Должностная инструкция музейного смотрителя

Утверждаю

М. П.

Должностная инструкция музейного смотрителя

Настоящая должностная инструкция разработана и утверждена в соответствии с положениями Трудового кодекса Российской Федерации, раздела «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н, и иных нормативно-правовых актов, регулирующих трудовые правоотношения.

1. Общие положения

1.1. Музейный смотритель относится к категории служащих и непосредственно подчиняется .

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства), без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель назначается на должность и освобождается от нее приказом .

1.4. Музейный смотритель должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

— порядок использования технических средств безопасности;

— правила поведения посетителей в музее;

— основы законодательства о труде и охране труда Российской Федерации;

— правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— .

2. Должностные обязанности

Музейный смотритель:

2.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

2.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов вызывает при помощи технических средств представителей охраны музея, оперативно информирует руководство музея о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам, о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале, об угрозе возгорания в зале, об иных нештатных ситуациях.

2.3. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

2.4. .

3. Права

Музейный смотритель имеет право:

3.1. На все предусмотренные законодательством Российской Федерации социальные гарантии.

3.2. На оплату дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию в случаях повреждения здоровья вследствие несчастного случая на производстве и получения профессионального заболевания.

3.3. Требовать создания условий для выполнения профессиональных обязанностей, в том числе предоставления необходимого оборудования, инвентаря, рабочего места, соответствующего санитарно-гигиеническим правилам и нормам и т. д.

3.4. Требовать от руководства оказания содействия в исполнении своих профессиональных обязанностей и осуществлении прав.

3.5. Получать информацию и документы, необходимые для выполнения своих должностных обязанностей.

3.6. Знакомиться с проектами решений руководства, касающимися его деятельности.

3.7. Повышать свою профессиональную квалификацию.

3.8. .

4. Ответственность

Музейный смотритель несет ответственность:

4.1. За неисполнение, ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных настоящей инструкцией, — в пределах, определенных трудовым законодательством Российской Федерации.

4.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения — в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации.

4.3. За причинение материального ущерба работодателю — в пределах, определенных действующим трудовым и гражданским законодательством Российской Федерации.

Музейный смотритель

—————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ——————————- (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ———- ——————- (подпись) (инициалы, фамилия) Музейного смотрителя 00.00.0000

1.1. Музейный смотритель относится к категории технических исполнителей.

1.2. На должность музейного смотрителя принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (гуманитарное, культуры и искусства) без предъявления требований к стажу.

1.3. Музейный смотритель должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности музейных фондов;

— структуру __________________________________________________________; (наименование учреждения (организации) культуры)

— порядок использования технических средств безопасности;

— правила поведения посетителей в музее;

— режим работы музея;

— правила проведения экскурсий в музее;

— классификацию музейных предметов;

— типы и виды музейных экспозиций, требования к экспозиции;

— основное экспозиционное оборудование;

— правила хранения экспонатов, обращения с ними;

— правила проведения учета музейных фондов;

— инструкцию о действиях в чрезвычайных ситуациях;

— телефоны экстренных служб;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Музейный смотритель в своей деятельности руководствуется: — Положением о _______________________________________________________; (наименование учреждения (организации) культуры) — настоящей должностной инструкцией; — ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией музейного смотрителя) 1.5. Музейный смотритель подчиняется непосредственно __________________ (наименование __________________________. должности руководителя)

1.6. В период отсутствия музейного смотрителя (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Музейный смотритель относится к профессиональной квалификационной группе «Должности технических исполнителей и артистов вспомогательного состава» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Обеспечение сохранности экспонатов музея.

2.2. Контроль за соблюдением порядка в залах музея.

3. Должностные обязанности

Музейный смотритель исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет контроль за соблюдением посетителями правил поведения в музее, за целостностью и неприкосновенностью экспозиционного и выставочного оборудования, в котором находятся музейные предметы, за наличием в экспозиционном и выставочном зале музейных предметов, включенных в топографическую опись данного зала.

3.2. При возникновении угрозы повреждения или кражи музейных предметов, вызывает представителей охраны музея.

3.3. Оперативно информирует руководство музея:

— о случаях нарушения посетителями правил поведения в музее, создающих угрозу музейным экспонатам;

— о фактах обнаружения отсутствия музейного предмета (предметов) в экспозиционном или выставочном зале;

— об угрозе возгорания в зале;

— об иных нештатных ситуациях.

3.4. Принимает участие в проводимых в музее инструктажах и учениях по пожарной безопасности.

3.5. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

4. Права

Музейный смотритель имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.2. Запрашивать и получать от структурных подразделений необходимую информацию, документы.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Музейный смотритель привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Музейный смотритель» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________ (реквизиты __________________________________. иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

Музейная безопасность главная проблема музейного дела, специально для смотрителей разработана подробная инструкция, которая представляет редкую возможность получить ответы на многие практические вопросы, возникающие в прцессе обеспечения деятельности музея.

Данная инструкция составлена на основе «Пособия для специалистов по музейной безопасности и музейных смотрителей», издание Национальных комитетов ИКОМ Бельгии и Швейцарии, выпущено при финансовой поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Международного совета музеев, Государственного Эрмитажа.

Инструкция для начинающего смотрителя

МУ «Козьмодемьянский музейный комплекс»

Смотрители музеев находятся на переднем крае, напрямую сталкиваясь с проблемами безопасности. Им надлежит постоянно, приветливо и по возможности корректно заставлять соблюдать предписания, которые затрагивают интересы посетителей, то есть клиентов, которые заплатили за вход и поэтому ждут представления услуги.

Любое замечание смотрителя может вызвать неудовольствие посетителя, поскольку даже терпения и дипломатичности не всегда достаточно, чтобы добиться его понимания.

Смотритель обязан быть гостеприимным по отношению к публике, и в то же время он должен заботиться о целостности экспонатов, находящихся под его присмотром.

Музейный смотритель является также и специалистом в области общения. От приема, который он оказывает посетителям, от его способности быть их собеседником во время посещения и в то же время побудить гостей соблюдать определенные правила, во многом будет зависеть доброе имя музея.

Смотритель может быть ценным помощником администрации, имея острое зрение, хорошую память и добросовестно сообщая о нарушениях, о которых вам стало известно в ходе исполнения служебных обязанностей.

Даже после окончания работы, вы призваны хранить от посторонних известные вам секреты музея, какими бы они ни были, как относящиеся к сохранности экспонатов, так и касающиеся посетителей.

Кроме того, знайте, что вы несете гражданскую ответственность за незаконный ущерб, который нанесете либо намеренно, либо по небрежности.

Вам необходимо знать:

1.Внутренние рабочие правила: расписание, перерывы, рабочая одежда, запрещенные действия /прием пищи, курение, использование личного мобильного телефона и т.д./.

2. Правила регулирующие доступ посетителей:

— в экспозиционные залы (сдача вещей в гардероб и т.д.);

-в такие подразделения как, научный отдел, администрация и т.д.;

-условия прохода представителей обслуживающих фирм, гостей,

3. Правила, касающиеся безопасности:

-план музея, план расположения противопожарных средств (огнетушители, шланги, гидранты и т.д.);

-номера телефонов, по которым нужно звонить в данном случае;

-меры по эвакуации посетителей и экспонатов.

-средства подачи сигналов тревоги;

4. Правила для посетителей.

Посетители должны быть четко проинформированы о правилах посещения музеев комплекса.

Перечень запретов, например, курение, прием пищи и напитков, на использование мобильных телефонов и фотоаппаратов и т.д. должен быть вывешен при входе в музей. Таким образом, делая замечание посетителю, вы ссылаетесь на правила.

Опасности, связанные с инфраструктурой

Музейный экспонат должен храниться в условиях, отвечающих специальным нормам в следующих областях:

Температурного и влажностного режимов:

Изменения уровня относительной влажности наносят ущерб дереву, холсту, росписям. Отсюда необходимость следить за тем, чтобы относительная влажность оставалась постоянной, избегать открытия дверей и окон, обеспечивать нормальное функционирование увлажнителей, быть внимательным к показаниям термогигрометров. Экспонат должен быть недосягаем для пыли и табачного дыма. В силу этого, а также из-за опасности пожара, курение в музее должно быть строго запрещено как для персонала, так и для посетителей.

Манипуляции с экспонатами всегда вредны. Они должны проводиться сотрудниками. Необходимо знать, что на нашей коже есть жир и влага, которые могут остаться на экспонате и повредить его поверхность, и что простое прикосновение может также повлечь ее медленное разрушение.

При этом необходимо иметь в виду, что посетитель часто стремится потрогать экспонат. Поэтому в музее должно быть, строго запрещено касаться экспонатов. Необходимо позаботиться о том, чтобы никакое дополнительное освещение не воздействовало на экспонаты.

Постоянные опасности. Как предупреждать?

Обеспечение профилактических мер должны взять на себя ваши коллеги-техники. Однако, вас могут позвать на помощь, чтобы воспользоваться вашими знаниями мест размещения оборудования. При обнаружении неисправности вы должны незамедлительно предупредить компетентност.

Как действовать?

При обнаружении утечки воды или затопления вы должны:

-попытаться выяснить источник аварии;

-незамедлительно поставить в известность компетентных лиц;

-закрыть вентили и краны;

-переместить или защитить экспонаты;

-прекратить доступ посетителей;

-как можно быстрее удалить воду;

-не касаться электрооборудования;

В случае слишком длительного пребывания экспонатов на свету, следует снизить освещенность, задвинуть шторы, запретить использование фотовспышек и т.д.

Попытка потрогать экспонаты

Необходимо запретить прикасаться к музейным предметам, поскольку все они представляют ценность.

Запрещайте посетителям опираться на витрины. Никогда не делайте этого сами!

Не позволяйте детям бегать по залам – они могут натолкнуться на экспонаты или упасть на них.

Пепельница и корзина для мусора должны находиться у входа в музей. Жизнь жвачки должна заканчиваться в урне, иначе мы можем увидеть ее приклеенной к мебели, витрине или к табличке.

Следите за соблюдением правил поведения посетителей. Правила должны находиться на видном месте при входе в музей – вы можете сослаться на них, если посетитель оспаривает ваше замечание.

Всегда будьте примером. Никогда не делайте того, что вы запрещаете другим.

Умышленный ущерб, или вандализм

Нож, авторучка, баллончик с распылителем, кислота ли другая жидкость могут послужить средством уничтожения музейного экспоната. Первыми жертвами становятся знаменитые произведения, главным образом, картины.

Посетитель может умышленно оставить в туалете открытый кран, чтобы вызвать затопление.

Как поступать при акте вандализма

— Дать сигнал тревоги.

— Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.

— Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам. Можно одновременно с подачей сигнала тревоги закрыть двери музея, чтобы никто не смог его покинуть до поимки вандала или вора.

— Записать приметы правонарушителя.

— Попросить возможных свидетелей остаться.

— Изолировать зал, где случилось происшествие.

Ждать прибытия милиции, которую вызвало ваше руководство, чтобы передать вандала или вора в ее распоряжение.

Кража

Особо следите за техниками, уборщиками, фотографами, грузчиками, посторонними приглашенными реставраторами… Сколько краж было совершено людьми, выдававшими себя за перечисленных работников! Не поддавайтесь впечатлениям.

— Отнеситесь с подозрением к стулу, сдвинутому в сторону висящей картины, или неожиданно открытому окну.

— Регулярно проверяйте витрины и замки. Воры часто ведут поэтапную подготовку. Предварительно они могут вывернуть шурупы из дверных петель, засунуть кусок дерева

между стеклами, сломать стойку или спрятать в зале свой инструмент.

— Не позволяйте посетителю отвлекать вас – это может быть сообщник вора. Отвлекая ваше внимание, он дает ему время совершить преступление. Не позволяйте увести себя из зоны, которая находится под вашим наблюдением.

— Все посетители в ваших глазах должны заслуживать равной бдительности. Не доверяйте рафинированной элегантности молодой дамы, ученому виду господина, спокойному виду юной пары. Камеры наблюдения часто показывают, что музейные воры на самом деле имели подобный облик.

— Часто приходящий посетитель может быть потенциальным вором: детально изучая обстановку, он старается примелькаться и надеется таким образом усыпить вашу бдительность.

Как действовать?

— Дать сигнал тревоги.

— Если возможно, без насилия задержать злоумышленника.

— Если он убегает, не преследовать его, оставив рабочее место, а немедленно сообщить об этом коллегам.

Для облегчения и повышения эффективности работы

сотрудников охраны:

— При изъятии какого-либо экспоната со своего места его должен заместить соответствующий документ, подписанный хранителем.

— Следует запретить, посетителям вносить в выставочные залы сумки больших размеров, чемоданы, пальто, плащи, …, то есть предметы, которые могут помочь вору спрятать добычу.

— Помнить, что детские коляски и переносные колыбели могут служить местом укрытия украденной вещи.

— Предупреждение о соответствующих запретах должно содержаться в правилах размещенных при входе в музей на видном месте.

— Двери, отделяющие экспозиционные залы от помещений, в которые доступ публике запрещен, должны быть закрыты на ключ.

Пожар

Основным средством борьбы является профилактика, или комплекс мер, которые необходимо предусмотреть, чтобы избежать возникновения огня. Являясь основой противопожарной безопасности, профилактика должна быть постоянной, строгой и обязательной.

Как предупредить?

— Хорошо изучите топографию мест, расположение телефонов и кнопок подачи сигнала тревоги, вентилей и т.д.

— Заставляйте посетителей соблюдать запрет на курение. Этот запрет действует во время вернисажей, монтажа выставок, концертов и приемов. Сами вы, естественно, курите лишь во время перерывов и в специально отведенном месте.

— Следите, чтобы коридоры, проходы, запасные выходы не были загромождены.

— Следите за уборкой мусора любого вида. Необходимо избегать также складирования воспламеняющихся материалов.

— Сообщайте обо всех повреждениях электрооборудования. Оно должно обязательно соответствовать официальным требованиям.

— После ухода персонала организуйте обход, чтобы закрыть двери между помещениями, проверить обесточены ли электроаппараты.

Стресс, спешка, самоуспокоенность – причины недосмотров.

Как поступать при возникновении пожара?

— Предписания на случай пожара должны быть включены в текст внутреннего распорядка музея. Все смотрители должны его знать.

— Подайте сигнал тревоги, который служит сигналом к эвакуации всех находящихся в здании, как сотрудников, так и посетителей.

— Направляйте посетителей к запасным выходам.

— Встречайте пожарных и ведите их к месту пожара ( вы знаете план музея ).

— В случае необходимости осуществляйте план эвакуации экспонатов.

— Знайте, что посетители надеются на то, что вы обеспечите их безопасность и выведите из опасного места. Сохраняйте самообладание и спокойствие. Ваша уверенность перейдет к посетителям и поможет избежать паники. На пожарах иногда больше гибнут от давки, чем от огня. Учения по эвакуации должны проводиться регулярно, чтобы вы смогли наработать необходимый автоматизм, избежать стресса и паники при реальном происшествии.

— Будьте особенно внимательны к детям и инвалидам.

— Убедитесь в том, что никто не остался в помещениях для отдыха, туалетах, технических помещениях и т.д.

Необходимо быть особенно бдительным:

— во время работ, производимых в помещениях;

— в ходе подготовки к открытию выставок;

— во время приемов.

Необходимо мобилизовать все органы чувств:

Обоняние – чтобы почувствовать запах дыма,

Зрение – чтобы заметить пламя или дым;

Осязание – чтобы ощутить нагрев поверхностей;

Слух – чтобы услышать треск, сопровождающий горение.

Как бороться с пожаром?

— Существует множество видов огня, и для борьбы с каждым из них необходимо соответствующее средство. Вы, знаете, что, плеснув воду на горящий жир, лишь увеличивает силу огня, но не тушат его. А мокрое покрывало, наброшенное на жир, потушит огонь.

— Борьба с огнем требует специальных знаний – это настоящая профессия. Вы смотритель, а не пожарный. Тем не менее, до прибытия специалистов вы можете предпринять ряд действий, чтобы избежать расширения очага возгорания. Вы должны уметь пользоваться огнетушителем.

Причины пожара

Причины пожара многообразны

— Огонь от непосредственного контакта с нагревательным и кухонным оборудованием, от электрической дуги, от искры при сварке, от дежурного освещения, при сжигании отходов и т.д.

— Аварии электросети, вызванные перегрузкой, плохой вентиляцией, короткими замыканиями вследствие плохого состояния изоляции, неправильным обслуживанием, использованием негерметичных материалов в местах с повышенной влажностью, статическим электричеством и т.д.

— Небрежность и халатность в поведении, непотушенные сигареты, несоблюдение запрета на курение, оставленные зажженными паяльные лампы или газовый резак и т.д.

— Преступное поведение по различным мотивам: пиромания, вандализм, агрессивность, месть, уничтожение следов взлома и т.д.

— Атмосферные явления: перегрев на солнце, молния, а также испарение горючих жидкостей, которое может привести к образованию взрывчатой смеси.

— Высокая температура, а в частности, дымоходов, паро- и водопроводов, нагревающих окружающую среду.

— Происшествия при работе с горючими веществами.

— Самовозгорание масел, остатков краски, промасленных тряпок.

— Ферментация продуктов растительного происхождения (зерно, хлопок, уголь, пенька, мука…), которая может вызвать цепную реакцию, приводящую порой к самовозгоранию.

— Самоокисление металлов в виде опилок и порошка (магний, алюминий, цинк ).

Борьба с опасностью

Тушащие агенты:

— Песок и сухая земля, вода, сухие порошки, двуокись углерода, пена, покрывало.

Взрыв или угроза взрыва бомбы

Нельзя легковесно относиться к любому сообщению о бомбе. Обычно, это телефонный звонок с сообщением о заложенном взрывном устройстве, которое взорвется в такое-то время.

Знайте, что побудительные мотивы могут быть двух видов:

Кто-то хочет выразить свой протест, пытаясь нанести ущерб имуществу;

Воры хотят вызвать панику для облегчения совершения преступления.

Как воспринимать телефонную угрозу?

— Не волнуйтесь.

Будьте внимательны к любым деталям: типу: типу голоса, акценту, шумам на заднем плане и т.д. Это сможет помочь следствию.

— Постарайтесь узнать:

где находится взрывное устройство;

на что оно похоже;

время взрыва;

почему преступление совершено.

Как распознать подозрительный пакет?

— Внимательно осматривая посетителей, вы можете заметить того, кто «забыл» или тайком положил необычный пакет (сверток).

— Если вы работаете в гардеробе, будьте вдвойне бдительны, особенно если услышите подозрительные звуки, исходящие из багажа.

Как реагировать?

— Дайте сигнал тревоги в милицию (или попросите это сделать ваше руководство). Сообщение должно быть как можно более точным, чтобы соответствующие службы смогли подготовить необходимое оборудование и максимально приблизиться к месту:

название музея

точный адрес

положение с людьми (закрыт или открыт музей для посетителей)

положение с коллекцией.

— По указанию милиции или вашего руководства дайте сигнал об эвакуации всех находящихся в здании (как персонала, так и посетителей).

— Эвакуируйте посетителей через запасные выходы. Не теряйте времени и идите к месту сбора, который вам должен быть сообщен заранее.

— Встречайте прибывших спасателей и ведите к месту угрозы, поскольку вам хорошо известно месторасположение помещений.

— Если требуется, осуществляйте план эвакуации экспонатов.

Естественные опасности

Гроза, ураган, даже сильный ливень могут иметь серьезные последствия для коллекции. В этих случаях необходимо знать, где вы можете найти ведра, брезент, шпагат, чтобы как можно быстрее защитить экспонаты.

В периоды таяния снега ваша бдительность должна быть удвоена.

Именно вы заботитесь о безопасности коллекций и посетителей. Вы здесь для того,

чтобы не произошло ничего плохого.

Ваши главные качества: наблюдательность и бдительность.

Азбука предупреждения

1. Вы прекрасно знаете

Месторасположение объектов.

План помещений музея и, особенно, сектор вашей ответственности (двери, окна, лестницы, запасные выходы). Если необходимо эвакуировать посетителей, поведете их вы – помните об этом!

Способы использования радио- и телефонной связи.

Расположение телефонных аппаратов. Вы должны помнить номера основных телефонов (вашего руководителя, технических служб и т.д.).

Расположение кнопок сигнализации.

Подача сигнала тревоги не должна вызвать у вас затруднений.

Расположение огнетушителей, их особенности и правила пользования.

Расположение и состояние предметов, состоящих под вашей охраной. Регулярно их проверяйте, особенно при закрытии музея. Если что-то отсутствует, если вы заметили что-то необычное – немедленно сообщите руководству. Это относится как к экспонатам, расположенным в витринах, так и к предметам, не находящимся под специальной охраной.

2.Вы не покидаете ваш пост, пока не подменят

Если подмена невозможна и если оставление поста абсолютно необходимо, либо закройте зал, либо попросите инструкции у руководства.

3.Обо всех аномалиях вы немедленно сообщаете руководству

Предмет был, передвинут или снят; отклеилась этикетка; не горит лампа; неполадки с замками и т.д.

4.Ваша бдительность удваивается при наличии необычных посетителей.

Посетитель, представляющийся как гость хранителя, фотограф, срочно вызванный слесарь, носильщик, которому поручено забрать экспонат для выставки… Проконтролируйте основания их визита. Никому не доверяйте заранее.

Музей на службе общества

Одна из ваших задач – дать почувствовать посетителю, что он не ошибся в выборе. Своей приветливостью и гостеприимством вы должны дать понять посетителю, что он желанный гость, и пригласить его спокойно осмотреть музей.

Не обсуждайте с коллегами не совсем обычное поведение или манеру одеваться. Если среди посетителей вы увидите знаменитого человека, не оповещайте коллег, не будьте назойливы.

Станьте для хранителя помощником, на которого он может рассчитывать и который знает свое дело.

Вы должны быть осведомлены о:

— расписании работы музея;

— стоимости входных билетов;

— представленных коллекциях;

— расположении помещений;

— вспомогательных службах;

— мероприятиях для публики;

— видах общественного транспорта, которыми можно добраться до музея;

— списках сотрудников;

Правила хорошего приема

Хорошо принять – это и себе доставить удовольствие

Посетитель сразу ощущает хороший прием. Если он чувствует себя ожидаемым, желанным и уважаемым гостем, он сразу же ответит вам добрым отношением.

Улыбаясь, посетителю показывают, что его заметили, что его ждали. Обмен улыбками облегчает контакт, разряжает атмосферу, порождает уважение и доброе отношение.

Ваша вежливость вызывает вежливость и уважение других. Ваши отношения с посетителями особенны: вы должны присматривать за ними, будучи в то же время сдержанными и внимательными.

Необходимо соблюдать расписание работы. Разместите его на входной двери. Посетитель, пришедший в нерабочий день, поймет, почему двери музея закрыты.

Поздоровайтесь, прежде чем обратиться к кому – либо. Не ждите, что посетитель поздоровается первым. Вы принимаете его, вам первому и здороваться.

Если к вам обратились, чтобы задать вопрос или сделать замечание, начните с приветствия или скажите «слушаю вас» и ждите вопроса. После того, как посетитель выслушал ваш ответ и сказал «спасибо» или «хорошо», можете ответить «пожалуйста» и отойти.

Не говорите… Постарайтесь говорить так…

Нет К сожалению, это невозможно.

Я ничего не понял (а) Извините, но,я не расслышала.

Повторите Не могли бы Вы уточнить.

Вы должны Извините, не могли бы Вы…

Я не знаю Я сейчас уточню.

Встаньте в очередь Здесь люди, которые ждут…

Кто Вы? Ваша фамилия? Как Вас представить? С кем имею честь..

Я здесь не для этого. В мои обязанности входит прием, а не это

Форма одежды

Посетитель сначала обращает внимание на ваш внешний вид. Если последний оставляет желать лучшего, у посетителя может сложиться негативное мнение не только о вас, но и о музее. Вы символ музея, его фирменная марка. Подумайте об этом, когда одеваетесь утром.

Ответы на вопросы

Имидж музея, в создании которого вы участвуете, зависит также и оттого, что вы говорите посетителю. Одним замечанием, часто банальным, вы можете создать у него неблагоприятное впечатление.

Никогда не давайте неточной информации – это хуже, чем не дать ответа. Вам приходится тысячу раз отвечать одно и тоже. Делайте это любезно: для посетителя, задающего вопрос, это всегда впервые.

Умейте слушать. Слушать – это внушить посетителю чувство доверия. Будьте точны и лаконичны в своих ответах.

Как делать замечания

Не забывайте основные правила вежливости и гостеприимства, они вам нужны, как никогда. Говорите ясно, убедительно, без стеснения, смотрите на собеседника. В ваши обязанности входит следить за соблюдением правил посетителями, и они знают об этом. Если требование высказано вежливо, с улыбкой, но уверенно, посетитель подчинится.

Вы не должны оправдываться. Если посетитель требует объяснения, дайте ему их коротко.

Урегулирование конфликтов

В музее у посетителя имеется множество причин быть недовольным. Вы не несете за это ответственности, однако, находясь на переднем крае, вынуждены принимать на себя все критические высказывания.

Вначале позвольте собеседнику высказаться. Не перебивайте его – в большинстве случаев напряжение спадает. Учитывайте справедливые замечания.

Лучший способ урегулировать конфликт – постарайтесь не допустить его.

Избегайте: — поддаваться гневу;

— раздраженно реагировать на неприятные замечания;

— нервничать вместе с нервным посетителем;

— показывать ваше плохое настроение, усталость;

— считать, что вы всегда правы;

— считать, что посетитель всегда прав.

Правило: Умейте говорить и слушать – в пятидесяти процентах случаев проблема разрешится сама собой.

Школьные группы

Группа школьников – весьма специфическая публика. Преподаватели и ученики часто считают посещение музея отдыхом и не очень строго относятся к вопросам дисциплины.

Если вам нужно сделать замечание, в первую очередь обратитесь к преподавателю, ответственному за группу.

Если группу ведет сотрудник музея, учтите, что задача гида – давать объяснения. Он не может следить за всеми учениками. Вы должны его страховать. Если возникают проблемы, прежде чем вмешиваться, незаметно проинформируйте гида

В общении с детьми дружелюбие и улыбка дают зачастую лучший результат, чем командирский тон.

Поведение смотрителя в залах

Вам необходимо удалить из поведения все, относящееся к вашей личной жизни, вкусам и привычкам. Избегайте носить с собой чашку кофе, бутылку воды, не читайте газету, не причесывайтесь.

Недопустимы длительные разговоры с коллегами и бесконечная болтовня по телефону. Это не только отвлекает вас от исполнения ваших обязанностей, но и производит крайне негативное впечатление на посетителей. Они могут подумать, что мешают вам, хотя вы в музее для того, чтобы принимать их.

Следите за чистотой и порядком, где вы работаете. Наводите порядок сами, не ждите, когда вам предложат это сделать.

Помните о негативном влиянии «бытового» поведения. Беспорядок в любом виде плохо воспринимается посетителем, не вешайте вашу одежду на стул. Стулья, находящиеся в вашем распоряжении, всегда должны быть на своих местах. Не оставляйте их в беспорядке.

Не берите вашу сумку в зал – с ней вы будете иметь вид посетителя, а не служащего.

Е.Ю. Карпеева
заместитель директора по учету и хранению

Кто такой музейный смотритель и чем он занимается?

Всех специалистов, которые работают в музеях и галереях, принято называть общим термином – «музейный работник». Однако это достаточно широкое понятие, которое включает в себя множество разных специалистов:

  1. хранители архивов;

  2. научные сотрудники;

  3. методисты;

  4. экскурсоводы;

  5. экспозиционеры;

  6. музейные смотрители;

  7. художники;

  8. реставраторы;

  9. таксидермисты.

Обывателю довольно трудно разобраться, кто из них за что отвечает. К примеру, чем занимается музейный смотритель и в чем суть его работы?

Особенности профессии музейный смотритель

У профессии музейного смотрителя достаточно много стереотипов. Чаще всего их представляют в виде женщины пенсионного или предпенсионного возраста, которая сидит на стуле в музейном зале и повышает голос, если кто-то пытается дотронуться до картины или скульптуры.

Доля правды в этом стереотипе, конечно, есть. Но на самом деле у музейного смотрителя гораздо больше обязанностей, чем следить за посетителями. В первую очередь он несет ответственность за сохранность музейных экспонатов, поэтому все чаще на эту работу нанимают мужчин с крепким телосложением, а вовсе не бабушек.

При этом сам музейный смотритель должен хорошо разбираться и в искусстве, и в людях. Иными словами, его работа с первого взгляда выявлять проблемных и подозрительных личностей, которые могут что-либо украсть или испортить дорогую картину.

Именно из-за невнимательности смотрителя могут случиться серьезные проблемы. Как это было в январе 2019 года в Третьяковской галерее, где вор просто-напросто вынес картину Архипа Куинджи «Ай Петри» прямо на глазах у изумленной публики.

Обязанности музейного смотрителя

В перечень ключевых обязанностей музейного смотрителя можно отнести следующее:

  1. наблюдение за представленной в музее экспозиции;

  2. отслеживание сохранности выставленных произведений искусства и нормам их содержания;

  3. контроль поведения посетителей;

  4. помощь при работе с различными экспозициями.

Осуществление этих обязанностей возможно, если смотритель музея имеет следующие знания:

  • история музея;

  • справочные данные по работе музея;

  • специальная учетная документация.

При трудоустройстве любой смотритель музея подписывает трудовой договор, а также документ о материальной ответственности. Иными словами, за любую кражу и порчу имущества он будет расплачиваться из своего кармана. Если объект представляет культурную и историческую ценность, то может наступить и уголовная ответственность. Все это прописывается в должностной инструкции смотрителя музея.

Требования к смотрителю музея

Бытует мнение, что к музейному смотрителю нет особых требований и в связи с этим занимать данную должность может любой человек вне зависимости от уровня подготовки. Но на самом деле данный концепт на сегодняшний день не является актуальным и существует ряд требований, которым он должен соответствовать:

  1. образование в области искусства;

  2. хорошая память;

  3. знание человеческой психологии и особенностей поведения;

  4. навыки использования музейного оборудования;

  5. отсутствие медицинских противопоказаний.

Место работы музейного смотрителя

Данная должность представлена исключительно в музеях и галереях, поэтому вариантов для трудоустройства у них крайне мало. Обычно в этих организациях специалистам предлагается сменный график, а работать необходимо в течении всего времени открытия музея.

Где выучиться на музейного смотрителя?

Образовательного учреждения, которое бы предлагало подобное образование, на сегодняшний день не существует. Более того, долгое время в качестве музейных смотрителей брали людей без профильного образования. Знакомство с обязанностями и принципами работы музея или галереи происходило уже в процессе трудовой деятельности.

Сейчас, правда, требования к смотрителям постепенно меняются и требуются сотрудники с гуманитарным образованием:

  • искусствоведение;

  • культурология;

  • архивное дело;

  • история.

Особенно такая ситуация характерна для крупных столичных музеев и галерей.

Личностные качества профессии музейный смотритель

В список необходимых для работы в данной области качеств можно отнести следующее:

  1. хорошая память;

  2. внимательность;

  3. ответственность;

  4. аккуратность;

  5. коммуникабельность;

  6. терпение;

  7. выносливость;

  8. стрессоустойчивость.

Сколько зарабатывает смотритель музея в месяц?

Представители данной профессии имеют весьма низкий уровень заработной платы, которая колеблется в районе от 10 000 до 15 000 рублей в месяц. Стоит также отметить, что этим сотрудникам музея также полагаются ежеквартальные премии, но они незначительно влияют на общую сумму.

График работы музейного смотрителя помогает совмещать данный род деятельности с учебой или иной работой. Поэтому чаще всего музейными смотрителями становятся люди пенсионного возраста, чтобы иметь дополнительный источник дохода, помимо пенсионных выплат.

Плюсы и минусы профессии музейный смотритель

К числу положительных моментов данной профессии следует отнести следующее:

  • возможность работать с редкими и ценными экспонатами;

  • участие в создании экспозиций;

  • общение с посетителями музея.

Минусами стоит считать:

  • низкий уровень заработной платы;
  • высокий уровень ответственности.

Смотрители музеев — как правило, пенсионеры. Активная молодежь считает такую работу скучной, да и зарплата у нас маленькая — у меня выходит 9000 рублей в месяц. Хотя сейчас в музеи нередко приходят трудоустраиваться относительно молодые люди с высшим образованием.

Я по профессии швея. Работы у меня всегда было много: встречи с клиентами, примерки, пошив одежды, заказы на дом. А вот когда вышла на пенсию, стало не хватать привычного ритма жизни.

Однажды прочитала объявление о вакансии смотрителя и решила попробовать. Думала, немного поработаю, а там как сложится. Уже пятый год как на посту.

Когда в музей устраивалась, специального образования не требовалось. Я сказала, что люблю искусство и посетила много музеев, в итоге меня взяли. Это спровоцировало еще больший интерес и желание глубже изучить искусство.

Нам запрещено читать, вязать, разговаривать по телефону во время рабочего дня. Если гости обращаются — можем показать, рассказать, что и где находится, на какую экспозицию пойти.

Главная задача — это сохранность экспонатов и порядок в зале. Если человеку стало плохо — звоню администратору. У него есть аптечка. На случай хулиганства или попытки воровства есть сигнальные кнопки, с помощью которых мы вызываем полицию. На моей практике, слава богу, краж не было. Да и хорошая система защиты стоит.

Злых смотрителей лично я не встречала, может, это только в крупных музеях, где поток туристов большой. Музейные смотрители — доброжелательные, приятные и интеллигентные женщины. Да, мы не разрешаем трогать экспонаты руками и иной раз можем сделать замечание посетителям, но лишь потому, что это наша работа. И мы всего лишь выполняем должностную инструкцию.

Старушка лет 70, дремлющая на стуле, — стереотип из прошлой жизни.

Давать пояснения и рассказывать посетителям об экспонатах не входит в наши обязанности — для этого есть научный сотрудник. Рассказывают экскурсоводы, но на какие-то вопросы и мы можем ответить, чтобы не показаться невежливыми. Главное, что от нас требуют, — знать точное местонахождение экспоната.

Тянет ли в сон? Бывает. Особенно когда в залах тихо и нет посетителей. Тогда стараюсь взбодриться: встану, постою или по залам пройдусь. Смотрю на картины и замечаю, что каждая из них каждый раз открывается мне по-новому: замечаю какую-то деталь, которую раньше не видела. Когда народ есть, работа не утомляет и время проходит быстро.

Присесть, конечно, можем, когда посетителей нет. А когда большой наплыв, ходим и ходим — устаю, не без этого.

Посетителям нельзя сидеть на стульчике для смотрителя. Для этого в залах есть специальные банкетки для гостей. Но если людей много в зале, то делаем исключение. У нас сажают экскурсантов, а научный сотрудник рассказывает. В больших музеях посетители попросту садятся на пол и слушают экскурсию, особенно если экскурсия многочасовая.

Сумки и рюкзаки в зал проносить нельзя. Их нужно оставлять в гардеробе. Но так как их все носят, я разрешаю их брать в руки. На плече и за спиной нельзя — заденет картину. Небольшую сумочку можно, но ее опускают вниз. Также не разрешаю пить воду в зале: влажность для картин вредна, а еще воду могут пролить и нанести тем самым ущерб музею.

Посетители бывают разные. К нам приходят и группы школьников, и студенты, и взрослые. С гостями надо быть вежливой и внимательной. Спокойно наблюдать, но знать меру, чтобы не стать раздражителем для посетителя.

Одна дамочка однажды высказала мне: «Что вы за мной ходите постоянно, что смотрите?» Как будто не знает, что это моя работа ходить и смотреть — беречь имущество музея.

Заходят к нам и иностранцы.

Недавно были туристы из Польши и парочка из Италии. И китайцы — всегда в хорошем настроении и с хорошими фотоаппаратами.

Интересно наблюдать за родителями с детьми. Одни объясняют что-то детям, те внимательно слушают. А иногда ребенок дергает: мама, это что, это что? А мама во «ВКонтакте».

А вообще, мы делим всех посетителей на три группы, в музее можно стать настоящим психологом. Первая — знатоки, ценители искусства. Их выдает восторженное выражение лица. В музей приходят как на праздник. Вторая — люди, которые хотят приобщиться к искусству и мало о нем знают. И третья — все те, которым подойдет определение «зашел из любопытства». Вот это та категория, которая значительно портит нам нервы. «Молодой человек не трогайте, пожалуйста, экспонат!» — так и хочется крикнуть им через весь зал.

Общество за последние десять лет изменилось, стало интереснее, что ли. Многие увлекаются живописью, графикой, стрит-артом. Молодежь сейчас продвинутая, смелая и открытая всему новому. Мне это импонирует. Иной раз задают такие вопросы, что впадаешь в ступор, тогда на помощь приходит научный сотрудник. Или, наоборот, совсем глупость спрашивают. Больше всего запомнилось: «А вам не тяжело целый день сидеть на стульчике и ничего не делать?». Еще такой вопрос был: «Вы, наверное, маленькую зарплату получаете?». Это любопытство способно вывести из равновесия и не совсем этично. Но моя задача — быть вежливой и корректной.

Радуют посетители, которые внимательно рассматривают картины, с задумчивым или восхищенным взглядом. Таких и сразу видно — пришли «пообщаться» с искусством. Вызывают раздражение нарушители порядка, которые громко разговаривают, бегают по залу, пытаются потрогать экспонаты руками. Часто люди уходят от нас воодушевленные и с улыбкой на лице. Это значит, что свою миссию музей выполнил!

Мой любимый зал — где представлены картины в пейзажном жанре в работах И.К. Айвазовского, А.И. Куинджи, И.И. Шишкина, И.И. Левитана. Они вдохновляют. Природа не может не вдохновлять! Смотришь на них — как будто живые, и вот ты уже на берегу моря или в лесу под раскидистой елью…

«Черное море» — моя любимая картина. Она была написана в 1881 году Иваном Айвазовским. Он был наделен особым талантом изображать морскую стихию, и в этом ему не было равных. На этой картине только море и небо, но именно этим она завораживает и притягивает взгляды: все гениальное — просто.

Наш музей каждый год участвует в акции, посвященной Международному дню музеев — «Ночь музеев». В это время приходит большое количество людей, даже те, кто ни разу в музее и не был. Мы готовим специальную программу: новые выставки, мастер-классы, авторские экскурсии и концерт. А научные сотрудники приберегают специально к этому событию что-то новое: выставку одного дня, мастер-класс — то, что не рассказывают в обычные дни. Такой «уровень открытости» требует и повышенной бдительности от нас. Своим гостеприимством и доброжелательностью мы даем понять посетителю, что он здесь желанный гость. Ведь хорошо принять — это и себе доставить удовольствие.

Мне нравится моя работа. Я получаю эстетическое наслаждение от созерцания картин, от общения с прекрасным. К тому же мы участвуем в мастер-классах, выставках и выездных мероприятиях. А еще нам предусмотрено бесплатное посещение любых музеев России как работникам музея — при предъявлении удостоверения.

Свободное время провожу с детьми и внуками. Летом на дачу уезжаю. Стараюсь больше путешествовать: то на море уеду, то к родственникам в Санкт-Петербург. Этой зимой в Финляндию ездила.

Жизнь меняется, планы тоже. Думаю, еще года два-три поработать, а там время покажет. Что буду делать, если уйду с работы — однозначно, приобщать внуков к искусству.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *