Содержание

Классификации платежей в бюджет

Расчеты с бюджетом производятся в результате начисления и перечисления налогов, сборов и иных платежей, которые уплачиваются предприятиями и физическими лицами.

Понятие налогов и сборов дано в ст. 8 НК РФ:

¦ под налогом понимается обязательный, безвозмездный, невозвратный платеж субъектов хозяйствования и населения органам государственного управления, они собираются в определенных законом рамках(размерах) и в определенные сроки. Доля налогов в бюджетах развитых стран составляет 80-90%.;

¦ под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

В соответствии с первой частью НК РФ налоги и сборы Российской Федерации делятся на три группы: федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К ним относятся: НДС, акцизы, налог на прибыль (доход), НДФЛ, государственная пошлина, водный налог, сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, налог на добычу полезных ископаемых.

Региональные налоги — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законодательством субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов. Примером таких налогов могут служить налог на игорный бизнес, транспортный налог, налог на имущество и др.

Местные налоги и сборы — это налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативно-правовыми актами представительных органов местного самоуправления, обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов муниципальных образований. Примерами таких налогов могут служить земельный налог, местные лицензионные сборы.

Уплата многих налогов (НДС, акцизы, налог на доходы физических лиц и т.д.) регламентируется частью второй НК РФ. По каждому налогу устанавливаются:

¦ объект обложения;

¦ налоговая база;

¦ налоговый период;

¦ налоговая ставка;

¦ порядок исчисления налога;

¦ порядок и сроки уплаты налога;

¦ налоговые льготы.

Для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работников этой организации предназначен счет 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Счет 68 “Расчеты по налогам и сборам” кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 — на сумму нашга на прибыль, со счетом 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда” — на сумму НДФЛ) и т.д.

По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, списанные со счета 19 “Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям”.

Для каждого налога, который уплачивается в бюджет, в учете предприятий и организаций открывается отдельный субсчет.

К счету 68 могут быть открыты следующие субсчета:

¦ 1 “Расчеты по налогу на прибыль”;

¦ 2 “Расчеты по НДС”;

¦ 3 “Расчеты по налогу на имущество”;

¦ 4 “Расчеты по налогу на доходы физических лиц” и др.

Бюджетным кодексом РФ состав доходов федерального бюджета установлен как совокупность собственных налоговых и неналоговых доходов, а также безвозмездных перечислений. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ.

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

1) налог на добавленную стоимость;

2) акцизы;

3) налог на доходы физических лиц;

4) налог на прибыль организаций;

5) налог на добычу полезных ископаемых;

6) водный налог;

7) сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

8) государственная пошлина

Установление новых налогов, их отмена или изменение возможны только путем внесения соответствующих изменений в налоговое законодательство РФ.

Платежи налогов и сборов осуществляются налогоплательщиками, имеющими расчетные счета в банках, платежными поручениями на счета территориальных Управлений Федерального казначейства (УФК). Учет расчетов с бюджетом в УФК строго регламентирован государственными нормативными документами. Основой такой регламентации является использование системы классификаторов, в соответствии с которой и заполняются реквизиты в платежном поручении(Приложение 3) на перечисление налогов и сборов. Рассмотрим эти классификаторы и их применение подробнее.

Статус налогоплательщика указывается в отведённом поле в верхнем правом углу платежного поручения и кодируется цифрами из двух знаков:

01 — налогоплательщик (плательщик сбора),

02 — налоговый агент,

03 — сборщик налогов и сборов,

04 — налоговый орган,

05 — служба судебных приставов,

06 — участник внешнеэкономической деятельности,

07 — таможенный орган,

08 — плательщик иных обязательных платежей.

В платежном поручении на перечисление платежей в бюджет, в отличие от обычного платежного поручения предусмотрена отдельная строка, в которой проставляются следующие коды.

Основным кодом для налога (сбора) является двадцатизначный Код бюджетной классификации (КБК), который присвоен каждому виду и типу платежа, например:

182 101 020 2101 1000 110 — налог на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 6350 110 — пени по налогу на доходы физических лиц,

182 101 020 2101 3000 110 — штрафы по налогу на доходы физических лиц.

Далее в отдельном поле указывается одиннадцатизначный код территории (ОКАТО), для Красноярска, например, — 04401987000.

Все платежи в бюджет представлены семью типами, каждый из которых обозначается аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

НС — уплата налога или сбора,

АВ — уплата аванса или предоплата ( в том числе декадные платежи),

ПЕ — уплата пени,

ПЦ — уплата процентов,

СА — налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом РФ,

АШ — административный штраф,

ИШ — иные штрафы, установленные соответствующими нормативными документами.

Также платежи в бюджет классифицируются по видам (основаниям) платежа и также обозначаются аббревиатурой из двух заглавных букв русского алфавита:

ТП — платежи текущего года,

ЗД — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым

периодам,

ТР — погашение задолженности по требованию об уплате налогов (сборов) от налогового органа,

РС — погашение рассроченной задолженности,

ОТ — погашение отсроченной задолженности,

РТ — погашение реструктурированной задолженности,

ВУ — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления,

ПР — погашение задолженности, приостановленной к взысканию,

АП — погашение задолженности по акту проверки,

АР — погашение задолженности по исполнительному документу.

Кроме того, в указанной строке для налоговых реквизитов платежного документа в отведённых полях проставляется период, за который осуществляется платёж; номер документа-основания, при его наличии, и дата этого документа.

Благодаря использованию рассмотренной выше системы классификаторов обеспечивается детальный аналитический учет налогов и сборов, поступающих в бюджет в учреждениях Федерального казначейства РФ и в налоговых органах.

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

основной вид прямых налогов. Исчисляется в процентах от совокупного дохода физических лиц за вычетом документально подтверждённых расходов, в соответствии с действующим законодательством.
Плательщиками налога на доходы физических лиц являются физические лица, для целей налогообложения подразделяемые на две группы:
— лица, являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации (фактически находящиеся на территории России не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев);
— лица, не являющиеся налоговыми резидентами Российской Федерации, в случае получения дохода на территории России.
налоговая ставка: 9%,13%,15%,30%,35%

Налог на прибыль организаций

Это прямой налог, его величина прямо зависит от конечных финансовых результатов деятельности организации.Налог начисляется на прибыль, которую получила организация, то есть на разницу между доходами и расходами.
Прибыль – результат вычитания суммы расходов из суммы доходов организации – является объектом налогообложения.
Правила налогообложения налогом на прибыль определены в главе 25. Налогового кодекса РФ.
Плательщики:
— Все российские юридические лица (ООО, АО, ПАО и пр.)
— Иностранные юридические лица, которые работают в России через постоянные представительства или просто получают доход от источника в РФ
— Иностранные организации, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации в соответствии с международным договором по вопросам налогообложения, — для целей применения этого международного договора
— Иностранные организации, местом фактического управления которыми является Российская Федерация, если иное не предусмотрено международным договором по вопросам налогообложения
налоговая ставка:
2% в федеральный бюджет (3% в 2017 — 2020 годах); 0% для отдельных категорий налогоплательщиков.
18% в бюджет субъекта РФ (17 % в 2017 — 2020 годах). Законодательные органы субъектов РФ могут понижать ставку налога для отдельных категорий налогоплательщиков, но не более чем до 13,5%(12,5 % в 2017 — 2020 годах).

Выставляйте счета, готовьте отчетность, получите расчет налогов и много другое. Бухгалтерия с онлайн сервисом Контур Эльба это просто и легко.

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Это косвенный налог. Исчисление производится продавцом при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателю. Сумма НДС, которую налогоплательщик-продавец уплачивает в бюджет, рассчитывается как разница между суммой налога, исчисленной им при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) покупателям, и суммой налога, предъявленной этому налогоплательщику при приобретении им товаров (работ, услуг, имущественных прав), используемых для облагаемых НДС операций.
Плательщиками НДС признаются:
организации (в том числе некоммерческие)
предприниматели
налоговая ставка: (0%, 10%, 20%)

Акцизы

Налогоплательщиками акциза признаются (ст. 179 НК РФ):
-организации;
-индивидуальные предприниматели;
-лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза, определяемые в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле.
Организации и иные лица, указанные в статье 179 Налогового кодекса Российской Федерации, признаются налогоплательщиками, если они совершают операции (с подакцизными товарами), подлежащие налогообложению в соответствии с главой 22 НК РФ.
Смотри Перечень подакцизных товаров.

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

В целях налогообложения добытым полезным ископаемым признается продукция горнодобывающей промышленности и разработки карьеров, содержащаяся в фактически добытом из недр (отходов, потерь) минеральном сырье (породе, жидкости и иной смеси), первая по своему качеству соответствующая национальному стандарту, региональному стандарту, международному стандарту, а в случае их отсутствия — стандарту организации.
Плательщики: организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие добычу полезных ископаемых на основании лицензии на право пользования недрами
Налоговым Кодексом определено, что указанные лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по отдельному основанию — в качестве налогоплательщика НДПИ.

Водный налог

Организации и физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, осуществляющие пользование водными объектами, подлежащее лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Кроме того, плательщиками водного налога признаются организации и индивидуальные предприниматели, которые пользуются подземными водными объектами на основании лицензий по Закону РФ от 21.02.92 № 2395-1 «О недрах» .

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на имущество организаций

Порядок исчисления налога на имущество организаций установлен главой 30 НК РФ.
Налоговую ставку порядок и сроки уплаты налога определяют законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации в пределах, установленных указанной главой НК РФ, .
Налоговые ставки не могут превышать 2,2 процента, если иное не предусмотрено статьей 380 НК РФ.
Налогоплательщиками налога признаются организации, имеющие имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 374 НК РФ .

Транспортный налог

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства (ст. 357 НК РФ).
Организации исчисляют сумму налога и сумму авансового платежа по налогу самостоятельно. Физическим лицам сумма налога, подлежащая уплате исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.

Налог на игорный бизнес

Сфера его регулирования – налогообложение доходов, полученных от организации и проведения азартных игр. Согласно действующему законодательству, деятельность по организации и проведению азартных игр в букмекерских конторах и тотализаторах подлежит обязательному лицензированию. Такая лицензия действует бессрочно.

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Торговый сбор

Устанавливается в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, занимающихся торговой деятельностью через объекты движимого или недвижимого имущества (статьи 411, 412 главы 33 Налогового Кодекса Российской Федерации — далее НК РФ).
К объектам осуществления торговли относятся здания, сооружения, помещения, стационарные и нестационарные торговые объекты и торговые точки, а также объекты недвижимого имущества, используемые управляющими рынками компаниями в деятельности по организации розничных рынков (статья 413 НК РФ).
Плательщиками сбора признаются организации и индивидуальные предприниматели.

Земельный налог

Порядок налогообложения земельных участков в Российской Федерации определен гл. 31 НК РФ. Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Плательщиками земельного налога признаются физические лица и организации, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков. Налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя): не более 0,3% и 1,5%.

Налог на имущество физических лиц

Налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 Кодекса признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
1) жилой дом;
2) жилое помещение (квартира, комната);
3) гараж, машино-место;
4) единый недвижимый комплекс;
5) объект незавершенного строительства;
6) иные здание, строение, сооружение, помещение.
В муниципальных образованиях субъектов Российской Федерации, в которых в качестве налоговой базы будет применяться кадастровая стоимость налоговые ставки устанавливаются в размерах, не превышающих: 0,1%, 2%, 0,5%

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Объектами обложения признаются объекты животного мира (т.е. сами животные) в соответствии с установленным перечнем, – при изъятии их из среды обитания.
Плательщики: граждане, индивидуальные предприниматели и юридические лица, получающие в установленном порядке лицензию (разрешение) на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации.
Согласно ст. 333.3 НК РФ ставки сбора устанавливаются за каждый объект животного мира отдельно.

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

Объектами обложения признаются объекты водных биологических ресурсов в соответствии с установленным перечнем, – изъятие которых из среды их обитания осуществляется на основании разрешения на добычу (вылов) водных биологических ресурсов, в том числе объекты, подлежащие изъятию из среды их обитания в качестве разрешенного прилова.
Плательщики: физические лица, индивидуальные предприниматели и организации, получающие в установленном порядке разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Ставки сбора установлены в рублях за 1 тонну разрешенного к вылову объекта в зависимости от бассейна, в котором разрешен вылов объектов водных биологических ресурсов.

Регулярные платежи за пользование недрами

Совокупность обязательных платежей, уплачиваемых пользователями недр при получении исключительных прав на выполнение определенных видов работ в качестве одного из обязательных условий получения и реализации права пользования недрами:
— Разовые платежи уплачиваются при наступлении определенных событий, оговоренных в Лицензии (ссылка на лицензии).
— Сбор за участие в конкурсе (аукционе) уплачивается при регистрации заявки.
— Регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр в течение периода действия Лицензии (ссылка), независимо от фактического проведения работ.
Подробнее см. Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 № 2395-1

СПЕЦИАЛЬНЫЕ НАЛОГОВЫЕ РЕЖИМЫ

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД)
При исчислении и уплате ЕНВД размер реально полученного дохода значения не имеет, налогоплательщики руководствуются размером вмененного им дохода, который установлен Налоговым кодексом РФ.
ЕНВД применяется в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (п.2 ст.346.26 НК РФ).
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Один из налоговых режимов, который подразумевает особый порядок уплаты налогов и ориентирован на представителей малого и среднего бизнеса. В связи с применением УСН, налогоплательщики освобождаются от уплаты налогов, уплачиваемых в связи с применением общей системой налогообложения:
Патентная система налогообложения (ПСН)
Вводится в действие законами субъектов Российской Федерации и применяется на территориях указанных субъектов Российской Федерации.
Налогоплательщиками признаются индивидуальные предприниматели, перешедшие на патентную систему налогообложения
Переход на патентную систему налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения индивидуальными предпринимателями осуществляется добровольно
Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
Специальный налоговый режим, который разработан и введен специально для производителей сельскохозяйственной продукции.
В целях налогообложения к сельскохозяйственной продукции относится продукция растениеводства, сельского и лесного хозяйства, животноводства, в том числе полученная в результате выращивания и доращивания рыб и других водных биологических ресурсов.
Налогоплательщики — сельскохозяйственные товаропроизводители: организации и индивидуальные предприниматели, производящие сельскохозяйственную продукцию, а также оказывающие услуги сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства и животноводства, также рыбохозяйственные организации и ИП.

Виды налогов и других обязательных платежей в бюджет

В соответствие со статьёй 61 Конституции Республики Казахстан Парламент вправе издавать законы, которые регулируют важнейшие отношения, устанавливают основополагающие принципы и нормы, касающееся налогообложения, установления сборов и других обязательных платежей в бюджет.

Согласно статье 1 Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежей в бюджет» (далее — Налоговый кодекс) регулируют властные отношения по установлению, введению и порядку исчисления и уплаты налогов и других обязательны платежей в бюджет, а также отношения между государством и налогоплательщиком связанные с исполнением налоговых обязательств. Таким образом, законодатель определил, что налоговое законодательство регулирует властные отношения между налогоплательщиком и государством в лице уполномоченного государством органа. Властность определяет и самый главный подход к формированию налогового законодательства, система регулирования которого основывается на системе государственно — властных предписаний одним участникам налоговых отношений со стороны других, выступающих от имени государства. Установление налога и других обязательных платежей в бюджет — это принятие нормативного правового акта- Налогового кодекса, в котором даётся чёткий перечень налогов и других обязательных платежей, порядок введения, исчисления и их уплаты. При этом согласно статье 10 Налогового кодекса понятие о налогах и других обязательных платежах в бюджет составляют:

  • 1) налоги это установленные государством в одностороннем порядке обязательные платежи в бюджет, производимые в определённых размерах, носящих безвозвратный и безвозмездный характер;
  • 2) другие обязательные платежи — обязательные отчисления денег (сборы, пошлины, платы и платежи) в бюджет, производимые в определённых размер

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

Суммы налогов и других обязательных платежей поступают в доходы соответствующих бюджетов в порядке, определенном Законом Республики Казахстан «О бюджетной системе» и законодательством о республиканском бюджете на соответствующий год.

Налоги

  • 1. Корпоративный подоходный налог.
  • 2. Индивидуальный подоходный налог.
  • 3. Налог на добавленную стоимость.
  • 4. Акцизы.
  • 5. Налоги и специальные платежи недропользователей.
  • 6. Социальный налог.
  • 7. Земельный налог.
  • 8. Налог на транспортные средства.
  • 9. Налог на имущество.
  • 10. Налог на добычу полезных ископаемых.

Сборы.

  • 1. Сбор за государственную регистрацию юридических лиц.
  • 2. Сбор за государственную регистрацию индивидуальных предпринимателей.
  • 3. Сбор за государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
  • 4. Сбор за государственную регистрацию радиоэлектронных средств и высокочастотных устройств.
  • 5. Сбор за государственную регистрацию механических транспортных средств и прицепов.
  • 6. Сбор за государственную регистрацию морских, речных и маломерных судов.
  • 7. Сбор за государственную регистрацию гражданских воздушных судов.
  • 8. Сбор за государственную регистрацию лекарственных средств.
  • 9. Сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан.
  • 10. Сбор с аукционов.
  • 11. Гербовый сбор.
  • 12. Лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности.
  • 13. Сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям..

Платы.

  • 1. Плата за пользование земельными участками.
  • 2. Плата за пользование водными ресурсами.
  • 3. Плата за загрязнение окружающей среды.
  • 4. Плата за пользование животным миром.
  • 5. Плата за лесные пользования.
  • 6. Плата за использование особо охраняемых природных территорий.
  • 7. Плата за использование радиочастотного спектра.
  • 8. Плата за пользование судоходными водными путями.
  • 9. Плата за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Государственная пошлина.

Государственная пошлина

Таможенные платежи.

Таможенная пошлина.

Таможенные сборы.

  • 1. Плата.
  • 2. Сборы.

Виды налогов и обязательные платежи в бюджет РК, принципы их построения

Налоги бывают двух видов. Первый вид — налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на перевод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного физического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид — налоги на товары и услуги: налог с оборота — в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они частично или полностью переносятся на цену товара или услуги.
Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения — к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.
Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессивные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные — действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возрастание величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги — это те налоги, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрессивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.
В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо определенным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

В Республике Казахстан действуют:

1) налоги:- корпоративный подоходный налог;- индивидуальный подоходный налог;- налог на добавленную стоимость;- акцизы;- рентный налог на экспорт;- специальные платежи и налоги недропользователей;- социальный налог;- налог на транспортные средства;- земельный налог;- налог на имущество;- налог на игорный бизнес;- фиксированный налог;- единый земельный налог;

2) другие обязательные платежи в бюджет: — государственная пошлина;- сборы:- регистрационные сборы;- сбор за проезд автотранспортных средств по территории Республики Казахстан;- сбор с аукционов;- лицензионный сбор за право занятия отдельными видами деятельности;- сбор за выдачу разрешения на использование радиочастотного спектра телевизионным и радиовещательным организациям;плата:- за пользование земельными участками; — за пользование водными ресурсами поверхностных источников; — за эмиссии в окружающую среду;- за пользование животным миром; — за лесные пользования;- за использование особо охраняемых природных территорий;- за использование радиочастотного спектра; — за предоставление междугородной и (или) международной телефонной связи, а также сотовой связия- за пользование судоходными водными путями; — за размещение наружной (визуальной) рекламы.

Федеральные, региональные и местные налоги в 2019 — 2020 годах

Федеральные налоги и сборы

Региональные налоги

Местные налоги и сборы

Налоги и специальные режимы

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)

Страховые взносы

Итоги

Федеральные налоги и сборы

В соответствии со ст. 12 НК РФ федеральные налоги и сборы представляют собой такие обязательные платежи, перечисление которых должно осуществляться повсеместно на территории РФ. При этом действие норм по федеральным налогам регулирует только НК РФ, который вводит и отменяет как сами налоги, так и отдельные положения по тому или иному федеральному налогу.

Суммы федеральных налогов поступают в одноименный бюджет РФ.

О порядке применения КБК по различным налогам вам расскажут материалы этой рубрики.

Региональные налоги

Региональные налоги, к которым относятся транспортный налог, налоги на игорный бизнес и имущество организаций, могут регулироваться как НК РФ, так и законами, которые издаются властями регионов страны, в отличие от федеральных налогов. Законы субъектов определяют значение ставок, а также наличие тех или иных льгот, уточняют сроки оплат и представления деклараций.

Так, например, гл. 28 НК РФ, устанавливая ставки по транспортному налогу в п. 1 ст. 361 НК РФ, в п. 2 ст. 362 НК РФ указывает, что их значение может меняться субъектами в большую или меньшую сторону в 10 раз. А в законе города Москвы «О транспортном налоге» от 09.07.2008 № 33 уже закреплены окончательные требования по исчислению налога, в частности ставки, используемые для расчета транспортного налога.

Оплата по такому виду налогов поступает в бюджеты субъектов РФ.

ВАЖНО! Несмотря на то, что налог на прибыль относится к группе федеральных налогов, платежи по нему поступают в 2 бюджета: федеральный и региональный (3 и 17% соответственно).

Местные налоги и сборы

Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).

О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».

Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.

Налоги и специальные режимы

Помимо рассмотренных ранее групп налогов НК РФ выделяет так называемые спецрежимы, применение которых освобождает от уплаты налога на прибыль, НДФЛ (для ИП), НДС, налога на имущество организаций и физлиц, но вводит обязанность уплаты единого налога.

Выделяют следующие режимы:

  • УСН;

Об особенностях исчисления и уплаты этого налога читайте в рубрике «УСН».

  • ЕНВД;

Перейти на ЕНВД и организовать деятельность на этом режиме помогут материалы рубрики «ЕНВД».

  • режим для сельскохозяйственных производителей;

Материалы по исчислению, уплате и представлению отчетности на этом режиме смотрите в рубрике «ЕСХН».

  • соглашение о разделе продукции;
  • патентная система.

С нюансами патентной системы налогообложения можно ознакомиться в рубрике «ПСН».

Перечень федеральных, региональных и местных налогов в 2019-2020 годах (таблица)

Вид налога

Налог

Налогопла-тельщики

Объект

Ставки

Федеральные налоги

НДС

Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС»

Ст. 143

Ст. 146

Ст. 164

Акцизы

Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы»

Ст. 179

Ст. 182

Ст. 193

НДФЛ

Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ»

Ст. 207

Ст. 209

Ст. 224

Налог на прибыль

В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу

Ст. 246

Ст. 247

Ст. 284

Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов

Ст. 333.1

Ст. 333.2

Ст. 333.3

Налог на добычу полезных ископаемых

Ст. 334

Ст. 336

Ст. 342

Водный налог

В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок

Ст. 333.8

Ст. 333.9

Ст. 333.12

Госпошлина

Ст. 333.17

Ст. 336.16

Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2,

333.32.3, 333.33

Региональные налоги

Налог на имущество организаций

О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество»

Ст. 373

Ст. 374

Ст. 380

Транспортный налог

О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог»

Ст. 357

Ст. 358

Ст. 361

Налог на игорный бизнес

Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес»

Ст. 365

Ст. 366

Ст. 369

Местные налоги

Налог на имущество физических лиц

Ст. 400

Ст. 401

Ст. 406

Земельный налог

Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики

Ст. 388

Ст. 389

Ст. 394

Торговый сбор

Ст. 411

Ст. 412

Ст. 415

Страховые взносы

С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.

Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.

Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».

Итоги

Федеральных налогов довольно много. В связи с тем, что в их состав входят такие крупные налоги, как налог на прибыль и НДС, объем федеральных налогов значительно превышает суммы сборов в региональные или местные бюджеты.

Для того, чтобы быстро и правильно формировать новые платежные поручения, существует бесплатная программа «Бизнес Пак». Эта программа совершенно бесплатна и кроме платежных поручений позволяет формировать и учитывать другие первичные документы (счета, счета-фактуры, накладные, доверенности и пр.). Автоматическое формирование налоговых кодов значительно сократит ваше время на оформление документа для перечисления налоговых платежей в бюджет. Стоит отметить, что из «Бизнес Пак» возможен экспорт платежных поручений в файл ЭПД и в файл для системы «Клиент-Сбербанк». А встроенный дизайнер отчетов позволит изменить существующие отчеты и создать собственные.Центр образования «Основы Вашего Бизнеса» 📌 РекламаРеформа ККТ. Финишная прямая Семинар для тех, кто хочет знать всё про онлайн-кассы Узнать больше

Кумеков С.А.
эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Опубликовано в журнале «Российский налоговый курьер» N 10-2003 год.

С 1 июня вводится в действие новая форма платежного поручения. Как мы и обещали, рассказываем, как правильно заполнить новую форму при перечислении налоговых платежей в бюджет.
Новая форма платежного поручения утверждена указанием Банка России от 03.03.2003 № 1256-У. Она дополнена новыми полями, в которые вписывается информация, необходимая МНС России, ГТК России и Минфину России для полной идентификации платежа. Порядок ее отражения приведен в Правилах указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации. Правила утверждены приказом МНС России, ГТК России и Минфина России от 03.03.2003 № БГ-3-10/ № 98/197/ № 22н.

Отметим, что сведения, которые нужно отражать в новых полях, должны указываться в платежках на перечисление налогов уже более года. Но если раньше все они вписывались в поле «Назначение платежа», то теперь каждому из них отведено отдельное поле.

Рассмотрим нововведения в форме. Начнем с поля 101, расположенного в правом верхнем углу платежки. В нем указывается двузначный показатель, который определяет юридическое лицо, оформившее платежное поручение. Он может принимать значения от «01» до «08». Нас интересуют следующие значения:

— «01» — налогоплательщик (плательщик сборов);

— «02» — налоговый агент.

В полях 60 и 61 указываются значения ИНН плательщика и получателя платежа. В полях 102 и 103 указывается КПП плательщика и получателя платежа. С ИНН и КПП плательщика вопросов, как правило, не возникает, а вот о получателе нужно сказать особо.

Новые поля в платежном поручении (выделены цветом)

71 — Дата списания денег со счета (заполняет банк)

101 — Статус плательщика

60 — ИНН плательщика

102 — КПП плательщика

61 — ИНН получателя

103 — КПП получателя

104 — Код бюджетной классификации

105 — Значение ОКАТО муниципального образования

106 — Основание платежа

107 — Налоговый период

108 — Номера документ

109 — Дата документа

110 — Тип платежа

Таблица. Взаимосвязь значений полей 106—109 платежного поручения

Поле 106 Поле 107 Поле 108 Поле 109
«ТП» (платеж текущего года) Указывается информация о налоговом периоде. Например, «МС.09.2003» — платеж за сентябрь 2003 года «0» Дата подписания налогоплательщиком декларации (расчета), представленной в налоговую инспекцию
«ЗД» (добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования со стороны налогового органа) «0»
«ТР» (погашение задолженности по требованию налогового органа) Дата срока уплаты, установленного в требовании об уплате налога (сбора) от налогового органа Номер требования Дата требования
«PC» (погашение рассроченной задолженности) Дата уплаты части рассроченной суммы налога в соответствии с графиком рассрочки Номер решения о рассрочке Дата решения о рассрочке
«ОТ» (погашение отсроченной задолженности) Дата завершения отсрочки Номер решения об отсрочке Дата решения об отсрочке
«РТ» (погашение реструктурируемой задолженности) Дата уплаты части реструктурируемой задолженности согласно графику реструктуризации Номер решения о реструктуризации Дата решения о реструктуризации
«ВУ» (погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления) Дата завершения внешнего управления Номер дела или материала, рассмотренного арбитражным судом Дата принятия арбитражным судом решения о введении внешнего управления
«ПР» (погашение задолженности, приостановленной к взысканию) Дата завершения приостановления взыскания Номер решения о приостановлении взыскания Дата решения о приостановлении взыскания
«АП» (погашение задолженности по акту проверки) «0» Номер акта проверки Дата акта проверки
«АР» (погашение задолженности по исполнительному документу) «0» Номер исполнительного документа Дата вынесения исполнительного документа и возбужденного на его основании исполнительного производства

Получателем платежей в бюджетную систему РФ является орган федерального казначейства или иной финансовый орган, исполняющий бюджет субъекта РФ или муниципального образования. В поле «Получатель» приводится его сокращенное наименование. Однако в полях, предназначенных для ИНН и КПП получателя, отражаются ИНН и КПП не этого органа, а налоговой инспекции или иного государственного органа (например, таможни), контролирующего поступление платежа. В скобках указывается сокращенное наименование данного контролирующего органа.

В полях 104—110 содержится информация, позволяющая определить, какой именно платеж перечислен:

— 104 — код налога (сбора) по бюджетной классификации (КБК), утвержденной Минфином России в соответствии с действующим законодательством;

— 105 — код ОКАТО муниципального образования, на территории которого мобилизуются денежные средства от уплаты налога (сбора) в бюджетную систему РФ;

— 106 — основание платежа;

— 107 — информация о налоговом периоде;

— 108 — номер документа, на основании которого перечисляется платеж;

— 109 — дата документа;

— 110 — тип платежа.

Если какое-либо значение в полях 105—110 указать невозможно, в соответствующем поле проставляется ноль («0»). Незаполненных полей в платежном поручении на перечисление налоговых платежей в бюджет быть не должно!

При заполнении полей104 и 105 (КБК и ОКАТО) трудностей, скорее всего, не возникнет.

В поле 106 нужно указать основание платежа в виде двузначного кода:

— «ТП» — платежи текущего года;

— «ЗД» — добровольное погашение задолженности по истекшим налоговым периодам при отсутствии требования об уплате налога со стороны налогового органа;

— «ТР» — погашение задолженности по требованию об уплате налога со стороны налогового органа;

— «PC» — погашение рассроченной задолженности;

— «ОТ» — погашение отсроченной задолженности;

— «РТ» — погашение реструктурируемой задолженности;

— «ВУ» — погашение отсроченной задолженности в связи с введением внешнего управления;

— «ПР» — погашение задолженности, приостановленной к взысканию;

— «АП» — погашение задолженности по акту проверки;

— «АР» — погашение задолженности по исполнительному документу.

В поле 107 указывается информация о налоговом периоде — так же в виде кода. Он состоит из трех частей, разделенных точками.

В первых двух знаках шифруется периодичность уплаты налога:

— «Д1» — платеж за 1-ю декаду месяца;

— «Д2» — платеж за 2-ю декаду месяца;

— «Д3» — платеж за 3-ю декаду месяца;

— «МС» — месячные платежи;

— «KB» — квартальные платежи;

— «ПЛ» — полугодовые платежи;

— «ГД» — годовые платежи.

Вторые два знака отводятся:

— по декадным и месячным платежам — под номер месяца текущего отчетного года (от 01 до 12);

— по квартальным платежам — под номер квартала (от «01» до «04»);

— по полугодовым платежам — под номер полугодия («01» или «02»).

При уплате налога один раз в год ставятся два нуля («00»).

В третьей части показателя указывается год, за который производится платеж. Например, платеж за III квартал 2003 года обозначается так: «КВ.03.2003».

При досрочной уплате налога в поле 107 указывается первый предстоящий налоговый период, за который должен уплачиваться налог. Если в ранее представленной декларации обнаружена ошибка и производится доплата налога за истекший налоговый период, в этом поле указывается период, за который доплачивается налог.

В некоторых случаях в поле 107 отражается не налоговый период, а конкретная дата в формате «ДД.ММ.ГГГГ». Например, в платежке указывается срок, до которого налогоплательщик должен исполнить требования об уплате налога (подробнее см. в таблице).

Кроме того, конкретная дата указывается, если законодательство предусматривает по годовому платежу более одного срока уплаты налога и установлены конкретные даты уплаты налога для каждого срока. В этом случае в поле 107 вписывается соответствующая дата.

В поле 108 отражается номер документа, на основании которого производится платеж, а в поле 109 — его дата (подробнее см. в таблице).

В поле 110 указывается один из следующих типов платежа:

— «НС» — налог или сбор;

— «АВ» — авансовый платеж или предоплата (в том числе декадные платежи);

— «ПЕ» — пени;

— «ПЦ» — проценты (например, за отсрочку уплаты налога);

— «СА» — налоговые санкции, установленные Налоговым кодексом;

— «АШ» — административные штрафы;

— «ИШ» — иные штрафы.

В поле «Назначение платежа» можно указать также другую дополнительную информацию, необходимую для идентификации платежа.

Примеры заполнения платежного поручения в различных ситуациях приведены на с. 52—54.

Кроме того, основные нормативные документы по правилам заполнения новых платежных поручений и образцы заполнения платежных поручений размещены на сайте МНС России (www.nalog.ru) в разделе «Налоговая отчетность». Также указанную информацию можно найти на сайтах управлений МНС России по субъектам РФ.

В заключение несколько слов об «обычных» расчетах — не связанных с перечислением обязательных платежей в бюджетную систему РФ. В этом случае поля 101 и 104—110 не заполняются.

ЗАО «Трейдер» состоит на учете в ИМНС России по Центральному району г. Барнаула Алтайского края (код ОКАТО — 01401370000). Оно должно перечислить в бюджет НДС за май 2003 года в размере 25 000 руб. Налоговая декларация за этот месяц подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 15 июня. Налог перечислен платежным поручением от 16.06.2003 № 255 (здесь и далее ИНН и КПП организации и налоговой инспекции, наименования банков и номера счетов, а также другие реквизиты — условные).

ЗАО «Трейдер» удержало из заработной платы работников за май 2003 года налог на доходы физических лиц в размере 10 000 руб. Деньги на выплату зарплаты получены в банке 5 июня 2003 года. Одновременно с этим организация представила в банк платежное поручение от 05.06.2003 № 241 на уплату налога.

ЗАО «Трейдер» недоплатило в бюджет НДС за май 2003 года в размере 5000 руб. В соответствии со статьей 69 НК РФ налоговая инспекция направила организации требование об уплате налога от 07.07.2003 № 1. Согласно требованию ЗАО до 14 июля 2003 года должно перечислить в бюджет недоимку в размере 5000 руб. Чтобы погасить долг перед бюджетом, ЗАО «Трейдер» представило в банк платежное поручение от 10.07.2003 № 300.

По итогам 1-го полугодия 2003 года ЗАО «Трейдер» должно доплатить в федеральный бюджет налог на прибыль в размере 7500 руб. Налоговая декларация за этот период подписана генеральным директором и главным бухгалтером ЗАО 20 июля 2003 года. Авансовый платеж перечислен платежным поручением от 25.07.2003 № 340.

ЗАО «Трейдер» обнаружило ошибку в декларации по налогу на прибыль, поданной за 2002 год. В результате ошибки была занижена налоговая база и образовалась недоимка за 2002 год в сумме 2400 руб. (в том числе в федеральный бюджет — 750 руб.). Ошибка была обнаружена 29 июня 2003 года. В тот же день была составлена и подписана уточненная налоговая декларация за 2002 год. Налог в федеральный бюджет доплачен платежным поручением от 30.06.2003 № 281.

Неналоговые платежи в 2018 году

14 августа 2017 года на официальном сайте правительства появилась информация о плане мероприятий по систематизации неналоговых платежей, который готовят Минфин и Минэкономразвития. Этот план актуализирует и вносит дополнения в план по систематизации и формированию единого перечня неналоговых платежей, утвержденный в октябре 2016 года. План предусматривает несколько важных мероприятий:

  • введение моратория на введение новых видов неналоговых платежей до принятия федерального закона с общими требованиями к порядку исчисления платежей, их размерам и срокам действия;
  • инвентаризацию уже существующих платежей;
  • установление в Бюджетном кодексе положений о реестре государственных и муниципальных платежей;
  • внесение в Регламент правительства изменений, предусматривающих включение в пакет материалов к проектам актов об установлении новых или изменении действующих платежей социально-экономических последствий принятия таких актов;
  • разработку федерального закона, устанавливающего общие требования к порядку исчисления, размерам и срокам введения в действие неналоговых платежей;
  • установление порядка и правил ведения реестра государственных и муниципальных платежей.

Предполагается, что все перечисленные меры в комплексе с усилением эффективности администрирования неналоговых платежей позволят минимизировать нагрузку на бизнес.

Мораторий на неналоговые платежи

Поручение о моратории на новые неналоговые платежи было подписано Дмитрием Медведевым в конце января 2017 года. «Воздержаться от принятия и внесения в правительство» проектов актов, предусматривающих новые неналоговые платежи, министерства и ведомства должны до принятия федерального закона о порядке их введения, взимания и расчета.

Мораторий распространяется только на обязательные платежи, которые установлены не налоговым, а иным законодательством. К ним относятся: взносы в пенсионный и другие государственные внебюджетные фонды, сбор за регистрацию предприятия, корабельный сбор, патентные пошлины, сбор за регистрацию СМИ, экологические платежи и др.

По данным различных экспертных источников, всего таких платежей в России насчитывается от 30 до более 50. Торгово-промышленная палата подсчитала, что объем неналоговых сборов приближается к 1% ВВП, что в сумме составляет более 800 млрд руб. в год. Неудивительно, что, глядя на эти цифры, специалисты указывают на проблему увеличения нагрузки на бизнес.

Реестр неналоговых платежей

Чтобы защитить бизнес от роста налоговой нагрузки, чиновники предложили создать единый реестр неналоговых платежей. Эту идею одобрил сам президент в декабре 2015 года в рамках встречи с главой Торгово-промышленной палаты Сергеем Катыриным. Пока единый список неналоговых платежей в России не сформирован, платежи могут быть разными в зависимости от субъекта РФ и взиматься региональными властями. Для установления контроля за налоговой нагрузкой необходимо систематизировать платежи.

Что уже известно о создаваемом реестре неналоговых платежей? По информации чиновников, он будет разделен на четыре группы. Классификацией платежей по спискам занимается Минэкономразвития.

  • Первая группа — неналоговый платеж, поступающий в бюджет и имеющий безвозмездный характер (экологический и утилизационный сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду).
  • Вторая группа — платеж, имеющий характер услуги, поступающий в бюджетную систему или в федеральное бюджетное учреждение (плата за рассмотрение обязательной проектной документации с целью получения разрешения на сбросы отходов, за предоставление сведений о водном объекте, проведение обязательного энергетического исследования, затраты на проверку сортовых и посевных качеств семян).
  • Третья группа — платежи, связанные с издержками предприятий и направленные на выполнение обязательных требований (бесплатное предоставление спецодежды работникам, затраты на исполнение требований к критически важным и потенциально опасным объектам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций).
  • Четвертая группа — платежи, которые целесообразно исключить из перечня (плата за получение лицензии в сфере электросвязи на торгах, плата за парковку на автомобильных дорогах общего пользования, сбор за проход иностранных судов по внутренним водным путям).

Как предполагается, первые две группы неналоговых платежей как раз будут включены в соответствующий реестр, которым будет заниматься Минфин.

В первых числах сентября ведомство внесло в правительство законопроект о неналоговых платежах. К неналоговым платежам законопроект относит все платежи, которые не содержатся в законодательстве о налогах и сборах, таможенных сборах, страховых платежах и не определяются в ходе конкурсов или аукционов. По информации «Российской газеты», пока это «рамочный закон», который станет основой так называемого «кодекса неналоговых платежей». Согласно законопроекту, с 1 июля 2019 года платежи, которые не попали в реестр, можно будет не платить. После принятия документа Госдумой во втором чтении будет разработан проект закона, устанавливающий перечень обязательных платежей. Основная часть статей закона должна вступить в силу с 1 января 2018 года.

Каких нововведений стоит ожидать предпринимателям:

  • Закрепление предельного размера для всех неналоговых платежей, что положительно скажется на деловом климате.
  • Плательщики смогут воспользоваться бесплатными консультациями, получить справки по платежам.
  • Плательщикам дадут право зачета переплаты в счет будущих платежей и даже их возврата.
  • Введение обязательства четыре года хранить информацию обо всех неналоговых платежах.

Прежде всего Минфин предлагает установить четкий порядок изменения и ввода новых неналоговых платежей. Так, например, в законопроекте есть инициатива о том, что введение новых или изменение прежних платежей допускается не ранее 1 января 2018 года и не ранее шести месяцев после публикации законодательных изменений.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram, чтобы узнавать обо всех самых важных изменениях, которые касаются бизнеса!

Минфин обнародовал для обсуждения законопроект о включении в Налоговый кодекс пяти новых глав — об экологическом налоге, утилизационном сборе, сборе с пользователей автодорог, налоге с операторов связи и о гостиничном сборе. Таким образом, ведомство реализует свое давнее обещание кодифицировать основные действующие неналоговые платежи — несмотря на возражения крупнейших предпринимательских объединений.

Сегодня на портале проектов нормативных правовых актов был опубликован законопроект Минфина о кодификации неналоговых платежей — для публичного обсуждения и его антикоррупционной экспертизы. Документ переносит в Налоговый кодекс (НК) действующее регулирование основных неналоговых платежей — пока без изменения ставок и правил уплаты.

Четыре платежа пополнят перечень федеральных налогов. Им будут посвящены новые главы НК:

  • «Экологический налог»,
  • «Утилизационный сбор»,
  • «Сбор за пользование автомобильными дорогами федерального значения»
  • «Налог на операторов сети связи общего пользования».

«Гостиничный сбор» появится в разделе кодекса о местных налогах.

Минфин готовил этот законопроект более года. В начале марта ведомство объявило, что документ предполагается внести в правительство в ближайшее время (см. “Ъ” от 4 марта).

Бизнес, полагая, что такой шаг приведет к росту фискальной и административной нагрузки, на съезде РСПП 14 марта обратился к Владимиру Путину с просьбой не торопиться с включением «неналогов» в НК.

Пожелание «не спешить с этим вопросом» Владимир Путин перенаправил первому вице-премьеру и главе Минфина Антону Силуанову. Тем не менее на коллегии Минфина 26 марта инициатива обсуждалась в качестве одного из ключевых направлений работы Минфина. Тогда же Дмитрий Медведев заверил собравшихся, что внесение неналоговых платежей в НК не приведет к увеличению фискальной нагрузки.

Бизнес надеется, что пожелание президента «не спешить» будет закреплено в его поручениях по итогам съезда РСПП (их все еще нет), и не считает вопрос о кодификации «неналогов» окончательно решенным.

Впрочем, восприятие предпринимателями инициатив Минфина меняется. В ноябре 2018 года ведомство дополнило законопроект главой о налоге на утилизацию товаров и упаковки. Это вызвало шквал негодования у бизнеса, у которого сейчас есть выбор — платить экологический сбор или самостоятельно собирать и утилизировать создаваемые отходы. Бизнес посчитал, что это предложение противоречит сути реформы управления отходами, отменяя возможность самостоятельной утилизации отходов компаниями.

В свою очередь, за самостоятельную реализацию ответственности бизнеса за отходы всегда выступало и Минприроды. Компании уже начали создавать отраслевые ассоциации для самостоятельного сбора и утилизации отходов и инвестировать в инфраструктуру, а признание их плательщиками сбора без исключений лишало такие инвестиции смысла, указывали представители ассоциаций.

Новый драфт документа оставляет принцип самостоятельной утилизации компаниями отходов от использования товаров и упаковки в формате налоговых вычетов из суммы сбора.

Так, вычету подлежит масса отходов от использования товаров и упаковки, которая утилизируется компаниями. Сумма будет вычитаться из сбора на основании договора с региональным оператором или компанией и самих актов утилизации. «Мы поддерживаем перевод платежа в НК, но важно, что сохранилась возможность самостоятельной реализации ответственности производителями и импортерами,— говорит представитель ассоциации РАТЭК (объединяет Apple, Samsung, Sony и др.) Антон Гуськов.— Это помогает решить проблему с отходами, ведь изначальная цель — не налог, а возможность обеспечить утилизацию».

Кроме включения сборов в Налоговый кодекс Минфин предлагает «погрузить» в него в качестве госпошлины еще ряд платежей, которые сейчас взимаются за предоставление сведений из госреестров (госрегистров), таких, например, как внесение изменений, просмотр сведений и так далее. Против включения таких платежей в Налоговый кодекс бизнес не возражает.

Дарья Николаева, Анна Васильева

Как ФНС отчиталась о работе в 2018 году

Рост налоговых поступлений в консолидированный бюджет РФ в 2018 году стал рекордным за последние пять лет — 23%, или плюс почти 4 трлн руб., сообщил в январе в ходе расширенной коллегии ФНС глава службы Михаил Мишустин. В этом году налоговики намерены продолжить отраслевые проекты по борьбе с недобросовестными налогоплательщиками. После успеха такой работы в аграрном секторе особое внимание планируется уделить обелению лесной отрасли.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *