Пожаротушение — комплекс управленческих решений и боевых действий, направленных на обеспечение безопасности людей, животных, спасение материальных ценностей и ликвидацию горения.
Пожаротушение

Установки пожаротушения — совокупность стационарных технических средств тушения пожара путем выпуска огнетушащего вещества. Установки пожаротушения должны обеспечивать локализацию или ликвидацию пожара. Установки пожаротушения по конструктивному устройству подразделяются на агрегатные и модульные, по степени автоматизации — на автоматические, автоматизированные и ручные, по виду огнетушащего вещества — на водяные, пенные, газовые, порошковые, аэрозольные и комбинированные, по способу тушения — на объемные, поверхностные, локально-объемные и локально-поверхностные.

Воду нельзя применять для тушения веществ, бурно реагирующих с ней с выделением тепла, горючих, а также токсичных и коррозионно-активных газов. К таким веществам относятся многие металлы, металлоорганические соединения, карбиды и гидриды металлов, раскаленные уголь и железо. Кроме того, нельзя применять воду для тушения нефти и нефтепродуктов, поскольку может произойти выброс или разбрызгивание горящих продуктов. Нельзя также использовать компактные струи воды для тушения пылей во избежание образования взрывоопасной среды.
Большинство современных технических средств, которые находятся на вооружении пожарной охраны, позволяют использовать непосредственно на тушение очага пожара только 5…10% поданной на тушение воды. Фактически 90…95% воды при этом можно считать излишне пролитой. Часто ущерб от излишне пролитой воды наносит большие потери.

Огнетушащие вещества изоляции
Пена — наиболее эффективное и широко применяемое огнетушащее вещество изолирующего действия, представляет собой коллоидную систему из жидких пузырьков, наполненных газом. Пленка пузырьков содержит раствор ПАВ в воде с различными стабилизирующими добавками. Пены подразделяются на воздушно-механическиую и химическую. В настоящее время в практике пожаротушения в основном применяют воздушно-механическую пену.
Для получения воздушно-механической пены применяют различные пенообразователи. Воздушно-механическую пену получают смешением водных растворов пенообразователей с воздухом в пропорциях от 1:3 до 1:1000 и более в специальных стволах (генераторах) .

Диоксид углерода
Широкое применение из газообразных разбавителей находит диоксид углерода. Его используют в стационарных установках объемного тушения, в ручных (ОУ-2, ОУ-5, ОУ-8) и возимых (ОУ-80) огнетушителях. Особенностью диоксида углерода является его способность при дросселировании образовывать хлопья «снега» . При поверхностном тушении «снежным» диоксидом углерода его разбавляющее действие дополняется охлаждением очага горения. Диоксид углерода нельзя применять для тушения пожаров щелочных и щелочно-земельных металлов, развитых пожаров тлеющих материалов. и т. д.

Руководитель тушения пожара (РТП) — старшее оперативное должностное лицо пожарной охраны, которое управляет на принципах единоначалия личным составом пожарной охраны, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, а также привлечёнными к тушению пожара силами. Руководитель тушения пожара отвечает за выполнение основной задачи, за безопасность личного состава пожарной охраны, и сил, привлечённых к тушению пожара. Он устанавливает порядок и особенности действий по тушению пожара, границы территории, на которой они осуществляются, а также принимает решения о спасении людей и имущества при пожаре. При необходимости руководитель тушения пожара принимает иные решения, в т. ч. ограничивающие права должностных лиц и граждан на указанной территории. Указания руководителя тушения пожаров обязательны для исполнения всеми должностными лицами и гражданами на территории, на которой осуществляются действия по тушению пожара. Никто не вправе вмешиваться в действия руководителя тушения пожара или отменять его распоряжения при тушении пожара. Главная обязанность руководителя тушения пожара — умелая организация действий подразделений пожарной охраны. На месте пожара РТП должен обеспечить : разведку пожара, сбор данных и оценку обстановки, принятие решения и постановку задач перед личным составом пожарных подразделений, а также контроль за их выполнением. Постановка задач перед исполнителями руководитель тушения пожара осуществляет в форме приказа на выполнение действий и соблюдение тех или иных правил, порядка и положений. Приказ руководителя тушения пожара является законом для его подчинённых.

Лит.: Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. No69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Приказ МЧС России 450 от 20.10.2017 Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров (РТП) и ликвидацией чрезвычайных ситуаций

МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ,ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ
СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ
ПРИКАЗ20.10.2017 Москва № 450
Об утверждении Порядка проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
В соответствии с подпунктом 2 пункта 8 Положения о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 июля 2004 г. № 868 приказываю:
утвердить прилагаемый Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций.
21300544000500
Министр В.А. Пучков
УТВЕРЖДЕНприказом МЧС Россииот 20.10.2017 № 450
Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
Общие положения
Порядок проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее – Порядок) регламентирует вопросы проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров, а в случаях, определенных частью 2 статьи 14 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», частями 8 и 9 статьи 4.1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», — руководства ликвидацией чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) должностными лицами органов управления, органов государственного пожарного надзора, подразделений, организаций и учреждений независимо от их ведомственной принадлежности, организационно-правовых форм, к функциям которых отнесены профилактика и тушение пожаров, а также проведение аварийно-спасательных работ.Аттестация на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС (далее – аттестация) проводится в целях оценки профессиональной подготовленности должностных лиц подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб (формирований), планируемых к назначению (назначенных) на должности, предусматривающие руководство тушением пожаров и ликвидацией ЧС (далее – аттестуемое лицо).
Для проведения аттестации создаются следующие аттестационные комиссии:
аттестационная комиссия Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – МЧС России);
аттестационная комиссия территориального пожарно-спасательного гарнизона (далее – аттестационная комиссия ТПСГ);
аттестационная комиссия местного пожарно-спасательного гарнизона (далее – аттестационная комиссия МПСГ);
аттестационная комиссия пожарно-спасательных подразделений федеральной противопожарной службы, созданных в целях организации профилактики и тушения пожаров, проведения аварийно-спасательных работ в закрытых административно-территориальных образованиях, особо важных и режимных организациях (далее – аттестационная комиссия специального подразделения).
Работу аттестационных комиссий возглавляет председатель:
аттестационной комиссии МЧС России – Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий или его заместитель;
аттестационной комиссии ТГТСГ – начальник главного управления МЧС России по субъекту Российской Федерации (далее – ГУ МЧС России) или его заместитель;
аттестационной комиссии МПСГ – начальник местного пожарно-спасательного гарнизона (должностное лицо федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы (далее – ФПС));
аттестационной комиссии специального подразделения – начальник специального управления ФПС МЧС России.
Порядок работы аттестационных комиссий определяется положением об аттестационной комиссии, которое утверждается:
приказом МЧС России – положение об аттестационной комиссии МЧС России;
приказом ГУ МЧС России – положение об аттестационной комиссии ТПСГ и МПСГ;
приказом специального управления ФПС МЧС России – положение об аттестационной комиссии специального подразделения.
Состав аттестационных комиссий устанавливается:
приказом МЧС России – в отношении состава аттестационной комиссии МЧС России;
приказом ГУ МЧС России – в отношении состава аттестационных комиссий ТПСГ и МПСГ;
приказом специального управления ФПС МЧС России – в отношении состава аттестационной комиссии специального подразделения.
В состав аттестационных комиссий входят председатель, заместитель председателя, члены комиссии и секретарь.
В состав аттестационных комиссий по согласованию с руководителями федеральных органов исполнительной власти (их территориальных органов), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, органы управления, силы и средства которых объединены в единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, могут быть включены представители указанных органов.
Аттестации подлежат аттестуемые лица следующих подразделений:
ГУ МЧС России;
центров управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России (далее – ЦУКС);
пожарно-спасательных подразделений ФПС;
аварийно-спасательных служб (формирований), спасательных воинских формирований, входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ (далее – АСР);
подразделений противопожарной службы субъекта Российской Федерации, ведомственной, частной, муниципальной и добровольной пожарной охраны (далее – подразделения иных видов пожарной охраны), аварийно- спасательных служб (формирований), созданных в целях организации и осуществления тушения пожаров и проведения АСР.
Рассмотрению на заседаниях аттестационной комиссии подлежат:
а) аттестационной комиссии МЧС России:
руководители (заместители руководителей) федеральных органов исполнительной власти, являющиеся при этом руководителями органа управления подразделений пожарной охраны или органа управления аварийно- спасательной службы (формирования), к функциям которой отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
начальники ГУ МЧС России и их заместители;
начальники ЦУКС ГУ МЧС России и их заместители;
начальники специальных управлений ФПС МЧС России и их заместители.
б) аттестационных комиссий ТПСГ:
руководители (заместители руководителей) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, являющиеся при этом руководителями органа управления подразделений пожарной охраны или органа управления аварийно-спасательной службы (формирования), к функциям которой отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
руководители (заместители руководителей) органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, являющиеся при этом руководителями органа управления подразделений пожарной охраны или органа управления аварийно-спасательной службы (формирования), к функциям которой отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
начальники управлений (отделов) ГУ МЧС России и их заместители;
начальники управлений (отделов) ЦУКС ГУ МЧС России и их заместители;
сотрудники управлений (отделов) ГУ МЧС России;
сотрудники управлений (отделов) ЦУКС ГУ МЧС России;
руководители пожарно-спасательных подразделений ФПС и их заместители (за исключением специальных подразделений ФПС МЧС России);
руководители (заместители руководителей) спасательных воинских формирований, входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
руководители (заместители руководителей) аварийно-спасательных служб (формирований), входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР.
в) аттестационных комиссий МПСГ:
руководители подразделений иных видов пожарной охраны и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно- спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР;
иные оперативные должности в подразделениях пожарной охраны, аварийно-спасательных службах (формированиях), при замещении которых предусмотрено непосредственное исполнение должностных обязанностей, связанных с осуществлением руководства тушением пожаров и проведением АСР.
г) аттестационных комиссий специальных подразделений:
начальники управлений (отделов) специальных подразделений ФПС МЧС России и их заместители;
сотрудники (работники) управлений (отделов) специальных подразделений ФПС МЧС России;
начальники пожарно-спасательных подразделений, входящих в состав специальных подразделений ФПС МЧС России, и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно- спасательных служб (формирований), входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР на территории ЗАТО;
руководители подразделений иных видов пожарной охраны, созданных в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории ЗАТО, и их заместители;
руководители (заместители руководителей) подразделений аварийно- спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР на территории ЗАТО;
иные оперативные должности в подразделениях пожарной охраны, созданных в целях организации и осуществления тушения пожаров на территории ЗАТО, аварийно-спасательных службах (формированиях), к функциям которых отнесены функции по тушению пожаров и проведению АСР на территории ЗАТО.
Аттестуемые лица подразделений ФПС, аварийно-спасательных служб (формирований), спасательных воинских формирований, входящих в систему МЧС России, ГУ МЧС России, ЦУКС, подлежат аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС.
Аттестуемые лица подразделений пожарной охраны (за исключением подразделений ФПС) подлежат аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров, а в случае, если подразделение аттестовано на право ведения АСР, на право руководства ликвидацией ЧС.
Аттестуемые лица аварийно-спасательных служб (формирований), не входящих в систему МЧС России, подлежат аттестации на право руководства ликвидацией ЧС, а в случае, если они имеют лицензию на осуществление деятельности по тушению пожаров в населенных пунктах, на производственных объектах и объектах инфраструктуры, на право руководства тушением пожаров.
Проведение аттестации
Аттестация проводится с периодичностью один раз в пять лет в отношении всех категорий аттестуемых лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка.
Аттестация проводится в отношении всех категорий аттестуемых лиц, указанных в пункте 7 настоящего Порядка, непосредственно перед их назначением на оперативную должность, если ранее аттестация указанных лиц не проводилась, либо с момента проведения предыдущей аттестации прошло более четырех лет.
По решению руководства МЧС России может проводится внеплановая аттестация должностных лиц, являющихся начальниками (заместителями начальников) ГУ МЧС России, специальных управлений ФПС МЧС России;
Аттестация не проводится в случае назначения должностного лица, ранее успешно прошедшего аттестацию, на вышестоящую (равнозначную) оперативную должность, если с даты предыдущей аттестации прошло не более четырех лет.
В целях подготовки к аттестации руководители подразделений пожарной охраны, аварийно-спасательных служб (формирований), в которых штатным расписанием предусмотрены оперативные должности, должны направить в соответствующую аттестационную комиссию списки аттестуемых лиц, при этом каждой оперативной должности должно соответствовать руководство одним из следующих видов работ:
руководство тушением пожаров и ликвидацией ЧС;
руководство тушением пожаров;
руководство ликвидацией ЧС.
Аттестация состоит из двух частей:
практическая часть аттестации (отработка практических навыков и умений);
теоретическая часть аттестации (решение экзаменационных билетов).
Практическая часть аттестации проводится только в отношении лиц, рассматриваемых на заседании аттестационных комиссий ТПСГ, МПСГ и специального подразделения ФПС, за исключением лиц, являющихся руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, силы и средства которых входят в состав единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС.В ходе сдачи теоретической части аттестации членами аттестационной комиссии аттестуемому лицу могут быть заданы дополнительные вопросы в целях установления:
имеющихся у аттестуемого лица профессиональных знаний и практического опыта, знание своих должностных инструкций (регламентов), а в случае проведения аттестации с целью перемещения аттестуемого лица на иную оперативную должность – должностных инструкций (регламентов), установленных по такой должности;
наличия у аттестуемого лица теоретических знаний и навыков в области организации применения сил и средств на месте пожара (ЧС).
Аттестуемые лица проходят аттестацию по месту нахождения соответствующей аттестационной комиссии.
При планировании заседаний аттестационных комиссий составляются следующие документы:
график проведения заседаний аттестационной комиссии на год;
перечень упражнений (нормативов) по пожарно-строевой подготовке;
перечень вопросов по теоретической части аттестации;
дата, место, время и порядок проведения практической и теоретической частей аттестации.
Указанные документы утверждаются председателем соответствующей аттестационной комиссии и доводятся до сведения каждого аттестуемого лица не менее чем за месяц до проведения аттестации.
Не позднее, чем за две недели до заседания аттестационной комиссии непосредственным руководителем аттестуемого лица секретарю аттестационной комиссии представляются следующие документы на аттестуемое лицо:
а) отзыв о службе (работе) аттестуемого лица, подписанный его непосредственным руководителем и утвержденный вышестоящим руководителем, в котором отражаются следующие сведения:
фамилия, имя, отчество (при наличии) аттестуемого лица;специальное (воинское) звание (при наличии);
должность, занимаемая аттестуемым лицом на момент проведения аттестации;
общий стаж службы (работы) аттестуемого лица в пожарной охране, а также стаж службы (работы) на оперативных должностях в подразделениях пожарной охраны;
сведения о наличии у аттестуемого лица профильного образования и (или) о прохождении им специализированного первоначального образования, переподготовке, повышении квалификации;
сведения о наличии у аттестуемого лица государственных, ведомственных наград;
должность, планируемая к замещению аттестуемым лицом по результатам прохождения аттестации;
краткая характеристика имеющихся у аттестуемого лица профессиональных знаний и навыков.
б) должностные инструкции (регламенты) по оперативной должности, на соответствие которой проводится аттестация (или копии указанных документов, заверенные руководителем подразделения пожарной охраны, аварийно- спасательной службы (формирования));
в) приказ (копию приказа, заверенного руководителем подразделения пожарной охраны) о допуске к работе на высотах, в непригодной для дыхания среде, с электроустановками на пожарных автомобилях и прицепах;
г) приказ (копию приказа, заверенного руководителем подразделения аварийно-спасательной службы (формирования)) о допуске к работе на высотах, в непригодной для дыхания среде, с электроустановками на аварийно-спасательных автомобилях и прицепах.
Аттестуемое лицо вправе предоставить на заседание аттестационной комиссии и иные документы, подтверждающие его квалификацию, стаж (опыт) работы, имеющиеся у него навыки и знания.
Указанные документы в отношении лиц, рассматриваемых на заседании аттестационной комиссии МЧС России и аттестационной комиссии ТПСГ, являющихся руководителями федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, не предоставляются.
Аттестуемое лицо, рассматриваемое на заседании соответствующей аттестационной комиссии, в случае его несогласия с отзывом, указанным в пункте 18 настоящего Порядка, вправе представить дополнительные сведения о своей служебной деятельности (работе).
В этом случае аттестуемое лицо подает рапорт (обращается с заявлением) на имя председателя аттестационной комиссии, в котором указывает конкретные причины несогласия с отзывом или отдельными положениями, содержащимися в нем.
По решению председателя соответствующей аттестационной комиссии аттестация может быть проведена в режиме видеоконференцсвязи.
Решение о проведении аттестации в режиме видеоконференцсвязи оформляется приказом председателя соответствующей аттестационной комиссии и доводится до сведения всех заинтересованных лиц не позднее чем за две недели.
Аттестуемым лицам, впервые назначаемым на оперативные должности в подразделения пожарной охраны, аварийно-спасательные службы (формирования), предоставляется дополнительное время для подготовки к проведению аттестации с учетом необходимости изучения оперативно-тактических характеристик района выезда подразделений пожарной охраны, изучения фактов происшедших ЧС в районе выезда и соседних районах выезда, прогноза возможных ЧС и пожарной опасности производственных процессов охраняемых объектов.Дополнительное время, отведенное на подготовку указанных аттестуемых лиц, должно составлять не менее одного месяца с момента назначения на должность, но не более трех месяцев.
Заседание аттестационной комиссии считается правомочным, если на нем присутствует не менее половины от общего числа ее членов во главе с председателем (заместителем председателя).
В ходе сдачи практической части аттестации аттестуемое лицо должно выполнить три упражнения (норматива) по пожарно-строевой подготовке, а также продемонстрировать имеющиеся у него практические навыки и умения, опыт работы с пожарной и (или) аварийно-спасательной техникой, снаряжением.
Практическая часть аттестации считается пройденной, если аттестуемым лицом выполнены все предложенные упражнения (нормативы) по пожарно-строевой подготовке на оценку не ниже «удовлетворительно».
Аттестуемое лицо, показавшее в ходе выполнения практической части аттестации неудовлетворительные результаты, к сдаче теоретической части аттестации не допускается.
Перед началом сдачи теоретической части аттестации, секретарь аттестационной комиссии доводит до председателя и членов аттестационной комиссии следующие сведения:
отзыв на аттестуемое лицо;
квалификационные требования и должностные инструкции (должностные регламенты) по оперативной должности, на соответствие которой проводится аттестация;
сведения о результатах выполнения аттестуемым лицом практической части аттестации;
иные материалы, представленные аттестуемым лицом или его руководителями.
В ходе сдачи теоретической части аттестации аттестуемому лицу предлагается ответить на один экзаменационный билет, в состав которого входят три вопроса по основному направлению деятельности аттестуемого лица.
Теоретическая часть аттестации считается пройденной, если аттестуемое лицо верно ответило на все вопросы экзаменационного билета, либо на 2 вопроса экзаменационного билета, а также дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии.
Теоретическая часть аттестации считается не пройденной, если аттестуемое лицо:
неверно ответило на 2 и более вопроса экзаменационного билета, либо на 1 вопрос экзаменационного билета и не смогло дать правильного ответа на дополнительные вопросы членов аттестационной комиссии.
Аттестуемое лицо, не прошедшее аттестацию или одну из ее частей, допускается к повторному прохождению аттестации не ранее чем через один месяц.
Результаты проведения заседания аттестационной комиссии
По результатам проведения аттестации, аттестационной комиссией принимается одно из следующих решений:
аттестуемое лицо готово к осуществлению самостоятельного руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС (руководства тушением пожаров, руководства ликвидацией ЧС) и рекомендуется к назначению на оперативную должность (соответствует занимаемой оперативной должности);
аттестуемое лицо не готово к осуществлению самостоятельного руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС (руководства тушением пожаров, руководства ликвидацией ЧС) и не рекомендуется к назначению на оперативную должность (не соответствует занимаемой оперативной должности).
По итогам заседания аттестационной комиссии составляется протокол, в котором отражаются решения, принятые соответствующей аттестационной комиссией по результатам аттестации каждого аттестуемого лица, а также иные вопросы и сведения.
Результаты аттестации каждого аттестуемого лица, рассмотренного на заседании соответствующей аттестационной комиссии, оформляются в двух экземплярах, выполненных в виде заключения о профессиональной подготовленности аттестуемого лица (далее – заключение) (приложение № 1 к настоящему Порядку).
Один экземпляр заключения направляется в подразделение пожарной охраны, аварийно-спасательную службу (формирование) для принятия решения о соответствии (несоответствии) аттестуемого лица планируемой к замещению (занимаемой) оперативной должности и его допуске к самостоятельному руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС.
Заключение должно храниться в личном деле аттестуемого лица.
Срок направления заключения в указанные подразделения не должен превышать 30 рабочих дней с момента проведения заседания аттестационной комиссии.
Решение о соответствии (несоответствии) аттестуемого лица планируемой к замещению (занимаемой) оперативной должности и о его допуске к самостоятельному руководству тушением пожаров и ликвидацией ЧС должно быть оформлено приказом руководителя подразделения пожарной охраны, (аварийно-спасательной службы (формирования)).
Протокол и заключения подписываются председателем, заместителем председателя, членами аттестационной комиссии и секретарем, присутствовавшими на заседании аттестационной комиссии.
Протоколы заседаний аттестационной комиссии, второй экземпляр заключения, а также документы, предусмотренные пунктом 18 настоящего Порядка, хранятся у секретаря аттестационной комиссии.
Приложение № 1к Порядку проведения аттестации на право осуществления руководства тушением пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
(рекомендуемый образец)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИАТТЕСТУЕМОГО ЛИЦА
аттестационной комиссии _____________________________________________
(указывается вид аттестационной комиссии)
по аттестации оперативных должностных лиц на право осуществления
_____________________________________________________________________
(указывается вид работ, на руководство которыми аттестуется оперативное должностное лицо:_____________________________________________________________________
руководство тушением пожаров, руководство ликвидацией чрезвычайных ситуаций, руководство тушением
_____________________________________________________________________
пожаров и ликвидацией чрезвычайных ситуаций
Фамилия, имя, отчество (при наличии) _________________________________
Год рождения _______________________________________________________
Стаж службы в пожарной охране (полных лет и месяцев) __________________
Сведения ополученииспециального первоначального образования, переподготовке и повышении квалификации, ученых степенях и званиях_____________________________________________________________________
(когда и какие образовательные организации окончил, по каким специальностям, присвоенные квалификации_____________________________________________________________________
(в том числе сведения о повышении квалификации и переподготовке), сведения об ученых степенях и званиях)
Звание (при наличии) и занимаемая должность на момент оценки профессиональной подготовленности, дата назначения на эту должность:_____________________________________________________________________
Должность, на соответствие которой оценивается аттестационной комиссией:_____________________________________________________________________
(указывается занимаемая должность или полное наименование должности, на которую планируется назначение)
Решение аттестационной комиссии: ____________________________________
готов (не готов) к осуществлению
_____________________________________________________________________
самостоятельного руководства тушением пожаров и ликвидацией ЧС
На заседании присутствовало ______ членов аттестационной комиссии.
Председатель
аттестационной комиссии______________________________________
(подпись) (расшифровка подписи)

Права и обязанности Руководителя тушения пожара

1. Руководитель тушения пожара (далее — РТП):

  1. обеспечивает управление действиями подразделений на пожаре непосредственно или через оперативный штаб пожаротушения;
  2. устанавливает границы территории, на которой осуществляются действия подразделений по тушению пожара и проведению АСР, порядок и особенности указанных действий;
  3. проводит разведку пожара, определяет его номер (ранг), привлекает силы и средства подразделений в количестве, достаточном для ликвидации пожара;
  4. принимает решения о спасании людей и имущества при пожаре, в том числе ограничивающие права должностных лиц и граждан на территории пожара;
  5. определяет решающее направление на основе данных, полученных в ходе разведки пожара;
  6. производит расстановку прибывающих сил и средств подразделений с учетом выбранного решающего направления, обеспечивает бесперебойную подачу огнетушащих веществ;
  7. принимает решения об использовании на пожаре ГДЗС, в том числе о составе и порядке работы звеньев ГДЗС, а также других нештатных служб гарнизона пожарной охраны;
  8. организовывает связь на пожаре, докладывает диспетчеру об изменениях оперативной обстановки и принятых решениях;
  9. сообщает диспетчеру необходимую информацию об обстановке на пожаре;
  10. докладывает старшему должностному лицу гарнизона пожарной охраны об обстановке на пожаре и принятых решениях;
  11. обеспечивает выполнение правил охраны труда и техники безопасности личным составом подразделений, участвующим в тушении пожара и проведении АСР, и привлеченных к тушению пожара и проведению АСР сил, доводит до них информацию о возникновении угрозы для жизни и здоровья;
  12. обеспечивает взаимодействие со службами жизнеобеспечения, привлекаемыми к тушению пожара и проведению АСР;
  13. принимает решение о принятии мер по сохранению вещественных доказательств, имущества и вещной обстановки в очаге пожара и на объекте пожара для установления причины пожара;
  14. принимает меры по охране мест тушения пожара и ведения АСР до времени их окончания;
  15. составляет акт о пожаре;
  16. выполняет обязанности, возлагаемые настоящим Порядком на оперативный штаб пожаротушения, если указанный штаб на пожаре не создается;
  17. предусматривает при тушении затяжных пожаров резерв сил и средств для обеспечения успешного тушения возможного другого пожара.

2. РТП имеет право:

  1. отдавать обязательные для исполнения указания должностным лицам гарнизона пожарной охраны, руководителям предприятий, органов власти и гражданам в пределах границ территории, на которой ведутся действия по тушению пожара и проведению АСР;
  2. назначать оперативных должностных лиц на пожаре;
  3. освобождать от выполнения обязанностей оперативных должностных лиц на пожаре;
  4. получать необходимую для организации тушения пожара и проведения АСР информацию от администрации организаций (объектов) и служб жизнеобеспечения;
  5. принимать решения по созданию оперативного штаба пожаротушения, УТП (СТП);
  6. принимать решения по привлечению дополнительных сил и средств на тушение пожара и проведение АСР, а также по изменению мест их расстановки;
  7. определять порядок убытия с места пожара подразделений, а также привлеченных сил и средств.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *