Заместитель командира батальона по воспитательной работе

131. Заместитель командира батальона по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальником всего личного состава батальона.

132.Заместитель командира батальона по воспитательной работе обязан:

— участвовать в разработке и обеспечении выполнения планов боевой и мобилизационной готовности, боевой подготовки батальона;

— организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Родине, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;

— организовывать и проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины, профилактике правонарушений, сплочению воинских коллективов, обеспечению условий безопасности военной службы;

— знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика, сержанта подразделений батальона, общественное мнение, настроение личного состава, принимать практические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных явлений в подразделениях;

— организовывать и проводить информирование личного состава о событиях в мире и в Приднестровской Молдавской Республике, о жизни и учебно-боевой деятельности армии, воинской части, подразделения;

— обучать и оказывать методическую помощь офицерам, прапорщикам и сержантам подразделений в организации воспитательной работы с подчиненными;

— организовывать и проводить морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства, караульной и внутренней служб, руководить работой комнат досуга;

— организовывать взаимодействие с общественными организациями военнослужащих и членов их семей;

— обеспечивать соблюдение принципов социальной справедливости в отношении военнослужащих, знать нужды и запросы военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала, принимать меры по разрешению их жалоб и заявлений;

— заботиться об удовлетворении духовных потребностей личного состава, организовывать его культурный досуг, принимать меры к обеспечению личного состава периодическими изданиями, почтовыми отправлениями, организовывать правильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведения воспитательной работы;


— вести учет преступлений, происшествий и дисциплинарных проступков;

— докладывать своевременно командиру батальона о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава.

Заместитель командира батальона по вооружению (технической части, начальник автомобильной службы батальона, техник батальона)

133. Заместитель командира батальона по вооружению (технической части, начальник автомобильной службы батальона, техник батальона) в мирное и военное времяотвечает:за техническое обеспечение батальона: за техническое состояние вооружения, военной техники и боеприпасов, за их правильную эксплуатацию, ремонт и эвакуацию; за техническую подготовку личного состава батальона; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние подчиненного ему подразделения. Он подчиняется командиру батальона и является прямым начальником всего личного состава батальона.

Начальник автомобильной службы (техник батальона) является прямым начальником личного состава непосредственно подчиненных ему подразделений.

134. Заместитель командира батальона по вооружению (технической части, начальник автомобильной службы батальона, техник батальона) обязан:

— участвовать в разработке плана боевой подготовки батальона и организовывать его выполнение по своей специальности;

— руководить подготовкой и деятельностью подчиненного ему подразделения;

— знать деловые и морально-психологические качества военнослужащих непосредственно подчиненного ему подразделения; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию и совершенствованию профессиональной подготовки;

— руководить технической подготовкой личного состава батальона, проводить занятия с офицерами и прапорщиками батальона по вождению; изучению вооружения и военной техники, организации и осуществлению технического обеспечения, а также мероприятия по подготовке классных специалистов технических специальностей;


— организовывать правильную эксплуатацию, ремонт, обслуживание и эвакуацию вооружения и военной техники, а также учебно-тренировочных средств батальона, руководить работами по их техническому обслуживанию и ремонту; принимать меры по совершенствованию учебно-материальной базы по технической подготовке;

— следить за правильным применением и экономным расходованием горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей в подразделениях;

— знать устройство, порядок и правила эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники батальона, их наличие, техническое состояние и местонахождение; не реже одного раза в три месяца проверять наличие и техническое состояние вооружения, военной техники и других материальных средств батальона и не менее двух раз в год проводить пономерную проверку стрелкового оружия в подразделениях;

— проводить работу по устройству и оборудованию помещений и участков территории парка, закрепленных за батальном, а также обеспечивать поддержание внутреннего порядка в них;

— руководить подготовкой вооружения и военной техники к применению и эксплуатации в полевых условиях, принимать меры по обеспечению их оборудованием и средствами для повышения проходимости;

— принимать меры по предупреждению происшествий с вооружением и военной техникой, анализировать их причины, немедленно докладывать о них и принятых мерах командиру батальона;

— обеспечивать выполнение требований безопасности при эксплуатации, ремонте, обслуживании и эвакуации вооружения и военной техники, а также выполнение противопожарных мероприятий в парке;

— вести установленные учет и отчетность.

Основные документы заместителя командира роты по воспитательной работе с военнослужащими, требующими повышенного психолого-педагогического внимания

Как показывает опыт, у заместителя командира подразделения (роты, батареи) по воспитательной работе должна быть следующая документация, которую он ведет и за состояние которой несет ответственность.

1. Планы воспитательной работы с личным составом роты (батареи) на месяц составляются как в специальных книгах (тетрадях), так и на отдельных листах. Планы воспитательной работы по подготовке и проведению стрельб, тактических учений, парко-хозяйственных дней, предвыходных, выходных и праздничных дней составляются на отдельных листах, которые затем подшиваются в специальное дело вместе с планами на месяц, если последние составлялись не в книге (тетради).

Как показывает опыт работы, офицеру-воспитателю подразделения целесообразно вести учет проводимой воспитательной работы с личным составом роты (батареи).

В нем отражаются мероприятия, проведенные с личным составом роты (батареи) не только в масштабе роты, но и в масштабе батальона и полка.

Учет всех проводимых мероприятий воспитательной работы дает возможность анализировать ее, обобщать передовой опыт и принимать меры по устранению недостатков. Учет обычно ведется в специальной книге (тетради), где указываются наименование мероприятий, когда и кто их проводил, сколько человек из роты (батареи) присутствовало.

По такой же форме учитываются лекции, доклады и беседы, тематические вечера и т. д., проводимые с личным составом подразделения, а также индивидуальная работа.

Чтобы успешно справиться с возложенными обязанностями, командиру подразделения помимо месячного плана воспитательной работы необходимо составлять личный план работы на день или неделю.

Составляя личный план работы, командир роты (батареи) должен исходить из задачи роты (батареи) и анализа состояния дел в подразделении, а также учитывать, какие мероприятия запланированы в этот день или неделю старшими начальниками, расписанием занятий и планов воспитательной работы.

В личном плане целесообразно предусматривать:

участие в подготовке и проведении мероприятий воспитательного характера;

контроль занятий и решение других вопросов в роте;

участие в мероприятиях, проводимых старшими начальниками;

участие на занятиях по командирской подготовке;

время на подготовку к занятиям, выступлениям и другую работу.

Личный план ведется по произвольной форме. Однако необходимо, чтобы в нем по часам было указано, что планируется делать сегодня, завтра и т. д., в нем делаются отметки о выполнении запланированных мероприятий. Это позволяет периодически анализировать организацию своего рабочего дня. самокритично оценивать ее, делать необходимые выводы на будущее. Анализ позволит выделить время для повышения своих знаний, а также для культурного отдыха, воспитания детей в семье и т. д.

Хорошо продуманный личный план является необходимым условием научной организации труда офицера-воспитателя.

Как показывает опыт, офицеру-воспитателю подразделения целесообразно вести по произвольной форме тетрадь учета индивидуальной работы с личным составом роты (батареи).

В данную тетрадь заносятся краткие записи индивидуальных бесед с вновь прибывшими в подразделение офицерами, сержантами и солдатами, с воинами, склонными к нарушениям воинской дисциплины;

данные изучения документов, результаты наблюдений за их действиями и поступками, переписка с родственниками воинов, с организациями, где они работали до службы в армии и т.д. Все это дает возможность лучше изучить подчиненных и организовать индивидуально-воспитательную работу с учетом особенностей каждого воина.

Сведения о состоянии воинской дисциплины в подразделении

Ежемесячно каждое подразделение представляет в штаб батальона сведения о воинской дисциплине по установленной форме. В сведениях должно быть отражено:

а) количество поощрений, полученных личным составом роты (батареи) за прошедший месяц. В том числе:

— виды поощрений, за что объявлены поощрения;

— кем вынесены поощрения;

— кто получил поощрения (офицеры, сержанты, солдаты, прапорщики).

б) Количество взысканий:

— кому объявлены взыскания;

— по служебному положению (офицеры, прапорщики, сержанты, солдаты);

— виды взысканий;

— кем наложены;

— характер проступка.

в) Меры воздействия.

Учет грубых дисциплинарных проступков и дисциплинарной практики в роте ведется в соответствии с требованиями приказа МО РФ 1993 года № *100 и главы 4 Дисциплинарного устава ВС РФ.

Непосредственные начальники должны докладывать по команде о дисциплинарных взысканиях:

а) на солдат, сержантов и старшин — командирам рот и им соответствующим ежедневно;

б) на прапорщиков и офицеров — командирам воинских частей еженедельно.

Учет дисциплинарных взысканий ведется во всех подразделениях

Все дисциплинарные взыскания, предусмотренные Дисциплинарным уставом ВС РФ, заносятся в служебную карточку не позднее чем в семидневный срок.

При снятии с военнослужащего дисциплинарного взыскания в служебной карточке в соответствующей графе раздела «Взыскания» делается отметка о том, когда и кем взыскание снято.

Если наложенное на военнослужащего дисциплинарное взыскание, кроме случаев, указанных в ст. 36, 102 Дисциплинарного устава, по истечении года не будет снято, и он не совершит за этот период другого проступка. В соответствующей графе раздела «Взыскания» делается отметка о том, что по истечении срока взыскание снято.

Служебные карточки на солдат и сержантов ведутся в роте, на прапорщиков и офицеров — в штабе воинской части.

Каждая запись в служебную карточку на военнослужащих, проходящих военную службу по призыву, должна быть заверена командиром роты (соответствующего подразделения).

В служебной карточке на военнослужащих, поступивших на военную службу по контракту, каждая запись заверяется начальником штаба воинской части.

Каждый военнослужащий один раз в год, а также в период перемещения или перевода к новому месту службы, должен быть ознакомлен со своей служебной карточкой под личную роспись.

В случае перемещения или перевода военнослужащего служебная карточка пересылается по месту, новой службы.

К грубым дисциплинарным проступкам военнослужащих относятся:

* самовольная отлучка;

* опоздание из отпуска, командировки и лечебного учреждения;

* опоздание или самовольный уход со службы;

* нарушение правил несения караульной, внутренней служб и боевого дежурства (не являющиеся преступлениями);

* исполнение обязанностей по службе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения;

* нарушение требований безопасности, приведшее к потере работоспособности;

* нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими (не являющееся преступлением);

* проматывание или утрата военного имущества;

* проступки в общественных местах во внеслужебное время.

Материалы подведения итогов состояния воинской дисциплины в подразделении

Подведение итогов состояния воинской дисциплины в роте (батарее) тщательно готовится и проводится командиром роты (батареи) со всем личным составом в конце каждой недели, во время, указанное в расписании занятий (как правило, в пятницу в последний час самоподготовки).

В подготовке и проведении данного мероприятия обязан принять участие тот старший начальник, который в течение недели осуществлял контроль за выполнением распорядка дня в роте, изучал положение дел, оказывал помощь командованию в проведении занятий по боевой подготовке, улучшению воинской дисциплины и службы войск.

К подготовке анализа состояния воинской дисциплины и правопорядка в роте командир роты привлекает заместителя по воспитательной работе, командиров взводов и старшину роты.

В выступлении командира роты перед личным составом по вопросу об итогах состояния воинской дисциплины правопорядка должны найти отражение:

* общая оценка уровня воинской дисциплины и правопорядка в роте за прошедшую неделю;

* какое подразделение является лучшим и места остальных подразделений;

* какие имели место нарушения воинской дисциплины, кем они допущены, что явилось их причиной;

* какие меры приняты к нарушителям воинской дисциплины (если есть в этом необходимость, то наказать некоторых военнослужащих, совершивших дисциплинарные проступки);

* оценка последствий для роты имевших место нарушений воинской дисциплины и правопорядка.

Далее командир роты (батареи) предоставляет слово заместителю по воспитательной работе, который в своем кратком выступлении докладывает:

— о морально-психологическом состоянии личного состава;

— об основных воспитательных мероприятиях, проведенных в подразделениях в течение недели, их степень эффективности на предупреждение нарушений воинской дисциплины и правопорядка;

— оценивает работу командиров подразделений и взводов по обеспечению необходимых требований безопасности на занятиях, при обслуживании техники и выполнении работ, по предотвращению случаев травматизма подчиненного личного состава;

— предлагает воспитательные мероприятия по укреплению воинской дисциплины и профилактике правонарушений на следующую неделю.

В заключение командир роты (батареи) объявляет задачи на следующую неделю по усилению воспитательной работы в отстающих по воинской дисциплине подразделениях, профилактике правонарушений в роте.

После подведения итогов командиром роты перед личным составом обязан выступить старший начальник со своими выводами и конкретными рекомендациями по основным вопросам жизни роты и увязать их успешное решение с укреплением воинской дисциплины. Коротко остановиться на задачах, стоящих перед личным составом батальона и полка, месте и роли роты в их выполнении.

О проведенной работе в роте, своих выводах и предложениях данный офицер в последующем должен проинформировать заместителя командира батальона по воспитательной работе.

По окончании выступления старшего начальника для личного состава роты (батареи) объявляется перерыв. В это время командир роты подводит итоги состояния воинской дисциплины поочередно с сержантами, старшиной и командирами взводов.

Работа заместителя командира подразделения по воспитательной работе по укреплению воинской дисциплины и правопорядка

Сознательная воинская дисциплина является повседневной заботой всех командиров, воспитателей.

Существуют следующие пути укрепления воинской дисциплины:

— обеспечить повсеместное воспитательное влияние на каждого военнослужащего, вести конкретную живую работу с людьми непосредственно в подразделениях;

— обеспечить высокий уровень боевой подготовки, как важнейший фактор укрепления воинской дисциплины;

— создать в каждом подразделении обстановку сплоченности, войскового товарищества, нетерпимости к любым отклонениям от норм морали;

— поддерживать требовательных командиров, наводить твердый уставной порядок;

— активно использовать в борьбе с негативными явлениями силу общественности;

— обеспечить решающую роль офицеров в укреплении воинской дисциплины, проявить заботу об укреплении единоначалия;

— улучшить подбор и подготовку сержантов и прапорщиков как первых помощников офицеров, не допуская их подмены;

— усилить внимание к вопросам материально-бытового обеспечения военнослужащих — полного и своевременного доведения до каждого из них всех положенных видов довольствия;

— решительно искоренять пьянство утверждать трезвый образ жизни, организовывать содержательный досуг военнослужащих;

— воинское, нравственное и правовое воспитание военнослужащих осуществлять в неразрывном единстве с учетом качественных изменений личного состава, возросших сложностей воинской службы.

Заместитель командира подразделения по воспитательной работе несет непосредственную ответственность за состояние воинской дисциплины личного состава. Организуя воспитательную работу по укреплению воинской дисциплины, он должен:

— знать состояние дисциплины в подразделении, изучать причины ее нарушения;

— планировать и лично проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины среди солдат, сержантов, прапорщиков и офицеров подразделения;

— добиваться наведения строгого уставного порядка в подразделении, сознательного повиновения воинов командирам, повышать требовательность командиров к подчиненным;

— совместно с юридическими органами организовывать правовую пропаганду среди всех категорий военнослужащих;

— учить офицеров, прапорщиков, сержантов и актив подразделения организации работы по воспитанию воинов в духе высокой дисциплинированности и организованности;

— вместе с командиром организовывать соревнования среди личного состава за честь и достоинство воина, безупречное поведение, образцовый внешний вид, строевую подтянутость, соблюдение моральных и этических норм поведения;

— систематически анализировать дисциплинарную практику и работу офицеров, прапорщиков, сержантов подразделения по укреплению воинской дисциплины, распространять передовой опыт командиров;

— организовывать и лично проводить индивидуальную воспитательную работу с личным составом;

— организовывать работу по укреплению воинской дисциплины среди воинов, убывающих из подразделения в командировки, увольнения, отпуска, на лечение, работы и т.д.;

— показывать всему личному составу подразделения личный пример дисциплинированности и исполнительности;

— информировать командира подразделения и ЗКБВР о состоянии дисциплины и проведенных мероприятиях по ее укреплению.

Основными формами воспитательной работы по укреплению воинской дисциплины являются:

— общие собрания личного состава подразделения;

— совещания офицеров, сержантов с анализом воинской дисциплины и дисциплинарной практике в подразделении;

— тематические вечера;

— лекции о доклады на темы воинского воспитания;

— индивидуальные и групповые беседы по разъяснению требований военной присяги и уставов Вооружённых Сил;

— обобщение и распространение передового опыта по укреплению воинской дисциплины и другие.

В деятельности командира по укреплению воинской дисциплины большую роль играет правильный, своевременный, глубокий и всесторонний анализ воинской дисциплины и дисциплинарной практики.

Задача анализа — это установление истинного состояния дисциплины, определение ее соответствия требованиям МО, предупреждение проступков и происшествий и определение конкретных мер по укреплению воинской дисциплины. Непременным условием анализа является глубокое и постоянное знание жизни подразделения, настроений и запросов личного состава, его отношения к службе.

twower

Интервью с заместителем командира части по работе с личным составом.
*****
— Первый вопрос будет терминологический. Специалистов вашего профиля в армии так повсеместно «замполитами» и называют?
— Да. Это уже настолько прижившееся понятие, что… Ну сами посудите, как звучит «заместитель командира по работе с личным составом»?! Длинно. «Зам по личному составу»?! Не очень. А «замполит» звучит четко и емко. Это даже имя нарицательное: человек, который много и грамотно говорит.
— Какие учебные заведения готовят будущих заместителей командиров по работе с личным составом?
— Традиционно их готовит Военный университет. Не могу точно сказать готовит ли сейчас, но до недавнего времени обучение велось и в Новосибирском военном институте. До реформы армии подготовку специалистов по морально-психологическому обеспечению вели в 7 высших военных учебных заведениях.
— Должность «замполита» может занять офицер, не имеющий профильной специальности?
— По моему опыту: большинство офицеров, занимающих должности заместителей командиров по работе с личным составом, не имеют подготовки по данному профилю в учебных заведениях. Либо это инженеры, танкисты и т.п., которые волею судеб попали на эту должность, либо это офицеры, получившие гражданское образование в вузе с военной кафедрой. Последние могут иметь какие-либо культурологические, психологические, юридические специальности.
— То есть можно сказать, что пришел офицер после военной кафедры служить, а его специально ставят на должность «замполита», где качество подготовки вроде и не так важно и ответственности поменьше?
— По большей части так дела и обстоят, так как уровень подготовки в военном вузе и на военной кафедре несопоставим. Вот и ставят человека туда, где он, образно говоря, меньше всего навредит. Или же есть и такой вариант: «Давай пока сюда, а там, если проявишь себя, то посмотрим».
— На уровне батальонов, бригад «замполиты» есть, а в ротах их вернули? Были ведь такие планы.
— В тех подразделениях, где мне доводилось бывать, я их не видел. Но насколько я знаю, подготовка таких специалистов ведется. Просто их должности не вводят повсеместно и сразу, чтобы их место не заняли непрофильные специалисты. То есть должности вводят только под конкретных выпускников. Это очень грамотный подход, который исключает ошибки молодой российской армии начала 90-х.
— На ротном уровне специалисты реально нужны?
— Да. Но их вводят не везде. Общевойсковые подразделения, где численность личного состава превышает 100 человек, должны быть укомплектованы заместителями командиров рот по работе с личным составом.
— Что входит в обязанности нынешнего «замполита»?
— Давайте обратимся к уставу. «Замполит» — а в уставе еще написано, что заместитель командира по воспитательной работе, а не заместитель командира по работе с личным составом – отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние, общественно-государственную подготовку личного состава и действенность работы по обеспечению безопасности военной службы.
В войсках бытует расхожее мнение, что «замполит» — это специалист по неясным вопросам. Если, положим, вопрос не входит в компетенцию ни одного из замов, то им должен заняться «замполит». Хотя «замполит» сам не понимает, почему именно он всем этим занимается .
— В работе «замполита» в современной российской армии сохраняются элементы работы «замполитов» советского времени?
— Например, в то время была общественно-политическая подготовка, а сейчас – общественно-государственная. Зачитаю темы занятий из плана по ОГП на текущий год. Первая тема для всех категорий военнослужащих «Россия в современном мире и основные приоритеты ее военной политики». И тут же «Задачи солдата и матроса воинской части/корабля на текущий учебный год». Потом изучаются важнейшие военные сражения, имевшие место быть в разные периоды, Дни воинской славы, примеры героизма, города-герои. Изучается система государственного устройства, государственной власти. Вопросы традиционных религий, традиций, присущих народам России. Эти вопросы очень важны, так как только в моем подразделении на данный момент проходят службу военнослужащие более чем десяти национальностей. Далее изучается российское законодательство, ответственность военнослужащего. Что такое воинский коллектив. Кроме того, мы изучаем основы международного гуманитарного права. По поводу него хочу сказать отдельно.
Я начинал свою службу в части, которая находится далеко от всех горячих точек, и в тот момент каких-либо активных действий наша армия вообще не вела. Аспекты международного гуманитарного права нас как бы вообще не касались. Я был убежден, что эта дисциплина не нужна. И вот первая же командировка дала осознание того, что это надо было изучить еще вчера. Сейчас, уже будучи руководителем занятий, я объясняю, что это актуально как никогда, что это должен знать каждый солдат. Что при получении приказа на выполнение боевой задачи уже не будет времени на обучение солдата этому. Поэтому надо сегодня знать, что – вот мой собственный пример – когда военнослужащий берет и носит форму армии иностранного государства, потому что она лучше, то он нарушает нормы этого гуманитарного права.
Вот это основные темы занятий. Кроме того, у нас всегда есть резерв тем: одну тему в месяц мы можем самостоятельно предложить к изучению, исходя из текущей обстановки.
Есть еще система информирования – это 30 минут времени между завтраком и подъемом флага. Это какое-либо сообщение о событиях в стране или за рубежом. Кроме того, отдельно по распорядку дня есть просмотр информационных программ: либо «Вести» в 20 часов, либо «Время» в 21 час. Но неправильно просто смотреть, военнослужащим необходимо разъяснять, что значит то или иное событие, какие последствия они вызовут.
Обычно на информировании затрагиваются 3 темы максимум, одна из которых главная. В поиске профильных тем очень помогает сайт Министерства обороны, так как любые заявления первых лиц, руководства Вооруженных сил там выкладываются. Я читаю темы по 2 раза, запоминаю ключевые тезисы и говорю без бумажки. Потому что, если я читаю с нее, то мне веры нет. Если я говорю, то значит знаю, о чем говорю, и слушатель мне верит в таком случае.
Есть еще такое понятие как оперативное информирование, когда происходит какое-либо важное событие. Например, когда турки сбили наш самолет, я на ближайшем построении, которое было через полчаса после появления данной информации в новостных лентах, довел эту информацию личному составу. Чем кое-кого даже напугал. После подошел ко мне один из военнослужащих и спросил: «Теперь мы в Сирию поедем?!» Пояснил ему, что прямо сейчас не поедем, но знать информацию о таком событии должны.
— Как Вы подаете такую информацию?
— Любая информация, любые слова, которые доводит офицер личному составу, должны быть объективны. Никакого искажения не допускается. Все по факту: сегодня в такое-то время был сбит наш самолет. Есть предположения экспертов, что самолет был сбит ракетой «земля-воздух». Это нарушение таких-то и таких-то норм международного права, так как самолет, по заявлению Министерства обороны, находился там-то и его сбивать было нельзя. Одного летчика ищут, другой, скорее всего, погиб. Все это говоришь не от своего лица, а сообщаешь источник информации. Потом, когда появилось больше информации о том, как был сбит самолет, на плановом информировании сообщаешь новые факты.
Вообще же информирование военнослужащих возложено на их непосредственных командиров. Но в данном случае, зная, что уровень подачи информации будет ниже по качеству, взял их функции на себя.
— Такую оперативную информацию из каких источников берете?
— Про тот же самолет я услышал по радио в машине. Всегда, когда еду в машине, включаю «Business FM», «Вести FM», «Маяк» и еще одну местную региональную радиостанцию. Там каждые 15 минут есть новости. Если есть актуальная информация, которая касается военнослужащих, то я ее сообщаю. Как раз, когда приезжаю в часть, то подразделение уже построено на утренний развод. Либо, если что-то очень важное, то даю команду на срочное построение.
— Как часто проводится информирование?
— Обычное информирование проводится два раза в неделю. Военно-техническое информирование и правовое информирование проводятся раз в неделю через неделю, чередуясь. Кроме этого, если уж касаться всех моих занятий, то два раза в неделю проводится общественно-государственная подготовка. Кроме того, есть общие собрания, воспитательная работа и досуговые мероприятия на воскресенье, например, просмотр фильмов. Если вот у нас была Пасха, то тема беседы с личным составом «Светлое Христово Воскресение». Так как у нас нет штатного помощника командира по работе с верующими военнослужащими, мы приглашаем представителей Русской православной церкви, с которыми поддерживаем отношения в нашем районе. Приезжают члены православной общины, проводят небольшой концерт в клубе. На мероприятие приглашаются военнослужащие, исповедующие православие, причем исключительно по желанию.
— Сверху какие-либо идеологические установки спускаются?
— Все темы, по которым мы проводим занятия по общественно-государственной подготовке, приходят из Главного управления по воспитательной работе. Сами конспекты публикуются в журнале «Ориентир». Тут есть проблема, потому что данный журнал не всегда вовремя приходит в войска, а на сайте электронная версия выкладывается именно что без тем по общественно-государственной подготовке. Вопрос: зачем так делать, если это издание Министерства обороны, ориентированное на военнослужащих Министерства обороны? В журнале поясняют, что, мол, жизнеспособность издания зависит от напечатанных экземпляров. В интернете, конечно, есть ресурсы, которые публикуют эти темы из «Ориентира», но сложность возникает именно с актуальными темами, которых нет, скажем, в прошлом или позапрошлом выпуске.
— То есть время от времени просто приходится искать в интернете отсканированные доброхотами выпуски этого журнала?
— Не время от времени, а постоянно приходится. Еще приходится следить за командирами подразделений, чтобы они использовали актуальные темы на информировании. А то ведь могут взять какую-нибудь старую тему, где еще тот же Сердюков упоминается…
— Кстати, о бывшем министре. Разборы его деятельности проводятся? Результаты дела «Оборонсервиса» рассматриваются?
— Редко его вспоминают. Касаемо оценки деятельности. Я сам ее никогда не озвучиваю, потому что это вызывает бурю эмоций у личного состава. Большинство военнослужащих по контракту, офицеры крайне негативно к нему относятся. Если все же речь об этом заходит, то стараюсь сказать, что кроме негативных вещей были и позитивные. Например, при нем началось создание новой формы. Прекрасно помню, как он говорил, что у нас должна быть современная семислойная форма. Я тогда в своем воображении не мог представить, что форма может состоять из каких-то семи слоев. Вот я провожу такие параллели и говорю, что деятельность Сердюкова была достаточно многогранна.
— Вы уже упомянули журнал «Ориентир», в котором публикуются нужные по работе темы. Что еще читаете из учебных пособий что вообще читаете не по работе и есть ли на это время?
— Это проблема, читать просто некогда. Мне помогают в работе некоторые телевизионные программы, например, «Служу России» или «Военная тайна» с Виктором Прокопенко. Оттуда очень удобно брать клишированные фразы, слоганы, которые потом можно использовать в воспитательной работе для формирования общественного сознания. Которыми можно «мочить». Мы не должны бояться слова «пропаганда», потому что по руководящим документам моя работа значится «пропагандистской».
Что читаю не по работе. В основном, слушаю аудиокниги по пути домой, когда в командировку еду и т.п. Таким образом я перечитал всю классическую литературу и произведения, связанные с армией: Толстой, Бунин, Куприн, Пушкин, Достоевский. Сейчас есть много блогеров, которые пишут про военную тематику на форумах, в соцсетях.
Вообще все, что я читаю во внеслужебное время так или иначе связано с психологией, мировоззрением, с изучением оружия, опытом иностранных армий. Например, если ты «замполит» зенитного дивизиона, то ты не можешь не знать особенности техники, стоящей на вооружении в твоем подразделении. Это обязательно понадобится по службе. Хотя бы для того, чтобы иметь авторитет в глазах военнослужащих. Не надо бояться просить подчиненных показать тебе как делается то, в чем ты не разбираешься. Это добавит откровенности в ваши отношения.
— Вы сказали, что смотрите «Военную тайну». Не секрет, что в данной передаче немало ляпов и ошибок…
— Там нередко обсуждаются темы, по которым информацию в иных местах трудно найти. Например, что в западном обществе о нас распространяются шаблоны, что русские – пьяницы, а в передаче приводятся примеры, что там пьют не меньше. И это подается не обрывочно, а такими комплексными сюжетами по 20 минут об одном. Позволяют посмотреть на тему под таким углом, который в других СМИ не встретишь. Да, я вижу, что там есть ошибки, что их информация не неопровержима, но из этих передач можно почерпнуть полезный материал.
— Если посмотреть различные аналитические программы на государственных каналах, почитать и послушать провластных общественных деятелей, публицистов, то нетрудно заметить продвижение некоего общего тренда: Россия в кольце внешних врагов, а изнутри пытается поднять голову «пятая колонна». Поэтому, мол, надо сплотиться вокруг действующей власти, чтобы противостоять нападкам враждебных сил. Вы личному составу тнформацию подаете в том же ключе?
— Начнем с того, что среди военнослужащих по контракту и офицеров есть люди, которые зачастую мыслят клише типа «все власть придержащие воруют», «у нас опасно публично выражать свое мнение», «кровавый режим всех посадит». При этом глубоко в тему они не вникают. Я стараюсь реагировать так:
— Все воруют!
— Кто «все»?
— Да все об этом знают!
— Кто эти «все знают»? Приведите хоть один пример.
— Да вот тот же Путин!
— А что у него?
— Ну вот панамские оффшоры!
— Приведите пример, чтобы лично на него было хоть что-то там зарегистрировано.
— Да все знают, что он ворует!
Я пытаюсь на своих занятиях вести конструктивный разговор, а не довольствоваться слухами про «все знают». Разъясняю, что есть оппозиционные силы, которые стремятся склонить общественное мнение на свою сторону, но мы – военнослужащие и не можем рассуждать о том, будем ли мы выполнять приказ или не будем. То есть я отделяю мух от котлет.
Что же касается неких установок о проведении официального курса в жизнь. Такого нет. Сверху ничего не спускается. Есть понимание того, что мы не можем давать оценки деятельности вышестоящего командования. Я довожу офицерам, что этого делать нельзя. Политическим темам мы оценки не даем, потому что это общественно-государственная подготовка, а не политическая.
В армии запрещена какая-либо предвыборная агитация. Даже если командир части попытается сказать, что есть вот такая ведущая партия, которая повышает нам денежное довольствие, то я буду первый, кто скажет ему, что так делать нельзя. Что у нас кроме этой партии есть еще и другие партии, которые принимают эти же законы.
Я, как «замполит», могу подсказать как участвовать в политической жизни, но во внеслужебное время. Как бороться с коррупцией, например, посредством обращений в органы исполнительной власти. То есть я должен дать военнослужащему понимание того, как он может защитить свои права, в том числе, участвуя в политической жизни. Но не подталкиваю его к определенному выбору. Тем самым я закрываю вопрос с обсуждением конкретных политических персон, их деятельности на территории части.
— Занятия с контрактниками и с военнослужащими по призыву совместные?
— Нет. У занятий с этими категориями военнослужащих разная тематика. Уточню, что занятия со всем своим подразделением проводит командир, а вот отдельно с контрактниками занимаюсь я. При этом обеспечение всех занятий – планы, конспекты – это все «замполит».
Кроме занятий существует и индивидуальная воспитательная работа. Каждый офицер должен иметь план проведения воспитательной работы с личным составом. За день офицер обязан побеседовать в рамках этого плана хотя бы с одним военнослужащим. На практике же, зачастую, больше. Не все они фиксируются и оформляются, как положено. Например, на днях выходил с КПП и увидел, что дежурный выкинул окурок на проезжую часть. Наряд же до проезжей части убирает, а саму дорогу нет. Военнослужащий же «культурный», поэтому чтобы не сорить у себя он пошел и выкинул окурок на проезжую часть. Я не смог пройти мимо этого прапорщика. Три-пять минут спокойно и без раздражения проводил с ним беседу, что так делать нельзя. Объяснил почему нельзя, почему после этого он сам себя уважать не должен. Привел различные примеры, в том числе, из законодательства, из соображений морали. Поговорил о том, как сделать так, чтобы так больше не делать. И он это понял.
— А с самими «замполитами» вышестоящее командование какие-либо занятия проводит?
— Такие занятия должны проводиться раз в полгода перед началом очередного учебного периода на уровне гарнизона, армии, округа.
— Военные психологи в работе помогают?
— На уровне соединения – той же бригады – есть группы психологического обеспечения. Руководит ею офицер – это капитанская должность, у которого в подчинении находятся гражданские специалисты. Система эта очень действенная. Когда ранее в каждом батальоне была должность психолога, то этот офицер зачастую выполнял лишь общие обязанности. То есть перекрывал вопросы, на решение которых не хватало общевойсковых офицеров: заступал в наряд, привлекался к проведению каких-либо занятий. Когда должность психолога убрали, то его задачи попытались переложить на «замполита». Но специалист по работе с личным составом – не психолог, там ведь более тонкие материи, решаются иные задачи. И эти задачи могут оказаться «замполиту» и не по плечу.
Сейчас, когда есть группа психологического обеспечения, то трудно представить работу «замполита» без взаимодействия с ней. Психологи работают на уровне подразделения и полностью выдают рекомендации по каждому военнослужащему: что нельзя с ним делать, как организовать взаимодействие с ним. Если командир прислушивается к их рекомендациям, то он во многом может избежать каких-либо нештатных ситуаций.
— Есть отдельные подразделения, отдельные батальоны, где по штату не полагается группа психологического обеспечения. Как там организована психологическая работа?
— Есть периодичность психологического тестирования военнослужащих: минимум раз в полгода его проходят абсолютно все – и солдаты, и офицеры. Его проводит либо выездная группа психологов, либо непосредственно сам «замполит». В последнем случае необходимо работать очень четко. Бывает так, что офицер садит какого-нибудь смышленого солдата за себя, чтобы он тест заполнил. Не потому что он что-то там скрывает, а потому что у него времени нет. А потом выясняется, что по результатам тестирования этому офицеру нельзя доверять командование. Тогда такого офицера уже вызывают непосредственно к психологам, и он у них проходит тестирование. Такие случаи были.
Тестирование офицеров – очень важный момент. Они ведь не только сами за себя отвечают, а еще и за личный состав. Бывало же, что офицеры срывались, вели себя неадекватно. Почему так? Потому что контроль был упущен, с ним не проводилась работа. Внешне такой офицер вроде как негодяй, а начинаешь разбираться и видно, что он просто погряз в своих проблемах, внутриличностных противоречиях.
— Бывало ли так, что офицера отстраняли от службы после изучения результатов его тестов?
— Мне известны случаи, когда психолог приходил к командиру и, не вдаваясь в детали, говорил: «Данного человека необходимо немедленно выключить из той или иной ситуации, освободить от исполнения служебных обязанностей». Командир предоставляет ему отпуск, перед убытием в который с проблемным офицером работает психолог.
— Уточню: командир в таком случае обязан отпустить в отпуск или может отпустить?
— Может. Но опытный командир не откажется от тех рекомендаций, что дает психолог.
— Нынешнего штата психологов достаточно для охвата всех военнослужащих? Помню, что на моей базе 2 штатных психолога успевали только тестировать вновь прибывшее пополнение да каждодневно работать с личным составом, заступающим в караул.
— Сейчас в штате общевойсковой бригады 5-6 специалистов. Кроме того, главное в психологической работе – это выделить группу риска, то есть людей, которых необходимо поставить на динамическое наблюдение. А это далеко не весь состав бригады. Эти люди постоянно посещают психологов, выписываются рекомендации по работе с ними. Также в задачу психологов входит отбор людей на сержантские должности и работа с заступающими в караул.
— Как выглядит такой отбор на сержантские должности?
— Командир, если желает поставить какого-либо военнослужащего на должность сержанта, собирает ведомости проверки по всем предметам обучения – там, естественно, должны быть оценки «хорошо» и «отлично», – и рекомендации психолога на предмет наличия у кандидата способностей к командованию, работе с личным составом. Например, в них может быть написано о повышенной агрессии, возможности применения физической силы в случае неповиновения или неспособности делать выводы из сложившейся ситуации. То есть кандидат может быть семи пядей во лбу, с отличной подготовкой, но в тоже время иметь асоциальное поведение. Такой человек не подходит для занятия командной должности.
— Вы рассказали, как должно быть, а на практике…?
— Нет-нет-нет, в моем подразделении сержанта не назначат… Я даже больше скажу, контрактника у меня на службу не возьмут без рекомендации психолога. Есть, конечно, случаи, когда рекомендации психолога не берутся во внимание вообще. Это все от командира зависит.
— В караул могут поставить военнослужащего, если есть рекомендация психолога этого не делать?
— Конечно командир может пренебречь рекомендацией психолога, но в этом случае он берет всю полноту ответственности на себя. Вряд ли офицер так сделает, потому что сам своими руками прикрепляет заключение психолога к караульной ведомости и подтверждает, что ознакомился с ним.
— Вам вменена обязанность агитировать военнослужащих по призыву подписать контракт?
— Есть определенный перечень должностей, которые должны замещаться военнослужащими по контракту. Исходя из этого перечня перед каждым командиром ставится задача о проведении отбора военнослужащих на службу по контракту. Практика показывает, что свой контрактник из твоего батальона гораздо лучше, чем человек пришедший с гражданки. Приходящего ты не знаешь, а своего – знаешь, как облупленного, так как он себя уже проявил на службе так или иначе. Ты понимаешь, что ждать от него в той или иной ситуации.
Задачи по отбору ставятся количественные, то есть каждый месяц ты должен сагитировать на контракт примерно столько-то человек. Не может быть так, чтобы за месяц никого не предоставили.
— План отбора реалистичный? Его можно выполнить?
— В целом, да.
— Сколько человек в месяц Вы должны привлечь на службу по контракту за месяц?
— Грубо говоря, по одному человеку в месяц с роты. Один-два кандидата из 20 человек.
— А если не получается? Ну вот не идут люди, не хотят?
— Можно перенести на следующий месяц, но тогда потребуется в два раза больше человек. Можно, как я уже говорил, с гражданки привлечь. Как уже говорил, вариант с привлечением не очень хороший, так как такой человек неизвестен. Практика показывает, что потом он в любой момент может захотеть уволиться. Мол, нашел более высокооплачиваемую работу, жена на развод подает, зарабатываю мало, увольте меня. При этом по негативной статье он не хочет увольняться просто никак. Начинается формальный подход к службе, не желает выполнять свои обязанности. И получается то, о чем предупреждали: не надо брать контрактника со стороны.
— Я правильно понимаю, что и сейчас командиры всячески стараются затягивать увольнение контрактников, чтобы не получать нагоняй свыше из-за снижения уровня укомплектованности подразделения военнослужащими по контракту? Мол, чего ж ты, товарищ офицер, не удержал человека, не думаешь о показателях?!
— Да. «Вы слабо работаете ! Вы их не воспитываете!» Но когда человек изначально на службу идет, чтобы просто пережить тяжелые времена, а срок службы-то три года, то сложно изменить подход к делу такого контрактника.
Если у контрактника через некоторое время после прохождения трехмесячного испытательного срока появляется цель уволиться, то я им предлагаю три варианта.
Первый. Все-таки продолжить службу до окончания срока контракта. Но тогда цель контрактника не выполняется.
Второй. Служить плохо и уволиться сразу. То есть мы собираем весь негатив и увольняем его по «плохой» статье с соответствующими последствиями: восстановиться на службе нельзя, попасть в какие-либо силовые структуры и госорганы проблематично.
Третий. Пытаемся уволиться по «положительной» статье: заболели родственники – нужен уход, нашел более высокооплачиваемую работу.
Некоторые пытаются уволиться по третьему варианту, но я еще ни разу не видел успешных попыток.
— «Замполит» проводит какие-либо занятия с офицерами своего подразделения?
— Есть система работы с командным составом подразделений. На занятиях разъясняется как работать с разными категориями военнослужащих. На конкретных примерах разъясняем как, например, вести личные дела, применять дисциплинарную практику, взаимодействовать с контрактниками и призывниками, представителями различных национальностей, как организовать и о чем говорить на общегосударственной подготовке.
Для качественного проведения таких занятий необходимо, кстати, и присутствовать в конкретных подразделениях, чтобы посмотреть, как командир взаимодействует со своими подчиненными. Если он ничего, кроме как кричать и матом ругаться в духе сержанта из «Цельнометаллической оболочки» или персонажа Нагиева с пародией «10-я рота», не может… Я всегда привожу эти примеры, показываю этих персонажей, человек смотрит, смеется и не всегда понимает, что поступает точно также. Надо дать понять, что вот так делать нельзя и объяснить почему нельзя. При этом следует понимать, что точно также не следует говорить, что нужно работать только вот так, как вот этот человек, который все делает правильно. Все люди разные и у каждого свой стиль работы. Просто каждый должен понимать, что должен находиться в определенных рамках, за пределы которых не надо выходить.
Аксиома – бить нельзя. Почему нельзя – это офицеру надо объяснить. Потому что как только ты человека ударил, то тем самым показал ему экстремум своей негативной реакции. Значит человек будет думать, что все что до удара – все можно. Не бьет – и нормально, потому что крайняя реакция у него – это удар. Также и с криком: чем громче офицер будет орать, исходя на сопли и слюни, тем меньше его будут слушать, когда он говорит нормально. При этом офицер может искренне не понимать, в чем дело: «Я же ору на них, потому что они не понимают! Ору, а они не слушают! Они все тупые уроды!» А какого можно ожидать отношения от солдата, если ему говорят, что они все заведомо уроды?! Поэтому я офицерам всегда объясняю, что бить нельзя, орать не надо. При этом надо разделять два понятия: крик и командный голос. Одно дело, когда ты говоришь, чтобы все слышали, другое — когда багровеешь, таращишь глаза и переходишь на визг.
И еще о педагогике. Никогда не говори того, что не сможешь сделать, а если сказал, то ты должен это сделать. Педагогику проходят во всех военных учебных заведениях. Любой офицер ее изучает, но это не означает, что он овладел ее методами и принципами. К сожалению. Поэтому я всегда говорю: «Не обещайте того, чего вы потом не сделаете. Вы можете сколько угодно орать потом, не поможет. Надо объяснять правила «игры». Сказал, что накажешь за то и это? Накажи. Тогда тебя будут уважать хотя бы просто за то, что ты держишь слово».
— Офицеры на занятиях действительно слушают или же «раз надо, значит присутствуем»? Нетрудно себе представить возможную логику того же ротного: «Я каждый день с солдатами уже несколько лет общаюсь, знаю какой к кому подход нужен. А тут мне человек со стороны, у которого и личного-то состава в подчинении нет, что-то там рассказывает про работу с военнослужащими».
— Отношение к твоим занятиям проистекает от степени ответственности, с которой ты подходишь к выполнению своих обязанностей. Я в эту профессию пошел сознательно и мне нравится та работа, которой я занимаюсь. В любой деятельности есть негативные стороны, которые мне не очень нравятся, включая какое-либо негативное отношение, с которым относятся ко мне. Но это до тех пор, пока люди не сталкиваются с результатами моей работы. Это не говорю о том, что вот я какой классный «замполит». Нет. Просто если ты сам относишься к своим мероприятиям и предметам как к наиважнейшим, когда сам всем этим живешь, заставляешь офицеров этим заниматься и спрашиваешь с них за это, то и отношение будет соответствующее. «Посмотри, да он бьется до конца!» То есть мне уже не скажут, что ОГП не нужно, что информирование можно пропустить.
— К «замполитам» предъявляются требования по владению иностранными языками?
— Никаких требований по знанию иностранных языков к офицерскому составу не предъявляется, за исключением некоторых разведподразделений. Зачастую это является проблемой, особенно в мероприятиях за пределами Российской Федерации. Мне известен случай, когда наши военнослужащие в качестве миротворцев ООН участвовали в совместном патрулировании в зоне одного вооруженного конфликта. Переводчик, офицер одной из стран бывшего СССР, достаточно вольно переводил то, что говорили наши офицеры. Совсем вольно. Было понятно, что что-то не то, но никто из наших миротворцев не владел в должной мере английским языком.
*****
Часть вторая
Часть третья
Метки: армия, военные вузы, интервью, контрактники, неуставняк, подготовка, политика

Заместитель командира роты по воспитательной работе

⇐ ПредыдущаяСтр 9 из 25

142. Заместитель командира роты по воспитательной работе в мирное и военное время отвечает за воспитание, воинскую дисциплину, морально-психологическое состояние и общественно-государственную подготовку личного состава. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава.

143. Заместитель командира роты по воспитательной работе обязан:

— участвовать в составлении расписания занятий, планировать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделения с учетом национальных и психологических особенностей, уровня образования и отношения к религии каждого военнослужащего; формировать у военнослужащих верность Отечеству, воинскому долгу и Военной присяге, высокие боевые и морально-психологические качества;

— проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины и предупреждению правонарушений, обеспечению условий безопасности военной службы;

— знать каждого военнослужащего роты, их индивидуальные особенности, деловые и морально-психологические качества, проводить с ними индивидуальную работу; принимать меры по сплочению воинского коллектива;

— осуществлять информирование личного состава о событиях в мире и в Российской Федерации, о жизни и учебно-боевой деятельности подразделения; организовывать и лично проводить занятия с военнослужащими по планам общественно-государственной подготовки;

— проводить морально-психологическое обеспечение учебного процесса, боевого дежурства, караульной и внутренней служб;

— знать нужды и запросы личного состава, принимать меры по разрешению жалоб и заявлений военнослужащих, поддерживать связь с их родными и близкими;

— заботиться об удовлетворении духовных потребностей личного состава, организовывать его досуг, художественную самодеятельность роты; принимать меры к обеспечению личного состава периодическими изданиями и почтовыми отправлениями; организовывать работу в комнате досуга, правильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведения воспитательной работы;

— периодически присутствовать на подъеме и вечерней поверке в роте;

— докладывать своевременно командиру роты о воинской дисциплине и морально-психологическом состоянии личного состава.

Заместитель командира роты по вооружению (технической части, старший техник, техник роты)

144. Заместитель командира роты по вооружению (технической части, старший техник, техник роты) в мирное и военное время отвечает за техническую исправность вооружения и военной техники, за правильную их эксплуатацию и ремонт, а также за техническую подготовку личного состава роты. Он подчиняется командиру роты и является прямым начальником всего личного состава роты. Старший техник (техник) роты является прямым начальником для сержантов и солдат роты.

145. Заместитель командира роты по вооружению (технической части, старший техник, техник роты) обязан:

— участвовать в составлении расписания занятий на неделю;

— организовывать технически правильную эксплуатацию вооружения и военной техники роты, принимать меры по содержанию их в порядке и исправности;

— знать деловые и морально-психологические качества механиков-водителей (водителей) боевых и других машин роты и вести работу по повышению их квалификации;

— проводить занятия с личным составом роты по технической подготовке, основам и правилам вождения машин; проводить подготовку классных специалистов технических специальностей;

— знать устройство, порядок, правила эксплуатации и ремонта вооружения и военной техники роты, их наличие и техническое состояние; лично руководить работами по техническому обслуживанию вооружения и военной техники и их ремонту, проводимому силами экипажей (водителей);

— проверять состояние машин, выпускаемых из парка, и допускать к эксплуатации только технически исправные машины, делая отметку об этом в путевом листе;

— проверять не реже одного раза в месяц техническое состояние вооружения и военной техники роты, проводить пономерную проверку стрелкового оружия;

— подготавливать машины к выходу роты на каждое учение или занятие и проверять их состояние по возвращении;

— принимать меры по предупреждению происшествий и повреждений вооружения, военной техники, немедленно докладывать об их причинах и принятых мерах командиру роты; при организации работ и занятий на вооружении и военной технике доводить до личного состава требования безопасности и добиваться их выполнения, а также следить за выполнением требований безопасности при эксплуатации, ремонте, обслуживании и эвакуации машин;

— следить за экономным расходованием горючего и смазочных материалов, запасных частей и другого технического имущества;

— своевременно представлять заявки на необходимое техническое имущество, организовывать правильную его эксплуатацию;

— осуществлять противопожарные мероприятия в парке и на машинах роты;

— вести установленные учет и отчетность.

Командир взвода (группы, башни)

146. Командир взвода (группы, башни) в мирное и военное время отвечает: за боевую готовность взвода (группы, башни) и успешное выполнение им боевых задач; за боевую подготовку, воспитание, воинскую дисциплину и морально-психологическое состояние личного состава; за поддержание внутреннего порядка во взводе (в группе, башне); за сохранность и состояние вооружения, военной техники и другого имущества взвода (группы, башни). Он подчиняется командиру роты (боевой части) и является прямым начальником всего личного состава взвода (группы, башни).

147. Командир взвода (группы, башни) лично обучает и воспитывает подчиненных. Он обязан:

— проводить занятия с личным составом взвода (группы, башни) по боевой подготовке и следить за правильным обучением солдат (матросов) командирами отделений (старшинами команд), а при выполнении боевых задач умело управлять взводом (группой, башней);

— знать фамилию, имя, отчество, год рождения, национальность, род занятий до военной службы, семейное положение, успехи и недостатки каждого военнослужащего в боевой подготовке, их деловые и морально-психологические качества; постоянно проводить с ними индивидуальную работу по воинскому воспитанию; вести именной список личного состава взвода (группы, башни);

— заботиться о быте подчиненных и вникать в их нужды; не реже одного раза в неделю присутствовать на подъеме и вечерней поверке во взводе (в группе, башне);

— требовать и строго следить за соблюдением воинской дисциплины личным составом взвода (группы, башни), за его внешним видом, выполнением правил ношения военной формы одежды, правильной подгонкой снаряжения, обмундирования, обуви и за соблюдением правил личной гигиены;

— постоянно совершенствовать физическую тренированность личного состава, систематически проводить с ним занятия по физической подготовке;

— знать материальную часть, правила эксплуатации вооружения и военной техники, имеющихся во взводе (в группе, башне), и лично проверять их боевую готовность;

— следить за правильной эксплуатацией вооружения, военной техники и других материальных средств и не реже одного раза в две недели лично проводить их осмотр и проверку наличия;

— проверять подготовку вооружения и военной техники к выходу на каждое учение или занятие, а также их наличие и состояние по возвращении с учения или занятия;

— обеспечивать выполнение требований безопасности на занятиях, стрельбах, учениях и при работе с вооружением и военной техникой;

— вести учет боевой подготовки взвода (группы, башни);

— докладывать командиру роты (боевой части) о нуждах подчиненных, а также о поощрениях и наложенных на них дисциплинарных взысканиях.

Старшина роты

148. Старшина роты в мирное и военное время отвечает: за соблюдение правил несения службы солдатами и сержантами; за воинскую дисциплину и поддержание внутреннего порядка в роте; за сохранность вооружения, военной техники и другого имущества роты, а также личных вещей военнослужащих, находящихся в кладовой. Он подчиняется командиру роты, является непосредственным организатором внутреннего порядка в расположении роты и прямым начальником сержантов и солдат роты.

В отсутствие офицеров роты старшина роты выполняет обязанности командира роты.

149. Старшина роты обязан:

— обеспечивать всем необходимым занятия по боевой подготовке роты, а также проводить занятия по указанию командира роты;

— знать фамилию, имя, отчество, национальность, срок службы, занимаемую должность, личные качества, семейное положение каждого солдата и сержанта роты и проявлять заботу о них;

— следить за внешним видом солдат и сержантов роты, производить им индивидуальную подгонку обмундирования и обуви;

— требовать от солдат и сержантов роты соблюдения воинской дисциплины, распорядка дня, немедленно докладывать командиру роты о нарушениях воинской дисциплины, а также о примененных поощрениях и наложенных им на солдат и сержантов роты дисциплинарных взысканиях;

— распределять между взводами наряды на службу и на работу, лично вести очередность нарядов на сержантов и проверять правильность ведения нарядов во взводах;

— проверять подготовку суточного наряда роты, осматривать его перед разводом, инструктировать и своевременно отправлять на развод; следить за точным исполнением обязанностей дежурным и дневальным по роте;

— выдавать боеприпасы для караулов и пистолеты солдатам и сержантам с разрешения командира роты, а дежурному подразделению — по приказу дежурного по полку, лично принимать их и осматривать после сдачи;

— руководить проведением утреннего осмотра и проводить вечернюю поверку;

— водить роту в столовую или отправлять ее под командой одного из заместителей командиров взводов;

— осматривать и отправлять каждую команду, назначенную от роты; лично водить роту в баню и представлять ее на медицинский осмотр;

— представлять дежурному по полку через дежурного по роте сведения об отсутствующих на вечерней поверке, а при наличии самовольно отлучившихся — их воинские звания, фамилии, имена и отчества;

— при увольнении из расположения полка выдавать увольнительные записки солдатам и сержантам, проходящим военную службу по призыву, и проверять, по форме ли они одеты и знают ли правила поведения в общественных местах;

— своевременно получать и осматривать поступающие в роту оружие и другие материальные средства, строго следить за их наличием, правильной эксплуатацией и своевременно отправлять в ремонт; заботиться о наличии починочного материала для ремонта вещевого имущества личным составом роты;

— организовывать хранение и учет получаемых воинских уставов, наставлений и учебных пособий, а также выдачу их во временное пользование и контролировать их хранение во взводах;

— организовывать содержание в чистоте и порядке всех помещений роты, а также участка территории, закрепленного за ротой, и руководить их общей уборкой;

— следить за выполнением правил топки печей, правильным содержанием средств пожаротушения и соблюдением солдатами и сержантами роты требований пожарной безопасности;

— подавать заявку через дежурного по роте дежурному по столовой об оставлении пищи лицам, находящимся в наряде или отсутствующим по служебным делам;

— принимать по описи деньги и ценные вещи от арестованных солдат и сержантов перед отправлением на гауптвахту;

— ежемесячно сверять книги учета военного имущества роты с книгами учета служб полка и вести установленные учет и отчетность;

— при убытии из расположения роты оставлять за себя одного из заместителей командиров взводов.

138. Заместитель командира батальона по вос­питательной работе в мирное и военное время от­вечает за воспитание, морально-психологическое состояние, воинскую дисциплину и государствен­но-правовую подготовку личного состава. Он под­чиняется командиру батальона и является пря­мым начальником всего личного состава.

139. Заместитель командира батальона по вос­питательной работе обязан:

участвовать в разработке и обеспечении вы­полнения плана боевой подготовки батальона;

организовывать и проводить воспитательную работу с личным составом подразделений с уче­том национальных и психологических особен­ностей, уровня образования и отношения к ре­лигии каждого военнослужащего; воспитывать у них верность воинскому долгу и Военной при­сяге, высокие боевые и морально-психологичес­кие качества;

организовывать и проводить мероприятия по укреплению воинской дисциплины, профилакти­ке правонарушений, сплочению воинских коллек­тивов, обеспечению условий безопасности воин­ской службы;

обеспечивать выполнение решений командира по вопросам воспитательной работы, изучать и анализировать морально-психологическое состо­яние личного состава, состояние воинской дис­циплины, предлагать и принимать меры по их укреплению;

вести учет преступлений, происшествий и дис­циплинарных проступков;

знать деловые и морально-психологические качества каждого офицера, прапорщика, сержан­та подразделений батальона, общественное мне­ние, настроение личного состава, принимать прак­тические меры по налаживанию межличностных отношений, по предупреждению негативных яв­лений в подразделениях;

организовывать и проводить информирование личного состава, занятия с военнослужащими по планам государственно-правовой подготовки;

обучать и оказывать методическую помощь офицерам, прапорщикам и сержантам подразде­лений в организации воспитательной работы с подчиненными;

организовывать и проводить морально-психо­логическое обеспечение учебного процесса, бое­вого дежурства, караульной и внутренней служб, руководить работой комнат досуга и информации;

организовывать взаимодействие с обществен­ными организациями военнослужащих и членов их семей;

обеспечивать соблюдение принципов социаль­ной справедливости, знать нужды и запросы во­еннослужащих, членов их семей, рабочих и служащих, принимать меры по разрешению их жа­лоб, заявлений и предложений;

заботиться об удовлетворении духовных по­требностей личного состава, организовывать его культурный досуг, принимать меры к обеспече­нию личного состава периодическими изданиями и почтовыми отправлениями, организовывать пра­вильное использование и сбережение технических средств и имущества, необходимых для проведе­ния воспитательной работы;

своевременно докладывать командиру баталь­она о проделанной работе и морально-психологи­ческом состоянии личного состава.

Заместитель командира батальона по вооружению (технической части, начальник автомобильной службы батальона, техник батальона)

140. Заместитель командира батальона по во­оружению (технической части, начальник авто­мобильной службы батальона, техник батальона) в мирное и военное время отвечает: за техничес­кое обеспечение батальона; за техническое со­стояние вооружения, военной техники и боепри­пасов; за их правильную эксплуатацию, ремонт и эвакуацию; за техническую подготовку личного состава батальона; за боевую подготовку, воспи­тание, морально-психологическое состояние, во­инскую дисциплину подчиненного ему подразде­ления. Заместитель командира батальона по во­оружению (технической части) подчиняется ко­мандиру батальона и является прямым начальни­ком всего личного состава батальона.

Начальник автомобильной службы (техник батальона) подчиняется заместителю командира

батальона по вооружению (технической части) и является прямым начальником личного состава непосредственно подчиненных ему подразделений.

141. Заместитель командира батальона по воору­жению (технической части, начальник автомобиль­ной службы батальона, техник батальона) обязан:

участвовать в разработке плана боевой подго­товки батальона и организовывать его выполне­ние по своей специальности;

руководить технической подготовкой личного состава батальона; проводить занятия с офицера­ми и прапорщиками батальона по вождению, изу­чению вооружения и военной техники, организа­ции и осуществлению технического обеспечения, а также мероприятия по подготовке классных спе­циалистов технических специальностей;

знать деловые и морально-психологические качества каждого военнослужащего непосред­ственно подчиненного ему подразделения, посто­янно проводить с ними индивидуальную работу по их воспитанию и совершенствованию профес­сиональной подготовки;

организовывать правильную эксплуатацию, ре­монт, обслуживание и эвакуацию вооружения и военной техники, а также учебно-тренировочных средств батальона, руководить работами по их тех­ническому обслуживанию и ремонту; принимать меры по совершенствованию учебно-материаль­ной базы по технической подготовке;

следить за правильным применением и эконом­ным расходованием горючего, смазочных матери­алов и специальных жидкостей в подразделениях;

знать устройство, порядок и правила эксплуа­тации и ремонта вооружения и военной техники батальона, их наличие, техническое состояние и местонахождение; не реже одного раза в три ме­сяца проверять техническое состояние вооружения, военной техники и других материальных средств батальона и не менее одного раза в месяц проводить проверку наличия стрелкового оружия и боеприпасов в подразделениях;

проводить работу по обустройству и оборудо­ванию помещений и участков территории парка, закрепленных за батальоном, а также обеспечи­вать поддержание в них внутреннего порядка;

руководить подготовкой вооружения и воен­ной техники к применению и эксплуатации в по­левых условиях, принимать меры по обеспечению их оборудованием и средствами для повышения проходимости;

принимать меры по предупреждению происше­ствий с вооружением и военной техникой, анали­зировать их причины, немедленно докладывать о них и принятых мерах командиру батальона;

обеспечивать выполнение требований безопас­ности при эксплуатации, ремонте, обслуживании вооружения и военной техники, а также выполне­ние противопожарных мероприятий в парке;

вести установленные учет и отчетность.

Заместитель командира батальона по тылу (снабжению)

142. Заместитель командира батальона по тылу (снабжению) в мирное и военное время отвечает: за материальное и техническое обеспечение баталь­она по службам тыла; за содержание казарменно-жилищного фонда, закрепленного за батальоном; за боевую подготовку, воспитание, морально-пси­хологическое состояние, воинскую дисциплину лич­ного состава служб и подразделений тыла. Он под­чиняется командиру батальона, является прямым начальником всего личного состава батальона

143. Заместитель командира батальона по тылу (снабжению) обязан:

участвовать в разработке плана боевой подго­товки батальона и организовывать его выполне­ние по своей специальности;

знать деловые и морально-психологические ка­чества каждого военнослужащего непосредствен­но подчиненных ему подразделений, постоянно проводить с ними работу по воспитанию и совер­шенствованию профессиональной подготовки;

проводить занятия в батальоне по организации тылового обеспечения и ведению ротного хозяй­ства с личным составом тыла, командирами под­разделений и старшинами рот;

организовывать своевременное обеспечение подразделений батальона материальными средства­ми и доброкачественное питание личного соста­ва; контролировать доведение положенных норм довольствия до каждого военнослужащего;

проверять не реже одного раза в три месяца нали­чие и состояние материальных средств в подразделе­ниях, принимать участие в инвентаризации имуще­ства служб тыла в подразделениях батальона;

осуществлять контроль за правильностью при­менения, экономным расходованием горючего, смазочных материалов и специальных жидкостей, за выполнением требований безопасности при обращении с ними;

знать наличие и состояние техники служб тыла в подразделениях батальона, обеспечивать пра­вильную ее эксплуатацию, ремонт, обслуживание и эвакуацию;

принимать участие в организации подвоза под­разделениям батальона всех видов материальных средств, воды, механизации погрузочно-разгрузочных работ, а также в планировании работы автомобильного транспорта подвоза;

организовывать правильную эксплуатацию и сво­евременный ремонт всех жилых и нежилых зданий и сооружений, казарменного инвентаря и мебели; следить за поддержанием порядка на территории, закрепленной за батальоном; проверять выполне­ние требований пожарной безопасности в батальо­не и мероприятий по охране окружающей среды;

проявлять постоянную заботу о внешнем виде личного состава батальона, организовывать сво­евременное получение обмундирования, правиль­ное его использование и ремонт;

организовывать банно-прачечное обслуживание личного состава подразделений батальона;

проводить мероприятия по экономической ра­боте в подразделениях батальона;

обеспечивать выполнение требований безопас­ности при строительных и хозяйственных рабо­тах, а также при обслуживании и эксплуатации техники тыла;

организовывать и контролировать ведение учета и отчетности в подразделениях и службах тыла батальона.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *