Как мы уже говорили выше, вознаграждение за труд работнику устанавливается в зависимости от его квалификации, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы. Дифференциация заработной платы по этим показателям обеспечивается, как правило, на основе тарифной системы оплаты труда.

Согласно ст. 143 Трудового кодекса РФ тарифная система оплаты труда включает в себя:

— тарифные ставки;

— оклады (должностные оклады);

— тарифную сетку;

— тарифные коэффициенты.

Основным элементом тарифной системы оплаты труда являются тарифные ставки.

Тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка 1-го разряда определяет минимальную оплату неквалифицированного труда в единицу времени. Тарифная сетка представляет собой совокупность тарифных разрядов работ (профессий, должностей), определенных в зависимости от сложности работ и требований к квалификации работников с помощью тарифных коэффициентов.

При этом тарифный разряд является величиной, отражающей сложность труда и уровень квалификации работника, а квалификационный разряд — величиной, отражающей уровень профессиональной подготовки работника.

Тарифный коэффициент устанавливает отношение тарифной ставки данного разряда к тарифной ставке первого разряда. Иначе говоря, тарифный коэффициент показывает, во сколько раз тарифная ставка данного разряда больше тарифной ставки первого разряда.

Таким образом, тарифная сетка представляет собой шкалу, определяющую соотношение в оплате труда при выполнении работ различной квалификации. Современное трудовое законодательство ориентирует на договорное и локальное регулирование оплаты труда. Вид, систему оплаты труда, размеры тарифных ставок, окладов, премий, иных поощрительных выплат организации определяют самостоятельно в коллективных договорах и локальных актах. В различных организациях могут устанавливаться различные тарифные сетки, отличающиеся количеством разрядов и степенью нарастания тарифных коэффициентов. Вместе с тем оплата труда в бюджетной сфере устанавливается в централизованном порядке — на основе так называемой Единой тарифной сетки (ЕТС).

Система оплаты труда работников бюджетной сферы утверждена Постановлением Правительства РФ от 5 августа 2008 г. N 583.

Трудовой кодекс РФ отдельно регулирует оплату труда работников государственных и муниципальных учреждений.

Конкретные сроки и размеры повышения ставок и окладов работников учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов субъектов РФ и местного самоуправления, определяются субъектами РФ и органами местного самоуправления самостоятельно, исходя из имеющихся финансовых возможностей.

Трудовой кодекс РФ предусматривает возможность установления Правительством РФ базовых окладов (базовых должностных окладов) или базовых ставок заработной платы по профессиональным квалификационным группам работников. Эти базовые оклады (базовые должностные оклады) и базовые ставки заработной платы являются тем минимумом, который в любом случае должен выплачиваться соответствующей категории работников.

Основная идея введения базовых окладов состоит в следующем. В настоящее время при разработке системы оплаты труда необходимо, чтобы тарифная часть заработной платы была не меньше минимального размера оплаты труда, который с 1 сентября 2007 г. — 4330 руб. (Федеральный закон от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ). При этом речь идет о минимальной месячной зарплате за труд неквалифицированного работника при выполнении простых работ в нормальных условиях. Базовые оклады по своей сути будут МРОТами для работников более высокой квалификации. Размер заработной платы учителя, так же как и врача, зависит от множества факторов, но даже если речь идет об обычной городской школе, где по каким-то причинам учится один ученик, все равно учитель не может получать меньше базовой ставки как в федеральных, так и в региональных и муниципальных учреждениях.

При этом под профессиональными квалификационными группами понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности. Профессиональные квалификационные группы и критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам должны утверждаться Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

Как предполагается, все профессии и должности будут разделены на пять укрупненных квалификационных групп в зависимости от квалификации. Первая группа: профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования. Вторая группа: профессии рабочих и должности служащих, требующие наличия начального или среднего профессионального образования, а также руководители структурных подразделений, требующие наличия начального профобразования. Третья: должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования по квалификации «бакалавр», и должности руководителей структурных подразделений, требующие наличия среднего профобразования. Четвертая группа: должности служащих, требующие наличия высшего профобразования по квалификации «дипломированный специалист» или квалификации «магистр», а также руководители структурных подразделений с высшим профессиональным образованием. Пятая группа: уникальные работники, а также работники, для которых требуется наличие научной степени или научного звания.

Укрупненные квалификационные группы подразделяются на профессиональные квалификационные группы. Это группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированные с учетом сферы деятельности на основе требований квалификации к уровню профессионального образования и профессиональной подготовки. К примеру, будут созданы профессионально-квалификационные группы работников здравоохранения, педагогических работников, работников культуры, гражданского персонала практически по каждой отрасли. Затем профессии и должности, отнесенные к профессионально-квалификационной группе, в зависимости от сложности будут подразделяться по квалификационным уровням. Чем выше сложность, тем более высокий квалификационный уровень. Это определяется подготовкой, необходимой для работы по профессии или должности, с учетом наличия сертификатов, квалификационной категории, стажа и так далее.

Для каждого квалификационного уровня будет установлен диапазон окладов, и в пределах этих диапазонов по квалификационным уровням будут устанавливаться оклады тарифной ставки в учреждениях. Установление окладов отнесено к компетенции руководителя учреждения.

Базовые оклады (базовые должностные оклады), базовые ставки заработной платы, установленные Правительством РФ, обеспечиваются:

— федеральными государственными учреждениями — за счет средств федерального бюджета;

— государственными учреждениями субъектов РФ — за счет средств бюджетов субъектов РФ;

— муниципальными учреждениями — за счет средств местных бюджетов.

Системы оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, а также с учетом государственных гарантий по оплате труда, рекомендаций Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 135 Трудового кодекса РФ) и мнения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей.

Оплата труда некоторых категорий работников бюджетной сферы осуществляется на основе специальных нормативно-правовых актов. Так, например, оплата труда работников высших учебных заведений регулируется Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании». Научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам (ставкам) в размере:

1) сорок процентов за должность доцента;

2) шестьдесят процентов за должность профессора;

3) 3000 руб. за ученую степень кандидата наук;

4) 7000 руб. за ученую степень доктора наук.

В качестве примера можно рассчитать заработную плату преподавателя вуза. Допустим, на работу в государственный вуз принят кандидат юридических наук на должность доцента. При поступлении на работу ему установлена оплата по 15-му разряду ЕТС. В таком случае его заработная плата может быть рассчитана по формуле:

ЗП = МРОТ x МТрудового кодекса + НДД + НКН,

Где ЗП — заработная плата;

МТрудового кодекса — межразрядный тарифный коэффициент;

МРОТ — минимальный размер оплаты труда;

НДД — надбавка за должность доцента;

НКН — надбавка за ученую степень кандидата наук.

Таким образом, зарплата доцента вуза составит:

4330 x 3,036 + 4330 x 3,036 x 0,4 + 3000 = 13 145,88 + 5258,4 + 3000 = 21 404,28 руб.

Оплата труда государственных гражданских служащих регулируется Федеральным законом от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Данный Закон закрепляет две возможные схемы оплаты труда гражданских служащих. Первая — традиционная — основывается на занимаемой гражданским служащим должности, присвоенном ему классном чине, а также праве служащего на дополнительные выплаты в зависимости от стажа, сложности работы и т. п. Вторая — предусматривает оплату труда гражданских служащих в зависимости от эффективности и результативности их профессиональной служебной деятельности. К гражданским служащим, оплата труда которых производится в указанном особом порядке, не применяются условия оплаты труда, установленные ч. 1 — 13 ст. 50 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (то есть не выплачиваются должностной оклад и оклад за классный чин, различные надбавки, районные коэффициенты и пр.). В то же время для данной категории гражданских служащих сохраняются все гарантии, льготы и компенсации, предусмотренные иными статьями Закона.

По традиционной схеме денежное содержание гражданского служащего состоит из трех основных частей:

— должностного оклада;

— оклада за классный чин;

— дополнительных выплат.

1. Должностной оклад является главным элементом денежного содержания любого служащего. Он представляет собой вознаграждение за профессиональную квалификацию служащего. Размеры должностных окладов и окладов за классный чин для всех федеральных гражданских служащих должны быть установлены указом Президента РФ о денежном содержании федеральных государственных служащих, принятым по представлению Правительства РФ.

На уровне субъектов РФ размеры должностных окладов гражданских служащих субъектов РФ устанавливаются нормативными актами субъектов различного уровня. При этом используются различные подходы. Так, должностные оклады могут быть установлены в твердой денежной сумме (Пензенская область); в сумме, кратной какому-либо базовому показателю (Смоленская область, г. Санкт-Петербург); в сумме, кратной минимальному (Омская область) или максимальному (Читинская область) должностному окладу государственного служащего.

2. Что касается окладов за классный чин, то анализ законодательства субъектов Российской Федерации показывает, что на практике обычно используется один из следующих подходов к определению этого оклада:

Установление размера оклада за классный чин в твердой денежной сумме (Ханты-Мансийский АО, Пензенская и Тамбовская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к должностному окладу (Омская, Смоленская, Сахалинская области);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к окладу по иной должности (Московская область);

Установление размера оклада за классный чин пропорционально к иной сумме (Орловская область, г. Санкт-Петербург).

При наличии у государственного служащего квалификационного разряда и классного чина (дипломатического ранга) ему производится выплата только одной ежемесячной надбавки к должностному окладу, установленной для федеральных государственных служащих государственного органа, в котором он проходит службу.

Должностной оклад и оклад за классный чин вместе составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего. Оклад месячного денежного содержания составляет минимальную сумму, которую будет получать за свою службу любой гражданский служащий, которому присвоен классный чин.

3. Дополнительные выплаты зависят от наличия у служащего определенной выслуги лет, сложности выполняемой им работы, успешности выполнения служащим поставленных перед ним задач и т. д.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе. Она установлена федеральным законодательством для всех без исключения гражданских служащих в размерах:

При стаже гражданской службы в процентах

От 1 года до 5 лет — 10;

От 5 до 10 лет — 15;

От 10 до 15 лет — 20;

Свыше 15 лет — 30.

В стаж работы, дающий право на получение надбавки за выслугу лет, помимо собственно периода работы на государственной службе включаются и некоторые другие периоды трудовой деятельности. Перечень таких периодов для федеральных государственных служащих установлен Указом Президента РФ от 3 сентября 1997 г. «О периодах работы (службы), включаемых в стаж государственной службы федеральных государственных служащих, дающий право на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет», для служащих субъектов РФ — нормативными актами субъектов РФ.

Ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы. Максимальный размер этой надбавки не может превышать 200% должностного оклада. Конкретный размер ежемесячной надбавки за особые условия гражданской службы определяется представителем нанимателя.

В настоящее время Указ Президента РФ от 25 июля 2006 г. N 763 «О денежном содержании федеральных государственных служащих» дифференцирует размер ежемесячной надбавки за особые условия государственной службы, определяя, что она может устанавливаться:

— по высшим государственным должностям — в размере от 150 до 200 процентов должностного оклада;

— по главным государственным должностям — в размере от 120 до 150 процентов должностного оклада;

— по ведущим государственным должностям — в размере от 90 до 120 процентов должностного оклада;

— по старшим государственным должностям — в размере от 60 до 90 процентов должностного оклада;

— по младшим государственным должностям — в размере до 60 процентов должностного оклада.

В субъектах РФ используются различные подходы к установлению надбавки за особые условия государственной службы. Так, в некоторых субъектах также устанавливаются различные размеры надбавок в зависимости от группы должностей гражданской службы (Ульяновская область, Еврейская АО, Ханты-Мансийский АО); в других — единые для всех групп должностей (Смоленская и Воронежская области).

Ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Размеры и порядок выплаты государственным служащим ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, определены Постановлением Правительства РФ от 18 сентября 2006 г. «О предоставлении социальных гарантий гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, и сотрудникам структурных подразделений по защите государственной тайны». В соответствии с этим Постановлением должностным лицам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, устанавливается ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) в следующих размерах:

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «особой важности», — 50 — 75%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «совершенно секретно», — 30 — 50%;

— за работу со сведениями, имеющими степень секретности «секретно», — 10 — 15%.

Указанная надбавка выплачивается должностным лицам и гражданам, имеющим оформленный в установленном законом порядке допуск к сведениям соответствующей степени секретности и по решению руководителя органа государственной власти, предприятия, учреждения или организации, постоянно работающим с указанными сведениями в силу должностных (функциональных) обязанностей.

Кроме того, для сотрудников структурных подразделений по защите государственной тайны органов государственной власти, предприятий, учреждений и организаций дополнительно к ежемесячной процентной надбавке, указанной выше, предусмотрена ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу (тарифной ставке) за стаж работы в указанных структурных подразделениях в следующих размерах:

При стаже работы от 1 до 5 лет — 10%;

При стаже работы от 5 до 10 лет — 15%;

При стаже работы от 10 лет и выше — 20%.

Ежемесячное денежное поощрение. Ежемесячные денежные поощрения, как следует из их названия, должны выплачиваться служащему регулярно в размерах, установленных по федеральным государственным органам дифференцированно указами Президента Российской Федерации, а по органам государственной власти субъектов Российской Федерации — нормативными правовыми актами соответствующего субъекта. Таким образом, ежемесячное денежное поощрение выступает формой материального стимулирования успешного выполнения служебных обязанностей по замещаемой должности.

Премии. Премии являются иной формой поощрения гражданских служащих. В отличие от ежемесячного денежного поощрения, они выплачиваются не за сам факт добросовестного выполнения служащим своих обязанностей, а лишь за выполнение особо важных и сложных заданий. Порядок выплаты премий определяется представителем нанимателя с учетом обеспечения задач и функций государственного органа, исполнения должностного регламента.

Максимальный размер премий законом не ограничен, однако в фонде оплаты труда федеральных гражданских служащих в расчете на год предусматриваются средства для выплаты премий в размере двух окладов денежного содержания.

Единовременные выплаты при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска и материальной помощи. На их выплату в фонде оплаты труда для федерального государственного органа предусматриваются средства в расчете на год в размере 3 должностных окладов. При этом данные выплаты входят в денежное содержание государственного гражданского служащего. В качестве примеров случаев оказания материальной помощи гражданскому служащему обычно указываются: бракосочетание, рождение ребенка, смерть близкого родственника, несчастный случай, стихийные бедствия, другие чрезвычайные обстоятельства и пр.

Федеральный закон от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает возможность установления и иных выплат государственным гражданским служащим. В законодательстве субъектов Российской Федерации можно встретить надбавки служащим, проживающим в некоторых субъектах РФ, за ученую степень (Омская и Пермская области, Ямало-Ненецкий АО); за почетное звание (Псковская область, Ямало-Ненецкий АО); за выполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от своей основной работы (Саратовская область); за работу с шифрами, применяемыми в сетях шифровальной связи, и за почетное звание Российской Федерации (Воронежская область); за особо сложные условия прохождения службы (Псковская область, Ханты-Мансийский АО) и т. д.

Для отдельных должностей гражданской службы может быть установлено денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учитываются все ежемесячные выплаты, кроме выплат, зависящих от эффективности работы служащего (премии и ежемесячное денежное поощрение). В настоящее время такое денежное содержание установлено для руководителя Администрации Президента РФ, управляющего делами Президента РФ, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах и т. д.

Специальные нормы, регулирующие оплату труда отдельных категорий работников, содержатся в Законе РФ от 26 июня 1992 г. «О статусе судей в Российской Федерации», в Федеральном законе от 17 января 1992 г. «О прокуратуре Российской Федерации» и других.

Судьям установлены доплаты за квалификационный класс, выслугу лет, пятидесятипроцентная доплата к должностному окладу за особые условия труда, надбавка за ученую степень или ученое звание, почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», сложность, напряженность, высокие достижения в труде и специальный режим работы, денежные поощрения (премии) по итогам работы за квартал и год.

Прокурорским работникам устанавливаются доплаты за классный чин, выслугу лет, особые условия труда, процентные надбавки за ученую степень, денежное поощрение (премии) по итогам работы за квартал и год.

В. Д.Горбулин, В. М.Кирсанова
Все виды пособий и компенсаций
Источник СПС Консультант+

единая тарифная сетка по оплате труда работников бюджетной сферы

Повышение зарплат бюджетникам с 1 октября 2019

Материальное обеспечение бюджетников — значимый социально-экономический параметр, влияющий в какой-то мере на оплату труда и в коммерческих структурах. Руководители частных компаний ориентируются на динамику доходов в бюджетном сегменте для индексации окладов своим сотрудникам. Поэтому любые изменения зарплат бюджетным работникам волнуют многих.

Структура заработной платы бюджетников

Наёмные граждане, труд которых оплачивается из муниципального, регионального или федерального бюджета считаются работниками бюджетного сектора. Условно их можно разделить на 2 группы:

  • госслужащие — чиновники государственных учреждений, представители силовых ведомств, судов и прокуратуры;Госслужащие — сотрудники федеральных и региональных органов власти, которые выполняют функции государства в разных сферах и получают заработную плату из государственного или регионального бюджета
  • сотрудники бюджетных учреждений — библиотекари, преподаватели, медики, учёные, музейные служащие и т. д.В России в бюджетной сфере трудятся около 33 млн человек, из них примерно половина — сотрудники школ, детских садов, средних и высших учебных заведений, медицинских учреждений, библиотек, музеев, научных институтов

Система расчёта заработной платы в бюджетной сфере базируется на Едином тарифном справочнике (Постановление Правительства 583 от 05.08.2008) и состоит из гарантированных выплат — должностные оклады — и стимулирующих — дотации, надбавки, премии. Доходы регулируются статьями 130 и 134 ТК РФ и нормативными актами руководящего ведомства — Минкульт, Минздрав, Минтруд, силовые организации и прочие. В каждом ведомстве существует свой подход к начислению заработной платы, вследствие чего уровень доходов бюджетников существенно отличается.

Зарплаты госслужащих обычно выше, так как регламентируются отдельными законодательными актами. Однако даже бюджетники, например, одной специальности с одинаковыми окладами, но из различных министерств и регионов получают разную заработную плату. Сказываются многие показатели — региональные надбавки, дотации из госбюджета, северные коэффициенты, наполнение местного бюджета.

Диаграмма подтверждает, что оплата труда бюджетников в городах федерального значения гораздо выше, чем во многих областях и республиках

По этой причине при определении средней з/платы бюджетных служащих в целом по стране, регионам и отраслям в расчёт берутся все доплаты.

Таблица: зарплата бюджетников за 1 полугодие 2019 по некоторым субъектам РФ

Средняя з/плата работников в организациях государственной и муниципальной форм собственности по субъектам РФ за январь—июнь 2019 года, тыс. руб
Педагоги дошкольного образования Педагоги школ Преподаватели вузов Врачи с высшим образованием Средний медицинский (фармацевтический) персонал Младший медицинский персонал Социальные работники Работники культуры Научные сотрудники
Российская Федерация 34.813 45.608 94.514 79.231 39.353 35.583 34.697 40.919 94.762
в том числе:
Ивановская область 23.889 29.014 48.971 48.151 24.622 22.884 22.823 23.112 39.650
Московская область 58.518 68.551 114.966 97.638 54.858 47.905 51.333 51.114 90.715
Республика Карелия 39.251 46.766 86.850 75.976 38.453 35.667 35.911 37.006 69.717
Ненецкий авт. округ 79.384 104.911 171.792 90.100 83.832 * 85.229
Калининградская область 30.811 34.687 70.172 65.319 36.740 31.182 31.620 31.841 64.706
Ленинградская область 43.430 45.014 86.842 84.842 43.810 41.574 41.820 41.345 80.398
Мурманская область 52.899 66.959 114.542 101.906 53.608 46.595 53.008 56.695 104.979
Ростовская область 24.629 33.149 64.126 56.555 29.297 27.976 28.458 29.116 59.862
Республика Дагестан 19.328 25.730 49.244 45.734 23.950 22.511 22.077 22.272 39.808
Ставропольский край 23.935 30.173 59.934 53.366 27.846 25.751 24.857 26.632 46.110
Нижегородская область 30.762 38.221 80.060 61.927 31.148 29.466 31.515 31.916 68.513
Курганская область 24.665 30.875 55.518 62.508 30.165 26.874 25.811 26.116 72.599
Свердловская область 35.246 44.371 84.022 74.462 37.757 35.907 35.861 37.331 62.045
Ямало-Ненецкий авт. округ 84.538 118.401 * 183.382 92.735 91.798 94.804 102.186 177.550
Челябинская область 29.985 38.828 73.514 69.376 34.400 30.641 31.617 32.231 68.336
Алтайский край 23.288 25.093 57.495 51.945 27.441 24.302 24.299 23.172 47.232
Красноярский край 37.934 50.693 92.738 82.350 41.234 39.134 41.039 41.186 72.580
Забайкальский край 32.916 43.758 75.106 68.148 34.077 33.942 33.473 33.568 69.956
Чукотский автономный округ 80.550 99.750 * 188.830 93.649 90.030 * 92.155 158.326
* Конфиденциальные данные

Что ждёт бюджетников с 1 октября 2019

Постоянный рост материального обеспечения работников бюджетной категории является важной частью программы Владимира Путина, с которой он победил на выборах в 2012-м году. Дорожная карта — майские указы, в частности от 07.05.2012 под номером 597, из 34-х поручений, направленных на поэтапный рост заработной платы бюджетников, прежде всего, учителей и медперсонала.

Президентским указом поставлена цель — зарплата в бюджетном секторе специалистов с высшим образованием к 2018 году должна составлять 200% средней з/платы по региону, а трудовые доходы остальных служащих — не менее 100% среднерегионального показателя.

Видео: как действует в настоящее время майский указ

Кого затронет октябрьское повышение заработной платы

В сентябре текущего года уже проведена индексация доходов бюджетных работников, попадающих под действие президентских указов — 1688 от 28 декабря 2012, 597 от 7 мая 2012 и 761 от 1 июня 2012. Сюда относятся педагоги, медики, работники социальных служб, культурных учреждений, научные сотрудники. Они получили прибавку к зарплате в размере 6% от должностного оклада, что немного выше инфляционного уровня.

Однако в президентских указах остались неохваченными:

  • сотрудники федеральных органов государственной власти;
  • работники федеральных автономных, бюджетных и казённых учреждений;
  • гражданский персонал воинских частей и подразделений федеральных органов исполнительной власти, в которых по закону предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

Эти категории бюджетников получат прибавку с 1 октября 2019 года в виде индексации окладов на 4,3% (распоряжение правительства 415-р от 13.03.2019), что соответствует прогнозированному уровню инфляции. Рассчитывать на увеличение материального обеспечения могут:

  • кадровики, программисты, инженерно-технические работники, обслуживающий персонал;
  • специалисты бухгалтерии, планово-экономических отделов, психологи;
  • следователи, члены парламента, прокуроры, судьи;
  • военнослужащие и приравненные к ним лица (ФСБ, Росгвардия, МВД, ФСО, ФСИН), а также прочие сотрудники бюджетных учреждений.

Согласно распоряжению правительства 415-р от 13.03.2019 зарплаты федеральных государственных служащих и бюджетников будут повышены с 1 октября 2019 года на 4,3%

Эти категории бюджетников получат прибавку с 1 октября 2019 года в виде индексации окладов на 4,3% (Распоряжение Правительства 415-р от 13.03.2019), что соответствует прогнозированному уровню инфляции.

Видео: повышение з/плат бюджетникам с 01.10.2019

Повышение зарплат планировалось по одному из двух сценариев — плановая индексация или единовременное поднятие окладов на 100%. Но ввиду дефицита бюджетных средств остановились на индексации базовых выплат, которые составляют лишь 10% заработка. Оттого ощутимого роста доходов пока не будет. Но на законодательном уровне уже обговаривается изменение пропорций между гарантированными и стимулирующими выплатами, благодаря чему удастся быстрее достичь поставленных президентом задач и обеспечить достойную зарплату работникам бюджетной сферы.

Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы; права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия — это

Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы; права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия — это

· распорядительные документы

· устав

· справочно-информационные

· организационные документы

Свод правил, регулирующих деятельность организаций, их взаимоотношения с другими организациями и гражданами, права и обязанности в сфере государственной или хозяйственной деятельности — это

· штатное расписание

· положение

· должностная инструкция

· устав

3. Устав организации – это:

· правовой акт, определяющий порядок образования и организацию работы предприятия;

· правовой акт, определяющий задачи и цели организации;

· правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия;

· правовой акт, определяющий порядок разрешения спорных вопросов на предприятии.

4. Где содержатся общие положения по составлению Устава организации?

· в Административном Кодексе Российской Федерации;

· в Гражданском Кодексе Российской Федерации;

· в Налоговом Кодексе Российской Федерации;

· в Конституции Российской Федерации.

Назовите раздел, не входящий в текст устава

· регламент деятельности

· общие положения

· организационное единство

· должностные обязанности

Назовите реквизит, не входящий в формуляр устава

· название организации

· наименование министерства или ведомства

· наименование вида документа

· адресат

Организационный документ, в котором указываются все структурные подразделения предприятия, вводимые на предприятии должности и количество штатных единиц по каждой из должностей — это

· правила внутреннего и трудового распорядка

· устав

· штатное расписание

· структура и штатная численность

8. Перечислите вопросы, которые отражаются в правилах внутреннего трудового распорядка

· организация работы предприятия, взаимные обязанности работников и администрации, предоставление отпусков, командирование сотрудников, внутриобъектный режим

· должностной и численный состав предприятия

· научно-технические, финансовые стороны деятельности должностных лиц

· порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений

Какой типовой акт определяет организацию работы предприятия?

· положение;

· устав;

· штатное расписание;


· должностные инструкции.

10. Правовой акт, определяющий порядок образования, задачи, обязанности, права, ответственность и организацию работы предприятия в целом или его структурных подразделений — это

· положение

· устав

· должностная инструкция

· штатное расписание

Какими могут быть положения об организации?

· типовыми и индивидуальными:

· специальными и индивидуальными;

· типовыми, индивидуальными и специальными;

· типовыми.

12. Правовой акт, определяющий структуру, функции и права предприятия, – это:

· положение об организации;

· устав организации;

· правила деятельности предприятия;

· специальная инструкция.

13. Документ, закрепляющий должностной и численный состав предприятия с указанием фонда заработной платы — это:

· должностная инструкция

· устав

· положение

· штатное расписание

В каком документе содержится указание должностных окладов?

· штатное расписание;

· должностная инструкция;

· положение об организации;

· устав организации.

В каком документе определены структура, численность и должностной состав работников организации?

· положение об организации;

· список сотрудников;

· штатное расписание;

· приказ о приёме на работу.

Что такое штатное расписание?

· документ, определяющий должностные обязанности;

· документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников организации с указанием должностных окладов;

· документ, определяющий структуру, численность и должностной состав работников с описанием их рабочих мест;

· список сотрудников, отражающий должностной состав работников и их личные данные.

Организационный документ длительного или постоянного срока действия, в котором определены научно-технические, финансовые стороны деятельности должностных лиц — это

· штатное расписание

· должностная инструкция

· устав

· положение


Комплекс взаимоувязанных документов, регламентирующих структуру, задачи, функции предприятия, организацию его работы; права, обязанности и ответственность руководства и специалистов предприятия — это

· распорядительные документы

· устав

· справочно-информационные

· организационные документы

Оклады (должностные оклады), ставки заработной платы

Первая составляющая часть — оклад (должностной оклад) — в соответствии с положениями статьи 129 ТК РФ представляет собой фиксированный размер оплаты труда работников, в который не включаются компенсационные, стимулирующие и социальные выплаты.

Данная часть заработной платы устанавливается за исполнение должностных обязанностей (по должностям руководителей и служащих) или трудовых обязанностей (по профессиям рабочих) в расчете за календарный месяц или за иную единицу времени.

На основе должностных окладов осуществляется оплата труда работников из числа служащих, за исключением служащих из числа отдельных педагогических работников, оплата труда которых осуществляется на основе ставок заработной платы.

В свою очередь, на основе окладов осуществляется оплата труда работников, относящихся к профессиям рабочих. При этом необходимо учитывать, что в учреждениях отдельных главных распорядителей средств федерального бюджета рабочим принято устанавливать тарифную ставку (а не оклад).

В соответствии со статьей 129 ТК РФ под базовым окладом (базовым должностным окладом), базовой ставкой заработной платы понимаются минимальные оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Тарифная ставка — это фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени также без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

На основе ставок заработной платы осуществляется оплата труда отдельных педагогических работников, для которых установлены нормы часов педагогической работы за ставку заработной платы, являющуюся расчетной величиной, применяемой при исчислении их заработной платы с учетом конкретного объема учебной нагрузки (педагогической работы);

В соответствии с пунктом 3 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений размеры окладов (должностных окладов), ставок заработной платы устанавливаются руководителем учреждения на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (профессиональных квалификационных групп), с учетом сложности и объема выполняемой работы.

Под профессиональными квалификационными группами (ПКГ) понимаются группы профессий рабочих и должностей служащих, сформированных с учетом сферы деятельности на основе требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности (статья 144 ТК РФ).

Критерии отнесения профессий рабочих и должностей служащих к профессиональным квалификационным группам определены приказом Минздравсоцразвития России от 06.08.2007 № 525.

Профессии рабочих и должности служащих формируются в ПКГ с учетом вида экономической деятельности по следующим критериям:

  • отдельные должности служащих из числа профессорско-преподавательского состава и научных работников, к которым предъявляются требования о наличии ученой степени и (или) ученого звания, и должности руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • должности служащих, требующие наличия высшего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, в т. ч. руководителей структурных подразделений учреждений, требующие наличия начального или среднего профессионального образования;
  • профессии рабочих и должности служащих, которые не требуют наличия профессионального образования.

Отнесение профессий рабочих и должностей служащих к ПКГ осуществляется по минимальному уровню требований к квалификации, необходимому для работы по соответствующим профессиям рабочих или для занятия соответствующих должностей служащих.

В порядке исключения отдельные должности служащих, имеющие важное социальное значение, могут быть отнесены к ПКГ исходя из более высокого уровня требований к квалификации, необходимого для занятия соответствующих должностей служащих.

При этом профессии рабочих и (или) должности служащих, входящие в одну ПКГ, могут быть структурированы по квалификационным уровням этой ПКГ в зависимости от сложности выполняемых работ и уровня квалификационной подготовки, необходимой для работы по профессии рабочего или занятия должности служащего.

Одна и та же профессия рабочего или должность служащего может быть отнесена к разным квалификационным уровням в зависимости от сложности выполняемой работы, а также с учетом дополнительных показателей квалификации, подтвержденных сертификатом, квалификационной категорией, стажем работы и другими документами и сведениями.

ПКГ утверждаются Минздравсоцразвития России (перечень документов приведен в приложении № I.3.4).

Внутри ПКГ должности служащих и профессии рабочих группируются по квалификационным уровням. На основе принятой классификации по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням работникам устанавливаются оклады (должностные оклады), ставки заработной платы. Таким образом обеспечивается дифференциация уровней оплаты труда всего круга работников бюджетной сферы. Чем выше уровень профессиональной квалификационной группы и квалификационный уровень внутри ПКГ, тем выше должен быть размер оклада (должностного оклада), ставки заработной платы конкретного работника.

Распределение должностей служащих и (или) профессий рабочих по профессиональным квалификационным группам и (или) квалификационным уровням осуществляется именно с целью дифференциации уровней оплаты труда сотрудников.

Назначение на должность, определение соответствия работника занимаемой должности, присвоение тарификационных разрядов рабочим, квалификационных категорий служащим и прочие вопросы должны решаться на основе Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКС) и Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (ЕТКС).

Также соответственно ПКГ в ряде случаев устанавливаются дополнительные выплаты по оплате труда.

Распределение должностей служащих и профессий рабочих по соответствующим профессиональным квалификационным группам и профессиональным квалификационным уровням приведено в приложении № I.3.5.

Учреждения при установлении окладов работникам в первую очередь исходят из базовых (минимально гарантированных) окладов (ставок), определенных соответствующими министерствами (ведомствами) в принятых ими примерных положениях (см. приложение № I.3.1).

При этом необходимо учитывать, что определенные соответствующими главными распорядителями средств федерального бюджета базовые оклады (ставки) являются рекомендательными. В случае наличия достаточных ассигнований учреждения вправе предусмотреть установление окладов своим сотрудникам на более высоком уровне.

В соответствии с пунктом 7.1 Рекомендаций по разработке федеральными государственными органами и учреждениями — главными распорядителями средств федерального бюджета примерных положений об оплате труда работников подведомственных федеральных бюджетных учреждений (утверждены приказом Минздравсоцразвития России от 14.08.2008 № 425н) минимальные размеры окладов (ставок) работников по соответствующим ПКГ рекомендовано устанавливать с учетом требований к профессиональной подготовке и уровню квалификации, которые необходимы для осуществления соответствующей профессиональной деятельности и не ниже действующих на период введения новых систем оплаты труда тарифных ставок (окладов), установленных на основе ЕТС.

Затем на основе расчетов по объемам имеющегося бюджетного финансирования может производиться корректировка размеров окладов (ставок) в сторону повышения.

В учреждениях силовых министерств и ведомств, на которые не распространяется действие утвержденного Постановлением Правительства РФ от 05.08.2008 № 583 Положения об установлении систем оплаты труда работников федеральных бюджетных учреждений, размеры должностных окладов (окладов) определяются в соответствии с положениями ведомственных нормативных правовых актов (см. приложение № I.3.3), предусматривающих конкретные или вилочные (в пределах «от» и «до») значения.

Оклады работникам (из числа тех, оплата труда которых до 1 декабря 2008 г. строилась на основе ЕТС), занятым в центральных аппаратах и (или) территориальных органах федеральных государственных органов власти, устанавливаются на основании соответствующих ведомственных нормативных актов (см. приложение № I.3.2), а также положений приказа Минздравсоцразвития России от 27.08.2008 № 450н.

Данным приказом определены минимальные размеры окладов работников, занимающих должности служащих. Они определены на основе отнесения занимаемых служащими должностей к соответствующим ПКГ, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 29.05.2008 № 247н:

Перечень должностей

Рекомендуемый размер оклада (должностного оклада), рублей

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня»

Не менее 1221

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих второго уровня»

Не менее 1548

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих третьего уровня»

Не менее 2278

Наименования должностей, отнесенных к ПКГ «Общеотраслевые должности служащих четвертого уровня»

Не менее 3197

Работникам, осуществляющим деятельность по профессиям рабочих в государственных органах власти, оклады устанавливаются в зависимости от присвоенных им квалификационных разрядов в соответствии с ЕТКС, если только иное не предусмотрено ведомственными нормативными правовыми актами.

Если в ПКГ соответствующая должность не приведена, оклад по ней устанавливается самостоятельно руководителем учреждения (с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов). При этом рекомендуется исходить из соотношения размеров устанавливаемых окладов между категориями работников со сходными (примерными) требованиями к занимаемым должностям согласно ЕКС или применяемых тарифно-квалификационных характеристик.

По отдельным должностям с учетом положений ведомственных нормативных правовых актов может предусматриваться оплата труда за 1 нормо-час работы. Например, в санаторно-курортных учреждениях Минздравсоцразвития России (приказ от 28.08.2008 № 464н) такие условия оплаты труда могут устанавливаться в отношении сотрудников из числа занимающих должности уборщика помещений (санитарки, санитарки-мойщицы), уборщика территории, культорганизатора, библиотекаря, экспедитора по перевозке грузов, машинистки, аккомпаниатора, программиста, садовника.

Ставки почасовой оплаты труда профессорско-преподавательского состава также устанавливаются руководителем учреждения. При этом рекомендуется ставки оплаты определять в процентах от величины должностного оклада, предусмотренного по должностям, отнесенным к первому квалификационному уровню ПКГ «Общеотраслевые должности служащих первого уровня», учитывая при этом суммы оплаты за отпуск.

Размеры ставок почасовой оплаты труда работников, привлекаемых к проведению учебных занятий, приведены в пункте 19 приложения № 1 к приказу МВД России от 27.08.2008 № 751 «О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 5 августа 2008 г. № 583».

Сегодня объясню как рассчитываются заработные платы государственных служащих, а также что такое оклад и почему он отличается от ежемесячного денежного содержания. Судя по аварийным разрывам (например, «Чиновники Волгограда утвердили себе надбавку в 260 процентов») присутствует недопонимание. Пост для думающих.
Разбираться будем на примере федеральных органов исполнительной власти. При этом конструкция универсальная и работает однообразно во всех государственных органах (государственных органах, а не государственных компаниях!).
Внимание: это, чёрт побери, важно! Иванов! Я сказал: внимание! Государственный служащий — это работник государственного органа. Президент, председатель Правительства, министры, депутаты ГД (и ещё некоторые) — они занимают государственные должности (образуются соответствующими законами). Государственные служащие нанимаются для обеспечения деятельности людей, занимающих государственные должности. Сидорова, закрой рот. Если непонятно, после урока подойдёшь, объясню. Например, федеральный министр — это государственная должность, а все сотрудники министерства — это государственные служащие.
Итак, теперь, к делу (или в кассу?), господа!
Схема расчёта зарплаты госслужащего прописана в статье 50 закона о государственной гражданской службе.
Материальная часть детализирована в президентском Указе № 763: таблица, с колонками «должность», «оклад» и «ежемесячное денежное поощрение». Оклад, друзья, это базовая расчётная величина, которая является константной при расчёте ежемесячного денежного содержания (заработной платы) государственного служащего.
Оклады установлены в 2006 году, а затем 7 раз индексировались (в 1,1 раза в январе 2007 и в 1,15 в декабре 2007, в 1,09 в феврале 2008 и в 1,09 в октябре 2008, в 1,06 в 2012, в 1,055 в 2013 и потом спустя 5 лет в 1,04 раза в январе 2018).
Откроем раздел 2 указа и найдём, например, должность «начальник управления». Оклад в таблице: 5 300 рублей, а с учётом индексации это — 5300*1,1*1,15*1,09*1,09*1,06*1,055*1,04 = 9 264,27 рублей. Для сравнения выберем другую должность. Допустим, начальник отдела в департаменте министерства (раздел 5). Оклад по указу: 4 250 рублей, с индексацией: 7 248,89 рублей.
Теперь расчёты.
1. Ежемесячное денежное поощрение.
В указе для каждой должности предусмотрено количество ежемесячных денежных поощрений. Для начальника управления — 10,5, а для начальника отдела департамента в министерстве — 3,5.
начальник управления: 9 264,27 * 10,5 = 97 274,83 рубля;
начальник отдела департамента: 7 248,89 * 3,5 = 25 371,16 рублей.
Это минимальный размер заработной платы, который получат государственные служащие на этих должностях.
2. Чин государственной гражданской службы.
Как и у военных, у гражданских служащих есть чины, которые присваиваются в регламентированном порядке и соответствуют занимаемым должностям. За чин идёт прибавка, она предусмотрена тем же указом № 763 (см. приложение 2), и тоже индексировалась.
начальник управления — высшая группа должностей (см. в реестр должностей), а значит чин — действительный государственный советник Российской Федерации 3 класса. 1 650 рублей до индексации или 2 884,16 с учётом индексации.
Итого: 97 274,83 + 2 884,16 = 100 158,99 рублей.
начальник отдела — категория «специалисты», главная группа должностей — чин «государственный советник Российской Федерации 3 класса». 1300 до индексации, 2 272,37 с индексацией.
Итого: 25 371,16 + 2 272,37 = 27 643,53 рубля.
3. Особые условия службы.
Пункт 5 всё того же указа. Для каждой группы должностей предусмотрена надбавка (НОУС), которая считается от должностного оклада. НОУС определяется по баллам при трудоустройстве: максимальный набор баллов при проверке квалификации даёт максимальную надбавку.
— начальник управления — НОУС для высшей группы — от 150 до 200 % от оклада.
Итого: возьмём 200 %, а значит 100 158,99 + 18 528,54 (9 264,27 * 2) = 118 687,53 рублей.
— начальник отдела — НОУС для главной группы — от 120 до 150 % от оклада.
Итого: опять же берём максимум (150) и получаем: 25 371,16 + 10 873,34 (7 248,89 * 1,5) = 36 244,5 рублей.
ВНИМАНИЕ! Здесь, дорогие друзья, и кроется та самая новость про 260 % со ссылки на бомбилово которых началась эта статья. Как мы видим, 150 % и 260 % — это лишь составная часть заработной платы госслужащего. Считается от оклада, а не от заработной платы.
4. Надбавка за стаж государственной службы.
Законом о ГГС за выслугу предусмотрена надбавка от 10 до 30 % от оклада, в зависимости от стажа. Допустим, наши начальник управления и начальник отдела проработали 10 лет и значит имеют 20 % надбавку.
— начальник управления — 118 687,53 + (9 264,27 * 0,2) = 120 540,38 рублей.
— начальник отдела — 36 244,5 + (7 248,89 * 0,2) = 37 694,28 рублей.
5. Надбавка за работу с секретными сведениями.
Также считается от оклада, и имеют её не все, т.к. далеко не все имеют доступ или работают с секретными сведениями. Возьмём наиболее частые 10 % от оклада.
— начальник управления — 120 540,38 + (9 264,27 * 0,1) = 121 466,81 рублей.
— начальник отдела — 37 694,28 + (7 248,89 * 0,1) = 38 419,17 рублей.
Так-с, дошедшие до финала есть?
Что получается: до вычета налогов ежемесячная зарплата для начальника управления в аппарате Совета Федерации — 121 466,81 рубль («на руки» — 105 676,12), а у начальника отдела департамента в федеральном министерстве — 38 419,17 рублей (33 424,68).


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *