Содержание
- Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
- Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые обязаны:
- Инструкция Министерства внутренних дел от 01.06.2002 N 386″ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ»
- 5. Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Состав и расстановка нарядов
- Введение. 1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
- Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых
Подозреваемые и обвиняемые имеют право:
1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;
2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;
3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;
ГАРАНТ:
По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 5 части первой статьи 17 и статьи 18 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. N 276-О
4) на свидания с защитником;
О вступлении в силу пункта 5 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона
5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;
6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;
7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;
О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, см. Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-X
8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;
9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;
10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;
О вступлении в силу пункта 11 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона
11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;
12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;
13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;
14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;
15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;
О вступлении в силу пункта 16 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона
16) получать посылки, передачи;
17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;
18) участвовать в гражданско-правовых сделках.
Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:
1) получать и отправлять денежные переводы;
2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Федеральному закону;
3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;
4) подписываться на газеты и журналы и получать их;
5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей;
6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.
Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.
Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые обязаны:
1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;
2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.
Комментарий к статье 36
1. Под юридической обязанностью понимается установленная в обязывающих и запрещающих нормах мера необходимого поведения подозреваемого или обвиняемого во время нахождения под стражей, обеспечивающая достижение целей поддержания правопорядка во время содержания под стражей, соблюдения прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц, а также достижение задач, предусмотренных уголовно — исполнительным законодательством.
2. В комментируемой статье перечислены лишь основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, поскольку во многих нормах Закона эти обязанности уточняются и детализируются. Кроме того, Закон содержит запретительные нормы, адресованные этим лицам, которые можно также рассматривать как разновидность обязывающих предписаний.
3. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, который регламентируется большинством норм комментируемого Закона и практически всеми нормами Правил внутреннего распорядка.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и ИВС, обязаны:
соблюдать порядок содержания под стражей;
выполнять законные требования администрации следственного изолятора и ИВС;
соблюдать требования гигиены и санитарии;
соблюдать правила пожарной безопасности;
бережно относиться к имуществу следственного изолятора и ИВС;
проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников следственного изолятора, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
не препятствовать сотрудникам следственного изолятора и ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц;
соблюдать установленный распорядок дня;
быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками следственного изолятора и ИВС;
при входе в камеры сотрудников следственного изолятора ИВС по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;
по требованию сотрудников следственных изоляторов и иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;
иметь опрятный вид, после подъема заправлять койку;
при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников следственного изолятора держать руки назад;
соблюдать тишину.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается:
иметь при себе, получать в посылках и передачах, приобретать, хранить и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, запрещенными к хранению и использованию;
вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях следственного изолятора, перестукиваться или переписываться с ними;
нарушать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы;
без разрешения администрации выходить из камер и других помещений режимных корпусов;
нарушать линию охраны объектов следственных изоляторов;
изготовлять и употреблять алкогольные напитки, употреблять наркотические и психотропные вещества;
играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды;
наносить себе или иным лицам татуировки;
занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места;
пользоваться самодельными электроприборами;
пользоваться электроприборами без разрешения администрации;
разводить открытый огонь в камере;
содержать животных;
без разрешения администрации производить ремонт сантехники, осветительных приборов или регулировку освещения в камере;
засорять санузлы в камерах;
перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора и подбирать предметы, обнаруженные на его территории;
вступать в пререкания с нарядом по охране, отказываться или уклоняться от выполнения его распоряжений;
снимать со стен правила поведения и содержания под стражей, оклеивать стены бумагой, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, наносить на стены надписи и рисунки;
кричать, петь песни, нарушать тишину;
при движении по территории следственного изолятора выходить из строя, курить, разговаривать, заглядывать в камерные глазки, поднимать какие-либо предметы, нажимать кнопки тревожной сигнализации;
выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконники, высовываться в форточку, подходить вплотную к «глазку» двери, закрывать «глазок»;
продавать, дарить или отчуждать иным способом предметы, находящиеся в личном пользовании.
4. Подозреваемые и обвиняемые обязаны выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Под законными понимаются те требования, которые прямо вытекают из комментируемого Закона и Правил внутреннего распорядка. Эти требования должны основываться на соответствующих запрещающих и обязывающих нормах, которые обращены к обвиняемым и подозреваемым.
5. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила гигиены и санитарии. Основные принципы поддержания санитарии и гигиены закреплены в Законе РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. и в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 апреля 1993 г. и конкретизированы применительно к местам содержания под стражей в ряде ведомственных нормативных правовых актов, включая Правила внутреннего распорядка.
Закон РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Правила санитарии и гигиены являются общепринятыми в любом человеческом общежитии. Установление обязанности по их соблюдению подозреваемыми и обвиняемыми объясняется необходимостью поддержания достаточного уровня санитарии и гигиены в условиях нахождения в местах содержания большого количества людей, нередко страдающих инфекционными и иными заболеваниями. Поэтому подозреваемым и обвиняемым вменяется в обязанность в порядке очередности подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора, мыть бачок для питьевой воды и т.д.
6. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, которые устанавливаются администрацией места содержания под стражей по согласованию с инспекцией государственного пожарного надзора.
7. Подозреваемые и обвиняемые обязаны бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей, например инвентарю, оборудованию, постельному белью, одежде, которая им выдается при отсутствии собственной, книгам и журналам из библиотеки, настольным играм и т.д.
8. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, других подозреваемых и обвиняемых и иных лиц. В данном случае имеется в виду оскорбление словом, действием или иным способом, который унижает человеческое достоинство любого человека, употребление нецензурных слов и т.п.
Реализации данной обязанности служит установленные в Правилах внутреннего распорядка правила взаимоотношений между подозреваемыми и обвиняемыми, с одной стороны, и персоналом следственного изолятора и ИВС — с другой. Так, установлено, что подозреваемые и обвиняемые должны быть вежливыми в обращении с сотрудниками следственного изолятора или ИВС, обращаться к ним на «Вы» и называть их «гражданин» или «гражданка» и далее по званию или должности либо «гражданин начальник».
9. Подозреваемым и обвиняемым запрещается препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, выполнять их служебные обязанности. Под воспрепятствованием в выполнении служебных обязанностей понимается невыполнение ими законных требований указанных лиц, оказание сопротивления или противодействия в любой форме, а также подстрекательство к указанным действиям.
10. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц. Данная норма содержит два правила. Первое из них направлено на предупреждение самоубийства, членовредительства и голодовок указанных лиц; второе — на предупреждение нападения на сотрудников мест содержания под стражей, которое может стать основанием для применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (см. комментарий к ст. 44 — 47).
11. В комментируемой статье содержится норма, запрещающая обвиняемым и подозреваемым иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, не дозволенные к хранению и использованию (см. комментарий к ст. 25).
Инструкция Министерства внутренних дел от 01.06.2002 N 386″ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ»
5. Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Состав и расстановка нарядов
36. Для охраны подозреваемых и обвиняемых назначаются дежурный, помощник дежурного по изолятору временного содержания, полицейские по охране изолятора временного содержания (постовые и выводные). Состав наряда определяется начальником изолятора временного содержания.
37. Количество и вид постов, их расстановка и число выводных устанавливаются табелем постам по охране изолятора временного содержания (приложение 2), который составляется начальником изолятора временного содержания и утверждается начальником органа внутренних дел.
Каждому посту присваивается постоянный номер.
В органе внутренних дел, где нет штатных дежурных помощников, дежурных по изолятору временного содержания, их обязанности выполняют дежурные по органу внутренних дел.
В табеле постам указывается перечень объектов, находящихся под охраной, и обязанности наряда. Кроме табельных, по разрешению начальника изолятора временного содержания, органа внутренних дел, могут устанавливаться дополнительные посты для усиления охраны подозреваемых и обвиняемых.
Посты охраны делятся на два вида: посты наружной охраны и посты внутренней охраны.
38. Посты наружной охраны устанавливаются:
1) у главных ворот;
2) у подсобных ворот;
3) подвижные посты по охране периметра ограды и территории;
4) у прогулочных дворов, площадок.
Внутренние посты для охраны и наблюдения за поведением подозреваемых и обвиняемых устанавливаются в коридорах, где расположены камеры, возле дверей и выходов.
39. Выводные назначаются для вывода подозреваемых и обвиняемых из камер и охраны их при передвижении в пределах изолятора временного содержания. Обязанности выводного и постового на временных постах могут возлагаться на помощника дежурного по изолятору временного содержания или помощника дежурного по органу внутренних дел.
40. Постовые на внутренних постах и выводные несут службу без оружия. Постовой наружного поста по охране изолятора временного содержания вооружается пистолетом или автоматом.
41. В случаях направления подозреваемого или обвиняемого для оказания неотложной медицинской помощи в больницу органов здравоохранения, для охраны больного устанавливается круглосуточный парный пост. Один постовой несет охрану непосредственно в палате у больного независимо от того, в какую палату он помещен — одиночную или общую, а второй, в зависимости от условий, несет службу в коридоре или с внешней стороны больницы. Если в больницу направлена женщина, то на пост в палате назначается постовая женщина. Вместе с назначенными постовыми в больницу обязательно выезжает один из руководителей органа внутренних дел, изолятора временного содержания или дежурный по органу внутренних дел, либо помощник дежурного изолятора временного содержания, который на месте определяет порядок охраны и инструктирует постовых.
42. В дежурную смену, кроме дежурного, помощника дежурного входят:
1) постовые наружной охраны;
2) постовые внутренней охраны;
3) выводные.
43. На дежурную смену возлагается:
1) охрана изолятора временного содержания;
2) несение службы на внутренних и наружных постах;
3) поддержание установленного порядка и обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;
4) недопущение побегов и других чрезвычайных происшествий;
5) прием и оформление доставленных и убывающих подозреваемых и обвиняемых, производство их личного обыска;
6) конвоирование подозреваемых и обвиняемых в пределах изолятора временного содержания;
7) производство осмотра технических средств охраны;
8) выполнение других обязанностей по обеспечению охраны и надзора.
44. Дежурный (помощник дежурного) осуществляет оперативное руководство нарядом полиции по охране задержанных, содержащихся под стражей, и подчиняется начальнику изолятора временного содержания. Он несет ответственность за обеспечение установленного порядка содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение нарядом своих обязанностей.
45. Принимающий дежурство по изолятору временного содержания обязан:
1) проверить наличие и правильность оформления материалов, на основании которых подозреваемые и обвиняемые содержатся в изоляторе временного содержания, принять под расписку в книге приема — сдачи дежурства по изолятору временного содержания ключи от камер, наручники, другие специальные и технические средства, служебную документацию и бланки, а также изъятые у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности;
2) тщательно осмотреть, совместно со сменяющимися дежурными, камеры и другие помещения изолятора временного содержания, убедиться в исправности оборудования, средств связи, сигнализации и произвести обыск в камерах, проверить наличие подозреваемых и обвиняемых по счету и по имеющимся на них документам, произвести их опрос, личный обыск и досмотр их вещей. Произвести (в случаях отсутствия в камерах санузлов) поочередный вывод из камер подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступившего и сменяющегося нарядов. Какое-либо другое передвижение содержащихся в камерах лиц во время приема — сдачи дежурства по изолятору временного содержания не допускается;
3) доложить, совместно со сменяющимся дежурным, начальнику изолятора временного содержания и начальнику органа внутренних дел (его заместителю) о приеме и сдаче дежурства, об обнаруженных при этом недостатках и мерах, принятых по их устранению, с отметкой в книге приема — сдачи дежурств (приложение 3).
46. В последующем, дежурный (помощник дежурного) по изолятору временного содержания обязан:
1) принимать и сдавать дежурство в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией;
2) организовывать охрану изолятора временного содержания и обеспечивать установленный режим содержания подозреваемых и обвиняемых;
3) в отсутствии начальника изолятора временного содержания, органа внутренних дел, их заместителей, самостоятельно принимать все не терпящие отлагательства меры, по восстановлению порядка при чрезвычайном происшествии: ликвидации пожара, нападении, побеге, неподчинении;
4) лично производить смену постовых не реже трех — четырех раз в дневное время и не менее пяти — шести раз в ночное время, проверять несение службы нарядом, знание постовыми и выводными своих обязанностей, их экипировку, постоянно информировать наряд о лицах, за которыми необходим усиленный надзор, следить за состоянием оборудования изолятора временного состояния, исправностью связи, сигнализации и освещения;
5) принимать решения на вывод подозреваемых и обвиняемых из камер, лично открывать двери камер и ключи постоянно хранить у себя;
6) организовать в целях предупреждения чрезвычайных происшествий и других, установленных настоящей Инструкцией случаях, производство обыска подозреваемых и обвиняемых, досмотр принадлежащих им вещей и осмотр камер, проверять каждую информацию о подготовке к побегу и принимать соответствующие меры к устранению причин и условий, которые могут быть использованы при этом, усиливать охрану;
7) при выявлении попыток подкопа, пролома стен, потолка, пола, повреждений оконных решеток и замков немедленно докладывать об этом начальнику изолятора временного содержания, начальнику органа внутренних дел, переводить подозреваемых и обвиняемых в другие камеры или помещения;
8) лично производить прием обвиняемых и подозреваемых, доставленных в изолятор временного содержания; отмечать в книге учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, прием подозреваемых и обвиняемых, размещение их по камерам, а также лично присутствовать при освобождении либо убытии из изолятора временного содержания указанных лиц, оформлять личные дела (обложку, анкету и дактилоскопическую карту) и другие документы, связанные с содержанием в изоляторе временного содержания, заблаговременно сообщать начальнику изолятора временного содержания об истечении сроков содержания;
9) обеспечивать соблюдение законности личным составом дежурной смены;
10) следить за поддержанием порядка и чистоты во всех помещениях изолятора временного содержания, режимной зоне и в прогулочном дворе, не допускать нахождение в них посторонних лиц, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на охрану или при побеге, назначать из числа подозреваемых и обвиняемых на каждые сутки дежурных по камерам;
11) докладывать начальнику изолятора временного содержания по ходу дежурства и по окончании его обо всех происшествиях за сутки;
12) организовать правильное хранение, учет и обеспечение сохранности постового оружия;
13) обеспечивать строгое выполнение правил пропускной системы;
14) в необходимых случаях, на время отсутствия на посту, обязанности дежурного возлагаются на заместителя.
47. При осуществлении пропускного режима в изоляторе временного содержания дежурный (помощник дежурного) обязан:
1) проверять документы у лиц, прибывших в изолятор временного содержания для проверки несения службы, производства следственных действий, надзора за законностью, на свидание с подозреваемыми и обвиняемыми или в целях доставки передачи;
2) обеспечивать прием и тщательный досмотр передаваемых вещей, продуктов (посылок), не допуская передачи в изолятор временного содержания запрещенных предметов и переписки.
48. Дежурному (помощнику дежурного) запрещается:
1) сокращать число установленных табельных постов охраны или изменять их расстановку, за исключением случаев, вызванных неотложными мерами по пресечению побегов и иных чрезвычайных происшествий или особыми условиями;
2) освобождать кого-либо из состава наряда, кроме случаев внезапного заболевания или невозможности выполнять обязанности по иным причинам, при наличии разрешения начальника изолятора временного содержания и соответствующей замены;
3) отлучаться с территории изолятора временного содержания, отдыхать или спать, вести частные разговоры по телефону.
49. Дежурному разрешается самостоятельно устанавливать дополнительные временные посты в случаях:
1) отсутствия электрического света в темное время суток;
2) выхода из строя средств предупредительной сигнализации;
3) обнаружения неисправности замков или решеток и невозможности перевода содержащихся в другую камеру;
4) попытки или намерения со стороны подозреваемого или обвиняемого совершить суицид и в других необходимых случаях.
50. В случае болезни, дежурный докладывает начальнику изолятора временного содержания, органа внутренних дел или их заместителям и в дальнейшем поступает по их указанию.
51. Постовой внутреннего поста у камер с подозреваемыми и обвиняемыми, задержанными и заключенными под стражу, непосредственно подчиняется начальнику изолятора временного содержания, дежурному и его помощнику.
Он обязан:
1) при заступлении на пост проверить, совместно с дежурным (помощником дежурного) по изолятору временного содержания, начальником изолятора временного содержания или руководителями органа внутренних дел, состояние и исправность оборудования камер, кроватей, окон, решеток, пола, потолков, отопительных систем, сигнализации и освещения;
2) принять подозреваемых и обвиняемых по счету, знать в лицо тех, за кем требуется усиленное наблюдение;
3) до смены не оставлять пост ни при каких обстоятельствах;
4) бдительно нести службу, осуществлять постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах через дверные «глазки», бесшумно передвигаясь по коридору; точно и строго соблюдать правила их охраны при выводе из камер;
5) при нарушениях подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в изоляторе временного содержания требовать (через дверную форточку) прекращения нарушения, при неподчинении — вызывать на пост дежурного (помощника дежурного) по изолятору временного содержания или руководителей изолятора временного содержания;
6) при обнаружении приготовления к побегу или попытки его совершения, подать сигнал тревоги, вызвать на пост дежурного (помощника дежурного) и принять необходимые меры, не связанные с оставлением поста;
7) при обнаружении покушения на самоубийство, подать сигналы тревоги, до прибытия на пост дежурного (помощника дежурного) по изолятору временного содержания, через дверную форточку отдать распоряжение лицам, содержащимся в камере, о пресечении этих действий и оказании первой медицинской помощи;
8) в случае поступления из камер вызова, выяснить через дверную форточку его причины и дать ответ на интересующие вопросы, не отвлекаясь от выполнения своих служебных обязанностей, если это связано с необходимостью принятия каких-либо других мер, доложить об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;
9) следить за тем, чтобы в ночное время все охраняемые камеры были освещены;
10) докладывать дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания о результатах наблюдения за поведением подозреваемых и обвиняемых;
11) быть в постоянной готовности к действиям по расчету личного состава на случай происшествий, уметь пользоваться средствами связи, сигнализации и пожаротушения;
12) при выводе подозреваемых и обвиняемых на прогулку или санитарную обработку, передать их конвоиру по счету и по счету принять от него, отразив это в постовой ведомости.
На вопросы подозреваемых и обвиняемых постовой отвечает кратко и вежливо, не отвлекаясь от своих обязанностей. Если подозреваемый или обвиняемый обращается с какой-либо просьбой или хочет сделать срочное заявление, постовой ставит об этом в известность дежурного (помощника дежурного). Постовой никаких заявлений от подозреваемых и обвиняемых не принимает и ему запрещается вступать с ними в разговоры, не относящиеся к выполнению служебных обязанностей.
При посещении поста прямыми начальниками и лицами, инспектирующими изолятор временного содержания, постовой рапорта не отдает, а только представляется. Например: «Господин полковник. Постовой сержант полиции Канатов». Приказания и рапорты на внутренних постах отдаются вполголоса.
52. Постовой по охране подозреваемых и обвиняемых в прогулочном дворе, помимо выполнения обязанностей, перечисленных в пункте 51, обязан:
1) перед заступлением на пост проверить исправность ограждающих устройств, прогулочного двора, убедиться в отсутствии на его территории предметов, которые могут быть использованы для нападения или побега;
2) внимательно следить за поведением подозреваемых и обвиняемых на прогулке, не допускать с их стороны перебрасывания чего-либо через ограждения прогулочного двора, а также переговоров с посторонними лицами. В случае нарушения установленных правил поведения прогулка прекращается досрочно.
53. Постовой наружного поста обязан:
1) вести постоянное наблюдение за окнами, крышей здания изолятора временного содержания и ограждающими сооружениями;
2) не допускать проникновения подозреваемых и обвиняемых за установленную границу охраны и доступа посторонних лиц на территорию и в здание изолятора временного содержания;
3) при попытках подозреваемых и обвиняемых преодолеть границу охраны или попытках посторонних лиц проникнуть в запретную для них зону, подать сигнал тревоги и принять меры к пресечению этих действий;
4) при обнаружении повреждений ограждающего сооружения, охранной сигнализации, оконных решеток и рам, стен, крыши, выбрасывании вещей или записок, шума в камерах, незамедлительно докладывать об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;
5) в случаях нарушения общественного порядка в районе расположения изолятора временного содержания, принимать меры к их прекращению и одновременно докладывать об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;
6) иметь на посту оружие заряженным и готовым к действию (при этом досылать патрон в патронник запрещается), никому его не передавать, в том числе и лицам, которым подчинен;
7) постовой, имеющий в своем поле зрения прогулочные дворы, в случае нападения подозреваемых и обвиняемых на выводного или постового прогулочного двора или при попытке к побегу, дает сигнал тревоги и принимает меры (не покидая пост) к предупреждению побега через охраняемый периметр ограды.
54. При установлении поста у главных ворот или подсобных ворот постовые обязаны:
1) не допускать побега подозреваемых и обвиняемых через ворота и проникновения в изолятор временного содержания посторонних лиц;
2) ворота и входную дверь постоянно держать на запоре;
3) впускать в изолятор временного содержания и выпускать из изолятора временного содержания должностных лиц, сотрудников, посетителей, конвой с подозреваемыми и обвиняемыми, транспорт только с разрешения дежурного;
4) строго осуществлять требования пропускного режима: увидеть лицо входящего (выходящего) и тщательно проверить удостоверение личности или разрешение.
Если главный вход не оборудован электромеханическим или механическим запорами, управляемыми постовыми с поста, то прежде чем открыть входную дверь и впустить входящего в изолятор временного содержания, постовой открывает дверное окошко и принимает удостоверение личности и разрешение.
55. Постовым изолятора временного содержания запрещается:
1) во время несения службы самовольно покидать пост, спать, сидеть, читать на посту, петь, принимать пищу, вступать с подозреваемыми и обвиняемыми в разговоры, не вызываемые служебной необходимостью;
2) передавать подозреваемым и обвиняемым и принимать от них какие-либо предметы, вещи, записки, а также использовать их для оказания личных услуг.
56. Передвижение подозреваемых и обвиняемых, групповое или индивидуальное, по территории изолятора временного содержания производится в сопровождении выводных. Групповое передвижение обвиняемых и подозреваемых производится только строем.
Выводной непосредственно подчиняется дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания, начальнику изолятора временного содержания и его заместителям. Сопровождение выводными производится без оружия.
Он обязан:
1) по распоряжению дежурного (помощника дежурного) сопровождать подозреваемых и обвиняемых в следственные кабинеты, комнаты для свиданий, к медицинскому работнику и в иные помещения изолятора временного содержания. Поочередный вывод из камер содержащихся в изоляторе временного содержания лиц на прогулку, освидетельствование или обследование, санитарную обработку осуществлять только совместно с другими сотрудниками наряда;
2) производить личный обыск подозреваемых и обвиняемых каждый раз при выводе их из камер и по возвращении в них; тщательно осматривать перед очередным их выводом в прогулочный двор, следственные кабинеты, комнату свиданий, санпропускник, коридоры и другие помещения изолятора временного содержания, изымать обнаруженные в них предметы и вещи, которые могут быть использованы для нападения или побега, для обмена какой-либо информацией с другими лицами; докладывать дежурному и начальнику изолятора временного содержания о неисправности охранно — тревожной сигнализации, освещения и средств связи;
3) осуществлять непрерывное наблюдение за поведением подозреваемых и обвиняемых;
4) постоянно находиться у следственных кабинетов во время производства в них следственных действий, наблюдать за подозреваемыми и обвиняемыми во время их свиданий с родственниками и иными лицами, контролировать соблюдение ими установленных правил поведения;
5) при побегах и нападениях на охрану действовать в соответствии с расчетом личного состава на случай происшествий.
Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.
Введение. 1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых
II. Дополнительная
1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»
2. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».
СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:
Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Министерства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в подразделения по охране общественного порядка.
Содержание под стражей, подозреваемых и обвиняемых, осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.
Вопрос № 1. Правовое регулирование и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений органов внутренних дел (ИВС).
В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность.
Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.
Это правило нашло отражение в статье 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В то же время статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.
Что же касается режима содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, а также правил внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» (статья 14 п. 14) на нее возлагается ряд обязанностей по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.
Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создано подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Организационное построение данной службы выглядит следующим образом.
На федеральном уровне Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФобеспечивает эффективность деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.
На окружном уровне – в управлениях на транспорте МВД РФ по ФО создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции.
На межрегиональном уровне – в линейных управлениях МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
На региональном уровне — создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, спецучреждений полиции.
На районном уровне – создаются строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.
Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:
1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;
2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.
В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.
Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и ст.46 УПК РФ, подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.
Обвиняемый – это лицо, в отношении которого:
1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;
2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).
В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:
– подозреваемые;
– обвиняемые;
–осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.
В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.
Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:
а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 92 УПК РФ, составленный следователем или дознавателем;
б) для подозреваемых и обвиняемых – постановление суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения в соответствии со ст. 108 УПК РФ;
в) для осужденных к лишению свободы – приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;
г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника – копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.
Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции по охране общественного порядка и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который проверяет наличие документов, свидетельствующих о наличии оснований для заключения этих лиц под стражу и помещения их в изолятор, опрашивает доставленных и сверяет их ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета лиц, помещенных в ИВС.
Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные – досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи – досмотру.
По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.
У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть органа внутренних дел, а личные вещи – в камеру хранения ИВС.
На дежурного по ИВС возлагается также обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) т.е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.
До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником (наедине и конфиденциально) в порядке, установленном УПК РФ.
К основным требованиям, составляющим в совокупности режим содержанияв ИВС, относятся:
1. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.
2. Осуществление пропускного режима в ИВС.
3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.
4. Запрещение бесконвойного передвижения.
5. Система проверок, личного обыска и досмотра вещей.
Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:
1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;
2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;
3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;
4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;
5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;
6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;
7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.
Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:
– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов – по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;
– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы – по удостоверениям личности;
– сотрудники других служб – по предъявлении специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;
– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели – по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;
– сотрудники оперативных подразделений – по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;
– защитники – по документу, удостоверяющему личность и по предъявлении ими ордера юридической консультации – в следственные кабинеты;
– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым – по предъявлении паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.
Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.
Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т.п.
Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам:
а) мужчин и женщин;
б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;
в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, содержащихся в местах лишения свободы;
г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;
д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.
Кроме того, отдельно от других лиц должны содержаться:
е) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;
ж) подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;
з) подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;
и) осужденные к смертной казни;
к) иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;
л) лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;
м) подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;
н) больные (инфекционные и иные).
Запрет на бесконвойное передвижение означает, что камеры ИВС всегда должны быть надежно заперты и – находиться под охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета – освещаться.
Двери камер могут открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного. Следовательно, ключи от камер должны постоянно находиться у дежурного. Однако в ИВС с большим лимитом наполнения ключи от камер могут вручаться помощнику дежурного, а в многоэтажных ИВС – также постовым у камер на втором и третьем этажах.
При открытии камер, для вывода подозреваемых (обвиняемых) принимаются меры предосторожности, исключающие возможность совершения побега из ИВС или нападения на охрану. В целях предупреждения подобных действий камеры ИВС оборудуются ограничителями открытия дверей камер на определенный угол, позволяющий выпускать задержанных только по одному.
Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер производится в ограниченном количестве случаев и в строго определенные места:
– в следственные кабинеты ИВС;
– в комнаты для свиданий;
– в прогулочный двор;
– к медицинскому работнику;
– в туалет (при отсутствии санузлов в камерах);
– для передачи конвою;
– для уборки помещений;
– для полного обыска.
Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах, в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.
Передвижение подозреваемых и обвиняемых (групповое или одиночное) внутри ИВС и в прогулочный двор производится по установленным маршрутам и только в сопровождении выводного (выводных).
Налаженная система проверок, личного обыска и досмотра вещей.
Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в изоляторе, регулярно подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи – досмотру.
Личный обыск может быть полным и неполным.
Полный личный обыск производится в присутствии понятых при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС, их выводе за пределы ИВС и по возвращении в изолятор.
Полный обыск проводится также по указанию проверяющих, либо при наличии данных о приготовлении к побегу, самоубийству, нападению на конвой (охрану) либо на иных лиц, содержащихся в ИВС, и иных чрезвычайных обстоятельствах.
Порядок проведения полного обыска регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами МВД России.
Обнаруженные при обыске у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности изымаются, о чем составляется акт, который вместе с изъятым имуществом передается следователю или дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела.
Неполный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, дознавателю, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками и иными лицами, при выводе в санпропускник, на прогулку, при утренних и вечерних проверках камер. При таком виде обыска понятые не приглашаются.
Ежесуточно для работы в изоляторе временного содержания назначаются дежурный по ИВС, его помощник, постовые и выводные.
Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные – для охраны ИВС с внешней стороны.
Постовые на внутренних постах и выводные милиционеры несут службу без оружия. Постовой наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.
Количество и вид назначаемых нарядов, их расстановка устанавливаются табелем постов, утверждаемым начальником органа внутренних дел.
В соответствии со ст. 94 УПК РФ сроки содержания лиц, помещенных в ИВС, по общему правилу не должны превышать 48 часов.
Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, допускается на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.
Основания освобождения подозреваемого из ИВС перечислены в ст. 94 УПК РФ. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:
1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;
2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;
3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.
Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей по истечении 48 часов с момента задержания не поступит, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания (следователя) и прокурора.
При этом какие-либо устные распоряжения, в том числе поступившие по телефону исполнению не подлежат.
Перед освобождением из ИВС лица, содержащегося под стражей, начальник ИВС или дежурный обязаны сверить постановление об освобождении с документами, на основании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствии личности освобождаемого. Освобождаемому возвращаются под расписку изъятые при помещении в изолятор вещи, ценности, документы и деньги. В случае необходимости ему может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС.
Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.
Охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является одним из видов административной деятельности органов внутренних дел (полиции), имеющий свою правовую основу и осуществляемый в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащихся под стражей.
Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел создаваемые в МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов РФ, органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. ИВС это специализированное подразделение, предназначенное для содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.
Правовой основой содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются принципы и нормы международного права, международные договоры, Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты МВД России.
Основными законодательными актами, регулирующими указанные правоотношения, являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О полиции» и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».
Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществляется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей.
В ИВС временно содержатся следующие категории лиц:
1) подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (по Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый — это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения);
2) обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (обвиняемый — это лицо, в отношении которого в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в совершении преступления);
3) подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоляторов (СИЗО) для выполнения следственных действий, судебного производства за пределами населенных пунктов, где находятся СИЗО, из которых ежедневная доставка их не возможна.
Запрещается помещение и содержание в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в состоянии опьянения или арестованных в административном порядке при наличии в ОВД специального приемника, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации.
Охрана подозреваемых и обвиняемых предусматривает комплекс организационных и практических мер, осуществляемых в целях недопущения побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса имущества либо проноса запрещенных предметов, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нормативно-правовыми актами.
Содержание подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении надлежащего режима их изоляции, раздельного размещения и осуществления постоянного надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, сокрыть вещественные доказательства, воспрепятствовать установлению истины по уголовному делу или продолжать заниматься преступной деятельностью.
Для выполнения обязанностей по охране указанных категорий лиц в ИВС создаются охранно-конвойные подразделения. Численность таких подразделений зависит от лимита наполнения ИВС, например, при лимите наполнения до 25 человек численность подразделения должна составлять 8-11 единиц сотрудников; при лимите 26-50 человек — 13-16 единиц сотрудников; при лимите 51-75 человек — 17-20 единиц и при лимите 76-100 мел. — 21-25 единиц сотрудников. В Москве и Санкт-Петербурге численность подразделений определена в индивидуальном порядке МВД России.
Ежесуточно для охраны подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания назначаются: дежурный по ИВС, его помощник, сотрудники охранно-конвойной службы (постовые и выводные), кинолог, водитель и дежурный фельдшер медицинской части. Состав наряда на предстоящие сутки определяется начальником ИВС и утверждается начальником ОВД.
Количество и вид постов, их расстановка устанавливаются табелем поста, который составляется начальником ИВС и утверждается начальником ОВД. Каждому посту присваивается постоянный номер. Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные — для охраны ИВС с внешней стороны. Постовые на внутренних постах и выводные сотрудники полиции несут службу без оружия. Постовой наружного поста по периметру здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.
Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечивается начальником ОВД, его заместителем — начальником полиции, заместителем начальника полиции по охране общественного порядка, начальником ИВС и включает в себя следующие правила.
1. Соблюдение установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.
2. Осуществление пропускного режима в ИВС.
3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними.
4. Запрещение бесконвойного передвижения.
5. Систему проверок, личного обыска и досмотра вещей.