Участковый уполномоченный полиции

Участковый уполномоченный полиции

Форма обращения

Товарищ полицейский

Предшествующая должность

околоточный надзиратель
участковый инспектор милиции

Должность появилась

Должность восстановлена

Должность упразднена

Участко́вый уполномо́ченный поли́ции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административно-территориальном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность младшего начальствующего состава органов внутренних дел — «помощник участкового уполномоченного полиции», но в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Названия должности в разные годы

Ранее в МВД Российской империи сходные должностные функции исполнял околоточный надзиратель.

В органах внутренних дел СССР и Российской Федерации до 2000 года эта должность называлась «участковый инспектор милиции».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации „О милиции“» должность участкового инспектора милиции переименована в должность «участкового уполномоченного милиции». Прежнее название сохранилось в Белоруссии и некоторых странах бывшего Советского Союза.

С вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», должность вновь изменила своё название и стала именоваться «участковый уполномоченный полиции». В официальных документах принято сокращённое наименование должности — УУП (ранее — УУМ, УИМ).

Полномочия участкового уполномоченного полиции

Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе министра внутренних дел Российской Федерации № 205 от 29 марта 2019 года «О несении службы участковым уполномоченным полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности».

Участковый уполномоченный полиции наделён широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел. Также участковые уполномоченные полиции являются дознавателями в уголовном процессе, но на практике предварительным расследованием преступлений занимаются соответствующие подразделения, а участковые уполномоченные полиции участвуют в уголовном процессе лишь на стадии возбуждения уголовного дела.

Отдельные полномочия участковых уполномоченных полиции по назначению административных наказаний закреплены в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).

Организация деятельности участковых уполномоченных полиции

Основные положения, регулирующие организацию деятельности участковых уполномоченных полиции, закреплены в приказе министра внутренних дел Российской Федерации № 1166 от 31 декабря 2012 года.

Участковые уполномоченные проходят службу в отделах (группах, отделениях, управлениях) обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции (ООДУУП), где предусмотрены должности:

  • участковый уполномоченный полиции,
  • помощник участкового уполномоченного полиции,
  • старший участковый уполномоченный полиции,
  • заместитель начальника отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции,
  • начальник отделения обеспечения деятельности участковых уполномоченных полиции.

Территория обслуживания органа внутренних дел делится на административные участки, каждый из которых имеет свой номер и закреплён за участковым уполномоченным полиции. За участковым уполномоченным полиции приказом начальника территориального органа МВД России на срок не менее одного года закрепляется административный участок: в городах — исходя из численности проживающего населения и граждан, состоящих на профилактическом учёте, в сельской местности — в границах одного или нескольких объединённых общей территорией сельских населённых пунктов, на территории закрытого административно-территориального образования — в границах контролируемой зоны, в соответствии с установленными нормативами их штатной численности.

Административные участки объединены в административные зоны, обычно по 3-5 участков в одной зоне. За деятельность участковых уполномоченных полиции конкретной административной зоны отвечает старший участковый уполномоченный полиции. Старший участковый уполномоченный координирует деятельность подчинённых сотрудников, обучает недавно поступивших на службу и в случае открытия вакансии, выхода в отпуск или на больничный участкового уполномоченного полиции, исполняет его обязанности.

Служебная деятельность участкового уполномоченного полиции крайне разнообразна по своему содержанию. Вместе с тем, основные показатели работы обычно сводятся к конкретной цифре, отражающей количество составленных протоколов, раскрытых преступлений и прочее. Система отчётности в органах внутренних дел подвергается постоянной критике ввиду её явного противоречия принципам организации деятельности органов внутренних дел в целом и полиции, в частности. Основным смыслом показателей работы органов внутренних дел в настоящее время является соотношение полученных результатов с аналогичным периодом прошлого года (АППГ, система АППГ+1, иногда неофициально называется палочной системой). То есть сотрудник, подразделение, представившее цифру ниже, чем за АППГ, получает неудовлетворительную оценку деятельности, а представившее цифру выше — удовлетворительную. В связи с этим, работа ведётся исключительно для получения требуемой цифры, что существенно снижает эффективность выполнения полицией возложенных на неё задач.

В сельской местности зачастую участковый является единственным представителем власти на обширной территории.

Основными направлениями деятельности участкового уполномоченного полиции являются:

  • административная практика — составление протоколов об административном правонарушении;
  • выявление и раскрытие преступлений по линии ООП, — это преступления небольшой и средней тяжести, среди которых преступления, предусмотренные ст. 115 (умышленное причинение лёгкого вреда здоровью), 116 (побои), 112 (причинение средней тяжести вреда здоровью) 118 (причинение тяжкого вреда здоровью по неосторожности), 119 (угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью), 158 (кража), 159 (мошенничество), 167 (умышленное повреждение чужого имущества) УК РФ и др.;
  • рассмотрение сообщений о преступлениях в порядке ст. 144 — 145 УПК РФ, а также иных обращений граждан, зарегистрированных в книгу учёта сообщений о преступлениях и происшествиях;
  • раскрытие тяжких и особо тяжких преступлений против жизни и здоровья на обслуживаемом участке, для поддержания общественного порядка при массовом скоплении граждан, а также для выполнения иных задач;
  • оформление документов по каждому случаю смерти человека на территории своего участка вне лечебного учреждения. Процедура вызова участкового и осмотра им тела обязательна при каждой смерти на дому.

На настоящий момент сложилась такая практика, что участковым уполномоченным полиции поручают выполнение различного рода задач, не всегда напрямую связанных с их служебными обязанностями (а иногда и не связанными задачами: например, розыск призывников для военкомата, работа с судебными приставами или вместо судебных приставов и т.д.), в том числе для разгрузки других подразделений в подразделения участковых уполномоченных полиции передаются для рассмотрения материалы, не относящиеся к предмету деятельности полиции общественной безопасности, в связи с чем участковые уполномоченные полиции в шутку называют себя «универсальными солдатами».

Большое количество заявлений и сообщений не позволяют участковому проводить профилактические мероприятия среди населения, а это влечёт за собой рост преступности.

В культуре

Кинематограф

Известный положительный образ советского участкового был создан актёрами: Михаилом Жаровым, сыгравшим милиционера Фёдора Ивановича Анискина в фильмах «Деревенский детектив» (1968), «Анискин и Фантомас» (1974) и «И снова Анискин» (1978); и Валерием Золотухиным, сыгравшим участкового милиционера Серёжкина в фильмах «Хозяин тайги» (1968), «Пропажа свидетеля» (1971).

Современный положительный образ участкового милиционера был создан актёром Сергеем Безруковым в телесериале «Участок» (2003), а также актёрами Игорем Ознобихиным в сериале «Реальные пацаны» (2011) и Денисом Рожковым в сериале «Чужой район» и «Чужой район 2» (2011-2012).

Современный положительный образ женщины-участкового был создан актрисами Марией Звонарёвой в телесериале «Участковая» (2009) и Светланой Антоновой в телесериале «Беспокойный участок» (2014).

Памятники

В Пензе существует единственный в России памятник участковому милиционеру, прототипом которого стал городской участковый 1950 — 1960-х годов, капитан милиции Г. А. Шелков.

> См. также

  • День участковых уполномоченных полиции
  • Околоточный надзиратель

Примечания

  1. Оценка эффективности деятельности органов внутренних дел в механизме их реформирования, 2014, Коноплева А.А.
  2. Е. С. Бердышева. «ПАЛКА О ДВУХ КОНЦАХ»: СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ АППГ+1 В ВОСПРИЯТИИ СОТРУДНИКОВ // ЧЕЛОВЕК. СООБЩЕСТВО. УПРАВЛЕНИЕ. — 2013. — Вып. 1. — С. 127-142.
  3. «Построение эффективной системы оценки подразделений МВД России по борьбе с коррупцией (недоступная ссылка). Фонд исследования проблем демократии (2009). Дата обращения 1 сентября 2017. Архивировано 18 июня 2016 года.
  4. Телесериал «Участковая» (Россия, 2009 год). О проекте. Сетевое издание «Государственный интернет-канал „Россия“» // russia.tv

Ссылки

  • Адреса участковых на правоохранительном портале Российской Федерации. // 112.ru

Как правильно называется должность участкового полиции

Особенности организации работы участковых уполномоченных полиции по отдельным направлениям деятельности и взаимодействие с сотрудниками территориальных органов МВД России и других федеральных органов исполнительной власти

79. Участковый уполномоченный полиции, осуществляя взаимодействие с сотрудниками территориальных органов МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, должен учитывать специфические особенности организации данной деятельности.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 пункт 80 изложен в новой редакции

См. текст пункта в предыдущей редакции

80. С учетом характеристики закрепленного за ним административного участка и полномочий федеральных органов исполнительной власти участковый уполномоченный полиции взаимодействует:

80.1. С сотрудниками территориальных органов и уголовно-исполнительных инспекций Федеральной службы исполнения наказаний в целях предупреждения совершения преступлений и других правонарушений осужденными, которым назначено наказание, не связанное с лишением свободы, или наказание в виде лишения свободы при условном осуждении, состоящими на учете уголовно-исполнительных инспекций ФСИН России*(77), а также лиц: находящихся под административным надзором; условно-досрочно освобожденных из мест лишения свободы; отбывших уголовное наказание и имеющих непогашенную или неснятую судимость.

Участковый – одна из главных должностей в полиции, поскольку именно к нему в первую очередь должны обращаться люди, проживающие на конкретной территории, за которой закреплен определенный участковый.

Это должностное лицо является мини-начальником на своем административном участке. На него возложен очень большой круг задач.

Какие обязанности возлагаются на участкового уполномоченного полиции в 2019 году?

Служба участковых уполномоченных полиции по своей сути является многогранной.

Как и участковый врач, полицейский знает, чем «болеет» отведенный ему участок.

Под его присмотром весь контингент: и благополучный и неблагополучный. Он должен отслеживать все изменения, которые происходят в жизни граждан на подведомственной ему территории.

Участковый является сотрудником полиции.
Он осуществляет оперативно-служебную работу на должности старшего или среднего начальствующего состава.

Одна из главных задач участкового – заинтересовать граждан, проживающих на конкретном административном участке, оказывать помощь и содействие работе участкового, найти взаимопонимание с гражданами.

Вносит предложения начальнику территориального органа МВД России на районном уровне о поощрении участковых уполномоченных полиции по результатам их деятельности или привлечении их к дисциплинарной ответственности.Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 98.20 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

98.20.
Вносит предложения начальнику территориального органа МВД России на районном уровне о применении мер материального стимулирования граждан, оказавших существенную помощь в раскрытии преступлений и административных правонарушений, в обеспечении охраны общественного порядка.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 98.21 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

98.21.
Вносит предложения начальнику территориального органа МВД России на районном уровне о назначении и освобождении от должностей подчиненных участковых уполномоченных полиции, а также о предоставлении им очередных и иных отпусков.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в пункт 99 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

Как правильно называется должность участкового полиции по адресу

ИнфоЕсли меры не принимаются, возможным выходом будет обращение в прокуратуру.

Еще почитать…

Как пожаловаться в прокуратуру.

17 НОЯБРЯ — День образования службы участковых уполномоченных полиции

17 Ноября 2013 года, 09:36

17 ноября – День образования службы участковых уполномоченных полиции

Вчера в УМВД России по Мурманской области состоялось торжественное собрание, посвященное 90-летию со Дня образования службы участковых уполномоченных полиции в системе МВД. Поздравить лучших ее представителей в зале собрались руководители подразделений, личный состав и ветераны.

Служба участковых уполномоченных имеет на самом деле более длинную, многовековую историю и давние традиции.

В начале 18 века указом Петра-1 введена должность околоточного надзирателя, а затем издан «Устав благочиния», по которому город делился на части, возглавляемые приставами или опекаемые околоточными надзирателями.

Во время правления Екатерины Великой в полиции тоже существовали сотрудники, в чьи обязанности входила охрана общественного порядка и защита граждан от преступных посягательств.

Становление службы участковых в новой истории берет отсчет с 17 ноября 1923 года, когда приказом начальника милиции республики введена «Инструкция участковому надзирателю».

Прежнее название сохранилось в Белоруссии и некоторых странах бывшего Советского Союза.

С вступлением в силу Федерального закона от 7 февраля 2011 года № 3-ФЗ «О полиции», должность вновь изменила своё название и стала именоваться «участковый уполномоченный полиции». В официальных документах принято сокращённое наименование должности — УУП (ранее — УУМ, УИМ).

Полномочия участкового уполномоченного полиции

Полномочия участкового уполномоченного полиции закреплены в приказе министра внутренних дел Российской Федерации № 1166 от 31 декабря 2012 года «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Участковый уполномоченный полиции наделён широкими полномочиями (перечень полномочий содержит около 90 пунктов) практически во всех направлениях деятельности органов внутренних дел.

Как правильно называется должность участкового уполномоченного полиции

Также на участковом пункте полиции должны находиться:

95.1. Наставление по организации деятельности участковых уполномоченных полиции.

ВниманиеСписки похищенных вещей, предметов, автомототранспорта, а также списки лиц, находящихся в розыске.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 подпункт 95.3 изложен в новой редакции

См.

текст подпункта в предыдущей редакции ВажноСписки старших по улицам, домам, подъездам (при их наличии).

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в наименование внесены изменения

См. текст наименования в предыдущей редакции

Обязанности должностных лиц территориального органа МВД России на районном уровне по организации службы участковых уполномоченных полиции

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в пункт 96 внесены изменения

См. текст пункта в предыдущей редакции

96. Начальник территориального органа МВД России на районном уровне и заместитель начальника территориального органа МВД России на районном уровне — начальник полиции:

96.1. Осуществляют общее руководство организацией несения службы участковыми уполномоченными полиции.

N 818.

*(60) Пункт 35 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

*(61) Пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

*(62) Пункт 8 части 3 статьи 17 Федерального закона «О полиции»; часть 4 статьи 17 Федерального закона от 19 июня 2004 г. N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 25, ст.
2485; 2011,

N 7, ст. 901; 2016, N 27, ст. 4160).

*(63) Статья 41 Федерального закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»; пункт 4 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

*(64) Пункт 26 части 1 статьи 12 Федерального закона «О полиции».

*(65) Подпункт 49.1, пункт 50 Инструкции по организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденной приказом МВД России от 15 октября 2013 г. N 845 (Зарегистрирован в Минюсте России 6 февраля 2014 г., регистрационный N 31238).

*(66) Далее — «Профилактический учет».

*(67) Далее — «ФСИН России».

*(68) Статья 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».

*(69) Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 1; 2005, N 19, ст.

1752; 2007, N 31, ст. 4007; 2011, N 29, ст. 4289; N 50, ст. 7352; 2014, N 30, ст.

Профилактический учет граждан, проживающих на административном участке, и проведение с ними индивидуальной профилактической работы*(66) устанавливается решением начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо заместителя начальника — начальника полиции при делегировании ему в установленном порядке соответствующего полномочия начальником территориального органа МВД России на районном уровне, при поступлении:

65.1. Сообщения из исправительного учреждения и постановления суда для лица, освобожденного из мест лишения свободы, в отношении которых судом установлены ограничения в соответствии с федеральным законом.

Медицинских документов из медицинской организации, на лицо, больное алкоголизмом или наркоманией, состоящее на учете в медицинской организации и представляющее опасность для окружающих.

Информация об изменениях:

Приказом МВД РФ от 8 сентября 2016 г. N 526 в подпункт 65.3 внесены изменения

См. текст подпункта в предыдущей редакции

Рапорта участкового уполномоченного полиции на имя начальника территориального органа МВД России на районном уровне либо заместителя начальника — начальника полиции, согласованного с начальником ОУУП, о необходимости постановки на профилактический учет гражданина, входящего в категорию, указанную в подпунктах 63.3 — 63.6 настоящего Наставления.

Участковый уполномоченный полиции Форма обращения Товарищ полицейский Должность появилась 1819

Участко́вый уполномо́ченный поли́ции — должностное лицо полиции Российской Федерации, осуществляющее служебную деятельность, которая направлена на защиту прав граждан, проживающих на соответствующем административно-территориальном участке, а также граждан, пострадавших от преступных посягательств на указанной территории.

Должности участковых уполномоченных полиции являются должностями среднего начальствующего состава и старшего начальствующего состава (старшие участковые уполномоченные полиции) органов внутренних дел. Также предусматривается должность младшего начальствующего состава органов внутренних дел — «помощник участкового уполномоченного полиции», но в большинстве территориальных органов внутренних дел такие должности по штату отсутствуют.

Названия должности в разные годы

Ранее в МВД Российской империи сходные должностные функции исполнял околоточный надзиратель.

В органах внутренних дел СССР и Российской Федерации до 2000 года эта должность называлась «участковый инспектор милиции».

В соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2000 года № 163-ФЗ «О внесении изменений в статьи 30 и 36 Закона Российской Федерации „О милиции“» должность участкового инспектора милиции переименована в должность «участкового уполномоченного милиции».

Далее — «Административный регламент МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения».

*(49) В том числе предусмотренными пунктом 31 Административного регламента МВД России исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения.

*(50) Приказ МВД России от 25 сентября 2012 г. N 886.

*(51) Далее — «профилактический обход».

*(52) Далее — «объекты».

*(53) Размещен на сайте Минюста России (www.minjust.ru/nko/fedspisok).

*(54) Исключена.

*(55) Исключена.

*(56) Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 19, ст. 2060; 2010,

N 27, ст. 3410; N 31, ст. 4196; 2012, N 31, ст. 4470; 2013, N 19, ст. 2307; N 27, ст. 3474; 2014, N 48, ст. 6638; 2015, N 45, ст. 6206. Далее — «Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

*(57) Утверждена приказом МВД России от 12 сентября 2013 г.

N 707 (Зарегистрирован в Минюсте России 31 декабря 2013 г., регистрационный N 30957), с изменениями, внесенными приказами МВД России от 26 февраля 2015 г. N 283 (Зарегистрирован в Минюсте России 11 марта 2015 г., регистрационный N 36396), от 20 апреля 2015 г.

Если гражданин отказывается быть досмотренным, тогда участковый имеет право запретить ему посещать общественные места или массовые мероприятия.

  • Проводить остановку движений транспортных средств на вверенной ему территории, проверять документы у водителей, осматривать грузы, если у него есть подозрения, что товар используется в противоправных целях.
  • Запрещать дорожное движение. Он имеет право изменять организацию движения при наличии на то оснований (например, во время проведения массовых культурных мероприятий).
  • С согласия граждан, проживающих на территории, подведомственной участковому, привлекать их к сотрудничеству с ним, вознаграждать таких людей за помощь в раскрытии преступлений.
  • Задерживать лиц, которых он подозревает в совершении преступлений или административных правонарушений.
  • Проникать в жилые помещения для спасения жизни людей и в ряде других случаев.
  • Применять физическую силу, использовать специальные средства, в том числе и огнестрельное оружие в предусмотренных законом ситуациях.

Ответы на вопросы

Вопрос: Могу ли я не открывать дверь участковому, если у него нет при себе удостоверения?

Ответ: Да, можете.

Деятельность участковых уполномоченных полиции регламентируется приказом МВД России от 31.12.2012 № 1166 «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции».

Участковый уполномоченный полиции в целях успешного выполнения поставленных перед ним задач обязан:

знать и соблюдать требования законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, составляющих правовую основу деятельности участкового уполномоченного полиции;

знать и использовать формы и методы предупреждения преступлений и иных правонарушений, порядок производства и оформления неотложных следственных действий, производства по делам об административных правонарушениях;

владеть информацией о задействованных на административном участке в охране общественного порядка: силах и средствах территориальных органов МВД России, представителях общественных объединений правоохранительной направленности, работниках предприятий, осуществляющих частную (негосударственную) охранную деятельность. Знать дислокацию стационарных и передвижных постов патрульно-постовой службы полиции территориального органа МВД России, нарядов вневедомственной охраны полиции, дорожно-патрульной службы Госавтоинспекции;

знать территорию административного участка, его особенности, систему дорог, расположение и режим работы организаций, учреждений, предприятий независимо от форм собственности, объектов хранения культурных ценностей, места массового отдыха граждан, баз, складов, иных мест хранения товарно-материальных ценностей и денежных средств, места стоянок автотранспорта и порядок их охраны;

владеть информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота либо оборот которых ограничен в соответствии с законодательством Российской Федерации;

участвовать в инструктаже представителей общественных объединений правоохранительной направленности перед их выходом на мероприятия по охране общественного порядка на административном участке.

При несении службы на административном участке участковый уполномоченный полиции обязан:

принимать заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, незамедлительно передавать полученную информацию в дежурную часть территориального органа МВД России с использованием всех доступных средств связи, при прибытии на участковый пункт полиции либо в иное служебное помещение записывать полученную информацию в журнал учета приема граждан, их обращений и заявлений;

осуществлять в пределах компетенции проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции заявителей о ходе рассмотрения заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях, проверку по которым осуществляет участковый уполномоченный полиции, в сроки, установленные законодательством Российской Федерации;

информировать в пределах компетенции соответствующие государственные и муниципальные органы, организации и должностных лиц этих органов и организаций о ставших известными участковому уполномоченному полиции фактах, требующих их оперативного реагирования;

при получении сведений о совершении противоправных деяний, сообщив о них в дежурную часть территориального органа МВД России, прибывать незамедлительно на место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать в пределах компетенции обстоятельства совершения преступления, административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать сохранность следов административного правонарушения, происшествия, а до прибытия на место происшествия следственно-оперативной группы — сохранность следов преступления;

незамедлительно докладывать оперативному дежурному при обнаружении лиц, пострадавших от преступлений, административных правонарушений и несчастных случаев, а также лиц, находящихся в беспомощном состоянии либо в состоянии, опасном для их жизни и здоровья, оказывать первую помощь, если специализированная помощь не может быть получена ими своевременно или отсутствует;

выявлять в пределах компетенции причины преступлений и административных правонарушений и условия, способствующие их совершению, докладывать руководителю территориального органа МВД России о необходимости внесения руководителям и должностным лицам организаций обязательных для исполнения представлений по принятию мер по их устранению; выявлять лиц, имеющих намерение совершить преступление, и проводить с ними индивидуальную профилактическую работу; участвовать в пропаганде правовых знаний;

участвовать в работе по подбору кандидатов в качестве внештатных сотрудников полиции, а также в пределах компетенции осуществлять непосредственное руководство внештатными сотрудниками полиции;

взаимодействовать с общественными объединениями и гражданами в сфере предупреждения правонарушений, охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;

принимать при чрезвычайных ситуациях неотложные меры по спасению граждан, охране имущества, оставшегося без присмотра, содействовать в этих условиях бесперебойной работе спасательных служб; обеспечивать общественный порядок при проведении карантинных мероприятий во время эпидемий и эпизоотий;

исполнять в пределах компетенции решения суда (судьи), по письменному поручению начальника территориального органа МВД России — письменные поручения следователя, органа дознания о производстве отдельных следственных действий, задержании лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений;

пресекать административные правонарушения и осуществлять в пределах компетенции производство по делам об административных правонарушениях;

оказывать в пределах компетенции содействие сотрудникам подразделений территориального органа МВД России, других федеральных органов исполнительной власти в установлении на административном участке местонахождения лиц, находящихся в розыске; совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении; скрывшихся от органов дознания, следствия или суда; уклоняющихся от исполнения назначенных судом принудительных мер медицинского характера или принудительных мер воспитательного воздействия; уклоняющихся от принудительной госпитализации, назначенной судом в связи с наличием психического расстройства; пропавших без вести, а также розыске похищенного имущества; в идентификации неопознанных трупов, обнаруженных на административном участке;

оказывать в пределах компетенции содействие учреждениям и органам уголовно-исполнительной системы в осуществлении розыска и задержании лиц, совершивших побег из-под стражи; лиц, уклоняющихся от отбывания уголовного наказания;

участвовать в пределах компетенции в мероприятиях по противодействию терроризму;

участвовать в пределах компетенции в осуществлении контроля (административного надзора) за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них судом в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» запретов и ограничений;

участвовать в пределах компетенции совместно с органами здравоохранения в случаях и порядке, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в наблюдении за лицами, страдающими психическими расстройствами, больными алкоголизмом или наркоманией и представляющими опасность для окружающих, в целях предупреждения совершения ими преступлений и административных правонарушений; оказывать содействие медицинским работникам в осуществлении назначенной судом принудительной госпитализации лиц в медицинские организации;

изымать у граждан и должностных лиц документы, имеющие признаки подделки, а также вещи, изъятые из гражданского оборота или ограниченно оборотоспособные, находящиеся у них без специального разрешения, а также при наличии иных оснований, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с составлением протокола и вручением его копии указанным гражданам и должностным лицам;

осуществлять совместно с нарядами ППСП на маршрутах патрулирования обход мест возможного появления лиц, склонных к совершению противоправных действий, совместно с сотрудниками ППСП участвовать в пресечении преступлений и других правонарушений, задержании лиц, подозреваемых в совершении преступления;

выявлять притоны для занятия проституцией, незаконного потребления наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, устанавливать их организаторов либо содержателей. Принимать меры по пресечению их деятельности, в том числе незамедлительно информировать о деятельности притонов заинтересованные подразделения полиции;

выявлять лиц, потребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, изготавливающих, перерабатывающих и сбывающих наркотические средства, психотропные вещества или их аналоги; лиц, незаконно приобретающих, хранящих, перевозящих, культивирующих растения, содержащие наркотические средства или психотропные вещества. Принимать меры по пресечению деятельности указанных лиц, в том числе информировать о них заинтересованные подразделения полиции;

участвовать в пределах компетенции в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

участвовать в пределах компетенции в розыске несовершеннолетних, самовольно ушедших из семей или специализированных учреждений для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа органа управления образованием;

участвовать в выявлении лиц, вовлекающих несовершеннолетних в совершение преступлений и иных антиобщественных действий, в том числе в систематическое употребление спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ, занятие проституцией, бродяжничеством и попрошайничеством. Принимать в пределах компетенции меры по пресечению их деятельности, в том числе информировать об указанных лицах заинтересованные подразделения полиции;

выявлять несовершеннолетних, проживающих в ненадлежащих условиях, информировать об этом подразделения по делам несовершеннолетних территориального органа МВД России.

Помощник участкового уполномоченного полиции выполняет обязанности участкового уполномоченного полиции, за исключением обязанности по принятию мер, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по заявлениям и сообщениям о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях.

Обязанности участкового уполномоченного полиции по замещаемой должности, конкретизирующие его деятельность, определяются в должностном регламенте (должностной инструкции).

Правовой отдел УМВД России по Липецкой области

Требования, предъявляемые к участковому пункту полиции

Согласно Приложение № 1 к Наставлению по организации деятельности участковых уполномоченных полиции:

1. Участковые пункты полиции организуются:

1.1. В городах – в границах одного административного участка участкового уполномоченного полиции либо нескольких смежных участков.

1.2. В сельской местности – в границах одного или нескольких сельских поселений.

1.3. Решение о выделении служебного помещения под участковый пункт полиции на основании части 7 статьи 48 Федерального закона «О полиции» принимается городским или районным органом местного самоуправления по предложению руководства территориального органа МВД России.

1.4. При рассмотрении вопроса о выделении служебного помещения под участковый пункт полиции учитывается возможность размещения в нем для совместной работы участковых уполномоченных полиции, помощника участкового уполномоченного полиции, инспектора по делам несовершеннолетних, сотрудника уголовного розыска и представителей общественности.

2. Участковый пункт полиции должен:

2.1. Располагаться, как правило, в центре административного участка (микрорайона).

2.2. Должен находиться в отдельно-стоящем здании, а при размещении в одном здании с предприятиями, организациями или в жилых домах иметь, как правило, отдельный вход.

2.3. Иметь двери с надежными запорами (замками): наружную – дощатую, толщиной не менее 40 мм, обитую с наружной стороны листовым металлом, либо цельнометаллическую и внутреннюю – решетчатую металлическую.

2.3. Иметь на оконных проемах металлические решетки.

2.4. Иметь охранную сигнализацию, по возможности с выводом на пульт централизованного наблюдения территориального органа МВД России или автономную сигнализацию типа «сирена» на наружной стороне здания.

2.5. Отвечать требованиям пожарной безопасности и санитарно-гигиеническим нормам.

3. Оснащение участкового пункта полиции:

3.1. На видном и доступном для населения месте участкового пункта полиции должны располагаться информационное табло с надписью «Участковый пункт полиции», порядковым номером и контактными телефонами дежурной части территориального органа МВД России, а также вывеска с информацией о днях и времени приема граждан, номерами телефонов участковых уполномоченных полиции.

3.2. В коридоре (холле) участкового пункта полиции оборудуются информационные стенды (витрины), на которых размещаются:

— Конституция Российской Федерации;

— Федеральный закон «О полиции»;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации Российской Федерации;

— служебные номера телефонов и юридический (фактический) адрес места работы должностных лиц территориального органа МВД России, которым могут быть обжалованы действия, связанные с приемом или отказом в приеме сообщений о происшествиях;

— буклеты-памятки для населения на правовые темы;

— другая необходимая информация.

3.3. Помещение участкового пункта полиции оснащается мебелью, инвентарем, настенным планом административного участка (картами-схемами административных участков, утвержденные начальником территориального органа внутренних дел, с обозначением границ, характеристикой территории (микрорайона), юридической и специальной литературой, методическими рекомендациями и другими необходимыми справочными материалами.

3.4. Оснащение участкового пункта полиции средствами связи, вычислительной, электронной организационной техникой, мебелью, противопожарным и хозяйственным имуществом осуществляется в соответствии с правовыми актами МВД России.

«Деятельность УУП по рассмотрению обращений граждан»

1-й учебный вопрос:

Прием граждан, рассмотрения заявлений и сообщений граждан.

Федеральный закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» регламентирует порядок личного приема граждан в государственных органах, органах местного самоуправления, их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Применительно к деятельности участкового уполномоченного полиции данная информация вывешивается у входа в участковый пункт полиции или в ином доступном для населения месте. На информационных стендах для жителей административного участка размещается информация о днях и часах приема граждан, а также номерах телефонов участкового уполномоченного полиции и дежурной части органа внутренних дел.

Прием населения производится участковым уполномоченным полиции не реже трех раз в неделю, в том числе в один из выходных дней. При определении дней и часов приема предусматривается обязательное осуществление приема в течение недели, как в дневное, так и в вечернее время. Обязательно учитывается распорядок работы предприятий, учреждений, организаций и другие местные условия и возможности. Графики приема граждан и работы участкового уполномоченного полиции утверждаются начальником органа внутренних дел. Деятельность участкового уполномоченного полиции, как правило, осуществляется в двух сменном режиме.

Кроме участковых пунктов полиции участковые уполномоченные полиции могут принимать граждан и по месту их работы. Для этого руководители предприятий, учреждений, строек, совхозов предоставляют участковому уполномоченному полиции необходимые помещения. Графики приема граждан по месту жительства и месту работы согласовываются соответственно с местными администрациями, а также с администрациями предприятий, учреждений, организации. О приеме граждан по месту жительства и работы должно быть объявлено не позднее, чем за пять дней до приема.

Главенствующая роль в процессе организации и осуществлении приема граждан отводится участковому уполномоченному полиции, который является представителем полиции, выполняющим возложенные на него задачи по борьбе с преступностью и охране общественного порядка на закрепленной за ним в установленном порядке части территории, обслуживаемой органом внутренних дел.

Таким образом, реализуется положение ст. 4 Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в соответствии с которым все обращения граждан рассматривает должностное лицо как лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления.

В приеме граждан, с их согласия, могут участвовать на общественных началах юристы, представители общественности и т.д. Лицам, не имеющим непосредственного отношения к приему, запрещается находиться в помещении, где он проводится.

Как уже отмечалось выше, прием граждан участковым уполномоченным полиции, как правило, осуществляется в помещении участкового пункта полиции. В нем на видном и доступном для посетителей месте размещается книга отзывов и предложений граждан. Вся обстановка в помещении, где ведется прием, должна свидетельствовать о внимании к людям. Прием граждан участковым уполномоченным полиции проводится от имени органа внутренних дел. Он начинается с предложения посетителю сообщить свои: фамилию, имя, отчество, место жительства и работы, а также изложить сущность вопроса, с которым он обращается. При необходимости допускается в корректной форме попросить посетителя предъявить документ, удостоверяющий личность. Отсутствие документа не может служить основанием для отказа в приеме.

Важно осуществлять прием таким образом, чтобы посетители почувствовали со стороны участкового уполномоченного полиции уважение к себе, доброжелательность, заинтересованность в разрешении волнующих их проблем, компетентности в ответах на поставленные вопросы. По возможности, не заставлять посетителей долго ожидать приема. Вести разговор необходимо так, чтобы человек не считал вас своим недоброжелателем. В процессе беседы нельзя заниматься решением других вопросов, разговорами по телефону, с сослуживцами, не имеющих отношения к делу о котором ведет речь посетитель. Также нельзя необоснованно перебивать гражданина, повышать голос, вести себя высокомерно, небрежно, есть, пить, курить. Необходимо терпеливо выслушать гражданина и дать ему возможность высказать свое мнение до конца.

Надо учитывать, что не все заявления и жалобы со стороны посетителей содержат законные и обоснованные требования. Некоторые граждане (особенно пожилые люди) в связи с недостаточными знаниями действующего законодательства, неправильным восприятием отдельных факторов (большинство субъективных) заблуждаются, предполагая наличие у них прав, которыми они на самом деле не обладают, либо требуют разрешения вопросов, не относящихся к компетенции полиции. В таких случаях необходимо квалифицированно, подробно, доступно и убедительно объяснить сущность их заблуждений, порядок обращения для разрешения споров в другие инстанции, а также показать свое активное участие в решении данного вопроса.

Участковым уполномоченным полиции (особенно молодым и недавно назначенным на эту должность) не рекомендуется выражать свое негативное отношение к жалобам граждан, показывать свою агрессивность, каким бы назойливым, упрямым не был посетитель. Необходимо помнить, что неправильное поведение участкового уполномоченного полиции способствует снижению его авторитета перед жителями административного участка, особенно в сельской местности, где общественное мнение всегда выше, чем в городе.

Осуществляя прием иностранных граждан и лиц без гражданства участковые уполномоченные полиции должны проводить его отдельно от граждан России и не мене чем двумя работниками. А лица, находящиеся в состоянии опьянения, на прием не допускаются. Прием таких лиц разрешается лишь в случаях сообщения ими сведений о подготавливаемых или совершаемых преступлениях, а также о других событиях требующих принятие немедленных мер.

Вопросы, с которыми обращаются граждане, по возможности разрешаются в ходе приема. Если с этим вопросом гражданин уже ранее обращался в данный орган, тогда перед началом беседы следует изучить имеющиеся уже материалы.

Участковый уполномоченный полиции, производящий прием граждан, руководствуясь законодательствоми иными нормативными правовыми актами в пределах своей компетенции вправе принять одно из следующих решений:

– удовлетворить просьбу, сообщив посетителю порядок и срок исполнения принятого решения;

– отказать в удовлетворении просьбы, разъяснив мотивы отказа и порядок обжалования принятого решения;

– принять письменное заявление, если поставленные посетителем вопросы требуют дополнительного изучения или проверки, разъяснив ему причины по которым просьба не может быть разрешена в процессе приема, порядок и срок ее рассмотрения. Если посетитель по каким-либо причинам не может самостоятельно изложить в письменной форме свою просьбу, оказатьему в этом необходимую помощь;

– если разрешение вопроса, с которым обратился посетитель, не входит в компетенцию ОВД то участковый уполномоченный полиции разъясняет ему, в какое ведомство (в организацию или учреждение) следует обратиться, по возможности оказывает необходимое содействие в этом.

Содержание устного обращения заносится в Карточку личного приема гражданина. В случае если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов.

Письменное обращение, принятое участковым уполномоченным полиции в ходе личного приема, подлежит регистрации и рассмотрению в соответствии с действующим законодательством.

Всю работу по приему граждан участковый уполномоченный полиции учитывает в Журнале обращений и приема граждан участковым уполномоченным полиции. Этот журнал регистрируется в отделении делопроизводства и режима ОВД и выдается участковому уполномоченному полиции под расписку. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошиты и скреплены печатью. Поступающие обращения регистрируются в журнале строго по порядку, записи ведутся чернилами четко и аккуратно. Журнал хранится участковым уполномоченным полиции в служебном помещении в металлическом шкафу (сейфе). При освобождении участкового уполномоченного полиции от должности, либо по окончании журнала, он сдается в отделение делопроизводства и режима ОВД и уничтожается в установленном порядке.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *