Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых

Статья 17. Права подозреваемых и обвиняемых

Подозреваемые и обвиняемые имеют право:

1) получать информацию о своих правах и обязанностях, режиме содержания под стражей, дисциплинарных требованиях, порядке подачи предложений, заявлений и жалоб;

2) на личную безопасность в местах содержания под стражей;

3) обращаться с просьбой о личном приеме к начальнику места содержания под стражей и лицам, контролирующим деятельность места содержания под стражей, во время нахождения указанных лиц на его территории;

ГАРАНТ:

По делу о проверке конституционности пунктов 4 и 5 части первой статьи 17 и статьи 18 настоящего Федерального закона см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 2001 г. N 276-О

4) на свидания с защитником;

О вступлении в силу пункта 5 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона

5) на свидания с родственниками и иными лицами, перечисленными в статье 18 настоящего Федерального закона;

6) хранить при себе документы и записи, относящиеся к уголовному делу либо касающиеся вопросов реализации своих прав и законных интересов, за исключением тех документов и записей, которые могут быть использованы в противоправных целях или которые содержат сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну;

7) обращаться с предложениями, заявлениями и жалобами, в том числе в суд, по вопросу о законности и обоснованности их содержания под стражей и нарушения их законных прав и интересов;

О порядке возмещения ущерба, причиненного гражданину незаконным применением в качестве меры пресечения заключения под стражу, см. Указ Президиума ВС СССР от 18 мая 1981 г. N 4892-X

8) вести переписку и пользоваться письменными принадлежностями;

9) получать бесплатное питание, материально-бытовое и медико-санитарное обеспечение, в том числе в период участия их в следственных действиях и судебных заседаниях;

10) на восьмичасовой сон в ночное время, в течение которого запрещается их привлечение к участию в процессуальных и иных действиях, за исключением случаев, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации;

О вступлении в силу пункта 11 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона

11) пользоваться ежедневной прогулкой продолжительностью не менее одного часа;

12) пользоваться собственными постельными принадлежностями, а также другими вещами и предметами, перечень и количество которых определяются Правилами внутреннего распорядка;

13) пользоваться литературой и изданиями периодической печати из библиотеки места содержания под стражей либо приобретенными через администрацию места содержания под стражей в торговой сети, а также настольными играми;

14) отправлять религиозные обряды в помещениях места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, иметь при себе религиозную литературу, предметы религиозного культа — при условии соблюдения Правил внутреннего распорядка и прав других подозреваемых и обвиняемых;

15) заниматься самообразованием и пользоваться для этого специальной литературой;

О вступлении в силу пункта 16 части первой статьи 17 см. статью 52 настоящего Федерального закона

16) получать посылки, передачи;

17) на вежливое обращение со стороны сотрудников мест содержания под стражей;

18) участвовать в гражданско-правовых сделках.

Подозреваемые и обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу и которые содержатся в следственных изоляторах и тюрьмах, имеют также право:

1) получать и отправлять денежные переводы;

2) заключать и расторгать брак, участвовать в иных семейно-правовых отношениях в случае, если это не противоречит настоящему Федеральному закону;

3) приобретать продукты питания и предметы первой необходимости в магазине (ларьке) следственного изолятора (тюрьмы) либо через администрацию места содержания под стражей в торговой сети;

4) подписываться на газеты и журналы и получать их;

5) получать от администрации при необходимости одежду по сезону, разрешенную к ношению в местах содержания под стражей;

6) на платные телефонные разговоры при наличии технических возможностей и под контролем администрации с разрешения лица или органа, в производстве которого находится уголовное дело, либо суда. Порядок организации телефонных разговоров определяется федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится место содержания под стражей.

Подозреваемым и обвиняемым, содержащимся под стражей, при наличии соответствующих условий предоставляется возможность трудиться.

Статья 36. Основные обязанности подозреваемых и обвиняемых. Подозреваемые и обвиняемые обязаны:

1) соблюдать порядок содержания под стражей, установленный настоящим Федеральным законом и Правилами внутреннего распорядка;
2) выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей;
3) соблюдать требования гигиены и санитарии;
4) соблюдать правила пожарной безопасности;
5) бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей;
6) проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
7) не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
8) не препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
9) не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, запрещенные к хранению и использованию в соответствии с частью четвертой статьи 25 настоящего Федерального закона, а также хранить их и пользоваться ими.
Комментарий к статье 36
1. Под юридической обязанностью понимается установленная в обязывающих и запрещающих нормах мера необходимого поведения подозреваемого или обвиняемого во время нахождения под стражей, обеспечивающая достижение целей поддержания правопорядка во время содержания под стражей, соблюдения прав и законных интересов как самого обязанного лица, так и иных лиц, а также достижение задач, предусмотренных уголовно — исполнительным законодательством.
2. В комментируемой статье перечислены лишь основные обязанности подозреваемых и обвиняемых, поскольку во многих нормах Закона эти обязанности уточняются и детализируются. Кроме того, Закон содержит запретительные нормы, адресованные этим лицам, которые можно также рассматривать как разновидность обязывающих предписаний.
3. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать порядок содержания под стражей, который регламентируется большинством норм комментируемого Закона и практически всеми нормами Правил внутреннего распорядка.
Подозреваемые и обвиняемые, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах и ИВС, обязаны:
соблюдать порядок содержания под стражей;
выполнять законные требования администрации следственного изолятора и ИВС;
соблюдать требования гигиены и санитарии;
соблюдать правила пожарной безопасности;
бережно относиться к имуществу следственного изолятора и ИВС;
проводить уборку камер и других помещений в порядке очередности;
не совершать действий, унижающих достоинство сотрудников следственного изолятора, подозреваемых и обвиняемых, а также других лиц;
не препятствовать сотрудникам следственного изолятора и ИВС, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, в выполнении ими служебных обязанностей;
не совершать умышленных действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц;
соблюдать установленный распорядок дня;
быть вежливыми между собой и в обращении с сотрудниками следственного изолятора и ИВС;
при входе в камеры сотрудников следственного изолятора ИВС по их команде вставать и выстраиваться в указанном месте;
по требованию сотрудников следственных изоляторов и иных должностных лиц сообщать свою фамилию, имя, отчество;
иметь опрятный вид, после подъема заправлять койку;
при движении под конвоем или в сопровождении сотрудников следственного изолятора держать руки назад;
соблюдать тишину.
Подозреваемым и обвиняемым запрещается:
иметь при себе, получать в посылках и передачах, приобретать, хранить и пользоваться предметами, веществами и продуктами питания, запрещенными к хранению и использованию;
вести переговоры, осуществлять передачу каких-либо предметов лицам, содержащимся в других камерах или иных помещениях следственного изолятора, перестукиваться или переписываться с ними;
нарушать установленный порядок ведения переговоров, передачи каких-либо предметов и переписки с лицами, находящимися на свободе или отбывающими наказания в местах лишения свободы;
без разрешения администрации выходить из камер и других помещений режимных корпусов;
нарушать линию охраны объектов следственных изоляторов;
изготовлять и употреблять алкогольные напитки, употреблять наркотические и психотропные вещества;
играть в настольные игры с целью извлечения материальной или иной выгоды;
наносить себе или иным лицам татуировки;
занавешивать и менять без разрешения администрации спальные места;
пользоваться самодельными электроприборами;
пользоваться электроприборами без разрешения администрации;
разводить открытый огонь в камере;
содержать животных;
без разрешения администрации производить ремонт сантехники, осветительных приборов или регулировку освещения в камере;
засорять санузлы в камерах;
перебрасывать что-либо за пределы прогулочного двора и подбирать предметы, обнаруженные на его территории;
вступать в пререкания с нарядом по охране, отказываться или уклоняться от выполнения его распоряжений;
снимать со стен правила поведения и содержания под стражей, оклеивать стены бумагой, фотографиями, рисунками, вырезками из газет и журналов, наносить на стены надписи и рисунки;
кричать, петь песни, нарушать тишину;
при движении по территории следственного изолятора выходить из строя, курить, разговаривать, заглядывать в камерные глазки, поднимать какие-либо предметы, нажимать кнопки тревожной сигнализации;
выбрасывать что-либо из окон, взбираться на подоконники, высовываться в форточку, подходить вплотную к «глазку» двери, закрывать «глазок»;
продавать, дарить или отчуждать иным способом предметы, находящиеся в личном пользовании.
4. Подозреваемые и обвиняемые обязаны выполнять законные требования администрации мест содержания под стражей. Под законными понимаются те требования, которые прямо вытекают из комментируемого Закона и Правил внутреннего распорядка. Эти требования должны основываться на соответствующих запрещающих и обязывающих нормах, которые обращены к обвиняемым и подозреваемым.
5. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила гигиены и санитарии. Основные принципы поддержания санитарии и гигиены закреплены в Законе РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 19 апреля 1991 г. и в Основах законодательства Российской Федерации «Об охране здоровья граждан» от 22 апреля 1993 г. и конкретизированы применительно к местам содержания под стражей в ряде ведомственных нормативных правовых актов, включая Правила внутреннего распорядка.
Закон РСФСР «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 19.04.1991 N 1034-1 утратил силу в связи с принятием Федерального закона «О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» от 30.03.1999 N 52-ФЗ. Правила санитарии и гигиены являются общепринятыми в любом человеческом общежитии. Установление обязанности по их соблюдению подозреваемыми и обвиняемыми объясняется необходимостью поддержания достаточного уровня санитарии и гигиены в условиях нахождения в местах содержания большого количества людей, нередко страдающих инфекционными и иными заболеваниями. Поэтому подозреваемым и обвиняемым вменяется в обязанность в порядке очередности подметать и мыть пол в камере, производить уборку камерного санузла, прогулочного двора, мыть бачок для питьевой воды и т.д.
6. Подозреваемые и обвиняемые обязаны соблюдать правила пожарной безопасности, которые устанавливаются администрацией места содержания под стражей по согласованию с инспекцией государственного пожарного надзора.
7. Подозреваемые и обвиняемые обязаны бережно относиться к имуществу мест содержания под стражей, например инвентарю, оборудованию, постельному белью, одежде, которая им выдается при отсутствии собственной, книгам и журналам из библиотеки, настольным играм и т.д.
8. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, унижающих достоинство сотрудников мест содержания под стражей, других подозреваемых и обвиняемых и иных лиц. В данном случае имеется в виду оскорбление словом, действием или иным способом, который унижает человеческое достоинство любого человека, употребление нецензурных слов и т.п.
Реализации данной обязанности служит установленные в Правилах внутреннего распорядка правила взаимоотношений между подозреваемыми и обвиняемыми, с одной стороны, и персоналом следственного изолятора и ИВС — с другой. Так, установлено, что подозреваемые и обвиняемые должны быть вежливыми в обращении с сотрудниками следственного изолятора или ИВС, обращаться к ним на «Вы» и называть их «гражданин» или «гражданка» и далее по званию или должности либо «гражданин начальник».
9. Подозреваемым и обвиняемым запрещается препятствовать сотрудникам мест содержания под стражей, а также иным лицам, обеспечивающим порядок содержания под стражей, выполнять их служебные обязанности. Под воспрепятствованием в выполнении служебных обязанностей понимается невыполнение ими законных требований указанных лиц, оказание сопротивления или противодействия в любой форме, а также подстрекательство к указанным действиям.
10. Подозреваемые и обвиняемые не должны совершать действий, угрожающих собственной жизни и здоровью, а также жизни и здоровью других лиц. Данная норма содержит два правила. Первое из них направлено на предупреждение самоубийства, членовредительства и голодовок указанных лиц; второе — на предупреждение нападения на сотрудников мест содержания под стражей, которое может стать основанием для применения физической силы, специальных средств, газового и огнестрельного оружия (см. комментарий к ст. 44 — 47).
11. В комментируемой статье содержится норма, запрещающая обвиняемым и подозреваемым иметь при себе предметы, вещества и продукты питания, не дозволенные к хранению и использованию (см. комментарий к ст. 25).

Инструкция Министерства внутренних дел от 01.06.2002 N 386″ИНСТРУКЦИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ НЕСЕНИЯ СЛУЖБЫ, ОБЕСПЕЧЕНИЮ ОХРАНЫ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ, СОДЕРЖАЩИХСЯ В ИЗОЛЯТОРАХ ВРЕМЕННОГО СОДЕРЖАНИЯ»

5. Охрана подозреваемых и обвиняемых в изоляторах временного содержания. Состав и расстановка нарядов

36. Для охраны подозреваемых и обвиняемых назначаются дежурный, помощник дежурного по изолятору временного содержания, полицейские по охране изолятора временного содержания (постовые и выводные). Состав наряда определяется начальником изолятора временного содержания.

37. Количество и вид постов, их расстановка и число выводных устанавливаются табелем постам по охране изолятора временного содержания (приложение 2), который составляется начальником изолятора временного содержания и утверждается начальником органа внутренних дел.

Каждому посту присваивается постоянный номер.

В органе внутренних дел, где нет штатных дежурных помощников, дежурных по изолятору временного содержания, их обязанности выполняют дежурные по органу внутренних дел.

В табеле постам указывается перечень объектов, находящихся под охраной, и обязанности наряда. Кроме табельных, по разрешению начальника изолятора временного содержания, органа внутренних дел, могут устанавливаться дополнительные посты для усиления охраны подозреваемых и обвиняемых.

Посты охраны делятся на два вида: посты наружной охраны и посты внутренней охраны.

38. Посты наружной охраны устанавливаются:

1) у главных ворот;

2) у подсобных ворот;

3) подвижные посты по охране периметра ограды и территории;

4) у прогулочных дворов, площадок.

Внутренние посты для охраны и наблюдения за поведением подозреваемых и обвиняемых устанавливаются в коридорах, где расположены камеры, возле дверей и выходов.

39. Выводные назначаются для вывода подозреваемых и обвиняемых из камер и охраны их при передвижении в пределах изолятора временного содержания. Обязанности выводного и постового на временных постах могут возлагаться на помощника дежурного по изолятору временного содержания или помощника дежурного по органу внутренних дел.

40. Постовые на внутренних постах и выводные несут службу без оружия. Постовой наружного поста по охране изолятора временного содержания вооружается пистолетом или автоматом.

41. В случаях направления подозреваемого или обвиняемого для оказания неотложной медицинской помощи в больницу органов здравоохранения, для охраны больного устанавливается круглосуточный парный пост. Один постовой несет охрану непосредственно в палате у больного независимо от того, в какую палату он помещен — одиночную или общую, а второй, в зависимости от условий, несет службу в коридоре или с внешней стороны больницы. Если в больницу направлена женщина, то на пост в палате назначается постовая женщина. Вместе с назначенными постовыми в больницу обязательно выезжает один из руководителей органа внутренних дел, изолятора временного содержания или дежурный по органу внутренних дел, либо помощник дежурного изолятора временного содержания, который на месте определяет порядок охраны и инструктирует постовых.

42. В дежурную смену, кроме дежурного, помощника дежурного входят:

1) постовые наружной охраны;

2) постовые внутренней охраны;

3) выводные.

43. На дежурную смену возлагается:

1) охрана изолятора временного содержания;

2) несение службы на внутренних и наружных постах;

3) поддержание установленного порядка и обеспечение изоляции подозреваемых и обвиняемых;

4) недопущение побегов и других чрезвычайных происшествий;

5) прием и оформление доставленных и убывающих подозреваемых и обвиняемых, производство их личного обыска;

6) конвоирование подозреваемых и обвиняемых в пределах изолятора временного содержания;

7) производство осмотра технических средств охраны;

8) выполнение других обязанностей по обеспечению охраны и надзора.

44. Дежурный (помощник дежурного) осуществляет оперативное руководство нарядом полиции по охране задержанных, содержащихся под стражей, и подчиняется начальнику изолятора временного содержания. Он несет ответственность за обеспечение установленного порядка содержания подозреваемых и обвиняемых, выполнение нарядом своих обязанностей.

45. Принимающий дежурство по изолятору временного содержания обязан:

1) проверить наличие и правильность оформления материалов, на основании которых подозреваемые и обвиняемые содержатся в изоляторе временного содержания, принять под расписку в книге приема — сдачи дежурства по изолятору временного содержания ключи от камер, наручники, другие специальные и технические средства, служебную документацию и бланки, а также изъятые у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности;

2) тщательно осмотреть, совместно со сменяющимися дежурными, камеры и другие помещения изолятора временного содержания, убедиться в исправности оборудования, средств связи, сигнализации и произвести обыск в камерах, проверить наличие подозреваемых и обвиняемых по счету и по имеющимся на них документам, произвести их опрос, личный обыск и досмотр их вещей. Произвести (в случаях отсутствия в камерах санузлов) поочередный вывод из камер подозреваемых и обвиняемых в туалет под охраной заступившего и сменяющегося нарядов. Какое-либо другое передвижение содержащихся в камерах лиц во время приема — сдачи дежурства по изолятору временного содержания не допускается;

3) доложить, совместно со сменяющимся дежурным, начальнику изолятора временного содержания и начальнику органа внутренних дел (его заместителю) о приеме и сдаче дежурства, об обнаруженных при этом недостатках и мерах, принятых по их устранению, с отметкой в книге приема — сдачи дежурств (приложение 3).

46. В последующем, дежурный (помощник дежурного) по изолятору временного содержания обязан:

1) принимать и сдавать дежурство в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией;

2) организовывать охрану изолятора временного содержания и обеспечивать установленный режим содержания подозреваемых и обвиняемых;

3) в отсутствии начальника изолятора временного содержания, органа внутренних дел, их заместителей, самостоятельно принимать все не терпящие отлагательства меры, по восстановлению порядка при чрезвычайном происшествии: ликвидации пожара, нападении, побеге, неподчинении;

4) лично производить смену постовых не реже трех — четырех раз в дневное время и не менее пяти — шести раз в ночное время, проверять несение службы нарядом, знание постовыми и выводными своих обязанностей, их экипировку, постоянно информировать наряд о лицах, за которыми необходим усиленный надзор, следить за состоянием оборудования изолятора временного состояния, исправностью связи, сигнализации и освещения;

5) принимать решения на вывод подозреваемых и обвиняемых из камер, лично открывать двери камер и ключи постоянно хранить у себя;

6) организовать в целях предупреждения чрезвычайных происшествий и других, установленных настоящей Инструкцией случаях, производство обыска подозреваемых и обвиняемых, досмотр принадлежащих им вещей и осмотр камер, проверять каждую информацию о подготовке к побегу и принимать соответствующие меры к устранению причин и условий, которые могут быть использованы при этом, усиливать охрану;

7) при выявлении попыток подкопа, пролома стен, потолка, пола, повреждений оконных решеток и замков немедленно докладывать об этом начальнику изолятора временного содержания, начальнику органа внутренних дел, переводить подозреваемых и обвиняемых в другие камеры или помещения;

8) лично производить прием обвиняемых и подозреваемых, доставленных в изолятор временного содержания; отмечать в книге учета лиц, содержащихся в изоляторе временного содержания, прием подозреваемых и обвиняемых, размещение их по камерам, а также лично присутствовать при освобождении либо убытии из изолятора временного содержания указанных лиц, оформлять личные дела (обложку, анкету и дактилоскопическую карту) и другие документы, связанные с содержанием в изоляторе временного содержания, заблаговременно сообщать начальнику изолятора временного содержания об истечении сроков содержания;

9) обеспечивать соблюдение законности личным составом дежурной смены;

10) следить за поддержанием порядка и чистоты во всех помещениях изолятора временного содержания, режимной зоне и в прогулочном дворе, не допускать нахождение в них посторонних лиц, а также предметов, которые могут быть использованы для нападения на охрану или при побеге, назначать из числа подозреваемых и обвиняемых на каждые сутки дежурных по камерам;

11) докладывать начальнику изолятора временного содержания по ходу дежурства и по окончании его обо всех происшествиях за сутки;

12) организовать правильное хранение, учет и обеспечение сохранности постового оружия;

13) обеспечивать строгое выполнение правил пропускной системы;

14) в необходимых случаях, на время отсутствия на посту, обязанности дежурного возлагаются на заместителя.

47. При осуществлении пропускного режима в изоляторе временного содержания дежурный (помощник дежурного) обязан:

1) проверять документы у лиц, прибывших в изолятор временного содержания для проверки несения службы, производства следственных действий, надзора за законностью, на свидание с подозреваемыми и обвиняемыми или в целях доставки передачи;

2) обеспечивать прием и тщательный досмотр передаваемых вещей, продуктов (посылок), не допуская передачи в изолятор временного содержания запрещенных предметов и переписки.

48. Дежурному (помощнику дежурного) запрещается:

1) сокращать число установленных табельных постов охраны или изменять их расстановку, за исключением случаев, вызванных неотложными мерами по пресечению побегов и иных чрезвычайных происшествий или особыми условиями;

2) освобождать кого-либо из состава наряда, кроме случаев внезапного заболевания или невозможности выполнять обязанности по иным причинам, при наличии разрешения начальника изолятора временного содержания и соответствующей замены;

3) отлучаться с территории изолятора временного содержания, отдыхать или спать, вести частные разговоры по телефону.

49. Дежурному разрешается самостоятельно устанавливать дополнительные временные посты в случаях:

1) отсутствия электрического света в темное время суток;

2) выхода из строя средств предупредительной сигнализации;

3) обнаружения неисправности замков или решеток и невозможности перевода содержащихся в другую камеру;

4) попытки или намерения со стороны подозреваемого или обвиняемого совершить суицид и в других необходимых случаях.

50. В случае болезни, дежурный докладывает начальнику изолятора временного содержания, органа внутренних дел или их заместителям и в дальнейшем поступает по их указанию.

51. Постовой внутреннего поста у камер с подозреваемыми и обвиняемыми, задержанными и заключенными под стражу, непосредственно подчиняется начальнику изолятора временного содержания, дежурному и его помощнику.

Он обязан:

1) при заступлении на пост проверить, совместно с дежурным (помощником дежурного) по изолятору временного содержания, начальником изолятора временного содержания или руководителями органа внутренних дел, состояние и исправность оборудования камер, кроватей, окон, решеток, пола, потолков, отопительных систем, сигнализации и освещения;

2) принять подозреваемых и обвиняемых по счету, знать в лицо тех, за кем требуется усиленное наблюдение;

3) до смены не оставлять пост ни при каких обстоятельствах;

4) бдительно нести службу, осуществлять постоянный надзор за поведением подозреваемых и обвиняемых в камерах через дверные «глазки», бесшумно передвигаясь по коридору; точно и строго соблюдать правила их охраны при выводе из камер;

5) при нарушениях подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в изоляторе временного содержания требовать (через дверную форточку) прекращения нарушения, при неподчинении — вызывать на пост дежурного (помощника дежурного) по изолятору временного содержания или руководителей изолятора временного содержания;

6) при обнаружении приготовления к побегу или попытки его совершения, подать сигнал тревоги, вызвать на пост дежурного (помощника дежурного) и принять необходимые меры, не связанные с оставлением поста;

7) при обнаружении покушения на самоубийство, подать сигналы тревоги, до прибытия на пост дежурного (помощника дежурного) по изолятору временного содержания, через дверную форточку отдать распоряжение лицам, содержащимся в камере, о пресечении этих действий и оказании первой медицинской помощи;

8) в случае поступления из камер вызова, выяснить через дверную форточку его причины и дать ответ на интересующие вопросы, не отвлекаясь от выполнения своих служебных обязанностей, если это связано с необходимостью принятия каких-либо других мер, доложить об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;

9) следить за тем, чтобы в ночное время все охраняемые камеры были освещены;

10) докладывать дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания о результатах наблюдения за поведением подозреваемых и обвиняемых;

11) быть в постоянной готовности к действиям по расчету личного состава на случай происшествий, уметь пользоваться средствами связи, сигнализации и пожаротушения;

12) при выводе подозреваемых и обвиняемых на прогулку или санитарную обработку, передать их конвоиру по счету и по счету принять от него, отразив это в постовой ведомости.

На вопросы подозреваемых и обвиняемых постовой отвечает кратко и вежливо, не отвлекаясь от своих обязанностей. Если подозреваемый или обвиняемый обращается с какой-либо просьбой или хочет сделать срочное заявление, постовой ставит об этом в известность дежурного (помощника дежурного). Постовой никаких заявлений от подозреваемых и обвиняемых не принимает и ему запрещается вступать с ними в разговоры, не относящиеся к выполнению служебных обязанностей.

При посещении поста прямыми начальниками и лицами, инспектирующими изолятор временного содержания, постовой рапорта не отдает, а только представляется. Например: «Господин полковник. Постовой сержант полиции Канатов». Приказания и рапорты на внутренних постах отдаются вполголоса.

52. Постовой по охране подозреваемых и обвиняемых в прогулочном дворе, помимо выполнения обязанностей, перечисленных в пункте 51, обязан:

1) перед заступлением на пост проверить исправность ограждающих устройств, прогулочного двора, убедиться в отсутствии на его территории предметов, которые могут быть использованы для нападения или побега;

2) внимательно следить за поведением подозреваемых и обвиняемых на прогулке, не допускать с их стороны перебрасывания чего-либо через ограждения прогулочного двора, а также переговоров с посторонними лицами. В случае нарушения установленных правил поведения прогулка прекращается досрочно.

53. Постовой наружного поста обязан:

1) вести постоянное наблюдение за окнами, крышей здания изолятора временного содержания и ограждающими сооружениями;

2) не допускать проникновения подозреваемых и обвиняемых за установленную границу охраны и доступа посторонних лиц на территорию и в здание изолятора временного содержания;

3) при попытках подозреваемых и обвиняемых преодолеть границу охраны или попытках посторонних лиц проникнуть в запретную для них зону, подать сигнал тревоги и принять меры к пресечению этих действий;

4) при обнаружении повреждений ограждающего сооружения, охранной сигнализации, оконных решеток и рам, стен, крыши, выбрасывании вещей или записок, шума в камерах, незамедлительно докладывать об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;

5) в случаях нарушения общественного порядка в районе расположения изолятора временного содержания, принимать меры к их прекращению и одновременно докладывать об этом дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания;

6) иметь на посту оружие заряженным и готовым к действию (при этом досылать патрон в патронник запрещается), никому его не передавать, в том числе и лицам, которым подчинен;

7) постовой, имеющий в своем поле зрения прогулочные дворы, в случае нападения подозреваемых и обвиняемых на выводного или постового прогулочного двора или при попытке к побегу, дает сигнал тревоги и принимает меры (не покидая пост) к предупреждению побега через охраняемый периметр ограды.

54. При установлении поста у главных ворот или подсобных ворот постовые обязаны:

1) не допускать побега подозреваемых и обвиняемых через ворота и проникновения в изолятор временного содержания посторонних лиц;

2) ворота и входную дверь постоянно держать на запоре;

3) впускать в изолятор временного содержания и выпускать из изолятора временного содержания должностных лиц, сотрудников, посетителей, конвой с подозреваемыми и обвиняемыми, транспорт только с разрешения дежурного;

4) строго осуществлять требования пропускного режима: увидеть лицо входящего (выходящего) и тщательно проверить удостоверение личности или разрешение.

Если главный вход не оборудован электромеханическим или механическим запорами, управляемыми постовыми с поста, то прежде чем открыть входную дверь и впустить входящего в изолятор временного содержания, постовой открывает дверное окошко и принимает удостоверение личности и разрешение.

55. Постовым изолятора временного содержания запрещается:

1) во время несения службы самовольно покидать пост, спать, сидеть, читать на посту, петь, принимать пищу, вступать с подозреваемыми и обвиняемыми в разговоры, не вызываемые служебной необходимостью;

2) передавать подозреваемым и обвиняемым и принимать от них какие-либо предметы, вещи, записки, а также использовать их для оказания личных услуг.

56. Передвижение подозреваемых и обвиняемых, групповое или индивидуальное, по территории изолятора временного содержания производится в сопровождении выводных. Групповое передвижение обвиняемых и подозреваемых производится только строем.

Выводной непосредственно подчиняется дежурному (помощнику дежурного) по изолятору временного содержания, начальнику изолятора временного содержания и его заместителям. Сопровождение выводными производится без оружия.

Он обязан:

1) по распоряжению дежурного (помощника дежурного) сопровождать подозреваемых и обвиняемых в следственные кабинеты, комнаты для свиданий, к медицинскому работнику и в иные помещения изолятора временного содержания. Поочередный вывод из камер содержащихся в изоляторе временного содержания лиц на прогулку, освидетельствование или обследование, санитарную обработку осуществлять только совместно с другими сотрудниками наряда;

2) производить личный обыск подозреваемых и обвиняемых каждый раз при выводе их из камер и по возвращении в них; тщательно осматривать перед очередным их выводом в прогулочный двор, следственные кабинеты, комнату свиданий, санпропускник, коридоры и другие помещения изолятора временного содержания, изымать обнаруженные в них предметы и вещи, которые могут быть использованы для нападения или побега, для обмена какой-либо информацией с другими лицами; докладывать дежурному и начальнику изолятора временного содержания о неисправности охранно — тревожной сигнализации, освещения и средств связи;

3) осуществлять непрерывное наблюдение за поведением подозреваемых и обвиняемых;

4) постоянно находиться у следственных кабинетов во время производства в них следственных действий, наблюдать за подозреваемыми и обвиняемыми во время их свиданий с родственниками и иными лицами, контролировать соблюдение ими установленных правил поведения;

5) при побегах и нападениях на охрану действовать в соответствии с расчетом личного состава на случай происшествий.

Основные источники публикуемых текстов нормативных правовых актов: газета «Казахстанская правда», база данных справочно-правовой системы Adviser, Интернет-ресурсы online.zakon.kz, adilet.zan.kz, другие средства массовой информации в Сети. Хотя информация получена из источников, которые мы считаем надежными и наши специалисты применили максимум сил для выверки правильности полученных версий текстов приведенных нормативных актов, мы не можем дать каких-либо подтверждений или гарантий (как явных, так и неявных) относительно их точности. Компания «КАМАЛ-Консалтинг» не несет ответственности за любые последствия какого-либо применения формулировок и положений, содержащихся в данных версиях текстов нормативных правовых актов, за использование данных версий текстов нормативных правовых актов в качестве основы или за какие-либо упущения в текстах публикуемых здесь нормативных правовых актов.

Введение. 1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых

II. Дополнительная

1. Приказ МВД России от 22 ноября 2005 г. № 950 «Об утверждении правил внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел»

2. Приказ МВД России от 20 мая 2004 г. № 309 «Об утверждении типовых штатных расписаний изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, подразделений охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых».

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИИ:

Одним из видов административной деятельности органов внутренних дел является охрана, содержание под стражей и конвоирование подозрева­емых и обвиняемых в совершении преступлений.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержа­ния (ИВС) органов внутренних дел субъектов Российской Федерации, органов внутренних дел на транспорте, горрайорганов внутренних дел. Финансирование ИВС осуществляется за счет средств федерального бюджета по смете Минис­терства внутренних дел Российской Федерации. Изоляторы временного содержания входят в подразделения по охране общественного порядка.

Содержание под стражей, подозреваемых и обвиняемых, осуществляет­ся в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан пе­ред законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства.

Вопрос № 1. Правовое регулирование и организация деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений органов внутренних дел (ИВС).

В статье 22 Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый гражданин имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

Это правило нашло отражение в статье 94 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. В то же время статья 95 УПК РФ регламентирует общий порядок и условия содержания подозреваемых под стражей.

Что же касается режима содержания под стражей подозреваемых, их прав и обязанностей, а также правил внутреннего распорядка мест временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, то они определены в Федеральном законе от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», а также Правилами внутреннего распорядка изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

В соответствии с Федеральным законом РФ «О полиции» (статья 14 п. 14) на нее возлагается ряд обязанностей по содержанию, охране, конвоированию задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Для выполнения этих обязанностей в органах внутренних дел создано подразделение охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Организационное построение данной службы выглядит следующим образом.

На федеральном уровне Главное управление по обеспечению охраны общественного порядка и координации взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов РФобеспечивает эффективность деятельности изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых, центров временного содержания несовершеннолетних правонарушителей, специальных приемников для содержания лиц, арестованных в административном порядке.

На окружном уровне – в управлениях на транспорте МВД РФ по ФО создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования, спецучреждений полиции.

На межрегиональном уровне – в линейных управлениях МВД РФ на железнодорожном, водном и воздушном транспорте создаются изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых и строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

На региональном уровне — создаются отделы (отделения, группы) организации охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых, спецучреждений полиции.

На районном уровне – создаются строевые подразделения охраны и конвоирования подозреваемых и обвиняемых.

Деятельность охранно-конвойной службы организована по двум направлениям:

1) по охране подозреваемых и обвиняемых, находящихся в изоляторах временного содержания органов внутренних дел;

2) по охране и конвоированию подозреваемых и обвиняемых, в совершении преступлений в целях обеспечения уголовно-процессуальных действий и исполнения уголовных наказаний.

В соответствии с действующим законодательством изоляторы временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел отнесены к местам содержания под стражей и предназначены для временного содержания под стражей задержанных по подозрению в совершении преступлений.

Согласно Федеральному закону от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»и ст.46 УПК РФ, подозреваемым является лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, либо в отношении которого применена мера пресечения до предъявления обвинения в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела.

Обвиняемый – это лицо, в отношении которого:

1) вынесено постановление о привлечении его в качестве обвиняемого;

2) вынесен обвинительный акт (ст. 47 УПК РФ).

В изоляторах временного содержания ОВД содержатся:

– подозреваемые;

– обвиняемые;

–осужденные, в отношении которых вынесенный приговор не вступил в законную силу и осужденные, доставленные из органов и учреждений исполнения уголовных наказаний в связи с расследованием или рассмотрением судом дел о преступлениях, совершенных этими или другими лицами.

В порядке исключения в ИВС могут содержаться лица, подвергнутые административному аресту по постановлению судьи, но только при отсутствии в данной местности специального приемника.

Основаниями для приема и содержания лиц в ИВС являются:

а) для подозреваемых в совершении преступления – протокол задержания в соответствии со ст. 92 УПК РФ, составленный следователем или дознавателем;

б) для подозреваемых и обвиняемых – постановление суда о заключении под стражу в качестве меры пресечения в соответствии со ст. 108 УПК РФ;

в) для осужденных к лишению свободы – приговор суда о назначении лишения свободы (при невозможности доставить осужденного в следственный изолятор); постановление суда об этапировании;

г) для административно арестованных, помещаемых в ИВС в порядке исключения, при отсутствии в данной местности специального приемника – копия постановления судьи с печатью суда о применении административного наказания в виде административного ареста.

Изоляторы временного содержания органов внутренних дел являются подразделениями полиции по охране общественного порядка и финансируются за счет средств федерального бюджета по смете МВД России. Решения об их создании, реорганизации и ликвидации принимаются в порядке, установленном Министерством внутренних дел Российской Федерации.

Подозреваемые и другие лица принимаются в ИВС круглосуточно дежурным, который проверяет наличие документов, свидетельствующих о наличии оснований для заключения этих лиц под стражу и помещения их в изолятор, опрашивает доставленных и сверяет их ответы с данными протокола задержания (постановления, определения, приговора суда) и других документов; регистрирует в книге учета лиц, помещенных в ИВС.

Все лица, помещаемые в изолятор, подвергаются личному обыску (административно арестованные – досмотру) в присутствии понятых того же пола, а находящиеся при них вещи – досмотру.

По окончании обыска (досмотра) и досмотра вещей составляется протокол, который подписывается сотрудником, их производившим, понятыми и обыскиваемым. Отказ обвиняемых и подозреваемых от подписи и заявленные при этом претензии отражаются в данном протоколе.

У принятых в ИВС лиц остаются только те предметы, вещи и продукты питания, которые им разрешается иметь при себе и хранить в камере в количестве и ассортименте, определенных Правилами внутреннего распорядка в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений.

Деньги, ценности, ордена, медали и документы к ним, изъятые при личном обыске, сдаются в финансовую часть органа внутренних дел, а личные вещи – в камеру хранения ИВС.

На дежурного по ИВС возлагается также обязанность оформить личное дело на подозреваемого (обвиняемого) т.е. заполнить анкету, дактилоскопическую карту и другие документы.

До начала допроса подозреваемому по его просьбе обеспечивается свидание с защитником (наедине и конфиденциально) в порядке, установленном УПК РФ.

К основным требованиям, составляющим в совокупности режим содержанияв ИВС, относятся:

1. Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Соблюдение подозреваемыми и обвиняемыми установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС состоит в том, что водворяемый в камеру ИВС должен быть ознакомлен с Правилами внутреннего распорядка, которые устанавливают порядок:

1) приема и размещения подозреваемых и обвиняемых по камерам;

2) проведения личного обыска, дактилоскопирования, фотографирования и досмотра вещей;

3) изъятия у подозреваемых и обвиняемых предметов, веществ и продуктов питания, запрещенных к хранению и использованию;

4) приема и выдачи подозреваемым и обвиняемым писем, посылок, передач;

5) направления подозреваемым и обвиняемым предложений, заявлений и жалоб;

6) подъема, утренней проверки, завтрака, прогулок;

7) предоставления свиданий с защитником и родственниками.

Осуществление пропускного режима в ИВС выражается в том, что в изолятор пропускается строго ограниченный круг лиц, а именно:

– прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением законов – по удостоверениям личности, в любое время суток с беспрепятственным допуском во все помещения;

– должностные лица органов внутренних дел, осуществляющие контроль за организацией и несением службы – по удостоверениям личности;

– сотрудники других служб – по предъявлении специального предписания, выданного начальником вышестоящего органа внутренних дел;

– следователи органов внутренних дел, Следственного комитета прокуратуры РФ и дознаватели – по удостоверению личности в следственные кабинеты и только для производства следственных действий;

– сотрудники оперативных подразделений – по удостоверению личности с письменного разрешения лица, в производстве которого находится уголовное дело, в следственные кабинеты;

– защитники – по документу, удостоверяющему личность и по предъявлении ими ордера юридической консультации – в следственные кабинеты;

– другие лица, которым предоставлено свидание с подозреваемым или обвиняемым – по предъявлении паспорта и соответствующего разрешения, только в комнату для свиданий.

Отметим, что прокуроры, следователи, дознаватели и проверяющие, прибывшие в ИВС с оружием, обязаны сдать его на временное хранение дежурному по органу внутренних дел.

Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудованных и надежно изолированных камерах с непрерывным надзором за этими лицами достигается тем, что строительство и оборудование ИВС осуществляется по типовым проектам, согласованным с органами внутренних дел. При этом устройство камер должно обеспечивать надежную изоляцию подозреваемых и обвиняемых от внешней среды и исключить возможность побега из них через оконные и дверные проемы или путем разбора или пролома стен и потолочных перекрытий, подкопов и т.п.

Рассматриваемое требование режима предполагает также раздельное размещение по камерам:

а) мужчин и женщин;

б) несовершеннолетних и взрослых; в исключительных случаях с согласия прокурора допускается содержание положительно характеризующихся взрослых впервые привлекаемых к уголовной ответственности за нетяжкие преступления совместно с несовершеннолетними;

в) лиц, впервые привлекаемых к уголовной ответственности и лиц, содержащихся в местах лишения свободы;

г) подозреваемых и обвиняемых, а также осужденных, приговоры в отношении которых вступили в законную силу;

д) подозреваемых и обвиняемых по одному уголовному делу.

Кроме того, отдельно от других лиц должны содержаться:

е) подозреваемые и обвиняемые в совершении преступлений: против основ конституционного строя и безопасности государства, против мира и безопасности человечества;

ж) подозреваемые и обвиняемые в совершении бандитизма, терроризма, разбоя, грабежа при отягчающих обстоятельствах, умышленного убийства, захвата заложников, изнасилования, вымогательства;

з) подозреваемые и обвиняемые при особо опасном рецидиве преступлений;

и) осужденные к смертной казни;

к) иностранные граждане и лица без гражданства при наличии условий;

л) лица, являющиеся или являвшиеся судьями, адвокатами, сотрудниками правоохранительных органов, таможенных органов, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, военнослужащих внутренних войск;

м) подозреваемые и обвиняемые, жизни и здоровью которых угрожает опасность;

н) больные (инфекционные и иные).

Запрет на бесконвойное передвижение означает, что камеры ИВС всегда должны быть надежно заперты и – находиться под охраной, а с наступлением темноты и до полного рассвета – освещаться.

Двери камер могут открываться дежурным по ИВС обязательно в присутствии постового у камер или выводного. Следовательно, ключи от камер должны постоянно находиться у дежурного. Однако в ИВС с большим лимитом наполнения ключи от камер могут вручаться помощнику дежурного, а в многоэтажных ИВС – также постовым у камер на втором и третьем этажах.

При открытии камер, для вывода подозреваемых (обвиняемых) принимаются меры предосторожности, исключающие возможность совершения побега из ИВС или нападения на охрану. В целях предупреждения подобных действий камеры ИВС оборудуются ограничителями открытия дверей камер на определенный угол, позволяющий выпускать задержанных только по одному.

Вывод подозреваемых и обвиняемых из камер производится в ограниченном количестве случаев и в строго определенные места:

– в следственные кабинеты ИВС;

– в комнаты для свиданий;

– в прогулочный двор;

– к медицинскому работнику;

– в туалет (при отсутствии санузлов в камерах);

– для передачи конвою;

– для уборки помещений;

– для полного обыска.

Основанием для вывода лиц, содержащихся в камерах, в следственный кабинет, является письменное требование прокурора, следователя, дознавателя или адвоката. При выводе лиц к прокурору, осуществляющему надзор за соблюдением законности в местах содержания под стражей, письменное требование не заполняется.

Передвижение подозреваемых и обвиняемых (групповое или одиночное) внутри ИВС и в прогулочный двор производится по установленным маршрутам и только в сопровождении выводного (выводных).

Налаженная система проверок, личного обыска и досмотра вещей.

Подозреваемые и обвиняемые, находящиеся в изоляторе, регулярно подвергаются личному обыску, а находящиеся при них вещи – досмотру.

Личный обыск может быть полным и неполным.

Полный личный обыск производится в присутствии понятых при поступлении подозреваемых и обвиняемых в ИВС, их выводе за пределы ИВС и по возвращении в изолятор.

Полный обыск проводится также по указанию проверяющих, либо при наличии данных о приготовлении к побегу, самоубийству, нападению на конвой (охрану) либо на иных лиц, содержащихся в ИВС, и иных чрезвычайных обстоятельствах.

Порядок проведения полного обыска регламентируется ведомственными нормативными правовыми актами МВД России.

Обнаруженные при обыске у подозреваемых и обвиняемых запрещенные к хранению в камерах вещи, предметы и ценности изымаются, о чем составляется акт, который вместе с изъятым имуществом передается следователю или дознавателю для приобщения к материалам уголовного дела.

Неполный обыск подозреваемых и обвиняемых осуществляется в случаях вызова их к прокурору, следователю, дознавателю, медицинскому работнику, до и после свидания с защитником, родственниками и иными лицами, при выводе в санпропускник, на прогулку, при утренних и вечерних проверках камер. При таком виде обыска понятые не приглашаются.

Ежесуточно для работы в изоляторе временного содержания назначаются дежурный по ИВС, его помощник, постовые и выводные.

Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные – для охраны ИВС с внешней стороны.

Постовые на внутренних постах и выводные милиционеры несут службу без оружия. Постовой наружного поста у здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Количество и вид назначаемых нарядов, их расстановка устанавливаются табелем постов, утверждаемым начальником органа внутренних дел.

В соответствии со ст. 94 УПК РФ сроки содержания лиц, помещенных в ИВС, по общему правилу не должны превышать 48 часов.

Содержание подозреваемых и обвиняемых, переведенных из следственных изоляторов для выполнения следственных действий, судебного рассмотрения дел за пределами населенных пунктов, где находятся следственные изоляторы, из которых ежедневная доставка их невозможна, допускается на время указанных действий и судебного процесса, но не более чем на 10 суток в течение месяца.

Основания освобождения подозреваемого из ИВС перечислены в ст. 94 УПК РФ. Подозреваемый подлежит освобождению по постановлению дознавателя, следователя или прокурора, если:

1) не подтвердилось подозрение в совершении преступления;

2) отсутствуют основания применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу;

3) задержание было произведено с нарушением требований ст. 91 УПК РФ.

Если постановление судьи о применении к подозреваемому меры пресечения в виде заключения под стражу либо о продлении срока содержания под стражей по истечении 48 часов с момента задержания не поступит, то подозреваемый должен быть немедленно освобожден, о чем начальник ИВС уведомляет орган дознания (следователя) и прокурора.

При этом какие-либо устные распоряжения, в том числе поступившие по телефону исполнению не подлежат.

Перед освобождением из ИВС лица, содержащегося под стражей, начальник ИВС или дежурный обязаны сверить постановление об освобождении с документами, на основании которых это лицо было помещено в ИВС, и убедиться в соответствии личности освобождаемого. Освобождаемому возвращаются под расписку изъятые при помещении в изолятор вещи, ценности, документы и деньги. В случае необходимости ему может быть выдана справка о времени нахождения в ИВС.

Назначение и организация работы изоляторов временного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел.

Охрана и содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений является одним из видов административной де­ятельности органов внутренних дел (полиции), имеющий свою правовую основу и осуществляемый в соответствии с принципами законности, ра­венства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не должны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым, содержащихся под стражей.

Местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений являются изоляторы временного содержания (ИВС) органов внутренних дел создаваемые в МВД, ГУ МВД, УМВД субъектов РФ, органах внутренних дел на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. ИВС это специализированное подразделение, предназначенное для содержания под стражей подозреваемых и обвиняе­мых в совершении преступлений.

Правовой основой содержания под стражей подозреваемых и обви­няемых являются принципы и нормы международного права, междуна­родные договоры, Конституция Российской Федерации, законодательство Российской Федерации, а также нормативно-правовые акты МВД России.

Основными законодательными актами, регулирующими указанные право­отношения, являются Уголовно-процессуальный кодекс РФ, ФЗ «О поли­ции» и Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Содержание под стражей подозреваемых и обвиняемых осуществля­ется в соответствии с принципами законности, равенства всех граждан пе­ред законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства и не долж­ны сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью при­чинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обви­няемым, содержащимся под стражей.

В ИВС временно содержатся следующие категории лиц:

1) подозреваемые, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу (по Федеральному закону от 15 июля 1995 г. «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» подозреваемый — это лицо, задержанное по подозрению в совершении преступления, а также лицо, к которому применена мера пре­сечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения);

2) обвиняемые, в отношении которых в качестве меры пресечения применено заключение под стражу (обвиняемый — это лицо, в отношении которого в порядке, установленном Уголовно-процессуальным кодексом РФ, вынесено постановление о привлечении в качестве обвиняемого в со­вершении преступления);

3) подозреваемые и обвиняемые, переведенные из следственных изоля­торов (СИЗО) для выполнения следственных действий, судебного произ­водства за пределами населенных пунктов, где находятся СИЗО, из кото­рых ежедневная доставка их не возможна.

Запрещается помещение и содержание в ИВС лиц, задержанных за совершение административных правонарушений, находящихся в состоя­нии опьянения или арестованных в административном порядке при нали­чии в ОВД специального приемника, а также иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих депортации.

Охрана подозреваемых и обвиняемых предусматривает комплекс ор­ганизационных и практических мер, осуществляемых в целях недопуще­ния побегов вышеуказанных лиц, защиты их от нападения, пресечения проникновения на охраняемую территорию посторонних лиц, незаконного выноса имущества либо проноса запрещенных предметов, обеспечения исполнения судебных решений, режимных и иных требований, а также мероприятий, предусмотренных федеральными законами и другими нор­мативно-правовыми актами.

Содержание подозреваемых и обвиняемых состоит в обеспечении надлежащего режима их изоляции, раздельного размещения и осуществ­ления постоянного надзора за ними с целью исключения возможности скрыться от следствия и суда, сокрыть вещественные доказательства, вос­препятствовать установлению истины по уголовному делу или продол­жать заниматься преступной деятельностью.

Для выполнения обязанностей по охране указанных категорий лиц в ИВС создаются охранно-конвойные подразделения. Численность таких подразделений зависит от лимита наполнения ИВС, например, при лимите наполнения до 25 человек численность подразделения должна составлять 8-11 единиц сотрудников; при лимите 26-50 человек — 13-16 единиц со­трудников; при лимите 51-75 человек — 17-20 единиц и при лимите 76-100 мел. — 21-25 единиц сотрудников. В Москве и Санкт-Петербурге числен­ность подразделений определена в индивидуальном порядке МВД России.

Ежесуточно для охраны подозреваемых и обвиняемых в изоляторе временного содержания назначаются: дежурный по ИВС, его помощник, сотрудники охранно-конвойной службы (постовые и выводные), кинолог, водитель и дежурный фельдшер медицинской части. Состав наряда на предстоящие сутки определяется начальником ИВС и утверждается начальником ОВД.

Количество и вид постов, их расстановка устанавливаются табелем по­ста, который составляется начальником ИВС и утверждается начальником ОВД. Каждому посту присваивается постоянный номер. Посты могут быть внутренними и наружными, постоянными и временными. Внутренние посты выставляются у камер и в прогулочном дворе, наружные — для охраны ИВС с внешней стороны. Постовые на внутренних постах и выводные сотрудни­ки полиции несут службу без оружия. Постовой наружного поста по пери­метру здания ИВС вооружается пистолетом или автоматом.

Режим содержания подозреваемых и обвиняемых в ИВС обеспечи­вается начальником ОВД, его заместителем — начальником полиции, заме­стителем начальника полиции по охране общественного порядка, началь­ником ИВС и включает в себя следующие правила.

1. Соблюдение установленных Правил внутреннего распорядка в ИВС.

2. Осуществление пропускного режима в ИВС.

3. Содержание подозреваемых и обвиняемых в специально оборудо­ванных и надежно изолированных камерах с осуществлением постоянного надзора за ними.

4. Запрещение бесконвойного передвижения.

5. Систему проверок, личного обыска и досмотра вещей.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *