреждений и организаций для проведе­ния массовых мероприятий и акций милосердия в целях социальной защиты несовершеннолетних, борьбы с беспризорностью, наркоманией и др. Формы работы социальных педагогов чрезвычайно многообразны, но все они базируются на благородном желании помочь людям преодолеть трудности жизнен­ного пути.

Вопросы и задания

1. Почему профессия «социальный педагог» появилась в России значительно позже, чем за рубежом?

2. Чем обязанности социального педагога отличаются от обязанностей воспитателя, классного руководителя?

3. Какие личностные качества, знания и умения являются необходимыми в профессиональной деятельности соци­ального педагога?

4. Возникает ли потребность в социально-педагогической помощи в благополучных семьях?

5. Как бы вы разделили функции психолога и социального педагога в работе с трудновоспитуемыми детьми и под­ростками?

6. Одна из могущественных сил, побуждающих личность к активной деятельности, — это надежда на успех. Соци­альный педагог в своей работе начал утрачивать надежду на успех. Как он должен поступить дальше? Обоснуйте свой ответ.

7. Составьте диагностическую карту (систему вопросов, про­верочные ситуации, объекты для наблюдений) для вы яснения причин формирования характера трудновоспи­туемых подростков. 8. Разработайте программу социально-педагогического об­следования микрорайона с тем, чтобы по его результа­там можно было оформить социально-педагогическую карту микрорайона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *