Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Виды ограничений прав на участки земли

На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

  • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
  • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
  • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
  • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
  • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
  • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
  • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

  • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
  • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

Ограничения прав собственников земельных участков

Возможность установления ограничений использования земельных участков предусматривалась еще советским земельным законодательством. Как отмечала О. А. Самончик, в советском земельном праве выделялись общие и специальные ограничения прав землепользователей.

Под первыми понималась общая обязанность всех землепользователей не совершать на своем участке действий, которые хотя бы и соответствовали общему характеру земельных прав, но могли нарушить интересы соседей (причем круг последних не был уточнен). Специальными являлись ограничения, устанавливаемые в интересах транспорта, промышленных предприятий, курортов, заповедников, заказников и т.д.

С началом земельной реформы возможность правомерного ограничения прав собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов впервые была предусмотрена в ст. 54 ЗК РСФСР, согласно которой их права могли «быть ограничены в интересах других природопользователей, а также в случаях, предусмотренных настоящим кодексом и законодательством республик, входящих в состав РСФСР». Однако из данной нормы оставалось неясным, во-первых, кем и в каком порядке могли быть ограничены права землепользователей, а во-вторых, почему названные ограничения могли осуществляться только законодательством республик, а не всех субъектов РФ.

Впоследствии попытка урегулировать основания, порядок и правовые последствия установления ограничений прав на землю была предпринята в Конституции РФ, а также в земельном и градостроительном законодательстве РФ и субъектов РФ. Причинами появления соответствующих правовых норм стало осознание представителями органов власти всех уровней теории социальной функции собственности, необходимости ее служения общественным интересам. Однако до настоящего времени в нормативных правовых актах РФ отсутствует четкое разграничение понятий «ограничения», «обременения» и «пределы» осуществления правомочий собственников земельных участков. Ограничения права собственности не могут состоять в изъятии из его содержания тех или иных правомочий. При ограничении правомочие, подлежащее ограничению, не исключается из права собственности, но не может быть осуществимо в полном объеме. Поскольку правомочие, подлежащее ограничению, не исключается, а остается в содержании права собственности, при отмене ограничения происходит не новое приобретение этого правомочия, а восстановление возможности осуществления его в полном объеме. Таким образом, по своей сути ограничения права собственности касаются не права, а лишь его осуществления.

Необходимо четко отличать категорию «ограничение права собственности» от его пределов. Пределы права собственности (в отличие от ограничений) указывают на наличие внешних границ данного права и помогают лучше понять его содержание. В этом смысле целевое назначение и разрешенное использование земельного участка являются не ограничениями, а определяют пределы (границы) правомочий собственника. Другими словами, установление для отдельно взятого участка определенного целевого назначения никак не уменьшает (стесняет) объем правомочий собственника, а показывает границы его возможностей по использованию земельного участка. В самом деле, можем ли мы считать, что собственник дачного участка «ограничен» в возможности построить на нем многоквартирный дом? Нет, поскольку такие «возможности» для дачного участка не допустимы в принципе (нс предусмотрены градостроительным регламентом), а значит, речь идет нс об ограничениях, а о пределах права собственности гражданина — дачника.

Следует различать «ограничения» и «обременения» прав на земельные участки. Согласно ст. 1 Закона о регистрации нрав на недвижимость ограничения (обременения) — это «наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды концессионного соглашения, ареста имущества и других)». Таким образом, при буквальном толковании данной нормы получается, что сервитут, аренда и ипотека являются разновидностями ограничений (обременений) прав собственника, причем разницы между «ограничениями» и «обременениями» права собственности не прослеживается.

Рассматривая понятия «ограничения», «обременения» прав на земельный участок и «сервитуты» следует отметить, что они имеют ряд сходных признаков, поскольку определяют правовой режим земельного участка, и ряд принципиальных отличий. К числу последних относится, например, различное решение вопроса о возмездности установления обременений, ограничений и сервитутов. Ограничения прав собственников земельных участков всегда безвозмездны, в отличие от возмездных обременений. Сервитут занимает особое место среди обременений прав на землю и может быть как возмездным, гак и безвозмездным. Он является способом обременения земельного участка, препятствием в реализации правомочий собственника. При этом названные различия понятий «сервитут» и «ограничение права собственности» справедливы применительно к частным, но не публичным сервитутам, поскольку последние устанавливаются не в договорном, а в административном порядке путем принятия нормативного акта. Публичный сервитут может являться разновидностью ограничений права собственности и иных прав на земельные участки.

Представляется обоснованным сформулировать следующую классификацию ограничений права собственности и иных прав на земельные участки.

По содержанию ограничения прав на землю в самом общем виде можно классифицировать в две большие группы: ограничения нрава юридического распоряжения и ограничение права пользования объектом нрава собственности. Ограничение права владения земельным участком вряд ли может представлять особый интерес, поскольку при лишении собственника правомочия владения утрачивается всякий смысл сохранять за ним право собственности на этот земельный участок. Ограничения правомочия владения могут устанавливаться законом, как правило, на определенный срок и носят временный характер (например, при реквизиции земельных участков). По властному органу, непосредственно принимающему решение об установлении ограничений, следует выделить судебные органы, а также органы исполнительной власти РФ, субъектов РФ и органы местного самоуправления. По сроку действия ограничения бывают бессрочными или установленными на определенный срок.

По субъекту права собственности, земельный участок которого подвергается ограничениям, можно выделить ограничения права частной, государственной (Российской Федерации и субъектов РФ) и муниципальной собственности. Так, по мнению М. С. Сотниковой, «ограничения права муниципальной собственности на земельные участки — это обусловленное принятием федеральных или региональных правовых актов уменьшение (сужение) правомочий органов местного самоуправления, заставляющее их воздерживаться от осуществления определенных актов распоряжения находящимися в муниципальной (или неразграниченной государственной) собственности земельных участков в целях обеспечения прав и охраняемых законом интересов более широкого круга лиц — жителей субъекта РФ или Российской Федерации в целом».

На наш взгляд, ограничения права муниципальной или государственной собственности (в отличие от частной собственности) касаются преимущественно правомочия распоряжения земельным участком. Это обусловлено тем, что органы местного самоуправления (равно как и органы государственной власти) непосредственно не занимаются хозяйственной деятельностью на земле. Ограничения в распоряжении государственными или муниципальными земельными участками прямо предусмотрены ст. 27 ЗК РФ (ограничения оборотоспособности земельных участков).

Кроме того, например, орган местного самоуправления стеснен в возможности предоставления земельного участка под застройку физическим и юридическим лицам на территории, где документами территориального планирования вышестоящего уровня запланировано размещение объекта капитального строительства федерального (регионального) значения. Возможность органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка в частную собственность сужается и в случае установления публичного сервитута органами государственной власти РФ или субъектов РФ (например, при необходимости прокладки федеральных магистральных нефте- или газопроводов).

В качестве типичного примера ограничений государственной собственности на землю можно привести конструкцию права общего природопользования, позволяющую гражданам пользоваться без особого разрешения водными объектами (для купания, забора воды без применения технических средств), собирать грибы, ягоды и иные дары леса, бурить скважины на первый водоносный горизонт при постройке колодцев и т.д. Таким образом, правомочия государства-собственника ограничиваются в общественных интересах.

В зависимости от предмета правового регулирования различают четыре вида ограничений прав на земельные участки:

  • 1. Конституционно-правовые ограничения. Согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Таким образом, ограничение прав должно быть соразмерно конституционно значимым целям защиты соответствующих прав и законных интересов.
  • 2. Градостроительные ограничения. Назначение градостроительного законодательства заключается в том, чтобы определить права собственников недвижимости в части видов разрешенного использования и параметров изменений (строительства) объектов недвижимости, а также обеспечить контроль (надзор) за соблюдением этих прав. Из трех правомочий собственника градостроительное законодательство регламентирует прежде всего право пользования. Виды разрешенного использования недвижимости (магазин, офис, жилье) и ее параметры (этажность, общая площадь) определяют величину пользы, которую конкретный объект недвижимости может принести ее собственнику. Устанавливая такое право, градостроительное законодательство предопределяет стоимость недвижимости не только на текущий момент, но и в будущем.

Градостроительные ограничения закрепляются в разрабатываемой органами публичной власти градостроительной документации, включая документы территориального планирования и градостроительного зонирования. Так, если на схеме территориального планирования Российской Федерации в определенном месте запланировано размещение, например, объекта федерального транспорта (ч. 3 ст. 10 ГрК РФ), то данный участок не может быть передан из федеральной собственности в частную посредством его отчуждения.

Не менее значимы и ограничения права распоряжения земельным участком, вытекающие из документов градостроительного зонирования — правил землепользования и застройки. Сами по себе Правила ограничением нрава собственности не являются. Содержащиеся в них градостроительные регламенты определяют параметры и виды возможного использования территории для различных видов хозяйственного и иного использования. Однако устанавливаются градостроительные регламенты с учетом ограничений строительной и иной деятельности, содержащихся в самых разнообразных нормативных актах, например, определяющих требования в области охраны объектов культурного и природного наследия. Выявление и постановка на государственный учет таких объектов (с необходимыми охранными зонами) может повлечь наложение на собственников недвижимости необходимых ограничений.

Согласно ст. 34 Закона об объектах культурного наследия зоны охраны объектов культурного наследия включают в себя три разновидности: охранную зон}’, зону регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зону охраняемого природного ландшафта. При образовании, например, охранной зоны, в пределах этой территории устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градо- строительной или природной среды объекта культурного наследия.

Подобные ограничения сужают возможность собственника осуществлять отдельные субъективные права в течение определенного времени, на определенной территории или по отдельным вопросам (параметрам и видам использования земельного участка) вплоть до их устранения. При этом само правомочие собственника по владению, пользованию и распоряжению участком как таковое не исчезает, но возникают затруднения (стеснения) при осуществлении указанных правомочий. При отмене нормативного акта, повлекшего установление ограничений (например, в случае отмены решения о государственной охране памятника истории и культуры, гибели особо охраняемого природного объекта и т.д.), правомочия собственника земельного участка восстанавливаются в полном объеме.

  • 3. Земельно-правовые ограничения. К их числу следует отнести, во-первых, ограничения прав на землю в интересах объектов специального назначения (транспорта, связи и т.д.). Например, такого рода ограничения хозяйственной деятельности в целях обеспечения надлежащих условий эксплуатации автомобильных дорог и нормальной работы автотранспорта предусмотрены ст. 25 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Другой разновидностью данной группы ограничений является резервирование земельного участка для государственных или муниципальных нужд (ст. 56.1 ЗК РФ). Согласно п. 4 ст. 28 ЗК РФ резервирование земельных участков для государственных или муниципальных нужд является основанием для отказа в предоставлении земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, в собственность гражданам и юридическим лицам. Собственник земельного участка, попавшего в пределы зарезервированной территории, может быть ограничен в праве пользования им. С момента резервирования участка его собственник испытывает стеснения в осуществлении своих правомочий, например в части застройки участка, или иных действий, связанных с повышением стоимости земли. В-третьих, к числу земельноправовых следует отнести ограничения оборота земельных участков, предусмотренных ЗК РФ и иными федеральными законами. Так, согласно ст. 8 Закона об обороте земель продавец земельного участка сельскохозяйственного назначения обязан уведомить орган исполнительной власти субъекта РФ (или орган местного самоуправления) о предстоящей продаже земельного участка, и такой орган публичной власти имеет право преимущественной покупки данного земельного участка.
  • 4. Эколого-правовые ограничения. Это один из наиболее распространенных видов ограничений, означающий запрет причинения ущерба окружающей среде, посягающего на конституционное право каждого на благоприятную окружающую среду. Данная задача решается, во-первых, посредством установления территориальных экологических ограничений, в результате которых определенным территориям придается особый эколого-правовой статус (особо охраняемых природных территорий или зон экологического бедствия). Ограничения по осуществлению хозяйственной и иной деятельности устанавливаются как в границах таких территорий, так и на прилегающих охранных зонах. Во-вторых, территориальные экологические ограничения устанавливаются в целях защиты населения от негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности (например, посредством создания санитарно-защитных зон).

В-третьих, экологические ограничения могут устанавливаться в целях охраны не человека, а объектов животного и растительного мира, водных объектов (водоохранные зоны), сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных и т.д.

Большинство других экологических требований и запретов в части нормирования, лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности, в том числе устанавливаемых в отдельных сферах человеческой жизнедеятельности — промышленности, транспорте, обороне и т.д., являются разновидностями не ограничений, а экологических обязанностей, возлагаемых на правообладателей земельных участков экологическим законодательством.

  • См.: Самончик О. Л. Правовое регулирование ограничений земельных прав сельскохозяйственных предприятий : автореф. дис…. канд. юрид. наук. М., 1986. С. 37, 39.
  • См.: Кудрявцева Т. 10. Ограничения права собственности на землю по русскому дореволюционному праву // Правоведение. 1997. № 3. С. 59.
  • См.: Станкевич Т. Б. Ограничения права собственности на земельные участки : авто-реф. дис…. канд. юрид. наук. Краснодар, 2003. С. 18.
  • Сотникова М. С. Право муниципальной собственности на земельные участки в Российской Федерации : дне…. канд. юрид. наук. — Волгоград, 2009. С. 174.

Понятие и общая характеристика ограничений прав на землю и земельные участки

Ограничение осуществления предусмотренных российским законодательством прав на землю вызвано необходимостью обеспечения публичных и частых интересов при использовании земель и земельных участков. Конституция РФ в ст. 9 определяет значение земли и других природных ресурсов как основу жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Данное положение Конституции РФ является базой не только специального правового регулирования условий и порядка пользования землей и введения ограничения оборотоспособности земельных участков, но и возможности установления дополнительных ограничений прав на землю в установленных законом случаях.

Статья 43 ЗК РФ определяет, что граждане и юридические лица осуществляют принадлежащие им права на земельные участки по своему усмотрению, если иное не установлено ЗК РФ, другими федеральными законами.

Ограничения прав на землю могут устанавливаться только в целях, предусмотренных п. 3 ст. 55 Конституции РФ и п. 2 ст. 1 ГК РФ, в соответствии с которыми права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В широком (гражданско-правовом) смысле к ограничениям прав па землю можно отнести все, что ограничивает право владения, пользования или распоряжения земельным участком.

Под ограничением прав можно также понимать установление правового режима земель и земельных участков путем деления земель на категории с определенным целевым назначением и зонирования территорий с установлением разрешенного использования земельных участков и, соответственно, возложением обязанности на правообладателей земельных участков использовать их по целевому назначению и в соответствии с разрешенным использованием (п. 2 ст. 7 ЗК РФ), что также является способом ограничения прав на земельные участки. Однако в земельном праве деление земель на категории и зонирование территорий рассматриваются как один из основных методов правового регулирования земельных отношений, направленный на обеспечение рационального использования и охраны земель в Российской Федерации.

Поэтому под ограничениями прав на землю и земельные участки в земельном праве понимается установление законом или договором дополнительных ограничений осуществления прав на земельные участки по отношению к основному правовому режиму земельного участка, определяемому категорией земель и разрешенным использованием земельного участка.

Содержание ограничений прав на землю в земельном законодательстве не раскрывается, однако в доктрине земельного права под «ограничениями прав на землю» понимаются «запреты на осуществление определенных видов деятельности и требования о воздержании от совершения определенных действий, связанных с использованием земли, иных природных объектов, которые предусмотрены законодательством, в зависимости от местоположения земельных участков, и которые не применяются в отношении других земельных участков, имеющих аналогичное целевое назначение».

Ограничения прав на землю могут устанавливаться актами исполнительных органов государственной власти и актами органов местного самоуправления или решением суда, ограничение (обременение) прав на земельный участок в пользу частных лиц могут устанавливаться на основании соглашения (договора) или решения суда.

В зависимости от вида и цели установления ограничения прав на землю могут устанавливаться бессрочно или на определенный срок.

Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации прав на недвижимое имущество. При этом следует иметь в виду, что в соответствии с абз. 2 п. 1 ст. 4 указанного Закона ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Ограничения прав на землю и земельные участки могут быть не связаны с существующими границами (категорий земель, административно-территориальными и др.), в том числе границами земельных участков, их действие может распространяться на часть земельного участка или на несколько земельных участков или их частей. При этом если ограничение прав устанавливается на часть земельного участка, границы этой части обязательно должны быть определены и учтены в сведениях государственного кадастра недвижимости в соответствии с подп. 10 п. 2 ст. 7 Закона о кадастре недвижимости.

При переходе права собственности на земельный участок к другому лицу ограничения прав на землю сохраняются.

При образовании новых земельных участков из земельных участков, в отношении которых установлены ограничения прав, данные ограничения сохраняются и в отношении образуемых земельных участков и измененных земельных участков в прежних границах, за исключением обременений (ограничений) прав, возникших на основании договоров, к которым применяются правила о заключении и об изменении договоров (п. 6 ст. 11.8 ЗК РФ).

В случаях если ограничение прав на земельные участки влечет причинение убытков правообладателям данных участков, то вызванные ограничением прав убытки подлежат возмещению в полном объеме, в том числе и упущенная выгода, в соответствии со ст. 57 ЗК РФ.

Лица, чьи права ограничены, могут обжаловать установленные ограничения прав на землю в судебном порядке.

>Земельныйэксперт>Основания для ограничений прав на землю 4818

Права на землю, которые могут быть ограничены

На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

Основания для ограничения прав на земельный участок

Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
  • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
  • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
  • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
  • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
  • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
  • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

Виды ограничений прав на земельный участок

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

  • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
  • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
  • Установление периода освоения определенной территории.
  • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
  • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
  • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
  • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
  • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
  • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

Заключение

Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

  1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
  2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
  3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
  4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

Список законов

  • Статья 56 ЗК РФ

Вам будут полезны следующие статьи:

  1. Органы, осуществляющие регулирование земельных отношений
  2. Методы регулирования земельных отношений
  3. Виды земельных отношений
  4. Полномочия в области земельных отношений

Остались вопросы? Задайте их практикующим юристам по земельным вопросам прямо сейчас:

  • >+7 (800) 550-38-47 — Россиия
  • >+7 (499) 553-09-05 — Москва
  • >+7 (812) 448-61-02 — Санкт-Петербург

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос — это быстро и бесплатно!


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *